Ситуативная тревожность – Ситуативная (реактивная) и личностная тревожность: психология
Ситуативная (реактивная) и личностная тревожность: психология
.
Все люди реагируют на ситуации, которые несут угрозу или имеют неизвестный исход. Кроме того, каждый человек имеет индивидуальный уровень нервной возбудимости. Указанные реакции в психологии обозначаются как ситуативная тревожность и личностная тревожность. Эти явления тесно взаимосвязаны друг с другом, но имеют существенные различия.
Понятие тревожности
Склонность переживать сильную напряжённость по незначительным поводам называют тревожностью. Это психологическое своеобразие темперамента личности имеет индивидуальные черты у каждого человека. Рассматриваемое явление также можно определить следующим образом — ситуативное состояние эмоциональной напряжённости, активно влияющее на поведение и самочувствие.
Психологи склоняются к мнению, что тревожность имеет частично приобретённую, частично врождённую природу. Такая особенность темперамента формируется благодаря сочетанию:
- генетических характеристик;
- внутренних конфликтов оценочного характера;
- неправильных действий родителей, воспитателей, педагогов.
Ряд исследователей считает, что причина формирования психологической характеристики кроется в ранее пережитых отношениях, с неблагоприятным опытом.
Виды тревожных состояний
Существует 2 вида тревожности:
- Личностная (ЛТ) или активная (АТ).
- Ситуативная (СТ) или реактивная (РТ).
Выделяют также понятие нормальной тревожности (НТ). Это уровень напряжения конкретного человека, основанный на опыте. Механизм НТ направлен на своевременную мобилизацию систем организма на случай наступления неблагоприятных условий. НТ считается естественной чертой, которая свойственна всем психически здоровым людям.
Выходящая за рамки нормы реакция выражается в дезорганизационном воздействии на личность потенциальных неблагоприятных развитий. Человек становится беспомощным, неуверенным в своих силах, его поведение теряет смысловую целенаправленность, снижается активность.
Уровень тревожности зависит от следующих факторов:
- индивидуальных психологических особенностей;
- предрасположенность психики к переживаниям;
- ранее пережитый опыт;
- особенности культурной, социальной среды.
Термины активная и реактивная тревожность используются в психологии для определения степени вовлечённости личности в происходящие события. РТ даёт характеристику реактивности, т. е. позволяет оценить вовлечённость, погружённость черт личности в происходящие внутренние и внешние процессы.
АТ позволяет оценить активность личности в формировании свойств характера. Это один из признаков типа темперамента (сангвиники, меланхолики, флегматики, холерики).
Особенности ситуативной тревожности
Временное, типичное состояние напряжённости психики, выражающееся в реакции на конкретную угрозу, носит название ситуативной тревожности. Она сказывается на реакциях человека:
- Происходит «застревание» в негативных переживаниях.
- Присутствует постоянное чувство вины, невыполненного долга.
- Возникает преувеличенное переживание относительно мелких житейских проблем.
- Ярко проявляется нерешительность.
- Формируется заниженная самооценка.
- Возникает ощущение постоянного беспокойства, неуверенности в завтрашнем дне.
Особенности личностной тревожности
Такое явление служит устойчивой чертой характера человека. Личностная тревожность — обусловленная недействительной ситуацией, а представляемая личностью, эмоциональная реакция ожидания опасности от возможных последствий событий, предчувствие возможной неудачи, воображаемая угроза.
Конкретная ситуация для каждого человека вызывает различные эмоциональные реакции. Одни люди будут видеть смыслы и значения, достаточные для сильной ЛТ. Другие — в аналогичной ситуации будут абсолютно спокойны, для них событие не представляется выходящим за нормальные рамки.
Для ЛТ характерно восприятие объективно безопасного события в качестве угрожающего и опасного.
Причины ЛТ:
- Внутренняя травмирующая ситуация.
- Эмоциональный срыв.
