Филогенез это в психологии определение: Филогенез | Мир Психологии
Что такое Филогенез, определение термина в Психологический словарь
Основную единицу антропокультурогенеза образует постоянное сопоставление онтогенеза, возрастного развития конкретного индивида, и филогенеза — родового развития человечества, что может выявляться на основе методов этнографии, культурантропологии, исторической психологии.
Коллектив авторов, Антропологические матрицы XX века. Л. С. Выготский – П. А. Флоренский: несостоявшийся диалог – приглашение к диалогу
Обнаруженные интересные факты позволили учёному выдвинуть ряд существенных гипотез о закономерностях развития языка как в онтогенезе, так и филогенезе.
Дерек Бикертон, Язык Адама. Как люди создали язык, как язык создал людей, 2009
Потебни (1958), что появление двусоставных высказываний — позднее приобретение в филогенезе языка).
Дерек Бикертон, Язык Адама. Как люди создали язык, как язык создал людей, 2009
Специальной дисциплиной является сексология, изучающая закономерности полового диморфизма в филогенезе и онтогенезе, включая сложнейшие психофизиологические характеристики этого диморфизма у человека, связанные с историей естественного разделения труда, брака и семьи, а также с воспитанием.
Г. Б. Хасанова, Антропология. Учебное пособие, 2014
Сохранение некоторых примитивных признаков и отсутствие специализации различных органов к какой-то одной (хотя и весьма совершенно выполняемой) функции обеспечивают высокую эволюционную пластичность приматов, проявивших в ходе филогенеза способность адаптироваться к самым различным условиям существования и способам использования природных ресурсов.
Г. Б. Хасанова, Антропология. Учебное пособие, 2014
На основе его учения был разработан закон о том, что онтогенез есть краткое повторение филогенеза.
Аурика Луковкина, Психология развития и возрастная психология. Шпаргалка, 2009
Понятия сходные и используются в психоанализе при объяснении того, каким образом в онтогенезе и
Аурика Луковкина, Психология развития и возрастная психология. Шпаргалка, 2009
Оставим в стороне вопрос о формировании способности иметь свободную волю, которое в аспектах онто — и филогенеза может быть лишь принуждением (хотя бы «пастырским»).
Б. Г. Капустин, Критика политической философии: Избранные эссе
Следовательно, вначале появляется коллективное, а затем индивидуальное сознание, причём такая последовательность развития характерна не только для филогенеза, но и для онтогенеза сознания.
Р. С. Немов, Психология. Книга 1. Общие основы психологии, 2004
Филогенез его развития можно, таким образом, представить в историческом ракурсе.
Р. С. Немов, Психология. Книга 1. Общие основы психологии, 2004
Исходя из развития мозжечка в филогенезе, следует выделить небольшое образование, прилегающее с вентральной стороны к полушарию, — клочок, flocculus.
Коллектив авторов, Оперативные доступы в нейрохирургии. Том 1. Голова, 2014
Чтобы подойти к этому понятию, следует сказать несколько слов о филогенезе психики, который можно проследить именно на теории отражения.
Н. Ю. Дмитриева, Общая психология: конспект лекций
Филогенез — это процесс исторического развития живых организмов.
Н. Ю. Дмитриева, Общая психология: конспект лекций
Филогенез психики в соответствии с теорией отражения можно коротко обрисовать следующим образом.
Н. Ю. Дмитриева, Общая психология: конспект лекций
Удивительно наблюдать, сколь последовательно западная философия, оступившись в самом своём начале, идёт к концу, чтобы уже под самый конец повторить в онтогенезе отдельных репрезентативных сознаний филогенез своего становления как историю гениальных и необыкновенно плодотворных заблуждений.
К. А. Свасьян, Очерк философии в самоизложении, 2015
Неврология — это группа медико-биологических дисциплин, изучающих структуру и функцию нервной системы в норме и патологии и закономерности филогенеза и онтогенеза.
В. Д. Рыжков, Позитивная неврология, 2013
Алексей Тулин, Трансперсональная психология. Новые подходы, 2015
Геодакяна о первоначальной локализации новых функций в левом полушарии в процессе филогенеза (Геодакян, 1993).
Н. В. Москвина, Межполушарные асимметрии и индивидуальные различия человека, 2011
Развитие рассматривают в процессе филогенеза и онтогенеза.
Н. А. Мельникова, Социальная психология
Историческое развитие (филогенез) головы происходило по тем же принципам, что и любая другая часть тела животного, включая в себя одновременно филогенез различных органов и систем.
В. В. Фролов, Стоматология собак
В. В. Фролов, Стоматология собак
В процессе филогенеза головы произошло формирование ротовой полости с последующим развитием в полости рта ряда органов специального значения, таких как зубы, язык и ротовые железы.
В. В. Фролов, Стоматология собак
В процессе филогенеза зубы позвоночных развиваются путём окостенения сосочков кожи и слизистой оболочки, т.
В. В. Фролов, Стоматология собак
В процессе филогенеза у млекопитающих зубной аппарат приобрёл резкое изменение и превратился в жевательный аппарат.
В. В. Фролов, Стоматология собак
В процессе филогенеза у млекопитающих развились и особенно крупные слюнные железы с одним или несколькими выводными протоками: подъязычная, заднеязычная, подчелюстная и околоушная.
В. В. Фролов, Стоматология собак
В результате ряда изменений, происшедших в процессе филогенеза, у собак коронки зубов приобрели различную форму — гомодонтная (одинаковозубая) зубная система стала гетеродонтной (разнозубой).
В. В. Фролов, Стоматология собак
По отношению к процессу развития социума можно сформулировать другую закономерность, биосоциальную — филогенез общества повторяет онтогенез человека.
С. В. Вальцев, Миссия России. Национальная доктрина, 2011
Филогенез общества повторяет онтогенез человека.
С. В. Вальцев, Миссия России. Национальная доктрина, 2011
Наиболее долгую историю среди вопросов макроэволюции имеет проблема взаимоотношения онтогенеза (индивидуального развития) и филогенеза.
Н. А. Курчанов, Поведение: эволюционный подход, 2011
Филогенез — историческое преобразование организмов (точнее, линия развития данного типа организации).
