Синдром эмоционального выгорания у педагогов: Профессиональное выгорание педагогов и пути его преодоления — 26 Октября 2020 — Публикации педагогов

Консультация для педагогов «Синдром эмоционального выгорания у педагогов»

  1. Главная
  2. Работа психолога с педагогами
  3. Консультации для воспитателей
  4. Консультация для педагогов «Синдром эмоционального выгорания у педагогов»

Знакомо ли вам состояние, когда неожиданно чувствуешь себя очень уставшим, появляется крайне странное ощущение, будто внутри что-то сломалось: все безразлично, все нипочем? Работа, которая так нравилась, которой отдавался без остатка, без которой не представлял своей жизни, теперь не радует, а раздражает, общение с детьми вызывает негативные эмоции. В голове живет только одна мысль: поскорее закончился бы рабочий день! Дома тоже ничего не хочется, даже общаться с близкими …

Многие, наверное, находились в подобном состоянии. Психологи назвали его синдром эмоционального выгорания.

Под синдромом эмоционального выгорания понимают эмоциональное истощение и опустошение, причиненное собственной работой. Он разворачивается на фоне хронического стресса, приводя к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов человека.

Синдром эмоционального выгорания — это опасное профессиональное заболевание тех, кто работает с людьми: педагогов, врачей, психологов, социальных работников. Известный американский психолог Кристина Маслач, которая одна из первых начала исследовать эту проблему, утверждала, что эмоциональное выгорание — это плата за сочувствие.

Профессия педагога отличается рядом специфических особенностей, главной из которых является безусловное общение с детьми, а также волевой стимул, который постоянно побуждает к практической педагогической деятельности. Образовательная деятельность не имеет фиксированного объема и общепринятых критериев оценки результативности, но требует творчества, активного функционирования сознания, постоянной работы над собой, совершенствования и пополнения знаний, что часто приводит к эмоциональному перенапряжению.

Поэтому главными причинами возникновения синдрома эмоционального выгорания педагогов являются:

— Стресс, вызванный большим количеством требований;

class=»eliadunit»>

— Неспокойная обстановка на работе, требующей устойчивого внимания и напряжения;

— Не всегда разумная организация рабочего времени и труда;

— Невнимание к своему физическому здоровью.

Учитывая, что психологическое переутомление педагога приводит к снижению качества образовательного процесса, ухудшению психологического климата в группе, а, следовательно, и эмоционального состояния детей, очень важно заранее предупредить возникновение синдрома эмоционального выгорания. Поэтому психолог в детском саду регулярно проводит работу, направленную на профилактику синдрома эмоционального выгорания. Это позволяет педагогам совершенствовать коммуникативные умения, научиться дискутировать, доказывать правильность своей точки зрения и принимать без обид и взаимных претензий точку зрения оппонента. А еще — педагоги учатся определять свое эмоциональное состояние, овладевают техниками релаксации и техниками, которые позволяют быстро взять себя в руки в стрессовой ситуации. 

Некоторые практические психологи, однако, признаются в том, что с педагогическим коллективом работать сложно, ведь педагоги не всегда охотно идут на контакт, с осторожностью соглашаются на участие в работе тренингов на семинарах-практикумах.

Rating: ( 0 Rating )
Мы в соцсетях

Популярные материалы

  • Главная
  • Открытое занятие психолога (сказкотерапия) в старшей группе: «Развитие базовых эмоций и воли»
  • Открытое занятие психолога с элементами сказкотерапии в подготовительной группе: «Сказочное путешествие»
  • Тренинг для родителей «Когда в семье «тяжелые» родители»
  • Коррекционно-развивающая программа для развития познавательных процессов дошкольников 4 года жизни «Подари добро»
  • Программа развития интеллекта детей 6-7 лет

Особенности синдрома эмоционального выгорания педагогов коррекционной школы

Психология труда, инженерная психология, эргономика | Мир педагогики и психологии №07 (48) Июль 2020

