Социально психологические теории личности кратко – —

Содержание

Социально психологические теории личности

Существуют различные социально-психологические теории личности: американские, европейские, восточные, отечественные. Из их числа можно выделить психодинамические, бихевиористские, когнитивные, гуманистические, ролевые теории личности, теорию Маслоу о самоактуализации «Я», теории зеркального «Я» («Я-концепцию»), экзистенциальные.

Среди отечественных социально-психологических теорий личности можно выделить: теорию отношений В. Н. Мясищева, теорию установки Д. Н. Узнадзе, диспозиционную теорию личности, структуру личности К. К. Платонова, теорию интегральной индивидуальности.

Эти теории позволяют говорить о личности не только как об индивидуальном, но и как о типичном социально-психологическом явлении.

В последнее время активно разрабатывается акмеологический подход к изучение личности (акме — вершина в развитии взрослого человека). Наибольший вклад в разработку данного понимания личности внесли такие психологи, как А. А. Бодалев, А. А. Деркач, П. В. Кузьмина и др.

Одним из важных направлений социально-психологического анализа типов личности, в частности поведения в обществе, является сравнение по параметру отношений одних людей к другим. Американский психолог А. Маслоу в своих работах о самоактуализации «Я» неоднократно подчеркивал, что один человек может относиться к другому как к самому себе, а этот другой может воспринимать окружающих его людей так же, как он воспринимает вещи, и соответственно с ними обращаться.

Конкретизировав это утверждение А. Маслоу, американский ученый Э. Шостром назвал первый тип личности актуализатором, а второй — манипулятором. Исследуя психические свойства, которые проявляют как в деловом, так и в межличностном общении актуализаторы, с одной стороны, и манипуляторы — с другой, Э. Шостром обнаружил у первых честность и искренность во взаимоотношениях с людьми, устойчиво проявляемый интерес  к ним,самостоятельность и открытость в выражении своей позиции, веру в себя и в тех, с кем они общаются. У вторых он нашел тщательно маскируемую фальшь при контактах с людьми, имитацию переживаний при фактическом равнодушии к людям, намеренную расчетливость в подборе средств воздействия на них и опять-таки тщательно скрываемый цинизм по отношению к основным ценностям жизни и культуры.

Не отрицая существования в жизни социально-психологических типов личности, которые в одних ситуациях ведут себя как актуализаторы, а в других — как манипуляторы, Э.Шостром оценивает ярко выраженных актуализаторов как цельных, самобытных людей. Манипуляторы, по его мнению, загоняют свою самобытность вглубь и повторяют, копируют, тиражируют чьи-то поведенческие модели. Сравнивая между собой манипуляторов, взявших на вооружение такие модели, он выявил различия между ними, затрагивающие характерное для каждого из них отношение как к себе, так и к другим людям, а главное — форму выражения данного отношения в повседневном поведении. Исходя из этого, Э.Шостром выделил восемь разновидностей манипуляторов, которые обозначил как «диктатор», «тряпка», «калькулятор», «прилипала», «хулиган», «славный парень», «судья», «защитник».

Для первого, по наблюдениям Э. Шострома, в общении с людьми характерна откровенно силовая манера поведения, для второго — кажущаяся бесконечная игра в поддавки, для третьего — холодная расчетливость, для четвертого — имитация беззащитности и постоянной нужды в опеке, для пятого — терроризирование окружающих в своих интересах, для шестого — разыгрывание «своего в доску» человека, для седьмого — демонстрация по отношению к объектам манипуляции обвинительной позиции, для восьмого — лицемерное разыгрывание роли их защитника, но опять же с целью получения желаемого от них.

Представляется, что описание основных характеристик актуализаторов и манипуляторов Э. Шострома применимо и к нашей действительности. Выдающийся немецко-американский психолог Э. Фромм еще в 50-е годы XX в. утверждал, что при нацеленности общества на рынок знаний потребителя манипулирование им становится первостепенной задачей момента. По мнению ученого, из манипулирования рынком логически вытекает желание манипулировать людьми.

Принадлежность каждого из них к той или иной группе требует поведения, которое в обществе считается само собой разумеющимся, так сказать, социально нормальным для представителя данной группы — мужчины, учителя, мужа, отца и т.д. Демонстрируя такое поведение, человек постоянно выступает как носитель социальной роли или одновременно нескольких социальных ролей. Социолог И. С. Кон, конкретизируя это положение, пишет: «Принадлежность индивида к группе выражается в определенных функциях (ролях), в которых фиксируются его обязанности и права по отношению к группе. Ожидания, определяющие общие контуры социальной роли, не зависят от сознания и поведения конкретного индивида: они даются ему как нечто внешнее, более или менее обязательное, и их субъектом является не индивид, а общество или какая-то конкретная социальная группа» (Кон И.С. Социология личности. -М., 1967.-С. 23).

Ролью называется ожидаемое поведение, обусловленное статусом человека. Различаются безличные (социальные) и межличностные роли. Взаимодействуя друг с другом в учении, труде, в быту и выполняя при этом различные роли, например учителя, банкира,следователя, матери, люди остаются личностями. Поэтому любая социальная роль не предполагает абсолютно одинаковых для всех поведенческих стереотипов при ее осуществлении. Она всегда оставляет для исполнителя возможность проявить свою индивидуальность. Вследствие этого социальные отношения становятся межличностными или, как их назвал В.Н. Мясищев, психологическими.

Результат воздействия на личность со стороны других людей (общностей) зависит не только от особенностей последних, но и от того, какие отношения уже успела «нажить» эта личность, какие ее потребности, интересы, склонности стоят за этими отношениями, а также отвечают ли эти люди своими характеристиками потребностям, интересам, склонностям личности. Именно этот последний параметр преимущественно определяет знак и величину субъективной значимости другого человека или общности для личности, результат их влияния на нее.

Понятно, что результат влияния названных факторов, который оценивается такими показателями, как характер (содержание), широта, глубина, устойчивость, действенность, не может быть одинаковым для всех людей. Если человек, с которым у личности постоянные контакты, или общность, в которую он входит, для него положительно значимы и очень авторитетны, то, по исследованию Е. Б.Старовойтенко, они сильнейшим образом воздействуют на внутреннее становление личности, на ее самодвижение и появление в ней новых ценностных доминант. Влияние, исходящее от авторитетных и значимых для личности людей (общностей), побуждая личность к самоанализу и саморефлексии, позволяет видеть себя не только в настоящем, но и в будущем, выстраивать и осуществлять программы движения к этому будущему.

Приобретая в своем развитии большую или меньшую автономность и выходя на более высокий уровень социально-психологической зрелости, личность может перерастать те или иные общности, членом которых она до этого была, осуществлять поиск общностей и создавать такие, которые своими характеристиками отвечали бы ее возросшим запросам.

Необходимо заметить, что в результате воздействия личности на личность или общности на личность продвижение последней не всегда происходит по прогрессивному пути развития. Ведь ее потребности, интересы и склонности могут носить и негативный характер, и тогда она испытывает тяготение к людям (общностям), подобным себе.

Таким образом, отношению личности к воздействиям извне присущи избирательность и, как правило, нешаблонный характер познавательных, эмоциональных и поведенческих ответов на них.

Содержание деятельности людей либо в целом, либо в отдельных ее компонентах, как правило, в разной степени адекватно свойственным им характеристикам. Обусловлено это широким социально-культурным контекстом, в котором протекает жизнь людей, обменом между ними различными видами деятельности. При этом человек накапливает о себе впечатления, которые помогают ему ответить на вопросы: «Кто я есть?», «Почему я такой?», «Чего я могу и должен достичь и каким образом?»

Более глубокое проникновение в «Я-концепцию» позволяет обнаружить в ней, с одной стороны, «Я» реальное (то, как человек отображает себя, относится к себе и обращается с собой), с другой — идеальное «Я» (каким бы он хотел стать, ориентируясь на моральные нормы), динамическое «Я» (каким он стремится и старается стать), фантастическое «Я» (каким бы он желал стать, если бы это оказалось возможным при особенно благоприятных условиях). Следует отметить, что люди очень сильно отличаются друг от друга «расстояниями», разделяющими их реальное, идеальное, динамическое и фантастическое «Я». Впрочем, столь же сильно они отличаются друг от друга степенью доминирования их «Я» над другими — «Ты» и «Вы» — в ситуациях взаимодействия и принятия совместных решений.

Рассматривая характеристики «Я», нельзя также не заметить, что у одних людей их «Я» обладает большей автономностью по отношению к воздействиям извне и большей способностью отстраняться от переживаний, которые у них возникают в ответ на эти воздействия. У других их «Я» плохо или совсем не дистанцируется от этих переживаний. В результате у первых налицо способность к саморегуляции и самоконтролю, у вторых же эта способность выражена очень слабо или совсем отсутствует.

Психоаналитический подход З.Фрейда (1856-1939) к пониманию личности

Австрийский психиатр Зигмунд Фрейд, родоначальник психоанализа, оказал революционизирующее влияние на всю психотерапию и психиатрию. Можно сказать, что он открыл новую эпоху в этих науках и оказал огромное влияние на всю западную культуру.

