Социальные отклонения это: это… Понятие, классификация, признаки и характеристики
это… Понятие, классификация, признаки и характеристики
Для определения социальных отклонений используется термин «девиантное поведение». Это понятие применяется не только для обозначения определенных действий конкретного человека, но и для обозначения социальных явлений. Несмотря на одинаковое значение, данные понятия не должны отождествляться и имеют необходимость в разграничении.
Что же такое социальные отклонения?
В первую очередь, социальные отклонения – это нарушения общепринятых социальных норм и правил, которые характеризуются массовостью, стабильностью, устойчивостью и большой распространенностью в обществе. К самым распространенным отклонениям относится преступность, бюрократизм, тоталитаризм и даже пьянство. Список этот достаточно длинный.
Отклоняющееся поведение и его типы. Причины девиантного…
Каждое социальное общество имеет собственные нормы или правила, по которым оно и живет. Их можно…
Как определяются отклонения?
Для того чтобы понять, что представляют собой социальные отклонения, следует разобраться со следующими терминами – явления социально-одобряемые и наоборот. В эти понятия входит огромное количество явлений, которые не регулируются социальными нормами. В этот круг входят и положительные категории, такие как творчество и те, которые имеют негативное влияние, к примеру, пьянство или массовое курение.
Последствия социальных отклонений
Определить последствия такого поведения сложно, так как этот вопрос весьма неоднозначен. Например, существует теория о том, что из уголовного права следует убрать те нормы, которые регулируют преступления без жертвы. Это может быть, к примеру, проституция, потребление легких наркотиков и так далее. И каждое общество всегда разделяется на два лагеря – противники данных явлений и те, кто выступают за легализацию.
Девиантное поведение: что это, как не показатель проблем в…
Девиантное, или отклоняющееся от нормы, поведение присутствует в любом обществе. Массовый или…
Признаки
Как и любые явления, происходящие в мире, социальные имеют свои факторы:
- Историческая детерминированность.
- Негативные последствия для общественности.
- Массовый и устойчивый характер.
Борьба с социальными отклонениями общества происходит за счет правовых, экономических, моральных санкций.
Некоторые признаки неправомерного поведения являются переходящими, к ним могут относится брак по расчету, спекуляция и так далее.
Заметна существенная динамика лояльности к социальным отклонениям, а отношение общества к поведению его членов все более либеральное. К существенным достижениям общества можно отнести отмену смертной казни.
Социальные нормы
Это понятие, в первую очередь, определяет правила поведения, которые сложились исторически и выполняются обществом. Это общепринятые стандарты поведения человека в группе людей, и соблюдение этих стандартов – главное условие взаимодействия членов общества между собой. Социальные нормы и социальные отклонения — это два понятия, которые являются противоположностью друг другу.
Многие твердо уверены, что нормы – это неписанные правила общества, однако данную сферу регулируют и законодательные акты, и должностные инструкции, и иные организационные документы. Условно их можно разделить на следующие важные категории:
- Правовые нормы.
- Нравственные нормы.
- Этические нормы.
- Религиозные нормы.
Человек не может следовать только одной из приведенных выше сфер, они все взаимодействуют между собой, потому что каждый член общества выполняет сразу несколько социальных ролей. Он гражданин, работник и член коллектива, мать или отец, сын или дочь, друг и так далее. Каждая из этих ролей требует определенного опыта и принятых норм поведения, поэтому человек перенимает этот опыт, который использует в будущем для самореализации.
Нарушения поведения: виды, причины, коррекция. Модели…
Любые нарушения поведения, будь то излишнее послушание или, наоборот, противостояние общепринятым…
Самое простое определение социального отклонения – это поведение человека, которое не соответствует ценностям и нормам, принятым в обществе.
Формы девиантного поведения
Существуют следующие формы социальных отклонений:
- Асоциальные отклонения предполагают поведение человека, не соответствующее общепринятым нормам, но в тоже время не нарушает законодательства и не считается противоправным.
- Антисоциальное поведение характеризуются противоправными деяниями человека.
- Аномия выражается в отчужденности человека от окружающих, характеризуется апатией и безразличием, депрессией и жизненным разочарованием, что зачастую приводит к преступности.
В социологии социальные отклонения заменяют на понятие «девиантное поведение», что с латинского и переводится, как несоответствие.
Под таким поведением подразумеваются поступки человека, которые идут в противовес общепринятым нормам и ценностям. В данном случае термин носит негативный окрас и подразумевает отрицательное поведение, которое идет в разрез с нравственностью. Зачастую такие поступки относятся к уголовно наказуемым и имеют свою систему наказаний. Социологи выделяют основные факторы, которые являются предпосылками к формированию социальных отклонений или девиантного поведения у человека:
- Антропологические – влияние оказывает своеобразный внешний вид.
- Биологические – влияние оказывает наследственность.
- Психологические – нарушения или особенности психики.
- Социологические – негативный социальный опыт, различия в воспитании и требованиями общества.
Какой бы фактор не повлиял на развитие социальных отклонений, реализуется он только в неблагоприятных для его развития условиях окружающей среды и воспитании.
В чем основа девиантного поведения?
Любые социальные отклонения основываются на биологии и психологии – это результаты воспитания как родителей, так и окружающего общества, негативная направленность личности, вредные привычки, которые вызывают положительные эмоции и внутреннее удовлетворение. Все начинается с усвоения ребенком антисоциального опыта поведения и перечисленные категории начинают регулировать поведение человека, его действия и поступки.
Социальные отклонения появляются с рождения
Психологи и социологи установили, что девиантным становится поведение человека только постепенно и проходит определенные этапы развития:
- Начинается все с противоречий между установленными социальными нормами и личностными ценностями.
- Эти противоречия перерастают в несогласие и отрицание этих установленных норм и правил, что ведет к социальным отклонениям в развитии детей.
- Отрицание сопровождается противоправными деяниями. Это может быть хулиганство, мошенничество, кража.
- Регулярное повторение противоправных деяний.
- Накопление опыта асоциального поведения.
- Регулярное нарушение закона и совершение серьезных преступлений.
Каждый из этапов имеет свои особенности и специфику воздействия.
