Стадии профессионального выгорания педагогов: Посредник : Этапы (стадии) профессионального выгорания

Консультация педагога-психолога. Методическая копилка. Консультации специалистов. Центр диагностики и консультирования

  • Главная
  • Методическая копилка
  • Консультации специалистов
  • Консультация педагога-психолога

Консультация «Эмоциональное выгорание педагогов» (открыть)

Памятка «Психологические особенности подростка» (открыть)

Консультация «Правила адаптации, обучения и общения с детьми с РАС» (открыть)

Буклет «Что значит ласковое слово для ребенка» (открыть)

Консультация «Список музыкальных произведений, которые можно использовать на психокоррекционных занятиях» (открыть)

Консультация «Влияние музыки на развитие ребенка» (открыть)

В последние годы все чаще говорят не только о профессиональном стрессе, но и о синдроме профессионального сгорания, или выгорания, работников.

Что такое синдром профессионального выгорания?

Профессиональное выгорание – это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов человека.

Синдром профессионального выгорания – самая опасная профессиональная болезнь тех, кто работает с людьми: учителей, социальных работников, психологов, – всех, чья деятельность невозможна без общения.

Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки», или «освобождения» от них. Оно ведет к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов человека.

Чрезмерные эмоциональные нагрузки, возникающие в процессе выполнения профессиональных обязанностей, вызывают у многих педагогов развитие заболеваний психосоматического характера: язвенных заболеваний желудочно-кишечного тракта, заболеваний сердечно – сосудистой системы, заболеваний неврогенного характера – нервные истощения, неврозы.

А между тем, требуемые от педагога выносливость, терпимость, выдержка, активность, оптимизм и ряд других профессионально важных качеств во многом обусловлены его здоровьем.

Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки» или «освобождения» от них. Оно ведет к истощению эмоциональных, энергетических и личностных ресурсов человека.

 Факторы напряженности педагога

  • Особая ответственность педагога за выполнение своих профессиональных функций.
  • Загруженность рабочего дня.
  • Высокие эмоциональные и интеллектуальные нагрузки.
  • Чувственность к имеющимся трудностям.
  • Неблагоприятные социальные условия и психологическая обстановка.
  • Требуется творческое отношение к профессиональной деятельности.
  • Владение современными методиками и технологиями обучения.
  • Повышенная напряженность может привести как к пассивным защитным реакциям, так и к агрессивному поведению, эмоциональным срывам, несдержанности, немотивированной грубости, оскорблениям.
  • Свое раздражение и возбужденное состояние педагоги не редко переносят на детей.
  • Переутомленный педагог не настроен на позитивное восприятие любых нововведений.

Стадии профессионального выгорания (Маслач К., 1982 г.)

Я. Первая стадия:

  • приглушение эмоций, сглаживание остроты чувств и свежести переживаний;
  • исчезают положительные эмоции, появляется отстраненность в отношениях с членами семьи;
  • возникает состояние тревожности, неудовлетворенности.

II. Вторая стадия:

  • возникают недоразумения с коллегами;
  • появляется антипатия, а затем и вспышка раздражения по отношению к коллегам.

III. Третья стадия:

  • притупляются представления о ценностях жизни, эмоциональное отношение к миру, человек становится равнодушным ко всему;
  • безразличие ко всему.

Фазы и симптомы стресса

  1. Нервное напряжение, которое могут создавать отрицательная психоэмоциональная атмосфера, ощущение повышенной ответственности, «трудные дети». Переживание, неудовлетворенность собой, ощущение загнанности в «клетку», тревога и депрессия.
  1. Сопротивление, во время которого, человек пытается более или менее успешно оградить себя от неприятных впечатлений. Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование, выборочное выполнение профессиональных функций.
  1. Истощение, характеризующееся оскудением психических ресурсов, снижением эмоционального тонуса, который наступает вследствие того, что проявленное сопротивление оказалось неэффективным. Эмоциональный дефицит, эмоциональная и личностная отстраненность, психосоматические нарушения.

