Смил собчик интерпретация – Образец интерпретации СМИЛ / MMPI

Содержание

Образец интерпретации СМИЛ / MMPI

Тест СМИЛСтандартизированный многофакторный метод исследования личности — является адаптацией известного и хорошо зарекомендовавшего (хотя и устаревшего, по мнению некоторых специалистов) теста MMPI (Миннесотский многоаспектный личностный опросник).

Как и все личностные опросники, предназначен для исследования психологических / характерологических особенностей и состояния исследуемого в момент тестирования.

По этому тесту, вопреки распространённому заблуждению, нельзя поставить какой-либо диагноз (впрочем, и по любому другому тесту тоже), но можно — при правильном использовании — определить основные черты характера, способы реагирования человека на стресс, понять, какие психические защиты он склонен использовать, как может дезадаптироваться.

Кроме того, данный тест позволяет увидеть, какие условия необходимы исследуемому для оптимального функционирования (именно поэтому его часто используют в рамках профессионального отбора), какая деятельность является для него наиболее подходящей, и некоторые другие параметры, полезные для кадровика / HR-щика.

Убедительных данных о валидности и надёжности теста СМИЛ, к сожалению, не существует.

Тем не менее, тест широко используется как в работе кадровиков / психологов, так и в клинической практике (в качестве одной из методик при проведении патопсихологического исследования).

Как и другие психометрические методики, он не должен являться «предельным основанием» для принятия окончательных решений относительно пригодности (или непригодности) исследуемого к определённой работе и, тем более, для принятия каких-либо выводов относительно диагностики или лечения в клинической практике, следует всегда перепроверять полученные данные с помощью других инструментов.

Следует отдельно подчеркнуть, что СМИЛ, ММИЛ (адаптация MMPI за авторством Берёзина) и MMPI — это разные тесты.

Строго говоря, использовать MMPI для тестирования русскоязычных пользователей — некорректно, поскольку та же Собчик

показала, что прямо переведённый MMPI даёт на отечественной популяции некорректные результаты (в частности, повышаются значения по 8-й шкале «Индивидуалистичности»).

Поэтому, прежде, чем проходить этот тест, убедитесь, что выбранная вами программная реализация — это именно СМИЛ, а не просто переведённый MMPI.

Что касается теста ММИЛ, то он короче — 384 утверждения вместо 566, он адаптирован, но для «расшифровки» результатов следует использовать другой интерпретатор.

В результате прохождения теста СМИЛ вы получите график, содержащий данные по десяти основным шкалам и трём шкалам достоверности.

Прежде, чем приступать к расшифровке данных по основным шкалам, следует проанализировать данные шкал достоверности, чтобы понять, пригоден ли вообще данный конrретный профиль к интерпретации (бывает так, что и нет).

Если данные шкал достоверности позволяют интерпретировать результат, то можно приступать к оценке результатов по основным шкалам. Наибольшую сложность здесь представляет комплексная оценка результата: не следует интерпретировать «по шкалам», последовательно выбирая характеристики из описания каждой шкалы в руководстве, — так можно получить достаточно объемный, но внутренне противоречивый и неинформативный результат.

Некоторые, наиболее важные сочетания шкал содержатся в официальном интерпретаторе, другие следует интерпретировать, исходя из общего контекста полученных результатов.

Ниже представлен образец интерпретации графика СМИЛ, выполненный мной в августе 2019 года.

Биографические данные

Исследуемый: ***;
Пол: женский;
Возраст: 34 года;
Образование:  -;
Дата исследования: 10.07.19

Общие характеристики профиля

График

Код профиля по Уэлшу

95’4-681/732:0# FK/L:

Достоверность результатов

Результаты тестирования достоверны.

Тип профиля

Акцентуированный профиль (в стрессовых ситуация возможно нарушение социально-психологической адаптации). Акцентуированные черты по гипертимному (экзальтированному типу).

Особенности реагирования

Индивидуальный тип реагирования

Стенический тип реагирования, “сильная” нервная система, преобладание возбудимых процессов над тормозимыми.

