Стабильный статус ученика в различных экспериментальных ситуациях: Педагогическая психология (стр. 14 из 23)
Педагогическая психология (стр. 14 из 23)
Такая ориентация на всеобъемлющую ответственность в случае серьезных и многочисленных неудач является основательной почвой для возникновения комплекса вины. Такая ориентация на всеобъемлющий контроль за ситуацией является фактором риска, грозя обернуться психоэмоциональной дезадаптацией, ростом дискомфорта, напряжения. Практическим признанием такого положения вещей является, собственно говоря, содержание работы психотерапевта и психолога при оказании психологической помощи дезадаптированной личности. «Вы не можете контролировать все в этой жизни», «Снимите с себя ответственность за поведение других», «Обстоятельства не всегда подвластны нам», «Если нельзя изменить обстоятельства, надо изменить взгляд на них», — говорит психолог своему гиперответственному клиенту, настойчиво стремящемуся к неврозу. Таким образом, в этом вопросе налицо противоречие между традиционной, классической, психологией личности и более молодой концепцией локуса контроля.
Эти противоречия снимаются при несколько ином взгляде на проблему, который заключается во введении комплекса, условно называемого «хороший интернальный контроль». Полагают, что полезно различать интернальность — экстернальность не только по ситуативным (поведенческим) областям, таким как область достижений, область неудач, область производственных отношений и т. п. Теоретически и практически важно разделять интернальность — экстернальность по областям: а) ответственность за причины неудач и б) ответственность за преодоление неудач. Первая область ответственности обращена к прошлому, вторая область ответственности обращена к настоящему и будущему.
«Хороший интернальный контроль», таким образом, не есть одномерная характеристика, а может быть представлен как многоуровневое образование (рис. 2). Такой «хороший интернальный контроль» позволяет субъекту сохранить уверенность в себе, активную позицию и чувство владения ситуацией, не приобретая попутного чувства всеобъемлющей вины и эмоциональной дезадаптации.
Нетрудно заметить, что эта модель вовсе не тождественна примитивному представлению, выраженному формулой: «Интернал в области достижений — экстернал в области неудач» или, иначе говоря: «За успехи ответствен я, за неудачи — случай, обстоятельства, другие люди». Конечно, такая модель тоже имеет место в реальной жизни. Но, во-первых, она вовсе не «хорошая», а во-вторых, не интернальная по сути. Модель «хорошего интернального контроля» является концептуально и структурно более сложной, а также выгодно отличается — и это главное — своим позитивным практическим (поведенческим) потенциалом.
Блок 4. МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ УЧАЩИХСЯ
План изложения
Сегмент 1.- 4.1. Ученик в системе личных взаимоотношений. Потребность в общении. Основные системы отношений в школьных классах. Положение ученика в системе личных взаимоотношений. Взаимность выборов и удовлетворенность в общении.
Сегмент 2.- 4.2. Динамика личных взаимоотношений. Устойчивость личных взаимоотношений в различных экспериментальных ситуациях. Динамика отношения ученика к ученику. Устойчивость положения ученика. Что определяет положение ученика в системе личных взаимоотношений.
Сегмент 3.- 4.3. Психологическая структура школьного класса. Понятие о структуре взаимоотношений. Организационная структура школьного класса .
Введение.
Многочисленные работы, посвященные классному и школьному коллективам, проведенные в «досоциально-психологический» период, почти не затрагивали вопросов о личных взаимоотношениях между учениками. Эти исследования касались в основном деловых отношений, организационной структуры коллектива, воспитания актива и т. д. Более близки к этой проблеме работы, посвященные дружбе между школьниками.
Однако проблемы взаимоотношений детей отнюдь не исчерпываются изучением дружбы и товарищества. Дружба определяется как один из видов личных взаимоотношений, который характеризуется положительной направленностью, большой глубиной, взаимностью и устойчивостью. Но отношение человека к человеку может быть не только положительным, не только взаимным и не обязательно устойчивым. При изучении дружбы анализируются пары и группы дружащих между собой детей, которые рассматриваются как бы отдельно от коллектива. Кроме того, нередко исследуются отношения детей, которые учатся в разных классах. Нас же интересует система личных взаимоотношений в целом.
То, что система личных взаимоотношений долгое время по существу ускользала из поля зрения исследователей и только сравнительно недавно стала предметом изучения, обусловлено прежде всего двумя тесно связанными между собой причинами. Во-первых, вне научного рассмотрения долго находился сам предмет исследования, а именно та социально-психологическая реальность, которую представляют собой личные взаимоотношения между людьми. Во-вторых, ученым не были известны надежные методы изучения этих отношений. А отсутствие соответствующих способов исследования не давало возможности четко обозначить и сам предмет изучения, не позволяло конкретизировать проблемы посредством научного поиска.
Положение существенно изменилось, когда у нас начали широко вести социально-психологические исследования, в том числе изучать взаимоотношения в малых группах. (Следует добавить, что проблемы малых групп занимают видное место в мировой социальной психологии. На всех международных психологических конгрессах этим проблемам посвящается специальный симпозиум.)
Значительный сдвиг в изучении проблем личных взаимоотношений во многом произошел благодаря тому, что исследователи освоили и начали очень активно применять экспериментальные методы, которые позволяют не только описывать, но и измерять различные параметры взаимоотношений. Эти методы можно применять не только для научного исследования. Их может использовать, например, каждый педагог, изучая личные взаимоотношения школьников.
Для изучения взаимоотношений в малых группах широко распространены формы социометрического метода. Социометрия получила распространение в зарубежной психологии и социологии после появления в 1934 году книги американского психолога Дж. Морено «Кто выживет?». По определению Морено, социометрия имеет дело с внутренней структурой социальных групп, которые можно сравнить с ядерной природой атома или физиологической структурой клетки. Предложенные Морено экспериментальные социометрические методы и его социологические установки очень популярны на Западе.
Прежде всего необходимо обозначить разницу между понятиями «общение» и «взаимоотношения».
Под взаимоотношениями, мы понимаем личностно значимое образное, эмоциональное и интеллектуальное отражение людьми друг друга, которое представляет собой их внутреннее состояние.
Общение же в данном случае — это тот наблюдаемый процесс, в котором данное состояние актуализируется и проявляется; это такое поведение людей, в процессе которого развиваются, проявляются и формируются их межличностные отношения.
Следовательно, при анализе внутригрупповых связей можно выделить систему взаимоотношений и систему общения. Каждая из систем обладает своими характером, динамикой и структурой и, следовательно, требует особых методов для изучения, особых понятий для описания и объяснения.
При социометрическом анализе используется тяготение одного человека к другому, которое выражается в стремлении быть ближе к объекту привязанностей, сидеть, есть, спать рядом и т. д. При этом словесное выражение должно быть признано важным объективным показателем не только осознания, но и вообще наличия потребности у человека. Четкое понимание того, что социометрическое исследование измеряет взаимоотношения, а не общение, имеет весьма существенное теоретическое и практическое значение, связанное с содержательным анализом экспериментальных данных. Прежде всего, становятся совершенно понятными и закономерными выявленные в ряде исследований факты несовпадения социометрической картины и реального процесса общения.
Так, нередко в теоретических и прикладных исследованиях социометрический статус личности трактуется как глобальный показатель ее положения в группе (коллективе) и на этом основании даются определенные практические рекомендации. В частности, неправомерно отождествляются два понятия: «лидер» и «наиболее предпочитаемый член группы» («звезда»). На самом деле лидерство есть элемент структуры общения, а уровень социометрического статуса характеризует положение в структуре взаимоотношений. Конечно, эти две характеристики могут совместиться в одной личности, но такое случается далеко не всегда.
В социометрических исследованиях можно выделить последовательные этапы, каждый из которых требует определенных методических подходов.
На первом этапе, который можно назвать собственно социометрическим, изучаются преимущественно структурно-динамические аспекты взаимоотношений, вскрывается статусная структура группы (коллектива), определяется ряд индивидуальных групповых социально-психологических индексов, исследуются динамические характеристики параметров.
Опыт показывает, что выявленные на этом этапе характеристики межличностных отношений — важные диагностические показатели общего состояния внутригрупповых процессов. Однако для того, чтобы выявленные в социометрическом исследовании параметры могли служить целям диагностики, требуется еще и длительная экспериментальная работа. Сами по себе социометрические показатели почти ни о чем не говорят. Здесь можно провести аналогию с диагностическим значением результатов измерения температуры тела, кровяного давления, содержания различных элементов в крови и т. д. Все это обретает смысл лишь в сопоставлении с ранее установленными нормами. Исследователям еще предстоит большая работа по установлению соответствующих норм социально-психологических показателей.
Устойчивость положения ученика — КиберПедия
Проблема устойчивости положения ученика в системе личных взаимоотношений имеет важное педагогическое и психологическое значение. В самом деле, насколько стабильны и надежны данные, полученные экспериментально? И кроме того, какова устойчивость положения ученика в системе личных взаимоотношений? Этот вопрос – один из важнейших в социометрии. Именно на относительной устойчивости социометрического статуса основывается Морено, когда говорит об изначальности, спонтанности тех причин, которые обеспечивают человеку определенное место в группе.
Экспериментальные данные социометрических исследований выявляют довольно противоречивые показатели стабильности социометрического статуса. При этом исследователи отмечают, что с возрастом стабильность социометрического статуса понижается. Было высказано предположение о том, что повышение «степени знакомства», а также более зрелый возраст членов группы приводят к более дифференцированным социометрическим реакциям. В этой связи влияние общего фактора социальной приемлемости будет ослабляться в зрелой группе, члены которой хорошо знают друг друга.
Казалось бы, есть все основания ожидать обратного: чем лучше знают друг друга члены группы, тем более устойчивое положение в группе должен занимать каждый человек. Но этот тезис в исследованиях не нашел подтверждения.
