Способы мотивации учебной деятельности: Способы формирования положительной мотивации в учебной деятельности

Содержание

Способы и методика повышения мотивации учебной деятельности бакалавров по направлению «социальная работа»

Равочкин Никита Николаевич1, Акименко Галина Васильевна2
1Кемеровская государственная медицинская академия, старший преподаватель, кафедра истории и психологии
2Кемеровская государственная медицинская академия, и.о.заведующего кафедрой, кафедра истории и психологии

Аннотация
В данной статье обосновывается актуальность повышения мотивации учебной деятельности бакалавров, обучающихся по направлению «социальная работа». Рассматриваются современные способы и методы организации процесса повышения мотивации учебной деятельности бакалавров, обучающихся по направлению «социальная работа».

Ключевые слова: мотивация учебной деятельности, обучающихся по направлению «социальная работа», повышение мотивации бакалавров, повышение мотивации студентов, современные методы обучения студентов.

Ravochkin Nikita Nikolaevich1, Akimenko Galina Vasilyevna

2
1Kemerovo state medical academy, senior lecturer, history and psychology department
2Kemerovo state medical academy, chairman acting, history and psychology department

Abstract
In this article the urgency to increase the motivation of educational activity of bachelors in social work is proved. The current methods and organizational methods to increase the motivation of educational activity of bachelors enrolled in social work are considered.

Библиографическая ссылка на статью:
Равочкин Н.Н., Акименко Г.В. Способы и методика повышения мотивации учебной деятельности бакалавров по направлению «социальная работа» // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2015/11/13078 (дата обращения: 10.04.2023).

На современном этапе развития системы высшего профессионального образования весьма актуальной становится проблема повышения уровня мотивации студентов к постоянному изучению материалов и усвоению нужных и полезных знаний.

Преподавателю ВУЗа необходимо решать задачу создания специальных условий для обеспечения эффективного учебного процесса, при котором студенты смогут усвоить максимально возможный объем знаний, приобрести необходимые навыки и научиться применять их в учебной деятельности с креативной составляющей.

Наше мнение подтверждается в утверждении В. Ю. Ярецкого, что «эффективность и высокая производительность труда социального работника во многом зависит от наличия четко усвоенной им системы знаний, умений и навыков, сформированности профессиональной компетентности, которая выступает специфической способностью индивида, необходимой для эффективного выполнения конкретных видов социальной работы». Она основывается на этических принципах, подразумевает постоянное профессиональное развитие и профессиональный рост [10].

Иными словами, профессиональная компетентность бакалавра по направлению «социальная работа» – это профессиональная подготовленность и способность субъекта к выполнению конкретных видов социальной работы, являющаяся результатом профессионального образования. В связи с модернизацией образования особое значение придается формированию его профессиональной компетентности как управляемому процессу становления профессионализма [1, с. 60]. Совершенствование технологий формирования такой компетентности занимает одно из первых мест среди многочисленных новых направлений развития высшей школы.

Авторы считают, что одной из важнейших задач, стоящих перед образовательным учреждением является повышение интереса студентов к обучению, чтобы они в качестве главное цели видели не просто получение документа о высшем образовании, а диплома, подкреплённого прочными и стабильными знаниями, опирающимися на практику. Одним из наиболее действенных способов улучшения процесса обучения является мотивация студентов, в которой мотивы представляют собой движущую силу процесса обучения и усвоения материала.

В «Кратком словаре иностранных слов», понятие «мотивация учебной деятельности» понимается в качестве совокупности внешних побуждений, индивидуальных стремлений и рациональных доводов, которые определяют принятие студентом аргументированных решений, касающихся продолжения учебной деятельности; персонифицированный процесс формирования внутренней готовности к принятию данных решений, обусловленный социальными обстоятельствами и личностными качествами студента, определяющими и стимулирующими его учебно-познавательную активность [4].

Как верно, на наш взгляд, утверждает О.В. Вильгаук, одной из эффективных технологий работы по мотивации учебной деятельности с учащимися становится определение их познавательных, социальных потребностей и способов удовлетворения. В этом случае достаточно, по мнению авторов, использовать понятие «внутренний клиент». Так как со студентами преподаватель работает как с клиентами – определяет их мотивацию учебной деятельности и старается ее активизировать и качество изменять согласно социальному заказу общества [2, c. 67-69].

Проблема мотивации учебной деятельности заключается не в том, чтобы заставить студента делать «как все», а в том, чтобы найти технологии, удовлетворяющие социальный заказ общества – подготовка выпускника вуза, конкурентоспособного на рынке труда. Признавая ценность образования, современное общество подвергает сомнению содержание образовательных программ. Очень часто приходится слышать мнения о ненужности некоторых тем, разделов и даже дисциплин. Такой взгляд являет собой достаточно упрощенный подход.

Для обеспечения эффективного усвоения учебного материала, педагогу необходимо  стараться не только заинтересовать студента предметом, но и обеспечить возможность практического применения полученных знаний. Для этого можно проводить интегрированные занятия (семинары), на которых прослеживается связь образовательного и специального предметов. Здесь широко используются познавательные мотивы, которые проявляются как ориентация на эрудицию. Преподаватель должен использовать эффективную форму мотивации, а именно – укреплять уверенность в собственных силах студента. Чем больше доверия обучающимся, тем охотнее они сотрудничают с преподавателем в образовательном процессе.