УДК 159. 9.07

Дата публикации 21.07.2020

Бячкова Наталия Борисовна
доцент кафедры общей и клинической психологии, канд. филос.наук, доцент, Пермский государственный национальный исследовательский университет, Пермь, Россия

Аннотация: В статье анализируется понятие синдрома эмоционального выгорания педагогов коррекционной школы. Исследуется взаимосвязь синдрома эмоционального выгорания, параметров трудовой мотивации, специфики профессиональной деятельности. Обобщаются результаты исследования, проведенного на выборке специальной школы-интерната 8 вида и педагогов общей образовательной школы. Результаты исследования обсуждаются с учетом внутренних (мотивации) и внешних (характер профессиональной деятельности) факторов, способствующих развитию эмоционального выгорания.
Ключевые слова: cиндром эмоционального выгорания, специфика профессиональной деятельности педагогов, трудовая мотивация, факторы развития синдрома эмоционального выгорания

Features of burnout syndrome of special school teachers

Biachkova Nathalia B.
associate Professor of the Department of General and clinical psychology, candidate of philosophy associate Professor, Perm State University, Perm, Russia

Abstract: The article analyzes the concept of burnout syndrome of special school teachers. The relationship between burnout syndrome, the parameters of labor motivation, and the peculiarity of professional activity are studied. The results of the study conducted on a sample of special boarding schools of 8 types and teachers of general education schools are summarized. The results of the study are discussed taking into account internal (motivation) and external (nature of professional activity) factors that contribute to the development of emotional burnout.
Keywords: burnout syndrome, peculiarity of professional activity of teachers, labor motivation, factors of development of burnout syndrome.

Правильная ссылка на статью

Бячкова Н.Б. Особенности синдрома эмоционального выгорания педагогов коррекционной школы // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2020. № 07 (48). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/osobennosti-sindroma-emotsionalnogo-vygoraniya-pedagogov-korrektsionnoj-shkoly.html (Дата обращения: 21.07.2020)

Проблема исследования

Понятие синдрома эмоционального выгорания в достаточной степени изучено в современных социальных науках.

Тем не менее наблюдается возрастание интереса к данной теме. Это связано с увеличением эмоциональных и физических нагрузок в сфере помогающих профессий. По мнению В.В. Бойко [1], Т.В. Форманюк [12], Н.Е. Водопьяновой [2] Т.И. Рогинской [7], Д.Г. Трунова [9, 10], негативные психические переживания и состояния могут затрагивать разные грани трудового (педагогического) процесса: профессиональную деятельность, личность профессионала, профессиональное общение, в целом отрицательно сказываться на профессиональном развитии специалиста.

Существует достаточное количество концепций синдрома эмоционального выгорания. Так, Г. Фейдейбергер, впервые описавший синдром эмоционального выгорания, считает, что это — «истощение энергии у профессионалов в сфере социальной помощи, когда они чувствуют себя перегруженными проблемами других людей, вследствие чего снижается их эффективность в целях и действиях» [цитируется по 12]. К. Маслач, в свою очередь, определяет эмоциональное выгорание как «синдром физического и эмоционального истощения, включая утрату понимания и сочувствуя по отношению к клиентам» [6].

В.В. Бойко рассматривает синдром эмоционального выгорания с позиции механизмов психологической защиты. В его понимании синдром эмоционального выгорания – «это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций (понижения их энергетики) в ответ на избранные психотравмирующие воздействия» [1, с. 33]. В.В. Бойко подчеркивает значение внутренних факторов, способствующих появлению эмоционального выгорания: интенсивная интериоризация обязанностей, роли, повышенная совестливость и чувство ответственности. На начальных этапах «выгорания» они нагнетают напряжение, а на последующих провоцируют психологическую защиту.

