Тест интеллекта равена: Тест Равена на IQ | Прогрессивные матрицы Равена онлайн

HR-Journal.ru :: Прогрессивные матрицы Равена

Надежда Зырянова, Журнал «Кадровый менеджмент»

В 1936 году в Великобритании был разработан тест Progressive Matrices, предназначенный для оценки уровня развития общего интеллекта индивида. В нем проверялась способность к установлению логических отношений с использованием абстрактного невербального материала. С тех пор этот тест широко применяется в разных областях психологической диагностики как методика, обладающая высокой валидностью и надежностью, простая в применении и допускающая групповое обследование.

Дж. Равен совместно с Л. Пентроузом разработали три варианта теста. Первый, созданный в 1936 году, был черно-белым и предназначался для обследования детей от 8 до 14 лет и взрослых от 20 до 65 лет.

Второй – цветной, более простой вариант методики, – был создан в 1949 году. С его помощью можно обследовать детей от 5 до 11 лет и взрослых старше 65 лет, а также людей, имеющих языковые затруднения. Существует еще один вариант матриц – для высокоинтеллектуальных индивидов.

Два первых варианта являются невербальными методиками, третий вариант включает в себя вербальную часть. Все три варианта строятся по общему принципу и используют в качестве стимульного материала абстрактные геометрические фигуры с рисунком, организованным по определенному принципу. Общий смысл заданий заключается в следующем: испытуемому предъявляются рисунки с элементами, связанными между собой определенной зависимостью; одного элемента не достает. Испытуемому необходимо проанализировать матрицу с пропущенным элементом и выбрать недостающий элемент из 6–8 предложенных ему.

Выполнение заданий требует от человека хорошей концентрации внимания, способности к оперированию умственными образами, логического мышления, развитых мыслительных операций (таких, как анализ, синтез, сравнение, обобщение).

На успешность выполнения теста влияет также уровень развития пространственных способностей, индуктивного мышления, точности восприятия.

Цветной вариант теста (для детей и пожилых личностей) состоит из трех серий, различающихся по уровню сложности. Каждая серия содержит по 12 матриц с пропущенными элементами.

В черно-белом варианте – для взрослых – пять серий (A, B, C, D, E) по 12 однотипных матриц, расположенных по принципу возрастающей сложности (всего 60 матриц). Сложность заданий возрастает и при переходе от серии к серии. Предполагается, что первые пять заданий серии А испытуемый выполняет с помощью экспериментатора, затем он работает самостоятельно. Подразумевается, что в процессе выполнения заданий происходит обучение – каждое последующее задание строится на основе опыта, полученного при выполнении предыдущих заданий. Само название теста – «Прогрессивные матрицы» – подразумевает наличие некоего прогресса.

При выполнении заданий всех серий индивид, проходящий обследование, должен проанализировать структуру заданного образца, выявить характер связей между элементами, определить отсутствующий элемент, сравнить предложенные ему элементы и выбрать из них подходящий. Но сами серии строятся по разным принципам:

Серия А построена по принципу установления взаимосвязи в структуре матриц. Задание испытуемому: дополнить недостающую часть основного изображения одним из приведенных в каждой таблице фрагментов. Для этого ему необходимо тщательно проанализировать структуру основ-

ного изображения, произвести дифференцировку элементов и определить связи между ними. Затем, обнаружив эти же особенности в одном из нескольких фрагментов, дополнить недостающую часть структуры.

Серия B: во всех заданиях этой серии от индивида, проходящего обследование, требуется найти аналогии между парами фигур с разными элементами. Обследуемый должен найти принцип, соответственно которому построена фигура в каждом случае и исходя из этого выбрать недостающий элемент.

Серия C основана на определении принципа сложного прогрессивного изменения фигур по горизонтали и вертикали. Фигуры в пределах одной матрицы все больше усложняются, обогащаются новыми элементами. Принцип этого изменения и требуется обнаружить, для того чтобы выполнить задание.

Серия D строится на основе принципа перегруппировки фигур в матрице. Индивид, выполняющий задания, должен выявить суть этой перестановки фигур, происходящей по горизонтальному и вертикальному направлению.

Серия E является самой сложной. При выполнении заданий испытуемому необходимо произвести анализ фигур, составляющих основное изображение, и составить недостающую фигуру из ее частей. Примеры матриц даны на рисунках 1, 2, 3.

Существуют формы теста для индивидуального и группового обследования. Время выполнения теста не ограничено, но, как правило, не превышает 20 минут. Инструкция к выполнению теста очень проста: «На рисунке сверху пропущена одна фигура. Снизу изображены 6–8 пронумерованных фигур, одна из которых является искомой. Надо определить закономерность, связывающую между собой фигуры на рисунке, и указать номер искомой фигуры на бланке». Пример бланка дан на рисунке 4.

Рисунок 4. Пример бланка теста Равена

В случае проведения группового обследования на выполнение методики дается 20 минут. Необходимо строго следить за тем, чтобы все тестируемые одновременно (по команде) начали и закончили выполнять задания теста.

Обработка полученных результатов осуществляется по следующему принципу: за каждое правильно выполненное задание начисляется 1 балл. Подсчитывается количество баллов по каждой из пяти серий, и вычисляется общая сумма полученных баллов. По специальной таблице полученные баллы переводятся в шкальные оценки (проценты) в соответствии с возрастными нормами.

По результатам теста Равена можно выделить пять степеней интеллектуального уровня:

1-я степень – более 95% – высокий интеллектуальный уровень

2-я степень – 75–94% – интеллект выше среднего

3-я степень – 25–74% – средний уровень интеллекта

4-я степень – 5–24% – интеллект ниже среднего

5-я степень – ниже 5% – умственный дефект

Нормы теста были получены на выборке из 1407 детей, 3665 военных и 2192 гражданских подданных Великобритании.

Надежность теста – 0,70–0,90, валидность (корреляция с успешностью обучения) – 0,72. Имеются данные о том, что «Прогрессивные матрицы» Равена, как и другие тесты оценки уровня развития интеллекта, более валидны для прогнозирования успешности профессионального обучения, чем профессиональной деятельности (см. В.А. Бодров, 2001). Тем не менее, согласно данным соответствующих исследований, уровень интеллекта оказывает влияние на успешность профессиональной деятельности, причем это влияние сильнее на более сложные и высокоточные виды профессиональной деятельности, чем на более простые и не требующие высокой точности.