Преподаватель должен стараться заинтересовать студентов, поскольку именно в случае заинтересованности, они будут с удовольствием посещать занятия. Также, при проведении аудиторных занятий, не будет лишним задавать им ситуации, в которых студенты могут отстаивать свое мнение, принимать участие в обсуждениях, находить несколько вариантов возможного решения поставленной задачи, решать их путем комплексного применения известных им способов решения и т.

 п.

Использование т.н. метода «кнута и пряника» является эффективным средством для повышения мотивации учебной деятельности студентов и их самостоятельности. Это достигается через внедрение балльно-рейтинговой системы оценки. Знания оцениваются в баллах, которые набираются в течение всего периода обучения по той или иной дисциплине за различные виды успешно выполненных работ (как самостоятельных, так и практических аудиторных).

Поэтому в самом начале семестра обозначить расширенные возможности перед учащимися, для осознания и понимания студентом возможные последствия его отсутствия на лекционном или практическом занятии. Это будет выражаться в минусовании определенного балла, а, например, подготовка доклада, выступление на конференции, подготовка презентации и т. д. – в плюсовании определенного количества баллов. В итоге, учащийся будет мотивирован конкретными бонусами и преференциями на экзамене и с большей ответственностью отнесется к учебному процессу.

Мотивация личным примером. Интерес учащегося к изучаемому предмету обусловлен не только профессиональностью преподнесения учебного материала, но и личными качествами педагога. Преподаватель, который доброжелательно относится к окружающим, не опаздывает, серьезно и ответственно выполняет свою работу, вовремя проверяет контрольные, самостоятельные и практические работы студентов, ценится ими и пользуется заслуженным авторитетом.

Умения сдерживать обещания заключается в недопустимости обмана студентов. Важно отметить, что эта составляющая необходимо и при организации воспитательной работы студентов. Если обещана увлекательная экскурсия вне ВУЗа, организация конкурсов или проведение интересного, по мнению студентов, тестирования, то необходимо не отступать от намеченных целей.

Формирование положительного отношения к профессии выражается в уважительном отношении к плюрализму профессий, по которым потенциально могут быть наняты студенты по направлению «социальная работа». Доброжелательный, спокойный тон, положительный, приветливый настрой – все это есть залог эффективного труда. В случае возникновения дискуссионных моменты среди представителей различных профессий, педагогу-наставнику необходимо разъяснить и убедить каждого в нужности и важности своей специальности [6].

Предоставление максимальной свободы выбора студентам находит отражения в проводимых образовательным учреждением т.н. «дней самоуправления», мотивирующих студентов на организацию и ведение самостоятельной деятельности. Целесообразно предложение студентам о разработке критериев и форм оценивания своих знаний, форм выполнения индивидуальной самостоятельной работы, тем докладов, вариантов заданий, рецензирования, слепого и открытого, работ своих одногруппников. Каждый человек желает быть сопричастным к какому-либо процессу, осознавать, что его точку зрения принимают во внимание.

Публичное одобрение успехов студентов, демонстрация их достижений (например, за хорошее или отличное выполнение работы), несомненно, приведет к повышению уровня мотивации учебной деятельности студентов.

Применение методов интерактивного обу­чения делает образовательный про­цесс мотивированным, продуктивным, эмоцио­нально-насыщенным, личностно-развивающим, а значит и более качественным. Методы интерактивного обучения, на наш взгляд, являются интересным, творческим и перспек­тивным направлением педагогики. Они изме­няют требования к работе преподавателя как на этапе подготовки к занятию, так и во время са­мого занятия.

К методам интерактивного обучения мы отнесли следующие методы:

1. Проектный метод. Проектная деятельность предполагает подготовку и публичную защиту проекта по определенной теме, в результате исследования проблемного вопроса (темы), учащийся предлагает свое решение вопроса, обобщая его в проектах.

2.  Кейс-метод (Case study). В процессе работы над кейсом студенты осу­ществляют поиск, анализ дополнительной ин­формации из различных областей знаний, в том числе связанных с будущей профессией [8, c. 37].

3.  Метод дискуссии. Использование данного метода – это один из способов раскрытия способностей, развития самостоятельности и способности к самоорганизации студентов, а так же умения вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы, делать выводы.

Согласно классификации, дискуссии на занятиях со студентами, обучающихся по направлению «социальная работа» можно разделить на несколько групп (в зависимости от принципов их проведения, задач и форм проведения).

Так структурированная или регламентированная дискуссия предполагает четкий план, структуру и регламент обсуждения.  Группы, участвующие в дискуссии, готовятся и изучают подпроблемы как часть проблемы.

Дискуссия же с элементами игрового моделирования дает возможность взглянуть на поставленную задачу не просто с позиций современного человека, а под углом зрения представителей определенного социального лагеря. Возможные формы проведения дискуссий в процессе которых воссоздается воображаемая ситуация современности со спором или дискуссией – диспуты, симпозиумы ученых, круглые столы журналистов, интервью с исторической личностью, телемосты и киностудии и др. Такая игра строится на учебном диалоге, но даже при определенной программе деятельности проводится с большой долей импровизации студентов.

Командные формы дискуссий, или дебаты – это формализированная дискуссия на заданную тему, построенная на основе соперничества участвующих команд. Команды ведут спор вокруг четко сформулированного тезиса, который опровергает одна команда и защищает другая.