З. Фрейд был последовательным детерминистом, он считал, что все в душевной жизни имеет свою причину, каждое душевное событие вызывается сознательным или бессознательным намерением и определяется предшествующими событиями. Главная его заслуга в том, что он впервые ввел в науку понятие бессознательного и создал методы работы с неосознаваемыми мотивами.

Он выделил три сферы психического: сознание, предсознание и бессознательное. Именно в бессознательном находятся основные детерминанты личности — психическая энергия, побуждения и инстинкты. Существует два основных инстинкта: либидо, или стремление к сексуальному удовлетворению, и инстинкт агрессии и стремления к смерти. В структуре личности, по Фрейду, существуют также три основных компонента: Оно (Ид), Я (Эго) и Сверх-Я (Супер-Эго). Нет точного соотнесения между уровнями сознания и компонентами личности, но что касается Ид, то эта основная, первоначальная и центральная часть личности почти целиком бессознательна. Она включает в себя психические формы, которые никогда не были сознательными, и те, которые оказались неприемлемыми для сознания и были вытеснены из него. Ид не знает ценностей, добра и зла, не знает морали.

Я (Эго), с одной стороны, следует бессознательным инстинктам, а с другой — подчиняется требованиям реальности. Эта часть личности отвечает за произвольное поведение, может контролировать и подавлять инстинкты, стремится к ослаблению напряжения и усилению удовольствия.

Сверх-Я развивается из Эго и служит хранилищем моральных установлений, норм поведения, является судьей и цензором деятельности и мыслей Эго. Мотивы, мысли и т.д., не соответствующие нормам, предъявляемым Сверх-Я, вытесняются в область бессознательного или предсознания.

Предложенное Фрейдом понятие вытеснения или подавления нежелательных с точки зрения Сверх-Я мотивов в том или ином виде используется практически в любом современном направлении психотерапии.

Для того чтобы вытесненный материал не проник снова в сознание, «Я» использует разнообразные способы защиты. Фрейд указывал в основном на такие формы защиты, как рационализация, сублимация, проекция и избегание.

Однако несмотря на наличие защиты, вытесненные желания (в основном они связаны с сексуальными переживаниями) прорываются в сознание в форме сновидений, фантазий, «случайных» оговорок, неожиданных для самого себя действий и т.п. Подавленные мотивы продолжают действовать и существенным образом влияют на поведение человека. Более того, они усиливаются и уходят из-под контроля сознания.

Когда сильный, но подавленный мотив прорывается в сознание, человек может впасть в истерический припадок или у него появятся другие невротические реакции. По Фрейду, причины любого невроза кроются в воспоминаниях о той или иной травмирующей ситуации, связанной обычно с сексуальными чувствами, неприемлемыми с позиций моральных установлений. Например, известны случаи истерии у девушек, связанные с сексуальными посягательствами со стороны отца.

Огромное значение Фрейд придавал детским сексуальным переживаниям. Общеизвестен предложенный им комплекс Эдипа, основу которого составляет запретная любовь мальчика к собственной матери и отсюда ненависть к собственному отцу. В своем психосексуальном развитии человек проходит различные фазы, которые Фрейд подробно рассматривал в контексте формирования характера и будущих психологических проблем индивида. «Застревание» на одной из этих фаз (оральной, анальной, фаллической и генитальной) может сохраняться в бессознательной форме и во взрослом состоянии.

Во всех случаях невротических расстройств оказывается, что либидозная энергия «неверно» привязана (катектирована) к образу той или иной личности, идеи или вещи. Психоанализ помогает освободить неверно катектированную энергию, которая может быть использована более позитивно.

psyera.ru

Социально-психологические теории личности и их характеристика

 Теория – это система взаимосвязанных идей, принципов и принципов, которая направлена на объяснение определенных наблюдений над реальностью. Теории личности – это система тщательно выверенных умозаключений или гипотез о том, что представляют собой люди, как они себя ведут и причинах их поведения конкретным образом.

Теории личности выполняют разные функции в психологии. Они выявляют относительно постоянные личностные характеристики и способ их взаимодействия, объясняют, как эти характеристики развиваются во времени и почему люди ведут себя определенным образом, прогнозируют появление новых взаимосвязей, не изучавшихся до этого.

Исходные положения глубоко влияют на взгляды персонологов на природу личности.

§ ролевая (Дж. Мид)

Ролевая теория личности –личность описывается посредством усвоенных и принятых ею или вынужденно выполняемых социальных функций и образцов поведения – ролей, которые вытекают из ее социального статуса в данном обществе или социальной группе. Мид выделял стимулирующее воздействие «ролевых ожиданий» со стороны значимых для индивида лиц, с которыми он вступает в общение. В рамках ролевой теории были экспериментально выявлены следующие феномены: ролевой конфликт – переживание субъектом неоднозначности или противоборства ролевых требований со стороны разных социальных общностей, членом которых он является, что создает стрессовую ситуацию; интеграция и дезинтеграция ролевой структуры личности – следствия гармоничности или конфликтности социальных отношений.

Различаются ведущие социальные роли, вытекающие из социальной структуры общества, и роли, которые возникают относительно произвольно в групповых взаимодействиях и предполагают активную социальную окраску их реализации. Наиболее выпукло эти особенности ролевого подхода представлены в концепции западногерманского социолога Р. Дарендорфа, рассматривающей человека как деиндивидуализированный продукт ролевых предписаний, что в определенных условиях отражает отчуждение личности.

           

Существуют различные теории ролевого поведения личности (например, концепция символического интеракционизма связана с введением американским психологом Дж. Мидом понятия «обмен символами», которые выражаются в словесной и другой форме представлениями о партнере взаимодействия и его ожидании определенных действий со стороны субъекта.

§  теория А.  Маслоу о «самоактуализации Я»

С точки зрения гуманистической психологии люди — в высшей степени сознательные и разумные создания без доминирующих бессознательных потребностей и конфликтов. В этом гуманистическое направление существенно отличается от психоанализа, который представляет человека как существо с инстинктивными и интрапсихическими конфликтами, и сторонников бихевиоризма, трактующих людей практически как послушных и пассивных жертв сил окружающей среды. Сторонниками гуманистических взглядов, Рассматривающих людей, как активных творцов собственной жизни, обладающих свободой выбирать и развивать стиль жизни, который ограничен только физическими или социальными воздействиями можно назвать таких видных теоретиков, как Фром, Олпорт, Келли и Роджерс, однако именно А. Маслоу получил всеобщее признание как выдающийся представитель гуманистической теории личности.

Своими корнями она уходит в экзистенциальную философию, которая отвергает положение, что человек является продуктом либо наследственных (генетических) факторов , либо влияния окружающей следы (особенно раннего влияния), экзистенциалисты подчеркивают идею о том, что в конце концов каждый из нас ответственен за то, кто мы и чем становимся.

Следовательно, гуманистическая психология в качестве основной модели принимает ответственного человека, свободно делающего выбор среди предоставляемых возможностей. Основная концепция этого направления — это концепция становления. Человек никогда на бывает статичен, он всегда находится в процессе становления.

Но несмотря на то, что становлению отводится большая роль, гуманистические психологи признают, что поиск подлинного смысла жизни не легок.  Другой взгляд можно охарактеризовать как феноменологический или “здесь и сейчас”. В основе этого направления лежит реальность субъективная, или личная, но не объективная, т.е. подчеркивается значение субъективного опыта как основного феномена в изучении и понимании человека. Теоретические построения и внешнее поведение являются вторичными по отношению к непосредственному опыту и его уникальному значению для того, кто его переживает.

он полагал, что от природы в каждом человеке заложены потенциальные возможности для позитивного роста и совершенствования.

            Маслоу говорил, что люди мотивированы для поиска личных целей, и это делает их жизнь значительной и осмысленной. Он описывал человека, как “желающее существо”, который редко достигает состояния полного удовлетворения. Полное отсутствие желаний и потребностей, если оно существует, в лучшем случае недолговечно. Если одна потребность удовлетворена, другая всплывает на поверхность и направляет внимание и усилие человека.

            Маслоу предположил, что все потребности врожденные и представил свою концепцию иерархии потребностей в мотивации человека в порядке их очередности: n физиологические — 85%, n безопасность и защита — 70%, n любовь и принадлежность — 50%, n самоуважение — 40%, n самоактуализация — 10%.

             Если потребности более низкого уровня перестанут удовлетворяться, человек вернется на данный уровень и останется там, пока эти потребности не будут в достаточной мере удовлетворены.

Маслоу охарактеризовал самоактуализацию как желание человека стать тем, кем он может быть. Человек, достигший этого высшего уровня, добивается полного использования своих талантов, способностей и потенциала личности, т.е. самоактуализироваться — значит стать тем человеком, которым мы можем стать, достичь вершины нашего потенциала.

§  теории «Я-концепции»

Важнейший вклад в развитие проблемы идентичности в целом и идентичности подростков в частности внес Э.Эриксон (1996), поэтому данную проблему будем рассматривать в соответствии с го теорией. В качестве основополагающего он использовал понятие эго-идентичности, которое понимал как ощущение человеком собственной целостности и тождества, наличие веры в то, что внешние обстоятельства помогут ему, а присутствие некоторого напряжения заставит действовать. Следует особо отметить, то эго-идентичность предполагает доброжелательность мира по отношению к человеку и в то же время необходимость постоянного развития его самого.