Н. А. Курчанов, Поведение: эволюционный подход, 2011
Поскольку филогенез крупных таксонов занимает десятки миллионов лет, экстраполяции столь продолжительных этапов неизбежно сопряжены с погрешностью.
Н. А. Курчанов, Поведение: эволюционный подход, 2011
Взаимоотношение филогенеза и онтогенеза было предметом самого пристального изучения в истории биологии.
Н. А. Курчанов, Поведение: эволюционный подход, 2011
Этот аспект эволюции в очередной раз демонстрирует взаимосвязь механизмов филогенеза и онтогенеза.
Н. А. Курчанов, Поведение: эволюционный подход, 2011
Необходимо добавить, что последние находки предков человека возрастом более 6 млн лет поставили под сомнение и точность молекулярно-генетической датировки дивергенции внутри надсемейства, и многие гипотетические построения, представленные ранее разными авторами, ещё больше осложнив анализ филогенеза приматов.
Н. А. Курчанов, Поведение: эволюционный подход, 2011
Эти исследования, в первую очередь, касались адаптивного значения поведенческих признаков и роли естественного отбора в их формировании при анализе филогенеза видоспецифичных моделей поведения.
Н. А. Курчанов, Поведение: эволюционный подход, 2011
Построение схемы филогенеза видоспецифичных моделей поведения часто ещё сложнее, чем при анализе эволюционных изменений морфологических признаков.
Н. А. Курчанов, Поведение: эволюционный подход, 2011
Например, каков эволюционный смысл появления новых видов в биологической эволюции или рас и разных этнических групп (племён, наций) в истории человечества; в чём эволюционный смысл возникновения новых органов в филогенезе определённого вида или формирования неповторимого характера в персоногенезе — индивидуальном жизненном пути личности?
А. Г. Асмолов, Психология личности. Культурно-историческое понимание развития человека, 2007
Вычленение общих характеристик функционирования сознания в онтогенезе и филогенезе человека, а также психики животных в процессе индивидуального развития особей и эволюции биологических видов, становится ныне важным аспектом интегративных, междисциплинарных аспектов научных исследований и получает название evo-devo-perspective.
Е. Н. Князева, Энактивизм: новая форма конструктивизма в эпистемологии, 2014
Таков путь человека, и в плане индивидуального онтогенетического развития и в плане филогенеза, развития рода человеческого.
Е. Н. Князева, Энактивизм: новая форма конструктивизма в эпистемологии, 2014
Основные понятия темы: педагогика, онтогенез, филогенез, предмет познания, объект познания, методология, метод исследования, психолого-педагогические особенности обучения и воспитания взрослых, профессиональная компетентность.
О. А. Шашкова, Сборник учебно-методической документации по магистерской программе «Управление документацией и документальным наследием в условиях российских модернизаций» по направлению «Документоведение и архивоведение». Часть I. Базовая часть программы,
Игры берут свои истоки в филогенезе и, преодолевая все гонения, реформы и превратности моды, проходят сквозь тысячелетия истории человечества.
М. В. Тендрякова, Игровые миры: от homo ludens до геймера, 2015
Хлопин, занимавшиеся исследованием закономерностей развития тканей в филогенезе.
Т. Д. Селезнева, Гистология. Полный курс за 3 дня
В филогенезе происходит расхождение признаков тканей и появление новых разновидностей ткани в пределе тканевой группы, что приводит к усложнению животных организмов и появлению разнообразия тканей.
Т. Д. Селезнева, Гистология. Полный курс за 3 дня
Во-первых, это была теория онтогенеза, в которой человеческое сообщество рассматривалось как единственное уникальное целое, тогда как дарвинизм был теорией филогенеза, в рамках которой исследовалось происхождение особей и видов.
Ю. И. Гревцов, Социология, 2003
Главным законом развития он считал биогенетический «закон рекапитуляции», согласно которому индивидуальное развитие, онтогенез, повторяет главные стадии филогенеза (стадии развития человеческого общества).
К. В. Макарова, Психология человека, 2011
Гунъань есть метафора инициационного испытания — прохождения через лабиринт или подземелье, где человека на каждом шагу подстерегает смертельная опасность; испытания, воспроизводящего процесс человеческого филогенеза; появления человека, который не просто знает, но и сознаёт.
В. В. Малявин, Вкус правды
Психический механизм боли развивается в процессе филогенеза и онтогенеза на основе рефлекторного механизма.
Коллектив авторов, Клиническая психотерапия в общей врачебной практике, 2008
Созревание форменных элементов в каждом из ростков кроветворения повторяет филогенез кроветворения.
М. В. Дроздова, Заболевания крови, 2008
Впервые в филогенезе эозинофилы обнаруживаются у высших позвоночных.
М. В. Дроздова, Заболевания крови, 2008
Психология 1
15
План
Развитие деятельности человека в онтогенезе……………………….3
Развитие деятельности человека в филогенезе……………………….9
Список используемой литературы……………………………………15
Развитие деятельности человека в филогенезе.
Онтогенез и филогенез – два эволюционных процесса, с разных сторон раскрывающих закономерности становления человеческой психики.
Онтогенез (от греч. ontos – сущее, genesis – происхождение) – процесс развития индивидуального организма. В психологии он означает формирование основных структур психики индивида в течение его детства.
Онтогенез покоится на выделении ряда универсальных возрастных процессов: рост, созревание, развитие, старение, в результате которых формируются соответствующие индивидуальные возрастные свойства (различия). То и другое в психологии обобщается в понятии возрастных стадий (фаз, этапов, периодов), в социологии – стадий социализации (детство, юность, зрелость, старость и др.). Цикличность характеризует и смену поколений в обществе, где младшие (дети) сначала учатся у старших, затем параллельно им самореализуются как личности и социализируют своих детей, а в дальнейшем, переходя к нисходящим фазам развития, “впадают в детство” (ослабление сознательного самоконтроля, изменение временной перспективы, половое бессилие и т. п.). Анализом закономерностей развития психики в филогенезе и онтогенезе занимались такие ученые, как Л. И. Божович, Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин и др. Изучение онтогенеза – главная задача детской и возрастной психологии. С позиций отечественной психологии основное содержание онтогенеза составляет предметная деятельность и общение ребенка (прежде всего совместная деятельность – общение со взрослым).
