Социальные роли в обществе: Социальные роли — урок. Обществознание, 9 класс.

Содержание

Социальная роль. Социальная роль личности

Считается, что понятие социальной роли в социологии впервые ввел Р. Линтон, хотя уже у Ф. Ницше это слово фигурирует вполне в социологическом смысле: «Забота о поддержании существования налагает на большинство европейцев мужского пола строго определенную роль, как говорится, карьеру». С точки зрения социологии любая организация общества или группы предполагает наличие совокупности различающихся ролей. В частности, П. Бергер считает, что «общество представляет собой сеть социальных ролей».

Социальная роль — это система ожидаемого поведения, которое определяется нормативными обязанностями и соответствующими этим обязанностям правами.

Например, учебное заведение как вид социальной организации предполагает наличие директора, учителей и учеников. Вес это — социальные роли, связанные с конкретным набором обязанностей и прав. Так, учитель обязан выполнять приказы директора, не опаздывать на свои уроки, добросовестно готовиться к ним, ориентировать учеников на социально одобряемое поведение, быть достаточно требовательным и справедливым, ему запрещается прибегать к физическим наказаниям учеников и т.

д. При этом он имеет право на определенные знаки уважения, связанные с его ролью учителя: ученики должны вставать при его появлении, называть его по имени и отчеству, беспрекословно выполнять его распоряжения, связанные с учебным процессом, соблюдать в классе тишину, когда он говорит, и т.д. Тем не менее выполнение социальной роли допускает некоторую свободу для проявления индивидуальных качеств: учитель может быть суровы м и мягким, соблюдать жесткую дистанцию по отношению к ученикам и вести себя с ними как старший товарищ. Ученик может быть старательным или нерадивым, послушным или дерзким. Все это — допустимые индивидуальные оттенки социальных ролей.

Нормативные требования, связанные с социальной ролью, как правило, более или менее известны участникам ролевого взаимодействия, поэтому порождают определенные ролевые ожидания: все участники ожидают друг от друга поведения, вписывающегося в контекст данных социальных ролей. Благодаря этому социальное поведение людей становится в значительной степени предсказуемым.

Однако ролевые требования допускают некоторую свободу и поведение члена группы не определяется механически выполняемой им ролью. Так, из литературы и жизни известны случаи, когда в критический момент берет на себя роль лидера и спасает положение человек, от которого по его обычной роли в группе никто этого не ожидал. Э. Гофман утверждает, что индивид, выполняющий социальную роль, сознает существование дистанции между самим собой и своей ролью. подчеркивал вариабельность нормативных требований, связанных с социальной ролью. Р. Мертон отмечал их «двойственный характер». Например, от ученого-исследователя требуется придерживаться установленных наукой положений и методов и в то же время творить и обосновывать новые идеи порой в ущерб принятым; хороший врач-хирург — это не только тот, кто хорошо делает обычные операции, но и тот, кто может пойти на рискованное нетрадиционное решение, спасая жизнь больного. Таким образом, известная доля инициативы является неотъемлемой принадлежностью выполнения социальной роли.

Индивид всегда выполняет одновременно не одну социальную роль, а несколько, иногда даже много. Положение человека, выполняющего только одну роль, всегда патологично и предполагает, что он живет в условиях полной изоляции от общества (является пациентом психиатрической клиники или заключенным в тюрьме). Даже в семье человек играет не одну, а несколько ролей — он и сын, и брат, и муж, и отец. Кроме того, он выполняет еще ряд ролей в других : он и начальник для своих подчиненных, и подчиненный для своего начальника, и врач для своих пациентов, и преподаватель для своих студентов в медицинском институте, и друг своего друга, и сосед жителей своего дома, и член какой-то политической партии, и т.д.

Ролевые нормативные требования являются элементом системы социальных норм, принятых данным обществом. Тем не менее они специфичны и действительны только по отношению к тем, кто занимает определенную социальную позицию. Многие ролевые требования абсурдны вне конкретной ролевой ситуации. Например, женщина, пришедшая на прием к врачу, раздевается по его требованию, выполняя свою роль пациентки. Но если с аналогичным требованием к ней обратится прохожий на улице, она бросится бежать или позовет на помощь.

Отношение специальных ролевых норм и общезначимых норм очень сложно. Многие ролевые предписания вообще с ними не связаны, а некоторые ролевые нормы имеют исключительный характер, ставящий исполняющих их людей в особое положение, когда на них не распространяются общие нормы. Например, врач обязан хранить врачебную тайну, а священник — тайну исповеди, поэтому по закону на них не распространяется обязанность раскрывать эту информацию, давая показания в суде. Расхождение общих и ролевых норм может быть так велико, что носитель роли чуть ли не подвергается общественному презрению, хотя его позиция необходима и признана обществом (палач, тайный агент полиции).

Представления о социальной роли

Считается, что понятие «социальная роль» в социологию ввел в первой половине XIX в. американский ученый Р. Линтон. У немецкого философа Ф. Ницше это слово фигурирует вполне в социологическом смысле: «Забота о поддержании существования налагает на большинство европейцев мужского пола строго определенную роль, как говорится, карьеру».

С точки зрения социологии любая организация общества или группы предполагает наличие совокупности отличающихся друг от друга ролей. В частности, американский социолог П. Бергер считает, что современное общество представляет собой «сеть социальных ролей».

Социальная роль представляет собой систему ожидаемого поведения, которое определяется нормативными обязанностями и соответствующими этим обязанностям правами. Например, учебное заведение как вид социальной организации предполагает наличие директора, учителей и учеников. Эти социальные роли несут конкретный набор обязанностей и прав. Учитель обязан выполнять приказы директора, не опаздывать на свои уроки, добросовестно готовиться к ним, ориентировать учеников на социально одобряемое поведение, быть требовательным и справедливым, ему запрещается прибегать к физическим наказаниям учеников и т. д. При этом он имеет право на определенные знаки уважения, связанные с его ролью учителя: ученики должны вставать при его появлении, называть его по имени и отчеству, выполнять его распоряжения, связанные с учебным процессом, соблюдать в классе тишину, когда он говорит, и т.п.

Тем не менее выполнение социальной роли допускает некоторую свободу для проявления индивидуальных качеств: учитель может быть суровым или мягким, соблюдать дистанцию по отношению к ученикам или вести себя с ними как старший товарищ. Ученик может быть старательным или нерадивым, послушным или дерзким. Все это — допустимые индивидуальные оттенки социальных ролей. Следовательно, поведение индивида в группе не определяется механически выполняемой им социальной ролью. Так, из литературы и жизни известны случаи, когда в критические моменты брали на себя роль лидера и спасали положение люди, от которых по их обычным ролям в группе никто этого не ожидал.

Американский социолог Р. Мертон первым обратил внимание на то, что каждый имеет не одну социальную роль, а несколько, и это положение стало основой

теории набора ролей.

Таким образом, индивиды как носители определенных социальных статусов, вступая в общественные отношения, всегда выполняют одновременно несколько социальных ролей, обусловленных тем или иным социальным статусом. Положение человека, выполняющего только одну роль, всегда патологично и предполагает, что он живет в изоляции от общества. Обычно человек в обществе исполняет несколько ролей. Например, социальный статус мужчины позволяет ему иметь множество социальных ролей: в семье он может быть мужем и отцом или сыном и братом; на работе — начальником или подчиненным, причем одновременно начальником для одних и подчиненным для других; в профессиональной деятельности он может быть врачом и одновременно пациентом другого врача; членом политической партии и соседом члена другой политической партии и т.п.

В современной социологии совокупность ролей, соответствующих определенному социальному статусу, получила название ролевого набора. Например, статус преподавателя конкретного учебного заведения имеет свой отличительный набор ролей, связывающий его с обладателями соотносительных статусов — другими преподавателями, студентами, директором, лаборантами, чиновниками министерства образования, членами профессиональных ассоциаций, т. е. с теми, кто так или иначе имеет отношение к профессиональной деятельности преподавателя. В связи с этим в социологии различают понятия «ролевой набор» и «множественность ролей». Последнее понятие относится к разнообразным социальным статусам (набору статусов), которыми обладает индивид. Понятием «ролевой набор» обозначают только те роли, которые выступают динамическими аспектами только данного социального статуса.

