Словарь психологических терминов онлайн – Большой психологический словарь онлайн

Большой психологический словарь «Persev»

В нача́ле бы́ло Сло́во…    

Большой психологический словарь

«Точное логическое определение понятий — условие истинного знания!»
Хороший психологический словарь – это основа как теоретических исследований, так и для практической работы.

Психологический словарь — это пособие для работы как специалиста психолога, так и проходящего обучение студента. Он помогает разобраться в терминологическом изобилии, познакомиться с новым для себя обозначением какого-либо понятия или же восстановить в памяти подзабытый психологический термин, с которым нередко приходится встречаться в текущей работе, учебе.

Для удобства пользователей все определения в психологическом словаре расположены в алфавитном порядке.

А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я

A  B  C  D  E  F  G  H  I  J  K  L  M  N  P  Q  R  S  T  U  V  W  X  Y  Z

Психологический словарь — справочник онлайн позволяет расширить свой кругозор или укрепиться в ранее усвоенных знаниях быстро, не теряя время на поиск нужного термина путем выискивания его в учебных руководствах или объемистых, иногда и многотомных, научных трудах.

Большой психологический словарь онлайн создан на базе словарей:

  • Большой психологический словарь под редакцией Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко.
  • Психологический словарь А.В. Петровского М.Г. Ярошевского.
  • Словарь психиатрических терминов В.М. Блейхер, И.В. Крук Неврология.
  • Полный толковый словарь Никифоров А.С.
  • Оксфордский толковый словарь по психологии А.С. Ребера.

В словаре представлены толкования психологических, психиатрических терминов и понятий, наиболее часто употребляемых в современной психологической литературе, а также в смежных науках и областях знаний (психотерапии, неврологии, психологии, философии и др.). Приведено лаконичное, но достаточно полное смысловое значение каждого психологического термина. Введена система перекрестных ссылок, поэтому появилась возможность найти значительно быстрее нужный психологический термин.

Словарь по психологии может быть полезен как студентам, так и преподавателям факультетов психологии вузов, а также всем, кто интересуется психологией.

Чтобы найти нужный термин в психологическом словаре воспользуйтесь: глоссарий терминов, таблица и-или расширенным поиском.

Dictionary of Psychology Terms and Definitions Related to Psychology.

Редакция будет благодарна читателям за отзывы и пожелания, которые помогут ей в дальнейшей работе над психологическим словарем онлайн.

Психологический словарь — настольная книга Психолога.

www.persev.ru

Психология, психологические словари и энциклопедии




Также смотрите разделы связанные с разделом Словари по психологии:

Ниже Вы можете бесплатно скачать электронные книги и учебники и читать статьи и уроки к разделу Психологические словари:











  • Большой психологический словарь — Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П.
  • Большой психологический словарь — Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. — 2003
  • Психология, словарь-справочник, в 2 частях, часть 2, Немов Р.С., 2003
  • Психология, словарь-справочник, в 2 частях, часть I, Немов Р.С., 2003



Описание раздела «Психология»

Раздел «Психология — Словари» содержит различные справочные пособия, справочники, словари и энциклопедии по психологии. Данные материалы будут полезны преподавателям, учащимся всех классов общеобразовательных учебных заведений, абитуриентам, студентам ВУЗов, а также всем кто интересуется психологией.

Здесь Вы найдете большую энциклопедию психологических тестов, психологические словари, популярные энциклопедии, справочники психолога, пособия по психотренингу.

Авторами предлагаемых материалов являются: Иванов Ю., Головин С.Ю., Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П., Корсини Р., Ауэрбах А., Степанов С.С., Осипова А. и др.

В справочниках, энциклопедиях и словарях Вы найдете значение любого психологического термина. Вы узнаете об общенаучных, методологических и философских понятиях, смежных гуманитарных, информационно-кибернетических, медико-биологических науках. Разберетесь в методах и отраслях психологии. Поймете, что такое возрастная психология и психология развития, зоопсихология, этология и сравнительная психология, инженерная психология, психология труда и эргономика, медицинская психология, патопсихология, нейропсихология, психотерапия и психокоррекция.

