Словарик психологических терминов: Северо-Восточный федеральный университет имени М.К.Аммосова

Словарь психологических терминов

Словарь

  • формат doc
  • размер 33.67 КБ
  • добавлен 25 февраля 2011 г.

Психологический словарь терминов. Новые психологические термины, значение психологических терминов. Словарь от А до Я.

Абстрагирование — мысленное выделение какого-либо свойства предмета или явления и отвлечение от всех остальных.

Авторитарность — склонность человека к властному управлению другими людьми, подавлению их инициативы, использованию мер принуждения.

Агрессия — мотивированное деструктивное поведение, наносящее моральный и/или физический ущерб окружающим, вызывающее психологический дискомфорт.


Адаптация психологическая — приспособление человека к новым условиям жизни, к другим людям и социальным обстоятельствам.

И Т. Д.

Смотрите также

  • формат pdf
  • размер 77.14 МБ
  • добавлен 01 июля 2009 г.

Словарь-справочник по психологической диагностике /Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М.; Отв. ред. Крымский С. Б. — Киев: Наук, думка, 1989. — 200 с. Приводятся около 200 терминов и понятий, а также наиболее распространенных методик психодиагностики, которые широко используются ныне в профессиональном отборе и расстановке кадров, для контроля психического развития личности и оптимизации обучения, прогнозирования социального поведения, изучения личности…

Словарь

  • формат pdf
  • размер 5. 35 МБ
  • добавлен 29 ноября 2010 г.

С. Ю. Головин. Словарь практического психолога. (около 2000 терминов, 1998 г. ) Словарь-справочник содержит разделы по: психологии социальной, психологии труда, психотерапии, психодиагностике, патопсихологии, психофизике, дефектологии, а также по психологии восприятия, психологии личности, психологии мотивов, психологии мышления, психологии памяти, психологии эмоций, чувств и ощущений. Особое внимание уделено психоанализу.

  • формат doc
  • размер 1.28 МБ
  • добавлен 18 марта 2010 г.

Карпенко Л. А., ред. -сост. Словарь. Социальная психология. Энциклопедический словарь в шести томах/ Под общ. ред. А. В. Петровского, Том 2, М.: ПЕР СЭ, 2006. — 176с. Словарь содержит большое количество терминов и статей ко всем разделам дисциплины «Социальная психология».

Каждая статья публикуется в авторской редакции.

Словарь

  • формат doc
  • размер 50 КБ
  • добавлен 28 октября 2009 г.

Краткий словарь основных терминов по социальной психологии. Сделан в соответствии с требованиями к контрольной работе. Также указан список используемой литературы

Словарь

  • формат docx
  • размер 190.69 КБ
  • добавлен 05 февраля 2010 г.

Краткий словарь терминов по психологии и педагогике предназначен для курсантов, студентов и слушателей Академии экономической безопасности МВД России. Включает комплекс основных терминов по курсу психологии и педагогики, направленных на формирование профессионально важных качеств у сотрудников органов внутренних дел.

Словарь

  • формат doc
  • размер 518.5 КБ
  • добавлен 25 декабря 2011 г.

Англо-русский словарь-минимум психологических терминов с указателем русских эквивалентов, МОСКВА, 1993 Составители: В.В.Лучков, В.Р.Рокитянский Данный англо-русский словарь-минимум психологических терминов выпускается в свет, чтобы до некоторой степени удовлетворить очевидную, давно требующую удовлетворения потребность. Его основное назначение — служить подспорьем при чтении и переводе англоязычной психологической литературы, интерес к которой с…

Энциклопедия

  • формат docx
  • размер 3. 05 МБ
  • добавлен 09 апреля 2011 г.

М.: РУССО, 2006 — 664 с. Словарь содержит около 34 000 терминов по общей, социальной, инженерной, педагогической психологии, психофизике, патопсихологии и др. психологическим дисциплинам. В словарь вошли также термины из областей, смежных с психологией (физиологии, медицины, анатомии, философии, логики и др. ). Словарь предназначен для научных работников, переводчиков, преподавателей, аспирантов и студентов психологических факультетов.

  • формат doc
  • размер 1.71 МБ
  • добавлен 16 марта 2010 г.

Карпенко Л. А., ред. — сост. Словарь. Общая психология. Энциклопедический словарь в шести томах/ Том 1, М.: ПЕР СЭ, 2005. — 251с. Словарь содержит большое количество терминов и статей ко всем разделам дисциплины «Общая психология». Каждая статья публикуется в авторской редакции.

  • формат doc, chm
  • размер 12.85 МБ
  • добавлен 02 декабря 2010 г.

Блейхер В. М., Крук И. В. Толковый словарь психиатрических терминов. – Воронеж. – 1995. Зеленский В. Словарь аналитической психологии Ильинский С. Энциклопедический словарь PR и рекламы. Часть 1. – Москва. – 2002. Ильинский С. Энциклопедический словарь PR и рекламы. Часть 2. . – Москва. – 2002. Классификация психических расстройств МКБ- 10. Исследовательские диагностические критерии Кондаков И. М. — Психологический словарь. – Москва. – 2000 Корси…

Словарь

  • формат doc
  • размер 69.22 КБ
  • добавлен 12 декабря 2011 г.

Словарь. М.: УЦ «Перспектива». 2010. — 88 с. Словарь содержит около 400 терминов, ключевых понятий, знание которых необходимо при осуществлении исследовательской деятельности. Включает понятия из нескольких дисциплин — педагогики, психологии, философии, социологии и др. Словарь адресован студентам средних и высших образовательных учреждений, аспирантам, учителям, преподавателям, а также лицам, интересующимися проблемами организации и осуществлени…

Словарь психологических терминов и симптомов

11.09.2011

Словарь

Словарь психологических терминов и симптомов

Акцентуация – ярко выраженное своеобразие характера, не доходящее, однако, до степени патологии. В зависимости от преобладания тех или иных черт характера выделяют разные виды акцентуаций.

Амбивалентность – двойственность, одновременное существование у человека противоречащих друг другу тенденций (переживаний, стремлений, представлений и т.

п.).

Антисоциальность – отрицательное отношение к социальным нормам, стремление противодействовать им.

Асоциальность – безразличие к правилам, существующим в обществе (социальным нормам), или непонимание этих правил. В отличие от антисоциальности, при этом отсутствует стремление к противодействию нормам.

Аутизация – снижение потребности в общении, ослабление контактов с окружающими.

Вандализм – одна из форм антисоциального поведения: разрушение или повреждение материальных ценностей.

Гедонизм – стремление к удовольствиям как единственная цель в жизни.

Генерализация – распространение какого-либо процесса на самые разные области (сферы).

Гиперкомпенсация – формирование защитных механизмов, внешне противоположных чертам, для компенсации которых они предназначены. Так, гиперкомпенсация заниженной самооценки и неуверенности в себе может достигаться демонстрацией сверхвысокой самооценки и самоуверенности.

Гиперопека – система отношений в семье, при которой ребёнка чрезмерно опекают и контролируют.

Девиантное (отклоняющееся) поведение – поведение, не соответствующее социальным нормам.

Демонстративность – повышенная потребность во внимании к себе, стремление всегда быть в центре внимания. Детям с высоким уровнем демонстративности свойственно несколько нарочитое («театрализованное») поведение, любовь к украшениям. Для привлечения внимания могут использоваться самые разные средства: кривлянье, нарочитое нарушение правил поведения, подчёркнуто «идеальное» поведение и даже подчёркнутая застенчивость («Посмотрите, как я стесняюсь!»). В некоторых случаях повышенная потребность во внимании к себе не находит непосредственных проявлений в поведении (например, эти проявления могут сдерживаться повышенной тревожностью). Применительно к этим случаям принято всё равно употреблять термин «демонстративность», хотя в этом случае он не даёт правильного описания поведенческой картины.

Депрессия – стойкое снижение настроения, неспособность испытывать положительные эмоции. При депрессии резко падает активность. Субдепрессией называют не столь выраженное снижение настроения.

Жизненная сфера – определённая сторона жизни, относительно независимая от других сторон. В качестве отдельных сфер принято выделять семейную, школьную, сферу межличностного общения. Этот перечень часто дополняют и другими сферами. Для личности наиболее важны те сферы, в которых она самореализуется, достигает успеха (сферы поддержки) и, напротив, те сферы, в которых она чувствует себя наименее уверенно (сферы психологической нагрузки).

Импульсивность – склонность к совершению необдуманных действий под влиянием случайных внешних обстоятельств или столь же случайных собственных мыслей и эмоций, отсутствие или недостаточность планирования действий и самоконтроля.

