Социометрия обработка результатов пример: Социометрия

Диагностика межличностных отношений (Социометрия Дж. Морено)

Социометрия (социальное измерение) – это метод разработанный Дж.Морено. Он является разновидностью метода опроса, позволяющий исследовать эмоционально-непосредственные отношения внутри группы за счет получения данных об отношениях членов группы друг к другу на основе взаимных симпатий.

Цель: диагностика межличностных отношений.

Социометрия является групповым методом, основанном на выборах детей. В коллективе детей от 25 до 35 человек каждый ребёнок должен сделать 4-5 выборов. С детьми дошкольного возраста исследование проводится в игровой форме. Я для этого использую игру «Подари подарок». Перед проведением социометрического опроса психологу необходимо провести предварительную работу.

Содержание

Предварительная работа:

  1. Подготовить вырезанные из бумаги цветочки, сердечки или какие-нибудь другие предметы (их должно быть большое количество).
    Важно!
    Все предметы должны быть одинаковыми.
  2. Психолог при себе должен иметь распечатанный список детей с фамилиями и именами, а также список детей на шкафчики.

Процедура проведения:

Перед началом обследования психолог сообщает детям, что сейчас они будут играть в игру, где нужно будет дарить друг другу подарки, но только так, чтобы об этом никто не знал. После этого психолог предлагает детям по очереди выходить в раздевалку (регулировать этот процесс может воспитатель).

Психолог даёт ребёнку 5 вырезанных предметов и предлагает их подарить ребятам из группы, положив ему в шкафчик (если ребёнок не знает, где находится шкафчик того или иного ребёнка, то психолог помогает ему его найти). При этом психолог фиксирует выборы ребёнка, отмечая их в виде номера шкафчики в списке детей.

ВАЖНО! В конце исследования психологу необходимо проверить все шкафчики на наличие подарков и при отсутствие их в каком-либо шкафчике положить его самому.

Обработка результатов:

Обработка результатов проводится в несколько этапов.

1 ЭТАП: Заполнение социометрической матрицы. Психологу необходимо перенести выборы детей в социометрическую матрицу.

Социометрическая матрица составляется следующим образом:

  1. По вертикали прописываем порядковый номер и фамилии и имена детей (это те, кто выбирает), а по горизонтали прописываем только порядковый номер (это те, кого выбирают). Далее проводится диагональ, которая вычеркивает те квадраты, в которых выбирающий мог бы отметить себя.
  2. В рядах отмечаются выборы, сделанные детьми, какими-либо обозначениями: крестиками, галочками и т.п.
  3. Внизу каждого столбца подсчитывается сумма выборов, полученных участником коллектива.
  4. Далее в социометрической матрице отмечаются взаимные выборы (например, когда испытуемый А выбирает испытуемого D, и тот, в свою очередь отвечает ему взаимностью, т.е. испытуемый D тоже выбирает испытуемого А). Взаимные выборы на социометрической матрице можно выделять кружками. Затем взаимные выборы подсчитываются в каждой строке и заносятся в строку «Сумма взаимных выборов» внизу каждого столбца.

2 ЭТАП: Составление социограммы. Групповую социограмму можно изобразить в виде радиальных окружностей.

В центре которой помещаются обозначения членов коллектива, набравших половину возможных выборов, которая рассчитывается по формуле:

Диагностика межличностных отношений (Социометрия Дж. Морено)Диагностика межличностных отношений (Социометрия Дж. Морено)

n — – количество членов коллектива.

Во втором круге от центра размещаются условные обозначения членов коллектива, набравших меньше половины возможных выборов, но больше 2 выборов.

В третьем круге от центра размещаются условные обозначения членов коллектива набравших 1-2 выбора.

В четвертом круге размещаются условные обозначения членов коллектива, не получивших ни одного выбора.

Мальчиков обозначают треугольником, девочек – кружком. Внутри треугольника или кружка пишут порядковый номер, обозначающую испытуемого.

На основе заполнения радиальной социограммы можно сделать предварительные выводы о групповой сплоченности коллектива. Если большинство значков сосредоточены в центре социограммы (1 и 2 окружности) это говорит о сплоченности данного коллектива, если большинство значков расположились на периферии (3 и 4 окружности) – это говорит о разобщенности данного коллектива. Если часть значков сосредоточены в центре, а часть на периферии, то можно сделать вывод о частичной сплоченности и частичной разобщенности коллектива или о том, что в целом разобщенном коллектива имеется сплоченное «ядро».

3 ЭТАП: Математические расчёты.

  1. Подсчитываем коэффициент групповой сплоченности по формуле:

Коэффициент взаимности (КВ) =число взаимных выборов разделить на число общих выборов и умножить 100%

Выводы:

По величине показателя группу можно отнести к одному из четырех уровней взаимности:

  • I – 15-20% — низкий уровень
  • II – 21-30% — средний уровень
  • III – 31-40% — высокий уровень
  • IV – 40% и выше — сверхвысокий уровень.

К данному коэффициенту следует относиться внимательно, так как он может быть показателем действительной сплоченности, привязанности, дружбы, но может и свидетельствовать о фактической разобщенности группы на отдельные группировки.

  • Подсчитываем коэффициент удовлетворённости по формуле:

Коэффициент удовлетворенности (КУ) = Выбрали его (взаимно) разделить на выбрал он сам и умножить на  100%

Чем с большим числом детей связывает ребёнка взаимная симпатия, тем более удовлетворяется его потребность в общении и тем лучше будет его эмоциональное состояние.

Так как максимальное количество выборов ограничено 5, то и взаимных выборов может быть тоже только 5, следовательно КУ может быть высоким – 100%, средним – 67%, низким – 22% или ребёнок может быть неудовлетворен взаимностью выборов при 0%.

  • Подсчитываем социометрический статус по формуле:

Число выборов, полученных каждым членом коллектива, характеризует его положение (социометрический статус) в системе личных отношений.

Социометрический статус (СС) = сумма выборов, полученных ребёнком разделить на количество членов группы минус 1 и умножить на 100%

 По социометрическому статусу сотрудники могут быть отнесены к одной из четырех статусных категорий:

  • «популярные»,
  • «предпочитаемые»,
  • «принятые»,
  • «изолированные».

Первая и вторая статусные группы являются благоприятными, третья и четвертая – неблагоприятными. Исходя из этого, определяется, насколько благоприятен статус каждого в группе, то есть насколько желанен ребёнок в системе межличностных отношений. В зависимости от этого можно судить об эмоциональном климате группы для каждого ребёнка.

  • Подсчитываем индекс изолированности.

Индекс изолированности. Вычисляют как процент членов группы, оказавшихся без единого выбора. Группу можно считать благополучной, если в ней нет изолированных или их число достигает 5-6%; менее благополучной, если индекс изолированности равен 15-25%.

4 ЭТАП: Написание выводов (пример).

На основании полученных результатов, можно сделать следующие выводы:

1. КВ =…. Следовательно, данный коллектив можно считать … (сплоченным, достаточно сплоченным, не сплоченным, недостаточно сплоченным, разобщенным)

2. Радиальная социограмма показывает, что в целом, коллектив детей:

  • имеет сплоченное «ядро»,
  • частично сплочен,
  • частично разобщен,
  • половина коллектива сплочена, половина разобщена,
  • в коллективе имеется активное сплоченное «ядро», а остальные держатся парами (микрогруппами диадами и триадами) или по одиночке.

3. Из социограммы видно, что в данной группе есть 2 популярных ребёнка, это № 1 и № 5

№ 1 получил максимальное количество выборов равное =

№ 5 получил количество выборов равное =

КУ № 1=100%, СС=…% — следовательно, данный ребёнок имеет достаточно высокий социометрический статус и полностью удовлетворен своим положением, все его выборы оказались взаимными.

Вокруг него сплотилась микрогруппа (группировка из … человек (это номера: №, №, …, №) и еще … человек (№, №,…, №) хотели бы войти в данную группировку).

4. Самые популярные дети состоят в одной группировке, это позволяет сделать вывод о том, что данная группировка является ядром коллектива, его активом. (Самые популярные дети состоят в двух разных группировках (микрогруппах), что позволяет сделать вывод о том, что в коллективе имеются два ядра, два актива).

5. Полученная социоматрица показывает так же, что в коллективе имеется … изолированных, непопулярных детей с нулевым социометрическим статусом, которые имеют нулевой коэффициент удовлетворенности.

Диагностика межличностных отношений (Социометрия Дж. Морено)Диагностика межличностных отношений (Социометрия Дж. Морено) Диагностика межличностных отношений (Социометрия Дж. Морено)Диагностика межличностных отношений (Социометрия Дж. Морено)

Автор: Марина Королёва

Педагог-психолог высшей квалификационной категории. Стаж работы педагогом-психологом — 13 лет.

