Социальный бихевиоризм: 2.1. Социальный бихевиоризм

2.1. Социальный бихевиоризм

Таблица 2.1. Основные сведения о социальном бихевиоризме

Основоположник

Дж. Уотсон

Последователи

А. Бандура, Э. Богардус, Е. Галантер, Э. Гатри, Д. Доллард, Г. Келли, Н. Миллер, Ф. Олпорт, К. Прибрам, Б. Скиннер, К. Спенс, Э. Толмен, Э. Торндайк, Дж. Тибо, К. Халл, Г. Хоманс

Основной подход

Информационно-вероятностный подход

Основная цель

Выяснить, какое влияние информация (стимул) оказывает на поведение (реакция)

Основное понятие

Поведение

Понятия

Стимул, реакция, научение, побуждение, подкрепление, агрессия,медиатор, фрустрация,

Основные теории

топерантный подход

теория социального научения теория взаимодействия исходов

теория элементарного социального поведения

Истоки бихевиоризма заложены в начале XX в. в трудах И. П. Павлова, Дж. Уот-сона (J. Watson), Э. Торндайка (Е. Thorndike). Выдающийся русский физиолог И. П. Павлов (1849-1936) открыл в начале XX в. тип научения, известный как классическое обусловливание. Он доказал, что посредством одновременного предъ­явления безусловного стимула (мяса) и условного стимула (звук камертона) можно сделать так, что условный стимул в конце концов будет вызывать реакцию (слюно­отделение), вначале возникавшую только на безусловный стимул. Слюноотделение в ответ на звук камертона рассматривалось как условная реакция.

Американский психолог Джон Уотсон (1878-1958) задался целью создать объективную психологию. Он критиковал существовавшее в те годы представление о психологии как об уникальной науке, направленной на исследование сознания только с помощью метода самонаблюдения (интроспекции). Психология, полагал Уотсон, должна использовать те же методы, что и естественные науки. Опираясь на идеи И. П. Павлова, он создал теорию, которую назвал бихевиоризмом. Эта объективная и учитывающая влияние социальной среды точка зрения на долгие годы стала доминирующей в американской психологии. Последователями Уотсона были Э. Торндайк, Э. Толмен (Е. Tolinan), Э. Гатри (Е. Guthrie), К. Халл (С. Hull), К. Спенс (К. Spence) и многие другие. Их исследования были в основном направ­лены на процесс научения (learning), передачи опыта и информации от одного индивида другому [201, с. 542].

Классический бихевиоризм изучал психику животных на основе принципиальной формулы

S —» R (стимул —> реакция). Этот универсальный принцип распро­странялся на стимулы и реакции от биологических, врожденных, непроизвольно возникающих до сложнейших социальных, специально заученных. Задача бихевио-ристов заключалась в том, чтобы по стимулам (биологическим или социальным) предугадать реакции и, наоборот, по реакциям — понять стимулы.

Ф. Оллпорт (1890-1978) был первым, кто применил принципы бихевиоризма в социальной психологии.

Он считал, что человек сам является стимулом для дру­гого. Социальное поведение — это такое поведение, которое стимулирует других людей или само стимулируется ими. Социальными стимулами выступают речь, жесты, мимика, некоторые соматические реакции, а социальными реакциями -подражание, симпатии-антипатии, совместная работа и пр.

В общую схему поведения в конце 30-х гг. бихевиористы стали включать про­межуточные детерминанты. Так, Толмен в формулу «стимул —> реакция» ввел такие врожденные и приобретенные детерминанты, как стремления, намерения, осознание целей. Формула приобрела вид: S —» N —> R, где S — стимул, N — на­мерение, R реакция.

Н. Миллер (N. Miller) с соавторами добавили к формуле такие средние звенья, как образ и план действий. По их мнению, поведение человека строится по схеме: test — operate — test — exit (проба — операция — проба — исполнение).

