Социометрия морено обработка: Социометрия Дж. Морено (адаптация Коломинский Я. Л.)

экспериментальный метод и наука об обществе: Библиография 1928-2006 гг.

Социометрия: экспериментальный метод и наука об обществе
(Отечественная и зарубежная литература за 1928-2006 гг.)
 

Социометрия — теория измерения межличностных отношений, автором которой является австрийско-американский психолог и социолог Якоб Морено. Это отрасль социальной психологии, изучающая межличностные отношения, уделяя преимущественно внимание их количественному измерению.
Социометрия является прикладным методом как в психологии (социальная психология, психотерапия), так и в социологии.
Одной из инноваций Морено является, так называемая, социограмма. Социограмма — графическое выражение математической обработки результатов, получаемых с помощью социометрического теста при исследовании межличностных отношений в малых группах.


Психодрама — вид групповой психотерапии, в котором пациенты попеременно выступают в качестве актеров и зрителей.


Отечественная литература Зарубежная литература World Wide Web Обновление: 20.12.2007
Всего: 126 записей

жирным шрифтом указаны шифры ГПНТБ СО РАН с пометками о местонахождении изданий



    Отечественная литература
  1. Актуальные проблемы психодрамы и социометрии: материалы междунар. науч.-практ. конф. Морено-фестиваль 2001 / редкол.
    : Мирская Л.А. и др. — Ростов-на-Дону: ЮРГИ, 2001. — 80 с.
    Г2003-1925 ч/з1 (Ю94-А.437)
  2. Балашова И.Г. Изменение социометрического статуса подростков в процессе социализации в учебной группе: автореф. дис. … канд. психол. наук / Каф. психол. образования Самар. гос. пед. ун-та. — Самара, 1999. — 20 с.
    А99-12832
  3. Балашов И.Г. Социометрический статус как аспект социализации подростков в группе сверстников // Общественные науки: вопросы теории и практики: сб. науч. тр. — М., 1999. — С.131.
    Г99-12353 ч/з2 (С-О.284)
  4. Битянова М. Как измерить отношения в классе: Социометрический метод в школьной практике. — М.: Чистые пруды, 2005. — 32 с.: ил. — (Библиотечка «Первого сентября». Серия «Школьный психолог»).
  5. Блатнер Г.А. Психодрама, ролевая игра, методы действия: в 2-х ч. — Пермь, 1993.
    Ч. 1. — 88 с.;
    Ч. 2. — 107 с.
  6. Бобнева М. И. О применении социометрических методов при изучении структур сложных организаций // Социальные исследования. — 1970. — Вып.5. — C.204-219.
  7. Булохова Н.Ю. Опыт социометрического анализа на Калининской АЭС / Булохова Н.Ю, Зайчикова О.В., Потапова Л.Б. // Социол. исслед. — 2002. — N 4. — С.118-120.
    По данным опросов персонала.
  8. Волков И.П. Социометрические методы в социально-психологических исследованиях. — Л.: ЛГУ, 1970. — 88 c.
    Г70-21028
  9. Волков И.П. Социометрия как метод социальной психологии: автореф. дис. … канд. психол. наук. — Л., 1968. — 17 с.
    А69-11542
  10. Герасименко И.Я. Социометрия конфликта / И.Я.Герасименко, Р.М.Юсупов; Рос. акад. наук, Санкт-Петербургский ин-т информатики и автоматизации. — СПб., 1994. — 76 с. — Библиогр.: с.75-76.
    Г94-8137
  11. Гриншпун И.Б. Идеи Джекоба Леви Морено в контексте развития западноевропейской и североамериканской психологии XX столетия: автореф. дис. … канд. психол. наук. — М.: МГПУ, 2002. — 21 с.
    А2002-18977
  12. Гройсман А.Л. Психодраматическая модель творчества по Морено / Гройсман А.Л., Горбатюк Г. // Интеграция науки и искусства: сб. науч. работ Междунар. пед. акад., посвящ. 40-летию науч.-пед. деятельности А.Л.Гройсмана / Рос. акад. театр. искусства, Каф. хореографии, Моск. ин-т мед.-соц. реабилитации, Каф. общ. и клинич. психологии; под общ. ред. Б.К.Тебиева. — М.: Когито-центр, 2004. — С.176-199.
    Г2004-12790 ч/з1 (Ю94-И.730)
  13. Докторов Б.З. О надежности измерения в социологическом исследовании. — Л.: Наука, 1979. — 128 с.
    Г79-3977
  14. Жабский М.И. Надежность социологических измерений // Социол. исслед. — 1982. — N 2. — С.176-185.
  15. Залегина В.В. «Социометрическая оптимизация» сценария деловой игры // Социол. исслед. — 2002. — N 4. — С.113-118. — Библиогр.: с.118.
  16. Золотовицкий Р. А. Групповая реальность и ее синтез // Онтосинтез социальной реальности: труды методологического семинара / под ред. В.С.Дудченко. — М.: Икар, 1998. — С.245-260.
  17. Золотовицкий Р.А. Организационная арттерапия и тренинг. Социодрама и социометрия в работе с организациями = Organizational arttherapy sociodrama and sociometry in the work with organizations. — М.: Морено-ин-т, 2003. — 208 с.: ил. — (Серия «Моренопрактики»).
    Г2003-15459
    ч/з1 (Р357-З.811)
  18. Золотовицкий Р.А. Социодрама как социологический метод управленческого консультирования // Онтосинтез социальной реальности: труды методологического семинара / под ред. В.С.Дудченко. М.: Икар, 1998. — C.261-295.