Не останутся без внимания психология ощущений и восприятия, внимания, памяти, мышления и воображения, эмоций, мотивации и воли. Многие заинтересуются такими понятиями как парапсихология, психогенетика, психометрика, психомоторика, психолингвистика, психосемантика, психотерапия, психокоррекция, психофизика, психофизиология и психофармакология.

Для подготовки к экзаменам рекомендуем посетить «Экзаменационные билеты по психологии». Презентации и обучающие статьи находятся в разделе «Обучение психологии». Ну а всевозможные учебники и книжные пособия можно найти здесь: «Книги по психологии».

 

nashol.com

Словари, энциклопедии и справочники онлайн


      Словари онлайн – это один из самых популярных и доступных к использованию сервисов, который содержит в себе полезную информацию, затрагивающую все известные нам, а при успешном использовании и Вам так же, сферы человеческой деятельности, развития, культуры, языков и не только. В мире молниеносного потока информации и каждодневных открытий, сервис slovaronline.com станет для Вас незаменимым помощником, толкователем, переводчиком и даже развлекателем, как уже стал для многих других пользователей этого незатейливого и очень удобного онлайн ресурса о словарях.

      slovaronline.com это сборник энциклопедических словарей, таких как «Современный энциклопедический словарь», «Энциклопедия музыкальных жанров» и др. Так же Slovaronline предоставляет словари лингвистического направления, такие как «Словарь эпитетов», «Словарь синонимов», «Латинский словарь» и др. Основную категорию составляют словари отдельных авторов — В. И. Даль. «Толковый словарь живого великорусского языка», В. В. Лопатин. «Орфографический словарь», А. И. Смирницкий. «Русско-английский словарь», Т. Ф. Ефремова. «Новый толково-словообразовательный словарь русского языка» и многие другие словари великих отечественных и зарубежных умов. Не менее интересную нишу в нашем сервисе словарей онлайн занимают словари узкого направления, такие как «Словарь компьютерных терминов», «Словарь-справочник уголовного права», «Словарь финансовых терминов», «Словарь матерных слов», «Словарь алкогольных напитков» и множество иных познавательных и увлекательных словарей.

      Словари онлайн – это легкий путь к саморазвитию и самосовершенствованию человека стремящегося познать, понять, истолковать, перевести, узнать происхождение, а так же пополнить свой словарный запас или просто весело провести время, удивляя себя и других новыми и порой просто невообразимыми словами!

Успехов Вам, будем рады получать отзывы и предложения по работе сервиса [email protected].


