Сравнительный метод в психологии это: Сравнительный метод исследования. Сравнительно-правовой метод

1.1. Сравнительный метод

Сравнительный метод заключается в сопоставлении различных объектов или различных сторон одного объекта изучения в некоторый момент времени. Снятые с этих объектов данные сравниваются между собой, что дает основание к выявлению отношений между ними. Под­ход позволяет изучать пространственное многообразие, взаимосвязи и эволюцию психических явлений. Многообразие и взаимосвязи иссле­дуются или путем сопоставления различных проявлений психики у од­ного объекта (человека, животного, группы) в определенный момент времени, или путем одновременного сопоставления разных людей (жи­вотных, групп) по какому-либо одному виду (или комплексу) психичес­ких проявлений. Например, зависимость скорости реакции от вида мо­дальности сигнала изучается на отдельном индивиде, а от половых, эт­нических или возрастных особенностей — на нескольких индивидах. Понятно, что «одновременность», как и «определенный момент време­ни», в данном случае понятия относительные.

Они определяются дли­тельностью исследования, которая может измеряться часами, днями и даже неделями, но будет ничтожно мала по сравнению с жизненным циклом изучаемого объекта. [11]

Особенно ярко сравнительный метод проявляется в эволюци­онном изучении психики. Сравнению подлежат объекты (и их пока­затели), соответствующие определенным стадиям филогенеза. С со­временным человеком сравниваются приматы, архантропы, палеоантропы, данные о которых поставляют зоопсихология, ант­ропология, палеопсихология, археология, этология и другие науки о животных и происхождении человека. Наука, занимающаяся подоб­ными анализом и обобщениями, носит название «Сравнительная психология».

Вне сравнительного метода немыслима вся психология различий (дифференциальная психология). Интересна модификация сравнитель­ного метода, распространенная в возрастной психологии и носящая название «метода поперечных срезов». Поперечные срезы — это со­вокупность данных о человеке на определенных стадиях его онтоге­неза (младенчество, детство, старость и т.

п.), получаемых в исследо­ваниях соответствующих контингентов. Подобные данные в обобщен­ном виде могут выступать в качестве эталонов уровня психического развития человека для определенного возраста в той или иной попу­ляции.

Сравнительный метод допускает использование любого эмпири­ческого метода при сборе данных об объекте исследования.

Лонгитюдный метод (лат. long —длинный) —длительное и си­стематическое изучение одного и того же объекта. Подобное продол­жительное отслеживание объекта (обычно по заранее составленной программе) позволяет выявить динамику его существования и прогно­зировать его дальнейшее развитие.

В психологии лонгитюд широко применяется при изучении возра­стной динамики, преимущественно в детском периоде. Специфическая форма реализации — метод «продольных срезов». Продольные сре­зы — это совокупность данных об индивиде за определенный период его жизни. Эти периоды могут измеряться месяцами, годами и даже десятилетиями.

[12]

Итогом лонгитюдного метода как способа организации многолет­него исследовательского цикла «является индивидуальная монография или совокупность таких монографий, описывающих ход психического развития, охватывающих ряд фаз периодов человеческой жизни. Сопо­ставление таких индивидуальных монографий позволяет достаточно полно представить диапазон колебаний возрастных норм и моменты перехода от одной фазы развития к другой. Однако построение серии функциональных проб и экспериментальных методов, периодически повторяемых при изучении одного и того же человека, — дело крайне сложное, так как адаптация испытуемого к условиям опыта, специаль­ная тренированность могут влиять на картину развития. Кроме того, узкая база такого исследования, ограниченная небольшим количеством избранных объектов, не дает оснований для построения возрастных синдромов, успешно осуществляемого посредством сравнительного метода «поперечных срезов» [1, с. 301]. Поэтому целесообразно соче­тать, когда это возможно, лонгитюд и сравнительный метод.

Й. Шванцара и В. Смекал предлагают следующую классифика­цию видов лонгитюдного исследования [86, с. 29]:

A. В зависимости от продолжительности исследования:

1. Кратковременное наблюдение;

2. Долговременное наблюдение;

3. Ускоренное наблюдение.

Б. В зависимости от направления хода исследования:

1. Ретроспективное наблюдение;

2. Перспективное (проспективное) наблюдение;

3. Сочетанное наблюдение.