Б. Скиннер (В. Skinner) выделял два типа поведения: респондентное и оперант-ное. Респондентное поведение вызывается стимулом, ему предшествующим. Опе-рантное поведение представляет собой подкрепляемую наблюдателем случайную реакцию, когда стимул, следующий за реакцией, подкрепляет нужное поведение. Он детально разработал схему оперантного обусловливания. Суть научения по данной схеме состоит в том, что экспериментатор ждет случайного проявления ре­акции: например, ребенок сам берет карандаш и пытается рисовать. Это проявление сразу же подкрепляется одобрением, что стимулирует ребенка к дальнейшему экс­периментированию с карандашом. Таким образом, результатом оперантного поведе­ния оказывается научение. Схема оперантного обусловливания занимает ведущее место в исследованиях бихевиористов в области социальной психологии [8, с. 50].

Социальный бихевиоризм Дж. Мида

29.05.2012

Джордж Мид — американский философ, социолог, психолог, заложил основы символического ин-теракционизма в социальной психологии. Основной труд — «Сознание, личность и общество» (1934).

Основные положения социального бихевиоризма:
• психическое должно объясняться в терминах объективно наблюдаемого поведения;
• движения человека в группе превращаются в «значимый жест» или символ. Выразительное движение у человека, будучи обращено к другому индивиду с целью вызвать у него желаемую реакцию, вызывает в скрытой форме такую же реакцию у того, кто ее производит;
• люди интерпретируют или определяют действия друг друга, а не просто реагируют на них. Их реакции не вызываются непосредственными действиями другого, а основываются на значении, которое они придают подобным действиям. Таким образом, интеракция (взаимодействие) людей опосредуется использованием символов, их интерпретацией. Это опосредование эквивалентно включению процесса интерпретации (I) между стимулом (S) и реакцией (R),T.e. S ->I -> R;

• человек обладает личностным «Я» (self), т.е. может служить объектом для своих собственных действий;
• все, что человек осознает, он обозначает для себя, т. е. человек взаимодействует с окружающим миром посредством механизма формирования значений. Именно этот механизм включен в интерпретацию действий других. Интерпретировать действие другого — это определить для себя, что действие имеет то или иное значение, тот или иной характер;
формирование значений имеет первостепенную важность по двум причинам:
а) сформировать значение чего-то — значит, выделить это из окружения, отделить, придать этому смысл или превратить это в объект. Объект, т.е. то, что индивид мысленно обозначает, отличается от стимула. Это отличие заключается в том, что объект не может воздействовать на индивида непосредственно, так как субъект сам конструирует свои объекты;
б) действия индивида не просто протекают, а конструируются или строятся. Какие бы действия не предпринимал человек, он всегда мысленно для себя обозначает различные вещи, которые надо принять во внимание в ходе этого действия. Он должен определить, что хочет сделать и как он должен это сделать; он должен отметить для себя различные условия — те, которые могут быть полезны для его действия, и те, которые могут помешать его действию; он должен принимать во внимание требования, ожидания, запрещения и угрозы, которые могут возникнуть в каждой конкретной ситуации;
• формирование значений — это развивающийся коммуникативный процесс, в ходе которого индивид замечает предмет, оценивает его, придает ему значение и решает действовать на основе данного значения;
• процесс формирования значений всегда происходит в социальном контексте;
• групповое действие принимает форму приспособления друг к другу индивидуальных линий поведения. Каждый индивид подстраивает свое действие под действия других, выясняя, что они делают или что они собираются делать, т.е. выясняя значение этих актов. Это происходит при помощи принятия человеком роли другого лица, либо роли группы («обобщенного другого»). Принимая подобные роли, индивид стремится определить намерение или направление действий других. Именно таким образом происходит групповое действие в человеческом обществе;
• человеческое общество состоит из индивидов, которые обладают «личностным Я» (self) и которые сами формируют значения; индивидуальное действие есть его конструирование, а не просто совершение, оно осуществляется индивидом при помощи оценивания и интерпретации ситуации, в которой он действует; групповое или коллективное действие состоит из выравнивания индивидуальных действий, при помощи интерпретации и принятия во внимание действий друг друга;
• любое социальное изменение опосредуется действующими индивидами, интерпретирующими ситуации, с которыми они сталкиваются;
• «Я» человека — продукт социального взаимодействия с другими людьми. Решающее значение при этом играет овладение ребенком системой символов и различными социальными ролями, чему способствуют, например, детские игры, а в дальнейшем — ролью «обобщенного другого» (т.е. ролью, принятой в определенном социальном сообществе). Высшей стадией социализации человека является формирование социального рефлексивного «Я», отражающего совокупность межиндивидуальных взаимодействий и способного становиться объектом для самого себя. На этой стадии внешний социальный контроль «врастает» в личность изнутри и приобретает форму внутреннего самоконтроля.

