Синестезия пример: что это простыми словами, примеры, причины

«Долго не могли выбрать имя для сына – мне постоянно не нравился его цвет». У этих минчанок синестезия – и вот как они живут с ней

Она проявляется у одного человека из двух тысяч и позволяет видеть имена, буквы и цифры в цвете, слышать их «музыку», чувствовать «запах». Минчанки с синестезией рассказали CityDog о своем редком феномене.

ВАЖНА: гэты тэкст можна чытаць (і слухаць!) на беларускай мове. Пераходзьце вось па гэтай спасылцы.

«Я думала, у всех так»: что такое синестезия и как с ней вообще можно жить?

Ольга. Это особенность восприятия речи, когда твой мозг окрашивает ее в различные цвета, придает тактильные ощущения, а бывает, еще и вкусовые.

ольга (45)

юристка

Чтобы вы могли понять, каково это, приведу простой пример. Представьте две фигуры – остроконечную с торчащими во все стороны иголками и округлую с плавными линиями. К ним вам нужно подобрать название: например, «кукарача» и «вакуоль».

Скорее всего, первую фигуру вы назовете «кукарача», а вторую – «вакуоль». Такие вот возникают ассоциации (улыбается).

Синестезия у меня с детства. Но до определенного момента я никогда не задумывалась о том, почему «вижу» различные слова, буквы и цифры в цвете. Думала, что у всех людей так. А родители моей «фантазии» никогда не придавали значения.

И вот когда уже во взрослом возрасте случайно прочитала статью о синестезии, все стало на свои места. Я была удивлена, узнав, что этот нейрологический феномен бывает разных видов и что его выраженность и проявления имеют разные степени.

Яна. Как и Ольга, о том, что такое синестезия, я узнала, прочитав статью в журнале для подростков. Это было примерно шесть-семь лет назад. В материале говорилось про феномен синестезии, ее виды, про Василия Кандинского (один из самых известных синестетиков. – Ред.).

яна (21)

cтудентка (имя изменено по просьбе героини)

Вот тогда я задумалась, что всегда представляю буквы и цифры определенного цвета, прозрачности или плотности, текстуры; при чтении неосознанно воспринимаю особый и свой для каждой буквы и цифры цвет.

Причем он не меняется, ассоциации всегда устойчивы. И поняла: значит, синестезия есть и у меня.

 

Абстрактные картины Василия Кандинского – результат его видения звуков в цвете, линиях и формах.

«Если честно, в белорусском языке цветовая картина более приятна, чем в русском»: как проявляется синестезия?

Ольга. У меня она проявляется в восприятии практически всех слов в связке с цветом, а также звуком. То есть буквы алфавита, числа, названия дней недели, месяцев, имена людей, номера телефонов и машин – у всего есть свой цвет. При этом слова могут иметь более яркий или тусклый цвет, быть острыми или мягкими, обтекаемыми.

Например, цифра 1 для меня светло-серая, 2 – черная, 3 – красная, как вишня, 4 – сине-фиолетовая, 5 – ярко-красная и так далее. Что касается букв, то для многих синестетов О белая или прозрачная, и я в их числе. Буква К, например, для меня острая, а П – тусклая.

Номер моей машины красно-бордовый, а имя сына – желто-оранжевое. Кстати, когда он родился, мы долго не могли выбрать имя, потому что мне не нравился его цвет. В итоге назвали Ильей. Это имя не только желто-оранжевого цвета, но еще и яркое, как будто светится.

Слова на иностранном языке также вызывают цветные ассоциации, могут возникать еще и звуковые. Но это больше касается имен. Например, имя Павел звонкое, громкое, а вот Паша почти не звучит. Оно тусклое, тихое, шипит. Имя Анастасия сочное, звонкое, имеет светлый сине-фиолетовый цвет, как главный цвет 2022 года Very Рeri.

Яна. Для меня имя Татьяна по цвету в начале звучит как след от грифеля карандаша на бумаге, уравновешенно и ровно, а в конце появляется отзвук чего-то живого и нежного, как бутон цветка.

Александра или Анастасия (они немного похожие) – как просвеченное солнечным светом стекло и цветные блики. Мария – что-то очень материальное, ощутимое и примерно цвета абрикоса, напоминает теплые человеческие руки.

Вообще у меня графемно-цветовая синестезия. Это значит, что буквы и цифры я вижу в конкретных цветах. Понятно, что в реальности буквы цвета типографской краски. Но, когда читаешь или просто пробегаешь глазами, не вчитываясь, каждая из них для тебя «одета» в свой цвет. И не нужно напрягаться, чтобы его вспомнить, ведь буква или цифра такого цвета сама по себе.

