Характеристика на одаренного и талантливого ученика: Психологическая характеристика одаренного ребенка | Статья по теме:
Психологическая характеристика одаренного ребенка | Статья по теме:
Психологическая характеристика одарённого подростка
Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Одаренные дети являются уникальным явлением в социальном мире. Как отмечают многие педагоги, одаренные дети отличаются не только хорошими способностями к каким-либо видам деятельности, но в первую очередь по своим психологическим особенностям выделяются среди своих сверстников. Важнейшей проблемой прогресса общества является сохранение и развитие одаренности.
Казалось бы, ребенку, опережающему сверстников по уровню интеллекта, блещущему умственными способностями, уготовано более счастливое, чем у других, детство, ему будет особенно легко учиться. В действительности же все не так. У детей с ранним умственным расцветом возникают свои систематические сложности в семье и в школе, свои драмы возрастного развития.
Детей с опережающим темпом развития, с очень высокой умственной активностью трудно учить и трудно воспитывать. Они зачастую бывают нетерпеливы и порывисты, более остро, чем другие, реагируют на окружающее. Именно им, наиболее любознательным, часто становится скучно в классе.
Трудности могут начаться с того, что ребенок, опережающий сверстников, склонен постоянно привлекать к себе внимание. Стремительное выполнение заданий, готовность правильно ответить на вопрос учителя — для него желанная умственная игра, состязание, и он раньше других тянет руку, радостный, предвкушая одобрение.
У ребенка с ранним умственным расцветом возникают специфические трудности и во взаимоотношениях с соучениками. Нередко одноклассники, особенно к началу подросткового возраста, активно отторгают от себя такого ученика, дают ему обидные прозвища. Это приводит к тому, что одаренный ребенок начинает стремиться быть «как все» — избегает обнаруживать себя самым знающим или тем более самым старательным. Не только потому, что некоторые соученики агрессивны, но и потому, что ему самому хочется быть вместе с другими, в компаниях. Немало дополнительных переживаний выпадает на долю такого ребенка, если ему почему-либо не даются физкультура, занятия по труду. Слабости в этом отношении могут быть и у других ребят, но у них они не привлекают к себе такого внимания, как у ученика, выделяющегося своим интеллектом. Его физическая неумелость, робость становятся поводом для насмешек, издевательств. Трения с соучениками бывают связаны и с предпочитаемыми играми: юные интеллектуалы тянутся к различным словесным играм, к шахматам в те годы, когда их сверстники увлекаются подвижными и азартными играми.
Бывают и другие трудности у ребенка с необычными умственными возможностями. От него ожидают, требуют — и родители, и педагоги, — чтобы он обязательно был примерным учеником, отличником. А ведь отметки, часто ставят не только за знания, но и за поведение, и за почерк. Ученику с повышенными способностями достается гораздо больше, чем другим, за не полностью выполненное домашнее задание за какое-нибудь не предусмотренное темой высказывание на уроке, за небрежное оформление письменной работы. В некоторых семьях снижение отметок воспринимается как драма.
Сильные и слабые стороны ребенка с признаками умственной одаренности взаимосвязаны, переходят друг в друга. Например, капризы, упрямство, в той или иной мере присущие многим детям, при более высоком уровне интеллекта выступают резче, заметнее. Это относится и к проявлениям нежелания, неумения преодолевать повседневные учебные трудности. Повышенные способности часто сопровождаются привычкой учиться «хватая на лету». Так, опережение сверстников может порождать зазнайство и тщеславие. Умственная самостоятельность, установка на познавание могут оборачиваться своеволием, противопоставлением себя окружающим. Даже, казалось бы, явное преимущество ребенка, которому все учебные предметы даются одинаково легко, имеет и свою теневую сторону: к подростковому возрасту такой ученик уже может начать тяготиться тем, что не знает, к чему же он более склонен. Выясняется, что отсутствие таких ограничителей, как относительная неспособность к каким-нибудь видам занятий, может обусловливать излишнюю разбросанность интересов, затруднять самоопределение.
Характер личностных проблем одаренного ребенка во многом определяется особенностями формирующейся у него самооценки. Существует мнение, что личностные трудности одаренных детей еще больше осложняются в случаях формирования у них неадекватно заниженной самооценки своих возможностей в различных областях деятельности, в том числе в общении.
Исследования выдающихся в умственном отношении детей показали, что многие из них очень критичны к себе. Обладая неадекватно низкой самооценкой, они часто не только не могут реализовать свои потенциальные способности, но и становятся неуспевающими учениками. Отмечается также, что одаренные дети очень ранимы, чувствительны ко всему, что затрагивает их «Я». Уже в раннем возрасте они проявляют повышенную чувствительность к попыткам задеть их самолюбие, склонны ставить перед собой задачи, которых не могут достичь, и тяжело переживают неудачи.
Самооценка личности существенно влияет на проявления и развитие способностей ребенка. При этом самовосприятие имеет два аспекта — знания о себе и отношение к себе. Самооценка — важнейший фактор детерминации поведения ребенка, она во многом определяет направленность его деятельности, особенности общения с другими людьми.