Сравнение устойчивости отношений со стабильностью статуса учеников показывает, что их положение в системе личных взаимоотношений несколько более устойчиво, нежели межличностные отношения.
Изучение динамики отношения детей к сверстникам и их положение в группе показывает, что структура дошкольной группы обладает в этом смысле определенной стабильностью, вполне сравнимой со стабильностью взаимоотношений между учениками в классе. Во всяком случае, не может быть и речи о неуловимой изменчивости во взаимоотношениях дошкольников, способных испытывать к сверстникам устойчивую симпатию (в том числе и взаимную), а их положение в системе личных взаимоотношений часто оказывается почти столь же устойчивым, что и положение школьников младших и средних классов.
Устойчивость положения учеников в группе (по числу полученных выборов)
Немалый интерес представляет вопрос: какое положение учеников в классе оказывается более устойчивым – благоприятное или неблагоприятное? В любом классе и в любой дошкольной группе всегда есть дети, которые либо крайне редко выбираются сверстниками, либо вовсе остаются невостребованными. С возрастом показатель стабильности общения ребенка в структуре эмоциональных взаимоотношений классного коллектива возрастает. И хотя полученные данные подтверждают вывод о большей устойчивости благоприятного положения по сравнению с неблагоприятным, это не снимает важной педагогической проблемы: помочь детям, оказавшимся – пусть даже на короткий срок – в социально-психологической изоляции. Различные нарушения взаимоотношений детей со сверстниками редко изживаются сами по себе по нехитрой житейской формуле: сегодня поссорились – завтра помирятся.
Задача педагога – помочь ребенку выйти из неблагоприятного для его личности положения. Для этого необходимо понимать не только положение каждого ученика само по себе, но и причины, обусловливающие это положение.
Что определяет положение ученика
в системе личных взаимоотношений
Положение человека в группе зависит, во-первых, от его личностных качеств и, во-вторых, от характерных особенностей той группы, относительно которой измеряется его положение. Одно и тоже сочетание личных качеств может обусловить совершенно различные положения человека в зависимости от стандартов и требований, сложившихся в этой группе. Нередки случаи, когда ученик, привыкший занимать высокое положение в классе, при переходе в другую школу или даже параллельный класс оказывается практически в противоположной ситуации. Те качества, которые в одном коллективе оценивались как положительные, в новом контексте могут быть восприняты как отрицательные. Таким образом, реальное положен6ие ученика в коллективе может быть установлено только с учетом его двойной зависимости от внутренних свойств личности и от внешней реакции коллектива.
Не меньшее, е6сли не решающее, влияние на положение ребенка в системе личных взаимоотношений оказывает и мнение учителя, воспитателя. Степень и характер этого влияния зависят, в свою очередь, от возраста членов группы, авторитетности педагога и др.
Психолого-педагогический статус ученика начальной школы.
Приходя учиться в школу, ребенок испытывает множество психологических трудностей адаптации, связанных как с изменением его социальной позиции, так и привыканием к взаимодействию с новыми для него взрослыми — учителями. Особенно важная роль в обеспечении качества школьной жизни ребенка принадлежит учителю начальных классов. Первая учительница — явление непреходящее. Она входит во внутренний мир школьника и навсегда становится частью жизни, личной биографии каждого человека. От того, каким окажется первый учитель, зависит отношение ребенка ко всем последующим учителям и формирование многих личностных качеств взрослого человека.
Нынешним первоклассникам предстоит провести в обществе своих учителей первые четыре школьных года. За это время при непосредственном участии учителя начальных классов в каждом ребенке сформируется множество психологических новообразований, образ первого учителя навсегда «встроится» в структуру личности школьника. Переживет ли ребенок счастье или, напротив, страх от общения с первой учительницей — от этого будет зависеть его психологическое благополучие на протяжении всей школьной жизни.
Часто педагогам не всегда понятно, на какие критерии психологического состояния ребенка в школе им следует ориентироваться. Думается, одной из удачных моделей анализа психологического благополучия — неблагополучия ребенка в начальной школе может послужить так называемый психолого-педагогический статус школьника. Большая заслуга в деле научной разработки этого понятия принадлежит психологу М.Р. Битяновой. Психолого-педагогический статус школьника, по ее определению, «представляет собой систему характеристик психического состояния и поведения ребенка, важных для его успешного обучения и развития. Это характеристики познавательной сферы, эмоционально-волевого и мотивационного развития; система отношений ребенка к миру, самому себе и значимым формам деятельности; особенности поведения в учебных и внеучебных школьных ситуациях».
Особенно важными составляющими благополучного психолого-педагогического статуса ученика начальной школы, по мнению ряда современных психологов, представляются так:
1. Отношение младшего школьника к себе
2. Отношение к значимой деятельности — эмоционально-положительное восприятие школы и учения.
3. Устойчивое эмоциональное состояние в школе — отсутствие противоречий между требованиями школы (педагога) и родителей, требованиями взрослых и актуальными возможностями ребенка.
4. Активность и автономность поведения ребенка — самостоятельность в познавательной и социальной деятельности.
5. Взаимодействие и отношения с педагогами — установление адекватных ролевых отношений с педагогами на уроках и вне уроков, проявление уважения к учителю, эмоционально-положительное восприятие ребенком личности учителя, системы своих отношений с педагогами и воспитателями.
6. Взаимодействие ребенка со сверстниками — владение приемами и навыками эффективного межличностного общения со сверстниками; установление дружеских отношений, готовность к коллективным формам деятельности, умение разрешать конфликты мирным путем.7. Умственная работоспособность и темп умственной деятельности — способность сосредоточенно работать над учебной задачей, трудиться в едином темпе со всем классом.
8. Сформированность важнейших сторон познавательной сферы — умение выделить учебную задачу и превратить ее в цель деятельности, сформированность внутреннего плана умственных действий и др.
Так наблюдения, проведенные психологами Рябовым А.Е., Леоновой Р.Н. (2001) показали, что из-за систематического неэтичного поведения педагога для ученика начальной школы могут наступить следующие неблагоприятные последствия.
Во-первых, изначально психолого-педагогический статус ребенка, складываясь в неудовлетворительном психологическом климате, приобретает черты ущербности: у школьника формируется хроническое негативное отношение к самому себе, стойкое неверие в свои способности быть успешным учеником, появляется эмоциональное неприятие и страх перед учителем, возрастает школьная тревожность, блокируются учебная активность и поведенческая автономность.
Во-вторых, разрушение ранее сложившегося относительно благоприятного психолого-педагогического статуса ученика может наблюдаться, например, при возникновении открытых разногласий между учителем и родителями школьника или при переводе ребенка в новый школьный коллектив.
Неблагоприятное развитие психолого-педагогического статуса ученика начинается с возникновения у младшего школьника отрицательного отношения к самому себе как неумелому и в принципе неспособному учиться. Надо вспомнить известное положение возрастной психологии о том, что личностная самооценка ребенка в младшем школьном возрасте практически всецело зависит от оценок, даваемых ему субъективно значимыми взрослыми, прежде всего учителями. Дети принимают на веру и без особенной внутренней переработки присваивают все, что слышат от учителя о себе: его оценки учебной деятельности, прилежания, способностей, личностных качеств. Наряду с этим, умение критически сравнивать собственные достижения с успехами сверстников приходит к ребенку еще в дошкольном возрасте. Так что уже первоклассник хорошо видит разницу в качестве своей работы и работы сверстников. Назойливые напоминания со стороны учителя о его ошибках и несостоятельности обязательно приведут к тому, что он разуверится в своей способности выполнять полученное задание правильно.
Хорошо известно, что одна из важнейших функций эмоций — регулирующая — способна активизировать или парализовать определенную деятельность. Положительные эмоции радости, удовлетворение от сделанной учебной работы побуждают вновь и вновь возобновлять ее. Отрицательные эмоции стыда, страха, обиды, связанные с учебой, разрушают эту самую деятельность, а отнюдь не способствуют ее успешному протеканию. Память о ярко окрашенных эмоциональных переживаниях является, пожалуй, самой устойчивой. Часто человек напрочь забывает то, что было причиной его волнений, но помнит само переживание и свои эмоциональные ощущения в нем. Так, например, у ребенка происходит фиксация не на сути допущенной ошибки, а на факте того, что его за эту ошибку отчитали. Поэтому чем сильнее учитель ругает детей, пытаясь добиться от них прилежания, тем в целом хуже будут результаты. Брань в адрес ученика только в самом начале и кратковременно подстегивает его активность, но в дальнейшем создает у ребенка стойкое ощущение безнадежности и безвыходности.
Постепенно младший школьник трансформирует собственную отрицательную самооценку в эмоционально-отрицательное отношение к школе и учению. Школа из притягательного объекта превращается для ученика в то место, где ему всякий раз напоминают, какой он неумелый, ленивый, глупый. А учеба становится той деятельностью, в которой школьника преследуют одни неудачи. Отсюда недалеко до закрепления у ребенка крайне неустойчивого эмоционального состояния в школе. Излишне критичные оценки и чрезмерные требования, превышающие возможности ребенка, предъявляемые ему учителем, рано или поздно неизбежно приходят в противоречие с мнением и ожиданиями родителей школьника. Следствием этого является возникновение стойких противоречий между критическими оценками, даваемыми ребенку в школе учителем, и оценками, даваемыми ему же родителями дома. Родители совершенно не обязаны соглашаться с мнением учителя о том, что их ребенок «не обучаемый кретин, лишенный прилежания, старательности и родительского присмотра».