Существует тесная взаимосвязь между синдромом эмоционального выгорания и мотивацией профессиональной деятельности. ««Выгорание» может приводить к снижению профессиональной мотивации: напряженная работа постепенно превращается в бессодержательное занятие, появляется апатия и даже негативизм по отношению к рабочим обязанностям, которые сводятся к минимуму» [8, с. 13]. Кроме этого отмечаются  нарушения в мотивационно сфере и профессиональном поведении. По мнению Д.Г. Трунова, синдром эмоционального выгорания является следствием изменений в мотивационной сфере специалиста: «Уменьшение (исчезновение) мотивации может не осознаваться консультантом, хотя внешне будет проявляется вполне конкретными симптомами «сгорания»: нежеланием работать,   потерей   интереса   и   т.д.   Они   могут   свидетельствовать   о   том,   что   у консультанта   больше   нет   внутренней   необходимости   в   продолжении   своей деятельности» [9; с. 84-85].  Однако стоит учитывать, что профессиональная мотивация имеет достаточно сложную структуру. Было бы интересно исследовать изменения различных аспектов профессиональной мотивации специалистов, испытывающих синдром эмоционального выгорания. Мы считаем, что компоненты синдрома эмоционального выгорания связаны с различными характеристиками мотивационной сферы педагогов коррекционной школы. Это одна из гипотез нашего исследования. Следующая гипотеза основана на предположении о том, что развитие синдрома сгорания и изменение структуры трудовой мотивации связаны с характером деятельности педагогов. Данная гипотеза частично основана на результатах исследования Н.Е. Водопьяновой, которая не выявила «связи между стажем работы учителей и уровнем выгорания». Не установлено  также соотношение между стажем работы и предпочтением тех или иных моделей преодолевающего поведения» [2, с. 157]. Вероятно, таким образом, существуют иные факторы развития синдрома сгорания. Мы предполагаем, что данным фактором может быть специфика профессиональной деятельности. Очевидно, что профессиональная деятельность педагогов коррекционной школы имеет ряд существенных особенностей: низкая социальная оценка педагогического труда, невостребованность большей части профессиональных знаний, высокая эмоциональная нагрузка. Это та работа, которую принято называть «неблагодарной».

Итак, целью нашего исследования является изучение особенностей синдрома эмоционального выгорания педагогов коррекционной школы.

Исследование и полученные результаты

Исследование проводилось на выборке учителей специальной школы-интерната 8 вида Пермского края (30 педагогов) и средней образовательной школы (26 педагогов). В исследовании приняли участие 56  педагогов. Все испытуемые женского пола, возраст  — от 35 до 45 лет. Стаж педагогической деятельности от 10 до 15 лет.

Предполагая, что синдром эмоционального выгорания определенным образом взаимосвязан с мотивацией профессиональной деятельности педагогов, нами были выбраны следующие методики: «Диагностика уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко» [1, с.147], «Накопление эмоционально-энергетических зарядов, направленных на самого себя» В.В. Бойко [4, с.513], «Шкала эмоциональной стабильности — нестабильности (нейротизма)» Г. Айзенка [4, с.550], «Оценка профессиональной направленности (мотивации) личности учителя» [3, с.463], «Структура мотивации трудовой деятельности» К. Замфир [3, с.444].

При первичной обработке полученных в ходе исследования показателей были определены такие структурные средние значения выборки как: мода (Мо), медиана (Ме), среднее значение (Xср), а также верхний и нижний квартили (Q1, Q3). С определенной долей вероятности можно утверждать, что полученные в ходе исследования характеристики выборки носят характер нормального распределения. Анализ распределения позволил нам сделать вывод о возможности использования Т–критерия Стьюдента для анализа значимых различий проявлений синдрома сгорания и  компонентов структуры трудовой мотивации испытуемых и корреляционного анализа Пирсона для выявления значимых взаимосвязей проявлений синдрома сгорания и компонентов структуры трудовой мотивации педагогов.

