Социальную роль: Социальные роли — урок. Обществознание, 9 класс.

Содержание

Социальная роль | это… Что такое Социальная роль?

Социа́льная роль — модель поведения человека, объективно заданная социальной позицией личности в системе социальных, общественных и личных отношений. Социальная роль — это не что-то внешне связанное с социальным статусом, а выражение в действии социальной позиции агента. Другими словами, социальная роль — «поведение, которое ожидается от человека, занимающего определенный статус»[1].

Содержание

  • 1 История термина
  • 2 Определение понятия
  • 3 Виды социальных ролей
  • 4 Характеристики социальной роли
  • 5 Ролевые конфликты
  • 6 См. также
  • 7 Библиография
  • 8 Примечания
  • 9 Ссылки

История термина

Понятие «социальная роль» было предложено независимо друг от друга американскими социологами Р. Линтоном и Дж. Мидом в 1930-х гг., причём первый трактовал понятие «социальная роль» как единицу общественной структуры, описываемой в виде заданной человеку системы норм, второй — в плане непосредственного взаимодействия людей, «ролевой игры», в ходе которой, благодаря тому, что человек представляет себя в роли другого, происходит усвоение социальных норм и формируется социальное в личности. Линтоновское определение «социальная роль» как «динамического аспекта статуса» закрепилось в структурном функционализме и разрабатывалось Т. Парсонсом, А. Радклифф-Брауном, Р. Мертоном. Идеи Мида получили развитие в интеракционистской социологии и психологии. При всех различиях оба этих подхода объединяет представление о «социальная роль» как об узловой точке, в которой смыкаются индивид и общество, индивидуальное поведение превращается в социальное, а индивидуальные свойства и наклонности людей сопоставляются с бытующими в обществе нормативными установками, в зависимости от чего происходит отбор людей на те или иные социальные роли. Разумеется, в действительности ролевые ожидания никогда не бывают однозначными. Кроме того, человек часто попадает в ситуацию ролевого конфликта, когда его разные «социальная роль» оказываются плохо совместимыми. Современное общество требует от индивида постоянной смены модели поведения для выполнения конкретных ролей. В связи с этим, такие неомарксисты и неофрейдисты, как Т. Адорно, К. Хорни и другие в своих работах сделали парадоксальный вывод: «нормальная» личность современного общества — это невротик. Более того, в современном обществе широкое распространение получили ролевые конфликты, возникающие в ситуациях, когда от индивида требуется одновременное выполнение нескольких ролей с противоречивыми требованиями. Ирвин Гофман в своих исследованиях ритуалов взаимодействия, принимая и развивая базовую театральную метафору, обращал внимание не столько на ролевые предписания и пассивное следование им, сколько на сами процессы активного конструирования и поддержания «внешнего вида» в ходе коммуникации, на зоны неопределенности и двусмысленности во взаимодействии, ошибки в поведении партнеров.

Определение понятия

Социальная роль — динамическая характеристика социальной позиции, выражающаяся в наборе моделей поведения, согласующихся с социальными ожиданиями (ролевыми экспектациями) и задающихся специальными нормами (социальными предписаниями), обращенными от соответствующей группы (или нескольких групп) к обладателю определенной социальной позиции. Обладатели социальной позиции ожидают, что исполнение специальных предписаний (норм) дает в итоге регулярное и потому предсказуемое поведение, на которое может ориентироваться поведение других людей. Благодаря этому возможна регулярная и непрерывно поддающаяся планированию социальная интеракция (коммуникативное взаимодействие).

Виды социальных ролей

Виды социальных ролей определяются разнообразием социальных групп, видов деятельности и отношений, в которые включена личность. В зависимости от общественных отношений выделяют социальные и межличностные социальные роли.

  • Социальные роли обусловлены социальным статусом, профессией или видом деятельности (учитель, ученик, студент, продавец). Это стандартизированные безличные роли, строящиеся на основе прав и обязанностей, независимо от того, кто эти роли исполняет. Выделяют социально-демографические роли: муж, жена, дочь, сын, внук… Мужчина и женщина — это не только биологически предопределенный пол, но и гендер («социальный пол»), который создается (конструируется) обществом как социальная модель ролевого поведения, закрепленная общественными нормами, обычаями.
    Если биологически можно различить два пола — мужской и женский, то набор гендеров бывает гораздо шире. Гендер не обязательно совпадает с полом индивида. Биологический пол, так же как и гендер, фактически является социальным конструктом – продуктом устойчивых интерпретативных практик, возникающих на основе когнитивных схем восприятия. В психологическом и социальном плане биологический пол всегда существует для личности в виде условной системы объяснений (интерпретаций).
    [2]
  • Межличностные роли опосредованны межличностными отношениями, которые регулируются на эмоциональном уровне (лидер, обиженный, пренебрегаемый, кумир семьи, любимый и т. д.).

В жизни, в межличностных отношениях, каждый человек выступает в какой-то доминирующей социальной роли, своеобразном социальном амплуа как наиболее типичном индивидуальном образе, привычном для окружающих. Изменить привычный образ крайне трудно как для самого человека, так и для восприятия окружающих его людей. Чем более длительный период времени существует группа, тем привычнее становятся для окружающих доминирующие социальные роли каждого участника группы и тем сложнее изменить привычный для окружающих стереотип поведения.

Характеристики социальной роли

Основные характеристики социальной роли выделены американским социологом Толкоттом Парсонсом. Он предложил следующие четыре характеристики любой роли:

  • По масштабу. Часть ролей может быть строго ограничена, в то время как другая — размыта.
  • По способу получения. Роли делятся на предписанные и завоеванные (еще их называют достигаемыми).
  • По степени формализации. Деятельность может протекать как в строго установленных рамках, так и произвольно.
  • По видам мотивации. В качестве мотивации могут выступать личная прибыль, общественное благо и т. д.

Масштаб роли зависит от диапазона межличностных отношений. Чем больше диапазон, тем больше масштаб. Так, например, социальные роли супругов имеют очень большой масштаб, поскольку между мужем и женой устанавливается широчайший диапазон отношений.

С одной стороны, это отношения межличностные, базирующиеся на многообразии чувств и эмоций; с другой — отношения регулируются нормативными актами и в определенном смысле являются формальными. Участники данного социального взаимодействия интересуются самыми разными сторонами жизни друг друга, их отношения практически не ограничены. В других случаях, когда отношения строго определяются социальными ролями (например, отношения продавца и покупателя), взаимодействие может осуществляться только по конкретному поводу (в данном случае — покупки). Здесь масштаб роли сводится к узкому кругу специфических вопросов и является небольшим.

Способ получения роли зависит от того, насколько неизбежной является данная роль для человека. Так, роли молодого человека, старика, мужчины, женщины автоматически определяются возрастом и полом человека и не требуют особых усилий для их приобретения. Здесь может быть только проблема соответствия своей роли, которая уже существует как данность. Другие роли достигаются или даже завоевываются в процессе жизни человека и в результате целенаправленных специальных усилий.

Например, роль студента, научного сотрудника, профессора и т. д. Это практически все роли, связанные с профессией и любыми достижениями человека.

Формализация как описательная характеристика социальной роли определяется спецификой межличностных отношений носителя данной роли. Одни роли предполагают установление только формальных отношений между людьми с жесткой регламентацией правил поведения; другие, напротив, — только неформальных; третьи могут сочетать в себе как формальные, так и неформальные отношения. Очевидно, что отношения представителя ГИБДД с нарушителем правил дорожного движения должны определяться формальными правилами, а отношения между близкими людьми — чувствами. Формальные отношения часто сопровождаются неформальными, в которых проявляется эмоциональность, ведь человек, воспринимая и оценивая другого, проявляет к нему симпатию либо антипатию. Это происходит, когда люди взаимодействуют некоторое время и отношения становятся относительно устойчивыми.

Мотивация зависит от потребностей и мотивов человека. Разные роли обусловлены различными мотивами. Родители, заботясь о благе своего ребенка, руководствуются прежде всего чувством любви и заботы; руководитель трудится во имя дела и т. д.

Ролевые конфликты

Ролевые конфликты возникают при невыполнении обязанностей роли в силу субъективных причин (нежелание, неумение).