Современные молодые родители находятся порой в трудной ситуации. Часто ребенок, отдаваемый ими в школу, — первый и единственный в семье. Реального опыта обучения и воспитания собственных детей у них нет, и родители склонны доверяться опыту и знаниям учителя. Поначалу неопытные родители старательно пытаются заставить своего ребенка выполнять неадекватно завышенные требования учителя, пока не поймут, что здесь что-то неладно. С другой стороны, демократизация общественной жизни сформировала устойчивое родительское мнение о том, что даже к самому маленькому школьнику необходимо проявлять индивидуальный подход и уважение. Не наблюдая должного уважения к своему чаду со стороны бестактного учителя, родители теряются — как им реагировать, как педагогически корректно объяснить плачущему, отказывающемуся идти в школу ребенку, что «учительница не всегда права»? В мучительной для младшего школьника ситуации рассогласования родителям не остается ничего другого, как уговаривать ребенка: «Ну, потерпи еще немного. Осталось недолго…» Да и что еще могут ответить родители своему ребенку, спрашивающему их: «Неужели я такой плохой, как учительница говорит?»
Закрепившееся неустойчивое эмоциональное состояние ребенка в школе со временем неминуемо приводит к снижению активности и самостоятельности в поведении младшего школьника. При неблагоприятных отношениях с учителем главным мотивом школьного поведения ребенка становится стремление избежать неудачи. Ребенку не до учебных достижений, им руководит усиливающееся неосознанное желание «спрятаться и не высовываться» — лишь бы учитель лишний раз его не отругал.
Школьным психологам часто приходится встречаться с детьми, находящимися в присутствии педагогов в состоянии резкой угнетенности. Ребенок легко теряет всякую присущую его возрасту спонтанную активность, демонстрирует в поведении навязчивую ориентацию на взрослого, а в присутствии «своего» учителя и вовсе цепенеет. Такой ученик не способен установить адекватные ролевые отношения с педагогами на уроках и вне уроков. Причем, дефект ролевых отношений проявляется в двух основных формах — излишней зависимости, псевдодисциплинированности, характерной для младших школьников, или, напротив, в избегании и негативизме по отношению к учителю у более старших учеников. Когда лояльность по отношению к придирчивому учителю больше не срабатывает, ребенок не находит иного способа самозащиты, кроме демонстративного игнорирования нравоучительных тирад педагога. Обычно такое поведение школьника еще больше «заводит» учителя: в своих претензиях к детям он уже не может самостоятельно и вовремя остановиться. Сама учеба несчастного ребенка в подобных ситуациях уходит для этически невыдержанного учителя на второй план, являясь лишь поводом к возобновлению нервозных нападок на личность выбранного в качестве «козла отпущения» ученика.
Обвиняющая позиция учителя по отношению к некоторым неуспешным в учебной деятельности детям отравляет психологическую обстановку для всех без исключения учащихся этого класса. Эмоции обладают свойством заразительности. Дети не могут оставаться в стороне и пропускать мимо ушей обидные высказывания, предназначенные их одноклассникам. Будучи свидетелями неприятной сцены, дети не могут вмешаться в нее и каким-либо адекватным способом на нее отреагировать. У одних сердитые монологи учителя вызывают страх, что впоследствии их могут отругать также. Другие про себя злорадствуют, что в этот раз ругают не их. В любом случае оба переживания не способствуют формированию благоприятных отношений ребенка со сверстниками. Психологическое подавление детей бестактностью учителя приводит к извращенному формированию у них приемов и навыков межличностного общения друг с другом: дружеские отношения устанавливаются преимущественно с учительскими любимчиками, а преследуемый им ребенок, случается, подвергается остракизму, превращается в изгоя. У невыдержанного педагога дети, как правило, не умеют разрешать конфликты мирным путем, не готовы к самостоятельным коллективным формам деятельности.
Учителям необходимо понимать, что некоторые личностно-тревожные дети в ситуациях излишнего напряжения переживают настоящую эмоциональную дезорганизацию мышления. Нарушающие этику педагогического общения высказывания учителя вызывают у детей срыв умственной деятельности в самый ответственный момент — при ответе у доски и во время контрольных работ. Это тем более вероятно, когда в общении с придирчивым учителем дети ставятся им в ситуацию, называемую психологами двойной связью. Суть ее в том, что учитель передает ребенку одновременно сразу два сообщения, одно из которых отрицает другое. При этом ребенок не имеет возможности высказаться, чтобы уточнить у педагога, на какое из них реагировать. Поэтому он постоянно пребывает в состоянии неуверенности и не может без потери внутреннего достоинства выйти из ситуации, в которую попал. Такое программирование поведения ребенка может привести к его отстраненности от реальности и уходу в себя, к появлению соответствующих психопатологических симптомов. Примером учительского высказывания, содержащего двойную связь, является следующее услышанное нами обращение одной из учительниц к ребенку, сделанное в конце урока: «Посмотри на свою классную работу! По сравнению с другими ребятами у тебя ничего не сделано! А твоя домашняя работа? Дома тебя заставляли переписывать ее десять раз! Поэтому-то ты ее и выполнил как следует!» Из этого высказывания учительницы ребенку совершенно неясно, что же ему делать: то ли впредь не нужно стараться, выполняя домашнюю работу, то ли соглашаться с тем, что классная работа выполнена из рук вон плохо. Вообще ситуации двойной связи являются психологическими ловушками, расставляемыми с целью манипуляции поведением других людей: как себя ни веди и что ни отвечай — все равно окажется неправильно.
Психологи подмечают: младший школьник переносит систему ожиданий, сформированную по отношению к основному учителю, на других педагогов, встречаемых им в школе. Эмоционально благополучный в общении с основным учителем ученик начальной школы, как правило, открыт и общителен с другими педагогами и воспитателями. Совсем по-другому ведет себя ребенок с низким психолого-педагогическим статусом. Он как бы заранее ожидает от других педагогов уничижения собственных притязаний на роль хорошего школьника и неблагоприятных оценок своей личности. Дело объясняется склонностью педагогически бестактного учителя не ограничиваться комментарием конкретного поступка ученика, а распространять его на личность ребенка, припоминать все его проступки и ошибки с момента прихода в первый класс. Настойчивое убеждение ребенка учителем начальной школы в его человеческой никчемности приносит ужасные плоды.
Собственно учебная деятельность ребенка страдает в описываемых нами ситуациях не прямо, а опосредованно через негативное отношение самого ребенка к ней. Поэтому иной раз случается, что ребенок вопреки всему показывает неплохие академические успехи, превратив, под давлением неблагоприятных обстоятельств, свою школьную жизнь в скрытое соперничество с учителем. Как правило, негласный (а порой и явный) спор между собой ведут родители школьника и его учитель. Первые изо всех сил пытаются «выжать» из своего ребенка все возможное, а учитель — доказать родителям свою правоту в части низких оценок их ребенка. Маленький школьник становится в такой ситуации одновременно и «полем боя», и «заложником». Зачастую единственным благоприятным способом разрешения конфликта между учителем начальной школы и родителями школьника является перевод ученика в другой класс.
Собственные исследования показали следующие психологические особенности в восприятии младшими школьниками своих учителей: 1) ученики начальной школы совершенно некритически относятся к своим учителям; 2) они склонны принимать любое поведение своего первого учителя как единственно возможное и оправданное. Младший школьник видит в учителе некое воплощение своих родителей; учитель для него — это власть, распоряжающаяся поощрениями и наказаниями, авторитетный источник знаний, старший товарищ и друг. Так, например, более 80% школьников 2-3 классов полностью доверяют своим учителям, довольны ими, считают их справедливыми людьми и отвечают, что слово учителя для них закон. Почти 90% младших школьников не сомневаются в правильности и необходимости методов и средств, которые учителя применяют на уроках. (Для сравнения: при переходе в 5-й класс количество положительных ответов на те же вопросы снижается на 20-25%!)
Эмоциональная неудовлетворенность несдержанным учителем выявляется не в прямых отрицательных оценках и жалобах детей на него, а в том, что на просьбу описать качества лучшего, с их точки зрения, учителя ученики младших классов чаще описывают качества не своего классного руководителя, а кого-либо из других учителей, работающих с ними в классе. А вот эмоционально благополучные ученики начальной школы, описывая качества лучшего учителя, рассказывают в подавляющем большинстве случаев как раз о своем основном учителе. Из всего сказанного следует, что лобовой вопрос учителя к ребенку: «Скажи-ка, чем это я тебе не нравлюсь?» — является вершиной педагогической бестактности.
Главное, с моей точки зрения, что необходимо всегда помнить всем, занимающимся воспитанием и обучением детей, — эмоциональный компонент взаимодействия учителя и ребенка находится на первом месте в формировании отношения школьника к учебе. Педагоги и воспитатели «прописываются» в душах учеников с определенным эмоциональным знаком. Отношение к педагогу у ребенка может быть эмоционально положительным, нейтрально-отстраненным, отрицательным или противоречивым. Последние два типа отношения к учителю отнюдь не способствуют успешной учебе. То, каким будет сформирован психолого-педагогический статус младшего школьника — зависит от его учителя. Даже единичные неэтичные поступки и высказывания педагога в адрес ребенка могут свести на нет самую кропотливую предшествующую работу.
Статус ученика в учебной группе — Студопедия
Каждый член группы обладает определенным местом в системе отношений членов сообщества друг с другом. Эта позиция может быть названа социально-психологическим статусом. Статус любого человека в коллективе имеет свои специфические параметры, однако все многообразие оттенков отношений между членами группы можно свести к четырем наиболее существенным позициям: звезды, предпочитаемые (или популярные), отвергаемые и изолированные. Расшифруем суть этих категорий на материале школьного класса. Звезды — ребята, пользующиеся максимальной популярностью среди своих одноклассников, все хотели бы с ними дружить, входить в круг общения этих учеников. Предпочитаемые — такие члены класса, которые обладают достаточно широким кругом связей со своими одноклассниками (заметим, что эта широта может сильно отличаться в разных классах). Отвергаемые — ученики, с которыми подавляющее большинство ребят в классе не хотят иметь дела, но сами они стремятся к общению с одноклассниками. И, наконец, изолированные — те ребята, которые сами не проявляют инициативы в общении с одноклассниками, и те, в свою очередь, не имеют выраженного к ним отношения.
