Социальная психология как наука: 1. Социальная психология как наука.
1. Социальная психология как наука.
План:
Место социальной психологии в системе научного знания.
Понятие, объект и предмет социальной психологии как науки.
Структура современной социальной психологии
Предпосылками зарождения социально-психологических явлений, которые возникли уже на заре развития человечества, стали элементарные формы коллективной жизни. Древние люди пытались осознать, понять эти явления и применяли их в обыденной жизни. Например, в различных формах древних религий шаманами и жрецами успешно использовалась способность людей заражаться массовым настроением толпы, подчиняться внушающему воздействию вождей, подражать друг другу. Коллективная жизнь потребовала регуляции индивидуального поведения, которое немецкие психологи Г. Гибш и М. Форверг (Н. Hiebsch, M.Vorwerg) назвали «социально-психологическим мышлением», то есть умением человека эффективно общаться с другими людьми, успешно уживаться с себе подобными.
В середине XIX в. социальная философия делится на различные дисциплины, создаются специализированные социальные науки. В этом общем русле развития гуманитарных наук естественно сформировалась социальная психология, питательной средой для которой послужили социальная философия, социология, психология, этнология и антропология.
Годом оформления социальной психологии в самостоятельную науку по предложению Г. Олпорта в США считают 1908 г., хотя наука родилась значительно раньше. Но именно в 1908 г. одновременно в трех странах мира три автора независимо друг от друга опубликовали учебники по социальной психологии. У двух учебников в заглавии фигурировало словосочетание «социальная психология». Однако большинство американских социальных психологов называют 1924 г. как историческую дату, когда социальная психология впервые получила статус независимой области психологии.
В этом году была опубликована программная работа ФлойдаОлпорта (F.Allport) «Социальная психология». По сравнению с предшествующими книгами она более близка к современному пониманию науки. Ф. Олпорт (1890—1978) утверждал, что социальное поведение является результатом многих различных факторов, включая присутствие других людей и определенные их действия.Социологическая, психологическая и антропологическая науки повлияли на создание социальной психологии. В начале XX в. отчетливо оформились две основные ветви социальной психологии – психологическая и социологическая. Особенно рельефно это проявилось в США. Теоретические основы и проблематика данных двух направлений существенно различаются. На страницах современных американских и европейских учебников констатируется существование двух социальных психологии как дань давно сложившейся традиции.
В конце 1970-х гг. исследование социально-психологических проблем приобрело новую форму. Главная тенденция современной социальной психологии – обращение к теме многообразия культур, что привело к созданию кросс-культурной психологии. Изучение и учет культурного многообразия порождает ряд важных для социальной психологии вопросов. Таким образом, в настоящее время сложились три социальные психологии: социологическая, психологическая и кросс-культурная.
Своеобразие социальной психологии заключается в том, что обе «родительские» дисциплины как бы продолжают претендовать на новую дисциплину и включают ее в себя как составную часть, невольно размывая предметное содержание собственно социальной психологии.
Какая же «граница» отделяет социальную психологию от психологии, с одной стороны, и от социологии – с другой?
В сфере социологии особенно трудны разграничения, и само понятие «границы» весьма условно. Можно сказать, что по предмету различий часто обнаружить не удается, они прослеживаются лишь при помощи выделения специфических аспектов исследования, специфического угла зрения на ту же самую проблему. Социология интересуется такими темами как социальные классы, социальные структуры, социальные институты. Главное различие состоит в том, что социология в первую очередь фокусируется не на психологии человека, она имеет тенденцию к более широкому объекту изучения – обществу в целом. Цель социальной психологии – определить каковы психологические особенности которые делают каждого человека – безотносительно от его социального класса и культуры – восприимчивым к социальному влиянию. Однако надо отметить, что и социология, и социальная психология нередко используют сходные методы исследования.
Относительно «границы» между общей психологией и социальной психологией вопрос еще более сложен. Смысл постановки проблемы личности, в частности в отечественной школе психологии, в том и заключается, что личность с самого начала рассматривается как «заданная» обществом. Пытаясь найти объяснение социальному поведению, психологи, занимающиеся психологией личности, в первую очередь фокусируют свое внимание на индивидуальных различиях – аспектах личностных особенностей человека, которые делают его отличным от других людей. Однако социальные психологи убеждены в том, что объяснение человеческого поведения преимущественно в терминах личностных факторов – поверхностно, т.к. оно ведет к серьезной недооценке той роли, которую играет социальное влияние. Социальная психология изучает психологию индивида, но фокусируется на тех общих для всех людей психологических процессах, которые делают их восприимчивыми к социальному влиянию.