Способы повышения самооценки

  • Выделяйте достаточное время для сна, отдыха, размышлений.
  • Не нужно сравнивать себя с другими! Все мы разные и каждый уникален. И у каждого человека есть свои сильные и слабые стороны. Запомните: у вас есть свои достоинства!
  • Используйте краткие фразы (аффирмации) такие, как «я уверена в себе», «я успешна», «у меня все получится» и т.
    д.
  • Перестаньте выражать недовольство. Вечное недовольство любого человека превратит в унылого брюзгу. Больше оптимизма!
  • Не жалейте себя и других. Жалость является скрытой формой унижения. Как уважать, как считать полноценным того, кто вызывает сочувствие?
  • Перестаньте оправдываться перед окружающими. Чем больше вы оправдываетесь, тем больше чувствуете неуверенность в себе. Вы никому ничего не должны, так зачем же оправдываться?
  • Планируйте дела. Ставьте реальные цели, делайте реальные шаги к их достижению и тогда вы получите ощутимый результат и удовлетворение от сделанного.
  • Действуйте решительно! Если вы решили сделать что-то, начинайте как можно быстрее, не думайте о трудностях. Чем дольше вы собираетесь начать, тем сложнее кажется дело.
  • Не бойтесь просить о помощи. Это не является признаком слабости, наоборот! Слабый постесняется и проиграет там, где сильный попросит о поддержке.
  • Следите за своей внешностью. Уверенные в себе люди всегда держат спину прямо, ведут себя свободно.
  • Занимайтесь делом, которое вам нравится и которое у вас получается. Это может быть даже хобби.

Консультацию подготовила: Фараонова Н.М., педагог-психолог высшей квалификационной категории

Литература

  1. Бабич О.И. Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов. – Волгоград, 2009.
  2. Водопьянова Н.Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. – Питер, 2005.
  3. Макарова Г.А. Синдром эмоционального выгорания, 2002 г.
  4. Рычкова В.В. Формирование эмоциональной устойчивости педагога. – Чита, 2005.

Проблема профессионального «выгорания» учителя и пути ее решения

Классы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11

Ключевые слова: стресс, стрессоустойчивость педагога, профессиональное выгорание

Освоение нового содержания учебных предметов, новых форм и методов преподавания, поиски эффективных путей воспитания, необходимость учитывать быстрые изменения, происходящие в обществе и информационном поле преподаваемого предмета — все это под силу психологически здоровому, профессионально компетентному, творчески работающему учителю.

Ритм жизни учителя, условия его работы, накладывают свой отпечаток на его здоровье. Можно сказать, что от здоровья учителя во многом зависит не только его профессиональный успех, но и успешное обучение его учащихся.

В настоящее время отмечается значительное распространение профессионального стресса. Как пишет Н.А.Моторина, профессиональный стресс — это многообразный феномен, выражающийся в психических и физических реакциях на напряженные ситуации в трудовой деятельности человека1. К профессиональным стрессам относится и «выгорание». Под «выгоранием» принято понимать состояние физического, эмоционального и умственного истощения, проявляющееся в профессиях социальной сферы, где идут длительные эмоциональные перегрузки. В данной работе рассматриваются особенности синдрома профессионального выгорания учителя и способы его профилактики.

___________________

1 Моторина Н. А. Психотерапия профессионального стресса — URL: https://urok. 1sept.ru/articles/686520 (дата обращения 12.04.21).

На сегодняшний день проблема профессионального выгорания учителя образовательного учреждения не теряет своей актуальности. Требования со стороны общества, администрации школы, родительской общественности, учащихся, к личности педагога, его знаниям, педагогическим умениям, профессиональной компетенции, всегда были высоки. Несомненно, что профессиональный труд педагога — это высокая эмоциональная загруженность. В связи с этим некоторые учителя, в ходе своей профессиональной деятельности, могут испытывать «педагогический кризис», «истощение», «выгорание». По мнению большинства исследователей, учителя — это та категория профессионалов, которая наиболее подвержена выгоранию вследствие специфики свой деятельности. Среди авторов, которые изучают особенности трудовой деятельности педагогов и рассматривают факторы, приводящие к возникновению синдрома эмоционального выгорания учителя, можно отметить — Т.В.Форманюк

2, Н. Е.Водопьянову3, В.В.Бойко4. Н.Е.Водопьянова отмечает, что выгорание является следствием профессиональных стрессов и возникает в тех случаях, когда адаптационные возможности человека по преодолению стрессовой ситуации превышены5. В.В.Бойко рассматривает феномен эмоционального выгорания как механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия6.

