Шпаргалка для взрослых – Шпаргалка для взрослых — Лютова Е.К., Монина Г.Б.

Шпаргалка для взрослых

Каждый ребенок — индивидуальность. Надо развивать его творческий и интеллектуальный потенциал, способности, любознательность — такие лозунги знакомы всем и каждому.
А что же такое индивидуальность? Как ее развивать? И как можно понять каждого ребенка, если в группе детского сада их 20, а в школьном классе — до 40?!
Современная наука не придумала ничего нового и необычного. Она советует нам, взрослым, чаще вставать на позицию ребенка, пытаться его глазами увидеть окружающее. Открыв для себя внутренний мир малыша, оценив его новые, неведомые нам раньше замечательные качества, мы сможем по-новому взглянуть на него, научимся понимать его, на первый взгляд бессмысленные, поступки.

Да, да, понимать! Несмотря на то, что Саша или Сережа разбил окно, пролил молоко или привязал к стулу соседского кота. Несмотря на то, что его поведение никогда не объяснить с помощью нашей, взрослой, логики. Только приняв точку зрения ребенка, мы, наконец, поймем, зачем он это сделал. А, разобравшись, может быть, станем воспринимать его поступки не как баловство и непослушание, а как попытки узнать мир, привлечь наше внимание, порадовать нас.

Все дети разные. Но все они нуждаются в нашей любви, ласке, заботе. И все они достойны этой награды: и тихони, и забияки, и задиры, и шалуны.

В последнее время все чаще приходится слышать о дифференцированном и индивидуализированном подходе к воспитанию и обучению ребенка. Конечно, есть такие дети, общаться с которыми — одно удовольствие: им все интересно, у них все получается, они вежливы, способны и очень милы. Но далеко не каждый ребенок подходит под эту категорию, и педагогу часто приходится использовать весь свой опыт, изобретательность, интуицию, чтобы найти подход к мальчикам и девочкам, посещающим группу или класс. Причем каждый учитель и воспитатель знает, что методы, помогающие в работе с Дашей и Сашей, могут быть недостаточно убедительными для Пети и Кати и совершенно неприемлемыми для Коли и Оли.

Для того чтобы немного облегчить поиск удачных приемов воспитания и обучения, мы хотим рассказать о некоторых категориях детей, с которыми часто бывает трудно ладить. Это — гиперактивные, агрессивные, тревожные и аутичные дети.

Возможно, за годы своей работы Вы встретили и проводили во взрослую жизнь не один десяток (или не одну сотню) детей, и, когда Вы читаете эти строки, перед Вашими глазами встают образы веселых и горластых, тихих и скромных вихрастых ребятишек. Кому-то из них Вы сумели помочь, а в каких-то ситуациях Вы оказались бессильны. Но Вы помните всех. Помнят Вас и они. (А иногда и приводят к Вам своих детей).

Многих из них Вы любили и любите до сих пор. Хотя подчас трудно любить кусающегося, орущего, лягающегося и размазывающего слезы по щекам Васю или Петю. Трудно, но, оказывается, можно. Это возможно для понимающего педагога, спешащего навстречу маленькому человечку.

[свернуть]

5psy.ru

Лютова Шпаргалка для взрослых Психокоррекционна..

Лютова Е.К., Монина Г.Б.

Шпаргалка для взрослых:

Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми.
оглавление


О книге 4

ОТ АВТОРОВ 4

Структура книги 5

О программе “Сообщество” 5

ГЛАВА 1. ГИПЕРАКТИВНЫЕ ДЕТИ 7

Что такое гиперактивность? 8

Портрет гиперактивного ребенка 9

Как выявить гиперактивного ребенка 9

Как помочь гиперактивному ребенку 11

Работа с родителями гиперактивного ребенка 15

Шпаргалка для взрослых или правила работы с гиперактивными детьми 17

Как играть с гиперактивными детьми 18

Подвижные игры 19

Игры за партами 23

ГЛАВА 2. АГРЕССИВНЫЕ ДЕТИ 24

Что такое агрессивность? 25

Портрет агрессивного ребенка 25

Как выявить агрессивного ребенка 27

Критерии агрессивности (схема наблюдения за ребенком) 27

Критерии агрессивности у ребенка (анкета) 27

Как помочь агрессивному ребенку 28

Работа с гневом 29

Обучение навыкам распознавания и контроля негативных эмоций 32

Формирование способности к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию 35

Работа с родителями агрессивного ребенка 36

Шпаргалка для взрослых или правила работы с агрессивными детьми 38

Как играть с агрессивными детьми 39

Подвижные игры 39

Игры за партами 43

ГЛАВА 3. ТРЕВОЖНЫЕ ДЕТИ 43

Что такое тревожность? 43

Портрет тревожного ребенка 45

Как выявить тревожного ребенка 45

Критерии определения тревожности у ребенка 46

Признаки тревожности 46

Критерии определений страха разлуки 47

Как помочь тревожному ребенку 48

Повышение самооценки 48

Обучение детей умению управлять своим поведением 51

Снятие мышечного напряжения 53

Работа с родителями тревожного ребенка 53

Шпаргалка для взрослых или правила работы с тревожными детьми 54

Как играть с тревожными детьми 55

Подвижные игры 55

Игры, способствующие расслаблению 58

Игры, направленные на формирование у детей чувства доверия и уверенности в себе 59

Игры за партами 60

ГЛАВА 4 АУТИЧНЫЕ ДЕТИ 60

Что такое “аутизм”? 60

Портрет аутичного ребенка 62

Как выявить аутичного ребенка 63

Как помочь аутичному ребенку 64

Работа с родителями аутичного ребенка 70

Шпаргалка для взрослых или правила работы с аутичными детьми 71

Как играть с аутичными детьми 71

Подвижные игры 72

Игры за партами 74

ГЛАВА 5 РИСУЮТ НАШИ ДЕТИ 74

Рисунки гиперактивных детей 76

Рисунки агрессивных детей 79

Рисунки тревожных детей 80

Рисунки аутичных детей 82

ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ ИЛИ МИР ГЛАЗАМИ РЕБЕНКА 83

Список литературы 85

Список рекомендуемой литературы 85

О книге


Издание подготовлено при участии Литературного агентства “Новая строка”

Рецензент: доктор психологических наук Л. А. Головей

Книга поможет воспитателям и учителям научиться понимать “сложных” детей, выбирать оптимальные способы взаимодействия с ними. Авторы предлагают конкретные рекомендации по выявлению симптомов гиперактивности, агрессивности, тревожности, аутизма у детей. В книге содержится подробное описание практических приемов, игр и упражнений, способствующих адаптации таких “проблемных” детей, а также советы родителям.

