М ю чибисова психологическая подготовка к егэ: Психологическая подготовка к ЕГЭ. Работа с учащимися, педагогами, родителями — М. Ю. Чибисова
Психологическая готовность выпускника к сдаче ЕГЭ — Вестник практической психологии образования — 2008. Том 5. № 4
Аннотация
Эта статья – фрагмент из книги М.Ю. Чибисовой «Психологическая подготовка к ЕГЭ. Работа с учащимися, педагогами, родителями». Аналогов этой книги нет, а между тем Единый государственный экзамен стал обязательным, и потому проблема подготовки к нему стоит весьма остро. Автор не только анализирует психологическую специфику ЕГЭ и те трудности, которые могут возникнуть у выпускников, но и предлагает конкретные способы психологической поддержки учащихся в ходе подготовки к экзамену. В книге представлена программа работы как с учениками, так и с педагогами и родителями. Приведены сценарии занятий для выпускников, семинаров для учителей и родительских собраний.
Рубрика издания: Психология обучения
Тип материала:
Для цитаты: Чибисова М. Ю. Психологическая готовность выпускника к сдаче ЕГЭ [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2008. Том 5. № 4. С. 77–80. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2008_n4/28554 (дата обращения: 06.04.2023)
Фрагмент статьи
Разработка проблемы психологической подготовки к Единому государственному экзамену должна опираться на общее представление о его месте в системе образовательной работы школы. ЕГЭ как выпускной экзамен выступает своего рода интегральным показателем продуктивности ее работы. И для нас системообразующим ориентиром в процессе психологической подготовки к ЕГЭ является понятие психологической готовности выпускника, которую мы понимаем как сформированность психических процессов и функций, личностных характеристик и поведенческих навыков, обеспечивающих успешность выпускника при сдаче ЕГЭ, которая рассматривается как интегральный результат работы школы.
В основе структуры готовности к ЕГЭ лежат результаты анализа трудностей, с которыми сталкиваются дети при сдаче экзаменов. Остановимся на анализе этих трудностей подробнее.
В зависимости от причины возникновения мы выделяем три группы трудностей: когнитивные, личностные и процессуальные.
Чибисова Марина Юрьевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной педагогики и психологии факультета педагогики и психологии, ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» (ФГБОУ ВО МПГУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8174-6001, e-mail: [email protected]
Метрики
Просмотров
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 0
Скачиваний
Всего: 1702
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 0
Психологическая подготовка к ЕГЭ. Работа с учащимися, педагогами, родителями
Главная \ Библиотека \ Книги
Тип книги: пособие |
Ключевые слова: единый государственный экзамен психологическая подготовка учеников психологическая поддержка программа занятий рекомендации родителям |
Единый государственный экзамен (ЕГЭ), вошел в школьную практику не так давно. Он радикально отличается от привычной формы проверки знаний, поэтому проблема психологической подготовки выпускников к экзамену приобретает особую актуальность. Данное пособие является обобщением опыта практической работы с учениками одиннадцатых классов. Автор анализирует психологическую сущность ЕГЭ, возможные трудности выпускников, описывает особенности психологической поддержки учащихся в ходе подготовки к экзамену, предлагает программу занятий с выпускниками, рекомендации родителям.
Смотрите также:
Книги
- Психолог на родительском собрании
М.: Генезис , 2009 — 135 стр.
Вернуться к списку
Мы не можем предоставить возможность скачать книгу в электронном виде.
Информируем Вас, что часть полнотекстовой литературы по психолого-педагогической тематике содержится в электронной библиотеке МГППУ по адресу http://psychlib.ru. В случае, если публикация находится в открытом доступе, то регистрация не требуется. Часть книг, статей, методических пособий, диссертаций будут доступны после регистрации на сайте библиотеки.
Электронные версии произведений предназначены для использования в образовательных и научных целях.
Новости психологии
30.03.2023Итоги благотворительного забега «Мега белая дача»
28.03.2023
Стартовала Неделя родительской компетентности МГППУ
17. 03.2023
Общественная организация «Перспектива» о Социальной модели инвалидности
Все новости
Медиатека
Все ролики
Партнеры
Бесплатная горячая линия помощи родителям
Обратиться за консультацией
Центр междисциплинарных исследований современного детства МГППУ
childresearch.ru
Портал психологических новостей
psypress.ru
Эмоциональная дезадаптация и суицидальный риск у старшеклассников в период подготовки к выпускным экзаменам — Психология и право — 2016. Том. 6, нет.