slovaronline.com

Англо-русский словарь психологических терминов | OpenTran

 abasement need потребность в унижении
 abient behavior (avoidance ) абиентное поведение
 behavior ability способность
 ability test тест (для оценки) способностей
 abnormal behavior аномальное поведение
 abnormal personality психопатия, расстройство личности
 abnormal psychology  патопсихология
 abreaction (психоан.) отреагирование, абреакция (снятие эмоционального напряжения путем определенным образом организованного повторного переживания вызвавшей напряжение ситуации)
 absent-mindedness рассеянность
 absolute threshold(психофиз.) абсолютный порог
 absorption ^поглощенность (чем-то)2люгруженность в себя
abstract ability способность к абстракции
abstract intelligence = abstract ability,academic aptitudeспособность к учению
 academic intelligenceакадемические способности, учебные способности
 acathexis (психоан.) акатексис, отсутствие катексиса (см. cathexis)
 acceptance attitude установка приятия (в психотерапии)
  achievement мотивация стремления к успеху,
 motivation мотивация достижения
 achievement need потребность в успехе
 achievement test тест (для оценки) достижений
 (IT ……..
acquired
 приобретенный, усвоенный
 acquisition усвоение
 act акт, действие
 action действие
 active imagination (Юнг) активное воображение
 activity 1.деятельность; активность2.занятие; занятия; деятельность (в определенной области)
 activity drive влечение к деятельности
 activity need потребность в деятельности
 actor субъект действия, субъект деятель- 29
ности, деятель
 acuity острота (ощущения)
 adaptability адаптируемость, приспособляемость 31
 adaptation адаптация
 adaptive behavior адаптивное поведение
 adequate stimulus адекватный раздражитель (тот, на 34
который нормально реагирует сенсорный орган)
 adient behavior адиентное поведение, = approach
 behavior
adjustment
 приспособление; приспособленность
 adjustment inventory вопросник для измерения приспособленности
 adjustment procedure (психофиз.) метод подравнивания, метод установки (эквивалентного раздражителя)
 adolescent психология отрочества, психология
 psychology подросткового возраста
 advertising психология рекламы
 psychology aerial perspective воздушная перспектива (монокулярный признак для восприятия глубины)
 affect аффект; чувство, эмоция; состояние аффекта
 affectation аффектация, наигрыш
 affect-charged аффектированный, сопровождаемый аффектом (об идеях, образах и т.п.)
 affection 1-аффекция, аффективный процесс
2.аффективная сфера, сфера аффективных процессов З.привязанность, расположение
 affective disorder аффективное расстройство
 affective experience  аффективное переживание
 affective personality аффективная психопатия, аффективная личность
 affective tone аффективный тон, чувственный
тон, чувственная окраска (переживания)
 affectivity ‘ эффективность
 affiliation need потребность в аффилиации (т. е. в 51
присоединении к группе) after-image
послеобраз (зрительное ощущение, 52сохраняющееся по прекращении
действия раздражителя)
  age calibration возрастная калибровка (теста)
 ageism межвозрастная конкуренция (у де- 54
тей)
 age-equivalent scale шкала возрастных эквивалентов 55
(умственного развития)
 aggression агрессия
  aggression need потребность в агрессии
 aggressive instinct инстинкт агрессии
 agitation возбуждение, возбужденное состояние
aiming test тест на попадание в цель
 aim-inhibition (психоан.) вытеснение цели (неприемлемой для Я)
 alertness 1.настороженность; бдительность, 62
внимательность
2.живость, проворство, расторопность
3.сметливость, понятливость, восприимчивость, живость ума
 alienation отчуждение
 all-or-none response реакция по принципу «все или ни- 64
чего»
 altered state of измененное состояние сознания
 consciousness
alternate-form
 коэффициент эквивалентности (ва- 66
reliability
риантов теста)
 coefficient
alternate forms
 эквивалентные варианты (теста)
 alternate response тест с альтернативными варианта- 68
test
ми ответа
alternating
— dual personalitypersonalities altitude (of
 предел возможностей (интеллекта) 70
способность переносить неопреде- 71
ленность ambiguous figure
неоднозначное изображение (‘т.е. 72
такое, на котором можно увидеть
то одно, то другое) ambivalence
амбивалентность (противополож- 73
ные чувства к одному объекту) ambiversion
(Юнг) амбиверсия (совмещение 14
черт экстра- и интроверсии) amnesia
амнезия (потеря памяти)
 anaclitic (психоан.) аналитический, опор- 76
ный (о том, что связано с младенческой зависимостью от других людей и ее психогенетическими
производными)
 anal character (психоан.) анальный характер
 analgesia анальгезия, нечувствительность к 78
боли
 analogies test тест на подыскивание аналогий
 anal stage (психоан.) анальная стадия (психо- 80
сексуального развития)
 analyst (психо) аналитик
 analytical psychology аналитическая психология (версия 82
психоанализа, разработанная К.Г.Юнгом)
 anchor battery эталонный набор тестов (для стан- 83
дартизации)
 anchoring point точка отсчета (на шкале субъектив- 84
ной оценки стимулов) anchor test
эталонный тест (для стандартиза- 85
ции)
  anger гнев
 anguish мука, страдание; тоска
 anima1.душа2.(Юнг) анима (персонификация женских тенденций в бессознательном)
animal psychology зоопсихология, психология живо- 89
тных
 animus 1.намерение2.враждебность
З.(Юнг) анимус (персонификация мужских тенденций в бессознательном)
аппоуег
неприятный раздражитель
 annulment (психоан.) аннулирование (средст- 92
во защиты: признание неприемлемого содержания нереальным)
 antedating goal опережающая целевая реакция
 response
anticipation
 предвидение, антиципация
 anticipatory goal
— antedating goal responseresponse antisocial personality
  антисоциальная психопатия (диаг- 96
 disorder ностическая категория, принятая
в США)
  anxiety тревога, тревожность, страх
 anxiety hierarchy (бихев. тер ) иерархия тревожных 98
ситуаций