Для психологов, воспитателей, учителей младших классов, студентов психологических и педагогических факультетов.

ОТ АВТОРОВ


Каждый ребенок — индивидуальность. Надо развивать его творческий и интеллектуальный потенциал, способности, любознательность — такие лозунги знакомы всем и каждому.

А что же такое индивидуальность? Как ее развивать? И как можно понять каждого ребенка, если в группе детского сада их 20, а в школьном классе — до 40?!

Современная наука не придумала ничего нового и необычного. Она советует нам, взрослым, чаще вставать на позицию ребенка, пытаться его глазами увидеть окружающее. Открыв для себя внутренний мир малыша, оценив его новые, неведомые нам раньше замечательные качества, мы сможем по-новому взглянуть на него, научимся понимать его, на первый взгляд бессмысленные, поступки.

Да, да, понимать! Несмотря на то, что Саша или Сережа разбил окно, пролил молоко или привязал к стулу соседского кота. Несмотря на то, что его поведение никогда не объяснить с помощью нашей, взрослой, логики. Только приняв точку зрения ребенка, мы, наконец, поймем, зачем он это сделал. А, разобравшись, может быть, станем

воспринимать его поступки не как баловство и непослушание, а как попытки узнать мир, привлечь наше внимание, порадовать нас.

Все дети разные. Но все они нуждаются в нашей любви, ласке, заботе. И все они достойны этой награды: и тихони, и забияки, и задиры, и шалуны.

В последнее время все чаще приходится слышать о дифференцированном и индивидуализированном подходе к воспитанию и обучению ребенка. Конечно, есть такие дети, общаться с которыми — одно удовольствие: им все интересно, у них все получается, они вежливы, способны и очень милы. Но далеко не каждый ребенок подходит под эту категорию, и педагогу часто приходится использовать весь свой опыт, изобретательность, интуицию, чтобы найти подход к мальчикам и девочкам, посещающим группу или класс. Причем каждый учитель и воспитатель знает, что методы, помогающие в работе с Дашей и Сашей, могут быть недостаточно убедительными для Пети и Кати и совершенно неприемлемыми для Коли и Оли.

Для того чтобы немного облегчить поиск удачных приемов воспитания и обучения, мы хотим рассказать о некоторых категориях детей, с которыми часто бывает трудно ладить. Это — гиперактивные, агрессивные, тревожные и аутичные дети.

Возможно, за годы своей работы Вы встретили и проводили во взрослую жизнь не один десяток (или не одну сотню) детей, и, когда Вы читаете эти строки, перед Вашими глазами встают образы веселых и горластых, тихих и скромных вихрастых ребятишек. Кому-то из них Вы сумели помочь, а в каких-то ситуациях Вы оказались бессильны. Но Вы помните всех. Помнят Вас и они. (А иногда и приводят к Вам своих детей).

Многих из них Вы любили и любите до сих пор. Хотя подчас трудно любить кусающегося, орущего, лягающегося и размазывающего слезы по щекам Васю или Петю. Трудно, но, оказывается, можно. Это возможно для понимающего педагога, спешащего навстречу маленькому человечку.

Структура книги


Предлагаемая книга поможет Вам понять Ваших учеников и воспитанников и принять их такими, какие они есть. Ее структура такова. Четыре первые главы посвящены описанию работы соответственно с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. В начале каждой главы помещена научная справка, кратко рассказывающая о происхождении того или иного термина, приводится его определение и информация о возможных причинах возникновения проблемы. Далее следует словесный портрет ребенка, воспитание которого связано с той или иной проблемой, даны рекомендации по выявлению этих детей, оказанию им помощи, а также по работе с их родителями. В каждую главу включена “Шпаргалка для взрослых”, которая может рассматриваться как резюме изложенного теоретического материала или как краткие рекомендации для педагогов и родителей. Затем идет подробное описание игр и упражнений, которыми можно воспользоваться, занимаясь с детьми. Пятая глава посвящена анализу рисунков детей с различными особенностями развития и поведения.

При создании книги мы использовали данные, приведенные в литературе, посвященной работе педагогов и психологов с различными категориями детей, результаты собственной работы и опыт наших коллег: Я. А. Павловой, И. В. Шевцовой, Л. В. Агеевой, Г. Д. Черепановой, Е. А. Васильевой, М. В. Луткиной, Т. Е. Першиной.

О программе “Сообщество”


В основу этой книги положены принципы, которые реализуются в рамках программы “Сообщество”, поэтому прежде всего мы хотели бы ознакомить Вас с этой программой.

Когда в группу детского сада, работающего по программе “Сообщество”, впервые приходит ребенок, его поражает обилие игрушек и их доступность.

Когда в группу впервые входят папы и мамы, они удивляются способу организации пространства: “Странно, детей много, а никто друг другу не мешает”.

Когда в группу впервые входит воспитатель, он, окинув опытным взглядом все вокруг, мысленно отмечает, где и какое занятие можно провести.

Когда в группу впервые входит психолог, он немеет от восторга. Обо всем, что имеется в группе, начиная от расстановки мебели и заканчивая содержимым каждого контейнера, мечтает каждый работающий с детьми психолог.

А если ребенок, родитель, воспитатель и психолог “погостят” в группе подольше, они, безусловно, поймут: здесь все делается для ребенка и вместе с ребенком.

Что же такое программа “Сообщество”?

В наше время никого уже не удивишь рождением еще одной образовательной программы. Однако выбор программы — это всегда большая ответственность и для родителей и для педагогов. Какая же школа, какая образовательная программа нужна нам сегодня? Многие годы педагоги из разных стран пытаются совместить и примирить два, казалось бы, противоположных понятия: “групповое обучение” и “индивидуальный подход”. И вот тут-то на помощь приходит программа “Сообщество”, которая учитывает как возрастные, так и индивидуальные особенности каждого ребенка. Для достижения этой цели используется целый ряд технологий, о них пойдет речь дальше.

Образовательная программа “Сообщество” (первоначальное название — “Шаг за шагом”) — Международный проект института “Открытое общество”, рекомендована Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации. Это единственная в России программа непрерывного образования. Она ориентирована на детей в возрасте от рождения до девяти лет. В России реализуется с 1994 года. По этой программе работают 26 стран мира. В России — 20 регионов от Москвы до Владивостока. Все новые и новые участники подключаются к обучению в специально созданных центрах и начинают внедрять основные принципы программы “Сообщество” в своей работе. В настоящее время программа распространяется Российским фондом по развитию образования “Сообщество”, сетью его филиалов и учебных центров.