Характеристика девиантного поведения
Все мы знаем, что проблемы в становлении личности начинаются с воспитания. Именно поэтому негативные последствия обусловлены упущениями в данном процессе. Каждый человек, каждый ребенок – индивидуален и с этого должно начинаться любое воспитание. Оно должно ориентироваться на сдерживание или стимулирование развития любых возможностей ребенка, будь то познавательная, чувственная или волевая деятельность. Но вдобавок к этому нельзя забывать, что нужно не только развивать достоинства, но и учиться преодолевать недостатки ребенка. Для этого следует учитывать абсолютно все сопровождающие факторы, вплоть до возраста воспитываемого.
Как возраст влияет на поведение
Психологи не раз заостряли внимание на том, что наиболее сложным для воспитания является, так называемый, подростковый или переходный возраст, приходится он на 11-16 лет. Этот этап знаменуется важным переходом из раннего детства в период осознанности и «вырастания», в это время активно продолжается процесс первичной социализации. Социальные отклонения детей начинаются именно в этом возрасте.
Следующий этап – юношеский возраст, который приходится на 17-23 года. Это окончательный переход из детства во взрослую самостоятельную жизнь. Данный период имеет важное значение не только в социальном плане, но и в биологическом. Психологи отмечают, что как в юношеском, так и в подростковом возрасте присутствуют абсолютно идентичные проблемы. Если их проигнорировать, может появиться риск развития девиантного поведения.
Проблемы воспитания
К данной категории относятся:
- Возрастные кризисы, которые сопровождаются ускоренным и неравномерным развитием организма в период полового созревания, недоразвитость определенных систем органов, которая значительно влияет на самочувствие ребенка как физическое, так и психическое. Гормоны и нарушение работы эндокринной системы, что чревато эмоциональной неустойчивостью.
- Конфликты со взрослым поколением, непонимание между старшими и младшими.
- Критическое отношение к поступкам взрослых (учителей и родителей).
- Потребность в самоутверждении, что приводит к конфликтам со сверстниками в негативном их проявлении и к отклонениям социального поведения.
Но, несмотря на психологические и биологические факторы, первостепенное значение имеют недостатки в воспитании. К ним можно отнести:
- Социальные отклонения — это упущения и ошибки семьи в воспитании ребенка.
- Постоянное отстранение детей от жизненных неурядиц, от работы и любой активной деятельности, что порождает инфантильность, отсутствие чувства сострадания, неумения принять важное решение в критической ситуации и так далее.
- Недостатки в обучении и воспитании в детских садах и школах.
- Негативная окружающая среда в процессе воспитания, неблагополучная семья, отрицательное воздействие компании и товарищей и так далее.
- Отсутствие взаимодействия в вопросах воспитания между семьей и школой.
- Проблемы с самооценкой ребенка, отклонения в личностных притязаниях, полное безразличие к ценностям и нежелание самосовершенствоваться и так далее.
Никогда нельзя забывать, что все проблемы идут из семьи и только достойное воспитание, работа над ошибками способны уберечь от развития девиантного поведения личности. Ребенок с малых лет впитывает все, что его окружает, как губка. Поведение родителей, их друзей, общества — все это оказывает сильное влияние на становление ребенка как личности.
Социальные отклонения, их причины и пути преодоления
Норма и патология в социальном развитии человека, причины социальных отклонений.
Основные направления социально-педагогической деятельности по профилактике и преодолению девиантного поведения детей и подростков.
Литература
Беличева С. А. Основы превентивной психологии. — М., 1993.
Овчарова Р. В. Справочная книга социального педагога. — М.:ТЦ Сфера, 2005.
Под нормой (от лат. norma) понимают правило, точное предписание, установленную меру.
«Социальная норма» («социальные нормы») — это официально установленные или сложившиеся под воздействием социальной практики нормы и правила общественного поведения и проявления человека в условиях жизни общества.
Нормы определяют сложившиеся или установленные (дозволенные или обязательные) стандарты поведения личности в группе, соблюдение которых является для индивида необходимым условием взаимодействия.
В социальных нормах преломляется и отражается предыдущий социальный опыт общества и осмысление современной действительности.
Норма — это обобщение эмпирического опыта взаимодействия людей. Она закрепляется в законодательных актах, должностных инструкциях, правилах, уставах, других организационных документах, а также может выступать в виде неписаных правил среды.
Нормы студентов?
Нормы группируют по основным нормообразующим факторам на: правовые, нравственные, этические, религиозные и др. Нормы служат критерием оценки социальной роли человека в любой конкретный момент и присутствуют в его повседневной жизни и деятельности.
Человек одновременно выполняет несколько социальных ролей — гражданина, специалиста, члена семьи, коллектива и пр.
Социальное отклонение — это несоответствие поведения человека общественным ценностям и нормам, принятым в обществе (его среде жизнедеятельности).
Выделяют такие формы социального отклонения: асоциальное поведение и антисоциальное.
Асоциальное поведение (от греч. а — отрицательная частица «не», «без» и лат. socialis — общественный, связанный с жизнью и отношениями людей в обществе) — это такое поведение человека, которое не соответствует нормам, принятым в обществе, но не содержит противоправных действий. (Право — совокупность норм и правил отношений между людьми, опирающаяся на принудительную силу государства и нравственность. Словарь по социальной педагогике. С. 216).
Антисоциальное (от греч. anti — против и социальный) — это противоправное поведение человека.
В социологии выделяют такое явление, характеризующее не соответствующее нормам проявление человека в социальной среде, как аномия. Термин «аномия» предложен французским социологом Д. Дюркгеймом и означает отсутствие норм в поведении, их недостаточность. Американский социолог Р. Мертон в 30-х гг. выдвинул теорию социальной аномии, под которой рассматривал состояние «безправия» в обществе, побуждающее индивида к отклоняющемуся поведению. По его мнению, во всяком обществе господствуют определённые цели и средства их достижения. Нарушение равновесия между целями и средствами их достижения и служит основанием для аномии.
Мертон выделил типы реакции человека при аномии (логически возможные варианты сочетания отношения к целям деятельности и к избираемым при этом средствам их достижения): конформизм, инновативность, ритуализм, ретризм, бунт.