Итак, для оценки положения ребенка в классе, как правило, вполне достаточно бывает отнести его к одной из выделенных четырех категорий. Если ученик обладает статусом звезды или предпочитаемого в классе, то можно быть уверенным, что особых проблем с одноклассниками у него нет. В случае, если ребенок отвергается сверстниками, то наверняка испытывает серьезные проблемы в общении, переживает конфликты с товарищами, что неизбежно сказывается на его психическом состоянии.
Для характеристики отношений в классе существенно и определение статуса каждого ученика, а также и общей статусной структуры, т. е. сколько в коллективе неблагополучных детей (отвергаемых товарищами или же живущих изолированно от них), сколько звезд и как сильно отличается их круг общения от связей среднепопулярных.
Эмоциональное благополучие ребенка в системе личных взаимоотношений, сложившихся в коллективе, зависит не только от того, сколько одноклассников симпатизирует ему, но и от того, насколько эти симпатии и это стремление к общению являются взаимными. Для ученика важно не только количество выборов, но и то, какие именно одноклассники его выбрали: те, кого он сам выбрал, или, наоборот, те, кого он не выбрал. Коэффициент взаимности выборов выражает различный характер отношений, существующих в классе, является показателем действительной сплоченности коллектива на базе совместной учебной деятельности, направленной на повышение успеваемости в классе, на выполнение различных общественно полезных дел. С другой стороны, коэффициент взаимности может свидетельствовать о фактической разобщенности класса на отдельные пары, группки, об отсутствии в классе выработанного общественного мнения и т.д.
Для определения статусной структуры школьного класса (как, впрочем, и многих других групп) часто используют СОЦИОМЕТРИЧЕСКУЮ МЕТОДИКУ.
ГБОУ РМЭ «Нартасская школа – интернат»
«Социометрический статус школьника в коллективе сверстников. Выявление социометрического статуса. Коррекционная работа с отверженными детьми»
(выступление на психолого – педагогическом семинаре)
Воспитатель: Потаев П.С.
09.01.2019 г.
Выступление по теме: «Социометрический статус школьника в коллективе сверстников. Выявление социометрического статуса. Коррекционная работа с отверженными детьми»
Социометрическая техника применяется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования. С помощью социометрии можно узнать типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимости членов конкретных групп.
Социометрия широко используется в социологии. В последние годы этот метод рекомендован к использованию в социальной психологии для изучения внутригрупповых отношений.
Вместе с официальной или формальной структурой общения, отражающей рациональную, нормативную, обязательную сторону человеческих взаимоотношений, в любой социальной группе всегда имеется психологическая структура неофициального или неформального порядка, формирующаяся как система межличностных отношений, симпатий и антипатий. Особенности такой структуры во многом зависят от ценностных ориентаций участников, их восприятия и понимания друг друга, взаимооценок и самооценок. Как правило, неформальных структур в группе возникает несколько, например, структуры взаимоподдержки, взаимовлияния, популярности, престижа, лидерства и др. Неформальная структура зависит от формальной структуры группы в той степени, в которой индивиды подчиняют свое поведение целям и задачам совместной деятельности, правилам ролевого взаимодействия. С помощью социометрии можно оценить это влияние. Социометрические методы позволяют выразить внутригрупповые отношения в виде числовых величин и графиков, и, таким образом, получить ценную информацию о состоянии группы.
Для социометрического исследования важно, чтобы любая структура неформального характера в тех или иных отношениях проецировалась на формальную структуру, т. е. на систему деловых, официальных отношений, и тем самым, влияла на сплоченность коллектива, его продуктивность.
Наиболее общей задачей социометрии является изучение неофициального структурного аспекта социальной группы и царящей в ней психологической атмосферы.
Существуют различные классификации групповой структуры, построенной на основе социометрического исследования.
Остановимся на социометрической технике, разработанной Джекобом Морено, применяется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования. Социометрическая процедура может иметь целью:
- измерение степени сплоченности-разобщенности в классе;
- обнаружение внутригрупповых подсистем во главе которых могут быть свои неформальные лидеры;
- определение статусной структуры школьного класса.
Использование этого метода позволяет правильно оценить отношения между учениками в классе, прогнозировать их реакции друг на друга, понять, кто более популярен среди одноклассников, а кого они избегают. Есть много разнообразных пособий по социометрии, где можно познакомиться с подробностями ее проведения и обработки результатов. Так что я остановлюсь лишь на самых общих моментах. Что собой представляет социометрическая методика? Это несколько вопросов, в которых ребенка прямо спрашивают — с кем из одноклассников он хотел бы выполнять какую-либо работу, заниматься каким-то делом, иметь какие-то отношения. Ответом на этот вопрос являются фамилии одноклассников. Например: «С кем из одноклассников ты пошел бы в трудный поход?» и «Не пошел бы?» (с точки зрения совместной работы). Или, например, «Кого бы ты пригласил на День рождения?» и «Не пригласил?» (с точки зрения проведения досуга). Очень важно при формулировке вопросов учитывать реальные интересы ребят и правильно прогнозировать, почему они будут выбирать для определенного вида деятельности тех или иных партнеров.
Непосредственно проведение социометрии. Она складывается из двух основных компонентов: инструкция и содержательные вопросы. Сначала даю устную инструкцию, а затем раздаю социометрические карточки, на которых есть краткая письменная инструкция, оставлено место для фамилии, сформулированы все вопросы и под каждым оставлено место для ответов, ниже указываю список класса в алфавитном порядке.
Мотивационная часть принципиально важна, именно она во многом определяет открытость участников опроса, их желание отвечать. Социометрическая процедура сама по себе является достаточно серьезным эмоциональным испытанием. Особенно для тех, кто занимает крайние статусные позиции: высокостатусных и непопулярных. Надо честно написать о том, кто тебе нравится и кто неприятен, зная, что в этот момент все остальные оценивают и тебя. Более того, свои высказывания надо обязательно подписать.
Снизить общую напряжённость ситуации можно и необходимо. С этой точки зрения важны следующие моменты.
- Необходим доверительный контакт с группой.
- Стиль подачи инструкции: доброжелательный, неформальный, спокойный.
- Мягкое формулирование целей тестирования.
В технической части инструкции должны быть подчеркнуты следующие моменты:
- каждый заполняет свой лист самостоятельно, не советуясь ни с кем и не размышляя вслух над своими выборами;
- при заполнении необходимо учитывать всех членов группы, а не только присутствующих в данный момент;
- при ответе настойчиво рекомендуется избегать вариантов типа «всех», «любого», «никого»;
- желательно во всех вопросах ограничиваться тем числом выборов, которые предложены психологом.
Например, я говорю:
«Для того чтобы наша работа была интересной и полезной, мне важно понять, что же из себя представляет ваш класс. Для этого я хочу использовать методику с хитрым названием «социометрия». Она состоит из четырех вопросов. Сейчас вы получите тестовые бланки и прочтете их. Вопросы и простые и сложные одновременно. Они касаются вашего класса и лично каждого из вас. Чтобы работа была не напрасной, очень важно отнестись к ней серьезно и при ответах быть максимально искренним. Конечно, вы можете не отвечать на вопросы, но в этом случае будет трудно дальше работать над формированием в классе доброжелательных, дружеских отношений. И еще. Работу надо обязательно подписать. Когда вы прочитаете вопросы, то поймете, что без подписи она теряет всякий смысл.
Со своей стороны я гарантирую, что ваши листы с ответами не попадут в руки никому: ни вашим одноклассникам, ни педагогам, ни родителям. Их буду видеть только я. На общем классном собрании мы будем обсуждать только общие данные. Если вам будет интересно мое мнение по поводу ваших личных ответов, приходите ко мне, поговорим в спокойной обстановке.
Теперь возьмите листы, читайте каждый вопрос и сразу же отвечайте. Советоваться, обсуждать вслух,
заглядывать в лист соседа по парте неприлично: это же не контрольная по алгебре, а личная точка зрения каждого из вас, которой вы, кстати, не обязаны делиться с одноклассниками.
Итак, подпишите листок и начинайте отвечать. На все про все вам минут десять. Кто справится раньше — отдавайте мне лист и сразу выходите из класса».
После заполнения социометрических карточек начинается этап их математической обработки. В зависимости от цели, мы анализируем или персональные социометрические данные каждого ученика в классе или групповые, т.е. всего класса в целом, а можем и то и другое вместе.
Каждый ученик обладает определенным местом в системе отношений класса друг с другом. Эта позиция может быть названа СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИМ СТАТУСОМ. Статус любого человека в коллективе имеет свои специфические параметры, однако все многообразие оттенков отношений между членами группы можно свести к четырем наиболее существенным позициям: «звезды», «предпочитаемые» (или популярные), «пренебрегаемые» и «изолированные».
«Звезды» — ребята, пользующиеся максимальной популярностью среди своих одноклассников, все хотели бы с ними дружить, входить в круг общения этих учеников.
Предпочитаемые — такие члены класса, которые обладают достаточно широким кругом связей со своими одноклассниками (замечу, что эта «широта» может сильно отличаться в разных классах).
Пренебрегаемые — ученики, с которыми подавляющее большинство ребят в классе не хотят иметь дела, но сами они стремятся к общению с одноклассниками.
И, наконец, изолированные — те ребята, которые сами не проявляют инициативы в общении с одноклассниками, и те, в свою очередь, не имеют выраженного к ним отношения.