Существует множество периодизаций психического развития человека в онтогенезе. Согласно самой ранней теории биогенеза Э. Геккеля, индивидуальное развитие (онтогенез) есть сокращенное развитие рода человеческого (филогенез), т. е. в процессе становления личности человек (ребенок), повторяя в своем развитии историю человечества, должен пережить все эти этапы. В учении С. Холла (1846–1924) онтогенез психики практически повторяет филогенез, а потому он выделял следующие стадии: младенчество, детство, предподростковый возраст и юность, которые соответствуют эволюции общества: животная стадия, дикость, начало цивилизации, эпоха романтизма. У Э. Эриксона стадии жизненного цикла выделяются в зависимости от того, какие задачи в каждом возрасте приходится решать человеку.1
Шарлотта Бюлер выделила пять главных фаз жизненного цикла:
Фаза I продолжается до 15-летнего возраста. Для нее характерно отсутствие у человека каких-либо точных целей. Ребенок живет настоящим и имеет о будущем весьма смутное представление.
В этот период происходит в основном развитие физических и умственных способностей.
Фаза II, длящаяся с 15 до 20 лет, соответствует отрочеству и юности. В этот период человек осознает свои потребности, способности и интересы. Он вынашивает великие планы, связанные с выбором профессии, партнера и вообще смысла собственной жизни. Этот период первых дерзаний позволяет ему оценить, в какой степени способен он овладеть определенными навыками и быстро достичь поставленных целей.
Фаза III длится с 25 до 40–45 лет и соответствует зрелости вплоть до ее расцвета. Это самый богатый период жизни. Для него характерна постановка четких и точных целей, позволяющая добиться стабильности на профессиональном поприще и в личной жизни, принимаются решения. связанные с созданием и укреплением собственной семьи и рождением детей.
Фаза IV продолжается с 45 до 65 лет. Это солидный возраст, когда человек подводит итоги своей прошлой деятельности и своим свершениям. Отныне, заглядывая в будущее, человек вынужден пересматривать свои цели с учетом своего профессионального статуса, физического состояния и положения дел в семье.
Фаза V начинается в преклонном возрасте, в 65–70 лет. В этот период многие люди перестают преследовать цели, которые они поставили перед собой в юности. Оставшиеся силы они тратят на различные формы досуга, путешествуя или просто приятно проводя время, спокойно проживая последние годы жизни.
Физическое развитие человека проходит по своим законам, как и у любого живого существа. С возрастом меняется способность к ощущению, обонянию, зрению, мышлению. Как известно, различные органы человека наращивают свои возможности от рождения, достигая максимального развития около 25-летнего возраста. Затем происходит снижение работоспособности каждого органа и его сопротивляемости заболеваниям. Активная жизнь кончается тогда, когда работа какого-либо органа опускается ниже порога его работоспособности. Это происходит как при низком положении максимума возможностей органа, так и при быстром его изнашивании, снижении уровня активности.
Развитие чувствительных (ученые называют их сенсорными) и двигательных функций организма начинается с самых первых мгновений жизни человека и достигает расцвета в возрасте от 20 до 30 лет. Известно, что мозг новорожденного ребенка весит в 5 раз меньше, чем мозг взрослого человека. Его развитие завершается к 6-летнему возрасту, однако функциональной зрелости он достигает лишь к концу отрочества. Сила ребенка удваивается за период с 3 до 11 лет. Спортивные достижения мальчиков растут с 5-го по 17-й год.
Начало зрелости, приходящееся на промежуток между 20-м и 30-м годами жизни, характеризуется наивысшим уровнем таких показателей, как мышечная сила, быстрота реакции, ловкость и выносливость. Все эти показатели будут слегка понижаться вплоть до 60-летнею возраста, после которого это снижение станет более заметным. Большинство сенсорных функций достигает своего полного развития к 20-летнему возрасту и вплоть до 40 лет ослабевает очень медленно. Например, острота слуха в промежутке между 20-м и 40-м годами уменьшается только на 10 %, а зрение, вкус, обоняние и осязание до 40-летнего возраста вообще не обнаруживают заметного ухудшения.
Развитие организма человека заканчивается с наступлением половой зрелости. Дальше наступает период возрастных изменений. Этот второй этап, или жизнь после окончания развития, происходит за счет потребления энергетических запасов, созданных на первом этапе. Выражаясь иначе, первая половина (в биологическом смысле) – это период накопления жизненной энергии, вторая – период ее потребления. Мы знаем, что скелет человека заканчивает формироваться в 18–20 лет. В период до 20 лет человек накапливает жизненную энергию, с 20 до 30 лет функциональные способности человека продолжают оставаться высокими и лишь после 30 начинают медленно, но неуклонно снижаться. Профессиональные футболисты, хоккеисты и баскетболисты уходят из большого спорта после 30 лет, когда человек достигает пика мастерства, но его функциональные способности явно ухудшаются: он уже не успевает вовремя к мячу, уступает единоборство молодому сопернику, снижается скорость и быстрота реакций.
Именно столько природа отпустила жить первобытным людям. Оставшиеся годы, если принять продолжительность жизни в среднем в 75 лет, человек как бы эксплуатирует свои природные недра. Некоторые делают это и вовсе хищнически, чрезмерно потребляя алкоголь и наркотики, подвергая себя нервным стрессам и физическим травмам, плохо или нерационально питаясь.
Первая треть человеческой жизни – накопление жизненной энергии, вторая треть – сохранение баланса энергии, последняя треть– ее ослабление. Две трети своей жизни человек потребляет то, что накопил в течение одной трети жизни
Среди людей в возрасте 65–74 лет у 13 % отмечаются те или иные нарушения слуха, после 75 лет этот процент удваивается. 1Вместе с тем до 60-летнего возраста умственные способности у человека не снижаются, а у многих людей они даже увеличиваются вплоть до преклонного возраста (это в особенности касается словарного запаса и владения абстрактными понятиями). Умственные способности в старости, по сравнению с молодым возрастом, почти не изменяются, зато скорость мышления, быстрота реакции снижается. Установлено также, что если у пожилых людей и отмечается ухудшение кратковременной памяти, то долговременная память остается прежней.2
Среди крупных ученых и писателей были долгожители: Ньютон, Эдисон, Гете, Толстой, Мичурин, Циолковский умерли в возрасте от 80 до 87 лет, сохраняя творческие силы и бодрость духа. Американский ученый и писатель Уильям Дюбуа, умерший в возрасте 96 лет, до последних дней жизни занимался творчеством и участвовал в политической деятельности. Знаменитый русский микробиолог С. Н. Виноградский умер в 97 лет, а незадолго до кончины правил корректуру новой книги.