В сфере опережающего развития познания отмечается следующее: дети способны заниматься несколькими делами сразу; обладают повышенным любопытством; способны прослеживать причинно-следственные связи и делать соответствующие выводы; обладают отличной памятью, базирующейся на ранней речи и абстрактном мышлении; способны классифицировать и категоризировать информацию и опыт; умеют широко пользоваться накопленными знаниями; увлекаются коллекционированием; обладают большим словарным запасом; используют в речи сложные синтаксические конструкции и умеют ставить вопросы; предпочитают игры, требующие активизации умственных действий; легко справляются с познавательной неопределенностью; не любят готовые ответы; с удовольствием воспринимают сложные и долгосрочные задания; обладают повышенной концентрацией внимания, упорством в достижении результата в интересной сфере и высокой степенью погруженности в задачу.
В сфере психосоциального развития у одаренных и талантливых детей наблюдаются следующие черты: развитое чувство справедливости; широкие личностные системы ценностей; яркое воображение; развитое чувство юмора; постоянно пытаются решать проблемы, которые им пока «не по зубам»; характерны преувеличенные, страхи; восприимчивость к невербальным проявлениям чувств окружающими.
В плане физического развития замечен высокий энергетический уровень и низкая продолжительность сна. Их моторная координация часто отстает от познавательных способностей.
Ребенок отличается остротой мышления, наблюдательностью и исключительной памятью, проявляет выраженную и разностороннюю любознательность, часто с головой уходит в то или иное занятие, охотно и легко учится, выделяется умением хорошо излагать свои мысли, демонстрирует способности к практическое приложению знаний, знает многое, о чем его сверстники и не подозревают, проявляет исключительные способности к решению задач.
Ребенок легко приспосабливается к новым ситуациям; другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям; в окружении посторонних людей сохраняет уверенность в себе; имеет тенденцию руководить играми или занятиями других детей; с легкостью, общается с другими детьми и со взрослыми; генерирует идеи и решения задач; в общении со сверстниками проявляет инициативу; принимает на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные для его возраста; другие дети часто обращаются к нему за советом и помощью.
характеристика, проблемы выявления и развития
В
душе каждого ребенка есть невидимые струны.
Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат.
В.А. Сухомлинский
Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокую активность человека, но и его умения и способности нестандартного поведения.
Обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен развивать свои способности и здесь очень многое зависит от семьи и от школы.
Прогресс цивилизации зависит от людей творческих и одаренных. Важнейшая задача общества – сохранить и развивать одаренность каждого. Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных проблем совершенствования системы образования. Поэтому работа с одаренными детьми требует глубокого понимания природы «одаренности». И нам, педагогам, в своей повседневной практической деятельности приходится быть очень внимательными к каждому ребенку.
Давайте рассмотрим сферу личностного развития одаренного ребенка, куда входят следующие характеристики:
Увлеченность – это одна из ведущих характеристик одаренности. Деятельность выступает эффективным средством развития способностей, стимулируется интересом к ее содержанию.
Перфекционизм – это стремление доводить результаты своей деятельности до соответствия самым высоким требованиям; это упорное стремление переделывать работу до соответствия самым высоким стандартам.
Социальная автономность характеризуется степенью детской самостоятельности и независимости, готовность отстаивать свою точку зрения, стремление действовать и поступать нетрадиционно, оригинально.
Лидерство выражается в доминировании в межличностных отношениях, совместных делах, что дает опыт принятия решений. Ребенок проявляет инициативу в общении, принимает на себя ответственность.
Соревновательность – это склонность к конкурентным формам взаимодействия. Она проявляется в склонности или нежелании участвовать в конкурентных формах взаимодействия.
Широта интересов – это разнообразные, устойчивые интересы ребенка, это основа многообразного опыта. Она проявляется в стремлении заниматься самыми разнообразными, не похожими друг на друга видами деятельности, в желании попробовать свои силы в разных сферах.
Для одаренного ребенка свойственны следующие процессы:
Оригинальность мышления
Гибкость мышления – это способность быстро и легко находить новые стратегии решения, устанавливать ассоциативные связи; это умение находить альтернативное решение проблем, менять направление поиска решения проблемы.
Продуктивность (беглость мышления) – это способность к генерированию большого количества идей, разнообразные варианты решения проблем и продуктов деятельности (проекты, брошюры, рисунки, эссе).
Способность к анализу и синтезу. Наиболее ярко эта способность проявляется при решении логических задач и проблем, она может быть выявлена практически в любом виде деятельности.
А теперь поговорим о проблемах выявления одаренности:
– иногда трудно понять – одаренный это ребенок или ярко выраженная индивидуальность;
– одаренный или непредсказуемый;
– первоначальным этапом в работе по выявлению детской одаренности должен быть диагностический, который предполагает использование разносторонней информации, включающей мнение родителей, учителей, тестирование психолога и других специалистов;
– должен выявляться еще в начальной школе, но не всегда это происходит.
Проблемы развития одаренности:
– считаю, что принципиальное значение играет семья, которая должна работать в сотрудничестве с педагогическим коллективом по целеполаганию и прогнозированию развития ребенка;
– работа с психологом по развитию одаренного ребенка, начиная с начальной школы.
Заключение
Спортивные и художественные таланты воспринимаются положительно, но высокий интеллект не рождает симпатий.
1. Стремление к совершенству. Одаренные дети не успокоятся, пока не достигнут высшего уровня. Стремление к совершенству проявляется рано.