В дискуссии о «границах» социальной психологии можно выделить четыре позиции: 1) социальная психология есть часть социологии; 2) социальная психология есть часть психологии; 3) социальная психология есть наука «на стыке» психологии и социологии, причем сам «стык» понимается двояко: а) социальная психология отторгает определенную часть психологии и определенную часть социологии; б) она захватывает «ничью землю» – область, не принадлежащую ни к социологии, ни к психологии.
Все указанные позиции можно свести к двум подходам: интрадисциплинарному и интердисциплинарному. Иными словами, место социальной психологии можно стремиться отыскать внутри одной из «родительских» дисциплин или на границах между ними.
Социология | Социальная психология | Психология личности |
Обеспечивает основными законами и теориями об обществах, а не об индивидах. | Изучает психологические процессы, которые являются общими для всех людей и делают их восприимчивыми к социальному влиянию | Изучает характеристики, которые делают людей уникальными и отличными один от другого. |
Таким образом, сфера собственных интересов социальной психологии просматривается довольно четко, что и позволяет отграничить ее как от проблем социологии, так и от проблем общей психологии. Понимание предмета социальной психологии и ее статуса в системе наук зависит от понимания предметов как психологии, так и социологии.
Наличие в социальной психологии различных направлений, разнообразие социально-психологических исследований в разных странах мира постепенно привели и к существенным методологическим различиям (методоло́гия – учение о системе понятий и их отношений, — система базисных принципов, методов, методик, способов и средств их реализации в организации и построении научно-практической деятельности людей). В истории социальной психологии российский психолог П. Н. Шихирев выделил три основные научные парадигмы (Парадигма – система основных научных достижений (теорий, методов), по образцу которых организуется исследовательская практика ученых в конкретной области знаний в данный период).
Парадигма объяснения сложилась в начале XX в. в американской социальной психологии. Доминирование бихевиористского (поведенческого) направления в американской социальной психологии способствовало формированию парадигмы «объяснения».
В американской социальной психологии преобладает принцип методологического индивидуализма: социально-психологические проблемы изучаются сквозь призму психологии отдельного индивида. Главным методом изучения является лабораторный эксперимент. Экспериментальное исследование составляет основание для поиска и объяснения закономерностей психики человека. Полученные в эксперименте результаты подвергаются математическому и статистическому анализу
В целом парадигма направлена на объяснение причин возникновения социально-психологических явлений и практическое применение социально-психологических знаний.
Однако в 60-е гг. XX в. в американской социальной психологии многие из основополагающих представлений о человеческом поведении были пересмотрены. Преувеличенная значимость личностных черт и диспозиций была подвергнута сомнению. Психологи признали важность ситуационных факторов и сосредоточили свое внимание на проблеме влияния людей друг на друга.
Приведем несколько примеров того, как современными американскими учеными формулируется предмет социальной психологии:
«Социальная психология исследует, как предполагаемое, действительное или воображаемое присутствие других людей влияет на мысли, поступки и чувства индивида» (Г. Олпорт).
«Социальная психология – это наука, изучающая, как люди думают, чувствуют и ведут себя, находясь под влиянием реального или воображаемого присутствия других людей» (Э. Аронсон).
«Социальная психология – это наука, которая изучает то, что люди думают друг о друге, как они влияют друг на друга и как относятся друг к другу» (Майерс).
Таким образом, предметом современной американской социальной психологии является общественное поведение человека и то влияние, которое он оказывает на других в процессе взаимодействия с ними.
Парадигма понимания сложилась в западноевропейской социальной психологии. Главное отличие парадигмы «понимания» от парадигмы «объяснения» состоит в признании специфики человека и общества как разных, но взаимосвязанных объектов познания. Основная модель человека – «homosimbolikus» – человек образующий и интерпретирующий смыслы с помощью символов (знаков). Человек формируется обществом через культуру и одновременно является ее активным творцом. Культура создается в общении. Область исследования социальной психологии – это группы и индивиды, которые конструируют свою реальность, управляют друг другом.