Философия программы основана на гуманистической идее о праве ребенка на собственный путь развития. Одна из ее главных целей — способствовать развитию потенциальных возможностей каждого ребенка, воспитанию активного человека, способного реализовать себя в жизни.

В связи с этим внедрение данной программы предполагает три основных направления:

индивидуализацию работы с ребенком;

предоставление ребенку свободы выбора;

вовлечение семьи в процесс воспитания.

Программа содержит ряд конкретных технологий, четкое следование которым позволяет добиться высоких результатов.

Так, в целях реализации принципа индивидуализации используется уникальная технология наблюдения и планирования. За каждым ребенком ведется целенаправленное наблюдение всеми взрослыми, которые с ним работают, причем — с обязательной письменной фиксацией. На основе этих наблюдений педагоги, учитывая сильные и слабые стороны ребенка, составляют индивидуальную программу развития каждого своего воспитанника или ученика, ставят ближайшие цели на день, на неделю и долгосрочные — на 2—3 месяца. Затем составляется “Карта группы” на текущую неделю, в которой, учитывая потребности каждого ребенка, воспитатели или учителя планируют индивидуальные занятия и занятия с малыми группами детей, имеющих сходные проблемы. Фронтальные занятия не проводятся вовсе.

Все пространство группы или класса поделено на Центры активности, количество и направленность которых зависят от возрастной группы. Например, Центр песка и воды, Центр настольных игр и математики, Центр изобразительного творчества, Центр кулинарии.

Каждое утро дети, придя в детский сад, имеют право сами выбрать, где, с кем и чем они хотели бы заниматься. Групповой сбор — один из любимых “ритуалов”, принятых в программе. В это время дети сидят в кругу на ковре и обсуждают самые важные для них проблемы. Затем педагог сообщает, что ждет их в каждом Центре активности, и они выбирают себе занятие по душе.

Дети быстро привыкают к такой форме работы, хотя на первых порах далеко не всем бывает легко прислушаться к себе и понять собственные потребности. Иногда дети испытывают затруднения не только при выборе вида деятельности надень, но, даже выбирая, что надеть сегодня. Возможность ежедневной тренировки этого навыка способствует воспитанию самостоятельности, учит детей планировать свою деятельность, что, в свою очередь, пригодится им во взрослой жизни.

Внедрение принципа свободного выбора не создает никакого хаоса в группе. Напротив, использование определенных технологических ключей способствует воспитанию у детей самоконтроля и ответственности. Педагоги стремятся особым образом организовать развивающую среду в группе, наполнить каждый центр активности такими материалами, которые будут стимулировать активность детей и побуждать их к творчеству. Конечно, это можно сделать лишь на основании наблюдения и планирования, о которых говорилось выше.

Игровые центры становятся в некотором смысле экспериментальными лабораториями: детям разрешается брать любые материалы, размещенные в открытых контейнерах, и использовать их в соответствии со своими целями. Воспитатели и учителя выступают лишь в роли помощников ребенка. Так как программа предусматривает использование личностно-ориентированной модели взаимодействия взрослого и ребенка, дети и педагоги вступают в равноправное партнерское общение.

Главная цель педагога — способствовать развитию ребенка, что и происходит ежедневно в процессе ненасильственного обучения. Конечно, подобная система образования и воспитания окажется сложной для реализации, если внедрять ее будет только один педагог. Поэтому в каждой группе детского сада одновременно должны присутствовать трое взрослых (воспитатель, ассистент и помощник воспитателя), а в школе — два учителя. В роли ассистента могут выступать желающие помочь педагогу родители.

Вовлечение семьи в работу с ребенком — неотъемлемая часть программы “Сообщество”. Недостатка в волонтерах не бывает. Родители, видя, как много делается для их ребенка, какие результаты приносит реализация индивидуальной программы обучения и развития, составленной педагогами именно для их ребенка, сами предлагают свою по-

мощь. Да и для родителей делается немало. Тренинга, семинары, конференции, праздники, клубы, неформальные встречи — все это способствует рождению сплоченного коллектива педагогов и родителей.

Таким образом, благодаря программе “Сообщество”, дети приобретают доброжелательное отношение всех взрослых, навыки партнерского общения со сверстниками и педагогами, умение самостоятельно принимать решения; родители начинают лучше понимать своего ребенка и особенности его развития; педагоги повышают уровень профессионального мастерства, получая моральное удовлетворение от того, что педагогический процесс стал намного эффективней.

Работа по программе — это коллективная деятельность, поэтому в тех детских садах и школах, где она внедряется, создается сплоченная группа единомышленников, команда людей, которые стремятся к одной цели: помочь детям. И, естественно, программа не может быть реализована без психолога.

Технология программы построена таким образом, что в организации пространства и форм взаимодействия взрослого и ребенка заложено все необходимое для проведения коррекционной работы психолога с разными категориями детей.

Мы понимаем, что далеко не во всех детских садах и школах можно создать такие условия, однако рекомендации, которые мы приводим в книге, применимы в любом случае, самое главное — искренне стремиться помочь детям.

Успехов Вам!


перейти в каталог файлов

stomfaq.ru

Лютова Шпаргалка для взрослых Психокоррекционна..

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Лютова Е.К., Монина Г.Б.

Шпаргалка для взрослых:

Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми.
оглавление


О книге 4

ОТ АВТОРОВ 4

Структура книги 5

О программе “Сообщество” 5

ГЛАВА 1. ГИПЕРАКТИВНЫЕ ДЕТИ 7

Что такое гиперактивность? 7

Портрет гиперактивного ребенка 8

Как выявить гиперактивного ребенка 8

Как помочь гиперактивному ребенку 11

Работа с родителями гиперактивного ребенка 14

Шпаргалка для взрослых или правила работы с гиперактивными детьми 15

Как играть с гиперактивными детьми 16

Подвижные игры 17

Игры за партами 21

ГЛАВА 2. АГРЕССИВНЫЕ ДЕТИ 22

Что такое агрессивность? 22

Портрет агрессивного ребенка 23

Как выявить агрессивного ребенка 24

Критерии агрессивности (схема наблюдения за ребенком) 24

Критерии агрессивности у ребенка (анкета) 25

Как помочь агрессивному ребенку 26

Работа с гневом 26

Обучение навыкам распознавания и контроля негативных эмоций 29

Формирование способности к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию 32