Тест Равена является невербальным, то есть для его выполнения не требуется умения читать и писать. Он основан на использовании устных инструкций и невербальных заданий. Предполагалось, что эта методика может применяться для обследования и сравнения людей из различных культур, говорящих на разных языках, с разным уровнем образования (и даже совсем неграмотных). Экспериментальные исследования, проведенные в разных европейских странах, показали, что нормы, установленные на выборке испытуемых Великобритании, пригодны для других стран.

Однако было ясно, что для людей, живущих в резко отличающихся условиях, эти нормы не могут быть использованы, поскольку в этих группах на результаты теста может оказать влияние уровень образования. Кроме того, в этих группах на показатель теста воздействует и фактор научения (то есть индивиды, знакомые с тестом, выполняют его задания лучше, чем те, кто видит тест впервые).

Тест Равена хорошо коррелирует с другими тестами интеллекта: так, например, корреляции с тестом Векслера составляют 0,70–0,74. Благодаря этому, а также простоте проведения обследования и обработки данных, «Прогрессивные матрицы» применяются в целях диагностики чаще, чем другие, более сложные и трудоемкие тесты интеллекта. В последние годы в нашей стране все чаще специалисты в области психодиагностики используют компьютерный вариант «Прогрессивных матриц» Равена. Его авторы – И.Н. Гильяшева и Л.Г. Савицкий.

Этот тест может оказаться весьма полезным для быстрой оценки интеллектуального уровня кандидатов на ту или иную должность. Хотя он, в отличие, например, от теста Векслера, не позволяет выявить и оценить качественные характеристики мыслительной деятельности человека, особенности его памяти, внимания, широту кругозора, но он дает возможность определить общий интеллектуальный уровень, что нередко бывает необходимо для прогнозирования профессиональной пригодности кандидата.

Вопросы о тесте равена

Вопрос: Иногда при отборе кандидатов в группы профессионального обучения проводится диагностика их интеллекта с помощью различных тестов, в том числе и прогрессивных матриц Равена. Для чего это делается?

Ответ: Диагностика уровня развития интеллекта перед обучением проводится с разными целями. Одна из них, и, возможно, основная, заключается в необходимости отбора в группу для обучения людей с более или менее сходным интеллектуальным уровнем. Как показывают исследования, индивиды, отличающиеся по уровню развития интеллекта, обучаются с разной скоростью. Следовательно, для того чтобы процесс обучения в группе проходил эффективно, необходимо, чтобы в ней не было людей, сильно отличающихся по интеллекту.

Вопрос: Имеются ли данные об отечественных исследованиях корреляций между показателями теста Равена и успешностью обучения? Каковы эти корреляции? Отличаются ли они от западных?

Ответ: По данным зарубежных исследований (Европа, США, Великобритания), корреляции результатов теста Равена с показателями академической успешности варьируют от 0,3 до 0,72. Были проведены исследования и на отечественных выборках. Как оказалось, корреляции находятся примерно на том же уровне (см. В.Н. Дружинин, Когнитивные способности: структура, диагностика, развитие. М., 2001).

Вопрос: Связаны ли между собой уровень интеллекта и специфика трудовой деятельности?

Ответ: На Западе были проведены исследования уровня интеллекта представителей различных профессий. Оказалось, что, во-первых, люди одной профессии незначительно отличаются по IQ, а во-вторых, средний уровень интеллекта представителей разных профессий различен (см. M.D. Storfer, Intelligence and Giftedness: the Contribution of Heredity and Early Environment. San Francisco, Oxford, 1990).

Рекомендуемая литература о тесте Дж. Равена

Анастази А. Психологическое тестирование. Том 1. – М., 1982.

Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. – М., 2001.

Равен Дж. К., Курт Дж. Х., Равен Дж. Руководство к прогрессивным матрицам Равена и словарным шкалам. Раздел 3: Стандартные прогрессивные матрицы. – М., 1996.

Raven J., Shummers W. A. Raven’s Progressive Matrices: The current U.S. norming exercise /Meeting of NASP. – NV., 1985.

Читайте нас в Фейсбуке и ВКонтакте. Самая быстрая HR-рассылка

условия копирования

Психодиагностика интеллекта. Тесты Д. Векслера, Р. Амтхауэра, Дж. Равенна. Тесты ШТУР и АСТУР.

С конца 19 века для оценки интеллекта человека используются стандартизированные психологические тесты, основанные на вычислении так называемого коэффициента интеллектуальности (IQ). Для психологов он привлекателен тем, что позволяет количественно выразить уровень интеллектуальных способностей как в общем, так и по отдельным его составляющим, которые выделяются разработчиками тестов.

Тест Векслера.

Тест Векслера (или Шкала Векслера) является одним из самых известных тестов для измерения уровня интеллектуального развития и разработана Дэвидом Векслером в 1939 году. Тест основан на иерархической модели интеллекта Д.Векслера и диагностирует общий интеллект и его составляющие — вербальный и невербальный интеллекты.

Тест Векслера состоит из 11 отдельных субтестов, разделенных на 2 группы: 6 вербальных и 5 невербальных. Каждый тест включает от 10 до 30 постепенно усложняющихся вопросов и заданий. К вербальным субтестам относятся задания, выявляющие общую осведомленность, общую понятливость, способности, нахождение сходства, воспроизведения цифровых рядов и т. д. К невербальным субтестам относятся следующие: шифровка, нахождение недостающих деталей в картине, определение последовательности картин, сложение фигур. Выполнение каждого субтеста оценивают в баллах с их последующим переводом в унифицированные шкальные оценки, позволяющие анализировать разброс.

Выполнение каждого субтеста оценивают в баллах с их последующим переводом в унифицированные шкальные оценки, позволяющие анализировать разброс. Учитывают общий интеллектуальный коэффициент (IQ), соотношение «вербального и невербального» интеллекта, анализируют выполнение каждого задания. Количественная и качественная оценки выполнения испытуемым заданий дают возможность установить, какие стороны интеллектуальной деятельности сформированы хуже и как они могут компенсироваться. Низкий количественный балл по одному или нескольким субтестам свидетельствует об определенном типе нарушений. Выделяют качественные и количественные признаки, характерные для той или иной формы нервно-психической патологии.

История создания.