  19. Золотовицкий Р.А. Социометрия Я.Л.Морено: мера общения // Социол. исслед. — 2002. — N 4. — С.103-113.
  20. Исаев В.Н. Организация социометрического исследования в учреждении НПО: метод. рекомедации. — М., 2004. — 1,5 п.л.
  21. Исаев В. Н. Оценка начального профессионального образования социометрическими методами: автореф. дис. … канд. пед. наук / Ин-т развития проф. образования. — М., 2005. — 22 с. — Библиогр.: с.21-22.
    А2005-4898
  22. Карпова Г.А. Педагогическая социометрия ученического коллектива: метод. рекомендации / М-во общ. и проф. образования Рос. Федерации, Урал. гос. пед. ун-т. — Екатеринбург, 1997.
  23. Коломенский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах (общие и возрастные особенности): учеб. пособие. — Минск: ТетраСистемс, 2000. — 432 с.
  24. Коломинский Я.Л. Социометрия в социально-психологическом исследовании // Методология и методы социальной психологии / отв. ред. Е.В.Шорохова. — М.: Наука, 1977. — С.72-85.
    А51-М.545 НО
  25. Копылова Л.Н. Социометрический анализ в прикладных задачах // Социальные и гуманитарные исследования: традиции и реальности. — Саранск, 2000. — С.74.
    Г2001-8500 ч/з 2 (С-С. 692)
  26. Кроник А.А. Межличностное оценивание в малых группах. — Киев: Наукова думка, 1982. — 157 с.
  27. Куштанина В.А. Социометрия и анализ социальных сетей: проблема определения центрального члена группы // Российское общество и социология в XXI веке: социальные вызовы и альтернативы: материалы междунар. науч. конф. «Ломоносов-2003»: сб. ст. студентов: в 2 т. — М., 2003. — Т.1. — С.202-207.
    Г2003-5524
  28. Лейтц Г. Психодрама: теория и практика. Классическая психодрама Я.Л. Морено: пер. с нем. / А.М.Боковиков; общ. ред. и предисл. Е.В.Лопухиной, А.Б.Холмогоровой. — М.: Прогресс, 1994.- 352 с.
    Г94-3602
  29. Лекции по методике конкретных социальных исследований. — М.: МГУ, 1972. — 202 с.
    С-Л.436 НО
  30. Марино Р.Ф. История доктора: Д.Л.Морено — создатель психодрамы, социометрии и груп. психотерапии: пер. с англ. / Завалов М.И. — М.: Класс, 2001. — 214 с.
    Г2001-4809
    ч/з1 (Р357-М.265)
  31. Марковская И.М. Социометрические методы в психологии: учеб. пособие. — Челябинск: Изд-во Юж.-Урал. гос. ун-та, 1999. — 45 с.
  32. Медкова Д.В. Построение нечетких социометрических индексов // Российское общество и социология в XXI веке: социальные вызовы и альтернативы: материалы междунар. науч. конф. «Ломоносов-2003»: сб. ст. студентов: в 2 т. — М., 2003. — Т.1. — С.310-316.
    Г2003-5524
  33. Методики социально-психологической диагностики личности и группы: сб. науч. тр. — М.: Ин-т психологии, 1990. — 217 с.
  34. Методы социальной психологии / под ред. Е.С.Кузьмина, В.Е.Семенова. — Л.: ЛГУ, 1977. — 157 с.
    Ю9-М.545 НО
  35. Морено Д.Л. Социометрия. — М.: Изд. иностр. лит, 1958. — 289 с.
    С-М.793 НО
  36. Морено Я.Л. Социометрия: эксперим. метод и наука об обществе: пер.
    с англ. — М.: Акад. проект, 2004.- 315 с. — (Руководство практического психолога и социального педагога).
    Г2004-12774 ч/з2 (С5-М.793)
  37. Морено Я.Л. Социометрия: Эксперим. метод и наука об обществе: пер. с англ. / Боковиков А. — М.: Акад. проект, 2001.- 383 с.: табл.
    С5-М.793 НО
  38. Морено Я.Л. Театр импровизации: пер. с нем. / В.Зеньковский, В.Ильин // Евразийский временник. — Берлин, 1928.
  39. Морено Д. Театр спонтанности: пер. с англ. / С.Инкин; под ред. В.В.Макарова, Б.И.Хасана. — Красноярск: Ф. Ментал. здоровья, 1993. — 125 с. — (Библиотека психологии и психотерапии).
    Г94-109
  40. Найдек В.Л. Исследование профессионального уровня научных сотрудников социометрическим методом экспертно-балльных оценок / В.Л.Найдек, М.Д.Розенбаум, В.М.Розенбаум // Социол. исслед. — 1991. — N 8. — С.44-51.
  41.  
  42. Панитто В.И. Социометрические методы изучения малых социальных групп // Социол. исслед. — 1976. — N 3. — C.141-152.
  43. Паниотто В.И. Структура межличностных отношений: методика и математические методы исследования. — Киев: Наукова думка, 1975. — 127 с.
    С-П.162 НО
  44. Психодрама, социометрия и прикладная психология: материалы второй междунар. науч.-практ. и учеб. конф. «Морено-фестиваль 2002». — Ростов н/Д: Фолиант, 2003. — 156 с.: табл.
    Г2003-3339 ч/з1 (Ю94-П.863)
  45. Социометрические методы изучения структуры межличностных отношений // Рабочая книга социолога / под ред. Г.В.Осипова и др. — М.: Наука, 1983. — Гл. 11. — С.391-411.
    Г83-19512
  46. Рассказова А.Л. Социометрический метод исследования малой группы: учеб.-метод. пособие. — М., 2004. — 21 с.
    вр. 2005 ч/з1 (Ю95-Р.244)