Интровертность – замкнутость, высокая избирательность в общении. Для интроверта затруднено вхождение в новый коллектив, завязывание знакомств. Вместе с тем имеющиеся контакты у интроверта обычно более глубоки и более устойчивы, чем у экстраверта. Большинство людей трудно однозначно отнести к экстравертам или интровертам, и можно говорить лишь о большей или меньшей выраженности у них тех или иных черт.

Инфантилизм – незрелость, «детскость». Понятие инфантилизма относится, по преимуществу, к личностному и эмоциональному развитию. Отставание от возраста в умственном развитии принято характеризовать другими терминами. Особое явление — психофизический инфантилизм, который характеризуется замедленным развитием организма в целом. В его основе лежат физиологические отклонения от обычного темпа созревания.

Когнитивные процессы – см. Познавательные процессы.

Компенсация – психологические механизмы, помогающие преодолеть неблагоприятные особенности собственной психики. В частности, существуют различные механизмы компенсации повышенной тревожности. Они помогают эффективному принятию решений, несмотря на те трудности, которые порождает тревожность.

Конформность – стремление быть «таким, как все», отсутствие собственного мнения и некритичное подчинение мнению большинства.

Критичность – осознание своих трудностей и проблем.

Навык – автоматизированное (привычное) действие или цепочка действий. Обычно человек плохо осознаёт или вовсе не осознаёт, как осуществляется навык (попробуйте описать словами, как вы завязываете шнурки!). Навыки приобретаются в результате обучения и тренировки. Двигательный навык – это целесообразное движение или последовательность движений. Умственный навык – автоматизированное умственное действие. Навыки общения – привычные способы установления и поддержания контакта с другими людьми.

Нарушения внимания – симптом, возникающий при многих видах психологических и неврологических нарушений. Они появляются при астении (нервном истощении), органическом поражении мозга, эмоциональных расстройствах (в частности, повышении тревоги). Одно из самых частых нарушений – неустойчивость внимания, проявляющаяся в частых отвлечениях от основной деятельности, перескакивании с одного занятия на другое.

Негативизм – противодействие требованиям. В периоды возрастных кризисов это способ утвердить свою самостоятельность, «взрослость». Кроме того, негативизм может выступать как протестная реакция против несправедливого, по мнению человека, отношения к нему, чрезмерных требований или неправильного устройства мира. В некоторых случаях негативизм служит средством привлечь внимание к себе и к своим проблемам (негативное самопредъявление).

Перфекционизм – стремление делать всё на высшем уровне, определяемое или очень высоким уровнем притязаний, или чрезмерным чувством ответственности. Часто, доводя до совершенства какую-то часть работы, перфекционист не успевает вовремя закончить всю работу. Из-за неоправданной траты сил и времени на мелочи главное нередко упускается.

Познавательные (когнитивные) процессы – психические процессы, направленные на познание окружающего мира. К познавательным процессам принято относить восприятие, ощущение, мышление, воображение, память, внимание.

Проекция – приписывание своих представлений, переживаний и стремлений другим людям, каким-либо персонажам и даже неодушевлённым объектам. Использование принципа проекции лежит в основе многих личностных тестов.

Психосоматические заболевания – телесные (соматические) заболевания, вызванные психологическими причинами.

Резонёрство – склонность к рассуждениям, морализированию, подробному рассказу о своих реальных или предполагаемых действиях. В тех случаях, когда такие рассказы явно преобладают над самими действиями, говорят о вербализме. Резонёрство характерно для тревожных людей, для которых принятие решений и практические действия затруднены различными опасениями.

Релаксация – расслабление. На мышечной релаксации (расслаблении мышц) основаны многие психологические техники, ведущие далее к эмоциональной релаксации (успокоению), обеспечивающие восстановление энергии при психологическом истощении и т.п.

Ригидность – см. Эмоциональная ригидность.

Самоконтроль – сознательное управление своим поведением. При высоком уровне самоконтроля ребёнок действует целенаправленно, доводит работу до конца, не отвлекаясь на случайные раздражители. Самоконтроль требует хорошо развитой функции планирования, то есть умения заранее наметить основные этапы работы.

Сенсомоторные нарушения – нарушения образного мышления, затруднения в зрительной регуляции действий. В частности, часто страдает координация глаз-рука (зрительная регуляция мелкой моторики).

Соматические заболевания – телесные (не нервные и не психические) заболевания.

Социализированность – хорошее владение социальными нормами, адекватность поведения ситуации. Снижение социализированности возникает как вследствие психических нарушений (психопатия, аутизм и пр.), так и в результате неправильного воспитания. В частности, для нормальной социализации необходимы достаточно тёплые, эмоционально насыщенные отношения маленького ребёнка с близким взрослым (обычно в этой функции выступает мать). При высокой социализированности характерно умение легко устанавливать контакты с людьми, избегать конфликтов. Однако чрезмерно выраженная склонность к избеганию конфликтов часто служит показателем гиперкомпенсации недостаточной исходной социализированности (гиперсоциальность).

Способности – психологические качества, обеспечивающие успешность деятельности. Общие способности важны для самых разных видов деятельности (таковы способность к логическому мышлению, память, хорошая концентрация внимания и т.п.). Специальные способности важны лишь для определённых видов деятельности (например, существуют математические, музыкальные, художественные, языковые специальные способности).

Стресс – состояние активизации, возникающее при необходимости адаптироваться к изменению ситуации. В развитии стресса выделяют три стадии. На первой из них происходит перестройка, направленная на мобилизацию ресурсов организма. Основное психологическое проявление этой стадии стрессового состояния – повышение тревоги, то есть готовности к реакции на возможную угрозу. На второй стадии достигается максимальная сопротивляемость неблагоприятным условиям. На третьей стадии наступает истощение, сопротивляемость падает, повышается вероятность развития различных заболеваний. Люди различаются по степени устойчивости к стрессу: один и тот же фактор может вызывать стресс у одного человека (то есть являться для него стрессором) и не вызывать его у другого. Степень устойчивости к стрессу определяет также соотношение разных стадий стресса по длительности и интенсивности (у одного человека первая стадия длится долго и повышение тревоги очень велико, у другого как продолжительность, так и выраженность этой стадии значительно меньше; у одного быстро наступает истощение, у другого долго продолжается состояние максимальной сопротивляемости).

Субдепрессия – см. Депрессия.

Тест – набор заданий, выполнение которых позволяет оценить психологические особенности человека.

Тревога – ощущение угрозы, ожидание неопределённой опасности. Уровень тревоги повышается в состоянии стресса, то есть нагрузки из-за необходимости приспособления к неблагоприятным или резко меняющимся условиям (ситуативное повышение тревоги). В этом случае тревога играет положительную роль: она мобилизует психологические резервы для преодоления стресса. Состояние тревоги может продолжаться очень долго вследствие хронически неблагоприятной ситуации или из-за определённых личностных особенностей. В этих случаях наступает истощение, нарушается нормальная деятельность. Острая тревога может приводить к распаду целенаправленной деятельности и паническому поведению.

Тревожность – личностная особенность, состоящая в особо лёгком возникновении состояния тревоги. Ситуация, которая человеком с низкой тревожностью воспринимается как вполне рядовая, при высокой тревожности вызывает стресс. При высокой тревожности для человека характерны постоянные опасения, часты страхи. Боясь ошибиться, такой человек постоянно пытается контролировать себя («тревожный гиперконтроль»), что нарушает нормальное осуществление автоматизированных действий.

Уровень притязаний – это та степень успешности, на которую человек претендует. Один и тот же результат воспринимается как успех или неудача в зависимости от того, как он соотносится с уровнем притязаний (ученик с высоким уровнем притязаний считает четвёрку неудачей, а с низким – рассматривает тройку как большой успех). При завышенном уровне притязаний человек ставит перед собой недостижимые задачи, при заниженном – чрезмерно лёгкие. Наиболее неблагоприятно сочетание высокого уровня притязаний со сниженной самооценкой: ребёнок считает недостойным выполнить работу недостаточно хорошо, но полагает себя неспособным выполнить её на должном уровне. В итоге он вообще ничего не делает.

Фобия (навязчивый страх) – боязнь каких-либо ситуаций, не представляющих непосредственной угрозы: закрытых помещений, открытых пространств, высоты, глубины и проч. Фобии легко возникают при сочетании высокой тревожности (склонности к опасениям, беспокойству) с депрессивными тенденциями (пессимистическим взглядом на мир, склонностью к снижению настроения).

Фрустрация – состояние неудовлетворенности значимой потребности.

Экстравертность – общительность, склонность к широким контактам. Экстравертная личность сравнительно мало избирательна в контактах, их количество имеет для неё большее значение, чем глубина. Экстраверт легко входит в новый коллектив, заводит новых друзей. Экстравертность – качество, противоположное интровертности.

Эмотивность – см. Эмоциональная лабильность.