Как считал Э.Эриксон, эго-идентичность развивается на протяжении всего жизненного пути человека. Особое значение для ее развития имеют нормативные кризисы; их проживание необходимого для полноценного развития эго-идентичности, каждый из них носит в него свой определенный вклад. Эриксоном развитие идентичности понимается одновременно как интеграция и дифференциация различных взаимосвязанных элементов. И всякий раз, когда возникают какие-либо изменения в человеке, вызванные биологическими или социальными факторами, происходит некоторое разрушение имеющейся структуры идентичности, а затем последущая интеграция уже с включением появившихся изменений.

По мнению Э.Эриксона, сущностью каждого кризиса является выбор, который должен сделать человек. Это относится не только к подростковому, но и ко всем возрастным кризисам.

               Развитие  самосознания  человека неразрывно связано с процессом самопознания как процесса наполнения самосознания  содержанием,  связывающим человека с другими  людьми,  с  культурой  и  обществом  в  целом,  процесс, происходящий  внутри  реального  общения   и   благодаря   ему, в рамках жизнедеятельности субъекта и его специфических деятельностей. Феномены самопознания касаются вопроса о том, как происходит самопознание, в том числе и того, что уже усвоено или присвоено, превращено в “Я”  субъекта и в его  личность,  и  какие  формы  приобретают  результаты этого процесса в самосознании.               Но  Я-концепция — понятие менее нейтральное, включающее в себя оценочный аспект самосознания. Это  динамическая  система представлений человека  о  самом  себе,  в  которую  входит  как  собственно осознание  своих  физических,  интеллектуальных  и  других  качеств,  так  и самооценка, а также субъективное  восприятие  влияющих  на  данную  личность внешних факторов.  Р.Бернс, один из  ведущих  английских  ученых  в  области психологии, серьезно занимавшийся вопросами самосознания  ,  так  определяет это  понятие: «Я-концепция —  это  совокупность  всех   представлений человека о самом себе, сопряженная с их оценкой. Описательную составляющую Я-концепции часто  называют образом  Я или картиной Я. Составляющую, связанную с отношением к себе или к  отдельным своим качествам, называют самооценкой или принятием себя. Я-концепция, в сущности, определяет не просто то, что собой представляет индивид, но и то, что он  о  себе  думает, как смотрит на свое деятельное начало  и  возможности  развития  в  будущем».               Я-концепция возникает у человека в процессе социального взаимодействия как неизбежный и всегда  уникальный  результат  психического  развития,  как относительно устойчивое и в то же время подверженное  внутренним  изменениям и  колебаниям  психическое  приобретение.   Оно   накладывает   неизгладимый отпечаток на все жизненные проявления  человека — с самого детства до глубокой старости.   Первоначальная  зависимость  Я-концепции  от   внешних влияний беспорна, но в дальнейшем она играет самостоятельную  роль  в  жизни каждого человека.    С  момента  своего  зарождения  Я-концепция  становится активным началом, выступающим в трех функционально-ролевых аспектах :1.  Я-концепция как средство обеспечения  внутренней  согласованности.2.  Я-концепция как интерпретация опыта.   Эта  функция Я-концепции  в поведении заключается в том,  что  она  определяет  характер  индивидуальной интерпретации  опыта. 3.   Я-концепция как совокупность ожиданий. Люди, уверенные в собственной  значимости,  ожидают, что и другие будут относится к ним таким же образом; считающие же,  что  они никому не  нужны,  не  могут  нравиться,  либо  ведут  себя  исходя  из  той предпосылки,   либо   интерпретируют   соответствующим    образом    реакции окружающих.   Многие  исследователи   считают   эту   функцию   центральной, рассматривая  Я-концепцию  как  совокупность  ожиданий,  а   также   оценок, относящихся к различным областям поведения. Во  многих психологических теориях Я-концепция  является  одним  из центральных  понятий.   Вместе  с  тем  до  сих  пор  не  существует  ни  ее универсального определения, ни единства в  терминологии. Термины,  которые одни  авторы  употребляют  для  обозначения  Я-концепции  в  целом,   другие используют для обозначения ее отдельных элементов.  Чтобы внести  ясность  в терминологию   нашего   исследования,   мы   будем   пользоваться    схемой, предложенной Р.Бернсом, которая, по нашему  мнению,  с  одной стороны  наиболее  полно  отражает  структуру  Я-концепции, а с другой — упорядочивает  терминологию,  встречающуюся  на  страницах   психологической литературы.               Из определения  Р.Бернса,  в  Я-концепции  выделяются описательная  и  оценочная   составляющие,   что   позволяет   рассматривать Я-концепцию как  совокупность  установок,   направленных   на   себя. В большинстве определений установки подчеркиваются три главных элемента:1.         Убеждение, которое может быть  как  обоснованным,  так  и  необоснованным (когнитивная составляющая установки).2.         Эмоциональное  отношение  к  этому  убеждению    (эмоционально-оценочная составляющая).3.         Соответствующая реакция, которая, в частности, может выражаться в  поведении (поведенческая составляющая).  Применительно к Я-концепции эти три элемента установки конкретизируются следующим образом:1. Образ Я  — представления индивида о самом себе.2. Самооценка  —  аффективная оценка  этого  представления,  которая  может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты      образа Я могут вызывать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением.3. Потенциальная поведенческая реакция, то  есть  те  конкретные  действия, которые могут быть вызваны образом Я и самооценкой.       Рассмотрим несколько подробнее эти три основные составляющие Я-  концепции.       1. Когнитивная составляющая Я-концепции или  Образ Я.  Представление  индивида  о  самом  себе, как правило, кажутся ему   убедительными независимо от того основываются они на  объективном  знании или  субъективном  мнении.   Предметом  восприятия  человека   могут,   в частности, стать его тело, его способности, его  социальные  отношения  и множество   других    личностных    проявлений.     Конкретные    способы самовосприятия,  ведущие  к  формированию  образа  Я  могут  быть  самыми разнообразными.  Описывая самого себя человек прибегает обычно  к  помощи прилагательных :   “надежный“,  “общительный”,  “сильный”,  “красивый” и т.д., которые, по сути, являются абстрактными  характеристиками,  которые никак не связаны с  конкретным  событием,  тем  самым  человек  в  словах пытается   выразить    основные    характеристики    своего    привычного  самовосприятия.  Эти характеристики :  атрибутивные, ролевые,  статусные,  психологические и т.п.  можно  перечислять  до  бесконечности.   Все  они  составляют  иерархию по значимости  элементов самоописания, которая может  меняться в зависимости от контекста, жизненного опыта человека или просто  под влиянием момента. Такого рода самоописания — это способ  охарактеризовать себя, неповторимость каждой личности через сочетания  ее  отдельных черт. Извечный вопрос о том, может ли  человек  познать  самого  себя,  насколько  объективна  его  самооценка,  об  истинности  образа  Я  правомерен относительно его когнитивного компонента, причем и здесь нужно  учитывать, что всякая установка —  не отражение объекта самого по себе, а  систематизация прошлого опыта взаимодействия субъекта с объектом. Поэтому знание  человеком  самого  себя  не  может  быть  ни  исчерпывающим,  ни  свободным от оценочных характеристик  и противоречий.   Этим  объясняется   выделение второй составляющей Я-концепции.         2. Эмоционально-оценочная составляющая Я-концепции или   самооценка.     Самооценка подразумевает под собой  “известное отношение к себе: к своим  качествам и состояниям, возможностям, физическим и духовным силам.  Самооценка  —  это  личностное  суждение  о  собственной  ценности,  которое выражается в установках, свойственных индивиду. Таким образом, самооценка отражает  степень  развития  у   человека   чувства  самоуважения, ощущение собственной ценности и  позитивного  отношения  ко  всему тому, что  входит  в  сферу  его  “Я”.   Потому  низкая  самооценка  предполагает неприятие себя, самоотрицание, негативное отношение к  своей  личности.        3. Поведенческая составляющая Я-концепции заключается в   потенциальной  поведенческой  реакции,  то  есть  конкретных   действиях,   которые могут быть вызваны образом Я и самооценкой.  Всякая установка — это эмоционально окрашенное убеждение, связанное с определенным объектом.               Особенность  Я-концепции  заключается  в  том,  что,  как  в  комплексе  установок, объектом в данном  случае  является  сам  носитель  установки. Благодаря этой  самонаправленности  все  эмоции  и  оценки,  связанные  с  образом Я, являются очень сильными и  устойчивыми,  что  оказывает  очень сильное влияние на деятельность человека, его поведение,  взаимоотношения с окружающими.

§  когнитивные и гуманистические теории личности (К. Роджерс)

В феноменологическом направлении психологии личности, разработанном Карлом Роджерсом, центральное место занимает положение, что поведение человека можно понять только в терминах его субъективных переживаний. Также подразумевается, что люди способны строить свою судьбу и по своей сути являются целеустремлёнными, заслуживающими доверия и самосовершенствующимися.