Реакция на стресс

В сложных ситуациях исследуемая ориентирована на действия, направленные на решение имеющихся проблем, преодоление трудностей. Но под влиянием сильного, хронического стресса поведение может приобретать импульсивный характер, когда поступки и решения оказываются недостаточно обдуманными, а активность носит избыточный, не всегда целенаправленный характер. В личностно-значимых ситуациях, когда исследуемая сталкивается с императивным давлением, в ответ на противодействие возможно конфликтное поведение, легко возникающие и быстро угасающие вспышки гнева.

Защитные механизмы

Вытеснение неприятной информации, отреагирование вовне, на поведенческом уровне в виде критических высказываний, протестных реакций, преобладание внешнеобвиняющего типа реагирования. Исследуемая склонна перекладывать ответственность за неудачи на других лиц или обстоятельства. На этом фоне могут проявляться агрессивные действия / высказывания. Склонна недооценивать степень опасности, что приводит к необдуманным, легкомысленным поступкам. Снисходительно относится к собственным промахам и недостаткам, что снижает критическое восприятие собственных действий и сложившейся ситуации.

Возможный тип дезадаптации

Испытуемая плохо переносит однообразие, монотонный, стереотипный вид деятельности, что быстро приводит к реакции скуки, возникновению тенденции к избеганию подобной деятельности. При авторитарно-императивном давлении, задевающем престиж личности, а также в ситуациях неуспеха, возможен срыв адаптационных механизмов, что может проявляться в импульсивном, конфликтом поведении, невыполнении возложенных на исследуемую обязанностей. Излишняя самоуверенность в себе может приводить к недооценки опасности, недостаточной внимательности к людям и окружающей обстановке. Может проявляться спонтанная активность, направленная на реализацию сиюминутных побуждений вопреки здравому смыслу и интересам окружающего социума.

Индивидуально-психологические особенности

Черты характера

Активная личностная позиция, оптимистичность, высокий уровень жизнелюбия, уверенность в себе, смелость, инициативность, решительность. В то же время для исследуемой характерно отсутствие склонности к серьезному углублению в проблемы, беспечность, легкость в принятии решений, снисходительное отношение к своих промахам и недостаткам. Характерны легко возникающие эмоциональные всплески с быстрой отходчивостью. Эмоциональная незрелость. Отклонение от типичного для данного пола ролевого поведения (черты мужественности, жесткость, стремление к независимости, напористость, настойчивость, решительность, склонность к конкурированию), трудности в сексуальной межличностной адаптации. Самостоятельность, уверенность и быстрота в принятии решений, склонность к риску, нетерпеливость. Непосредственность в речевой продукции, проявлении чувств, манерах. Склонность опираться на собственное мнение. Достаточно легко относится к общепринятым нормам и ценностям, в неконтролируемых ситуациях может допускать отклоняющееся поведение.

Самооценка

Позитивная самооценка, с тенденцией к завышению.

Мотивационная направленность

Высокая мотивация на достижение успеха, которая, однако, может быть ориентирована в большей степени на моторную подвижность и речевую сверхактивность, чем на конкретные цели.

Ведущие потребности

Потребность в самореализации, в отстаивании собственного мнения, в эмоциональной вовлеченности, реализации физической, речевой, социальной активности.

Стиль общения

Отсутствие особой разборчивости в контактах, бесцеремонность поведения, непостоянство в привязанностях. Прагматическое отношение к контактам, отсутствие склонности к глубокой, душевной привязанности. Нуждается в общении, склонна образовывать множественные социальные контакты, плохо переносит одиночество. Избыточная общительность, которая может граничить с назойливостью. Недостаточно гибкий стиль межличностного взаимодействия, отсутствует необходимая дипломатичность.

Профессиональная деятельность

Условия оптимальной эффективности

Виды деятельности, где можно реализовать физическую, вербальную и социальную активность, тягу к общению, стремление быть у всех на виду, умение заразить окружающих своими идеями. Работа, позволяющая избежать подчинения, а также найти применение доминантным чертам характера. Исследуемая, с одной стороны, нуждается во внешнем контроле, с другой, имеет тенденции к сопротивлению давлению извне. Поэтому для достижения оптимальной эффективности ей необходима авторитетная фигура руководителя, который будет вызывать у исследуемой личное уважение и симпатию.