  47. Раюшкина И.В. Прагматика перевода в зеркале социометрии: (На материале стихотворения Э.Дикинсон «Success») // Университетское переводоведение. — СПб., 2004. — Вып.5. — С.280-295.
  48. Синченко Т.О. Диагностика межличностных отношений: о модификациях социометрической методики // Актуальные проблемы психодрамы и социометрии: материалы междунар. науч.-практ. конф. «Морено-фестиваль 2001» / редкол.: Мирская Л.А. и др. — Ростов-на-Дону: ЮРГИ, 2001. — С.75-76.
    Г2003-1925 ч/з1 (Ю94-А.437)
  49. Социометрическая методика диагностики межличностных отношений в группах учащихся: пособие по курсу «Основы социологии». — Самара: Изд-во СИПКРО, 2000. — 57 с.
  50. Суханов К.Н. К вопросу о динамике философской мысли XIX столетия // Вестник Челябин. гос. акад. культуры и искусств. — Сер. 1. Социал.-гуманит. науки. — Челябинск, 2004. — N 1. — С.32-37.
    Социометрическое исследование тенденций в движении тематики философии XIX в.
  51. Шаматава О.К. Социометрические исследования малых спортивных групп. — Тбилиси: ТГУ, 1988.
  52. Шаповалова И. С. Использование системы графов в социометрическом исследовании // Диагностика и прогнозирование социальных процессов. — Белгород, 1999. — Вып.2. — С.72-77.
    Р13265/2
  53. Шарабчиев Ю.Т. Коммуникации в науке: социометрический аспект / под ред. Несветайлова Г.А.; Белорус. центр мед. технологий, информатики и управления здравоохранением. — Минск: Право и экономика, 1995. — 256 с.: ил.
    Г95-4736
  54. Шпиренок Ю.Г. Социометрия: учеб. пособие. — Красноярск: ИПЦ КГТУ, 2006. — 96 с.
  55. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. — 2-е изд. — М.: Наука, 1987. — 248 с. — Библиогр.: с.238-246.
    С-Я.347 НО
  56. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы: учеб. пособие. — Самара: Самар. ун-т, 1995. — 331 c.: ил. — Библиогр.: с.275-285.
    Г95-5852
  57. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования: Описание, объяснение, понимание социальной реальности: учеб. для вузов / в сотр. с Семеновой В.В.; Ин-т социол. РАН. — М.: Добросвет, 2001. — 596 с.: ил.
    С5-Я.371 НО
  58. Яньшин П.В. Цвето-социометрия как метод социальной психологии: учеб.-метод. пособие / П.В.Яньшин; М-во образования Рос. Федерации, Самар. гос. пед. ун-т. — Самара: Изд-во СамГПУ, 2002. — 86 с.
    РГБ
  59. Зарубежная литература
  60. Attneave F. An improved method for deriving equal-discriminability scales from ratings / F.Attneave, D.J.Chambliss // Psychological Bulletin. — 1957. — Vol.54, N 3. — P.253-255.
  61. A brief history of balance through time / Doreian P., Kapuscinski R., Krackhardt D., Szczypula J. // Journal of math. sociology. — 1996. — Vol.21, N 1/2. — P.113-131. — Bibliogr.: p.130-131.
  62. Buchanan D.R. Moreno’s social atom: a diagnostic and treatment tool for exploring interpersonal relationships // The arts in psychotherapy. — 1984. — Vol.11, N 3. — P.155-164.
  63. Cadwallader T.W. Sociometry reconsidered: The social context of peer rejection in childhood // International journal of action methods. — 2001. — Vol.53, N 3-4. — P.99-118.
  64. Carter L.F. Sociometry in France and the United States: a symposium // Psychological bulletin. — 1951. — Vol.48, N 2. — P. 163-164.
  65. Could the peer group explain school differences in pupil smoking rates? An exploratory study / K.Turner, P.West, J.Gordon, R.Young, H.Sweeting // Social science & medicine. — 2006. — Vol.62, N 10. — P.2513-2525.
  66. Curry E.W. Occupational prestige: Exploration of a theoretical basis / E.W.Curry, D.Walling // Journal of vocational behavior. — 1984. — Vol.25, N 1. — P.124-138.
  67. Davis S. Sociodynamic relationships between children who stutter and their non-stuttering classmates / S.Davis, P.Howell, F.Cooke // Journal of child psychology and psychiatry. — 2002. — Vol.43, N 7. — P.939-947.
  68. A developmental analysis of the influence of body weight on the sociometry of children / R.Cohen, R.C.Klesges, M.Summerville, A.W.Meyers // Addictive behaviors. — 1989. — Vol.14,  4. — P.473-476.
  69. Deri S. Techniques for the diagnosis and measurement of intergroup attitudes and behavior / S.Deri, D.Dinnerstein, J.Harding, A.D.Pepitone // Psychological bulletin. — 1948. — Vol.45, N 3. — P.248-271.
  70. Evans K.M. Sociometry and education. — New York: The Humanities Press, 1962. — 149 p.: ill. — (International library of sociology and social reconstruction).
  71. Flanders N.A. The effect of teacher-pupil contacts involving praise on the sociometric choices of students / N.A.Flanders, S.Havumaki // Journal of educational psychology. — 1961. — Vol.51, N 2. — P.65-68.