            Свой метод терапии он назвал недирективным, т.е. сосредоточенным на пациенте. Согласно этому методу, врач не должен оказывать давление на пациента. Контакт между врачом и пациентом должен основываться на уважении друг к другу; при этом оба они являются полноправными участниками беседы, или контакта. Функция терапевта состоит в создании такой ситуации, где врач выступает как второе «Я» клиента и с пониманием относится к его внутреннему миру. Глубокое уважение к индивидуальной позиции личности — единственное правило терапии. Клиент в такой ситуации чувствует, что все его внутренние переживания, ощущения воспринимаются с интересом и одобрением, это помогает открыть новые аспекты его опыта, иногда впервые осознать значение тех или иных переживаний.

            Разработанный Роджерсом метод терапии соответствует его представлениям о формировании личности и механизмах ее развития. В дальнейшем идея Роджерса о недирективной терапии переросла в психологическую теорию недирективного поведения. Согласно этой теории, общение здоровых людей между собой также должно быть недирективным.

            Центральным звеном в теории личности Роджерса является категория самооценки. В результате взаимодействия ребенка со взрослыми и другими детьми у него создается представление о самом себе.

Однако формирования самооценки не проходит без конфликтно. Часто оценка окружающих не соответствует самооценке. Человек стоит перед дилеммой, принять ли оценку окружающих либо остаться при своей, иными словами, обесценивать себя либо других. Происходит сложный процесс «взвешивания», который Роджерс называет «органическим оценочным процессом», поскольку источник оценок первоначально лежит как бы внутри организма ребенка.

Таким образом, у Роджерса развитие личности определяется врожденной тенденцией. Социальная среда играет роль лишь внешнего, чуждого природе человека фактора давления.

§  экзистенциализм и др.

Экзистенциальная психология РоллоМэя, бесспорно, можно назвать одной из ключевых фигур не только американской, но и мировой психологии. До самой своей смерти в 1994 году он был одним из ведущих экзистенциальных психологов в США. За последние полвека это направление, чьи корни уходят в философию Серена Кьеркегора (Seren Kierkegaard), Фридриха Ницше (Friedrich Nietzsche), Мартина Хайдеггера (Martin Heidegger), Жана Поля Сартра (Jean-Paul Sartre) и других крупных европейских мыслителей второй половины XIX и первой половины XX века, широко распространилось по всему миру. Экзистенциальная психология придерживается точки зрения, согласно которой люди несут значительную долю ответственности за то, какие они есть. Существованию отдается предпочтение перед сущностью, рост и перемены считаются более важными, чем устойчивые и неподвижные характеристики, процесс имеет преимущество перед результатом.

За годы работы в качестве психотерапевта Мэй разработал новую концепцию человека. Его подход опирался в большей степени на клинические эксперименты, нежели на кабинетную теорию. Человек, с точки зрения Мэя, живет настоящим, для него актуально в первую очередь то, что происходит здесь и сейчас.В этой единственной подлинной реальности человек формирует себя сам и ответствен за то, кем он в конечном счете становится. Проницательные догадки о природе человеческого существования, получающие убедительное подтверждение в ходе дальнейшего анализа, способствовали популярности Мэя не только среди профессиональных психологов, но и среди широкой публики. И дело не только в этом. Работы Мэя отличаются простотой и глубиной основных положений, культивирующих здоровый прагматизм и рациональность в поведении конкретного индивида.

Задумываясь о коренных отличиях между психически здоровым, полноценным человеком и больным, Мэй пришел к следующим выводам. Многим людям, полагал он, недостает храбрости встретиться лицом к лицу со своей судьбой. Попытки избежать подобного столкновения приводят к тому, что они жертвуют большей частью своей свободы и пытаются уйти от ответственности, заявляя об изначальной несвободе своих действий. Не желая делать выбор, они теряют способность видеть себя такими, какие они есть на самом деле, и проникаются чувством собственной незначительности и отчужденности от мира. Здоровые же люди, напротив, бросают вызов своей судьбе, ценят и оберегают свою свободу и живут подлинной жизнью, честной по отношению к себе и другим. Они осознают неизбежность смерти, но им хватает смелости жить в настоящем.

students-library.com

Основные социально психологические теории личности кратко. Теории личности

Понятие личности в социальной психологии.

В настоящее время в современном обществе интерес к проблемам возможностей человеческой личности очень велик. Поэтому практически все общественные науки обращаются к этому предмету исследования: проблема личности стоит в центре и философского, и социологического знания; ею занимается и этика, и педагогика, и генетика и психология.

Личность
— это сознательный и активный человек, имеющий возможность выбирать тот или иной образ жизни. Все зависит от личностных и психологических качеств, которые присущи личности, их необходимо правильно понимать и учитывать.

Личность
формируется в результате взаимовлияния биологических (врожденных) характеристик психики индивида и его социального опыта. Поскольку человек уже с момента рождения оказывается в системе разнообразных социальных связей, практически невозможно разделить биологические и социальные детерминанты его будущей личности. Генетически обусловленные черты психики (пол, темперамент, природные задатки) определяют усвоение социального опыта.

В настоящее время сложился целый ряд подходов к понима­нию личности:

1) биологический;

2) социологический;

3) инди­видуально-психологический;

4) социально-психологический и др.

С точки зрения биологического подхода

, развитие личности представляет собой развертывание генетической программы.

С точки зрения социологического подхода

, личность представ­ляет собой продукт культурно-исторического развития.
В социологии личность
рассматривается не как индивидуальность, а как обезличенная личность, как некий социальный тип, как деиндивидуализированная личность – продукт, носитель, выразитель общественных тенденций. Главная проблема социологического анализа личности — это проблема социальной типологии личности.

Психологический подход:
Для общей психологии личность выступает как вся совокупность свойств человека, включая биологические свойства, которые обуславливают социальную значимость, поведения и деятельности человека.

В социальной психологии
акцент, при изучении личности, ставится на ее социально обусловленные характеристики, на формирование в ней определенных качеств в результате социального воздействия и т.д.

Специфика социальной психологии личности
связана, во-первых,
с исследованием закономерностей и причин поведения личности в контексте реальной группы. В центре внимания социальной психологии личности находятся взаимоотношения человека с окружающими его людьми, оказывающие влияние на непрерывный процесс становления его личности.

Во-вторых,
социальная психология личности выделяет с

testet.ru

Социально психологические теории личности кратко. Психологические теории личности

В социальной психологии проблема личности присутствует как законная проблема этой науки., однако в специфическом аспекте. Характеристика этого аспекта, аргументация в его пользу и будет предметом изучения.

В настоящее время в современном обществе интерес к проблемам возможностей человеческой личности настолько велик, что практически все общественные науки обращаются к этому предмету исследования: проблема личности стоит в центре философского, и социологического знания; ею занимается и этика, и педагогика, и генетика. Для каждой научной дисциплины важна внутренняя логика и она требует более точного самоопределния в изучении тех проблем, которые представляют интерес для многих наук.

Разведение направлений такого всеобщего интереса к проблеме личности кажется особенно важным еще и потому, что решить ее можно только совместными усилиями всех научных дисциплин, имеющих отношение к делу. Совместность таких усилий предполагает комплексный подход к исследованию личности.

^ Для социальной психологии
важно как минимум установить отличие своего подхода к личности от подхода к ней двух «родительских дисциплин» социологии и общей психологии. Трудность задачи состоит в том, что в зависимости от понимания личности в какой-либо социологической или психологической концепции только и можно понять специфику ее как предмета исследования в социальной психологии.

Отличия социально-психологического подхода к исследованию личности от социологического подхода:

1) Система социологического знания имеет дело преимущественно с анализом объективных закономерностей общественного развития, главный фокус интереса здесь – макроструктура общества и прежде всего такие единицы анализа. Как социальные институты, законы их функционирования и развития, структура общественных отношений, а следовательно, и социальная структура каждого конкретного типа общества. В.А.Ядов, отмечая специфику социологического интереса к личности, усматривает ее в том, что для социологии личность «важна не как индивидуальность, а как обезличенная личность, как социальный тип; как деиндивидуализированная, деперсонифицированная личность». Главная проблема социологического анализа личности —

это проблема социальной типологии личности.

2) Сложнее обстоит дело с разделением проблематики личности в общей и социальной психологии
. Косвенным доказательством этого является многообразие точек зрения, существующих в литературе и зависящих от того, что и в самой общей психологии нет единства в подходе к пониманию личности. Однако личность описывается по-разному в системе общепсихологической науки различными авторами. Не касается вопроса о ее социальной детерминации. Различия в трактовке личности касаются больше всего – представлений о структуре личности. Одни понимают по личностью конкретного субъекта деятельности
в единстве его индивидуальных свойств и социальных ролей, а другие понимают личность «как социальное свойство индивида, как совокупность интегрированных в нем социально значимых черт
».