Эмоциональная лабильность (эмотивность) – лёгкая смена настроений, кратковременность и неустойчивость переживаний. При высокой эмоциональной лабильности яркие переживания могут возникать по малозначимому поводу и проходить без всякой видимой причины. Чем младше ребёнок, тем у него, вообще говоря, выше эмоциональная лабильность, однако из этого правила есть исключение: для подростков характерна более высокая лабильность, чем для младших школьников. Для взрослого человека высокая эмоциональная лабильность — признак инфантильности.

Эмоциональная напряжённость – состояние повышенной готовности к действию, сопровождаемое ощущением, что необходимо что-то делать, но неясно, что именно. Эмоциональная напряжённость возникает при необходимости приспосабливаться к неожиданным изменениям ситуации или в результате длительного пребывания в неблагоприятной ситуации, которую не удается изменить. Если эмоциональная напряжённость продолжается слишком долго, то возникает истощение и возможны различные срывы: бросание предметов, слёзы, крик и т.п. В состоянии эмоциональной напряжённости легко возникают ссоры и конфликты. Особо высокая эмоциональная напряжённость, не имеющая видимых причин, иногда служит признаком начинающегося психического заболевания.

Эмоциональная ригидность («вязкость», ригидность аффекта) – склонность подолгу застревать на каких-либо переживаниях, особенно – неприятных. Изменение ситуации часто не приводит к соответствующему изменению настроения и переживаний. При эмоциональной ригидности легко возникает злопамятность и мстительность. Решения, принимаемые эмоционально ригидным человеком, в большей мере определяются его прошлым опытом, чем сиюминутной ситуацией. Обычно эмоциональная ригидность сочетается с ригидностью в деятельности, то есть трудностью переключения с одной деятельности на другую, тенденцией к длительному осуществлению однотипных действий.


СЛОВАРЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ

Случайная страница

О проекте

Прислать материал

Контакты


Дата добавления: 2014-10-24 | Просмотров: 1488


Материалы для самопроверки к главе 26

АБСТРАГИРОВАНИЕ (ОТВЛЕЧЕНИЕ) — мыслительная операция, ос­нованная на выделении существенных свойств и связей предмета и отвле­чении от других, несущественных.

АБУЛИЯ — снижение желаний и побуждений к деятельности, общее без­различие к последствиям действий.

АВЕРСИВНЫЙ — имеющий вредные свойства.

АГНОЗИЯ — нарушение процесса узнавания; нарушение восприятия (зри­тельного, слухового, тактильного) вследствие поражений коры головного мозга и ближайших подкорковых структур.

АГРЕССИВНОСТЬ — 1) склонность действовать энергично и, возмож­но, безжалостно для достижения поставленных целей; стремление к соци­альному доминированию, контролю над действиями и убеждениями дру­гих членов группы; 2) проявление агрессии, склонность действовать враждебно, агрессивно.

АГРЕССИЯ — любая форма поведения, нацеленная на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного об­ращения.

АДАПТИВНЫЙ — соответствующий, полезный, помогающий приспо­соблению.

АКЦЕНТУАЦИЯ — чрезмерная выраженность отдельных черт характера и их сочетаний, представляющая крайние варианты нормы, граничащие с психопатиями.

АЛЕКСИТИМИЯ — нарушения эмоциональных и познавательных про­цессов.

АМНЕЗИЯ — нарушение памяти, вызванное различными локальными по­ражениями мозга. Различают ретроградную амнезию, при которой утрачива­ется память на события, предшествовавшие заболеванию, и антероградную амнезию, при которой забывается то, что было после заболевания.

АНАЛИЗ — мыслительная операция, основанная на расчленении слож­ного объекта на составляющие его части или характеристики.

АНАЛИЗАТОР — анатомо-физиологический аппарат, специализирован­ный для приема воздействий определенных раздражителей (электромагнит­ные волны, звуковые колебания, механические воздействия, химические вещества) из внешней и внутренней среды и переработки их в ощущения.

АНДРОГОГИКА — научная дисциплина, занимающейся изучением за­конов обучения взрослых.

АНЕСТЕЗИЯ — отсутствие чувствительности.

АНОРЕКСИЯ — длительный отказ от приема пищи, сопровождающийся сильным похуданием.

Словарь психологических терминов ♦ 387

АПАТИЯ — расстройство эмоционально-волевой сферы, проявляющееся безразличием к себе, окружающим лицам, событиям, отсутствие желаний и побуждений.

АППЕРЦЕПЦИЯ — зависимость восприятия предметов и явлений от предшествующего опыта данного человека, от его индивидуальных личнос­тных особенностей.

АПРАКСИН — нарушения произвольных целенаправленных движений и действий.

АССЕРТИВНОСТЬ — умение четко выражать свои эмоции, отвечать за свои поступки.

АСТЕНИЯ — состояние, характеризующееся повышенной утомляемос­тью, частой сменой настроения, раздражительностью, слабостью, слезливо­стью, вегетативными нарушениями, расстройствами сна.

АУТОГЕННАЯ ТРЕНИРОВКА — самовнушение, проводимое в состоя­нии саморасслабления.

АФАЗИЯ — расстройство речи, возникающее при локальных поражениях коры левого полушария (у правшей).

АФФЕКТ — предельно выраженная, но кратковременная эмоция, со­провождающаяся резко выраженными поведенческими и физиологически­ми проявлениями. Самоконтроль резко понижен.

АФФИЛИАЦИЯ — потребность индивида в присоединении к группе.

БЕСЕДА — метод получения информации на основе вербальной комму­никации.

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ (ПОДСОЗНАНИЕ) — чувства и потребности, не осознаваемые человеком, но влияющие на его поведение.

БИОЛОГИЧЕСКИЙ ВОЗРАСТ — понятие, отражающее функциональ­ную зрелость организма и его составляющих.

БИХЕВИОРИЗМ — направление в психологии, в рамках которого счи­тается, что психология должна изучать только наблюдаемое поведение че­ловека (основная схема «стимул — реакция»).

БОЛЬ — неприятное сенсорное и эмоциональное переживание, сопровож­дающееся фактическим или возможным повреждением тканей, или состоя­ние, словесное описание которого соответствует подобному повреждению.

БУЛИМИЯ — неконтролируемое поглощение пищи с последующим при­емом слабительного или рвотного средства.

ВАЛИДНОСТЬ — качество соответствия метода психологического иссле­дования тому, для изучения и оценки чего он изначально был предназначен.

ВИЗУАЛИЗАЦИЯ — формирование зрительного образа.

ВНИМАНИЕ — направленность и сосредоточенность психической дея­тельности человека.

ВНУТРЕННЯЯ КАРТИНА БОЛЕЗНИ (ВКБ) — осознанное целостное представление больного о своем заболевании, психологическая оценка субъек­тивных проявлений болезни.

388 •♦• Словарь психологических терминов

ВНУТРЕННЯЯ КАРТИНА ЗДОРОВЬЯ (ВКЗ) — целостное представле­ние человека о своей жизни.

ВОЛЯ — сознательное регулирование человеком своего поведения, выра­женное в умении видеть и преодолевать внутренние и внешние препят­ствия на пути целенаправленных поступков и действий.

ВООБРАЖЕНИЕ — создание новых образов на основе ранее сформиро­ванных представлений.

ВОСПРИЯТИЕ — форма целостного психического отражения предметов и явлений объективной действительности при их непосредственном воз­действии на органы чувств.

ВЫГОРАНИЕ профессиональное — синдром умственного, физического и духовного истощения с усиливающейся потерей энергии, утратой идеа­лов, целей.

ВЫТЕСНЕНИЕ — один из видов психологической защиты, представля­ющий собой процесс бессознательной блокировки чувств, мыслей, намере­ний к действию, неприемлемых для индивида («Опять забыл. ..»).

ГАЛЛЮЦИНАЦИИ — восприятие, возникающее без реального объекта.

ТЕНДЕР — характеристика, с помощью которой обобщаются существую­щие в обыденном сознании определения понятий «мужчина» и «женщина».

ГЕШТАЛЬТПСИХОЛОГИЯ — одна из школ современной психологии, использующая для объяснения сложных психических явлений принцип их целостности.

ГИПЕРЕСТЕЗИЯ — повышенная чувствительность.

ГИПЕСТЕЗИЯ — пониженная чувствительность.

ГИПОМНЕЗИЯ — снижение памяти.

ГИПОТИМИЯ — пониженное настроение.

ГНЕВ — отрицательное переживание, часто в форме аффекта (см.), пред­ставляющее собой реакцию на неожиданно возникшие препятствия на пути к достижению желаемой цели.

ГРУППА — определенная система деятельности, заданная ее местом в системе общественного разделения труда; группа сама выступает субъектом определенного вида деятельности и через него включена в систему обще­ственных отношений.