Работа с родителями агрессивного ребенка 33

Шпаргалка для взрослых или правила работы с агрессивными детьми 35

Как играть с агрессивными детьми 35

Подвижные игры 36

Игры за партами 39

ГЛАВА 3. ТРЕВОЖНЫЕ ДЕТИ 39

Что такое тревожность? 39

Портрет тревожного ребенка 41

Как выявить тревожного ребенка 41

Критерии определения тревожности у ребенка 41

Признаки тревожности 42

Критерии определений страха разлуки 43

Как помочь тревожному ребенку 43

Повышение самооценки 43

Обучение детей умению управлять своим поведением 46

Снятие мышечного напряжения 47

Работа с родителями тревожного ребенка 47

Шпаргалка для взрослых или правила работы с тревожными детьми 49

Как играть с тревожными детьми 49

Подвижные игры 50

Игры, способствующие расслаблению 52

Игры, направленные на формирование у детей чувства доверия и уверенности в себе 52

Игры за партами 53

ГЛАВА 4 АУТИЧНЫЕ ДЕТИ 54

Что такое “аутизм”? 54

Портрет аутичного ребенка 55

Как выявить аутичного ребенка 56

Как помочь аутичному ребенку 57

Работа с родителями аутичного ребенка 62

Шпаргалка для взрослых или правила работы с аутичными детьми 63

Как играть с аутичными детьми 63

Подвижные игры 64

Игры за партами 66

ГЛАВА 5 РИСУЮТ НАШИ ДЕТИ 66

Рисунки гиперактивных детей 68

Рисунки агрессивных детей 70

Рисунки тревожных детей 71

Рисунки аутичных детей 72

ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ ИЛИ МИР ГЛАЗАМИ РЕБЕНКА 74

Список литературы 75

Список рекомендуемой литературы 76

О книге


Издание подготовлено при участии Литературного агентства “Новая строка”

Рецензент: доктор психологических наук Л. А. Головей

Книга поможет воспитателям и учителям научиться понимать “сложных” детей, выбирать оптимальные способы взаимодействия с ними. Авторы предлагают конкретные рекомендации по выявлению симптомов гиперактивности, агрессивности, тревожности, аутизма у детей. В книге содержится подробное описание практических приемов, игр и упражнений, способствующих адаптации таких “проблемных” детей, а также советы родителям.

Для психологов, воспитателей, учителей младших классов, студентов психологических и педагогических факультетов.

ОТ АВТОРОВ


Каждый ребенок — индивидуальность. Надо развивать его творческий и интеллектуальный потенциал, способности, любознательность — такие лозунги знакомы всем и каждому.

А что же такое индивидуальность? Как ее развивать? И как можно понять каждого ребенка, если в группе детского сада их 20, а в школьном классе — до 40?!

Современная наука не придумала ничего нового и необычного. Она советует нам, взрослым, чаще вставать на позицию ребенка, пытаться его глазами увидеть окружающее. Открыв для себя внутренний мир малыша, оценив его новые, неведомые нам раньше замечательные качества, мы сможем по-новому взглянуть на него, научимся понимать его, на первый взгляд бессмысленные, поступки.

Да, да, понимать! Несмотря на то, что Саша или Сережа разбил окно, пролил молоко или привязал к стулу соседского кота. Несмотря на то, что его поведение никогда не объяснить с помощью нашей, взрослой, логики. Только приняв точку зрения ребенка, мы, наконец, поймем, зачем он это сделал. А, разобравшись, может быть, станем

воспринимать его поступки не как баловство и непослушание, а как попытки узнать мир, привлечь наше внимание, порадовать нас.

Все дети разные. Но все они нуждаются в нашей любви, ласке, заботе. И все они достойны этой награды: и тихони, и забияки, и задиры, и шалуны.

В последнее время все чаще приходится слышать о дифференцированном и индивидуализированном подходе к воспитанию и обучению ребенка. Конечно, есть такие дети, общаться с которыми — одно удовольствие: им все интересно, у них все получается, они вежливы, способны и очень милы. Но далеко не каждый ребенок подходит под эту категорию, и педагогу часто приходится использовать весь свой опыт, изобретательность, интуицию, чтобы найти подход к мальчикам и девочкам, посещающим группу или класс. Причем каждый учитель и воспитатель знает, что методы, помогающие в работе с Дашей и Сашей, могут быть недостаточно убедительными для Пети и Кати и совершенно неприемлемыми для Коли и Оли.

Для того чтобы немного облегчить поиск удачных приемов воспитания и обучения, мы хотим рассказать о некоторых категориях детей, с которыми часто бывает трудно ладить. Это — гиперактивные, агрессивные, тревожные и аутичные дети.

Возможно, за годы своей работы Вы встретили и проводили во взрослую жизнь не один десяток (или не одну сотню) детей, и, когда Вы читаете эти строки, перед Вашими глазами встают образы веселых и горластых, тихих и скромных вихрастых ребятишек. Кому-то из них Вы сумели помочь, а в каких-то ситуациях Вы оказались бессильны. Но Вы помните всех. Помнят Вас и они. (А иногда и приводят к Вам своих детей).

Многих из них Вы любили и любите до сих пор. Хотя подчас трудно любить кусающегося, орущего, лягающегося и размазывающего слезы по щекам Васю или Петю. Трудно, но, оказывается, можно. Это возможно для понимающего педагога, спешащего навстречу маленькому человечку.

Структура книги


Предлагаемая книга поможет Вам понять Ваших учеников и воспитанников и принять их такими, какие они есть. Ее структура такова. Четыре первые главы посвящены описанию работы соответственно с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. В начале каждой главы помещена научная справка, кратко рассказывающая о происхождении того или иного термина, приводится его определение и информация о возможных причинах возникновения проблемы. Далее следует словесный портрет ребенка, воспитание которого связано с той или иной проблемой, даны рекомендации по выявлению этих детей, оказанию им помощи, а также по работе с их родителями. В каждую главу включена “Шпаргалка для взрослых”, которая может рассматриваться как резюме изложенного теоретического материала или как краткие рекомендации для педагогов и родителей. Затем идет подробное описание игр и упражнений, которыми можно воспользоваться, занимаясь с детьми. Пятая глава посвящена анализу рисунков детей с различными особенностями развития и поведения.

При создании книги мы использовали данные, приведенные в литературе, посвященной работе педагогов и психологов с различными категориями детей, результаты собственной работы и опыт наших коллег: Я. А. Павловой, И. В. Шевцовой, Л. В. Агеевой, Г. Д. Черепановой, Е. А. Васильевой, М. В. Луткиной, Т. Е. Першиной.

