Социометрия 5 класс: Социометрия Морено — Классному руководителю — Тесты
Приложение 3. Варианты социометрических карточек
В настоящее время распространено большое количество различающихся по оформлению социометрических карточек1.
1. Образец карточки с ранжированными критериями, ограниченными по количеству
Уважаемые ___________!
С целью выработки рекомендаций для тренера по комплектованию основного состава команды для игр на первенство города просим вас ответить на следующие вопросы.
Прочтите список членов вашей группы, которых вы выбираете или отвергаете. ваши ответы будут использованы только в научных целях и обсуждению в коллективе не подлежат.
I. С кем бы вы желали вместе играть в команде в играх на первенство города?
В первую очередь ____________
Во вторую __________________
В третью____________________
2. Образец карточки, построенной в виде социометрической шкалы,
позволяющей испытуемому ранжировать всех членов группы
Фамилии коллектива | В качестве кого вы хотели бы видеть своих товарищей | ||||
в качеств | в качестве | в качестве | в качестве | в качестве | |
А…. | |||||
Б….. | |||||
С……. | |||||
…… | |||||
Шкальная оценка | 2 | 1 | 0 | -1 | -2 |
Социометрическая карточка 3
Уважаемый студент механико-математического факультета МГУ!
Социологический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова проводит исследование внутри вашей группы. Мы просим вас принять участие в этом исследовании и ответить на вопросы анкеты, приведенные ниже.
Цели данного исследования – исключительно учебные; вся информация, полученная в ходе исследования, будет использоваться только в обобщенном виде. Ваше имя не будет нигде фигурировать. Поэтому просим вас отвечать на вопросы анкеты искренне.
Заранее благодарим за участие!
Для ответов на нижеследующие вопросы вы должны назвать кого-либо из ребят, занимающих вместе с вами в группе, и вписать их имена и фамилии в отведенные для этого строки. Вы можете выбирать ТОЛЬКО учащихся вашего коллектива.
1. Если бы у вас была шоколадка, с кем бы вы ею поделились?
В первую очередь,
Во вторую очередь,
В третью очередь,
2. Кому бы вы никогда не доверили получить за вас деньги в банке?
В первую очередь,
Во вторую очередь,
В третью очередь,
3. Как вы думаете, кто бы захотел пригласить вас на чашечку кофе или чая в кафе?
В первую очередь,
Во вторую очередь,
В третью очередь,
4. А кто бы никогда не стал пить с вами кофе или чай?
В первую очередь,
Во вторую очередь,
В третью очередь,
5. Предположим, что студентам мехмата и соцфака необходимо провести переговоры.
Кого бы вы взяли с собой на это задание?В первую очередь,
Во вторую очередь,
В третью очередь,
6. А кого бы вы точно не стали брать?
В первую очередь,
Во вторую очередь,
В третью очередь,
7. Как вы думаете, кто бы никогда не захотел оказаться с вами в одной лодке во время шторма?
В первую очередь,
Во вторую очередь,
В третью очередь,
8. Если бы вам дали возможность помочь хорошему человеку, кому бы вы помогли?
В первую очередь,
Во вторую очередь,
В третью очередь,
9. Представьте, что вы превратились в животного и живете в джунглях. Кто был бы львом/львицей – королем/королевой зверей?
В первую очередь,
Во вторую очередь,
В третью очередь,
10. С кем бы вы хотели поехать в «Буревестник» этим летом?
В первую очередь,
Во вторую очередь,
В третью очередь,
Укажите, пожалуйста, ваши фамилию и имя
Социологический факультет благодарит вас за участие в социометрическом исследовании!
Спасибо J
1) Тебе нравится учиться в твоем классе? (ОБВЕДИ ТОЛЬКО ОДИН ОТВЕТ)
1. Да, очень нравится
2. Скорее нравится.
3. Затрудняюсь ответить.
4. Скорее не нравится.
5. Совсем не нравится.
2) Как бы ты охарактеризовал свой класс? (ОБВЕДИ ТОЛЬКО ОДИН ОТВЕТ)
1. Дружный, сплоченный, хорошо организованный
2. Довольно дружный, сплоченный и хорошо организованный, но существуют некоторые проблемы
3. Не дружный, не сплоченный, плохо организованный, часто происходят ссоры, неприятности
3) Кого бы ты пригласил на празднование своего дня рождения?
4) Кто, по твоему мнению, сел бы с тобой в школьной столовой во время обеда/завтрака?
5) С кем бы ты никогда не пошел(ла) бы в кино?