Например, Р – светло-черная, по текстуре зернистая и как будто шершавая на ощупь. С – как тускло-желтый металл, Н – красивого нежно-салатового и свежего цвета. О – белая, а ноль – прозрачный. Некоторые буквы похожи на детские ассоциации, где А – красная, как в алфавите, Я – цвета румяного яблока, Ф – фиолетовая.

Буквы для меня цветные во всех языках, которые я знаю. И, если честно, в белорусском цветовая картина более приятная, чем в русском. Возможно, потому что я не очень люблю холодную и одномерную букву О и люблю теплую букву А. В английском языке цвета фактически те же, только часто более тусклые, смазанные или припыленные и как будто вельветовые на ощупь, но самую капельку.

Кроме букв и цифр, изредка я вижу цвета музыки, запаха или других ощущений. Например, описывая запах, иногда очень хочется сказать, что он, поймите же, розово-сиреневый. Или в песне ритмичные звуки отдельного инструмента будут видеться мне как повторяющиеся группы ярких точек.

От сильного недосыпа или во время болезни мне легче увидеть цвет головной боли или воспаленного горла. Обычно это яркое пятно насыщенного неприятного оранжевого цвета.

Ощущения в разные периоды (или в зависимости от состояния) могут быть сильнее или слабее. Иногда, если повезет, можно «услышать» цвет запаха или музыкального инструмента в песне. В основном же цвета и ощущения от букв и цифр не меняются.

«Помогает учить язык»: каково это – жить с синестезией?

Яна. Мне синестезия помогает в изучении языка. Ты не только легче запоминаешь, как пишутся слова, но и быстрее находишь ошибки. Как это работает: сразу тебя начинает что-то смущать в слове, например какое-то непонятное сочетание цветов, а потом ты замечаешь, что написала его неправильно.

Кроме того, легче распознавать и читать с бумаги или экрана цифры и перепечатывать их, не произнося про себя, потому что они воспринимаются немного еще и как цвета. Но, если долго набираю цифры, появляется усталость, и тогда не сочетающиеся знаки мешают, как будто сильнее бросаются в глаза, отчего, как мне кажется, начинает больше болеть голова. Очень раздражает и утомляет комбинация плана 783719769, например.

Когда я болею или очень устала, а также при головной боли от бесконечных цветовых пятен как будто становится хуже, но от них никак не избавиться. А когда тебе полночи то ли снятся, то ли видятся-мерещатся цветные точки, пятна, как в калейдоскопе, это довольно изматывает.

Мне сложно отделить, что из этого – дар синестезии, а в чем она выступает как один из факторов. Возможно, из-за того, что не воспринимаю данный феномен как что-то неординарное. Наоборот, все естественно и понятно. Легко же услышать запах, если брызнуть духами? Конечно, ведь он есть и чувствуется неосознанно. Точно так же у меня с цветом букв.

Это не суперспособность. Иногда мне кажется, что так могут все, просто не задумывались об этом.

Наш эксперимент: как минчанки с синестезией видят известных белорусов?

Люди с синестезией обладают особым способом восприятия, что заставляет по-другому взглянуть на привычные слова, имена и человека в целом. Мы попросили Ольгу и Яну рассказать нам, в каких цветах и звуках они видят известных белорусов.

Личностей, которых описывала Ольга, предложили ей мы: Владимир Короткевич, Петр Машеров, Евфросиния Полоцкая, Стефания Станюта, Светлана Алексиевич. Яна кандидатов для «исследования» выбрала сама: Кастусь Калиновский, Янка Купала, Винцент Дунин-Марцинкевич, Марк Шагал.

– Хочу сразу оговориться, что это только мое восприятие, – отмечает Ольга. – Другой человек с синестезией может совершенно иначе описать этих известных белорусов. Также важно понимать, что это не мое отношение к человеку как к личности, а лишь восприятие его имени и фамилии.

Владимир Короткевич: как грозовые тучи

Имя звонкое, синего матового цвета. Причем довольно мрачного, как грозовые тучи. Фамилия сочного изумрудного цвета. Твердая и четкая, как будто кто-то идет, чеканя шаг.

Петр Машеров: выгоревший оранжевый

Имя приглушенного оранжевого цвета, выгоревшего на солнце. Фамилия вызывает ощущение сухости, как в пустыне. Еще она шипящая, напоминающая такой же звук, как после завершения телевещания. Серого цвета с примесью красного, который «подмешивает» буква А.

Евфросиния Полоцкая: цвет хаки

Имя сухое, бледное, цвета хаки, как солдатская форма. Фамилия коричневого матового цвета, похожего на цвет молочного шоколада.

Стефания Станюта: фиолетовый с красным

Имя тоже сухое, как будто пересохло во рту. По цвету – как будто в ведро с фиолетовой краской добавили красную, но перемешали не очень сильно, из-за чего цвет по-прежнему остался фиолетовым, но с красными прожилками. Еще имя острое, хлесткое. Мне кажется, женщина с таким именем очень сильна духом. Фамилия серого цвета, по звуку похожа на сыплющийся песок.

