Современные субкультуры – —

Содержание

Субкультуры

     Субкультура – это модели поведения, жизненные стили, специфические ценности и их символическое выражение какой-либо социальной группы.

     Свои субкультуры имеют не только возрастные когорты и особые слои молодежи, но и профессиональные группы. Субкультуры есть у врачей, космонавтов, актеров, телевизионщиков, учителей… Обычные учительские слова «окно», «часы», «русичка», «продленка» далеко не всем представителям иных профессий понятны. А попробуйте расшифровать сленг тележурналистов: «кирпич», «консервы», «лайв», «линейка», «паркет»…

    Молодежная субкультура – это модели поведения, стили одежды, музыкальные предпочтения, язык (сленг), специфические ценности и их символические выражения, характерные для групп молодых людей (12−25 лет).

      Молодежные субкультуры существовали давно, по крайней мере, со второй половины ХХ века. В нашей стране они обратили на себя внимание общества и средств массовой информации в

1980-е годы. В те годы носителей таких особенных культурных практик обычно называли участниками неформальных молодежных объединений. Наиболее известные примеры – хиппи, панки, рокеры, металлисты.

     Главная социально-психологическая особенность неформальных молодежных объединений – символизация внешнего вида, образа жизни, образа поведения, в частности, одежды, стиля говорения. Например, длинные волосы хиппи – это не только длинные волосы, но и символизация свободы; англоязычный слой сленга хиппи – это ориентация на западные образцы поведения; квартира, где собираются неформалы, – это не просто помещение, а флэт, где все свои, объединенные непритязательным стилем повседневной жизни.

 

Виды субкультур

 

   Альтернативщики — образовались в первой половине 90-х годов. В нее вошли представители рэперов, металлистов и панков

. Из всех молодежных музыкальных направлений, они выделяются дружелюбием, к представителям любых субкультур.  В отличие от всех музыкальных движений, Альтернатива объединила в себе сразу несколько стилей, что позволило создать полностью обособленную субкультуру. За основу, был взят стиль HardCore, позже были задействованы Grunge и Индастриал.

    Ближе к рубежу 2000 года, новый стиль попал в течение мейнстрим и стал массово распространяться по всему миру. Огромный толчок в развитии его популярности, оказали такие группы как: Linkin Park, Korn, Limp Bizkit.

     Внешний вид Альтернативщиков сразу бросается в глаза, те. Их легко отличить от представителей других субкультур. Они носят широкую одежду и пирсинг.  Особой идеологии у этой субкультуры не было, все упиралось в музыкальный эксперимент, который кардинально переломил развитие мировой музыки. 

    Анимешники

— произошло от японских сериалов Аниме, которые стали масштабно сниматься в ХХ веке. Последователей и приверженцев легко определить по ярким вещам, символике. Как правило, Анимешники не скрывают этого, а наоборот выставляют на показ. Что касается идеологии и философии, то в рамках данной субкультуры, она полностью отсутствует. Данное движение хорошо развито в крупных городах, что нельзя сказать о населенных пунктах с небольшой численности людей.

 

    Из всех существующих, современных молодежных субкультур, имена эта является самой безобидной, не несущей никакой опасности, как для общества, так и для своих последователей. Основное, чем занимаются Анимешники – это просмотр Аниме в большом количестве и обсуждении его в своем круге.

 

     Байкеры  — субкультура уходит далеко корням примерно в 60-70-е ода именно тогда начало формироваться это направление. Составляющие этого класса, как правило, мужчины от 30 лет, которые не представляют себе жизнь без следующих вещей:

мотоцикла, пива и рок музыки. Все эти три элемента, неразрывно связаны между собой.

      Отличительными чертами байкеров является от других видов субкультур – это мотоцикл, длинные волосы, кожа, борода и пивной живот. Как правило, они ездят группами, редко их моно встретить по одному. Каждый уважающий себя байкер состоит в клубе. Определить в каком именно можно по нашивках на его одежде. Это главный знак, как выделяют себя представители этого класса друг от друга. 

  От других представителей различных субкультур, их отличает более мене спокойный характер (относительно), они первыми не ввязываются в драки, живут сами по себе, но если тронуть мотоциклиста, состоящим в байкерском клубе, ничего хорошего и этого не выйдет.

    Сегодня к байкерскому движению добавились еще и скутеры. На них, как правило, ездят только молодое поколение, не имеющие денег для покупку хорошего мотоцикла. Сейчас их уже принимают в клубы, более того, существует отдельное движение в отдельно взятых клубах. 

     Ванильные девушки или Ванильки — это новая субкультура, которая зародилась совсем недавно (по сравнению со всеми молодежными субкультурами, всего несколько лет назад). Причем это направление охватило, исключительно девушек.  Главной отличительной чертой от других молодежных движений — это постоянное ношение фотоаппарата, (по большому счету зеркального), во все места. Также такие девушки отличаются повышенной эмоциональностью и чувственностью.  С помощью фотоаппарата, Ванильки передают свое эмоциональное настроение, причем это единственный способ, как они это могут сделать. 

 

 

 

     Гламур — является одной из самых молодых субкультур нашего времени. Она сформировалась на основе клубной жизни и светских вечеринок.  Самая главная черта, который отличает Гламур от других субкультур – это

беспрекословное следование последним модным течениям. На свой внешний вид тратятся огромные деньги. Что носят гламурщики? – это мировые бренды –  Adidas, Guchi и другие.  Причем попасть в эту субкультуру, может как женщина, так и мужчина. Для каждого пола предусмотрен свой собственный дресс код.

 

 

 

 

 

    Гопники  —  субкультура возникла в последние годы существования СССР. По своей идеологии и поведению, крайне близки к хулиганам. От других молодежных субкультур, Гопники выделяются тюремным сленгом, повышенным насилием и низким уровнем IQ. Сам термин Гопник возник от слова «гоп стоп» — внезапного ограбления. Отношение к другим субкультурам, идет агрессивно настроенное, т.е. длинные волосы вызывают у гопника агрессию. Они носят спортивные костюмы и короткую стрижку.

 

 

 

    Готы — как и любая современное течение молодежи берет свое начало из музыки. По своему внешнему виду они отличаются преобладанием

(монотонным) черного цвета в одежде и косметики (если речь идет о девушках), а также символы, имеющие отношение к смерти – зубы, кресты, перевернутые кресты, пентаграммы, и так далее. За все время существования этой субкультуры Готы, ее приверженцы так и не выработали собственной идеологией, которой следует следовать. Единственное, что остается неизменным и вечным у представителей этого движения – мрачный вид и преобладание декаданса в настроении.

 

    По сложившемся традициям, излюбленное место, где собираются люди придерживающие этой субкультуры – кладбища (городские, деревенские, загородные и т.д.).

 

     Также после 2000 года, от субкультуры Готы, отделилась другая, более современная — Кибер Готы.

 

     Гранжеры — одна их самых старых субкультур, они возникли под воздействием музыкального направления 

гранж, откуда собственно и выделились как обособленная культура примерно в 1990-1991 году. Ее родоначальники, группа Нирвана, которые смогли продвинуть не только свой стиль в массы, но и породить целое поколение, своих последователей. По внешнему виду Гранжеров легко отличить от представителей других субкультур, как привило, они одеваются как их кумир Курт Кобейн, т.е. клетчатая рубашка, кеды и длинные волосы — эти три элемента полностью формируют имидж и образ. Причем, предпочтение отдается изношенной одежде. Нередко такие вещи для формирования образа, стиля и имиджа покупаются в секонд хендах.

 

      Они полностью безобидны для окружающих. Субкультура гранжеры отличается также своей консервативностью, нежеланием менять свои устои жизни, нормы, философию или систему ценностей. Что касается возраста, то тут нет ограничений. Среди гранжеров можно встретить как в 15 летнем возрасте (молодежь), так и полностью сформировавшихся и утвердившихся людей (за 25-30 лет). Как говорилось выше — это самое безопасное и не агрессивное социальное движение в наше время.