См. также

  • Стереотип
  • Гендерная роль

Библиография

  • «Игры, в которые играют люди» Э. Берн

Примечания

  1. Громов И. А., Мацкевич И. А., Семёнов В. А. Западная социология. — СПб.: ООО «Издательство ДНК», 2003. — С. 537.
  2. Практикум по гендерной психологии / Под ред. И. С. Клециной. — СПб.: Питер, 2003. C.27—35.

Ссылки

Общий курс: Учебное пособие для вузов. Кравченко А. И.

Социальная роль | это… Что такое Социальная роль?

Социа́льная роль — модель поведения человека, объективно заданная социальной позицией личности в системе социальных, общественных и личных отношений. Социальная роль — это не что-то внешне связанное с социальным статусом, а выражение в действии социальной позиции агента. Другими словами, социальная роль — «поведение, которое ожидается от человека, занимающего определенный статус»[1].

Содержание

  • 1 История термина
  • 2 Определение понятия
  • 3 Виды социальных ролей
  • 4 Характеристики социальной роли
  • 5 Ролевые конфликты
  • 6 См. также
  • 7 Библиография
  • 8 Примечания
  • 9 Ссылки

История термина

Понятие «социальная роль» было предложено независимо друг от друга американскими социологами Р. Линтоном и Дж. Мидом в 1930-х гг., причём первый трактовал понятие «социальная роль» как единицу общественной структуры, описываемой в виде заданной человеку системы норм, второй — в плане непосредственного взаимодействия людей, «ролевой игры», в ходе которой, благодаря тому, что человек представляет себя в роли другого, происходит усвоение социальных норм и формируется социальное в личности. Линтоновское определение «социальная роль» как «динамического аспекта статуса» закрепилось в структурном функционализме и разрабатывалось Т. Парсонсом, А. Радклифф-Брауном, Р. Мертоном. Идеи Мида получили развитие в интеракционистской социологии и психологии. При всех различиях оба этих подхода объединяет представление о «социальная роль» как об узловой точке, в которой смыкаются индивид и общество, индивидуальное поведение превращается в социальное, а индивидуальные свойства и наклонности людей сопоставляются с бытующими в обществе нормативными установками, в зависимости от чего происходит отбор людей на те или иные социальные роли. Разумеется, в действительности ролевые ожидания никогда не бывают однозначными. Кроме того, человек часто попадает в ситуацию ролевого конфликта, когда его разные «социальная роль» оказываются плохо совместимыми. Современное общество требует от индивида постоянной смены модели поведения для выполнения конкретных ролей. В связи с этим, такие неомарксисты и неофрейдисты, как Т. Адорно, К. Хорни и другие в своих работах сделали парадоксальный вывод: «нормальная» личность современного общества — это невротик. Более того, в современном обществе широкое распространение получили ролевые конфликты, возникающие в ситуациях, когда от индивида требуется одновременное выполнение нескольких ролей с противоречивыми требованиями. Ирвин Гофман в своих исследованиях ритуалов взаимодействия, принимая и развивая базовую театральную метафору, обращал внимание не столько на ролевые предписания и пассивное следование им, сколько на сами процессы активного конструирования и поддержания «внешнего вида» в ходе коммуникации, на зоны неопределенности и двусмысленности во взаимодействии, ошибки в поведении партнеров.

Определение понятия

Социальная роль — динамическая характеристика социальной позиции, выражающаяся в наборе моделей поведения, согласующихся с социальными ожиданиями (ролевыми экспектациями) и задающихся специальными нормами (социальными предписаниями), обращенными от соответствующей группы (или нескольких групп) к обладателю определенной социальной позиции. Обладатели социальной позиции ожидают, что исполнение специальных предписаний (норм) дает в итоге регулярное и потому предсказуемое поведение, на которое может ориентироваться поведение других людей. Благодаря этому возможна регулярная и непрерывно поддающаяся планированию социальная интеракция (коммуникативное взаимодействие).

Виды социальных ролей

Виды социальных ролей определяются разнообразием социальных групп, видов деятельности и отношений, в которые включена личность. В зависимости от общественных отношений выделяют социальные и межличностные социальные роли.

  • Социальные роли обусловлены социальным статусом, профессией или видом деятельности (учитель, ученик, студент, продавец). Это стандартизированные безличные роли, строящиеся на основе прав и обязанностей, независимо от того, кто эти роли исполняет. Выделяют социально-демографические роли: муж, жена, дочь, сын, внук… Мужчина и женщина — это не только биологически предопределенный пол, но и гендер («социальный пол»), который создается (конструируется) обществом как социальная модель ролевого поведения, закрепленная общественными нормами, обычаями. Если биологически можно различить два пола — мужской и женский, то набор гендеров бывает гораздо шире. Гендер не обязательно совпадает с полом индивида. Биологический пол, так же как и гендер, фактически является социальным конструктом – продуктом устойчивых интерпретативных практик, возникающих на основе когнитивных схем восприятия. В психологическом и социальном плане биологический пол всегда существует для личности в виде условной системы объяснений (интерпретаций).
    [2]
  • Межличностные роли опосредованны межличностными отношениями, которые регулируются на эмоциональном уровне (лидер, обиженный, пренебрегаемый, кумир семьи, любимый и т. д.).

В жизни, в межличностных отношениях, каждый человек выступает в какой-то доминирующей социальной роли, своеобразном социальном амплуа как наиболее типичном индивидуальном образе, привычном для окружающих. Изменить привычный образ крайне трудно как для самого человека, так и для восприятия окружающих его людей.

Чем более длительный период времени существует группа, тем привычнее становятся для окружающих доминирующие социальные роли каждого участника группы и тем сложнее изменить привычный для окружающих стереотип поведения.

Характеристики социальной роли

Основные характеристики социальной роли выделены американским социологом Толкоттом Парсонсом. Он предложил следующие четыре характеристики любой роли:

  • По масштабу. Часть ролей может быть строго ограничена, в то время как другая — размыта.
  • По способу получения. Роли делятся на предписанные и завоеванные (еще их называют достигаемыми).
  • По степени формализации. Деятельность может протекать как в строго установленных рамках, так и произвольно.
  • По видам мотивации. В качестве мотивации могут выступать личная прибыль, общественное благо и т. д.

Масштаб роли зависит от диапазона межличностных отношений. Чем больше диапазон, тем больше масштаб. Так, например, социальные роли супругов имеют очень большой масштаб, поскольку между мужем и женой устанавливается широчайший диапазон отношений.

С одной стороны, это отношения межличностные, базирующиеся на многообразии чувств и эмоций; с другой — отношения регулируются нормативными актами и в определенном смысле являются формальными. Участники данного социального взаимодействия интересуются самыми разными сторонами жизни друг друга, их отношения практически не ограничены. В других случаях, когда отношения строго определяются социальными ролями (например, отношения продавца и покупателя), взаимодействие может осуществляться только по конкретному поводу (в данном случае — покупки). Здесь масштаб роли сводится к узкому кругу специфических вопросов и является небольшим.

Способ получения роли зависит от того, насколько неизбежной является данная роль для человека. Так, роли молодого человека, старика, мужчины, женщины автоматически определяются возрастом и полом человека и не требуют особых усилий для их приобретения. Здесь может быть только проблема соответствия своей роли, которая уже существует как данность. Другие роли достигаются или даже завоевываются в процессе жизни человека и в результате целенаправленных специальных усилий. Например, роль студента, научного сотрудника, профессора и т. д. Это практически все роли, связанные с профессией и любыми достижениями человека.

Формализация как описательная характеристика социальной роли определяется спецификой межличностных отношений носителя данной роли. Одни роли предполагают установление только формальных отношений между людьми с жесткой регламентацией правил поведения; другие, напротив, — только неформальных; третьи могут сочетать в себе как формальные, так и неформальные отношения. Очевидно, что отношения представителя ГИБДД с нарушителем правил дорожного движения должны определяться формальными правилами, а отношения между близкими людьми — чувствами. Формальные отношения часто сопровождаются неформальными, в которых проявляется эмоциональность, ведь человек, воспринимая и оценивая другого, проявляет к нему симпатию либо антипатию. Это происходит, когда люди взаимодействуют некоторое время и отношения становятся относительно устойчивыми.