Примеры различных определений предмета социальной психологии западноевропейскими учеными:
«Социальная психология – это наука о социальных представлениях, которые объединяют индивидов, заряжают их энергией и придают смысл существованию общества» (Московиси).
«Социальная психология есть наука о поведении, если при этом подразумевается, что она занимается весьма специфическим типом поведения – символическим» (Московиси).
«Социальная психология – это наука о социальном поведении, которое зависит от социального контекста» (Тэджфел).
Главным предметом социальной психологии являются отношения между субъектами социального процесса и отражение этих отношений в индивидуальном и коллективном сознании, например коллективные представления.
Парадигма преобразования постепенно складывается в российской науке.
Отечественная социальная психология выдвигает следующую методологическую идею: для того, чтобы объяснить какое-либо социально-психологическое явление, а соответственно и понять его, надо попытаться его изменить, преобразовать.
Изучение психики человека проводится в процессе его деятельности. Поэтому в как правило исследуются реальные организации, группы, фирмы, предприятия. Практическая направленность исследований доминирует над теоретической. Существует определенная зависимость социальной психологии от доминирующих в обществе социальных теорий и идеологии. Для отечественной парадигмы характерно недостаточное использование эксперимента при проведении социально-психологических и этнопсихологических исследований, ориентация на психологические тесты, опросники, интервью.
Специфические черты данной парадигмы выражаются в терминах социальной психологии, основанных на базовых категориях философии: «деятельность», «общение», «общественные отношения», «общественное сознание».
Приведем примеры определения социальной психологии ведущими отечественными учеными:
«Социальная психология изучает закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные их включением в социальные группы, а также психологические характеристики самих этих групп» (Андреева).
«Социальная психология – это наука, изучающая закономерности психической жизнедеятельности человека в социуме, в общении и взаимодействии его с другими людьми» (Парыгин).
«Социальная психология – это наука, которая изучает закономерности познания людьми друг друга, их взаимоотношений и взаимовлияний» (Свенцицкий).
Из приведенных определений видно, что в отечественной социальной психологии до сих пор отсутствует согласие относительно ее предмета. Дискуссия о предмете социальной психологии не закончена до сих пор.
Современные представления о предмете социальной психологии являются чрезвычайно дифференцированными, т. е отличающимися друг от друга, что характерно для большинства пограничных, смежных отраслей науки, к которым относится и социальная психология. Она изучает следующие явления
1. Психологические процессы, состояния и свойства индивида, которые проявляются в результате его включения в отношения с другими людьми, в различные социальные группы (семью, учебные и трудовые группы и т д.) и в целом в систему социальных отношений (экономических, политических, управленческих, правовых и др.). Наиболее часто изучаются такие проявления личности в группах, как общительность, агрессивность, совместимость с другими людьми, конфликтогенностъ и др
2. Феномен взаимодействия между людьми, в частности, феномен общения, например: супружеского, детско-родительского, педагогического, управленческого, психотерапевтического и многих других его видов Взаимодействие может быть не только межличностным, но и между личностью и группой, а также межгрупповым
3. Психологические процессы, состояния и свойства различных социальных групп как целостных образований, отличающихся друг от друга и не сводимых к какому бы то ни было индивиду Наибольший интерес социальных психологов вызывают исследования социально-психологического климата группы и конфликтных отношении (групповых состояний), лидерства и групповых действий (групповых процессов), сплоченности, сработанности и конфликтности (групповых свойств) и др.
4. Массовые психические явления, такие как: поведение толпы, паника, слухи, мода, массовые энтузиазм, ликование, апатия, страхи и т. д.
Социальное взаимодействие людей, как объект социальной психологии. Объединяя различные подходы к пониманию предмета социальной психологии, можно дать следующее его определение: социальная психология изучает психологические явления (процессы, состояния и свойства), характеризующие индивида и группу как субъектов социального взаимодействия.
Структура (или строение, состав) социальной психологии в каждый исторический период ее развития есть результат взаимодействия двух противоположных, но тесно связанных процессов а) дифференциации, т е. разделения, дробления социальной психологии на составные ее части, разделы; б) интеграции ее с другими и не только психологическими отраслями науки, причем интеграции социальной психологии как в целом, так и отдельными составляющими ее частями.