    Граффитеры — появились от уличного художественного искусства – граффити, в конце 1960-х годов. В то время, это направление называлось современным авангардизмом. Позже из США граффити стало усиленно распространяться по всему миру. Как правило, в это движение вовлечена молодежь, т.е. довольно редко можно встретить взрослых людей с баллончиком с краской.  Выбираются разные места для граффити. Граффитеры охотно рисую как на заброшенных зданиях, так и на вагонах метро, не редко таки произведения современных художников можно встретить и на центральных улицах крупных городов. 

 

 

 

    Кибер Готы — является самой молодой и самой развивающийся субкультурой. Ориентировочно, истоки зарождения приходятся на 1990-й год. Сами истоки были взяты именно из готического движения, но в короткий срок были полностью переориентированы. Как и большинство субкультур, Кибер Готы образовались из-за музыкальны направлений в частности стиля

Noise, и Индастриал, которые радикально отличался от других существующих стилей того периода времени.

 

   В качестве основных причесок используются: дреды, волосы окрашенные в разные цвета, не редко встречаются у представителей этого движения и ирокезы, но с субкультурой панк, они не имеют ничего общего. Цветовая гамма колеблется от зеленого, до черного, но преимущественно используются яркие. Слово Кибер, используется не просто так. Если внимательней всмотреться в их внешний вид, то можно увидеть микросхемы, задействованные как элемент дизайна одежды, т.е. собственного стиля.

     Поскольку это самая современная субкультура, то страсть к компьютерам здесь рассматривается по умолчанию. 90% представителей данного неформального направления хорошо разбираются в компьютерных технологиях сегодняшнего дня.

 

      Металлисты – субкультура образовалась в начале 1960-х годов. Это направлении было порождено музыкальным стилем металл, а если быть более точным, то стилем Heavy Metal. Термином металлисты, обознаются все приверженцы тяжелой рок музыки и всех разновидностей метала, начиная от классического Хеви Метала, заканчивая Треш Металлом другими более тяжелыми направлениям. От этой субкультуры, впоследствии отделилась еще одна – сатанисты, которое полностью обособилось и стало абсолютно независимым течением. Современные металлисты, впрочем, как и родоначальники направления, любят свободную жизнь, живя в свое удовольствие. В этих кругах общепринято распивать спиртные напитки и посещать тяжелые рок концерты, что касается наркотических веществ, то это такое не принимается, хотя существуют отдельно взятые случаи. Основная составляющая масса этой субкультуры – подростки, в возрасте от 16 до 20 лет, а также «олдовые» (старые) представители этого направления, нередко попадаются металлисты в возрасте 45 и более лет.

      Из образа металлиста можно выделить следующие: кожаная одежда (преимущественно черного цвета), большое количество металла на теле (цепи, шипы, браслеты и т.д), большие ботинки, пирсинг (как правило в левом ухе), банданы. Из символики, часто встречаются черепа.  Приверженцы этого направления ввели в обиход, самый популярный неформальный жест, под названием «Коза».

     Нью-Эйдж —  ее суть заключается в духовном самосовершенствовании. Здесь читают книги, и считается что чем выше интеллектуальный и духовный уровень человека, то тем выше его статус в рамках данной субкультуры. Отличия от обычных людей, кроются не только в этом, также дело коснулось религии. Стандартные религии, Ислам, Христианство или Буддизм ими полностью отвергаются. На основе мировых учений, каждый член Нью-Эйджа создает свое собственное течение, мешая учения мистических пороков с обрядами манизма, неоязычества или же оккультных течений. 

 

troickcbs.ru

Существуют ли субкультуры сегодня

Автор: Юрий Петерс

Олдфаги не помнят, ньюфаги не знают, но еще лет 10—15 назад каждый класс в школе и группа в универе обязательно включали нескольких “неформалов”. И зачастую это были не одиночки — до половины учеников в коллективе могли быть членами той или иной субкультуры: эмо, готы, рэперы, рокеры, панки и гопники, ролевики, скинхеды, анимешники, футбольные фанаты.

К сожалению или к счастью, пик популярности субкультур закончился в нашей стране примерно после 2010 года.

Так почему же раньше субкультуры были настолько популярны и куда они делись сейчас? И делись ли вообще — может, они просто трансформировались во что-то другое?

Зачем вообще вступали в субкультуры: комментарий психолога

Основная часть участников субкультур начинает проявлять интерес к таким группам в позднем подростковом возрасте и в юности. Именно в это время начинается поиск собственного уникального «Я», поиск своей идентичности, тестирование своих возможностей и т.п. А наибольший интерес представляет общение. Приплюсуйте сюда глобальное информационное пространство, дающее возможность подобрать себе сначала интересы, а потом и группу по этим интересам. Веер возможностей — выбирай! С одной стороны, идет процесс утверждения своего «Я», некоторое отрицание привычных ценностей. С другой — хочется принадлежать той самой своей «стае» со своими правилами и ценностями. Такая группа становится моделью большого общества, где человек оттачивает необходимые навыки взаимодействия, общения с другими людьми. Но делает это в наиболее комфортной для себя среде. Не забываем, там еще и максимально интересно!Ольга Айметдинова, психолог-консультант, г. Москва

Какие субкультуры были раньше

В нулевые — период расцвета субкультур в России — они были максимально яркими, непохожими друг на друга и многочисленными. Если копать глубоко, можно выделить до нескольких десятков разных субкультур, но мы остановимся на основных: эмо, готах, рокерах и панках.

Эмо

Эта субкультура обрела популярность и практически умерла всего за десятилетие. Название “эмо” происходит от английского слова emotional — “эмоциональный”. Характерными особенностями эмо были:

●  Музыкальные вкусы: эмокор, поп-панк

●  Стиль: черно-розовые цвета в одежде и аксессуарах, черные волосы, длинная челка, закрывающая один глаз; символы черепа с костями, разбитого сердца, плюшевые медведи. Часто делали пирсинг, “тоннели” в ушах

●  Мировоззрение: считались очень эмоциональными и романтичными, но доминирующее настроение — депрессивное. Также считалось, что эмо склонны к суицидальным мыслям

Подробнее читайте об эмо в нашем большом исследовании здесь

Готы

У этой субкультуры история намного длиннее, чем у эмо. Первые готы появились в конце 70-х годов в Великобритании, и, по сути, субкультура продолжает существовать до сих пор, вот только последователей стало намного меньше.

●  Музыкальные вкусы: готик-рок, готик-метал, дарквейв

●  Стиль: основной цвет — черный, и в одежде, и в макияже. Также готы любят стальные и серебряные аксессуары: кольца, цепочки, кулоны. “Трушные” готы вообще заказывали вещи у дизайнеров, чтобы те были уникальными и отвечали всем требованиям моды, но далеко не у всех были на это деньги. Среди распространенных элементов одежды — кожаные сапоги и тяжелые ботинки, корсеты, плащи. Все, конечно, черное

●  Мировоззрение: готов, как и эмо, интересует тема смерти. Принято считать, что по характеру они пессимистичны, замкнуты в себе, циничны и все время спокойны. Многие готы интересовались оккультизмом и мистикой

Рокеры

У этой субкультуры нет таких четких границ, как у двух предыдущих. Во-первых, потому что она основана только на музыкальном жанре, без дополнительных элементов — моды, мировоззрения и т.д. Во-вторых, жанров рок-н-ролла огромное множество: от поп-рока до нойза. Но все же можно условно выделить общие черты:

●  Музыкальные вкусы: ну тут просто — весь рок от инди до хардкора

●  Стиль: единого стиля у рокеров нет. Чаще всего встречались такие черты: длинные волосы у мужчин, удобная практичная одежда, обычно кожаная, штаны — грубые джинсы, обувь — ковбойские “казачки”. А косуха — байкерская кожаная куртка — вообще главный элемент гардероба любого рокера

●  Мировоззрение: рок считается музыкой протеста, соответственно, и у рокеров создался имидж бунтарей, не согласных терпеть несправедливость. Брать от жизни все — еще один негласный девиз рокеров, поэтому многие из них злоупотребляли алкоголем и наркотиками

Условно к рокерам можно отнести и панков — у них схожие музыкальные вкусы, любовь к кожаной одежде и бунтарство. Вот только панки всегда были более радикальными: отвергали нормы морали и закона, часто дрались, устраивали дикие слэмы на концертах. Отличительными чертами панков были ирокез, кожаная куртка на голое тело и нелюбовь к гигиене.