Социальная роль — это статусно-ролевая концепция, которая является одной из самых популярных теорий в социологии. Любой человек является частью общества, социума и в соответствии с ним выполняет ряд функций, в связи с чем в данной концепции личность является субъектом. Известные американские социологи положили основы концепции личности, ими были Р. Минтон, Дж. Мид и Т. Парсон, конечно же, каждый имеет отдельные заслуги за вклад своих усилий и потенциала в развитие статусно-ролевой концепции.

Социальный статус и социальная роль — это основные два понятия, которые описывают человека. Индивид, занимая определенное место в обществе, закрепляется общественной позицией и имеет определенные права и обязанности. Именно эта позиция и определяет человека. Одновременно человек обладает несколькими статусами, один из которых основной или базисный, то есть основной статус — это профессия или должность человека.

Социальная роль — это которые он исполняет в рамках своего социального статуса в конкретной социальной системе. И учитывая, что у одного человека несколько статусов, то, соответственно, он выполняет несколько ролей. Общая совокупность в рамках одного социального статуса — это есть социальный набор. Человек выполняет больше социальных ролей, если у него намного выше статус и положение в обществе.

Социальная роль человека, работающего в охранном агентстве, кардинально отличается от ролевого набора Президента страны, это все понятно и легко. Вообще впервые систематизировал роли американский социолог Т. Парсон, благодаря которому было выделено пять основных категорий, позволяющих квалифицировать отдельные социальные роли:

  1. Социальная роль — это то, что в некоторых случаях регламентировано. Например, социальная роль государственного служащего — строго очерчена в рамки, а роль того, что этот служащий — мужчина, сильно размыта и индивидуальна.
  2. Некоторые роли чрезвычайно эмоциональны, а другие требуют строгости и сдержанности.
  3. Социальные роли могут отличаться способом получения. Это зависит от социального статуса, который предписывается или же достигается человеком самостоятельно.
  4. Масштаб и объем полномочий в рамках одной социальной роли четко определен, а в других даже не установлен.
  5. Выполнение роли мотивируется личными интересами или же ради общественного долга.

Важно помнить, что социальная роль — это модель поведения, сбалансированная между ролевым ожиданием и характером человека. То есть, это не точный механизм и схема, как ожидается от конкретной социальной роли, а ролевое поведение специфично в зависимости от индивидуальных особенностей человека. Еще раз закрепим, что социальная роль человека обусловлена конкретным социальным статусом, выраженной определенной профессией, сферой деятельности. Например, преподаватель, музыкант, студент, продавец, директор, бухгалтер, политик. Социальной роли личности всегда дается оценка со стороны общества, одобряется или же осуждается. Например, роль преступника или проститутки имеет общественное порицание.

  • 5. Классический период в развитии социологии. Его специфика и основные представители
  • 6. Органическая теория Спенсера. Принцип эволюции
  • 8.Матералистическое понимание общества. Базис и надстройка учения об общественно-экономической формации.
  • 9.Социологический метод э.Дюркгейма. Механическая и органическая солидарность.
  • 10.Понимающая социология м.Вебера. Понятие идеального типа.
  • 11.Социологический анализ м.Вебера и ф.Тённиса традиционного и современного типов общества. Учение о бюрократии.
  • 12.Вклад в развитие социологии ф.Тенниса, г.Зиммеля и в.Паретто
  • 13.Современные макросоциологические теории и их основные представители
  • 14.Микросоциологический подход к рассмотрению взаимодействия человека и общества.
  • 15.Предпосылки и своеобразие российской социологической мысли.
  • 16.Основные представители российской социологии.
  • 17.Вклад российской социологии в развитие мировой социологической мысли.
  • 18. П.А.Сорокин как видный представитель мировой социологии.
  • 21.Опросные и неопросные методы социологических исследований.
  • 22. Требования к построению анкеты и выборочной совокупности.
  • 23.Понятие и структура социального действия.
  • 24.Основные типы социального действия по м.Веберу и ю. Хабермасу.
  • 25.Социальные контакты и социальное взаимодействие.
  • 26.Структура социального взаимодействия по т.Парсонсу, я.Щепаньскому, э.Берну. Типы социального взаимодействия.
  • 27.Социальные отношения. Их место и роль в жизни общества
  • 28.Социальные контроль и социальное поведение. Внешний и внутренний социальный контроль.
  • 29.Социальные нормы как регуляторы социального поведения.
  • 30.Понятия аномии и девиантного поведения.
  • 31.Типы девиантного поведения.
  • 32.Стадии развития девиантного поведения. Понятие стигматизации.
  • 33.Основные подходы к определению общества. Общество и общность.
  • 34.Системный подход к рассмотрению общества. Основные сферы жизни общества.
  • 36. Понятие социальной организации.
  • 37.Структура и основные элементы социальной организации.
  • 38.Формальные и неформальные организации. Понятие бюрократической системы.
  • 39.Глобализация. Её причины и следствия.
  • 40.Концепции экономической глобализации, империализма, догоняющего развития и мировой системы.
  • 41.Место России в современном мире.
  • 42.Социальная структура общества и её критерии.
  • 43.Культурная глобализация: за и против. Понятие глокализма.
  • 44.Социальный статус и социальная роль.
  • 46.Социальная мобильность и её роль в современном обществе
  • 47.Каналы вертикальной мобильности.
  • 48.Маргиналы и маргинальность. Причины и следствия.
  • 49.Социальные движения. Их место и роль в современном обществе.
  • 50. Группа как фактор социализации личности.
  • 51.Виды социальных групп: первичные и вторичные, «мы» — группа о «они» — группа, малые и большие.
  • 52.Динамические процессы в малой социальной группе.
  • 53.Понятие социальных изменений. Социальный прогресс и его критерии.
  • 54.Референтные и нереферентные группы. Понятие коллектива.
  • 55.Культура как социальное явление.
  • 56.Основные элементы культуры и её функции.
  • 57.Основные подходы к изучению становления личности.
  • 58.Структура личности. Социальные типы личности.
  • 59.Личность как объект и субъект общественных отношений. Понятие социализации.
  • 60.Теория конфликта р.Дарендорфа. Понятие феноменологии.
  • Конфликтная модель общества р. Дарендорфа
  • Социальный статус — социальное положение, занимаемое социальным индивидом или социальной группой в обществе или отдельной социальной подсистеме общества. Определяется по специфическим для конкретного общества признакам, в качестве которых могут выступать экономические, национальные, возрастные и другие признаки. Социальный статус разделяется по умениям, навыкам, образованию.

    Каждый человек, как правило, обладает не одним, а несколькими социальными статусами. Социологи различают:

      прирожденный статус — статус, полученный человеком при рождении (пол, раса, национальность, биологическая страта). В некоторых случаях прирожденный статус может меняться: статус члена королевской семьи — с рождения и до тех пор, пока существует монархия.

      приобретенный (достигаемый) статус — статус, которого человек достигает благодаря своим умственным и физическим усилиям (работа, связи, должность, пост).

      предписанный (приписываемый) статус — статус, который человек приобретает вне зависимости от своего желания (возраст, статус в семье), с течением жизни он может меняться. Предписанный статус бывает прирожденным и приобретенным.

    Социальная роль – это совокупность действий, которые должен выполнить человек, занимающий данный статус в социальной системе. Каждый статус обычно включает ряд ролей. Совокупность ролей, вытекающих изданного статуса, называется ролевым набором.

    Социальную роль следует рассматривать в двух аспектах: ролевого ожидания и ролевого исполнения . Между этими двумя аспектами никогда не бывает полного совпадения. Но каждый из них имеет большое значение в поведении личности. Наши роли определяются прежде всего тем, чего ожидают от нас другие. Эти ожидания ассоциируются со статусом, который имеет данная личность. Если кто-то не играет роли в соответствии с нашим ожиданием, то он вступает в определенный конфликт с обществом.