Процессы разделения (дифференциации) социальной психологии происходят по многим основаниям, однако уже оформилось несколько главных направлений.
1. Ведущая ориентация на различные (теоретический, эмпирический, в частности, экспериментальный и практический) методы анализа социально-психологических явлений порождает, соответственно, теоретическую, эмпирическую (включая экспериментальную) и практическую социальную психологию. Эти взаимосвязанные части по-разному реализуют основные функции социальной психологии как науки описательную, объяснительную, прогностическую и функцию воздействия.
2. В результате изучения различных видов жизнедеятельности человека и его общностей сложились соответствующие им отрасли социальной психологии: психология труда, общения, социального познания и творчества, игры. В свою очередь, в социальной психологии труда сформировались отрасли, изучающие отдельные виды трудовой деятельности: управление, руководство, предпринимательство, инженерный труд и т д
3. В соответствии с приложением социально-психологических знаний в различных сферах общественной жизни социальная психология традиционно дифференцируется на следующие ее практические отрасли: промышленная, сельского хозяйства, торговли, образования, науки, политики, массовых коммуникаций, спорта, искусства В настоящее время интенсивно формируются социальная психология экономики, рекламы, культуры, досуга и др
4. В соответствии с основными объектами исследования современная социальная психология дифференцировалась на такие разделы, как
социальная психология личности,
психология межличностного взаимодействия (общения и отношений),
психология малых групп,
психология межгруппового взаимодействия,
психология больших социальных групп и массовых явлений
В социальной психологии чрезвычайно медленно формируется такой раздел, который можно было бы назвать «психологией общества», еще одного качественно специфического объекта изучения. В настоящее время в исследовании общества социальная психология по сравнению с социологией не имеет специфики в методах его изучения — это главное обстоятельство, затрудняющее формирование такого раздела в социальной психологии
Структуру современной социальной психологии невозможно понять, не рассмотрев процессы ее интеграции в системе других наук. Как минимум, выделяются два основных контура интеграции: внешний и внутренний.
Внешний психологический контур интеграции относится к ее объединению с многочисленными психологическими отраслями, на стыке с которыми возникли относительно самостоятельные подотрасли — части социальной психологии. Например, социальная психология личности сформировалась как результат интеграции социальной психологии с психологией личности, а социальная психология труда — социальной психологии с психологией труда и т д. Можно констатировать, что в итоге такой интеграции к концу 90-х годов XX века уже оформилось порядка 10 подотраслей социальной психологии. Процесс интеграции социальной психологии с другими психологическими отраслями интенсивно продолжается: в настоящее время формируется социально-экономическая, социально-экологическая, социально-историческая и другие подотрасли социальной психологии.
Внутренний социально-психологический контур интеграции относится к развитию самой социальной психологии и проявляется в процессах объединения разделяющихся составных частей социальной психологии.
Во-первых, внутренняя интеграция касается одновременного применения теоретического, эмпирического и практического методов анализа социально-психологических явлений, что неизбежно порождает комплексные типы исследований в социальной психологии, например теоретико-экспериментальные, экспериментально-прикладные и т. п.
Во-вторых, она ярко проявляется в одновременном изучении различных взаимосвязанных объектов социальной психологии, например: личности и малых трудовых групп (бригад) в организации, малых групп в больших социальных группах, личности (например, лидера) в большой социальной группе (например, партии или общественном движении) и т. д.
В-третьих, наиболее очевидным направлением внутренней интеграции является объединение тех частей социальной психологии, которые дифференцировались по видам жизнедеятельности людей и сферам общественной жизни. В результате возникло множество интересных, а главное, полезных научно-практических направлений, таких как психология руководства педагогическим коллективом (на стыке социальной психологии управления и образования ведутся исследования под руководством Р. X Шакурова), социальная психология творчества инженеров (Э С Чугунова и др.), психология руководства научным коллективом (А. Г. Аллахвердян и лр.), психология социального познания в процессах труда и общения (О. Г. Кукосян и др.) и т. д.