Несмотря на то, что движение тестирования интеллекта активно развивалось на протяжении десятилетий, до конца 1930-х гг. не существовало хорошо стандартизированного индивидуального теста интеллекта для взрослых. Растущая неудовлетворенность в отношении стандартизации и структуры (уровни умственного возраста) шкалы Стэнфорд-Бине дала Векслеру толчок к созданию в 1939 г. шкал интеллекта взрослых Векслера-Белльвью — Wechsler-Bellevue Adult Intelligence Scales (W-B). Изначально Векслер разрабатывал свой тест как «балльную шкалу», а не как шкалу умственного возраста. Он учитывал при создании шкалы интеллекта критику в адрес теста Стенфорд-Бине за её исключительно вербальную направленность и включил в свою методику пропорциональное вербальной шкале количество невербальных заданий. Также при стандартизации использовались достаточно большие выборки взрослого населения. В ходе стандартизации была предпринята попытка контролировать образовательный и профессиональный статус. Окончательная версия нового теста предназначалась для использования в возрастном диапазоне от 10 до 60 лет.

Одними из главных причин, которые повлияли на окончательный отбор субтестов, вошедших в шкалу Векслера, можно выделить следующие:

  • выбранные субтесты имели высокие корреляции с другими батареями интеллектуальных тестов;
  • они достаточно различались по своим функциям, что позволяло предотвратить любые специфические влияния на обследуемых со стороны отдельных способностей и неспособностей;
  • результаты выполнения этих тестов позволяли делать определенные диагностические заключения.

После двух последовательных редакций теста в 1949 г. Векслер ввел новую и пересмотренную его форму — Шкалу интеллекта взрослых Векслера (Wechsler Adult Intelligence Scale, WAIS). WAIS была стандартизована на 1700 испытуемых (равномерно распределенных по полу и возрастным уровням) в возрасте от 16 до 64 лет. Выборка стандартизации была дополнена выборкой 475 лиц пожилого возраста (от 60 до 75 лет и старше). В этой новой стандартизации были представлены все регионы США, городское и сельское население по каждому возрастному уровню, а также 10% «небелых» граждан. WAIS была пересмотрена в 1981 г. и получила название WAIS-R. )

Адаптация.

В нашей стране тест Д.Векслера неоднократно переводился и адаптировался.
Первая адаптация WAIS была проведена в Психоневрологическом научно — исследовательском институте им. В.М.Бехтерева (1956 г.) в Ленинграде. Последняя по времени адаптация теста WAIS произведена психологами Санкт — Петербургского государственного университета (1991 г. ).

Тест WISC адаптирован А.Ю.Панасюком (1973 г.) и издан Институтом гигиены детей и подростков Минздрава СССР. В варианте А.Ю.Панасюка заменены задания, не соответствующие условиям нашей страны. Изменения коснулись, в первую очередь, вербальной части — субтестов «Понятливость», «Осведомленность», «Словарный» и, в меньшей мере, субтеста «Сходство». Тест был проверен на надежность сопоставлением результатов группы здоровых детей и группы олигофренов (стадия дебильности).

В 1992 году Ю.Филимоненко и В.Тимофеев выпустили «Руководство к методике исследования интеллекта у детей Д.Векслера». Авторы, исправив некоторые погрешности описания Панасюка, предприняли попытку унифицировать работу экспериментатора с WAIS и WISC. Методика выпущена Государственным предприятием «ИМАТОН» (г.Санкт — Петербург). Тест Д.Векслера для взрослых WAIS также выпускается предприятием «ИМАТОН» и поступает в розничную и оптовую продажу.

Другую русскоязычную адаптацию теста WISC предприняли под руководством Ю. З.Гильбуха сотрудники отдела психодиагностики НИИ психологии Украины (г.Киев) в 1992 году. Руководство «Измерение интеллекта детей» под ред. Гильбуха и прилагаемый к нему тест WISC производится и распространяется научно-практическим центром «Психодиагностика и дифференцированное обучение» (г.Киев).

Тест Р. Амтхауэра

Тест разрабатывался в первую очередь для диагностирования уровня общих способностей в связи с проблемами профессиональной психодиагностики. При его создании Р. Амтхауэр исходил из концепции, согласно которой интеллект является специализированной подструктурой в целостной структуре личности и тесно связан с другими компонентами личности, такими, как волевая и эмоциональная сферы, интересы и потребности.

Интеллект понимался Амтхауэром как единство некоторых психических способностей, проявляющихся в различных формах деятельности. В тест им были включены задания на диагностику следующих компонентов интеллекта: вербального, счетно-математического, пространственного, мнемического.

Методика состоит из 9 разделов по 16-20 заданий в каждом. Описание заданий и образцы решений даются в инструкциях, помещенных перед каждым разделом. Для работы над заданиями любого раздела отводится строго определенное время, за которое испытуемому, скорее всего, не удастся найти все решения, но волноваться и расстраиваться из-за этого не надо. Работать следует спокойно и внимательно. Если для очередного задания обследуемый не может найти ответ, не задерживаться на нем слишком долго, переходить к следующему.

При интерпретации результатов, особенно при их количественной оценке, стоит исходить из особенностей популяции, культуры, поскольку приводимые количественные показатели по каждому субтесту взяты из руководства по психодиагностике, разработанной чешскими психологами.

При начале с каждым разделом испытуемый должен хорошо разобраться с образцом решения заданий. На решение каждого субтеста отводится строго определенное время: 1 субтест — 6 минут, 2 = 6, 3 = 7; 4 = 8; 5 = 10; 6 = 7; 7 = 7; 8 = 9 и 9 субтест = 3 минуты на запоминание и 6 минут на воспроизведение.

Тест интеллекта и одновременно тест профориентационный TSI может применяться для возраста от 12 лет и старше, но преимущественно до 35-40 лет, поскольку выполняется в ограниченных интервалах времени. Определенное превосходство по результатам TSI может иметь в одной и той же возрастной группе лица с более высокой образованностью, лучшей культурой мышления и большей скоростью мыслительных процессов. В геттингенском варианте TSI выделяются до 20 профилей, соответствующих различным группам профессий. В данном варианте TSI определенно можно указать, что профиль типа «М» соответствует скорее профессиям гуманитарного плана, а профиль типа «У» — техническим и практическим склонностям. Центральное место во всех профилях занимает субтест памяти — № 5, хотя о содержании процедуры выполнения теста его номер 9.

Тест составлен Р. Амтхауэром в трёх формах: А, В и С. Модификация IST – 70 имеет четыре формы (А, В, С, D). На русском языке тест впервые описан в монографии В.М. Блейхера и Л. Ф. Бурлачука «Психологическая диагностика интеллекта и личности» (Киев. Вища школа. 1978 г.)

