Социальный бихевиоризм: Социальный бихевиоризм как направление в социологии ХХ века. Основные представители и методологические посылки.

2.1. Социальный бихевиоризм

Таблица 2.1. Основные сведения о социальном бихевиоризме

Основоположник

Дж. Уотсон

Последователи

А. Бандура, Э. Богардус, Е. Галантер, Э. Гатри, Д. Доллард, Г. Келли, Н. Миллер, Ф. Олпорт, К. Прибрам, Б. Скиннер, К. Спенс, Э. Толмен, Э. Торндайк, Дж. Тибо, К. Халл, Г. Хоманс

Основной подход

Информационно-вероятностный подход

Основная цель

Выяснить, какое влияние информация (стимул) оказывает на поведение (реакция)

Основное понятие

Поведение

Понятия

Стимул, реакция, научение, побуждение, подкрепление, агрессия,медиатор, фрустрация,

Основные теории

топерантный подход

теория социального научения теория взаимодействия исходов

теория элементарного социального поведения

Истоки бихевиоризма заложены в начале XX в. в трудах И. П. Павлова, Дж. Уот-сона (J. Watson), Э. Торндайка (Е. Thorndike). Выдающийся русский физиолог И. П. Павлов (1849-1936) открыл в начале XX в. тип научения, известный как классическое обусловливание. Он доказал, что посредством одновременного предъ­явления безусловного стимула (мяса) и условного стимула (звук камертона) можно сделать так, что условный стимул в конце концов будет вызывать реакцию (слюно­отделение), вначале возникавшую только на безусловный стимул. Слюноотделение в ответ на звук камертона рассматривалось как условная реакция.

Американский психолог Джон Уотсон (1878-1958) задался целью создать объективную психологию. Он критиковал существовавшее в те годы представление о психологии как об уникальной науке, направленной на исследование сознания только с помощью метода самонаблюдения (интроспекции). Психология, полагал Уотсон, должна использовать те же методы, что и естественные науки. Опираясь на идеи И. П. Павлова, он создал теорию, которую назвал бихевиоризмом. Эта объективная и учитывающая влияние социальной среды точка зрения на долгие годы стала доминирующей в американской психологии. Последователями Уотсона были Э. Торндайк, Э. Толмен (Е. Tolinan), Э. Гатри (Е. Guthrie), К. Халл (С. Hull), К. Спенс (К. Spence) и многие другие. Их исследования были в основном направ­лены на процесс научения (learning), передачи опыта и информации от одного индивида другому [201, с. 542].

Классический бихевиоризм изучал психику животных на основе принципиальной формулы

S —» R (стимул —> реакция). Этот универсальный принцип распро­странялся на стимулы и реакции от биологических, врожденных, непроизвольно возникающих до сложнейших социальных, специально заученных. Задача бихевио-ристов заключалась в том, чтобы по стимулам (биологическим или социальным) предугадать реакции и, наоборот, по реакциям — понять стимулы.

Ф. Оллпорт (1890-1978) был первым, кто применил принципы бихевиоризма в социальной психологии.

Он считал, что человек сам является стимулом для дру­гого. Социальное поведение — это такое поведение, которое стимулирует других людей или само стимулируется ими. Социальными стимулами выступают речь, жесты, мимика, некоторые соматические реакции, а социальными реакциями -подражание, симпатии-антипатии, совместная работа и пр.

В общую схему поведения в конце 30-х гг. бихевиористы стали включать про­межуточные детерминанты. Так, Толмен в формулу «стимул —> реакция» ввел такие врожденные и приобретенные детерминанты, как стремления, намерения, осознание целей. Формула приобрела вид: S —» N —> R, где S — стимул, N — на­мерение, R реакция.

Н. Миллер (N. Miller) с соавторами добавили к формуле такие средние звенья, как образ и план действий. По их мнению, поведение человека строится по схеме: test — operate — test — exit (проба — операция — проба — исполнение).

Б. Скиннер (В. Skinner) выделял два типа поведения: респондентное и оперант-ное. Респондентное поведение вызывается стимулом, ему предшествующим. Опе-рантное поведение представляет собой подкрепляемую наблюдателем случайную реакцию, когда стимул, следующий за реакцией, подкрепляет нужное поведение. Он детально разработал схему оперантного обусловливания. Суть научения по данной схеме состоит в том, что экспериментатор ждет случайного проявления ре­акции: например, ребенок сам берет карандаш и пытается рисовать. Это проявление сразу же подкрепляется одобрением, что стимулирует ребенка к дальнейшему экс­периментированию с карандашом. Таким образом, результатом оперантного поведе­ния оказывается научение. Схема оперантного обусловливания занимает ведущее место в исследованиях бихевиористов в области социальной психологии [8, с. 50].

