Социальная адаптация это приспособление индивида к: СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ это

1 Вопрос.

В самом общем виде понятие «социальная адаптация» можно определить следующим образом: это процесс взаимодействия субъекта и социальной средой, в ходе которого согласовываются требования и ожидания его участников.

Социальная адаптация –процесс приспособления личности или социальной группы к новой среде жизнедеятельности путем активного ее усвоения.

Социальная адаптация осуществляется в различных сферах жизнедеятельности человека

Социальная адаптация –интегративный показатель состояния человека, отражающий его возможности выполнять определенные биосоциальные функции:

адекватное восприятие окружающей действительности и собственного организма;

адекватная система отношений и общения с окружающими;

гибкость (адаптивность) поведения в соответствии с ролевыми ожиданиями других.

 

        Важнейшим элементом этого процесса является согласование самооценок, притязаний и возможностей субъекта с реалиями социальной среды.

Это согласование включает в себя, во-первых, реальный уровень процесса — состояние среды и социального субъекта на данный момент времени, и, во- вторых, потенциальный уровень — возможности, тенденции и закономерности развития как социальной среды, так и социального субъекта.

Из вышесказанного следует что, процесс социальной адаптации – это взаимонаправленный процесс, т.е. предполагающий взаимное воздействие социальной среды и социального субъекта друг на друга.

В процессе социальной адаптации формируются:

приемлемые окружением навыки общения,

поведения и деятельности, дающие возможность личности самоутверждаться, реализовывать свои потребности

Социальная адаптация связана с другим процессом, связанным с освоением субъектом социальной среды, — процессом социализации.

Таким образом, понятия и процессы социальной адаптации и социализации взаимоопределяют и взаимодополняют друг друга. С одной стороны, социализация предполагает наличие у субъекта способности понять и усвоить изменяющиеся условия жизнедеятельности, с другой — социальная адаптация –представляет механизм и одну из форм социализации личности.

Полная социальная адаптациячеловека включает:

 

Физиологическую адаптацию.

 

Управленческая (организационная) адаптация. Без управления невозможно предоставить человеку благоприятные условия (на работе, в быту), создать предпосылки для развития его социальной роли, влиять на него, обеспечивать деятельность, отвечающую интересам общества и личности.

Социальная адаптация — процесс управляемый. Управление им может осуществляться не только в русле воздействия социальных институтов на личность в ходе ее производственной, внепроизводственной, допроизводственной, постпроизводственной жизнедеятельности, но и в русле самоуправления.

Экономическая адаптация. Это сложнейший процесс усвоения новых социально-экономических норм и принципов экономических отношений индивидов, субъектов.

Педагогическая адаптация. Это приспособление к системе образования, обучения и воспитания, которые формируют систему ценностных ориентиров индивида.

Психологическая адаптация. В психологии адаптацию рассматривают как процесс приспособления органов чувств к особенностям действующих на них стимулов с целью их лучшего восприятия и предохранения рецепторов от излишней нагрузки. Процесс психологической адаптации человека происходит непрерывно, поскольку постоянно изменяются социально-экономические условия жизни, политические и морально-этические ориентации, экологическая обстановка и т.д.

Профессиональная адаптация

— это приспособление индивида к новому виду профессиональной деятельности, новому социальному окружению, условиям труда и особенностям конкретной специальности. Успех профессиональной адаптации зависит от склонности адаптанта к конкретной профессиональной деятельности, совпадения общественной и личной мотивации труда и других причин.

 

Социальная адаптация | Блог 4brain

С ситуациями, когда нужно вливаться в новый коллектив, сталкивались все: переход в другой класс, новая работа или переезд заставляли вас знакомиться и учиться взаимодействовать по-другому. Для кого-то это стресс и самый главный страх, для других – совершенно привычная и даже приятная ситуация. От чего это зависит? От открытости коллектива или психологических характеристик личности? Ответ – от всего. Но от этого процесса скрыться не удастся никому, поэтому стоит разобраться, что нужно делать для его всестороннего облегчения.

Что такое социальная адаптация?