  72. Frederickson N.L. The long-term stability of sociometric status classification: a longitudinal study of included pupils who have moderate learning difficulties and their mainstream peers / N. L.Frederickson, A.F.Furnham // Journal of child psychology and psychiatry. — 2001. — Vol.42, N 5. — P.581-592.
  73. Frederickson N.L. Sociometric classification methods in school peer groups: a comparative investigation / N.L.Frederickson, A.F.Furnham // Journal of child psychology and psychiatry. — 1998. — Vol.39, N 6. — P.921-933.
  74. Glanzer M. Techniques for the study of group structure and behavior: I. Analysis of structure / M.Glanzer, R.Glaser // Psychological bulletin. — 1959. — Vol.56, N 5. — P.317-332.
  75. Gronlund N.E. The general ability to judge sociometric status: elementary student teachers’ sociometric perceptions of classmates and pupils // Journal of educational psychology. — 1956. — Vol.47, N 3. — P.147-157.
  76. Gronlund N.E. Generality of teacher’s sociometric perceptions: relative judgment accuracy on several sociometric criteria // Journal of educational psychology. — 1956. — Vol.47, N 1. — P.25-31.
  77. Gronlund N. E. The relative stability of classroom social status with unweighted and weighted sociometric choices // Journal of educational psychology. — 1955. — Vol.46, N 6. — P.345-354.
  78. *Die Grundlagen der Soziometrie. Wege zur Neuordnung der Gesellschaft. — Küln-Opladen: Westdeutscher Verlag, 1954 (1967, 1977, 1984, Leske und Budrich 1993).
  79. Gurvitch G. Microsociology and sociometry // Sociometry. — 1949. — Vol.12, N 1-3. — P.1-31.
  80. Harding J. Sociometry, experimental method and the science of society: An approach to a new political orientation // Psychological bulletin. — 1952. — Vol.49, N 3. — P.283-284.
  81. Hart J.W. An outline of basic postulates of sociometry // Group psychotherapy, psychodrama & sociometry. — 1980. — Vol.33. — P.63-70.
  82. Jackson L.D. Relationship bestudents’ social status and global and domain-specific self-concepts / L.D.Jackson, B.A.Bracken // Journal of school psychology. — 1998. — Vol.36, N 2. — P.233-246.
  83. Jennings H.H. A Primer of sociometry // Psychological bulletin. — 1954. — Vol.51, N 1. — P.101.
  84. Juffer F. Adopted children’s problem behavior is significantly related to their ego resiliency, ego control, and sociometric status / F.Juffer et al. // Journal of child psychology and psychiatry. — 2004. — Vol.45, N4. — P.697-706.
  85. Keane S.P. Predicting kindergarten peer social status from toddler and preschool problem behavior / S.P.Keane, S.D.Calkins // Journal of abnormal child psychology. — 2004. — Vol.32, N 4. — P.409-423.
  86. Keislar E.R. An improved formula for scoring certain guess-who ratings at the adolescent level // Journal of educational psychology. — 1954. — Vol.45, N 3. — P.151-160.
  87. Knapp R.R. Objective personality test and sociometric correlates of frequency of sick bay visits // Journal of applied psychology. — 1961. — Vol.45, N 2. — P.104-110.
  88. Kubany A. J. Use of sociometric peer nominations in medical education research // Journal of applied psychology. — 1957. — Vol.41, N 6. — P.389-394.
  89. Marineau R.F. Jacob Levy Moreno 1889-1974: Father of psychodrama, sociometry, and group psychotherapy. — London; New York: Tavistock / Routledge, 1989. — 198 p.
  90. Mendelson P. The sociometric vision // Journal of group psychotherapy, psychodrama & sociometry. — 1989. — Vol.42, N 3. — P.138-147.
  91. Mendelson P. Sociometry as a life philosophy // Group psychotherapy, psychodrama & sociometry. — 1977. — Vol.30. — P.70-85.
  92. Monteiro A.M. Learning through psychodrama and sociometry: Two university experiences / Monteiro A.M., de Carvalho E.R. // Journal of group psychotherapy, psychodrama & sociometry. — 1990. — Vol.43, N 2. — P.85-88.
  93. Moreno J.L. The essential Moreno: writings on psychodrama, group method, and spontaneity / ed. by J.Fox. — New York, NY: Springer Pub. Co., 1987. — 240 p.
  94. Moreno J.L. Psychodrama. — 4th ed. / J.L.Moreno, Z.T.Moreno. — Beacon; N.Y.: Beacon House, 1972. — Vol.1. — 429 p.
  95. Moreno J.L. Current trends in sociometry // Sociometry. — 1952. — Vol.15, N 1-2. — P.146-163.
  96. Moreno J.L. Die Grundlagen des Sociometrie. Wege zur Neuordnung der Ges. — 2 erw. Aufl. — Köln-Oplden: Westdeuttsch Verlag, 1967. — XXVIII, 464 S. — Bibliogr.: S.451-460.
    R71-447
  97. *Moreno J.L. The first Book of Group Psychotherapy, 1. — Beacon, 1932.
  98. Moreno J.L. Fundamental rules and techniques of psychodrama // Progress in psychotherapy / ed. by J.Masserman, J.L.Moreno. — 1956. — Vol.III. — P.86-131.
  99. Moreno J.L. Origins and foundations of interpersonal theory, sociometry and microsociology // Sociometry. — 1949. — Vol.12, N 3. — P.235-254.