Согласно К.К.Платонову, подструктуры (1) биологически обусловленная подструктура: темперамент, половые, возрастные иногда патологические свойства личности; 2) психологическая подструктура: индивидуальные свойства отдельных психических процессов, ставших свойствами личности – это память, эмоции, ощущения, мышление, восприятие, чувства и воля; 3) подструктура направленности личности: приобретенные человеком знания, навыки, умения, привычки; 4) подструктура направленности личности:имеет особый иерархически взаимосвязанный ряд подструктур — влечения, желания интересы, склонности, идеалы, индивидуальная картина мира и высшая форма направленности — убеждения) различаются по «удельному весу» социального и биологического содержания. Именно по выбору таких подструктур как предмета анализа общая психология отличается от социальной
.

Если общая психология концентрирует
свое внимание на трех первых подструктурах, то социальная психология
, согласно этой схеме, анализирует преимущественно четвертую подструктуру.

От социологического подхода, подход социальной психологии


отличается тем, что она выявляет каким образом сформировались социально-типические черты, почему в одних условиях они проявляются в полной мере. А в других возникли какие-то иные социально-типические черты вопреки принадлежности личности к определенной социальной группе.

От общепсихологического подхода названный подход отличается не тем, что здесь изучается весь комплекс вопросов социальной детерминации личности, а в общей психологии – нет.

Отличие заключается в том, что социальная психология рассматривает поведение и деятельность «социально детерминированной личности» в конкретных, реальных социальных группах, индивидуальный вклад каждой личности в деятельность группы, причины, от которых зависит величина этого вклада в общую деятельность.

^ 2. Представления Б.Д.Парыгина о социальной психологии личности.

В работах Б.Д.Парыгина модель личности, которая должна занять место в системе социальной психологии, предполагает соединение двух подходов: социологического и общепсихологического. Социологический подход характеризуется тем, что в нем, рассматривается преимущественно как объект социальных отношений, а общепсихологический – тем, что здесь акцент сделан лишь «на всеобщих механизмах психической деятельности индивида». Задача же социальной психологии – «раскрыть всю структурную сложность личности, которая является одновременно как объектом, так и субъектом общественных отношений…» социально-психологический подход «характеризуется наложением друг на друга биосоматической и социальной программы».

^ 3. Содержание социально-психологического исследования личности
.

Задачи исследования личности:

Социальной детерминации психического склада личности;

Социальной мотивации поведения и деятельности личности в различных общественно-исторических и социально-психологических условиях;

Классовых, национальных, профессиональных особенностей личности;

Закономерностей формирования и проявления общественной активности, путей и средств повышения этой активности;

Проблем внутренней противоречивости личности и путей ее преодоления;

Самовоспитания личности и пр.

Специфика исследования личности в социальной психологии: понимание личности, предложенное А.Н.Леонтьевым – социальная психология
пользуясь определением личности, которое дает общая психология, выясняет, каким образом, т.е. в каких конкретных группах, личность с одной стороны, усваивает социальные влияния (через какую из систем ее деятельности), с другой стороны она реализует свою социальную сущность (через какие конкретные виды совместной деятельности).

Главным ориентиром в исследовании личности

является взаимоотношение личности с группой.

4. Понятие социализации. Зависимость решения вопросов о социализации от решения широких методологических вопросов: о соотношении личности и общества, об активности личности и т.д.

Проблемы изучения личности: социализация, социальной установки, социально-психологических качеств личности.

^ Процесс социализации
— «вхождения индивида в социальную среду», «усвоение им социальных влияний», « приобщения его к системе социальных связей». Он представляет собой совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид устраивает определенную систему норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве члена общества.

Вопрос о соотношении понятия «социализации» и «воспитания» — в узком смысле слова, термин «воспитание» означает процесс целенаправленного воздействия на человека со стороны субъекта воспитательного процесса с целью передачи, привития ему определенной системы представлений, понятий, норм и т.д.

В широком смысле слова под «воспитанием» понимается воздействие на че

slovarslov.ru

1.3. Теории личности Основные зарубежные теории личности.

В зарубежной психологии существует
огромное количество разнообразных
теорий личности. Условно все они могут
быть разделены на три большие группы:
психоаналитические, бихевиоральные и
гуманистические теории.

1. Психоаналитическая концепция
З.Фрейда.
Одной из наиболее
распространенных теорий, которая до
сих пор оказывает влияние на психологию
личности, является фрейдизм. Эта теория
возникла в тот период исследования
личности, который был определен нами
как клинический. Создателем этой теории
является З.Фрейд. Впоследствии на базе
фрейдизма воз­ник целый ряд теорий,
которые могут быть условно объединены
в группу теорий неофрейдизма.

Рассматривая проблему поведения, Фрейд
выделяет две потребности, которые
определяют психическую деятельность
человека: либидозную и агрессивную. Но
так как удовлетворение этих потребностей
наталкивается на препятствия со сто­роны
окружающего мира, они вытесняются,
образуя область бессознательного. Но
все же иногда они прорываются, обходя
«цензуру» сознания, и проявляются в
виде символов. Главными
разделами теории личности Фрейда были
проблемы бессознательного, структура
психического аппарата, динамика личности,
развитие, неврозы, методы изучения
личности. Впоследствии многие известные
пси­хологи (К.Хорни, Г.Салливен, Э.Фромм,
А.Фрейд, М.Кляйн, Э.Эриксон, Ф.Александер
и др.) разрабатывали, углубляли и расширяли
именно эти аспекты его теории.

В этой конструкции личности, созданной
Фрейдом, содержится предположе­ние
о сложности, многоплановости структур
человеческого поведения, и все эти
компоненты подчинены в основном
биологическим законам. В теории Фрейда
реальные действия человека выступают
символом потребности, «затравленной»
сознанием. Поэтому, характеризуя теорию
психоанализа, известный отечествен­ный
психолог Ф. В. Бассин отмечал, что сущность
фрейдовского учения состоит в признании
фатального антагонизма между вытесненным
переживанием и созна­нием. который
приводит к антагонизму между человеком
и социальной средой.

2. Типология личности К.Юнга12.
Он выделяет два типа личнос­ти:
экстравертов (он ориентирован на внешний
мир) и интровертов (оринтированных на
мир собственных переживаний).
К. Юнг
был одним из первых учеников Фрейда,
отмежевавшихся от своего учи­теля.
Основной причиной разногласий между
ними была идея пансексуализма Фрейда.
Но борьбу с Фрейдом Юнг осуществлял не
с материалистических, а с иде­алистических
позиций. Свою систему Юнг назвал
«аналитической психологией». По Юнгу,
психика человека включает три уровня:
сознание, личное бессозна­тельное и
коллективное бессознательное. Определяющую
роль в структуре лич­ности человека
играет коллективное бессознательное,
образующееся из следов памяти, оставленных
всем прошлым человечества.

Коллективное бессознатель­ное носит
всеобщий характер. Оно оказывает влияние
на личность человека и предопределяет
его поведение с момента рождения. В свою
очередь, коллектив­ное бессознательное
тоже состоит из разных уровней. Оно
определяется нацио­нальным, расовым
и общечеловеческим наследием. Самый
глубокий уровень скла­дывается из
следов дочеловеческого прошлого, т. е.
из опыта животных предков человека.
Таким образом, по определению Юнга,
коллективное бессознательное — это
разум наших древних предков, способ,
которым они думали и чувствовали, способ,
которым они постигали жизнь и мир, богов
и человеческие существа. Коллективное
бессознательное проявляется у отдельных
людей в виде архети­пов, которые
обнаруживаются не только в сновидениях,
но и в реальном творче­стве. Архетипы
присущи отдельным людям, но в них
отражается коллективное бессознательное.
Это некие общие формы мысленных
представлений, включаю­щие в себя
значительный элемент эмоциональности
и даже перцептивные образы.

3. Теория комплекса неполноценности
А.Адлера
13.
Другим, не менее известным учеником
Фрейда, отошедшим от своего учителя,
был А.Адлер – основатель так называемой
индивидуальной психологии. Он рез­ко
выступил против биологизаторской теории
Фрейда. Адлер подчеркивал, что основное
в человеке – не его природные инстинкты,
а общественное чувство, ко­торое он
называл «чувством общности». Это чувство
является врожденным, но оно должно быть
социально развито. Он выступал против
мнения Фрейда о том, что человек от
рождения агрессивен, что его развитие
детерминируется биологи­ческими
потребностями.

По его мнению,
структура личности едина, а детерминантой
в развитии личности является стремление
человека к превосходству. Од­нако это
стремление не всегда может быть
осуществлено. Так, из-за дефекта в
раз­витии телесных органов человек
начинает переживать чувство своей
неполноцен­ности, оно может также
возникнуть в детстве из-за неблагоприятных
социальных условий. Человек стремится
найти способы для преодоления чувства
неполно­ценности и прибегает к разным
видам компенсации. Адлер разбирает
разные формы компенсации (адекватные,
неадекватные) и говорит о возможных ее
уровнях

Адлер выделил
три основные формы проявления компенсации:
1. Успешная компенсация чувства
неполноценности в результате совпадения
стремления к превосходству с социальным
интересом. 2. Сверхкомпенсация, которая
означает одностороннее приспособление
к жиз­ни в результате чрезмерного
развития какой-то одной черты или
способности. 3. Уход в болезнь. В этом
случае человек не может освободиться
от чувства неполноценности; не может
прийти к компенсации «нормальными»
спосо­бами и «вырабатывает» симптомы
болезни, чтобы оправдать свою неудачу.
Возникает невроз. Таким образом, Адлер
предпринял попытку социализировать
теоретические воззрения Фрейда, хотя,
как мы видим, чувство неполноценности
по своей приро­де является врожденным,
поэтому ему не удалось полностью избежать
биологизации.