B. В зависимости от применяемых способов:

1. Истинное лонгитюдное наблюдение;

2. Смешанное наблюдение;

3. Псевдолонгитюдное наблюдение.

Кратковременное наблюдение рекомендуется проводить для изу­чения стадий онтогенеза, богатых изменениями, скачками в развитии. Например, грудной период младенчества, период созревания в отроче­стве — юношестве и т. п. Если же целью исследования является изуче­ние динамики крупномасштабных периодов развития, взаимосвязи меж­ду отдельными периодами и отдельными изменениями, то рекоменду-[13]ется долговременный лонгитюд.

Ускоренный вариант предназначен для изучения продолжительных периодов развития, но за короткое время. Используется в основном в детской психологии. Наблюдению подле­жат сразу несколько возрастных групп. Возрастной диапазон каждой группы зависит от цели исследования. В практике наблюдения за деть­ми он обычно составляет 3-4 года. Смежные группы перекрывают друг друга на один-два года. Параллельное наблюдение за рядом таких групп позволяет увязать данные всех групп в единый цикл, охватываемый всей совокупностью этих групп от самой младшей до самой старшей. Таким образом, исследование, проводимое в течение, скажем, 2-3 лет, может дать продольный срез для 10-20 лет онтогенеза.

Ретроспективная форма позволяет проследить развитие человека или его отдельных качеств в прошлом. Осуществляется путем сбора био­графической информации, анализа продуктов деятельности. Для детей это в первую очередь автобиографические беседы, свидетельства роди­телей, данные анамнеза.

Перспективный, или проспективный, способ — это текущие наблюдения за развитием человека (животного, группы) до определенного возраста. Сочетанное исследование предполагает вклю­чение в перспективный лонгитюд элементов ретроспективного.

Истинный лонгитюд представляет собой классическое выполне­ние длительного наблюдения за одним объектом. Смешанным считает­ся такой метод лонгитюдного исследования, при котором истинное про­дольное наблюдение на некоторых стадиях дополняется поперечными срезами, дающими сравнительную информацию о других объектах, однотипных с изучаемым. Этот способ выгоден при наблюдениях за группами, которые со временем «тают», т. е. их состав от периода к периоду уменьшается. Псевдолонгитюдные исследования заключают­ся в получении «норм» для разных возрастных групп и в хронологичес­ком упорядочивании этих показателей.

Норму получают через попереч­ные срезы группы, т. е. через усредненные данные по каждой группе. Здесь со всей очевидностью проявляется недопустимость противопос­тавления поперечных и продольных срезов, поскольку последние, как видим, можно получить через последовательный (хронологический) ряд поперечных срезов. Кстати, именно таким образом «получено большин­ство известных до настоящего времени норм онтогенетической психо­логии» [86, с. 31]. [14]

Сравнительный метод исследования. Метод сравнительного анализа :: BusinessMan.ru

Популярное

Сравнительный метод – один из самых распространенных в разных науках. Во многих сферах человеческой деятельности возникает необходимость оптимального выбора. При этом учитываются все характеристики изучаемых объектов, а также их сопоставление по нужным критериям.

Сравнение как способ познания

Сопоставление является одним из основных методов познания окружающей действительности.

Основа данного способа достаточно проста: определение и сопоставление отдельных явлений социального, экономического, политического или другого характера с целью обнаружения отличительных сходств и различий.

На основе сопоставления делается вывод обоснованного или предположительного характера об однородности явлений, аналогичности их содержания, общей направленности и т. д. Это позволяет использовать данные об одном объекте при изучении другого. Если же в ходе осуществления исследования были обнаружены некоторые расхождения, то это позволяет указывать на особенность, специфику и уникальность одного явления или объекта по отношению к другому.

Понятие и категории метода сравнительного анализа

Метод сравнительного анализа берет свое начало от такого общенаучного метода, как аналогия. Однако в отличие от последнего, сравнение предвидит использование элементов других методов, среди которых анализ, методы мышления, моделирование, синтез, индукция, дедукция и др.

Основной целью сравнения является получение новых фактов не только от различных свойств сравниваемых объектов или явлений, но также анализ их всевозможных взаимосвязей. На основании этого можно составить общую тенденцию их последующего функционирования и развития.

