Созревание это в психологии: СОЗРЕВАНИЕ | это… Что такое СОЗРЕВАНИЕ?

Созревание | Мир Психологии

Войти Зарегистрироваться

СОЗРЕВАНИЕ

Созревание (англ. maturation) — часть общего процесса онтогенетического роста и развития, которая детерминирована г. о. наследственной программой. В терминах Л.С. Выготского, созревание — линия натурального (органического) развития, логически противопоставляемая линии культурного (функционального, социального) развития. В то же время Выготский понимал, что оба ряда изменений столь тесно взаимообусловлены и нерасторжимы, что реально образуют двуединый ряд, линию социально-биологических процессов роста и развития. См. Возрастная психофизиология. (Б. М.)

Психология от А до Я: Словарь-справочник. М. Кордуэлл

Созревание — процесс жизненного развития организма, обеспечивающий переход к зрелости. В этом смысле термин используется большинством психологов, однако имеются более тонкие различия смысловых оттенков: Созревание можно рассматривать как чисто биологическое развитие врожденных тенденций, без содействия окружающей среды.

В качестве примера можно привести обучение ходьбе. Окружающая среда играет роль «спускового крючка» для врожденных тенденций и также определяет направление развития. В качестве примера можно привести человеческую речь. Мы должны слышать речь, прежде чем научимся воспроизводить ее; речь, которую мы слышим, определяет язык, на котором мы говорим.

Большая энциклопедия по психиатрии. Жмуров В.А.

Созревание — в самом общем виде – процесс развития, ведущий к состоянию зрелости организма. Термин имеет разные коннотации, отражающие различия в существующих подходах к решению основной проблемы – соотношения вкладов наследственности и среды в процесс созревания:

  • а) созревание как сугубо биологическое развитие, результаты которого заранее предопределены генетическими факторами и при определенных условиях неизбежны;
  • б) созревание как процесс, происходящий в генетически заданных условиях; роль среды сводится в этом случае, во-первых, к инициации процесса развития, к функции триггера, и, во вторых, к влиянию на динамику биологических процессов созревания;
  • в) созревание как процесс взаимодействия факторов среды обитания и наследственности.

Во всех приведенных трактовках общим считается то, что имеется в виду определенный биологический вид живого существа (растение, насекомое, млекопитающее и др.). Синоним: Онтогенез. Антоним: Дизонтогенез.

Неврология. Полный толковый словарь. Никифоров А.С.

нет значения и толкования слова

Оксфордский толковый словарь по психологии

Созревание — процесс развития, ведущий к состоянию зрелости. Способ употребления этого термина различными авторами, однако, вводит тонкие коннотации, которые отражают теоретические сложности, заключающиеся в нем. Почти все варианты использования вращаются вокруг основной проблемы – соотношение вкладов наследственности и среды в процесс созревания. Рассмотрим три «определения», встречающихся в литературе.

  1. Созревание как чисто биологическое развитие. Подразумевается, что процесс является биологически жестко предопределенным и что все поведенческие и морфологические изменения являются неизбежными. Фактически сейчас уже никто не придерживается этой позиции, так как даже наиболее примитивные из процессов созревания требуют какого-то участия среды для своего нормального протекания.
  2. Созревание как процесс, происходящий в генетически заданных условиях. Предполагается, что влияние среды необходимо для нормальных изменений, сопровождающих процесс развития, но что его роль определяется биологическими ограничениями. Те, кто придерживаются этой позиции, предпочитают рассматривать среду, во-первых, как «триггер», который инициирует процесс (эта идея, конечно, содержится и в вышеупомянутом способе употребления), во-вторых, как фактор, определяющий способы проявления биологических процессов.
  3. Созревание как та доля вариаций в изменениях, связанных с развитием, которая относится к наследственным факторам. Специальный термин, выражающий это значение – наследуемость, и эта позиция отражает общепринятую точку зрения, что наследственность и среда взаимодействуют друг с другом в контроле процессов развития/созревания. Различные тонкости в способах употребления здесь такие же, как и в употреблении более общего термина дискуссии о наследственности-среде.

Обратите внимание также, что во всех этих способах использования неявно содержится понятие видовой специфики.