Полученные данные позволяют проводить профилактическую и коррекционную работу в классе, ориентируясь на статусные позиции детей в классе, и позволяют проводить эту работу более корректно.
Так, Дж. Морено выделяет следующие группы:
1) «звезды», пользующиеся наибольшей популярностью в группе;
2) «отверженные», получившие больше отрицательных выборов, чем положительных;
3) «изолированные», не замечаемые другими членами группы ни с положительной, ни с отрицательной стороны;
4) «социальный пролетариат», подавляющее большинство членов, пользующихся достаточно положительным отношением группы.
Рекомендации учителю по работе с «отверженными» детьми
- Хвалить за каждое выполненное дело.
- Успехи ребенка обсуждать со всем классом.
- Ставить в ситуацию успеха.
- Давать «важные поручения» (посильные для данного ребенка), которые оценил бы весь класс.
- Важно вовремя поощрить ребенка за проявленное старание, отметить успех.
- Единство требований семьи и школы.
- Учет индивидуальных особенностей!!!
- Наказывать за проступок, объяснять причину инцидента. Искать положительное в личности ребенка, в воспитании – опора на положительное.
- Гармонизация отношений ребенка в группе сверстников (т.е. не только ребенка нужно «поворачивать» к другим людям, но и показать им, что ребенок не так плох и злобен, как они о нем могли думать).
- Следует четко и доступно предъявлять ребенку систему педагогических требований.
- Отмечать хорошие поступки
- «Разумная» требовательность.
- Ласковость в отношениях.
- Проявляйте терпение и выдержку.
- Доверяйте ему, покажите, что вы его цените и за что вы его цените.
Рекомендации для педагогов по работе с «отверженными» детьми
Положение ребенка в группе, его статус зависит от целого ряда причин. Это личностные качества человека, проявляющиеся в общении, взаимодействии с товарищами; интеллектуальные качества; отношение к людям; внешние данные; волевые качества; время нахождения в данной группе и многое другое.
Особенно сложным является положение детей со статусом «отверженные», которых класс не принимает и отвергает. Главная задача для педагога — постараться создать все условия для поднятия статуса в данном коллективе. Учитель может обеспечить это, создавая такие ситуации, которые позволяют ученикам увидеть своего одноклассника в более выгодном свете. Всем своим поведением учитель должен демонстрировать перед классом ценность каждого ученика, свое внимание к нему, положительное отношение. Насмешки, ирония, прерывание ответа недопустимы.
Перечислим некоторые методы воздействия, помогающие изменить статус непопулярного ребенка в группе:
- Предъявлять к ним конкретные, ясно сформулированные требования.
- Не злоупотреблять наказаниями.
- Подчеркивать «сильные стороны» ученика, использовать его положительные черты, умения и навыки.
- Демонстрация педагогом своего доброжелательного отношения к ребенку.
- Организация ситуаций, где ребенок может проявить себя с хорошей стороны.
- Очень важно бывает сблизить ребенка с низким статусом с лидерами или с кем-либо из «предпочитаемых» детей. В этом случае его положение заметно улучшится. Для этого им можно поручить общее дело.
- Но главное — это путем кропотливой воспитательной работы помочь отверженному ребенку преодолеть те отрицательные черты, которые явились причиной изоляции: постараться преодолеть аффективность — драчливость, вспыльчивость, обидчивость; помочь в преодолении застенчивости, выработать уверенность в себе и т.д.
Список литературы:
- Битянова, М.Р. Как измерить отношения в классе: Социометрический метод в школьной практике [Текст] / М.Р. Битянова. – М.: ООО «Чистые пруды», 2005. – 32 с.
- Захаров, И.А. Дневные и ночные страхи у детей [Текст] / А.И. Захаров // — СПб.: «Издательство СОЮЗ», 2000. – 448 с.
- Захаров, А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапии [Текст] / А.И. Захаров // — М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. – 448 с.
- Микляева, А.В., Румянцева, П.В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция [Текст] / — СПб.: Речь, 2004. – 248 с.
- Топтун, Е.В. Уроки общения как средство формирования позитивных межличностных отношений младших школьников [Текст] / Е.В. Топтун // Обучение и воспитание: методики и практика. — 2014. — №16. – С. 134-138.
Ученик в системе личных взаимоотношений
Реферат
на тему «Ученик в системе личных взаимоотношений»
Введение …………………………………………………………………… 3
Основная часть…………………………………………
1. Потребность в общении…………………………………………….….4-7
2. Основные системы
отношений в школьных классах……
3. Положение ученика
в системе личных
4. Взаимность выборов
и удовлетворенность в общении…
5. Как переживает ученик свои взаимоотношения с другими членами
группы……………………..
Заключение …………………………………………………..……………..16
Список используемой литературы…………………………………….…17
В условиях преобразования и дальнейшего развития общества возрастает
роль и ответственность семьи и школы
в осуществлении всестороннего развития
личности учащегося.
Отдельные аспекты личных взаимоотношений
между школьниками подвергнуты изучению
в работах И.В. Страхова. Есть все основания
предполагать, что личные взаимоотношения
между учениками в классе имеют важное
значение в формировании личности ученика
и воспитании в классе сплоченного коллектива.
Ученики по-разному относятся к своим
одноклассникам. Это эмоциональное отношение
«проявляется в привязанности, любви,
симпатии и их противоположностях — неприязни,
вражды, антипатии».
Взаимные симпатии, возникающие между учениками, могут обусловить возникновение внутри классного коллектива отдельных нигде формально не зафиксированных группировок. Не исключено, что именно такая группировка субъективно для школьника может оказаться более значимой, чем официальные органы коллектива. В данном случае воспитание через коллектив чрезвычайно затрудняется, поскольку требования коллектива внутренне могут не приниматься школьником. Это подводит к необходимости изучения личных взаимоотношений между школьниками как особой психологической действительности.
Потребность в общении — вот внутренняя основа личных взаимоотношений между людьми. Эта основная социальная потребность возникает на самых ранних этапах человеческой жизни.
Потребность в общении возникает и проявляется уже в первые месяцы жизни ребенка. Почвой для ее развития, как отмечал Л. С. Выготский, является то, что любая потребность младенца становится потребностью в другом человеке. Первоначально это потребность во взрослом человеке. Очень важно отметить, что уже на ранних этапах детства потребность в общении становится избирательной: пройдет еще 2-3 месяца — и ребенок будет радоваться только при виде «своих» взрослых. При встрече с незнакомыми людьми он либо улыбается, либо отворачивается и плачет. Так возникают первые предпочтения, первый выбор.
Постепенно потребность в общении заставляет ребенка искать эмоциональный контакт не только со взрослыми, но и со сверстниками, с другими детьми.
По наблюдению Р. Я. Сандлера, уже на втором году жизни между детьми возникают разнообразные контакты, которые включают как положительные, так и отрицательные взаимоотношения.
С возрастом потребность
в общении расширяется и
Приход ребенка в детский сад — очень важный момент в его жизни: меняется «социальная ситуация» его психического развития. С того момента, как ребенок попадает в группу сверстников, его индивидуальное развитие уже нельзя рассматривать и изучать в отрыве от взаимоотношений с другими членами группы. Именно здесь, на основе опыта общения со сверстниками закладываются основы нравственных качеств личности.
Дошкольная группа — эта генетически ранняя ступень социальной организации людей, которая затем сменяется школьным классом.
Новый этап развития потребности в общении, а значит, и самих взаимоотношений начинается с поступления ребенка в школу. Особый интерес представляют взаимоотношения первоклассников. По сравнению с подготовительной группой детского сада у учеников первого класса много особенностей. Как это ни странно на первый взгляд, но наблюдения показывают, что старшая группа детского сада представляет собой более развитую социально-психологическую единицу, чем первый класс школы. Это можно объяснить несколькими причинами. Прежде всего, старшая группа детского сада — это группа детей, которые знают друг друга несколько лет, а первоклассникам еще нужно время, чтобы познакомиться. Далее, жизнь в детском саду способствует развитию личных взаимоотношений. В школе возможности для этого ограничены: ученики могут свободно общаться в основном лишь на переменах.
Вообще в школе происходит глубокая перестройка всей структуры взаимоотношений между детьми. Здесь у ребенка впервые появляется обязательная общественно значимая деятельность — учеба, способствующая формированию системы деловых отношений. Структура этих отношений во многом задается педагогом извне. В детском саду деловые отношения также существуют, но они еще не представляют собой организованной системы.
И личные, и деловые
отношения зарождаются
В дальнейшем две системы отношений — деловых и личных — развиваются неодинаково. Первая из этих систем постоянно сознательно строится педагогами, воспитателями. Они определяют структуру деловых отношений, намечают, кто какую общественную работу должен выполнять, когда и в какой форме отчитываться. Одним словом, система отношений «ответственной зависимости» между учениками в классе в значительной мере программируется педагогом, управляется им и может довольно быстро измениться по его желанию.
Система личных отношений, возникающая на базе симпатий и привязанностей, не имеет, конечно, никакого официального организационного оформления. Ее структура складывается изнутри, стихийно.
Проявляя свою потребность в общении, ученики начальных классов обнаруживают значительные индивидуальные особенности. Как показывает специальное исследование, здесь можно выделить две группы детей. У одних общение с товарищами в основном ограничивалось школой и, по мнению учителя и родителей, не занимало большого места в их жизни. У других общение с товарищами уже занимало немалое место в жизни.
В 5 классе происходит резкий
перелом, обостряется желание
Общение с близким товарищем, отмечает Т. В. Драгунова, выделяется для подростка в совершенно особый вид деятельности, которая может быть названа деятельностью общения, чьим предметом является товарищ-сверстник как человек. С одной стороны, эта деятельность существует в виде поступков подростков по отношению друг к другу, с другой — реализуется в форме размышлений о поступках товарища и взаимоотношениях с ним.