Великий русский физиолог И. П. Павлов большую роль в сохранении здоровья отводил определенному режиму, разумному чередованию физического и умственного труда, особо подчеркивая пользу физических нагрузок. Выдвинув свою теорию старения, в которой определяющая роль отводится нервной системе, ее влиянию на организм, ученый поставил под контроль прежде всего себя. Полушутя он заявил, что постарается дожить до 90 лет (он прожил 88 лет). В перерывах между научной работой И. П. Павлов играл в городки, работал в саду, любил в воскресные дни ходить в лес за грибами, кататься на велосипеде, работать в саду. Ученый признавался, что физический труд всегда любил больше, чем умственный.
2. Развитие деятельности человека в филогенезе
Филогенез – историческое развитие психики – трактуется в учебниках двояко. В первом случае он касается только человека, когда прослеживается эволюция психики только у человеческого рода – от австралопитека до Homo sapiens. Во втором случае он понимается чрезмерно широко и тогда в исторический очерк включают также предшествующие человеку формы психического – от растений, когда оно еще только зарождается, к животным, а от них к человеку. Человек – социобиологический индивид, высшая ступень живых организмов на Земле, результат сложной и длительной биологической эволюции, предпосылка и субъект эволюции культурной.
Биологическая эволюция длилась неизмеримо дольше культурной – 2,5 млн лет. Развитие человека 40 тыс. лет назад прекратилось. К этому времени сформировались те фундаментальные признаки, которые и сегодня отличают его от других животных: прямохождение, крупный мозг, наличие второй сигнальной системы, мышление, язык и сознание, более продолжительное детство, овладение орудиями труда и огнем.
Развитие человека можно представить как процесс вытеснения биологического начала иным, небиологическим. Биологически передние конечности человека не приспособлены к тому, что бы держать ложку или карандаш, застегивать пуговицы или перебирать клавиши рояля. Они превращаются в чувствительные инструменты пианиста только в процессе культурной эволюции.
Онтогенез касается индивидуального развития человека в течение одной среднетипичной жизни. Его этапами служат возрасты жизни, а не исторические эпохи, как в филогенезе. Онтогенез измеряется годами и десятилетиями. Филогенез – происхождения человеческого рода от ископаемых приматов, а это более 7 млн лет – измеряется миллионами лет.
Филогенез (от греч. phyle – род, племя и genesis – рождение, происхождение) – историческое формирование группы организмов. Это понятие ввел в научный оборот в 1866 г. Э. Геккель. С его помощью он обозначал изменения, происходящие в процессе эволюции различных форм органического мира, т. е. видов. В психологии под филогенезом понимается процесс изменения психики как продукта эволюции. Любые филогенетические преобразования происходят посредством перестройки онтогенезов особей. Онтогенез – развитие индивида в отличие от развития вида (филогенеза). Филогенез имеет не только психологическую, но и социальную составляющую, поскольку касается исторического развития в ряду поколений.
Современная психология выработала оптимальный взгляд на эволюцию психики и понимает филогенез как процесс возникновения и исторического развития (эволюции) психики и поведения животных; возникновения и эволюции форм сознания в ходе истории человечества. Его изучают зоопсихология, этнопсихология, историческая психология, антропология, этнография, история, другие социальные дисциплины.
Филогенез называют еще гоминизацией. Гоминизация (от лат. Homo-человек) – процесс очеловечения обезьяны – от появления первых специфически человеческих особенностей до возникновения вида человека разумного (Нomo sapiens). Это комплексный феномен, включающий развитие прямохождения, прогрессивные преобразования мозга и особенно его эволюционно более позднего отдела – неокортекса (неэнцефализация), адаптацию руки к трудовой деятельности, изменения зубочелюстного аппарата, формирование членораздельной речи, концептуального мышления, сознания, интеллекта, перестройку онтогенеза, развитие социальной организации, материальной культуры и другие аспекты. Решающим фактором гоминизации явилась трудовая деятельность. Префронтальная кора больших полушарий головного мозга, которой отводится важная роль в осуществлении таких функций, как оценивание обстановки и принятие решений, чувство такта, контроль импульсов и абстрактное мышление, в процессе филогенеза приобрела свои нынешние очертания и относительно крупные, по сравнению с остальными частями мозга, размеры.
У историков своя терминология. Исторически длительный процесс превращения человека из биологического существа в социальное, из обезьяны в человека ученые называют антропосоциогенезом(от греч. – anthropos – человек, лат. – societas общество и греч. genesis – происхождение). Они видят в нем неразрывное единство двух параллельно протекающих процесса: антропогенеза (формирование человека как рода) и социогенеза (развитие общества). Ученые считают их двумя сторонами единого процесса: первым начался процесс антропогенеза, а позже, когда человек сформировался в своих основных биологических чертах, начинается собственно процесс социогенеза.
В психологических словарях социогенез толкуют как происхождение и развитие сознания, личности, межличностных отношений, обусловленные особенностями социализации в разных культурах и общественно-экономических формациях. Основная идея социогенеза заключается в том, что психолог имеет дело не с абстрактным человеком, а с человеком определенной страны и эпохи, взаимодействующим в социокультурном контексте с людьми. Закономерности социогенеза являются предметом исторической психологии и этнопсихологии.
К основным вопросам антропогенеза относятся: место (прародина) и время появления древнейших людей; непосредственные предки человека; основные стадии антропогенеза, движущие силы антропогенеза на различных его этапах; соотношение эволюции физического типа человека с историческим прогрессом его культуры, развитием первобытного общества и речи.