 anxiety object (психоан.) объект тревоги
 anxiety-proneness склонность к тревоге
 anxiety tolerance способность переносить тревогу, вы- 101
носливость к тревоге
 anxious тревожный; тревожащий
 apparent motion кажущееся движение (иллюзия) 103
 appeasement behavior  (этол.) умиротворяющее поведение 104
 apperception (ист.) апперцепция (зависимость 105
восприятия от опыта и личности индивида)
 appetite аппетит
 appetitive behavior  поисковое поведение
 applied psychologist психолог-прикладник
 applied psychology прикладная психология
 approach(ing)
behavior
 поведение приближения (поведение, увеличивающее действие вызвавшего его стимула)
aptitude (специальная) способность, годность (к некоторой деятельности)
 aptitude test тест (для оценки) специальной ого-
собности, тест 0*ля проверки) годности
 archetype (Юнг) архетип (о первичных психических структурах, содержащихся в коллективном бессознательном и лежащих в основе мифологии)
 armchair psychology кабинетная психология
 arousal reaction реакция пробуждения, реакция активации arrangement of the (Адлер) организация невроза
 neurosis ascendance шкала «властность-покорность»,
 submission scale шкала «господство подчинение»
 assertiveness training (бихев. тер.) тренировка уверенности в себе
 assimilation ассимиляция, усвоение
 association ассоциация
 association by ассоциация по смежности
 contiguity association by ассоциация по контрасту
 contrast association by ассоциация по сходству
 similarity association ассоциативный эксперимент
 experiment association (ист.) ассоциативная психология
 psychology (объясняющая динамику психических процессов с помощью принципа ассоциации)
 association value ассоциативная сила (раздражителя)
 associative thinking ассоциативное мышление
 asthenic personality астеническая психопатия, астеничеекая личность
 attachment привязанность
 attention внимание
 attitude отношение; установка
 attitudinal установочный
 attraction привлекательность, аттракция
 attribution атрибуция (причинное объяснение
поведения)
 audition слух; слушание, выслушивание,
прослушивание
 auditory acuity острота слуха
 authoritarian personality авторитарная личность (характеризуемая конформизмом, ригидностью, преклонением перед силой и высокомерием по отношению к слабым)
 autism
 аутизм (замыкание в своем внутреннем мире)
 autistic thinking аутистическое мышление
 autokinetic effect аутокинетический эффект (иллюзия движения неподвижного объекта)
 automatic behavior автоматическое поведение
 autonomous (психоан.) автономные функции Я
 functions of the
ego autonomy need
 потребность в автономии
 aversion отвращение
 aversive conditioning аверсивное обусловливание (выработка негативной реакции на раздражитель)
 aversive therapy аверсивная терапия (отучение от
дурных привычек)
 avoidance behavior поведение избегания (поведение,
уменьшающее действие вызвавшего его стимула)
 awareness сознание; восприятие, ощущение;
знание, осведомленность
 awe благоговейный страх, трепет, благоговение
 background фон
 bad-me (Салливен) «я плохой» (персонификация порицаемых родителями качеств в самовосприятии ребенка)
 bad object (Клейн) плохой объект (результат 152
расщепления интроецированного объекта амбивалентного отношения ср.
 good objects barrier (топол.) барьер (граница или зона, препятствующие психологическому перемещению)
 basic need первичная потребность; фундаментальная потребность
 basic skills основные (или базовые,) умения и навыки
 behaver субъект поведения
 behavior поведение
 behavioral поведенческий, бихевиоральный
 behavioral genetics генетика поведения
 behavioral science поведенческая наука, наука о поведении
 behavior inventory . реестр видов поведения,
 behaviorism бихевиоризм
 behavior modification модификация поведения,
 = behavior
therapy behavior psychologist
 психолог, изучающий поведение;
психолог-необихевиорист
 behavior psychology поведенческая психология, психология поведения; необихевиоризм
 behavior sample образец поведения
 behavior sampling отбор образцов поведения
 behavior space пространство поведения
 behavior therapy терапия поведения, бихевиоральная терапия
 behavior unit единица поведения
 behaviour = behavior
being-in-the-world
 (экзист.) бытие-в-мире
 being need (Маслоу) потребность бытия
 belief 1.убеждение 2.вера; верование; поверье
 bias 1.пристрастие, предубеждение, предвзятость
2.смещение, систематическая ошибка
З.необъективность иследователя; искажающее влияние (ситуации на результаты исследования)
binocular cue бинокулярный признак (в зрительном восприятии глубины)
 bipolar affective
disorder
 биполярное аффективное расстройство
 birth injury родовая травма
birth trauma
= birth injury
bisection (scaling)
method
 (психофиз.) метод деления интервала пополам
 blam(e) avoidance потребность избегать осуждения
 need blamescape need потребность уходить от осуждения (посредством сокрыгпия вины или бегства) bodily me
телесное Я
 body concept образ тела
 body image схема тела, образ тела
 boundary (топол.) граница (области, между областями психологического пространства)
 brainstorming «мозговой штурм»
 brainwashing «промывка мозгов»
  brightness яркость
 brightness constanc y константность яркости (в зрительном восприятии)
 business psychology психология бизнеса
 case history данные клинического наблюдения; история болезни
 castration anxiety (психоан.) страх перед кастрацией
 castration complex (психоан.) комплекс кастрации
 catharsis катарсис
 cathexis (психоан.) катексис (сосредоточение либидо на объекте)
 censorship (психоан.) цензура, цензурирование (регуляция проникновения в сознание вытесненного материала)
 cerebral localization локализация в головном мозге (психических функций)
 character 1. (отличительный) признак, свойство, характеристика  2.характер
 character formation 1 .формирование характера 2.склад характера 3.личностная структура
 checklist 1 .контрольный список
2.вопросник