О программе “Сообщество”


В основу этой книги положены принципы, которые реализуются в рамках программы “Сообщество”, поэтому прежде всего мы хотели бы ознакомить Вас с этой программой.

Когда в группу детского сада, работающего по программе “Сообщество”, впервые приходит ребенок, его поражает обилие игрушек и их доступность.

Когда в группу впервые входят папы и мамы, они удивляются способу организации пространства: “Странно, детей много, а никто друг другу не мешает”.

Когда в группу впервые входит воспитатель, он, окинув опытным взглядом все вокруг, мысленно отмечает, где и какое занятие можно провести.

Когда в группу впервые входит психолог, он немеет от восторга. Обо всем, что имеется в группе, начиная от расстановки мебели и заканчивая содержимым каждого контейнера, мечтает каждый работающий с детьми психолог.

А если ребенок, родитель, воспитатель и психолог “погостят” в группе подольше, они, безусловно, поймут: здесь все делается для ребенка и вместе с ребенком.

Что же такое программа “Сообщество”?

В наше время никого уже не удивишь рождением еще одной образовательной программы. Однако выбор программы — это всегда большая ответственность и для родителей и для педагогов. Какая же школа, какая образовательная программа нужна нам сегодня? Многие годы педагоги из разных стран пытаются совместить и примирить два, казалось бы, противоположных понятия: “групповое обучение” и “индивидуальный подход”. И вот тут-то на помощь приходит программа “Сообщество”, которая учитывает как возрастные, так и индивидуальные особенности каждого ребенка. Для достижения этой цели используется целый ряд технологий, о них пойдет речь дальше.

Образовательная программа “Сообщество” (первоначальное название — “Шаг за шагом”) — Международный проект института “Открытое общество”, рекомендована Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации. Это единственная в России программа непрерывного образования. Она ориентирована на детей в возрасте от рождения до девяти лет. В России реализуется с 1994 года. По этой программе работают 26 стран мира. В России — 20 регионов от Москвы до Владивостока. Все новые и новые участники подключаются к обучению в специально созданных центрах и начинают внедрять основные принципы программы “Сообщество” в своей работе. В настоящее время программа распространяется Российским фондом по развитию образования “Сообщество”, сетью его филиалов и учебных центров.

Философия программы основана на гуманистической идее о праве ребенка на собственный путь развития. Одна из ее главных целей — способствовать развитию потенциальных возможностей каждого ребенка, воспитанию активного человека, способного реализовать себя в жизни.

В связи с этим внедрение данной программы предполагает три основных направления:

индивидуализацию работы с ребенком;

предоставление ребенку свободы выбора;

вовлечение семьи в процесс воспитания.

Программа содержит ряд конкретных технологий, четкое следование которым позволяет добиться высоких результатов.

Так, в целях реализации принципа индивидуализации используется уникальная технология наблюдения и планирования. За каждым ребенком ведется целенаправленное наблюдение всеми взрослыми, которые с ним работают, причем — с обязательной письменной фиксацией. На основе этих наблюдений педагоги, учитывая сильные и слабые стороны ребенка, составляют индивидуальную программу развития каждого своего воспитанника или ученика, ставят ближайшие цели на день, на неделю и долгосрочные — на 2—3 месяца. Затем составляется “Карта группы” на текущую неделю, в которой, учитывая потребности каждого ребенка, воспитатели или учителя планируют индивидуальные занятия и занятия с малыми группами детей, имеющих сходные проблемы. Фронтальные занятия не проводятся вовсе.

Все пространство группы или класса поделено на Центры активности, количество и направленность которых зависят от возрастной группы. Например, Центр песка и воды, Центр настольных игр и математики, Центр изобразительного творчества, Центр кулинарии.

Каждое утро дети, придя в детский сад, имеют право сами выбрать, где, с кем и чем они хотели бы заниматься. Групповой сбор — один из любимых “ритуалов”, принятых в программе. В это время дети сидят в кругу на ковре и обсуждают самые важные для них проблемы. Затем педагог сообщает, что ждет их в каждом Центре активности, и они выбирают себе занятие по душе.

Дети быстро привыкают к такой форме работы, хотя на первых порах далеко не всем бывает легко прислушаться к себе и понять собственные потребности. Иногда дети испытывают затруднения не только при выборе вида деятельности надень, но, даже выбирая, что надеть сегодня. Возможность ежедневной тренировки этого навыка способствует воспитанию самостоятельности, учит детей планировать свою деятельность, что, в свою очередь, пригодится им во взрослой жизни.

Внедрение принципа свободного выбора не создает никакого хаоса в группе. Напротив, использование определенных технологических ключей способствует воспитанию у детей самоконтроля и ответственности. Педагоги стремятся особым образом организовать развивающую среду в группе, наполнить каждый центр активности такими материалами, которые будут стимулировать активность детей и побуждать их к творчеству. Конечно, это можно сделать лишь на основании наблюдения и планирования, о которых говорилось выше.

Игровые центры становятся в некотором смысле экспериментальными лабораториями: детям разрешается брать любые материалы, размещенные в открытых контейнерах, и использовать их в соответствии со своими целями. Воспитатели и учителя выступают лишь в роли помощников ребенка. Так как программа предусматривает использование личностно-ориентированной модели взаимодействия взрослого и ребенка, дети и педагоги вступают в равноправное партнерское общение.

Главная цель педагога — способствовать развитию ребенка, что и происходит ежедневно в процессе ненасильственного обучения. Конечно, подобная система образования и воспитания окажется сложной для реализации, если внедрять ее будет только один педагог. Поэтому в каждой группе детского сада одновременно должны присутствовать трое взрослых (воспитатель, ассистент и помощник воспитателя), а в школе — два учителя. В роли ассистента могут выступать желающие помочь педагогу родители.

Вовлечение семьи в работу с ребенком — неотъемлемая часть программы “Сообщество”. Недостатка в волонтерах не бывает. Родители, видя, как много делается для их ребенка, какие результаты приносит реализация индивидуальной программы обучения и развития, составленной педагогами именно для их ребенка, сами предлагают свою по-

мощь. Да и для родителей делается немало. Тренинга, семинары, конференции, праздники, клубы, неформальные встречи — все это способствует рождению сплоченного коллектива педагогов и родителей.

Таким образом, благодаря программе “Сообщество”, дети приобретают доброжелательное отношение всех взрослых, навыки партнерского общения со сверстниками и педагогами, умение самостоятельно принимать решения; родители начинают лучше понимать своего ребенка и особенности его развития; педагоги повышают уровень профессионального мастерства, получая моральное удовлетворение от того, что педагогический процесс стал намного эффективней.