Все изменения, связанные с созреванием, должны рассматриваться в рамках отдельных обсуждаемых биологических видов.

предметная область термина

 

назад в раздел : словарь терминов  /  глоссарий  /  таблица

 

ХОТИТЕ ПОМОЧЬ НАШЕМУ САЙТУ? Любая денежная сумма от Вас — это поддержка для нас!

  • Созревание

Созревания теории — это, определение слова, понятие. Что такое Созревания теории, значение, словарь, энциклопедия

Созревания теории — теории, рассматривающие психическое развитие индивида от рождения до достижения им зрелости как эндогенный процесс, детерминированный биологическим созреванием морфологических структур мозга в соответствии с врожденной наследственной программой. Последовательность и содержание стадий психического развития, согласно С. т., оказываются полностью предопределены последовательностью и динамикой созревания соответствующих отделов центральной нервной системы. Новые психические явления и формы развития выступают как результат развертывания генетически заданной программы созревания.

Различные варианты С. т. определяются решением вопроса о том, каков вклад наследственности и среды в процессы созревания и развития. Исторически первоначальное представление о полной независимости процессов созревания от внешних средовых влияний (К. Бюлер, Д. Хебб) было почти полностью преодолено к 60-м годам XX в. Общепринятым становится положение о необходимости средовых воздействий для осуществления даже самых простых и примитивных форм созревания. Однако сторонники С. т. ограничивают роль среды «пусковым сигналом», запускающим биологически предопределенный процесс развития, реализуемый в пределах врожденных условий (А. Гезелл). С. т. подчеркивают приоритет генетических наследственных влияний по сравнению со средовыми влияниями, опытом, воспитанием и научением. В последние десятилетия теории развития как созревания получили как бы «второе рождение» благодаря успехам генетики. Эта позиция наиболее ярко представлена в работах психолингвиста Н. Хомского, согласно которому речевые способности врождены человеку в виде лингвистических структур, задающих универсальные грамматические нормы и правила функционирования языка и обеспечивающих по мере их созревания усвоение индивидом все более сложных форм речи.

Существенным недостатком С. т. является упрощенное понимание самого процесса созревания, как однозначно детерминированного фактором наследственности. В современной науке накоплены факты, свидетельствующие о значении активности субъекта для процесса созревания. К настоящему времени уже имеются доказательства того, что между степенью зрелости структуры и уровнем ее функционирования существуют сложные отношения. Хотя определенный уровень морфологической зрелости структуры и необходим для начала функционирования, само функционирование органа, определяющееся характером деятельности субъекта, в значительной мере ускоряет процесс созревания.

Основными положениями С. т., подвергаемыми критике в отечественной психологии, являются стремление биологизировать процесс психического развития человека, рассматривать его как подчиненное общим закономерностям онтогенетического развития всех животных видов, без выделения качественного своеобразия онтогенеза человека- недостаточный учет роли среды, в том числе социальной, как источника развития, задающего социально детерминированные формы высших психических способностей- игнорирование как активной деятельности самого субъекта, так и обучения, обеспечивающих присвоение и интериоризацию этих способностей (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин).

О.А. Карабанова

Поделиться:


Созревание | Encyclopedia.com

Созревание по сравнению с разработкой

предостережения об идентификации процессов созревания

созревание-эпигенетический процесс

-TIMENT и последовательность

Ко-отерации

. созревание происходит от maturatio , латинского слова, обозначающего созревание; таким образом, многие словари описывают созревание как процесс «становления зрелым» или «зрелым», а быть зрелым — как «созревание». В социальных науках, когда мы описываем изменения в развитии как созревание, мы описываем это изменение как обладающее тремя характеристиками: во-первых, изменение в процессе взросления является по своей сути телеологическим или ориентированным на конечную цель процессом. Во-вторых, взросление — это систематический процесс. Наконец, конечной целью взросления является адаптивное состояние. Зрелость представляет собой целевую вершину адаптивного функционирования, а созревание описывает систематические и трудоемкие процессы, которые приводят к достижению зрелости. Следовательно, зрелость не просто «случается»; это трудоемкий и организованный процесс роста.