Почему субкультуры сейчас менее заметны

Что же стало с этими и другими субкультурами нулевых: куда они пропали и почему больше не на слуху? Точного ответа нет, но есть несколько правдоподобных версий.

Все перешли в Интернет

Одна из главных целей субкультур — самовыражение, и раньше заниматься этим приходилось в реальной жизни, поскольку других способов просто не было. Сейчас же выражать свою индивидуальность необычным внешним видом или поведением просто неэффективно.

Гораздо проще сделать это в сети: поставить на аватарку любимого певца, подписаться на группы по интересам и там же найти единомышленников — для этого больше не нужно ходить на неформальные “сходки” и фестивали. Соответственно, нет нужды причислять себя к той или иной субкультуре.

Субкультур стало так много, что в них больше нет смысла

Разнообразие музыкальных жанров, стилей одежды и образцов для поведения еще каких-то пятнадцать лет назад было значительно меньшим, чем сейчас.

Сегодня направлений для самовыражения настолько много, что каждый отдельный человек может представлять собственную уникальною субкультуру. Музыкальные жанры появляются десятками каждый год, мода меняется еще быстрее, и в таких условиях придерживаться какой-то одной субкультуры — сложно и непрактично.

Версия психолога

Мне кажется, общество стало более пестрым, а субкультуры стали менее закрытыми. Чаще мы сталкиваемся с ситуационной идентификацией, есть повод — собрались, пообщались, проявились. И потом, как оценивать выраженность субкультур? Скорее всего, по атрибутике — в первую очередь по внешнему виду. Но благодаря доступности товаров и информационной свободе многое стало проникать в массовую культуру. Элементы внешнего вида представителей субкультур стали модными. Ряд субкультур базируются на отличительных музыкальных предпочтениях — но это не самый ярко выраженный элемент. Если ваш сосед не бузит по ночам и не мешает своей музыкой, вы и не узнаете, на какие тематические вечеринки он ходит. Вот еще один фактор — разобщенность современного общества, люди слишком погружены в собственные проблемы, чтобы их интересовало проявление субкультур.Ольга Айметдинова, психолог-консультант, г. Москва

Но все-таки есть ли субкультуры сейчас?

Хипстеры, анимешники, АУЕ-шники, винишки и т.д. — можно ли сейчас выделить какие-нибудь субкультуры, актуально ли это понятие?

Group of teens making activities in an urban area. concept about youth and friendship

Субкультура — это далеко не просто группа людей, объединенная какой-то внешней атрибутикой. Понятие субкультуры намного шире. Это социальная группа, базирующаяся на определенных жизненных стилях, разделяющая определенные специфические ценности и транслирующая определенное поведение. Если брать только молодежные субкультуры, то сегодня популярно все, что связано с современными технологиями, визуальной культурой и вымышленным миром. Например, геймеры, косплееры, анимешники, фурри, веб-панки и прочие. Естественно, остаются традиционные — болельщики, реконструкторы, ролевики, рокеры — уже совсем не молодежные. Ну и, конечно, хипстеры, которые прочно держат свои позиции долгое время, несмотря на постоянное видоизменение этой субкультуры.Ольга Айметдинова, психолог-консультант, г. Москва

Основное отличие новых субкультур сейчас — их взаимовлияние. Условно говоря, раньше рэперы слушали рэп, гопники — шансон, эмо — эмокор, а готы — готик-метал. Встретить рокера с Гуфом в плеере было невозможно.

Сейчас же это деление намного более гибкое: хипстер может с удовольствием слушать рэп, а рэпер — любить аниме или носить одежду с символикой рок-групп.

Но все же говорить о полном отсутствии субкультур нельзя — часть из них трансформировались и подстроились под массовую культуру; часть — стали малочисленными и незаметными, но остались верны своим идеалам.

Этой статьей мы открываем серию материалов о молодежных субкультурах. Попробуем глубже исследовать эту тему, разобраться в особенностях популярных субкультур и поговорить с их представителями.

Подписывайтесь на блог и следите за материалами — будет интересно!

blog.vsemayki.ru

Молодёжная субкультура — Циклопедия

Молодежь как социальная группа. Молодежная субкультура. Урок 35 // Учебное видео [10:06] Молодежные субкультуры [11:48]

Молодежная субкультура — субкультура, характерная для молодежи. Это — любое объединение молодёжи, имеющей собственные элементы культуры, а именно: язык (сленг), символику (внешняя атрибутика), традиции, тексты, нормы и ценности.

При этом субкультура (лат. sub — под и cultura — культура; подкультура) — это свод накопленных определенным мировоззрением ценностей и порядков группы людей, объединенных специфическими интересами, определяющими их мировоззрение (англ. alignment). Субкультура — суверенное целостное образование, часть общественной культуры.[1].

Современные молодежные субкультуры достаточно разнообразны: металлисты (металхэды, металлеры), панки (англ. punk — перен. разг. «нехороший», «дрянной»), готы (англ. Goths, от англ. gothic — грубый), эмо (англ. emo: от emotional — эмоциональный), скиннхеды (англ. skinheads, от skin — кожа и head — голова), гламур (англ. glamour, собственно «шарм», «очарование», «обаяние»), растаманы (от англ. rasta — растафарианство), Яппи (англ. Yuppie молодой городской профессиональный человек), «Золотая молодёжь» (от фр. Jeunesse, чью жизнь и будущее устроили родители, а сами они стали её прожигателями) и др. Они основаны на идейных взглядах, убеждениях и даже на смысле жизни. Поклонники субкультур демонстративно показывают свое единство, которое проявляется в стиле одежды или поведении, применение в качестве аксессуаров специфической символики.[2].

Панки (англ. punk — перен. разг. «нехороший», «дрянной») — молодежная субкультура, возникшая в середине 1970-х годов в Великобритании, США и Австралии, характерными особенностями которой является любовь к музыке панк-рок, критическое отношение к обществу и политике.

Отличаются пестрым эпатажным имиджем (фр. Epatage — скандал). Многие панки красят волосы в яркие неестественные цвета, начесывают и фиксируют их лаком, гелем или пивом. В 1980-х годах стала модной прическа «ирокез».

Основной идеологией панков является стремление к личной свободе и независимости. Большинство панков поддерживает нонконформизм (от лат. non — «не» и позднее лат. conformis — «подобный», «сообразный»), исповедуя при этом принципы «полагаться на самого себя» и «не продаваться». По политическим взглядам многих панков можно охарактеризовать как «левых» и приверженцев прогрессивизма, присутствуют и апполитичные люди.[3].

Субкультура готы появилась в конце 70-х годов, когда волна панк рока пошла на спад. Именно по внешнему виду готов отличают от других субкультур. В большинстве случаев можно сказать, готы носят черные одежды, имеют черные волосы, красят ногти в черный цвет и так же подводят глаза.
Мировоззрение готов (англ. Goths, от англ. gothic — грубый) отличается мрачным депрессивным взглядом на жизнь. Оно проявляется в поведении в виде замкнутости, частых депрессий (от лат. deprimo — «давить», «подавить») , меланхолии и повышенной ранимости. Также изолированность от общества, непринятие стереотипов и пристрастие к сверхъестественному. Еще своеобразной чертой большинства готов является своеобразная «артистичность» и стремление к творчеству, которое в основном проявляется в работе над своим внешним видом.[4].

Эмо (англ. emo: от emotional — эмоциональный) — это как правило подростки 14-18 лет Традиционная прическа эмо — косая, рваная челка до кончика носа, закрывающая один глаз. Предпочтение отдается жестким прямым черным волосам.