Социальный бихевиоризм Дж. Мида

29.05.2012

Джордж Мид — американский философ, социолог, психолог, заложил основы символического ин-теракционизма в социальной психологии. Основной труд — «Сознание, личность и общество» (1934).

Основные положения социального бихевиоризма:
• психическое должно объясняться в терминах объективно наблюдаемого поведения;
• движения человека в группе превращаются в «значимый жест» или символ. Выразительное движение у человека, будучи обращено к другому индивиду с целью вызвать у него желаемую реакцию, вызывает в скрытой форме такую же реакцию у того, кто ее производит;

• люди интерпретируют или определяют действия друг друга, а не просто реагируют на них. Их реакции не вызываются непосредственными действиями другого, а основываются на значении, которое они придают подобным действиям. Таким образом, интеракция (взаимодействие) людей опосредуется использованием символов, их интерпретацией. Это опосредование эквивалентно включению процесса интерпретации (I) между стимулом (S) и реакцией (R),T.e. S ->I -> R;
• человек обладает личностным «Я» (self), т.е. может служить объектом для своих собственных действий;
• все, что человек осознает, он обозначает для себя, т. е. человек взаимодействует с окружающим миром посредством механизма формирования значений. Именно этот механизм включен в интерпретацию действий других. Интерпретировать действие другого — это определить для себя, что действие имеет то или иное значение, тот или иной характер;
формирование значений имеет первостепенную важность по двум причинам:
а) сформировать значение чего-то — значит, выделить это из окружения, отделить, придать этому смысл или превратить это в объект. Объект, т.е. то, что индивид мысленно обозначает, отличается от стимула. Это отличие заключается в том, что объект не может воздействовать на индивида непосредственно, так как субъект сам конструирует свои объекты;
б) действия индивида не просто протекают, а конструируются или строятся. Какие бы действия не предпринимал человек, он всегда мысленно для себя обозначает различные вещи, которые надо принять во внимание в ходе этого действия. Он должен определить, что хочет сделать и как он должен это сделать; он должен отметить для себя различные условия — те, которые могут быть полезны для его действия, и те, которые могут помешать его действию; он должен принимать во внимание требования, ожидания, запрещения и угрозы, которые могут возникнуть в каждой конкретной ситуации;
• формирование значений — это развивающийся коммуникативный процесс, в ходе которого индивид замечает предмет, оценивает его, придает ему значение и решает действовать на основе данного значения;
• процесс формирования значений всегда происходит в социальном контексте;
• групповое действие принимает форму приспособления друг к другу индивидуальных линий поведения. Каждый индивид подстраивает свое действие под действия других, выясняя, что они делают или что они собираются делать, т.е. выясняя значение этих актов. Это происходит при помощи принятия человеком роли другого лица, либо роли группы («обобщенного другого»). Принимая подобные роли, индивид стремится определить намерение или направление действий других. Именно таким образом происходит групповое действие в человеческом обществе;
• человеческое общество состоит из индивидов, которые обладают «личностным Я» (self) и которые сами формируют значения; индивидуальное действие есть его конструирование, а не просто совершение, оно осуществляется индивидом при помощи оценивания и интерпретации ситуации, в которой он действует; групповое или коллективное действие состоит из выравнивания индивидуальных действий, при помощи интерпретации и принятия во внимание действий друг друга;
• любое социальное изменение опосредуется действующими индивидами, интерпретирующими ситуации, с которыми они сталкиваются;
• «Я» человека — продукт социального взаимодействия с другими людьми. Решающее значение при этом играет овладение ребенком системой символов и различными социальными ролями, чему способствуют, например, детские игры, а в дальнейшем — ролью «обобщенного другого» (т.е. ролью, принятой в определенном социальном сообществе). Высшей стадией социализации человека является формирование социального рефлексивного «Я», отражающего совокупность межиндивидуальных взаимодействий и способного становиться объектом для самого себя. На этой стадии внешний социальный контроль «врастает» в личность изнутри и приобретает форму внутреннего самоконтроля.

Таким образом, социальный бихевиоризм Дж. Мида вводит новые объяснительные категории в схему S -> I -> R, подчеркивающие социальную детерминацию поведения человека: символы, значения, интерпретации, роли, «обобщенного другого».

Ключевые слова: Бихевиоризм

Источник: Абдурахманов Р.А., История психологии

Материалы по теме

Бихевиористский (поведенческий) подход

. ..