Работа по программе — это коллективная деятельность, поэтому в тех детских садах и школах, где она внедряется, создается сплоченная группа единомышленников, команда людей, которые стремятся к одной цели: помочь детям. И, естественно, программа не может быть реализована без психолога.

Технология программы построена таким образом, что в организации пространства и форм взаимодействия взрослого и ребенка заложено все необходимое для проведения коррекционной работы психолога с разными категориями детей.

Мы понимаем, что далеко не во всех детских садах и школах можно создать такие условия, однако рекомендации, которые мы приводим в книге, применимы в любом случае, самое главное — искренне стремиться помочь детям.

Успехов Вам!

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
перейти в каталог файлов

metodich.ru

Статья по теме: Шпаргалка для взрослых


Шпаргалка для взрослых, 

или правила работы с тревожными детьми.

 

Одной из форм нарушения течения нормальной жизни человека, даже ребёнка младшего школьного возраста. Является напряжённость, вызванная эмоциональным состоянием человека. Часто повышенная эмоциональная напряжённость сопровождается страхами, беспокойством. Опасениями и перерастает в устойчивое состояние тревожности. Тревожность может быть личностной и ситуативной..

 

Ситуативная тревожность — это обычное временное состояние, но оно может быть устойчивым, для конкретных ситуаций, порождаясь ими, она редко возникает в других ситуациях. Это могут быть ожидание опроса на уроке, проверочные и контрольные работы, беседы с педагогом или родителями, беседы с незнакомыми или неприятными людьми, от которых ребёнок может ожидать чего угодно.

 

Личностная тревожность становится чертой личности человека и отражается на его отрицательном (тревожном, беспокойном) отношении к любым жизненным ситуациям

 

  • Принимайте ребёнка таким, какой он есть.
  • Исходить из интересов ребёнка.
  • Не сравнивайте ребёнка с окружающими, проводите сравнение только с ним самим и его результатами.
  • Избегайте состязания и каких-либо видов работ, учитывающих скорость.
  • Научитесь улавливать вербальные и невербальные сигналы, свидетельствующие о его дискомфорте.
  • Терпеливо объясняйте ребёнку смысл его деятельности, создавайте комфортную обстановку для обучения и общения.
  • Избегайте переутомления ребёнка. Как можно чаще разговаривайте с ребёнком, анализируйте вместе его психологическое состояние и проигрывайте его поведение в различных ситуациях.
  • Чаще используйте телесный контакт, упражнения на релаксацию.
  • Способствуйте повышению самооценки ребёнка, чаще хвалите ребёнка и так, чтобы он знал, за что.
  • Чаще обращайтесь к ребёнку по имени.
  • Не предъявляйте к ребёнку завышенных требований.
  • Старайтесь делать ребёнку как можно меньше замечаний.
  • Будьте последовательны в воспитании ребёнка.
  • Демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всём примером ребёнку.
  • Нацеливайте его на будущее, в соответствии с его возрастными особенностями.

nsportal.ru

Консультация (подготовительная группа) по теме: Гиперактивные дети (Шпаргалка для взрослых или Правила работы с гиперактивными детьми) Консультация для воспитателей и родителей

Гиперактивные дети

(Шпаргалка для взрослых

или Правила работы с гиперактивными детьми)

          Консультация для воспитателей и родителей

Воспитатель: Еременко Е.А.

В основе гипердинамического синдрома могут лежать микроорганические поражения головного мозга, возникшие в результате осложнений беременности и родов, истощающие соматические заболевания раннего возраста (тяжелый диатез, диспепсия), физические и психические травмы. Никакая другая детская трудность не вызывает так много нареканий и жалоб родителей и воспитателей детских садов как эта, весьма распространенная в дошкольном возрасте (В.И. Гарбузов, 1990).

Основные признаки гипердинамического синдрома  – отвлекаемость внимания и двигательная расторможенность. Гипердинамичный ребенок импульсивен и никто не рискнет предсказать, что он сделает в следующий миг. Не знает этого и он сам. Действует он, не задумываясь о последствиях, хотя плохого не замышляет и сам искренне огорчается из-за происшествия, виновником которого становится. Он легко переносит наказания, не помнит обиды, не держит зла, поминутно ссорится со сверстниками и тут же мирится. Это самый шумный ребенок в детском коллективе.

Гиперактивному ребенку трудно сидеть, он суетлив, много двигается, вертится на месте, иногда чрезмерно говорлив, может раздражать манерой своего поведения. Часто у него плохая координация или недостаточный мышечный контроль. Он неуклюж, роняет или ломает вещи, проливает молоко. Такому ребенку трудно концентрировать свое внимание, он легко отвлекается, часто задает множество вопросов, но редко дожидается ответов…-  Вероятно, каждому воспитателю и учителю знаком этот портрет.

Каждый педагог, работающий с гиперактивным ребенком, знает, сколько хлопот и неприятностей доставляет тот окружающим. Однако это только одна сторона медали. Нельзя забывать, что в первую очередь страдает сам ребенок. Ведь он не может вести себя так, как требуют взрослые, и не потому, что не хочет, а потому, что его физиологические возможности не позволяют ему сделать это. Такому ребенку трудно долгое время сидеть неподвижно, не ерзать, не разговаривать. Постоянные окрики, замечания, угрозы наказания, на которые так щедры взрослые, не улучшают его поведения, а порой даже становятся источниками новых конфликтов. Кроме того, такие формы воздействия могут способствовать формированию у ребенка “отрицательных” черт характера. В результате страдают все: и ребенок, и взрослые, и дети, с которыми он общается.

Добиться того, чтобы гиперактивный ребенок стал послушным и покладистым, еще не удавалось никому, а научиться жить в мире и сотрудничать с ним — вполне посильная задача!!!

Самая большая проблема гипердинамичного ребенка – его отвлекаемость. Заинтересовавшись чем-то, он забывает о предыдущем, и ни одно дело не доводит до конца. Он любопытен, но не любознателен, ибо любознательность предполагает некоторое постоянство интереса.

Пик проявлений гипердинамического синдрома – 6-7 лет. В благоприятных случаях к 14-15 годам его острота сглаживается, а первые его проявления можно заметить уже в младенчестве.