opentran.net

что такое в Большом психологическом словаре

ПСИХИКА (от греч. psychikos — душевный) — форма активного отображения субъектом объективной реальности, возникающая в процессе взаимодействия высокоорганизованных живых существ с внешним миром и осуществляющая в их поведении (деятельности) регулятивную функцию.

Современное понимание сущности психики разработано в трудах Н. А. Бернштейна, Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурия, С. Л. Рубинштейна и др. П. возникла на определенном этапе развития живой природы в связи с формированием у живых существ способности к активному перемещению в пространстве (см. Локомоция, Чувствительность). В процессе эволюции животных П. развивалась по биологическим законам от простейших до сложных форм, которые свойственны, напр., обезьянам (см. Зоопсихология, Сравнительная психология, Развитие психики, Антропогенез). Удовлетворение своих потребностей животное осуществляет посредством активных движений в окружающей среде, совокупности которых характеризуют его поведение. Успешное поведение опирается на предваряющий его поиск.

Задача построения движения в уникальной реальной ситуации является чрезвычайной по своей сложности. Чтобы решить ее, индивид вынужден каким-то путем постичь сложнейшую физику реального пространства и согласовать ее с собственной телесной биомеханикой. Хотя движение осуществляется во внешнем геометрическом пространстве, оно вместе с тем имеет и собственное пространство. Бернштейн на основании изучения свойств моторики в ее взаимоотношениях с внешним пространством ввел понятие «моторное поле». Моторное поле строится посредством поисковых, пробующих движений, зондирующих пространство во всех направлениях. Сделав небольшое (элементарное) движение, живой организм корректирует его, намечая дальнейший путь. На основе этого движения строится обобщенный образ ситуации в целом, отображающий связь объективных характеристик реального пространства с характеристиками биомеханики живого организма. Возникнув в ходе опробующих (поисковых) движений, обобщенный образ рабочего пространства, в свою очередь, становится важным регулятором построения движений, определяя траекторию, силу и др. характеристики двигательного акта (см. Психическая регуляция движений).