    Например, родитель должен заботиться о детях, близкий друг должен быть неравнодушен к нашим проблемам и т. д.

    Ролевые требования (предписания, положения и ожидания соответствующего поведения) воплощаются в конкретных социальных нормах, сгруппированных вокруг социального статуса.

    Главным связующим звеном между ролевыми ожиданиями и ролевым поведением служит характер индивида.

    Поскольку каждый человек исполняет несколько ролейв множестве различных ситуаций, между ролями может возникнуть конфликт. Ситуация, в которой человек сталкивается с необходимостью удовлетворять требования двух или более несовместимых ролей, называется ролевым конфликтом. Ролевые конфликты могут возникнуть как между ролями, так и внутри одной роли.

    Например, работающая жена находит, что требования ее основной работы могут прийти в конфликт с выполнением ею домашних обязанностей; или женатый студент должен примирять требования к нему как мужу с требованиями, предъявляемыми к нему как студенту; или работник милиции иногда должен выбирать между выполнением им своего должностного долга и произведением ареста близкого друга. Примером конфликта, происходящего в пределах одной роли, может служить положение руководителя или общественного деятеля, публично провозглашающего одну точку зрения, а в узком кругу объявляющего себя сторонником противоположной, или индивида, который под давлением обстоятельств исполняет роль, не отвечающую ни его интересам, ни его внутренним установкам.

    В итоге можно сказать, что каждая личность в современном обществе в силу неадекватной ролевой подготовки, а также постоянно происходящих культурных изменений и множественности играемых ею ролей испытывает ролевое напряжение и конфликт. Однако она имеет механизмы бессознательной защиты и осознанного подключения общественных структур для избежания опасных последствий социальных ролевых конфликтов.

    45.Социальное неравенство. Пути и средства его преодоления Неравенство в обществе может иметь 2 источника: естественный и социальный. Люди различаются по физической силе, выносливости и др. Эти различия приводят к тому, что они достигают результатов и тем самым занимают разное положение в обществе. Но со временем природное неравенство дополняется социальным, которое заключается в возможности получения социальных благ, несвязанных с вкладом в общественное достояние. Например, неравная оплата за равный труд. Пути преодоления: в силу условного характера соц. неравенства оно может и должно быть отменено во имя равенства. Под равенством понимают равенство личностное перед богом и законом, равенство возможностей, условий жизни, здоровья и т.д. В настоящее время сторонники теории функционализма считают, что соц. неравенство есть инструмент, помогающий обеспечивать выполнение самых важных и ответственных задач людьми талантливыми и подготовленными. Сторонники теории конфликтов считают, что взгляды функционалистов есть попытка оправдать статусы, сложившиеся в обществе и такое положение, при котором люди, под чьим контролем находятся общественные ценности, имели возможности получать для себя выгоду. Вопрос о соц. неравенстве тесно переплетен с понятием соц. справедливости. Данное понятие имеет 2 толкования: объективное и субъективное. Субъективное толкование исходит из отнесения соц. справедливости к правовым категориям, при помощи которого человек дает оценку, одобряющую или осуждающую к процессам, происходящим в обществе. Вторая позиция (объективная) исходит из принципа эквивалентности, т.е. взаимного воздаяния в отношениях между людьми.

    Характеризуют различные отношения и определяют поведение людей определенные социальные роли и статусы.

    Социальная роль — соответствующий принятым нормам способ поведения людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе, в системе межличностных отношений. Всякое человеческое поведение чем-то и кем-то побуждается, имеет свою направленность, сопровождается какими-то действиями (физическими, мыслительными, словесными и др.).

    Освоение социальных ролей — часть процесса социализации личности, непременное условие “врастания” человека в общество себе подобных. Социализацией называется процесс и результат усвоения и активного воспроизведения индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности. Усваивая социальные роли, человек усваивает социальные стандарты поведения, учится оценивать себя со стороны и осуществлять самоконтроль. Таким образом, развитая личность может использовать ролевое поведение как инструмент адаптации к определенным социальным ситуациям, в тоже время не сливаясь, не идентифицируясь с ролью.

    Социальные роли подразделяются на институционализированные, т.е. институт брака, семьи;соц. роли матери, дочери;жены и конвенциональные:принимаемые по соглашению,хотя человек может и не принимать их.

    Описывая ролевое социотипическое поведение личности, социологи и социальные психологи характеризуют личность именно как представителя той или иной группы, профессии, нации, класса, того или иного социального целого.В зависимости от того, как выступает для личности группа, насколько личность вовлечена в те или иные отношения с группой, что значат для неё цели и задачи совместной деятельности группы, проявляются различные качества личности.

    Социальные роли многообразны, и чем больше их набор, тем сложнее общество. Однако роли не являются простым нагромождением, лишенным внутренней гармонии. Они организованы, соединены между собой бесчисленными нитями. Существуют два основных уровня организованности, упорядоченности ролей: институты и общности. Благодаря этим социальным образованиям роли связываются между собой, обеспечивается их воспроизводство, создаются гарантии их устойчивости, складываются специфические нормы, регулирующие ролевые взаимодействия, вырабатываются санкции, возникают сложные системы социального контроля.

    Социальная роль «концентрирует внимание на универсальных, всеобщих требованиях, предъявляемых к поведению человека, находящегося в определенной социальной позиции». При этом эти два понятия описывают одно и то же явление с разных точек зрения. Статус описывает положение человека в социальной структуре, а роль определяет его динамический аспект. Роль – динамический аспект статуса. Образование, как сложившая система предлагает набор готовых статусов и ролей, которые могут колебаться в определенной шкале допустимых инвариантов.

    В отношении социальной стратификации образование выполняет двойственную роль. Социальная стратификация описывает социальное неравенство людей, фиксирует структурное неравенство людей, «условий, при которых социальные группы имеют неравный доступ к таким социальным благам, как деньги, власть, престиж, образование, информация, профессиональная карьера, самореализация и т.п.». Таким образом, образование как синоним слова «диплом» выступает одним из критериев выстраивания социальной стратификации конкретного общества. По степени доступности отдельных членов общества к образованию можно говорить о качественной характеристике неравенства, господствующего в конкретном обществе. С другой стороны, образование выступает отдельной стратой общества. Социальный слой обладает определенной качественной однородностью. Он представляет собой совокупность людей, занимающих в иерархии близкое положение и ведущих сходный образ жизни. Принадлежность к слою имеет две составляющие – объективную (наличие объективных показателей, характерных для данного социального слоя) и субъективную (идентификация себя с определенным слоем).

    Социальный статус как элемент социальной организации общества сложно скоординирован и ранжирован относительно господствующей системы ценностей, что придает им особую значимость в общественном мнении.Социальная мобильность характеризует «изменение социального статуса, т.е. перемещение индивида (или социальной группы) между различными позициями в системе социальной стратификации. Ряд исследователей считают институты образования основным средством стимулирования и закрепления социального неравенства. Тем не менее не вызывает сомнения, что в современных условиях развития общества (ускорение научного прогресса, интенсификация скорости обновления знания, увеличение объемов поступающей информации) требуется наличие качественного образования.

    Данные категории позволяют описывать движение отдельного человека по вертикали. Но образование предстает на всех уровнях: мировом, национальном, региональном. Такое рассмотрение позволяет выявить наличие дополнительных функций, выполняемых образованием.

    Однако данная модель образования как социального института оказывается достаточно схематичной, поскольку не отражает условий, в которых конкретный институт находится. К тому же она выстраивается синхронно и не позволяет выявить динамику развития образования во временной перспективе.

    Современный социальный, экономический, политический, культурный контекст, в котором находится образование, характеризуется с точки зрения двух процессов: регионализации и глобализации. Принято их рассматривать как разнонаправленные и приводящие к разным результатам. Однако данное мнение также можно обвинить в схематизме.