В центре мировоззрения эмо стоит сверхчувствительность. Эмоции они переживают по-максимуму, потому что жизнь одна и нужно сегодня испытать все, ведь завтра уже не испытаешь сегодняшние чувства. Поэтому все эмоции они испытывают очень сильно, если страдают, то жутко, но если веселятся, то до истерического смеха, радуются как дети, прыгают от избытка чувств, обнимают других, они во всем стремятся быть искренними и открытыми, потому что ложь лишает настоящих чувств и настоящих ценностей, а значит и настоящего счастья.[5].

Эта субкультура возникла в 1920-х годах на Ямайке. Как и других субкультур, у растаманов (от англ. rasta от rastafari — растафарианство) своя идеология и жизненные принципы.

Красный, желтый и зеленый — эти цвета можно найти в одежде каждого растафари и символизируют они цвет эфиопского флага. Изначально растаманы, в основном, выбирали свободные мешковатые рубахи и полотняные штаны, так как подобная одежда идеально подходит для жаркого ямайского климата.[6].

Яппи (англ. yuppie — молодой городской профессиональный человек) — молодежная субкультура, представители которой ведут конформистский общепринятый образ жизни человека современного западного общества. Яппи имеют высокооплачиваемую работу, в одежде предпочитают деловой стиль, следят за модой, посещают фитнесс-центры. Основной критерий принадлежности к Яппи — успешность.

Часто внешними проявлениями мировоззрения яппи выступают цинизм, прагматизм и презрение по отношению к менее успешным людям, аполистичность. Самая любимая их тема — нехватка времени. В кругу яппи не принято обсуждать свои проблемы, они должны выглядеть бодро и энергично.

В сообществах яппи табуировано проявление зависти и ненависти, считаемой уделом «лузеров» (англ. loser — неудачник). Для яппи не свойственно хвастаться перенесенными ударами судьбы как достижениями. Удары судьбы принято скрывать, помня их только на уровне холодной логики. Яппи как правило не имеют друзей, гендерные роли в сообществах яппи стерты.[7].

Мажоры входят в субкультуру, характеризующуюся отдыхом в дорогих ночных клубах и тратой денег своих родителей. Свою историю ведут с конца 1980-х годов. Основными внешними атрибутами являются: стильная одежда, дорогая машина и модный мобильник. Они характеризуются замкнутым кругом общения с себе подобными.

Идеология мажоров ограничивается возможностями и кошельком состоятельных родителей. Их философия — деньги и возможности папы. Они снисходительно относятся к ровесникам из «простых» семей. Легко и непринужденно идут по жизни, зная, что любые вопросы будут решены. В почете у мажоров предприимчивый молодой человек, знающий 2-3 иностранных языка. Они выступают против наркотиков и занимаются модными видами спорта.[8].

Скинхеды (англ. skinheads, от skin — кожа и head — голова) — это группы городской молодежи, живущие по своим законом, со своей музыкой, отличительными знаками, своей модой и концепцией «мужской дружбы». Это неофашистские молодежные группировки закрытого типа. Проповедуют культ сильной личности, систематически занимаются физической подготовкой.

Идеология движения — White Power (англ. Белая власть) — гибрид из германского национал-социализма и модернизированных расовых доктрин Третьего рейха (нем. Drittes Reich — «Третья империя», «Третья держава»). С их точки зрения, раса выше нации, а интересы «Белого мира» распрастраняются поверх узкополитических и узконациональных интересов отдельных белых народов.[9].

  1. ↑ Левикова С. И. Учеб. Пособие: Молодежная субкультура / С. И. Левикова. — М.: Фаир Пресс: ИТД Гранд, 2004. — 608 с.
  2. ↑ Десятерик Д. Альтернативная культура. Энциклопедия / Д. Десятерик. — М.: Ультра. Культура. 2005. — 235 с.
  3. ↑ Оганов А. А. Учеб. Пособие для вузов: Молодежная субкультура / А. А. Оганов, И. Г. Хангельдиева // — Теория культуры: М.: Фаир Пресс, 2001. — С. 245—261.
  4. ↑ Левикова С. И. Готика как она есть, или О старой новой молодежной субкультуре / Левикова С. И. // Философские науки. — 2006. — С. 79-92.
  5. ↑ Александров Р. Ю. Социально-философские аспекты развития молодежной субкультуры // Гуманитарные и социально-экономические науки. — 2008. — С. 77-81.
  6. ↑ Трушина А. А. Молодежная субкультура: проблемы и перспективы развития / А. А. Трушина, Л. П. Саксонова. // Научный потенциал города — Самара. — С. 44-46.
  7. ↑ Оганов А. А. Учеб. Пособие для вузов: Молодежная субкультура // Теория культуры: М.: Фаир Пресс 2001. — С. 245—261./
  8. ↑ Левикова С. И. Учеб. Пособие: Молодежная субкультура — М.: Фаир Пресс: ИТД Гранд, 2004. — 608 с./
  9. ↑ Трушина А. А. Молодежная субкультура: проблемы и перспективы развития // Научный потенциал города — Самара. — С. 44-46.
  • Brake, Michael (1985) Comparative Youth Culture: The sociology of youth culture and youth subcultures in America, Britain and Canada, Routledge, New York.
  • Dieter Baacke: Jugend und Jugendkulturen. Darstellung und Deutung. 5. Auflage. Juventa, 2007, ISBN 978-3779904267 (Taschenbuch).
  • Diego Miscioscia, Miti affettivi e culture giovanili, Milano, 2000.
  • Александров Р. Ю. Социально-философские аспекты развития молодежной субкультуры / Р. Ю. Александров // Гуманитарные и социально-экономические науки. — 2008. — С. 77-81.
  • Десятерик Д. Альтернативная культура. Энциклопедия / Д. Десятерик. — М.: Ультра. Культура. 2005. — 235с.
  • Левикова С. И. Готика как она есть, или О старой новой молодежной субкультуре / Левикова С. И. // Философские науки. — 2006. — С. 79-92.
  • Левикова С. И. Учеб. Пособие: Молодежная субкультура / С. И. Левикова. — М.: Фаир Пресс: ИТД Гранд, 2004. — 608 с.
  • Оганов А. А. Учеб. Пособие для вузов: Молодежная субкультура / А. А. Оганов, И. Г. Хангельдиева // — Теория культуры: М.: Фаир Пресс 2001. — С. 245—261.
  • Трушина А. А. Молодежная субкультура: проблемы и перспективы развития / А. А. Трушина, Л. П. Саксонова. // Научный потенциал города — Самара. — С. 44-46.

cyclowiki.org

Современные субкультуры

Субкультура в социологической науке

Субкультура в социологической науке напрямую связана с возможностью репрезентации индивида в социокультурных условиях. Субкультура может стать одним из способов репрезентации, поскольку, как мы отметили ранее, каждое неформальное объединение обладает своими отличительными чертами: в манере общения, поведения, стиле одежды, символике и знаках.

Замечание 1

Однако стоит учесть, что репрезентативные элементы не должны выходить за рамки дозволенных и установленных социальных норм, иначе такое действие ведет к наказанию. Но в повседневной жизни мы продолжаем сталкиваться с теми, кто безразлично относится к предупреждениям, за что впоследствии несет ответственность.

Важным фактором репрезентативности неформального объединения является то, что оно охватывает те убеждения, представления, социальные ценности и нормы, картины мира и идеи, которые влияют на процессы социального действия в любой сфере. Влияние это происходит по причине того, что субкультурные идеи активно разделяются обществом либо пассивно принимаются им. Есть люди, которые соотносят себя с неформальной группой и ее элементами, но при этом не признаются в этом, боясь осуждения и непонимания со стороны социума.

В западной науке имеется ряд исследователей, которые в качестве объекта исследования выбрали именно субкультуру. Например, Теодор Роззак в своей работе под субкультурой понимает определенную культурную «сетку координат», которая вырабатывается конкретными категориями людей. Данная сетка состоит из ряда характеристик и отличительных черт, которые характеризуют отдельное сообщество, причем делают это очень разносторонне и достаточно целостно, что позволяет проанализировать каждый аспект.