6) Если бы твой класс делили на группы, с кем бы ты хотел быть в одной группе?
1) в первую очередь, потому что
2) во вторую очередь, потому что
3) в третью очередь, потому что
7) С кем бы ты хотел(а) готовиться к предстоящей контрольной работе?
8) Кто для тебя пример в учебе?
9) Если бы твой класс поехал на экскурсию по городу, с кем из одноклассников ты бы хотел(а) сидеть в автобусе?
10) Как ты думаешь, у кого из твоего класса больше всего друзей?
11) Кто, по твоему мнению, поделился бы с тобой личным секретом?
12) В каких отношениях ты находишься со своими одноклассниками?
Близкий друг | Приятель | Нет ничего общего | Неприязнь |
Социометрическая карточка 5.
Уважаемый респондент!
Социологический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова проводит исследование внутри вашей танцевальной группы. Мы просим вас принять участие в этом исследовании и ответить на вопросы анкеты, приведенные ниже.
Цели данного исследования – исключительно учебные; вся информация, полученная в ходе исследования, будет использоваться только в обобщенном виде. Ваше имя не будет нигде фигурировать, поэтому просим вас отвечать на вопросы анкеты искренне.
Заранее благодарим за участие!
Для ответов на нижеследующие вопросы Вы должны назвать кого-либо из членов вашей группы, и вписать их имена и фамилии в отведенные для этого строки. Вы можете выбирать ТОЛЬКО учащихся вашей группы.
Ваше имя ______________
Список группы:
1. Андреев Андрей2. Алхименко Анастасия
3. Балабанов Виктор
4. Балабанов Владимир
5. Буланов Иван
6. Гордина Наталья
7. Дубровинский Владислав
8. Евстратова Екатерина
9. Кармановский Анатолий
10. Клименко Дарья
11. Лебидь Елена
12. Лебидь Елизавета
13. Михеева Дарья
14. Пак Артур
15. Петухова Анастасия
16. Романов Сергей
17. Шаталова Наталья
18. Яшин Сергей
1. Если бы вам предоставлялась возможность свободного выбора партнера, кого из членов группы вы бы предпочли?
2. Кто, по вашему мнению, выбрал бы вас в качестве партнера?
3. Кого из членов группы вы считаете быть достойным солистом коллектива?
4. Кого из членов группы вы считаете быть достойной солисткой коллектива?
5. Кого бы вы назначили старостой коллектива?
6. Кого бы вы точно не назначили старостой коллектива?
7. Если бы у вас были контрамарки на балет Игоря Моисеева, кого бы вы взяли с собой?
8. Кто, по вашему мнению, взял бы на балет вас?
9. Вашей группе предстоит поездка на фестиваль в г. Воскресенск. С кем из членов группы вы предпочтете сесть в автобусе?
10. Кто, как вы считаете, предпочел бы сесть с вами?
11. Как, по вашему мнению, должны быть сформированы пары, и на каком месте они должны стоять?
12. В каких отношениях вы состоите с членами группы?
Тесная | Хорошие | Танцуем | Связывают | Лучше его\ее не знать | |
Андреев Андрей | |||||
Алхименко Анастасия | |||||
Балабанов Виктор | |||||
Балабанов Владимир | |||||
Буланов Иван | |||||
Гордина Наталья | |||||
Дубровинский Владислав | |||||
Евстратова Екатерина | |||||
Кармановский Анатолий | |||||
Клименко Дарья | |||||
Лебидь Елена | |||||
Лебидь Елизавета | |||||
Михеева Дарья | |||||
Пак Артур | |||||
Петухова Анастасия | |||||
Романов Сергей | |||||
Шаталова Наталья | |||||
Яшин Сергей |
Социометрическая карточка 6.
Фамилия, имя
1. С кем бы ты хотел сидеть за одной партой? Напиши три варианта:
В первую очередь _______
Во вторую очередь _______
В третью очередь _______
2. Кто, по твоему мнению, выберет тебя соседом за партой?
В первую очередь _______
Во вторую очередь _______
В третью очередь _______
3. Кому из своих одноклассников ты подаришь открытку (или другой подарок) на Новый год?
В первую очередь _______
Во вторую очередь _______
В третью очередь _______
4. Кто, как ты думаешь, поздравит с Новым годом тебя?
В первую очередь _______
Во вторую очередь _______
В третью очередь _______
5. К кому из своих одноклассников ты обратился бы за советом в трудной жизненной ситуации?