Как свидетельствуют работы по психологии дружеских отношений, в юношеском возрасте потребность в общении становится более глубокой по содержанию. Расширяется область духовного и интеллектуального общения школьников.
2. Основные системы отношений в школьных классах
В первые дни пребывания в школе дети бывают настолько ошеломлены обилием новых впечатлений, что почти совсем не замечают своих одноклассников. Часто они даже не могут ответить, с кем они сидели за одной партой. Задача учителя состоит прежде всего в том, чтобы познакомить ребят друг с другом, помочь запомнить имена и т. д. Этот процесс длится весь первый месяц, а то и больше.
Характерно, что первоклассники поначалу даже как будто избегают непосредственных контактов с товарищами (если, конечно, среди них нет соседей по дому или воспитанников одного детского сада). Этот контакт осуществляется через педагога. Если, например, кто-нибудь забыл принести в класс ручку, а на уроке
нужно писать, то он не обращается к товарищам с просьбой дать ему лишнюю ручку. Ученик обычно сидит и молчит, иногда плачет, надеясь, что учительница заметит его бедственное положение. Учительница, узнав, в чем дело, обращается к классу, спрашивая, нет ли у кого-нибудь лишней ручки. Школьник, у которого есть свободная ручка, не предлагает ее товарищу сам. Он отдает ручку учительнице, которая и передает ее ученику.
Этот пример, о котором рассказывал профессор Н. Ф. Добрынин, свидетельствует о том, что первое время каждый ученик в классе как бы «сам по себе». Позицию ученика, которую он, может быть, и не осознает, можно выразить так: «Я и моя учительница».
Постепенно педагог приучает детей помогать товарищам, учит их вступать в непосредственные контакты. В следующий раз она уже не берет нужный школьнику предмет, а предлагает ребятам самим поделиться друг с другом.
В начальных классах дети овладевают и такими сложными формами отношений, как совместное выполнение группой одного задания. В этом случае школьники приобретают опыт распределения обязанностей, учатся действовать с учетом того, что и как делают их товарищи. Сначала действия членов такой группы согласовывает учитель. Потом, когда ученики сами овладевают навыками совместной организационной работы, из них выделяется наиболее ответственный, который начинает выполнять функции руководителя группы. Постепенно у детей вырабатывается умение руководить и подчиняться, привычка уважать других членов коллектива.
В связи с этим коллективные отношения детей усложняются: возникает группа, выступающая как своеобразное ядро коллектива, — появляется актив. Выделение актива — очень сложный и противоречивый процесс. Учителю надо постоянно помнить, что далеко не всегда активный ученик выполняет общественные поручения из коллективистских побуждений, из желания действительно принести пользу другим детям. Нередко мотивом бурной деятельности отдельных школьников служит стремление показать себя, занять привилегированное положение среди сверстников. Когда таким ученикам приходится подчиняться другим членам коллектива, они обижаются, иногда отказываются от работы, упрямятся, капризничают.
Опасно, если в классе выделяется группа, так сказать, «профессиональных руководителей» других учеников. Вот у этих маленьких «профессионалов» и возникают нередко черты себялюбия, тщеславия, презрения к рядовым членам коллектива.
Дети, выдвинутые на различные должности в классе — старосты, санитара и т.д., первоначально рассматривают это как некую меру поощрения за старательность и хорошую учебу и порой даже не связывают свое общественное поручение с необходимостью что-то делать для коллектива. Однако скоро наступает разочарование.
При отсутствии соответствующей воспитательной работы ответственность перед коллективом не возрастает и у более старших детей. Чтобы
повысить чувство
Часто классы, на первый взгляд деятельные и жизнеспособные, становятся совершенно беспомощными, очутившись без руководства учителя. Оставшись наедине друг с другом, дети настолько меняются, а, казалось бы, уже сформировавшиеся коллективные отношения оказываются настолько слабыми, что класс становится трудно узнать. Педагоги учитывают эту опасность и специально вырабатывают у учеников умение самостоятельно действовать, самостоятельно решать неожиданные вопросы. Достигается это и всей системой воспитательной работы, и специальными тренировочными заданиями.
3. Положение ученика в системе личных взаимоотношений
Положение человека характеризуется прежде всего теми общественными функциями, которые он выполняет. При этом каждый из нас играет не одну, а несколько ролей, в зависимости от принятой системы отношений. Не всегда легко определить эту роль с достаточной точностью. Если в специально организованных системах отношений это сравнительно просто, то в стихийно возникших системах социальное положение индивида плохо поддается определению.
В школьном классе действуют две важнейшие системы отношений: деловые и личные. Школьник играет здесь множество ролей: он отличник или троечник, футболист, член редколлегии, филателист и т. д. Все эти роли открыты для непосредственного наблюдения, вследствие чего положение ученика может быть охарактеризовано по объективным критериям: успеваемость — по оценкам, спортивные успехи — по разрядам, положение филателиста — по качеству коллекции.
Совершенно иначе оценивается положение человека в системе личных отношений. И хотя оно всегда так или иначе проявляется при оценке личностных качеств школьника («душа общества», «любимец класса» и т.д.), точностью и стабильностью оно не отличается.
Являясь частью социальной группы, каждый человек занимает определенное место в групповой иерархии. Это место называется социальный статус. Даже если социум имеет неформальный характер и, казалось бы, не имеет четкой структуры и иерархии, то все равно члены этого социума имеют разный «вес», авторитет, привлекательность, уровень власти и т. д. Различие статусов играет важную роль в организации межличностных отношений и в существовании группы.
Что такое социальный статус
Это понятие в социальной психологии близко к таким категориям, как авторитет, престиж, роль, но оно не совпадает с ними по значению и имеет существенные отличия. Социальный статус – это то положение, которое занимает человек в обществе. Оно, с одной стороны, определяется его личными качествами, с другой – теми функциями, которые индивид выполняет в группе.
Социальный статус как отражение индивидуально-личностных особенностей человека
Главный фактор, определяющий положение человека в групповой иерархии – это его привлекательность для других. Она связанна не с внешними, поверхностными особенностями, а с теми качествами, которые определяют уровень полезности индивида для группы. Так, добрый и отзывчивый человек может иметь низкий социальный статус, потому что он слишком робкий и безынициативный или ленивый и любит перекладывать ответственность на других. И напротив, уверенность индивида в своих силах, активность, заинтересованность в делах группы повышает его статус.
В разных социумах статус может зависеть от разных качеств личности. Например, в профессиональных коллективах первостепенное значение имеют специальные знания и навыки. В неформальных сообществах подростков – уверенность в себе, смелость и верность группе; в семье – умение заботиться о других, готовность поддержать и т. д.
Статус и социальные роли
Важную роль в формировании социального статуса играет ролевое поведение индивида. Роль – это функция человека в группе, которая включает в себя набор стереотипов ролевого поведения, обязанности и права человека. Роль – это не статус, хоть она может влиять на него. И разные роли могут занимать различное место в групповой иерархии. Но одновременно люди, играющие одни и те же роли в группе, имеют неодинаковые статусы. Например, ученики в классе, дети в многодетной семье, сотрудники офиса — роль одна, а статусы разные.
Однако на формирование социального статуса влияет то, как человек выполняет свои функции, то есть играет приписываемую ему роль в группе. Поэтому нередко случается, что в неформальной групповой иерархии начальник имеет более низкий статус, чем кто-то из его подчиненных.
Социальный статус и авторитет
Под авторитетом в психологии понимают уровень влияния человека на других членов группы. Авторитет может быть формальный и зависеть от должности индивида. Например, начальник всегда обладает формальным авторитетом и имеет рычаги власти и управления, тоже носящие формальный характер. Он может предоставить премию или лишить ее, назначить отпуск в удобное или неудобное для подчиненного время, понизить или повысить в должности и т. д.
Неформальный авторитет связан со статусом, с той позицией, которую индивид занимает в групповой иерархии. Высокостатусные личности нередко обладают большим авторитетом и реальной властью, чем официально назначенные чиновники. Потому что их право власти и управления основано на уважении и поддержке других членов группы.
Виды социальных статусов
Один и тот же человек может обладать различными статусами не только потому, что является членом разных групп, но и потому, что существует несколько видов статусов, определяемых на основе разных факторов.
Различные виды позиций в групповой иерархии
Существует много разных подходов к классификации социальных статусов. Часто это связано, например, с целями конкретного социально-психологического исследования или с какой-то специфической группой. Указанные здесь виды позиций в иерархической структуре группы не являются единственными, но они общепризнанные.
- Заданный статус связан с не зависящими от человека, но присущими ему характеристиками: полом, возрастом, национальностью и т. д. Как правило, характеристики, формирующие этот вид статуса, имеют принципиальное значение в существовании группы, в совместной деятельности или связаны с традициями.
- Личный статус определяется индивидуальными особенностями человека: чертами характера, эмоциональной и волевой сферы, умениями, знаниями и навыками, мотивами и потребностями. Этот вид статуса имеет большее значение в малой группе и во многом определяет место человека в системе межличностных отношений.
- Приписываемый статус – это заданное извне положение человека, практически не зависящее от его сознательных усилий. К этому виду относятся, например, статусы подростка, тещи, свекрови, зятя, пенсионера и т. д. Предписываемый статус очень близок к соответствующей социальной роли и с течением времени может меняться.
- Достигаемый статус – это позиция в групповой иерархии, которую человек достиг благодаря своим усилиям или удачливости.
Есть и еще один вид социальных статусов, о котором следует поговорить особо.
Социометрические статусы
Одной из наиболее популярных методик в социальной психологии является социометрия. Эта методика, автор которой американский психолог Я. Морено, позволяет выстроить иерархическую структуру группы и определить статусы ее членов.