Например, студентам можно заранее раздать роли различных должностных лиц, от имени которых они будут выступать в дискуссии.

Рабочее заседание проводится по вопросам современных социальных методов работы с пожилыми людьми. Студенты заранее осуществляли поиск информации в соответствии с полученной должностью.

Обсуждение проводилось в форме разыгрывания ролей: теоретики-разработчики методов работы с пожилыми людьми; сподвижники; новаторы, внесшие изменения в консервативные методы социальной работы; консерваторы; критики; конформисты; журналисты.

Содержание ролей:

  • Педагог руководит деятельностью игровой группы, организовывает процесс взаимопомощи в группе при подготовке ролей.
  • Теоретики-разработчики методов работы с пожилыми людьми рассказывают об истории их разработке и внедрения.
  • Сподвижники – помогают защищать информацию теоретиков-разработчиков при необходимости, помогают отстаивать его взгляды, ссылаясь при этом на личный опыт или примеры, известные ему.
  • Новаторы – выступают за новые формы, методы, доказывал их эффективность, ратовал за новаторство, вступал в конфликт с основателем или поддерживал его.
  • Консерваторы – выступают за старые, традиционные методы, утверждают эффективность на примере какого-либо конкретного случая.
  • Критики – выявляют сильные и слабые стороны новых и старых методов социальной работы с пожилыми людьми.
  • Конформисты – не имеют твердой собственной позиции, легко меняют свое мнение, выражают свое согласие с точкой зрения каждого выступающего, аргументируя изменение своего мнения.

Заседание совета экспертов по подведению итогов игры: определение группы-победительницы и лучших исполнителей ролей. В процессе проведения дискуссии журналисты готовят свои материалы. Затем осуществляется подведение итогов игры, журналисты представляют свои материалы. Осуществляется совместный со студентами и преподавателем анализ дискуссии.

Групповые дискуссии преимущественно проводятся в таких формах как «круглый стол», «симпозиум», «семинар» и т.д. Участниками «круглого стола» обычно становятся 10-15 человек из числа наиболее подготовленных студентов, роль ведущего обычно отводится педагогу. Имеющийся опыт проведения семинаров наиболее эффективен и позволяет включить в работу всех студентов без исключения.

Очень эффективны такие методы организации занятий, как парные дискуссии или «вертушка». Такая форма проведения позволяет включить в полемику одновременно практически всех участников с разными парами по общению, которые в ходе урока оттачивают свои тезисы и аргументы и приобретают новые.

Форму «круглого стола» можно использовать в процессе изучения тем, касающихся нормативно-правового регулирования социальной работы в современной Росси и за рубежом. Круглый стол целесообразно организовать с целью обмена мнениями между студентами и преподавателями по вопросам нормативно-правового регулирования социальной работы в современной Росси и за рубежом и оценке ситуации в этой области. Речь может идти о соответствии российской системы нормативно-правового регулирования социальной работы стандартам, о необходимости модернизации, об образовательном проекте повышения квалификации социальных работников и др. Студенты могут быть поделены на группы: исследователи, ученые, юристы. Также несколько студентов выступают в роле журналистов, которые фиксируют результаты данного круглого стола. Впоследствии возможно выпустить мини-брошюру для ознакомления студентов младших курсов. Также возможен вариант написания итоговуой статьи в научный журнал ВУЗа, где будут затронуты актуальные проблемы нормативно-правового регулирования социальной работы в современной России и за рубежом.

4. Игровые методы. Игры стимулируют активное участие студентов в учебном про­цессе и вовлекают даже наиболее пассивных. При данной методике происходит освоение участниками игры нового опыта, новых ролей, формируются коммуникативные умения, спо­собности применять приобретенные знания в различных областях, умения решать проблемы, толерантность, ответственность.

5. «Мозговой штурм». Метод по­зволяет вовлекать в активную деятельность максимальное число студентов. Данный метод представляет собой эффективный метод сти­мулирования познавательной активности, формирования творческих умений, как в малых, так и в больших группах.

Можно использовать метод – «ручка в центре стола». Цель метода привлечь к участию всех участников группы, способствует концентрации внимания и активизирует студентов. Группе предлагается совместное решение одного задания (разработка системы социальной работы с многодетными семьями). На один лист каждый студент записывает 1 вариант ответа и передвигает лист товарищу, при этом свою ручку передвигает в центр стола. При отсутствии ответа, ручка остаётся у студента. Все ответы обсуждаются совместно, анализируются верные и неверные варианты. Анализ и повтор верных ответов повышают уровень усвоения и запоминания материала.

6. Исследовательский метод, позволяющий развивать творческие способности студентов, навыки самостоятельной деятельности, наблюдатель­ность, воображение, умение нестандартно мыслить, вы­ражать и отстаивать свою или групповую точку зрения.

7. Метод анализа конкретных ситуаций целесообразно реализовывать в форме аналитической работы с какой-либо ситуацией. Стоит отметить, что если на занятиях применялась  ситуация-иллюстрация, то обязательно нужно использовать информационно-коммуникационные технологии: показ готовых презентаций и презентаций, созданных студентами, использование материалы единой коллекции цифровых образовательных ресурсов и других образовательных сайтов.