Методы сравнительного подхода приводят к тому, что могут быть пересмотрены уже сложившиеся взгляды на те или иные явления и факты. При сравнении также могут быть открыты особенности, которые специфичны для конкретного объекта или явления, однако ранее не были известны исследователям. Таким образом, сравнение способствует более глубокому изучению и познанию объектов и явлений, а также поиску их отличительных особенностей и различий на разных уровнях исследования.

Механизм сравнительного анализа

Сравнительный метод исследования имеет свой собственный механизм, который включает в себе следующие компоненты:

  • Общенаучные методы. Сюда входят: аналогия, индукция и дедукция, анализ и синтез и др.
  • Логический аппарат. Обширная система категорий, которая используется в операциях по сравнению и анализу. Каждый объект или явление обладает своей собственной системой категорий.

Особенного внимания также заслуживает такая вариация метода сравнения, как сегментация. Ее суть состоит в том, что информация об объекте или явлении делится на отдельные части – сегменты, которые впоследствии подвергаются исследованиям. При этом сравнение может быть осуществлено согласно разным критериям, в частности, достаточно часто используется историко-сравнительный метод, где объект исследуется не только в сравнении с другими объектами, но также в сравнении с самим собой на разных временных этапах.

Сегментация как один из методов сравнительного анализа предполагает исследование не только характеристик отдельных элементов конкретного объекта или явления, но также характера и тенденции его функционирования и развития в рамках целого.

Этапы сравнительного анализа и прогнозирования

Сравнительный метод оценки объектов и явлений предвидит осуществление исследования на нескольких уровнях:

  • Сбор и обработка всей полученной информации. При этом все данные должны быть объективными, точными и доказуемыми.
  • Систематизация информации. Все данные нужно распределить на разные категории и придать собранному материалу структурный вид.
  • Толкование полученных данных. На основании анализа и сопоставления информации делаются конкретные выводы.

При правильном выполнении указанных этапов исследователь может формулировать обоснований прогноз. Самым простым способом прогнозирования является непосредственное сопоставление информации об объекте или явлении на разных уровнях, например в разных регионах, странах и т. д. Второй способ прогнозирования предвидит выдвигание конкретных гипотез, подкрепленных реальными фактами.

Правила осуществления сравнительного анализа

Сравнительный метод исследования будет эффективным только в том случае, если соблюдены все правила его осуществления:

  • Осуществление сравнения на разных уровнях с использованием аналогии, системно-исторического анализа и логики.
  • Правильный выбор объектов для осуществления процесса сравнения.
  • Конкретная постановка целей.
  • Метод сравнительного анализа должен быть осуществлен с применением конкретных критериев.
  • Четкое определение признаков сравниваемых объектов и явлений.
  • Обработка результатов сравнения и анализ возможности их применения в практике.

Все данные, полученные в процессе исследования, долны быть четкими, однозначными и доказуемыми.

Виды сравнительных исследований

Сравнительный метод имеет свою типологию. В науке выделяют следующие виды исследований:

  • Согласно объему исследования: макро- и микросравнение.
  • Согласно целям, выделяют практическое (или функциональное) и теоретическое (или научное) исследование.
  • Согласно уровню, исследование может быть межсистемным, внутрисистемным, внутринациональным, историческим, межотраслевым и т. д.

Кроме того, выделяют также синхронное и асинхронное сравнение. В первом случае речь идет о параллельном и одновременном сравнении, а во втором случае сравнительный метод может быть применен по отношению к объектам, которые находятся в разных временных отрезках.

Плюсы и минусы сравнительного метода

Сравнительный подход имеет ряд плюсов и минусов, которые исследователь должен учитывать в своей работе. Что касается положительных сторон, то они следующие:

  • Метод позволяет отразить актуальную и реальную ситуацию по отношению к исследуемому объекту или явлению.
  • Все данные статистически обоснованы.
  • В процессе исследования можно вносить корректировку сравниваемых явлений или объектов.
  • При наличии большого количества информации метод очень прост в осуществлении и дает надежные и достоверные результаты.