4. Теория Личности К.Хорни14.
Перечисленные авторы не считали себя
прямыми последователями Фрейда. Основными
представителями неофрейдизма являются
непосредственные учени­ки З.Фрейда
– К.Хорни и Г.С.Салливан. Карен Хорни
была вначале преданной ученицей Фрейда.
В 1939 г., будучи уже в США, она издала книгу
«Невротическая личность нашего времени»,
в которой горячо благодарит своего
учителя. Однако вскоре она стала резко
критиковать Фрейда за его попытку свести
механизмы поведения человека к двум
тенденци­ям — либидозной и агрессивной,
а также за пансексуализм.

Основу сущности человека Хорни усматривает
во врожденном чувстве беспо­койства.
Младенец рождается с этим чувством, и
уже с первых дней своей жизни он начинает
чувствовать себя беспокойно. Это чувство
окрашивает всю его даль­нейшую жизнь,
фиксируется и становится внутренним
свойством психической деятельности.

Хорни утверждает, что человеком управляют
две тенденции: стремление к без­опасности
и стремление к удовлетворению своих
желаний. Оба эти стремления часто
противоречат друг другу, и тогда возникает
невротический конфликт, кото­рый
человек сам стремится подавить,
вырабатывая определенные способы
(«стра­тегии») поведения. Хорни выделила
четыре типа поведения. Первый выражается
в «невротическом стремлении к любви»
как средству обеспечения безопасности
в жизни; второй проявляется в «невротическом
стремлении к власти», которое объясняется
не какими-то объективными причинами, а
страхом и враждебностью к людям; третий
тип стратегии поведения выражается в
стремлении изолироваться от людей;
четвертый тип проявляется в признании
своей беспомощности («невро­тическая
покорность»). Хорни делала попытки
увеличить количество стратегий, но в
конце концов остановилась на трех типах:
1) стремление к людям; 2) стремление
отдалиться от людей, стремление к
независимости; 3) стремление действовать
против людей (агрессия). Соответственно
этим трем типам отношений выделяются
три типа невроти­ческой личности: 1)
устойчивый, 2) устраненный, 3) агрессивный.
Эти типы пове­дения свойственны
здоровым людям.

5. Концепция
(теория) личности К. Роджерса
15.
Свой метод терапии он назвал
недирективным, т. е. сосредоточенным на
паци­енте. Согласно этому методу, врач
не должен оказывать давление на пациента.
Контакт между врачом и пациентом должен
основываться на уважении друг к дру­гу;
при этом оба они являются полноправными
участниками беседы, или контак­та.
Функция терапевта состоит в создании
такой ситуации, где врач выступает как
второе «Я» клиента и с пониманием
относится к его внутреннему миру.
Глубокое уважение к индивидуальной
позиции личности — единственное правило
терапии. Клиент в такой ситуации
чувствует, что все его внутренние
переживания, ощуще­ния воспринимаются
с интересом и одобрением, это помогает
открыть новые аспек­ты его опыта,
иногда впервые осознать значение тех
или иных его переживаний.

Разработанный
Роджерсом метод терапии соответствует
его представлениям о формировании
личности и механизмах ее развития. В
дальнейшем идея Роджерса о недирективной
терапии переросла в психологическую
теорию недирективного поведения.
Согласно этой теории, общение здоровых
людей между собой также должно быть
недирективным. Центральным звеном в
теории личности Роджерса является
категория само­оценки. В результате
взаимодействия ребенка со взрослыми и
другими детьми у него создается
представление о себе самом. Однако
формирование самооценки не проходит
без конфликта. Часто оценка окружающих
не соответствует самооценке. Человек
стоит перед дилеммой, при­нять ли
оценку окружающих либо остаться при
своей, иными словами, обесцени­вать
себя либо других. Происходит сложный
процесс «взвешивания», который Роджерс
называет «органическим оценочным
процессом», поскольку источник оценок
первоначально лежит как бы внутри
организма ребенка, т. е. здесь мы вновь
сталкиваемся с понятием врожденных
качеств. Таким образом, у Роджерса, как
и в неофрейдизме, развитие личности
опреде­ляется врожденной тенденцией.
Социальная среда играет роль лишь
внешнего, чуждого природе человека
фактора давления.

6. Теория
личности А.Маслоу
16.
Согласно его мнению, основная
потребность человека – это самоак­туализация,
стремление к самосовершенствованию и
самовыражению. На глав­ный вопрос его
теории – Что такое самоактуализация?
– Маслоу отвечает: «Са­моактуализирующиеся
люди все без исключения вовлечены в
какое-то дело… Они преданы этому делу,
оно является чем-то очень ценным для
них – это своего рода призвание». Все
люди такого типа стремятся к реализации
высших ценностей, ко­торые, как правило,
не могут быть сведены к чему-то еще более
высокому. Эти ценности (среди них –
добро, истина, порядочность, красота,
справедливость, со­вершенство и др.)
выступают для них как жизненно важные
потребности. Суще­ствование для
самоактуализирующейся личности предстает
как процесс постоян­ного выбора, как
непрестанное решение гамлетовской
проблемы «быть или не быть». В каждый
момент жизни у личности есть выбор:
продвижение вперед, пре­одоление
препятствий, неизбежно возникающих на
пути к высокой цели, или от­ступление,
отказ от борьбы и сдача позиций.

Самоактуализирующаяся
личность всегда выбирает движение
вперед, преодо­ление препятствий.
Самоактуализация — это процесс
постоянного развития и практической
реализации своих возможностей. Это
«труд ради того, чтобы сде­лать хорошо
то, что человек хочет сделать». Это
«отказ от иллюзий, избавление от ложных
представлений о себе». По мнению Маслоу,
самоактуализация — явление врожденное,
она входит в при­роду человека. Человек
рождается с потребностями в добре,
нравственности, доб­рожелательности.
Они составляют ядро человека. И человек
должен уметь эти потребности реализовать.
Следовательно, самоактуализация — это
одна из врож­денных потребностей.
Кроме этой потребности Маслоу выделяет
в структуре лич­ности еще несколько
основных: потребность продолжения рода;
потребность в пи­ще; потребность в
безопасности; потребность в защите;
потребность в истине, доб­ре и др.

7. Теория
личности Жане
17.
Говоря о различных теориях личности,
мы не можем не сказать несколько слов
о французской психологической школе и
о ее наиболее выдающемся представите­ле
П.Жане. Жане высказал мнение о том, что
различные психические процессы
представ­ляют собой явления,
подготавливающие действия. Чувства,
мышление являются процессами,
осуществляющими регуляцию действий. В
основу развития лично­сти им положено
учение о поведении. Но понятие поведения
Жане использует не в бихевиористском
смысле. Оно рассматривается как включающее
не только из­вне наблюдаемую активность
индивида, но и внутреннее психическое
содержа­ние, которое становится
неотъемлемой частью поведения, его
регулирующим зве­ном.

Положение Жане
о том, что в структуру психических
процессов включен про­цесс регуляции,
является чрезвычайно важным. По существу,
здесь уже предвос­хищена мысль, которая
нашла свое дальнейшее развитие в трудах
отечественных психологов Л. С. Выготского,
С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева, Л. И.
Божович и других, а именно превращение
индивида в человека определяется тем,
что появ­ляется возможность регуляции
и саморегуляции. Жане говорит о том, что
психика человека развивается в
сотрудничестве с дру­гими людьми.
Сперва человек сотрудничает с другими
и лишь потом, на основе этого, может
регулировать собственное поведение.
Интересной представляется структура
поведенческого акта, предложенная Жане.
В соответствии с ней в поведенческом
акте выделяются три этапа: внутрен­няя
подготовка к действию, выполнение
действия и завершение действия. Как мы
видим, в это описание поведенческого
акта включено уже представление о цели
действия.

8. Концепция личности Д.Уотсона.
Все поведение человека
может быть описано в схематизиро­ванном
виде с использованием терминов «стимул»
(S)
и «реак­ция» (R).
Уотсон считал, что
человек изначально наделен неко­торыми
простыми реакциями и рефлексами, но
количество этих наследственных реакций
невелико. Практически все поведение
человека является результатом обучения
через обусловливание. Формирование
навыков, по Уотсону, начинается на самых
ран­них этапах жизни. Системы основных
навыков или привычек следующие: 1)
висцеральная, или эмоциональная; 2)
мануальная; 3) ларингальная, или вербальная.

Личность Уотсон определил как производное
систем привы­чек. Описать личность
можно в виде суммы действий, которые
могут быть обнаружены при практическом
изучении поведения за достаточно
длительный период времени. Проблемы
личности и нарушения психического
здоровья для бихевиористов – это не
проблемы сознания, а нарушения пове­дения
и конфликты привычек, что следует
«лечить» с помощью обусловливания и
разобусловливания. Все последующие за
работой Уотсона исследования были
на­правлены на изучение отношений
«стимул – реакция». Другой известный
американский ученый Б.Ф.Скиннер попытался
выйти за рамки этой формулы, чтобы
учитывать воздействия окруже­ния на
организм после проявления реакции. Он
создал теорию опёрантного научения.