Мотивация зависит от потребностей и мотивов человека. Разные роли обусловлены различными мотивами. Родители, заботясь о благе своего ребенка, руководствуются прежде всего чувством любви и заботы; руководитель трудится во имя дела и т. д.

Ролевые конфликты

Ролевые конфликты возникают при невыполнении обязанностей роли в силу субъективных причин (нежелание, неумение).

См. также

  • Стереотип
  • Гендерная роль

Библиография

  • «Игры, в которые играют люди» Э. Берн

Примечания

  1. Громов И. А., Мацкевич И. А., Семёнов В. А. Западная социология. — СПб.: ООО «Издательство ДНК», 2003. — С. 537.
  2. Практикум по гендерной психологии / Под ред. И. С. Клециной. — СПб.: Питер, 2003. C.27—35.

Ссылки

Общий курс: Учебное пособие для вузов. Кравченко А. И.

Социальная роль | это… Что такое Социальная роль?

Социа́льная роль — модель поведения человека, объективно заданная социальной позицией личности в системе социальных, общественных и личных отношений. Социальная роль — это не что-то внешне связанное с социальным статусом, а выражение в действии социальной позиции агента. Другими словами, социальная роль — «поведение, которое ожидается от человека, занимающего определенный статус»[1].

Содержание

  • 1 История термина
  • 2 Определение понятия
  • 3 Виды социальных ролей
  • 4 Характеристики социальной роли
  • 5 Ролевые конфликты
  • 6 См. также
  • 7 Библиография
  • 8 Примечания
  • 9 Ссылки

История термина

Понятие «социальная роль» было предложено независимо друг от друга американскими социологами Р. Линтоном и Дж. Мидом в 1930-х гг., причём первый трактовал понятие «социальная роль» как единицу общественной структуры, описываемой в виде заданной человеку системы норм, второй — в плане непосредственного взаимодействия людей, «ролевой игры», в ходе которой, благодаря тому, что человек представляет себя в роли другого, происходит усвоение социальных норм и формируется социальное в личности. Линтоновское определение «социальная роль» как «динамического аспекта статуса» закрепилось в структурном функционализме и разрабатывалось Т. Парсонсом, А. Радклифф-Брауном, Р. Мертоном. Идеи Мида получили развитие в интеракционистской социологии и психологии. При всех различиях оба этих подхода объединяет представление о «социальная роль» как об узловой точке, в которой смыкаются индивид и общество, индивидуальное поведение превращается в социальное, а индивидуальные свойства и наклонности людей сопоставляются с бытующими в обществе нормативными установками, в зависимости от чего происходит отбор людей на те или иные социальные роли. Разумеется, в действительности ролевые ожидания никогда не бывают однозначными. Кроме того, человек часто попадает в ситуацию ролевого конфликта, когда его разные «социальная роль» оказываются плохо совместимыми. Современное общество требует от индивида постоянной смены модели поведения для выполнения конкретных ролей. В связи с этим, такие неомарксисты и неофрейдисты, как Т. Адорно, К. Хорни и другие в своих работах сделали парадоксальный вывод: «нормальная» личность современного общества — это невротик. Более того, в современном обществе широкое распространение получили ролевые конфликты, возникающие в ситуациях, когда от индивида требуется одновременное выполнение нескольких ролей с противоречивыми требованиями. Ирвин Гофман в своих исследованиях ритуалов взаимодействия, принимая и развивая базовую театральную метафору, обращал внимание не столько на ролевые предписания и пассивное следование им, сколько на сами процессы активного конструирования и поддержания «внешнего вида» в ходе коммуникации, на зоны неопределенности и двусмысленности во взаимодействии, ошибки в поведении партнеров.

Определение понятия

Социальная роль — динамическая характеристика социальной позиции, выражающаяся в наборе моделей поведения, согласующихся с социальными ожиданиями (ролевыми экспектациями) и задающихся специальными нормами (социальными предписаниями), обращенными от соответствующей группы (или нескольких групп) к обладателю определенной социальной позиции. Обладатели социальной позиции ожидают, что исполнение специальных предписаний (норм) дает в итоге регулярное и потому предсказуемое поведение, на которое может ориентироваться поведение других людей. Благодаря этому возможна регулярная и непрерывно поддающаяся планированию социальная интеракция (коммуникативное взаимодействие).

Виды социальных ролей

Виды социальных ролей определяются разнообразием социальных групп, видов деятельности и отношений, в которые включена личность. В зависимости от общественных отношений выделяют социальные и межличностные социальные роли.

  • Социальные роли обусловлены социальным статусом, профессией или видом деятельности (учитель, ученик, студент, продавец). Это стандартизированные безличные роли, строящиеся на основе прав и обязанностей, независимо от того, кто эти роли исполняет. Выделяют социально-демографические роли: муж, жена, дочь, сын, внук… Мужчина и женщина — это не только биологически предопределенный пол, но и гендер («социальный пол»), который создается (конструируется) обществом как социальная модель ролевого поведения, закрепленная общественными нормами, обычаями. Если биологически можно различить два пола — мужской и женский, то набор гендеров бывает гораздо шире. Гендер не обязательно совпадает с полом индивида. Биологический пол, так же как и гендер, фактически является социальным конструктом – продуктом устойчивых интерпретативных практик, возникающих на основе когнитивных схем восприятия. В психологическом и социальном плане биологический пол всегда существует для личности в виде условной системы объяснений (интерпретаций). [2]
  • Межличностные роли опосредованны межличностными отношениями, которые регулируются на эмоциональном уровне (лидер, обиженный, пренебрегаемый, кумир семьи, любимый и т. д.).

В жизни, в межличностных отношениях, каждый человек выступает в какой-то доминирующей социальной роли, своеобразном социальном амплуа как наиболее типичном индивидуальном образе, привычном для окружающих. Изменить привычный образ крайне трудно как для самого человека, так и для восприятия окружающих его людей. Чем более длительный период времени существует группа, тем привычнее становятся для окружающих доминирующие социальные роли каждого участника группы и тем сложнее изменить привычный для окружающих стереотип поведения.

Характеристики социальной роли

Основные характеристики социальной роли выделены американским социологом Толкоттом Парсонсом. Он предложил следующие четыре характеристики любой роли:

  • По масштабу. Часть ролей может быть строго ограничена, в то время как другая — размыта.
  • По способу получения. Роли делятся на предписанные и завоеванные (еще их называют достигаемыми).
  • По степени формализации. Деятельность может протекать как в строго установленных рамках, так и произвольно.
  • По видам мотивации. В качестве мотивации могут выступать личная прибыль, общественное благо и т. д.

Масштаб роли зависит от диапазона межличностных отношений. Чем больше диапазон, тем больше масштаб. Так, например, социальные роли супругов имеют очень большой масштаб, поскольку между мужем и женой устанавливается широчайший диапазон отношений. С одной стороны, это отношения межличностные, базирующиеся на многообразии чувств и эмоций; с другой — отношения регулируются нормативными актами и в определенном смысле являются формальными. Участники данного социального взаимодействия интересуются самыми разными сторонами жизни друг друга, их отношения практически не ограничены. В других случаях, когда отношения строго определяются социальными ролями (например, отношения продавца и покупателя), взаимодействие может осуществляться только по конкретному поводу (в данном случае — покупки). Здесь масштаб роли сводится к узкому кругу специфических вопросов и является небольшим.

Способ получения роли зависит от того, насколько неизбежной является данная роль для человека. Так, роли молодого человека, старика, мужчины, женщины автоматически определяются возрастом и полом человека и не требуют особых усилий для их приобретения. Здесь может быть только проблема соответствия своей роли, которая уже существует как данность. Другие роли достигаются или даже завоевываются в процессе жизни человека и в результате целенаправленных специальных усилий. Например, роль студента, научного сотрудника, профессора и т. д. Это практически все роли, связанные с профессией и любыми достижениями человека.

Формализация как описательная характеристика социальной роли определяется спецификой межличностных отношений носителя данной роли. Одни роли предполагают установление только формальных отношений между людьми с жесткой регламентацией правил поведения; другие, напротив, — только неформальных; третьи могут сочетать в себе как формальные, так и неформальные отношения. Очевидно, что отношения представителя ГИБДД с нарушителем правил дорожного движения должны определяться формальными правилами, а отношения между близкими людьми — чувствами. Формальные отношения часто сопровождаются неформальными, в которых проявляется эмоциональность, ведь человек, воспринимая и оценивая другого, проявляет к нему симпатию либо антипатию. Это происходит, когда люди взаимодействуют некоторое время и отношения становятся относительно устойчивыми.