Рекомендации по выбору профессии

Деятельность, связанная с риском, эмоциональной вовлеченностью, двигательной, вербальной или общественной активностью. Плохо переносятся ограничения, монотонный, стереотипный тип деятельности, поэтому хорошо подходит работа связанная с частыми командировками, сменой мест и типа деятельности, общением с разными людьми. Может чувствовать себя комфортно и быть эффективна в условиях неопределенности, но при отсутствии надлежащего контроля со стороны руководителя может допускать существенные ошибки и “провалы” в эффективности работы. Ожидается высокая эффективность в сферах деятельности, связанных с необходимостью презентовать продукцию или услуги.

Если вам нужно получить интерпретацию профиля СМИЛ, вы можете обратиться ко мне через этот сайт.

Об этом читайте в соответствующем посте.

bootandpencil.ru

Стандартизированный многофакторный методисследования личности СМИЛ (модифицированный тест MMPI)Интерпретация

  • 6-я шкала (шкала «ригидности»), будучи единственным пиком в профиле, не выходящем за рамки нормального разброса, выявляет устойчивость интересов, упорство в отстаивании собственного мнения, стеничность установок, активность позиции, усиливающуюся при противодействии внешних сил, практичность, трезвость взглядов на жизнь, стремление к опоре на собственный опыт, синтетический склад ума с выраженным тропизмом к системным построениям и конкретике, к точным наукам и сферам знаний. Лица с ведущей 6-й шкалой в профиле проявляют любовь к аккуратности, верность своим принципам, прямолинейность и упорство в отстаивании их.
  • Изобретательность и рациональность склада ума сочетается с его недостаточной гибкостью и трудностями переключения при внезапно меняющейся ситуации. Лицам этого круга импонирует точность и конкретность, их раздражает аморфность, неопределенность поставленных целей, безалаберность и неаккуратность окружающих людей.
  • До определенных пределов они производят впечатление лиц устойчивых к стрессу, что в значительной степени обусловлено их гомономностью (неподвластностью средовым влияниям), а также свойственным этому типу защитным механизмам, появляющимся двояко:
    1. как рационализация с обесцениванием объекта фрустрированной потребности (вариант «Лиса и виноград») или
    2. как отреагирование вовне по внешне-обвиняющему типу. Однако, стресс, задевающий субъективно значимые ценности индивида, вызывает весьма сильную ответную реакцию по агрессивному варианту.
  • В межличностных контактах проявляется выраженное чувство соперничества, соревновательность, стремление к отстаиванию престижной роли в референтной группе. Высокая эмоциональная захваченность доминирующей идеей, способность «заражать» своей увлеченностью других и выраженная склонность к планомерности действий является фундаментом для формирования лидерских черт, особенно при хорошем интеллекте и высоком профессионализме. Личности такого типа часто встречаются среди математиков, экономистов, инженерно-технических работников, бухгалтеров, хозяйственников и в других видах профессиональной деятельности, где особенно требуется точность, расчет, системный подход. Выраженное чувство соперничества и выносливость к стрессу способствует успеху таких людей на спортивной ниве. Субъективная структуризация явлений окружающего мира, отраженная в индивидуальном стиле живописи или скульптурного творчества, свойственна художникам, и это подтверждается тем фактом, что в их профилях как правило встречается высокий пик по 6-й шкале. А когда в их среде встречаешь лиц с высоким профилем, в котором б-я и 8-я шкалы выше 90 Т, а 2-я шкала «утоплена» (т.е. ниже 50 Т), то, глядя на их своеобразный и неподвластный какой-либо коррекции стиль всей жизни, невольно приходишь к предположению, что искусство для людей данного типа – та охранительная ниша, которая спасает их от безумия. Они своевольны, непредсказуемы и упорны в своем творческом самоутверждении; периодически вступая в конфликт с близким окружением и с официальными кругами, они обречены на нелегкую судьбу. Иллюстрацией тому служат жизнеописания Родена, Сезана, Вангога. Профиль с пиком по 6-й шкале (70 Т и выше) характерен для акцентуированных личностей (эпилептоидная акцентуация, «застревающие» по Леонгарду). Более выраженное повышение (профиль типа 64’8-/1320) характерно для эксплозивных психопатических личностей, возбудимых (49’6-/270), паранойяльных психопатов с сутяжно-кверулянтскими тенденциями (68’94’-/ ), т.е. неутомимых жалобщиков, анонимщиков и истцов, конфликтующих на ниве правдоискательства.