Поделиться с друзьями:

Материал по психологии на тему: Социометрия

Инструкция: Ответьте, пожалуйста,  откровенно на  предложенные вопросы, но ограничьте свой выбор тремя фамилиями при ответе на каждый из вопросов, расположив их в порядке значимости (от более предпочитаемых

к менее)

Фамилия,Имя__________________________________________Дата _______________Класс________________

1. Если бы у тебя была возможность пригласить кого-либо из учащихся своего класса к себе на день рождения,

то кого бы ты пригласил(а) бы? ______________________________________________________________________

2. А кого пригласил(а) бы на день рождения  в последнюю очередь? __________________________________________________________________________________________________

3. Кому из своего класса ты доверишь свою тайну? ______________________________________________________

4. Кому никогда не доверишь свою тайну?______________________________________________________________

Инструкция: Ответьте, пожалуйста,  откровенно на  предложенные вопросы, но ограничьте свой выбор тремя фамилиями при ответе на каждый из вопросов, расположив их в порядке значимости (от более предпочитаемых

к менее)

Фамилия,Имя__________________________________________Дата _______________Класс________________

1. Если бы у тебя была возможность пригласить кого-либо из учащихся своего класса к себе на день рождения,

то кого бы ты пригласил(а) бы? ______________________________________________________________________

2. А кого пригласил(а) бы на день рождения  в последнюю очередь? __________________________________________________________________________________________________

3. Кому из своего класса ты доверишь свою тайну? ______________________________________________________

4. Кому никогда не доверишь свою тайну?______________________________________________________________

Инструкция: Ответьте, пожалуйста,  откровенно на  предложенные вопросы, но ограничьте свой выбор тремя фамилиями при ответе на каждый из вопросов, расположив их в порядке значимости (от более предпочитаемых

к менее)

Фамилия,Имя__________________________________________—-Дата _______________Класс________________

1. Если бы у тебя была возможность пригласить кого-либо из учащихся своего класса к себе на день рождения,

то кого бы ты пригласил(а) бы? ______________________________________________________________________

2. А кого пригласил(а) бы на день рождения  в последнюю очередь? __________________________________________________________________________________________________

3. Кому из своего класса ты доверишь свою тайну? ______________________________________________________

4. Кому никогда не доверишь свою тайну?______________________________________________________________

Инструкция: Ответьте, пожалуйста,  откровенно на  предложенные вопросы, но ограничьте свой выбор тремя фамилиями при ответе на каждый из вопросов, расположив их в порядке значимости (от более предпочитаемых

к менее)

Фамилия,Имя__________________________________________Дата _______________Класс________________

1. Если бы у тебя была возможность пригласить кого-либо из учащихся своего класса к себе на день рождения,

то кого бы ты пригласил(а) бы? ______________________________________________________________________

2. А кого пригласил(а) бы на день рождения  в последнюю очередь? __________________________________________________________________________________________________

3. Кому из своего класса ты доверишь свою тайну? ______________________________________________________

4. Кому никогда не доверишь свою тайну?______________________________________________________________

Инструкция: Ответьте, пожалуйста,  откровенно на  предложенные вопросы, но ограничьте свой выбор тремя фамилиями при ответе на каждый из вопросов, расположив их в порядке значимости (от более предпочитаемых

к менее)

Фамилия,Имя__________________________________________Дата _______________Класс________________

1. Если бы у тебя была возможность пригласить кого-либо из учащихся своего класса к себе на день рождения,

то кого бы ты пригласил(а) бы? ______________________________________________________________________

2. А кого пригласил(а) бы на день рождения  в последнюю очередь? __________________________________________________________________________________________________

3. Кому из своего класса ты доверишь свою тайну? ______________________________________________________

4. Кому никогда не доверишь свою тайну?______________________________________________________________

5. Способы обработки социометрических данных : Социометрические методы в психологии Марковская И.М. : Библиотека Инокентия Ахмерова онлайн

Существует три основных способа обработки социометрических данных: табличный, графический и математический.

Табличный способ заключается в построении социоматрицы – специальной таблицы, в которую заносятся все данные о выборах в группе (табл. 2). Обычно социоматрица строится отдельно для каждого критерия (эмоционального и деятельностного). Положительные и отрицательные выборы можно заносить в одну таблицу. Можно строить и суммарные социоматрицы сразу по нескольким критериям, однако для этого потребуется специальные навыки и повышенная внимательность. Социоматрица позволяет произвести количественный подсчет выборов, что сразу дает представление о ранжировании членов группы по числу предпочтений и отклонений.

Если в опросе проводилось ранжирование выборов, то необходимо добавить в таблицу строку «Точный подсчет», при этом используется следующая схема: за предпочтение, сделанное в первую очередь приписывается максимальное количество баллов, равное числу ограничения выборов; за каждый последующий – на один балл меньше. Например, если ограничение составило три, то первому выбору приписывается три балла, второму – два, третьему – один балл. В таблице 3 приведен пример с подсчетом выборов при ограничении с числом два, следовательно, при точном подсчете за «выбор в первую очередь» присваивается 2 балла, а за «выбор во вторую очередь» – один балл.

Пример социоматрицы для группы численностью 10 чел.

Деловой критерий  – «С кем из твоей группы ты стал бы готовить доклад на конференцию? В первую очередь, во вторую очередь»

Данные социоматрицы позволяют выявить определенные статусные позиции членов группы: звезды, предпочитаемые, принятые, изолированные. «Звезды» – те, кто получает наибольшее количество выборов в группе и, следовательно, имеют наивысший социометрический статус в группу, в нашем случае (см. табл. 3) это Федор и Олег, которые имеют по четыре выбора. В разряд «предпочитаемые» вошли три человека, имеющие по 2–3 выбора. К «принятым» относятся те, кто получил один выбор, изолированных по данному критерию в рассматриваемой группе два человека. Следует подчеркнуть, что все категории позиций получены как следствие использования определенного критерия и, на основании только лишь данных социометрии психолог не может делать выводы об окончательном распределении статусов в группе, навешивая «ярлыки» на участников группы. Применение других критериев может дать иную картину внутригрупповой дифференциации. В рассматриваемом случае не выделяется категория «отвергаемые», так как применялся только положительный критерий.

Задача определения статуса не такая простая, как может показаться на первый взгляд. Она усложняется в ситуации, когда количество положительных и отрицательных выборов уравновешивается. Предлагаемые в литературе ориентиры в основном касаются распределения положительных выборов, а сочетание их с отрицательными не рассматривается. Так, Я.Л. Коломинский предлагает на примере анализа школьных классов считать, что «звезды» получают 6 и более выборов, «предпочитаемые»  – 3 – 5 выборов, «принятые»  – 1 – 2 выбора [5]. Однако существует и более точная схема подсчета. На симпозиуме по изучению коллективов социометрическими методами (Тарту  1968 г.) была  принята следующая схема соотнесения количества предпочтений каждой ролевой позиции[12]. Сначала необходимо определить число m по формуле:

где R  – общее количество сделанных положительных выборов;

m  – среднее количество выборов.

Отнесение в ту или иную группу происходит на основании социоматрицы. Социометрическому статусу (St) в данном случае соответствует количество полученных выборов (табл. 4).

Название группы

Число выборов

Звезды

St ³ m + 2s

Предпочитаемые

St > m + 1s

Принятые

St = m – 1s

Изолированные непринятые)

St < m – 1s

Пренебрегаемые

St < m – 2s

Сигма (s) – квадратическое отклонение.

По результатам социометрии можно выделить микрогруппы. Для этого в таблицу, аналогичную таблице 3, в первую строчку вписываются фамилия и номер любого члена группы, имеющего взаимный выбор (а в 1-й столбец – также его номер). Допустим, номер 1 – Надежда (см. табл. 5). В последующие строчки и столбцы вписываются фамилии и номера тех, кто находится с ним во взаимном выборе (4; 7; 16). Выборы помечаются крестиками, взаимные – звездочками. Затем вписываются те, кто находится во взаимном выборе со вторым записанным, с третьим и так далее до тех пор, пока эта цепь не обрывается. Далее формируется следующая подгруппа. Затем то же повторяется с любым следующим, имеющим взаимные выборы, и так далее. Последними заносятся те, кто их не имеет.

Микрогруппы располагаются по диагонали, проходящей из левого верхнего в правый нижний угол таблицы. Численность их, как правило, колеблется от 2 до 7 человек.

В таблице 5 хорошо видны две подгруппы, тяготеющих друг к другу людей в коллективе.

Таблица 5

Выделение микрогрупп в социоматрице

Кто  выбирает

Кого выбирает

1

4

7

11

9

8

3

5

6

10

2

1

Надежда

Ш

*

*

*

 

 

 

 

 

 

 

4

Егор

*

Х

 

 

*

 

 

 

 

 

 

7

Тамара

*

 

Х

 

 

*

*

 

 

 

 

11

Катерина

*

 

 

Х

 

 

 

 

 

 

 

9

Ольга

 

*

 

 

Х

*

 

 

 

 

 

8

Леонид

+

 

*

 

 

Х

 

 

 

 

 

3

Дмитрий

 

 

*

 

 

+

Х

*

 

 

 

5

Ульяна

 

 

 

 

 

 

*

Х

*

 

 

6

Николай

 

 

 

 

 

 

 

*

Х

+

 

10

Александр

 

+

 

 

 

 

+

 

 

Х

*

2

Михаил

 

 

 

 

 

+

 

 

 

*

Х

 

Следующий способ обработки данных – графический. Он заключается в построении социограммы. Социограмма – схематическое изображение реакций членов группы друг на друга, устанавливаемых на основании выбора, то есть при ответах на социометрический критерий. Она позволяет произвести сравнительный анализ структуры взаимоотношений с помощью специальных знаков (условных обозначений). Социограмма служит для представления структуры группы на плоскости. По всей видимости, возможно и пространственное, объемное расположение структурных единиц и их взаимосвязей, в этом смысле некоторые игровые социометрические процедуры напоминают моделирование объемной социограммы (см. раздел «Другие варианты»).

Виды социограмм. Обычно используются три вида социограмм: произвольные, локограммные, и концентрические.