Мотивация зависит от потребностей и мотивов человека. Разные роли обусловлены различными мотивами. Родители, заботясь о благе своего ребенка, руководствуются прежде всего чувством любви и заботы; руководитель трудится во имя дела и т. д.

Ролевые конфликты

Ролевые конфликты возникают при невыполнении обязанностей роли в силу субъективных причин (нежелание, неумение).

См. также

  • Стереотип
  • Гендерная роль

Библиография

  • «Игры, в которые играют люди» Э. Берн

Примечания

  1. Громов И. А., Мацкевич И. А., Семёнов В. А. Западная социология. — СПб.: ООО «Издательство ДНК», 2003. — С. 537.
  2. Практикум по гендерной психологии / Под ред. И. С. Клециной. — СПб.: Питер, 2003. C.27—35.

Ссылки

Общий курс: Учебное пособие для вузов. Кравченко А. И.

Социальные роли (определение + примеры) в психологии

Давайте поговорим о переключении кода. Возможно, вы сделали это, не зная об этом. Вы можете сделать это после того, как покинете эту комнату или поднимете трубку.

Переключение кода — это процесс переключения с одного лингвистического кода на другой. Иногда это говорит совершенно на другом языке. Вы можете начать говорить по-испански, чтобы англоговорящие вокруг вас не услышали, что вы над ними смеетесь. Или вы можете изменить свою речь, когда находитесь в зале заседаний, чтобы она звучала более «интеллигентно». Вы можете выскользнуть из этой речи, когда находитесь в более непринужденной ситуации.

Зачем мы это делаем? Почему мы меняем всю нашу речь только потому, что находимся в другой комнате или среди других людей? Часто мы меняем код или выполняем другие действия, потому что удовлетворяем потребность выполнять определенные социальные роли.

Что такое социальные роли?

Люди — социальные существа. Мы формируем социальные группы, которые преследуют определенные цели. У каждого члена этой социальной группы есть социальная роль.

Социальные роли — это определенные категории, которые люди определяют для себя, и они сопровождаются неписаными обязанностями, но они также сопровождаются кодексом поведения. Соблюдая этот кодекс поведения, каждый участник может выполнять свою роль и пожинать плоды этого. Действия вне этих ролей часто имеют последствия.

Почему у нас есть эти неписаные роли?

Почему конформизм так полезен в обществе? Эволюционная психология может дать ответ. Эксперты предполагают, что когда люди были частью племен, им приходилось вести себя осторожно, чтобы избежать ужасных последствий. Я говорю о серьезных последствиях – быть съеденным хищниками, голодать и т.д. 

Если бы каждый член группы действовал предсказуемо, другие члены могли бы быть уверены, что на их еду будут охотиться, что будет предоставлено убежище, а более уязвимым членам общества будет предоставлена ​​защита.

Но если кто-то действовал беспорядочно или не соответствовал своей роли, группе может стать не по себе. Если «собиратель» стал «охотником», группа может быть не уверена в количестве ягод или дичи, которые вернутся к концу дня. Группа может даже решить отказаться от человека, который ведет себя не в соответствии с их социальной ролью, чтобы их группа (и ее поведение) оставалась более предсказуемой.

Хотя социальные группы не всегда приносят еду друг для друга, тревога все же возникает, если кто-то действует не по своей роли.

Как определяются социальные роли?

Кто определяет, кто охотник, а кто собиратель? Кто определяет, кто распоряжается деньгами в семье? Кто определяет, кто является «кормильцем», а кто «домохозяйкой»? Кто определяет, что в домашней обстановке должен быть один кормилец и одна хранительница домашнего очага?

Теория социальных ролей

Ответ можно найти в этих двух терминах: «кормилица» и «домохозяйка». Это два разных вида труда. Труд по охоте, собирательству и воспитанию детей также показывает, как эти роли развивались с течением времени.

Психологи Игли и Вуд предположили, что разделение труда определяет не только «роли» мужчин и женщин в обществе, но и стереотипы, относящиеся к каждому полу. Это известно как теория социальных ролей.

В рамках этих стереотипов находятся черты характера и поведения. Теория социальных ролей предполагает, что стереотипы скромной, заботливой женщины и сильного, жесткого мужчины исходят из этих ролей, изначально данных им в обществе. Как вы скоро узнаете, эти роли и стереотипы приводят к законам и наказаниям за простое поведение, относящееся к «ролям» каждого пола.

Социальные роли влияют на поведение 

Социальные роли влияют на поведение вплоть до самого незначительного выбора, например, ношения брюк или юбки. Любой, у кого есть хотя бы одна нога, может физически носить брюки или юбку. Но общество выработало множество писаных и неписаных правил о том, кому можно носить брюки или юбку.

Законы о маскараде, впервые принятые в 1800-х годах, устанавливают расплывчатые правила для типа одежды, которую люди могут носить на публике. Хотя эти законы не были приняты для определенных полов, социальные сдвиги заставили правоохранительные органы сосредоточить свое внимание на людях, которые «переодеваются». До 19В 60-е мужчины, одетые в платья, могли подвергнуться нападению со стороны полиции или быть брошенными в тюрьму из-за своей одежды. Но это правило не применялось к религиозным лидерам-мужчинам, которые, можно утверждать, формально носили юбки или платья по своей профессии. Это не применялось в Шотландии, где килты считаются традиционной одеждой.

Роль мужчины в обществе, а также его местонахождение определяют, обязан ли он иметь шов между ног.

В зависимости от круга общения, в котором вы находитесь, вы можете заметить, что эти правила начинают меняться. В некоторых обществах почитают трансвеститов и мужчин, которые чувствуют себя достаточно уверенно, чтобы пройтись по подиуму в юбке. Другие по-прежнему оставляют юбки женщинам и религиозным лидерам-мужчинам.

Мы не ограничены одной ролью 

Мужчина, который может чувствовать себя комфортно в юбке на вечеринке близких друзей, может чувствовать себя не так комфортно, демонстрируя такое поведение на родео. По мере того, как мы входим и выходим из разных кругов, мы можем приспосабливать свое поведение к тому, где мы находимся в настоящем.

И наш пол — далеко не единственный фактор, который может «определить» нашу роль в обществе. Раса, религия, возраст и профессия могут определять, какую роль мы играем и какое поведение приемлемо. Эти роли также могут определять, какие «группы» считаются аутсайдерами, а какие считаются более заслуживающими ресурсов. Существует разрыв в оплате труда мужчин и женщин. Но этот разрыв в заработной плате шире или меньше в зависимости от расы человека. И раса, и пол играют роль в том, как работодатель оценивает ценность этого человека в обществе и какую работу он может получить.

Конечно, наше поведение также зависит от нашей роли. Женщина, работающая вне дома, может принимать иные финансовые решения, чем женщина, которая весь день сидит дома. Женщина, которая вкладывает деньги, может быть готова высказать свое мнение в комнате, полной других женщин, но придерживать язык в комнате, полной мужчин. Мужчины в комнате могут учитывать мнение других мужчин, но даже не слушать женщину, которая делится своими мыслями. Мужчины в комнате также могут слушать других мужчин, исходя из их внешности, связывая умную одежду с умными решениями.

Мы постоянно полагаемся на свои социальные роли и предполагаемые социальные роли других, чтобы выносить суждения и определять поведение. И чем больше мы осознаем, как социальные роли и стереотипы могут влиять на нас, тем больше мы можем сделать шаг назад и принять более правильные и справедливые решения. Вы осуждаете кого-то за то, что он делает что-то не так, или просто потому, что он «не соответствует» той социальной роли, которую ему отводит общество?

[ссылка на статью]

Теодор Т.

Теодор — профессиональный преподаватель психологии с более чем 10-летним опытом создания образовательного контента в Интернете. «Практическая психология» начиналась как полезный сборник статей по психологии, чтобы помочь другим студентам, который расширился до канала Youtube с более чем 2 000 000 подписчиков и веб-сайта с более чем 500 сообщениями.