Основная функция П. заключается, следовательно, в поиске на основе возникшей потребности определенных движений и действий, нацеленных на ее удовлетворение, опробовании этих двигательных актов, приводящем к формированию обобщенного образа реальной ситуации, и, наконец, в контроле за реализацией движений и действий, осуществляемых в плане уже сформировавшегося образа реальности (см. Отражение чувственное). Поиск и опробование будущих действий человек осуществляет в плане идеальных образов (см. Идеальное), которые строятся на основе речевого общения с помощью таких психических процессов, как ощущение, восприятие, память, чувства, мышление. Процессы внимания и воли контролируют адекватное выполнение найденных и опробованных действий, соответствующих определенным условиям.

Как показали работы Леонтьева, речь в качестве важнейшего элемента П. человека создает представительство в деятельности одного человека общественно-исторического опыта всего человеческого рода. За языковыми значениями скрываются выработанные в процессе исторического развития человеческого общества способы деятельности. В них представлена свернутая в «материи» языка идеальная форма существования свойств, связей и отношений предметного мира, раскрытых общественной практикой.

В основе развития человеческой П. лежит овладение индивидом исторически сформировавшимися общественными потребностями и способностями, необходимыми ему для включения в трудовую и общественную жизнь (см. Усвоение). На начальном этапе психического развития (в младенческом возрасте) ребенок с помощью взрослых активно усваивает потребность и определенный навык общения с ними. След. этап развития П. ребенка (ранний возраст) связан с овладением основами предметно-манипулятивной деятельности, позволяющей ему освоить общественно выработанные способы использования простейших предметов (см. Ведущая деятельность, Деятельность детская). При этом у ребенка формируются способности к универсальным движениям рук, к решению простых двигательных задач (начало мышления) и способность занимать собственную позицию внутри отношений со взрослыми и сверстниками (возникновение у ребенка установки «Я сам»). На след. этапе в процессе игровой деятельности у ребенка в возрасте от 3 до 6-7 лет формируются способность к воображению и к употреблению различных символов. В школьном возрасте ребенок на основе учебной деятельности приобщается к таким формам культуры, как наука, искусство, этика, право. Психическое развитие ребенка в этот период связано с формированием у него основ логического мышления, потребности в труде и навыков трудовой деятельности. На всех этапах развитие П. человеческого индивида подчиняется закону, сформулированному Выготским: «Всякая высшая психическая функция в развитии ребенка появляется на сцене дважды: сперва как деятельность коллективная, социальная… второй раз как деятельность индивидуальная, как внутренний способ мышления ребенка».

П. во всех формах является, по выражению А. А. Ухтомского, своеобразным функциональным органом человека и животных, который строит их поведение и деятельность. На относительно ранних эволюционных стадиях развития в теле животных выделился специализированный носитель этого функционального органа — н. с. и мозг.

Основу современных представлений о физиологических механизмах психической деятельности составляют работы И. М. Сеченова, доказавшего, что «все акты сознательной и бессознательной жизни по способу происхождения суть рефлексы». Сеченов заложил фундамент учения о высшей нервной деятельности, в разработку которого значительный вклад внесли труды И. П. Павлова, В. М. Бехтерева, Н. Е. Введенского (см. Парабиоз), А. А. Ухтомского и др. физиологов и психологов.

По Павлову, формирование человеческой П. было связано с перестройкой физиологических механизмов деятельности мозга, заключающейся в возникновении второй сигнальной системы. В работах Ухтомского было доказано, что большое значение в реализации функций П. имеет физиологическая доминанта. П. К. Анохин интерпретировал динамику нервных процессов торможения и возбуждения в виде сложной иерархической функциональной системы, ввел представление о механизме, обеспечивающей целесообразное поведение организмов на основе опережающего отображения.

П. исследуют с помощью объективных методов (см. Диагностика психического развития, Измерения в психологии, Методы электрофизиологические, Объективный метод, Полиэффекторный метод). В конкретных исследованиях П. чаще всего одновременно применяют совокупность нескольких различных психологических методов.