Бесспорно, что сегодня пришло время, когда обучающемуся не только необходимо, но и интересно использовать интерактивные технологии в процессе образования, и это обстоятельство должен использовать каждый педагог для достижения наиболее высоких результатов. В современном обществе, где важны не только сами знания, но и умение их применять в практической деятельности, мы должны учитывать все возможности и достоинства современных методов обучения, а значит идти в ногу со временем. И если студент легко и успешно выполняет свою работу, удовлетворен ее результатами, проявляет заинтересованность, тогда и мотивация к изучению такого предмета у него значительно вырастает, что в итоге способствует повышению заинтересованности в дальнейшей профессиональной деятельности.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что без хорошо продуманных методов обучения, трудно организовать усвоение программного материала в процессе обучения по направлению «социальная работа». Поэтому следует применять различные современные методы обучения, кото­рые помогают вовлечь студентов в познаватель­ный поиск, в труд учения; помогают научить студентов активно, самостоятельно добывать зна­ния, возбуждают их мысль и развивает интерес к предмету и профессиональной деятельности. Интерактивная деятельность обеспе­чивает не только прирост знаний, умений, навы­ков, способов деятельности и коммуникации, но и раскрытие новых возможностей студентов при обучении.

Совместное обсуждение различных вопросов, решение возникших проблем, организация дискуссий и споров, рассмотрение различных ситуационных задач – важные методы не только организации учебного процесса, но и налаживание качественного взаимодействия между педагогом и студентами.

Формирование мотивации студента в процессе профессионального обучения, освоения профессии и выполнения профессиональной деятельности – это и есть процесс формирования профессиональной компетентности, что является ядром профессионального становления бакалавра по направлению «социальная работа».

Данный процесс ориентирован на личность студента и целью его является ориентация на активную, преобразующую и профессионально-творческую деятельность бакалавра данного направления, согласующуюся с этическими принципами социально ответственной профессии и общечеловеческими ценностями.

Библиографический список

  1. Болдина М. А. Формирование профессиональной компетентности будущего специалиста социальной работы // Проблемы формирования профессионализма специалистов социальной работы: межвуз. сб. науч. труд. (г. Екатеринбург,2012 г.). — Екатеринбург: ФГАОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т», 2012. – с. 60–63
  2. Вильгаук О.В. Проблема мотивации в процессе становления студентов колледжа // Профессиональная педагогика обучающихся колледжа: матер. науч.-практич. конф. – Магнитогорск: МГППК, 2007. – с. 67-69.
  3. Ильин Е.П. Мотивация в учебной деятельности студентов. – СПб.: Питер, 2013. – 2840 с.
  4. Локшина С.М. Краткий словарь иностранных слов. – 9-е изд., испр. – М.: Русский язык, 1988. – 632 с.
  5. Львов Л.В. Учебно-профессиональная компетентность: сущность, содержание и оценка: монография. – Челябинск; Магнитогорск: УралГУФК; МаГУ, 2012. – 116 с.
  6. Мормужева Н.В. Мотивация обучения студентов профессиональных учреждений // Педагогика: традиции и инновации: материалы IV междунар. науч. конф. – Челябинск: Два комсомольца, 2013. – с. 160-163.
  7. Найн, А.Я. Теоретические основы рефлексивного управления образовательным учреждением: монография. – Челябинск: Уральская Академия, 2014. – 292 с.
  8. Панина Т.С. Современные способы активизации обучения. – М.: Изд. Центр «Академия», 2013. – с. 37.
  9. Фролов В.Н. Процесс формирования профессиональной компетентности бакалавров по направлению «социальная работа» // Педагогика: традиции и инновации: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь2013 г.).  — Челябинск: Два комсомольца, 2013. – с. 228-231.
  10.  Ярецкий, В. Ю. Формирование профессиональной компетентности специалиста социальной работы в образовательном процессе вуза: автореф. дис. на соискание уч.степ. канд. пед. наук: 13.00.08. – М.: РГСУ, 2006. — 26 с.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Равочкин Никита Николаевич»

SOME WAYS TO MOTIVATE STUDENTS ON A LESSON

Research article

Esina O.U.

Issue: № 3 (34), 2015

Published:

2015/04/13

Есина О.Ю.

Кандидат философских наук, доцент кафедры педагогики и психологии,

ГАОУ АО ДПО «Астраханский институт повышения квалификации и переподготовки»

НЕКОТОРЫЕ СПОСОБЫ МОТИВАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКЕ

Аннотация

В статье рассматривается проблема формирования учебно-познавательной мотивации школьников. Предлагаются несколько способов мотивации обучающихся на современном уроке.Ключевые слова: мотивация, урок, обучающейся.

Esina O. U.