Бихевиоризм. Основные теории

Р.В. Петрунникова, И.И. Заяц, И.И. Ахременко. История психологии — Минск.: Изд-во МИУ, 2009…

Особенности необихевиористских подходов

Бихевиоризм и необихевиоризм

Исходные посылки бихевиоризма

Козубовский В. М. Общая психология: методология, сознание, деятельность. Мн., 2008.

Бихевиоризм: основные положения

Мельник С.Н., Психология личности

Социально когнитивная теория Бандуры

Мельник С.Н., Психология личности

Бихевиоризм

Рогов Е.И., Общая психология. Курс лекций

Социальный бихевиоризм в российской социологии — КиберПедия

Навигация:

Главная Случайная страница Обратная связь ТОП Интересно знать Избранные

Топ:

Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного. ..

Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья…

Марксистская теория происхождения государства: По мнению Маркса и Энгельса, в основе развития общества, происходящих в нем изменений лежит…

Интересное:

Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления…

Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является…

Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего…

Дисциплины:

Автоматизация Антропология Археология Архитектура Аудит Биология Бухгалтерия Военная наука Генетика География Геология Демография Журналистика Зоология Иностранные языки Информатика Искусство История Кинематография Компьютеризация Кораблестроение Кулинария Культура Лексикология Лингвистика Литература Логика Маркетинг Математика Машиностроение Медицина Менеджмент Металлургия Метрология Механика Музыкология Науковедение Образование Охрана Труда Педагогика Политология Правоотношение Предпринимательство Приборостроение Программирование Производство Промышленность Психология Радиосвязь Религия Риторика Социология Спорт Стандартизация Статистика Строительство Теология Технологии Торговля Транспорт Фармакология Физика Физиология Философия Финансы Химия Хозяйство Черчение Экология Экономика Электроника Энергетика Юриспруденция

⇐ ПредыдущаяСтр 15 из 21Следующая ⇒

Бихевиоризм– направление в позитивистской социологии, сторонники которого изучали поведение живых существ. Термин бихевиоризм ввел американский психолог Уотсон в 1913 году. Основная формула бихевиоризма: стимул – реакция.

В качестве основного метода бихевиоризм использует описание, регистрацию и измерение внешних проявлений поведения в контролируемых условиях. Бихевиоризм абсолютизирует прямую связь между стимулом и реакцией, рассматривая ее как универсальный объяснительный принцип. Попытки преодолеть ограниченность схемы “стимул – реакция” путем включения в нее дополнительного звена – “промежуточных переменных” сохраняют главный порок бихевиоризма – механическое понимание человека и его поведения.

Бихевиоризм оказал значительное влияние на все отрасли знания, связанные с изучением человека. В социологии оно выразилось в появлении “социального бихевиоризма”, впитавшего в себя основные идеи, методы и термины этого направления. Кроме уже названной теории “стимул-реакция”, социальный бихевиоризм включает теорию “поля”, теории “социального обучения”, а также различные “психотерапевтические” теории. Теория “поля” отличается от теории “стимул-реакция” тем, что в ней делается акцент на индивидуальных особенностях, реакции организма на стимулы внешней среды. Сторонники этой теории считают, что на основе учета индивидуальных особенностей организма можно определить такие стимулы, которые вызовут заранее планируемые реакции. В “психотерапевтических” теориях главное внимание уделяется прошлым событиям в жизни того или иного индивида. Теории “социального обучения” придают при объяснении социального поведения равное значение как индивидуальным особенностям человека, так и факторам внешнего воздействия на них. В России бихевиоризм утвердился к 1920-м годам. Представители: Бехтерев, Вагнер, Зеленый и т.д.

Основными представителями «физиологической coциологии» были Г.П. Зеленый и В.В. Савич. Г.П. Зеленый, талантливый ученик школы акад. И.П. Павлова. В 1909 г. на одном из заседаний столичного философского общества он впервые в России заговорил о применении теории условных рефлексов в социологии при изучении социальных групп и общества в целом. Позднее эти идеи были им развиты в ряде статей на немецком и русском языках. Данные публикации вызвали полемику в социологических журна­лах, особенно в США. При обсуждении доклада Зеленого Кареевым впервые был употреблен термин «рефлексоло­гия», который со временем заменил в России термин «бихе­виоризм». Некоторое время Зеленый был членом Научного общества марксистов. Он утверждал, что так как психологические явления в «чистом» виде невоз­можно объективно научно наблюдать, то социолог должен ограничиться только изучением наблюдаемого поведения людей.

Такая попытка была сделана профессором (впоследст­вии он стал советским академиком) В.М. Бехтеревым.В основе его нашумевшей в свое время книги «Коллективная рефлексология» (Петроград, 1921) лежала мысль, что толь­ко биология дает социологии «прочный объективный ба­зис», а психология как субъективная наука, наоборот, делает ее положение шатким.