___________________

2 Форманюк, Т. В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя / Т. В. Форманюк // Вопросы психологии. — 1994. — № 6. — С. 57 — 64.

3 Старченкова Е. Водопьянова Н. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. / Е. Старченкова, Н. Водопьянова. — Санкт-Петербург, 2008. — С 258.
4 Бойко, В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других / В. В. Бойко.- Москва, 1996. — 256 с.
5 Старченкова Е. Водопьянова Н. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. / Е.Старченкова, Н.Водопьянова. — Санкт-Петербург, 2008. — С 112-120.
6 Бойко, В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других / В.В.Бойко.- Москва, 1996. — 256 с.

Известно, что по степени напряженности нагрузка педагогического состава в среднем больше, чем у других профессионалов, непосредственно работающих с людьми. Среди профессиональных стрессовых ситуаций учителя можно выделить следующие: недисциплинированность учащихся, непредвиденные конфликты в коллективе, чрезмерное давление со стороны администрации, перегруженность различными поручениями, которые не входят в профессиональные обязанности учителя, непонимание со стороны родителей учащихся, дефицит времени для семьи, некомфортные условия работы: отсутствие своего кабинета или должного технического оснащения. Кроме того, причинами стресса могут послужить личностные особенности учителя: излишняя эмоциональность в сочетании с зависимостью от мнения окружающих, перфекционизм («синдром отличника»).

Все названные факторы могут привести к длительному и разрушительному стрессу, основанному на повышенном внутреннем эмоциональном напряжении. Педагогу приходится сдерживать в себе раздражение, гнев, тревогу, что пагубным образом сказывается на его здоровье7.

___________________

7 Бутова Л.А., Бычкова Е.С., Лыткина А.В. Исследование психоэмоциональных и поведенческих компонентов эмоционального выгорания у педагогов с различным стажем работы. // Известия ВГПУ. 2018. С. 15-21.

Психологи выделяют ряд симптомов, которые могут указывать на профессиональное выгорание. На психосоматическом уровне отмечаются такие симптомы, как: усталость, утомление, истощение, бессонница, пищевые нарушения. Симптомы проявления личностных особенностей выгорающего учителя: негативное отношение к детям, родителям, злоупотребление табаком, кофе, пристрастие к алкоголю, скудность репертуара рабочих действий, агрессивные чувства по отношению к учащимся (раздражительность и гнев), подавленное настроение и связанные с ним эмоции (цинизм, пессимизм, апатия, чувство бессмысленности), переживание зависимости от людей и обстоятельств.

Как пишет В.В.Бойко8, синдром эмоционального выгорания развивается поэтапно. Для каждого этапа характерны признаки, вызываемые определенными факторами. В. В. Бойко выделяет фазу напряжения, для которой характерно нервное, тревожное напряжение — предвестник и запускающий механизм эмоционального выгорания, которое включает несколько симптомов — «переживания психотравмирующих обстоятельств», «неудовлетворенности собой», «загнанности в клетку», «тревоги и депрессии»9. На смену приходит фаза резистенции, в рамках которой, эмоциональное выгорание развивается как сопротивление психологических защит внутренних ресурсов человека на фоне следующих симптомов — «неадекватного избирательного эмоционального реагирования», «расширения сферы экономии эмоций», «редукции профессиональных обязанностей»10. Наконец, фаза истощения характеризуется выраженным снижением общего энергетического тонуса и ослаблением деятельности нервной системы. Эмоциональная защита в форме «выгорания» становится неотъемлемым атрибутом личности.

___________________

8 Бойко, В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других / В.В.Бойко.- Москва, 1996. — 256 с.
9 Бойко, В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других / В.В.Бойко.- Москва, 1996. — 256 с
10 Там же.