  • Личностная дисгармония и дезадаптивные состояния, проявляющиеся наличием в профиле высоких показателей по 6-й шкале, характеризуются выраженной аффективной захваченностью доминирующей идеей, касающейся, как правило, конфликтной межличностной ситуации: это могут быть переживания, связанные со сверхценным отношением к объекту, вызвавшему конфликтную ситуацию, с чувством ревности или соперничества, с тенденцией к построению жесткой и субъективной логической схемы, неподдающейся коррекции извне, с антисоциальными эксплозивно-агрессивными реакциями, которые индивидом трактуются как защитные, вынужденные действия в ответ на враждебность и недоброжелательность тех, кто вызвал эти реакции. Наиболее ярким воплощением такого рода переживаний является бредовая концепция психически больного человека. Однако, такие профили встречаются и в рамках ситуативно обусловленного развития личности при наличии в паттерне эмоционально-динамической предиспозиции ведущей тенденции в виде фактора ригидности, способствующего закреплению (кумуляции) негативного опыта.
  • Мания с бредом величия в профиле отражается пиками по 6-й и 9-й шкалам. В профилях больных с невротическими и психосоматическими Расстройствами повышение б-й шкалы отражает наличие повышенной раздражительности, переживания чувства обиды и косвенно связано со склонностью к аллергическим реакциям и артериальной гипертензии, если профиль в целом выявляет подавленную враждебность. Такого рода эмпиричские находки лишний раз подчеркивают наличие тесной связи методу соматическими и психологическими факторами. В данном случае и на биологическом и на психологическом уровне просматривается общая тенденция стеничного противодействия вторжению чего-либо инородного, чуждого как в духовный мир своего «Я», так и в физиологический мир своего организма. Патологическая ревность чаще всего выявляется профилем, в котором показатели 6-й шкалы выше 80 Т. Паранойяльные переживания в рамках шизофрении проявляются высокими пиками по 6-й и 8-й шкалам ( выше 85 Т), но диагноз шизофрении может выставить только психиатр по совокупности анамнестических, клинических и патопсихологических данных. Однако следует отметить, что и клиницисты здесь нередко испытывают значительные затруднения, особенно на ранних стадиях заболевания, когда болезненные проявления носят психопатоподобный характер или включены в картину неврозоподобной шизофрении, а также в случаях, когда шизофренический процесс развивается на фоне алкоголизма или органического поражения головного мозга. Тогда помощь психолога становится весьма актуальной, но при этом изучение эмоционально-волевых нарушений и личностных особенностей должно быть дополнено экспериментально-психологическим исследованием. Для шизофрении характерны определенные нарушения мышления, проявляющиеся в патопсихологическом эксперименте неравномерностью уровня обобщения, символичностью и оторванностью от реальности опосредующих образов, нарушением логической последовательности в суждениях, тенденцией к уравниванию малосущественных признаков с существенными и к опоре на латентные признаки. Сам по себе профиль с высокими б-й и 8-й шкалами в первую очередь свидетельствует об аффективной насыщенности переживаний, выраженном субъективизме и напряженности в сфере межличностных контактов со склонностью к построению жесткого (негибкого) конструкта, основой которого является недоброжелательность, приписываемая индивидом окружению. Небольшой временный подъем по 6-й шкале часто появляется в профиле лиц, находящихся в пердразводной ситуации. В связи с этим особое значение придается повторным (динамическим) исследованиям.

    В профилях контингента нормы лица с ведущим пиком по 6-й шкале часто дают низко расположенный профиль, не раскрывая глубины имеющихся проблем. Это связано с повышенным чувством осторожности и недоверчивости этих личностей. Особенно должны настораживать профили с утопленной 6-й шкалой. Следует подчеркнуть, что показатели по 6-й шкале ниже 50 Т неправдоподобны. Если высокая 6-я – свидетельство враждебности, умеренно повышенная – обидчивости, а находящаяся на средненормативном уровне – миролюбия, то низкие показатели отражают избыточную тенденцию к подчеркиванию своих миротворческих тенденций, что чаще всего встречается при гиперкомпенсаторной установке у личностей агрессивного толка.