PhD in Psychology, Associate Professor of the Department of Pedagogy and Psychology,

State Autonomous Educational Institution of the Astrakhan region of additional professional education  of the Astrakhan Institute of advanced  training and professional retraining

SOME WAYS TO MOTIVATE  STUDENTS ON A LESSON

Abstract

The article considers the problem of formation of the learning motivation of students. Some ways to motivate students in a modern lesson are suggested in this article.Keywords: motivation, lesson, student. Мотивация – важнейший этап структуры учебной деятельности, а для личности обучающегося выработанная внутренняя мотивация есть основной критерий ее сформированности. Критерий заключается в том, что ученик получает «удовольствие от самой деятельности, значимости для личности непосредственного ее результата». Очевидно, что не каждый ребенок осознает личную значимость обучения, педагога должен помочь ученику в осознании этой цели. Поэтому формирование учебно-познавательной мотивации на уроке – одна из главных задач современного учителя. Важнейшая проблема, с которой сталкивается любой педагог – как заинтересовать учеников в учебе. Чтобы урок прошел эффективно, а у учащихся были сформированы мотивы к обучению необходимо: [1, 512] 1.Создать комфортную психолого-педагогическую атмосферу Не раз мы обращали внимание на то, что к одному учителю школьники стремятся на урок (не смотря на то, что это один из наиболее сложных предметов в школе), а к другому идут неохотно. В чем же секрет успеха в первом случае и практического провала во втором? В первом случае учитель с улыбкой встречает учеников у двери кабинета, он внимателен и доброжелателен. Всегда поинтересуется проблемами огорченного ученика, поддержит и даст совет, доброжелателен, поддерживает обратную связь с учениками и обязательно благодарит школьников за продуктивное проведенное время на уроке. 2.Учитывать возрастные и индивидуальные особенности обучающихся Одно из главных требований к работе учителя – учитывать при обучении возрастные и индивидуальные особенности учеников. Каждый школьник характеризуется возрастными и индивидуальными особенностями. А как часто, проводя контрольную проверку, мы готовим индивидуальные задания на каждого ученика? Всегда ли у нас в классе дети одной возрастной группы? К переходу на среднее звено обучения (из начальной школы) возраст уже не заметен. А что делать с теми учениками, которые переступили порог школы и еще не достигли семилетнего возраста? Зачастую возрастной разрыв между учениками в классе составляет от нескольких часов до двух лет. При этом если интеллектуальный уровень достиг необходимых высот, эмоциональный остается на уровне своих лет. Еще одна проблема – индивидуальные проекты в школе. Всегда ли мы даем ученикам создавать проект, учитывая его возрастные и индивидуальные особенности? Хорошо если ученик заинтересован в разрешении искомой проблемы и сможет работать на опережающем уровне. А если нет, то какой результат будет в конце? Важно помнить, что каждый ученик уникален как личность и у каждого свои интересы и предпочтения. 3.Учитывать интересы обучающихся и связывать задания на уроке с актуальными проблемами жизни учащихся. Нередки случаи, когда у учеников в классе есть общие интересы (прислушайтесь, возможно они обсуждают победу местной гандбольной команды, так сосчитайте в процентом соотношении все победные и проигрышные очки этой команды за последний сезон, если вы математик). Занимательные задания (кроссворды, ребусы, сканворды, головоломки, занимательные задачи, проблемные вопросы, стихотворное изложение в занимательной форме отдельных понятий, терминов) – одно из средств заинтересовать учащихся. Такого рода задания вовлекают ученика в активное сотрудничество с учителем на уроке, будят любознательность и поощряют школьника к первым самостоятельным открытиям. Так же необходимо связывать учебный материал с актуальными проблемами жизни учащихся. И важно помнить, что интересы могут быть как кратковременными, так и долговременными.

  1. Давать возможность учащимся работать самостоятельно.

«Я слышу и забываю. Я вижу и запоминаю. Я делаю и понимаю» — одно из великих изречений Конфуция. Кто чаще всего говорит на уроке, показывает, как нужно правильно делать и практически не даёт выполнить что-либо самостоятельно? Согласно традиционной системе обучения  учитель, как субъект образовательного процесса рассматривал ученика как объект, то есть педагог передавал имеющиеся у него знания ученику, показывал возможные способы деятельности. В процентном соотношении на работу учителя на уроке отводилось 70%, а на самореализацию ученика 30%. Современная система образования пересмотрела данное положение ученика. Было выявлено, что при применении технологий развивающего и личностноориентированного обучения, в основе которых лежат субъект-субъективные отношения, коэффициент качества знаний ученика на порядок выше, чем при традиционных методиках обучения. На современном уроке должно быть два субъекта деятельности ученик и учитель. Обучающиеся должны самостоятельно добывать знания, учителю отводится роль организатора этого процесса. Самостоятельная работа придает стимул и активизирует познавательную деятельность учащихся. Всегда интересно вступить в дискуссию, высказать свою точку зрения, предположить иные способы решения задачи. 5.Использовать групповые виды работ и игровые технологии обучения. Если вы находитесь на обучающем семинаре и лектор просит выйти любого слушателя в центр аудитории для выполнения совсем не сложного задания, станете ли вы тем смельчаком или вам удобнее работать на месте? Работать в группе легче и комфортнее, чем брать всю ответственность на себя. Играть на уроке всегда интереснее, чем получать знания в иной форме. С одной стороны это игра, а с другой процесс обучения. Используя игровую технологию обучения можно сделать процесс познания более увлекательным и познавательным.

  1. Применять ИКТ технологии

Профессиональный стандарт выдвигает новые требования к работе учителя – использование на уроке ИКТ технологии. Современный школьник не мыслит своей жизни без компьютера, мобильного телефона и Интернета. Мозг ребенка, настроенный на получение знаний в форме развлекательных программ по телевидению, гораздо легче воспримет предложенную на уроке информацию с помощью медиасредств. Использование ИКТ технологии усиливает интерес обучающихся за счет наглядности, занимательности, интерактивной формы представления учебного материала [2].