В настоящее время процесс структурирования социальной психологии явно не завершен, и мы регулярно становимся свидетелями закономерного рождения новых составных ее частей
Социальная психология: предмет изучения и специфика
Социальная психология – это довольно сложная и многопрофильная область психологической науки. Она направлена на изучение практически каждой из отраслей жизни и деятельности человека в обществе: социального общения и взаимоотношения людей в социуме, психологических закономерностей социального поведения людей, а также мотивов объединения их в группы, конфликтов и общественных настроений. Социально-психологические знания необходимы любому индивиду, так как каждый общается и взаимодействует с прочими индивидами, а также сталкивается с межличностными проблемами.
Знания теоретического плана касательно социально-психологических процессов разрабатывались в классических работах отечественных и заграничных авторов, таких как Г.М. Андреева, А.Л. Журавлев, А.А. Бодалев, Е.С. Кузьмин, Д. Майерс, Б.Д. Парыгин, Т. Шибутани и прочих. В данном материале отображены результаты исследований в социальной психологии, проводившихся в современное время.
Можно выделить следующие актуальные направления – введение в социальную психологию, понятие о группе как социально-психологическом феномене, психологию общения, а также феномен личности в социальной психологии.
Введение в социальную психологию
Важно получить сведения об объекте и предмете социальной психологии, а также о ее задачах.
В начале двадцатого века, в 1908 году, были впервые напечатаны практически в одно и то же время работы англичанина В. Мак-Дугалла «Введение в социальную психологию» и американца Э. Росса, специализировавшегося на социологии, «Социальная психология». Социальная психология в качестве отдельной науки появилась только в конце девятнадцатого столетия на стыке таких наук, как социология и психология. Постепенное развитие социума ставило перед учеными деятелями разнообразные социально-психологические задачи, своевременное решение которых стало очень важным для совершенствования таких областей общественной жизни, как политика, воспитание, производственные отношения и управление и так далее. Но оказалось, что данные проблемы довольно трудно изучать исключительно в рамках существовавших на тот момент научных дисциплин. Нужна была, в первую очередь, интеграция психологии и социологии, так как психология занимается изучением психики человека, а социология – изучением общества.
Психология и социология, по мнению Г.М. Андреевой, превратились в «материнские» дисциплины по отношению к появившейся социальной психологии. И при этом нельзя думать, что социальная психология – это только некая часть психологии и социологии. Самостоятельность этой сферы научного знания обуславливается спецификой предмета исследования, и он не способен изучаться в рамках одной из этих дисциплин.
Специфика предмета социальной психологии
Касательно специфики предмета социальной психологии есть разные мнения. В первую очередь под социальной психологией традиционно понимают многообразие проявлений социальной психики индивида: некие особенности его психического состояния, а также поведения в ситуации группового и массового взаимодействия с прочими индивидами. Во вторую очередь понятие «социальная психология» используется для обозначения научного направления, которое изучает закономерности психической жизнедеятельности индивида в обществе, в общении, а также во взаимодействии с прочими индивидами. Здесь указывается определение данной научной сферы, которое наиболее распространено именно в отечественной социальной психологии.
Определение 1Социальная психология – это наука, которая занимается изучением закономерностей поведения, а также деятельности индивидов, объединенных в некие социальные группы, а также психологических характеристик данных групп.
Социальные группы формируются в рамках исторически определенного общества как некая совокупность людей, которые связаны между собой единством интересов, национальных и культурных ценностей, а также норм поведения.
Предмет изучения социальной психологии
Предметом изучения социальной психологии являются конкретные социально-психологические феномены, среди которых:
- Некие психологические факты, закономерности, а также механизмы общения и взаимодействия индивидов при совместно осуществляемой деятельности.
- Проявление, а также формирование определенных особенностей личности в разных общностях людей.
- Психологические взаимосвязи, которые формируются между индивидами в процессе их взаимодействия друг с другом.
- Психологические процессы появления, функционирования и развития разноплановых общностей индивидов и другие социально-психологические процессы и явления.
В конкретной зависимости от одного либо другого понимания предмета социальной психологии можно выделить базисные объекты социальной психологии, которые изучает данная наука, то есть носители социально-психологических явлений. К ним причисляют:
- Личность в группе как в некой системе отношений.
- Взаимодействие в рамках системы «личность-личность» (родитель-ребенок, руководитель-исполнитель, психолог-клиент, доктор-пациент и так далее).