Отвлекаемость внимания и двигательную расторможенность ребенка необходимо настойчиво и последовательно преодолевать с самых первых лет его жизни. Необходимо четко разграничивать целенаправленную активность и бесцельную подвижность. Нельзя сдерживать физическую подвижность такого ребенка, это противопоказано состоянию его нервной системы. Но его двигательную активность надо направлять и организовывать: если он бежит куда-то, то пусть это будет выполнением какого-то поручения. Хорошую помощь могут оказать подвижные игры с правилами, спортивные занятия. Самое главное – подчинить его действия цели и приучить достигать ее.

В старшем дошкольном возрасте гипердинамичного ребенка начинают приучать к усидчивости. Когда он набегается и устанет, ему можно предложить заняться лепкой, рисованием, конструированием, причем нужно обязательно постараться сделать так, чтобы интерес к такому занятию побуждал ребенка довести начатое дело до конца. На первых порах требуется настойчивость взрослых, которые порой буквально физически удерживают ребенка за столом, помогая ему закончить постройку или рисунок. Постепенно усидчивость станет для него привычной и, поступив в школу, он сможет просидеть за партой весь урок.

Если коррекционная работа с гиперактивным ребенком проводится настойчиво и последовательно с первых лет его жизни, то можно ожидать, что к 6-7 годам проявления синдрома будут преодолены. В противном случае, поступив в школу, гиперактивный ребенок столкнется с еще более серьезными трудностями. К сожалению, такого ребенка зачастую считают просто непослушным и невоспитанным и пытаются воздействовать на него строгими наказаниями в виде бесконечных запретов и ограничений. В результате ситуация только усугубляется, так как нервная система гипердинамичного ребенка просто не справляется с подобной нагрузкой, и срыв следует за срывом. Особенно сокрушительно проявления синдрома начинают сказываться приблизительно с 13 лет и старше, определяя судьбу уже взрослого человека.

Именно поэтому я считаю столь необходимым обратить внимание воспитателей и родителей на гиперактивность детей – дошкольников.

Шпаргалка для взрослых или правила работы с гиперактивными детьми

1. Работать с ребенком в начале дня, а не вечером.

2. Уменьшить рабочую нагрузку ребенка.

3. Делить работу на более короткие, но более частые периоды. Использовать физкультминутки.

4. Быть драматичным, экспрессивным педагогом.

5. Снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха.

6. Посадить ребенка во время занятий рядом с взрослым.

7. Использовать тактильный контакт (элементы массажа, прикосновения, поглаживания).

8. Договариваться с ребенком о тех или иных действиях заранее.

9. Давать короткие, четкие и конкретные инструкции.

10. Использовать гибкую систему поощрений и наказаний.

11. Поощрять ребенка сразу же, не откладывая но будущее.

12. Предоставлять ребенку возможность выбора.

13. Оставаться спокойным. Нет хладнокровия -нет преимущества!

Как играть с гиперактивными детьми

Подбирая игры (особенно подвижные) для гиперактивных детей, необходимо учитывать следующие особенности таких детей: дефицит внимания, импульсивность, очень высокую активность, а также неумение длительное время подчиняться групповым правилам, выслушивать и выполнять инструкции (заострять внимание на деталях), быструю утомляемость. В игре им трудно дожидаться своей очереди и считаться с интересами других. Поэтому включать таких детей в коллективную работу целесообразно поэтапно. Начинать можно с индивидуальной работы, затем привлекать ребенка к играм в малых подгруппах и только после этого переходить к коллективным играм. Желательно использовать игры с четкими правилами, способствующие развитию внимания.

Возможно также использование игр, которые помогут ребенку приобрести навыки контроля двигательной активности.

Функция, на тренировку которой направлены игры

Индивидуальные

Групповые

Внимание

“Найди отличие” “Запрещенное движение”

“Запрещенное движение” “Передай мяч” “Броуновское движение”

Контроль двигательной

“Разговор с руками”

“Море волнуется”

Контроль импульсивности

“Говори!” “Съедобное-несъедобное”

“Съедобное-несъедобное” “Говори!” “Сиамские близнецы” “Слепой и поводырь”

 «Игры на тренировку двух и трех функций»

Тренируемые функции

Игры

Внимание и контроль импульсивности

“Кричалки — шепталки— молчалки” “Гвалт”

Внимание и контроль двигательной активности

“Колпак мой треугольный” “Расставь посты” “Замри”

Контроль импульсивности и контроль двигательной активности

“Час тишины и час “можно””

Внимание, контроль импульсивности и контроль двигательной активности

“Слушай команду” “Слушай хлопки” “Морские волны”

Использованная литература:

 —  Лютова Е.К., Монина Г.Б.  Шпаргалка для взрослых: психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, атревожными и аутичными детьми.

— Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? М., 2000.

— Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка. М., 1997.

— Крюкова С. В., Слободяник Н.С. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. М., 1999.

— Фромм А. Азбука для родителей. Ленинград, 1991.

nsportal.ru

Шпаргалка для взрослых 👍 | Школьные сочинения

Правила работы с тревожными детьми

1. Избегайте состязаний и каких-либо видов работ, учитывающих скорость.

2. Не сравнивайте ребенка с окружающими.

3. Чаще используйте телесный контакт, упражнения на релаксацию.

4. Способствуйте повышению самооценки ребенка, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал, за что.

5. Чаще обращайтесь к ребенку по имени.

6. Демонстрируете образцы уверенного поведения, будьте во всем примером ребенку.

7. Не предъявляйте к ребенку завышенных требований.

8. Будьте последовательны в воспитании ребенка.

9. Старайтесь делать ребенку как можно меньше замечаний.

10. Используйте наказание лишь в крайних случаях.

11. Не унижайте ребенка, наказывая его.

Правила работы с гиперактивными детьми

1. Работать с ребенком в начале дня, а не вечером.

2. Уменьшить рабочую нагрузку ребенка.

3. Делить работу на более короткие, но более частые периоды. Использовать физкультминутки.

4. Быть драматичным, экспрессивным педагогом.

5. Снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха.

6. Посадить

ребенка во время занятий рядом с взрослым.

7. Использовать тактильный контакт (элементы массажа, прикосновения, поглаживания).

8. Договариваться с ребенком о тех или иных действиях заранее.

9. Давать короткие, четкие и конкретные инструкции.

10. Использовать гибкую систему поощрений и наказаний.

11. Поощрять ребенка сразу же, не откладывая на будущее.

12. Предоставлять ребенку возможность выбора.

13. Оставаться спокойным. Нет хладнокровия – нет преимущества!

Правила работы с агрессивными детьми

1. Быть внимательным к нуждам и потребностям ребенка.

2. Демонстрировать модель неагрессивного поведения.

3. Быть последовательным в наказаниях ребенка, наказывать за конкретные поступки.