4Реферат
В статье описывается современный этап изучения влияния итогового экзамена (ЕГЭ) на психоэмоциональное состояние старшеклассников. В статье представлены результаты исследования структурно-динамических характеристик эмоциональной дезадаптации и суицидального риска у старшеклассников в период подготовки к выпускным экзаменам. Выборку составили 27 юношей и 33 девушки в возрасте 16-18 лет, обучающихся в государственном бюджетном образовательном учреждении города Москвы «Школа №29».3 им. А. Т. Твардовского». Состояние эмоциональной сферы испытуемых и уровень суицидального риска оценивали с помощью Шкалы манифестной тревожности Тейлора, Опросника состояния-черты тревожности, Опросника депрессии Бека и Опросника суицидального риска. Полученные данные подвергали математической обработке. и статистический анализ (Т-тест Уилкоксона, коэффициент ранговой корреляции Спирмена).Исследование позволило выделить четыре специфических психологических этапа подготовки к выпускному экзамену, описала динамику показателей эмоциональной дезадаптации и суицидального риска на каждом этапе9.
0005Ключевые слова: эмоциональная дезадаптация, суицидальный риск, подготовка старшеклассников к выпускным экзаменам.
Рубрика журнала: Ювенальная психология
Тип артикула: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/psylaw.2016060405
Для цитирования: Летфуллина Х., Луковцева З.В. Эмоциональная дезадаптация и суицидальный риск у старшеклассников в период подготовки к выпускным экзаменам [Электронный ресурс]. Психология и право = Психология и право, 2016. Том. 6, нет. 4, стр. 35–50. DOI: 10.17759/psylaw.2016060405. (на рус., реферат на англ.)
Ссылки
Агеева Л.Г. Социально-психологические факторы дезадаптации учащихся старших классов в общеобразовательном процесс школы [Электронный ресурс] [Социально-психологические факторы дезадаптация старшеклассников в образовательном процессе школы. Самара, 2006. 203 с. URL-адрес: http://www.dissercat.com/content/sotsialno-psykhologicheskie-faktory-dezadaptatsii-uchashchikhsya-starshikh-klassov-v-obshche#ixzz3OSYAh5Yh (Доступ 29.11.2014).
Дерманова И.Б. Диагностика эмоционально-нравственного развития. Санкт-Петербург: Речь, 2002, с. 124–128.
Иовчук Н.М. Психопатологические механизмы школьной Психопатологические механизмы школьной дезадаптации. Школьная дезадаптация: эмоциональные и стрессовые расстройства у детей я подростков. Материалы Всероссийской научно-практической конференции 25-27 октября 1995 г. [ Школьная дезадаптация: эмоциональная и стрессовая расстройства у детей и подростков. Материалы Всероссийской научно-практическая конференция, 25–27 октября 1995 г.]. Москва, 1995, с. 23–25.
Кадашникова Н.Ю., Илларионова Т.Ф. Как подготовить Ребенка к экзамену Как подготовить ребенка к экзамену. Волгоград: Изд. Учитель, 2010. 137 с.
Карелин А. Большая энциклопедия психологических тестов [Электронный ресурс] [Большая энциклопедия психологических тестов]. Москва: Изд. Эксмо, 2007, с. 22–24. URL: http://www.twirpx.com/file/9007/ (По состоянию на 14.01.2015).
Ковалева Н.И., Болли В.И. Взаимосвязь перфекционизма с соcтояниями эмоциональной дезадаптации старшеклассников [Электронный ресурс] [Связь перфекционизма с эмоциональной дезадаптацией высоких школьники]. Сборники конференций научно-издательского центра «Социосфера» [ Труды конференций научных и издательских центр «Социосфера» ]. 2014, нет. 35. URL-адрес: http://cyberleninka.ru/article/n/vzaimosvyaz-perfektsionizma-s-soctoyaniyami-emotsionalnoy-dezadaptatsii-starsheklassnikov (По состоянию на 04.03.2015).
Лаптева Е.А., Любовьцев В.Б., Мамалыга Л.М. Итоговая аттестация в формате ГИА и ЕГЭ: психофизиологические особенности состояние детей 9 и 11 классов при функциональной нагрузке, обусловленной сдачи экзаменов [Электронный ресурс] [Выпускной экзамен в формате СФЭ и ЕГЭ: психофизиологические особенности детей 9 и 11 лет занятия с функциональной нагрузкой в связи с экзаменами. Фундаментальные исследования [ Фундаментальные исследования ] . 2013, вып. 7–3. Научная библиотека КиберЛенинка [ Научная библиотека Киберленинка ]. URL-адрес: http://cyberleninka.ru/article/n/itogovaya-attestatsiya-v-formate-gia-i-ege-psihofiziologicheskie-osobennosti-sostoyaniya-detey-9-i-11-klassov-pri-funktsionalnoy-nagruzke (По состоянию на 11.03.2015).