Светлана Алексиевич: бледно-желтое, как лимон

Имя светящееся, бледно-желтое, как лимон. Фамилия яркая, красно-голубого цвета, причем голубого больше, но буква А подмешивает красный. Звонкая, словно звенят маленькие колокольчики.

Кастусь Калиновский: черный цвет

Буква К для меня почти черного цвета. По звуку как будто заостряется, похожа на тонкий прут. Если произнести, по-моему, слышится сухое, тонкое и острое. Поэтому и все имя (как и фамилия) для меня не кричащее, имеет сдержанный черный цвет. И выглядит примерно как пересечение, перекрестие тонких веток, прутьев или крестов. Так как Кастусь Калиновский сам ассоциируется с противостоянием (и с печальным исходом, правда, тоже), мне кажется, ему это подходит.

Янка Купала: яркое и цветное

Мне очень нравится имя Янка – оно яркое и цветное. Гласные румяно-красные, H – салатовая. В целом это теплое, природное и приятное имя. Больше всего оно мне напоминает спелое яблоко с листом. Поэтому у меня от Янки Купалы очень приятное впечатление.

Винцент Дунин-Марцинкевич: дымно-зеленое имя

Обожаю его имя. Оно примерно дымно-зеленое. Но основной акцент и ярче цвета у фамилии. Основные – медовый и бежевый (буквы M, A, E), бронзовый, теплый оттенок древесины и медный (Д, А, Ц, Ч). Все вместе мне это очень напоминает эстетику старины. Такая теплая состаренная древесина, медные ручки, которые погружают в атмосферу старого поместья или театра.

Марк Шагал: разноцветное и разное

Сложное для моего восприятия имя, потому что, считай, все важные буквы разных цветов и фактур. Оно все разноцветное и разное. Имя Марк похоже на персик с темной косточкой, только не пушистое. Есть также в имени бежевый, красный и черный цвета, которые между собой отлично сочетаются.

Ш – сизо-фиолетовая, чуть неровная, будто пушистая буква. Буква Г в этом слове почти стального оттенка серого, Л – плотного ярко-голубого цвета, ближе к циану. Такой ярко-голубой, как в детских фломастерах. Все вместе – это разные цвета, фактуры, которые складываются в картину из цветных, совсем не похожих лоскутков. Наверное, художнику так и положено (улыбается).

Перепечатка материалов CityDog возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.

поделиться

Цвет настроения.

Чувствовать запах звука, видеть окрас слов. Нам кажется это невероятным, но такова обыденность для людей, наделенных способностью к синестезии. Тысячи человек живут с этой потрясающей особенностью, но ее нейробиологические основы до сих пор остаются предметом споров.

«…моей матери все это показалось вполне естественным, когда мое свойство обнаружилось впервые: мне шел шестой или седьмой год, я строил замок из разноцветных азбучных кубиков — и вскользь заметил ей, что покрашены они неправильно. Мы тут же выяснили, что мои буквы не всегда того же цвета, что ее…»

Эти автобиографические строки принадлежат Владимиру Набокову — одному из самых известных синестетов. Восприятие отдельных букв для него расширялось, затрагивая сразу несколько разных чувств.

Мало того, что мастер видел цвета букв — он, по признанию, чуть ли не осязал их, переживая фактуру и вкус звуков:

«Не знаю, впрочем, правильно ли тут говорить о „слухе“: цветное ощущение создается, по-моему, осязательным, губным, чуть ли не вкусовым путем. Чтобы основательно определить окраску буквы, я должен букву просмаковать, дать ей набухнуть или излучиться во рту, пока воображаю ее зрительный узор».

При всей исключительности своего литературного дара в своей синестезии Набоков был вовсе не одинок. Впервые этот феномен описал еще яркий исследователь-энциклопедист и, кстати, двоюродный брат Дарвина, Фрэнсис Гальтон. При этой загадочной особенности восприятия раздражение одного органа чувств вызывает не только ощущения, характерные для него самого, но какое-то параллельное чувство. В результате объекты и явления обрастают необычными качествами: звуки музыки, цифры, буквы и даже целые слова получают цвет, запах и даже вкус.

Нужно сказать, что синестезия довольно сложный объект для изучения. Тяжело однозначно проклассифицировать ее виды и определить их распространённость. Уж слишком пестро она проявляется.

60 оттенков реальности

За более чем два века исследований феномена было описано около 60 вариантов синестезии. Однако встречаются они далеко не в равных пропорциях.