Это определение созревания шире, чем оно определялось исторически. Например, Движение изучения детей первой половины двадцатого века стремилось описать развитие ребенка как процесс взросления, не зависящий от опыта и обучения. Цель большей части психологии раннего развития (например, работы Арнольда Гесселла и Нэнси Бейли) состояла в том, чтобы наметить ход среднего и нетипичного взросления ребенка. Этот подход, предоставляя информацию о том, «что и когда» происходит в развитии ребенка, не объясняет, «почему» дети развиваются именно так, а не иначе. Последующие исследования показали, что развитие человека никогда не бывает чисто биологическим процессом. Например, за последнее столетие в Европе и Северной Америке задокументировано снижение примерно на четыре года возраста наступления менархе (начала менструации у девочек). Это называется вековой тенденцией (тенденцией в течение длительного периода времени), и, похоже, она выровнялась в развитых странах. Однако в Соединенных Штатах есть некоторые свидетельства того, что развитие груди происходит раньше, хотя средний возраст наступления менархе (двенадцать с половиной лет) не снижается. В большинстве стран Европы менархе обычно наступает на полгода позже (тринадцать лет). Возраст наступления менархе в странах, которые в настоящее время борются с высоким уровнем заболеваемости и недоедания, может достигать семнадцати лет — таким же был возраст Европы в начале 1800-х годов. Улучшение окружающей среды в питании и борьбе с болезнями может воздействовать на генетически обусловленные сроки репродуктивного созревания самок. Точно так же такие переживания, как сексуальное насилие со стороны отца, воздействие химических веществ, ожирение и постоянный стресс, могут ускорить половое развитие. С другой стороны, тяжелая гипокалорийная депривация (например, расстройство пищевого поведения или голод) может отсрочить начало менархе или даже вернуть подростка к допубертатному уровню гормонального функционирования.

Развитие множественно детерминировано; геномы, физическая среда, социальная среда, культура, адаптивная история и даже наши усилия по сохранению волевого контроля путем создания значений — все это способствует определению времени и выражению человеческого развития. Генетический код не имеет единоличного контроля даже над физическим созреванием; вместо этого гибкая способность воздействовать на окружающую среду и подвергаться воздействию со стороны окружающей среды является основным атрибутом генома человека. Становится все более очевидным, что ни один из аспектов психологического развития человека не может быть понят просто с точки зрения генетического вклада. Короче говоря, дебаты, подталкивающие к верности природе или воспитанию, больше не соответствуют данным человеческого развития.

Представление о созревании как чисто биологическом процессе основывается на том же несостоятельном допущении, что и споры о природе и воспитании; оба предполагают, что мы можем аккуратно распутать эти силы. Это похоже на попытку разлучить сиамских близнецов с общим мозгом или сердцем; каждому требуется что-то, принадлежащее другому. Человеческое развитие возникает в результате динамического взаимодействия между силами внутри и вне нашего тела. Кроме того, мы должны помнить, что на ринге есть и менее детерминированные игроки — например, воля и когнитивные процессы осмысления. «Чисто биологическое» созревание невозможно. Как выразились Ирвинг Готтесман и Дэниел Хэнсон: «Все, что является генетическим, является биологическим, но не все, что является биологическим, является генетическим» (2005). Вероятно, мы недооценили степень, в которой всегда популярные дебаты о природе и воспитании ослепили нас от глубокого и живого взаимодействия внутренних и внешних причин развития. В лучшем случае эти дебаты носят искусственный характер; в худшем случае они создают своеобразную линзу, через которую наблюдения становятся близорукими.

Итак, где остается слово созревание ? Социологи до сих пор используют его, чтобы привлечь внимание к биологическим аспектам развития, но мало кто скажет, что они говорят о чисто генетическом развитии. Является ли это слово историческим артефактом, недостаточно точным для науки? Если мы отбросим «чисто биологическое» ограничение, станет ли оно простым синонимом развития?