- Малая группа, такая как семья, трудовая бригада, учебный класс, воинский экипаж, группа приятелей и так далее.
- Взаимодействие в рамках системы «личность-группа» (лидер-ведомый, руководитель-трудовой коллектив, ученик-учебный класс, командир-взвод и так далее).
- Взаимодействие в рамках системы «группа-группа» (соревнование команд между собой, групповые переговоры, межгрупповые конфликтные ситуации и так далее).
- Большая социальная группа (это может быть этнос, общественное движение, партия, социальный слой и так далее).
В последнее время большинство ученых, раздумывая над актуальными научными задачами, говорят о том, что активные социальные преобразования в мире требуют от специалиста любой психологической сферы социально-психологического понимания социальных процессов.
Замечание 1Практика последних лет и десятилетий продемонстрировала, насколько важной проблемой является психологическая неготовность индивидов к изменениям — социальным, политическим, экономическим, идеологическим.
Знаменитый отечественный социальный психолог Б.Д. Парыгин полагает, что большинство затруднений в социально-экономическом, политическом и правовом реформировании социума можно объяснить не только и не столько несовершенством одних либо других частных социальных проектов, сколько их полной несоотнесенностью с духовно-нравственным и социально-психологическим состоянием индивида. Он утверждает, что необходимо развивать и улучшать духовно-нравственную и социально-психологическую культуру, а также гражданское самосознание индивидов. Для успешного решения таких задач требуются глубокие и разноплановые знания в области именно социальной психологии.
Проводя оценку перспектив фундаментальных психологических исследований, Д.И. Фельдштейн рассматривает разные аспекты влияния глобальных общественных перемен на отдельного индивида. Большой объем данных, дискредитация значительного числа нравственных ориентиров, манипулирование сознанием индивида через СМИ, нестабильность экологической, политической, общественной и экономической обстановки – все это меняет сознание, деятельность, а также мотивационно-потребностную и эмоционально-волевую сферы личности.
Одной из главнейших исследовательских задач Д.И. Фельдштейн называл исследование проблемы самоопределения индивида, а также его личной идентификации с конкретной группой – страной, этносом, человеческим сообществом в целом. Нужно исследовать недостаточно изученные грани проблемы отношений, и в первую очередь «по вертикали»: дети-взрослые, молодые-пожилые. При этом нужно рассматривать не только отношения детей и взрослых, но конкретно их взаимодействие, и в том числе взаимовлияние.
Г.М. Андреева, указывая на важность развития психологии социального познания, утверждает, что нет ничего более значимого для индивида в сложном сегодняшнем мире, чем познание того, что его окружает, какие переживания данное окружение в нем вызывает и, конечно, как в подобных условиях нужно действовать. Практическая значимость социальной психологии, а также понимания предмета и методов социальной психологии, предопределяется важностью решаемых ею задач, напрямую связанных с жизнью индивида в обществе.
Задачи исследований социально-психологических феноменов действительно многогранны, среди них можно выделить:
- Изучение содержания, форм проявления, а также закономерностей функционирования определенных социально-психологических процессов и явлений.
- Установление всесторонних связей с представителями смежных наук, таких как социология, философия и прочие общественные науки, в совместном исследовании социально-психологических феноменов.
- Прогнозирование экономических, политических, национальных и прочих существующих процессов в развитии государств на основании учета социально-психологических механизмов и закономерностей.
Социальная психология должна заниматься вопросами, которые волнуют определенное общество. В некоторых частях нашей планеты гораздо более значимы вопросы межрасовых отношений, а также дискриминации женщин. В других на первый план выходят вопросы межкультурной миграции населения, реформы образования, мотивации трудовой деятельности, экологического сознания, перемен в институте семьи и брака и так далее. Изучая личность, социальная психология в одно и то же время учитывает микро- и макросоциум, в которые она включена. Рассматривая социальные явления, наука помогает понять чувства, мотивы ценности стоящих за ними настоящих людей.
Почему психологию считают социальной наукой?
Также важно отметить, что психология — это общий термин для многих различных типов исследований, которые сосредоточены на всем, от индивидуальной психологии до группового поведения. В этом разделе мы обсудим отношения между психологией и социальными науками.