Таблица 1. Значимые различия в выраженности характеристик синдрома эмоционального выгорания и мотивационной сферы  педагогов

Показатели

ср.значения

ср.значения

t-value

р

учителя коррекц. школы

учителя общеобр. школы

Фаза напряжения

35,15

24,83

2,24

0,03

*

Фаза истощения

36,31

47,80

-2,01

0,05

*

Эмоциональная нестабильность

13,65

15,83

-2,03

0,05

*

Мотивация организаторской деятельности

5,35

6,50

-2,83

0,01

**

Мотивация профессиональных знаний

4,85

5,97

-2,15

0,04

*

Мотивация одобрения

5,70

4,43

2,88

0,01

**

Критические значения t: *p<0,05 =2,01; **p<0,01 =2,68.

Как следует из таблицы 1, установлено различие в выраженности особенностей характеристик синдрома эмоционального выгорания  у педагогов по показателю Нп (2,24; p<0,05) – фаза «Напряжения». Значения данного показателя, в большей степени выражены в группе педагогов из коррекционной школы. В то же время значения показателя Ис (-2,01; p<0,05) — фаза «Истощения» имеют более высокую степень выраженности у педагогов из общей образовательной школы. Этот факт подтверждает и различие в значениях показателя ЭмНс (-2,03; p<0,05) – эмоциональная нестабильность, значения которого, также более выражены в группе педагогов из общей образовательной школы.

Наиболее значимые различия в выраженности особенностей характеристик эмоциональной сферы  у педагогов приходятся на  показатели МО (2,88; p<0,01) – мотивация одобрения, который в большей степени выражен у педагогов, работающих в коррекционной школе, и на показатель МОД – мотивация организаторской деятельности (-2,83; p<0,01), который, в свою очередь, значительно выше у педагогов из общей образовательной школы.

Также установлено значимое различие между выборками двух групп педагогов по  показателю МПЗ (-2,15; p<0,05) – мотивация профессиональных знаний. Значения данного показателя наиболее выражены в выборке учителей общей образовательной школы.

Как отмечалось выше, для рассмотрения специфики взаимосвязей показателей характеристик синдрома эмоционального выгорания и мотивационной сферы педагогов коррекционной и общей образовательной школ был использован корреляционный анализ Пирсона. Данные полученных результатов по двум выборкам учителей представлены в Таблицах 2, 3.

Таблица 2. Значимые взаимосвязи, полученные на выборке учителей из коррекционной школы

 

 

Показатели

 

Напряжение

 

Резистенция

 

Истощение

Эмоционал напряжение

Эмоционал нестабильн

Мотивация профессиональных знаний

 

-0,42*

-0,43*

 

 

Мотивация общения

-0,45*

-0,53**

 

-0,54**

-0,58**

Мотивация одобрения

 

 

0,41*

0,43*

0,43*

Внешняя положительная мотивация

 

 

-0,41*

-0,4*

 

Внешняя отрицательная мотивация

 

0,67**

 

 

 

Внутренняя мотивация

-0,62**

-0,45*

-0,47*

-0,39*

-0,69**

Критические значения:  *p<0,05 =0,39; **p<0,01 =0,50

Таблица 3. Значимые взаимосвязи, полученные на выборке учителей из общеобразовательной школы

 

 

Показатели

 

Напряжение

 

Резистенция

 

Истощение

Эмоционал напряжение

Эмоционал нестабильн

Мотивация организаторской деятельности

 

 

0,48**

0,49**

0,42*

Мотивация профессиональных знаний

 

0,42*

 

0,39*

 

Мотивация общения

-0,37*

0,38*

0,41*

 

 

Мотивация одобрения

-0,36*

 

-0,4*

 

 

Мотивация соблюдения этических и нравственных норм

 

 

-0,45*

 

 

Внешняя положительная мотивация

-0,61**

 

-0,43*

 

-0,38*

Внешняя отрицательная мотивация

 

0,39*

0,53**

 

 

Внутренняя мотивация

 

 

-0,466**

-0,380*

 

Критические значения:  *p<0,05 =0,36; **p<0,01 =0,46

Отметим, что количество взаимосвязей в обеих группах приблизительно одинаковое. Также выявлены общие корреляции: в обеих выборках показатель Нп – напряжение взаимосвязан с показателем МО – мотивация общения; показатель Рз – резистенция коррелирует с показателем ВОМ – внешняя отрицательная мотивация, а показатель Ис – истощение имеет корреляционные связи с показателями ВПМ – внешняя положительная мотивация и ВМ – внутренняя мотивация. 