2. Ощущение неуязвимости. Критически относятся к собственным достижениям, часто не удовлетворены, отсюда – низкая самооценка.
3. Нереалистические цели. Не имея возможности достигнуть их, они начинают переживать. Стремление к совершенству и есть та сила, которая приводит к высоким результатам.
4. Сверхчувствительность. Одаренный ребенок более уязвим. Считается гиперактивным и отвлекающимся, т. к. постоянно реагирует на разного рода раздражители и стимулы.
5. Потребность во внимании взрослых. Не редко монополизирует внимание взрослых. Это вызывает трения в отношениях с другими детьми, которых раздражает жажда такого внимания.
6. Нетерпимость. Часто с нетерпимостью относятся к детям, стоящих ниже их в интеллектуальном развитии. Они могут оттолкнуть окружающих выражением презрения или замечаниями.
Многие думают, что ребенок, опережающий сверстников по уровню интеллекта, блещущий умственными способностями, не будет встречать трудностей в учебных занятиях – ему, очевидно, уготовано более счастливое, чем у других детство. В действительности же детей с ранним умственным расцветом могут ожидать немалые сложности и дома, и в школе свои драмы в ходе возрастного развития.
Прежде всего, важно, как поведут себя родители и другие старшие члены семьи, когда обнаружится необычность ребенка. Часто, наряду с гордостью и радостью, такой ребенок вызывает и озабоченность, даже тревогу. Иногда его родителей беспокоит то, о чем другие, казалось бы, могут лишь мечтать, ребенок прочитывает все книги в доме; он поглощен решением задач, его не оторвать от монтирования каких-нибудь устройств. Такой степени пристрастие к умственной работе производит впечатление чрезмерности. Девочка десяти лет ежедневно приносит из библиотеки 2–3 книги, самые разные, без особого разбора, тут же прочитывает их, на следующий день меняет.
В других семьях чрезвычайные детские способности принимаются как готовый дар, которым спешат пользоваться, наслаждаться, который сулит большое будущее. Здесь восхищаются успехами ребенка, необычностью его возможностей и охотно его демонстрируют знакомым и незнакомым. Так подогревается детское тщеславие, а на основе самомнения и тщеславия не так-то легко найти общий язык со сверстниками. В дальнейшем это может обернуться немалыми огорчениями, а то и горестями для растущего человека.
Дети с ранним умственным подъемом нередко особенно чувствительны к ожиданиям окружающих, их одобрениям и порицаниям. В семье могут ввести запрет на разговоры о талантливости ребенка, но не всегда он достаточен, кто-нибудь из членов семьи иногда забудется, выразит свой восторг. А ребенок, естественно, не пропустит, уловит восхищение своим умом, своими успехами. Если же старшие, напротив, нисколько не ценят проявления необычных способностей, смотрят на них как на странность, которая со временем пройдет, то и такое отношение тоже будет “принято к сведению”, оно не минует детского сознания.
В семье детям с признаками одаренности труднее, чем обычным. Труднее независимо от того, восхищаются ли ими без меры или считают странными. Взрослые могут ошибаться в своих оценках, когда встречают у ребенка то, чего они не ожидали.
Общество и одаренные дети
Лета Холлингуорт внесла большой вклад в понимание проблем адаптации, стоящих перед одаренными детьми.
Неприязнь к школе. Такое отношение часто появляется оттого, что учебная программа скучна и неинтересна для одаренных детей. Нарушения в поведении могут появляться потому, что учебный план не соответствует их способностям.
Игровые интересы. Одаренным детям нравятся сложные игры и неинтересны те, которыми увлекаются их сверстники. Вследствие этого одаренный ребенок оказывается в изоляции, уходит в себя.
Конформность. Одаренные дети, отвергая стандартные требования, не склонны к конформизму, особенно если эти стандарты идут вразрез с их интересами.
Погружение в философские проблемы. Для одаренных детей характерно задумываться над такими явлениями, как смерть, загробная жизнь, религиозные верования и философские проблемы.
Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием. Одаренные дети часто предпочитают общаться с детьми старшего возраста. Из-за этого им порой трудно становиться лидерами.
Стремление к совершенству. Для одаренных детей характерна внутренняя потребность совершенства.
Потребность во внимании взрослых. В силу стремления к познанию одаренные дети нередко монополизируют внимание учителей, родителей и других взрослых. Это вызывает трения в отношениях с другими детьми. Нередко одаренные дети нетерпимо относятся к детям, стоящим ниже их в интеллектуальном развитии. Они могут отталкивать окружающих замечаниями, выражающими презрение или нетерпение. По этому я считаю , что одаренные дети должны обучаться отдельно и по специальной программе и технологии, т.к. это будущее нашей страны.
Любому обществу нужны одарённые люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Именно в школе должны закладываться основы развития думающей, самостоятельной, творческой личности. Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются на школьной скамье. Каждый из учителей сталкивался с такими учениками, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им не интересна работа на уроке, они читают словари и энциклопедии, изучают специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. К сожалению, таких детей у нас не много. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке и жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.
Одарённый ребёнок — это ребёнок, имеющий высокий уровень развития способностей, позволяющий ему достигнуть особых успехов в определённых областях деятельности.