Хотя термин созревание аналогичен термину развитие , с точки зрения продолжительности жизни это не синоним развития . Бессистемные изменения и упадки все же могут быть изменениями развития, но они не носят целенаправленного характера изменений взросления. Например, энтропийные изменения в сторону меньшей функциональности и большего хаоса являются изменениями развития, но не созревания, поскольку они не являются систематическими и телеологическими. Развитие продолжительности жизни является весьма инклюзивным; он может включать траектории роста или падения, систематические или хаотические процессы, целенаправленные или случайные цели. Если мы отбросим дисфункциональные аспекты исторического определения взросления (т. е. исключим чисто биологические предпосылки), взросление по-прежнему будет включать в себя только ростовые, целенаправленные и максимально адаптивные изменения. Например, на протяжении всей жизни мы обнаруживаем рост во многих сферах адаптации, но в последние годы жизни изменения в развитии, не связанные с созреванием, все больше затмевают развитие, связанное с созреванием. Напротив, изменения в процессе взросления преобладают в пубертатном, когнитивном, эмоциональном и социальном развитии в первые два десятилетия жизни. Снижение старения также имеет предсказуемые траектории развития, но они реже включают систематические, целенаправленные, адаптивные изменения, характерные для взросления. В конечном итоге смерть наступает потому, что организм на всех уровнях больше не может поддерживать целенаправленные и систематические функции, сохраняющие равновесие.

Когда мы определяем сегмент развития как изменение созревания, мы должны помнить, что мы сделали именно это — обозначили. Любое расчленение человеческого развития на сегменты навязывает ему свои интересы и временные рамки. В природе созревание представляет собой интегрированное целое, но когда мы описываем созревание, мы были бы ошеломлены, если бы не сосредоточились на отдельных точках зрелости в определенных областях. Например, индикаторы зрелости и их процессы созревания будут различаться в зависимости от того, рассматривается ли когнитивное созревание, половое созревание или эмоциональное созревание; у каждого есть своя конечная точка «зрелости», но на самом деле они не так различны, как можно было бы предположить по их отдельным названиям. Мы можем рассматривать их как отдельные процессы созревания, но с точки зрения развивающегося организма (например, подростка) они представляют собой единый, резко интегрированный процесс.

Менее очевидной относительностью является наш выбор конечных целей или зрелых качеств. Например, слово созревший вызывает в воображении образы фруктов, достигших стадии зрелости, которые мы субъективно находим вкусными. Некоторые говорят, что манго не созреет, пока не упадет с дерева, потому что «сладкий и сочный» — это их представление о зрелости. Другие любят манго, собранные немного раньше, потому что они предпочитают острые манго. Экспортер манго определяет зрелость, учитывая время доставки и срок годности. Манговое дерево, если бы оно могло размышлять о таких вещах, могло бы удивиться нашей суете по поводу его неповрежденных плодов; его цель — воспроизводство — гниение, ростки и тому подобное. Оглядываясь назад на человеческое развитие, если мы ценим максимально эффективное развитие ребенка, то мать репродуктивно зрела, когда она сама достигла приемлемого уровня психологической зрелости. Если, однако, нас интересует только основное половое размножение, то человеческие самки обычно достигают репродуктивной зрелости в течение года после менархе. Точно так же, если определяемая зрелость или «зрелость» является мудростью, наши описания того, что составляет зрелость, и процессы, необходимые для достижения зрелости, могут значительно различаться в зависимости от культуры, религии и исторического периода.

Созревание — это эпигенетический процесс, поскольку он включает появление новых структур и функций посредством двунаправленных отношений между всеми уровнями биологических и эмпирических переменных. По Готлибу: «Индивидуальное развитие характеризуется усложнением организации (т. е. появлением новых структурно-функциональных свойств и компетенций) на всех уровнях анализа (молекулярном, субклеточном, клеточном, организменном) как следствие горизонтального и вертикальные взаимодействия между частями организма, в том числе взаимодействия организм-окружающая среда» (Готлиб 19). 91, с. 7).

Генетические детерминанты поведения не являются фиксированными или неизменными; скорее, они способны реагировать адаптивно, включаться и выключаться в зависимости от обстоятельств. Более чем один ген определяет выражение большинства признаков, и каждый ген встроен в систему созревания, которая определяется множеством других генетических и экологических воздействий. Например, Эрик Туркхаймер и его коллеги (2003) обнаружили, что на генетическую наследуемость интеллекта влияет социально-экономический статус. В обедневших семьях общее окружение объясняло большую часть изменчивости IQ семилетних близнецов, и почти ничего не объяснялось генетически. В богатых семьях они обнаружили обратное; общие гены объясняют большую часть вариаций интеллекта, в то время как окружающая среда составляет очень небольшую часть. Только двунаправленное влияние между генетическими, эмпирическими и волевыми воздействиями, или эпигенезом, может объяснить это очевидное влияние социально-экономического статуса на генетическое выражение.