  100. Moreno J.L. Psychodrama / J.L.Moreno, Z.T.Moreno. — New York: Beacon House, 1975. — Vol.2: Foundations of psychotherapy. — 238 p.
  101. Moreno J.L. Psychodrama / J.L.Moreno, Z.T.Moreno. — 1969. — Vol.3: Action therapy and principles of practice. — 272 p.
  102. Moreno J.L. Psychodrama // Six approaches to psychotherapy / ed. J.L.McCary. — New York: Dryden, 1955. — P.289-340.
  103. Moreno J.L. Psychodrama of a pre-marital couple // Sociatry. — 1948. — Vol.2, N 1-2. — P.103-120.
  104. Moreno J.L. The sociometric school and the science of man // Sociometry. — 1956. — Vol.18, N 4. — P.271-291.
  105. Moreno J.L. Sociometry. Experimental method and the science of society. An approach to a new political orientation. — Beacon; New York: Beacon House Inc., 1951. — 219 p.
  106. Moreno J.L. Sociometry in relation to other social sciences // Sociometry. — 1937. — Vol.1, N 1-2. — P.206-219.
  107. Moreno J.L. The sociometry reader / ed. by J.L.Moreno, H.H.Jennings [and others], pref. by J.L.Moreno. — Glencoe, Ill.: Free Press, [1960]. — 773 p.: ill.
  108. Nehnevajsa J. Sociometry: Decades of growth // Sociometry & the science of man / ed. by J.L.Moreno. — Beacon; N-Y: Beacon House, 1956. — P.48-95.
  109. Neuliep J.W. A cross-cultural comparison of japanese and american persuasive strategy selection / J.W.Neuliep, V.Hazleton // International journal of intercultural relations. — 1985. — Vol.9, N 4. — P.389-404.
  110. Nikolic M. Mera i sociometrologija. — Beograd: Ekumena, 1992. — VI, 265 s.
    Социометрия и применение методов измерения в социологических исследованиях.
  111. Ohtani T. Neurofuzzy cognitive maps with adaptive B-splines / T.Ohtani, H.Ichihashi, T.Miyoshi // Information sciences. — 1998. — Vol.110, N 1-2. — P.81-102.
  112. Olson W.C. Sociometry in group relations // Journal of applied psychology. — 1951. — Vol.35, N 2. — P.138.
  113. Ostlund L.A. Group integration in a case discussion course // Journal of educational psychology. — 1953. — Vol.44, N 8. — P.463-474.
  114. Participation and sociometry in autonomous and trainer-led patient groups / P.Rothaus et al. // Journal of counseling psychology. — 1966. — Vol.13, N 1. — P.68-76.
  115. Phillips B.N. Relation of positive and negative sociometric valuations to social and personal adjustment of school children / B.N.Phillips, M.V.Devault // Journal of applied psychology. — 1955. — Vol.39, N  6. — P.409-412.
  116. Pologue to sociometry // Sociometry. — 1949. — Vol.12, N 1-3. — P.244-245.
  117. Sandstrom M.J. Pitfalls of the peer world: How children cope with common rejection experiences // Journal of abnormal child psychology. — 2004. — Vol.32, N 1. — P.67-81.
  118. Schwendinger H. Charting subcultures at a frontier of knowledge / Schwendinger H., Schwendigner J.R. // British journal of sociology. — L., 1997. — Vol.48, N 1. — P.71-94. — Bibliogr.: p.93-94.
  119. Sociometry and Marxism // Sociometry. — 1949. — Vol.12, N 1-3. — P.106-143.
  120. Stams Geert-Jan J.M. The Development and adjustment of 7-year-old children adopted in infancy / Geert-Jan J.M. Stams, F.Juffer, J.Rispens, R.A.C.Hoksbergen // Journal of child psychology and psychiatry. — 2000. — Vol.41, N 8. — P.1025-1037.
  121. A study of the sociometric process among sixth-grade children // Journal of educational psychology. — 1946. — Vol.37, N 6. — P.359-372.
  122. Syme G.J. Fowl sociometry: Social discrimination and the behaviour of domestic hens during food competition / G.J.Syme, L.A.Syme, D.R.Barnes // Applied animal ethology. — 1983. — Vol.11, N 2. — P.163-175.
  123. Tarr N.D. The effects of self-construals and embarrassability on predicament response strategies / N.D.Tarr, M.-S.Kim, W.F.Sharkey // International journal of intercultural relations. — 2005. — Vol.29, N 5. — P.497-520.
  124. The union of opposites in sociometry / Carlson-Sabelli L., Sabelli H. , Patel M., Holm K. // Journal of group psychotherapy, psychodrama & sociometry. — 1992. — Vol.44, N 4. — P.147-171.
  125. Wertheimer R.R. Consistency of sociometric status position in male and female high school students // Journal of educational psychology. — 1957. — Vol.48, N 7. — P.385-390.
  126. Willerman B. The adaptation and use of Kendall’s coefficient of concordance (W) to sociometric-type rankings // Psychological bulletin. — 1955. — Vol.52, N 2. — P.132-133.
  127. Williams A. Clinical sociometry to define space in family systems // Journal of group psychotherapy, psychodrama, & sociometry. — 1994. — Vol.47, N 3. — P.126-144.
  128. Who shall survive? Foundations of sociometry, group psychotherapy and sociodrama.- Beacon; N.Y.: Beacon House, 1953.