Личность
находится в сфере влияния различных
отношений, и прежде всего отношений,
складывающихся в процессе производства
и потребления материальных благ. Личность
находится также в сфере политических
отношений. От того, свободна она или
угнетена, имеет политические права или
нет, зависит ее психология – психология
раба, господина или свободного человека.
Личность находится также в сфере
действия идеологических отношений.
Посредством идеологии формируется
психология личности, ее отношение к
различным сторонам общественной жизни.
Личность вместе с тем разделяет или не
разделяет психологию группы, в которую
входит. В процессе общения люди взаимно
влияют друг на друга, вследствие чего
формируется общность или противоположность
во взглядах, социальных установках и
других видах отношений к обществу,
труду, людям, самому себе. Таким образом,
между обществом и личностью существует
органическая непосредственная связь
и взаимообусловленность. Однако личность
– не пассивный объект тех или иных
общественных отношений; она активно
взаимодействует с обществом как системой
этих отношений, является субъектом в
системе деятельности, порождаемой теми
или иными отношениями.

Процесс
становления личности длительный, сложный
и имеет исторический характер. Поскольку
личность является продуктом общественного
развития, ее изучают различные науки:
философия, социология, педагогика,
психология, медицина и др., но каждая в
определенном аспекте. Так, например,
социологияизучает личность как
члена социальных и демографических
групп населения.Этика– как
носителя моральных убеждений.Педагогика– как объект обучения и воспитания.Психологияизучает закономерности
развития и формирования личности.

В
результате накопления знаний и опыта
у личности складывается определенный
взгляд на окружающее, формируется
способность к самостоятельному,
сознательному отражению действительности,
носящему индивидуальный характер.
Индивидуальность каждой личности
проявляется в специфических особенностях
интеллекта, чувств, воли и других свойств
личности. Понимание природы индивидуальности
тесно связано с выяснением роли
биологического и социального в личности
человека. В понимании сущности вопроса
имеются разные подходы. Биологизаторы
считают, что ведущая роль принадлежит
биологическим процессам созревания
организма, что основные психические
свойства как бы заложены в самой природе
человека, определяющей его жизненную
судьбу. Так, американский психолог
начала XX в. С. Холл главным законом
развития считал «закон рекапитуляции»,
согласно которому индивидуальное
развитие повторяет стадии развития
человеческого общества, охота и т.д.
Другой вариант биогенетической концепции
разрабатывался представителями немецкой
«конституционной психологии». Так,
Э. Кречмер, разрабатывая проблемы
типологии личности на основе типа
телосложения, считал, что между физическим
типом человека и особенностями его
развития должна существовать какая-то
однозначная связь. Особенно ярко
биологизм выступает в трактовке личностиЗ. Фрейдом. Согласно его учению,
все поведение личности обусловлено
бессознательными биологическими
влечениями или инстинктами, и в первую
очередь сексуальными.

В
противоположность биогенетическому
подходу, отправной точкой которого
являются процессы, происходящие внутри
организма, социогенетические теориистараются объяснить особенности
личности, исходя из структуры общества,
способов социализации, взаимоотношений
с окружающими людьми. Так, согласнотеории социализации, человек,
рождаясь биологической особью, становится
личностью лишь благодаря воздействию
социальных условий жизни. Другой
концепцией этого ряда служит так
называемаятеория научения. Согласно
ей, жизнь личности, ее отношения есть
результат подкрепляемого научения,
усвоения суммы знаний и навыков (Э.
Торндайк, Б. Скиннер
и др.). Более
популярной на Западе являетсятеория
ролей
. Она исходит из того, что общество
предлагает каждому человеку набор
устойчивых способов поведения (ролей),
определяемых его статусом. Эти роли
накладывают отпечаток на характер
поведения личности, ее отношения с
другими людьми. Одним из направлений в
разработке психологии личности является
«теория поля», предложенная
американским психологом немецкого
происхожденияК. Левиным. Согласно
этой концепции, поведение индивида
управляется психологическими силами
(стремления, намерения и т. п.), имеющими
направленность, величину и точку
приложения в поле «жизненного
пространства». В итоге каждая из этих
теорий объясняет социальное поведение
человека, исходя из замкнутых в себе
свойств среды, к которой человек вынужден
как-то приспосабливаться. При этом
совсем не учитываются объективные,
общественно-исторические условия жизни
человека.

Психогенетический
подход
не отрицает значения ни
биологии, ни среды, но на первый план
выдвигает развитие собственно психических
процессов. В нем можно выделить три
течения. Концепции, объясняющие поведение
главным образом через эмоции, влечения
и другие внерациональные компоненты
психики, называютпсиходинамическими(американский психологЭ. Эриксони др.). Концепции, отдающие предпочтение
развитию познавательных сторон
интеллекта, называюткогнитивистскими(Ж. Пиаже, Дж. Коллии др.). Концепции,
в центре внимания которых стоит развитие
личности в целом, называются
персонологическими (Э. Шпрангер, К.
Бюлер, А. Маслоу
и др.). Современная
психология считает, что личностьбисоциальна. Вся психическая
деятельность личности определяется
единством общих факторов, взаимодополняющих
и определяющих друг друга. Биологические
предпосылки (тип нервной системы, половые
особенности и т. п.) безусловно определяют
некоторую предрасположенность к
чему-либо. Но, конечно, они не определяют
потолка развития личности. Огромное
влияние на личность оказывает социальная
среда. Важное значение имеет передача
от поколения к поколению опыта. Поэтому
биологическое в структуре личности
необходимо рассматривать как социально
обусловленное.

Потребности
характеризуются следующими признаками.
Во-первых, любая потребность имеет
свой предмет, т.е. она всегда есть
осознание нужды в чем-то.Во-вторых,
всякая потребность приобретает конкретное
содержание в зависимости от того, в
каких условиях и каким способом она
удовлетворяется.В-третьих, потребность
обладает способностью воспроизводиться.
Своеобразную трактовку потребностей
выдвинул А.Маслоу. Маслоу полагал, что
потребности человеку «заданы» и
иерархически организованы по уровням.
У человека, согласно его концепции, с
рождения последовательно появляется
и сопровождает личностное взросление
семь классов потребностей.

Потребности
выражаются в мотивах, т. е. в
непосредственных побуждениях к
деятельности. Так, потребность в пище
может привести к внешне совершенно
разным деятельностям по ее удовлетворению.
Этим разным деятельностям и соответствуют
разные мотивы.

Мотив
определяет тип поведения личности,
придавая ему определенную направленность.
Мотивационной сферой человека определяется
масштаб и характер его личности. По
своей роли, или функции, не все мотивы,
направленные на одну деятельность,
равнозначны. Как правило, один из них,
главный, другие вторичные. А.Н.Леонтьев
рассматривал мотив как объект, отвечающий
той или иной потребности, и считал, что
они выполняют двоякую функцию: 1 –
побуждают и направляют деятельность.
Это мотивы-стимулы; 2 – придают деятельности
субъективный характер, «личностный
смысл». Это смыслообразующие мотивы.
Все мотивы можно разбить на две большие
группы: осознаваемыеинеосознаваемые.
Осознаваемые мотивы характеризуются
тем, что человек отдает себе отчет в
том, что побуждает его к деятельности,
что является содержанием его потребностей.
Они определяют жизненные цели, которые
направляют деятельность человека в
течение длительного периода его жизни.
К осознанным мотивам относятся интересы,
которые направляют деятельность человека
в течение длительного периода его жизни.
К осознанным мотивам относятся интересы,
убеждения, мировоззрения личности. К
неосознанным побудителям относятся
влечения, конформизм, установки. Влечения
выражаются в том, что человек стремится
удовлетворить недостаточно осознаваемую
потребность. Именно влечения часто
являются внутренним стимулом к совершению
определенного действия. Конформизм –
это подчинение личности давлению группы.
Как черта личности конформизм проявляется
в том, что человек действует неосознанно,
выбирая точку зрения других, независимо
от того, соответствует или не соответствует
она собственной внутренней позиции.
Неосознанным побудителем деятельности
являетсяустановка. Под установкой
понимается неосознаваемое состояние
готовности человека определенным
образом воспринимать, оценивать и
действовать по отношению к окружающиму
его людям или объектам. («Теория
установка» была основана грузинским
психологом Д. Узнадзе). Важнейшим
психологическим новообразованием
личности является становление самооценки
и устойчивого образа «Я». Совокупность
психических принципов, посредством
которых индивид осознает себя в качестве
субъекта деятельности, называется
самосознанием, а представление индивида
о самом себе складывается в мысленный
«ОбразЯ». Самосознание –
продукт развития. Этот процесс
переосмысливания, происходящий всю
жизнь у человека, образует основные
содержание его внутреннего мира,
определяющие мотивы и смысл его
деятельности. Существенной стороной
самосознания является самооценка –
это оценка личностью самой себя, своих
возможностей, качества и места среди
других людей. Она порождает самоутверждение
и регулирует всю деятельность и поведение.

studfile.net

основные психологические концепции кратко, таблица

Теории личности – это ряд психологических определений, гипотез, направленных на ее структурирование. Придерживаясь ряда ответов на базисные психологические вопросы о человеке, вырабатываются и изучаются модели поведения с целью предопределить его дальнейшие действия.