М. Брейк определил субкультуру как норму, которая находится в состоянии отделения от общепринятой системы ценностей. Она позволяет поддерживать и развивать коллективный стиль жизни, также отдельного от традиционного стиля, который принимается большинством членов общества. Так, в данном определении тоже заложен смысл субкультуры как явления со своими характеристиками и чертами, которые признаны меньшинством.

Г. Маркузе акцентирует внимание на том, что субкультура – это результат деятельности человека, который целиком и полностью погружен в свою жизнь, контролирует ее, а также процессы производства. Тем самым он демонстрирует свой протест против традиционного порядка: например, использует необычный стиль в одежде, слушает музыку другой эпохи, которая не укладывается в рамки традиционных форм и музыкальных жанров.

Классификация современных субкультур

В зависимости от смысловой наполненности, неформальные объединения могут быть разделены на несколько основных групп. По своему назначению и функционалу они бывают такими, как:

  1. Поклонники различных музыкальных направлений;
  2. Поклонники различных культов;
  3. Националистические группировки;
  4. Футбольные фанаты;
  5. Панки, хиппи, металлисты, рокеры и другие.

Панки относятся к достаточно экстремистскому движению среди неформалов. Они пропагандируют протест против популярной музыки и обыденного внешнего вида. По характеру панки – эгоисты с высоким самомнением. Их легко отличить на улице по их внешнему виду, они используют разные блестящие металлические предметы в качестве украшений и аксессуаров: булавки, цепочки, кожаные куртки с обилием металлических элементов.

Взгляды следующей неформальной группы – хиппи – заключаются в том, что прежде всего человек должен быть душевно раскрепощен и свободен от предрассудков. Хиппи считают, что человек должен стремиться к «миру во всем мире» и «свободной любви» (главный слоган всех хиппи «Make love, not war» — «Занимайтесь любовью, а не войной»).

Стремясь к абсолютной свободе, хиппи склонны к бегству от реальности, поэтому они уклоняются от многих социальных обязанностей. Главная их задача – оберегать свою свободу как величайшую драгоценность, дарованную им свыше. Для того, чтобы достичь такого эффекта, чаще всего многие хиппи употребляют наркотические вещества. Внешне их отличают по неряшливости в одежде с характерной символикой, а также по большому количеству самодельных аксессуаров (амулеты, браслеты, цепочки).

Металлисты являются тщательно и хорошо организованным объединением. Употребляют много спиртных напитков, агрессивно относятся к панкам и анархистам. В качестве внешних атрибутов выступают объемные вещи (кофты, кожаные куртки), большие цепочки, встречается обилие кожи в одежде и аксессуарах.

Неформальные объединения чаще организовываются на основе общей приверженности к некоторым культам, которые могут выражаться в поклонении и восхвалении какой-либо известной личности (писатель, музыкант), его произведений (литературное произведение или музыкальный жанр), а также идей о жизни, мировоззрении, религиозных предпочтениях.

Сегодня существует несколько субкультур, где люди объединены на основе общего признака. Например, Д.И. Кравчек рассматривает две разновидности неформальных субкультур – эмо и готы.

Главным правилом эмо является выражение их эмоций и чувств. Основные черты характера – самовыражение, особенное чувственное мироощущение, противостояние несправедливости.

Что касается готов, то идеология их движения основывается на идее романтизации смерти, боли и мучений, а также на исповедании «эстетики смерти».

Замечание 2

Готы видят свою жизнь в мистическом цвете, мрачной и депрессивной. Для них характерна такая черта, как симуляция постоянной меланхолии, депрессии, или же имитация депрессивного взгляда на окружающий мир.

Часто они собираются на кладбищах, где совершают акты вандализма. Готов можно отличить по следующим признакам: длинные волосы, окрашенные в черный цвет, выбритые виски, длиннополая одежда черного цвета, черные ботинки на грубой подошве, ношение на шее так называемого «египетского креста» (крест Анкх), кулонов, подвесок, черепов, многочисленный пирсинг на лице и других видимых частях тела.

spravochnick.ru

Виды субкультур — список, краткий обзор

Субкультура – изначально что-то подпольное. Дэвид Рисмен в своих исследованиях 1950 года вывел виды субкультур, понимая под ним группу людей, целенаправленно выбирающую манеры, ценности и стиль, предпочитаемые меньшинством. Потом Дик Хэбдидж пишет книгу «Субкультура: значение стиля», где расписан более углубленный анализ этого явления. Людей, примкнувших к какой-либо субкультуре как только не называли. «Городские племена», «клубы», «тусовка», «неформальные объединения молодежи», «неформалы», проще говоря. Часть культуры общества, отличающаяся от большинства других. Это может быть одежда, язык, ценности, ориентиры. Субкультуры формируются на национальной, демографической, профессиональной, географической и других основах.


Не надо путать субкультуру с фэндомом. Фэндом – сообщество поклонников. Писателя, сериала, фильма, не суть. Увлечения могут преобразоваться в субкультуру. Потому что здесь нужно не «большинством голосов», не «кто громче крикнет». Слышен любой писк и шепот. И каждый голос имеет значение. Мало просто объединиться. Вот хакеры. Не смотря на то, что эти ребята себя не афишируют, их немало. Но кроме страсти к брождению по системам, не имея ничего кроме, в ранг субкультуры они встать не могут. В своем роде ты проходишь эволюционный путь от фэндома до субкультуры. Но это если брать положительную сторону. Уголовная субкультура, сами понимаете, образована по другому принципу: принципу конфликта. Хотя некий конфликт присутствует во всех субкультурах. Стремление построить самодельный кривой забор, зато ни у кого так больше не будет. Это открытое противостояние носит название контркультуры. Можно бороться с традициями и правилами, нарушая правила или моральные устои, а можно просто удариться в эскапизм. Убежать от реальности. Тоже противостояние. Тут уже все зависит от фантазии. В выдуманном мире с выдуманными законами уютнее и проще. Самоопределился: сидя на диване в засаленной футболке представлять себя доброй феей. А можно уйти не от себя, а от других. Закрыться дома, и не выходить: неделями, месяцами, даже годами. Крайняя степень самоизоляции получила название хикикомори.


Можно классифицировать субкультуры на музыкальные, спортивные, арт-субкультуры. Но если с футбольными фанатами и ролевиками все понятно, то поговорим о музыке. Начать стоит со старых добрых хиппи. Творческие кочевники-пацифисты. Дискуссии, наркотики, алкоголь, цветы. И хоть хиппи – одна из старейших молодежных субкультур, их идеи до сих пор находят отражение в жизни. Растаманы близки к хиппи, тоже пацифисты. Отрицают табак и алкоголь. Двумя руками за марихуану и регги. Растаманы и хиппи, в целом, могут ладить. Но так не скажешь о панках и рэперах: между этими молодежными субкультурами вечная война.


Готы. На раннем этапе своего развития это те же панки. Но потом готы – это уже те ребята, кого вы сейчас представили. Если, конечно, не перепутали с кибер готами. Эта молодежная субкультура появилась позже, и связана с началом массового распространения Интернета.

Эмо. На первый (и даже не на первый) взгляд кажется, что эти ребята депрессивные, унылые, вздыхающие. На самом деле суть их движения – показать свои эмоции. Говоря избитыми фразами, ходить без маски. Вот они и показывают. Только странно: разве чтобы снять одну маску, нужно надеть другую, с челкой перекощенной? С одной стороны все это – способ самовыражения. С другой, люди просто продают себя за возможность быть понятым: втискивают себя в рамку — получается однобоко. Я раздобуду пленочный фотоаппарат и бабулин свитер, чтобы все знали: я – хипстер. Это как наклейка – и с тобой уже все понятно. Твои мысли, ценности, идеалы. Применимо ко всему. Неужели для того, чтобы побыть одному, нужно покрасить губы в черный цвет?