Метод имеет и свои недостатки:

  • На момент толкования результатов исследования данные могут устареть.
  • Точность полученных данных зависит от стабильности исследуемого объекта.
  • Для достоверных и точных данных нужно большое количество информации.

Соотношение положительных и негативных сторон метода определяет эффективность его применения в каждом конкретном случае.

Примеры использования метода сравнительного анализа

Особенности метода сравнения позволяют использовать его в самых разных сферах, таких как:

  • Биология и анатомия.
  • Языкознание, в частности сравнительное языкознание.
  • Литературоведение и мифология.
  • Сравнительная политология.
  • Экономические науки.
  • Юриспруденция и правоведение.
  • Психология.
  • Социологические науки.
  • Религиоведение.
  • Философия и др.

Сравнительный метод обладает рядом особенностей, позволяющих эффективно его использовать в самых разных науках. Метод имеет свою классификацию, типологию, а также правила и особенности исследования на разных этапах. Выбор данного метода определяется наличием нужного количества информации и подбором оптимальных критериев.


  • 0
  • Бизнес статьи

Поделиться:

Читайте также

  • Теоретические методы познания: примеры, характеристики
  • Объект исследования — это… Определение, примеры
  • Органолептические методы исследования и оценки качества товаров. Недостатки органолептических методов
  • Декомпозиция — это. .. Метод декомпозиции: цели, процессы, структура и виды
  • Финансовый анализ предприятия: методы. Финансово-экономический анализ
  • Тайный покупатель — метод маркетингового исследования
  • Клинические исследования лекарственных препаратов. Классификация исследований в зависимости от целей

Сравнительная психология

Эксперименты на животных имеют долгую историю, и многие новые лекарства и косметические средства сначала тестировались на людях, чтобы увидеть их действие. Если бы не было очевидных вредных побочных эффектов, то часто следовали бы испытания на людях.

В психологии этому методу часто отдают предпочтение те, кто принимает номотетический подход (например, бихевиоризм и биологический подход).

Например, бихевиористы утверждали, что законы обучения одинаковы для всех видов. Павлова (1897/1902) исследования классического обусловливания у собак и исследования Скиннера оперантного обусловливания у крыс, таким образом, рассматриваются как проливающие свет на человеческую психологию. Некоторые даже заходят так далеко, что утверждают, что результаты таких исследований оправдывают реорганизацию того, как мы учим детей в школах.

Другое применение сравнительной психологии — изучение детского развития. Конрад Лоренц и Гарри Харлоу — лишь двое из самых известных исследователей последствий материнской депривации.

Лоренц (1935) изучал импринтинг у уток и гусей. Он обнаружил, что в младенчестве был критический период, когда утенок привязывался, и что, если это окно возможности было упущено, он не привязался в дальнейшей жизни.

Харлоу (Harlow, 1958) обнаружил, что детеныши макаки-резус, разлученные со своими матерями (и со всеми другими обезьянами), страдали от необратимых социальных и эмоциональных повреждений.

Многие психологи утверждают, что человеческие младенцы также имеют критический период привязанности и что они также страдают от необратимого долговременного ущерба, если они разлучены со своим объектом привязанности.

Сильные стороны

В некоторых отношениях люди похожи на другие виды. Например, мы проявляем территориальность, ритуалы ухаживания, «иерархию». Мы защищаем наших детенышей, проявляем агрессию, когда им угрожают, участвуем в играх и так далее.

Таким образом, можно провести много параллелей между нами и особенно другими млекопитающими со сложными формами социальной организации.

Изучение других видов часто позволяет избежать некоторых сложных этических проблем, связанных с изучением людей. Например, нельзя посмотреть на последствия материнской депривации, отняв младенцев от их матерей или проведя эксперимент по изоляции на людях, как это было сделано на других видах.

Ограничения

Хотя в некоторых отношениях мы похожи на другие виды, в других нет. Например, люди обладают гораздо более развитым интеллектом, чем другие виды, и наше поведение в гораздо большей степени является результатом сознательного решения, чем продуктом инстинкта или побуждения.

Кроме того, люди отличаются от всех других видов тем, что мы единственные животные, у которых есть развитый язык. В то время как другие животные общаются с помощью знаков, мы используем символы, а наш язык позволяет нам общаться о прошлых и будущих событиях, а также об абстрактных идеях.