Все остальные, исследуемые взаимосвязи, специфичны. Установлено, что в выборке педагогов из общей образовательной школы наибольшее количество взаимосвязей получено с показателем Ис — истощение (7 связей), а в выборке педагогов из коррекционной школы – с показателе ВМ – внутренняя мотивация (5 связей).

Обсуждение результатов

В целом, анализ результатов в выборках педагогов коррекционной и общей образовательной школ позволил сделать следующие выводы:

Проявление таких симптомов эмоционального выгорания как чрезмерное переживание за события, происходящие в школе, эмоциональное напряжение, связанное с неудовлетворенностью результатами своего труда, ощущение постоянных психологических перегрузок более свойственно педагогам из коррекционной школы, нежели педагогам из общей образовательной школы. Возможно, к этому приводит более высокий уровень психотравмирующих факторов  в профессиональной деятельности в коррекционной школе.

У педагогов из образовательной школы, в отличие от учителей коррекционной школы в большей степени проявляются такие симптомы эмоционального выгорания как ощущение «притупления» проявления эмоций по отношению к детям, истощение эмоциональных ресурсов, снижение эмоциональной вовлеченности в работу с учениками, повышение конфликтности и появление соматических заболеваний.

Эмоциональная нестабильность более свойственна педагогам из общей образовательной школы; педагоги же из коррекционной школы, как показал анализ, способны осуществлять контроль своих эмоций в большей степени, и их эмоции менее подвержены резким изменениям.

Педагоги из коррекционной школы существенно превосходят педагогов из общей образовательной школы в стремлении соответствовать нормам и требованиям, предъявляемых окружающими, то есть стремятся получать одобрение. Можно предположить, что невысокий социальный статус и условия работы педагогов в коррекционной школе создают предпосылки к формированию у них стремления к получению признания и одобрения со стороны окружающих.

 Педагоги из общей образовательной школы, в отличие от педагогов из коррекционной школы испытывают большую потребность в реализации себя в организационной деятельности. Возможно, они в большей степени стремятся к власти и доминированию над окружающими (в данном случае над учащимися), склонны к принятию ответственности на себя за организацию деятельности своих учеников.

Педагоги из общей образовательной школы в большей степени заинтересованы в повышении уровня своих знаний по преподаваемым предметам. Это может говорить об их стремлении к развитию своего кругозора, повышению профессиональной квалификации. При этом у них повышается риск развития такого симптома эмоционального выгорания, как «резистенция», а также избегания каких-либо проблем, возникающих в процессе трудовой деятельности. При мотивации педагогов общеобразовательной школы на избегание критики, наказаний, стремлении к организаторской деятельности и общению, не исключено развитие таких симптомов эмоционального выгорания, как эмоциональный дефицит, эмоциональная отстранённость, личностная отстранённость, психосоматические и психоэмоциональные нарушения.

В то же время, учителя из коррекционной школы, менее мотивированы на получение новых знаний по преподаваемому предмету. Не исключено, что у педагогов коррекционной школы развитию симптомов фазы эмоционального выгорания «истощение» способствуют низкая мотивация повышения уровня профессиональных знаний, недостаточное внешнее мотивирование, а также постоянное стремление соответствовать нормам и требованиям окружающих. Можно также предположить, что у педагогов коррекционной школы, обладающих внутренней мотивацией профессиональной деятельности, вероятность развития таких симптомов эмоционального выгорания, как  эмоциональная неустойчивость и эмоциональное напряжение достаточно низка.