Главная задача молодежных субкультур – самовыражение. В отстаивании своих убеждений это помогает скорее только морально. В конце концов, пара кожаных браслетов уж точно ничего не решает.

 

sub-cult.ru

Молодежные субкультуры современной России


ТОП 10:

⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2

 

К началу XXI в. субкультурный бум в нашей стране угас. Но это не означает, что неформальные молодежные объединения исчезли. В современной России продолжают развиваться старые формы молодежных субкультур и даже возникают новые.

Субкультура хиппи – одна из старейших молодежных субкультур. Движение сформировалось в Сан-Франциско в середине 60-х годов XX века как протест против обывательщины. В основу хиппистской идеологии было положено философское учение, связанное с «движением Иисуса». Они придерживаются пацифистских взглядов (основной символ движения хиппи – «пацифик», исповедуют идею «непротивления злу насилием», склонны к творчеству. Основная форма проведения досуга – тусовки на флэту (от англ. flat – квартира) с неугасающими дискуссиями, постоянной полемикой и обязательным музицированием. Тусовки сопровождаются, как правило, употреблением алкоголя и наркотиков. Хиппи нередко порывают с домом, путешествуя практически без средств к существованию. Известна любовь хиппи к цветам (одно из названий движения – «дети цветов») и к хождению босиком. Частью хипповской идеологии является «свободная любовь» со всеми вытекающими последствиями.

Движение хиппи в СССР развивалось «волнами»: «первая волна» относится к концу 60-х – началу 70-х годов XX века, «вторая волна» – к 80-м годам. Примерно с 1989 г. наблюдается резкий спад, выражавшийся в резком уменьшении числа приверженцев данной субкультуры. Однако в середине 90-х гг. неожиданно заявила о себе «третья волна» хиппи. Внешний вид хиппи «третьей волны» достаточно традиционен: длинные распущенные волосы, джинсы или джинсовая куртка, иногда балахон неопределенного цвета, на шее – «ксивник» (небольшая кожаная сумочка), украшенная бисером или вышивкой. На руках – «фенечки», т.е. самодельные браслеты или бусы, чаще всего из бисера, дерева или кожи. Данный элемент атрибутики хиппи вышел за субкультурные рамки, распространившись среди молодежи: «фенечки» могут украшать руки и школьницы, и преподавательницы вуза. От «классических» хиппи «третью волну» отличают такие атрибуты, как рюкзачок и три – четыре колечка в ушах, реже в носу (пирсинг). Субкультуру хиппи следует отнести к субкультурам, которым свойственно стремление к самопознанию и самоосознанию.

Близки по многим параметрам к хиппи растаманы. Растафари (раста) – это религия всеобщего го спода Джа (искаженное «Иегова»). Растаманы – убежденные пацифисты, особенно протестуют против расизма. Две особенности утвердили всемирный характер раста-движения – марихуана и регги. В последнем растаманство обрело мощнейший музыкальный канал трансляции своих идей. Марихуана для настоящего растамана – средство не наслаждения, а самопостижения. Растаманский быт также предусматривает здоровый образ жизни, запрет на табак и алкоголь, вегетарианство, занятия искусством. Их символы – красно-желто-зеленая шапочка «пацифик», натянутые на косицы-дредлокс («дреды»). Растаманов часто можно встретить в компании хиппи. Говоря о субкультуре растафарианства в России, следует отметить, что молодые растафари, будучи практически не знакомы с идеологией национально-религиозного движения афро-американского населения, в большинстве своем являются просто поклонниками музыки регги (это направление музыки зародилось в 60-е годы XX века на Ямайке).

В молодежной культуре 90-х годов появились толкиенистское движение и связанная с ним, порожденная им толкиенистская субкультура. Известный английский филолог и писатель Джон Рональд Руэл Толкиен (на сленге толкиенистов – Профессор) родился в 1892, умер в 1973 году. Его книги «Властелин колец», «Сильмариллион» и другие относятся к жанру «фэнтези» – сказочной фантастики. Толкиен – мастер особой, завораживающей атмосферы повествования, так что читатель начинает отождествлять себя с героями книги (эльфы, тролли, гномы, гоблины, хоббиты). Это стало одним из факторов, вызвавших к жизни неожиданный для самого автора социокультурный феномен – ролевые игры («хичек» на толкиенистском жаргоне) по книгам Толкиена. Ролевая игра близка к импровизированной театральной постановке. Готовится реквизит (безопасное оружие, одежда, соответствующая толкиеновскому условному средневековью). Мастера – режиссеры игры – распределяют роли, игроки проходят нечто вроде экзамена на знание фантастического мира Толкиена и предыстории своего персонажа, намечается сюжетная линия.

В начале 80-х гг. толкиенисты появляются в СССР, прежде всего в Москве и Ленинграде. С 1990-х годов проводятся всероссийские игры («Хоббитские игрища») и несколько региональных. В 1995 и 1997 годах всероссийские игры прошли в марийских лесах. Организовывали их москвичи.

Толкиенистское субкультурное движение стало частью и продолжением российской романтико-эскапистской традиции, находившей в разное время выражение и в хиппизме, и в туристическом движении. В начале 90-х годов отечественные толкиенисты стремительно вовлекли в свою «сферу влияния» и ассимилировали часть представителей других молодежных субкультур (хиппи и даже панков). Появляются продолжения произведений Толкиена, написанные с иных мировоззренческих позиций, издается обширная фэн-пресса, есть странички толкиенистов в Интернете. Это существенно отличается от движения западных почитателей Толкиена: известно, что там преобладают узость, изолированность, деятельность толкинистов сводится к компьютерным играм, переписке по E-mail и узкоакадемическим штудиям.

В 1993 – 94-х годах субкультура толкиенистов пережила кризис роста. Он был преодолен путем расширения диапазона ролевых игр, включившего произведения не только Толкиена, но и других писателей-фантастов, а также исторические сюжеты. Организационно отделилось движение ролевых игр, хотя по атрибутике, ценностным ориентациям ролевики близки к толкиенистам. Можно констатировать, что субкультура толкиенистов и ролевиков развивается в последние годы наиболее активно и динамично.

Готы – результат слияния ностальгии «романтиков» по модной одежде, декларативного нигилизма и могильного юмора панков. Одеваются они во все черное, в крайнем случае в темно-серое. Прическа гота – настоящее произведение искусства. Парни-готы, как правило, андрогинны. Из предметов обихода приветствуются кожаные штаны, жилетки, бусы, цепочки, серьги. Многие готы носят древнеегипетские символы – «анки» (анкх – крест с петлей; египтяне использовали его как символ бессмертия, жизни, соединения мужского и женского начал; копты интерпретировали анкх в качестве символа загробной жизни). Традиционно среди них обращение к готическому роману – от Уолпола до Шелли; почитаются также Камю, Кафка, поздний Тургенев и прочие «сильно перепуганные гении». Слушают, соответственно, готический рок (“Joy Division”, “Cure”, “Bauhaus”, “H.I.M”, “Evanescence”). Настоящие готы, помимо забот об одежде, стремятся поддерживать и соответствующий образ жизни. Готы обильно и охотно заимствуют декадентскую, кладбищенскую, вампирическую эстетику. Приветствуется все, что относится к темной стороне бытия, связано со смертью. Излюбленные места сборищ готов – кладбища. Часто практикуют садомазохизм. Готы склонны превращать свои тусовки в ролевую игру, в некий инфернальный театр, но несхожий с игрищами фанатов Толкиена.

Существует множество подвидов готов: «антикварные», «ренессансные», «романтические», «викторианские», «рабы корпораций», «киберготы», «глиттерготы», «цыгане», «хиппи», «фетишисты», «панк-готы», «вестерн-готы», «вампиры» и прочие. То есть чистого готовского стиля не существует – есть определенная жизнетворческая интонация.