Бехтерев отмечал, что «…не должно быть в социологии психологических доктрин, как доктрин субъективного ха­рактера, и социология, чтобы быть наукой строго объектив­ной, должна опираться главным образом на две науки — биологию и разрабатываемую мною рефлексологию, из ко­торых последняя должна заменить собой психологию всю­ду, где дело идет о познании сторонней человеческой личности и, в частности, сторонних индивидов, входящих в состав коллектива» /10, с. 6/.

Основу общественной жизни Бехтерев видел в «коллек­тивных рефлексах», под которыми он подразумевал реак­ции коллективов людей, на различные стимулы-воздействия. Бехтерев и его сторонники сводили все, даже самые сложные формы человеческой деятельности, к про­стым актам рефлекторного поведения. В связи с этим им объяснялось развитие революций и других общественных движений. При этом Бехтерев считал, что социальная и духовная жизнь людей не зависит от экономических процессов.

Так как только благодаря рефлексологии как методу можно будет исключить всякий субъективизм при изучении человеческой личности, то рефлексология должна лежать в основе изучения социального мира. Коллективная ре­флексология выступает промежуточным звеном между дву­мя науками — рефлексологией и социологией.

Остановившись подробно на коллективной рефлексоло­гии и социологии, он подчеркивал, что «имеется не только много точек соприкосновения, но и тесная внутренняя связь между этими научными дисциплинами, из которых одна изучает возникновение, развитие и установку коллектив­ных проявлений или поведение общественных групп, тогда как другая — социология — изучает строение и жизнь са­мой собирательной личности и взаимодействие и соотноше­ние общественных сил, главным образом в связи с разнообразными условиями, как, напр. , расовыми, эконо­мическими, отчасти политическими, географическими, климатическими и другими. Нет надобности говорить, что эти факты не остаются без значения и для коллективных проявлений собирательной личности, но тем не менее их руководящее влияние на строение и жизнь самой собира­тельной личности и на соотношение общественных сил — стоит вне всякого сомнения. А это все и составляет область социологии как науки о строении и жизни общества в определенных условиях, как изучение жизни общества в усло­виях времени, следовательно, того или другого периода развития цивилизации и культуры, составляет предмет ис­торических наук».

«С нашей точки зрения, — продолжал Бехтерев, — соц­иология изучает установление самой общественной жизни, причины социальных явлений, их следствия и взаимоотно­шение между индивидами, не задаваясь целью проникнуть в самый механизм развития социальных явлений, который относится всецело к задачам коллективной рефлексологии. Социология изучает общественные установления и обще­ственные факты и явления, а также их взаимоотношение, прилагая к ним, где нужно, психологическое resp. рефлек­сологическое объяснение. Но собственно исследование про­явлений массовой, или коллективной, соотносительной деятельности не входит непосредственно в ее задачи. Она их только прилагает к объяснению тех или иных общественных событий, из чего выясняется, между прочим, особое значение коллективной рефлексологии для социологии

47. Социологические исследовательские структуры советского времени (до начала 1990-х годов).

Советская Социологическая Ассоциация (далее — ССА) — добровольная общественная научная организация, созданная в 1958 при Президиуме АН СССР. Цель — «активная деятельность в интересах социального прогресса и демократизации советского общества на основе повышения профессионального уровня и практической действенности теоретических и прикладных социологических исследований». ССА объединяла социологов научно-исследовательских институтов Академии наук и отраслевых НИИ

Задачи:

⇐ Предыдущая10111213141516171819Следующая ⇒

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰). ..

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций…

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого…

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим…



Определение социального бихевиоризма в социологии.

(существительное)

Обсуждаемый в книге «Разум, личность и общество» социальный бихевиоризм относится к возникновению разума и личности в процессе общения между организмами.

  • Социальное поведение потребителей

    • Понимание потребительского социального поведения онлайн и офлайн необходимо для разработки жизнеспособных стратегий маркетинговых коммуникаций.
    • цифровой и социальных сетей медиа подтолкнули бренды к разработке исследовательских тактик, направленных на поведение потребителей в Интернете.
    • Появление социальных сетей и социальных средств массовой информации предоставляет людям простой способ общения в Интернете.
    • Для мониторинга и измерения поведения на социальных медиа-сайтах компании используют аналитические инструменты, предоставляемые социальной медиа-платформой или внешними поставщиками.
    • Опишите, как социальные сети средства массовой информации помогают изучать и измерять поведение потребителей
  • Социальный контекст и сексуальное поведение