    Некоторые люди путают это понятие со статусом. Но данные термины означают совершенно разные проявления. Понятие роли ввел психолог Т. Парсонс. Использовали его в своих работах К. Хорни и И. Гофман. Они раскрыли характеристики понятия более подробно и провели интересные исследования.

    Социальная роль — что это?

    Согласно определению, социальная роль — это поведение, которое общество сочло приемлемым для людей, находящихся в том или ином статусе. Социальные роли человека меняются, в зависимости от того, кем он является в данный момент. Сыну или дочери общество предписывает вести себя одним образом, нежели, допустим, работнику, матери или женщине.

    Что входит в понятие социальная роль:

    1. Поведенческие реакции человека, его речь, действия, поступки.
    2. Внешний вид индивида. Он тоже должен соответствовать нормам общества. Мужчина, одетый в платье или юбку в ряде стран будет восприниматься негативно, ровно, как и начальник офиса, приходящий на работу в грязной робе.
    3. Мотивация индивида. Окружение одобряет и негативно реагирует не только на поведение человека, но и на его внутренние устремления. Мотивы оцениваются исходя из ожиданий других людей, которые выстраиваются на общепринятом понимании. Невеста, выходящая замуж из-за материальных выгод, в определенных обществах будет восприниматься негативно, от нее ждут любви и искренних чувств, а не меркантильности.

    Значение социальной роли в жизни человека

    Изменение поведенческих реакций может дорого обойтись индивиду. Наши социальные роли определяются ожиданиями других людей, не оправдывая их, мы рискуем остаться изгоями. Человек, решившийся нарушить эти своеобразные правила, вряд ли выстроит отношения с остальными членами общества. Его будут осуждать, пытаться изменить. В ряде случаев такой индивид воспринимается как психически ненормальный, хотя врач такого диагноза не ставил.


    Признаки социальной роли

    Данное понятие связывается еще и с профессией и видом деятельности человека. Это тоже влияет на то, в чем проявляется социальная роль. От студента ВУЗа и от школьника мы ждем разного внешнего вида, речи и поступков. Женщина, в нашем понимании, не должна делать того, что входит в понятие нормального поведения мужчины. А врач не имеет права поступать в рабочей обстановке так же, как будет действовать продавец или инженер. Социальная роль в профессии проявляется во внешнем виде, употреблении терминов. Нарушая данные правила можно прослыть плохим специалистом.

    Как связаны социальный статус и социальная роль?

    Эти понятия обозначают совершенно разные вещи. Но при этом, социальные статусы и роли связаны очень тесно. Первое дает человеку права и обязанности, второе, поясняет, какого поведения ждет от него общество. Мужчина, ставший отцом, должен содержать своего ребенка, и предполагается, что он станет уделять время на общение с отпрыском. Ожидания окружения в этом случае могут быть очень точными или размытыми. Это зависит от культуры страны, где проживает и воспитывается человек.

    Виды социальных ролей

    Психологи подразделяют понятие на 2 основные категории – межличностные и связанные со статусом. Первые связаны с эмоциональными отношениями – лидер, любимчик в коллективе, душа компании. Социальные роли личности, зависимые от официального положения, больше определяются профессией, видом деятельности и семьей – муж, ребенок, продавец. Эта категория обезличена, поведенческие реакции в них определены четче, чем в первой группе.

    Каждая социальная роль отличается:

    1. По степени ее формализации и масштабу. Есть те, где поведение прописано очень четко и те, где ожидаемые поступки и реакции окружением описываются размыто.
    2. По способу получения. Достигаемые часто связаны с профессией, присвоенные с семейным положением, физиологическим характеристиками. Пример первой подгруппы – юрист, лидер, а второй – женщина, дочь, мать.

    Индивидуальная роль

    У каждого человека есть одновременно несколько функций. Выполняя каждую из них, он вынужден вести себя определенным образом. Индивидуальная социальная роль личности связана с интересами и мотивами человека. Каждый из нас воспринимает себя несколько отличительно от того, как нас видят другие люди,поэтому собственная оценка поведения и восприятие его другими людьми может сильно расходиться. Допустим, подросток может считать себя вполне зрелым, имеющим право принимать ряд решений, но для родителей он все еще будет ребенком.


    Межличностные роли человека

    Эта категория связана с эмоциональной сферой. Такая социальная роль человека присваивается ему зачастую определенной группой людей. Индивид может считаться весельчаком, любимчиком, лидером, неудачником. Исходя из восприятия личности группой, окружение ожидает от человека некого стандартного реагирования. Если предполагается, что подросток является не только сыном и учеником, но еще и балагуром и хулиганом, его поступки будут оцениваться через призму этих неофициальных статусов.

    Социальные роли в семье тоже бывают межличностными. Нередки ситуации, когда один из детей имеет статус любимчика. В этом случае конфликты между детьми и родителями становятся явно выраженными и возникают чаще. Психологи советуют избегать присвоения межличностных статусов внутри семьи, ведь в этой ситуации ее члены вынуждены перестраивать поведенческие реакции, что приводит к изменению личности, причем не всегда в лучшую сторону.

    Новые социальные роли молодежи

    Они появились в связи с изменением общественного уклада. Развитие интернет-общения привело к тому, что социальные роли молодежи изменились, стали более вариативными. Развитие тоже способствовало этому. Современные подростки все больше ориентируются не на официальные статусы, а на те, что приняты в их обществе – панк, вейпер. Присвоение такого восприятия может быть групповым и индивидуальным.

    Современные психологи утверждают, что поведение, считающееся нормальным для окружения, присуще не здоровой личности, а невротику. С этим фактом они связывают все больше увеличивающееся количество людей, которые не и вынуждены обращаться к специалистам за получением помощи.

    Социальные роли 11 класс онлайн-подготовка на Ростелеком Лицей

    Что такое социальная роль и социальный статус?

    В чем разница между социальным статусом и социальной ролью личности? Социальная роль – это некоторый образец поведения для человека определенного статуса, то есть, если статус – это положение, которого ты достигаешь в результате своей деятельности + своего происхождения, то социальная роль – это то, как ты должен себя позиционировать, чтобы соответствовать социальному статусу.

    Есть социальные роли, которые четко формализированы, они либо описаны в законе, либо определяются каким-то иным общественным соглашением. К примеру, социальная роль президента. Президент не может себя вести как обычный человек в силу тех обстоятельств, что он занял столь высокий пост.

    Формальные роли закреплены в законе либо описаны в ином нормативно-правовом акте, а неформальные роли не являются обязательными, они необходимы для того, чтобы соответствовать существующему статусу.

    Типы социальных ролей

    Социальные роли делятся на два условных типа.

    1. Институционализированные роли. Это вид исполнения обязанностей по формальному признаку, например семья. Семья, брак – это вещи, которые описаны в специальном законодательстве, и человек, заключая брачный союз, берет на себя соответствующую социальную роль. Например, роль отца семейства, роль мужа, либо наоборот, роль жены, матери. Это все под собой имеет соответствующую правовую базу.
    2. Конвенциональные роли. Это вид необязательный, который можно изменить в ходе жизни. Например, человек взял на себя роль студента, с соответствующим типом восприятия, но ему разонравилось учиться, человек уходит из высшего учебного заведения и идет работать. Он берет на себя другую социальную роль – роль рабочего, роль человека, исполняющего профессиональные обязанности совершенно иного типа.

    Такая вольность в понимании социальных ролей определяет и некоторую вольность в определении этого явления. В науке существует множество определений социальной роли.

    Например, социальная роль – это фиксация отдельного положения, которое занимает тот или иной индивид в системе общественных отношений.

    Или социальная роль – это поведение личности в соответствии с ее общественным статусом; или социальная роль – это устойчивый стереотип поведения в определенных социальных ситуациях.

    Проблема заключается в том, что каждое из определений открывает только одну сторону социальной роли либо несколько сторон, но не описывает это явление целиком, потому что человек крайне многообразен и в ходе жизни несет на себе не одну социальную роль, а целый спектр.