Известно, что у раннего примата Afarensis объем черепа равен примерно 500, у Habilis Australopithecus – около 700, у питекантропа – 900, у Homo erectus он увеличился примерно до 900-1000, у синантропа – около 1200, у неандертальца – до 1400, у кроманьонца – примерно 1600 см3. Таким образом, за многомиллионнолетнюю эволюцию размеры человеческого мозга увеличились в три раза. Если учесть, что за тот же период средние показатели роста человека и окружности его грудной клетки возросли всего лишь на 20–40 %, то увеличение объема мозга на 200 % наводит на мысль, что эволюция человека шла прежде всего в области развития мозга.
Человечество существует на Земле всего 1600 поколений. При этом первые 1200 жили в пещерах, а только последние 22 поколения читают напечатанные книги, при этом лишь 5 – при электрическом освещении.
Возможно, что за успехи в биологической и культурной эволюции человечество вынуждено расплачиваться дряхлостью и старостью. За последние полтора века число пожилых пар постоянно увеличивается, однако наиболее тяжелая судьба выпадает на долю тех, кто, потеряв спутника жизни, оказывается в полном одиночестве и не имеет никого, с кем можно было бы разделить повседневные радости и невзгоды. Этим изменениям предшествовал длительный процесс эволюции человека и главным образом его головного мозга. Это, с одной стороны, позволило людям значительно обогнать в развитии всех других обитателей планеты, но, с другой, старческие расстройства мозга или угасание его функций часто делают человека совершенно беспомощным.1
Социальная эволюция, или социоантропогенез начинался 40 тыс. лет назад с появлением родоплеменного строя. По мнению специалистов, род возник на рубеже раннего и позднего палеолита. Именно в это время появляется современный тип человека. Господство биологических законов естественного отбора кончается. Человек расселился по всем климатическим зонам Земли. В мозге человека того исторического периода были наиболее развиты как раз те участки, которые связаны с общественной жизнью. Они регулировали взаимоотношения и тормозили проявления зоологического индивидуализма. Все достижения цивилизации являются следствием того, что человеку свойственно образное и абстрактное мышление.
Окончание эволюции человека означает, что появившаяся речь (язык), вклинившись между ним и окружающей средой, неимоверно ускорила разрыв с природой. Впервые культурная эволюция, начавшаяся 40 000 лет назад, стала обгонять биологическую: инстинкт и эмоции уравновесились обычаем и мыслью. Именно речь явилась основой коллективной деятельности, от которой в свою очередь зависело, каким группам первобытных людей суждено было выжить в борьбе за существование, а каким – погибнуть. Таким образом, те, кто обладал более развитой речью, систематически выходили из этой борьбы победителями, что давало эволюционное преимущество особям с более развитым мозгом и тем самым способствовало его ускоренному росту.
Прямая походка изменила структуру гортани и открыла возможности возникновения речи. Родившись без запрограммированного поведения, люди должны всякий раз заново обучаться тому, как интерпретировать окружающий мир и реагировать на него. Ничего такого животным делать не надо. Учиться каждый раз заново – тяжкий труд, на который отныне обречено было все человечество. Ведь с каждым новым поколением обученное исчезало и процесс приходилось повторять сызнова.
Но такой недостаток компенсировался тем, что каждое новое поколение, вынужденное заново обучаться социальным знаниям, делало это немножко на более высокой ступени, чем предыдущее. Так накапливались и приумножались знания, так они постепенно развивались и углублялись. А здесь уже надо говорить о культурном и социальном прогрессе человечества. Биологическая эволюция закончилась, началась эволюция культурная.
Биологическая эволюция подарила человеку уникальный инструмент – мозг, способный улавливать самые невероятные сочетания звуков, и гортань, способную их производить. Все мы знакомы со скрипкой и роялем, которые также являются прекрасными инструментами. Беда их, кстати как и гортани птиц, состоит в том, что настроены они на довольно узкий диапазон возможностей. Благодаря универсальности речевых возможностей человек создал языки самой разной сложности и самых разных видов. Язык стал своеобразным транспортным средством цивилизации: благодаря ему информация передавалась, создавалась, записывалась, дублировалась, переводилась и т. п.
Сравнение психофизиологии человека и животных может дать дополнительные знания о роли и характеристиках тех психологических свойств, которыми человек отличается от животных. Это – вторая сигнальная система, абстрактное мышление, возможность вербальной передачи накопленного опыта, самовоспитание, произвольные память и внимание, нравственные и эстетические качества. Однако изучение психики животных и человека показало их большое сходство. Животным свойственны восприятие, эмоции, мотивации, непроизвольная память, научение и т. д. Яркий пример – поведение человека в состоянии аффекта, например ярости: Homo sapiens в нем как бы уснул, зато во всей красе проснулось животное начало. Это означает, что его высшие нервные структуры почти не задействованы, и он подчиняется лишь безусловным рефлексам. Следовательно, в такие минуты человек теряет статус «высшего существа».
Очень многое роднит человека с животными. Как и высшие животные – волки, львы, обезьяны – человек передвигается на специальных отростках, называемых конечностями; имеет в принципе ту же пищеварительную систему; испытывает боль, чувство голода, жажды и иные физиологические позывы; размножается путем спаривания особей противоположного пола; охотится на животных или собирает растения, чтобы прокормить себя, и т. п. Специалисты установили, что «инстинкты» борьбы, избегания опасности, защиты молодняка, даже получения и предоставления сексуального удовлетворения свойственны и животным, и людям.
Список используемой литературы:
Эриксон Э. Детство и общество. – Обнинск, 1993.
2 .Годфруа Ж. Что такое психология: В 2 т. Т. 2. Пер. с фр. М., 1992. С. 11–15.
3. Корсакова Н. К., Балашова Е. Ю. Как остановить старение памяти // 60 лет – не возраст. 2001. № 6. С. 38–43.
4. Кейп Р. Мозг человека и беспомощность престарелых // Третий возраст. Импакт: Наука и общество, 1990, № 1. 5. Источники сети интернет.
1 Эриксон Э. Детство и общество. – Обнинск, 1993.
1 Годфруа Ж. Что такое психология: В 2 т. Т. 2. Пер. с фр. М., 1992. С. 11–15.