Особенность социометрического статуса в том, что он основан на уровне привлекательности индивида для всех остальных членов группы. Анализируя взаимные предпочтения или выборы, можно выделить несколько позиций в групповой иерархии:
- Социометрические звезды – члены группы, получившие максимальное количество выборов. Звезды хоть и обладают немалым авторитетом в социуме, чаще всего не являются лидерами – хороший лидер не может быть приятен всем, так как он часто применяет социальные санкции. Те, кто занимает верхние позиции в рейтинге привлекательности в своей группе, могут и не обладать качествами лидера – организаторскими способностями, достаточной твердостью, волей и т. д.
- Предпочитаемые или высокостатусные – это те люди, которые получили большое количество выборов, но меньшее, чем звезды. Они достаточно популярны в группе, их положение устойчивое, на их поддержку обычно рассчитывает лидер.
- Низкостатусные – члены группы, получившие 1-2 выбора. В целом они могут быть довольны своим положением, так как или имеют хотя бы одного, но преданного друга, или потому что входят в замкнутую микрогруппу. Но в групповой жизни они не пользуются авторитетом и часто почти в ней не участвуют.
- Изолированные – субъекты, которых не выбрал никто. Причем они не получили не только положительных, но и отрицательных выборов. Они как бы вообще не существуют, их не замечают в группе. И эта позиция самая тяжелая с точки зрения эмоциональной оценки. Быть изолированным хуже, чем быть отверженным или пренебрегаемым.
- Пренебрегаемые – люди, которых отвергает большинство членов группы, или они получили много отрицательных выборов. Чаще всего причиной их позиции являются личные качества и собственный негативизм. Нередко пренебрегаемые сами провоцируют негативную реакцию группы, чтобы не быть изолированными.
Выяснение социометрических статусов полезно для понимания отношений в группе, но оно не раскрывает полностью позицию каждого человека в системе групповой деятельности. И все же социометрические статусы связаны с личными качествами, устойчивы и оказывают сильное влияние на развитие личности и ее поведение в социуме. Этим и объясняется популярность методики Я. Морено.
Поддержание статуса | Обучение в Штатах
Во время обучения в Соединенных Штатах важно сохранять статус студента F или M. Ваш статус связан с целью или причиной, по которой вы хотите приехать в Соединенные Штаты. Государственный департамент США выдает вам визу в соответствии с вашей целью.
Если Государственный департамент выдает вам студенческую визу F или M, это означает, что вы собираетесь учиться в Соединенные Штаты. Вы не должны предпринимать какие-либо действия, которые отвлекают от этой цели.Поддержание вашего статуса означает:
учащихся F-1 и M-1 преследуют одну и ту же основную цель приезда в Соединенные Штаты, однако студенты F-1 записываются на более традиционные академические программы, а студенты M-1 — на профессиональные программы. Поскольку эти два типа программ различаются по своему характеру, типы льгот, на которые может претендовать иностранный студент, и продолжительность их пребывания в стране зависят от того, являются ли они студентами F-1 или M-1. Узнайте больше об этих конкретных различиях, изучив статус студента F & M: узнайте разницу.
Ниже приведены действия, которые необходимо предпринять для правильного поддержания вашего статуса.
Прибытие
При прибытии в Соединенные Штаты студенты F и M должны:
Въезжайте в Соединенные Штаты не позднее, чем за 30 дней до начала вашей программы обучения.
Немедленно свяжитесь с вашим уполномоченным школьным представителем (DSO) при въезде в США.
Когда вы приедете в школу, вам нужно снова связаться с вашим DSO, не позднее даты начала программы, указанной в вашей форме I-20, «Свидетельство о праве на получение статуса неиммиграционного студента».»
Образование
Во время обучения в Соединенных Штатах студенты F и M должны:
- Посещай и проходи все свои занятия. Если школа слишком сложная, немедленно поговорите с вашим DSO.
- Если вы считаете, что не сможете завершить свою программу к дате окончания, указанной в вашей форме I-20, поговорите с DSO о запросе возможного продления программы.
- Вы должны пройти полный курс обучения каждый семестр; если вы не можете учиться полный рабочий день, немедленно свяжитесь с вашим DSO.
- Не бросайте занятия, не поговорив с DSO.
ежегодных каникул для студентов F-1
учащихся F-1 должны пройти как минимум один полный учебный год в школе, сертифицированной SEVP, чтобы иметь право на ежегодный отпуск. Кроме того, студенты должны собираться записаться на занятия в академический семестр после их ежегодного отпуска.
SEVP-сертифицированные школы должны иметь четкие и последовательные правила в отношении ежегодных каникул и соответствовать требованиям, изложенным в Руководстве по политике SEVP для судей 1408-01: учебный год.
Пожалуйста, обратите внимание, что во время ежегодных каникул студенты могут посещать столько курсов, сколько им нужно, или вообще никаких курсов. SEVP рассматривает все исследования во время ежегодных каникул в статусе.
Работа и практические занятия для студентов F-1
Студент F может работать только с разрешения DSO в некоторых случаях и Службы гражданства и иммиграции США (USCIS) в других. Если вы решите работать без разрешения, вы будете вынуждены немедленно покинуть Соединенные Штаты и не сможете вернуться в Соединенные Штаты позднее.
студентов F имеют право на учебную практическую подготовку (CPT) на уровне бакалавриата или магистратуры во время программы обучения. Занятость CPT должна быть неотъемлемой частью установленной учебной программы, и должность должна иметь прямое отношение к вашей основной области обучения. Ваш DSO может предоставить вам школьную политику в отношении этого варианта.
УчащиесяF также имеют право на дополнительное практическое обучение во время или после программы обучения. ОПТ — это форма временной занятости, которая напрямую связана с вашей программой обучения.
Для получения дополнительной информации о возможностях трудоустройства и обучения, доступных для студентов F, посетите страницу Работа в США и поговорите с вашим DSO.
Практические занятия для студентов М-1
студентов М-1 не имеют права на трудоустройство во время обучения, но они могут получить разрешение на практическое обучение. Вы можете участвовать в практических занятиях после завершения вашей профессиональной программы.
Если вы хотите принять участие в практических занятиях в Соединенных Штатах, поговорите с вашим DSO о своих возможностях.Практические занятия по трудоустройству требуют рекомендации и разрешения вашего DSO от USCIS.
Если вы решите работать без разрешения, вы будете вынуждены немедленно покинуть Соединенные Штаты. Возможно, вы не сможете повторно въехать в Соединенные Штаты позднее.
после завершения программы
УчащиесяF и M должны принять меры для сохранения правового статуса или покинуть Соединенные Штаты после завершения вашей программы обучения.
После того, как вы завершили свою программу обучения и любой авторизованный период практического обучения, у F-студентов есть 60 дней после завершения вашей программы (дата окончания программы в вашей форме I-20), чтобы покинуть Соединенные Штаты.Если вы хотите продлить свое пребывание в США, поговорите со своим DSO, чтобы узнать больше о выполнении одного из следующих действий:
Устудентов M есть 30 дней после завершения их программы (дата окончания программы в вашей форме I-20), чтобы покинуть Соединенные Штаты. Самая поздняя дата, на которую вы можете оставаться в Соединенных Штатах, — это дата «приема до» в вашей форме I-94, «Запись о прибытии / отъезде», если вы не подали заявку на продление в USCIS.
Поговорите со своим DSO First
Если вы студент F или M, обучающийся в Соединенных Штатах, ваш DSO должен быть первым, с кем вы будете разговаривать, если у вас есть какие-либо вопросы относительно юридических требований вашего пребывания в Соединенных Штатах.Ваш DSO может помочь ответить на ваши вопросы или помочь вам найти кого-то, кто может помочь.
Учащиеся F-1 должны поговорить со своим DSO, если вы планируете выполнить одно из следующих действий:
- Измените свою специализацию, программу или уровень.
- Измените свой уровень образования.
- Переезд в новую школу или отпуск.
- Отдохни от школы.
- Путешествие за пределы США.
- Переезд на новый адрес.
- Запросить расширение программы.
студенты M-1 должны поговорить со своим DSO, если они планируют выполнить одно из следующих действий:
Отдохни от школы.
Путешествие за пределы США.
Перейти на новый адрес.
Запросить расширение программы.
Студенты F и M могут связаться с SEVP по электронной почте по адресу [email protected], если ваш DSO не может вам помочь или вы бы хотели попросить кого-то другого.
В своем письме, пожалуйста, опишите вашу ситуацию и включите любые вопросы, которые у вас есть. SEVP предоставляет ответы в порядке очереди. Время ответа может варьироваться в зависимости от текущего количества запросов.
,Изменить статус студента | Обучение в Штатах
В то время как школьные чиновники могут изменять статус некоторых записей (PDSO изменяется с Отмененного на Начальный в течение 15 дней), Программа для студентов и студентов по обмену (SEVP) должна одобрить большинство изменений статуса. Назначенное должностное лицо школы (DSO) может подать запрос на исправление для изменения статуса записи Информационной системы для учащихся и обменных пунктов (SEVIS). В таблице ниже показаны типы изменений статуса, которые можно запросить с помощью запроса на исправление в SEVIS.
Примечание: Статус студента можно посмотреть в верхнем правом углу его записи.
Текущий статус | Запрос изменения на |
---|---|
| Отменено Примечание: Запрос на исправление из состояния Прекращено в Отменен можно использовать только в том случае, если:
В противном случае запись должна быть изменена с помощью datafix. |
| Начальная Примечание: SEVIS отображает ссылку коррекции записи PDSO для изменения записи с:
|
| Актив |
| Завершено |
Прекращено |
студенческих форм | Обучение в Штатах
Когда вы будете приняты в школу, сертифицированную по программе для учащихся и обменных программ, назначенный сотрудник школы выдаст вам одну из двух форм:
- Форма I-20, «Свидетельство о праве на получение статуса студента, не являющегося иммигрантом (F-1) — для студентов, изучающих академический и языковой уровень».