Каждый индивид уникален

Теории личности в психологии

Данные теории занимаются изучением общих элементов поведения индивида. Их основу составляют вопросы, с помощью которых отечественные и зарубежные представители психологии и социологии составляют новые теории или совершенствуют старые. Сами вопросы заключаются в следующем:

  1. Механизм личностного развития – врожденный или приобретенный;
  2. Наиболее важный возрастной период его формирования;
  3. Доминирующие процессы личностной структуры – сознательные или бессознательные;
  4. Наличие свободы воли, контроль человека над своим поведением;
  5. Внутренний мир человека – объективное или субъективное понятие.

Основные концепции

Личность – это общественный индивид, совокупность отношений, деятельности и поведения, характеризующая человека.

Обратите внимание! Теории личности это в психологии набор гипотез, определений, с помощью которых изучаются механизмы личностного развития. Их главная задача – объяснить поведение человека, а также научиться его предопределять.

Структурные элементы теории личности в психологии

Автором структурной теории и структурного принципа развития личности считается З. Фрейд. Он условно подразделил модель личности на 3 составляющие:

  • Ид (Оно). Врожденный элемент, возникающий при появлении ребенка на свет. При этом малыш стремится получить то, от чего он будет чувствовать себя хорошо здесь и сейчас, не взирая ни на что. Например, громкий плач до тех пор, пока потребность (есть, общаться) не будет восполнена;
  • Эго (Я). Формируется в течение первых 3 лет жизни. Ребенок осознает, что его поведение имеет отклик. Например, прежде, чем совершить нечто запрещенное, Эго начинает напоминать о возможных негативных последствиях;
  • Супер-эго (Сверх Я). Имеет форму уже к 5 годам. Данный личностный элемент основан на принципах и идеалах, полученных от родителей и окружения. Считается эквивалентом совести ввиду умения оценить «хорошо» и «плохо».

Классификация теорий

Психологи составляют личностные теории на основе вышеописанных вопросов. На сегодняшний день имеется довольно устойчивая классификация теорий, которая раскрывает разные стороны личности, ее поведение в обществе.

Психологи занимаются личностными проблемами

Человек как индивидуальность

Краткое описание понятия индивидуальности гласит, что это своеобразная личностная форма человека, имеющая уникальные особенности, отличающие его от других представителей социума. К ним относятся такие личностные элементы, как темперамент, интересы, интеллект, потребности и навыки человека. Кроме индивидуальности, данные качества личности определяют место и роль человека в социальном обществе, а также его стремление к социальной мобильности.

Теории, изучающие классы людей

Изучением классов людей занимается социология. Отмечается отдельная ее отрасль – социальная стратификация, которая разделяет людей на «слои», объединяя социальные статусы по некоторым обособленным критериям. Людей делили на классы уже очень давно, началось все с сословий, основанных на происхождении человека, статусе семьи и т. д. После индустриального периода возникло понятие социальной мобильности, т. е. возможности «перемещаться» между классами, отныне это стало зависеть только от индивида.

Основные теории личности

Личностные гипотезы необходимо изучать и развивать с целью познания самого человека, последовательности его реакций на раздражители.

Психодинамическая теория

Начало психодинамической гипотезы положил З. Фрейд, заявив, что человек лишен воли и руководствуется агрессивными, сексуальными и защитными мотивами. Отечественный психолог В. Н. Мясищев охарактеризовал организационный личностный рост индивида через совокупность таких его качеств, как темперамент, направленность, уровень развития, целостность, мотивация и т. д.

Аналитическая теория

В аналитическую личностную гипотезу большой вклад внес К. Юнг, поэтому она во многом схожа с психодинамической. Личностью он называл совокупность архетипов – врожденных и приобретенных. Личностной структуре Юнг дал определение индивидуальной своеобразности разных элементов сознательного и бессознательного поведения, подкрепленных склонностью к интроверсии или экстраверсии.

Гуманистическая теория личности

Гуманистическая гипотеза, где себя проявил К. Роджерс, основывается на том, что человеку свойственно иметь врожденные тенденции к самоактуализации, находящиеся изначально в скрытом виде. Роджерс выделил и второй (отслеживающий) личностный механизм. Вместе они формируют у индивида целостную личностную структуру «Я», «идеальное Я» и «реальное Я». Эти элементы могут находиться в полной гармонии или, напротив, сильнейшей дисгармонии.

В психологии важны концепция «Я» и ее составляющие

Когнитивная теория

Основоположник когнитивной теории, Дж. Келли, предположил, что человек живет одним желанием – знать обо всем, что с ним происходило, и то, что будет в будущем. Также Келли определил, что человеку важна социальная среда, поскольку когнитивная теория усиливает интеллектуальное влияние на других людей, что сравнимо с научными деятелями, занимающимися гипотезами и прогнозированием.

Поведенческая теория

Поведенческая, она же «наученческая» теория, гласит, что личность человека – продукт научения, структура, состоящая из условных рефлексов, социальных навыков, которые играют здесь ведущую роль.

Концепции личности являются широко обсуждаемым вопросом, несмотря на то, что существует множество их определений. Психология придает значение отличиям в человеческом поведении, они выражаются через темперамент, поведение, специфику интересов.

Видео

srazu.pro

5. Первые социально-психологические теории.

Из
всего многообразия
первых социально-психологических теорий
обычно выделяют три, наиболее
значительные: психологию народов,
психологию масс и теорию инстинктов
социального
поведения.

Психология народов

Философ
Лацарус, языковед Штенйнталь (Германия):
в 1959 г. опубликовали статью «Вводные
рассуждения о психологии народов».
Главная сила истории – народ. Народ –
дух целого, который проявляется в
искусстве, религии, языке, мифах, обычаях.
Индивидуальная психики – это продукт
духа целого. Задача социальной психологии
– открыть закономерности духа целого
и тогда станет понятна психики индивида.

Вундт:
психология должна состоять из двух
частей: физиологической (эмпирической)
и психологии народа (описательной).

В
России развивал эти идеи Потебня’.

Главная
идея концепции психологии сталкивается
с феноменами, которые имеют корни не в
индивидуальном сознании, а в сознании
народов.

Индивидуальное
сознание создается психологией группы.
Поэтому должен быть специальный раздел
психологии, который будет заниматься
данными вопросами, применяя особые
методы.

В
отношении между личностью и обществом
общество играет важную роль.

Психология масс

В
основу концепции были положена концепция
подражания Тарда (роль
иррациональных моментов в социальном
поведении и роль подражания
— были усвоены непосредственными
создателями психологии масс)

Созданные
теории:

Итальянский
юрист Сигеле «Преступная толпа» (в
основном
опирался на изучение уголовных дел, в
которых его привлекала
роль аффективных моментов).

французский
социолог Лебон «Психология народов и
масс» 1985

Лебон:
говорил, что любое собрание людей
представляет из себя толпу.

Описал
типичные черты человека в массе:


обезличивание – приводит к господству
импульсивных инстинктивных реакций


резкое преобладание роли чувств над
интеллектом – приводит к подверженности
различным влияниям, отходу от логики


утрата личной ответственности – приводит
к отсутствию контроля над страстями.

Вывод:
масса по своей природе хаотична,
неупорядочена, поэтому ей нужен вождь.
Роль вождя может сыграть только элита.

Революционное
движение по Лебону – это рациональное
движение масс.

Вопрос
психики индивида и общества решается
с индивидуальных позиций. Изменения
отдельных индивидов в массе управляют
поведением масс.

Теория инстинктов социального поведения (Макдауголл)

1908
г. – психолог Макдауголл «Введение в
социальную психологию»

1908
г. – социолог Росс «Социальная психология»

1908
г. – год возникновения социальной
психологии как самостоятельной науки.

Целевая
или гормическая позиция.

Гормэ
(стремление, порыв, желание).

Причина
социального поведения – врожденные
инстинкты.

Гормэ
– движущая сила социального поведения.

Заявили
социальную психологию как самостоятельную
дисциплину.

Начало
ХХ века – социальная психология
превращается в экспериментальную науку.

Значение первых
социально-психологических теорий:


были выделены и четко поставлены
действительно важные вопросы, подлежащие
разрешению:
о соотношении сознания индивида и
сознания группы, о движущих силах
социального поведения и т.д.


пытались найти подходы к решению
поставленных проблем как бы с двух
сторон: со стороны психологии и со
стороны социологии.

Первые
социально-психологические концепции
оказались слабыми еще потому, что они
не опирались ни на какую исследовательскую
практику, они вообще не базировались
на исследованиях, но в духе
старых философских построений были
лишь «рассуждениями» по поводу
социально-психологических
проблем. Однако важное дело было сделано,
и социальная
психология была «заявлена» как
самостоятельная дисциплина, имеющая
право
на существование.

studfile.net