В биологии термин «Адаптация» означает приспособление организмов к условиям окружающей среды для существования, а в социальных процессах адаптация интерпретируется как приспособление индивида к социальной среде, поэтому принято выделять два ее типа:

  • Биофизиологическая адаптация – это приспособление организма к устойчивым и меняющимся условиям среды (температуре, атмосферному давлению, влажности, освещению и другим внешним физическим условиям и воздействиям), а также к изменениям в самом себе. Например, человек создает одежду, строит жилье или проявляет способности к произвольной психической регуляции биологических состояний.
  • Социально-психологическая адаптация – процесс приближения внутреннего мира личности к социальным требованиям среды в интересах реализации соответствующих социальных ролевых функций. Это гармонизация взаимодействий личности и группы, активное освоение человеком природной и социальных сред во всем многообразии их проявлений.

Несмотря на сходство терминов и процессов, не стоит путать социальную адаптацию и социализацию. Хотя в обоих случаях происходит активное приспособление, усвоение человеком социальных норм и требований социальной среды, эти понятия различаются своим происхождением и функциями.

Социализация личности – это формирование и становление личности через овладение социальным опытом и наращивание социальных связей. Для выполнения социальных функций человеку необходимы знания, умения и качества, а каким образом он их приобретает? Только преодолевая разного рода противоречия, возникающие в процессе жизнедеятельности, а это как раз и есть социальная адаптация.

Получается, что процесс социализации осуществляется посредством социальной адаптации. Именно с ее помощью вырабатываются наиболее ценные качества, свойства личности, которые дают ей возможность осваивать окружающую действительность, ориентироваться в ней, находить свое место, т.е. социализироваться.

Конечная цель социализации состоит в формировании личности, востребованной в данном обществе, т.е. социализация «заказывается» общественной потребностью, ведь без нее не было бы общества как такового. А конечная цель социальной адаптации – достижение личностью точки равновесия с обществом, а этот процесс является человеческой потребностью [М. В. Ростовцева, 2016].

Критерием и результатом как успешной социализации, так и эффективной социальной адаптации, является саморазвитие, самореализация и самоактуализация личности в обществе. Дело в том, что адаптация связана с целью удовлетворить мотивы и стимулы человека, а на успех в особенности влияют отношения с другими людьми. Поэтому в соответствии с изменениями окружающей среды и ее обратной связью изменяется поведение человека.

Получается, что адаптация, комфорт и самореализация взаимосвязаны: люди с рождения учатся приспосабливаться к различным обстоятельствам и отношениям, согласовывать их реальность, мысли и внутреннюю культуру с окружающими социокультурными концепциями, чтобы достичь баланса, в котором они смогут самостоятельно удовлетворять свои потребности.

В зависимости от требований среды и реакции человека психологом И. Д. Калайковым были выявлены три формы адаптации:

  • Внешняя – выражается в процессе, через который субъект приспосабливается к объективным внешним проблемным ситуациям, не перестраиваясь внутренне, оставаясь самодостаточной личностью.
  • Внутренняя – полная адаптация личности, т.е. перестройка внутренних качеств личности, образование новых вследствие воздействия внешних обстоятельств.
  • Смешанная (реадаптация) – личность отчасти приспосабливается к окружению, в новой общественной среде, коллективе, где превалируют иные ценности, правила и способы поведения, где абсолютно другая ведущая деятельность. Хотя этот процесс сопровождается серьезными личностными модификациями, личность сохраняет индивидуальность и свое «Я» [Н. А. Ведмеш, 2015].

Не секрет, что формирование общества и развитие человеческой индивидуальности взаимозависимы, но социальная адаптация помогает индивидууму найти баланс между приспособлением и обособлением.

Какой может быть социальная адаптация?

Вы помните свой первый день в детском саду или первом классе? Поступление в первое образовательное заведение всегда сопровождается трудностями. Переход из семейной обстановки в окружение большого количества сверстников и условия с другими требованиями может быть весьма некомфортным. Но можно ли сказать, что во взрослом возрасте людям проще даются подобные изменения? Скорее всего нет, в том числе из-за того, что существует довольно обширное разнообразие обстоятельств, к которым человеку приходится приспосабливаться.