2 Корсакова Н. К., Балашова Е. Ю. Как остановить старение памяти // 60 лет – не возраст. 2001. № 6. С. 38–43.
1 Кейп Р. Мозг человека и беспомощность престарелых // Третий возраст. Импакт: Наука и общество, 1990, № 1.
Филогенез | Психология Вики | Фэндом
в: Страницы с неработающими ссылками на файлы, Статьи с заявлениями без источников, Биология,
и еще 2
Посмотреть источник Оценка |
Биопсихология |
Сравнительный |
Познавательный |
Развивающие |
Язык |
Индивидуальные различия |
Личность |
Философия |
Социальные |
Методы |
Статистика |
Клинический |
Образовательные |
промышленный |
Профессиональные товары |
Мировая психология |
Биологический: Поведенческая генетика · Эволюционная психология · Нейроанатомия · Нейрохимия · Нейроэндокринология · Неврология · Психонейроиммунология · Физиологическая психология · Психофармакология (Индекс, Структура)
File:Phylogenetic-Groups.svg
Филогенетические группы или таксонов могут быть монофилетическими, парафилетическими или полифилетическими.
В биологии филогенез или филогенетика (греч. фил = племя, раса и genetikos = относительно рождения, от генезис = рождение) — это изучение эволюционного родства между различными группами организмов (например, видами, популяциями). Филогенетика, также известная как филогенетическая систематика или кладистика , рассматривает вид как группу индивидуумов, связанных родословной во времени. [Как сослаться и сделать ссылку на резюме или текст] Таксономия, классификация организмов по сходству, получила обширную информацию от филогенетики, но остается методологически и логически отличной. [1]
Эволюция рассматривается как процесс ветвления, при котором популяции изменяются с течением времени и могут разделяться на отдельные ветви, снова скрещиваться между собой или прекращать свое существование в результате вымирания. Это можно визуализировать как многомерное пространство символов, через которое население перемещается с течением времени. Проблема, поставленная филогенетикой, заключается в том, что генетические данные доступны только в настоящее время, а записи окаменелостей (остеометрические данные) носят спорадический характер и менее надежны. Наши знания о том, как работает эволюция, используются для реконструкции полного дерева. [2]
Кладистика предлагает упрощенный метод понимания филогенетических деревьев. Есть несколько терминов, описывающих природу группировки. Например, считается, что все птицы и рептилии произошли от одного общего предка, поэтому эта таксономическая группа (желтая на диаграмме) называется монофилетической. «Современная рептилия» (голубой цвет на диаграмме) — это группа, содержащая общего предка, но не содержащая всех потомков этого предка (птицы исключены). Это пример парафилетической группы. Такая группа, как теплокровные животные, будет включать только млекопитающих и птиц (красные/оранжевые на диаграмме) и называется полифилетической, поскольку члены этой группы не включают самого последнего общего предка. Хотя все теплокровные животные произошли от хладнокровных предков, теплокровность развилась независимо как у млекопитающих, так и у птиц.
Наиболее часто используемые методы для вывода филогении включают экономию, максимальное правдоподобие и байесовский вывод на основе MCMC. Методы, основанные на расстоянии, строят деревья на основе общего сходства, которое часто считается приближенным к филогенетическим отношениям. Все методы зависят от неявной или явной математической модели, описывающей эволюцию признаков, наблюдаемых у включенных видов, и обычно используются для молекулярной филогении, где признаки представляют собой выровненные последовательности нуклеотидов или аминокислот.
Содержание
- 1 Теория перепросмотра Эрнста Геккеля
- 2 Перенос генов
- 3 Образцы таксонов и филогенетический сигнал
- 4 См. также
- 5 Каталожные номера
- 6 Внешние ссылки
Теория перепросмотра Эрнста Геккеля
В конце 19 века теория перепросмотра Эрнста Геккеля, или биогенетический закон, получила широкое признание. Эту теорию часто выражали так: «онтогенез повторяет филогенез», т. е. развитие организма точно отражает эволюционное развитие вида. Ранняя версия этой гипотезы Геккеля (что эмбрион отражает взрослых эволюционных предков) с тех пор была отвергнута, и гипотеза была изменена, поскольку развитие эмбриона отражает эмбрионов его эволюционных предков. Большинство современных биологов признают многочисленные связи между онтогенезом и филогенезом, объясняют их, используя эволюционную теорию, или рассматривают их как подтверждение этой теории. Уильямсон считает, что личинки и эмбрионы представляют взрослых особей других таксонов, которые были переданы путем гибридизации (теория переноса личинок) [3] [4]
Перенос генов
Организмы обычно могут наследовать гены двумя способами: от родителя к потомству (вертикальный перенос генов) или путем горизонтального или латерального переноса генов, при котором гены перескакивают между неродственными организмами , обычное явление у прокариот.
Латеральный перенос генов усложнил определение филогении организмов, поскольку сообщалось о несоответствиях в зависимости от выбранного гена.
Карл Вёзе выдвинул трехдоменную теорию жизни (эубактерии, археи и эукариоты), основанную на его открытии того, что гены, кодирующие рибосомную РНК, являются древними и распространены во всех линиях жизни с небольшим латеральным переносом генов или без него. Поэтому рРНК обычно рекомендуют в качестве молекулярных часов для реконструкции филогений.
Это было особенно полезно для филогении микроорганизмов, к которым не применима концепция вида и которые морфологически слишком просты, чтобы их можно было классифицировать на основе фенотипических признаков.
Образцы таксонов и филогенетический сигнал
Благодаря развитию передовых методов секвенирования в молекулярной биологии стало возможным собирать большие объемы данных (последовательности ДНК или аминокислот) для оценки филогении. Например, нередко можно найти исследования с матрицами признаков, основанными на полных митохондриальных геномах. Однако было высказано предположение, что более важно увеличить количество таксонов в матрице, чем увеличить количество признаков, потому что чем больше таксонов, тем более устойчивой будет результирующая филогения. Отчасти это связано с обламыванием длинных ветвей. Утверждалось, что это важная причина для включения данных окаменелостей в филогении, где это возможно. Используя моделирование, Деррик Цвикль и Хиллис [5] обнаружил, что увеличение выборки таксонов в филогенетическом выводе положительно влияет на точность филогенетического анализа.