Конформизм (от позднелат. conform is — подобный, сходный) — равное (наряду со всем) положительное отношение к целям и средствам их достижения, сложившимся в обществе
Инновативность (от лат. irmovatio — возобновление, перемена) — положительное отношение к целям и отрицание ограничений в выборе средств, которое ведёт к новационному поведению, новационной деятельности человека.
Ритуализм — отрицательное отношение к целям, их забвение при сохранении главного акцента па средствах составляет поведение ритуального типа (например, религиозная деятельность, бюрократизм и пр.
Ретризм отрицание и целей, и любых средств их достижения. Он ведёт к уходу от жизни (алкоголики, наркоманы и т. д.).
Бунт — отказ и от целей, и от средств, принятых в обществе с одновременной заменой их новыми целями и новыми средствами. Он выступает в форме мятежа, переворота и провозглашает революционные перемены в социальных нормах и ценностях.
В социальной педагогике и в социологии выделяют выражение — отклоняющееся поведение. Это поведение человека, не соответствующее принятым в обществе нормам и ролевым предназначениям. Термин «отклоняющееся» (поведение) часто заменяют термином «девиантное» или «делинквентное».
Под девиантным поведением человека подразумевается система поступков или отдельные поступки, действия человека, носящие характер отклонения от принятых в обществе правил. Чаще всего под девиантным поведением понимают отрицательное (негативное) отклонение в поведении человека, противоречащее принятым в обществе правовым и нравственным нормам.
Делинквентное поведение в крайних своих проявлениях характеризуется как уголовно наказуемое и подлежит административным воздействиям.
В 1950-х гг. американский социолог А. Козн выдвинул теорию делинквентных субкультур.
определение отклонения| Open Education Sociology Dictionary
Содержание
Определение девиантности
( существительное ) Нарушение социальных или культурных норм.
Пример отклонения
- употребление наркотиков
Отклонение произношения
Руководство по использованию произношения
Слоговая система: отклонение 9000 3
Звуковое произношение
— американский английский
— британский английский
Фонетическое правописание
- Американский английский – /dEE-vee-uhns/
- Британский английский – /dEE-viuhns/
Международный фонетический алфавит
- Американский английский – /ˈdiviə ns /
- Британский английский — /ˈdiːvɪəns/
Замечания по использованию
- Множественное число: девиация s
- Термины «девиантность» и «социальная девиантность» взаимозаменяемы в социологическом контексте.
- Девиант не соответствует.
- Людей, склонных к отклонениям, называют ( существительное ) девиантами , потому что они ( глагол ) отклоняются от норм.
Похожие цитаты
- «Мне кажется, что такое предположение игнорирует главный факт о девиации: она создается обществом. Я не имею в виду это в обычном понимании, когда причины девиантности находятся в социальной ситуации девианта или в «социальных факторах», побуждающих его действия. Я имею в виду, скорее, что социальные группы создают девиантность, создавая правила, нарушение которых составляет девиантность, и применяя эти правила к определенным людям и называя их аутсайдерами. С этой точки зрения девиантность есть , а не качество действия, которое совершает лицо, а скорее следствие применения другими правил и санкций к «правонарушителю». Девиант — это тот, к кому этот ярлык был успешно применен; девиантное поведение — это поведение, которое люди так обозначают» (Becker 19). 63:8–9).
- «Из-за сложного процесса, который еще не полностью понят студентами массовых коммуникаций, простое сообщение об одном событии при определенных обстоятельствах приводит к запуску событий аналогичного порядка. Этот эффект гораздо легче понять и лучше задокументировать в отношении распространения сумасшествия, моды, увлечений и других форм коллективного поведения, таких как массовое заблуждение или истерия, чем в случаях отклонений. Основная причина неправильного понимания этого процесса в отношении девиантности, особенно коллективных и новых форм, заключается в том, что слишком много внимания уделялось предполагаемому прямому влиянию (подражание, внимание, удовлетворение, идентификация) на девиантов, а не влиянию. на систему контроля и культуру и, следовательно, (через такие процессы, как усиление) на девиантность» (Cohen 2002: 187).
Похожие видео
youtube.com/embed/06IS_X7hWWI?feature=oembed» frameborder=»0″ allow=»accelerometer; autoplay; clipboard-write; encrypted-media; gyroscope; picture-in-picture» allowfullscreen=»»>Дополнительная информация 013 Адлер, Патрисия А. и Питер Адлер. 2007. «Демедикализация членовредительства».
Журнал современной этнографии 36 (5): 537–70. дои: 10.1177/0891241607301968.Связанные термины
- поведение
- норма
- санкция
Ссылки
Беккер, Ховард Сол. 1963. Аутсайдеры: исследования в области социологии девиантности . Нью-Йорк: Свободная пресса.
Коэн, Стэнли. 2002. Народные дьяволы и моральная паника . 3-е изд. Нью-Йорк: Рутледж.
Works Consulted
Аберкромби, Николас, Стивен Хилл и Брайан Тернер. 2006. Социологический словарь Penguin . 5-е изд. Лондон: Пингвин.
Словарь английского языка American Heritage . 5-е изд. 2011. Бостон: Хоутон Миффлин Харкорт.
Андерсен, Маргарет Л. и Ховард Фрэнсис Тейлор. 2011. Социология: основы . 6-е изд. Белмонт, Калифорния: Уодсворт.
Бринкерхофф, Дэвид, Линн Уайт, Сюзанна Ортега и Роуз Вайц. 2011. Основы социологии . 8-е изд. Белмонт, Калифорния: Уодсворт.
Брюс, Стив и Стивен Йерли. 2006. Социологический словарь SAGE . Тысяча дубов, Калифорния: SAGE.
Брим, Роберт Дж. и Джон Ли. 2007. Социология: ваш компас для нового мира . 3-е изд. Белмонт, Калифорния: Уодсворт.
Клинард, Маршалл Бэррон и Роберт Фрэнк Мейер. 2011. Социология девиантного поведения . 14-е изд. Белмонт, Калифорния: Уодсворт.
Английский словарь Коллинза: полный и полный текст . 6-е изд. 2003. Глазго, Шотландия: Коллинз.
Делани, Тим и Тим Мэдиган. 2015. Социология спорта: введение . 2-е изд. Джефферсон, Северная Каролина: Макфарланд.
Диллон, Мишель. 2014. Введение в социологическую теорию: теоретики, концепции и их применимость в двадцать первом веке . 2-е изд. Молден, Массачусетс: Уайли-Блэквелл.