Н.Г.Осухова11 выделяет четыре стадии выгорания. На начальной стадии, прежде всего, исчезает радость от работы. Появляется некоторая отстраненность в отношениях с людьми, даже самыми близкими. Учитель чувствует внутри смутное раздражение. На второй стадии возникает отчуждение от людей, что проявляется в стремлении убежать от контактов с другими людьми. На этой стадии педагоги «срываются» на коллег и учащихся. Третью стадию Н.Г.Осухова называет «истощение»12. Это глубокое выгорание, затрагивающее личность в целом. Сопровождается головной болью или даже тошнотой, а после работы наступают апатия, сонливость или наоборот, — бессонница. Также наблюдается снижение иммунитета — частые недомогания и простуды. Завершающая стадия «разочарование и отчаяние» — ощущение пустоты, беспомощности и бессмысленности не только работы, но и жизни. Человек становится опасно равнодушным ко всем и всему, даже к собственной жизни. Безразлично всё: другие люди, любимая раньше работа и он сам13.

___________________

11 Осухова Н.Г. Профессиональное выгорание, или как сохранить здоровье и не «сгореть» на работе. / Н.Г.Осуханова. — Москва: Пед. ун-т «Первое сентября», 2011.-56 с.
12 Осухова Н.Г. Профессиональное выгорание, или как сохранить здоровье и не «сгореть» на работе. / Н.Г.Осухова. — Москва: Пед. ун-т «Первое сентября», 2011.-56 с.
13 Осухова Н.Г. Профессиональное выгорание, или как сохранить здоровье и не «сгореть» на работе. / Н.Г.Осухова. — Москва: Пед. ун-т «Первое сентября», 2011.-56 с.

Необходимо заметить, что синдром выгорания может развиваться как у учителей с большим стажем работы, так и у молодых педагогов, только начинающих свою профессиональную деятельность. Высокий уровень выгорания учителей с большим стажем обусловлен длительным воздействием профессиональных стрессов, а у молодых учителей — вхождением в новую профессиональную сферу.

Итак, какие же внутренние ресурсы позволяют учителю в современной школе иметь устойчивость к выгоранию. По мнению Н.Г.Осуховой, устойчивы к выгоранию оптимисты, для которых характерно принятие жизни во всех ее проявлениях, любовь к своей работе, умение постоянно вносить в нее элементы новизны, принятие себя и других, обладание адекватной самооценкой. Устойчивы к выгоранию учителя, у которых присутствует уверенность в себе и в своем профессионализме14.

___________________

14 Осухова Н.Г. Профессиональное выгорание, или как сохранить здоровье и не «сгореть» на работе. / Н.Г.Осухова. — Москва: Пед. ун-т «Первое сентября», 2011.-56 с.

В рамках профилактики профессионального выгорания учителя целесообразно говорить не только о психологической помощи со стороны психолога, а о самопомощи и самоподдержке. Психологическая поддержка педагогов в ситуации синдрома эмоционального выгорания, несомненно, важна и должна стать приоритетной в работе школьного психолога15. М.А.Дьячкова и Е.А.Шулепова считают, что эффективным средством профилактики являются тренинги, упражнения на развитие позитивного самовосприятия, «минутки настроения».16 Однако помимо диагностической, коррекционной и просветительской работы психолога с педагогами, эффективными средствами помощи «выгорающему» специалисту являются методы и приемы, способствующие формированию и развитию способности учителя к саморегуляции и самоподдержке. Другими словами, учитель должен иметь возможность помочь себе самостоятельно в стрессовой ситуации. Освоение учителями средств самоподдержки можно назвать основным направлением профилактики профессионального выгорания. Как пишет Е.Водопьянова, профилактические меры могут включать обучение социальным (коммуникативным) умениям, навыкам самоуправления и самообладания17. Говоря о самопомощи, можно отметить несколько приемов «скорой помощи» в напряженных ситуациях, при вспышках раздражения, например, активизация чувства юмора, глубокое дыхание, снятие мышечного напряжения — потягивание, напряжение-расслабление мышц, концентрация внимания на чем-либо — рассматривание цветов, деталей кабинета, вслушивание в звуки за окном, рассматривание карты, самоприказ — мысленное обращение к себе успокоиться, подавление негативных мыслей. Л.А.Иванова отмечает, что универсального рецепта от «сгорания» нет, — протекание процесса, способы выхода из него зависят от структуры и психологических особенностей личности18.