ГРУППИРОВКА — объединение отдельных единиц информации с це­лью экономии места для хранения дополнительных сведений.

ДЕЛОВАЯ БЕСЕДА — вербальное общение между собеседниками, кото­рые имеют необходимые полномочия от своих организаций для установле­ния деловых отношений, разрешения деловых проблем или выработки кон­структивного подхода к их решению.

ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ — процесс взаимосвязи и взаимодействия, в ко­тором происходит обмен деятельностью, информацией и опытом, предпо­лагающим достижение определенного результата.

ДЕМЕНЦИЯ — приобретенное слабоумие.

Словарь психологических терминов -О* 389

ДЕПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ — чувство потери себя или личностной иденти­фикации.

ДЕПРЕССИЯ — состояние, характеризующееся угнетенным или тоскливым настроением, снижением психической активности в сочетании с двигательны­ми расстройствами и разнообразными соматическими нарушениями (потеря ап­петита, похудание, запоры, аритмия). Депрессивная триада: снижение настрое­ния, снижение темпа мышления и речи, снижение моторного тонуса.

ДЕПРИВАЦИЯ — потеря (лишение) какого-либо объекта, человека, ин­формации (сенсорная депривация).

ДЕФОРМАЦИИ ЛИЧНОСТНЫЕ — искажение личностного профиля в ре­зультате угасания позитивных установок и усиления негативных отношений к себе и другим людям.

ДЕЦЕНТРАЦИЯ — умение принять точку зрения другого человека.

ДИВЕРГЕНТНОЕ МЫШЛЕНИЕ — мышление, направленное на поиск как можно большего количества вариантов решения проблемы.

ДИСТРЕСС — чрезмерный стресс, стресс с негативными последствиями для организма.

ДИСФОРИЯ — угрюмо-злобное настроение с повышенной раздражи­тельностью и недовольством окружающими, иногда с наклонностью к аг­рессивным действиям.

ДОКУМЕНТ — информация, фиксированная в печатном или рукопис­ном тексте, на магнитных носителях или фотоносителях.

ДОПИНГ — фармакологические и другие средства, способствующие быс­трой кратковременной стимуляции физической и психической активности.

ЗАЩИТНЫЕ МЕХАНИЗМЫ — бессознательные, приобретенные в про­цессе развития личности способы избегания ситуаций, которые могут выз­вать тревогу или привести к снижению самооценки.

ЗДОРОВЬЕ — величина, в пределах которой каждый человек или группа людей могут, с одной стороны, реализовать свои желания и удовлетворить потребности, а с другой стороны, изменить или справиться с окружающей средой. Здоровье рассматривается как источник повседневной жизни, а не как цель существования. Оно представляет собой позитивную концепцию, заключающую в себе как социальные и личные ресурсы, так и физические возможности (ВОЗ, 1984).

ИДЕНТИЧНОСТЬ — целостное, связное представление о себе.

ИДЕОМОТОРНЫЙ АКТ — переход представления о движении в реаль­ное выполнение этого движения.

ИЗОЛЯЦИЯ — один из видов психологической защиты, представляю­щий собой процесс отделения психотравмирующей ситуации от связанных с ней эмоций (все происходит как будто с другим человеком).

ИЛЛЮЗИИ — искаженное, ошибочное восприятие реального объекта.

ИМПЛИЦИТНАЯ ТЕОРИЯ (СТРУКТУРА) ЛИЧНОСТИ — устойчивое прижизненно сформировавшееся представление о людях; в узком смысле — неявные представления о связях между личностными чертами.

390 -0″ Словарь психологических терминов

ИНДИВИД — отдельный представитель человеческой общности; пред­ставитель вида Ното §ар1еп8; конкретный человек.

ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ — характеристики, которые отличают индиви­да от всех других.

ИНСТИНКТ — врожденная форма поведения, присущая всем особям данного вида (одного или обоего пола).

ИНСТИТУТЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ — группы, через которые личность усваивает установки, ценности, традиции, обычаи, роли и ожидания, свой­ственные определенной культуре или социальному слою.

ИНТЕЛЛЕКТ — некоторая общая способность приспособления к новым жизненным условиям.

ИНТЕНСИВНОСТЬ внимания — повышенная сосредоточенность созна­ния на определенном объекте, на конкретной деятельности, не позволяю­щая отвлекаться на посторонние раздражители.

ИНТЕРФЕРЕНЦИЯ — нарушение нормального хода одного процесса вмешательством другого.

ИНТРОВЕРСИЯ — тенденция избегать социальных контактов и быть озабоченным собственными мыслями.

ИНТРОСПЕКЦИЯ — метод познания психических явлений путем само­наблюдения.

ИНЦИДЕНТ — действия участников конфликтной ситуации, провоци­рующие резкое обострение противоречия и начало борьбы между ними.

ИПОХОНДРИЯ — чрезмерная озабоченность собственным физическим здо­ровьем. Незначительные симптомы (чиханье, головная боль, прыщи и др.) интерпретируются как признаки серьезного заболевания. Ипохондрики регу­лярно посещают врачей.

КАТАРСИС — избавление от напряжения и беспокойства.

КАУЗАЛЬНАЯ АТРИБУЦИЯ — приписывание партнеру по общению опре­деленных мотивов и причин, объясняющих его поступки и другие особенности.

КИНЕСИКА — раздел невербального общения, изучающий передачу ин­формации с помощью жестов, мимики, пантомимики, походки, позы. 391

КОМПРОМИСС — соглашение, достигнутое путем взаимных уступок.

КОНВЕНЦИЯ (в психологии) — свод правил поведения, большей частью неписаных, но передаваемых из поколения в поколение, относительно того, какие формы поведения наиболее приемлемы для субъекта и для общества.

КОНВЕРГЕНТНОЕ МЫШЛЕНИЕ — мышление, сосредоточенное на поиске единственно правильного решения проблемы.

КОНГРУЭНТНОСТЬ — соразмерность, соответствие, совпадение.

КОНТЕНТ-АНАЛИЗ — способ перевода текстовой информации в коли­чественные показатели с последующей статистической обработкой.

КОНФАБУЛЯЦИИ — галлюцинации памяти.

КОНФЛИКТ — процесс резкого обострения противоречия и борьбы сто­рон-участников в решении проблемы, имеющей личную значимость для каждого участника.

КОНФЛИКТНАЯ СИТУАЦИЯ — ситуация скрытого или открытого про­тивоборства сторон-участников, каждая из которых имеет свои цели, моти­вы, средства или способы решения проблемы, имеющей личную значимость для каждого участника.

КОНФЛИКТНЫЙ ЧЕЛОВЕК — человек, который чаще других создает и вовлекает других в конфликтные ситуации.

КОНФОРМИЗМ — вынужденное принятие человеком норм группы и со­ответствующего поведения; желание быть похожим на других.

КООПЕРАЦИЯ — одна из основных форм межличностного взаимодей­ствия, характеризующаяся объединением усилий участников для достиже­ния совместной цели.

КРЕАТИВНОСТЬ — способность видеть вещи в новом свете и находить необычные решения проблем; способность к творчеству.

КУЛЬТУРА — набор правил, моральных норм и способов взаимодействия внутри группы. Каждый член общества должен изучать систему и структуру своей культуры.

ЛИДЕРСТВО — управление группой через спонтанно возникающее влияние.

ЛИЧНОСТЬ — качество человека, определяющее его бытие и проявляю­щееся в его сознательной деятельности.

ЛОКУС КОНТРОЛЯ — понятие, характеризующее локализацию причин, исходя из которых человек объясняет собственное поведение и наблюдае­мое им поведение других людей. Внутренний локус контроля — это поиск причин поведения в самом человеке, а внешний — это локализация причин вне человека, в окружающей его среде.

МАЛАЯ ГРУППА — люди, объединенные общей социальной деятельно­стью и находятся в непосредственном личном общении.

МАНИЯ — состояние, характеризующееся повышенным настроением с чув­ством удовольствия и переоценки собственной личности. Маниакальная триа­да: повышение настроения, ускорение мышления и речи, повышение двига­тельной активности.

392 ■$■ Словарь психологических терминов

МЕДИЦИНСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ — дисциплина, изучающая особенности возникновения и развития нарушений психической деятельности человека и роль внешних и внутренних факторов в патогенезе и лечении этих нарушений.

МЕНЕДЖМЕНТ (управление, руководство) — целенаправленное воздей­ствие на людей с целью достижения поставленных целей.

МЕТОДОЛОГИЯ — система принципов организации теоретической и практической деятельности.

МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ — основные пути и приемы научного позна­ния психических явлений и их закономерностей.

МИМИКА — выразительные движения мышц лица.