Ферранте, Джоан. 2011а. Видя социологию: введение . Белмонт, Калифорния: Уодсворт.
Ферранте, Джоан. 2011б. Социология: глобальная перспектива . 7-е изд. Белмонт, Калифорния: Уодсворт.
Феррис, Керри и Джилл Стейн. 2010. Реальный мир: введение в социологию . 2-е изд. Нью-Йорк: Нортон.
Гидденс, Энтони и Филип В. Саттон. 2014. Основные понятия социологии . Кембридж: Политика.
Гриффитс, Хизер, Натан Кейрнс, Эрик Стрейер, Сьюзан Коди-Рыдзевски, Гейл Скарамуццо, Томми Сэдлер, Салли Вайн, Джефф Брай, Фэй Джонс. 2016. Введение в социологию 2e . Хьюстон, Техас: OpenStax.
Хенслин, Джеймс М. 2012. Социология: земной подход . 10-е изд. Бостон: Аллин и Бэкон.
Хьюз, Майкл и Кэролин Дж. Кролер. 2011. Социология: ядро . 10-е изд. Нью-Йорк: Макгроу-Хилл.
Кендалл, Диана. 2011. Социология в наше время . 8-е изд. Белмонт, Калифорния: Уодсворт.
Киммел, Майкл С. и Эми Аронсон. 2012. Социология сейчас . Бостон: Аллин и Бэкон.
Корнблюм, Уильям. 2008. Социология в меняющемся мире . 8-е изд. Белмонт, Калифорния: Уодсворт.
Макионис, Джон. 2012. Социология . 14-е изд. Бостон: Пирсон.
Макионис, Джон и Кеннет Пламмер. 2012. Социология: глобальное введение . 4-е изд. Харлоу, Англия: Pearson Education.
Макмиллан. (Nd) Словарь Macmillan . (https://www.macmillandictionary.com/).
Марш, Ян и Майк Китинг, ред. 2006. Социология: осмысление общества . 3-е изд. Харлоу, Англия: Pearson Education.
Мерриам-Вебстер. (нет данных) Словарь Merriam-Webster . (http://www.merriam-webster.com/).
Издательство Оксфордского университета. (Nd) Оксфордские словари . (https://www.oxforddictionaries.com/).
Принстонский университет. 2010. WordNet . (https://wordnet.princeton.edu/).
Словарь колледжа Random House Webster . 1997. Нью-Йорк: Случайный дом.
Равелли, Брюс и Мишель Уэббер. 2016. Изучение социологии: канадская перспектива . 3-е изд. Торонто: Пирсон.
Шефер, Ричард. 2013. Социология: краткое введение . 10-е изд. Нью-Йорк: Макгроу-Хилл.
Скотт, Джон и Гордон Маршаллы. 2005. Социологический словарь . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.
Шепард, Джон М. 2010. Социология . 11-е изд. Белмонт, Калифорния: Уодсворт.
Шепард, Джон М. и Роберт В. Грин. 2003. Социология и вы . Нью-Йорк: Гленко.
Стюарт, Пол и Йохан Заайман, ред. 2015. Социология: краткое введение в Южную Африку . Кейптаун: Джута.
Столли, Кэти С. 2005. Основы социологии . Вестпорт, Коннектикут: Greenwood Press.
Томпсон, Уильям Э. и Джозеф В. Хики. 2012. Общество в фокусе: введение в социологию . 7-е изд. Бостон: Аллин и Бэкон.
Тишлер, Генри Л. 2011. Введение в социологию . 10-е изд. Белмонт, Калифорния: Уодсворт.
Тернер, Брайан С., изд. 2006. Кембриджский социологический словарь . Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
участников Википедии. (Nd) Википедия, Бесплатная энциклопедия . Фонд Викимедиа. (https://en.wikipedia.org/).
участников Википедии. (Nd) Викисловарь, Бесплатный словарь . Фонд Викимедиа. (http://en.wiktionary.org).
Приведите определение отклонения
ASA – Американская социологическая ассоциация (5-е издание)
Bell, Kenton, ed. 2013. «Отклонение». В Открытый образовательный социологический словарь . Проверено 5 мая 2023 г. (https://sociologydictionary.org/deviance/).
АПА – Американская психологическая ассоциация (6-е издание)
отклонение. (2013). В К. Белл (ред.), Открытый социологический словарь образования . Получено с https://sociologydictionary.org/deviance/
Chicago/Turabian: Дата автора – Чикагское руководство по стилю (16-е издание)
Bell, Kenton, ed. 2013. «Отклонение». В Открытом образовательном социологическом словаре . По состоянию на 5 мая 2023 г. https://sociologydictionary.org/deviance/.
MLA – Ассоциация современного языка (7-е издание)
«девиантность». Открытый образовательный социологический словарь . Эд. Кентон Белл. 2013. Интернет. 5 мая. 2023.