Социограмма произвольного вида показывает комбинацию связей с наиболее удобным расположением членов группы по результатам выборов. В такой социограмме употребляются следующие условные обозначения:

 

положительный выбор

взаимный положительный выбор

——————-

отрицательный выбор

участник группы женского пола

участник группы мужского пола

В зависимости от количества связей в социограмме могут быть выделены определенные элементы структуры: изолированные, диады, триады, тетрады и другие. Изолированный элемент – это индивид, не связанный с другими. Связь между двумя элементами обозначается как диада, эта структура встречается во всех группах и характеризует наиболее устойчивые доверительные связи между двумя людьми. Триады, тетрады и другие виды связей, состоящие из большего числа элементов, часто составляют «ядра» коллективов или являются отдельными группировками внутри группы. Почти все элементы внутри этих структур симметрично связаны между собой.

 

 

 

 


На основании данных таблицы 3, можно построить социограмму такого типа (рис.1).

Рис.1. Пример социограммы произвольного вида

Построение социограммы требует от социометриста терпения и тщательности, не раз приходится перестраивать социограмму, которая должна как можно более близко показывать имеющиеся в коллективе группировки, наличие зон напряженности. Сначала на чертеже помещают тех, кто получил наибольшее число выборов, далее стрелками изображают те предпочтения, которые они сделали, и постепенно переходят ко всем оставшимся элементам групповой структуры. Как правило, в группе не бывает одного общепризнанного лидера, к которому тяготели бы все члены, на социограмме должно быть в наглядной форме показано расположение полюсов притяжения отталкивания  в группе. Так, на рис. 1 хорошо заметно образование двух подгрупп: ядром первой подгруппы являются участники с номерами 6, 9 и 7, ядром второй – участники 3, 4 и 5. Участнику №1 хочется примкнуть к «лидерам» обеих группировок, однако он остается непризнанным ими. Участники №2 и №8 тяготеют к различным подгруппам. Возможность построения на плоскости сил отталкивания, при наличии отрицательного критерия, позволила бы прояснить, где возникает напряженность: внутри подгрупп или между этими подгруппами.

Социограмма локограммного вида располагает на плоскости членов группы так, чтобы это моделировало деятельность, расположение в помещении. Локограммная социограмма для рассмотренной выше группы представлена на рис. 2, прямоугольники обозначают в данном случае столы в аудитории.

Рис. 2. Пример социограммы локограммного вида

 

На локограммной социограмме также видно расположение подгрупп. Очень часто люди в помещении, являющимся местом их работы или учебы, занимают пространство близкое к тем, кто им наиболее симпатичен. В научно-популярной психологической литературе можно встретить мнение, что место человека в пространстве помещения связано с его личностными качествами, например, слева сидят, те, кто наиболее критичен, или с положением в группе, например, в центре сидят лидеры группы, а аутсайдеры занимают «камчатку». Эта упрощенная трактовка сложных процессов, которые происходят в группе, может сбить неопытного социометриста с толку. Большое количество переменных влияет на процесс местонахождения: отношение к процессу деятельности; люди сидят не там, где им хотелось бы, а там, где досталось место; вовлеченность  в жизнь группы на этом отрезке времени; школьная привычка сидеть у окна (как посадила первая учительница), взаимные симпатии и антипатии и так далее.

Концентрические или мишеневые социограммы располагают всех членов группы на концентрических окружностях, каждая из которых соответствует описанным выше групповым позициям: звезды, предпочитаемые, принятые, изолированные, отвергаемые. Такая социограмма может быть удобна для анализа отношений в многочисленных группах, например школьных классах по 35-40 человек, однако, она не всегда  позволяет достаточно полно раскрыть взаимосвязи и образование подгрупп. Во внутренний круг социограммы попадают «звезды», в следующий за ним – «предпочитаемые», далее – «принятые», «изолированные». Если в исследовании использовался отрицательный критерий, то можно нарисовать еще один внешний круг для «отвергаемых». Однако при построении кругов часто возникают сложности, особенно если члены группы имеют и отрицательные, и положительные выборы. В такой ситуации явно проявляется ограниченность мишеневой социограммы, из всех видов социограмм эта является наименее предпочтительной. Кроме того, сам вид социограммы задает для психолога «ярлыковое» мышление, побуждающее его делать поспешные, часто неверные выводы о структуре взаимоотношений в группе и статусе того или иного члена группы. На рис. 3 приводится социограмма по данным таблицы 3. Иногда на такой социограмме также, как и на других социограммах, стрелками показывают взаимные предпочтения и отвержения.

 

 

 

 

Рис. 3. Пример концентрической социограммы

        

Построенная концентрическая социограмма позволяет определить уровень благополучия взаимоотношений (УБВ). Это понятие было введено Я.Л.Коломинским, который предложил выделить три градации УБВ: высокий, средний, низкий. Если обозначить, что

I градация  – «звезды»,

II градация  – «предпочитаемые»,

III градация   – «принятые»,

IV градация   – «изолированные»,

то уровень благополучия взаимоотношений необходимо соотнести со следующими условиями.

 

УБВ

Условия

высокий

I + II >   III + IV

средний

I + II  =  III + IV

низкий

I + II  <  III + IV

Это означает, что если в первую и вторую градацию попало больше человек, чем в третью и четвертую, то есть количество предпочитаемых и звезд составляет подавляющую часть группы, то уровень благополучия можно считать высоким. Такое определение уровня благополучия взаимоотношений  – процедура не математическая и не лишенная недостатков. Как известно средних значений должно быть большинство, а условие, задающее равенство встречается на самом деле довольно редко, поэтому прибегать к индексу УБВ в научно-практических исследованиях вряд ли стоит.

Все рассмотренные выше социограммы называются групповыми, однако, при необходимости может быть построена и индивидуальная социограмма, на которой схематически изображаются предпочтения и отклонения, сделанные каким-то членом группы.

Математические индексы. Математические способы обработки данных заключаются в подсчете математических показателей, которые можно разделить на индексы групповые и индивидуальные. Наиболее используемые показатели  – индекс социометрического статуса и индекс групповой сплоченности. Необходимость их применения чаще диктуется какими-то исследовательскими целями, чем практическими задачами. Математическая обработка позволяет сравнивать различные по составу группы, проводить корреляционные процедуры, статистический анализ данных.

Индивидуальные индексы. Индекс социометрического статуса является показателем предпочтения или какого-либо члена группы со стороны остальных ее участников. Статусом в социальной психологии называется положение субъекта в системе межличностных отношений, определяющее его права, обязанности и привилегии. В различных группах один и тот же индивид может иметь разный статус, то есть различное влияние на собратьев по группе. Социометрический статус отражает положение субъекта в сфере неформальных межличностных отношений в группе, его показатель (количество предпочтений) может в значительной мере расходиться с официальным статусом человека в группе. Количество предпочтений указывает на величину положительного социометрического статуса (S i +). Количество  отвержений обычно связывают с понятием отрицательного статуса (S i -), однако, на наш взгляд более корректно было бы говорить об индексе отвержения. Чтобы высчитать социометрический статус, необходимо воспользоваться данными социоматрицы.

         Индекс социометрического статуса i – члена группы определяется по формуле:

        S (Ri+)

Si + = ___________  ,

       N – 1

где Ri+  – полученные i-членом положительные выборы, S  – знак алгебраического суммирования числа полученных выборов i-члена, N  – число членов группы.

         Индекс отвержения i – члена группы определяется по формуле:

        S (Ri –)

Si  – = ____________   ,

     N — 1

где Ri –  – все полученные i-членом отрицательные выборы.

 

Существует также и такой вариант подсчета индекса социометрического статуса, в котором учитываются и положительные и отрицательные выборы.

    S (Ri + + Ri –)

Si = _____________________

N — 1

Если в процедуре социометрии не учитывается ранжирование выборов, их точный подсчет, то величина социометрического статуса колеблется от нуля (отсутствие выборов) до единицы (все члены группы оказывают предпочтение).

        

Второй вид персональных индексов – эмоциональная экспансивность, которая выражается в количестве всех совершаемых выборов, как положительных, так и отрицательных, неким субъектом в группе. С психологической точки зрения показатель экспансивности характеризует потребность личности в общении, однако, этот индекс теряет свое диагностическое значение в случае параметрической процедуры социометрического исследования. Социометрическое ограничение уравнивает субъектов в проявлении их эмоциональной экспансивности. Если лимит выборов отсутствует, то индекс экспансивности можно трактовать как величину активности субъекта в сфере внутригрупповых отношений. Положительная эмоциональная экспансивность характеризует позитивное отношение к группе, силу притяжения индивида к группе. Отрицательная эмоциональная экспансивность может выявлять силу отталкивания индивида от группы. Расчет этого индекса производится по сумме всех сделанных выборов i-членом группы. Возможен одновременный учет и положительных, и отрицательных выборов, или отдельный подсчет позитивной и негативной экспансивности.

Индекс позитивной эмоциональной экспансивности высчитывается по формуле:

          S (хi+)

Еi+ = __________  ,

           N – 1

 

 

где хi+ – число сделанных положительных выборов.

 

Индекс отрицательной эмоциональной экспансивности высчитывается по формуле:

         S (хi–)

Еi – =_________       ,

          N – 1

где хi–  – число сделанных отрицательных выборов.

 

Групповые индексы. На основании данных социоматрицы можно подсчитать групповые индексы, характеризующие степень развития социально-психологической структуры группы.