    В криминальной среде высокие показатели б-й шкалы характерны для лиц, способных на корыстные преступления, а в сочетании с высокой 8-й они отражают враждебно-агрессивные тенденции. Профиль 65′-/7 является наиболее типичным для акцентуированных по эпилептоидному типу личностей, у которых сентиментальность и слащавость сочетается со склонностью к вспышкам враждебности.

    Коррекция поведения лиц с высокой 6-й шкалой в профиле – задача весьма трудная. Стратегия взаимодействия с личностью данного типа должна быть направлена на то, чтобы мнение корригирующего лица (психолога, педагога, руководителя, врача) не явно, но опосредованно стало убеждением самого индивида; при этом у него должна оставаться иллюзия, что эта убежденность была всегда или что она исходит от самого индивида, а психолог лишь выявил и подтвердил ее правильность. Кроме того, форма «совета» должна быть достаточно конкретной и апеллирующей к опыту индивида. Ключевые слова: «Как Вы уже говорили…». «Вы и сами так думаете…», «Как следует из Вашего опыта…», «Согласно Вашим принципам…», «Таким же образом, как Вы поступаете всегда…» и т.д. Наиболее эффективным приемом для коррекции поведения или состояния личностей, типологически относимых к «ригидным», является так называемая рациональная психотерапия, использующая возможности свойственного лицам этого круга защитного механизма по типу рационализации. Наиболее убедительными оказываются аргументы, доказывающие, что гневные реакции и действия, диктуемые враждебным настроем, вредны индивиду, ухудшают его здоровье; эффективны приемы, обесценивающие значимость фрустрированной потребности.

    Судьба личностей с определяющей ролью 6-й шкалы в профиле всегда сложна: они как бы «вызывают огонь на себя». Пристрастно и неравнодушно относясь к явлениям окружающей жизни, они упорно отстаивают свое мнение как единственно верное. Одержимые той или иной идеей, они способны преодолеть множество препятствий для ее реализации. Сумятице и неразберихе окружающего мира они противопоставляют свое субъективное представление об организованности и порядке. Это как раз тот тип личности, когда планомерное осуществление задуманного доказывает, что вопреки противодействию окружения человек может быть творцом собственной судьбы. Если же обстоятельства оказываются сильнее, то личности данного типа не идут на компромисс и разными способами проявляют противодействие или враждебность. Среди них часто встречаются воинствующие борцы за правду – такую, какой они ее себе представляют, и, как далека бы она ни была от истины, они способны пойти на пагубные (как для других, так и для себя) действия, когда потери могут оказаться несоизмеримо большими, чем того стоит отстаиваемая идея. Лишенные гибкости и маневренности, личности типа «6» легко наживают себе врагов, но если врагов нет, то они способны их выдумать и бороться с ними, несуществующими, так как никому не верят и легко загораются враждебностью. Ревнивые в любви, они также ревнивы к чужому успеху, что служит базой для формирования устойчивого духа соперничества. Не прощая обид, лица этого типа могут реализовать свою месть длительное время спустя и весьма жестоким образом.(К примеру, если человека оскорбили, обозвав дураком, то тип «2» скажет: «Грустно, но это, пожалуй, верно.», тип «3» – «Потише, пожалуйста: совсем ни к чему, чтобы об этом узнали другие», тип «4» – «Сам дурак!», а тип «6» скажет: «Ах, я – дурак?!! Так я тебя убью!»). Личности этого типа при хорошем профессиональном опыте проявляют себя как самые эффективные организаторы, до поры до времени производят впечатление стрессоустойчивых, и лишь в ситуации, задевающей их властолюбивые черты, могут самым брутальным образом дезадаптироваться, проявляя при этом внешнеобвиняющие реакции, вспыльчивость и агрессивность. В браке конфликтны, но в тоже время проявляют хозяйственность и преданность семье. На работе проявляют реформаторское рвение, аккуратность и практицизм, стремятся командовать другими и конфликтуют с начальством. В сфере общественной активности – разоблачители коррупции, правдоискатели, организаторы лоббистских тенденций. В истории личности этого типа оставили след как ревнители церковных догм (религиозные фанаты, представители Ордена Иезуитов), как политики-реформаторы или прославленные военачальники ( например, Наполеон).