- Психосоматическое заболевание.
Личностная тревожность проявляется в следующих негативных установках:
- низкая эмоциональная устойчивость;
- недостаточная степень адаптации к социуму;
- низкий уровень активности;
- отсутствие целеустремлённости в достижении успехов, неверие в собственные силы;
- озабоченность последствиями своих действий;
- ожидание неудач и провалов, выливающееся в излишнюю предосторожность.
ЛТ имеет и свои положительные признаки. Люди с такими особенностями темперамента обязательны и исполнительны. Они внимательно и ответственно подходят к выполнению своих обязанностей, постоянно сомневаются и перепроверяют сделанное, что снижает вероятность ошибок.
Взаимосвязи и различия
Главное различие СТ и ЛТ заключается в том, что:
- первое проявление — объективная реакция на конкретное событие;
- второе проявление — субъективное состояние, влияющее на принятие решений и стратегию поведения, которое может не соответствовать реальным масштабам угрозы.
Простым языком — ситуативная тревожность подразумевает общие закономерности развития реакции на различные события и ситуации, а ЛТ определяет индивидуальные особенности реакции людей на одни и те же события. Оба явления тесно взаимосвязаны и психологи рассматривают их во взаимосвязи.
Личностная тревожность развивается из ситуативной, при частом столкновении человека с последней. Она часто проявляется как ситуативная тревожность. По этой причине при устранении проявлений тревожности обязательно оценивается степень личностных и ситуативных проявлений.
Рекомендации по борьбе с тревожностью
Уровень СТ и ЛТ рассчитывается с помощью психологического теста Спилберга — Ханина. Человек отвечает на 40 вопросов (по 20 вопросов на определение шкалы ЛТ и РТ). На основе результатов теста определяется степень тревожности.
Тест активно применяют не только в психологии, он отлично подходит для самоанализа. Результаты позволяют оценить состояние. По результатам формируются рекомендации по личностному развитию.
При высокой степени СТ и ЛТ в конкретной ситуации необходимо снизить субъективную значимость события или задачи, т. е. значимость действия, его результата для человека. Акцент переносится на формирование чувства уверенности в успехе, сосредоточенности на детальном продумывании действий для выполнения задачи. При низкой степени СТ и ЛТ внимание нужно акцентировать на чувстве ответственности, возможных последствиях.
urazuma.ru
Ситуативная тревожность: симптомы, признаки, диагностика и лечение
Описание
Ситуативная тревожность – один из видов болезненной тревожности. Ситуативная тревожность, в отличие от личностной тревожности, проявляется в определённых ситуациях, при которых возникает проблема.
В большинстве случаев, проявление ситуативной тревожности – это явление, считающееся нормой в поведении человека. Болезненность оно приобретает, когда по прошествии ситуации, или после ее решения, человека не отпускают симптомы тревоги.
Симптомы
Возможные признаки и симптомы ситуативной тревожности:
- сильное беспокойство;
- терзаемое чувство вины;
- ощущение пустоты, головокружение;
- учащенное сердцебиение, сдавленность в грудной клетке;
- нервозное состояние;
- напряжение всех групп мышц;
- резкое наступление бледности кожных покровов или наоборот, их покраснение;
- чувство жара, сменяющееся ознобом;
- долгое замешательство, невозможность выйти из этого состояния;
- диарея, боли в области желудка;
- потеря чувствительности;
- ощущения полной безнадежности собственного бытия;
- бессонница ночью, сонливость днем;
- неконтролируемый гнев.
Диагностика
Диагностику при ситуативной тревожности проводит врач — психотерапевт или психолог. На основании характерной клинической картины, при наличии явных причинных ситуаций, ставится точный диагноз.
Важно провести также дифференциальную диагностику, чтобы исключить различные виды нервных расстройств, психических расстройств, и других заболеваний, со сходной клинической картиной. Во время диагностирования применяются специально разработанные тесты, которые показывают полную картину состояния психики пациента. Таким тестом, к примеру, является, тест Спилбергера – Ханина.