    • Социальный контекст влияет на сексуальное поведение ; сексуальность выражается и понимается посредством социализированных процессов.
    • Поскольку сексуальность выражается с помощью средств, усвоенных социализацией , социальный контекст неизбежно влияет на сексуальный поведение .
    • Социализация обязательно подразумевает внедрение норм или поведения, которые общество отмечает как ценные.
    • Поскольку социализация учит членов общества вести себя, поведение, которому специально не обучают, как нормализованные и социально приемлемые, помечаются как девиантные.
    • Таким образом, социальный контекст важен, когда рассматривается потенциально сексуальное поведение .
  • Введение в социальную психологию и социальное восприятие

    • Социальные восприятия могут влиять на поведение и отношение человека.
    • Существует большой интерес к тому, как восприятие и мысли, а также социальные сигналы влияют на индивидуальное поведение в этой области.
    • Во-вторых, социальная психология пытается описать влияние индивидуального восприятия и поведения имеют на поведение групп.
    • В-третьих, социальная психология объясняет динамику групп как поведенческих сущностей.
    • Он включает вопросы о природе социального поведения : например, является ли социальное поведение в конечном счете проистекающим из индивидуума, или оно в значительной степени является продуктом социализации , взаимодействия и более крупных социальных структур ?
  • Социальная психология

    • Социальная психология изучает людей в социальном контексте и исследует, как ситуационные переменные влияют на поведение .
    • Социальная психология обычно объясняет человеческое поведение как результат взаимодействия психических состояний и непосредственных социальных ситуаций.
    • Таким образом, социальная психология изучает людей в социальный контекст и то, как ситуационные переменные взаимодействуют, чтобы влиять на поведение .
    • Социальные психологи утверждают, что на мысли, чувства и поведение человека очень сильно влияют социальные ситуации.
    • По сути, люди изменят свое поведение , чтобы соответствовать социальной текущей ситуации.
  • Введение

    • Термин коллективный поведение относится к социальным процессам и событиям, которые не отражают существующей социальной структуры (законов, соглашений и институтов), но возникают «спонтанно».
    • Эти разнообразные действия подпадают под область, которую социологи называют коллективным поведением .
    • 1) коллективное поведение предполагает ограниченное и кратковременное социальное взаимодействие, в то время как группы, как правило, дольше остаются вместе
    • 2) коллективный поведение не имеет четких социальных границ; любой может быть членом коллектива, в то время как членство в группе обычно более избирательно
    • Традиционно коллективное поведение в социологии включает четыре формы: толпа, публика, масса и социальное движение.
  • Поведенческий подход

    • Поведенческие наука использует исследования и научный метод для определения и понимания поведение на рабочем месте.
    • Поведенческая наука опирается на ряд различных областей и теорий, прежде всего психологию, социальную неврологию и когнитивную науку.
    • Поведение Наука использует исследования и научные методы для определения и понимания поведения на рабочем месте.
    • В этом поле рассматривается обработка стимулов из социальной среды когнитивными сущностями для участия в принятии решений, социальное суждение и социальное восприятие.
    • Поведенческие науки также включают реляционные науки, которые имеют дело с отношениями, взаимодействием, коммуникационными сетями, ассоциациями и реляционными стратегиями или динамикой между организмами или когнитивными единицами в социальной системе.
  • Поведенческая экономика: иррациональные действия

    • Поведенческая экономика изучает влияние социальные когнитивные и эмоциональные факты о финансовых решениях отдельных лиц и учреждений.
    • Поведенческая экономика — это изучение влияния социальных , когнитивных и эмоциональных факторов на экономические решения отдельных лиц и организаций.
    • Поведенческая экономика имеет специфические характеристики, основанные на том, что изучается.
    • Поведенческие теория игр: анализ интерактивных стратегических решений и поведение с использованием методов теории игр, экспериментальной экономики и экспериментальной психологии.
    • Изучение интерактивного обучения, социальных предпочтений, альтруизма, фрейминга и справедливости.
  • Роль социализации

    • Социализация готовит людей к социальной жизни, обучая их общим нормам, ценностям, убеждениям и поведению группы.
    • Роль социализация заключается в ознакомлении лиц с нормами социальной группы или общества.
    • Социализация – важный процесс для детей, которые социализируются дома и в школе.
    • В широком смысле, социализация — это процесс передачи норм, ценностей, убеждений и поведения будущим членам группы.
    • Термин « социализация » относится к общему процессу, но социализация всегда имеет место в определенных контекстах.
  • Модификация поведения