    Л. Н. Собчик

    psylist.net

    Кодирование профиля

    Помимо графического изображения профиля в повседневной практической работе и при изложении материала в публикациях профили удобно описывать в закодированном виде, что требует знания правил кодирования. Наиболее точно отражающим особенности профиля является метод кодирования по Уэлшу. При этом все базисные шкалы записываются соответственно их порядковому номеру в такой последовательности, чтобы на первом месте находилась наиболее высокая шкала, затем — остальные по мере их снижения. Чтобы показать их место на графике в соответствии со шкалой Т-баллов, необходимо поставить следующие знаки:

    отделить номера шкал, находящихся на уровне 120 Т и выше знаком » !! «,

    -шкалы, идущие вслед за ними, но расположенные выше 110 Т отделить от остальных знаком » ! «,

    -шкалы, расположенные в профиле выше 100 Т — знаком » ** «,

    -выше 90 Т — » * «,

    -выше 80 Т — » » «,

    -выше 70 Т — » ‘ «,

    -выше 60 Т — » — «,

    -выше 50 Т — » / «,

    -выше 40 Т — » : «,

    -выше 30 Т — знаком » # «.

    Тот же принцип обозначений для шкал достоверности. К примеру, закодированный таким образом профиль 2*34″ 187’0 — 6/5:9 FК/1 — означает, что ведущий пик по 2-й шкале расположен выше 90 T, 3-я и 4-я шкалы расположены выше 80 Т и находятся на одном уровне (об этом говорит черта под обозначениями этих шкал в коде), 1-я, 8-я и 7-я шкалы расположены выше 70 Т, из них 1-я — наиболее высоко расположенная, затем соответственно по степени снижения идут 8-я и 7-я; 0-я шкала — выше 60 Т, 6-я выше 50 Т, 5-я — выше 40 Т, 9-я — выше 30 Т, F выше К и L и расположена выше 60 Т /но до 70 Т/, К выше 50 Т, а I — ниже 50 Т, но выше 40 Т.

    Намного лаконичнее и проще способ кодирования по Хатэуэю. Шкалы, находящиеся в зоне 46-54Т не записываются вовсе; шкалы, расположенные выше 70 Т отделяются апострофом «‘», за ними приводятся шкалы, находящиеся на 55 Т и выше; вместо шкал, находящихся в зоне 46 — 54 ставится прочерк, затем после знака «/» записываются шкалы, расположенные ниже 46; показатели шкал достоверности приводятся в сырых баллах последовательно, соответственно L:F:К через двоеточие, при этом ставится знак «X» перед рядом шкал достоверности, если хотя бы по одной из них профиль недостоверен. Описанный выше профиль при кодировании по Хатэуэю выглядит следующим образом:

    234187’0-/59 Х5:17:13

    Кодирование удобно для более краткого описания профиля, а также для более четкого и быстрого разбиения материала на типологически или клинически сходные группы. Кодирование способствует выявлению в изучаемой группе наиболее общих характеристик и закономерностей

    Стандартизированный многофакторный метод исследования личности смил (модифицированный тест mmpi) Интерпретация Введение

    Анализ профиля может идти различными путями. Наиболее примитивный подход обычно сводится к последовательной интерпретации каждой шкалы, т.е. «слева направо». Такая интерпретация чревата противоречиями и не создает целостного образа личности и ее проблем, даже если учитываются контрастирующие понижения. При этом можно отметить, что многих ставит в тупик такая проблема: допустим, одна из высоко расположенных шкал выявляет высокую мотивацию достижения и спонтанный, стеничный стиль межличностного взаимодействия, а другая, противоположная ей по значению, расположена значимо (не менее, чем на 6 Т) ниже, однако в абсолютных величинах она значительно повышена по отношению к средне-нормативным данным. В таком случае одни интерпретаторы выделяют содержание первой из шкал, нивелируя значение второй, другие интерпретируют сперва одну, затем другую. В первом варианте профиль остается недорасшифрованным, интерпретация — неполной. Второй вариант дает противоречивую информацию, как будто описаны два разных человека. Поэтому при интерпретации должен соблюдаться целостный подход, оценивающий общую конфигурацию профиля в контексте соотношения шкал достоверности с высотой не только ведущих пиков, но и контрастирующих понижений, как абсолютных, так и относительных. С этой точки зрения заслуживает внимания интерпретация «сверху вниз», рассматривающая шкалы по степени их значимости, исходя из «высоты» показателей. Для данной интерпретации вполне достаточно ориентироваться на код профиля; однако, такая интерпретация звучит скорее как оценка акцентуированных черт характера и степени адаптированности обследуемой личности, оставляя в тени нюансы характерологической интерпретации, так как сложные соотношения шкал, оказавшихся в «коридоре нормы», выпадают из интерпретации, хотя эта информация имеет большое значение для понимания компенсаторных механизмов личности и скрытых резервов.