Многие люди утверждают, что эксперименты на животных абсолютно неприемлемы с этической точки зрения. По крайней мере, люди могут давать или не давать свое согласие. У животных, использованных в довольно ужасных экспериментах, не было такого выбора.

Кроме того, что мы получили от всех страданий, которые мы причинили этим другим видам. Критики утверждают, что большинство результатов не стоят того, чтобы их получать, и что цель не оправдывает средства.

Ссылки

Harlow, H. F. & Zimmermann, R. R. (1958). Развитие аффективной реактивности у детенышей обезьян. Труды Американского философского общества, 102 501 -509.

Лоренц, К. (1935). Der Kumpan in der Umwelt des Vogels. Der Artgenosse als auslösendes Moment sozialer Verhaltensweisen. Journal für Ornithologie, 83, 137–215, 289–413.

Павлов И. П. (1897/1902). Работа пищеварительных желез. Лондон: Гриффин.

Что такое сравнительная психология? — Степени онлайн-психологии

Что такое сравнительная психология? Радость 2021-05-21T00:52:49+00:00

В широком смысле сравнительная психология относится к изучению умственных способностей и поведения животных, отличных от людей. В то время как психология развития, когнитивная и другие формы психологии сосредоточены в первую очередь на людях, сравнительная психология обычно изучает животных, которые генетически связаны с людьми. Общая идея, лежащая в основе области сравнительной психологии, заключается в том, что между психическими процессами и адаптивным поведением всех животных есть основное сходство. Именно это сходство обеспечивает заслугу работы, проводимой в этой области. Например, испытания экспериментальных лекарств и процедур часто проводятся на животных, а не на людях. Хотя это всего лишь один из аспектов сравнительной психологии, он отражает мышление, стоящее за всей областью.

Историческая справка

Сравнительная психология имеет богатую историю, которая заимствована из других смежных областей и оказала на них влияние. Первые исследования поведения животных относятся к IX и XI векам. Эти ранние авторы сосредоточились на общении животных, социальном поведении и влиянии музыки на некоторых животных. Чарльз Дарвин, отец эволюции, также сыграл важную роль в развитии сравнительной психологии. Его открытия и труды подтверждали идею о том, что более высокий интеллект и когнитивные способности человека могут иметь эволюционные причины. Это вдохновило на создание совершенно новой области в области сравнительной психологии. Ученые хотели узнать больше о том, как теория эволюции повлияла на человеческий интеллект. Многие считали, что ответы появятся в результате тщательного изучения поведения и психологии животных.

Изучение животных

Бесчисленное количество различных видов животных было изучено во имя науки. В конце концов, вся предпосылка сравнительной психологии включает в себя изучение животных, а не людей. Однако несколько конкретных групп животных стали фаворитами в области сравнительной психологии. Кроме того, определенные группы оказываются более полезными в зависимости от целей конкретного исследования. Домашние животные были неизменно популярной группой для изучения учеными. В знаменитом эксперименте Павлова использовались собаки. Кошки также использовались выдающимися учеными, такими как Эдвард Торндайк. Крысы быстро стали наиболее часто используемыми видами из-за их экономической эффективности. При изучении поведения, наиболее тесно связанного с человеческими существами, ученые будут использовать наших ближайших родственников. Например, шимпанзе использовались для изучения развития младенцев и овладения языком. Другие животные, используемые в сравнительной психологии из-за их более высокого интеллекта, включают дельфинов и африканского серого попугая.

В поисках сплоченности

С самого начала ученые часто создавали различные методы и эксперименты для изучения поведения и психологии животных. Многие считали, что создание более дисциплинированных и последовательных методов значительно облегчит сравнение разных видов. На протяжении этого раннего развития было предпринято много попыток создать целостный и единообразный подход в области сравнительной психологии. Эти попытки окружили способность разных видов изучать задачи. Однако эти эксперименты не были хорошо спланированы. Кроме того, различие между изучаемыми видами представляло собой серьезное препятствие. Для каждого вида животных требовались разные награды и методы взаимодействия, что в конечном итоге подорвало общую попытку более стандартного подхода к полю.

Хотя сравнительная психология остается широко распространенной и динамичной областью, основное внимание по-прежнему уделяется изучению животных, а не людей.