В России тест часто адаптировался. Наиболее известные адаптации сделаны Л.К. Акимовой и соавторами в 1984 г. и В.Н. Намазовым и А.Н. Жмыриковым в 1988 году. Перевод и адаптация теста на выборке российских школьников была осуществлена сотрудниками лаборатории диагностики и коррекции Психологического развития Психологического Института РАО (Гуревич К.М., Борисова Е.М. Логинова Г.П.).

Первая адаптация проводилась на выборке школьников 7-10 классов (450 человек). Проверялась ретестовая надежность: тестировался 101 человек через один год (r=0,83). Корреляция общего по тестированию с учебной успеваемостью 0,44 до 0,52. Вычислялись корреляций между вербальным субтестом и успеваемостью по гуманитарным предметам (0,20-0,53), а также между результатами пространственных субтестов и успеваемостью, техническим предметам (0,23 — 0,34).

Адаптация В.Н.Намазова и А.Н.Жмырикова, осуществленная на базе Московского городского центра профконсультации, касалась переформировки заданий вербальных субтестов. Стандартизация проводилась на учащихся старших классов средних школ, ПТУ (16-17 лет), студентах и курсантах вузов (18-21 год), инженерно — технических работниках и управленцах (22-25 лет). Авторы не ограничились нормами для разных возрастных групп. Помимо них вычислены нормы для учащихся ПТУ, учащихся средних школ, студентов и курсантов 1-2 курсов, а также специалистов, имеющих высшее образование. В соответствии с этим, авторы адаптации предлагают свой вариант интерпретации оценок теста структуры интеллекта, исходя из качественной выборки испытуемых (род занятий, образование, возраст) и стандартных оценок в единицах IQ.

Последняя известная версия адаптированного теста Р. Амтхауэра вышла в 2002 году автора Л.А. Ясюковой в серии комплексного обеспечения психологической практики фирмы «ИМАТОН» . Эта работа явилась результатом сравнительных исследований Ясюковой Л.А. прогностической эффективности тестов интеллекта Айзенка, Амтхауэра, Векслера, Кеттелла, Равена, Саливена, Фланагана, КОТ, ШТУР и GATB. Интеллектуальные тесты использовались в комплексе с личностными и психофизиологическими методиками, а также с объективными показателями эффективности учебной и профессиональной деятельности испытуемых (школьников, студентов, работников различных специальностей).

Тест Дж. Равена

Методика матрицы Равена разработана для использования в домашних условиях, в школах и на рабочих местах. Методика матрицы Равена измеряет полный диапазон умственной способности и применяется для тестирования людей разного возраста, образования, национальности и физического состояния.

Матрицы Равена – это батарея тестов, разработанная английским психологом Дж. Равеном в 1938 г. для диагностики уровня интеллекта, основанная на работе наглядного мышления по аналогии. Дж. Равен придерживался взгляда, что умственные способности включают два компонента: продуктивный — способность выявлять связи и соотношения, приходить к выводам, непосредственно не представленным в заданной ситуации; и репродуктивный — способность использовать прошлый опыт и усвоенную информацию. Методика Равена — «Тест прогрессивных матриц», ориентирована на диагностику способности к выявлению закономерностей в организации серий последовательно усложняющихся геометрических фигур, была создана для измерения продуктивных возможностей интеллекта. Данный тест признан одним из наиболее чистых способов измерения фактора «G» — фактора общего интеллекта.

ШТУР

Школьный тест умственного развития разработан учеными НИИ ОПП РАН и предназначен для диагностики умственного развития подростков — учащихся 6-8 классов (это соответствует 7-9-м классам в современном исчислении).

ШТУР состоит из 6 субтестов, каждый из которых может включать от 15 до 25 однородных заданий: «осведомленность» (2 субтеста), «аналогии», «классификации», «обобщение», «числовые ряды». Тест разработан в двух параллельных формах А и Б.

Два первых субтеста направлены на выявление общей осведомленности школьников и позволяют судить о том, насколько адекватно используют учащиеся в своей активной и пассивной речи некоторые научно-культурные и общественно-политические термины и понятия.

Третий субтест направлен на выявление умения устанавливать аналогии, четвертый — логические классификации, пятый — логические обобщения, шестой — нахождение правила построения числового ряда.

Тест ШТУР является групповым. Время, отведенное на выполнение каждого субтеста, ограничено и является вполне достаточным для всех учащихся.

Авторами ШТУР являются К.М.Гуревич, М.К.Акимова, Е.М.Борисова, В.Г.Зархин, В.Т.Козлова, Г.П.Логинова. Разработанный тест соответствует высоким статистическим критериям, которым должен удовлетворять любой диагностический тест.

Процедура проведения

Данный тест является групповым. Время, отведенное на выполнение каждого субтеста, ограничено и является вполне достаточным для всех учащихся. Для правильного проведения тестирования необходимо строго соблюдать инструкции, контролировать время выполнения субтестов (с помощью секундомера), не помогать испытуемым при выполнении заданий.

Для правильного проведения тестирования необходимо строго соблюдать инструкции, контролировать время выполнения субтестов (с помощью секундомера), не помогать испытуемым при выполнении заданий.

При групповом тестировании должны участвовать два экспериментатора. Один из них зачитывает инструкции и следит за временем тестирования, другой наблюдает за учащимися, предупреждая нарушение ими инструкций.

АСТУР

Тест назван АСТУР (для Абитуриентов и Старшеклассников Тест Умственного Развития). При разработке теста получили дальнейшее развитие те принципы конструирования диагностических методик, которые использовались при создании Школьного Теста Умственного Развития (ШТУР). Это принципы нормативной диагностики, т.е. диагностики, ориентированной не на статистическую норму, а на социально-психологическую.

В отличии от традиционного теста — в задания теста АСТУР включены только те понятия и умственные действия, которые представлены в школьных учебных программах. Если авторы традиционных тестов интеллекта при отборе понятий исходили в основном из собственного опыта и интуиции, то авторы АСТУРа исходили из того, что умственное развитие учащихся в основном представлено школьным обучением. Школьные программы содержат те требования к умственному развитию, которые выступают перед учащимися как обязательные. Практика обучения показывает их доступность для всех психически нормальных детей.

Работа по отбору понятийного содержания заданий проводилась совместно с опытными учителями и методистами. Были проанализированы учебные программы и учебники 9-11 классов. Включенный в задания теста перечень понятий и умственных действий представляет то, что можно считать социально-психологическим нормативом (СПН).