Бесспорный лидер по частоте — графемно-цветовая синестезия, когда восприятие буквы или цифры дополняются ощущением цвета. Ею обладает примерно 45% от общего числа синестетов. Не намного меньше, по-видимому, распространена хроместезия, в результате которой звук окрашивается восприятием цвета. Так же ужасно популярна пространственно-числовая синестезия, когда числа, и в особенности даты, занимают определенные места в воспринимаемом пространстве синестета.

Но, видимо, чувства могут пересекаться практически в любых сочетаниях, хотя это происходит несколько реже. Цифры и формы, звуки и тактильные ощущения, даже вкус могут сливаться в причудливый орнамент чувственности. Не так редки случаи, когда смешиваются сразу несколько ощущений. А легендарный мнемонист Соломон Шерешевский, судя по всему, обладал синестезией, затрагивавшей вообще все пять чувств.

Так что по факту разделить на виды синестезию не так-то просто. Еще сложнее — определить ее распространенность. Но можно сказать, что различные формы синестетического восприятия испытывает от десятых долей до нескольких процентов человеческой популяции Оценки частоты головокружительно разнятся — от легко принимаемых 1/2000 до фантастических 1/200 и даже 1/100. Прямо скажем, личный опыт с трудом принимает вторую оценку — уж слишком много синестетов бродит вокруг! Но, если вдаваться в подробности исследований, все встает на свои места.

Часто синестезию еще разделяют на два типа — проекционную и ассоциативную. Проекционный синестет реально видит цвет звука или черной буквы алфавита. Для него это ощущение настолько же реально, как цвета светофора для нас. А вот ассоциативный синестет ничего такого не наблюдает. Он лишь ассоциирует букву с этим цветом. Кажется, что различие небольшое, но эти две группы абсолютно по разному проходят тест Струпа.

Схема: Анатолий Лапушко / Chrdk.

В ходе теста перед участниками кладут колоду карточек с названиями цветов. Но сами эти названия написаны цветным шрифтом, не совпадающим с названием цвета на карточке. Исследователь безжалостно требует от испытуемого называть именно цвет шрифта с максимальной скоростью. Человек, не понимающий значений слов, справится с задачей так же быстро, как если бы перед ним были обычные цветные карточки. А вот если испытуемый понимает подписи, то покажет заметную задержку в ответах. Эта реакция непроизвольна, и ее практически невозможно замаскировать. Поэтому, согласно популярной истории, в 50-е годы тест Струпа активно использовался сотрудниками ЦРУ для выявления потенциальных советских агентов, скрыто владеющих русским языком.

В экспериментах синестетам пришлось пройти по стопам неуловимых советских разведчиков. На них опробовали альтернативную версию теста Струпа: вместо названий цветов на карточках были разноцветные буквы. Оказалось, что разглядывая цветной алфавит, синестеты-проекционщики честно видят свой, индивидуальный, «правильный» (по Набокову) цвет буквы и делают отчетливое усилие над собой, для того чтобы назвать ее объективную окраску, демонстрируя задержку в ответе. У ассоциативов все ровным счетом наоборот. Они быстро называют объективный цвет буквы и долго думают над цветовой ассоциацией. Ученые, давшие низкие оценки частоты, в большинстве случаев говорили только о проекционных синестетах, а их коллеги, получившие бо́льшие цифры, включали туда и ассоциативных синестетов.

Иллюстрация: Сергей Козлов / Chrdk.

Несмотря, однако, на все трудности с классификацией известных нам оттенков синестезии, здравый смысл и даже поверхностные знания в нейробиологии подсказывают, что столь разнообразные формы синестезии должны обладать схожими механизмами развития. И в этой области ученым уже есть чем с нами поделиться.

Лишние связи

Самая популярная концепция возникновения синестезии известна как теория перекрестной активации. Один из ее авторов — всемирно известный нейробиолог и популяризатор науки Вилейанур Рамачандран. (К слову, читатель имеет редкую возможность узнать подробнее об этой концепции прямо из его книги, переведённой на русский язык.)

Основная мысль этой концепции проста: нервные центры, обрабатывающие информацию одного органа чувств, иногда образуют связи с зонами мозга, ответственными за другое чувство. Получается, что помимо канонических ассоциативных зон стимул активирует еще и связанные с ним зоны, вызывая дополнительное чувство. Например, при графемно-цветовой синестезии должны появляться перекрестные связи между зоной мозга, распознающей изображение, и зоной, отвечающей за распознавание цвета.

Схема: Анатолий Лапушко / Chrdk.

На первый взгляд кажется, что теории перекрестной активации противоречит тот факт, что уровень синестетического восприятия у «графемов» сильно различается. Часть из них откликаются цветовым ощущением лишь на арабскую цифру, в то время как римский вариант их синестезия игнорирует. То есть у таких людей цвет связан не с числом, а с вполне конкретным графическим символом. Ощущения других синестетов, наоборот, послушно окрашиваются при взгляде как на арабский, так и на римский вариант цифры, а значит, их мозг воспринимает в цвете саму идею числа.