Леонова Е. В., Шатова С.С., Щербакова Е.В. Адаптация и дезадаптация школьников в контексте требований новых федеральных Образовательных стандартов [Электронный ресурс] [Адаптация и дезадаптация старшеклассников в контексте требований нового Федерального образовательные стандарты]. Психологическая наука и образование psyedu.ru [ Психологическая наука и образование www.psyedu.ru ] . 2014. Том. 6, нет. 4, с. 13–23. URL: https://psyjournals.ru/psyedu_ru/2014/n4/73528.shtml (По состоянию на 11.03.2015).
Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. мотивы и эмоции]. Психология эмоций. Тексты. / Под красн. В.К.Вилюнаса, Ю.Б.Гиппенрейтер. Психология эмоций. Тексты. / Ред. В.К. Вилюнас Ю.Б. Гиппенрейтер]. Москва: Изд. Московского университета, 1984, с. 162–171.
Летфуллина Х.Р. Профилактика эмоциональной дезадаптации Старшеклассников в период итоговой аттестации. дезадаптация старшеклассников во время выпускного экзамена. С. 327. Молодое обучение – столичному образованию. Материалы XV Городской научно-практической конференции с международным участием [ Young ученые — столица образования. Материалы XV Городской научно-практической конференция с международным участием ]. Том. I. Москва: Изд. Состояние Образовательное учреждение высшего профессионального образования «Москва-Сити». Психолого-педагогический университет», 2016, 383 с.
Морозова Н.В. Психологические особенности школьной адаптации обучающихся старших классов [Электронный ресурс] [Психологический особенности школьной адаптации старшеклассников. Москва: Изд. Москвы Государственный педагогический университет, 1996. URL: http://www.childpsy.ru/dissertations/id/19167.php (дата обращения: 18.03.2015).
Прихожан А.М. Психология тревоги: дошкольный и Школьный возраст. СПб.: Изд. Питер, 2007. 192 с.
Симатова О.Б., Космакова И.Е. Взаимосвязь продуктивности копинг-стратегии и результаты ЕГЭ у старшеклассников [Электронный ресурс] [Взаимосвязь продуктивных копинг-стратегий и ЕГЭ является результатом высокого школьники]. Теория и практика общественного развития [ Теория и практика общественного развития ]. 2014, нет. 3. URL-адрес: http://cyberleninka.ru/article/n/vzaimosvyaz-produktivnosti-koping-strategiy-i-rezultatov-ege-u-starsheklassnikov (По состоянию на 04.03.2015).
Смагулов М.Н. Экзаменационный стресс и нервно-эмоциональное напряжение организма школьников, его оценка и прогноз [Электронный ресурс] Стресс во время экзамена и нервно-эмоциональное напряжение контингент старшеклассников, его оценка и прогноз. Автореферат диссертации на исследование ученых степеней кандидатов медицинских наук Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата медицинских наук. Тюмень, 2006, с. 26. URL-адрес: http://www.dissercat.com/content/ekzamenatsionnyi-stress-i-nervno-emotsionalnoe-napryzhenie-organizma-shkolnikov-ego-otsenka (По состоянию на 25.12.2014).
Стрижиус Е.И. Динамика тревоги в старшем школе возраста [Электронный ресурс] Динамика тревожности в старшем школьном возрасте. Автореферат диссертации на исследование ученой степени кандидата наук Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. психологических наук]. Москва, 2013. URL: http://dibase.ru/article/24022014_157331_strizhius/1 (Доступно 14.02.2015).
Холмогорова А.Б., Гаранян Н.Г., Горшкова Д.А., Мельник ЯВЛЯЮСЬ. Суицидальное поведение в студенческой популяции [Электронный ресурс] Суицидальное поведение студенческой популяции. Культурно-историческая психология [ Культурно-историческая психология ]. 2009, нет. 3, с. 101–110. URL: https://psyjournals.ru/kip/2009/n3/24650.shtml (доступ 26.02.2015).
Холмогорова А.Б., Гаранян Н.Г., Евдокимова Я.Г., Москова М.В. Психологические факторы эмоциональной дезадаптации у студентов [Электронный ресурс] [Психологические факторы эмоциональной дезадаптации студенты]. Вопросы психологии [ Вопросы психологии ]. 2009 г., нет. 3, с. 16–25. URL-адрес: http://psyabstracts.