Еще один важный фактор, влияющий на точность реконструкции дерева, заключается в том, действительно ли проанализированные данные содержат полезный филогенетический сигнал, термин, который обычно используется для обозначения того, имеют ли родственные организмы тенденцию быть похожими друг на друга в отношении их генетического материала или фенотипических признаков. [6]
См. также
|
|
|
Ссылки
- ↑ A. W.F. Эдвардс и Л. Л. Кавалли-Сфорца (1964). доц. систематики Опубл. № 6: Фенетическая и филогенетическая классификация Реконструкция эволюционных деревьев , 67-76.
- ↑ Л.Л. Кавалли-Сфорца и А.В.Ф. Эдвардс (сентябрь 1967 г.). Филогенетический анализ: модели и процедуры оценки. Эволюция. 21 (3): 550-570.
- ↑ Williamson, DI (2003) Происхождение личинок . Клювер. Дордрехт. xviii + 261 стр.
- ↑ Уильямсон, Д. И. (2006) Гибридизация в эволюции формы и жизненного цикла животных. Зоологический журнал Линнеевского общества 148: 585-602.
- ↑ Zwickl DJ, Hillis DM (2002). Увеличение выборки таксонов значительно снижает филогенетическую ошибку. Систематическая биология 51 : 588-598.
- ↑ Бломберг С.П., Гарланд Т. мл., Айвз А.Р. (2003). Проверка на филогенетический сигнал в сравнительных данных: поведенческие признаки более лабильны. Эволюция 57 : 717-745.
Внешние ссылки
- Древо жизни
- Интерактивное Древо Жизни
- Филокод
- Выставочные залы UCMP: Филогенетическое крыло
- Общество Вилли Хеннига
- Filogenetica.org на испанском языке
- PhyloPat, филогенетические модели
- Филогенетический вывод на сервере T-REX
- Мескитовый
Основные вопросы эволюционной биологии | (править) |
---|---|
Процессы эволюции : свидетельства — макроэволюция — микроэволюция — видообразование | |
Механизмы : отбор — генетический дрейф — поток генов — мутация — фенотипическая пластичность | |
Режимы : анагенез-катагенез-кладогенез | |
История : История эволюционной мысли — Чарльз Дарвин — Происхождение видов — современный эволюционный синтез | |
Подполя : популяционная генетика — экологическая генетика — эволюция человека — молекулярная эволюция — филогенетика — систематика — эво-дево | |
Список разделов эволюционной биологии | Хронология эволюции | Хронология эволюции человека |
Темы филогенетики В этом поле: просмотреть • обсудить • изменить |
---|
Соответствующие области : филогенетика | компьютерная филогенетика | молекулярная филогения | кладистика |
Основные понятия : синапоморфия | филогенетическое дерево | филогенетическая сеть | длинная ветка аттракцион |
Методы логического вывода : максимальная экономия | максимальная вероятность | присоединение соседа | УПГМА | Байесовский вывод |
Актуальные темы : PhyloCode | ДНК-штрихкодирование |
Список разделов эволюционной биологии |
На этой странице используется лицензированный Creative Commons контент из Википедии (просмотр авторов). |
Контент сообщества доступен по лицензии CC-BY-SA, если не указано иное.
Филогенез | Психология Вики | Фэндом
в: Страницы с неработающими ссылками на файлы, Статьи с заявлениями без источников, Биология,
и еще 2
Посмотреть источник Оценка |
Биопсихология |
Сравнительный |
Познавательный |
Развивающие |
Язык |
Индивидуальные различия |
Личность |
Философия |
Социальные |
Методы |
Статистика |
Клинический |
Образовательные |
промышленный |
Профессиональные товары |
Мировая психология |
Биологический: Поведенческая генетика · Эволюционная психология · Нейроанатомия · Нейрохимия · Нейроэндокринология · Неврология · Психонейроиммунология · Физиологическая психология · Психофармакология (Индекс, Структура)
File:Phylogenetic-Groups.svg
Филогенетические группы или таксонов могут быть монофилетическими, парафилетическими или полифилетическими.
В биологии филогенез или филогенетика (греч. phyle = племя, раса и genetikos = относительно рождения, от genesis = рождение) — это изучение эволюционного родства между различными группами организмов (например, видами, популяциями). Филогенетика, также известная как филогенетическая систематика или кладистика , рассматривает вид как группу индивидуумов, связанных родословной во времени. [Как сослаться и сделать ссылку на резюме или текст] Таксономия, классификация организмов по сходству, получила обширную информацию от филогенетики, но остается методологически и логически отличной. [1]
Эволюция рассматривается как процесс ветвления, при котором популяции изменяются с течением времени и могут разделяться на отдельные ветви, снова скрещиваться между собой или прекращать свое существование в результате вымирания. Это можно визуализировать как многомерное пространство символов, через которое население перемещается с течением времени. Проблема, поставленная филогенетикой, заключается в том, что генетические данные доступны только в настоящее время, а записи окаменелостей (остеометрические данные) носят спорадический характер и менее надежны. Наши знания о том, как работает эволюция, используются для реконструкции полного дерева. [2]
Кладистика предлагает упрощенный метод понимания филогенетических деревьев. Есть несколько терминов, описывающих природу группировки. Например, считается, что все птицы и рептилии произошли от одного общего предка, поэтому эта таксономическая группа (желтая на диаграмме) называется монофилетической. «Современная рептилия» (голубой цвет на диаграмме) — это группа, содержащая общего предка, но не содержащая всех потомков этого предка (птицы исключены). Это пример парафилетической группы. Такая группа, как теплокровные животные, будет включать только млекопитающих и птиц (красные/оранжевые на диаграмме) и называется полифилетической, поскольку члены этой группы не включают самого последнего общего предка. Хотя все теплокровные животные произошли от хладнокровных предков, теплокровность развилась независимо как у млекопитающих, так и у птиц.