Социальную адаптацию принято рассматривать на трех уровнях: индивид (адаптация внутри личности), микросреда (семья, учеба, работа и т. п.) и макросреда (общество). От уровня и особенностей зависят виды адаптации:

  • виталистическая – человеку приходится быстро перестраивать свое поведение в связи с изменениями в своем здоровье;
  • информационная – человек определяет критерии отбора информации, источников, а также учится определять для себя главное;
  • экономическая – человек усваивает социально-экономические нормы и формы экономических отношений, привыкает к размерам пособий, уровню зарплаты, пенсий;
  • педагогическая – адаптация человека к обучению и воспитанию, в результате чего формируется система его ориентиров на ценности;
  • управленческая (организационная) – человек привыкает к формам взаимодействия и влияния на него, которые влияют на развитие его социальной роли;
  • социальная – человек выстраивает взаимоотношения с семьей, соседями в доме и другими социальными группами;
  • профессиональная ­– человек приспосабливается к новой деятельности, задачам, условиям труда, особенностям профессии.

На данный момент профессиональная адаптация – одна из самых актуальных проблем общества по причине миграций, глобализации и роста безработицы. Однако именно ее эффективность влияет на общее состоянии экономики [Mentamore, 2020].

Как видите, человек постоянно находится в процессе адаптации. Даже если он сам не меняет свое окружение на протяжении многих лет, мир вокруг него меняется, что заставляет подстраиваться и учиться взаимодействию заново.

Ход социальной адаптации

Может показаться, что социальная адаптация занимает достаточно много времени, но на самом деле это относительно короткий временной промежуток, в который человек активно осваивает новую или измененную социальную среду. И за этот отрезок времени человек успевает пройти четыре стадии:

  1. Начальный этап. Человек знакомится с нормами и правилами поведения в обществе, но устоявшиеся в обществе ценности и традиции еще не принимаются им или даже отрицаются. Он начинает осознавать, почему у него что-то не выходит, а социальная активность не приносит удовлетворения. Он понимает необходимость менять свои установки, но психологически чувствует себя некомфортно.
  2. Этап терпимости. В это время человеком и средой происходит признание равнозначности друг друга. Индивид пытается вести себя по-новому, проявляя толерантность и придерживаясь новых социальных правил.
  3. Вхождение в новую среду. Теперь общество также принимает ценности и установки индивида, а он начинает приспосабливаться к нему, что выражается во взаимных уступках.
  4. Адаптация. Человек полностью адаптируется к условиям и требованиям новой среды или происходит ассимиляция системы ценностей. У человека осознанно меняются паттерны поведения и привычный образ жизни [Я. Щепаньский, 1969].

Конечно, не всегда люди справляются с вызовами и завершают процесс адаптации. Иногда они так и не принимают ценности и нормы среды и ведут себя своим, особенным образом. Такое поведение называют девиантным, а человек отвергается обществом.

Условия успешной адаптации в обществе

Как вы могли понять, социальная адаптация не заложена в человека природой. Достижение результата требует особых навыков, условий и усилий индивидуума (в том числе подкрепляемых мотивацией).

Степень развитости социальных навыков влияет на легкость прохождения процесса адаптации личности к социальной среде, в соответствии с этим успешность можно разделить на следующие уровни:

  • Низкий (дезадаптация) – процесс, в котором слишком много противоречий, приводит к психоэмоциональным напряжению и безуспешной коммуникации.
  • Средний – человек не испытывает желания адаптироваться в социуме, и при этом не испытывает дискомфорта.
  • Высокий (оптимальный) – у человека наблюдается высокая социальная успешность и позитивное психоэмоциональное состояние.
  • Избыточно высокий – социальная успешность сопровождается психологическим дискомфортом и напряженностью.

Наиболее известным способом оценки уровня социально-психологической адаптации является опросник Роджерс-Даймонда, после заполнения которого можно сформулировать рекомендации по повышению степени адаптированности.

Признаками эффективной адаптации считаются достижение компетентности в социально-экономической сфере и эмоциональная насыщенность в межличностной сфере.