4. Наказания не должны унижать ребенка.

5. Обучать приемлемым способам выражения гнева.

6. Давать ребенку возможность проявлять гнев непосредственно после фрустрирующего события.

7. Обучать распознаванию собственного эмоционального состояния и состояния окружающих людей.

8. Развивать способность к эмпатии.

9. Расширять поведенческий репертуар ребенка.

10. Отрабатывать навык реагирования в конфликтных ситуациях.

11. Учить брать ответственность на себя.

lit.ukrtvory.ru

Консультация по теме: ШПАРГАЛКА ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ, ИЛИ ПРАВИЛА РАБОТЫ С ТРЕВОЖНЫМИ ДЕТЬМИ

Шпаргалка для взрослых, или правила работы с тревожными детьми

1. Избегайте состязаний и каких-либо видов робот, учитывающих скорость.

2. Не сравнивайте ребенка с окружающими.

3. Чаще используйте телесный контакт, упражнения на релаксацию.

4. Способствуйте повышению самооценки ребенка, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал, за что.

5. Чаще обращайтесь к ребенку по имени.

6. Демонстрируете образцы уверенного поведения, будьте во всем примером ребенку.

7. Не предъявляйте к ребенку завышенных требований.

8. Будьте последовательны в воспитании ребенка.

9. Старайтесь делать ребенку как можно меньше замечаний.

10. Используйте наказание лишь в крайних случаях.

11. Не унижайте ребенка, наказывая его.

Играем с тревожными детьми

На начальных этапах работы с тревожным ребенком следует руководствоваться следующими правилами:

1. Включение ребенка в любую новую игру должно проходить поэтапно. Пусть он сначала ознакомится с правилами игры, посмотрит, как в нее играют другие дети и лишь потом, когда сам захочет, станет ее участником.

2. Необходимо избегать соревновательных моментов и игр, в которых учитывается скорость выполнения задания, например, таких как “Кто быстрее?”

3. Если вы вводите новую игру, то для того чтобы тревожный ребенок не ощущал опасности от встречи с чем-то неизвестным, лучше проводить ее на материале, уже знакомом ему (картинки, карточки). Можно использовать часть инструкции или правил из игры, в которую ребенок уже играл неоднократно.

4. Игры с закрытыми глазами рекомендуется использовать только после длительной работы с ребенком, когда он сам решит, что может выполнить это условие.

Если ребенок высокотревожен, то начинать работу с ним лучше с релаксационных и дыхательных упражнений, например: “Воздушный шарик”, “Корабль и ветер”, “Дудочка”, “Штанга”, “Винт”, “Водопад” и др.

Чуть позднее, когда дети начнут осваиваться, можно к этим упражнениям добавить следующие: “Подарок под елкой”, “Драка”, “Сосулька”, “Шалтай-Болтай”, “Танцующие руки”.

В коллективные игры тревожного ребенка можно включать, если он чувствует себя достаточно комфортно, а общение с другими детьми не вызывает у него особых трудностей. На этом этапе работы будут полезны игры “Дракон”, “Слепой танец”, “Насос и мяч”, “Головомяч”, “Гусеница”, “Бумажные мячики”.

Игры “Зайки и слоны”, “Волшебный стул” и др., способствующие повышению самооценки, можно проводить на любом этапе работы. Эффект от этих игр будет лишь в том случае, если они проводятся многократно и регулярно (каждый раз можно вносить элемент новизны).

Работая с тревожными детьми, следует помнить, что состояние тревоги, как правило, сопровождается сильным зажимом различных групп мышц. Поэтому релаксационные и дыхательные упражнения для данной категории детей просто необходимы. Инструктор по лечебной гимнастике Л. В. Агеева сделала подборку таких упражнений для дошкольников. Мы несколько модифицировали их, внесли игровые моменты, не меняя содержания.

Подвижные игры

Упражнения на релаксацию и дыхание:

“Драка”

Цель: расслабить мышцы нижней части лица и кистей рук. “Вы с другом поссорились. Вот-вот начнется драка. Глубоко вдохните, крепко-накрепко сожмите челюсти. Пальцы рук зафиксируйте в кулаках, до боли вдавите пальцы в ладони. Затаите дыхание на несколько секунд. Задумайтесь : а может, не стоит драться? Выдохните и расслабьтесь. Ура! Неприятности позади!”

Это упражнение полезно проводить не только с тревожными, но и с агрессивными детьми.

“Воздушный шарик”

Цель: снять напряжение, успокоить детей. Все играющие стоят или сидят в кругу. Ведущий дает инструкцию: “Представьте себе, что сейчас мы с вами будем надувать шарики. Вдохните воздух, поднесите воображаемый шарик к губам и, раздувая щеки, медленно, через приоткрытые губы надувайте его. Следите глазами за тем, как ваш шарик становится все больше и больше, как увеличиваются, растут узоры на нем. Представили? Я тоже представила ваши огромные шары. Дуйте осторожно, чтобы шарик не лопнул. А теперь покажите их друг другу”. Упражнение можно повторить 3 раза.

“Корабль и ветер”

Цель: настроить группу на рабочий лад, особенно, если дети устали.

“Представьте себе, что наш парусник плывет по волнам, но вдруг он остановился. Давайте поможем ему и пригласим на помощь ветер. Вдохните в себя воздух, сильно втяните щеки… А теперь шумно выдохните через рот воздух, и пусть вырвавшийся на волю ветер подгоняет кораблик. Давайте попробуем еще раз. Я хочу услышать как шумит ветер!” Упражнение можно повторить 3 раза.

“Подарок под елкой”

Цель: расслабление мышц лица, особенно вокруг глаз.

“Представьте себе, что скоро Новогодний праздник. Вы целый год мечтали о замечательном подарке. Вот вы подходите к елке, крепко-крепко зажмуриваете глаза и делаете глубокий вдох. Затаите дыхание. Что же лежит под елкой? Теперь выдохните и откройте глаза. О, чудо! Долгожданная игрушка перед вами! Вы рады? Улыбнитесь”.

После выполнения упражнения можно обсудить (если дети захотят), кто о чем мечтает.

“Дудочка”

Цель: расслабление мышц лица, особенно вокруг губ. “Давайте поиграем на дудочке. Неглубоко вдохните воздух, поднесите дудочку к губам. Начинайте медленно выдыхать, и на выдохе попытайтесь вытянуть губы. в трубочку. Затем начните сначала. Играйте! Какой замечательный оркестр!”

Все перечисленные упражнения можно выполнять в классе, сидя или стоя за партами.

nsportal.ru