Согласно социологическим данным, одарённые дети от общей популяции составляют 20 — 30%. К «благополучным» из них относят всего лишь 5%, остальные находятся в состоянии большого риска социальной изоляции и отвержения со стороны своих ровесников. Одарённость может органично вписываться в жизнедеятельность ребенка, а может породить множество сложных социально-психологических противоречий. К сожалению, последний вариант более распространён.
Проявления — симптоматика данного хода развития весьма разнообразна. Главная её особенность состоит в том, что в своём поведении, обучении, внутреннем психологическом состоянии, одарённый ребёнок приближается к ребёнку дезадаптированному. Одарённые дети тяжело воспринимаются окружающими, и нормальный для них процесс развития рассматривается как аномальная неприспособленность к жизни в обществе.
Одарённость, как вид девиации, представляет собой отклоняющееся поведение на базе гиперспособностей. Одно из первых мест среди негативных факторов при этом отводят влиянию макросреды. Случаи, когда одарённый ребёнок попадал в категорию «трудные дети» связаны, прежде всего, с неправильным отношением к нему одноклассников, учителей и родителей. Нормальному развитию и адаптации одарённых детей в обществе мешают также социально-психологические и личностные трудности. Социально-психологические проблемы одарённых детей проявляются очень часто в хорошо известных школьному психологу формах дезадаптивного поведения, таких как, например, ассациальное и агрессивное. Протест ребёнка против сложившейся к нему практики отношения сверстников и взрослых, неудовлетворённость отношениями, длительное подавление его важных потребностей — в активности, демонстрации своих возможностей, лидировании и др. — могут принимать в поведении формы демонстративной асоциальности, защитной агрессии. Такой ребёнок ведёт себя вызывающе, бурно и недоброжелательно реагирует на действия и оценки окружающих, позволяет себе ненормативные, даже выраженно асоциальные поступки: портит вещи, нецензурно бранится, дерётся и т.д.
1.1 Проблемы одаренных детей
Достаточно часто в школьной практике можно встретить и противоположную социально-психологическую реакцию одарённого ребёнка на ситуацию подавления его естественных проявлений и потребностей: уход в себя, в мир своих фантазий и грёз, апатичность, вялость, незаинтересованность в контактах. Депрессивное поведение может принимать и демонстративные черты.
Одну из серьёзных причин таких социально-психологических проявлений составляет длительная депривация (подавление, неудовлетворение) со стороны ближайшего социального окружения ребёнка, его важных психологических потребностей.
Другая причина социально-психологических проблем — это несформированность у ребёнка средств общения. Одарённые дети чаще других сталкиваются с ней. Истоки её часто лежат в дошкольном прошлом детей, той особой щадящей среде, которую создали для них любящие родители.
Наконец, о некоторых личностных проблемах, возникающих у одарённых детей. Одарённость — это слово не из детского сознания. Талантливый ребёнок осознаёт скорее не свою одарённость, а свою отличность от других. Характер личностных проблем такого ребёнка во многом определяется особенностями формирующейся у него самооценки.
Личностные трудности одарённых детей ещё больше осложняются в случаях формирования у них неадекватно заниженной самооценки и своих возможностей, низкого ypoвня притязаний, критичности к себе, неспособности реализовать свои потенциальные способности.
Учитывая всё перечисленное, выделим наиболее частые особенности дезадаптации одарённых детей. Это:
- трудности в нахождении близких по духу друзей;
- проблемы участия в играх и развлечениях сверстников;
- проблемы конформности, т.е. старание подстроиться под других, казаться такими, как все, отказ от своей индивидуальности;
- очень ранний интерес к проблемам мироздания и судьбе;
- диссинхромия (Как полагает Ж.Ш. Террасье, диссинхрония — это состояние интеллектуально одаренного ребенка, испытывающего затруднения при контактах со своим окружением. Обычно диссинхрония проявляется на социальном и психическом уровнях. Первый уровень выражается «разрывом» между ребенком и его окружением — быстротой его интеллектуального развития и средней (или низкой) скоростью развития других детей. Внутренняя диссинхрония проявляется в противоречивости развития отдельных психических функций самого ребенка, например, очень быстрый темп чтения может сопровождаться затруднениями в психомоторике, т. е. с трудностями письма или быстрое интеллектуальное развитие «соседствует» с замедленным эмоциональным становлением психики и др.) развития как причина потери мотивации к учёбе.
Предупреждая негативные последствия феномена «одарённость», дезадаптацию одарённых детей в обществе целесообразно пользоваться чредой последовательных социально-педагогических действий, заключённых в систему.
Система создана на основе индивидуальных, учебно-воспитательных планов работы с одарёнными детьми. Она содержит оптимально выявленные технологии социально-педагогической деятельности , к которым можно отнести; консультацию родителей и учителей по поводу организации отдыха и рабочего места одарённого ребёнка, проведение социальным педагогом-психологом беседы на тему «Нормальное восприятие детской одарённости», наблюдение за родителями одарённого ребенка и за ним , организацию проведения психологом психокоррекционной работы с самим ребёнком. Как говорил Сухомлинский В. А.: даренность человека — это маленький росточек, едва проклюнувшийсяиз земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод.
Одаренность можно рассматривать как стечение трех характеристик: интеллектуальных способностей, превышающих средний уровень, креативности и настойчивости..)