Созданный по такому принципу нормативный тест АСТУР имеет иные, чем традиционные тесты, способы представления и обработки диагностических данных, основным среди которых является отказ от статистической нормы как главного ориентира оценки индивидуальных и групповых данных в пользу приближения к критериям социально-психологического норматива. Другими словами, психологу нет необходимости, определяя меру успешности какого-нибудь старшеклассника или абитуриента, обращаться к континууму всей совокупности или выборки.

Данный тест включает в себя методическое руководство, бланки ответов для испытуемых, ключ и нормативные показатели по возрастам. Тест включает 8 субтестов:

  • 1 субтест: осведомленность;
  • 2 субтест: двойные аналогии;
  • 3 субтест: лабильность;
  • 4 субтест: классификация;
  • 5 субтест: обобщение;
  • 6 субтест: логические схемы;
  • 7 субтест: числовые ряды;
  • 8 субтест: геометрические фигуры.

Все задания теста составлены на материале школьных программ и учебников и предназначены для изучения уровня умственного развития выпускников средней школы. Проведение теста занимает около 1,5 часов.

Плюсы:

Отказ от статистической нормы как главного ориентира оценки индивидуальных и групповых данных в пользу приближения к критериям социально-психологического норматива. Другими словами, психологу нет необходимости, определяя меру успешности какого-нибудь старшеклассника или абитуриента, обращаться к континууму всей совокупности или выборки.

Важный признак, отличающий АСТУР от традиционных тестов: задания разрабатывались таким образом, чтобы разные виды логических и логико-функциональных отношений были представлены более или менее равномерно.

Минусы:

Так как содержание заданий в тексте взято из школьных программ, этот тест может использоваться только для абитуриентов указанных специализаций (имеет узкоспециализированное предназначение)

Тест Равена — это… Что такое Тест Равена?

A matrix example.

Тест Равена — тест, предназначенный для дифференцировки испытуемых по уровню их интеллектуального развития. Авторы теста Джон Равен и Л. Пенроуз. Предложен в 1936 году.

Более высокие показатели по этому тесту показывают те, кто а) быстрее, и б) точнее определяет логические закономерности в построении упорядоченного ряда состоящего из графических объектов, имеющих ограниченное количество признаков.

Другое название этого теста «Прогрессивные матрицы Равена» указывает на то, что задачи теста упорядочены по признаку возрастания трудности их решения. То есть, в каждой из пяти серий (в серии по 12 задач), каждая последующая задача серии относительно сложней предыдущей. На решение задач теста вводится временное ограничение — подсчитывается количество правильно решённых за 20 минут задач. Возможен вариант, когда время на решение всех 60 задач не ограничено. В этом случае результат корректируется по специальной таблице.

По результатам тестирования испытуемый получает несколько оценок:

  • а) по десятибалльной шкале (стандартная оценка в стенах), учитывающей только количество правильно решённых задач,
  • б) по 19-балльной, учитывающей количество и трудность решённых задач,
  • в) по привычной пятибалльной (школьной, но с «плюсами» и «минусами»).
  • И, наконец, четвёртая, качественная, оценка. Если испытуемый решил все задачи теста, но многие, в том числе и лёгкие, задачи решил неверно, его можно отнести к категории «скоростников». Если же испытуемый решил мало задач (например, около половины задач теста), но, без единой ошибки, его можно отнести к категории «точняков», или тугодумов.

При интерпретации результата теста «Прогрессивные матрицы Равена» выделяют следующие пять уровней развития интеллекта:

  • 1-й уровень (результат более 95 %) — особо высокий интеллект
  • 2-й уровень (результат 75-94 %) — интеллект выше среднего
  • 3-й уровень (результат 25-74 %) — средний интеллект
  • 4-й уровень (результат 5-24 %) — интеллект ниже среднего
  • 5-й уровень (результат ниже 5 %) — дефект интеллекта

Ссылки

Коэффициент интеллекта

Коэффициент интеллекта , IQ или , — это результат одного из нескольких различных стандартизированных тестов, предназначенных для оценки интеллекта. При построении современных тестов IQ средний (средний) балл в возрастной группе устанавливается равным 100, а стандартное отклонение (SD) — 15. [1] Сегодня почти все тесты IQ соответствуют назначению 15 баллов IQ. каждое стандартное отклонение, но исторически этого не было. Приблизительно 95% населения имеют оценки в пределах двух стандартных отклонений от среднего, т. е.е., IQ от 70 до 130.

Показано, что оценка

IQ связана с такими факторами, как заболеваемость и смертность, социальный статус родителей, [2] и, в значительной степени, IQ родителей. Несмотря на то, что наследственность IQ исследовалась в течение почти столетия, остаются разногласия относительно значимости оценок наследуемости, [3] [4] и механизмов наследования все еще являются предметом некоторых дискуссий. [5]

Показатели IQ

используются во многих контекстах: в качестве предикторов образовательных достижений или особых потребностей, социологами, изучающими распределение показателей IQ среди населения и взаимосвязь между показателем IQ и другими переменными, а также в качестве предикторов производительности труда и дохода.Средние показатели IQ для многих групп населения с начала 20 века росли в среднем на три балла за десятилетие — явление, называемое эффектом Флинна. Спорный вопрос, отражают ли эти изменения в оценках реальные изменения интеллектуальных способностей.

Вопрос о том, являются ли тесты IQ точной мерой интеллекта, остается открытым. Трудно точно определить, что составляет интеллект; может случиться так, что показатели IQ представляют собой очень специфический тип интеллекта.

История

См. Также: История расы и полемика интеллекта

Ранняя история

Первым масштабным ментальным тестом, возможно, была система имперских экзаменов в Китае. Современные ментальные тесты начались во Франции в девятнадцатом веке. Это способствовало отделению умственной отсталости от психических заболеваний и уменьшению безнадзорности, пыток и насмешек в отношении обеих групп. [6]

Англичанин Фрэнсис Гальтон ввел в употребление термины психометрия и евгеника и разработал метод измерения интеллекта, основанный на невербальных сенсомоторных тестах.Первоначально он был популярен, но от него отказались после того, как было обнаружено, что он не имеет никакого отношения к таким результатам, как оценки в колледже. [6] [7]