    • Стратегии модификации поведения (позитивные и негативные) уменьшают нежелательное поведение и помогают сотрудникам проявлять подходящее поведение на рабочем месте .
    • Стратегии модификации поведения представляют собой систематические предпосылки и последствия для изменения нежелательного поведения .
    • Поведение Стратегии являются лучшим средством для уменьшения нежелательных поведения сотрудников и сделать их способными демонстрировать подходящее обучение, а также эмоциональное, социальное и психологическое поведение .
    • Два связанных термина: поведение терапия и прикладной поведение анализ.
    • Поскольку методы, основанные на поведенческой психологии, как правило, наиболее эффективны для изменения поведения , большинство практиков рассматривают изменение поведения наряду с модификацией поведения .0012 поведенческая терапия и прикладной поведенческий анализ, который будет основан на бихевиоризме .
  • Социализация детей

    • Первичная и вторичная социализация — это две формы социализации , которые особенно важны для детей.
    • Например, если ребенок увидел, что его или ее мать выражает дискриминационное мнение о группе меньшинств, то этот ребенок может подумать, что это поведение является приемлемым и может продолжать придерживаться этого мнения о группах меньшинств.
    • Вторичная социализация относится к процессу обучения тому, что является надлежащим поведением в качестве члена меньшей группы в более широком обществе.
    • По сути, это поведенческих паттернов, усиленных социализирующими агентами общества.
    • Школы требуют совершенно другого поведения дома, и дети должны действовать по новым правилам.

Бихевиоризм и развитие ребенка

Родители часто задаются вопросом, почему их ребенок ведет себя определенным образом в определенное время. Чего они не понимают, так это того, что ответ проще, чем они думают. Мозг привык реагировать определенным образом. Это выученное поведение, которое повторяется снова и снова. Ребенок узнает, что если он заплачет, он получит ответ. И она может понять, что определенное поведение действительно вызовет ответную реакцию, например, закатывание истерики, от которой ни один родитель не получает удовольствия и не хочет, чтобы он закончился как можно быстрее. Итак, ребенку дается что-то особенное, чтобы остановить такое поведение. Ее мозг только что сообразил, с помощью условного рефлекса, как получить особое удовольствие.

Что такое бихевиоризм?

Бихевиоризм — это теория обучения, которая фокусируется на наблюдаемом поведении. Он разбит на две области обусловливания — классическую и поведенческую или оперантную. Большинство из них знакомы с оперантным обусловливанием, когда через вознаграждение человек узнает, какое поведение желательно. Б. Ф. Скиннер провел много времени, изучая оперантное обусловливание, проводя исследования на животных, которые доказали, что поведение является заученной реакцией. Классическое обусловливание — это естественный рефлекс или реакция на раздражители. Когда ребенок чувствует опасение при мысли о сдаче теста, он демонстрирует классическую обусловленность.

Исследование Скиннера показало, что мозг не является частью условного рефлекса, а обучение происходит за счет факторов окружающей среды, что отличает его идеи от других, таких как Джон Ватсон, и делает его теории радикальными бихевиоризмом. Все действия требовали реакции, положительной или отрицательной, которая изменяла поведение. В базовых теориях бихевиоризма считается, что человек пассивен, а поведение формируется посредством положительного и отрицательного подкрепления. Это означает, что поведение ребенка можно изменить и модифицировать с помощью подкрепления, но какой тип подкрепления лучше? Положительный или отрицательный?

Вознаграждающее поведение

Да, поощрения действительно приносят пользу. Многие из нас прибегают к вознаграждению за желаемое поведение. Если ребенок хорошо сдает следующий тест, ему обещают новую игрушку. Когда она громко жалуется в супермаркете, ей предлагают вкусняшку, чтобы она перестала кричать. Это означает, что ребенок вознаграждается как за свое положительное, так и за отрицательное поведение, отправляя сбивающее с толку сообщение, в результате чего ребенок учится на своем поведении, что он может получить тот же результат.

Бихевиоризм даже стал мейнстримом благодаря нескольким телешоу, демонстрирующим почти невероятные примеры того, как дети могут и должны вести себя с должным вниманием. Алфи Кон считает, что бихевиоризм такой же американский, как и яблочный пирог, поскольку в нем применяются методы быстрого реагирования без оглядки на будущее. По словам Кона, вместо того, чтобы бросать детей в тайм-аут, проводить время, рассуждая с детьми в теплом и сострадательном поместье, дает лучший ответ, что приводит к тому, что в будущем у вас появятся хорошо приспособленные и любящие взрослые.