Таким образом, социальный бихевиоризм Дж. Мида вводит новые объяснительные категории в схему S -> I -> R, подчеркивающие социальную детерминацию поведения человека: символы, значения, интерпретации, роли, «обобщенного другого».

Ключевые слова: Бихевиоризм

Источник: Абдурахманов Р.А., История психологии

Материалы по теме

Особенности необихевиористских подходов

. ..

Бихевиоризм и необихевиоризм

Исходные посылки бихевиоризма

Козубовский В. М. Общая психология: методология, сознание, деятельность. Мн., 2008.

Бихевиоризм: основные положения

Мельник С.Н., Психология личности

Социально когнитивная теория Бандуры

Мельник С.Н., Психология личности

Бихевиоризм

Рогов Е.И., Общая психология. Курс лекций

Субъективный бихевиоризм

Абдурахманов Р.А., История психологии

Бихевиоризм и развитие личности

Столяренко Л.Д., Психология и педагогика для технических вузов

Социальное поведение | Encyclopedia.

com

буря

просмотров обновлено 23 мая 2018

Социальное поведение определяется как взаимодействие между индивидуумами, обычно внутри одного и того же вида, которое обычно приносит пользу одному или нескольким индивидуумам. Считается, что социальное поведение развилось, потому что оно было выгодно тем, кто им занимался, а это означает, что у этих людей было больше шансов выжить и размножаться. Социальное поведение служит многим целям и демонстрируется необычайно широким разнообразием животных, включая беспозвоночных, рыб, птиц и млекопитающих. Таким образом, социальное поведение проявляют не только животные, обладающие хорошо развитым мозгом и нервной системой.

Преимущества социального поведения

Социальное поведение, похоже, приносит много пользы тем, кто его практикует. Исследования показали, что многие животные более успешно находят пищу, если они ищут ее в группе. Это особенно верно, если пищевые ресурсы сгруппированы только в определенных местах. Чем больше людей сотрудничает в поисках, тем больше шансов, что один из них найдет комок еды. В некоторых случаях поиск пищи в группе облегчает поимку добычи. Известно, что дельфины окружают стаю рыб и по очереди бросаются в центр, чтобы съесть рыбу, пойманную в середине. Многие хищники объединяются, когда пытаются поймать крупную добычу. Например, волки будут охотиться вместе при охоте на лося, а львы будут охотиться вместе при охоте на крупную добычу, такую ​​как антилопы гну. Когда эти животные охотятся на гораздо более мелкую добычу, они часто охотятся поодиночке.

Многие животные живут в социальных группах частично для защиты. Хотя один бабуин может быть не в состоянии отбиться от леопарда, отряд бабуинов часто может это сделать. Кроме того, когда больше людей сотрудничают вместе, некоторые из них могут служить часовыми в поисках опасности, пока другие члены группы едят или спят. Луговые собачки и большие стаи ворон обычно имеют несколько особей, действующих в качестве часовых, что делает почти невозможным подкрасться к городу луговых собачек или стае ворон.