11.2 Самопрезентация – Введение в психологию

Цели обучения

К концу этого раздела вы сможете:

  • Описать социальные роли и их влияние на поведение
  • Объясните, что такое социальные нормы и как они влияют на поведение
  • Определить сценарий
  • Опишите результаты эксперимента Зимбардо в Стэнфордской тюрьме

 

 

   Как вы уже знаете, социальная психология изучает то, как люди, реальные или воображаемые, влияют друг на друга на мысли, чувства и поведение. Мы обсудили ситуационные точки зрения и внимание социальной психологии к тому, как окружающая среда человека, включая культуру и другие социальные влияния, влияет на поведение. В этом разделе мы исследуем ситуационные силы, оказывающие сильное влияние на человеческое поведение, включая социальные роли, социальные нормы и сценарии. Мы обсуждаем, как люди используют социальную среду в качестве источника информации или подсказок о том, как себя вести. Ситуационное влияние на наше поведение имеет важные последствия, например, поможем ли мы незнакомцу в чрезвычайной ситуации или как мы будем вести себя в незнакомой обстановке.

СОЦИАЛЬНЫЕ РОЛИ

   Одной из основных социальных детерминант человеческого поведения являются наши социальные роли. Социальная роль — это образец поведения, который ожидается от человека в данной среде или группе (Hare, 2003). У каждого из нас есть несколько социальных ролей. Вы можете быть одновременно учеником, родителем, начинающим учителем, сыном или дочерью, супругом и спасателем. Как эти социальные роли влияют на ваше поведение? Социальные роли определяются общим культурным знанием. То есть почти каждый в данной культуре знает, какое поведение ожидается от человека в данной роли. Кроме того, мы, как общество, склонны наказывать социальные нормы, когда видим, что они нарушаются, в одних ситуациях больше, чем в других. Рост, Стахел и Фрей (2016) обнаружили, что люди используют социальные сети в качестве платформы для борьбы с теми, кто не соблюдает определенные социальные нормы и правила. Это связано с меньшим риском критиковать кого-то в Интернете, чем лично. Например, какова социальная роль студента? Если вы осмотрите аудиторию колледжа, вы, вероятно, увидите, что студенты ведут себя прилежно, делают заметки, слушают профессора, читают учебник и тихо сидят за партами (рисунок ниже). Конечно, вы можете видеть, как учащиеся отклоняются от ожидаемого поведения при учебе, например отправляют текстовые сообщения со своих телефонов или используют Facebook на своих ноутбуках, но во всех случаях учащиеся, за которыми вы наблюдаете, посещают занятия — часть социальной роли учащихся.

 

Быть студентом — это лишь одна из многих социальных ролей, которые у вас есть. (кредит: «MSIS Мичиганского университета»/Flickr)

Социальные роли и связанное с ними поведение могут различаться в зависимости от настроек. Как вы ведете себя, когда играете роль сына или дочери и посещаете семейное мероприятие? А теперь представьте, как вы ведете себя, когда вы выполняете роль сотрудника на своем рабочем месте. Вполне вероятно, что ваше поведение будет другим. Возможно, вы более расслаблены и общительны со своей семьей, шутите и делаете глупости. Но на рабочем месте вы можете говорить более профессионально, и хотя вы можете быть дружелюбным, вы также серьезны и сосредоточены на завершении работы. Это примеры того, как наши социальные роли влияют и часто диктуют наше поведение в той мере, в какой идентичность и личность могут меняться в зависимости от контекста (то есть в разных социальных группах) (Malloy, Albright, Kenny, Agatstein & Winquist, 19).97).

СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ

  Как обсуждалось ранее, социальные роли определяются общим знанием культуры о том, какое поведение ожидается от человека в конкретной роли. Это общее знание исходит из социальных норм. Социальная норма – это ожидание группой того, что является уместным и приемлемым поведением для ее членов – как они должны вести себя и думать (Deutsch & Gerard, 1955; Berkowitz, 2004). Как мы должны действовать? О чем мы должны говорить? Что мы должны носить? В нашем обсуждении социальных ролей мы отметили, что в колледжах существуют социальные нормы поведения студентов в роли студента, а на рабочих местах — социальные нормы поведения сотрудников в роли наемного работника. Социальные нормы есть везде, в том числе в семьях, бандах и в социальных сетях. Какие социальные нормы существуют на Facebook?

Подростки, подростки и социальные нормы

Моя 11-летняя дочь Джессика недавно сказала мне, что ей нужны шорты и рубашки на лето, и что она хочет, чтобы я отвел ее в магазин в торговом центре, который популярен среди подростков и подростков, чтобы купить их. Я заметил, что у многих девушек есть одежда из этого магазина, поэтому я попытался подразнить ее. Я сказал: «На всех футболках спереди написано «Aero». Если вы носите такую ​​рубашку и у вас есть замещающий учитель, а все остальные девочки носят такие же рубашки, не будет ли замещающий учитель думать, что вас всех зовут «Аэро»?

 

Моя дочь ответила в типичной 11-летней манере: «Мама, ты не смешная. Пожалуйста, мы можем пойти по магазинам?»

 

Я пробовал другую тактику. Я спросил Джессику, сделает ли она популярной одежду из этого магазина. Она ответила: «Нет, это не сделает меня популярной. Это то, что носят популярные дети. Это сделает меня счастливее».

 

Как лейбл или торговая марка могут сделать кого-то счастливее? Вспомните, что вы узнали о развитии на протяжении всей жизни. Что такого особенного в подростках и молодых подростках, что заставляет их хотеть соответствовать (рисунок ниже)? Это меняется со временем? Вспомните свой школьный опыт или осмотрите кампус колледжа. Какую главную марку одежды вы видите? Какие сообщения мы получаем от СМИ о том, как вписаться?

 

Молодые люди изо всех сил пытаются стать независимыми, в то же время они отчаянно пытаются соответствовать своим сверстникам. (кредит: Моника Арельяно-Онгпин)

СКРИПТЫ

   Благодаря социальным ролям люди, как правило, знают, какое поведение ожидается от них в конкретных знакомых условиях. Сценарий – это знания человека о последовательности событий, ожидаемых в определенных условиях (Schank & Abelson, 1977). Как вы ведете себя в первый день в школе, когда входите в лифт или в ресторане? Например, в ресторане в США, если мы хотим привлечь внимание официанта, мы пытаемся установить зрительный контакт. В Бразилии вы издавали звук «psst», чтобы привлечь внимание сервера. Вы можете увидеть культурные различия в сценариях. Для американца сказать «psst» официанту может показаться грубым, но для бразильца попытка установить зрительный контакт может показаться неэффективной стратегией. Сценарии являются важным источником информации для управления поведением в определенных ситуациях. Можете ли вы представить, что находитесь в незнакомой ситуации и не имеете сценария, как себя вести? Это может быть неудобно и запутанно. Как можно было узнать о социальных нормах в незнакомой культуре?

СТАНФОРДСКИЙ ТЮРЕМНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ ЗИМБАРДО

  Знаменитый эксперимент в Стэнфордской тюрьме, проведенный социальным психологом Филипом Зимбардо и его коллегами из Стэнфордского университета, продемонстрировал силу социальных ролей, социальных норм и сценариев. Летом 1971 года в калифорнийской газете было размещено объявление о привлечении мужчин-добровольцев к участию в исследовании психологических последствий тюремной жизни. Более 70 мужчин вызвались добровольцами, и эти добровольцы затем прошли психологическое тестирование, чтобы исключить кандидатов, у которых были основные психические проблемы, проблемы со здоровьем, или история преступлений или злоупотребления наркотиками. Пул добровольцев был сокращен до 24 здоровых студентов мужского пола. Каждому студенту платили 15 долларов в день и случайным образом назначали на роль заключенного или охранника в исследовании. Основываясь на том, что вы узнали о методах исследования, почему важно, чтобы участники распределялись случайным образом?