Например, для того, чтобы развить позитивные отношения (особенно в новой среде), людям приходится настраиваться на волну их окружения. И исследование Д. А. Адейемо показало статистически значимую корреляцию между уровнем эмоционального интеллекта и социальной адаптацией среди учащихся средней школы. Компетенции эмоционального интеллекта, вероятно, способствуют теплому, плавному и спонтанному социальному взаимодействию, предотвращают конфликты и напряженность и повышают эффективность функционирования, а также гибкость концентрации внимания [D. A. Adeyemo, 2005].

Залогом успешной социализации является навык усваивать и воспроизводить социальный опыт. К способам его развития относятся:

  • Имитация (подражание) – осознанное стремление копировать определенную модель поведения. Образцами для подражания становятся родители, люди, обладающие властью или те, с которыми сложились теплые эмоциональные отношения.
  • Идентификация – способ усвоения чужого поведения, установок и ценностей как своих собственных. Например, при полоролевой идентификации усваиваются психологические черты и особенности поведения, характерные для людей определенного пола.
  • Конформность – некритичное принятие и следование приоритетным в обществе стандартам, нормам, стереотипам, авторитетам и т.д.
  • Социальный контроль позволяет оценивать желаемое поведение, где формирующим фактором служит реакция окружающих.
  • Стыд и вина запрещают определенное поведение или подавляют его. Эти чувства связаны с наказанием самого себя, вне зависимости от других людей, но вызываются в ходе социального контроля.

Без сомнения, на успех адаптации также влияет открытость самой среды и благоприятность условий, а также степень адаптированности тех самых ролевых моделей и примеров индивидуума.

Например, в исследовании взаимосвязи адаптивности и удовлетворенности жизни ученые опрашивали первокурсников университета. У них измеряли степень саморегуляции, в результате чего было выявлено, что помимо самоадаптации быстрой адаптации к окружающей среде способствует получение внешней поддержки и внешних ресурсов. В частности, положительная связь между адаптивностью и удовлетворенностью жизнью была сильнее у участников, сообщивших о более высоком уровне социальной поддержки [M. Zhou, W. Lin, 2016].

Для того, чтобы адаптация проходила успешно и человек чувствовал себя комфортно, ему самому и окружающей его среде необходимо создавать подходящие условия. Для этого следует соблюдать следующие принципы:

  • Непрерывность и прогрессивность. Он означает что, что человек должен быть готов постоянно адаптироваться к динамически изменяющимся условиям, а в этом время методы и способы социальной адаптации должны совершенствоваться и соответствовать актуальным требованиям.
  • Перспективность. Этот принцип связан с прогнозированием: при формировании системы адаптации необходимо учитывать особенности окружающей среды и перспективы ее изменения, а также прорабатывать несколько вариантов по рационализации.
  • Комплексность и согласованность. Здесь важна взаимосвязь всех компонентов адаптации и учет всех влияющих на нее факторов.
  • Оперативность. Он означает наличие своевременного принятия решений по анализу и изменению форм адаптации.
  • Упрощение. Система не должна быть чрезмерно сложной и раздутой, но должна приводить к необходимому результату.

Как видите, адаптация затрагивает обе стороны процесса и требует обоюдных вложений ресурсов, осознанного и системного подхода.

Почему необходимо работать над социальной адаптацией?

Если процесс адаптации настолько сложный и требует совпадения стольких условий, то многие могут задуматься о ценности полной ассимиляции обществом. Так ли это необходимо для человека?

Главным результатом успешной адаптации для личности является возможность приобрести достаточную автономность. Чем выше уровень адаптированности человека к социальной среде, тем выше уровень его независимости от данного окружения. Самостоятельная личность удовлетворена своим положением, качеством жизни, психическим состоянием, что приводит к еще большему социальному признанию. Так социализированный человек становится полноценным членом общества.

Однако, даже не достигнув высшей ступени адаптации, люди в ее процессе получают следующие преимущества:

  • наполняются новыми знаниями;
  • проявляют свой талант и самореализуются;
  • учатся мириться с противоречиями внутри себя, развивают самоконтроль;
  • обретают гибкость мышления;
  • формируют бесконфликтные отношения и строят социальные связи;
  • получают чувство безопасности и комфорта;
  • обретают гармонию в системе «личность-социальная среда».