Модификация поведения

Будучи взрослыми, мы можем работать над созданием моделей позитивного поведения, чтобы поощрять такое же поведение у наших детей, а также не предлагать поощрений, когда их ненужно или чрезмерно хвалят. Наша внутренняя реакция — предложить «хорошую работу», когда ребенок ведет себя многообещающе. Это поднимает психику ребенка, но не дает ему необходимого важного стимула для продолжения поведения. Ребенок также не понимает конкретно, какое поведение вызвало похвалу у взрослого, вызывающее игнорирование. Общая фраза «хорошая работа» становится незначительной и не способствует дальнейшему позитивному поведению.

Когда дается конкретная похвала, например, когда «хорошая работа» превращается в «мне нравится, как вы объяснили ответ на этот вопрос», когда похвала сосредоточена на росте, обучении и развитии, поведение ребенка положительно оценивается и поощряется. Это также дает взрослому возможность подумать о том, что на самом деле взволновало их в поведении ребенка, что делает его беспроигрышным для обеих сторон. Ребенок чувствует поддержку и мотивацию заботливым образом, а взрослый определил конкретное поведение, которым он гордится.

Наряду с конкретной и четко определенной похвалой взрослые могут моделировать положительное поведение, чтобы вдохновить ребенка на то же самое. Общение является ключевым наряду с реалистичными ожиданиями. Родитель не может предположить, что его двухлетний ребенок сможет без труда высидеть семейный обед. Но когда поведение смоделировано и ожидания четко донесены до ребенка, желаемое поведение может быть достигнуто — потенциально. И вместо того, чтобы расстраиваться, когда поведение начинает нарушаться, перенаправьте ребенка и предложите помощь, если это необходимо. Почему бы не поощрять ребенка заканчивать трапезу с головоломкой рядом с ним, чтобы помочь ему сохранять мотивацию за столом.

При работе с поведением необходимы последовательные и реалистичные последствия. Это может быть непростой областью, и дети могут манипулировать ситуацией. Обратная связь, или последствия, являются важным аспектом бихевиоризма. Когда обратная связь дается после желаемого поведения, обучение установлено. Выбор подходящих вознаграждений важен для того, чтобы их можно было предлагать последовательно. Когда ребенок усердно работает, чтобы добиться положительных результатов, а затем не вознаграждается должным образом, его самооценка падает, и у него нет мотивации продолжать такое поведение. Когда она ведет себя негативно, вместо того, чтобы поставить ее в тайм-аут, можно удалить награду. Награды могут включать предметы, которые решаются вместе. Ребенок может взять на себя ответственность за свое поведение, когда он может принять участие в процессе принятия решений.

Воспитывающая забота о детях — лучший шаг к позитивному поведению и к здоровым и счастливым отношениям.

Бихевиоризм и социальная когнитивная теория

Две теории, которые начинались одинаково, но в конечном итоге развивались в разных направлениях, — это бихевиоризм и социальная когнитивная теория. Бихевиоризм фокусируется на том, как окружающая среда и окружение человека вызывают изменения в его поведении. Социальная когнитивная теория отличается от этого тем, что представляет собой точку зрения, которая пытается помочь нам понять, что человек узнает, и как он контролирует то, что он делает в процессе. В этой статье мы сравним и сопоставим основные компоненты каждой теории, как они определяют управление поведением в классе, и что я думаю о каждой из этих теорий.

Бихевиористы склонны рассматривать новорожденного как «чистый лист». Со временем их опыт начинает формировать личность, которой они становятся. Это достигается за счет обусловливания, бихевиористского термина обучения. По мере того, как человек учится методом проб и ошибок, он выясняет, что лучше всего работает для него, и отбрасывает то, что не работает (в идеале). Это контрастирует с социальным когнитивным взглядом на обучение молодых людей, согласно которому молодые люди приобретают множество новых навыков, наблюдая за действиями других. Те люди, у которых учатся, называются моделями.

Бихевиоризм, как следует из его названия, в значительной степени фокусируется на поведении человека в отношении обучения. Бихевиорист будет искать изменения в поведении человека после нового опыта. Мы можем чему-то научить группу студентов, но без измеримых изменений в поведении или производительности, как мы можем быть уверены, что это было действительно изучено? Теоретик социального познания не согласился бы; они рассматривали бы обучение как умственное изменение, которое может, но не обязательно должно отражаться в поведении человека. Они утверждают, что мы учимся многим вещам, которые не приводят к измеримым изменениям в поведении.

Для бихевиориста очень важно формирование ассоциаций между стимулами и реакциями. Многие принципы бихевиоризма сосредоточены на «отношениях между наблюдаемыми событиями» (Ормрод, 2014, стр. 266). Например, люди с большей вероятностью научатся поведению, если они верят, что оно вызовет определенную реакцию. Социальные когнитивные теоретики более конкретно рассматривают психические процессы, лежащие в основе происходящего обучения. Они признают важность умственных инструментов, таких как кодирование (изменение формата новой информации по мере ее сохранения в памяти) для обучения новым навыкам.