При работе с одаренными детьми необходимо учитывать следующие принципы:
— у всех детей, независимо от уровня одаренности и даже уровня интеллектуальных возможностей необходимо развивать их креативные качества.
Вместе с тем с детьми, отличающимися повышенными возможностями в усвоении знаний, необходимо вести специальную работу;
— .работа по развитию одаренности детей не должна и не может вестись только в направлении их интеллектуальных и творческих возможностей. Необходимо развитие всех личностных качеств в целом и только на этой основе целенаправленное развитие индивидуальных способностей;
— необходимо постоянное соотнесение учебных и индивидуальных способностей.
Как правило, одаренным детям интересна любая область науки. Они стараются объять необъятное, у них много идей и желаний. Задача педагогов — поддержать их и помочь самореализоваться.
В работе с одаренными детьми нужно избегать 2-х крайностей:
• возведение ребенка на пьедестал, подчеркивания его особых прав,
• с другой стороны – публичного принижения достоинства или игнорирования интеллектуальных успехов во время борьбы со “звездностью”.
ОД – это в первую очередь дети, которые не обязательно имеют столь же высокую эмоциональную и социальную зрелость (плохо адаптируются, не имеют развитого самоконтроля, не всегда способны заниматься самостоятельно, нуждаются в индивидуальном обучении и помощи). Они могут иметь некоторое отставание в физическом развитии (плохая координация движений и корявый почерк), застенчивость, отсутствие внешнего интеллекта, блеска. Им присущи высокая мотивация к достижениям, стремление быть лучшими, сознательные усилия в учебе
Одна из важнейших целей при работе с ОД — создание условий, стимулирующих развитие творческого мышления.
Основные направления по созданию оптимальных условий для развития ОД
1. Создать систему выявления ОД:
— психолого-педагогическое исследование первоклассников;
— системное наблюдение за детьми из класса в класс,
— выявление детей для более углубленных индивидуальных исследований,
— системное диагностирование психологом.
2. Организация учебного процесса:
— нестандартные уроки,
— включение детей в исследовательскую деятельность, самостоятельный поиск истины,
— работа с дополнительной литературой,
— обдумывание и размышление, высказывание своего мнения, нестандартные задания,
— предпрофильное и профильное обучение,
— выставка творческих работ
3. Развитие творческих способностей учащихся посредством взаимосвязи уроков с внеклассной работой по предмету
— организация исследовательской работы учащихся,
— опережающие задания творческого плана,
— участие детей в олимпиадах, конференциях, конкурсах,
— обеспечение базового дополнительного образования:
(организация факультативов, элективных курсов, работа предметных кружков),
— проведение научно-практических конференций в младших, средних и старших классах,
4. Общеразвивающие мероприятия
— традиционные мероприятия в школе
— предметные декады
Уровень сотрудничества в учебной деятельности — актуальная проблема для педагогов, работающих с одаренными школьниками. Такое сотрудничество должно характеризоваться: созданием на уроке доверительных межличностных отношений, взаимной личной информированностью, признанием права учащегося на ошибку, обсуждением с учащимися целей и задач совместной деятельности, использованием на уроке взаимного контроля учащихся и применением отметок в качестве побудительного стимула к учению.
Реализация самостоятельной деятельности учащихся возможна при использовании современных технологий группового обучения, метода проектов, позволяющих индивидуализировать учебный процесс, а учащимся — проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности.
* Работа по развитию творческих способностей может быть организована при проведении предметных декад, которые в системе проводятся в нашей школе. По окончанию учебного года руководители предметных МО определяют сроки декад и 1–2 крупных мероприятия, которые заносятся в общешкольный план работы. Многие, но далеко не все мероприятия проводятся на высоком уровне. Поэтому не надо работать на количество, лучше стремиться к качеству. С кем работает учитель-предметник, готовясь к мероприятию? Конечно, с самым способным, надёжным, творческим. В чём сложность – выбор среди детей – небольшой, поэтому приходиться учителям работать часто с одними и теми же учениками. Мы их перезагружаем? Да! Отнимаем у них свободное время? Да! Но мы их раскручиваем, помогаем им и себе выявить, развивать и реализовать академические, художественно-артистические, лидерские способности.
* Большую работу проводят наставники, помогая учащимся освоить азы написания исследовательских работ, с которыми они выступают на школьных, а затем и городских, и окружных конференциях .
1. Активизация интеллектуальной деятельности учителей и учащихся через исследовательские работы.
2. Создание условий, стимулирующих развитие творческого мышления,— одна из важнейших целей при работе с одаренными детьми. По результатам многих психологических исследований, развитие креативности учащихся происходит при обеспечении на занятиях условий, благоприятных для творчества:
создание ситуаций успеха, незавершенности рассматриваемых проблем (чтобы было, над чем подумать, добраться до истины, подойти к эвристическим находкам), появление все новых и более сложных вопросов, огромное желание в поисковой деятельности (найти ответы!), использование различных видов мышления, стимулирование оценкой для анализа ответов, а не для награды или осуждения, создание атмосферы понимания. Кроме того, необходимо постоянно подчеркивать ответственность и независимость, акцентировать внимание родителей к интересам детей. В то же время целесообразно уделять внимание и специальному обучению различным аспектам творческого мышления: поиску проблем, выдвижению гипотез альтернативности и оригинальности. 3. Как учить? — находить необычные нестандартные решения.