World Wide Web  
 
  • Голиней А. Практика применения социометрии — (провер. ноябрь 2018 г.)
  • Гриншпун И.Б., Морозова Е.А. Психодрама — (провер. ноябрь 2018 г.)
  • Методы социометрические (социометрический тест) — (провер. ноябрь 2018 г.)
  • Золотовицкий Р.А. Социометрия Я.Л. Морено. Усвоение через забвение — (провер. ноябрь 2018 г.)
  • Практика применения социометрии — (провер. ноябрь 2018 г.)
  • Психодрама — это действие души — (провер. ноябрь 2018 г.)
  • Социометрическая методика — (провер. ноябрь 2018 г.)
  • Социометрические методики — С.И.Григорьев, Ю.Е.Растов. Основы современной социологии — (провер. ноябрь 2018 г.)
  • Социометрия: исследование межличностных отношений в группе — (провер. ноябрь 2018 г.)
  • Якоб Леви Морено, его социология — (провер. ноябрь 2018 г.)
  • Якоб Леви Морено — ХРОНОС — (провер. ноябрь 2018 г.)
  • Blatner A. Further Notes on Sociometry. — (провер. ноябрь 2018 г. )
  • Blatner A. The dynamics of rapport — (провер. ноябрь 2018 г.)

Отечественная литература Зарубежная литература World Wide Web Обновление: 20.12.2007
Всего: 126 записей
 Архив выставок ||| Психология | Общественные науки | Социология | Подготовила  Ольга Коковкина

 

Социометрия Морено — 📙 Социология

  1. Термин «социометрия» дословно переводится как «социальное измерение».
  2. Что представляет собой социометрическая процедура?

 

Термин «социометрия» дословно переводится как «социальное измерение»

Социометрия — это метод количественного измерения, в реальных группах, взаимоотношений между людьми, которые складываются на основе взаимных симпатий.

Другими словами, социометрия представляет собой теорию измерения межличностных отношений. 
Ее автором является ученик Фрейда, психиатр, социальный психолог, американец Джекоб Леви Морено. 
Социометрическая техника, разработанная Дж. Морено, применяется с целью диагностировать межличностные и межгрупповые отношения, их изменения, улучшения и усовершенствования.

Социометрия позволяет:

  • изучать типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности;
  • судить о социально-психологической совместимости членов конкретных групп.

Социометрия исследует уже сложившиеся коллективы. 

Под социометрическим методом подразумевается анализ межличностных взаимоотношений в малых группах.

Исходя из теории Дж. Морено, все напряжения и конфликты, в том числе социальные, происходят из-за того, что не совпадают макро- и микроструктуры группы. По мнению ученого, данное несовпадение означает, что система симпатий-антипатий, показывающая психологическое отношение индивида к людям, не помещается в рамки макроструктуры.