6.2 Объяснение девиантности – исследование нашего социального мира: история нас
Если мы хотим снизить уровень насильственных преступлений и других серьезных девиаций, мы должны сначала понять, почему они происходят. Существует множество социологических теорий девиантности, и вместе они предлагают более полное понимание девиантности, чем любая теория по отдельности. Вместе они помогают ответить на вопросы, поставленные ранее: почему уровень девиантности различается в разных социальных категориях и в разных местах, почему некоторые виды поведения с большей вероятностью, чем другие, будут считаться девиантными, и почему некоторые типы людей с большей вероятностью, чем другие, будут считаться девиантными и быть наказанным за девиантное поведение. В целом социологические объяснения девиантности подчеркивают важность социального неравенства, социальной среды и социального взаимодействия. Как таковые, они имеют важные последствия для того, как уменьшить это поведение. Теперь мы обратимся к основным социологическим объяснениям преступности и девиантности, кратко изложенным ниже.0003
Функционалистские теории перспективы | |
Теория Дюркгейма | Девиантность служит определенной цели, проясняя нормы, укрепляя социальные связи между людьми, реагирующими на девиантность, а девиантность может привести к положительным социальным изменениям. |
Социальная экология | Этому отклонению способствуют определенные социальные и физические характеристики районов с более высоким уровнем девиантности. Эти характеристики включают дисфункциональные социальные институты, бедность, ветхость, плотность населения и текучесть населения. |
Структурная деформация | Девиантность возникает из-за разрыва между культурным акцентом на экономическом успехе и неспособностью некоторых людей или групп добиться такого успеха законными средствами. |
Конфликтные теории | |
Дифференциальная возможность | Разные социальные классы имеют разные модели преступности из-за разного доступа к институционализированным средствам. |
Дифференциальное правосудие | Люди, наделенные властью, используют правовую систему, чтобы закрепить свое положение на вершине общества и удержать бессильных на дне. Бедняки и меньшинства из-за своего более низкого статуса чаще подвергаются аресту, осуждению и тюремному заключению. |
Феминистка | Гендерное неравенство, сексизм и устаревшие взгляды на отношения между полами лежат в основе сексуальных посягательств, изнасилований, насилия со стороны интимного партнера и других преступлений против женщин. |
Интеракционистские теории перспективы | |
Дифференциальная ассоциация | Преступному поведению учат, общаясь с близкими друзьями и членами семьи, которые учат нас, как совершать преступления, а также о ценностях, мотивах и рационализациях, которые нам необходимо принять, чтобы оправдать нарушение закона. |
Социальный контроль | Девиантность возникает из-за слабых связей с традиционными социальными институтами и социальными группами, а также из-за недостаточного усвоения ожидаемых культурных норм. |
Маркировка | Девиантность возникает из-за того, что вас называют девиантом. |
Функционалистские объяснения
Несколько объяснений могут быть сгруппированы в рамках функционалистской точки зрения в социологии, поскольку все они разделяют центральную точку зрения этой точки зрения на важность различных аспектов общества для социальной стабильности и контроля.
Эмиль Дюркгейм: Функции девиантности
Как отмечалось ранее, Эмиль Дюркгейм сказал, что девиантность — это нормально, но он не остановился на этом. Удивительно и до сих пор противоречиво, он также утверждал, что девиантность выполняет несколько важных функций. Во-первых, говорил Дюркгейм, девиантность проясняет социальные нормы и увеличивает конформизм. Происходит это потому, что обнаружение и наказание девиантности напоминает людям о нормах и усиливает последствия их нарушения. Если бы ваш класс сдавал экзамен и ученик был уличен в списывании, остальным членам класса немедленно напомнили бы о правилах списывания и наказании за него, и в результате они с меньшей вероятностью стали бы списывать.
Вторая функция девиантности заключается в том, что она укрепляет социальные связи между людьми, реагирующими на девиантность. Пример взят из классической истории The Ox-Bow Incident (Clark, 1940), в которой трое невинных мужчин обвиняются в угоне скота и в конечном итоге линчевали. Толпа, совершающая линчевание, очень сплочена в своем безумии против мужчин, и, по крайней мере в этот момент, связи между отдельными людьми в толпе чрезвычайно сильны.
Последняя функция девиантности, по словам Дюркгейма, заключается в том, что она может способствовать позитивным социальным изменениям. Хотя некоторые из величайших деятелей в истории — Сократ, Иисус, Жанна д’Арк, Махатма Ганди и Мартин Лютер Кинг-младший — и это лишь некоторые из них — в свое время считались худшими девиантами, теперь мы чтим их за их преданность делу. и жертвовать. Все эти функции вместе составляют .
Социолог Герберт Ганс (Herbert Gans, 1996) указал на дополнительную функцию девиантности: девиантность создает рабочие места для определенных слоев общества — полиции, тюремных надзирателей, профессоров криминологии и т. д., которые в основном занимаются тем или иным образом с девиантами. Если бы не было девиантности и преступности, сотни тысяч законопослушных людей в США остались бы без работы!
Эмиль Дюркгейм писал, что отклонения могут привести к позитивным социальным изменениям. Многие южане испытывали сильные негативные чувства к доктору Мартину Лютеру Кингу-младшему во время движения за гражданские права, но теперь история воздает ему должное за его самоотверженность и самопожертвование. Библиотека Конгресса США — общественное достояние.
Хотя девиантность может иметь все эти функции, многие ее формы, безусловно, могут быть весьма вредными, как напоминает нам история об ограбленном избирателе, с которой началась эта глава. Насильственные преступления и преступления против собственности в Соединенных Штатах ежегодно становятся жертвами миллионов людей и семей, в то время как преступность со стороны корпораций имеет еще более пагубные и далеко идущие последствия, как мы обсудим позже. Употребление наркотиков, проституция и другие преступления без потерпевших могут совершаться добровольно, но эти участники часто причиняют себе и другим большой вред. Хотя девиантность, согласно Дюркгейму, неизбежна, нормальна и выполняет важные функции, это, конечно, не означает, что любой гражданин должен довольствоваться высоким уровнем серьезной девиантности. Социологические теории, которые мы обсуждаем, указывают на определенные аспекты социальной среды в широком смысле, которые способствуют девиантности и преступности и должны быть в центре усилий по уменьшению такого поведения.
Теория социальной экологии
Важный социологический подход, начатый примерно в начале 1900-х годов социологами Чикагского университета, подчеркивает, что определенные социальные и физические характеристики некоторых сообществ повышают вероятность того, что люди, живущие в этих сообществах, совершать девиантные действия, в том числе преступные. Это направление мысли теперь называется (Mears, Wang, Hay & Bales, 2008). Были выявлены многие криминогенных (порождающих преступность) характеристик района, в том числе высокий уровень бедности, плотность населения, ветхость жилья и мобильность жилья. Считается, что все эти проблемы способствуют , или ослабление социальных связей и дисфункциональных социальных институтов, что затрудняет надлежащую социализацию детей и отслеживание подозрительного поведения (Mears, Wang, Hay & Blaes, 2008; Sampson, 2006).
Многие эмпирические данные подтверждают мнение социальной экологии о негативных условиях жизни в районе и уровне преступности и предполагают, что усилия по улучшению этих условий снизят уровень преступности. Некоторые из наиболее убедительных свидетельств получены из Проекта человеческого развития в районах Чикаго (руководимого социологом Робертом Дж. Сэмпсоном), в рамках которого в течение 7-летний период. Были измерены социальные и физические характеристики десятков районов, в которых жили испытуемые, чтобы можно было оценить влияние этих характеристик на вероятность правонарушений. Ряд исследований с использованием данных этого проекта подтверждают общие положения социально-экологического подхода. Этот массив исследований, в свою очередь, предполагает, что стратегии и программы, направленные на улучшение социальных и физических условий городских кварталов, вполне могут способствовать снижению уровня преступности (Bellair & McNulty, 2009).; Сэмпсон, 2006).