Также описаны случаи, когда не обычные числовые последовательности, а лишь ряды дат, дней и месяцев воспринимались «в цвете». Теория перекрестной активации объясняет эту пестроту проявлений синестезии тем, что перекрест сигнальных путей у разных синестетов происходит на разных уровнях. У кого-то он затрагивает лишь сенсорные зоны, умеющие воспринимать знаки конкретного алфавита и цифры одного начертания, а у кого-то этот перекрест происходит гораздо выше в иерархии зон коры — в центрах, оперирующих числами или датами.

С этой идеей неплохо согласуется сравнение синестетов-родственников. Синестезия подозрительно часто передается из поколения в поколение. Исследование 2007 года показало, что из 53 исследованных синестетов 42% имели в семье синестетов среди родных первого порядка (родители/дети). При этом ее выраженность и характер проявления даже у родных, как правило, сильно отличается.

Тяжелое наследство

Поиск генетических детерминант синестезии — очень долгая детективная история, с интригами и множеством захватывающих поворотов. Еще в середине 90-х при анализе выборки синестетов (к слову, она была небольшой — всего 28 человек) оказалось, что соотношение мужчин и женщин в ней — 1:6. Размышляя над этой странной гендерной несправедливостью, авторы хорошенько покопались в родословной подопытных.

То, что они узнали, привело их к предположению, что синестезия может определяться одним-единственным доминантным геном, находящимся на половой X-хромосоме, а чудовищный гендерный дисбаланс — объясняться его потенциальной летальностью для мужчин. Не вдаваясь в возможные механизмы этого, стоит сказать, что случаи подобного слегка экзотического наследования известны, так что идея казалась вполне реалистичной.

Однако более поздняя работа позволила выдохнуть обеспокоенным своей судьбой мужчин-синестетов. Они не такое уж редкое и чудом выжившее исключение из правил: на большей выборке гендерное неравенство сократилось до умеренного 2:1 в пользу женщин, что отвергало предположения о высокой летальности гипотетического Х-сцепленного гена для мужчин. Вместо этого авторы предположили, что гордые (или застенчивые) обладатели кариотипа 46 XY реже откликались на объявления исследователей о поиске испытуемых, предпочитая держать свою синестезию при себе.

И вот наконец в совсем недавней статье исследователи заявили, что нашли целую связку генов-кандидатов на звание гена синестезии. Современные технологии секвенирования ДНК творят чудеса: при генетическом анализе 43 семей синестетов было прочитано больше сотни экзомов (совокупностей последовательностей генома, с которых считывается РНК). Их анализ позволил определить 37 генов, отдельные варианты которых коррелируют с цвето-звуковой синестезией. Самые большие надежды вызвали шесть из них — те, что связали с процессом аксоногенеза в зрительной и слуховой зонах коры мозга.

Аксоногенез — это процесс, происходящий при формировании мозга, в ходе которого незрелые нейроны формируют отростки-аксоны. Привлекаемые различными сигнальными веществами, аксоны прорастают в другие зоны мозга, связывая их между собой. Скорее всего, редкие варианты упомянутых выше генов, характерных для синестетов, усиливают аксоногенез между зрительной и слуховой корой. В итоге сигналы из слуховой коры перекрестно активируют зрительную кору, рождая визуальные ощущения.

Можно сказать, что идея о единственном X-сцепленном аллеле синестезии провалилась, зато концепция перекрестной активации нашла отличное подтверждение со стороны молекулярной генетики. Впрочем, не нужно думать, что ситуация с механизмом синестезии прояснилась. Чтобы понять, насколько все мы далеко от понимания этого феномена, давайте посмотрим на альтернативные концепции, также не лишенные убедительных доказательств.

Расторможенные связи

Альтернатива перекрестной активации — теория растормаживания обратной связи. По ней, высшие ассоциативные центры связаны со множеством сенсорных центров двусторонней связью. В свою очередь, сенсорные отделы также перекрестно связаны между собой. Однако все это хитросплетение обратных и перекрестных связей в норме заторможено и не способно проводить сигналы — при стимуляции активным остается лишь канал обычной восходящей связи от сенсорных зон к ассоциативным. Он-то и обеспечивает то или другое переживание мира.

У синестетов же по каким-то причинам обратные и перекрестные связи растормаживаются, вызывая распространение возбуждения на параллельные сенсорные и ассоциативные зоны. Получается, что от рождения синестет может и не обладать более связанными зонами коры: просто те связи, которые и так есть у каждого мозга, но подавлены, у него почему-то активны и переносят сигнал из одной зоны мозга в другую.