По отношению к индивиду, близким может оказаться окружение, состоящее из людей, неприемлемых в психологическом плане. Важно привести макро- и микроструктуры в соответствие, применив социометрическую методику. С ее помощью возможно исследовать симпатии, антипатии и, в соответствии с полученными результатами, произвести изменения. 

Предназначение социометрической теории заключается в оценке межличностных отношений неформального типа, то есть симпатий и антипатий, уровня их привлекательности. Социометрии присущий характер опроса. Однако это не анкетный опрос либо же интервью. Вопросы касаются эмоциональной сферы отношений между людьми.

Суть социометрической процедуры состоит в том, что членам группы дают возможность выбрать товарищей по предпочтениям и интересам. Критерии выбора определяют, с кем человек хочет совершать совместную деятельность. Они подразделяются на слабые и сильные. Успех изучения взаимоотношений зависит от правильно сформулированных вопросов. Критерий выбора считается сильнее, если для индивида очень важна совместная деятельность, тесное, продолжительное общение.  

Социометрическое исследование направлено на то, чтобы выявить стремление индивида к общению (в различных видах деятельности, на отдыхе и т.д.) с членами группы. Под видом деятельности может подразумеваться трудовая, учебная и т.п. 

С ребятами дошкольного возраста, согласно теории, социометрию следует проводить в игровой форме.

Социометрическая процедура преследует следующие цели:

  • измерение степени сплоченности или разобщенности в группе;
  • выявление «социометрических позиций», то есть авторитета членов группы по признакам симпатии, антипатии, где на крайних позициях оказываются «лидер» группы и «отвергнутое лицо»;
  • выявление внутригрупповых подсистем, сплоченных образований, во главе которых могут находится свои неформальные лидеры.

Посредством социометрии, можно проводить измерение авторитета формального и неформального лидеров, перегруппировать людей в командах таким образом, чтобы снизить напряженность в коллективе, возникающую из-за взаимной враждебности некоторых членов группы.

Социометрическая процедура проводится групповым методом. На ее проведение отводится до пятнадцати минут. Она очень полезна в прикладных исследованиях, направленных на совершенствование отношений в коллективе.

При социометрическом исследовании следует придерживаться общей схемы действий. После постановки задач исследования, выбора объектов измерения формируются основные гипотезы и положения. Они относятся к возможным критериям опроса членов групп. Здесь не может быть полной анонимности, в противном случае социометрия окажется малоэффективной. Надежность процедуры зависит, прежде всего, от правильного отбора критериев социометрии, диктуемых программой исследования и предварительным знакомством со спецификой группы. 

В целях подтверждения вероятности ответов, исследование может проводиться в группе несколько раз. Для повторного исследования задействуются другие вопросы. Непараметрическая процедура социометрии позволяет выявить эмоциональную экспансивность каждого члена группы, сделать срез многообразия межличностных связей в групповой структуре.  

Параметрическая процедура, в отличие от непараметрической, характеризуется ограниченностью числа выборов. Лимит выборов значительно снижает вероятность случайных ответов. Он позволяет сопоставить материал по разным группам.

Что такое социометрия

Что такое социометрия

Что такое социометрия?

Социометрия: наука о человеческих отношениях

Социометрия — это раздел социальных наук, основанный на работе Джейкоба Л. Морено, доктора медицины (1890–1974), который изучает формирование и построение групп и предлагает методы описания и учета межличностных отношений в группах. Степень принятия и неприятия других в определенных ролях определяется, измеряется и изображается способами, облегчающими открытое обсуждение влияния человека на структуру и сплоченность группы, а также на структуру группы, поскольку она влияет на человека. Лица, обученные социометрическим методам, сосредотачиваются на группах или построении команды, социальных сетях, сообществе, лидерстве, изоляции, взаимности, несоответствии, статусе, мотивации и социометрическом восприятии.

Основная философия

Социометрические принципы и подход Морено изложены в изданиях Who Shall Survive? Основы социометрии, групповой психотерапии и социодрамы (1934, 1953, 1978). Он утверждает, что «страдал» от идеи фикс, согласно которой каждый человек наследует изначальную природу, которая бессмертна и священна. И именно из этой природы рождается способность к творчеству, творчеству, которое должно быть направлено на сохранение жизни, чтобы все могли выжить. Чтобы организовать вселенную различных культур, верований и способов взаимодействия для этой высшей задачи, требуется система достаточной сложности, чтобы исследовать существующие взаимосвязи, и достаточное сердце, чтобы мотивировать людей активно ценить друг друга.

Социометрические методы приводят к обострению сознания; восприятия идентифицируются, исправляются и, в конечном счете, обостряются. Затем члены группы могут делать осознанный выбор, осознавая коллективный выбор и роль, которую его или ее выбор играет для группы в целом.

Методы

Социальный атом

Изучающий социометрию становится и участником, и наблюдателем собственной жизни, исследуя на бумаге и в действии то ядро ​​лиц, с которыми он связан. То, что наблюдается и измеряется, — это близость и расстояние, которые существуют (или желательны) и учитывают включение или исключение из своего круга. Исследуемая группа может быть публичной группой или частным кругом друзей.