В подвале психологического факультета Стэнфорда была построена имитационная тюрьма. Участники, назначенные играть роль заключенных, были «арестованы» в своих домах полицейскими Пало-Альто, зарегистрированы в полицейском участке и впоследствии доставлены в имитационную тюрьму. Эксперимент был запланирован на несколько недель. К удивлению исследователей, и «заключенные», и «охранники» с рвением взялись за свои роли. Фактически, на 2-й день некоторые из заключенных подняли восстание, и охранники подавили восстание, угрожая заключенным ночными дубинками. За относительно короткое время охранники начали беспокоить заключенных все более и более садистским образом из-за полного отсутствия уединения, отсутствия элементарных удобств, таких как матрасы для сна, а также из-за унизительной работы по дому и ночных счетов.

У заключенных, в свою очередь, стали проявляться признаки сильного беспокойства и безысходности — они стали терпеть издевательства надзирателей. Даже стэнфордский профессор Филип Зимбардо, который разработал исследование и был главным исследователем, обнаружил, что ведет себя так, как будто тюрьма реальна, и его роль тюремного надзирателя тоже реальна. Всего через шесть дней эксперимент пришлось прекратить из-за ухудшения поведения участников. Зимбардо объяснил,

В этот момент стало ясно, что нам нужно закончить исследование. Мы создали чрезвычайно мощную ситуацию — ситуацию, в которой заключенные отстранялись и вели себя патологическим образом, а некоторые охранники вели себя садистски. Даже «хорошие» охранники не могли вмешаться, и ни один из охранников не ушел, пока исследование продолжалось. Действительно, следует отметить, что ни один охранник никогда не опаздывал на свою смену, не вызывал больных, не уходил раньше времени и не требовал доплаты за сверхурочную работу. (Зимбардо, 2013)

  Тюремный эксперимент в Стэнфорде продемонстрировал влияние социальных ролей, норм и сценариев на человеческое поведение. Охранники и заключенные разыгрывали свои социальные роли, проявляя поведение, соответствующее этим ролям: охранники отдавали приказы, а заключенные выполняли приказы. Социальные нормы требуют, чтобы охранники были авторитарными, а заключенные — покорными. Когда заключенные бунтовали, они нарушали эти социальные нормы, что приводило к потрясениям. Конкретные действия охранников и заключенных взяты из сценариев. Например, охранники унижали заключенных, заставляя их отжиматься и лишая их личной жизни. Заключенные бунтовали, бросая подушки и громя свои камеры. Некоторые заключенные настолько погрузились в свои роли, что у них проявились симптомы психического расстройства; однако, по словам Зимбардо, ни один из участников не пострадал в долгосрочной перспективе (Александр, 2001).

Стэнфордский тюремный эксперимент имеет некоторые параллели с издевательствами над военнопленными со стороны войск армии США и сотрудников ЦРУ в тюрьме Абу-Грейб в 2003 и 2004 годах. Преступления в Абу-Грейб были задокументированы фотографиями жестокого обращения, некоторые из которых были сделаны насильниками сами (рисунок ниже).

 

Иракские военнопленные подверглись жестокому обращению со стороны своих американских похитителей в тюрьме Абу-Грейб во время второй войны в Ираке. (кредит: Министерство обороны США)

 

ОБЗОР

   Поведение человека сильно зависит от наших социальных ролей, норм и сценариев. Чтобы знать, как действовать в той или иной ситуации, мы поделились культурными знаниями о том, как вести себя в зависимости от нашей роли в обществе. Социальные нормы диктуют поведение, подходящее или неподходящее для каждой роли. У каждой социальной роли есть сценарии, которые помогают людям выучить последовательность подходящего поведения в данной обстановке. Знаменитый Стэнфордский тюремный эксперимент является примером того, как сила ситуации может диктовать социальные роли, нормы и сценарии, которым мы следуем в данной ситуации, даже если это поведение противоречит нашему типичному поведению.

 

Каталожные номера:

Текст Openstax Psychology, написанный Кэтрин Дампер, Уильямом Дженкинсом, Арлин Лакомб, Мэрилин Ловетт и Марион Перлмуттер, под лицензией CC BY v4.0. https://openstax.org/details/books/psychology

 

 

Упражнения

Контрольные вопросы:

1. A(n) ________ представляет собой набор групповых ожиданий в отношении соответствующих мыслей и поведения ее членов.

а. социальная роль

б. социальная норма

c. сценарий

д. attribution

 

2. В свой первый день футбольной тренировки Хосе надел футболку, шорты и бутсы и выбежал на поле, чтобы присоединиться к своим товарищам по команде. Поведение Хосе отражает ________.

а. скрипт

б. социальное влияние

c. хорошее спортивное поведение

d. нормативное поведение

 

3. При покупке одежды подростки часто следуют социальным нормам; это, вероятно, мотивировано ________.

а. следуя правилам родителей

b. экономия денег

c. фитинг в

d. хорошо выглядит

 

4. В Стэнфордском тюремном эксперименте даже ведущий исследователь уступил своей роли тюремного надзирателя. Это пример влияния ________ на поведение.

а. скрипты

б. социальные нормы

c. соответствие

d. социальные роли

 

Вопросы критического мышления: 

1. Почему «хорошие» охранники в Стэнфордском тюремном эксперименте не возражали против оскорбительного поведения других охранников? Были ли студенты-заключенные просто слабыми людьми? Почему они не возражали против издевательств над собой?

2. Опишите, как социальные роли, социальные нормы и сценарии проявлялись в Стэнфордском тюремном эксперименте. Как этот эксперимент можно применить в повседневной жизни? Есть ли более свежие примеры, когда люди начали выполнять роль и стали оскорблять?

 

Личные вопросы:

1. Попробуйте посетить религиозную службу, которая сильно отличается от вашей собственной, и посмотрите, как вы себя чувствуете и ведете себя, не зная соответствующего сценария. Или попробуйте посетить важное личное мероприятие, на которое вы никогда раньше не ходили, например бар-мицву (ритуал совершеннолетия в еврейской культуре), кинсеаньера (в некоторых латиноамериканских культурах вечеринка устраивается для девушки, которая исполняется 15 лет), свадьба, похороны или новое для вас спортивное мероприятие, например скачки или скачки на быках. Наблюдайте и записывайте свои чувства и поведение в этой незнакомой обстановке, для которой у вас нет соответствующего сценария. Вы молча наблюдаете за происходящим или просите другого человека помочь в интерпретации поведения людей на мероприятии? Опишите, как изменилось бы ваше поведение, если бы вы посетили подобное мероприятие в будущем?

2. Назовите и опишите не менее трех социальных ролей, которые вы выбрали для себя. Почему вы взяли на себя эти роли? Какие роли ожидают от вас, но вы пытаетесь сопротивляться?

Глоссарий:

Сценарий

Социальная норма

Социальная роль

Stanford Prison Expert Expert

Stanford Prison Expertimment

Stanford Expertimment

.

Ключевые выводы

Вопросы для обзора:

1. B

2. A

3. C

4. D

 

Вопросы критического мышления: 

оскорбительное поведение охранников из-за силы ситуации. Кроме того, поведение начальника тюрьмы санкционировало негативное отношение охранников к заключенным. Заключенные не были слабыми людьми; их завербовали, потому что они были здоровыми, психически стабильными взрослыми. Сила их социальной роли побудила их к подчиненному поведению заключенных. Сценарий для заключенных состоит в том, чтобы мириться с оскорбительным поведением со стороны авторитетных лиц, особенно в качестве наказания, когда они не следуют правилам.

2. Социальные роли были разыграны, поскольку каждый участник разыгрывал поведение, соответствующее его роли заключенного, охранника или надзирателя. Сценарии определяли конкретное поведение охранников и заключенных, например унижение и пассивность. Социальные нормы тюремной среды санкционируют жестокое обращение с заключенными, поскольку они утратили многие из своих человеческих прав и стали собственностью правительства. Этот эксперимент можно применить к другим ситуациям, в которых социальные нормы, роли и сценарии диктуют наше поведение, например, в поведении толпы. Более свежим примером подобного поведения было жестокое обращение с заключенными со стороны американских солдат, которые работали охранниками в тюрьме Абу-Грейб в Ираке.

 

Глоссарий:

 

сценарий:  знание человека о последовательности событий в конкретной обстановке

социальная роль:  социально определяемая модель поведения, ожидаемая от человека в данной среде или группе

Стэнфордский тюремный эксперимент:  Стэнфордский университет провел эксперимент в имитации тюрьмы, который продемонстрировал силу социальных ролей, социальных норм и сценариев

 

27 Примеры социальных ролей (2022)

Социальные роли — это наборы моделей поведения, назначаемые людям в зависимости от их социального статуса.