Наиболее часто используемые методы для вывода филогении включают экономию, максимальное правдоподобие и байесовский вывод на основе MCMC. Методы, основанные на расстоянии, строят деревья на основе общего сходства, которое часто считается приближенным к филогенетическим отношениям. Все методы зависят от неявной или явной математической модели, описывающей эволюцию признаков, наблюдаемых у включенных видов, и обычно используются для молекулярной филогении, где признаки представляют собой выровненные последовательности нуклеотидов или аминокислот.
Содержание
- 1 Теория перепросмотра Эрнста Геккеля
- 2 Перенос генов
- 3 Образцы таксонов и филогенетический сигнал
- 4 См. также
- 5 Каталожные номера
- 6 Внешние ссылки
Теория перепросмотра Эрнста Геккеля
В конце 19 века теория перепросмотра Эрнста Геккеля, или биогенетический закон, получила широкое признание. Эту теорию часто выражали так: «онтогенез повторяет филогенез», т. е. развитие организма точно отражает эволюционное развитие вида. Ранняя версия этой гипотезы Геккеля (что эмбрион отражает взрослых эволюционных предков) с тех пор была отвергнута, и гипотеза была изменена, поскольку развитие эмбриона отражает эмбрионов его эволюционных предков. Большинство современных биологов признают многочисленные связи между онтогенезом и филогенезом, объясняют их, используя эволюционную теорию, или рассматривают их как подтверждение этой теории. Уильямсон считает, что личинки и эмбрионы представляют взрослых особей других таксонов, которые были переданы путем гибридизации (теория переноса личинок) [3] [4]
Перенос генов
Организмы обычно могут наследовать гены двумя способами: от родителя к потомству (вертикальный перенос генов) или путем горизонтального или латерального переноса генов, при котором гены перескакивают между неродственными организмами , обычное явление у прокариот.
Латеральный перенос генов усложнил определение филогении организмов, поскольку сообщалось о несоответствиях в зависимости от выбранного гена.
Карл Вёзе выдвинул трехдоменную теорию жизни (эубактерии, археи и эукариоты), основанную на его открытии того, что гены, кодирующие рибосомную РНК, являются древними и распространены во всех линиях жизни с небольшим латеральным переносом генов или без него. Поэтому рРНК обычно рекомендуют в качестве молекулярных часов для реконструкции филогений.
Это было особенно полезно для филогении микроорганизмов, к которым не применима концепция вида и которые морфологически слишком просты, чтобы их можно было классифицировать на основе фенотипических признаков.
Образцы таксонов и филогенетический сигнал
Благодаря развитию передовых методов секвенирования в молекулярной биологии стало возможным собирать большие объемы данных (последовательности ДНК или аминокислот) для оценки филогении. Например, нередко можно найти исследования с матрицами признаков, основанными на полных митохондриальных геномах. Однако было высказано предположение, что более важно увеличить количество таксонов в матрице, чем увеличить количество признаков, потому что чем больше таксонов, тем более устойчивой будет результирующая филогения. Отчасти это связано с обламыванием длинных ветвей. Утверждалось, что это важная причина для включения данных окаменелостей в филогении, где это возможно. Используя моделирование, Деррик Цвикль и Хиллис [5] обнаружил, что увеличение выборки таксонов в филогенетическом выводе положительно влияет на точность филогенетического анализа.
Еще один важный фактор, влияющий на точность реконструкции дерева, заключается в том, действительно ли проанализированные данные содержат полезный филогенетический сигнал, термин, который обычно используется для обозначения того, имеют ли родственные организмы тенденцию быть похожими друг на друга в отношении их генетического материала или фенотипических признаков. [6]
См. также
|
|
|
Ссылки
- ↑ A. W.F. Эдвардс и Л. Л. Кавалли-Сфорца (1964). доц. систематики Опубл. № 6: Фенетическая и филогенетическая классификация Реконструкция эволюционных деревьев , 67-76.
- ↑ Л.Л. Кавалли-Сфорца и А.В.Ф. Эдвардс (сентябрь 1967 г.). Филогенетический анализ: модели и процедуры оценки. Эволюция. 21 (3): 550-570.
- ↑ Williamson, DI (2003) Происхождение личинок . Клювер. Дордрехт. xviii + 261 стр.
- ↑ Уильямсон, Д. И. (2006) Гибридизация в эволюции формы и жизненного цикла животных. Зоологический журнал Линнеевского общества 148: 585-602.
- ↑ Zwickl DJ, Hillis DM (2002). Увеличение выборки таксонов значительно снижает филогенетическую ошибку. Систематическая биология 51 : 588-598.
- ↑ Бломберг С.П., Гарланд Т. мл., Айвз А.Р. (2003). Проверка на филогенетический сигнал в сравнительных данных: поведенческие признаки более лабильны. Эволюция 57 : 717-745.
Внешние ссылки
- Древо жизни
- Интерактивное Древо Жизни
- Филокод
- Выставочные залы UCMP: Филогенетическое крыло
- Общество Вилли Хеннига
- Filogenetica.org на испанском языке
- PhyloPat, филогенетические модели
- Филогенетический вывод на сервере T-REX
- Мескитовый
Основные вопросы эволюционной биологии | (править) |
---|---|
Процессы эволюции : свидетельства — макроэволюция — микроэволюция — видообразование | |
Механизмы : отбор — генетический дрейф — поток генов — мутация — фенотипическая пластичность | |
Режимы : анагенез-катагенез-кладогенез | |
История : История эволюционной мысли — Чарльз Дарвин — Происхождение видов — современный эволюционный синтез | |
Подполя : популяционная генетика — экологическая генетика — эволюция человека — молекулярная эволюция — филогенетика — систематика — эво-дево | |
Список разделов эволюционной биологии | Хронология эволюции | Хронология эволюции человека |
Темы филогенетики В этом поле: просмотреть • обсудить • изменить |
---|
Соответствующие области : филогенетика | компьютерная филогенетика | молекулярная филогения | кладистика |
Основные понятия : синапоморфия | филогенетическое дерево | филогенетическая сеть | длинная ветка аттракцион |
Методы логического вывода : максимальная экономия | максимальная вероятность | присоединение соседа | УПГМА | Байесовский вывод |
Актуальные темы : PhyloCode | ДНК-штрихкодирование |
Список разделов эволюционной биологии |
На этой странице используется лицензированный Creative Commons контент из Википедии (просмотр авторов). |