  1. Постоянно поддерживать учащихся и проецировать ситуацию «успеха»

Главное не результат, к которому подошел школьник, а процесс, в котором он участвовал. Британский педагог – психолог Джефф Петти, на протяжении многих лет, работавший в колледже, отмечал, что насколько важно постоянно поддерживать и поощрять учащихся даже в том случае, если они не достигли намеченной цели [3]. Возникают и случаи, когда просто необходимо покритиковать учащихся. В такой ситуации важно после критики похвалить, замечания должны быть выстроены таким образом: похвала – критика – похвала. Выстраиваем ли мы задания на уроке так, чтобы они были по силе каждому ученику? Очень удобно выстраивать задания по принципу «от простого к сложному». Для начала более простые упражнения для всех, а затем наиболее сложные для более успешных учеников. Подводя итоги выше сказанному отметим, что проблема формирования мотивации к обучению является важнейшей задачей современного обучения. В поле внимания учителя оказывается не только осуществляемое школьником учение, но и развитие личности учащегося. Формирование мотивации – это воспитание у школьников идеалов, мировоззренческих ценностей, в сочетании с активной позицией ученика. Поэтому создавая на уроке комфортную психологическую атмосферу, применяя групповые и индивидуальные подходы к обучению, используя развивающие технологии в обучении, ИКТ средства и создавая ситуацию постоянного успеха мы не только улучшим качество своих уроков, мы поможем учащимся сформировать и развить активную жизненную позицию, так необходимую в современном мире.

Литература

  1. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы – Спб: Издательство «Питер», 2003. – 512с.
  2. Чернобай Е.В. Технология подготовки урока в современной информационной образовательной среде: пособие для учителей общеобразоват. учреждений. 2-е издание. М.: Просвещение, 2013. – 56с.
  3. Петти Д. Современное обучение. Практическое руководство. М.: Ломоносовъ, 2010. – 624с.

References

  1. Ilyin E.P. Motivation and motives- St. Petersburg: Publishing «Peter», 2003.-512s.
  2. Chernobay E.V. Technology training lesson in modern educational information environment: A guide for teachers of educational institutions. 2nd edition. M .: Publishing Prosveschenie, 2013, 56c.
  3. D. Petty Modern training. A Practical Guide.M .: Lomonosov, 2010.-624s

Мотивационные игры для учащихся — ваш источник терапии

Ни для кого не секрет, что мотивация учащихся в классе может быть непростой задачей. Когда внешние источники мотивации, такие как поощрения или наказания, не работают, может быть трудно найти альтернативное решение. К счастью, ответ может заключаться во внедрении мотивационных игр для учащихся на ваши уроки! Включение этих образовательных и развлекательных мероприятий в ваши планы уроков не только помогает вовлечь учащихся, но и поощряет командную работу и навыки критического мышления, делая обучение более приятным.

ЧТО ТАКОЕ МОТИВАЦИОННЫЕ ИГРЫ ДЛЯ СТУДЕНТОВ?

Мотивационные игры для учащихся – это мероприятия, поощряющие сотрудничество, общение и творческое решение проблем. В этом типе игры обычно участвуют участники, работающие вместе, чтобы выполнить задание или достичь цели, чтобы получить награду. Мотивационные игры в игровой форме вовлекают студентов в процесс обучения, разбивают монотонные лекции и повышают мотивацию студентов. Они являются эффективным способом удерживать студентов в изучении качественного материала.

ПРЕИМУЩЕСТВА МОТИВАЦИОННЫХ ИГР ДЛЯ СТУДЕНТОВ

Мотивационные игры можно использовать для закрепления важных понятий в классе. Может быть очень сложно мотивировать учащихся делать все возможное, но, предоставляя им практическую деятельность, с помощью которой они могут исследовать и применять знания, учащиеся могут улучшить свое понимание и понимание, не чувствуя, что их принуждают. Они создают учебную среду, в которой учащиеся получают удовольствие от обучения.

Эти веселые классные игры побуждают участников работать вместе, чтобы добиться успеха. Это не только помогает развить навыки построения команды, но и учит студентов важности сотрудничества и общения.

Позитивные аффирмации для детей – позитивный путь

МОТИВАЦИОННЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ПОСТАНОВКИ ЦЕЛЕЙ

Одним из наиболее эффективных способов мотивации учащихся является постановка целей. Мотивационные игры с постановкой целей можно использовать не только для вовлечения учащихся в учебный процесс, но и для обучения их основным навыкам, таким как решение проблем, планирование целей и сотрудничество. Не забывайте отмечать достижения учеников на этом пути! Вот несколько примеров мотивационных игр с постановкой целей.

Создание лабиринта

Учащиеся могут создать лабиринт, используя предметы повседневного обихода, такие как стулья, коробки и книги. Они должны работать вместе, чтобы разработать маршрут, который приведет из одного конца класса в другой, чтобы выполнить задание.

Построй башню

В этой игре участники должны использовать такие предметы, как газеты, соломинки и скрепки, чтобы построить максимально возможную высокую башню. Студенты должны работать вместе, чтобы убедиться, что их конструкция прочная и может выдерживать легкие движения, не опрокидываясь.