Диапазон творческой задачи необычайно широк по сложности — от решения головоломки, до изобретения новой машины. Для решения этих задач нужны наблюдательность, умение анализировать, комбинировать и т. д.— все то, что в совокупности и составляет творческие способности. Человеку с творческим складом ума легче найти творческую изюминку в деле, достичь высоких результатов. Но ведь природа не щедра на таланты, они, как алмазы, встречаются редко, однако та же природа наделила каждого ребенка возможностью развиваться. И начинать такое развитие надо не тогда, когда человек стал специалистом, а заранее. Подготовка изобретателя так же, как и подготовка спортсмена,— длительный процесс. Поэтому и начинать ее нуж¬но как можно раньше. Как? Вводите ТРИЗ (отдельные элементы теории и методики решения изобретательных задач).
*Сейчас в жизни нужны не только сами знания, сколько умение оперировать ими. Знания в головах наших часто лежат как вещи на плохом складе: навалом, без активного применения. Для того чтобы оживить их, надо научить почувствовать свои творческие возможности.
Предлагаю в качестве разминки задачку:
Дается шоколадная конфета в виде бутылочки, наполненная густым малиновым сиропом. Как она изготавливается?
1-й ответ. Сначала делают шоколадную бутылку, а потом заливают сироп.
Учитель. Сироп должен быть густым, иначе конфета будет непрочная. А густой сироп трудно залить в бутылочку.
2-й ответ. Можно его нагреть, и он станет жидким.
Учитель. Но вот беда — горячий сироп расплавит шоколадную бутылочку. Нужно сделать наоборот: не сироп заливать в бутылочку, а шоколадом покрыть сироп.
Но как покрыть шоколадом жидкий сироп? Пусть будет жидким шоколад, а сироп твердым. Сироп замораживают в виде бутылочки и окунают в жидкий шоколад. Шоколад застынет, а сироп растает. Конфета готова.
4. Одаренные школьники часто, из-за особенностей мировоззрения, испытывают трудности в общении с детьми и взрослыми, поэтому им необходима помощь педагога-психолога. Знания об одаренных детях, их особенностях необходимы школьному психологу, чтобы облегчить адаптацию этой категории детей к школе, не допустить их изоляции, способствовать более успешному социально-психологическому развитию.
IQ и образовательные потребности — Институт Дэвидсона
Перейти к основному содержаниюВопросы и ответы по заявлению молодого ученого – 15 мая
Если у вас есть вопросы о программе молодых ученых или о том, как мы можем поддержать вашего ученика, рассмотрите возможность посещения сеанса вопросов и ответов в понедельник, 15 мая 2023 г., в 10:00 по тихоокеанскому времени.
Зарегистрируйтесь сегодня
Этот одностраничный буклет включает диаграмму колоколообразной кривой, которая помогает объяснить, что такое глубоко одаренное население, те, кто набрал третье стандартное отклонение или 9 баллов.9,9 процентиля по IQ и тестам достижений. Этот информационный бюллетень также включает процентное соотношение различных слоев населения — одаренных, высокоодаренных и глубоко одаренных.
Статистическая информация из Guiding the Gifted Child, 2002.
- Среднее значение IQ равно 100. Стандартные отклонения в большинстве случаев составляют 15 баллов.
- Большинство населения, 68,26%, находится в пределах одного стандартного отклонения от среднего (IQ 85-115).
Это диапазон интеллектуальных способностей, охватываемый стандартной учебной программой для школьного возраста/класса.
- 13,59% населения находится между первым и вторым стандартным отклонением ниже среднего (IQ 70-85), а 13,59% находится между первым и вторым стандартным отклонением выше среднего (IQ 115-130).
Учащиеся по обе стороны кривой нуждаются в изменении учебной программы по сравнению с той, которая предоставляется обычным учащимся, для удовлетворения их потребностей.
- 2,14% населения находится между вторым и третьим стандартным отклонением ниже среднего (IQ 55-70), а 2,14% находится между вторым и третьим стандартным отклонением выше среднего (IQ 130-145).
Эти выдающиеся учащиеся по обе стороны кривой нуждаются в индивидуальном учебном плане для удовлетворения их индивидуальных потребностей.
- 0,13% населения более чем на три стандартных отклонения ниже среднего (IQ <55), а 0,13% населения более чем на три стандартных отклонения выше среднего (IQ 145-160). Таким образом, 13 из 10 000 человек набирают больше 145 баллов и считаются глубоко одаренными.
Эти учащиеся по обе стороны кривой очень исключительны и нуждаются в индивидуальном приспособлении для удовлетворения своих потребностей.
- Приблизительно один из 30 000 человек (0,003%) имеет более чем четыре стандартных отклонения выше среднего (IQ >160).
Эти учащиеся с IQ 160 и выше нуждаются в чрезвычайно исключительных условиях обучения, чтобы удовлетворить их потребности.