___________________

15 Бутова Л.А., Бычкова Е.С., Лыткина А.В. Исследование психоэмоциональных и поведенческих компонентов эмоционального выгорания у педагогов с различным стажем работы. // Известия ВГПУ. 2018. С. 15-21.
16 Дьячкова М.А., Шулепова Е.А. Профессиональное выгорание педагогов и способы его профилактики. — URL: https://docviewer.yandex.ru/view/1134384929/?page=2 (дата обращения 05.05.2020).
17 Старченкова Е. Водопьянова Н. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. / Е. Старченкова, Н. Водопьянова. — Санкт-Петербург: изд: Питер, 2008.- С 112-120.
18 Иванова Л.А. Профессиональное выгорание педагога / Л.А.Иванова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 1 (105). — С. 709-711. — URL: https://moluch.ru/archive/105/24868/ (дата обращения: 05.10.2020).

Необходимо отметить, что немаловажную роль в профилактике возникновения выгорания играет организация рабочего пространства учителя: наличие личного кабинета, его благоустройство и техническое оснащение. Наряду с этим, не меньшее значение, в рамках профилактики, имеет организация рабочего и свободного времени учителя: необходимы перерывы в течение трудового дня, отдых в выходные дни.

Таким образом, учитель, в связи с особенностями трудовой деятельности, может быть подвержен синдрому профессионального выгорания. Ученые выделяют несколько стадий выгорания, каждая из которых имеет свои проявления, что позволяет обнаружить проблему и принять меры коррекции. В рамках профилактики профессионального выгорания наиболее эффективны будут меры самопомощи. Универсального рецепта от выгорания нет. Как будет протекать процесс, способы выхода из него, будут зависеть от психологических особенностей личности. Поскольку профессия педагога входит в группу риска выгорания, каждому учителю необходимо позаботиться о своем здоровье. Только позаботившись о самом себе, учитель сможет быть полезным своим ученикам.

Библиографический список

  1. Бойко, В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других / В.В.Бойко.- Москва, 1996. — 256 с.
  2. Форманюк, Т.В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя / Т.В.Форманюк // Вопросы психологии. — 1994. — № 6. — С. 57 — 64.
  3. Бутова Л.А., Бычкова Е.С., Лыткина А.В. Исследование психоэмоциональных и поведенческих компонентов эмоционального выгорания у педагогов с различным стажем работы. // Известия ВГПУ. 2018. С. 15-21.
  4. Старченкова Е. Водопьянова Н. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. / Е.Старченкова, Н.Водопьянова. — Санкт-Петербург, 2008. — С 258.
  5. Осухова Н.Г. Профессиональное выгорание, или как сохранить здоровье и не «сгореть» на работе. / Н.Г.Осуханова. — Москва: Пед. ун-т «Первое сентября», 2011. — 56 с.
  6. Дьячкова М.А., Шулепова Е. А. Профессиональное выгорание педагогов и способы его профилактики. — URL: https://docviewer.yandex.ru/view/1134384929/?page=2 (дата обращения 05.05.2020).
  7. Моторина Н.А. Психотерапия профессионального стресса — URL: https://urok.1sept.ru/articles/686520 (дата обращения 12.04.21).
  8. Иванова, Л.А. Профессиональное выгорание педагога / Л.А.Иванова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 1 (105). — С. 709-711. — URL: https://moluch. ru/archive/105/24868/ (дата обращения: 05.10.2020).

Насколько вы выгорели? Шкала для учителей

На протяжении десятилетий исследователи искали способы измерения эмоционального выгорания. В то время как некоторые методы приобрели популярность в исследованиях (в первую очередь опросник выгорания Маслаха), все методы оценки эмоционального выгорания подвергаются критике. Многие утверждают, что выгорание нелегко диагностировать, не говоря уже о том, чтобы понять, что делает любой метод измерения в лучшем случае сомнительным. К сожалению, отсутствие ясности затрудняет поиск решений выгоревшими работниками.