Индекс групповой сплоченности выражает степень взаимосвязанности членов группы, тесноту их эмоциональных связей. Психологический смысл этого индекса заключается в наличии или отсутствии взаимности в момент совершения выборов в группе. Чем больше взаимных выборов в группе, чем большее количество членов группы нравятся друг другу, тем выше ее сплоченность. Конечно, проявления сплоченности в группе шире, как и само понятие сплоченности, под которым понимают один из элементов групповой динамики, характеризующий степень приверженности к группе ее членов. Социометрическая сплоченность является на самом деле лишь одним из показателей групповой сплоченности.

Обычно выделяют две основы тяготения к группе: мотивационную и эмоциональную. Мотивационная основа тяготения субъекта к группе включает в себя совокупность его потребностей и ценностей, учитывает насколько характеристики группы соответствуют и отвечают  этим потребностям. Эмоциональная составляющая проявляется в межличностных симпатиях, в характере взаимодействия индивидов. Именно такой компонент измеряет индекс групповой сплоченности в социометрии. Возможно, поэтому некоторые авторы избегают употреблять термин «индекс сплоченности», заменяя его «коэффициентом взаимности». В отечественной психологии существует трактовка сплоченности как ценностно-ориентационного единства группы, в русле этой концепции используются другие методы измерения сплоченности коллектива.

Индекс групповой сплоченности (психологической взаимности) рассчитывается по следующей формуле:

          S (А+)

Сгр= –––––––––    ,

      1/2 S (А)

где Сгр – групповая сплоченность, S (А+) – сумма всех взаимных положительных выборов в группе, S (А) – количество всех сделанных выборов в группе. Если все выборы в группе взаимные, то индекс достигнет своего максимального значения, то есть единицы. Если в группе не будет сделано ни одного взаимного выбора, то величина групповой сплоченности будет равна нулю.

В примере на рис. 1 мы можем найти 5 взаимных выборов, общее количество выборов  – 18, следовательно, индекс сплоченности 

Сгр = 5/9 = 0, 56.

Это означает, что более половины выборов, сделанных в группе, носят характер взаимности.

При необходимости можно также подсчитать индекс групповой экспансивности, на его величину влияет количество всех сделанных в группе выборов.  Однако, он мало информативен, если мы используем социометрическое ограничение, то есть прибегаем к параметрической процедуре опроса.

В литературе можно найти описание и других индексов, конструировать их можно практически в любом количестве согласно задачам конкретного исследования. Социометрические индексы представляют собой сильное средство анализа собранной информации, так как позволяют использовать для ее обработки количественные методы математической статистики, однако, надо с большой тщательностью относиться к интерпретации этих индексов, при расчете которых создается иллюзия получения точного объективного знания. Необходимо внимательно относиться к обобщению полученных результатов и дополнять их данными других исследований межличностных отношений и способов общения в группе.

        

Компьютерная обработка социометрии в программе MO Excel

Диагностическое направление деятельности – один из основных видов работы каждого психолога. Это затратный по времени процесс, так как необходимо подобрать правильную методику или набор методик, профессионально организовать проведение диагностики, обработать и увидеть то, что скрывается за цифрами и графиками и недоступно человеку без психологического образования. Перегрузки в работе, которые часто бывают в практике школьного психолога, сказываются на качестве работы, в процессе монотонной обработки концентрация внимания нарушается, что может привести к нежелательным ошибкам. Результатом этого могут стать неверные аналитические справки, недейственные рекомендации, в итоге — просто неудовлетворенность от своей работы. Тем не менее, у каждого из нас есть замечательный помощник, который может ощутимо помочь в нашей диагностической деятельности. Нужно только научиться находить к нему подход, а имя этому помощнику – компьютер.

Некоторые психологи с недоверием относятся к компьютерной обработке диагностик, так как привыкли работать на бумаге, а с компьютером неизвестно что с этими результатами произойдет, если нажать не ту кнопку. Кроме этого, что бы научиться обрабатывать на компьютере, нужно время, которое можно было бы потратить на ту же диагностику. Да, они правы, если контингент их работы ограничивается максимум несколькими десятками человек. Но, если счет идет на сотни, то тут никак не обойтись без компьютерных возможностей. В качестве примера возьмем обработку такой серьезной и зарекомендовавшей себя методики, как социометрия. Сколько бы вы обрабатывали социометрию из трех положительных и трех отрицательных выборов в стандартном классе из 26 человек? А если еще взять два критерия: учеба и дружба? Вспомните поиск фамилий, мелькание перед глазами одинаковых клеточек, подсчитывание взаимных выборов и т.д. Трудолюбивый психолог потратил бы не менее двух часов, да еще устал бы от однообразной работы. Компьютерная обработка в программе «MO Excel» позволяет тратить на обработку одного класса полчаса работы в обычном режиме, без лишней спешки. Оставшееся время можно использовать для того, что бы внимательно ознакомиться с результатами и подумать над дальнейшей работой с этим классом.

В данная статья поможет вам освоить быстрый и точный способ обработки социометрии. Но сначала вы должны знать следующее. Любая компьютерная программа – это всего лишь инструмент. И она никак вам не поможет, если вы не посвятите часть себя этому самому предмету. Не бойтесь экспериментировать. Вокруг вас много людей, которые неплохо разбираются в компьютерах, достаточно только захотеть научиться и попросить помощи. Зато, потратив время сейчас, вы получите просто огромную экономию времени и сил в будущем, и общий уровень вашей работы существенно поднимется.

Содержание статьи рассчитано на тех, кто часто использует социометрию в своей психологической практике и знаком с программой «MO Excel». Это очень популярный продукт компьютерной индустрии. Даже если вы ранее не работали в данной среде, вам пригодятся навыки, полученные в работе с данной информационной средой.  Содержание инструкции содержит следующие этапы:

  1. Создание и расширение электронной базы данных социометрии.
  2. Подготовка программы к обработке конкретного класса.
  3. Ввод данных в программу обработки.
  4. Знакомство с результатами обработки.
  5. Правильный перенос данных из программы в базу.
  6. Альтернативный способ сохранения данных.

Инструкция может показаться большой и сложной, но если у вас есть опыт работы с Excel, многое вам покажется знакомым и простым. Большинство инструкций снабжено подробными изображениями с указательными стрелочками.

Программа предназначена исключительно для подсчета выборов и отклонений и дает только статистическую информацию. Сама методика требует тщательного изучения перед использованием и интерпретацией. От вопроса, заданного респондентам, зависит результат выборов в группе. В данной программе идет не только количественный подсчет данных, но и вычисляются дополнительные индексы по специальным формулам. Описание этих индексов вы найдете в самой методике. Программа продолжает видоизменяться и совершенствоваться. За дополнительными разъяснениями и новыми версиями программы обращайтесь к автору: [email protected]. В будущем планируется создать файл обработки социометрии в группе до 100 человек, представление данных в графическом виде и перевод работы с базы «MO Excel» на автономную среду.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Справка по обработке социометрии — Социоматрица.Онлайн

Рассмотрим обработку социометри с использованием сервиса Социоматрица.Онлайн на примере.

Допустим, мы провели исследование по методике социометрии, у нас на руках есть бланки с выборами испытуемых. Теперь все это дело нужно посчитать и обработать.

Для начала регистрируемся на сайте, затем приступаем к обработке. 

Обработка состоит их четырех этапов:

1. Получить список испытуемых в формате XSLX или CSV

2. Добавить протокол на сайте

3. Проставить все выборы испытуемых

4. Сохранить/напечатать результат.

Рассмотрим все это подробнее и по шагам. Будем использовать Яндекс.Браузер. В Google.Chrome и современной Opera все делается аналогичным образом.

1. Получаем список испытуемых в формате XSLX или CSV

Структура такого файла достаточно проста — это таблица с одной колонкой с ФИО испытуемых.

Можно использовать «родной» формат экселя XLSX — книгу Microsoft Excel с версии 2007. Если у вас список в формате XLSX, то можете использовать сразу ваш файл и переходить к шагу 2.
Если у вас старый формат книги xls, или иной другой табличный формат, его нужно сперва преобразовать в CSV (формат разделитель запятые).

Скачать пример файла с группой, XLSX

Пример получения файла CSV из другого табличного формата при помощи excel

 

 

2. Добавляем протокол на сайт и заполняем выборы в нем

Заходим на сайте в свой рабочий стол. Даем имя протоколу исследования:

Жмем кнопку «выберете файл», и выбираем тот CSV файл со списком, который мы только что создали на своем компьютере. Жмем кнопку добавить.

Важно! С версии 0.912 можно добавлять протокол и испытуемых позже. Процесс описан ниже.

После этого наш протокол исследования появился в списке слева (прим.: в последней версии колонки добавления и списка поменяны местами). Можем работать.

Для удаления протокола с сайта и всех испытуемых в нем воспользуйтесь кнопкой «удалить» в ленте протоколов:

3. Добавление выборов, заполнение и редактирование анкет

Галочка в столбике «изменить» говорит о том, что сейчас мы редактируем выборы этого человека, когда мы её снимем, выборы сохранятся, и появится «да» в столбике «заполнялись ли выборы?» напротив фамилии:

Заполняем выборы. Положительные подсвечиваются зеленым, отрицательные желтым. Если проставили выбор ошибочно, ставим точечку в столбике «снять», выбор снимется:

Если оказалась, что у Вас старый список группы, а кто-то выбыл, то его можно удалить из исследования, или добавить того, кто прибыл:

Важно! Можно переименовывать испытуемых. В момент заполнения выборов, ФИО испытуемого становится редактируемым:

4. Просмотр и сохранение результатов

Когда все выборы проставлены, смотрим результаты (общий отчет или диаграмму взаимных выборов):

Видим результаты:


Результаты можно сразу распечатать или сохранить в папочку на свой компьютер.