Теория деформации
Неспособность осуществить американскую мечту лежит в основе знаменитого Роберта Мертона (1938). Вы, возможно, помните, что Дюркгейм объяснял высокий уровень самоубийств аномией или отсутствием норм, возникающим в то время, когда социальные нормы неясны или слабы. Адаптируя эту концепцию, Мертон хотел объяснить, почему у бедных людей уровень отклонений выше, чем у небедных. Он рассудил, что США превыше всего ценят экономический успех, а также имеют нормы, определяющие одобренные средства для достижения экономического успеха. Поскольку бедные часто не могут достичь американской мечты об успехе с помощью обычных средств получения высшего образования и работы, они сталкиваются с разрывом между целью экономического успеха и средствами достижения этой цели. Этот разрыв приводит к напряжению или разочарованию. Чтобы уменьшить свое разочарование, некоторые люди прибегают к нескольким приспособлениям, включая девиантность, в зависимости от того, принимают они или отвергают цель экономического успеха и/или средства достижения целей. В таблице 6.2 «Теория структурной деформации Мертона» представлена логическая адаптация людей к испытываемому ими напряжению. Давайте кратко рассмотрим их.
Таблица 6.2 Теория структурной деформации Мертона
Адаптация | Цель экономического успеха | Рабочие средства |
Соответствие | + | + |
Инновация | + | – |
Ритуализм | – | + |
Ретритизм | – | – |
Восстание | ± | ± 904:00 |
+ означает принять – означает отказ ± означает отказ и работу для нового общества | ||
Несмотря на напряжение, большинство людей продолжают принимать цель экономического успеха и продолжают верить, что они должны работать, чтобы зарабатывать деньги. Другими словами, они продолжают соответствовать культурным нормам и остаются хорошими, законопослушными гражданами. Мертон называет их адаптацией .
Столкнувшись с напряжением, некоторые люди продолжают ценить экономический успех, но придумывают новые способы его достижения. Они грабят людей или банки, продают запрещенные наркотики, совершают мошенничество или используют другие незаконные способы получения денег или имущества. Мертон называет эту адаптацию .
Другие люди продолжают работать на работе без особой надежды значительно улучшить свою судьбу. Они ходят на работу день за днем по привычке, даже если больше не принимают цели экономического успеха. Мертон называет эту третью адаптацию 9.0533 . Эта адаптация не связана с девиантным поведением, а является логичным ответом на напряжение, которое испытывают люди.
Одной из адаптаций Роберта Мертона в его теории напряжения является ретритизм, при котором люди отказываются от цели общества экономического успеха и отказываются от средств занятости для достижения этой цели. Некоторых бездомных можно считать ретритами. Франко Фолини — Бездомная женщина с собаками — CC BY-SA 2.0.
В четвертой адаптации Мертона, , некоторые люди уходят из общества, изолируя себя, становясь бродягами или пристрастившись к алкоголю, героину или другим наркотикам. Их реакция на напряжение, которое они испытывают, состоит в том, чтобы отвергнуть как цель экономического успеха, так и средства достижения этой цели.
Пятая и последняя адаптация Мертона — восстание . Здесь люди не только отвергают цель успеха и средства достижения цели, но и активно работают над созданием нового общества с новой системой ценностей. Эти люди — радикалы и революционеры своего времени. Поскольку Мертон разработал свою теорию напряжения после Великой депрессии, когда рабочее и социалистическое движения были весьма активны, неудивительно, что он рассматривал бунт как логическую адаптацию бедняков к их отсутствию экономического успеха.
Хотя теория Мертона была популярна на протяжении многих лет, у нее есть некоторые ограничения. Возможно, наиболее важным является то, что он упускает из виду такие отклонения, как мошенничество со стороны среднего и высшего классов, а также не может объяснить убийства, изнасилования и другие преступления, которые обычно не совершаются по экономическим причинам. Это также не объясняет, почему некоторые люди предпочитают одну адаптацию другой.
Теория деформации Мертона стимулировала появление других объяснений девиантности, основанных на его концепции деформации. , разработанный Ричардом Клоуардом и Ллойдом Олином (1960), попытался объяснить, почему бедняки выбирают ту или иную адаптацию Мертона. В то время как Мертон подчеркивал, что бедняки имеют дифференцированный доступ к законным средствам (работа), Кловард и Олин подчеркивали, что они также имеют дифференцированный доступ к незаконным средствам . Например, некоторые люди живут в районах, где преобладает организованная преступность, и будут участвовать в таких преступлениях; другие живут в районах, где широко распространено употребление наркотиков, и сами начнут употреблять наркотики.
В более поздней формулировке два социолога, Стивен Ф. Месснер и Ричард Розенфельд (2007), расширили точку зрения Мертона, утверждая, что в Соединенных Штатах преступность возникает из нескольких наших наиболее важных ценностей, включая чрезмерный акцент на экономическом успехе, индивидуализме. , и конкуренция. Эти ценности порождают преступность, заставляя многих американцев, богатых или бедных, чувствовать, что им никогда не хватает денег, и побуждая их помогать себе даже за счет других людей. Таким образом, преступность в Соединенных Штатах по иронии судьбы возникает из самых основных ценностей страны.
Объяснения с точки зрения конфликта
Объяснения преступлений, коренящиеся в перспективе конфликта, отражают его общее представление о том, что общество представляет собой борьбу между «имущими» наверху общества, обладающими социальной, экономической и политической властью, и «неимущими» на дно. Соответственно, они предполагают, что те, кто обладает властью, принимают законы и иным образом используют правовую систему, чтобы закрепить свое положение на вершине общества и удержать бессильных на дне (Bohm & Vogel, 2011). Бедняки и меньшинства с большей вероятностью из-за своей бедности и расы будут арестованы, осуждены и заключены в тюрьму. Эти объяснения также возлагают вину за уличную преступность бедняков на экономические лишения и неравенство, в которых они живут, а не на какие-либо моральные недостатки бедняков.