Эмокиды – поклонники эмо-музыки. Движение сформировалось в 2000-е годы. Как и для субкультуры готов, для них характерна андрогинность. Кроме яркого прикида, прически и макияжа, у эмокидов есть другие способы выразить себя: через музыку и обостренные эмоции по поводу всего, что происходит в их жизни. Самое главное стремление эмокида – найти большую чистую любовь. Влюбившись, они целиком отдаются этому всепоглощающему чувству. А если окажется, что они ошиблись и этот человек ненастоящая вторая половинка, то страданиям эмокидов не будет предела, ближайшие дни они посвятят размышлениям о несовершенстве нашего мира. Но поплакав пару дней, они устремляются к дальнейшему поиску. Особенно сильные эмоции вызывает в эмокидах музыка. На эмо-фестивалях толпы эмокидов в яркой одежде не в силах справиться со своими эмоциями и едва ли не заливают слезами танцпол.

В 2003-м году впервые заявили о себе мобберы (флэшмобберы) (от англ. flashmob – «мгновенная толпа»). Это сетевые пользователи, инициирующие и проводящие краткосрочные уличные акции. Технология флэшмоба достаточно проста: по адресам потенциальных мобберов, зарегистрировавшихся на соответствующем сайте (например, www.flashmob.com), рассылается инструкция с изложением сюжета акции, перечнем необходимых аксессуаров, указанием точного времени и путей отхода. Пример флэшмоб-акции: 30 августа 2003 г. в Одессе около полусотни мобберов, одетых во все черное, устроили минуту молчания рядом с куклой клоуна, украшающей вход в местный «Макдональдс»; возложив к ногам клоуна охапку траурных цветов, толпа рассеялась.

Субкультура рейва возникла в 80-е годы XX века в США и Великобритании. В России начала распространяться с 1990 – 91 годов. Неотъемлемая часть рейверского стиля жизни – ночные дискотеки с мощным звуком, компьютерной графикой, лучами лазеров. Для одежды рейверов характерны яркие краски и использование искусственных материалов (винил, пластик). Развитие субкультуры рейва шло параллельно с распространением наркотиков, в частности, «экстази». Принятие галлюциногенов с целью «расширения сознания» стало, к сожалению, практически неотъемлемой частью рейверской субкультуры. Вместе с тем многие деятели молодежной культуры, в том числе ди-джеи, – ключевые фигуры рейв-субкультуры – высказывали и высказывают крайне негативное отношение к приему наркотиков. В последние годы рейв утратил свою контркультурную тональность в духе психоделической хиппи-революции 60-х, он стал забавой подростков, легким и ярким развлечением, приравнявшись к диско.

Рэперы (они же хип-хоперы) – те, что таскают на плече магнитофоны, носят одежду на пару размеров больше и танцуют на улице, а порой неплохо рисуют граффити. К основным составляющим хип-хоп культуры можно отнести: рэп, брейк, граффити, ди-джеинг, некоторые виды спорта. Рэп – или читка – пожалуй, главный способ воздействия этой субкультуры на сознание окружающих. Фактически рэп можно назвать мелодекламацией. Главное в рэпе ритм слов и текст. Хип-хоп зарождался как музыка и субкультура негритянского гетто с резко агрессивным отношением к белому населению. В этом смысле лидеры хип-хопа в России оказались в странном положении. Однако был найден выход из ситуации, и сейчас тексты в духе русского рока приспосабливаются к новым музыкальным формам, то есть к рэпу. Противопоставление строится не на расовом признаке, а по социальным (бедные – богатые), культурным (конформисты – нонконформисты) и другим категориям.

Брейк – это танцевальный компонент данной субкультуры, включающий в себя элементы акробатики и пантомимы. Граффити – своеобразная, легкоузнаваемая роспись, сделанная с помощью красок, распыляемых из баллончиков, с почти обязательным присутствием текста. Ди-джеинг – это музыкальное сопровождение для рэпа и брейка, хотя, конечно, ди-джеинг может существовать и отдельно. Ди-джеи создают как свои записи, так и используют чужие, «вырезая» кусочки записей (сэмплы) и вставляя их в свои композиции.

Роллерами называют любителей роликовых коньков. Они предпочитают спортивную одежду ярких расцветок; также их можно идентифицировать по разноцветным нашлепкам на коленях. На роликах не просто катаются, но кувыркаются, описывают немыслимые пируэты и сальто. В России роллеры-одиночки появились в начале 90-х годов, возникновение групп роллеров относится к середине 90-х годов. Излюбленное место йошкар-олинских роллеров – площади Ленина и Никонова. В основном роллеры – школьники старших классов (13 – 16 лет), но есть и студенты, младшие школьники.

Наравне с увлечением роликовыми коньками последователи хип-хопа пустились и на другие экстремальные эксперименты, связанные с удовлетворением потребностей в новых физических ощущениях, свежих порциях адреналина в крови. Возникло целое движение экстремалов, к которым относятся скейтбордисты (катание на роликовых досках), bmx (горный велосипед, или маунтинбайк), сноубордисты (катание с гор на досках), серферы (плавание на досках), трейсеры (бег с преодолением естественных препятствий) и другие. Главное для экстремалов – не достижение определенных результатов, а острота ощущений.

Байкеры – мотоциклисты, которых у нас часто именовали рокерами, что неточно: рокеры – это любители рок-музыки. Первых байкеров называли «харлеистами» – по известной марке мотоцикла “Harley-Davidson”. Подлинное признание эти мотоциклы получили в 30-х годах ХХ века в США. В 40-х годах ряды байкеров пополнились за счет ветеранов второй мировой войны. Тогда и появились первые «дикие» мотоклубы, в частности, знаменитые «Ангелы ада». В 60-е годы байкерское движение приняло на вооружение рок-музыку и испытало в своем развитии очередной бум. Их самый главный символ – незаметная нашивка «1%», обозначающая «внутренний орден», который объединяет настоящих байкеров против остального мира. Понятие «1%» имеет свою историю. 4 июля 1957 г. в городе Холлистер в Калифорнии были разрешены мотогонки, которые проводила Американская мотоциклетная ассоциация (АМА). В тот же день в город с шумом и скандалом ворвалась банда байкеров, в результате чего было насмерть задавлено несколько прохожих. При официальном разборе этого дела представитель AMA заявил, что 99% всех байкеров соблюдают правила ассоциации. Это заявление вызвало возмущение в свободном байкерском мире и с тех пор появилась нашивка «1%».

Отечественная субкультура байкеров, как и хиппи, пережила по крайней мере два подъема: один в конце 70-х – начале 80-х годов, другой – уже в 90-е годы. Российские байкеры, насколько можно судить, законопослушны и конформны в большей степени, чем американские «Ангелы ада». Любимый напиток байкера – пиво. Одеваются они, как и положено любителям рока, в джинсы, черные футболки, кожаный жилет или куртку. Часто байкеры сплошь покрыты татуировками. Байкеров в большом количестве можно встретить на ежегодном байк-шоу, а на улицах – только ночью, когда есть «свобода передвижения». Отсюда и название тусовок – «Ангелы ночи», «Ночные волки». В Йошкар-Оле местный байкерский клуб носит название «Ангелы дорог».

Стрейт-эдж (англ. Straight edge – путь напрямик, сокращенно sXe) – философское ответвление панк-движения, характерными чертами которого являются полный отказ от наркотиков (включая законные алкоголь и табак), разборчивость в половых связях, а также политические взгляды, характерные всему панк-движению. Стрейт-эдж всегда был связан с хардкором (стрейт-эджевские группы – “Minor Threat”, “First Step”, “Earth Crisis”). Стрейт-эджеры делятся на хардлайнеров (наиболее строгие адепты движения, которые пренебрегают даже кофеином, допускают секс только для зачатия, ведут борьбу за защиту животных), милитантов (наиболее бескомпромиссные представители, которые громят алкогольные и порномагазины, а также магазины с мехами и кожей), веганов (увлечены вегетарианством). Есть среди стрейт-эджеров и скинхеды.