Например, человек с социальным статусом «родитель» может иметь набор социальных ролей, включающих заботу, предоставление убежища и любовь. И наоборот, социальные роли учащегося могут заключаться в том, чтобы учиться, учиться и посещать занятия.

Ниже перечислены социальные статусы и типичные роли, которые им отводятся в обществе.

Примеры социальных ролей

1. Лидер

Статус: Лидер

Роли: Организация, установление правил, осуществление полномочий

В каждом организованном сообществе есть лидеры. Лидер занимает важную социальную роль.

В больших сообществах это обычно опытные члены сообщества и эксперты по важным темам, обладающие сильными лидерскими качествами. Лидеры необходимы, чтобы помочь обеспечить четкую социальную иерархию и цепочку принятия решений.

Иногда сообщество организовано в виде иерархии с одним лидером (например, президентом или премьер-министром), а иногда это группа лидеров (например, совет директоров).

Но даже в группах дружбы часто появляется лидер. В таких ситуациях лидером является друг, который наиболее уверен в себе, харизматичен, напорист или любим, поэтому люди склонны следовать его примеру.

2. Подписчик

Статус: Подписчик

Ролей: Слушай, наблюдай, следуй, учись

Если есть социальные лидеры, должны быть и социальные последователи. Последователи могут быть не так важны в обществе, как лидеры, но, тем не менее, они играют важную роль.

Например, каждому лидеру нужна группа последователей, которые обеспечат ему социальный авторитет. Они соглашаются с властью лидера, следуют его примеру и даже выполняют поручения лидера.

Например, политической партии нужен глава партии, а также последователи, которые верят в их идеологию и будут организовываться, сплачиваться и голосовать за лидера.

3. Родитель

Статус: Родитель

Роли: Обеспечить уход, обеспечить питанием, предоставить кров

Быть родителями, безусловно, одна из самых важных социальных ролей. Как говорится, семья – это сердце общества.

Родители играют роль первых учителей для детей. Они передают нравы, ценности и традиции следующему поколению, чтобы культура могла передаваться из поколения в поколение.

Если традиционно мы видели роли отца и матери как фиксированные роли с четкими стереотипными задачами (отец работает, мать воспитывает ребенка), то сегодня наши представления о роли матери и отца более гибки. Точно так же мы можем увидеть родительскую пару, состоящую из двух матерей или двух отцов.

4. Студент

Статус: Студент

Роли: Учиться, Посещать занятия, Учиться

Большинство читателей этого сайта — студенты. Это ваша социальная роль: вы должны усердно учиться, посещать курсы и проявлять уважение к своим профессорам.

В некоторых обществах эта роль ценится и защищается. Например, когда я рос в Австралии, я получал ежемесячную выплату от правительства, чтобы я мог учиться, не работая.

Это показывает, как общество верило в важность этой роли. Студенты нужны, потому что они становятся врачами, юристами и работающими профессионалами, которые поддерживают жизнь общества в течение следующих 40 лет!

5.

Сын/дочь

Статус: Сын/дочь

Роли: Повиноваться родителям, соблюдать правила, учиться

Роль сына или дочери дополняет родительскую роль, описанную выше .

Дети имеют защищенный статус в обществе и должны взаимодействовать с обществом уникальным образом.

Например, детям не разрешается работать, и они должны ходить в школу. Также ожидается, что они будут уважать и любить своих родителей.

6. Супруг

Статус: Супруг

Роли: Уважать супруга, заботиться о супруге, сотрудничать с супругом , девушка, парень или партнер.

Эта роль уважаема и имеет свой особый статус. Например, часто единственным человеком, которому разрешено посещать больного в больнице, является супруг. Супругам также может быть разрешено подписывать пакеты или юридические документы от имени их второй половинки.

Некоторые общества даже предоставляют супружеским парам налоговые льготы, например, позволяя им делить свой доход в налоговых декларациях.

7. Бабушка и дедушка

Статус: Бабушка и дедушка

Роли: Заботиться о внуках, Рассказывать истории, Дарить мудрость

Бабушек и дедушек любят за их мудрость и тяжелый труд, который они вложили в создание семьи.

Они могут выполнять специальные задания, например, присматривать за детьми или давать советы родителям. В некоторых обществах они даже живут со своими детьми и внуками в семье, состоящей из нескольких поколений, поэтому они могут оказывать дополнительную поддержку своим семьям.

8. Член церкви

Статус: Член церкви

Роли: Посещать церковь, учиться у священника, следовать религиозным учениям

Если вы религиозный человек, у вас может быть особая роль члена церкви . Вы регулярно посещаете церковь и через нее имеете социальную сеть.

В некоторых церквях ваши роли могут быть даже разделены в зависимости от того, как вы поддерживаете церковь. Когда я вырос, я ходил в католическую церковь, где были прислужники и волонтеры, которые каждую неделю читали Библию в первый раз.

9. Волонтер

Статус: Волонтер

Роли: Следовать за координатором волонтеров, Приносить пользу обществу

Волонтер — это человек, который поднимает руку, чтобы помочь обществу, не ожидая вознаграждения.

Во многих отношениях волонтеры необходимы обществу для функционирования. Особенно во время стихийных бедствий волонтер берет на себя чрезвычайно важную роль в оказании помощи нуждающимся.

Пока они не получают вознаграждение, волонтеры могут получать поддержку. Например, правительство может дать пожарному-добровольцу шлем, или местная кофейня может дать добровольцу бесплатный кофе в знак благодарности за его усилия.

10. Друг

Статус : Друг

Роли: Предоставлять компанию, Оказывать поддержку

В хорошие времена роль друга проста. Это чтобы повеселиться с друзьями, провести с ними время и оставить воспоминания.

Друзья должны вместе наслаждаться путешествием по жизни.

Но в трудные времена их роль — быть рядом с людьми, о которых они заботятся, и заботиться о них. Вы знаете, кто является хорошим другом в трудные времена.

Общество на самом деле не признает друзей в каком-либо официальном смысле, как многие другие социальные роли в этом списке, но они высоко ценятся на индивидуальном уровне.

11. Выборное должностное лицо

Статус: Политик

Роли: Принимать законы, прислушиваться к избирателям, отстаивать интересы избирателей

принятие решений о том, как функционирует общество.

В западных демократиях все общины имеют представителей, которые идут в парламент для принятия законов от имени общины. Если вы живете в консервативном сообществе, ваш представитель, скорее всего, будет отражать эти ценности и голосовать соответствующим образом. То же самое касается и либеральных сообществ.

У вас также может быть несколько выборных должностных лиц, представляющих вас напрямую, например, ваш губернатор, местный представитель и сенатор.

12. Официант/Бармен/Бариста

Статус: Рабочий

Роли: Подавать еду, Убирать, Принимать деньги

Ваша работа обычно также выполняет социальную роль. Например, у официанта в ресторане есть роль, и он следует сценарию взаимодействия с вами на основе этой роли.

Например, официант знает, когда подходить к столу, использует фразы, с которыми мы все знакомы, например, «можно принять ваш заказ?» и «как дела?»

Все эти маленькие действия, фразы и поведение соответствуют тому, что мы называем ожидаемым исполнение роли человека в роли сервера.

13. Учитель

Статус: Учитель

Роли: Обучение, Управление классом, Обеспечение безопасной среды, Слушание родителей

Учителя выполняют роль передачи знаний и навыков следующему поколению.

Интересно, что роль учителя со временем сильно изменилась. Например, в начале 1900-х большинство учителей были мужчинами. Сегодня большинство составляют женщины.

Точно так же изменилось и то, что они должны делать. Если раньше основное внимание уделялось передаче информации, то сегодня учителя должны научить хорошо или критически мыслить , а не просто передавать информацию .

14. Врач

Статус: Врач

Роли: Давать советы, Оказывать неотложную помощь, Диагностировать

Врачи являются одними из самых важных членов общества. Они хорошо осведомлены в вопросах, касающихся здоровья, и даже поддерживают нашу жизнь!

Общество без врачей привело бы к снижению качества жизни и сокращению ожидаемой продолжительности жизни. В результате врачи занимают совершенно особое положение.