    Каждая из основных шкал профиля выявляет определенные личностные особенности, если эта шкала является единственным превалирующим пиком в профиле, находящимся в пределах нормативного разброса. Более высокие показатели выявляют реакцию на неблагоприятную ситуацию или состояние дезадаптации — в зависимости от высоты профиля, но и в том, и в другом случае речь идет о ведущих индивидуально-личностных тенденциях. С этой точки зрения рассмотрим далее значения базисных шкал в их последовательности, обращая особое внимание на имплицитно содержащихся в них судьбореализующих тенденциях.

    studfile.net

    Стандартизированный многофакторный методисследования личности СМИЛ (модифицированный тест MMPI)Интерпретация

  • 3-я шкала носит название шкалы “эмоциональной лабильности”. Повышение профиля по этой шкале выявляет неустойчивость эмоций и конфликтное сочетание разнонаправленных тенденций: высокий уровень притязаний сочетается с потребностью в ощущении причастности к интересам группы, эгоистичность – с альтруистическими декларациями, агрессивность – со стремлением нравиться окружающим.
  • Лица с ведущей 3-й шкалой отличаются преобладанием художественного типа восприятия, известной демонстративностью, яркостью эмоциональных проявлений при некоторой поверхностности переживаний, неустойчивостью самооценки, на которую значительное влияние оказывает значимое окружение, убежденностью в идентичности своего “Я” декларируемым идеалам, некоторой “ребячливостью”, незрелостью установок и суждений.
  • Отмечается выраженная способность к легкой вживаемости в различные социальные роли. Артистичность поз, мимики и жестов привлекает внимание окружающих, что служит стимулирующим фактором, возбуждающим и льстящим их тщеславию.
  • У лиц с ведущей 3-й шкалой тропизм (влечение) к видам профессиональной деятельности, в которых насыщается потребность в общении, в переживании ярких чувств. Личностям данного типа необходима возможность самодемонстрации; повышенная эмотивность, выраженная склонность к перевоплощению, черты демонстративности, потребность в сопричастности к общему настроению окружающих создает благоприятную почву для самоопределения в сфере артистической деятельности, где эти свойства вполне уместны, в педагогике или на ниве общественной деятельности, где данные качества могут быть хорошим дополнением при условии достаточно высокого интеллекта и зрелой гражданственной платформы. Эти личностные особенности могут также найти себе применение в условиях работы в сфере обслуживания, в художественной самодеятельности – как хобби или как вариант профессионала-руководителя, в офицерской кадровой службе, так как эти люди способны и подчиняться и командовать, легко переходя из одной социальной роли в другую.
  • Впечатлительность по отношению к внешним эффектам и потребность в немедленном социальном поощрении у лиц данного типа могут успешно использоваться как рычаги при попытке управлять их поведением со стороны руководителя с учетом значимости для них мнения референтной группы. Профиль с ведущей 3-й шкалой (70 Т и выше) выявляет акцентуацию по истероидному типу, в котором вышеперечисленные особенности заострены. Выявляются признаки эмоциональной незрелости более характерные для женского типа поведения с известным инфантилизмом, жеманством, иждивенческими тенденциями. Несмотря на выраженный эгоцентризм и склонность жалеть себя, эти личности стремятся к нивелировке конфликта и придают большое значение статусу семейного человека.

    Для личностей с высокой 3-й шкалой (выше 75 Т) характерна повышенная нервозность, слезливость, избыточная драматизация происходящих событий, склонность к сужению сознания вплоть до обмороков.