По каждому испытуемому считаются персональные социометрические индексы: Социометрический статус и Эмоциональная экспансивность

А также доступен отдельный отчет по каждому испытуемому (с возможностью скачать по каждому испытуемому отдельно):


Сохранение результатов

С версии 1.2 появилась возможность скачивать результаты в pdf.
Для этого необходимо кликнуть на ссылку в правом верхнем углу «Скачать в pdf»:

На сайте результаты тоже остаются но ТОЛЬКО ДЛЯ ВАС. Вы сможете позже к ним вернуться введя свой логин и пароль. Ваши данные не будут переданы третьим лицам.

Также в результатах будут построены графы положительных и отрицательных выборов с возможностью менять расположение узлов для более удобного их чтения. Мы постарались с помощью компьютера сделать расположение наиболее оптимальным, но возможность поменять масштаб и расположение в них остались.

Про графические социограммы и графы выборов можно почитать на отдельной странице справки.

Можно скачать или напечатать результаты на трех языках: Русский, Український, English. Для этого в результатах есть соответствующие ссылки:

Печать результатов обработки социометрии

Если нужно документ сразу пустить на печать, то жмем кнопочку «напечатать» в верхнем правом углу:

Выбираем настройки печати. Обратите внимание на галочку «фоновые цвета и изображения» и «верхние и нижние колонтитулы». Печатаем.


Также можно и самостоятельно проделать путь сохранения в PDF через печать в файл


Попробуйте самостоятельно использовать сервис, начните с рабочего стола .

Поделиться в соц. сетях:

Социометрия: исследование межличностных отношений в группе — Психолого-педагогическое исследование
Робот Это не совсем то, что Вы искали? Внизу Вас уже ждёт список похожих материалов. Посмотреть
Для студентов, проходящих педпрактику.

Социометрическая техника, разработанная Дж. Морено, применяется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования. С помощью социометрии можно изучать типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимости членов конкретных групп.

Социометрическая процедура может иметь целью:
а) измерение степени сплоченности-разобщенности в группе;
б) выявление «социометрических позиций», т. е. соотносительного авторитета членов группы по признакам симпатии-антипатии, где на крайних полюсах оказываются «лидер» группы и «отвергнутый»;
в) обнаружение внутригрупповых подсистем, сплоченных образований, во главе которых могут быть свои неформальные лидеры.

Использование социометрии позволяет проводить измерение авторитета формального и неформального лидеров для перегруппировки людей в командах так, чтобы снизить напряженность в коллективе, возникающую из-за взаимной неприязни некоторых членов группы. Социометрическая методика проводится групповым методом, ее проведение не требует больших временных затрат (до 15 мин.).

Здесь не может быть полной анонимности, иначе социометрия окажется малоэффективной. Требование экспериментатора раскрыть свои симпатии и антипатии нередко вызывает внутренние затруднения у опрашиваемых и проявляется у некоторых людей в нежелании участвовать в опросе.

Членам группы предлагается ответить на вопросы, которые дают возможность обнаружить их симпатии и антипатии к лидерам, членов группы, которых группа не принимает. Исследователь зачитывает два вопроса: а) и б) и дает подопытным такую инструкцию: «Напишите на бумажках под цифрой 1 фамилию члена группы, которого Вы выбрали бы в первую очередь, под цифрой 2 — кого бы Вы выбрали, если бы не было первого, под цифрой 3 — кого бы Вы выбрали, если бы не было первого и второй». Потом исследователь зачитывает вопрос о личных отношениях и так же проводит инструктаж.

Примеры вопросов для изучения деловых отношений. (Задание: выбрать один из трех вариантов.)

1. а) кого из своих товарищей из группы Вы попросили бы в случае необходимости помочь Вам в подготовке к занятиям (в первую, вторую, третью очередь)?
б) кого из своих товарищей из группы Вы не хотели бы просить в случае необходимости предоставлять Вам помощь в подготовке к занятиям?

2. а) с кем Вы поехали бы в продолжительное путешествие?
б) Кого из членов своей группы Вы не взяли бы в путешествие?

3. а) кто из членов группы лучше исполнит функции лидера (старосты, профорга и т.д.)?
б) кому из членов группы тяжело будет исполнять обязанности лидера?

Примеры вопросов для изучения личных отношений. (Задание: выбрать один из трех вариантов.)

1. а) К кому в своей группе Вы обратились бы за советом в трудной жизненной ситуации?
б) с кем из группы Вам не хотелось бы ни о чем советоваться?

2. а) если бы все члены Вашей группы жили в общежитии, с кем из них Вам хотелось бы поселиться в одной комнате?
б) если бы всю Вашу группу переформировали, кого из ее членов Вы не хотели бы оставить в своей группе?

3. а) кого из группы Вы пригласили бы на день рождения?
б) кого из группы Вы не хотели бы видеть на своем дне рождения?

Полученные ответы обрабатывают математически и представляют в виде таблицы – социоматрицы.

Социоматрица (таблица). Вначале следует построить простейшую социоматрицу. Пример дан в таблице (см. ниже).

Результаты выборов разносятся по матрице с помощью условных обозначений. Таблицы результатов заполняются в первую очередь, в отдельности по деловым и личным отношениям.

По вертикали записываются за номерами фамилии всех членов группы, которая изучается; по горизонтали — только их номер. На соответствующих пересечениях по горизонтали цифрами +1, +2, +3 обозначают тех, кого выбрал каждый испытуемый в первую, вторую, третью очередь, цифрами -1, -2, -3 — тех, кого подопытный не избирает в первую, вторую и третью очередь.

Взаимный положительный или отрицательный выбор обводится в таблице (независимо от очередности выбора). После того, как положительные и отрицательные выборы будут занесены в таблицу, надо подсчитать по вертикали алгебраическую сумму всех полученных каждым членом группы выборов (сумма выборов). Потом надо подсчитать сумму баллов для каждого члена группы, учитывая при этом, что выбор в первую очередь равняется +3 баллам (-3), во вторую — +2 (-2), в третью — +1(-1). После этого подсчитывается общая алгебраическая сумма, которая и определяет статус в группе.

Лидером в группе является тот, кто набрал наибольшую сумму баллов.
Предпочитаемые члены группы – набравшие также большое количество баллов, но меньшее, чем у лидера.
Пренебрегаемые члены группы – набравшие минимальное количество баллов (1-2).
Изолированные – получившие только отрицательные выборы.
По количеству отрицательных выборов можно также определить того, кто вызывает к себе наибольшие антипатии.

На основе социоматрицы строится социограмма — карта социометрических выборов.

Социограмма – графическое изображение реакции испытуемых друг на друга при ответах на социометрический критерий. Социограмма позволяет произвести сравнительный анализ структуры взаимоотношений в группе в пространстве на некоторой плоскости («щите») с помощью специальных знаков (рис. ниже). Она даёт наглядное представление о внутригрупповой дифференциации членов группы на основе их статуса (популярности). Пример социограммы (карты групповой дифференциации), предложенной Я. Коломинским, см. ниже.

Социограмма состоит из нескольких окружностей, обычно равных количесву выборов. В центре социограммы размещаются лидеры, в следующих окружностях – остальные члены группы, по мере уменьшения количества выборов, полученных ими.

Социограммная техника является существенным дополнением к табличному подходу в анализе социометрического материала, ибо она дает возможность более глубокого качественного описания и наглядного представления групповых явлений.
Анализ социограммы заключается в отыскании центральных, наиболее влиятельных членов, затем взаимных пар и группировок. Группировки составляются из взаимосвязанных лиц, стремящихся выбирать друг друга. Наиболее часто в социометрических измерениях встречаются положительные группировки из 2, 3 членов, реже из 4 и более членов.
Представляемые на социограммах данные нередко для получения более подробной информации о положении человека в системе внутригрупповых отношений дополняются числовыми показателями — индексами. Наиболее известный из них индекс групповой сплоченности, которую характеризует систему групповых отношений в целом. Его формула выглядит следующим образом:

На основе полученных данных требуется описать результаты исследования, дать рекомендации по улучшению психологического климата в классе.

     Источник: psyfactor.org


Робот списокРоботу удалось вычислить, что со статьёй «Социометрия: исследование межличностных отношений в группе» тематически связаны:
Для ссылки:
Социометрия: исследование межличностных отношений в группе [Электронный ресурс] // Сидоров С.В. Сайт педагога-исследователя – URL: http://si-sv.com/publ/18-1-0-261 (дата обращения: 30.07.2020).


Социометрия для школьников 🍋 образец методики

Автор Таня Хохлова в . Опубликовано Психология

Facebook

Twitter

Вконтакте

Одноклассники

Pinterest

Обучение в школе – важнейший этап становления личности: для ребенка становятся доступным получение новых знаний, изучение основных нюансов чтения и письма, выполнение математических вычислений, взаимодействие со сверстниками, формирование коллектива и знакомство с социальной жизнью.

В первые школьные годы происходит формирование интересов, поиск друзей, обучение общению, как с другими школьниками, так и с взрослыми.

Для изучения школьного коллектива многие психологи используют метод социометрии.

Что такое социометрия

Под термином социометрия понимается социально-психологическое тестирование, устанавливающие специфику взаимодействия участников группы, класса. Эта методика была предложен Дж.Морено, придерживавшегося идеи о том, что существует зависимость между благополучием личности и формированием отношения с окружающими.