МНЕСТИЧЕСКИЕ (мнемические) приемы — приемы, облегчающие за­поминание информации с помощью ее смысловой организации.

МОДАЛЬНОСТЬ — сенсорная система, ощущение. Обычно выделяют визуальную, аудиальную, кинестетическую, ольфакторную (обонятельную), вкусовую модальности.

МОДЕЛЬ СПЕЦИАЛИСТА — объем и структура профессиональных и социально-психологических качеств, знаний и умений, в совокупности пред­ставляющих специалиста как члена общества.

МОТИВ — внутренняя устойчивая психологическая причина поведения человека.

МОТИВАЦИЯ — внутреннее состояние, побуждающее или ведущее к действию.

МЫШЛЕНИЕ — мысленные действия, связанные с формированием по­нятий, решением задач, интеллектуальным функционированием, творче­ством, сложным научением, памятью, символической обработкой инфор­мации, воображением и т. д.

МЫШЛЕНИЕ НАГЛЯДНО-ДЕЙСТВЕННОЕ — вид мышления, опираю­щийся на непосредственное восприятие предметов в процессе действий с ними.

МЫШЛЕНИЕ НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОЕ — вид мышления, опирающий­ся на представления и образы.

МЫШЛЕНИЕ СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОЕ (понятийное мышление) — вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями.

НАБЛЮДЕНИЕ — метод сбора первичной информации об изучаемом объекте путем непосредственного восприятия и прямой регистрации фак­тов, значимых с точки зрения целей исследования.

НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ — совокупность устойчивых моти­вов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от ситуации (интересы, склонности, убеждения, идеалы).

НАСТРОЕНИЕ — относительно слабо выраженное переживание, не от­носящееся к конкретному предмету, может удерживаться достаточно долго, определяет общий эмоциональный тон.

НЕЙРОЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ — методика изменения поведения и убеждений индивида, используется прежде всего как форма терапии.

Словарь психологических терминов ♦ 393

НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ — дисциплина, которая изучает мозговую орга­низацию психической деятельности человека и ее нарушения при локаль­ных поражениях мозга.

ОБОБЩЕНИЕ — мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам.

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ — информация, содержащая реакцию реципиента на поведение коммуникатора.

ОБЩЕНИЕ — процесс установления и развития контактов между людь­ми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включаю­щий в себя обмен информацией, восприятие и понимание другого челове­ка, выработку единой стратегии взаимодействия.

ОБЪЕКТ — фрагмент реальности, на которую направлена деятельность субъекта.

ОЛИГОФРЕНИЯ — врожденное слабоумие.

ОПРОС — метод получения информации, при использовании которого человек отвечает на ряд задаваемых ему вопросов.

ОРГАНИЗОВАННОСТЬ — способность коллектива самостоятельно со­здать организацию в ситуации неопределенности.

ОТРИЦАНИЕ — один из видов психологической защиты, представляю­щий собой процесс принятия за реальность события, нежелательного для Эго («Этого не может быть!»).

ОЩУЩЕНИЕ — отражение человеком отдельных свойств предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств.

ПАМЯТЬ — запоминание, сохранение и последующее воспроизведение индивидом его опыта.

ПАРАЛИНГВИСТИКА — дисциплина, которая изучает передачу инфор­мации с помощью тональности, тембра голоса, громкости и быстроты речи, пауз, покашливания, смеха и т.д. (паралингвические компоненты речи).

ПАРЕСТЕЗИЯ — патологические кожные ощущения (жжение, стягива­ние, покалывание, зуд и т.д.).

ПАТОПСИХОЛОГИЯ — дисциплина, которая изучает закономерности рас­пада психической деятельности и свойств личности в сопоставлении с законо­мерностями формирования и протекания психических процессов в норме.

ПАТТЕРН — установившееся правило, шаблон поведения.

ПЕРЕКЛЮЧАЕМОСТЬ ВНИМАНИЯ — перевод внимания с одного объекта на другой, с одного вида деятельности на другую.

ПЕРСИСТИРУЮЩАЯ — существующая длительное время.

ПОЗА — положение тела и его частей в пространстве и по отношению к друг другу.

ПОНЯТИЕ — форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений, выраженная словом или группой слов.

ПОТРЕБНОСТЬ — состояние нужды организма в чем-либо, что лежит вне его и является неотъемлемой частью его существования.

394 <0- Словарь психологических терминов

ПРЕДРАССУДОК — предвзятое, не подтвержденное фактами суждение о человеке или явлении.

ПРЕДСОЗНАНИЕ — промежуточный уровень психической жизни (по Фрейду) между сознанием и бессознательным.

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ (вторичный образ) — воспроизведенный субъектом образ предмета, основанный на прошлом опыте этого субъекта и возникаю­щий при отсутствии воздействия предмета на органы чувств.

ПРЕМОРБИД — личностные особенности, на фоне которых развивается болезнь.

ПРОБЛЕМА — теоретический или практический вопрос, требующий раз­решения, исследования.

ПРОЕКЦИЯ — один из видов психологической защиты, представляю­щий собой процесс подсознательного приписывания собственных качеств, чувств или желаний другому человеку.

ПРОКСЕМИКА — раздел невербального общения, который изучает пе­редачу информации с помощью расстояния, взаимного положения, време­ни и места общения.

ПРОФЕССИИ — исторически возникшие формы деятельности, необхо­димые обществу, для выполнения которых человек должен обладать сум­мой знаний и навыков, иметь соответствующие способности и профессио­нально важные качества.

ПРОФЕССИОГРАММА — описание психологических норм и требова­ний к деятельности специалиста.

ПРОФЕССИОНАЛ — специалист, в совершенстве овладевший профес­сиональной деятельностью; сознательно изменяющий и развивающий себя в труде; вносящий свой индивидуальный творческий вклад в профессию; нашедший свое индивидуальное предназначение; стимулирующий в обще­стве интерес к результатам своей деятельности; повышающий престиж сво­ей профессии.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩНОСТЬ — социальная общность, кото­рая организована специально для эффективного достижения единых про­фессиональных задач.

ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА — свойства личности, совокупность которых отражает потенциальные или актуальные способнос­ти к данной деятельности, а их ослабление приводит к стойким ошибочным действиям при профессиональном обучении и в дальнейшем к снижению эффективности профессиональной деятельности.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ЗАБОЛЕВАНИЕ — хроническое или острое заболевание работника в результате воздействия на него вредных произ­водственных факторов, повлекшее временную или стойкую утрату им про­фессиональной трудоспособности.

ПСЕВДОРЕМИНИСЦЕНЦИИ — искаженные воспоминания, или ил­люзии памяти.

Словарь психологических терминов •♦■ 395

ПСИХИКА — свойство мозга отражать объективную реальность и регу­лировать индивидуальное поведение.

ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ — совокупность установок, качеств и функ­циональных способностей, которые позволяют индивиду адаптироваться к среде.

ПСИХОАНАЛИЗ — 1) направление глубинной психологии, рассматри­вающее бессознательное в качестве детерминанты развития и функциони­рования личности; 2) психотерапевтическая система, в основе которой ле­жит выявление особенностей переживаний и действий человека, обусловленных неосознаваемыми мотивами.

ПСИХОГЕННЫЙ (в данном контексте) — функциональный по проис­хождению, т.е. не имеющий никакой известной органической патологии.

ПСИХОГИГИЕНА — дисциплина, разрабатывающая и осуществляющая ме­роприятия, направленные на сохранение и укрепление психического здоровья.

ПСИХОГРАММА — психологические качества, желательные для эффек­тивного выполнения профессиональной деятельности, общения, для про­фессионального роста, преодоления экстремальных ситуаций.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ВОЗРАСТ — понятие, отражающее степень адап­тации человека к окружающей среде.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ — преобладающий и относительно устойчивый психический настрой коллектива.

ПСИХОЛОГИЯ — дисциплина, занимающаяся исследованием поведе­ния и внутренних психических процессов и практическим применением получаемых данных.

ПСИХОПАТИИ — группа врожденных или приобретенных характероло­гических расстройств при общей сохранности интеллекта, приводящих к на­рушению межличностных отношений и адаптации к окружающему.

ПСИХОПРОФИЛАКТИКА — дисциплина, которая разрабатывает и вне­дряет в практику меры по предупреждению психических расстройств, их хронизации, способствует реабилитации психически больных.

ПСИХОСОМАТИЧЕСКАЯ МЕДИЦИНА — метод лечения и наука о вза­имоотношениях психических и соматических процессов, которые тесно свя­зывают человека с окружающей средой.

ПСИХОСОМАТИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА — нарушения функций внутренних органов и систем, возникновение и развитие которых в наи­большей степени связаны с нервно-психическими факторами, переживани­ем острой или хронической психологической травмы, специфическими осо­бенностями эмоционального реагирования личности.