The Scavenger Hunt

Участники используют умение работать в команде и решать проблемы, чтобы найти предметы, спрятанные в классе. Команда-победитель находит наибольшее количество предметов за наименьшее количество времени.

Упражнения на развитие мышления PDF-пакет

МОТИВАЦИОННЫЕ ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СТУДЕНТОВ

Мотивационные игры для развития силы учащихся предназначены для того, чтобы помочь учащимся раскрыть и развить свои таланты. Они слышат, как другие ученики признают их сильные стороны в классе, что может быть весьма мотивирующим. Эти виды деятельности также способствуют чувству выполненного долга и гордости за то, что учащиеся успешно справляются с задачами. Вот несколько примеров:

Табу на силу учащегося

Учащиеся должны работать вместе, чтобы придумать творческие способы описания силы или сильных сторон учащегося, не используя ни одно из запрещенных слов, перечисленных на карточке. Ознакомьтесь с этим списком, чтобы узнать о сильных сторонах учащихся, которые можно записать на карточке. Эта игра помогает учащимся научиться мыслить нестандартно и находить новые способы выражения идей.

Ролевая игра

Участники должны придумать пьесу, демонстрирующую сильные стороны каждого учащегося в группе. Это может помочь учащимся осознать свои уникальные способности. Это также демонстрирует, как они могут использовать их, чтобы внести свой вклад в команду. Если вы хотите добавить испытание, вы можете превратить его в шарады, в которых учащиеся должны угадать изображаемую силу.

Matching Game

В этой игре учащиеся должны сопоставить сильные стороны учащегося с соответствующим навыком или талантом. Это упражнение может помочь участникам раскрыть свои сильные стороны и научиться применять их в различных ситуациях.

КОМАНДНЫЕ МОТИВАЦИОННЫЕ ИГРЫ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

Командные мотивационные игры предназначены для того, чтобы помочь учащимся научиться работать вместе и понять свою роль в команде. Изучая эти важные навыки, учащиеся могут развить уверенность, необходимую для успеха в классе и за его пределами. Вот несколько примеров командообразующих мотивационных игр для учащихся:

Эстафета с обручем

Команды работают вместе, чтобы переместить обруч из одного конца классной комнаты в другой. Задача состоит в том, что каждый член команды должен держаться за обруч во время гонки, поэтому они должны координировать свои движения, чтобы обруч не упал.

Человеческий узел

В этой игре участники должны работать вместе, чтобы распутать человеческий узел, не отпуская рук друг друга. Это может помочь учащимся узнать о важности общения и сотрудничества для успеха команды.

Падение яйца

В этом упражнении команды должны разработать контейнер, который защитит яйцо от разрушения при падении с определенной высоты. Студенты учатся работать вместе, чтобы решать проблемы и придумывать творческие решения.

Карточки для занятий йогой и идеи для игр

ФИЗИЧЕСКИЕ МОТИВАЦИОННЫЕ ИГРЫ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

Физические мотивационные игры для учащихся помогают учащимся улучшать свою физическую форму и в то же время получать удовольствие. Участвуя в этих видах деятельности, студенты могут развивать координацию, равновесие, силу и выносливость. Они также могут быть мозговыми разрывами. Вот несколько примеров физкультурно-мотивационных игр для учащихся:

Перетягивание каната

Команды должны использовать всю свою силу, чтобы тянуть веревку из стороны в сторону. Это занятие может помочь учащимся узнать о командной работе, сотрудничестве и важности правильной техники при выполнении физических задач.

Танцевальная битва

В этой игре учащиеся должны создать танцевальную программу со своими одноклассниками, а затем исполнить ее для остальной группы. Это может помочь участникам узнать, как использовать творческое движение для самовыражения, а также как работать вместе с другими, чтобы создать что-то уникальное.

Скульптура йоги

Учащиеся создают позу йоги, напоминающую определенный объект. Эта игра может помочь участникам научиться творчески использовать свое тело и понять важность сотрудничества.

Freeze Tag

В этой игре участники должны перемещаться по комнате, не будучи отмеченными противником, а также выполнять определенные задания по ходу дела. Это может помочь учащимся научиться использовать свою скорость и ловкость для достижения успеха.

Мотивационные игры для учащихся — отличный способ привлечь учащихся к работе в классе и научить их основным навыкам, таким как решение проблем, планирование целей и сотрудничество. Исследуйте также внешние и внутренние мотиваторы! Включая эти занятия в свои планы уроков, учителя могут создать среду, которая будет и приятной, и познавательной. Мотивационные игры могут помочь учащимся укрепить уверенность, раскрыть свои сильные стороны и развить чувство выполненного долга.

ЕЩЕ ВЕСЕЛЫЕ ИГРЫ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

Игры для отработки навыков саморегуляции — оборудование не требуется

Быстрые игры для занятий в классе

Пальчиковые игры

Игры на переменах в помещении для учащихся начальной школы

6 способов мотивировать учащихся при дистанционном обучении | Идеи

Источник: © Alice Mollon/Ikon Images

Помогите своим ученикам отдохнуть, пока они учатся дома

Учителя по всему миру уже несколько месяцев преподают дистанционно, и это кажется маловероятным. изменится для многих до сентября. Некоторые дети в Англии вернутся в этом месяце, но многие — нет. Шотландские ученики могут следовать программе смешанного обучения, как только они начнут свой новый семестр в августе, а некоторые университеты даже говорят о проведении онлайн-занятий в течение всего следующего учебного года. Как бы долго это ни продолжалось, многие педагоги обнаруживают, что одним из самых сложных аспектов отсутствия учеников в классе является поддержание их мотивации. Фактически, недавний опрос учителей Tapp показал, что подавляющее большинство учителей считают, что их ученики работают два часа или меньше в день.