Что такое социальные науки?Социальные науки — это группа академических дисциплин, изучающих человеческое общество и его взаимодействие с другими людьми, миром природы и технологиями. Социальные науки часто используются, чтобы помочь людям понять, как их собственная жизнь вписывается в окружающий их мир. Они также могут пролить свет на то, как действия одного человека могут повлиять на другого человека
Социальные науки включают антропологию, экономику, политологию, психологию и социологию. Психологию иногда считают подполем социологии. Другими областями, которые также подпадают под категорию социальных наук, являются английская литература, история и философия.
Является ли психология социальной наукой?Психология считается социальной наукой, потому что она использует научные методы и статистический анализ для исследования человеческого поведения.
Психология — это социальная наука, а не естествознание. Она не обладает такой предсказательной силой, как физика или химия. И дело не только в том, что психологи большую часть времени не знают, о чем говорят. Психология также является частью изучения человеческого поведения и опыта.
Многие думают, что если вы изучаете психологию, вы должны уметь предсказывать, что люди будут делать дальше. Но это совсем не так. На самом деле, психологи даже не могут договориться о том, что составляет человеческую природу.
Психология изучает поведение человека двумя способами:
- Экспериментальная психология использует контролируемые эксперименты для проверки теорий о том, что движет людьми. Клиническая психология
- использует свои знания о человеческом поведении в реальных жизненных ситуациях для лечения пациентов с психическими расстройствами, такими как депрессия или тревожные расстройства.
Психология — научная дисциплина, изучающая поведение человека и психические процессы. Область психологии делится на две основные ветви: социальная психология и наука о личности. Социальные психологи изучают, как люди думают о себе, своих отношениях с другими и окружающей их средой; они также изучают, как группы ведут себя в различных ситуациях. Психологи личности сосредотачиваются на индивидуальных различиях в личностных чертах, таких как уровень тревожности или экстраверсия по сравнению с интроверсией; они также смотрят, почему одни черты личности развиваются с течением времени, а другие нет (например, застенчивость или экстравертность). Обе области очень важны, потому что они помогают нам лучше понять себя!
Почему психология считается социальной наукой?Возможно, вы слышали термин «общественные науки», используемый для описания изучения человеческого поведения и общества.
Психология считается социальной наукой из-за ее акцента на социальной природе человеческого поведения. Вот почему психологи заинтересованы в понимании той роли, которую культура играет в формировании наших мыслей, эмоций и поведения.
Психология также занимает важное место в обществе, потому что она помогает нам лучше понять самих себя и дает нам инструменты для улучшения нашей жизни.
Психология является дисциплиной социальных наук, поскольку она включает взаимодействие между человеком, его окружением и другими людьми. Другими словами, психологов интересует, как люди ведут себя, а также почему они это делают. Психология также исследует, что происходит, когда люди взаимодействуют друг с другом (т. е. социальные взаимодействия).
Социальная психология и наука о личностиСоциальная психология — это научное исследование того, как на мысли, чувства и поведение людей влияет фактическое, воображаемое или подразумеваемое присутствие других людей. Социальные психологи используют экспериментальные методы для изучения социального взаимодействия и социальных групп.
Термин «психология» произошел от двух греческих слов: psyche, означающее «душа», и logos, означающее «изучение». Это означает, что это и искусство, и наука; сочетая заботу о психическом здоровье с исследованиями мозга, чтобы лучше понять себя через наше взаимодействие с другими людьми и окружающей средой. Важно отметить, что психология — это не только изучение поведения, но и изучение того, как мозг работает в отношении поведения и других факторов, таких как генетика и культура.
ИтогИзучая психологию и научные методы, вы сможете понять, как люди думают, чувствуют и действуют. Вы также сможете применить эти знания в своей жизни, увидев, как они сочетаются с окружающим миром.
Хотя область психологии увлекательна, ее не всегда легко понять. И хотя существует много разных способов определения самой темы, эта статья должна дать вам лучшее представление о том, что такое психология и как ее использовать. Другими словами, если вы когда-нибудь задумывались, почему кто-то называет себя психологом, теперь вы знаете.