ПСИХОТЕРАПИЯ — система лечебного воздействия на психику и через психику на организм пациента.

РАДОСТЬ — положительное эмоциональное состояние, связанное с удов­летворением актуальной потребности.

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ВНИМАНИЯ — способность одновременного ус­пешного выполнения нескольких различных видов деятельности.

396 •♦• Словарь психологических терминов

РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ — один из видов психологической защиты, пред­ставляющий собой процесс нахождения приемлемых причин и объяснений для неприемлемых мыслей и действий.

РЕАКТИВНОСТЬ — доминирующий способ реагирования человека во взаимодействии внутреннего и внешнего.

РЕАКТИВНЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ — один из видов психологической защи­ты, представляющий собой процесс явной или неосознанной инверсии желания. При этом неприемлемое поведение или чувства меняются на противоположные.

РЕГРЕССИЯ — один из видов психологической защиты, представляю­щий собой процесс смещения на более примитивный уровень поведения или мышления (люди делают массу «глупостей» — напиваются, по-детски лепечут, ковыряют в носу, читают бульварные романы и смотрят мыльные оперы для снятия напряжения).

РЕЛАКСАЦИЯ — состояние слабого напряжения, в котором снижен уро­вень эмоций, особенно тревоги, страха, гнева и т.д.

РЕФЛЕКСИЯ — способность человека осознанно сосредоточиться на са­мом себе.

РЕЦИПИЕНТ — лицо, принимающее информацию.

РИГИДНОСТЬ — затруднение в изменении поведения в условиях, объек­тивно требующих его перестройки.

РОЛЬ — модель поведения, включающая права, обязательства и обязан­ности, которые ожидаются от человека и которым его обучают и поощряют выполнять в данной ситуации.

РУКОВОДСТВО — управление группой через зафиксированное формаль­ное влияние.

САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ (согласно теории А. Маслоу) — процесс всесто­ронней реализации человеческих возможностей, актуализация индивидом из­начально заложенного в нем природного и духовного потенциала. Фрустрация этой потребности оборачивается различными формами психопатологии.

САМООЦЕНКА — ценность, которая приписывается индивидом себе или отдельным своим качествам.

САМОРЕАЛИЗУЮЩЕЕСЯ ПРОРОЧЕСТВО — парадокс, состоящий в том, что человек, имеющий предубеждение против другого человека или группы людей, своим поведением провоцирует их на поступки, подтверж­дающие его предубеждение.

САМОРЕФЛЕКСИЯ — процесс познания человеком своих внутренних психических свойств, состояний, процессов.

САМОСОЗНАНИЕ — самоосознание; состояние, в котором внимание индивида сосредоточено на собственных мыслях, переживаниях, установ­ках, ценностях и других характеристиках.

САМОСТЬ — своеобразие и уникальность конкретной личности.

СЕНЕСТОПАТИИ — постоянные неприятные ощущения «внутри тела» неопределенного характера и без точной локализации.

Словарь психологических терминов •♦• 397

СЕСТРИНСКИЙ ПЕРСОНАЛ — работники, имеющие среднее медицин­ское образование по специальностям сестринское, акушерское, лечебное дело и допущенные к профессиональной деятельности в установленном порядке.

СЕСТРИНСКИЙ ПРОЦЕСС — системный подход к организации ухода за пациентом, включающий 5 этапов: субъективное и объективное обследование индивида, семьи, группы; диагностика существующих или потенциальных проблем пациента; постановка целей и планирование сестринского вмеша­тельства; осуществление сестринского вмешательства; оценка результата.

СИНТЕЗ — мыслительная операция, основанная на соединении состав­ных частей в единое целое.

СИСТЕМАТИЗАЦИЯ — мыслительная операция разделения и последу­ющего объединения групп и классов, объектов и явлений.

СЛЕНГ (жаргон, арго) — слова или выражения, употребляемые людьми определенных возрастных групп, профессий или социального положения, отличающиеся от общеразговорного языка.

СНОВИДЕНИЕ — видение образов во время сна.

СОБСТВЕННО ЭМОЦИИ — относительно длительное и слабо проявля­ющееся во внешнем поведении переживание, выражает оценочное отноше­ние личности к воспринятой информации.

СОВМЕСТИМОСТЬ — оптимальное сочетание качеств людей, при ко­тором обеспечивается наибольшая эффективность деятельности профессио­нальной общности.

СОЗНАНИЕ — аспекты психической жизни, на которые обращается вни­мание субъекта.

СОМАТОПСИХОЛОГИЯ — дисциплина, занимающая изучением пси­хологических факторов, обычно сопровождающих серьезные физические нарушения (например, слепоту, дефекты лица и др. ) и серьезные болезни (например, рак, ИБС).

СОРЕВНОВАТЕЛЬНОСТЬ — ревность, рвение, усердие.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ — процесс становления личности человека.

СОЦИАЛЬНАЯ ПЕРЦЕПЦИЯ — восприятие внешних признаков чело­века, соотнесение их с его личностными характеристиками, интерпретация и прогнозирование на этой основе его поступков.

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ — дисциплина, изучающая закономерно­сти поведения и деятельности людей, обусловленных их включением в соци­альные группы, а также психологических характеристик самих групп.

СОЦИАЛЬНАЯ РЕФЛЕКСИЯ — способность человека представить, как он воспринимается партнером по общению.

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ — форма интерактив­ного обучения с целью развития компетентности межличностного и про­фессионального поведения в общении.

СОЦИАЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ — понятие, отражающее степень соответствия положения человека существующим в данной культуре нормам.

398 -♦■ Словарь психологических терминов

СПЛОЧЕННОСТЬ — согласие, единомыслие, взаимное принятие мне­ний членами профессиональной общности.

СПОСОБНОСТИ — индивидуально-психологические особенности чело­века, которые являются условием успешного выполнения какой-либо дея­тельности.

СРАБАТЫВАЕМОСТЬ — способность к согласованным действиям в про­цессе совместного труда.

СРАВНЕНИЕ — мыслительная операция, основанная на установлении сходства и различия между объектами.

СТАБИЛЬНОСТЬ — противоположность текучести кадров.

СТАТУС — интегративный показатель положения человека в системе со­циальных связей и отношений.

СТЕРЕОТИП — чрезмерно обобщенное представление чего-то или кого-то.

СТРАДАНИЕ — отрицательное переживание, связанное с воспринимае­мой невозможностью удовлетворения важнейших потребностей.

СТРАСТЬ — сильное, абсолютно доминирующее чувство.

СТРАХ — отрицательное эмоциональное переживание, связанное с про­гнозом вероятного неблагополучия.

СТРЕСС — неспецифический ответ организма на любое предъявляемое ему требование.

СТРЕССОР — фактор, вызывающий стресс.

СТЫД — состояние, вызванное осознанием своего несоответствия мне­нию окружающих и/или собственным принципам.

СУБЛИМАЦИЯ — один из видов психологической защиты, представля­ющий собой процесс трансформации инстинктивных форм поведения в раз­личные виды деятельности, приемлемые для индивида и общества (спорт, творчество).

СУБЪЕКТ — человек или группа как активный участник деятельности.

СУЖДЕНИЕ — утверждение или отрицание чего-либо.

ТАКЕСИКА — раздел невербального общения, который изучает переда­чу информации с помощью физических контактов.

ТЕМПЕРАМЕНТ — обобщенная динамическая характеристика реактив­ности личности в ее сознательной деятельности.

ТЕСТ — специализированный метод психодиагностики, с помощью ко­торого можно получить количественную или качественную характеристику изучаемого явления.

УДИВЛЕНИЕ — эмоциональная реакция на неожиданные обстоятельства.

УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ — форма мышления, при которой на основе не­скольких суждений делается определенный вывод.

УСТАНОВКА СОЦИАЛЬНАЯ — определенный взгляд на предмет, че­ловека или идею, основанный на убеждениях, эмоциях и поведении.

УСТОЙЧИВОСТЬ ВНИМАНИЯ — возможность длительной концент­рации внимания на определенном объекте.

Словарь психологических терминов -0> 399

УТОМЛЕНИЕ — состояние, вызванное тяжелой работой и связанное с понижением работоспособности.

ФЕРОМОН — химическое вещество, используемое как средство внутри­видовой связи, «социальный гормон».

ФИЗИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ — функциональная зрелость организма и его составляющих.

ФРУСТРАЦИЯ — психическое состояние, возникающее как следствие реальной или воображаемой помехи, препятствующей достижению цели или удовлетворению актуализированной потребности. Проявляется в ощущени­ях гнетущего напряжения, тревожности, чувства отчаяния, гнева и т. д.