Можно также предположить, что при высокой внутренней мотивации профессиональной деятельности, вероятность формирования у педагогов коррекционной школы таких симптомов эмоционального выгорания как эмоциональный дефицит, эмоциональная отстранённость, личностная отстранённость, психосоматические и психоэмоциональные нарушения достаточно низкая. Полученные результаты нашего эмпирического исследования соотносятся с результатами исследования, проведенного А. Пайнс в 1982 году. А. Пайнс исследовала связь мотивации и «сгорания». Проведенный эксперимент показал, что «значимость работы как мотив деятельности» (внутренней мотивация профессиональной деятельности) связан с эмоциональным выгоранием. «Если работа оценивается как незначимая в собственных глазах, то синдром развивается быстрее» [цитируется по 12].

Для педагогов коррекционной школы характерно также и то, что при высоко выраженном стремлении к получению одобрения за выполняемую ими деятельность не исключается развитие следующих симптомов эмоционального выгорания. Это снижение сочувствия и сопереживания, эмоциональной отзывчивости, почти полное исключение эмоций из сферы профессиональной деятельности и утрата интереса к ребенку, как к субъекту педагогической деятельности.  В то время, у педагогов общей образовательной школы при ориентации на получение одобрения за свои действия и поступки вероятность развития данных симптомов эмоционального выгорания низкая.

Независимо от сферы преподавательской деятельности при высокой потребности к общению и установлению контактов с окружающими людьми снижается развитие следующих симптомов эмоционального выгорания: переживание психотравмирующих обстоятельств, неудовлетворённость собой, загнанность в клетку.

Это говорит о том, что у учителей, ориентированных на сам процесс профессиональной деятельности, на достижение положительных результатов и стремление соответствовать требованиям окружающих исключается высокая вероятность развития таких симптомов эмоционального выгорания как неудовлетворенность своей профессиональной деятельностью и ее результатами, конфликтность, тревожность, связанная с работой, уныние и т.п. В том случае, если у педагогов отмечается снижение внутренних потребностей в выполнении своей профессиональной деятельности, и они не стремятся к  тому, чтобы соответствовать ожиданиям окружающих (коллеги, дети, их родители), то вероятность развития выше перечисленных симптомов не исключается. Полученный результат эмпирического исследования соотносится с результатами исследований, проведенных Т.Н. Мартыновой и О.П. Бусовиковой [5]. Не смотря на то что в исследовании Т.Н. Мартыновой и О.П. Бусовиковой изучались показатели сформированности синдрома эмоционального выгорания у людей социальных профессий, имеющих различную выраженность мотивации избегания неудачи, в их исследовании было установлено, что в группе испытуемых с высокой мотивацией избегания неудачи сформированность синдрома «выгорания» значительно выше, чем в группе испытуемых с низкой мотивацией избегания неудачи. Мы считаем уместным ссылку на данное исследование, так как мотивация избегания неудачи является составляющей внешней отрицательной мотивации.


Список литературы

1.Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других – М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 1996. – 472 с.
2.Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. – СПб.: Питер, 2008. – 336 с.
3.Ильин Е.П. Мотивация и мотивы – СПб.: Питер, 2013. – 508 с.
4.Ильин Е.П. Эмоции и чувства. – СПб.: Питер, 2018. – 782 с.
5.Мартынова Т.Н., Бусовикова О.П. Исследование формирования синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности социальных работников // Сибирская психология сегодня: Сборник научных трудов. — Вып. 2. – Кемерово, 2003 – С. 410.
6.Маслач К. Профессиональное выгорание: как люди справляются. http://psypiter.com/library/
7.Рогинская Т.И. Синдром выгорания в социальных профессиях // Психологический журнал – 2002 – т.23 — №3 – С. 85-95.
8.Сидоров П.И., Соловьев А.Г., Новикова И.А. Синдром профессионального выгорания – Архангельск: Северный гос. мед. университет, 2007. –176 с.
9.Трунов Д.Г. Синдром сгорания: позитивный подход к проблеме // Журнал практического психолога. – 1998 – № 8 — С. 84-89.
10.Трунов Д.Г. Еще раз о «синдроме сгорания»: экзистенциальный подход // Сайт http // hpsy.ru/public/x037.htm
11.Умняшкина С. В. Синдром эмоционального выгорания как проблема самоактуализации личности (в сфере помогающих профессий)// Диссертация к.п.н. Томск, 2001.
12.Форманюк Т.В. Синдром «эмоционального сгорания» учителя// Вопросы психологии, 1994, №6 – С. 54-67.