Дифференциальное правосудие
В теории теоретики утверждают, что элитные девианты могут скрывать свои преступления и избегать криминальных ярлыков благодаря силе и ресурсам, которыми они располагают. Напротив, система уголовного правосудия направляет свою энергию на борьбу с нарушениями со стороны рабочего класса, и люди с низким доходом имеют мало сил и возможностей для противодействия этим усилиям. В конечном счете, закон и система уголовного правосудия работают на защиту интересов господствующего класса и регулирование групп населения, которые воспринимаются как представляющие угрозу интересам богатых.
Неудивительно, что объяснения конфликта вызвали много споров (Akers & Sellers, 2008). Многие ученые отвергают их за то, что они рисуют слишком критическую картину капиталистической экономики и игнорируют эксцессы некапиталистических стран, в то время как другие говорят, что теории преувеличивают степень неравенства в правовой системе. Тем не менее, имеется много доказательств в поддержку противоречивого утверждения о том, что бедные и меньшинства сталкиваются с неблагоприятными условиями в правовой системе (Reiman & Leighton, 2010). Проще говоря, бедняки не могут позволить себе хороших адвокатов, частных сыщиков и другие преимущества, которые деньги приносят в суде. Также в соответствии с точкой зрения конфликтологов руководители корпораций, среди самых влиятельных членов общества, часто нарушают закон, не опасаясь тюремного заключения, как мы увидим в нашем обсуждении беловоротничковой преступности далее в этой главе. Наконец, многие исследования поддерживают точку зрения конфликтологов о том, что корни преступлений бедняков лежат в социальном неравенстве и экономических лишениях (Barkan, 2009). ).
Феминистские взгляды
на преступность и уголовное правосудие также попадают в широкую категорию объяснений конфликтов и получили широкое распространение в последние десятилетия. Большая часть этой работы посвящена изнасилованиям и сексуальным домогательствам, насилию со стороны интимного партнера и другим преступлениям против женщин, которые в значительной степени игнорировались до тех пор, пока феминистки не начали писать о них в 1970-х годах (Griffin, 1971). С тех пор их взгляды повлияли на общественное и официальное отношение к изнасилованию и домашнему насилию, которое раньше считалось чем-то, что девушки и женщины навлекли на себя. Вместо этого феминистский подход возлагает вину за эти преступления прямо на неравенство общества по отношению к женщинам и устаревшие взгляды на отношения между полами (Renzetti, 2011).
Еще одно направление феминистской работы связано с арестом и судебным преследованием женщин за преступления, связанные с их попытками избежать домашнего насилия и других форм жестокого обращения. Научные исследования женщин-заключенных показали, что виктимизация этих девочек и женщин часто связана с их попаданием в систему уголовного правосудия (Gilfus, 2002). Например, если девушка убегает из дома из-за сексуального насилия и, не имея поддержки, совершает мелкую кражу или занимается проституцией, она может быть привлечена к ответственности за эти преступления. Учитывая, что совершенные преступления являются следствием обстоятельств, связанных с жестоким обращением с ней, в таком случае феминистки задаются вопросом, какое наказание ей должно грозить?
Третье направление касается гендерных различий в тяжких преступлениях, поскольку женщины и девочки гораздо реже, чем мужчины и мальчики, прибегают к насилию и совершают серьезные имущественные преступления, такие как кражи со взломом и угон автомобилей. Большинство социологов связывают это различие с гендерной социализацией. Проще говоря, социализация в мужской гендерной роли, или мужественности, приводит к таким ценностям, как конкурентоспособность и поведенческие модели, такие как проведение большего количества времени вне дома, которые способствуют девиантности. И наоборот, несмотря на возможные недостатки, социализация в женской гендерной роли или женственности продвигает такие ценности, как мягкость и модели поведения, такие как проведение большего количества времени дома, которые помогают ограничить девиантность (Chesney-Lind & Pasko, 2004). Отметив, что мужчины совершают гораздо больше преступлений, Кэтлин Дейли и Меда Чесни-Линд (1988, с. 527) писал,
«Большая цена приходится на структуру мужского господства и те самые качества, которые побуждают мужчин добиваться успеха, контролировать других и обладать бескомпромиссной властью… Гендерные различия в преступности предполагают, что преступность не может быть так нормально ведь. Такие различия заставляют нас увидеть, что в жизни женщин мужчинам есть чему поучиться. “
Три десятилетия спустя эта проблема все еще остается.
Гендерная социализация помогает объяснить, почему женщины совершают менее серьезные преступления, чем мужчины. Мальчиков воспитывают соперничающими и агрессивными, а девочек воспитывают нежными и заботливыми. Филипп Пут — Бой — CC BY 2.0.
Символические интеракционистские объяснения
Поскольку символический интеракционизм фокусируется на средствах, которые люди получают от своего социального взаимодействия, символические интеракционистские объяснения приписывают девиантность различным аспектам социального взаимодействия и социальных процессов, с которыми сталкиваются нормальные люди. Эти объяснения помогают нам понять, почему одни люди с большей вероятностью, чем другие, живут в одинаковых социальных условиях. Существует несколько таких объяснений.
Теория дифференциальных ассоциаций
В одном популярном объяснении девиантности подчеркивается, что девиантности учат, взаимодействуя с другими людьми, которые считают, что совершать девиантность нормально, и которые часто сами совершают девиантность. Таким образом, девиация возникает в результате нормальных процессов социализации. Наиболее влиятельным из таких объяснений является Эдвин Х. Сазерленд (1947) , в котором говорится, что преступному поведению учатся, общаясь с близкими друзьями и членами семьи, которые сами являются девиантными. Эти люди учат нас не только тому, как совершать различные преступления, но и ценностям, мотивам и рационализациям, которые нам необходимо принять, чтобы оправдать нарушение закона. Чем раньше в нашей жизни мы общаемся с девиантными людьми и чем чаще мы это делаем, тем больше вероятность того, что мы сами станем девиантными. Таким образом, нормальный социальный процесс, социализация, может привести когда-то нормальных людей к совершению отклонений.