Возможно, вы обнаружили, что среди ваших учеников больше всего борются с мотивацией учащиеся с низким уровнем успеваемости, или, может быть, это просто та же группа, которая не была мотивирована даже в школе. «Мы очень успешно проводим все наши уроки онлайн», — говорит Пенни Роботэм, старший преподаватель и руководитель отдела науки в Национальном колледже математики и естественных наук в Ковентри. «Что было удивительно, так это то, что некоторые из наших более спокойных студентов действительно стали более уверенными в себе в Интернете. Некоторым учащимся очень легко оправдываться за то, что они не выполняют работу, но в основном это те же учащиеся, у которых уже не было мотивации в классе. Хотя у меня был один студент, который провел две недели взаперти в гостинице — и вдруг он стал очень мотивированным» 9.0003

К сожалению, мы не можем держать наших учеников в комнате, где им нечем заняться, кроме домашнего задания по химии. Итак, какие стратегии мы можем использовать, чтобы повысить их мотивацию удаленно и поддерживать их обучение?

1. Работа с родителями

«В моей школе мы уделяем особое внимание общению между SLT и родителями, — говорит Пенни. «Мы можем очень быстро сообщить обо всем, что происходит на уроке, через пастырскую команду». «Как школа, мы отправляем электронное письмо домой, если есть какие-либо проблемы. Я также обнаружил, что, пока студенты заняты чем-то другим во время онлайн-уроков, у вас даже есть дополнительное время для написания электронных писем!»

Хотя это может быть сложно при ограниченной поддержке из дома. «Онлайн-обучение создает новые проблемы для некоторых учащихся, особенно для тех, кто считает, что люди в школе являются их основной сетью поддержки», — отмечает Пенни. Поддерживайте отношения с этими учащимися, насколько это возможно, поощряйте их оставаться на связи с их сетью поддержки и старайтесь изо всех сил вовлекать их родителей. Если у вас возникли проблемы с общением с родителями, правительство рекомендует обратиться к школьному наставнику по обучению или к сотруднику по связям с семьей (если он у вас есть) или к соответствующим внешним службам поддержки, таким как местный сотрудник отдела социального обеспечения образования или группа поддержки поведения.

2. Пусть сами выбирают

Доказано, что автономия способствует обучению. Вы можете заставить учащихся чувствовать себя более автономными, направляя их собственное обучение, устанавливая собственные цели и изучая материал в своем собственном темпе на своих условиях, но что, если у них нет мотивации приступить к заданию с самого начала? Вы можете попробовать сделать задания более увлекательными, предоставив учащимся выбирать, какие из них они хотят выполнить. При настройке задания предоставьте им по крайней мере два варианта на выбор, чтобы задания больше соответствовали их интересам, и они могли чувствовать себя более автономными в своем обучении.

3. Позитивное подкрепление

Много похвалы эффективно, говорит Эми. «Не только напрямую — я также выражаю благодарность своим ученикам». Если в вашей школе есть система наград, продолжайте ее использовать — и даже сделайте ее более краткосрочной. Вместо семестровых благодарностей рассмотрите еженедельные награды за положительный вклад в обсуждения в классе, ответы на отзывы и т. д., обязательно вознаграждайте и хвалите такие вещи, как усилия учащихся или выполнение задания, а не их достижения.

4. Соревнования

Немного здоровой конкуренции может быть полезным для повышения мотивации, а также для обучения учащихся важности извлечения уроков из неудач и поражений. Вы можете проводить небольшие соревнования или более крупные проекты с небольшим призом, даже если это виртуальная золотая звезда. Или вместо того, чтобы соревноваться индивидуально, разделите каждый класс на команды (или дома, если они у вас есть) и дайте им очки за выполнение задач, участие в обсуждениях, позитивное отношение и т.  д. — это также может помочь повысить чувство связи и общности с их товарищами. одноклассники.

5. Обращайтесь к ним напрямую

Убедитесь, что вы регулярно общаетесь с учащимися индивидуально. «Общение со студентами по именам действительно помогает», — говорит Эми. «Во время онлайн-урока я вначале веду бумажную регистрацию, чтобы знать, чей микрофон работает и кому нужно использовать функцию чата. Наличие этой бумажки передо мной действительно помогает мне не забыть задать каждому человеку вопрос хотя бы один раз. Это означает, что они не могут избежать вас, и все они чувствуют себя включенными!»

6. Адаптируйте свои стратегии

Существуют различные типы мотиваторов: внутренние (например, неподдельный интерес к предмету, чувство выполненного долга) и внешние (например, родительские или общественные ожидания, личные цели) – и каждый учащийся будет мотивирован (или нет) сетью мотивов. разные факторы. Вы лучше всех знаете свой класс: если какой-то участник изо всех сил пытается сохранить мотивацию, знаете ли вы, что им движет? Например, если им нравится чувство выполненного долга, поставьте перед ними ряд небольших, небольших задач для серии легких побед.