На данный момент социометрическое исследование широко используется как для тестирования взрослых, так и при работе с детьми.

Анализируя место человека в социальной группе, возможно найти решение межличностных и внутриличностных проблем. Основной целью исследования является:

  • проведение количественного измерения уровня близости в коллективе, как психологического, так и эмоционального;
  • выявление и изучение наличия малых групп в коллективе;
  • выявление лидеров.

Данная методика широко распространена на всех стадиях образовательного процесса. Школьники должны для себя решить непростую задачу, осуществить сознательный выбор в пользу одного или нескольких участников группы.

Для обучающихся в младших классах эта задача кажется наиболее сложной, ведь они только во время уроков находятся вместе, на этом этапе у них ещё плохо развита совместная деятельность.

Процесс общения у школьников младших классов наиболее часто ситуативен, имеются трудности при нахождении лидера класса.

Обучающиеся младшей школы делают свой выбор, основываясь на многих критериях. Зачастую к лидирующим позициям в коллективе относят тех, у кого хорошие отметки, развитые интеллектуальные способности, либо получивших наибольшее число поощрений от учителя.

Это говорит, что дети в этом возрасте выражают не свои симпатии и мнения, а основываются на точке зрения учителя и повторяют её. Именно поэтому данная методика особенно полезна учителю в корректировке своего отношения к классному коллективу, не выделяя «любимчиков».

Виды социометрии для школьников

Существуют различные способы проведения социометрии:

  • Анкетирование

Это наиболее простой для восприятия школьника, но могут возникнуть трудности, если ребенок ещё не обладает навыком чтения и письма. Поэтому необходимо учитывать возраст и способности группы. Быстр в проведении, занимает около 15 минут.

В этом варианте социометрического исследования рекомендуется использовать фотографии обучающихся класса, ведь на начальных этапах обучения ребёнок может и не знать всех фамилий одноклассников.

Проведение исследования этим способом требует большого количества времени для сбора подробной информации.

  • Проективный цветовой вариант социометрии

Предназначен для индивидуального обследования, требует определенно подготовленных фишек разных цветов и доски.

  • Упрощенный вариант проективной цветовой методики

Школьники должны соотнести определенный цвет с каждым из участников группы. Интерпретируются данные на основе интерпретации цветовых выборов.

  • Цветовая непроективная социометрия

Для испытуемых подготавливаются бланки, в которых указан перечень одноклассников, и пустое поле напротив каждого. Пустое поле ребенок закрашивает определенным цветом, на основе которого интерпретируются данные.

Этапы проведения социометрического исследования

1. Подготовительный этап

Для правильного выполнения задания необходимо мотивировать учеников. У них должно возникнуть четкое понимание того, что от них требуют и для чего.

Для этого необходима четкая формулировка цели исследования, к примеру, цель может иметь такую формулировку: выявление лидеров класса и составление «рейтинга» учеников. В этом случае в исследовании используются вопросы типа «Кого ты выбираешь» («С кем бы ты предпочел сидеть за одной партой?», «С кем бы ты хотел выполнять трудное задание?»).

Если целью исследования выступает выявление партнерских отношений и психологического климата классного коллектива, то используются двойные критерии оценки.

В этом случая вопросы могут быть сформулированы следующим образом: «Кого бы ты позвал на свой день рождения? А кого не пригласил?». Данный тип исследования помогает в выявлении «изгоев» в классе, основываясь на его результатах можно проводить коррекционную работу.

Ещё в подготовительном этапе исследования необходимо определить количество выборов: возможен выбор одного варианта или количество вариантов может быть неограниченно (все члены коллектива).

Следующим шагом на данном этапе исследования является разработка анкеты.

Могут быть выбраны различные формы исследования:

При организации устного социометрического исследования нужно установить доверительный контакт с ребенком.

Удобна для быстрого тестирования целого класса. Дает ребенку возможность открыто отвечать на вопросы, ведь его ответы никто не сможет подслушать.

При выборе устной формы исследования основной целью психолога становится не только четкая фиксация ответов, но и установление доверительных отношений, близкого эмоционального контакта.

При использовании письменного вопросника важна правильная формулировка, вопросы должны быть понятны для целевого возраста.

2. Анкетирование

Основные требования к процедуре анкетирования: использование однозначность, доступность и простота формулировок, свободный выбор вариантов, ограниченное количество вопросов.

Важное место занимает гарантия анонимности ответов, ребёнок должен быть уверен в том, что его ответы не будут известны ни для кого.

Во время проведения процедуры анкетирования особенно важны вступительные слова психолога, мотивирующие учеников на честность и открытость.

Для проведения анкетирования разрабатываются бланки, для удобства используют таблицу с несколькими столбцами. В первом столбце размещается вопрос, вторая остается свободной. В неё дети будут должны вписать свои ответы.

Перед началом исследования для экономии времени можно подписать бланки именами учеников.

Обработка результатов социометрии

Результаты тестирования заносятся в таблицу, в которой в горизонтальных ячейках указан перечень детей, участвующих в тестировании, в вертикальных — школьников, перечисленных в ответах.

Колонка результатов заполняется в центре таблицы, располагается на пересечениях горизонтальных и вертикальных ячеек. Ответы детей можно разделить на односторонние и взаимные. После подсчета выборов внизу таблицы рассчитывается итог: общее число выборов и число взаимных выборов.

Социометрическое исследование вычисляет статус каждого школьника в коллективе, для подсчета данного показателя необходимо поделить сумму положительных ответов полученных от других детей на общее количество класса, уменьшенное на 1.

Для дальнейшего анализа результатов создается социограмма «мишень», в которой области разделены следующим образом:

  • Внутренний круг – располагается в самом центре «мишени», школьники набравшие самое большое количество положительных выборов. Это любимцы класса, имеющие высокую популярность.
  • Следующий круг – зона принимаемых, к ней относятся обучающиеся входящие в коллектив, но не обладающие большой популярностью.
  • Следующий круг – зона игнорируемых, школьников, с кем по каким – либо причинам желают контактировать не все, взаимодействие с ними в классе ограничено.
  • Последний круг – одиночки. Такие дети дистанцируются от группы, у них могут наблюдаться трудности в установлении контакта.

Эти данные дают психологу возможность выявить социометрический статус ребенка, особое внимание стоит обратить на одиночек. Для них необходимо провести коррекционно-развивающую работу навыков общения и коммуникации. Для чистоты исследования необходимо повторять анкетирование несколько раз в году.

Чтобы рассчитать благополучие класса необходимо рассчитать коэффициент взаимности выбора – поделить количество взаимных выборов на общее число выборов.

Особенности проведения социометрии

Для объективности тестирования необходимо учесть характер коллектива: важно, чтобы дети находились в длительном контакте друг с другом минимум в течение полугода.

Участвовать в анкетировании должны только ученики одного класса.

Во время тестирования очень важно акцентировать внимание на важности каждого мнения, не допускать списывания.

Особенно важно для психолога установить доверительные отношения с детьми, этому могут способствовать индивидуальные беседы с ребенком. Ученики с особой неохотой идут на контакт с посторонними людьми и не смогут доверить своих секретов, от чего могут исказиться результаты исследования.

Социометрическое исследование активный инструмент в работе школьного психолога, позволяющий выявить рейтинг каждого из учеников класса, найти изгоев и детей с трудностями в общении в коллективе и спланировать коррекционную работу по включению их в группу.

Facebook

Twitter

Вконтакте

Одноклассники

Pinterest

Социометрия — выгодный метод или …?

Все, пожалуй, слышали об этой технике. Это не просто инструмент психолога, социометрия должна принадлежать всем учителям, потому что такая простая, популярная методика поможет построить отношения с учениками.

Все по этапам

Чтобы вы не были дезинформированы о различных высказываниях на форумах и заметках неизвестного происхождения, вы должны понять суть этой техники и самостоятельно понять ее назначение. Социометрия , разработанная Дж. Морено, использовалась для диагностики межгрупповых и межличностных отношений. Этот диагноз предназначен для дальнейшей реорганизации и улучшения отношений. Этот метод помогает изучать типологию поведения людей в групповой деятельности; способствует изучению социально-психологической совместимости членов определенных групп.

Наиболее распространенными целями этой техники являются:

— определение степени сплоченности / фрагментации в группе;

— Идентификация так называемой «социометрической позиции», которая означает корреляционный авторитет членов группы.Основными чертами являются: симпатия / антипатия, крайние полюсы заняты «лидером» и «отвергнутым»;

— Поиск внутрисистем, которыми могут управлять неформальные лидеры.

Плюсы техники

Основным преимуществом социометрии является то, что она не требует особых временных затрат. Сама процедура выполняется около 15 минут, обработка и интерпретация результатов, конечно, немного дольше, но она понятна и выполнима для всех.Социометрия позволяет выявить неформальных лидеров, используя эти знания, вы можете перенаправить отношения в коллективе на конструктивное и комфортное для всех.

Простота в использовании и открытое поле деятельности после завершения процедуры делают этот метод привлекательным. Но стоит отметить, что социометрия не решает глубоких недоразумений в группе, потому что они основаны не только на неприязни, но и на более серьезных проблемах.

Что такое сама процедура?

Процедура для техники проста, но требует последовательности и верности правилам.