Но польза очевидна не только для конкретного индивидуума. Как вы помните, адаптация – это способ социализации, а в ней особенно заинтересовано общество. Дело в том, что чем больше адаптированных людей будет в обществе, тем более стабильно будут работать социальные системы и структуры. Проявление активной жизненной позиции стимулирует деятельность во благо страны, что приводит к улучшению экономических и других условий жизни [V. Terziev, 2019].

Приемы и методы социальной адаптации

Итак, вы приступаете к собственной адаптации или решили создать комфортные условия для новых учеников, работников, членов семьи. Очевидно, что помимо организации психологической поддержки понадобится организовать и другие шаги. Конечно, некоторые из них неподвластны одному конкретному человеку, но вы можете инициировать их запуск. Вот перечень:

  • сбор и анализ информации для прогнозирования изменений и сложностей;
  • обзор социальной статистики для анализа эффективности тех или иных программ, инструментов, применяемых в социальных группах;
  • социально-экономическая помощь для повышения материального состояния и включенности в общество социальных групп, находящихся в кризисном положении;
  • социальная терапия в групповой или индивидуальной работе для нормализации поведения;
  • воспитательные мероприятия на тему ценностей и норм общества, поощряющие позитивную социальную деятельность;
  • приобщение к историческому наследию и культурным традициям;
  • профилактические работы по поддержанию здоровья;
  • формирование и закрепление методов управления или организации деятельности системы;
  • посредничество в разрешении конфликтов.

Часто такую работу выполняют специальные организации (для молодежи, пенсионеров, людей с ОВЗ, беженцев и т.п.) или отделы (например, HR в компаниях или студенческий актив в университетах), организующие воспитательные и обучающие мероприятия. Также они анализируют общее состояние адаптированности, подбирают необходимые инструменты для большей инклюзивности и поддерживают на пути к полной ассимиляции.

Сложности с социальной адаптацией

Человека, способного адаптироваться, считают «нормальным». Однако такое понимание в различных обществах различается. Проблемы с адаптацией, прежде всего, возникают из-за правил, принятых в обществе.

Например, у иностранцев они могут возникнуть из-за различия норм в их культуре. Также чаще всего возникают сложности с адаптацией у людей в дошкольном, пубертатном и пенсионном возрастах и людей с инвалидностью.

Помимо сложности вхождения в новую среду из-за отличающихся условий, в процессе адаптации часто случаются ролевые напряжения и ролевые конфликты. Они возникают в связи с трудностями совмещения ролевых обязательств и несовместимости внутренних установок личности требованиям роли (например, дошкольник оказывается не готов к роли школьника, окончивший школу – к выбору профессии и т.д.)

Основными проблемами социальной адаптации являются:

  • социально-педагогические, связанные с самоактуализацией личности;
  • естественно-культурные, связанные с достижением человеком определенного уровня физического и сексуального развития, также могут затрагивать эталоны полоролевых моделей;
  • социально-культурные, связанные с приобщенностью человека к той или иной культуре, совокупности знаний и навыков [Ф. Р. Абдрахманова, 1999].

Культурные проблемы социальной адаптации являются составляющей современного общества ввиду мультикультурной составляющей его представителей и высокой географической мобильности (например, среди регионов России). Многообразие национальных и религиозных традиций без должного уровня просветительской и воспитательной работы вызывают рост экстремизма и культурной нетерпимости.

Если же коснуться трудностей в профессиональной адаптации, то новые работники чаще всего отмечают страх неизвестности, недоступность начальства и невозможность задать возникающие вопросы, а также неясность в иерархии компании, ее правилах работы.