Тот факт, что время созревания сильно варьирует, в то время как процесс или последовательность стадий обычно неизменны, является интересной характеристикой первых двух десятилетий жизни. Например, последовательность двигательных навыков, развившихся до того, как младенец сможет ходить, довольно постоянна у разных людей, но скорость, с которой младенцы учатся ходить, весьма различна. Точно так же половое созревание следует предсказуемой последовательности физических изменений, но скорость созревания сильно варьируется. У одного подростка половое развитие может начаться и закончиться за год, в то время как другому может потребоваться пять лет, чтобы пройти ту же последовательность изменений. Время репродуктивного созревания самок более чувствительно к факторам окружающей среды и опыту, чем репродуктивное созревание самцов. Эта последовательная регулярность поддерживает включение систематичности в качестве характеристики созревания.

Время полового созревания оказывает значительное влияние на психологическую адаптацию как мужчин, так и женщин. В западных культурах девочки, которые начинают половое созревание раньше своих сверстников, с большей вероятностью будут испытывать депрессию, преждевременный и эксплуататорский сексуальный опыт, правонарушения, низкую успеваемость и отсев из школы. Поскольку более тяжелый тип телосложения связан с ранним половым созреванием, у этих девочек также больше нарушений образа тела и расстройств пищевого поведения. Однако рано взрослеющие девочки, посещающие однополые школы, похоже, не испытывают этих проблем. Мальчики, которые рано взрослеют, по-другому воспринимают жизнь; у них, как правило, больше лидерского опыта, они добиваются больших успехов в спорте, привлекают больше положительного женского внимания и обладают большей уверенностью. Обратной стороной раннего полового развития мужчин является более высокая склонность к делинквентному поведению и злоупотреблению психоактивными веществами. Отрицательное влияние позднего развития на девочек невелико. Они, как правило, имеют более стройное телосложение, предпочитаемое в западных культурах, что позволяет избежать проблем с образом тела ранних разработчиков. Их успеваемость также значительно выше, чем у их рано развивающихся сверстников. Мальчики с поздним развитием испытывают больше трудностей, с меньшей уверенностью и более депрессивным аффектом, но они, как правило, более креативны и в конечном итоге достигают большего.

Процессы созревания могут коррелировать или не коррелировать, несмотря на то, что происходят в один и тот же период жизни. Например, пубертатное созревание и заключительные стадии созревания опорно-двигательного аппарата и сердечно-сосудистой системы обычно происходят одновременно. Другие сопутствующие процессы созревания могут быть совершенно независимыми друг от друга. Например, сроки полового созревания и когнитивного созревания подростков, по-видимому, не связаны. Подростковое половое созревание и его влияние на обработку эмоций (например, в лимбической системе) может происходить до, во время или после созревания префронтальной коры, которое лежит в основе развития абстрактного мышления и саморегуляции. Следовательно, подростки, пубертатное созревание которых предшествует их когнитивному развитию, более уязвимы к рискованному поведению и неправильному социальному выбору, потому что у них есть побуждения и эмоции полового созревания без когнитивной зрелости, которая помогает контролировать их выражение.

Специалисты по развитию также используют термин «взросление» для описания приобретения навыков и способностей, достигнутых в более позднем возрасте. Для взрослого становятся индивидуализированными как области созревания, так и достигаемый уровень созревания. Один взрослый может сосредоточиться на достижении зрелых финансовых навыков, в то время как другой может сосредоточиться на достижении зрелых навыков межличностного общения или «мудрости». Опытные возможности и требования действительно играют более важную роль во взрослом возрасте, чем в детстве, но генетический вклад по-прежнему значителен. И гены, и предшествующие результаты развития вносят свой вклад в когнитивные и физические способности, а также в выбор среды, опыта и знакомств. Еще один вклад, который может усилиться во взрослом возрасте, — это воля. Способность взрослых к осмыслению и, таким образом, контроль над выбором создают возможности для взросления, недоступные для молодежи. Эти возможности увеличивают индивидуальные различия как в областях компетентности, так и в достигнутых уровнях навыков (зрелости). Эти индивидуальные различия являются частью изучения личности и изучения клинических и консультационных приложений. Для всех этих областей зрелость относится к максимально адаптивному социальному, эмоциональному или когнитивному функционированию, а созревание — это процесс его достижения.