    Все мы в разных ситуациях ведем себя по-разному. Дома, общаясь со своими родителями, вы выполняете социальную роль ребенка. В то время как общаясь со своими сверстниками, вы играете социальную роль друга, товарища. Если речь идет о школе, то там ваша социальная роль – это ученик.

    Что такое ролевая система?

    Вся совокупность социальных ролей, которые в ходе жизни человека постоянно накапливаются, называется ролевой системой.

    Ролевая система – совокупность социальных ролей, которые человек играет в обществе. И проблема заключается в том, что если человек выстраивает эту систему не совсем правильно, то может рано или поздно случиться кризис. Когда человек обладает определенным социальным статусом и исполняет не свою социальную роль либо исполняет ее неправильно, могут возникнуть серьезные проблемы личности.

    В современной науке существует довольно много всевозможных классификаций социальных ролей.

     


    Нерон

    Очень интересна судьба римского императора Нерона (см. рис. 1).

    Это, с одной стороны, был действительно интересный человек, но с другой – он своими непонятными действиями настроил против себя все римское общество.

    Он устраивал страшные оргии, казни, вместе с тем участвуя в Олимпийских играх и организуя театральные представления, в которых сам же и играл.

    Рис. 1. Бюст Нерона (Источник)

    В конце жизни от Нерона отвернулись все, он по сути один блуждал по собственному дворцу и искал солдата или гладиатора, чтобы тот его заколол, потому что знал, что против него все и Сенат скоро объявит его врагом Рима, а значит, смерть будет неминуема. Он не нашел никого, он настолько отчаялся, что кричал, бегая по дворцу, что у него не осталось ни друзей, ни врагов. Уйдя из своего дворца, выехав за город, он попытался покончить жизнь самоубийством, но ему не хватило смелости, тогда он стал цитировать отрывки из «Илиады»: «…топот коней мне слышится приближающийся». Речь шла о том, что он постоянно думал об угрозе приближающейся смерти.

    Когда к нему стали съезжаться люди, чтобы его арестовать, Нерон попросил одного из своих рабов его заколоть. Ему действительно перерезали горло, и Нерон умер со словами: «Какой великий артист погибает».

    Такая социальная роль не лучший образчик для жизни, зато она демонстрирует, как иногда бывает, когда человек заигрывается в жизни. Социальный статус предполагает определенный тип поведения, но это именно тот тип поведения, которого ждут, а не тот, который выдумывает сам человек.


     

    Но самое главное, так или иначе все выделяют базисные социальные роли: роль труженика, роль собственника, роль семьянина, роль товарища и еще некоторые роли. Без этих ролей немыслима жизнь современного человека. Если человек не работает, значит, он асоциальный элемент. Базисные социальные роли – это сейчас неотъемлемая часть жизни любого человека.

     


    Панк-движения

    Наверняка все слышали о такой субкультуре, как панки. Слово «панк» переводится с английского как «гнилушка». Это специфического вида молодые люди, как правило, одевающиеся вызывающе и ведущие себя странным образом, выказывающие протест всему обществу и принятым в нем устоям.

    На самом деле, в основе этого движения лежит глубокая философская идея, и выдвинул ее вполне конкретный человек – Сид Вишес, основатель панк-рок-группы Sex Pistols.

    Он умер молодым, как, видимо, положено умереть рок-звезде. Умер от передозировки наркотиков, но суть его жизненной позиции, социальной роли, сводилась к тому, чтобы показать: я выходец из вполне благополучной среды британского среднего класса. Получил классическое британское образование. Но не могу принять это общество, которое, по моему мнению, идет в тупик.

    Рис. 2. Девушка-панк (Источник)

    Сид Вишес свою жизненную роль решил изменить радикально. Конечно, он не призывал к тому, чтобы все стали панками, потому что выбор жизненного пути, выбор жизненной роли – это ваше персональное желание.


     

    Можно подумать, что, раз наши социальные роли очень четко предопределены, они должны соответствовать социальному статусу, а тот во многом связан с нашим происхождением и некоторой предопределенностью, то есть получается, что мы все зажаты в тесные рамки и практически не имеем люфта и возможности, чтобы выйти из них.

    Это не совсем так, современное общество стремится к стандартизации. Мы похожи внешне и с точки зрения быта и так далее. Но все-таки у личности есть возможность меняться, изменить те условия жизни, в которых он живет, и ту роль, для которой он изначально был предназначен своим социальным статусом.

    Вывод

    Получается, что на нашу социальную роль или даже более того, на систему социальных ролей, которую мы с вами играем в жизни, влияет очень много факторов: состояние здоровья, происхождение, социальный статус, уровень образования, профессионализма, окружающая среда и т. д. Но тем не менее, несмотря на все эти факторы, человек сохраняет за собой возможность изменений.

     

    Список литературы

    1. Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Лазебникова А.Ю. и др. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Лазебниковой А.Ю., Обществознание, 11 класс. – АО «Издательство «Просвещение», 2016.
    2. Никитин А.Ф., Грибанова Г.И., Мартьянов Д.С., Обществознание, 11 класс. – ООО «ДРОФА», 2018.
    3. Гаман-Голушина О.В., Ковлер А.И., Пономарева Е.Г. и др. / Под общ. ред. Тишкова В.А. Обществознание, 11 класс. – 2019.

     

    Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

    1. Интернет-портал «humanitar.ru» (Источник)
    2. Интернет-портал «rushist.com» (Источник)
    3. Интернет-портал «24smi.org» (Источник)

     

    Домашнее задание

    1. Напишите, какие социальные роли вы исполняете. Какие факторы влияют на исполнение социальной роли?
    2. Верно ли высказывание: «В традиционном обществе человека оценивали по предписанному статусу, а в современном – по достигаемому»? Напишите свое мнение.

    Социальный статус и социальная роль личности в обществе [Эссе №16550]

    Люди обладают множеством статусов и принадлежат ко множеству социальных групп, престиж которых в обществе неодинаков. Человек смотрит на мир и относится к другим людям в соответствии со своим статусом. Чем больше социальных ролей способен воспроизвести индивид, тем более приспособленным к жизни он является. Таким образом, процесс развития личности часто выступает как динамика освоения социальных ролей.

    Человек ежедневно взаимодействует с разными людьми и социальными группами. Редко бывает, когда он полностью взаимодействует только с членами одной группы, например, семьи, но он в то же время может быть и членом трудового коллектива, общественных организаций и т. п. Входя одновременно во многие социальные группы, он занимает в каждой из них соответствующее положение, обусловленное взаимоотношениями с другими членами группы. Для анализа степени включения индивида в различные группы, а также положений, которые он занимает в каждой из них, используются понятия социального статуса и социальной роли.

    Долгое время понятие «статус личности» было связано преимущественно с характеристикой правового положения человека. В социологии понятия «статус» и «роль» стали активно использоваться в первой половине XIX в. Полеми­зируя с К. Марксом, немецкий социолог М. Вебер утверж­дал, что не только экономическое положение, но и (шире) общественное положение является важной характеристикой места и роли человека в обществе. Это положение Вебер называл социальным статусом. В современной социологии понятия «социальный статус» и «социальная роль», теория ролевых конфликтов стали важным инструментом исследо­вателей, помогающим глубже осмысливать социальные про­цессы, прогнозировать поведение личности, межличностные отношения.

    СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС ЛИЧНОСТИ

    Социальный статус – это некоторая позиция в социальной структуре общества или группы, связанная с другими позициями через права и обязанности.