Советы по адаптации

Вероятно, хотя бы с одной из перечисленных сложностей вы лично встречались в своей жизни. Кому-то для того, чтобы справиться с этим противостоянием необходима помощь специалистов. Если вы хотите самостоятельно разбираться с этим вопросом, то вот несколько советов для вас:

  • Обращайте внимание на свои ощущения, а также на изменения в поведении и психологическом состоянии. Выясняйте причину недомогания и старайтесь избавиться от нее.
  • Соблюдайте регулярный график приема пищи, сна и отдыха.
  • Принимайте изменения в своем жизненном укладе, сформируйте новые установки, в которых вы сможете развиваться.
  • Активно налаживайте коммуникации и адекватные взаимоотношения с представителями всех социальных групп, в которые вы входите.
  • Принимайте и соответствуйте условиям социума, используйте их, чтобы развивать свою личность.
  • Повышайте уровень стрессоустойчивости.
  • Не отказывайтесь от своих целей, достигайте их и удовлетворяйте свои потребности без вреда окружающим.
  • Включайтесь в программы социальной адаптации, которые предлагает вам новая группа.

Как видите, очень многое зависит от самого человека, как он может управлять своим состоянием и выстраивать коммуникацию с окружением. Но нельзя взваливать эту задачу на отдельно стоящую личность, в социализации заинтересованы все стороны, поэтому важно создавать комфортную среду для всех.

Желаем вам найти такую среду для себя!

А еще просим поучаствовать в небольшом опросе:

Ключевые слова:1Когнитивистика, 1Психолог

Определение адаптации в психологии.

(существительное)

Динамический эволюционный процесс, посредством которого признак, играющий текущую функциональную роль в жизни организма, сохраняется и/или модифицируется посредством естественного отбора, чтобы сделать организм более приспособленным для выживания в текущей среде.

  • Сенсорная адаптация

    • Сенсорная адаптация – снижение реактивности сенсорной системы, сталкивающейся с постоянным раздражителем.
    • Сенсорная адаптация , также называемая нервной адаптацией , представляет собой изменение реакции сенсорной системы на постоянный раздражитель.
    • Одним из примеров сенсорной адаптации является устойчивое прикосновение.
    • Эти корпускулы быстро изменяются и адаптируются при добавлении стимула.
    • Это связано с тем, что дополнительные раздражители новые, и организм еще не к ним приспособился.
  • Эволюционная психология

    • Эволюционная психология стремится понять поведение человека как результат психологической адаптации и естественного отбора.
    • Он стремится определить, какие психологические черты человека являются эволюционными адаптациями , то есть функциональными продуктами естественного отбора.
    • Точно так же, как эволюционная физиология работала над определением физических адаптаций тела, которые представляют «физиологическую природу человека», эволюционная психология работает над выявлением эволюционировавших эмоциональных и когнитивных адаптации , которые представляют «человеческую психологическую природу».
    • Эволюционная психология проистекает из теорий эволюции Чарльза Дарвина, адаптации и естественного отбора.
    • адаптивных механизмов мозга сформировались с течением времени в результате естественного и полового отбора.
  • Сенсорные абсолютные пороги

    • Существует несколько факторов, которые могут влиять на уровень абсолютного порога, в том числе адаптация к стимулу и индивидуальным мотивам и ожиданиям.
    • Сенсорная адаптация происходит, когда наши органы чувств больше не воспринимают стимул из-за постоянного контакта с ним наших сенсорных рецепторов.
    • Если вы когда-либо входили в комнату с ужасным запахом, но через несколько минут понимали, что почти не замечали его, значит, вы испытали сенсорную адаптацию .
    • Как и пороги, адаптация может произойти с любым смыслом, будь то забывание того, что радио включено во время работы, или не замечание того, что вода в бассейне холодная после того, как вы какое-то время плавали.
  • Интеллектуальные нарушения

    • Умственная отсталость — это нарушение развития нервной системы, характеризующееся значительным нарушением интеллектуального и адаптивного функционирования.
    • Умственная отсталость — это генерализованное расстройство развития нервной системы, характеризующееся значительным нарушением интеллектуального и адаптивного функционирования.
    • Это определяется коэффициентом интеллекта (IQ) ниже 70 в дополнение к дефициту в двух или более адаптивное поведение, влияющее на повседневную жизнь человека.
    • значительные ограничения в одной или нескольких областях адаптивного поведения (например, общение, навыки самопомощи, навыки межличностного общения) в различных средах и
    • Как правило, люди с умственной отсталостью имеют IQ ниже 70, но этот диагноз может также применяться к лицам с несколько более высоким IQ, но с серьезными нарушениями в адаптивном функционировании.
  • Как справиться со стрессом