← Предыдущая статьяРаскрытие субъектности подростка в процессе организации комьюнити-зоны в школе

Следующая статья →К вопросу о гуманистическом потенциале преподавания учебных дисциплин в рамках контактной и самостоятельной работы обучающихся

Расскажите о нас своим друзьям:

Образовательные ресурсы и идеи | Концентратор K12

Выгорание. Это то, с чем в какой-то момент своей карьеры сталкивается большинство учителей. Хотя эта карьера полезна, она также требовательна. Если мы собираемся реализовать себя в своей педагогической карьере, нам нужно знать, как определить и избежать эмоционального выгорания учителей. Ниже приведены предупреждающие знаки, которые могут указывать на то, что мы находимся на пути к выгоранию.

Раздражительность
Многие учителя от природы дружелюбны, что помогает им в общении с семьями и учениками. Когда учителя начинают замечать, что их настроение ухудшается, и начинают чувствовать раздражение и злость, а не радость и возбуждение, это может указывать на то, что они выгорают.

Обычно это происходит из-за того, что карьера оставляет мало времени на заботу о себе. Когда учителя не могут выспаться или не едят здоровую пищу, они будут страдать от плохого настроения и эмоций. Это может привести к вспыльчивости или общему ощущению раздражительности.

Потеря желания общаться
Перегоревшие учителя могут не захотеть ходить на общественные собрания. Вне школы учителя могут отклонять приглашения на общественные мероприятия и отрезать себя от остального мира, пытаясь справиться со всем, что у них на тарелках. Возможно, им даже потребуется провести дни психического здоровья в течение учебного года, чтобы перегруппироваться. Если вы заметили, что отстраняетесь от социальных функций, возможно, вы приближаетесь к стадии выгорания.

Увеличение жалоб
Выгорание может привести к жалобам. Если вы заметите, что все ваши разговоры с коллегами посвящены жалобам, возможно, вам следует более внимательно присмотреться к своему эмоциональному здоровью. В то время как у учителей часто есть законные жалобы, общее отношение к жалобам с ощущением, что ничто не может решить проблему, может быть связано с чем-то более глубоким.

Хроническая усталость или истощение
Низкий уровень энергии, поражающий на эмоциональном уровне, может быть связан с выгоранием учителя. Многие учителя переживают утомительные периоды, например, в конце семестра или в начале конференции, когда у них большая нагрузка и они устают. Но если усталость и истощение стали хроническими, приводя к страху вставать и идти на работу, то это может быть выгорание.

Хроническая бессонница
С другой стороны, некоторые учителя испытывают бессонницу, когда входят в стадию выгорания. Если вы обнаружите, что не можете заснуть или долго спать, у вас может быть бессонница из-за эмоционального выгорания. Иногда бессонница и хроническая усталость связаны. Вы можете обнаружить себя полностью и полностью измотанным задолго до конца дня, но когда приходит время спать, вы не можете. Бессонница, особенно в сочетании с усталостью, является признаком выгорания.

Изменения аппетита
Перегоревшие учителя могут перестать есть или обнаружить, что едят менее полезные продукты. Изменения в аппетите и еде часто связывают со стрессом, а выгорание является одним из самых высоких уровней стресса.

Физические симптомы
Физические симптомы, такие как головная боль, боли в животе, учащенное сердцебиение, боль в груди, головокружение или одышка, возникают при сильном стрессе. Тот, у кого внезапно проявились эти симптомы, может испытывать эмоциональное выгорание или быть на грани выгорания.

Мозговой туман
Вам трудно уделять внимание важным для вас вещам? Бумаги, требующие оценки, накапливаются, но вы просто не можете сосредоточиться на их выполнении? Вы становитесь все более забывчивым? Эти типы симптомов мозгового тумана могут быть признаком эмоционального выгорания учителя.