  • В ситуации стресса лицам с высокой 3-й шкалой в профиле свойственны выраженные вегетативные реакции. Защитные механизмы проявляются двояким путем:
    1. вытеснение из сознания той негативной информации, которая является конфликтогенной или наносит урон реноме личности, субъективному образу собственного “Я”;
    2. психологическая тревога трансформируется на организменном (биологическом) уровне в функциональные нарушения. Эти механизмы, дополняя друг друга, создают почву для психосоматических расстройств и так называемой конверсионной симптоматики, когда возникающие нарушения в двигательной сфере, речевой деятельности, в сфере тактильной, слуховой или зрительной чувствительности носят на себе отпечаток условной “желательности” в связи с субъективной невозможностью разрешить конфликт конструктивным путем. Такие проявления встречаются при выраженном стрессе у лиц, акцентуированных по истероидному типу и в клинике истерического невроза. При этом профиль отличается особой конфигурацией: сочетание высоких 1-й и 3-й с относительно низкой 2-й выглядит как римское V и называется “конверсионной пятеркой”. Свойства, присущие 3-й шкале, выступают на первый план, поглощая в значительной степени признаки 1-й шкалы.

    При этом остается актуальной ориентация на социальные нормативы, которые лишь маскируют эгоцентрические тенденции личности. При высокой конверсионной пятерке трансформация невротической тревоги в функциональные соматические расстройства в известной степени служит способом завоевания удобной социальной позиции.

    Сочетание высоких показателей по 3-й и 4-й шкалам значительно усиливает характеристики 3-й, увеличивая вероятность поведенческих реакций по истерическому типу со склонностью к “самовзвинчиванию” в конфликтных ситуациях и с выраженным стремлением к эмоциональной вовлеченности. Коррекция этих реакций чрезвычайно трудна, так как при кажущейся внушаемости эти личности скорее “самовнушаемы”, т.е. податливы лишь в отношении того, во что верят, в чем субъективно убеждены. В связи с этим истерический вариант дезадаптации сложен для психокоррекции и поддается лучше всего разным вариантам арт-терапии, то есть терапии искусством (психодрама, музыко-терапия, рисование, лепка), а в клинически сложных случаях наиболее эффективен гипноз.

    Низкие показатели 3-й шкалы (ниже 50 Т) свидетельствуют об эмоциональной устойчивости, пониженной чувствительности к средовым воздействиям с относительно низкой откликаемостью на проблемы социального микроклимата, что отражается в поведении субъекта менее гибким стилем межличностного взаимодействия, отсутствием необходимой “дипломатичности” и созвучности настроениям референтной группы. К сочетаниям данной шкалы с другими шкалами СМ ИЛ целесообразно будет вернуться по мере знакомства с характеристиками остальных шкал.

    Судьбореализующие характеристики личности с ведущей 3-й шкалой в профиле разнонаправлены, но каждая из них – сильна. Эти люди сжигают себя своими противоречивыми эмоциями, стремясь преуспеть в основном за счет помощи других, но приписывая заслуги только себе. Свою семейную жизнь и личные отношения они наполняют драматизмом, проблемы с детьми усложняются по мере их роста и взросления, в работе избыток эмоций проявляется негативно. Благодаря выраженной гибкости и чувствительности к настроениям окружения, а также в связи с заметным тщеславием они продвигаются по общественной лестнице то скачками, то зигзагами, болезненно реагируя на неудачи и хвастливо отмечая малейшие Успехи. Как и собственный характер, судьба таких людей разнообразна, противоречива для однозначной оценки, пестра событиями, контактами и влечениями. Их общественная роль – баламутить, смущать покой, энергично звать куда-то, но не вести по-настоящему к какой-либо определенной цели. На социальной арене это – “идущие за лидером”, спутники и глашатаи “героя”. В политике – красноречивые популисты, легко меняющие из тщеславия линию своего поведения. Сердечно-сосудистые проблемы и общая озабоченность здоровьем отнимают у них немало внимания и времени. Проблему “быть или казаться” личность данного типа решает преимущественно в пользу последнего.

    Л. Н. Собчик

  • psylist.net