    Социологами выделено несколько типов социальных статусов:

    1. Статусы, зависящие от положения индивида в группе:
    • личный статус – положение человека, занимаемое им в малой, то есть первичной группе, на основании того, как в ней оценены его индивидуальные качества;
    • социальный статус определяется взаимодействием с другими индивидами, то есть каждый человека выполняет определенный набор социальных функций.
    1. Статусы, определяемые временными рамками, воздействием на жизнь индивида в целом:
    • основной статус определяет главные позиции в жизни человека, например, статус связанный с семьей или работой;
    • эпизодический, то есть неосновной социальный статус – оказывает воздействие на детали человеческого поведения, является он пассажиром, автомобилистом, пациентом, зрителем и пр.
    1. Статусы, приобретаемые или не приобретаемые в ситуации свободного выбора:
    • предписанный статус – социальная позиция, заранее приписываемая индивиду обществом вне зависимости от заслуг личности – место рождения человека, национальность, социальное происхождение и пр.;
    • смешанный статус – включает черты предписанного и достигаемого статусов, например, человек становится академиком или получает инвалидность;
    • достигаемый статус – приобретается при свободном выборе, личных усилиях и находятся под контролем человека – уровень образования, профессия, материальный достаток и пр.

    В любом обществе развита иерархия статусов, представляющая собой основу его стратификации. Отдельные статусы считаются престижнее других. Такая иерархия формируется под воздействием двух факторов:

    • реальная полезность социальных функций, выполняемых человеком;
    • система ценностей, которая характерна рассматриваемому обществу.

    Если престиж какого-либо статуса необоснованно завышен или, напротив, занижен, иногда говорят, что отмечается потеря равновесия между статусами. Общество, в котором отмечается тенденция к утрате такого равновесия, не может нормально функционировать.

    Необходимо разграничивать престиж и авторитет.

    Престиж – это оценка со стороны общества социальной значимости определенного статуса, которая закреплена в культуре и общественном мнении.

    Авторитет – степень признания обществом достоинств личности, то есть конкретного человека.

    Каждый человек может иметь большое количество социальных статусов. В первую очередь, социальный статус человека влияет на ее поведение. Если знать социальный статус индивида, можно без затруднений определить большее количество качеств, которые для него характерны, а также предсказать действия, которые он может осуществить. Такое ожидаемое человеческое поведение, ассоциируемое с тем статусом, который он имеет, принято называть социальная роль.

    Социальная роль – это поведенческая модель, ориентированная на определенный статус.

    Социальная роль – это образец поведения, который признан целесообразным для людей определенного статуса в рассматриваемом обществе.

    Роли определяются ожиданиями людей, но любой человек в зависимости от конкретных обстоятельств, накопленного жизненного опыта и прочих факторов, выполняют социальную роль по-своему.

    Претендуя на данный статус, человеку необходимо выполнять все ролевые требования, закрепленные за определенной социальной позицией. Каждому человеку характерна не одна, а целый спектр социальных ролей, которые он играет в обществе. Совокупность всех ролей человека в социуме называют ролевой системой или ролевым набором.

    СОЦИАЛЬНЫЕ РОЛИ ЛИЧНОСТИ

    Жизнь индивидуума многообразна. В связи с многочисленными ее проявлениями, классификация также имеет огромное множеств позиций.

    Во-первых, в иерархии человеческих взаимоотношений выделяют разделение по:

    • гендерным признакам: мужчина, женщина;
    • профессии;
    • возрастной категории: ребенок, взрослый, пожилой.

    Во-вторых, их можно обозначить, как общественные амплуа:

    • муж, супруга, мама, папа;
    • руководитель, лидер;
    • изгой, отверженный социумом;
    • любимчик и т.д.

    В механизме индивид может выполнять несколько социальных ролей. Они распределяются в официальном порядке или возникают неожиданно в зависимости от жизненных ситуаций.

    Так, по уставу, подписанному на работе, начальник будет ожидать от сотрудника придерживания конкретных правил, установленных компанией. А бытовые явления делают индивидуума участником событий, в которые он и не думал быть вовлеченным.

    Весь комплекс можно описать всего пятью свойствами:

    1. Возможная близость взаимоотношений людей. Между взаимодействием преподавателя и ученика встает субординация и нормы общения, установленные образовательной организацией. Но вот супруги или друзья связаны гораздо глубже.
    2. Метод приобретения. Есть требования, полученные в силу не зависящих от личности обстоятельств: гендерная принадлежность, возраст. Но есть те, которых человек добивается, прикладывая усилия: должность на службе, образование.
    3. Масштаб проявленных чувств во время контакта индивидов. В отношениях продавца и покупателя или между коллегами не принято проявлять сильных эмоций. Другое дело – семья, где эмоциональная вовлеченность в жизнь ее членов значительнее.
    4. Условия взаимодействия: наличие или отсутствие. Повар в ресторане должен приготовить вкусную еду для клиентов, а полицейский – обеспечить порядок и следить за тем, чтобы люди следовали законам. Женщина же в семейном кругу кормит своих домочадцев, но делать это на формальном уровне она не обязана.
    5. Мотивы и намерения. Бизнесмен ведет свою деятельность с целью получения прибыли. Но если такую задачу поставит перед собой священнослужитель – это будет восприниматься негативно, так как от него обществом ожидаются бескорыстные действия.

    В ЧЕМ ПРОЯВЛЯЕТСЯ СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ: ХАРАКТЕРИСТИКИ

    Позиции, занимаемые личностью, характеризуются четырьмя факторами:

    1. Масштабность. Статус определяется степенью межличностных взаимоотношений. Возьмем пример взаимодействия супругов. Между ними существует множество амплуа: чувства и обязанности перед союзом. Со стороны профессий жена-врач может вылечить супруга, а муж-автомеханик, починить машину спутницы. А если вы пришли в магазин за продуктами, то масштаб контакта между вами и продавцом довольно узкий – вам выдают товар, а вы должны его оплатить.
    2. Метод получения. По этому признаку социальными ролями называются те, которые приобретаются естественным путем или с помощью приложенных усилий. Первые определяются автоматически и не зависят от наших решений: половая принадлежность, возрастная категория. Но чтобы стать студентом, вы поступаете в вуз, бизнесменом – открываете дело.
    3. Уровень формальности. Позиции могут жестко регламентироваться со стороны учреждений, либо оставаться независимыми. Взаимоотношения близкого круга общения считаются неформальными, так как основаны на дружеской привязанности. А вот между полицейским и правонарушителем контакт закреплен законодательно: решения принимаются не в зависимости от чувств, а так, как этого требует закон.
    4. Социальные роли связаны также с мотивацией. Грузчик хочет приобрести собственный автомобиль и поэтому трудится по 12 часов в сутки. А участники благотворительных акций стремятся получить признание социума или же сделать окружающую действительность намного лучше. Все это зависит от потребностей и намерений людей, от их взглядов и ценностей.

    Говоря о социальной роли человека, стоит упомянуть и его структуру:

    • ролевое ожидание;
    • исполнение амплуа.

    Между этими характеристиками никогда не достигается абсолютное равенство. Социум возлагает на индивида надежды, а то, как он выполняет обязанности, зависит от психологических особенностей, системы ценностей. Общественное место не создает детальную модель поступков и действий. Положение дает комплекс возможностей. А то, как он их использует, составляет процесс социализации и развития внутри системы.

    ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ

    Освоение нового положения в обществе кардинально воздействует на индивида. Чем больше позиций он выполняет, тем сильнее он приспосабливается к жизни в социуме. Выделяют два фактора обучения новой «должности»: технический и смысловой. Первый включает в себя то, как человек воспринимает свои обязанности и овладевает ими. Второй – его отношение к надеждам, возложенным на него.

    В любом случае на протяжении всей жизнедеятельности индивидуум принимает на себя новые роли, связанные с возрастом, профессией, межличностными взаимоотношениями. И от степени погружения в амплуа зависит личностный рост или деградация.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Личность – сложное понятие, которое является одним из центральных понятий социологии, философии и психологии. На социологическое понятие личности заметно влияют философские концепции и психологические теории. Личность является тем механизмом, который позволяет интегрировать свое «Я» и собственную жизнедеятельность, осуществлять нравственную оценку своих поступков, находить свое место не только в отдельной социальной группе, но и в жизни в целом, вырабатывать смысл своего существования, отказываться от одного в пользу другого. В социологических работах личность трактуется как совокупность ролей и статусов, которые она занимает в обществе.