Благодаря своему особому статусу врачи часто получают очень хорошие деньги и пользуются уважением в своем сообществе.

15. Авторитет/полицейский

Статус: Авторитет

Роли: Принятие этических решений, Обеспечение соблюдения законов или соблюдение законов, Оказание неотложной помощи

Многие люди выполняют роль «авторитетной фигуры». Полиция, например, считается авторитетной фигурой в общественных местах.

В результате у них есть особые полномочия, которые никому не даны, например, возможность арестовывать людей или расставаться с ними где угодно!

В других ситуациях роль авторитетного лица может взять на себя кто-то другой. На рабочем месте это начальник. Дома это может быть мама или папа.

16. Старейшина

Статус: Старейшина

Роли: Даровать мудрость, Передавать знания

Пожилые люди являются важными людьми в нашем обществе. На самом деле, некоторые древние общества относятся к ним с величайшим уважением. Они носители знаний.

Например, в австралийском обществе аборигенов старейшины пользуются таким большим уважением, что они являются лидерами общин. Они представляют свою общину перед колониальным правительством и традиционно судят, когда люди нарушают законы общины.

17. Судья

Статус: Судья

Роли: Толковать законы, выносить решения, оставаться беспристрастным .

Судьи определяют, наказаны люди или нет, и должны толковать закон. В результате они должны быть объективными и уважать закон.

Обычно вы становитесь судьей только в том случае, если вы являетесь высокопоставленным членом общества, который заслужил эту должность, потому что продемонстрировал мудрость и умеренность.

18. Диссидент/противник истеблишмента (например, Алексей Навальный)

Статус: Диссидент

Роли: Ставить под сомнение законы, Сторонник перемен

Даже люди, не входящие в основную часть общества, играют особые роли. Диссиденты, например, часто необходимы для того, чтобы привлечь власть к ответственности.

Одним из примеров человека с чрезвычайно важной социальной ролью является Алексей Навальный. Он был диссидентом, выступавшим против сползания России к диктатуре.

К сожалению, за свои действия его преследовали.

Тем не менее, Навальный — чрезвычайно важная фигура, потому что он освещает проблемы в обществе и выступает за улучшение. Эти фигуры (например, Нельсон Мандела) часто в конечном итоге пользуются большим уважением в ретроспективе.

19. Бунтарь/Контркультурный деятель Фигура

Статус: Бунтарь 

Роли: Задавать вопросы авторитетам, создавать культурные тренды

Как и диссидент, контркультурный деятель часто вытесняется из основной массы общества. Тем не менее, они играют важную роль.

Деятели контркультуры часто даже становятся «производителями культуры». Например, исполнители хип-хопа в конце 1980-х были вне мейнстрима, но их новая форма музыки и одежды стала настолько популярной, что они повлияли на основной стиль моды и выбор музыки.

20. Историк

Статус: Историк

Роли: Записывать историю, Интерпретировать историю, Извлекать уроки из истории

Историки выполняют чрезвычайно важную роль документирования прошлого, чтобы мы могли извлечь из него уроки.

Они пишут книги о прошлом, а также документируют настоящее.

Кроме того, историки преподают нам уроки о прошлом. Они часто будут говорить о том, что происходит прямо сейчас в контексте прошлых событий, которые были похожи, или содержать важные сообщения о том, как мы должны реагировать на ситуации, происходящие сегодня.

21. Журналист

Статус: Журналист

Роли: Запись текущих событий, Интерпретация текущих событий, Написание мнений

Как и историки, журналисты ведут записи. Но журналисты часто публикуют новости и исследуют текущие события, имеющие отношение к их аудитории.

Журналисты могут быть очень влиятельными членами общества. На самом деле, иногда они настолько хороши в разоблачении правды и привлечении к ответственности сильных мира сего, что в конечном итоге их ложно арестовывают и сажают в тюрьму!

22. Союзник

Статус: Союзник

Роли: Поддержка, уход, защита

Союзник — это человек, который поддерживает людей, которых преследуют или угнетают. Их важная социальная роль заключается в поддержке нуждающихся.

Например, группа PFLAG является союзником ЛГБТ-сообщества. Его работа состоит в том, чтобы защищать и поддерживать своих друзей, которые исторически подвергались дискриминации.

Без союзников социальная справедливость очень затруднительна. Таким образом, союзниками могут быть важные люди, которые усиливают голоса нуждающихся и защищают их интересы.

23. Музыкант/художник/культурный продюсер

Статус: Художник

Роли: Продюсирование искусства, вклад в культуру, развлечение

В то время как чиновники и люди среднего возраста могут не думать о музыкантах и ​​артистах важную роль в обществе, безусловно, молодые люди.

Если вы спросите своего ребенка, кто такие Мистер Чудовище или Марк Робер, они наверняка знают (кстати, они известные ютуберы).

Это потому, что музыканты и художники очень важны для молодежи. Они производители культуры. Таким образом, они играют чрезвычайно важную роль во влиянии на подрастающие поколения.

24. Юморист/Придворный шут

Статус: Юморист

Роли: Развлекать, Рассказывать истории, Заставлять нас думать

В каждом обществе — от средневековья до наших дней — есть влиятельные комики. Примечательно, что у них также есть важные социальные роли.

В средние века придворные шуты могли шутить о короле без повешения. У них была особая роль говорить правду властям.

Сегодня мы видим комиков и такие шоу, как Saturday Night Live в роли современных придворных шутов, которые пародируют наше общество и подносят зеркало к нашему лицу. Их существование в нашем обществе очень важно, потому что оно бросает нам вызов и заставляет задуматься.

25. Сотрудники

Статус: Сотрудник

Роли: Следовать правилам, выполнять поставленные задачи, уважать рабочее место есть кто-то в мире, чтобы сделать эту задачу?

У меня есть.

Я всегда думаю о том, насколько ценны все маленькие люди, которые делают тяжелую работу, чтобы поддерживать жизнь общества.

Каждый работодатель играет роль в обществе. Они заставляют винтики вращаться. Они следят за тем, чтобы еда попадала на наш стол, чтобы предприятия работали, а правительство функционировало. У каждого работодателя есть социальная роль.

26. Работодатели

Статус: Работодатель

Роли: Выявление неудовлетворенных потребностей рынка, Вывод продукта на рынок, Получение прибыли

Работодатели также играют особую роль в обществе. Без них у нас не было бы работы!

Некоторые работодатели становятся очень важными членами наших сообществ. Они делают пожертвования местным спортивным группам, нанимают старшеклассников на их первую работу и гарантируют, что мы получим продукты и услуги, которые нам нужны!

Часто возникает конфликт ролей работодателей, которые создают рабочие места, и работников, которые не хотят, чтобы их эксплуатировали. Эти конфликты часто решаются с помощью профсоюзов и правил занятости.

27. Протестующие

Статус: Протестующий

Роли: Протестующий, Выступающий за перемены, Задающий вопросы авторитетам

Протестующие выполняют одну из самых важных, хотя часто раздражающих ролей в обществе. Они побуждают нас быть лучше.

Например, борцы за гражданские права сыграли важную роль в изменении Соединенных Штатов к лучшему. Тем не менее, таких инструментальных фигур, как Мартин Лютур Кинг-младший, избегали и считали девиантными фигурами.

Со временем мы стали видеть этих людей чрезвычайно влиятельными фигурами, взявшими на себя социальные роли, сформировавшие нацию.

Родственные понятия

  • Роль – Поведение, связанное с социальным статусом.
  • Набор ролей — Группа ролей, связанных с одним статусом. Например, в 1950-х годах набор ролей женщины включал в себя пассивность, заботу и уборку дома.
  • Восприятие роли – Ожидания определенного набора моделей поведения, основанные на социальном статусе.
  • Ролевое исполнение — Отыгрывание роли, соответствующее статусу человека.

Заключение

В обществе существует бесчисленное множество ролей. Большинство социальных статусов имеют определенный набор ролей, которым они должны следовать. Иногда, если мы не следуем назначенному нам набору ролей (которые часто являются простыми стереотипами), нас могут осмеять или бросить вызов.

Социальные роли могут помочь обществу функционировать. Однако они также могут вызвать проблемы, если роли, ожидаемые от социальных акторов, ограничивают людей и ведут к дискриминации.