«Панк» – так раньше называли на уличном жаргоне проституток. В этом значении слово встречается в пьесе У.Шекспира «Мера за меру». В Америке в начале ХХ в. его относили к заключенным-«шестеркам». Позже слово вошло в основной лексикон и сегодня употребляется в значении «грязь», «гнилье», «отбросы». Движение панков зародилось в середине 1970-х годов XX века в Англии в период тяжелого экономического кризиса. Главный лозунг панков – «Нет будущего!». Философия панков – философия «потерянного поколения», простая до предела: в свинарнике лучше и самим быть свиньями. Они окончательно решили, что изменить мир к лучшему нельзя, и поэтому на жизни и карьере в старом понимании этого слова был поставлен крест. По политическим пристрастиям панки считаются анархистами. Отсюда их основной символ – стилизованная буква «А».

Стандартной панковской прической считается «ирокез» – полоска длинных вертикально стоящих волос на стриженой голове. Панки предпочитают рваную, грязную одежду. Панки – самые заядлые тусовщики. Без них не обходится ни один сейшн, даже если панк-группы там не играют.

Еще это большие «специалисты» по выпивке, наркотикам, дракам – видимо, от безделья.

О посвящении в панки ходят легенды. В одних компаниях «новобранец» должен откушать на помойке со всей братией, в других – посидеть какое-то время в мусорном баке, закидываемый объедками…

В СССР панковская субкультура проникла в 1979 году. Одними из первых панков были известные питерские рок-музыканты Андрей Панов («Свин») и Виктор Цой. Многие из советских панков поддерживали тесные контакты с хиппи, входили в «Систему», как именовала себя общность российских хиппи. Подобная субкультурная диффузия характерна для молодежных субкультур российской провинции 80-х годах XX века.

В 90-е годы субкультурная диффузия охватывает субкультуры панков и металлистов (музыка стиля хэви-металл).

Деструктивный и нигилистический характер носит субкультура сатанистов. Еще в конце 80-х годов от субкультуры металлистов отделилась группа «черных металлистов», сблизившаяся с приверженцами Церкви сатаны. В середине 90-х годов в России формируется сатанинская субкультура.

Копируя «адскую» эстетику своих кумиров, доморощенные металлисты одеваются во все черное, носят майки с «бесовскими» рожами и черепами, цепи, перевернутые пентаграммы, рисуют эти же пентаграммы на стенах, прибавляя число «666». Мировоззрением сатанистов является упрощенное, вывернутое наизнанку христианство: место Иисуса занимает Сатана. Развлечения у них разные: ночные походы на кладбища, осквернение церквей, нападения на хиппи с целью принуждения их поклониться Сатане. Некоторые из сатанистов заигрываются: известны случая, когда подростки убивали своего товарищи, обставляя это как ритуальное жертвоприношение.

Хакеры – компьютерные пользователи, программисты, придерживающиеся активной, наступательной линии поведения в сетевом пространстве. Объектами атаки хакеров являются чужие сайты и серверы, которые они взламывают, выводят из строя. В 1988 году мир впервые испытал на себе мощь одного из самых эффективных хакерских орудий – компьютерного вируса. Некоторые специалисты предрекают возникновение веб-мафии, которая займется кибершпионажем и кибертерроризмом. Вместе с тем хакеры как таковые выступают против корпоративности, они превыше всего ценят свободу и своеволие. Хакерами в основном являются студенты вузов, старшеклассники школ с физико-математическим уклоном. Установить точно численность хакеров затруднительно, потому что общаются они преимущественно посредством компьютерных сетей. Кроме того, не все хакеры осознают себя некоей общностью со своими ценностями, нормами, специфическим стилем.

Активность приверженцев экстремистской молодежной субкультуры скинхедов (скинов, неонацистов) в России заметно возросла. Быть может, это самые агрессивные из неформалов. Идеи у них типично нацистские: «Россия – русским!», «Смерть евреям (неграм, китайцам, кавказцам…)!». Идеальным политическим деятелем для них является А. Гитлер. Скины, как правило (но не всегда), выделяются начисто выбритой головой. Одеваются скинхеды в подобие военной формы или просто в узкие темные джинсы. На ногах – тяжелые ботинки – «хаки», которыми скинхеды умело действуют в драке. Любимая их музыка – это стиль oi (политизированное ответвление хардкора), а также немецкие военные марши. Враги скинхедов – все, кто не скинхеды. Они часто нападают на людей с другим цветом кожи, на бомжей, представителей нетрадиционной сексуальной ориентации. Особая ненависть – к рэперам и всем длинноволосым. Основную массу скинхедов составляют молодые люди от 14 до 22 лет, преимущественно выходцы из рабочих кварталов и окраин, школьники, учащиеся техникумов, студенты вузов. Многие скинхеды, особенно молодые, – фанаты какого-либо футбольного клуба.

Футбольные хулиганы (футбольные фанаты) – лица, нарушающие общественный порядок, связывающие свои действия с футбольными пристрастиями и обосновывающие их ими. Как правило, преступления на почве футбольного хулиганства совершаются до или после футбольных матчей, а также в местах больших скоплений футбольных болельщиков.

Футбольное хулиганство зародилось в Англии в конце 1950-х годов XX века. Во многом благодаря английскому влиянию на трибунах советских стадионов стали звучать футбольные песни, речевки и сленг, но, что еще более важно, вместе с ними пришла и хулиганская ментальность, отличающая английский «околофутбол». Одним из основных последствий английского влияния стал резкий рост насилия среди болельщиков.

В настоящее время российский «околофутбол» можно назвать сформировавшимся социальным явлением с ярко выраженными чертами английского стиля поддержки клуба как на домашних, так и на гостевых поединках. Свои банды (на сленге – «фирмы») имеют практически все клубы российского национального футбольного первенства вплоть до команд второй лиги. В среде российских хулиганов очень сильны идеи русского национализма.

Главными игроками на российской околофутбольной сцене традиционно являются фанаты московских клубов ЦСКА («воины») и «Спартак» («гладиаторы»), чьи столкновения носят самый ожесточенный характер и вызывают широкий общественный резонанс. Следом за ними идут фанаты клуба «Зенит» из Санкт-Петербурга, находящиеся в постоянной вражде со всеми бандами московских клубов. Далее в негласном рейтинге располагаются фанаты московских клубов «Динамо» и «Локомотив».

Наконец, криминальная молодежная субкультура – гопники. Расцвет ее пришелся на 80-е годы XX века. Особый характер это движение (так называемый «казанский феномен») обрело в городах Среднего Поволжья, в частности, в г. Йошкар-Оле (с 1986 г.). В Йошкар-Оле насчитывалось более 10 таких группировок, среди которых наиболее крупными были «Сомбат» и «Микрашка». Основные черты «казанского феномена»:

— наличие территории влияния и борьба за ее расширение;

— установление системы прав и обязанностей участников группировок, а также системы наказаний за нарушение существующих правил и традиций;

— поддержание иерархии соподчиненности на основе возрастных различий, авторитетности и права «сильного»;

— образование союзов, объединений, поглощение слабых более сильными;

— планирование противоправных акций;

— использование приемов и методов разжигания вражды;

— сбор денег внутри группировки, поборы с других подростков, проживающих на контролируемой территории.

Некоторые группировки гопников носили свою «униформу». Йошкаролинские гопники, например, носили широкие штаны (за что их иногда называли «широкоштанниками»).

Начиная с 1991 – 93 годов проблема криминальных молодежных группировок в российских городах становится менее острой, что объясняется как усилиями общественности и МВД (точнее – ОМОНа), так и тем обстоятельством, что деятельность этих группировок стала смещаться в сферу контроля над бизнесом и самого бизнеса.

В середине 90-х годов появляется новое поколение гопников, не контролируемое организованной преступностью или контролируемое в меньшей степени. Они быстро проявили себя как «культурные враги» большинства молодежных субкультур: байкеров, рэперов, рейверов, хиппи, готов. Любой подросток, принадлежащий к иной субкультуре, может быть избит, подвергнут сексуальному насилию, ограблен.


⇐ Предыдущая12 

infopedia.su