СМ. ТАКЖЕ Развитие ребенка; Дети; Психология развития; недоедание; питание; Недоедание

Готтесман, Ирвинг И. и Дэниел Р. Хэнсон. 2005. Развитие человека: биологические и генетические процессы. Ежегодный обзор психологии 56: 263–286.

Готлиб Гилберт. 1991. Экспериментальная канализация поведенческого развития: теория. Психология развития 27: 4–13.

Туркхаймер, Эрик, Андреана Хейли, Мэри Уолдрон и др. 2003. Социально-экономический статус влияет на наследуемость IQ у детей младшего возраста. Психологическая наука 14 (6): 623–628.

Джоан М. Мартин

Созревание | Развитие человека | Энциклопедия мировых проблем

Развитие человека

Описание:

Созревание — это автономный процесс соматической, психологической и психической дифференциации и интеграции. Процесс растянут на этапы, относительно которых нет общепринятых четких границ; новорожденный ребенок, младенец, младенец, ребенок, несовершеннолетний или подросток, молодой взрослый, зрелый взрослый, пожилой взрослый. Именно благодаря взаимодействию и сочетанию различных фаз этого процесса завершается и закрепляется рост индивидуума, что позволяет ему адаптироваться к жизни. Таким образом, созревание — это процесс раскрытия потенциала человеческого организма, созревание физического оснащения в сочетании с изменением способности организма действовать. Дать четкое определение таким понятиям, как рост, развитие, созревание и обучение, довольно сложно, поскольку все они тесно переплетены. Однако обычно проводится различие между теми изменениями, которые происходят в результате обучения, и изменениями, вызванными ростом и созреванием.

В психологии термин «созревание» описывает ту часть развития, которая происходит в отсутствие обучения (включая определенный опыт или практику), независимо от того, рассматривается ли этот процесс как созревание способностей человека или как рост какой-либо нейроанатомической структуры, делающей возможным выполнение невозможного.
до этого времени. В первом случае нервная система в целом созревает в своей способности сохранять опыт и разумно приспосабливаться к новым ситуациям. Подобным же образом созревают и некоторые интеллектуальные способности (таланты к искусству, музыке, математике и т. д.). Во втором случае происходит необученное созревание моторных координаций и способностей, таких как ползание, ходьба, лазание и вокализация. Некоторые психологи считают, что взросление включает в себя гораздо больше, чем просто физическую готовность, и что развитие в таких областях, как язык и овладение синтаксисом, происходит через предопределенные, незаученные, возникающие и связанные с развитием последовательности.
Созревание способствует развитию личности, проявляя все унаследованные черты, включая физическое строение, темперамент, талант, способность разумно изменять поведение, особенности физического роста и угасания, латентные половые функции и многочисленные специфические двигательные и голосовые паттерны. Созревание представляет индивидууму новые внутренние ситуации, к которым он должен приспосабливаться, но, за исключением рудиментарного моторного уровня, оно не дает ему готовых инструментов для этого.

В образовании или обучении, а также в управлении процессом обучения идея созревания имеет аналог понятия готовности к работе. Это рассматривается как точка во времени человеческого развития, когда представление адекватных стимулов приведет к разумному увеличению способности действовать. Чтобы научиться новой реакции, ребенок должен быть достаточно физически и неврологически зрелым, чтобы следить, различать и реагировать на соответствующие сигналы в его окружении.
Наиболее распространенное мнение педагогов состоит в том, что взросление — это в первую очередь генетический процесс, который в свое время активирует способность ребенка извлекать пользу из образовательного опыта. Поэтому о взрослении чаще всего судят по хронологическому возрасту ребенка.
Процесс взросления и обучения или образования должны гармонично сочетаться. Слишком быстрое или слишком медленное взросление может быть причиной дисгармонии в физическом, умственном и духовном развитии, а также влиять на процессы социальной адаптации.