Социальная психология как наука
Социальная психология — это научная область, изучающая факторы, влияющие на поведение, мысли и чувства человека в социальной среде. Другими словами, как наше социальное окружение (другие люди) влияет на наши взгляды, подходы и действия? Как мы влияем на действия, чувства и мысли других? В отличие от других научных исследований, изучающих причинно-следственные связи, социальная психология далее объясняет, почему люди ведут себя определенным образом (Gundelfinger, Seidenbecher, and Schraven 6). В социальной психологии концепция опосредующей переменной между независимыми и зависимыми переменными занимает видное место в терминах демонстрации того, почему данное действие или ситуация приводит к тому или иному поведению. Книга Барона и Бранскомба, Social Psychology , обсуждает концепцию опосредующих переменных в подзаголовке «Дальнейшие мысли о причинности: роль опосредующих переменных» (Baron and Branscombe 26).
Наши специалисты могут написать эссе «Социальная психология как наука»
в соответствии с вашими инструкциями
всего за $13,00 $11,05/страница
308 квалифицированных специалистов онлайн
Просто используйте социальные эксперименты, как и другие ученые определить, вызывают ли изменения одной переменной изменения других переменных (Baron and Branscombe 26). Однако они делают еще один шаг, чтобы ответить на вопрос, почему изменения в одной переменной вызывают изменения в других элементах. Например, многие исследования воздействия средств массовой информации или видеоигр с жестоким содержанием выявили причинно-следственную связь между таким воздействием и повышенной агрессией у тех, кто просматривает СМИ или играет в видеоигры с жестоким содержанием (Baron and Branscombe 26). Применение социальной психологии в тех же исследованиях будет включать в себя выход за рамки экспериментов по изучению причинно-следственных связей между воздействием жестокого медиа-контента и агрессивным поведением.
Социальные психологи должны изучить, почему воздействие жестокого контента СМИ приводит к агрессивному поведению. В этом случае исследование включает изучение других факторов, отличных от независимой переменной, которая играет ключевую роль во влиянии на результат зависимой переменной (Gundelfinger, Seidenbecher, and Schraven 24). Например, при изучении воздействия жестокого контента в СМИ социальные психологи исследуют такие факторы, как мысли и убеждения, а также то, как такие люди воспринимают причинение вреда другим как приемлемое или неприемлемое социальное поведение (Baron and Branscombe 26). Если такие факторы влияют на результат воздействия жестокого медиа-контента, их называют опосредующими переменными, поскольку они вмешиваются между независимой переменной и социальными мыслями и убеждениями, чтобы определить результат зависимой переменной (Baron and Branscombe 26).
Теории как научное направление исследований играют очень важную роль в объяснении концепций социальной психологии. Социальная психология выходит за рамки простого описания социального поведения и мира, чтобы объяснить его (Gundelfinger, Seidenbecher, and Schraven 31). Что касается разработки различных объяснений социального поведения, социальная психология стремится разработать теории, которые могут объяснить различные события и процессы, как и другие области науки (Gundelfinger, Seidenbecher и Schraven 26). Это наблюдение показывает важную роль, которую теории играют в социальной психологии. Процесс разработки новых теорий для социальных психологов существенно не отличается от других наук. Он включает в себя пять шагов, а именно:
Предложение теории, отражающей данные, полученные в ходе существующих исследований и поведение в социальной среде
Прогнозы, сделанные на вышеуказанном этапе, называются гипотезами, которые затем проверяются в реальных исследованиях для определения их соответствия теории
Определение соответствия результатов теории повышает уверенность в точности теории. Выявление несоответствий с теорией в результатах реальных исследований приводит к модификации теории и дальнейшим исследованиям.
На последнем этапе, при рассмотрении результатов фактического исследования гипотезы исследования, теория считается точной или неточной. Этот результат в конечном итоге приводит к его принятию или отклонению. Точно так же, как и другие научные теории, теории социальной психологии открыты для будущих улучшений или дополнительных доказательств, чтобы усилить или даже опровергнуть их.
Процесс разработки теорий социальной психологии столь же всеобъемлющ, как и другие научные теории в других областях. Он включает в себя сложный процесс проверки гипотез, улучшения теории и ее повторной проверки до тех пор, пока ее соответствие теории не станет вне всяких разумных сомнений. Процесс гарантирует его уместное использование в научном корпусе социальной психологии (Baron and Branscombe 27). Без такого сложного процесса будет трудно доверять теориям.