  1. Первоначально экспериментатор устанавливает конкретные цели исследования и выбирает объект измерения.
  2. Затем экспериментатор формулирует основные гипотезы и положения, относящиеся к критериям запроса групп участников.
  3. Социометрия не может проходить в условиях полной анонимности! Это не приведет к желаемому результату. Таким образом, экспериментатор правильно объясняет членам группы, почему они должны в этом случае писать о своих симпатиях / антипатиях, что это преследует позитивные цели и поможет им.Адекватный позитивный настрой экспериментатора позволит избежать нежелания некоторых членов группы участвовать в процедуре. Естественно, экспериментатор гарантирует строго конфиденциальные результаты.
  4. Таким образом, экспериментатор поднял вопросы, которые являются критериями оценки отношений в группе; он кладет их в карточку и спрашивает членов групп, как во время интервью.
  5. Соглашаясь участвовать в процедуре, испытуемые должны соблюдать ее условия.Они должны отвечать на вопросы, выбирая определенных членов группы относительно их предпочтения другим (симпатия / антипатия, доверие / недоверие).
  6. К достоверности результатов исследования экспериментатор может провести технику дважды, меняя вопросы.

Непараметрическая процедура

Это вид социометрии, который предлагает ответы тестируемого на вопросы из тестовой карты без ограничения количества выборов тестируемого. Это означает, что если в группе, например, рассчитывается десять человек, каждый респондент может выбрать девять человек (исключая его / ее).Эта процедура позволяет сократить разнообразие межличностных отношений в группе, помогает выявить эмоциональное изобилие каждого члена группы. Недостатком является то, что, если число членов группы составляет от двенадцати до шестнадцати человек, существует слишком много отношений; это требует дополнительной помощи вычислений. Кроме того, существует высокая вероятность случайного выбора. Тестируемый может написать в анкете: «Выбрать все». В этом случае испытуемый, скорее всего, даст неверный ответ, выразив свою формальную лояльность как членам группы, так и экспериментатору.

Параметрический метод уменьшает возможности таких тестируемых и упрощает систему обработки результатов.

Кто может быть испытуемым?

Любой группой лиц, начиная с дошкольников (в этом случае, конечно, письменные ответы на вопросы исключаются), может быть предмет исследования. Вопросы составлены в соответствии с особенностями группы. Хорошо, когда социометрия проводится не новым для группы человеком.То есть, например, учитель класса знает свою команду, видит некоторые проблемы, но хочет убедиться в своей догадке и найти ответы на вопросы.

Конечно, вопросы готовых образцов техники не следует копировать. Попробуйте продумать вопросы, максимально совпадающие с ситуацией в команде. Доступные вопросы могут не применяться в вашем случае. Мы не могли спросить учеников пятого класса: «С кем из ваших одноклассников вы отправитесь в командировку?» Это, конечно, преувеличено, но нужно задавать простые вопросы.

Итак, вы обнаружили, что у вашей команды есть неофициальный лидер, не так ли? Как он / она влияет на команду? Кто близок к социальной изоляции? Отвечая на эти вопросы, вы можете увидеть новую картину группы. Некоторые результаты могут вас удивить. Спокойно проанализируйте ситуацию и составьте план, который поможет членам группы построить новые конструктивные отношения.

Успешное исследование!

,
МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ ТИПОВ МЕЖОТВЕТСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ, Взаимодействие в малых группах, Социометрия

МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ ВИДОВ МЕЖОТВЕТСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ

Взаимодействие в малых группах

Небольшая группа — это небольшая группа людей, вовлеченных в прямое взаимодействие. Традиционно небольшая группа является объектом изучения в основном в области социальной психологии и социологии, но на самом деле это среда, в которой происходит жизнь каждого человека, а это означает, что его личность развивается и формируется.Поэтому различные особенности и параметры функционирования малых групп напрямую связаны с любым изучением личности. Обычно это небольшие группы от двух до трех человек (обычно эксперты указывают, что верхний предел числа не превышает 40 человек): это семья, рабочая сила и учебная группа. Небольшая группа может быть временной (например, соседи в больничной палате) или конюшней (группа врачей в одном и том же больничном отделении), добровольно (клуб интересов), организованной, формальной (отделение в исправительной колонии) отдел на предприятии) или неформальная дружеская компания) и др.Выделенные, описанные и активно изучаемые особенности небольшой группы составляют очень солидный список. С точки зрения дифференциальной психологии и психодиагностики особый интерес представляет психологическая структура малой группы, отношения и общение в ней.

Социометрия

Под социометрией автор этого термина Джейкоб (Jacob) Морено понимает измерение социальных отношений и рассматривает его как отдельный научный подход, который преодолевает недостатки социологии и, в частности, психологии, как самостоятельную теорию и социальную науку.Сам Морено не стремился объективизировать метод, но рассматривал его как часть сложного процесса, сочетающего объективный и субъективный подходы, который является неотъемлемой частью системы практической работы, которая сочетает в себе исследования и терапевтическую помощь. Однако в современной литературе социометрия традиционно используется в более узком контексте — как обозначение метода, разработанного Морено для измерения отношений в группе, как способ анализа структуры группы и положения индивида в группе.

Социометрическая процедура — это акт отбора некоторых членов группы других членов, спровоцированный исследователем (посредством специально организованного опроса). демонстрация предпочтений в выборе партнера для совместной деятельности по принципу симпатии — нелюбовь, нелюбовь — нелюбовь. На основе таких выборов, проведенных членами группы, можно представить иерархию группы. Важно, чтобы полученные данные были не ответом на вопрос о взаимоотношениях в группе, а демонстрацией желания или нежелания участвовать в совместной деятельности.

Социометрический метод реализуется в массе конкретных методик, устройство которых определяется целями и задачами исследователей. Часто эти методы значительно отличаются друг от друга, что затрудняет классификацию социометрии в рамках общего набора диагностических подходов и инструментов. Большинство разработанных процедур по своей природе наиболее близки к личным анкетам, но, поскольку социометрический метод всегда применяется в отношении конкретной группы с ее реальной структурой и связями, полная стандартизация здесь невозможна, что делает тесно связанной социометрию к малоформализованным методам.

Существует относительно единообразная процедура подготовки, проведения и обработки социометрического исследования группы. Выделен ряд общих требований и этапов.

На этапе подготовки ставится проблема, описываются объект и предмет исследования, изучаются характеристики группы. Рекомендуется взаимодействовать с группой до проведения самой процедуры обследования. Также важно учитывать, что не для всех групп социометрический метод одинаково хорош.Например, недостаточный опыт группы в совместной деятельности может стать серьезным препятствием: по результатам социометрии исследователь в этой ситуации рискует получить случайную структуру. Не рекомендуется опрашивать слишком большие команды — это снижает качество получаемой информации.

Важным предварительным шагом является определение социометрических критериев, т. Е. Тех ситуаций взаимодействия, которые будут заданы вопросы членам группы для получения социометрической информации, в отношении которой субъекты сделают выбор.Критерии зависят в первую очередь от целей исследования и специфики группы. Например, в одном случае критерий может быть сформулирован как вопрос о том, с кем субъект предпочел бы проводить свободное время, в другом — с кем он хотел бы решать производственные проблемы и т. Д. Критерии обычно делятся на сильные и слабые. : чем важнее занятие, чем дольше и теснее оно связано, тем сильнее критерий выбора. Кроме того, критерии являются положительными и отрицательными (во втором случае речь идет о выборе кого-то из группы в качестве нежелательных деловых партнеров).

Еще одним моментом при подготовке опроса является решение о форме процедуры: она может быть параметрической или непараметрической. При непараметрической процедуре предмет не ограничен в количестве выборов. Эта форма позволяет дополнительно определить эмоциональную экспансию члена группы — степень разнообразия межличностных отношений, но в то же время создает риск одинакового отношения ко всем участникам группы. Первый вариант, то есть параметрическая процедура, предполагает, что количество возможных вариантов указано заранее (это называется социометрическим ограничением), и субъект может выбирать строго фиксированное число членов группы.Недостатком этой формы является то, что невозможно раскрыть разнообразие отношений в группе. С другой стороны, параметрическая социометрия дает более надежные данные и значительно снижает вероятность случайных ответов. Разработаны способы расчета социометрических ограничений для групп разных чисел и приведены таблицы рекомендуемых значений.

Для проведения самой процедуры часто составляется так называемая социометрическая карточка, которую заполняет каждый участник группы (или исследователь, если собеседование проводится в устной форме).Его внешний вид зависит от количества членов команды и выбранной процедуры. Для небольших групп список участников может быть включен непосредственно в карточку по строкам, а столбцы указывают ситуации, в которых может быть выбран каждый член группы. Для более многочисленных групп список обычно составляется отдельно. Карта содержит социометрические критерии-вопросы и ноль для прикрепления выборов. Если форма процедуры параметрическая, соответствующее число графиков или строк остается на карточке для ввода имен выбранных членов группы.Если проводится непараметрическая социометрия, карта содержит графики достаточного размера. В карточке может быть представлена ​​шкала выборов с инструкциями для субъекта, чтобы указать порядок предпочтения партнеров или ввести их под соответствующими номерами.

Во время процедуры каждый член группы должен иметь возможность провести все выборы самостоятельно, не поддаваясь влиянию остальных или не опасаясь, что его результаты станут известны остальным.

Результаты обрабатываются количественно и графически путем построения социограммы.Социограмма — это визуальная карта группы, на которой обозначены социометрические выборы. Обычно это раскрывает структуру межличностных отношений внутри группы. Сначала разыскивают лидера и других влиятельных личностей, затем подгруппы-группы и их связи (характеризующие психологический климат группы), изолируют и отвергают членов группы. Если размер группы велик, социограмма перестает быть удобным способом представления результатов, ее становится трудно читать.