ЧУВСТВА — длительные, устойчивые компоненты психической структуры человека, носят ярко выраженный предметный характер, возникают в резуль­тате обобщения эмоций.

ЭЙФОРИЯ — патологически повышенное радостное настроение с недо­статочной критической оценкой своего состояния. Характеризуется идео-моторным возбуждением, окружающее воспринимается в радужных тонах.

ЭКЛЕКТИЗМ — направление в психологии, согласно которому психолог сам выбирает, какой именно подход применить в конкретной ситуации.

ЭКСПЕРИМЕНТ — метод, предполагающий активное вмешательство ис­следователя в деятельность обследуемого с целью создания условий, в кото­рых выявляется данный психологический факт.

ЭКСТРАВЕРСИЯ — тенденция направлять свою энергию вовне, озабо­ченность физическим и социальным окружением и получением удовлетво­рения от этого окружения; обращенность наружу.

ЭМОЦИИ — особый класс психических состояний, отражающих отно­шение человека к миру, к другим людям, самому себе и к результатам собственной деятельности.

Медицинские работники — это люди «помогающих» профессий. Они должны научиться приходить на помощь не только другим, но и себе. Именно эту цель ставит перед собой данный учебник: он поможет медсестре не только стать компетентным профессионалом, но и управлять своим внутренним развитием, лучше узнать себя, ближе познакомиться со своими личностными особенностями. Овладение этими навыками развивает у человека адекватную самооценку, ответственность, конкурентоспособность — качества, способствующие становлению профессионала в сегодняшнем обществе, обретении достойного места в жизни. В конце учебника представлен словарь психологических терминов.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | 121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 | 127 | 128 | 129 | 130 | 131 | 132 | 133 | 134 | 135 | 136 | 137 | 138 | 139 | 140 | 141 | 142 | 143 | 144 | 145 | 146 | 147 | 148 | 149 | 150 | 151 | 152 | 153 | 154 | 155 | 156 | 157 | 158 | 159 | 160 | 161 | 162 | 163 | 164 | 165 | 166 | 167 | 168 | 169 |

Elsevier’s Dictionary of Psychological Theories

Select country/regionUnited States of AmericaUnited KingdomAfghanistanÅland IslandsAlbaniaAlgeriaAmerican SamoaAndorraAngolaAnguillaAntigua and BarbudaArgentinaArmeniaArubaAustraliaAustriaAzerbaijanBahamasBahrainBangladeshBarbadosBelgiumBelizeBeninBermudaBhutanBoliviaBonaire, Sint Eustatius and SabaBosnia and HerzegovinaBotswanaBrazilBritish Indian Ocean TerritoryBritish Virgin IslandsBruneiBulgariaBurkina FasoBurundiCambodiaCameroonCanadaCanary IslandsCape VerdeCayman IslandsCentral African RepublicChadChileChinaChristmas IslandCocos (Keeling) IslandsColombiaComorosCongoCook IslandsCosta RicaCroatiaCubaCuraçaoCyprusCzech RepublicDemocratic Republic of the CongoDenmarkDjiboutiDominicaDominican РеспубликаЭквадорЕгипетСальвадорЭкваториальная ГвинеяЭритреяЭстонияЭфиопияФолклендские (Мальвинские) островаФарерские островаФедеративные Штаты МикронезииФиджиФинляндияФранцияФранцузская ГвианаФранцузская ПолинезияГабонГамбияГрузияГерманияГанаГибралтарГреция eGreenlandGrenadaGuadeloupeGuamGuatemalaGuernseyGuineaGuinea-BissauGuyanaHaitiHondurasHong KongHungaryIcelandIndiaIndonesiaIranIraqIrelandIsle of ManIsraelItalyJamaicaJapanJerseyJordanKazakhstanKenyaKiribatiKuwaitKyrgyzstanLaoLatviaLesothoLiberiaLibyaLiechtensteinLuxembourgMacaoMacedoniaMadagascarMalawiMalaysiaMaldivesMaliMaltaMarshall IslandsMartiniqueMauritaniaMauritiusMayotteMexicoMoldovaMonacoMongoliaMontenegroMontserratMoroccoMozambiqueMyanmarNamibiaNepalNetherlandsNew CaledoniaNew ZealandNicaraguaNigerNiueNorfolk IslandNorth KoreaNorthern Mariana IslandsNorwayOmanPakistanPalauPanamaPapua New GuineaParaguayPeruPhilippinesPitcairnPolandPortugalPuerto RicoQatarRéunionRomaniaRwandaSaint BarthélemySaint HelenaSaint Kitts and NevisSaint LuciaSaint Martin (French part)Saint Pierre and MiquelonSaint Vincent and the GrenadinesSamoaSan MarinoSao Tome and PrincipeSaudi ArabiaSenegalSerbiaSeychellesSierra LeoneSingaporeSint Maarten (Dutch part)SlovakiaSloveniaSolomon IslandsSomaliaSouth Afri caSouth Georgia and the South Sandwich IslandsSouth KoreaSouth SudanSpainSri LankaSudanSurinameSvalbard and Jan MayenSwazilandSwedenSwitzerlandSyriaTaiwanTajikistanTanzaniaThailandTimor LesteTogoTokelauTongaTrinidad and TobagoTunisiaTurkeyTurkmenistanTurks and Caicos IslandsTuvaluUgandaUkraineUnited Arab EmiratesUruguayUS Virgin IslandsUzbekistanVanuatuVatican CityVenezuelaVietnamWallis and FutunaWestern SaharaYemenZambiaZimbabwe

Варианты покупки

Bundle (Ebook, HardCover) 50% скидка $ 380,00 $ 190,00

Ebook $ 185,00

Печать — Hardcover $ 195,00. ВАШНАЯ

. Нет минимального заказа

Описание

Пытаясь понять и объяснить различные виды поведения, событий и явлений в своей области, психологи разработали и высказали огромное количество «наилучших предположений» или теорий, касающихся рассматриваемого явления. Такие теории включают в себя предположения и утверждения, которые варьируются в зависимости от континуума потенции от «сильного» до «слабого». Сам термин «теория» трактовался в психологической литературе по-разному. В настоящем словаре была принята стратегия объединения всех различных традиционных описательных ярлыков, касающихся «лучших предположений» психологов, в рамках теории единого описательного термина. Описательные ярлыки принципа, закона, теории, модели, парадигмы, эффекта, гипотезы и доктрины прикреплены ко многим статьям, и все такие описательные ярлыки включены в общий термин теория. В названии этого словаря подчеркивается термин теория ( подразумевая как сильные, так и слабые догадки) и является способом указания в целом содержания этого всеобъемлющего словаря в скупой и удачной манере. Словарь будет содержать около 2000 терминов, охватывающих происхождение, развитие и эволюцию различных психологических концепций, а также историческое определение, анализ и критика психологических концепций. Термины и определения приведены на английском языке.

Основные характеристики

*Содержит более 2000 терминов, описывающих возникновение, развитие и эволюцию различных психологических концепций
*Охватывает широкий спектр теорий, от слуховых, когнитивных, тактильных и визуальных до юмора и образов
*Важный ресурс для психологов, нуждающихся в краткий справочник из одного источника

Читательская аудитория

психологи

Содержание

  • Предисловие. Введение. Словарь психологических теорий. Приложение A: Слуховые, когнитивные, тактильные и зрительные иллюзии/эффекты. Приложение B: Теории юмора. Приложение C: Теории образов. Избранная библиография.

Подробная информация о продукте

  • Компания: 692
  • Язык: английский
  • Copyright: © Elsevier Science 2006
  • . ISBN: 9780444517500

О редакторе

JE Roecklein

Об авторе — Джон E. Roecklein

Джон E. Roecklein является профессором психологии в колледже Меса в Меса, штат Аризона. Бывший офицер штабной разведки и психолог-исследователь в армии США, он преподавал психологию и проводил психологические исследования более тридцати лет, в том числе преподавал в колледже Меса, Американском университете и Университете штата Аризона, а также занимался исследованиями разведывательных систем для США. Армия/Министерство обороны в Исследовательском отделе людских ресурсов и Исследовательской лаборатории поведенческих систем/Армейском научно-исследовательском институте. Его опубликованные книги включают «Словарь психологических теорий» Эльзевира (Elsevier, 2006 г.), «Образы в психологии» (Praeger, 2004 г.), «Психология юмора» (Гринвуд, 2002 г.), «Концепция времени в психологии» (Гринвуд, 2000 г.) и «Словарь теорий». , Законы и концепции в психологии (Гринвуд, 1998).