    Социальная роль – суть ожидание, предъявляемое обществом к личности, занимающей тот или иной статус. Она не зависит от самой личности, ее желаний и существует как бы помимо и до самой личности. Основные требования вырабатывались, шлифовались обществом и существуют независимо от конкретных людей, вопреки их желаниям и представлениям. Основные характеристики социальной роли — эмоциональность; способ получения; масштаб; формализация и мотивация. Любая социальная роль включает некоторое сочетание этих характеристик. В целом, социальная роль, которую выполняет человек, весьма значительна в его жизни, в его умении эффективно функционировать в рамках общества.

    Социальный статус личности подразумевает не только пользование особыми благами, но также налагает на индивида некоторые обязательства, которые касаются определенной деятельности, ожидаемого поведения и выполнения предписанных обществом норм. Отображаемая данная социальная позиция поддерживается строгими социальными механизмами, которые не только налагают обязательства и дают права, но и поддерживают определенное распределение людей в обозначенных социальных классах. 

    Социальная роль и социальный статус являются очень близкими и почти синонимичными понятиями. Разница между ними сводится к тому, в каком контексте они используются. Если термин «роль» применяется главным образом к тому, как ведёт себя человек, то есть к его поведению, то термин «статус» соотносится с социальной системой и тем положением, которое занимает в ней человек.

    Определение и типы социальных ролей

    от kdkasi | 29 сентября 2017 г. | Социальная структура

    Социальные роли

    Социальные роли относятся к набору моделей поведения, которые ожидаются от людей в рамках социальных институтов. Общество похоже на сцену, а люди подобны актерам в обществе, где они должны играть разные роли в разных социальных институтах. Каждый человек имеет разный статус в различных институтах общества. Они должны выполнять набор ролей, связанных с их приписываемым или достигнутым статусом в конкретном учреждении. Например, в институте семьи можно иметь статус брата или сестры, сына или дочери, отца или матери. Однако на работе он мог быть менеджером банка, дворником или президентом страны. При этом обязанности родителей заключаются в том, чтобы удовлетворить потребности своих детей в привязанности, питании, защите, образовании и т. д., тогда как дети должны уважать и подчиняться своим родителям. Человек, занимающий дома статус отца, на работе может быть менеджером банка. В офисе он должен выполнять ряд обязанностей в соответствии со своим занимаемым статусом, таких как надзор, наем и обучение персонала, а также увеличение доходов филиала.

    Более того, формальные нормы и обычаи данного общества определяют социальный статус и роли индивидов. Социальные нормы и обычаи варьируются от общества к обществу. Индивидуум должен выполнять набор обязанностей, связанных с его статусом, в соответствии с общественными нормами и обычаями. Более того, социальные нормы и обычаи общества меняются с течением времени. В связи с чем меняются статусы и роли личностей. Не так давно нынешние современные общества различали роли людей по признаку пола, например, в рамках института семьи мать должна была выполнять домашние обязанности, такие как забота о детях, приготовление пищи, уборка и т. д., тогда как отец должен был зарабатывать средства к существованию, чтобы обеспечить свою семью материально. Однако с течением времени социальная структура этих обществ эволюционировала. В результате были устранены гендерные предвзятые нормы и заменены нормами, в соответствии с которыми разделение труда определялось исходя из уровня образования и приобретенных навыков индивидов, а не их биологических различий.

    Набор ролей

    Как обсуждалось ранее, человек играет разные роли в разных социальных институтах. Иногда с отдельным статусом в данном учреждении связано несколько ролей; которое в социологии называется ролевым набором. Например, предполагается, что лицо, имеющее статус полевого наблюдателя в неправительственной организации, должно проводить занятия по повышению осведомленности, базовые исследования, обсуждения в фокус-группах и учебные занятия, а также формулировать новые стратегии для предотвращения конкретной проблемы в данном сообществе. Эти обязанности входят в набор ролей полевого руководителя в неправительственной организации.

    Конфликт ролей

    Индивиды играют разные роли в разных социальных институтах. Когда эти роли вступают в конфликт друг с другом, это называется конфликтом ролей. Предположим, что владелец масляного завода нанимает своего друга для управления своим бизнесом. Из-за плохого управления его другом прибыль компании снижается. Как бизнесмен или владелец он должен был уволить своего менеджера, но как друг он не мог отнять у друга средства к существованию.

    Ролевое напряжение

    Когда человек находится в состоянии стресса из-за чрезмерной ответственности, связанной с его статусами в различных инструкциях общества, это называется ролевым напряжением. Предположим, женщина может занимать в обществе статус учительницы и матери-одиночки. Как учитель в школе, ее роль заключается в подготовке и представлении отчета о проделанной работе школьному совету, обучении новых нанятых сотрудников, подготовке конспектов и обучении учащихся. Принимая во внимание, что в рамках института семьи как мать-одиночка; она должна готовить обед для своих детей, отвозить их в школу, помогать им с домашним заданием и т. д. Она может испытывать стресс из-за того, что ее роли пересекаются, и у нее может не хватать времени для управления своей социальной и профессиональной жизнью. Это означает, что она испытывает ролевое напряжение.

    Выход из роли

    Каждый человек планирует достичь определенного социального статуса в обществе, это может быть юрист, врач или инженер. Он начинает готовиться к достижению этого статуса посредством упреждающей социализации. Однако, достигнув желаемого статуса, он может не получить удовлетворения и может решить успокоить свой текущий статус и попытаться получить новый статус. Для достижения нового статуса индивиды должны выполнять новые роли, а также отказываться от старых. Отказ от старых ролей и принятие новых обязанностей называется выходом из роли. Например, юрист может быть недоволен своей нынешней работой и хотеть присоединиться к частной корпорации в качестве директора по развитию бизнеса. Чтобы получить новый статус, он должен поступить в бизнес-школу и получить профессиональную степень в области делового администрирования. Кроме того, он должен бросить свою юридическую практику или работу.

    Социальная ролевая теория половых различий — Northwestern Scholars

    Социальная ролевая теория — это социально-психологическая теория, относящаяся к половым различиям и сходствам в социальном поведении. Его ключевой принцип заключается в том, что различия и сходства возникают в первую очередь из-за распределения мужчин и женщин по социальным ролям в их обществе. Благодаря социализации и формированию гендерных ролей поведение мужчин и женщин в целом поддерживает и поддерживает разделение труда. В промышленно развитых странах, например, социальные роли организованы таким образом, что женщины с большей вероятностью, чем мужчины, будут домохозяйками и главными опекунами детей, а также выполнять работу по уходу в оплачиваемой экономике. Напротив, мужчины чаще, чем женщины, являются основными кормильцами семьи и берут на себя полный рабочий день роли в оплачиваемой экономике, часто связанные с физической силой, напористостью или лидерскими качествами.

    Оригинальный язык Английский (США)
    Название публикации хозяина Энциклопедиа Wiley Blackwell Enditors
    . Вай Чинг Анджела Вонг
    Штат Опубликовано — 2016

    • АПА
    • Автор
    • БИБТЕКС
    • Гарвард
    • Стандарт
    • РИС
    • Ванкувер

    Игли, А. Х., и Вуд, В. (2016). Социально-ролевая теория половых различий. В N. Naples, RC Hoogland, M. Wickramasinghe и WCA Wong (Eds.), Энциклопедия исследований гендера и сексуальности Уайли Блэквелла

    Игли, Элис Х ; Вуд, Венди. / Социально-ролевая теория половых различий . Энциклопедия исследований гендера и сексуальности Уайли Блэквелла. редактор / Нэнси Нейплс; Рене С Хугланд; Мэйтри Викрамасингхе; Вай Чинг Анджела Вонг. 2016.