Добавление ред.: П. — предмет изучения современной психологии, как, впрочем, и сама психология, практически не имеет отношения к этимологии слова «П.». Стала хрестоматийной фраза, приписываемая историку В. О. Ключевскому: «Раньше психология была наукой о душе, а теперь стала наукой об ее отсутствии». Действительно, психология не может похвастаться успехами в изучении души. Около 150 лет тому назад психологи начали расчленять душу, выделять в ней не столько душевные силы, сколько отдельные функции, процессы, способности, акты, действия и деятельности в целях их объективного изучения. Слово П. стало для них собирательным названием, включающим ощущение, восприятие, внимание, память, воображение, мышление, эмоции и т. д. Психологи продолжают это увлекательное занятие до сих пор. Попытки собрать душу из вырванных из жизненного контекста, очищенных от него, изолированных и детально изученных П. функций редки и малоуспешны.

При таком подходе функции П. лишались психологического содержания. Вернее, оно оставалось, но только в смысле терминов, в которых описывается П. Психологи-экспериментаторы как бы неявно (или явочно!) исходили из того, что П. как материал, как объективно существующий предмет, может исследоваться и как непсихологическое. Подобный подход к П. и поиску ее физиологических механизмов был воспроизведен, напр., Павловым и его школой.

Т. о., экспериментальная психология уже при своем начале рассталась с душой, с ее заданным в античности смыслообразом, включающим познание, чувство, волю, указывающим на формообразующую роль души и духа не только по отношению к телу, но и к жизни.

Приведенные соображения о несовпадении души и П. есть констатация сложившегося положения вещей. Их не следует воспринимать как критику в адрес науки. Психология действительно выполнила поставленную перед собой задачу. Изучая П. (в ее новом понимании) не-психологическими методами, она стала объективной наукой. Сегодня ее методическая вооруженность и изощренность при изучении П. процессов и функций вполне сопоставимы со многими разделами физиологии, биофизики, биомеханики, генетики, информатики и др. наук, с которыми она тесно сотрудничает. Столь же развит и используемый математический аппарат. Психологи давно утратили комплекс неполноценности по поводу субъективности (субъективизма) своей науки. Исчезли и упреки в ее адрес по поводу старинного «душевного водолейства». Несмотря на сравнительно молодой возраст психологии, она накопила солидный багаж, ставший фундаментом для многих своих отраслей и практических приложений.

Усилиями многих замечательных ученых построена онтология П., за что была заплачена немалая цена. Психологи распредметили или, точнее, «раздушевили» душу, получили и изучили П. Зато сейчас имеется «материя», «физика», которая подлежит опредмечиванию и одушевлению. Если бы не была сделана первая часть работы — работа анализа, не было бы, что одушевлять. Сейчас появились основания для прорыва к онтологии души. Для этого на опыт, накопленный экспериментальной психологией, нужно суметь посмотреть др. глазами, что чрезвычайно трудно. В поисках целостности П. посильный вклад в построение онтологии души (вольно или невольно) вносят культурно-историческая психология (Выготский), гуманистическая психология, психология искусства, психологическая физиология (Ухтомский, Бернштейн). (В. П. Зинченко.)


psychological.slovaronline.com

что такое в Большом психологическом словаре

ВОСПРИЯТИЕ (англ. perception).
1. Субъективный образ предмета, явления или процесса, непосредственно воздействующего на анализатор или систему анализаторов (употребляются также термины «образ восприятия», «перцептивный образ»).
2. Сложный психофизиологический процесс формирования перцептивного образа (употребляются также термины «перцепция», «перцептивный процесс»). Иногда термином В. обозначается система действий, направленных на ознакомление с предметом, воздействующим на органы чувств, т. е. чувственно-исследовательская деятельность наблюдения (см. Перцептивное действие).

Как образ В. есть непосредственное отражение предмета (явления, процесса) в совокупности его свойств, в его объективной целостности. Это отличает В. от ощущения, которое также является непосредственным чувственным отражением, но лишь отдельных свойств предметов и явлений, воздействующих на анализаторы.