Теория дифференциальной ассоциации Сазерленда была одной из самых влиятельных социологических теорий всех времен. На протяжении многих лет многие исследования документально подтверждали важность отношений со сверстниками для подростков, влияющих на их вхождение в мир наркотиков и правонарушений (Akers & Sellers, 2008). Однако некоторые критики говорят, что не все девиации являются результатом влияния девиантных сверстников. Тем не менее теория дифференциальных ассоциаций остается ценным подходом к пониманию девиантности и преступности.
Теория социального контроля
Трэвис Хирши (1969) утверждал, что человеческая природа в основном эгоистична, и поэтому задавался вопросом, почему люди совершают , а не отклонения. Его ответ, который называется , , заключался в том, что их связи с традиционными социальными институтами и социальными группами, такими как семья и школа, удерживают их от нарушения социальных норм.
Теория социального контроля Трэвиса Хирши подчеркивает важность связей с социальными институтами для предотвращения отклонений. Его теория подчеркивала важность привязанности к семье в этом отношении. Фото Агунга Пандита Вигуна с сайта Pexels.
Хирши выделил четыре типа связей с традиционными социальными институтами: привязанность, приверженность, участие и вера.
Приложение относится к тому, насколько мы чувствуем себя лояльными к этим учреждениям и заботимся о мнении людей в них, таких как наши родители и учителя. Чем больше мы привязаны к своим семьям и школам, тем меньше вероятность того, что мы будем девиантными.
Приверженность относится к тому, насколько мы ценим наше участие в обычной деятельности, например, получение хорошего образования. Чем больше мы привержены этим занятиям и чем больше времени и энергии мы вкладываем в них, тем менее девиантными мы будем.
Вовлеченность относится к количеству времени, которое мы проводим в обычной деятельности. Чем больше времени мы проводим, тем меньше у нас возможностей быть девиантными.
Вера относится к принятию нами норм общества. Чем больше мы верим в эти нормы, тем меньше мы отклоняемся.
Многие исследования показывают, что молодые люди с более слабыми связями с родителями и школой более склонны к отклонениям. Но у этой теории есть и критики (Akers & Sellers, 2008). Одна из проблем сосредоточена на вопросе о курице и яйце причинно-следственной связи. Например, многие исследования поддерживают теорию социального контроля, обнаруживая, что молодые правонарушители часто имеют худшие отношения со своими родителями, чем неправонарушители. Это потому, что плохие отношения побуждают молодых людей к правонарушениям, как думал Хирши? Или потому, что правонарушения подростков ухудшают их отношения с родителями? Несмотря на эти вопросы, теория социального контроля Хирши продолжает влиять на наше понимание девиантности. В той мере, в какой это правильно, он предлагает несколько стратегий предотвращения преступности, в том числе программы, направленные на улучшение воспитания и отношений между родителями и детьми (Welsh & Farrington, 2007).
Теория ярлыков
Если мы кого-то арестуем и посадим в тюрьму, мы надеемся, что он удержится от повторного совершения преступления. предполагает как раз обратное: в нем говорится, что навешивание на кого-то ярлыка девиантного увеличивает шансы того, что этот человек продолжит совершать девиантные поступки. Согласно теории навешивания ярлыков, это происходит потому, что у человека с ярлыком формируется девиантное представление о себе, что ведет к еще большему отклонению. Девиантность является результатом навешивания ярлыков (Bohm & Vogel, 2011).
Этот эффект усиливается тем, как общество относится к тому, на кого навесили ярлык. Исследования показывают, что кандидаты на работу с криминальным прошлым имеют гораздо меньше шансов быть принятыми на работу, чем те, у кого нет судимостей (Pager, 2009). Предположим, у вас было судимость, и вы видели свои ошибки, но вам отказали несколько потенциальных работодателей. Как вы думаете, вы можете быть просто немного разочарованы? Если ваша безработица продолжится, можете ли вы снова подумать о совершении преступления? Между тем, вы хотите встретить законопослушных друзей, поэтому вы идете в бар для одиноких. Вы начинаете разговаривать с кем-то, кто вам интересен, и в ответ на вопрос этого человека говорите, что находитесь между работами. Когда ваш спутник спрашивает о вашей последней работе, вы отвечаете, что сидели в тюрьме за вооруженное ограбление. Как вы думаете, как отреагирует ваш спутник, услышав это? Как следует из этого сценария, ярлык девиантного может затруднить избегание продолжения девиантной жизни.
Теория навешивания ярлыков также ставит вопрос о том, действительно ли некоторые люди и поведение с большей вероятностью, чем другие, приобретают девиантный ярлык. В частности, в нем утверждается, что неюридические факторы, такие как внешний вид, раса и социальный класс, влияют на то, как часто происходит официальная маркировка. Классический анализ «Святых» и «Головорезов», проведенный Уильямом Чамблиссом (1973), является прекрасным примером этого аргумента. Святые были восемью учениками средней школы мужского пола из среднего класса, которые были очень правонарушителями, в то время как Головорезы были шестью учениками мужского пола в той же средней школе, которые также были очень правонарушителями, но происходили из бедных рабочих семей. Хотя поведение Святых, возможно, было более вредным, чем поведение Головорезов, их действия считались безобидными розыгрышами, и их никогда не арестовывали. После окончания средней школы они поступили в колледж, аспирантуру и профессиональную школу и сделали респектабельную карьеру. Напротив, Головорезы считались нарушителями спокойствия и часто попадали в неприятности из-за своего поведения. Став взрослыми, они либо устроились на низкооплачиваемую работу, либо попали в тюрьму.
Теория навешивания ярлыков постулирует, что те, кого помечают как девиантных, делают человека девиантным. Взгляды теории маркировки на последствия маркировки и на важность неправовых факторов для официальной маркировки остаются спорными. Тем не менее, эта теория оказала большое влияние на изучение девиантности и преступности за последние несколько десятилетий и обещает оказывать такое влияние на многие годы вперед.
Ключевые термины
Дифференциальная ассоциативная теория . Преступному поведению учат, общаясь с близкими друзьями и членами семьи, которые учат нас, как совершать преступления, а также о ценностях, мотивах и рационализациях, которые мы должны принять, чтобы оправдать нарушение закон.
Теория дифференциальной справедливости – Люди, обладающие властью, используют правовую систему, чтобы закрепить свое положение на вершине общества и удержать бессильных на дне.