Социометрический тест

Группа исследует коллективное влияние своего выбора друг на друга и на все в целом. Выбирается критерий, на котором основывается выбор, и члены группы определяют на бумаге или в действии диапазон вариантов выбора (выбирать, не выбирать, оставаться нейтральным) и степень положительных и отрицательных чувств, лежащих в основе их выбора. Иногда члены группы могут делать перцептивные предположения о выборе, который другие могли сделать за него или ее. После раскрытия информации в парах результаты отображаются на социограмме. который рисуется или разыгрывается таким образом, чтобы выделить несколько факторов: близость и удаленность, уровень выбора (от сильно переизбранного до сильно недовыбранного), уровень взаимности, существование подгрупп. Затем группа обсуждает результаты и способы улучшения ее конструкции, чтобы поддерживать ее цели и задачи.

Ролевая диаграмма

Пары, триады и небольшие группы могут исследовать свои реакции друг на друга, определяя роли, в которых они взаимодействуют, и чувства, которые они испытывают по отношению друг к другу в этой роли. Наносится список названий ролей и используется система обозначений для идентификации чувств или изменений в чувствах.

Столкновение

Для социометриста важна способность облегчить изучение результатов исследований, главным образом посредством взаимного процесса смены ролей. Люди, вовлеченные в социометрические процедуры, не смогут точно раскрыть себе или другим свой истинный выбор, если они не смогут полагаться на квалифицированное обращение или различия по мере их возникновения. Социометрист способствует конфликтам, тупикам и встречам людей, которые начинают узнавать друг друга.

Групповое здание

Социометрия также включает в себя большое количество упражнений и действий, направленных на укрепление принадлежности, сотрудничества, сплоченности, открытости и доступа к ролям. Каждая структурированная разминка — это социометрическое событие. Каждый раз, когда лидер просит членов группы выбрать партнера, происходит социометрическое событие. Изучение социометрии уделяет внимание структуре и основополагающим принципам этой деятельности.

Применение социометрии

Социометрические методы применялись в:

• Семейная терапия
• Консультирование пациентов психотерапии
• Обучение в классах и подготовка учителей
• Градостроительство и общественное строительство
• Политические кампании
• Бизнес и промышленность, особенно в организационном развитии
• Детские лагеря
• Военная служба
• Возрождение собрания

Дополнительная информация

Дополнительную информацию о национальных учебных центрах, текущем обучении и региональных семинарах можно получить, связавшись:

ЦЕНТР ПСИХОДРАМЫ И СОЦИОМЕТРИИ ОНТАРИО

5752 Hinchinbrooke Rd, Hartington, ON K0H 1W0

Дополнительные источники в социометрии

Переосмысление социометрии: к воссоединению теории, философии, методологии и практики.

Мендельсон, Питер Дин, доктор философии, диссертация, Сент-Луис, Вашингтонский университет, 1976.

Кто выживет? Основы социометрии, групповой психотерапии и социометрии.

Морено, Джейкоб Л., Бикон, Нью-Йорк, Бикон Хаус, 1953, 1978.

Проведение клинических социометрических исследований. Хейл, Энн Э., Роанок, Вирджиния, Royal Publishing Company, 1985.

Практическое применение поэтапной социометрии: повышение социометрического интеллекта посредством самораскрытия и связи

Пропустить пункт назначения

Раздел 2: Уголок Практика | 01 мая 2016 г.

Дейл Ричард Бьюкенен, доктор философии, TEP

Журнал психодрамы, социометрии и групповой психотерапии (2016) 64 (1): 71–78.

https://doi.org/10.12926/0731-1273-64.1.71

  • Взгляды
    • Содержание артикула
    • Рисунки и таблицы
    • Видео
    • Аудио
    • Дополнительные данные
    • Экспертная оценка
  • Делиться
    • Facebook
    • Твиттер
    • LinkedIn
    • MailTo
  • Инструменты
    • Получить разрешения

    • Иконка Цитировать Цитировать

  • Поиск по сайту

Цитирование

Дейл Ричард Бьюкенен; Практическое применение поэтапной социометрии: повышение социометрического интеллекта посредством самораскрытия и связи. Журнал психодрамы, социометрии и групповой психотерапии 1 мая 2016 г.; 64 (1): 71–78. doi: https://doi.org/10.12926/0731-1273-64.1.71

Скачать файл цитаты:

  • Рис (Зотеро)
  • Менеджер ссылок
  • EasyBib
  • Подставки для книг
  • Менделей
  • Бумаги
  • КонецПримечание
  • РефВоркс
  • Бибтекс
панель инструментов поиска

Это краткая статья об историческом, теоретическом и практическом применении поэтапной социометрии. Предоставляются инструкции и рекомендации по использованию демократического вмешательства. Особое внимание уделяется тому, чтобы помочь людям научиться углублять свои связи с другими членами группы. Также включены подводные камни использования этого инструмента и других его адаптаций.

В настоящее время у вас нет доступа к этому содержимому.