    • Все стратегии выживания имеют адаптивную цель уменьшить или справиться со стрессом, но некоторые стратегии могут быть неадекватными (нездоровыми) или просто неэффективными.
    • Стратегии совладания также могут быть позитивными ( адаптивными ) или негативными (дезадаптивными).
    • Примеры адаптивного совладания включают поиск социальной поддержки со стороны других (социальное совладание) и попытки извлечь уроки из стрессового опыта (сосредоточенное на значении совладание).
    • Проактивное преодоление трудностей — это особый тип адаптивной стратегии, которая пытается предвидеть проблему до ее возникновения и подготовить человека к решению предстоящей проблемы.
    • Приведите примеры адаптивных и дезадаптивных стратегий преодоления стресса
  • Интеллектуальные нарушения

    • Умственная отсталость представляет собой значительное ограничение когнитивных функций человека и повседневную адаптивную поведения.
    • Интеллектуальная инвалидность — это значительное ограничение когнитивных функций человека и его ежедневного адаптивного поведения.
    • Индивидуум также должен демонстрировать дефицит адаптивного функционирования; имеют нарушения по крайней мере в двух областях функционирования, таких как уход за собой, социальные навыки или жизненные навыки; и испытать появление симптомов до 18 лет, чтобы быть диагностированным как умственно отсталый.
    • Лица с ограниченными интеллектуальными возможностями могут испытывать трудности с изучением социальных правил, дефицит памяти, трудности с решением проблем и задержки в адаптивном поведении (например, навыки самопомощи или самообслуживания).
  • Соматоощущение: давление, температура и боль

    • Эти рецепторы различаются размером поля (маленький или большой) и скоростью адаптации (быстро или медленно).
    • Скорость Адаптация относится к тому, как быстро рецептор будет реагировать на раздражитель и как долго эта реакция будет поддерживаться после устранения раздражителя.
    • Быстро адаптирующиеся ячейки позволяют нам соответствующим образом регулировать захват и усилие.
    • Медленно адаптирующиеся клетки позволяют нам воспринимать форму и текстуру.
  • Ранние рамки: структурализм и функционализм

    • Функционализм рассматривает психическую жизнь и поведение с точки зрения активного адаптация к окружающей среде человека.
    • Подход Джеймса к психологии был меньше связан с составом разума и больше связан с изучением способов, которыми разум приспосабливается к меняющимся ситуациям и окружающей среде.
    • Акцент функционализма на научном изучении адаптивных функций поведения и психических процессов продвинул изучение психологии как науки.
  • Поведенческая терапия и прикладной поведенческий анализ

    • Поведенческая терапия основана на идее, что неадаптивному поведению можно научиться, и, таким образом, адаптивному поведению тоже можно научиться.
    • Он применяет принципы оперантного обусловливания, классического обусловливания и обучения через наблюдение, чтобы исключить неуместное или неадекватное поведение и заменить его более адаптивными реакциями.
    • Основная предпосылка состоит в том, что человек усвоил проблемное и неадекватное поведение, и поэтому он или она должны научиться новому поведению, которое адаптивный .
    • В процессе моделирования человек подвергается наблюдению за другими людьми, демонстрирующими поведение, которое считается адаптивным и которое должно быть перенято клиентом.
  • Ранние корни психологии

    • Функционализм рассматривает психическую жизнь и поведение с точки зрения активной адаптации человека к окружающей среде.
    • Подход Джеймса к психологии был меньше связан с составом разума и больше связан с изучением способов, которыми разум адаптирует к меняющимся ситуациям и окружающей среде.
    • Акцент функционализма на научном изучении адаптивных функций поведения и психических процессов продвинул изучение психологии как науки.