Французский психолог Альфред Бине вместе с психологами Виктором Анри и Теодором Симоном опубликовал в 1905 году тест Бине-Симона, в котором основное внимание уделялось вербальным способностям. Он был предназначен для выявления умственной отсталости у школьников. [6] Оценка по шкале Бине-Симона покажет умственный возраст ребенка. Например, шестилетний ребенок, который выполнил все задания, которые обычно выполняются шестилетними — но не более того — будет иметь умственный возраст, точно соответствующий его хронологическому возрасту, 6.0. (Fancher, 1985). По мнению Бине, у шкалы были ограничения, и он подчеркнул то, что он видел как замечательное разнообразие интеллекта и последующую необходимость его изучения с использованием качественных, а не количественных мер (White, 2000). Американский психолог Генри Х. Годдард опубликовал его перевод в 1910 году. Движение евгеники в США воспользовалось им как средством, чтобы придать им авторитет в диагностике умственной отсталости, и тысячи американских женщин, большинство из которых были бедными афроамериканками, были насильственно стерилизованы на основании результатов тестов на IQ, часто без их согласия или ведома. [8] Американский психолог Льюис Терман из Стэнфордского университета пересмотрел шкалу Бине-Саймона, в результате чего были построены шкалы интеллекта Стэнфорд-Бине (1916). Он стал самым популярным тестом в Соединенных Штатах на протяжении десятилетий. [6] [9] [10] [11]

Общий коэффициент интеллекта ( г )

Основная статья: Общий коэффициент интеллекта

Психолог Чарльз Спирмен провел первый формальный факторный анализ корреляций между тестами в начале 20 века.В модели Спирмена использовался один общий фактор, объясняющий положительную корреляцию между тестами интеллекта. Его анализ считается первой теорией интеллекта. Его статистическая модель интеллекта стала известна как общая теория интеллекта. Используя свою модель, Спирмен утверждал, что интеллект — это в значительной степени единственная глобальная способность. На протяжении трех четвертей века теория Спирмена g была доминирующей теорией интеллекта. [6]

g -загрузка теста интеллекта — это степень, в которой результат теста отражает общие умственные способности, в отличие от конкретных навыков, связанных с тестом.Большинство тестов с высокой перегрузкой включают в себя абстрактные рассуждения. Поэтому Спирмен и другие рассматривали g как возможно генетически детерминированную реальную сущность интеллекта. Это все еще распространенная, но не проверенная точка зрения. Возможен и другой факторный анализ данных с другими результатами. Некоторые специалисты по психометрии рассматривают g как статистический артефакт. Принятая лучшая мера г — это прогрессивные матрицы Равена, которые являются тестом на визуальное мышление. [1]

Годы войны

Во время Первой мировой войны требовался способ оценки и распределения новобранцев.Это привело к быстрому развитию нескольких ментальных тестов. Тестирование вызвало споры и широкую общественную дискуссию. Невербальные тесты или тесты «производительности» были разработаны для тех, кто не говорит по-английски или подозревается в симуляции. [6] После войны положительная огласка психологического тестирования в армии помогла сделать психологию уважаемой областью. [12] Впоследствии количество рабочих мест и финансирование в области психологии увеличилось. [13] Были разработаны групповые тесты интеллекта, которые стали широко использоваться в школах и на производстве. [14]

Л.Л. Терстон выступал за модель интеллекта, которая включала семь не связанных между собой факторов (вербальное понимание, беглость слов, умение работать с числами, пространственная визуализация, ассоциативная память, скорость восприятия, рассуждение и индукция). Хотя он не получил широкого распространения, он повлиял на более поздние теории. [6]

Дэвид Векслер выпустил первую версию своего теста в 1939 году. Постепенно он стал более популярным и обогнал Бине в 1960-х. Он был пересмотрен несколько раз, как это обычно бывает с тестами на IQ, с целью включения новых исследований. Одно из объяснений состоит в том, что психологи и преподаватели хотели больше информации, чем одна оценка Бине. Это обеспечили 10+ подтестов Векслера. Другой заключается в том, что Бине сосредоточился на вербальных способностях, в то время как Векслер также включал невербальные способности. Binet также несколько раз пересматривался, и теперь он похож на Wechsler в нескольких аспектах, но Wechsler продолжает оставаться самым популярным тестом в Соединенных Штатах. [6]

Теория Кеттелла-Хорна-Кэрролла

Основная статья: теория Кеттелла-Хорна-Кэрролла

Раймонд Кеттелл (1941) предложил два типа когнитивных способностей в пересмотре концепции общего интеллекта Спирмена.Гибкий интеллект (Gf) был выдвинут как способность решать новые проблемы с помощью рассуждений, а кристаллизованный интеллект (Gc) — как способность, основанная на знаниях, которая очень зависит от образования и опыта. Вдобавок предполагалось, что подвижный интеллект снижается с возрастом, в то время как кристаллизованный интеллект в значительной степени устойчив. Теория была почти забыта, но возрождена его учеником Джоном Л. Хорном (1966), который позже утверждал, что Gf и Gc были только двумя из нескольких факторов, и в конечном итоге он определил 9 или 10 широких способностей.Теорию продолжали называть теорией Gf-Gc. [6]

Джон Б. Кэрролл (1993) после всестороннего повторного анализа более ранних данных предложил теорию трех слоев, которая представляет собой иерархическую модель с тремя уровнями. Внизу находится первый слой, который состоит из узких и узкоспециализированных способностей (например, индукция, способность к правописанию). Второй слой состоит из широких способностей. Кэрролл выделил восемь способностей второго уровня. Кэрролл принял концепцию общего интеллекта Спирмена по большей части как представление самого верхнего третьего слоя. [15] [16]

Совсем недавно (1999 г.) слияние теории Gf-Gc Кеттелла и Хорна с теорией трех слоев Кэрролла привело к теории Кеттелла-Хорна-Кэрролла. Это сильно повлияло на многие текущие тесты IQ. [6]

На многие из широких недавних тестов на IQ сильно повлияла теория Кеттелла-Хорна-Кэрролла. Утверждается, что он отражает многое из того, что известно об интеллекте в результате исследований. Используется иерархия факторов. г вверху. Под ним есть 10 широких способностей, которые, в свою очередь, подразделяются на 70 узких способностей. Широкие возможности: [6]

  • Fluid Intelligence (Gf): включает широкие возможности рассуждать, формировать концепции и решать проблемы с использованием незнакомой информации или новых процедур.
  • Кристаллизованный интеллект (Gc): включает широту и глубину приобретенных человеком знаний, способность передавать свои знания и способность рассуждать, используя ранее изученный опыт или процедуры.
  • Количественное мышление (Gq): способность понимать количественные концепции и отношения и манипулировать числовыми символами.
  • Reading & Writing Ability (Grw): включает базовые навыки чтения и письма.
  • Кратковременная память (Gsm): это способность мгновенно воспринимать и удерживать информацию, а затем использовать ее в течение нескольких секунд.
  • Долгосрочное хранение и поиск (Glr): это способность хранить информацию и быстро извлекать ее позже в процессе размышления.
  • Визуальная обработка (Gv): способность воспринимать, анализировать, синтезировать и мыслить с помощью визуальных паттернов, включая способность сохранять и вспоминать визуальные представления.
  • Слуховая обработка (Ga): способность анализировать, синтезировать и различать слуховые стимулы, включая способность обрабатывать и различать звуки речи, которые могут быть представлены в искаженных условиях.
  • Скорость обработки (Gs): способность выполнять автоматические когнитивные задачи, особенно при измерении под давлением для поддержания сосредоточенного внимания.
  • Решение / Время реакции / Скорость (Gt): отражают непосредственность, с которой человек может реагировать на стимулы или задачу (обычно измеряется в секундах или долях секунды; не путать с G, которое обычно измеряется с интервалом в 2 секунды. -3 минуты). См. «Психическая хронометрия».