При рассмотрении гносеологических вопросов (в философии) значения терминов «В». и «ощущение» совпадают. Для психологии указанное их различие является принципиально важным. В некоторых направлениях психологии, напр. Гештальт-психологии, В. рассматривается как исходная форма чувственного познания (и познания вообще), а ощущение — как абстракция, как результат «препарирования» В. сознанием (см. Отражение чувственное). Однако большинство психологов рассматривают ощущение (напр., тепла, солености, боли) как исходную форму познания, а В. — как синтез ощущений, формирующийся в процессе активного отражения объективно существующего целостного предмета. В филогенезе переход от ощущения к В. был обусловлен переходом живых существ от жизни в гомогенной, вещно (предметно) неоформленной среде к жизни в среде, вещно оформленной (А. Н. Леонтьев).

Поскольку любой предмет как раздражитель (см. Стимул, Дистальный стимул) является сложным, обладает рядом свойств, то в формировании его образа участвует обычно несколько анализаторов; т. о., В. формируется на основе ощущений разных модальностей.

В зависимости от того, какой из анализаторов ведущий в данном акте В., различают зрительное В., слуховое (см. Слух), осязательное (см. Осязание), вкусовое (см. Вкус) и обонятельное В. (см. Обоняние). Важную роль во всех видах В. играют двигательные (кинестезические) ощущения, хотя последние и не всегда отчетливо осознаются человеком. Так, зрительное В., помимо собственно зрительных ощущений (цвета, света и т. д.), включает также кинестезические ощущения, возникающие при движениях глаз (аккомодация глаз, конвергенция и дивергенция глаз и т. д.). Особенно велика роль кинестезических ощущений в осязательном В. Большую роль во вкусовом В. играют движения языка, а в обонятельном — движения органов дыхания. В процессе слухового В. активное участие могут принимать слабые движения артикуляционного аппарата. Движения, включенные в акт восприятия, имеют значение в процессе анализа воздействующих раздражителей, уточнении ощущений, их синтезе в целостный образ предмета и его пространственно-временной локализации.

У человека, владеющего речью, последняя опосредствует В., обеспечивая его осмысленность, осознанность, преднамеренность (произвольность). Участие речи в В. создает возможность абстракции и обобщения свойств предметов и явлений путем их словесного обозначения (называния) (см. Лингвистической относительности гипотеза).

Основными свойствами В. являются предметность, целостность, константность, категориальность, избирательность.

В. зависит от прошлого опыта, знаний, содержания и задач выполняемой деятельности, индивидуально-психологических различий людей (потребностей, склонностей, интересов, мотивов, эмоционального состояния и т. д.). Под влиянием этих факторов создается характерная для каждого человека апперцепция, обусловливающая значительные различия при восприятии одних и тех же предметов разными людьми или же одним и тем же человеком в разное время.

Формирование перцептивного образа представляет собой процесс, включающий ряд фаз (переходов): от нерасчленного В. («что-то мелькнуло», «что-то коснулось кожной поверхности», «появился какой-то звук», «чем-то пахнет» и т. д.) к формированию дифференцированного целостного образа предмета (или явления), адекватного оригиналу (см. Микрогенез восприятия). Динамика формирования перцептивного образа определяется пространственно-временными условиями процесса В. Это отчетливо обнаруживается при изменении времени воздействия стимулов на анализатор, их дистанции и положения в сенсорном поле.

В. м. б. преднамеренным и непреднамеренным. 1-е в отличие от 2-го связано с постановкой определенной перцептивной задачи; оно характеризуется целенаправленностью, плановостью и систематичностью. В этом случае В. выступает как познавательная перцептивная деятельность (наблюдение). Непреднамеренное В. выступает как компонент к.-л. др. деятельности, либо является неуправляемым и случайным процессом, целиком зависимым от колебаний непроизвольного внимания (ср. «пустой взор»). Преднамеренное В. более эффективно, чем непреднамеренное.

В поведении и деятельности человека В. — необходимое условие ориентировки в окружающей среде. Перцептивный образ выполняет функцию регулятора действий. Вместе с тем деятельность — основное условие развития В. Что и как воспринимает человек, зависит от того, что и как он делает. В практической деятельности В. становится активным, целенаправленным процессом познания действительности. См. Орган чувств, Отражение чувственное, Сенсорная система. (В. П. Зинченко.)


psychological.slovaronline.com