- Форма I-20, «Свидетельство о праве на получение статуса неиммиграционного (M-1) студента — для студентов профессионального обучения.»
За исключением названия формы, информация в обеих формах одинакова. Студент и его иждивенцы должны иметь форму I-20, чтобы подать заявление на получение студенческой визы, въехать в Соединенные Штаты и подать заявление на получение пособий. Для получения дополнительной информации об этой форме, пожалуйста, посетите Студенты и страницу ресурса формы I-20. Если вы являетесь официальным школьным должностным лицом, у которого есть вопросы о выдаче формы I-20, посетите DSO и страницу ресурса формы I-20.
Вы используете эту форму для оплаты комиссии I-901 SEVIS.Вы должны оплатить этот сбор, прежде чем подавать заявление на визу в посольстве или консульстве США. Чтобы оплатить эту плату, посетите FMJfee.com. После того, как вы оплатите сбор I-901 SEVIS, вы должны распечатать квитанцию в качестве подтверждения оплаты и взять ее с собой на прием к визе и при поездке в Соединенные Штаты.
Для получения дополнительной информации об этой форме, пожалуйста, посетите страницу оплаты Оплата I-901 SEVIS Fee.
Форма I-94, «Отчет о прибытии / отправлении», является документом Министерства внутренней безопасности (DHS), выданным иностранцам-неиммигрантам во время законного въезда в Соединенные Штаты в воздушном или морском порту въезда.Форма I-94 является свидетельством срока въезда неиммигранта и используется для документирования правового статуса в Соединенных Штатах, включая продолжительность пребывания и отъезда.
27 марта 2013 г. Служба таможенного и пограничного контроля США (CBP) опубликовала временное окончательное правило «Определение формы I-94» для включения электронного формата в Федеральный реестр для автоматизации формы I-94 . С новой автоматизированной формой I-94, сотрудник CBP создаст электронную автоматизированную форму прибытия I-94 во время процесса приема для неиммигрантов, въезжающих в Соединенные Штаты в воздушном или морском порту, с информацией, уже имеющейся в различных базах данных правоохранительных органов. ,
Новый процесс автоматизации формы I-94 вступит в силу 30 апреля 2013 года и упростит процесс приема лиц, законно посещающих Соединенные Штаты через воздушный и морской порт.
Для получения дополнительной информации об автоматизации формы I-94, пожалуйста, просмотрите ресурсы ниже:
Если вы прибываете в порт въезда в США без необходимых документов, сотрудник таможенной и пограничной службы может выдать вам эту форму.Это позволяет вам временных вход в Соединенные Штаты в течение 30 дней. В течение этого времени вы должны отправить необходимые документы в группу обработки формы I-515A Программы для студентов и обменников (SEVP) или покинуть Соединенные Штаты. Чтобы узнать больше, посетите форму I-515A Обзор
Это очень важно: если вы не отправите необходимые документы в отдел обработки SEVP Form I-515A в течение 30 дней, ваш неиммиграционный статус будет аннулирован, и вы должны немедленно покинуть Соединенные Штаты.
Используйте эту форму, если вы хотите запросить изменение статуса другой неиммиграционной визы (с F-2 на F-1, с F-1 на H-1B и т. Д.), Или для запроса восстановления, если вы вышли из статуса студента. Студенты M также должны использовать эту форму, чтобы продлить статус неиммигранта или перейти в другую школу, сертифицированную по программе Student and Exchange Visitor.
Вы можете заполнить эту форму на странице I-539, Заявление о продлении / изменении статуса неиммигранта U.S. Сайт службы гражданства и иммиграции.
Для получения дополнительной информации о приложениях для расширения или изменения неиммиграционного статуса, пожалуйста, посетите страницу ресурса Изменение статуса. Чтобы получить доступ к ссылке на онлайн-форму и возможность подачи заявки онлайн, посетите страницу формы I-539 Online.
Отправьте эту форму в Службу гражданства и иммиграции США (USCIS), чтобы подать заявление на получение разрешения на трудоустройство, такого как дополнительное практическое обучение или трудоустройство вне кампуса.Вы можете заполнить эту форму на странице I-765, Заявление на получение разрешения на трудоустройство на веб-сайте USCIS.
Для получения дополнительной информации о случаях, когда вам может потребоваться подать заявление на получение разрешения на работу, посетите страницу ресурсов «Возможности обучения в США».
Форма I-766, «Документ о разрешении на работу»
Когда Службы гражданства и иммиграции США одобрят вашу форму I-765, вы получите по почте форму I-766 «Документ о разрешении на работу» (EAD).Это ваше доказательство того, что у вас есть разрешение на работу в Соединенных Штатах. Вы должны носить эту карту с собой, когда путешествуете. Вы не можете начать работать до даты, указанной на вашем EAD; в нем также указана дата окончания срока действия вашего разрешения на работу.
Для получения дополнительной информации о случаях, когда вам может понадобиться подать заявку на EAD, посетите страницу ресурсов Работа в США.
Эта форма является уведомлением об утверждении заявки или получении заявки.Вы можете получить эту форму в статусе F или M в любой из следующих ситуаций:
Если Службы гражданства и иммиграции США одобряют ваш запрос формы I-539 об изменении вашего неиммиграционного статуса (например, с F-1 с другого статуса или с F-1 на статус H-1B).
Чтобы уведомить вас об одобрении вашей заявки на восстановление статуса студента или продление статуса
Когда вы отправили платеж за I-901 SEVIS Fee, чтобы уведомить вас о том, что Программа для студентов и посетителей Exchange получила его и что транзакция завершена
В качестве квитанции на заполненную форму I-290B «Уведомление об апелляции или ходатайстве» или разрешение на работу
Вот что нужно сделать, если вы потеряли статус F-1, но хотите вернуться к учебе.
Многие студенты приезжают в Соединенные Штаты для прохождения курса обучения, обычно в колледже или университете. Однако, согласно условиям студенческой визы F-1, студент, который не выполняет условия визы, больше не имеет действительного статуса и может быть выслан из Соединенных Штатов.
Распространенные случаи, когда учащиеся нарушают условия визы F-1, включают отказ от прохождения полного курса обучения, забыв продлить свой паспорт и сохранить его при себе, или не уведомить соответствующего должностного лица школы о вашем прибытии и любых изменениях адрес.
Если вы вышли из статуса F-1, но хотите вернуться к учебе, вам сначала нужно подать заявление на так называемое восстановление. Не ждите, это срок до пяти месяцев после того, как вы потеряли статус (если только исключительные обстоятельства не помешали вам подать заявление на восстановление раньше).
Исключение работает без авторизации. Если вы потеряете статус F-1 на этом основании, вы не сможете подать заявление на восстановление.
Если у вас нет статуса, но вы хотите остаться навсегда, у вас могут быть другие варианты.
Имеете ли вы право на восстановление
Ваши шансы на восстановление в качестве студента F-1 самые высокие, если у вас нет истории неоднократного или преднамеренного нарушения правил USCIS. Вы должны продолжать или планируете продолжить полный курс обучения в своей школе.Вы также не должны заниматься несанкционированной работой или быть депортируемыми в соответствии с законами США об иммиграции.
Самое главное, вам нужно будет установить, что это нарушение было либо:
- вне вашего контроля, возможно, из-за серьезной травмы или болезни, закрытия школы, стихийного бедствия, или ошибки или пренебрежения со стороны международного студенческого консультанта (ISO) вашей школы, часто называемого назначенным офицером (DSO), или
- был связан со снижением нагрузки на ваш курс, что в первую очередь было бы в соответствии с полномочиями ISO по санкционированию, а отказ в утверждении вашего восстановления может привести к серьезным затруднениям для вас.
Как указано ниже, вы должны будете доказать основания, на которых просите о восстановлении, например, письмами от врачей или школьных чиновников.
Процесс подачи заявления на восстановление
Оцените свое право на восстановление с помощью международного студенческого консультанта вашей школы. Если консультант считает, что у вас есть действительное дело, в USCIS необходимо предоставить следующее:
- USCIS Форма I-539. Эта форма используется для нескольких целей, поэтому она может сбить с толку.Заполняя его, в Части 2, Тип приложения, выберите пункт 1. В Части 3, Вопрос 1, напишите «D / S» (что означает длительность статуса, означая, что вы хотите иметь право оставаться в США до тех пор, пока вы не Вы закончили учебу). Часть 5 спрашивает, получили ли вы общественные льготы, находясь в США, и в этом случае вас могут не допустить. Это новое требование; обратитесь к адвокату, если вам нужно было обратиться за государственной помощью в государственные органы США. Также целесообразно напечатать РЕИНСТАТМЕНТ красными чернилами в верхней части формы.
- Соответствующий сбор (370 долл. США по состоянию на середину 2020 года, но см. Самую последнюю информацию на веб-сайте USCIS). Вы можете оплатить чеком, денежным переводом или, если вы подаете заявление в USCIS Lockbox, кредитной картой, используя форму G-1450, Авторизация для транзакций по кредитной карте.
- Сопроводительное письмо с подробным описанием обстоятельств, приведших к потере вами статуса F-1, и причин, по которым они либо не подвластны вашему контролю, либо произошли из-за вашего ISO, и вы будете испытывать чрезвычайные трудности, если не будете восстановлены в должности.
- Доказательство того, что вы указали причины, по которым вы не можете повлиять на обстоятельства, например, уведомление вашей школы о закрытии после стихийного бедствия или письмо от вашего врача и больницы