Адаптация — IResearchNet

Психология > Консультативная психология > Мультикультурное консультирование > Адаптация

Термин «адаптация» первоначально заимствован из биологических наук как феномен приспособления человека к окружающей среде. В психологии адаптация — это процесс, посредством которого отдельные лица или группы вносят необходимые или желаемые изменения — когнитивные, поведенческие и аффективные — в ответ на новые условия или требования окружающей среды, чтобы удовлетворить основные потребности, функционировать и поддерживать хорошее качество жизни. Адаптация является неотъемлемой частью изучения и практики мультикультурного консультирования. В быстро меняющемся мире с усилением межкультурного взаимодействия люди должны участвовать в непрерывном процессе преодоления внутренних и внешних препятствий, чтобы выжить и процветать. Неспособность адаптироваться оставляет людей в длительном состоянии культурного шока, который может нанести долгосрочный ущерб психическому и физическому благополучию.

Важные различия

Несколько различий важны для понимания адаптации в контексте поликультурного консультирования. Хотя кросс-культурная адаптация похожа на адаптацию к другим серьезным жизненным изменениям (например, к потере любимого человека), Линда Андерсон говорит об уникальности кросс-культурной адаптации; то есть человек, переживающий новую культуру, автоматически становится аутсайдером, адаптирующимся к доминирующей культуре. Работа Джона Берри описывает этот процесс аккультурации как шаг к адаптации. В ответ на новую среду люди вносят изменения, чтобы «подходить», используя стратегию ассимиляции или интеграции, или «не соответствовать», используя стратегию разделения или маргинализации.

Коллин Уорд проводит важное различие между психологической адаптацией и социокультурной адаптацией. Психологическая адаптация возникает из парадигмы стресса/копинга и относится к эмоциональным изменениям, которые меняются с течением времени, пока не будет достигнуто равновесие (например, терпимость к неоднозначным ситуациям). Социокультурная адаптация исходит из парадигмы социального обучения и относится к когнитивным и поведенческим изменениям, которые следуют более линейной прогрессии (например, принятие новых культурных нравов). Хотя эти способы адаптации связаны теоретически и статистически, они также представляют собой разные процессы с разными предикторными переменными.

Эндрю Гаррисон рассматривает адаптацию как цель всей психотерапии. Он утверждает, что внутренняя проблема этой цели заключается в том, что она исходит из индивидуалистической точки зрения, предвзятости западной культуры. Использование индивидуума в качестве единицы анализа при изучении и практике психологии игнорирует понятие взаимозависимости и целей адаптации, которые хороши для всех людей (например, справедливое распределение ресурсов). Более того, хорошее психическое здоровье часто рассматривается как способность человека приспосабливаться к окружающей среде, и эта концепция игнорирует нездоровые аспекты культур, к которым приспосабливаются люди (например, несправедливые социальные условия). Неотъемлемой частью мультикультурного консультирования является предоставление клиентам возможности не только адаптироваться в новых культурных контекстах, но и воздействовать на окружающую среду (например, управлять глобальным потеплением), чтобы человечество могло адаптироваться в целом.

Направления будущего

Изучение межкультурной адаптации является сложным. Это процесс, который происходит в течение длительного периода времени и поэтому требует лонгитюдных исследований с использованием как качественных, так и количественных методологий. Кроме того, каждое межкультурное взаимодействие уникально. Таким образом, работа Берри требует систематических сравнительных исследований. Наконец, исследования были сосредоточены на том, как люди адаптируются к окружающей среде. Приходится также рассматривать воздействие индивидов на окружающую среду как процесс адаптации.

Ссылки:

  1. Андерсон, Л. (1994). Новый взгляд на старую конструкцию: кросс-культурная адаптация. Международный журнал межкультурных отношений, 18, 293-328.
  2. Берри, Дж. В., и Сэм, Д. (1997). Аккультурация и адаптация. В JW Berry, MH Segall, & C. Kagiticibasi (Eds.), Справочник по кросс-культурной психологии: Vol. 3. Социальное поведение и приложения (стр. 291-326). Бостон: Аллин и Бэкон.
  3. Гаррисон, А. (1997). Адаптация, психическое здоровье и терапевтический результат.