В первую очередь _______
Во вторую очередь _______
В третью очередь _______
6. Если бы ваш класс отправился в экскурсионную поездку в другой город и надо было бы ехать на поезде, с кем из своих одноклассников ты хотел бы оказаться в одном купе?
В первую очередь _______
Во вторую очередь _______
В третью очередь _______
7. Как ты думаешь, у кого из твоих одноклассников меньше всего друзей в классе? Напиши одно имя. ________________________
8. В каких отношениях ты находишься с одноклассниками? Кого бы ты мог назвать своим близким другом, кого – хорошим приятелем, а с кем у тебя нет общих интересов? Напиши по три имени в каждом столбце.
Близкий друг | Хороший приятель | Нет общих интересов |
1 В Приложении приведены примеры социометрических карточек, составленных студентами социологического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова при проведении ими самостоятельного социометрического исследования в рамках изучения курса по социометрии под руководством автора учебного пособия.
Социометрия — методика и пример исследования
Тема межличностных взаимоотношений была и будет актуальна всегда. Ведь социальная жизнь невозможна без столкновения мнений, пересечения идей и просто несовпадения личных интересов. Любая группа людей – это живой организм, со своей температурой, давлением и аллергическими реакциями. Данные показатели здоровья распространяются, как на начальный класс в обычной средней школе, так и на совет директоров в ведущей нефтяной компании.
Что это такое?
Социометрия – это эффективный метод измерения взаимных симпатий и антипатий в коллективе. Данная методика Дж. Морено, популярного американского психолога и психиатра, позволяет решить следующие задачи:
- измерить уровень сплоченности группы;
- определить уровень авторитета, как руководителя, так и других членов группы;
- обнаружить лидеров, отверженных и неформальные внутригрупповые сплочения.
Данный социально-психологический тест пользуется популярностью, как в американских, так и европейских компаниях. Не так давно и отечественные управленцы оценили его эффективность. Основа методики заложена в заполнении опросника, который отражает следующие факторы во взаимоотношениях с другими членами группы:
- профессиональное признание;
- личностное доверие;
- эмоциональная близость.
Пример исследования
Опрашиваемые должны указать от 3-х до 5-ти фамилий, людей из их группы, на каждый пункт. Вопросы обычно составляются в произвольной форме в зависимости от особенностей группы. Примеры вопросов:
- С кем из своего отдела Вы бы пошли на серьёзные деловые переговоры?
- С кем из своего отдела Вы готовы поделиться о случившейся в вашей жизни трудной ситуации?
- Кого из своих коллег Вы бы пригласили на выходные, на рыбалку?
Написание фамилий происходит с указанием нумерации:
1) Иванов; 2)Петров; 3) Сидоров. Данный прием позволяет увидеть общую картину симпатий в группе и выстроить по порядку уровень предпочтений.
На основании данных результатов определяется социометрический статус каждого члена группы и составляется рейтинг сотрудников по каждому фактору: профессиональное признание, личностное доверие; эмоциональная близость. Полученная информация позволяет увидеть «звезд» и «аутсайдеров» в основных направлениях взаимоотношений в коллективе.
Социально-психологический тест рекомендуются для проведения в коллективах от 10 человек. Эта методика помогает увидеть не только теневую сторону взаимоотношений в коллективе, но и пробелы в работе руководителя. Следовательно, появляется возможность разработать план действий для улучшения ситуации.
Примеры выявленных проблем и рекомендуемые методы их решения:
Проблематика 1. Слабая связь с сотрудником №8 (не выбрал своего руководителя ни по одному фактору).
Рекомендация. Уделить больше внимания работе данного сотрудника, наладить эмоциональную связь.
Проблематика 2. Три «аутсайдера» в коллективе (никто из коллег не выбрал их ни по одному фактору).
Рекомендация. Организовать рабочие проекты и дополнительные задания с объединением «аутсайдеров» и «звезд».
Проблематика 3. Низкий показатель взаимных выборов в области эмоционального фактора во всей группе.
Рекомендация. Организация мероприятий, укрепляющих взаимоотношения в команде.
Социометрия, считается успешным инструментом, который определяет уровень удовлетворенности своим положением в группе для каждого из ее членов. Дж.Морено назвал этот метод именно так неслучайно. Ведь температура климата взаимоотношений в группе определяется, по мнению автора методики, не только общими характеристиками группы, но и внутренним состоянием каждого человека.