Современные тесты не обязательно измеряют все эти широкие возможности. Например, Gq и Grw могут рассматриваться как меры успеваемости в школе, а не IQ. [6] Gt может быть трудно измерить без специального оборудования.

g раньше часто подразделяли только на Gf и Gc, которые, как считалось, соответствуют невербальным подтестам или подтестам производительности и вербальным подтестам в более ранних версиях популярного теста IQ Векслера. Более поздние исследования показали, что ситуация более сложная. [6]

Современные комплексные тесты IQ больше не дают единой оценки. Хотя они по-прежнему выставляют общий балл, теперь они также выставляют баллы для многих из этих более ограниченных способностей, выявляя конкретные сильные и слабые стороны человека. [6]

Современные теории

Модель структуры интеллекта Дж. П. Гилфорда (1967) использовала три измерения, которые в совокупности давали в общей сложности 120 типов интеллекта. Он был популярен в 1970-х и начале 1980-х, но исчез из-за практических проблем и теоретической критики. [6]

Более ранние работы Александра Лурия по нейропсихологическим процессам привели к теории PASS (1997). Он утверждал, что рассмотрение только одного общего фактора было недостаточным для исследователей и клиницистов, которые работали с проблемами обучаемости, нарушениями внимания, умственной отсталостью и вмешательствами для таких нарушений.Модель PASS охватывает четыре типа процессов. Процессы (P) ланнинга включают принятие решений, решение проблем и выполнение действий и требуют постановки целей и самоконтроля. Процесс (A) внимания / возбуждения включает выборочное внимание к определенному стимулу, игнорирование отвлекающих факторов и поддержание бдительности. (S) одновременная обработка предполагает объединение стимулов в группу и требует наблюдения за отношениями. (S) последовательная обработка включает в себя объединение стимулов в последовательном порядке.Компоненты планирования и внимания / возбуждения исходят от структур, расположенных в лобной доле, а одновременные и последовательные процессы исходят от структур, расположенных в задней части коры. [17] [18] [19] Это повлияло на некоторые недавние тесты IQ и рассматривается как дополнение к теории Кеттелла-Хорна-Кэрролла, описанной выше. [6]

Хорошо известные современные тесты IQ включают шкалу интеллекта взрослых Векслера, шкалу интеллекта Векслера для детей, тесты Стэнфорд-Бине, тесты когнитивных способностей Вудкока-Джонсона, батарею тестов Кауфмана для детей и прогрессивные матрицы Равена.

Примерно 95% населения имеют оценки в пределах двух стандартных отклонений (SD) от среднего. Если одно стандартное отклонение составляет 15 баллов, как это часто бывает почти во всех современных тестах, то 95% населения находятся в диапазоне от 70 до 130. В качестве альтернативы, две трети населения имеют оценки IQ в пределах одного стандартного отклонения от среднего, т. Е. в пределах 85-115.

шкалы IQ имеют обычную шкалу. [20] [21] [22] [23] Хотя одно стандартное отклонение составляет 15 баллов, а два SD — 30 баллов и т. Д., Это не означает, что когнитивные способности линейно связаны с IQ, такой, что IQ 50 означает половину когнитивных способностей IQ 100.В частности, баллы IQ — это не процентные точки.

Корреляция между результатами теста IQ и результатами теста достижений составляет около 0,7. [6] [24]

Психический возраст и современные методы

Немецкий психолог Уильям Штерн в 1902 году предложил метод оценки детского интеллекта. Он рассчитал то, что он назвал баллом интеллекта , или IQ, как частное от умственного возраста (возрастная группа, получившая такой результат). в среднем) испытуемого и хронологического возраста испытуемого, умноженного на 100.Терман использовал эту систему для первой версии шкалы интеллекта Стэнфорд-Бине. [26] Этот метод имеет несколько проблем, таких как тот факт, что он не может использоваться для оценки взрослых.

Векслер представил другую процедуру для своего теста, которая теперь используется почти во всех тестах IQ. При построении теста IQ его принимает стандартизационная выборка, представляющая население в целом. Средний результат определяется как эквивалент 100 баллов IQ. Почти во всех современных тестах стандартное отклонение результатов определяется как эквивалентное 15 баллам IQ.Когда субъект проходит тест IQ, результат сравнивается с результатами выборки нормализации, и субъекту присваивается оценка IQ, равная баллам с тем же результатом теста в выборке нормализации.

Значения 100 и 15 были выбраны для того, чтобы получить примерно такие же оценки, как и в старом типе теста. Вероятно, в рамках соперничества между Бине и Векслером, Бине до 2003 года предпочитал иметь 16 на одну SD, что вызвало значительную путаницу. Сегодня почти во всех тестах используется 15 на одну SD.Современные оценки иногда называют «отклонениями IQ», в то время как оценки по старым методам, зависящие от возраста, называются «коэффициентами IQ». [6] [27]

Надежность и обоснованность

Показатели IQ могут в некоторой степени различаться для одного и того же человека в разных тестах на IQ (возраст 12–13 лет). [28]
Ученик KABC-II WISC-III WJ-III
Ашер 90 95 111
Брианна 125 110 105
Колин 100 93 101
Даниил 116 127 118
Эльфа 93 105 93
Фриц 106 105 105
Георги 95 100 90
Гектор 112 113 103
Имельда 104 96 97
Хосе 101 99 86
Кеоку 81 78 75
Лев 116 124 102