Политика и практика
В 2015 году Закон о начальном и среднем образовании (ESEA) был пересмотрен и переутвержден как Закон об успехах каждого учащегося (ESSA), который теперь включает несколько положений для поддержки одаренных учащихся. ESSA/ESEA впервые дает понять, что Конгресс США четко дает понять, что средства Раздела I могут использоваться для выявления и обслуживания одаренных учащихся. Он также требует от штатов и школьных округов указать, как они будут использовать эти средства для обучения учителей выявлению и удовлетворению академических потребностей этих учащихся. Этот закон заменяет закон «Ни одного отстающего ребенка» и фактически передает большую часть участия и полномочий в государственных школах от федерального правительства штатам и местным школьным округам. (Подробнее о положениях ESEA для одаренных учащихся читайте на веб-сайте Национальной ассоциации одаренных детей здесь.)
Созданная в 1988 году и повторно утвержденная в соответствии с Законом об успехах каждого учащегося (ESSA) 2015 года, Программа обучения одаренных детей Джейкоба Джавитса остается единственной федеральная программа, ориентированная на образование одаренных, в бюджет на 2017 финансовый год включено 12 миллионов долларов. Программа Javits финансирует прикладные или классные исследования, чтобы помочь разработать эффективные стратегии для выявления и обслуживания учащихся с высоким потенциалом из групп населения, которые исторически были недостаточно представлены в системе одаренного образования. Это исследование, финансируемое Джавитсом, позволило найти действенные и надежные способы выявления одаренных учащихся из малообеспеченных слоев населения, справедливые и беспристрастные инструменты наблюдения для выявления одаренных и талантливых учащихся, изучающих английский язык, и стратегии, помогающие учителям улучшить успеваемость чернокожих и латиноамериканцев с высоким потенциалом, а также а также инвалидам и из малообеспеченных семей.
На уровне государственной политики во многих штатах нет законов, обязывающих образование одаренных, а во многих штатах нет доступных средств для образования одаренных. Таким образом, методы обучения одаренных могут варьироваться в зависимости от округа и школы.
Поделиться этой записью
- Полное имя*
- Адрес электронной почты*
- Обновление*
- CAPTCHA
характеристик глубоко одаренных учащихся | Академия Дэвидсона
Что делает ученика глубоко одаренным?
Национальная ассоциация одаренных детей (2019 г. ) определяет одаренных учащихся как учащихся, чьи результаты тестов на интеллект и/или успеваемость значительно превышают норму. Учащиеся могут быть признаны одаренными в ряде областей, включая интеллект, математику, английский язык, естественные науки, социальные науки, творчество, искусство и/или лидерство. По оценкам Marland Report (1972), до 5% студентов в США одарены по крайней мере в одной области. Одаренные студенты имеют уникальные академические, социальные и эмоциональные потребности. Они часто смотрят на мир и подходят к обучению с разных точек зрения.
Узнайте больше о том, что для нас значит глубоко одаренный.
10 Характеристики высокоодаренных учащихся
Важно понимать характеристики одаренных учащихся, поскольку часто эти характеристики понимаются неправильно и даже диагностируются как неспособность к обучению (USC Rossier, 2014).
Вот десять общих характеристик глубоко одаренных учащихся:
- Способность смотреть на вещи с разных точек зрения
- Продвинутые языковые навыки
- Критиковать себя и других
- Раннее и быстрое обучение
- Интеллектуальное любопытство
- Повышенная возбудимость
- Перфекционизм
- Постоянство
- Причудливое и/или острое чувство юмора
- Сильное сочувствие и чувство справедливости
Для получения дополнительной информации о потенциальных проблемах, с которыми могут столкнуться одаренные учащиеся, посетите наш блог: Типы проблем, с которыми сталкиваются одаренные учащиеся.
Способность смотреть на вещи с разных точек зрения
Одаренные учащиеся часто находят необычный взгляд на ситуацию или проблему. Они используют свои творческие способности и навыки абстрактного мышления, чтобы найти уникальные точки зрения и решения проблем, даже если есть более простой способ их решения. Истории одаренных учащихся, разрабатывающих свои собственные математические методы, языки и игры, не редкость.
Продвинутые языковые навыкиОдаренные учащиеся чаще любят разговаривать со взрослыми, чем со сверстниками из-за своих продвинутых языковых навыков. У них может быть более развитый словарный запас и способность использовать более точный язык для представления своих мыслей. Кроме того, они могут говорить очень быстро, потому что у них так много мыслей в голове, что им просто нужно выйти и поделиться ими. Предоставление одаренным учащимся возможности регулярно общаться со своими интеллектуальными сверстниками и взрослыми поможет отточить их языковые навыки.
Критика по отношению к себе и другимОдаренных учащихся часто называют критичными по отношению к другим или даже к самим себе. Из-за своих продвинутых способностей быстро разбираться в различных темах они часто менее терпимы к тем, кто не в состоянии сделать то же самое. В типичном классе учитель пытается удовлетворить потребности большинства учеников, что часто оставляет продвинутых учеников двигаться вперед самостоятельно или, что еще хуже, им говорят сидеть и ждать, пока класс их не догонит. Одаренные учащиеся имеют ненасытное желание учиться, поэтому их постоянные вопросы или просьбы увеличить темп обучения могут рассматриваться как попытка доминировать в классе или даже проявляться как отсутствие понимания и терпимости к другим, у которых другие потребности в обучении.
Раннее и быстрое обучениеОдной из наиболее распространенных характеристик одаренных учащихся является их способность учиться рано и быстро. Многие одаренные учащиеся обладают отличными навыками запоминания, что помогает им связывать предыдущие знания с новой информацией, тем самым ускоряя усвоение ими новых понятий. Они могут усваивать новую информацию даже по сложным темам с головокружительной скоростью. Это часто заставляет их казаться не занятыми или незаинтересованными в традиционном обучении в классе, которое может идти в слишком медленном темпе, чтобы поддерживать их интеллектуальный стимул.
Интеллектуальное любопытство Одаренные ученики не удовлетворяются простым слышанием того, что что-то является известной истиной, у них есть ненасытное желание понять, почему что-то является правдой. Высококачественное образование для одаренных воспитывает интеллектуальное любопытство, предлагая подлинные возможности для открытий и экспериментального обучения, что позволяет одаренным учащимся открывать для себя истину. Интеллектуальное любопытство может быть ошибочно истолковано как вызов авторитету, поскольку ученики постоянно задают вопросы учителям и наставникам. Крайне важно, чтобы педагоги продолжали поощрять интеллектуальное любопытство, потому что, если его раздавить, его можно погасить навсегда.
Сверхвозбудимость
Сверхвозбудимость, впервые выявленная Dabroski (1972), представляет собой повышенную реакцию на различные раздражители. Сверхвозбудимость может быть психомоторной (физические движения), чувственной (связанной с пятью чувствами), интеллектуальной, воображаемой или эмоциональной. Глубоко одаренная сверхвозбудимость имеет много достоинств, и их следует подчеркивать, чтобы учащиеся научились ценить и использовать свои уникальные способности.
ПерфекционизмОдаренные ученики часто предъявляют к себе очень высокие требования. В некоторых случаях они считают, что должны преуспевать во всем, что делают. Это может привести к разочарованию, когда они не получают отличной оценки или преуспевают во внеклассных мероприятиях. Предоставление реальных возможностей бросать вызов одаренным учащимся без серьезных последствий за то, что они не достигли совершенства, поможет им научиться ценить подлинное обучение и рост, а не совершенство. Это одна из наиболее распространенных характеристик исключительно одаренных людей.
НастойчивостьОдаренные ученики часто настойчивы в своих поисках знаний или в своих убеждениях. Они могут быстро погрузиться в тему и лезть в кроличьи норы, пытаясь удовлетворить свое ненасытное любопытство. Любой родитель, который пытался заставить одаренного ученика «отпустить», знает, что это может быть непросто.
Необычное и/или острое чувство юмораОдаренные учащиеся часто обладают развитым чувством юмора и могут показаться разочарованными сверстниками, которым может показаться интересным грубый или телесный юмор. Одаренные ученики с большей вероятностью будут наслаждаться остроумным юмором или сарказмом, типами юмора, более подходящими для взрослых. Студенты в онлайн-кампусе Академии Дэвидсона ведут беседу в чате, посвященную каламбурам, которая активно ведется уже три года.
Сильное сочувствие и чувство справедливостиОдаренные ученики часто с трудом переносят реальную или предполагаемую несправедливость, и они глубоко сочувствуют окружающим. Они понимают равенство и справедливость на личном уровне и часто борются с другими, которые этого не понимают. Из-за этого они иногда могут казаться асоциальными, поскольку им трудно работать в разнородных группах, где академическая нагрузка может быть несправедливо возложена на их плечи или существуют социальные проблемы, связанные с отсутствием участия или издевательствами. Они часто пытаются поддержать других, которые, по их мнению, остаются в стороне, и это также может проявляться в глубоких, заботливых отношениях с домашним животным или животными в целом. Изредка это также может проявляться в виде завышенных или даже необоснованных ожиданий от себя.
Как свидетельствует множество проявлений глубокой одаренности у детей, одаренные ученики имеют разнообразные и уникальные образовательные потребности (Marland, 1972). Одаренные учащиеся более открыты для нового опыта обучения, чем их сверстники, и часто раньше развивают абстрактное мышление (Gallagher, 2009). Поскольку одаренность можно оттачивать и развивать, «как нация, так и сами одаренные люди несут огромную потерю», если их способности и таланты не будут полностью развиты (Jolly & Robins, 2016, стр. 140). Высококачественное образование для одаренных детей основывается на сильных сторонах глубоко одаренных черт одаренных учащихся, выявляя, поддерживая и воспитывая учащихся как личности.
Обучение для особо одаренных учащихся
Академия Дэвидсона пользуется заслуженной репутацией для одаренных учащихся благодаря нашему уникальному и новаторскому подходу к образованию. Мы предлагаем сложную и стимулирующую учебную программу, адаптированную к потребностям и интересам одаренных учащихся, обеспечивая им благоприятную и питательную среду, которая способствует их интеллектуальному, социальному и эмоциональному росту.
Преподаватели и сотрудники нашей школы имеют высокую квалификацию и опыт работы с одаренными учащимися, и они уделяют каждому учащемуся индивидуальное внимание и поддержку в рамках перспективных планов обучения (PLP). Такой подход позволяет нам адаптироваться к уникальным характеристикам каждого учащегося и предоставлять нашим одаренным учащимся индивидуальное образование, которое помогает им процветать как в классе, так и за его пределами.