Социометрический статус пэра | Подростковая психология
Статус подростка среди сверстников будет влиять на его членство в группах сверстников и на его способность заводить друзей. Социометрический статус – это измерение, отражающее степень симпатии или неприязни к кому-либо со стороны сверстников как к группе. В психологии развития эта система использовалась для изучения статуса детей в группах сверстников, его стабильности во времени, определяющих его характеристик и долгосрочных последствий популярности или неприятия сверстниками.
Наиболее часто используемая социометрическая система, разработанная Coie & Dodge (1988), просит детей оценить, насколько они любят или не любят каждого из своих одноклассников, и использует эти ответы для классификации их на пять групп.
Рисунок 11.3.1. Социометрические статусы сверстников.
Популярные подростка нравятся многим сверстникам и не нравятся немногим. Эти люди обладают навыками социального взаимодействия и поддерживают позитивные отношения со сверстниками. Они склонны к сотрудничеству, дружелюбны, общительны и чувствительны к другим. Они способны быть напористыми, но не агрессивными, поэтому могут получить то, что хотят, не причиняя вреда другим. Среди этой группы могут быть различные уровни популярности:
- Принятые подростки являются самой распространенной подгруппой среди популярных. Хотя они, как правило, нравятся, они не так притягательны, как очень популярные дети.
- Очень популярные подростки из очень харизматичны и привлекают к себе сверстников.
Отклонено подростка считаются отклоненными, если они получают много отрицательных номинаций и мало положительных. Эти люди часто имеют плохую успеваемость и больше проблем с поведением в школе. Они также подвержены более высокому риску преступного поведения и проблем с законом. У этих детей чаще диагностируют СДВГ, расстройство поведения и злоупотребление психоактивными веществами. Они склонны к изоляции, одиночеству и подвержены риску депрессии. Отвергнутую молодежь можно разделить на два типа:
- Агрессивно-отверженные подростка проявляют враждебное и угрожающее поведение, проявляют физическую агрессию и разрушительные действия. Они могут запугивать других, отказываться от дружбы, игнорировать и исключать других. Хотя их не хватает, они склонны переоценивать свою социальную компетентность.
- Замкнутые-отверженные подростки социально замкнутые, осторожные, робкие, тревожные в социальных ситуациях и неуверенные в себе. Они рискуют подвергнуться издевательствам.
Люди, которые нравятся многим сверстникам, но также не нравятся многим, обозначаются как спорный . Эта группа может обладать характеристиками как популярной, так и отвергнутой группы. Эти люди, как правило, агрессивны, разрушительны и склонны к гневу. Однако они также могут быть кооперативными и социальными. Они часто социально активны и являются хорошими лидерами группы. Их сверстники часто считают их высокомерными и снобами.
безнадзорных подростка считаются безнадзорными, если они получают мало положительных или отрицательных номинаций. Эти дети не особенно нравятся или не нравятся сверстникам и, как правило, остаются незамеченными. В результате они могут быть изолированы и особенно избегать конфронтации или агрессивных взаимодействий. Эта группа, как правило, преуспевает в учебе.
Наконец, средних подростка обозначены как таковые, потому что они получают среднее количество как положительных, так и отрицательных номинаций. Они нравятся небольшой группе сверстников, но не очень многим не нравятся.
Рисунок 11.3.2. Социометрические статусы и характеристики сверстников.
Популярность
Что делает подростка популярным? Несколько физических, когнитивных и поведенческих факторов влияют на популярность. Во-первых, подростки, которых считают физически привлекательными, как правило, пользуются большей популярностью среди сверстников. Когнитивные особенности также имеют значение. Люди, которые демонстрируют более высокий интеллект и преуспевают в учебе, как правило, больше нравятся. Кроме того, предпочтение отдается тем, кто может принять чужую точку зрения и продемонстрировать навыки решения социальных проблем. Подростки, которые могут управлять своими эмоциями и вести себя соответствующим образом, получают более высокий статус. Наконец, подросткам нравятся уверенные в себе, но не тщеславные сверстники.
Вмешательства
Что можно сделать, чтобы помочь подросткам, которых не любят? Безнадзорным подросткам обучение социальным навыкам и поощрение их к участию в мероприятиях может помочь им стать заметными для своих сверстников и завести друзей. Отвергнутым подросткам может понадобиться поддержка, чтобы помочь справиться с гневом, преодолеть тревогу и справиться с депрессией. Эта группа также может извлечь пользу из обучения социальным навыкам, чтобы научиться социальной компетентности и обрести уверенность.