Многие виды добычи, такие как косяки рыб и стаи куликов, путешествуют группами, в которых их движения четко скоординированы. Вся группа движется быстро, бросаясь в одну сторону, а затем в другую, как вся группа, как будто все они каким-то образом физически связаны друг с другом. Считается, что такое поведение сбивает хищника с толку. Хищникам обычно нужно выбрать одного человека в группе, на котором они сосредоточатся и попытаются поймать. Быстро движущаяся и кружащаяся стая рыб, стая птиц, Считается, что стадо антилоп мешает хищнику сосредоточиться на одной особи. Однако, если один человек не может угнаться за группой, хищник сможет сосредоточиться на нем и, как правило, ему удается его поймать.

Некоторые животные образуют социальные группы, чтобы облегчить путешествие. Канадские гуси и другие виды птиц обычно летают в форме буквы V. Подобно велосипедистам, которые едут друг за другом, чтобы уменьшить сопротивление ветру, гуси летят строем, чтобы уменьшить силу ветра, с которым они должны столкнуться. В этой ситуации у ведущей птицы самая утомительная работа, поэтому несколько птиц обычно по очереди ведут V. Некоторые животные в холодную погоду собираются в непосредственной близости друг от друга, чтобы согреться. Иногда известно, что маленькие птицы сбиваются в кучу так тесно, что образуют один большой клуб птиц.

Поведение при размножении

Иногда в период размножения группы самцов или самок демонстрируют социальное поведение. В некоторых случаях самцы могут объединяться и пытаться прогнать доминирующего самца, чтобы иметь больше шансов на успех спаривания. В других случаях известно, что самцы сотрудничают в демонстрации ухаживания. Индейки часто демонстрируют свои ухаживания парами, хотя в конечном итоге только одна из индеек выполняет большую часть спаривания. Почему неудачник-мужчина согласился помочь? Два индюка-самца обычно являются братьями. Поскольку братья имеют примерно 50 процентов одних и тех же генов, даже если спаривается только один брат, многие гены неудавшегося брата также передаются.

У некоторых видов самки образуют социальные группы в период размножения. При определенных обстоятельствах самки будут присматривать за потомством друг друга, пока другая мать отправляется на поиски еды. У других видов, таких как лемуры, самки могут образовывать социальные группы в качестве своего рода защиты. Самцы некоторых видов лемуров будут пытаться убить потомство самок, спаривавшихся с другим самцом. Объединившись, самки иногда могут отразить нападение самца.


Самец беседки из тропических лесов Австралии уже давно привлекает внимание ученых своим необычным поведением при ухаживании. Беседка строит на лесной подстилке своего рода холостяцкую берлогу, сложную структуру из веток, листьев и мха. Украшая его ягодами, ракушками и перьями, ученые считают, что он специально создан для привлечения партнеров.


Многие животные образуют социальные группы только в определенное время года. Зимой многие виды птиц сбиваются в группы за кормом. Однако те же самые птицы, которые искали друг друга зимой, обустраивают гнездовые территории весной и пойдут на все, чтобы не допустить тех же птиц на свою территорию. Таким образом, для многих видов социальное поведение представляет собой гибкую форму поведения животных, которую можно перенять или отказаться от нее в зависимости от условий среды и времени года.

Сообщества насекомых

Наиболее развитое социальное поведение демонстрируют насекомые, такие как муравьи, термиты, пчелы и осы. Многие из этих видов живут колониями с тысячами или даже миллионами особей. Одним из преимуществ социального поведения этих насекомых является то, что разные особи специализируются на определенных видах деятельности. Например, некоторые рабочие строят колонию и отправляются на поиски еды, которую они приносят обратно. Другие лица — солдаты колонии. Их работа заключается в постоянном патрулировании периметра колонии и защите колонии от возможных нападений со стороны других колоний. Во многих муравьиных и пчелиных колониях все рабочие и солдатские муравьи — самки. Самцы обычно присутствуют в колонии, но не вносят большого вклада. Наконец, есть королева муравьев или пчела. Единственная работа королевы на протяжении всей ее жизни — откладывать яйца, о которых позаботятся рабочие.