Learners Edge делает все возможное, чтобы предоставить вам курсы повышения квалификации, материалы и инструменты, которые помогут вам добиться успеха в учебе и карьере.

Предлагая более 120 онлайн-курсов для учителей, вы можете заработать диплом выпускника, необходимый для повышения заработной платы и удовлетворения ваших потребностей в профессиональном развитии. Свяжитесь с нами сегодня чтобы начать!

Синдром учительского выгорания — Психология

3 минуты

Последнее обновление: 13 августа 2020 г.

Стресс представляет собой одну из самых серьезных проблем в современном обществе. Почти каждый испытывает стресс на регулярной основе. Хотя мы привыкли считать это нормальным явлением, на самом деле это может вызвать много долгосрочных проблем. Одним из наиболее распространенных является синдром эмоционального выгорания учителя.

Эта проблема особенно серьезна из-за ее высокой распространенности и последствий, которые она оказывает на образование наших детей. В этой статье мы расскажем вам больше об этом синдроме, его характеристиках и причинах. Кроме того, мы также расскажем вам, что вы можете сделать, чтобы предотвратить это, будь вы учителем или родителем ребенка школьного возраста.

Что такое синдром эмоционального выгорания учителя?

Люди с синдромом эмоционального выгорания в течение длительного периода времени испытывают высокий уровень стресса. У этих людей накапливается нарастающее умственное, эмоциональное и даже физическое истощение. Из-за этого страдает их работоспособность. Человек, который испытывает это, может чувствовать себя действительно ужасно.

Синдром педагогического выгорания — не что иное, как специфическая вариация эмоционального выгорания у профессионалов в сфере образования. Из-за новых образовательных проблем, таких как потеря авторитета учителями или студенческий бунт, многие педагоги недовольны своей работой. Они могут проявлять большое количество симптомов, связанных со стрессом.

Большинство дел вызвано неудовлетворенными ожиданиями. У учителей было представление о том, на что будет похожа их работа, но реальность могла оказаться иной. Это может вызвать когнитивный диссонанс, который может привести к проявлению синдрома эмоционального выгорания учителя.

Наиболее распространенные симптомы синдрома эмоционального выгорания учителя

1. Эмоциональное истощение

Одним из основных показателей наличия этой проблемы является чувство беспомощности. Это чувство сильное и продолжается в течение длительного периода времени. Как и при большинстве синдромов, связанных со стрессом, эмоции человека выходят из-под контроля, он чувствует грусть, усталость и нежелание что-либо делать.

Это может даже вызвать у некоторых учителей физиологические проблемы, такие как бессонница, головные боли или проблемы с кишечником.

2. Низкая самореализованность

Одной из основных причин синдрома эмоционального выгорания учителя является невозможность выполнять работу так, как хотелось бы учителю. Поэтому они, как правило, очень недовольны своей работой . Эта неудовлетворенность выливается в чувство неудачи или поражения, а также в убеждение, что человек бессилен в классе.

Это чувство неудачи может распространяться даже на другие сферы жизни учителя, создавая проблемы в личных отношениях учителя и в других аспектах его повседневной жизни.

3. Деперсонализация

Учителя, страдающие данным синдромом, чувствуют себя беспомощными и бесполезными. Во многих случаях они теряют всякий интерес к своей работе.  Таким образом, их страсть к тому, что они делают, исчезает. Они начинают выполнять свои задачи механически, что может привести к порочному кругу, из-за которого они еще хуже относятся к своему учению.

Как справиться с проблемой

Синдром эмоционального выгорания учителей — серьезная проблема, которая может повлиять как на качество образования детей, так и на личную жизнь учителей. Но что мы можем сделать, чтобы решить эту проблему?

  • Если вы учитель и заметили, что у вас развились некоторые из описанных выше симптомов, лучшее, что вы можете сделать, — это изучить некоторые методы управления стрессом.