Психометры обычно считают тесты IQ имеющими высокую статистическую надежность.Высокая надежность означает, что, хотя участники тестирования могут иметь разные баллы в разных случаях при прохождении одного и того же теста и могут различаться в баллах по различным тестам IQ, взятым в одном и том же возрасте, оценки в целом совпадают. Оценка экзаменуемого по любому тесту IQ окружена полосой ошибок, которая показывает с определенной степенью уверенности, какой, вероятно, будет истинный результат экзаменуемого. Для современных тестов стандартная ошибка измерения составляет около 3 баллов, или, другими словами, вероятность того, что истинный IQ человека находится в диапазоне от 3 баллов выше до 3 баллов ниже тестового IQ, составляет около 2 из 3.Другое описание состоит в том, что существует 95% -ная вероятность того, что истинный IQ находится в диапазоне от 4-5 баллов выше до 4-5 баллов ниже тестового IQ, в зависимости от рассматриваемого теста. Клинические психологи обычно считают, что они обладают достаточной статистической достоверностью для многих клинических целей. [6] [29] [30]

Эффект Флинна

Основная статья: эффект Флинна

С начала 20 века необработанные результаты тестов на IQ увеличились в большинстве стран мира. [31] [32] [33] Когда новая версия теста IQ нормируется, стандартная оценка устанавливается так, что результативность при медиане совокупности дает результат 100 IQ. Феномен роста Необработанные результаты оценки означают, что если тестируемые оцениваются по постоянному стандартному правилу выставления оценок, результаты тестов IQ повышаются в среднем примерно на три балла IQ за десятилетие. Это явление было названо эффектом Флинна в книге The Bell Curve в честь Джеймса Р.Флинн, автор, который больше всего сделал для того, чтобы привлечь внимание психологов к этому явлению. [34] [35]

Исследователи изучали вопрос о том, одинаково ли силен эффект Флинна для выполнения всех видов тестовых заданий IQ, прекратился ли эффект в некоторых развитых странах, существуют ли различия в социальных подгруппах этого эффекта и какие возможные причины эффекта могут быть. [36] Наблюдение Флинна побудило к проведению множества новых исследований в области психологии и «разрушило некоторые давние убеждения, а также подняло ряд других интересных вопросов на этом пути.»

Тест интеллекта

Насколько вы на самом деле умны? Этот простой тест использовался более 50 лет и с большой точностью проверял рассудительность и интеллект. Если у вас нет высоких результатов, помните, вы всегда можете стать лучше. Оно имеет Было сказано, что однажды Билл Гейтс прошел этот тест и набрал 3 балла. Нажмите выбрать свои ответы и удачи!

1. Какое отношение к вам имеет брат вашей племянницы?


2.Сколько дней рождения у среднего мужчины?


3. В некоторых месяцах 31 день; сколько у 28?


4. Законно ли для мужчины в Шотландии жениться на сестре своей вдовы?


5. Разделите 30 на 1/2 и прибавьте 10. Каков ответ?


6.Если есть 3 яблока и вы убираете 2, сколько у вас ?


7. Врач дает вам три таблетки и говорит принимать по одной. полчаса.
Сколько минут хватит на таблетки?


8. У фермера 17 овец, и все, кроме 9, умирают. Сколько осталось?


9.Сколько самцов и самок взял на себя Моисей ковчег?


10. Сколько марок по два цента в дюжине?


11. Вы участвуете в гонке. Вы обгоняете второго человека. В каком ты положении?


12. Очень сложная математика! Примечание: это нужно делать только в уме. НЕ используйте бумагу, карандаш или калькулятор.Попытайся.

Возьмите 1000 и прибавьте к нему 40. Теперь добавьте еще 1000. Теперь добавьте 30. Добавьте еще 1000. Теперь добавьте 20. Теперь добавьте еще 1000. Теперь добавьте 10. Сколько всего?


13. У отца Марии пять дочерей: 1. Нана, 2. Нене, 3. Нини, 4. Ноно. Как зовут пятую дочь?

Лучшие 50 вопросов и ответов на собеседование по искусственному интеллекту

  • Интернет
    • Javascript
      • Вопросы для интервью по JavaScript
      • Backbone.js Вопросы для интервью
      • Ember.js Вопросы для интервью
      • d3.js Вопросы для интервью
      • Вопросы для интервью JQuery
      • JAVASCRIPT: — Дополнительные вопросы для интервью
    • База данных
      • Вопросы для интервью по SQL
      • MySQL
      • PL / SQL Вопросы для интервью
      • Вопросы для интервью Oracle
      • Вопросы для интервью по DB2
      • Вопросы для интервью по структурам данных
      • Вопросы для интервью по приложениям Oracle
      • БАЗА ДАННЫХ: — Дополнительные вопросы для интервью
    • Web
      • Вопросы для веб-разработчиков
      • HTML
      • Вопросы для интервью Вопросы на собеседовании по Windows Server
      • Вопросы на собеседовании по CSS и CSS3
      • Вопросы на собеседовании по AWS
      • Вопросы на собеседовании по Bootstrap
      • Вопросы на собеседовании по веб-дизайну
      • WEB: — Дополнительные вопросы для интервью
    • 9 0121 Server
      • Вопросы на собеседовании по VMWare
      • Вопросы на собеседовании Websphere
      • Вопросы на собеседовании Tomcat
      • Вопросы на собеседовании OpenStack
      • Вопросы на собеседовании с Kafka
      • Вопросы на собеседовании с Windows Server
      • СЕРВЕР: — Дополнительные вопросы для интервью
      Вопросы
    • Вопросы для интервью Joomla
    • Вопросы для интервью по Drupal
    • Вопросы для интервью по WordPress
    • CMS: — Дополнительные вопросы для интервью
  • Microsoft
    • Microsoft
      • .NET Interview Questions
      • ASP.Net Interview Questions
      • VB.Net Interview Questions
      • LINQ Interview Questions
      • WPF Interview Questions
      • ADO.NET Entity Framework Interview Questions
      • Active Directory Interview Questions
      • MICROSOFT: — More Interview Questions
    • Microsoft Office
      • Вопросы на собеседовании в Microsoft Excel
      • Вопросы на собеседовании в Microsoft Outlook
      • Вопросы на собеседовании в Microsoft Word
      • Вопрос на собеседовании в Microsoft Project
      • Вопросы на собеседовании в Microsoft PowerPoint
      • Microsoft OFFICE: — Дополнительные вопросы для интервью
  • 90
  • Программирование
    • Программирование
      • Вопросы на собеседовании по PHP
      • Вопросы на собеседовании по Python
      • Вопросы на собеседовании по ООП
      • Вопросы на собеседовании по программированию
  • .