Обучение, скорее всего, произойдет, когда «стимулы и реакция возникают близко друг к другу во времени» (Ормрод, 2014, стр. 266). Бихевиористы смотрят на количество времени между стимулом и реакцией, когда они происходят в основном в одно и то же время, говорят, что они имеют смежность (появление двух или более событий одновременно). Например, услышать свисток в начале забега, отправив группу спортсменов в спринт. После тренировки переход на бег после свистка можно было бы назвать непрерывным событием. В отличие от бихевиоризма, социальная когнитивная теория рассматривает то, как люди и их окружение склонны влиять друг на друга. Хотя бихевиористы согласятся с тем, что человека формирует среда, с этой точки зрения можно сказать и обратное. Студенты в колледже посещают там занятия, но они также выбирают, какие занятия им посещать, по какой специальности и как они проводят время в кампусе.

В классе я рассматриваю бихевиоризм как более классический подход к управлению поведением. Я полагаю, что обычный пример для сайта будет следствием действий студента. Это может быть как положительным, так и отрицательным опытом для студента. Допустим, мальчик во втором классе вырывает карандаш у одноклассника, с которым он сидит рядом. Учитель быстро набрасывается на ученика и ругает его за его поведение. Непосредственность последствий и смущение, которое видно по его краснеющему лицу (должно наблюдаться в бихевиоризме!) приучат этого ребенка к тому, чтобы в будущем он знал лучше, чем выхватывать предметы у других. Чем раньше реакция на его действия, тем лучше, обучение будет более эффективным, если события будут смежными. На другом конце спектра девочка поднимает руку и правильно отвечает на вопрос в своем классе. Учитель тепло улыбается и хвалит ее за внимание. Другие ученики в классе видят и признают это достижение. Эта положительная обратная связь побуждает девочку продолжать усердно стараться и хорошо учиться в школе в поисках аналогичной реакции. Пример молодого человека, получающего подкрепление от своего учителя, является хорошим примером оперантного обусловливания, при котором «реакция усиливается в результате последующего подкрепления» (Ормрод, 2014, стр. 270). Чтобы улучшить управление поведением в классе, бихевиорист сказал бы, чтобы увеличить объем обратной связи, которая дается. Когда учащийся ведет себя определенным образом, обратная связь поможет ему научиться и понять соответствующие способы поведения. Обратная связь также включает в себя наказания, такие как выговор и тайм-ауты (Ormrod, 2014).

Теоретики социального познания во многом отличаются от бихевиористов в своем взгляде на управление поведением в классе, хотя есть и некоторые сходства. Согласно этой теории, последствия будут влиять на поведение, но только в том случае, если учащийся, которому делают выговор, установит связь между тем, что он сделал, и последствиями, с которыми он теперь сталкивается. Мы могли бы использовать пример детей, играющих в спортивной команде. Молодая девушка играет в футбол против другой команды из ее района. Когда игра окончена и игроки уходят с поля, тренер говорит им всем: «Молодцы!» Прежде чем они все вернутся к своим родителям. Часть, которая сделала бы это более эффективным для теоретика социальной познавательной деятельности (и, по моему мнению, тоже), была бы, если бы тренер похвалил работу ног девушки с мячом и количество передач другим товарищам по команде, которые она сделала. В противном случае девушка, возможно, не установила в своем уме связь между действиями, достойными похвалы. Студенты будут обращать внимание не только на модели стимулов и реакций, с которыми они сталкиваются, но и на те, с которыми сталкиваются их одноклассники. Учащийся, скорее всего, увидит наказание другого учащегося и сделает мысленный вывод, что такое действие вызовет аналогичную реакцию. Эти процессы требуют, чтобы студенты думали о том, что происходит вокруг них, процесс, который ненаблюдаем, но очень важен, на мой взгляд.

Я считаю, что оба этих подхода полезны. Я полагаю, что склоняюсь в сторону социальной когнитивной теории, потому что мне не нравится идея не сосредотачиваться на умственных процессах студентов. Это кажется мне крайне важным. Социальная когнитивная теория также включает в себя многие идеи бихевиоризма, которые я считаю важными, такие как подкрепление и наказание. Я вижу достоинства, представленные в бихевиоризме, и в нашем тексте говорится, что многие современные бихевиористы также включают когнитивные процессы в свои теории. Как специалист по психологии, фокус на разуме и невидимом, хотя и кажущемся непостижимым, кажется мне тем, где можно добиться наибольшего добра.