Если следовать этой идее, получается, что в мозге любого человека есть все необходимые для синестетического восприятия нервные связи! Неужели можно их растормошить и стать синестетом? Судя по-всему, можно. Подобный эффект достигается при употреблении некоторых психоделиков.

Синестезия на час

Употребление некоторых препаратов, преимущественно триптаминов-галлюциногенов вроде ЛСД, похожих по своей структуре на нейромедиатор серотонин, вызывает синестезо-подобные ощущения. Учитывая, что упомянутые вещества в основном известны как галлюциногены, стоило ожидать, что их эффекты будут касаться зрительных образов. Но выясняется, что даже у слепых от рождения людей, не имеющих представления о визуальных образах, ЛСД вызывает синестетические переживания.

Любопытный случай описан в совсем-совсем свежей публикации. Рожденный недоношенным, пациент вскоре после рождения стал жертвой ретинопатии недоношенных, печально распространенной в 40-е годы из-за избыточной концентрации кислорода в инкубаторах. Полная слепота не помешала ему в занятиях музыкой, и вскоре он зажил жизнью отвязного рок-музыканта со всеми вытекающими последствиями. По свидетельству слепой рок-звезды, опыт приема ЛСД особенно выделялся из его экспериментов, давая бурные синестетические переживания. Третий бранденбургский концерт Баха на фоне ЛСД создавал у слепого музыканта тактильное ощущения погружения «в самый чудесный на свете водопад».

Иллюстрация: Сергей Козлов / Chrdk.

Однако оказывается, что между врожденной и фармацевтически-индуцированной синестезией гораздо больше отличий, чем общих черт. Да, два этих феномена очень похожи, но они явно не одно и то же. При этих двух формах синестезии активируются разные зоны мозга, что видно на фМРТ. Индуцированная синестезия сопровождается изменениями восприятия, а ее характер не постоянен, как в случае врожденной синестезии, а зависит от текущего состояния подопытного и впечатлений, предшествующих исследованию.

Когда ученый с разбегу бросается в исследование какого-нибудь очередного безобразно загадочного природного феномена, первый вопрос, который он задает, — это вопрос «как?». Нужно сказать, что спустя два века исследования синестезии сегодня мы все еще очень далеки до исчерпывающего объяснения ее механизмов. Однако, когда дело касается биологических объектов, знакомых с понятием эволюции, у любопытных исследователей всегда остается в запасе второй, ну очень важный вопрос — «почему?».

И в ответе на него, в том, что касается синестезии, мы продвинулись значительно дальше. Синестезия может быть очень полезна для ее обладателей. Более того, то, что мы называем синестезией, лишь доведенное до крайности свойство, присущее всем представителям нашего вида, и оно дало нам изрядную фору в борьбе за выживание и позволило нам когда-то стать теми, кто мы есть сейчас. Но подробнее об этом мы поговорим в следующий раз.

Продолжение следует.

 Дмитрий Лебедев

Определение, примеры, причины, симптомы и лечение

Обзор

Синестезия — это неврологическое состояние, при котором информация, предназначенная для стимуляции одного из ваших органов чувств, стимулирует несколько ваших органов чувств. Людей с синестезией называют синестетами.

Слово «синестезия» происходит от греческих слов: «синт» (что означает «вместе») и «этезия» (что означает «восприятие»). Синестеты часто могут «видеть» музыку как цвета, когда они ее слышат, и «ощущать вкус» текстур, таких как «круглые» или «заостренные», когда они едят пищу.

Исследователи до сих пор не уверены, насколько распространена синестезия. Одно исследование 2006 года показало, что это происходит у 2-4 процентов населения.

Если у вас есть синестезия, вы можете заметить, что ваши чувства имеют тенденцию переплетаться, придавая вашему восприятию мира дополнительное измерение. Возможно, каждый раз, когда вы откусываете пищу, вы также ощущаете ее геометрическую форму: круглую, острую или квадратную.

Может быть, когда вы испытываете эмоции из-за человека, которого любите, вы можете закрыть глаза и увидеть, как определенные цвета играют в вашем поле зрения.

Возможно, вы читаете эти слова в сопровождении ряда сопровождающих голосов в своей голове, характеризуя каждое предложение своей собственной личностью, как если бы вы говорили с человеком на улице.

Все эти переживания являются примерами синестезии.

Люди, страдающие синестезией, обычно рождаются с ней или развиваются в очень раннем детстве. Возможно, что он разовьется позже. Исследования показывают, что синестезия может передаваться по наследству.

Каждое из пяти ваших чувств воздействует на разные области вашего мозга. Глядя на яркую неоново-желтую стену, например, загорается первичная зрительная кора в задней части мозга. Если у вас синестезия, вы также можете ощущать вкус цвета стены, глядя на нее.

Таким образом, не только ваша первичная зрительная кора будет стимулироваться цветом, но и ваша теменная доля, которая сообщает вам о вкусе того или иного вещества. Вот почему исследователи считают, что люди с синестезией имеют высокий уровень взаимосвязи между частями мозга, связанными с сенсорными стимулами.

Некоторые вещества могут вызвать у вас временное ощущение синестезии. Использование психоделических препаратов может усилить и соединить ваши сенсорные переживания. Мескалин, псилоцибин и ЛСД изучались на предмет их способности вызывать это явление. Но другие стимуляторы, такие как каннабис, алкоголь и даже кофеин, также вызывают временную синестезию.

Существует несколько типов синестезии с разными симптомами. Синестезия графемы и цвета, когда вы соединяете буквы и дни недели с цветами, может быть наиболее известной. Но есть еще синестезия звука и цвета, синестезия числовых форм и многие другие. У вас может быть только один тип синестезии или комбинация нескольких видов.

Люди с любым типом синестезии, как правило, имеют следующие общие симптомы:

  • непроизвольное восприятие, которое переключается между органами чувств (вкус форм, слух цветов и т. д.)
  • сенсорные триггеры, которые последовательно и предсказуемо вызывают взаимодействие между органами чувств (например, каждый раз, когда вы видите букву А, вы видите ее красным цветом)
  • способность описывать другим людям свое необычное восприятие

с большей вероятностью будет левшой и проявляет большой интерес к изобразительному искусству или музыке. Оказалось, что синестезия чаще встречается у женщин, чем у мужчин.

Синестезия не лечится. Как ни странно, многие люди, кажется, наслаждаются восприятием мира иначе, чем население в целом.

С другой стороны, некоторые синестеты считают, что их состояние изолирует их от других. У них могут быть проблемы с объяснением своих сенсорных переживаний, потому что они очень разные. Поиск сообществ других синестетов в Интернете может помочь облегчить это чувство изоляции.

Разговор со специалистом в области психического здоровья также может помочь вам увидеть ценность, которую синестезия может добавить в вашу жизнь. Вместо доминирующей стороны вашего мозга — правой или левой — вы можете обнаружить, что обе части вашего мозга хорошо гармонируют, когда вы занимаетесь работой, которой вы увлечены.

Вы можете пройти бесплатную онлайн-оценку, чтобы узнать, есть ли у вас синестезия, но к этому следует подходить с осторожностью. Вы также можете задать себе несколько вопросов, чтобы начать процесс диагностики, если вы считаете, что страдаете этим заболеванием.

Когда вы представляете себе букву «А», присваивает ли ваш разум этой букве цвет? Пройдитесь по всему алфавиту, представляя себе каждую букву, наблюдая за цветом, который она представляет вам в уме, и записывая его. Повторите упражнение через час или два. Кажется ли, что отдельные буквы в основном одного цвета каждый раз, когда вы их представляете? Если да, то у вас может быть синестезия.

Включите классическую музыку и закройте глаза. Выберите песню, с которой вы не знакомы, прежде чем расслабиться и посмотреть, что попадает в поле вашего зрения. Какого цвета музыка? Кажется, что каждый инструмент имеет разный цвет? Есть ли у вас сильный визуальный компонент наряду с тем, что вы слышите? Если вы это сделаете, у вас может быть синестезия.

С синестезией можно жить полноценной и нормальной жизнью. С этим явлением сталкиваются многие известные и успешные люди. Примеры включают:

  • Канье Уэст
  • Фаррелл Уильямс
  • Мэри Дж. Блайдж
  • Тори Амос
  • Дюк Эллингтон
  • Лорд
  • Владимир Набоков (известный автограф)

Художники Винсент Предполагается, что Ван Гог и Джоан Митчелл также страдали синестезией.

Слышать цвета и читать цвета в словах на странице добавляет в жизнь уровень измерения, о котором многие из нас могут только мечтать.

Синестезия: типы, примеры, причины, симптомы

Типы синестезии включают вкус слов, видение звуков, слух цветов и ощущение ощущений, которые испытывает другой человек.

Виды синестезии — фантастическое напоминание о разнообразии сознания.

Синестезия — перекрестное соединение органов чувств у небольшой части населения.

До недавнего времени, когда эксперты объясняли, что около 4 процентов людей непроизвольно испытывают, скажем, определенные числа, вызывающие определенные цвета, их встречали с недоверием.

Наверняка «синестеты» выдумывали это, чтобы чувствовать себя особенными, или, возможно, бессознательно реагировали на требования тестов?

Теперь мы, конечно, знаем лучше: это перекрестное соединение чувств мозга реально, и оно переживается самыми разными способами.

По оценкам, количество разновидностей синестезии составляет от 50 до 150, но вот некоторые из самых интригующих (о которых мы знаем).

Пока вы читаете это, независимо от того, синестетик вы или нет, удивляйтесь тому, насколько различается наше восприятие мира на самом базовом уровне в зависимости от типов синестезии.

1. Лексико-вкусовая синестезия

Один из самых редких видов синестезии, при котором у людей возникают ассоциации между словами и вкусами.

Имеют опыт менее 0,2 процента населения, люди с этим могут обнаружить, что разговоры вызывают поток вкусов на их языке.

Здесь может быть задействован не только вкус, но и температура, текстура и даже расположение на языке.

Один синестет, прошедший тестирование, находит у слова «тюрьма», например, вкус холодного жесткого бекона.

2. Синестезия зеркального прикосновения

Представьте, что вы наблюдаете, как я протягиваю руку и касаюсь собственного подбородка, но вы ощущаете прикосновение к своему подбородку.

Это синестезия прикосновения к зеркалу: когда вы испытываете то же ощущение, что и другой человек.

Распространенность этого типа синестезии относительно высока и составляет около 1,6%.

Даже среди не-синестетиков около 30 процентов людей имеют своего рода легкую форму этого заболевания, когда они испытывают боль, когда видят, что кому-то причиняют боль.

Возможно, это усиленная версия, по крайней мере, части процесса, связанного с тем, как мы сопереживаем другим.

3. Типы синестезии: мисофония

Хотя многие формы синестезии безвредны и некоторые считают, что это улучшает их жизнь, не все формы полезны.

Мизофония — буквально «ненависть к звукам» — это состояние, при котором звуки вызывают сильные негативные эмоции, такие как отвращение и гнев.

Встречается крайне редко и может быть вызвано проблемными связями между слуховой корой и лимбической системой.

Среди мизофонов обычно сообщается о сильных негативных чувствах в ответ на звуки еды и дыхания других людей.

4. Типы синестезии: Персонификация

Это когда упорядоченные последовательности, такие как числа, дни недели или буквы, имеют определенные личности и даже внешний вид.

Понедельник может быть сердитым депрессивным молодым парнем в красной рубашке, а Вторник может быть общительной пожилой женщиной, которая слишком много болтает, и так далее…

5. Синестезия числовой формы

Впервые задокументированная эрудитом сэром Фрэнсисом Гальтоном более века назад, именно здесь числа автоматически появляются в уме в виде ментальных карт.

Вот представление того, как это может быть воспринято:

Обычно эти карты индивидуальны для конкретного синестета.

Этот тип синестезии может быть результатом того факта, что области мозга, отвечающие за обработку чисел и область пространственного представления, расположены относительно близко друг к другу.

Считается, что до 20 процентов населения могут иметь синестезию числовых форм или связанные с ними переживания, которые означают, что дни, месяцы или алфавит принимают пространственную форму в уме.

(я не знаю, как это согласуется с цифрой в 4 процента, страдающих синестезией, но, вероятно, это зависит от того, где вы проводите черту. )

6. Типы синестезии: хроместезия

Хроместезия — это звук-цвет синестезия, которая больше всего интриговала художника Василия Кандинского и которую пытаются вызвать многие его картины.

Вот одна из его картин под названием «Желтое, красное и синее»:

Люди с хроместезией слышат звуки, которые автоматически и непреднамеренно заставляют их воспринимать цвета.

Для тех, кто не испытывает этого, может показаться странным или отвлекающим то, что вы вдруг начинаете видеть цвета во время прослушивания музыки, но для синестетов, которые выросли на этом, это просто их нормальный, повседневный опыт.

Это не более тревожно, чем то, что конкретная песня напоминает вам о месте, где вы когда-то жили, а может, и меньше.

Разнообразие, обнаруженное даже в пределах одного этого типа синестезии, ошеломляет.

Некоторые из страдающих хроместезией обнаруживают, что цвета проецируются в пространство перед ними; другие видят это своим «мысленным взором».

У некоторых хроместезия возникает только при произнесении слов, на которые влияют акцент, высота тона и интонация голоса; другие только для музыки.

Вот прекрасное видео, в котором исследуется связь между музыкой и цветом. Графика разработана дизайнером моушн-графики Esteban Diácono , а музыка «Slowly» композитора Олафура Арнальдса:

Потеря синестезии

Вот как сэр Фрэнсис Гальтон впервые сообщил о своих открытиях синестезии числовых форм в 1881 году:

«Я должен сказать слово предостережения против слишком частой тенденции полагать, что умы каждого другого здравомыслящего и здорового человека должны быть такими же, как у вас.

Психолог должен исследовать умы других так же, как он должен исследовать умы животных разных рас, и быть готовым найти случаи, к которым его собственный опыт может дать мало, если вообще вообще, ключ.