    @inbook{ef9d02be3e8d4eb9aa95c3a6176c9de1,

    title = «Социально-ролевая теория половых различий»,

    abstract = «Социально-ролевая теория — это социально-психологическая теория, которая касается половых различий и сходства в социальном поведении. что различия и сходства возникают в первую очередь из-за распределения мужчин и женщин по социальным ролям в их обществе. Путем социализации и формирования гендерных ролей поведение мужчин и женщин обычно поддерживает и поддерживает разделение труда. Например, в промышленно развитых странах Социальные роли организованы таким образом, что женщины с большей вероятностью, чем мужчины, являются домохозяйками и основными воспитателями детей, а также выполняют работу по уходу в оплачиваемой экономике. временные роли в оплачиваемой экономике, часто подразумевающие физическую силу, напористость или лидерские качества» 9.0003

    author = «Eagly, {Alice H} and Wendy Wood»,

    year = «2016»,

    language = «English (US)»,

    isbn = «978-1-4051-9694-9» ,

    editor = «Нэнси Нейплс и Хугленд, {Рене С} и Мэйтри Викрамасингх и Вонг, {Вай Чинг Анжела}»,

    booktitle = «Энциклопедия исследований гендера и сексуальности Уайли Блэквелла»,

    }

    Игли , AH & Wood, W 2016, Социальная ролевая теория половых различий. в N Naples, RC Hoogland, M Wickramasinghe & WCA Wong (редакторы), Энциклопедия гендерных и сексуальных исследований Уайли Блэквелла.

    Социально-ролевая теория половых различий. / Игли, Элис Х; Вуд, Венди.

    Энциклопедия гендерных и сексуальных исследований Уайли Блэквелла. изд. / Нэнси Нейплс; Рене С Хугланд; Майтри Викрамасингхе; Вай Чинг Анджела Вонг. 2016.

    Результаты исследования: глава в книге/отчете/материалах конференции › Глава

    TY – CHAP

    T1 – Теория социальных ролей половых различий

    AU — Игли, Элис Х

    AU — Вуд, Венди

    PY — 2016

    Y1 — 2016

    N2 — Теория социальных ролей — это социально-психологическая теория, которая касается половых различий и сходств в социальном поведении. Его ключевой принцип заключается в том, что различия и сходства возникают в первую очередь из-за распределения мужчин и женщин по социальным ролям в их обществе. Благодаря социализации и формированию гендерных ролей поведение мужчин и женщин в целом поддерживает и поддерживает разделение труда. В промышленно развитых странах, например, социальные роли организованы таким образом, что женщины с большей вероятностью, чем мужчины, будут домохозяйками и главными опекунами детей, а также выполнять работу по уходу в оплачиваемой экономике. Напротив, мужчины чаще, чем женщины, являются основными кормильцами семьи и берут на себя полный рабочий день роли в оплачиваемой экономике, часто связанные с физической силой, напористостью или лидерскими качествами.

    AB — Теория социальных ролей — это социально-психологическая теория, касающаяся половых различий и сходства в социальном поведении. Его ключевой принцип заключается в том, что различия и сходства возникают в первую очередь из-за распределения мужчин и женщин по социальным ролям в их обществе. Благодаря социализации и формированию гендерных ролей поведение мужчин и женщин в целом поддерживает и поддерживает разделение труда. В промышленно развитых странах, например, социальные роли организованы таким образом, что женщины с большей вероятностью, чем мужчины, будут домохозяйками и главными опекунами детей, а также выполнять работу по уходу в оплачиваемой экономике. Напротив, мужчины чаще, чем женщины, являются основными кормильцами семьи и берут на себя полный рабочий день роли в оплачиваемой экономике, часто связанные с физической силой, напористостью или лидерскими качествами.

    M3 — Chapter

    SN — 978-1-4051-9694-9

    BT — Энциклопедия исследований гендера и сексуальности Wiley Blackwell

    A2 — Naples, Nancy

    A2 — Hoogland, Renee C 90 Wickramasinghe, Maithree

    A2 — Wong, Wai Ching Angela

    ER —

    Eagly AH, Wood W. Социальная ролевая теория половых различий. In Naples N, Hoogland RC, Wickramasinghe M, Wong WCA, редакторы, The Wiley Blackwell Encyclopedia of Gender and Sexuality Studies. 2016

    Четыре социальные роли

     

    Пояснения > Значения > Четыре социальные роли

    Соответствие | Ролевой уровень | Четыре роли | См. также

     

    Социальные нормы неписаны правила, по которым общества и группы ведут себя последовательно и предсказуемо. способ. Соблюдение правил важно, и существуют правила о том, как вы должны действовать как в поощрении использования правил, так и в наказании за нарушение правил.

    Вот два измерения и четыре подразмера каждого измерения, которые указать четыре различные социальные роли для обеспечения соблюдения правил.

    Соответствие

    Соответствие любого действия или роли является оценкой того, насколько хорошо (или нет) индивидуальное правило соблюдается.

    Положительный

    Позитивное соответствие — это соблюдение правил. Он указывает на то, что человек делать то, что они должны, и действовать в пределах утвержденных ролей.

    Теоретически должно быть вознаграждение за все положительные акты соответствия. В практике вознаграждение часто не является наказанием, а просто продолжением статус «доверенное лицо».

    Отрицательный

    Когда человек не соответствует социальным нормам, он действует отрицательно и требуется какая-то форма наказания.

    Уровень роли

    Есть два уровня, на которых люди могут действовать, в зависимости от их участия или не в соответствии с правилом.

    Основная роль

    В основной роли человек находится в позиции «первого лица», разыгрывая правило или нарушение правила.

    Основное правило для основных ролей заключается в том, что положительное соответствие вознаграждается и (отрицательный) несоответствие наказывается.

    Второстепенная роль

    Второстепенную роль берут на себя все люди, не вовлеченные в основную роль. Важным аспектом культуры является то, что вам не разрешается сидеть на изгородь. Вы должны реагировать на ситуации, и отсутствие ответа считается само собой как проступок.

    Основное правило для второстепенных ролей заключается в том, что все должны быть вовлечены в поощрении положительного соответствия и наказании за отрицательное соответствие.

    Четыре роли

    Из вышеуказанных размеров и подразмеров.

     

    Четыре социальные роли

    Соответствие
    Положительный Отрицательный

    Уровень роли

    Первичный
    Среднее
     

    Герой

     

    Злодей
     

    Опора

     

    Каратель

     

    Герой

    Герой — человек, который подчиняется общественным правилам. Первая польза от этого в том, что их не наказывают как злодеев.

    Кроме того, если их действия особенно бескорыстны, поддержка группы в риск или затраты для себя, тогда они рассматриваются как заслуживающие вознаграждения. Герои следовательно, они служат образцом для подражания для других.

    Это может стать внешним мотивация, поскольку люди преднамеренно действуют героически, чтобы получить признание и признание. Это не обязательно плохо для группы, поскольку ведет к соблюдению правил.

    Риск героизма возникает там, где стремление к уважению и статус приводит к манипулированию и глупый героизм, когда люди создают ложные ситуации и идут на риск, подвергать опасности других. Если обнаружится, что человек делает это, он может быть переформулирован как злодей.

    Злодей

    Злодеи — это те, кто нарушает социальные правила. Должны быть последствия для таких действий, как без действия, это может побудить других также нарушать правила.

    Реакция на подлость может быть пропорциональна поступку, а также история личности. Первоначально ответ может быть корректирующим, особенно для относительно незначительные нарушения. Человеку напоминают о правилах и учат правильно себя вести. Рецидивисты и те, кто нарушает к более серьезным правилам относятся все более жестко, с открытой критикой и, в конце концов, исключение из группы.

    Каратель

    Важное правило о второстепенных ролях состоит в том, что каждый кто не входит в основная роль должна быть активной во вторичной роли. Следовательно, если кто-то злодейский, обязательно, чтобы все остальные участвовали в ответе, будь то это простая критика или более активное наказание.

    Если человек не занимается наказанием, то он сам становится злодеи. Отсюда, например, в обществе, где внебрачный секс наказывается побиванием камнями, другие люди обязаны участвовать в акте побивания камнями, даже если они лично находят это отвратительным. Невыполнение этого требования может привести к тому, что они сами также забивают камнями.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *