Способы решения конфликтов в школе: Вопросы психологии | ИнтернетУрок

Содержание

Эффективные способы решения конфликта. Лекция для педагогов

Александрова Т.В., педагог-психолог ГБУ ДО ЦППМСП Василеостровского района

Конфликт — сложное социальное и психологическое явление. Субъектом конфликтного взаимодействия могут стать люди, либо группы людей.

Конфликтология – это наука, изучающая причины возникновения, развитие и разрешение конфликтов.

Знание основ конфликтологии необходимо для каждого человека, так как оно помогает:

  • избежать конфликтов там, где это возможно;
  • правильно относиться к конфликту;
  • управлять конфликтом
  • эффективно разрешать конфликты

 Центральным объектом конфликтологии сегодня являются социальные конфликты, а их ядром межличностные.

Конфликт (от лат. столкновение) — это процесс столкновения и противоборства индивидов или групп, характеризующийся взаимным нанесением ущерба с целью защиты реальных или вымышленных интересов.

Конфликтная ситуация – это накопившиеся противоречия, связанные с деятельностью субъектов социального взаимодействия и создающие почву для реального противоборства между ними.

Виды конфликтов

1.Деструктивные и конструктивные

(-) Деструктивные

(+) Конструктивные

столкновение, скандал;

разрушение отношений;

потеря веры в себя;

предательство, потеря друзей;

развал команды:

обострение положения, тупик;

стресс, болезни;

чувство вины, обида;

увольнение с работы…

вскрытие и разрешение проблемы;

построение новых отношений;

самоутверждение;

выявление истинных отношений;

выявление союзников, сплочение;

творческие находки;

эмоциональная разрядка;

лучшее знание себя;

повышение по службе…

2. Межличностные и групповые

Каковы же причины конфликтов? Борьба в конфликте, отражает стремление сторон разрешить противоречие в свою пользу. Но в большинстве случаев суть противоречия в конфликте не лежит на поверхности, а стороны отражают лишь его обыденное восприятие. Если противоречие не определено или его трудно определить, тогда говорят о зоне разногласий. Зона разногласий – факты или вопросы, вызвавшие разногласия. Предмет и зона разногласий на практике выявляются в виде причин конфликта. (У. Линкольн, 1995)

  • Информационные
  • Структурные
  • Ценностные
  • Отношения
  • Поведение

Информационные причины конфликта возникают из-за отсутствия, искажения, несвоевременности поступления, нежелательного обнародования сокрытия и т.п. действий с информацией. Сюда же относится проблема разницы понимания. Это та информация, которая приемлема для одной стороны (сторон) и не приемлема для другой стороны (сторон).

Структурные причины  конфликта возникают из-за событий, обстоятельств, явлений, фактов, которые трудно или невозможно изменить.

Ценностные причины конфликтапринципы, которые мы провозглашаем или отвергаем, которых мы сознательно придерживаемся и которыми пренебрегаем, о  которых забываем или которые сознательно и даже намеренно нарушаем, принципы, следования которым ожидают от нас другие и мы от других.

Причины связанные с изменением отношений. Конфликты возникают из-за неудовлетворенности как минимум одной из сторон складывающимися отношениями.

Поведенческие причины. Конфликты возникают из-за конкретного сиюминутного поведения как минимум одной из сторон.

Динамика конфликта.

  • Предконфликт
  • Инцидент
  • Конфликт
  • Эскалация конфликта
  • Завершение или приостановка

Конфликт начинает формироваться на первой стадии. И если он не переходит во вторую, то конфликт не состоится. Для того, чтобы он состоялся необходима «вспышка», разрядка накопившихся противоречий – инцидент. Благодаря инциденту появляется конфликт: война сторон по нанесению ущерба противнику. Формирование врага происходит, именно, в инциденте.

«Родившись», конфликт начинает развиваться. Благодаря участникам он обретает структуру, индивидуальность, «физиологию» (динамичность, межличностную или групповую психодинамику). В случае продолжения развития, он переходит в свою абсолютную иррациональную стадию – эскалацию. Особенностью эскалации является потеря предмета конфликта и переход к односторонним действиям. У участников конфликта происходит подмена целей: от результата к нанесению ущерба. Стадия эскалации может завершится уничтожением одной из сторон или взаимным истощением ресурсов.

Конфликт перетекает в последнюю стадию цикла: либо в завершение, либо он затухает. Затухает, чтобы при возобновлении ресурсов «разгореться вновь». Новый цикл как правило развивается по спирали. Количество циклов и степень агрессивности может быть разная.

Структура конфликта

Конфликт — сложное явление и имеет свою структуру. Под структурой конфликта мы понимаем совокупность его элементов, их устройство и порядок расположения. Но поскольку конфликт — это еще и процесс, то структура конфликта, в силу его особенностей постоянно меняется. Конфликт как процесс задает продолжительность, а значит его начало и завершение. Завершение конфликта возможно в виде разрешения и тогда конфликт прекращается («умирает»). Или он затухает, чтобы через какое-то время, когда стороны накопят ресурсы разгореться с новой силой.

Особенностью структуры конфликта является то, что он имеет двойственную основу. С одной стороны, структуру представляют люди, организовавшие или вовлеченные в конфликт. С другой стороны, важно то, из-за чего люди вступают в конфликт: предмет конфликта, конфликтные интересы и как они поддерживают противоборство: конфликтные позиции (взыскания, требования, ультиматумы). Участники, их ресурсы, предмет конфликта, интересы, конфликтологические позиции формируют внутреннюю среду конфликта

. Большое значение на конфликт может оказывать внешняя среда, которая либо «входит» в конфликт, расширяя ресурсы его участников, либо остается для них потенциальным ресурсом. Причем, ресурс внешней среды всегда больше внутренней среды конфликта. И внутренняя и внешняя среда динамичны и находятся в постоянном взаимодействии и связи, оказывая влияние друг на друга. Границы между ними существуют, но они условны в силу их изменчивости. К тому же одни и те же участники могут входить и в другие конфликты. В этом случае можно говорить о конфликтологическом континиуме. В практике важно знать, уметь различать и использовать в различных конфликтологических технологиях элементы структуры конфликта:

  • участников конфликта;
  • предмет конфликта и зону разногласий;
  • интересы и потребности;
  • конфликтные позиции;
  • внутреннюю среду.

Школьные конфликты. Субъекты взаимодействия в школьных конфликтах.

В зависимости от того, какие субъекты вступают во взаимодействие, конфликты подразделяются на следующие виды: ученик-ученик, ученик-учитель, учитель-администратор, родитель-родитель, родитель-учитель, родитель-администратор. Они все являются субъектами социального взаимодействия.

Основные модели поведения личности в конфликте.

Конструктивная

Стремится уладить конфликт;

Нацелена на поиск приемлемого решения;

Отличается выдержкой и самообладанием, доброжелательным отношением к сопернику;

Открыта и искренна, в общении лаконична и немногословна.

Деструктивная

Постоянно стремится к расширению и обострению конфликта;

Постоянно принижает партнера, негативно оценивает его личность;

Проявляет подозрительность и недоверие к сопернику, нарушает этику общения.

Конформистская

Пассивна, склонна к уступкам;

Непоследовательна в оценках, суждениях, поведении;

Легко соглашается с точкой зрения соперника;

Уходит от острых вопросов.

Стратегии  поведения  в  конфликте

  • избегание или уход от конфликта
  • соперничество или силовой метод
  • приспособление или метод односторонних уступок
  • компромисс или взаимные уступки
  • сотрудничество или достижение взаимовыгодного решения

За все время существования человечества известно только три способа разрешения:

  • с помощью захвата или войны
  • с помощью права
  • с помощью переговоров

Первый способ – использование насилия, второй, тоже силовой – насилие осуществляется с помощью сформулированных обществом норм, в виде юридического права. Третий, переговоры – возможность решения конфликта самостоятельно, либо с привлечением третьей стороны медиатора.

Школьная медиация — это новый подход к разрешению и предотвращению спорных и конфликтных ситуаций на всех уровнях системы российского образования, между всеми участниками  образовательного процесса, а также к созданию безопасного пространства в школе.

Преимущества использования медиации в школе.

  • Процедура медиации – универсальна, она позволяет урегулировать споры и конфликты независимо от  возраста и социального статуса участников.
  • Процедура медиации транслирует уважение к личности каждого участника, развивает отношения и выводит их на более высокий уровень взаимодействия, развивая навыки сотрудничества.
  • Участие в медиации способствует личностному росту, развивает эмпатию, учит осознанности и самоконтролю.
  • Участие в медиации в формате школьной службы примирения дает возможность для реализации социальных, лидерских потребностей у подростков, содействует их успешной социализации.
  • Медиация создает условия для предотвращения асоциальных форм поведения трудных детей и подростков, коррекции поведения несовершеннолетних правонарушителей.
  • Наличие в образовательных учреждениях района служб медиации (школьных и районной) являются одним из факторов поддержания безопасности среды.

Школьная медиация – процедура урегулирования спора (конфликта) между участниками образовательного процесса с участием нейтрального посредника, заинтересованного лишь в том, чтобы стороны разрешили конфликт максимально выгодно для обеих сторон. Медиация не может состояться без наличия и выполнения ряда принципов.  К ним относятся:

  • добровольность,
  • нейтральность, беспристрастность медиатора
  • равноправие сторон,
  • конфиденциальность.

причины возникновения, способы разрешения, меры предотвращения

Почему это происходит? Конфликты в школе могут быть разными. Ведь здесь могут возникать ссоры между учениками, между детьми и педагогами и даже между учителями и родителями. Но что бы ни стало причиной, игнорировать ситуацию нельзя.

Почему важно с этим бороться? Если не получается предотвратить развитие конфликта в школе, самое главное – как можно раньше предпринять все необходимые меры. Иначе он может иметь очень серьезные последствия, вплоть до вмешательства сотрудников МВД.

В статье мы расскажем:

  1. Понятие конфликта в школе
  2. 4 мифа о конфликтах в школе
  3. Разнообразие конфликтов в школе и причины их возникновения
  4. 5 шагов решения конфликта в школе
  5. Меры по предотвращению конфликтов и проблем в школе
  6. Как помочь ребенку вместе с родителями уладить детские конфликты в школе

Понятие конфликта в школе

Что мы называем конфликтом? Существует два полюса понимания этого явления. Часто, говоря о конфликте, подразумевают вражду, которую вызвали столкновение интересов, противоположные цели, взаимоисключающие нормы поведения людей.

Другой подход – это определение конфликта как нормального явления, без которого невозможна общественная жизнь. При этом конфликт должен не приводить к отрицательным результатам, а являться фактором, стимулирующим дальнейшее развитие взаимодействий в обществе.

Конфликт может быть деструктивным или конструктивным, это будет зависеть от последствий его разрешения.

  • Деструктивный конфликт – тот, в результате которого одна или обе стороны не остались удовлетворены результатом, вызывает непонимание, обиды, негативно сказался на отношениях.

  • Конструктивный конфликт – завершившийся с пользой для участвовавших сторон, принёсший ценный опыт, его результат всех удовлетворяет.

4 мифа о конфликтах в школе

Миф 1.

В хорошей группе не может быть конфликтов

Когда в самом деле не может возникнуть конфликт между учениками в школе? Во-первых, в первоначальный период знакомства, когда дети ещё не сформировали отношения. Ребята постепенно пытаются сблизиться, проявляют осторожность в общении. Даже если в какой-то момент ситуация обостряется, большинство детей предпочтёт «не заметить» это, чем пойти на конфликт.

Во-вторых, если дистанция между членами группы большая, и в сближении никто из них не заинтересован. Такая ситуация может возникнуть, если это временное объединение (например, группа для кратковременного обучения) и его участники достаточно взрослые.

Если же перед нами школьный коллектив, который существует длительное время и состоит из детей, в силу возраста имеющих небольшой социальный опыт, то здесь возникновение конфликтов неизбежно. Ученики могут успешно скрывать конфликт, так, что учитель его не увидит, что иногда бывает у старшеклассников. В целом, конфликт является нормальной ситуацией в группе.

Важно то, как выглядит конфликтная ситуация и как к ней относятся участники. Причиной конфликта может быть многое: конкуренция за различные ресурсы (например, статус или внимание сверстников), отстаивание своей позиции в каком-либо вопросе, столкновение интересов. Конфликт может быть как открытым, так и скрытым, когда дети не высказывают своё мнение, но в классе явно чувствуется напряжение.

Миф 2. Среди младших школьников конфликты несерьёзные

Существует популярное мнение, что дети изначально являются добрыми существами, лишёнными от природы агрессии. Действительно, конфликты в начальной школе возникают не по злому умыслу детей. Может произойти случайная обида или ссора, которая затем закрепляется и перерастает во что-то большее. Конфликт появляется и усиливается спонтанно.

Существует ряд антиутопий на тему детской агрессии, такие как «Повелитель мух». В настоящее время в случае школьного конфликта родители чаще всего активно вмешиваются в ситуацию, но не всегда это приводит к положительному результату. Независимо от возраста участников конфликта, даже если это дошкольники, педагог обязан контролировать ситуацию. Чаще всего бывает достаточно внимательно отнестись к детям, и они смогут сами найти выход.


Миф 3. Нужно дать детям разобраться самостоятельно

Мнение очень спорное. Действительно, такой подход может научить детей находить решения самостоятельно, и они смогут вынести из конфликта ценный опыт. Но зачастую у ребят не хватает ресурсов для того, чтобы изменить ситуацию. Тогда опыт, приобретенный школьниками, будет отрицательным: они получают ответственность за то, на что не могут повлиять.

У детей пока невелик социальный опыт, в связи с чем сложный или затяжной конфликт для них неразрешим. Чтобы безопасно и деликатно выйти из него, нужна помощь взрослых, причём степень вмешательства нужно правильно определить.

Миф 4. Заметное отличие от других членов группы становится причиной конфликта

На самом деле, причиной конфликта становится столкновение интересов. Особенности ребёнка (полнота, ношение очков, ОВЗ, плохая или отличная успеваемость, цвет волос и т.д.) здесь ни при чём. В одном из коллективов примут ребёнка с тем или иным отличием и окажут ему поддержку, а в другом этого же ребёнка сделают изгоем.

Нужно искать причину во внутренних процессах, происходящих в коллективе. Если в группе детей есть предпосылки для конфликта, дать ему старт может любая ситуация. К примеру, даже межнациональные конфликты в школе вызваны именно внутренним напряжением в группе, а не национальностью участников. Когда конфликт проявляется в виде словесных унижений, злых шуток и порчи имущества, это называется школьной травлей и такими терминами, как «буллинг» и «моббинг».

Разнообразие конфликтов в школе и причины их возникновения

Школьная жизнь становится полем для произрастания разных видов конфликта, он может произойти даже между учителями. В статье разбираются случаи противодействия между разными участниками образовательного процесса. Зачастую учителю бывает необходимо взять на себя роль психолога во время общения с учениками и коллегами.

Разберём ниже, с какими вариантами противостояния участников учебного процесса можно встретиться. Это может помочь педагогам при столкновении с конфликтами в школе.

«Ученик — ученик»

Ссоры среди детей являются обычным событием, и в школе тоже. Хотя в этой ситуации педагог не участвует в конфликте в качестве одной из сторон, но зачастую ему нужно вмешаться в детские разногласия.


Причиной конфликта «ученик-ученик» в школе может стать:

  • борьба за лидерство;

  • конкуренция;

  • ложь, распускание слухов;

  • обзывания и оскорбления;

  • обиды;

  • неприязнь к «любимчикам» учителя;

  • личная антипатия к человеку;

  • интерес к девочке/мальчику без взаимности;

  • соперничество за девочку/мальчика;

Читайте также

«Манипулирование: признаки, методы, противодействие»

Подробнее

«Учитель — родитель ученика»

Инициатором конфликта может быть как родитель, так и учитель. Могут быть и обоюдные претензии.

Что может стать причиной столкновения между учителем и родителями:

  • несовпадение мнений о воспитании ребёнка недовольство родителя методами обучения педагога;

  • личная неприязнь;

  • несправедливое, по мнению родителей, выставление низких отметок ученику.

«Учитель — ученик»

Конфликты в школе «учитель – ученик» происходят нередко, так как ученики проводят время в обществе учителей не меньше, чем в кругу своей семьи.


Конфликты с учителями в школе могут произойти по таким причинам:

  • отличающиеся требования разных учителей к детям;

  • чрезмерное количество требований к ученику;

  • отсутствие стабильности в требованиях учителя;

  • нарушение условий самим учителем;

  • мнение ученика об оценке учителя, как недостаточной;

  • непримиримость учителя по отношению к несовершенствам ученика;

  • черты характера учителя или ученика (вспыльчивость, равнодушие, грубость).

5 шагов решения конфликта в школе

Шаг 1. Прислушаться к себе

Чтобы не пропустить начало конфликтной ситуации, необходимо уделять внимание своему внутреннему состоянию и прислушаться к чувствам. Другие способы на данном этапе вряд ли помогут.

Что может послужить сигналом, что в группе назревает напряжённость:

  • у вас возникает нежелание идти на урок в этот класс;

  • иногда у детей возникает неловкая пауза в разговоре;

  • появляется чувство, что дети хотят что-то скрыть, и это явно не сюрприз к празднику;

  • учащиеся как бы избегают определённой темы или человека, переводят разговор либо «засмеивают».

Последний пункт является наиболее сложным. Когда у учителя много нагрузки и он работает в нескольких классах, может возникнуть отстранённость. Человек перестаёт осознавать своё состояние, настроение, работает «на автомате».

Если педагог искренне и живо включается во взаимодействие с детьми, он может почувствовать проблему, когда она только начинает формироваться. Можно рассказать о своих ощущениях коллегам, попросить понаблюдать за группой школьного психолога: совместно легче определить, не возникла ли ситуация в школе, которая выльется в конфликт.

Шаг 2. Открыто высказывайте своё мнение

Используя слова о своём отношении к ситуации, можно исправить её, при условии что она находится на начальном этапе развития. Можно сказать детям, что вам неприятно слушать оскорбления в адрес кого-либо из них, что вы сожалеете, что ребята ругаются, вместо того, чтобы договориться. Можно выразить своё нежелание наблюдать несправедливость или жестокость. При этом важно говорить искренне.

Это помогает по нескольким причинам. Для многих школьников важно, как к ним относится педагог, им хочется быть в хороших отношениях с учителем. Зачастую дети не могут определиться в своём отношении к происходящему в классе, а мнение взрослого может помочь им правильно оценить ситуацию.

Если учитель обозначает свою позицию и интересуется мнением учеников, то у них появляется возможность разобраться в своих чувствах. Зачастую непростые моменты следуют друг за другом, и дети, вовлечённые в конфликт, просто не успевают распознать своё состояние и чувства. Для этого необходима пауза.


Шаг 3. Предлагайте разные способы решения

В случае хороших, доверительных отношений с учениками, столкнувшись с конфликтом в школе между детьми, учитель может предложить им различные пути разрешения. Можно обсудить вместе с учениками данную ситуацию или тему в целом. Для этого можно использовать беседу на классном часе или дискуссию с обсуждением спорных утверждений. А можно просто подать детям идею и спросить, не хотят ли они попробовать такой выход.

Даёт хорошие результаты метод, когда в качестве эксперимента ученикам предлагают на короткое время какое-то новшество. Например, один день при разговорах называть друг друга по имени и отчеству и обращаться на «вы», а в конце провести краткое обсуждение результата.

Читайте также

«Перепады настроения: причины и лечение»

Подробнее

Шаг 4. Когда все ваши действия не помогают решить ситуацию

Традиционно наша культура предполагает самостоятельное решение проблем. Но существуют ситуации, когда человек не может справиться в одиночку, даже если он действует умело. Тогда надо обратиться за помощью к другим учителям, психологу, администрации школы. Может быть, вместе с коллегами вы придёте к выводу, что нужно привлечь специалистов извне. Например, пригласить психологов, которые проведут работу с детьми и родителями конфликтующего класса.

Шаг 5. «Круг сообщества»

Когда ситуация зашла в тупик, разовые воздействия не принесут результатов. Кроме того, если всё сложно, недостаточно будет действий одного учителя и даже совместных усилий работников школы. Различные методики предлагают разные способы разрешения конфликтов в школе. Пример такой технологии, дающей хорошие результаты – «Круг сообщества».

Используют эту технологию, когда необходимо сформировать переломный момент в ситуации конфликта, если возникла необходимость системного вмешательства и проводить работу только с одной группой недостаточно. Здесь необходимо не только привлечь психологов для работы с классом. Консультации психологов понадобятся и педагогам, и родителям.

Применяя технологию «Круг сообщества», специалисты помогают коллективу работать результативно и аккуратно, способствуют принятию нужных решений, опираясь на систему ценностей членов группы.


Так как это сложная и серьёзная работа, для неё предпочтительно пригласить психологов со стороны, которые не будут заинтересованы в конкретном решении и останутся беспристрастны. Несомненно, что и от школы потребуется много затрат, в первую очередь это время. Поэтому иногда школьное руководство самоустраняется и не обращает внимания на конфликтную ситуацию.

Но в этом случае проблема только разрастается, и в результате приводит к тяжёлым последствиям или к решению проблемы более затратными методами.

Меры по предотвращению конфликтов и проблем в школе

Комплекс классных часов, посвящённых конфликтам

Основная цель состоит в том, чтобы в игровой форме отработать различные ситуации, возникающие в школе, и научить детей держать свои эмоции под контролем во время конфликта. Необходимо, чтобы школьники поняли важную мысль: если в сложной ситуации человека ведёт не разум, а эмоции, это приводит к аффекту, и мы перестаём осознавать свои слова и поступки. Это может произойти во время конфликта детей в школе и усугубить его последствия.

Читайте также

«Хамство: плохое воспитание или неуверенность в себе?»

Подробнее

Существует кодекс поведения в ситуации конфликта, разработанный специалистами:

  • Дайте время партнёру, чтобы выплеснуть эмоции. Когда человек находится во власти агрессии и раздражения, диалог с ним невозможен. Поэтому пусть он снизит уровень внутреннего напряжения. Реагировать на выброс переживаний нужно, сохраняя спокойствие, но не проявляя высокомерие.

  • Погасите агрессию непредсказуемыми способами. Например, можно задать вопрос на тему, не связанную с конфликтом, но значимую для собеседника. Или попросите у противника совета в деле, не имеющем отношения к конфликтной ситуации.

  • Используйте «Я-сообщения» вместо отрицательной оценки партнёра. То есть вместо фразы «Вы обидели меня своими словами» используйте формулировку «Я чувствую обиду, слыша такое».

  • Попросите обозначить конечную цель, к которой стремится собеседник и преграды к её достижению. Проблема – это ситуация, требующая решения, а ваше отношение к партнёру – всего лишь одно из условий, в которых нужно действовать. Возьмите эмоции под контроль, совместно с оппонентом определите проблему и сфокусируйтесь на её решении, не принимая во внимание личную неприязнь.


  • Предложите противнику высказать свои варианты решения возникшей проблемы. Вместо того чтобы искать виновника и причины возникновения конфликтной ситуации, нужно найти путь выхода из неё. Способов решения должно быть несколько, это даст возможность выбрать наиболее приемлемый из них, чтобы были удовлетворены интересы обеих сторон.

  • Дайте противнику возможность «сохранить лицо». Не стоит выдавать ответную агрессию и оскорблять собеседника. Оценивайте не личность, а действия.

  • Давайте обратную связь. Такие фразы, как «Вы хотите сказать, что…», «Если я верно Вас понимаю…» или «Вы имеете в виду..», показывают, что вы вникаете в смысл высказываний и претензий партнёра и снижают уровень его агрессии.

  • Если чувствуете свою вину, открыто признайте это и извинитесь. На это способна только зрелая и уверенная в себе личность. Такие действия вызывают уважение собеседника и настраивают его на сотрудничество.

  • Не пытайтесь ничего доказать. Во время конфликта это бесполезно, так как накал эмоций не позволяет слышать доводы и соглашаться с ними. Тратить время на доказательства – бессмысленное занятие.

  • Прекратите спор первым. Не требуйте замолчать своего оппонента, а сделайте это сами. Помните, что ваше молчание не должно быть вызывающим или злорадным.

  • Не давайте характеристику эмоциональному состоянию собеседника. Ваши фразы, содержащие отрицательную оценку («Что ты бесишься?», «Не нервничай», «Не надо злиться»), наоборот, усилят конфликт.

  • Каким бы ни был результат спора, постарайтесь не разрушить отношения.

Те правила доброжелательного общения, которые были составлены во время классного часа, можно коллективно доработать и разместить в классном уголке

Подводя итоги школьной жизни в конце недели, каждый из детей может оценить, насколько его поведение соответствовало этим правилам. В случае разногласий используется обмен мнениями всего класса. Этот приём развивает умение прислушиваться к мнениям других и в итоге помогает предотвратить межличностные конфликты в школе.


Не оставляйте без внимания ни один случай спора, недовольства или ссоры

Сразу же проанализируйте ситуацию, разберитесь в причинах, обсудите совместно с детьми.

Как помочь ребенку вместе с родителями уладить детские конфликты в школе

Привлечение родителей к разрешению конфликтной ситуации, конечно же, необходимо. При этом нужно умело настроить их на объективность, иначе может получиться так, что родители эмоционально встают на защиту своего ребёнка и не могут разобраться в сути проблемы. Иногда ссора детей в школе перерастает в конфликт между родителями.

Важно донести до родителей правильное отношение к конфликтам, в которые может быть вовлечён их ребёнок.

С каждым случаются конфликтные ситуации

Возникновение конфликтов в школе неизбежно: дети ссорятся друг с другом, у них возникают противоречия с учителями, могут возникнуть проблемы со старшими учениками. Невозможно полностью исключить столкновения интересов. Оно может вылиться как в вербальный конфликт, так и привести к драке, может ограничиться одним спором, а может превратиться в длительное противостояние.

В любом случае, если решение конфликта будет конструктивным, это станет основой для развития отношений и приобретения опыта в социальной сфере.

Помощь ребёнку не заключается в том, чтобы действовать вместо него

Родителям, конечно, хочется поддержать своего ребёнка и уберечь его от негативных переживаний. Но если самим решать его проблемы, договариваться вместо ребёнка с его учителями, разговаривать с обидчиками, то маленький человек лишится возможности получить жизненный опыт. В следующий раз он снова окажется неспособен найти выход из сложной ситуации.

Помощь родителей должна заключаться в том, чтобы выслушать ребёнка, обсудить с ним возможные пути решения, но предоставить ему решать проблему самому. Особенно важно это при конфликте подростков в школе, здесь прямое вмешательство родителей на раннем этапе может навредить

Читайте также

«Женская дружба и ее особенности»

Подробнее

Невозможно оградить ребёнка от всех проблем

Жить в обществе нелегко, и нельзя заранее предвидеть, с какими именно сложностями столкнётся ребёнок во внешнем мире. Родители в силу жизненного опыта понимают, что последствия конфликтов могут быть очень серьёзными, и их тревогу и волнение легко объяснить. Но, стараясь каждый раз защитить своего ребёнка, иногда даже вопреки его мнению, родители оказывают ему плохую услугу. Школьник в этом случае не имеет возможности научиться противостоять трудностям жизни.

Взрослые могут переоценить серьёзность конфликта

Рассматривая ситуацию с позиции опыта взрослой жизни, можно увидеть в детской ссоре то, о чём дети даже не задумывались. Взрослые добавляют в конфликт дополнительный смысл на основе своих переживаний.

Это в первую очередь такие примеры:

  • родители находят сексуальный оттенок в общении детей в тех случаях, когда сами дети (если даже конфликт произошёл в средней или старшей школе) об этом не думали;

  • взрослые боятся закрепления вражды между детьми, которые вступили в ссору или подрались;

  • родители или педагоги считают последствия бездумных поступков детей умышленным членовредительством (например, если ребёнок сильно толкнул другого и тот получил ушиб).

Иногда действительно подобное толкование может оказаться верным, но в первую очередь нужно проанализировать свои подозрения. Такие необоснованные обвинения пугают и родителя, и ребёнка.


Разделить зоны ответственности

В случае, когда конфликт детей в школе находится в такой стадии, что требуется включение родителей и учителей, разрешить его возможно, только если действовать сообща. Каждая из сторон при этом отвечает за свою часть работы и имеет свои механизмы воздействия на других участников.

Зона ответственности учителя – это безопасность всех участников учебного процесса. Он должен вовремя информировать родителей о возникающих проблемах, организовать взаимодействие между детьми, регулировать конфликт с помощью дисциплинарных методов.

Ответственность родителей включает в себя охрану жизни и здоровья своего ребёнка, его степень воспитанности, привитие навыков поведения в обществе. Также родитель является официальным представителем ребёнка в случае рассмотрения конфликта на уровне администрации школы.

Ребёнок должен отвечать (или учиться это делать) за свои действия. Но у школьника, особенно начальных классов, не всегда есть для этого ресурсы. Обдуманная реакция взрослых на нарушение детьми норм поведения помогает формировать у ребёнка чувство ответственности за свои действия.

Важна любая информация

Для того чтобы своевременно и правильно отреагировать на возникшую опасную ситуацию, родитель должен быть полностью информирован. Прежде чем вмешаться и начать защищать ребёнка или наказывать его за что-то, нужно владеть всеми подробностями. Для этого необходимо поговорить с учителями ребёнка и с родителями других детей.

Читайте также

«Как выйти из зоны комфорта, чтобы изменить свою жизнь»

Подробнее

Не путайте разговор с разборками. В случае педагогической ситуации конфликта в школе наиболее подробную информацию сможет дать классный руководитель.

Встаньте на сторону ребёнка

Чаще всего ребята сами выходят из конфликтных ситуаций, и родители просто не ставятся об этом в известность. Но если ситуация настолько серьёзна, что потребовала вмешательства взрослых, помните, что ребёнку нужна поддержка близкого человека.

Это вовсе не значит, что нужно оправдывать своего ребёнка в случае его вины. Но обсуждение неправильных поступков, вынесение наказания и прочие воспитательные моменты не должны происходить прилюдно. Отложите это до прихода домой и говорите наедине.

Родители должны быть для детей надёжным тылом. Не поддавайтесь эмоциям и действуйте спокойно, даже когда ребёнок виноват.

Существует важная заповедь для родителей: нельзя осуждать личность ребёнка, оценивать нужно его поступок. Иначе дети начинают сомневаться в безусловной родительской любви, которая является основой доверия к миру.


Выберите для беседы диалог и основывайтесь на фактах

После завершения конфликтной ситуации, в которой принимал активное участие ребёнок, у родителей возникает желание высказать своё мнение. Разобрать ситуацию с ребёнком полезно, но важно, чтобы он услышал родителя. Зачастую взрослые высказывают все свои эмоции, страхи, перечисляют возможные опасности в виде длинного монолога. При этом часто повторяется одна и та же основная мысль.

Несмотря на то, что эта мысль может быть абсолютно верной и справедливой, при её многократном повторении ребёнок «отключается» от смысла слов, воспринимая речь взрослого как некий звуковой фон.

Читайте также

«Как избавиться от навязчивых мыслей и жить свободно»

Подробнее

Чтобы не потерять внимание ребёнка, используйте диалог. Обсуждая ситуацию на равных с ребёнком, вы получите больше информации, узнаете его мысли и чувства касательно произошедшего, сможете заключить договор о дальнейших правилах поведения и заложите фундамент для будущих доверительных отношений.

Социальные конфликты в школе наверняка будут ещё происходить, а доверие ребёнка, его готовность делиться с родителями и желание рассказывать о сложностях и проблемах помогут вовремя изменить ситуацию и не доводить конфликт до критического состояния.

Чтобы успешно решать конфликты любого рода в общеобразовательной школе, важно не забывать о том, что их причина заключается не в самой ситуации, а в межличностных взаимодействиях участников.

Иными словами, возникновение конфликта – признак неблагополучия в коллективе. Поэтому при выборе путей решения нужно стремиться не к выигрышу какой-то одной из сторон, а стараться, чтобы интересы всех участников оказались удовлетворены. Такой подход помогает улаживать конфликты любого происхождения.


Как научить ребенка справляться с конфликтами — Connections Academy®

Как научить вашего ребенка справляться с конфликтами — Connections Academy®

Пропустить навигацию

Логин

Логин

Позвоните нам

Позвоните нам

Зарегистрироваться

Зарегистрироваться

  • Учебная среда и сообщество
  • Статьи

    Боб Энглер

    Упоминание «конфликтов» в контексте школьников и «хулиганов» часто приходит на ум. Мучители являются наиболее заметными и обсуждаемыми источниками студенческих конфликтов, но напряженность может проявляться и в других формах.

    При правильном управлении конфликт может быть конструктивным. Разногласия помогают учащимся найти способы совместной работы, получить новые перспективы, переосмыслить старые идеи и концепции и укрепить межличностные отношения.

    Но чтобы ссоры не переросли в деструктивные события, навыки разрешения конфликтов для детей должны быть в центре внимания в качестве образовательной цели.

    Эти навыки пригодятся учащимся на протяжении всей их жизни. Первый шаг к тому, чтобы помочь учащимся овладеть этими навыками, — это понять свои эмоции и помочь им увидеть, как чувства могут повлиять на исход ссоры. Студенты, которые учатся контролировать свои эмоции, могут разрешать ссоры до того, как они усугубятся.

    Какие предупреждающие знаки призывают к разрешению конфликта с травлей?

    Хулиганы и непослушные дети — неприятная черта многих классов и школьных дворов. Дети, обучающиеся на домашнем обучении, в значительной степени свободны от них. Но хулиганы все еще могут преследовать игровые площадки, общественные мероприятия и онлайн-платформы. Киберхулиганы используют Интернет, чтобы вызвать страх с помощью угроз и запугивания, размещая унизительные фотографии или распространяя слухи, и, хотя не всегда легко увидеть предупреждающие признаки травли, вы можете заверить своего ученика, что навыки разрешения конфликтов находятся в пределах его досягаемости.

    Почему важно обучать учащихся стратегиям разрешения конфликтов?

    Конфликт — неизбежная часть жизни, и он может начаться рано. Малыш, который отбирает игрушку у другого ребенка, является примером межличностного конфликта. У детей старшего возраста это часто проявляется в разногласиях, спорах или других формах конфронтации.

    Поскольку никто не может ожидать, что все всегда будет идти своим чередом, важно с самого начала привить учащимся стратегии разрешения конфликтов.

    5 шагов к разрешению конфликтов для детей

    Чем раньше дети учатся улаживать споры, тем раньше они начинают развивать свой эмоциональный интеллект, что способствует предотвращению конфликтов и терпимости. Эта модель может помочь учащимся самостоятельно разрешать конфликты:

    1. СТОП. Не позволяйте ситуации выйти из-под контроля. Сделайте шаг назад и постарайтесь успокоиться, поскольку гнев затрудняет разрешение конфликтов.
    2. СКАЗАТЬ о чем конфликт. Убедитесь, что вы оба четко понимаете, что вызывает разногласия, и уточните, чего каждый из вас хочет или не хочет.
    3. ДУМАЙ положительных вариантов. Какое справедливое решение удовлетворит обе ваши потребности?
    4. ВЫБЕРИТЕ позитивный вариант, с которым согласятся все.
    5. УВАЖАЙТЕ мнения других, даже если вы не можете с ними согласиться.

    Эффективное разрешение конфликтов также требует, чтобы дети оставались позитивными, терпеливыми и искренними. Вот несколько советов о том, что НЕЛЬЗЯ делать:  

    • Обзывание 
    • Применение физического насилия 
    • Прерывание другого человека
    • Отказ слушать 
    • Оскорбление чьего-либо интеллекта

    Что такое действия по разрешению конфликтов?

    Занятия с семьей и сверстниками могут помочь учащимся научиться справляться с конфликтами контролируемым образом. Вот некоторые виды деятельности, которые могут помочь детям научиться тому, как эмпатия, общение и самооценка способствуют предотвращению конфликтов и повышению эмоциональной устойчивости:  

    • Играть в игры . В играх есть правила, а правила отлично подходят для начала споров. Проработка «сомнительного звонка» без проявления эмоций — основа разрешения конфликта.
    • Создайте что-нибудь. Письменное или художественное упражнение, включающее проблему и решение, побуждает детей делиться тем, как они разрешают конфликты, и узнавать, как это делают другие.
    • Поставьте пьесу. Учащиеся могут написать свои собственные сценарии или вместе написать историю о том, что вызвало спор и как различные игроки способствовали его разрешению.

    Чтобы получить дополнительные советы о том, как не допустить хулиганов из дома, попросите вашего ученика взять на себя клятву доброты.

    Каковы специальные стратегии разрешения конфликтов для подростков?

    По мере того, как дети поднимаются по академической лестнице, они могут начать оказывать давление на себя, чтобы добиться успеха. Это давление может вызвать стресс, а стресс приводит к внутреннему конфликту, столь же потенциально опасному, как стычка с хулиганом.

    Стресс может проявляться перепадами настроения, выходками из игры, физическими недомоганиями или внезапным изменением успеваемости в школе, внешним или добровольным давлением для достижения академического совершенства. Родители могут помочь своим ученикам разрешить этот внутренний конфликт, побуждая их:  

    • Работайте над сложными, но реалистичными задачами, которые соответствуют их способностям.
    • Развивайте навыки, чтобы выполнить соответствующую задачу.
    • Увеличивайте сложность до должного уровня, когда работа слишком проста. (Если учащийся работает только над улучшением чего-либо, он не получает максимальной отдачи от этого конкретного задания, работы или проекта.) 

    Также напомните учащемуся, что конфликт может быть конструктивным, если он помнит, что это может помочь ему: 

    • Узнайте больше о себе и своих убеждениях и ценностях.
    • Станьте увереннее в себе и поймите, как выражать и отстаивать свои права.
    • Развить прочные навыки общения и ведения переговоров.
    • С достоинством принимайте критику и будьте открыты для новых идей.
    • Поймите, когда отстаивать свои убеждения, а когда пересматривать их.
    • Выбирайте сражения с умом.
    • Уважайте мнение других, согласны вы с ним или нет.
    • Укрепляйте отношения с другими, находя точки соприкосновения.

    Откройте для себя возможности школьного выбора

    Развитие этих навыков разрешения споров помогает детям стать более позитивными, продуктивными и добрыми, а также менее тревожными и напряженными. Относиться к другим — и к себе — с уважением и состраданием — это то, к чему должен стремиться каждый. И это может помочь детям избежать ненужных конфликтов.

    Иногда сценарий издевательств необходимо прервать, чтобы разрешить его. И изменение школьной среды, например, перевод в онлайн-школу, может стать лучшим решением для вашего ученика. Воспользуйтесь своим правом выбора школы и узнайте о различиях между школами, особенно между традиционными традиционными школами и онлайн-школами, и посмотрите, подходит ли это вашей семье сегодня.

    • Обращение с издевательствами
    • Здоровье
    • Наставники
    • Личное обогащение
    • Безопасность в школе

    Бесплатное обучение

    Готовы узнать о бесплатных аккредитованных онлайн-школах в вашем регионе? Заполните форму ниже, чтобы получить бесплатный школьный онлайн-гид уже сегодня.

    Отправить мне информацию

     

    Похожие сообщения

    • к Академия связей

      • Учебная среда и сообщество
      • Статьи
    • к Академия связей

      • Статьи
      • Тренер по обучению успеха
    • к Эмили Юэн

      • Тренер по обучению успеха
      • Статьи

    Запросить дополнительную информацию

    509 S Exeter St., Suite 202, Baltimore, MD 21202

    1-800-382-6010

    Найди свою школу

    Пожалуйста, введите 5-значный почтовый индекс.

    Использовать мое текущее местоположение Академия

    Connections входит в состав Pearson, ведущей мировой образовательной компании.

    Connections Academy — это подразделение Connections Education LLC, аккредитованное Cognia, ранее AdvancED.

    © 2023 Pearson Education, Inc.

    Методы разрешения конфликтов для школьных консультантов

    по СБУ Онлайн

    обучение разрешению конфликтов в школе

    Обучение разрешению конфликтов – это совместная работа сотрудников школы. Как учитель, вы играете жизненно важную роль в классе и вне его.

    Школьные консультанты помогают учащимся распознавать и разрешать конфликты. Добавьте эти инструменты и методы в свой набор инструментов, чтобы вы могли продолжать создавать безопасную среду обучения, в которой все дети процветают.

    Почему важно обучать разрешению конфликтов?

    Обучение разрешению конфликтов в школах необходимо, потому что разногласия между учениками — это нормально. Дети растут самостоятельно, формируют уникальные взгляды и предпочтения, учатся сотрудничать. Эти факторы развития делают конфликты между учащимися неизбежными.

    Конфликт полезен, но только при эффективном разрешении. Вот почему учителя и школьные консультанты должны быть готовы способствовать развитию культуры разрешения конфликтов.

    Обучение разрешению конфликтов в школах помогает улучшить:

    • Успехи учащихся: Разрешение конфликтов создает оптимальную учебную среду, в которой учащиеся могут максимально реализовать свой потенциал.
    • Предотвращение травли : Неразрешенный конфликт может перерасти в травлю. Когда учащиеся знают, как разрешать споры, они повышают безопасность в школе.
    • Решение проблем: Обучая разрешать конфликты на протяжении всей программы P-12, школы могут помочь развить устойчивые навыки решения проблем.

    Как школьные консультанты обучают разрешению конфликтов?

    Школьные консультанты — это лицензированные педагоги, которые разрабатывают и внедряют программы школьного консультирования для улучшения успеваемости учащихся. Они помогают учащимся реализовать свой академический потенциал, управлять своими эмоциями, развивать навыки межличностного общения и планировать жизнь после окончания средней школы.

    Одним из компонентов школьных консультационных программ является обучение разрешению конфликтов.

    Школьные консультанты оказывают непосредственную поддержку учащимся в конфликте, предоставляя краткосрочные консультации. Они также способствуют разрешению конфликтов в школах, обучая учителей и персонал таким навыкам, как общение, принятие решений и построение позитивных отношений.

    Каждый студенческий конфликт уникален. Таким образом, школьные консультанты обучены использовать ряд методов решения проблем.

    Узнайте больше о том, как стать школьным консультантом.

    Техники осознанности

    Осознанность — это осознание, возникающее благодаря концентрации внимания на настоящем моменте, включая наши мысли, эмоции и физические ощущения. Например, это может означать осознание своего дыхания или ощущения своих ног на земле.

    Данные показывают, что внимательность помогает детям лучше осознавать себя. Обучение разрешению конфликтов через внимательность поможет вашим ученикам реагировать на разногласия нереактивным способом.

    Вот несколько методов осознанности, которыми вы можете поделиться со своими учениками во время конфликта:

    • Пауза: Поощряйте учащихся обращать внимание на свое дыхание. Заметив ощущение воздуха, входящего и выходящего из их тела, вы поможете им заземлиться. Пауза дает учащимся время отреагировать обдуманно, а не эмоционально.
    • Чувство эмоций : Когда учащиеся делают паузу, они лучше осознают свои чувства. Попросите их обратить внимание на свои мысли и эмоции. Оба имеют тенденцию успокаиваться, когда мы не реагируем на них.
    • Оставайтесь открытыми: Когда ученики успокоятся, предложите им сохранять непредвзятость. Помогите учащимся изучить мысли и взгляды друг друга, а не делать предположения. Разрешение конфликтов в школах более эффективно, когда учащиеся понимают точку зрения друг друга.
    • Предложить решение: Попросите учащихся предложить решение конфликта. Затем помогите им обсудить плюсы и минусы каждого из них и договориться о дальнейших действиях.

    Методы краткого консультирования, ориентированные на решение

    Краткая консультация, ориентированная на решение (SFBC) — это терапия, направленная на решение проблем в настоящий момент. SFBC подчеркивает существующие сильные стороны человека, помогая ему распознать навыки, которые у него уже есть для решения проблем.

    Некоторые методы SFBC полезны для содействия разрешению конфликтов в школах. Вот некоторые из них, которые вы можете использовать в своем классе:

    • Масштабирование : Когда возникает конфликт, попросите учащихся оценить его по шкале от 1 до 10 (от наименее желательного вопроса к лучшему). Затем предложите учащимся рассказать о шагах, которые могли бы повысить их рейтинг. Обсуждая шаги по улучшению, учащиеся найдут различные решения.
    • Поиск исключений: Могут ли ученики вспомнить, когда их конфликт не происходил или не был таким тревожным, как сейчас? Это «исключения» из конфликта. Затем изучите, какие обстоятельства отличались во время исключений и как их воссоздать, чтобы разрешить конфликт.
    • Чудесный вопрос: Попросите учеников представить настоящий момент, если бы конфликта не было или он был разрешен. Как мог бы измениться момент? Рассматривая мир, в котором конфликта не существовало, учащиеся могут делать небольшие шаги к его разрешению.

    Узнайте больше об онлайн-мастерской SBU по школьному консультированию

    Методы мотивационного интервьюирования

    Учащиеся могут стать злыми, враждебными или сопротивляться изменениям во время конфликта. Эффективным методом терапии для этих сценариев является мотивационное интервьюирование.

    Мотивационное интервью помогает человеку найти внутреннюю мотивацию для изменения своего поведения. В случае студенческого конфликта метод мотивирует студентов найти решение.

    Вот методы мотивационного опроса, которые вы можете использовать для разрешения конфликтов в школах:

    • Открытые вопросы: Чтобы определить причину конфликта, задавайте открытые вопросы, а не вопросы «да» или «нет». Такой подход раскроет больше деталей, предоставив вам и учащимся достаточно информации для разрешения конфликта.
    • Аффирмации: Проверка учащихся с помощью аффирмаций поможет вам наладить с ними взаимопонимание. Вы можете мотивировать их на разрешение конфликта, признавая их чувства.
    • Подведение итогов: Повторите учащемуся то, что вы слышите от него. Это поможет вам прояснить их взгляды и внутреннюю мотивацию для поиска решения.
    • Поддержка самоэффективности: Учащиеся должны верить, что они способны разрешать конфликты. Покажите им, поддерживая и хваля любые шаги, которые они предпринимают для решения проблемы.

    Техники ролевых игр

    Детям может быть трудно распознать конфликт до того, как он обострится. Используйте ролевую игру в своем классе, чтобы учащиеся могли практиковать методы разрешения конфликтов до того, как они им понадобятся.

    Ролевая игра позволяет учащимся изучить различные методы разрешения конфликтов в «среде с низкими ставками». Это также позволяет учащимся узнать о точках зрения своих сверстников, подталкивая их к более творческому подходу к поиску решений конфликтов.

    Вот как можно разыграть разрешение конфликтов в классе:

    • Придумайте распространенные примеры конфликтов, а затем обсудите или разыграйте их.
    • Попросите учащихся назвать проблему, требующую решения.
    • Создайте список всех возможных решений.
    • Взвесьте все за и против каждого решения.

    Подготовка к тесной работе с нуждающимися учащимися

    Школьные консультанты способствуют успеху всех учащихся, разрабатывая, управляя и реализуя программы, которые обеспечивают равноправную и инклюзивную школьную культуру. Разрешение конфликтов — лишь один из жизненно важных компонентов.

    Если вы хотите более тесно сотрудничать с нуждающимися учащимися, переход на роль школьного консультанта позволит вам общаться с разнообразной молодежью, направлять их к успешным результатам и строить стабильную и позитивную карьеру.

    Университет Св. Бонавентуры предлагает аккредитованную CACREP онлайн-программу магистра наук в области образования и школьного консультирования (MSED в области школьного консультирования), предназначенную для того, чтобы подготовить вас к выполнению всех требований лицензированного школьного консультанта. Наши выпускники сдают экзамен на получение лицензии профессионального консультанта на уровне 95%. Мы приписываем этот выдающийся результат целенаправленной учебной программе, помощи в размещении на стажировку и специальной поддержке со стороны преподавателей и консультантов.

    Будучи студентом, вы узнаете, как поддерживать учащихся начальной, средней и старшей школы в наиболее важных областях их развития:

    • Компетенции индивидуального и группового консультирования . Изучите различные подходы к профилактике и кризисному вмешательству и повысьте эффективность своих программ с помощью данных и анализа.
    • Компетенции в области культуры – Изучение вопросов разнообразия, справедливости, защиты интересов и возможностей, понимание факторов, влияющих на личное, социальное и интеллектуальное функционирование различных культур.
    • Коммуникация – Освойте важные навыки слушания, социализации, установления границ и сопереживания.
    • Критическое мышление — Оценивайте релевантные исследования с научной точки зрения для оценки, диагностики и разработки лечения.
    • Бизнес консультирования – Изучите профессию консультанта, изучите роль консультанта, а также этические и юридические обязанности.

    Онлайн-программа MSED in School Counseling — это гибкий вариант для начинающих школьных консультантов. Есть несколько дат начала в год, и все курсы проходят на 100% онлайн.