Принадлежности и квалификация

Фаунтин-Хиллз, Аризона, США

Рейтинги и обзоры

Написать отзыв

К настоящему времени нет рецензий на «Словарь психологических теорий Elsevier»

Психологические словари | Psychology Wiki

За прошедшие годы было выпущено несколько общих и специализированных словарей по психологии. Они включают:

Содержание

  • 1 Полные словари
  • 2 специальных словаря
  • 3 Онлайн-словари
  • 4 Словари смежных областей
  • 5 См. также

Полные словари

  • АПА (2006). Словарь психологии АПА.
  • АПА (). Словарь психологии колледжа APA (сокращенная версия Словаря психологии)
  • АПА (). Краткий психологический словарь АПА
  • Колман, AM (2001). Словарь психологии. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 158391028X
  • Корсини, Р. Дж. (1999). Словарь психологии. Филадельфия: Тейлор и Фрэнсис.
  • Айзенк, М. В. (1990). Словарь психологии Блэквелла Оксфорд: Блэквелл.
  • Харре, Ром и Лэмб Р. (1983). Энциклопедический словарь по психологии. Кембридж: Массачусетский технологический институт.
  • Гарриман, П.Л. (1952). Словарь психологии. Лондон: Питер Оуэн и Vision Press.
  • Хейс, Н. и Стрэттон, П. (1993). Студенческий психологический словарь.
  • Каплан, Х.И. и Бенджамин Дж. Садок, BJ (около 1991 г.). Полный глоссарий психиатрии и психологии. Балтимор: ISBN Williams & Wilkins 068304527X
  • Словарь Лонгмана по психологии и психиатрии. Нью-Йорк: Лонгман, 1984.
  • .
  • Ребер А.С. и Ребер, Э.С. (1985). Словарь психологии. Лондон: Пингвин.
  • Статт, Д. А. (1990). Краткий словарь психологии. Лондон ; Нью-Йорк: ISBN Routledge 0415026628
  • Статт, Д. А. (). ISBN студенческого психологического словаря: 978-1-84169-342-2
  • Sutherland S. ( ) Психологический словарь Palgrave Houndmills, Basingstoke : Macmillan1995. ISBN 033362324X (книга) ISBN0333623231 (книга)
  • Vandenbos, GR (изд.) (2006). Словарь психологии АПА. Нью-Йорк: ISBN APA 1591473802

Специальные словари

  • Словарь APA по клинической психологии Гэри Р. Ванденбоса (2012) ISBN 9781433812071
  • Бомонт, Дж.Г. и др. (ред.) (1996). Нейропсихологический словарь Блэквелла. Оксфорд: Блэквелл.
  • Психиатрический словарь Кэмпбелла. 8-е изд. Роберт Дж. Кэмпбелл. Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета, 2004.
  • .
  • Критический словарь психоанализа. Райкрофт, Чарльз. 2-е изд. Лондон и Нью-Йорк: Penguin Books, 1995.
  • .
  • Фрейд: Словарь психоанализа. Фрейд, Зигмунд. Вестпорт: Гринвуд, 1969.
  • .
  • Словарь методов оценки поведения / Мишель Херсен, Алан С. Беллак (ред.). 1988. Нью-Йорк: Pergamon Press, ISBN 0080319750
  • .
  • Словарь по когнитивной психологии / Ян Стюарт-Гамильтон. 1996. Лондон ; Бристоль, Пенсильвания: J. Kingsley ISBN 1853022020 (hb) ISBN 1853021482 (pb)
  • Словарь консультирования / Feltham, C. & Dryden, W. (1993). Лондон: Whurr.
  • Словарь психологии развития и педагогики / Ром Харре и Роджер Лэмб (ред.). 1986. Кембридж, Массачусетс: ISBN MIT Press 0262580772
  • .
  • Словарь семейной психологии и семейной терапии / С. Рихард Заубер… [и др.]. 2-е изд. c1993. Ньюбери-Парк, Калифорния: Sage Publications ISBN 0803953321 (hbk) ISBN 080395333X (пбк.)
  • Биографический парапсихологический словарь / Pleasants, H (ред.). (1964) ASIN: B000B7A8P4
  • Словарь личности и социальной психологии / Ром Харре и Роджер Лэмб (ред.). 1986. Оксфорд: Blackwell, ISBN 0631146024 (pbk) ISBN 0631146016 (в обложке)
  • Словарь философии и психологии / Джеймс Марк Болдуин (ред.). 1957-1960 гг. (Первоначально опубликовано в 1901 году и является источником работ XIX века.) Глостер, Массачусетс: Smith
  • .
  • Словарь физиологической и клинической психологии / Ром Харре и Роджер Лэмб (ред.).1986. Оксфорд: Справочник Blackwell ISBN 0631146083 (в обложке) ISBN 0631146091 (pbk):
  • Словарь по психологии и психиатрии = Wörterbuch der Psychologie und Psychiatrie. / Роланд Хаас. 1980-1988 гг. Торонто: CJ Hogrefe ISBN 0889370001 (версия 1) ISBN 0889370133 (версия 2)
  • Английский H.B. и английский AC (1958). Полный словарь психологических и психоаналитических терминов: руководство по использованию. Нью-ЙоркДэвид Маккей.
  • Международный словарь психоанализа = Dictionnaire international de la psychanalyse / Alain de Mijolla, главный редактор. c2005. Детройт: справочник Macmillan, США, ISBN 0028659.244ISBN 0028659945 (комплект: электронная книга)
  • Винн, П. (редактор) (2001). Словарь биологической психологии. Лондон; Нью-Йорк: Рутледж.
  • Словарь методов оценки поведения / Мишель Херсен и Алан С. Беллак (ред.). Нью-Йорк: Pergamon Press, 1988. ISBN 0080319750
  • .
  • Словарь психологического тестирования, оценки и лечения: включает ключевые термины статистики, психологического тестирования, экспериментальных методов и терапевтического лечения / Ян Стюарт-Гамильтон. Лондон ; Бристоль, Пенсильвания: Издательство Джессики Кингсли, c19. 96. ISBN 1853021474 (pbk.) 1853022012 (hbk)

Онлайн-словари

  • Словарь психологии — Термины психологии от А до Я на About.com
  • Psychology Dictionary.org

Словари смежных областей

  • Аберкромби М., Хикман С.Дж. и Джонсон М.Л. (1973) Биологический словарь. (6-е изд.) Хармондсворт: Пингвин.
  • Андерсон Б.Ф. и др. (1981). Словарь Мосби по медицине, уходу и смежным вопросам (4thed,) Сент-Луис, Миссури: Мосби
  • Боумен и др. (1986). Словарь фармакологии. Оксфорд: Блэквелл.
  • Кристалл, Д. (1997). Словарь языкознания и фонетики. Оксфорд: Блэквелл.
  • Словарь наркотиков / Фишер Р. Д. и Кристи Г. А. Лондон: Паладин.
  • Психиатрический словарь. Кэмпбелл, Роберт Джин. 7-е изд. New York: Oxford UP, 1996.

См. также

  • Основные справочные источники по психологии
  • Биографические словари по психологии

Словарь психологической медицины.

Дать определение, этимологию и синонимы терминов, используемых в медицинской психологии, с симптомами, лечением и патологией умопомешательства. | JAMA Словарь психологической медицины. Дать определение, этимологию и синонимы терминов, используемых в медицинской психологии, с симптомами, лечением и патологией умопомешательства. | ДЖАМА | Сеть ДЖАМА [Перейти к навигации]

Эта проблема

  • Скачать PDF
  • Полный текст
  • Поделиться

    Твиттер Фейсбук Эл. адрес LinkedIn

  • Процитировать это
  • Разрешения

Статья

1 июля 1893 г.

ДЖАМА. 1893; XXI(1):33. дои: 10.1001/jama.1893.02420530045009

Полный текст

Эта статья доступна только в формате PDF. Загрузите PDF-файл, чтобы просмотреть статью, а также связанные с ней рисунки и таблицы.

Абстрактный

О быстром развитии психологической медицины свидетельствует тот факт, что необходимо издать специальный словарь, содержащий 1477 октаво страниц, посвященных исключительно определениям ее терминов.

Если рассматривать работу в целом, то видно, что редактор и его помощники отлично справились со своими задачами. Хотя можно указать на мелкие недостатки, но они настолько незначительны по сравнению с общей ценностью произведения, что едва ли заслуживают упоминания.

В его страницы внесли свой вклад сто двадцать восемь авторов, в том числе некоторые из самых способных из ныне живущих писателей по психологии. Среди этих имен мы отмечаем имена Олбатта, Болла, Беерора, Бенедикта, Бернхейма, Блока, Брантона, Баззарда, Шарко, Клустона, Эрленмейера, Хорсли, Льюиса, Менделя, Нормана, Пейджа, Понтоппидана, Рибо, Сэвиджа, Салли, Тамбуррини и Желтого.