Формирование социальных групп дает существенные преимущества, а тесное сосуществование с другими представителями того же вида сопряжено с определенными издержками. Во-первых, человек больше всего конкурирует с другими, которые больше всего похожи на него самого, и, таким образом, член социальной группы всегда должен делиться или конкурировать с другими за ресурсы. Во-вторых, из-за большого количества и близкого расположения людей во многих социальных группах болезнь может распространяться среди социальных групп относительно быстро.

см. также Поведение, генетическая основа; модели поведения; Полевые исследования поведения животных; Системы сопряжения; Естественный отбор; Социобиология; Симбиоз; Биолог дикой природы

Марк А. Дэвис

Библиография

Олкок, Джон. Поведение животных, 3-е изд. Сандерленд, Массачусетс: Sinauer Associates, 2001.

Wilson, EO Sociobiology, , сокращенное изд. Кембридж, Массачусетс: Belknap Press of Harvard University Press, 1980.

Социальный бихевиоризм в книге Джорджа Герберта Мида «Разум, личность и общество»

Перейти к основному содержанию

Марьям Ферси

Марьям Ферси

координатор проекта «Предупреждение и противодействие насильственному экстремизму» | Специалист по работе с заинтересованными сторонами | Сторонник гендерного равенства и социальной интеграции

Опубликовано 13 июля 2022 г.

+ Подписаться

Джордж Герберт Мид был американским социологом, выросшим в очень религиозной семье; он верил и его учили, что каждая частица нашего социального «я» и нашей личности происходит от окружающих нас людей и наших социальных взаимодействий. Он считал, что люди рождаются с пустым разумом, готовым к вырезанию; мы замечаем это у детей, когда они начинают расти, подражая своим родителям, а затем повторяя все, что они слышат или видят. По мере взросления они начинают развиваться по отношению к другим людям через взаимодействие, это приводит к развитию самосознания того, что их окружает, и к осознанию того, что они не являются центром мира.

Мид объяснил, что человека нельзя изолировать от других людей, потому что у него не разовьется личность или самоощущение, потому что они приобретаются через социальные взаимодействия. По сути, все, что люди делают, и все их взаимодействия в конечном итоге создают общество. Мид расширил идею Кули о зазеркалье «я» (эта теория «описывает процесс, в котором люди основывают свое самоощущение на том, как, по их мнению, их видят другие). Используя социальное взаимодействие как своего рода «зеркало», люди используют суждения, которые они получают от других. измерять собственную значимость, ценности и поведение» (Университет Лесли, nd)) и то, как личность создается посредством социализации и взаимодействия с детства и развивается на разных этапах; Подготовительный этап, игровой этап и игровой этап.

На подготовительном этапе дети склонны подражать и копировать своих родителей, братьев и сестер и других, потому что им не хватает чувства собственного достоинства и они не могут отличить себя от других. Следующий этап, через который проходят дети, — это этап игры, когда они начинают притворяться, что они — роли других людей, например, роль врача или матери, заботящейся о своих детях. Наконец, они достигают точки, когда осознают, что они не такие, как другие люди, и начинают осознавать всех вокруг себя. Они начинают понимать людей и то, что у этих людей есть мнение о них, в основном их родители, друзья и семья.

Мидс считает, что когда ребенок начинает понимать окружающий мир, у него развивается «Я» и «Я». «Я» представляет социальное «я» или точку зрения общества, а «я» — это индивидуальная реакция на то, что думает общество.

«Разум, личность и общество» Мида все еще актуальны по сей день, и мы используем его теорию для анализа людей в социальных сетях, чтобы понять, как их образ всегда связан с тем, что думают другие, поэтому они делают все возможное, чтобы показать идеальную жизнь, чтобы получить хорошие отзывы.