Профилактика
Профилактикой любого вида тревожности, в том числе и ситуативной, может служить здоровый образ жизни, укрепление с детства иммунной системы организма, нервной системы, путем закаливания, физическими упражнениями.
Соблюдение режима отдыха – работы, отказ от приема наркотических препаратов, алкоголя, никотина, и прочих средств, которые способны нарушать функциональность центральной и периферической нервной системы, привести человека к переживаниям ситуативной тревожности.
Лечение
Лечение ситуативной тревожности, по мнению многих врачей – специалистов, заключается в самопреодолении этого чувства. Если человек терпит данное состояние и со временем оно проходит, его считают здоровым. В случаях, когда ситуативное тревожное расстройство приводит к нервным срывам и развитию невроза, его необходимо лечить.
Главным лечебным методом, в данном случае, будет когнитивно – поведенческая терапия. Заключается она в искусственном создании опасных для пациента ситуаций и предотвращении негативных реакций со стороны больного. Таким образом, снижается общий уровень тревожности, вырабатывается привычное отношение к ситуациям, ранее вызывавшим тревожность. Иногда, когда состояние тревожности переходит в невроз, требуется лекарственная терапия.
nebolet.com
Ситуативная тревожность. Личностная и Реактивная (Ситуативная) Тревожность
Эмоциональные переживания представляют собой важнейший компонент адаптивного поведения человека. Наиболее выраженные эмоциональные реакции, к которым относится и тревожность, как правило, возникают в критические моменты разбалансированности взаимодействия человека и среды. При этом важно, что и чувство тревоги и соответствующие ему поведенческие проявления — во многом результат субъективной оценки человеком внешних требований и своих внутренних ресурсов. Однако не следует забывать, что определенный уровень тревожности — естественная и обязательная особенность активной деятельности личности. Для каждого человека существует свой оптимальный, или желательный, уровень тревожности — это так называемая полезная тревожность…
В психологическом феномене тревожности ученые выделяют две составляющие: тревожность как состояние и тревожность как личностную особенность.
Тревожность как состояние (ситуативная тревожность, реактивная тревожность, состояние тревоги) характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: динамичным напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Это состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию (ситуативную неспособность человека справиться с требованиями конкретной задачи и/или ожиданиями партнера, боязнь негативной оценки или агрессивной реакции, восприятие неблагоприятного отношения к себе) и отличается различной интенсивностью. Поскольку измерение ситуативной тревожности — это своеобразная одномоментная «фотография» эмоционального состояния индивидуума, ее уровень меняется с течением времени в зависимости от того, насколько человек расценивает свое окружение как опасное или угрожающее.
Тревожность как личностная особенность (личностная тревожность, активная тревожность) — это устойчивая индивидуальная характеристика степени подверженности человека действию различных стрессоров. Она отражает предрасположенность субъекта к тревоге и предполагает наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий «веер» объективно безопасных ситуаций как угрожающие, отвечая на каждую из них определенной реакцией (повышением реактивной тревожности). Как правило, интенсивность переживаний не соответствует величине реальной опасности и характеризует прошлый опыт индивида, то есть насколько часто ему приходилось испытывать состояние ситуативной тревоги.
Единственной методикой, позволяющей дифференцированно измерять тревожность и как личностное свойство и как состояние, является методика, предложенная Чарльзом Д. Спилбергером (Ch. D. Spielberger ) и адаптированная Юрием Ханиным.
Шкала ситуативной (реактивной) и личностной тревожности
Спилбергера-Ханина
Шкала состоит из двух подшкал для измерения двух форм тревожности: подшкалы оценки ситуативной тревожности, диагностирующей самочувствие в данный момент , и подшкалы оценки личностной тревожности, определяющей обычное самочувствие человека.
Подшкала оценки ситуативной тревожности (СТ)
Инструкция: в данный момент
1 — нет, это совсем не так
2 — пожалуй, так
3 — верно
4 — совершенно верно
Бланк для ответов (СТ)
Фамилия, имя, отчество
№ | Суждение | Оценка | |||
Я спокоен | |||||
Мне ничего не угрожает | |||||
Я напряжен | |||||
Я внутренне скован | |||||
Я чувствую себя свободно | |||||
Я расстроен | |||||
Меня волнуют возможные неудачи | |||||
Я ощущаю душевный покой | |||||
Я встревожен | |||||
Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения | |||||
Я уверен в себе | |||||
Я нервничаю | |||||
Я не нахожу себе места | |||||
Я взвинчен | |||||
Я не чувствую скованности, напряженности | |||||
Я доволен | |||||
Я озабочен | |||||
Я слишком возбужден и мне не по себе | |||||
Мне радостно | |||||
Мне приятно |
Подшкала оценки личностной тревожности (ЛТ)
Инструкция: Прочитайте внимательно приведенные ниже суждения. Оцените, насколько каждое из них соответствует тому, как вы себя чувствуете обычно . Поскольку правильных или неправильных ответов нет, отвечайте, не задумываясь. Проставьте отметку в графе, соответствующей вашему выбору:
1 — нет, это совсем не так
2 — пожалуй, так
3 — вер
wrfs.ru
Ситуативная тревожность – это повод предпринять меры
Рада приветствовать всех на моем блоге! Давайте на чистоту…. Как часто вас посещает тревога? Бывает ли, что вас накрывает всепоглощающее чувство беспомощности и растерянности? Вы боитесь, не можете принять решение, а ситуация в которую вы попали, кажется просто безвыходной. В психологии, существует понятие — ситуативная тревожность — это повышенная, болезненная тревожность, которая возникает вместе с возникшей проблемой. Стоит ли бороться с таким явлением? Безусловно, и сегодня я расскажу о том, как она проявляется и способы исцеления.
Тревожность: Разновидности. Самоанализ
Существует такое определение как «полезная» тревожность. Это тот уровень, который должен быть в каждом человеке, ведь мы не роботы, нам присущи страх, волнение, переживание. Однако когда уровень зашкаливает, тревожность становится угрозой эмоционально-психического состояния и просто мешает человеку нормально существовать. Ведь столкновение с любой, даже незначительной проблемой, вызывает у человека своего рода паническую атаку.
Для того чтобы понять, является ваша тревожность нормой или отклонением, я предлагаю прочесть мою статью о классификации тревожности и факторах ее возникновения. Для чего это нужно? Адекватная оценка тревожности поможет принять проблему и сформировать ее решение, провести самоанализ и начать следить за своим состоянием. Пройти диагностику своей тревожности, психологи предлагают по шкале тревоги Спилберга. Это информативный способ самооценки позволяющий выявить проблему, если такая есть.
Некоторые мои клиенты путают ситуативную и личностную тревожность. Для начала нужно определиться с какой проблемой столкнулись именно вы. Личностная тревожность – это не отпускающее чувство тревоги, без видимых оснований. Такая форма тревожности чаще всего сопряжена с неудовлетворенностью жизнью или собой. Человек боится, что чего-то не успел, не добился, что-то упустил, чему-то не соответствует. «Нашему сознанию присущ коварный заскок, который, если за ним не уследить, способен довести до умопомешательства»- сказал Марк Менсон, автор популярной книги «Тонкое искусство пофигизма: парадоксальный способ жить счастливо». Я бы рекомендовала ее прочесть. В ней, автор поднимает тему навязанных обществом рамок и тревожность несоответствия с этими самыми рамками.
Признаки ситуативной тревожности
Многие, столкнувшиеся с такой формой тревожности и не догадываются о том, что это не есть норма, списывая свое состояние на естественную человеческую реакцию и особенности характера. Определить наличие высокой тревожности помогут следующие характеристики:
- беспокойство;
- чувство сдавленной грудной клетки и учащение сердечного ритма;
- напряжение во всех мышцах, дрожь;
- головокружение;
- нервозность;
- покраснение или побледнение кожи;
- жар, на смену которому приходит озноб;
- чувство беспомощности и безысходности;
- бессонница;
- потеря аппетита;
- неуправляемый гнев.
Столкнувшись сразу с несколькими сигналами, важно обратиться к специалисту, который проведет диагностику, исключит ряд психических расстройств и поставит точный диагноз. Ведь неконтролируемая тревожность грозит нервной системе и психологической стабильности.
Обнаружить источник тревоги
Задавайте себе вопросы, которые помогут прийти к самому корню проблемы, то есть к тому, чего вы боитесь больше всего. Бывает так, что строя цепочку из вопросов, по принципу в психологии — «а что будет дальше?», человек приходит к последнему ответу и вполне может оказаться, что ситуация надумана, нежели несет реальную угрозу.
Но если последний ответ все же будет пугать, задайте вопрос «Что я могу сделать, чтобы повлиять на это?» Если вас беспокоит ситуация, неподвластная вам, советую прочесть мои статьи о том, как перестать метаться в ситуациях, на которые невозможно повлиять и как смириться с тем, что нельзя изменить.
Советы психологов по борьбе с тревожностью
А теперь я хочу дать несколько полезных рекомендаций, получивших положительный опыт в психологической практике в целом.
Первое и самое главное, попытайтесь взять под контроль внешние проявления мандража. Разложите мысли по полочкам, для этого можно воспользоваться методом с вопросами, о котором говорилось выше, для того чтобы оставить в голове одну единственную проблему вместо тысячи мыслей — тревожного «мусора».
Привести в порядок следует и окружающее пространство, ведь физическое имеет воздействие на психологическое. Уберите комнату, распрощайтесь с ненужным хламом и вещами, которыми вы не пользовались больше двух трех лет.
Начните питаться правильно. Как это связано? Теряя аппетит, страдает наш организм, ухудшаются мыслительные процессы, мы теряем энергию. Правильный и здоровый рацион, налаживает работу всех систем, включая нервную систему и психологическое состояние. Исследование показали, что сложные углеводы, жирные кислоты и витамины В группы помогают бороться с тревогой, стимулируют выработку гормона хорошего настроения.
Полезным инструментом является наше дыхание. Владея им, человек может предотвратить панику, поспособствовать снижению тревожности. Ровное, медленное и глубокое дыхание посылает сигнал в мозг, что никакой угрозы нет и все хорошо, на что тот отвечает расслаблением. Для того чтобы овладеть техниками дыхания и полного расслабления, многие психологи рекомендуют заняться йогой и медитацией.
Найдите время для тишины, которое посвятите абсолютному уединению, без интернета, мобильного телефона, телевизора. Суета и шум вокруг нас провоцируют стресс и повышение тревожности, даже у тех, у кого обычно умеренный уровень ситуативной тревоги. Поэтому отправьте детей к родным, отключите связь с внешним миром, заварите чай и погрузитесь в тишину и умиротворение наедине с самим собой.
Удивительно, но одним из эффективных способов побороть тревогу, является отвести специальное время для нее. Не одну эмоцию нельзя подавить в себе, не дав ей выход. Поэтому выделите 10 -20 минут на то, чтобы обдумать проблему, поискать решения, прокрутить все возможные сценарии и исходы, можете посоветоваться с близким человеком. Уделите достаточно времени этому, но постарайтесь не переусердствовать.
И не забывайте обращаться за помощью к психотерапевту, если чувствуете, что самостоятельно не справляетесь.
На этом у меня все. Подписывайтесь на обновление, делитесь материалом в социальных сетях. До свежих обновлений друзья!
Интересные статьи по теме:
- Презрение – это чувство или черта характера
Здравствуйте, дорогие читатели! «Я презираю тебя», — наверное это самое неприятное, что можно услышать от своего знакомого. А что эти слова говорят о человеке, который их произносит? Сегодня мы попытаемся…
ezy-life.ru
Личностная и ситуативная тревожность. Ситуативная тревожность – это повод предпринять меры
Название: Диагностика ситуативной и личностной тревожности Спилбергера — Ханина
В архиве: компьютерный вариант методики «Опросник ситуативной и личностной тревожности » в формате exe.
Формат: exe (rar архив)
Размер: 202 Кб
Совместимиость: WINDOWS XP — 7
В психодиагностике разработано немало методов оценки уровня тревожности. Эти методы применяются, главным образом в консультативной и клинической практике, при работе с детьми.
Тревога – эмоциональное состояние, чувство сильного волнения, беспокойства, нередко без всякого внешнего повода. Состояние тревоги часто возникает и в норме. О патологической тревоге можно говорить, тогда, когда она дезорганизует всю жизнедеятельность человека.
Тревожность – склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги. Различают ситуативную тревожность (связанную с конкретной внешней ситуацией) и личностную тревожность (которая является стабильным свойством личности).
Методика Ч.Д.Спилбергера это единственная методика которая позволяет дифференцированно измерять тревожность и как личностное свойство (уровень личностной тревожности), и как состояние (уровень ситуативной тревожности).
Методики Ч.Спилберга
Тест «Диагностика ситуативной и личностной тревожности » представлен в виде опросника из 40 вопросов. Тест является надежным источником информации о самооценке человеком уровня своей тревожности в данный момент (реактивная тревожность) и личностной тревожности (как устойчивой характеристики человека). Тест разработан Ч.Д. Спилбергером и адаптирован Ю.Л. Ханиным.
Личностная тревожность характеризует устойчивую склонность воспринимать большой круг ситуаций как угрожающих, реагировать на такие ситуации состоянием тревоги.
Реактивная тревожно
eyyes.ru
Личностная и ситуативная тревожность. Диагностика ситуативной и личностной тревожности
Тревожность – индивидуальная психологическая особенность, которая отражает переживание эмоционального дискомфорта и предчувствие грозящей опасности. Понятие тревоги в психологию впервые было введено Зигмундом Фрейдом в 1925 году как иррациональное глубинное состояние, не фиксированное к предметам и явлениям. Вопрос о причинах тревожности до сих пор обсуждается в психологии. Существует точка зрения, что определенный уровень тревоги в структуре психики имеет природную основу, связанную с эндокринной и нервной системой.
Причиной тревоги может выступать внутриличностный конфликт, формирующийся в процессе воспитания и жизнедеятельности. С психологической точки зрения существует ситуативная (реактивная) и личностная тревожность. Оптимальный уровень тревоги необходим для эффективного приспособления личности и является адаптивным. А высокий и чрезмерно низкий уровень тревожности могут привести к дезадаптации.
Личностная тревожность формируется с раннего детства, базируясь на индивидуальных особенностях личности и под влиянием внешних факторов, а также типов воспитания.
Повышение уровня личностной тревожности, как правило, связано с формированием внутриличностного конфликта и проявляется ощущением постоянной опасности, чувством неопределенности, озабоченности, напряжения и надвигающейся неудачи, тревожного ожидания, неопределенного беспокойства или как ощущение неопределенной угрозы, характер и время которой не поддается предсказанию. Повышенный уровень внутриличностной тревожности трудно корректируется и является основой для формирования серьезных невротических расстройств.
Личность, испытывающая повышенную тревожность, находясь в постоянном напряжении, бесцельно расходует свои психофизические ресурсы, в дальнейшем ощущая усталость, сонливость и неспособность справляться с поставленными задачами. Люди, склонные к повышенному беспокойству, зачастую замкнуты, необщительны, дистанцированны от окружающих. Личная тревожность затрагивает все области человеческой жизнедеятельности: снижает самооценку и мотивацию, затрудняет коммуникацию и так далее.
Существует еще один вид тревоги – ситуационная. Ситуационная, или ситуативная тревога характеризуется состоянием личности в определенный момент времени и связана с внешними факторами, обусловливающими «витальную» или социальную угрозу. Такая тревожность является ответом на изменения обстоятельств, которые расцениваются субъектом как стрессовые. Когда раздражающий фактор иссякает, состояние индивида нормализуется. Реактивную тревогу могут провоцировать самые разные причины: сложная политическая и экономическая ситуация, природные катаклизмы, негативные новости, проблемы в семье и на работе, собственный багаж неудачного опыта, страхи. На физиологическом уровне реакция тревоги проявляется усилением сердцебиения, учащением дыхания, повышением артериального давления, снижением порога чувствительности и возрастанием общей возбудимости как стремления изменить трудную жизненную ситуацию.
В психологии существуют специальные методики, позволяющие определить уровень общей тревожности (методика Тейлора), а также отдельно уровни ситуационной и личностной тревожности (методика Спилбергера-Ханина). Низкий и средний уровень личностной и ситуационной тревожности не нуждается в коррекции. В этом случае мы говорим о хороших адаптивных возможностях личности, способной самостоятельно принимать решения в сложных ситуациях и осознать причину своей тревоги. В случае повышения уровня реактивной тревоги необходимо проводить медикаментозную коррекцию, в частности, с использованием препаратов, содержащих микроэлемент литий. Как показывают исследования, препарат Нормотим позволяет эффективно и безопасно снизить уровень тревожности и стабилизировать эмоциональное состояние. Благодаря антистрессовой активности Нормотим позволяет снизить влияние стресса на организм и предотвратить повышение уровня тревожности. Его назначение должен осуществлять специалист, который подбирает и корректирует дозу принимаемого препарата.
normotim.ru
Исследование ситуативной и личностной тревожности
Князева Ирина Александровна
Московский государственный областной университет,
психологический факультет
«Сравнительный анализ ситуативной и личностной тревожности у студентов математического факультета»
Психологическое исследование направлено на выявление уровней ситуативной и личностной тревожности студентов. Исследование данной проблематики показало, что тревожность оказывает влияние на здоровье, поведение и продуктивность деятельности. Тревожность ведет к отсутствию у человека уверенности в своих возможностях в общении, связана с отрицательным социальным статусом, формулирует конфликтные отношения. Особенно актуальна проблема изучения состояний и уровней тревожности применительно к учебной деятельности и процессу воспитания, где понимание психических состояний и управление ими в процессе познания и общения является одной из существенных сторон деятельности.
Объектом исследования является эмоциональная сфера студентов.
Предметом психологического исследования является психологическая тревожность студентов.
Цель исследования — сравнительный анализ ситуативной и личностной тревожности у студентов математического факультета.
Достижение поставленной цели осуществлялось посредством последовательного решения задач исследования:
- Анализ литературы по проблеме тревожности.
- Подбор методик и проведение исследования по диагностике ситуативной и личностной тревожности, её выражение в определенных количественных и качественных показателях.
- Сравнение ситуативной (во время сессии) и личностной тревожности студентов математического факультета.
- Анализ результатов исследования.
Гипотезой психологического исследования является утверждение о том, что ситуативная тревожность студентов выше, чем личностная.
Тревожность – это индивидуальная психологическая особенность, состоящая в повышенной склонности испытывать беспокойство в различных жизненных ситуациях, в том числе и тех, объективные характеристики которых к этому не предрасполагают
Различают тревожность ситуативную и личностную. Ю. Л. Ханин дает следующее определение ситуативной тревожности: «СТ», возникает «как реакция человека на различные, чаще всего социально-психологические стрессоры (ожидание негативной оценки или агрессивной реакции, восприятие неблагоприятного к себе отношения, угрозы своему самоуважению, престижу). Напротив, личностная тревожность (ЛТ) как черта, свойство, диспозиция дает представление об индивидуальных различиях в подверженности действию различных стрессоров. Следовательно, здесь речь идет об относительно устойчивой склонности человека воспринимать угрозу своему «Я» в самых различных ситуациях и реагировать на эти ситуации повышением СТ. Величина ЛТ характеризует прошлый опыт индивида, т. е. насколько часто ему приходилось испытывать СТ».
В психологическом исследовании были использованы две методики: Методика «Шкала реактивной (ситуативной) и личностной тревожности» Ч.Д. Спилбергера – Ю.Л. Ханина, методика «Измерение уровня тревожности Тейлора» (адаптация ТА. Немчинова, со шкалой лжи В.Г. Норакидзе).
Для проверки выдвинутой гипотезы дважды была обследована группа студентов (15 человек) 3 курса математического факультета МПГУ им. В.И. Ленина (г. Москва), в возрасте от 19 до 22 лет. Опрос был произведен в письменной форме, в аудитории университета, первый раз во время сессии, второй раз – после её окончания.
Распределение результатов диагностики, полученных при помощи методики Спилбергера-Ханина, позволяет сделать вывод о том, что средний показатель ситуативной тревожности студентов во время сессии находится на высоком уровне, а показатель ситуативной тревожности после сессии, в спокойной обстановке, находится на среднем уровне. Личностная тревожность в обеих ситуациях находится на среднем уровне и почти не изменяется; так и должно быть, ведь по шкале ЛТ данной методики испытуемые оценивают то, как они себя чувствуют обычно, а не в данный момент, как при оценивании самочувствия по шкале СТ (в данный момент) (см. рис. 1).
Распределение результатов диагностики при помощи методики Тейлора позволяет сделать вывод о том, что средний показатель тревожности студентов во время сессии находится на среднем с тенденцией к высокому уровне, а показатель тревожности после сессии, находится на среднем с тенденцией к низкому уровне (см. рис. 2).
По результатам проведенного исследования можно утверждать о том, что в исследуемой группе уровень ситуативной тревожности (тревожности во время сессии), выше личностной тревожности – тревожности вне ситуации экзаменов. Для проверки гипотезы о том, что ситуативная тревожность студентов выше, чем личностная, была использована программа SPSS Statistics; в качестве метода математической обработки данных, исходя из совокупности выбранных методик, был применен t-критерий Стьюдента.
Из полученных результатов обработки (рис.3) можно сделать вывод о том, что по критерию парных выборок двусторонняя значимость при сравнении результатов методики Спилбергера-Ханина «Шкала ситуативной тревожности во время сессии» и «Шкала ситуативной тревожности после сессии», а так же при сравнении результатов методики Тейлора «ситуативная тревожность во время сессии» и «личностная тревожность после сессии» получилась равной нулю. Это означает, что результаты по тревожности во время сессии, то есть ситуативной тревожности, выше, чем результаты личностной тревожности.
Значимость личностной тревожности по методике Спилбергера — Ханина получилась равной 0,328, значит ЛТ во время сессии не выше ЛТ после сессии. Так и должно быть, ведь по шкале ЛТ данной методики испытуемые оценивают то, как они себя чувствуют обычно, а не в данный момент, как при оценивании самочувствия по шкале СТ (в данный момент).
Вывод: наша гипотеза подтвердилась, и ситуативная тревожность студентов выше, чем личностная.
Литература:
- Психология тревожности. Дошкольный и школьный возраст. А. М. Прихожан. Москва, Питер, 2007 г.
- Краткий психологический словарь. Москва, Феникс, 2010.
nsportal.ru