Количественная обработка включает построение таблицы под названием «Социоматрица», где вы можете отслеживать выбор, сделанный членами группы, по строкам и столбцам — случаи, когда одни и те же люди выступают в качестве объектов выбора. Наличие такой матрицы позволяет рассчитывать социометрические показатели — индивидуальные и групповые.

Основным индивидуальным показателем является индекс социометрического статуса, который тем больше, чем больше выборов человек получил в своей группе.Статус отражает потенциальные лидерские качества человека и ставит его в разные ряды («звезда», «принятый», «предпочтительный», «отклоненный», «изолированный»). Статус может быть, в зависимости от характера выборов, положительным или отрицательным.

На уровне группы основным социометрическим показателем является показатель сплоченности группы, отражающий степень взаимосвязанности членов группы в целом. Кроме того, количественно можно оценить группу как имеющую более или менее прочные связи, более или менее активную и т. Д.

Бесспорным плюсом социометрии как метода исследования и диагностики является то, что она позволяет проникнуть в структуру, в систему межличностных отношений в группе, и, в отличие от анкет, социометрия не просит субъектов транслировать свои обобщенные установки , но ставит их в ситуацию реалистичного выбора. Поэтому результаты социометрии, при соблюдении основных правил, будут актуальны и достоверны. Но в то же время социометрия доэ

.
Изучение социально-экономических и политических процессов

Социометрия

Социометрия — это довольно распространенная в США и других странах методология социологического исследования экономических, политических и других явлений и созданная на ее основе теоретическая концепция ,

Укажите микроэлементы этого взаимодействия: «тело» — «простейшая единица чувств», передаваемая от одного человека другому; социальный атом — совокупность чувств, которые исходят от одного человека к другому («поток чувств»), «ядро отношений вокруг каждого человека», «наименьшая социальная структура в коллективе».

В нем много таких структур. Каждый из них представляет собой совокупность «побуждений и отвращений», исходящих от данного человека к другим и от них к нему. Взаимосвязи всех этих структур — это так называемые психологические сети, , отражающие полноту психических взаимодействий в данном коллективе, его внутреннюю микроструктуру. Все это является предметом исследования социометриста.

Это также указывается на макроструктуре Коллектив, посредством которого внешние по отношению к их сознанию взаимоотношения членов данного коллектива.

Морено назвал их макро-отношениями и свел их к «чисто пространственным группам людей», сформированным в ходе их деятельности (производственной, политической и т. Д.).

Обращает на себя внимание тот факт, что между микро- и макроструктурой коллектива могут существовать отношения соответствия и несогласованности. В связи с этим возникает проблема поиска вариантов их наиболее полного соответствия с целью создания условий для оптимального функционирования этого коллектива.Но для начала нужно согласовать внутренние психологические отношения в коллективе, что является основой его стабильности. Используются разные методы решения этой проблемы: методика исследования, изучающая организация группы; диагностическая процедура, классифицирует положение отдельных лиц в группе и положение групп в команде; терапевтических и политических процедур, с целью помочь человеку или группе лучше адаптироваться к команде; полная социометрическая процедура — обобщение предыдущих операций.

Утопический характер плана Морено найти путем социометрического экспериментального анализа, как достичь гармонии в различных коллективах вплоть до общества в целом, определяется прежде всего тем, что он сводил исследование деятельности коллективов к анализу ее субъективно-психологическое содержание и, по сути, игнорируется анализ его объективных факторов. Однако только глубокий диалектический анализ взаимодействия объективных и субъективных факторов деятельности каких-либо коллективов (малых и крупных) поможет выработать научные представления об их функционировании и адекватные практические рекомендации по их дальнейшему совершенствованию.

,

PPT — СОЦИОМЕТРИЯ PowerPoint Presentation, free download

  • СОЦИОМЕТРИЯ

  • ВВЕДЕНИЕ • Слово социометрия произошло от латинского «socius», что означает социальный, а латинский «metrum», что означает мера. Социометрия означает «сопутствующую меру». • Социометрия — это способ измерения степени родства между людьми. • Измерение родства может быть полезным не только для оценки поведения внутри групп, но и для вмешательств, направленных на достижение положительных изменений, и для определения степени изменений.

  • ВВЕДЕНИЕ • Для рабочей группы социометрия может быть мощным инструментом для уменьшения конфликтов и улучшения коммуникации, поскольку она позволяет группе объективно видеть себя и анализировать собственную динамику. • Это также мощный инструмент для оценки динамики и развития в группах, посвященных терапии или обучению. • Социометрические исследования выявляют скрытые структуры, которые придают группе форму: альянсы, подгруппы, скрытые убеждения, запретная повестка дня, идеологические соглашения. и «звезды» шоу

  • ВВЕДЕНИЕ • Социометрия — методология отслеживания векторов энергии межличностных отношений в группе.• Он показывает закономерности того, как индивиды ассоциируются друг с другом, когда действуют как группа для достижения определенной цели или цели.

  • ВВЕДЕНИЕ Джейкоб Леви Морено ввел термин социометрия и определил социометрию как: «математическое исследование психологических свойств популяций». , экспериментальная техника и результаты, полученные с помощью количественных методов »

  • ВВЕДЕНИЕ • Социометрия основана на том факте, что люди делают выбор в межличностных отношениях.• Когда люди собираются, они делают выбор — где сидеть или стоять; выбор того, кто воспринимается как дружественный, а кто нет, кто занимает центральное место в группе, кто отвергнут, кто изолирован. • Как говорит Морено: «Выбор — это фундаментальные факты во всех текущих человеческих отношениях, выборе людей и выборе вещей.

  • ВВЕДЕНИЕ СОЦИОМЕТРИКА

  • ВВЕДЕНИЕ • Социометрия позволяет нам измерять, наносить на карту и строить отношения так, чтобы невидимые силы внутри организации были видны и могли быть исследованы.• Социометрия — это важный инструмент, который помогает людям строить зрелые групповые сети и позитивное поведение в отношениях.

  • ПОЧЕМУ НАМ НУЖНА СОЦИОМЕТРИЯ? Для того, чтобы: • сосредоточиться на достижении целей • сосредоточиться на ключевых участниках, создающих ценность — неформальных лидерах • знать, что на самом деле происходит — расширять сети неформальных отношений • фокусироваться на культуре — обеспечивать связь, вклад и авторитет Sociometrictools неоценимы в выявлении неформальных лидеров и укреплении неформальных сетей отношений

  • КАК РАБОТАЕТ СОЦИОМЕТРИЯ? • Внутри группы люди являются положительными («притянутыми» или движущимися друг к другу) или отрицательными («отталкивающимися» или отдаляющимися) другими, похожими на магнитные или химические притяжения и отталкивания, e.грамм. масло и вода. • Это происходит в ответ на поток чувств (теле), относящихся к поведению, которое может быть взаимным и взаимным, или не взаимным и, следовательно, противоречивым. • Эти потоки чувств, основанные на социально-эмоциональных или психосоциальных связях между людьми, которые образуют неформальные сети отношений

  • МЕТОД СОЦИОМЕТРИИ • Метод социометрии • Количественный метод измерения социальных отношений, разработанный психотерапевтом Джейкобом Л. Морено в своих исследованиях взаимосвязи социальных структур и психологического благополучия.• теоретический и методологический подход, который направлен на анализ отношений между людьми в малых групповых ситуациях. • форма сетевого анализа.

  • СПОСОБ СОЦИОМЕТРИИ • Одним из нововведений Морено в социометрии стало развитие социограммы, систематического метода графического представления индивидов в виде точек / узлов и отношений между ними в виде линий / дуг. • Данные социограммы могут также отображаться в виде таблицы или матрицы выбора каждого человека.Такая таблица называется socimatrix

  • МЕТОД СОЦИОМЕТРИИ Пример проблемы социометрии: ситуация в группе, состоящей из 6 человек, выглядит следующим образом: • A привлекается к B и E • B привлекается к A и E • C привлекается к D и E • D привлечено к B и E • E привлечено к A и B Построить социоматрицу и социограмму на основе ситуации

  • SOCIOMATRIX A привлечено к B и EB привлечено к A и EC привлечено к D и ED привлечено к B и EE привлекает A и B

  • SOSIOGRAM (НАПРАВЛЕННЫЕ ГРАФЫ) A привлекает B и EB привлекает A, а EC привлекает D, а ED привлекает B и EE привлекает A и BBDAEC

  • ПРОБЛЕМА Построить социограмму и социоматрицу для следующего случая: • X привлечено к Y • Y привлечено к P, Q и R • Z привлечено к X и R • P привлечено к R • Q привлечено к X, Y, Z и P • R привлечено до Z, Y, P и Q

  • SOCIOMATRIX X, привлеченный к YY, привлеченный к P, Q и RZ, привлеченный к X, и RP, привлеченный к RQ, привлеченный к X, Y, Z и PR, привлеченному к Z, Y, P и Q,

  • ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ СОЦИОМЕТРИЯ Исследовательская социометрия — это исследование действий с группами, исследующими социально-эмоциональные сети взаимоотношений с использованием определенных критериев, таких как: • С кем из этой группы вы хотите сидеть рядом с вами на работе? • К кому в группе вы обращаетесь за советом по рабочей проблеме? • Кого в группе вы видите, чтобы обеспечить удовлетворительное лидерство в конкретном проекте?

  • ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ СОЦИОМЕТРИЯ • Прикладные социометристы используют ряд методов, чтобы помочь людям и группам пересмотреть, расширить и развить свои существующие психосоциальные сети отношений.

  • .