404 Страница не найдена | Университет Ешива
Сообщение от нашего президента
Уважаемые студенты, преподаватели, сотрудники и друзья,
Я рад представить вам это Руководство по нашим планам на предстоящий осенний семестр и открытие наших кампусов. По форме и по содержанию предстоящий семестр будет не похож ни на один другой. Мы будем жить по-другому, работать по-другому и учиться по-другому. Но в самом его отличии кроется его огромная сила.
Миссия Университета Ешивы состоит в том, чтобы обогатить нравственное, интеллектуальное и духовное развитие каждого из наших студентов, наделив их знаниями и способностями, чтобы они могли стать влиятельными людьми и лидерами завтрашнего дня. Учеба в следующем году будет особенно важной в формировании образа жизни наших студентов. Характер формируется и развивается во времена глубоких невзгод. Именно для такого обучающего момента и был создан университет ешива. Таким образом, мы разработали образовательный план на следующий год, который включает в себя высококачественный студенческий опыт и ставит во главу угла личный рост в эту эпоху Коронавируса. Наши студенты смогут преодолеть трудности, проблемы и возможности, связанные с нашим COVID-19.эпохи с нашими звездными раввинами и преподавателями, а также их близкими друзьями и сверстниками в ешиве.
Чтобы разработать наши планы на осень, мы созвали Целевую группу по планированию сценариев, состоящую из представителей основных районов нашего кампуса. Их планирование основывалось на последней медицинской информации, правительственных директивах, непосредственном участии наших раввинов, преподавателей и студентов, а также на передовом опыте лидеров отрасли и университетов по всей стране. Я глубоко благодарен членам нашей рабочей группы и всем, кто их поддерживал, за их неустанную работу по рассмотрению множества деталей, связанных с возвращением студентов в кампус и перезапуском нашего образовательного предприятия.
В соответствии с рекомендациями нашей целевой группы я объявляю сегодня, что наш осенний семестр будет отражать гибридную модель. Это позволит многим учащимся вернуться в школу, объединив онлайн- и виртуальное обучение с обучением в классе на территории кампуса. Это также позволяет студентам, которые предпочитают не находиться в кампусе, получить богатый студенческий опыт, продолжая обучение в Интернете и пользуясь полным спектром онлайн-услуг для студентов и внеклассных программ.
При возвращении наших студентов в кампус безопасность является нашим главным приоритетом. Многие аспекты жизни кампуса изменятся в этом семестре. Собрания будут ограничены, крупные курсы полностью перейдут в онлайн. На территории кампуса каждый должен будет соблюдать наши медицинские рекомендации, включая социальное дистанцирование, ношение масок, а также наши правила тестирования и отслеживания контактов. Из-за того, что мы сосредоточены на минимизации рисков, наши студенты бакалавриата начнут первые несколько недель осеннего семестра онлайн и переедут в кампус после еврейских праздников. Этот график ограничит количество поездок наших студентов туда и обратно, сосредоточив компонент осеннего семестра в кампусе на одном последовательном сегменте.
При планировании мы использовали аналогию с диммерным выключателем. Повторное открытие наших кампусов будет не простым двоичным кодом, вроде выключателя света, а скорее диммером, в котором у нас будет возможность изменять масштаб вперед и назад, чтобы должным образом реагировать по мере развития ситуации со здоровьем. Вполне возможно, что некоторые планы могут измениться в зависимости от распространения вируса и/или применимых указаний государственных и местных органов власти.
Перед началом нашего семестра мы предоставим больше обновлений, отражающих наши самые последние рекомендации. Пожалуйста, следите за обновлениями на нашем веб-сайте yu. edu/fall2020. Мы понимаем, что даже после прочтения этого руководства у вас может возникнуть много дополнительных вопросов, поэтому мы также разместим в Интернете обширный раздел часто задаваемых вопросов. Кроме того, в течение следующих нескольких месяцев мы также будем проводить общественные звонки для преподавателей, студентов, сотрудников и родителей.
Планирование будущего в этот момент определенно было унизительным. Этот коронавирус снова и снова напоминает нам об уроках нашей еврейской традиции о том, что мы не полностью контролируем свои обстоятельства. Но наша традиция также учит нас тому, что мы контролируем свою реакцию на обстоятельства. В следующем семестре вас ждут серьезные проблемы и изменения. Будут некоторые компромиссы и мелкие неудобства — не у каждой проблемы есть идеальное решение. Но вера и сила духа, взаимное сотрудничество и стойкость являются важными жизненными уроками, которые особенно важны в этот период. И если мы все обязуемся ответить милосердием, добротой и любовью, мы сможем превратить новые реалии кампуса в важные жизненные уроки для нашего будущего.