Шкала выгорания Лейхтмана (адаптированная на основе моего диссертационного исследования) направлена ​​на то, чтобы дать четкое представление о процессе выгорания специально для педагогов. В то время как мое диссертационное исследование было сосредоточено на новых учителях, исследования в области выгорания согласуются с учителями-ветеранами в отношении четырех категорий, указанных ниже.

В то время как каждый отдельный случай выгорания имеет разные причины, различия в симптомах и разные пороги, существуют заметные тенденции. Эти тенденции могут помочь учителям увидеть, насколько они выгорели, и что они должны сделать немедленно, чтобы преодолеть эту стадию выгорания. Эта шкала определила четыре уровня.

Уровень 1: Страстный, но переполненный

Страсть может привести к выгоранию. Очень сложно выгореть из того, что тебя глубоко не волнует. Страсть к обучению приводит к приверженности делу, что побуждает вас работать усерднее и брать на себя больше задач. Этот скачок весов запускает цикл выгорания. Ниже приведены некоторые индикаторы:

  • Низкое чувство собственной эффективности (я недостаточно хорош)
  • Негативные копинг-стратегии (зависимости, нездоровые привычки)
  • Ограниченное стремление к увлечениям или хобби вне работы

Если вы идентифицируете себя с этим первым уровнем выгорания, пришло время использовать позитивные, проактивные механизмы преодоления. Дальнейшее чтение может помочь вам справиться с жизненными стрессовыми факторами, применяя позитивные стратегии выживания.

Уровень 2: Подавленный и циничный

В то время как первый уровень наполнен страстью и разнообразными положительными чувствами, второй уровень выгорания может быть первым, когда вы действительно почувствуете истощение. В этот момент вы начинаете брать на себя непосильный груз работы и вкладывать душу в своих учеников. Вместо того, чтобы увидеть ожидаемые результаты (более высокая заработная плата, более легкая учебная нагрузка, меньше бумажной работы, положительные результаты оценок и экзаменов студентов и т. д.), вы замечаете, что на вас возлагается больше работы и обязанностей. Это тот момент, когда вы можете начать цинично относиться к профессии.

Показатели следующие:

  • Высокий уровень стресса
  • Быстрая раздражительность (на работе и дома)
  • Принесение работы домой и невыполнение ее
  • Чувство, что никогда не остается времени для друзей или семьи
  • Чувство вины из-за того, что вы недостаточно делаете для учащихся

Если вы соответствуете второму уровню, сильный наставник может помочь вам справиться со своими обязанностями и снизить чувство стресса и цинизма. Понимание ролей наставника и подопечного и того, как найти хорошего наставника, бесценно.

Уровень 3: Циничность и приближающееся истощение

Начиная со второго уровня, третий уровень выгорания достигает вас в самой циничной точке. Вам может казаться, что быть хорошим учителем невозможно. На этом этапе у вас может возникнуть ощущение, что все виноваты в состоянии образования. Вы продолжаете брать на себя слишком много задач и перенапрягаетесь в школе, но не чувствуете, что это что-то изменит. Цинизм и усталость от этого шага могут преследовать вас домой, что повлияет на отношения и время, проведенное вне работы.

Показатели могут выглядеть следующим образом:

  • Изоляция (на работе и вне ее)
  • Чувство паранойи (каждая школьная политика, программа и т. д. стремится помочь вам и усложнить ваш учебный день)
  • Постоянная ощущение, что школьные цели и ваши цели не будут достигнуты
  • Отказ от участия в профессиональном развитии

После того, как вы достигли этой стадии, две стратегии могут оказать положительное, значимое влияние. Сокращение ролей и поддержка психического здоровья за пределами рабочего места являются эффективными способами смягчить ущерб от третьего уровня эмоционального выгорания.

Уровень 4: Полное истощение и срыв

Я искренне надеюсь и желаю, чтобы ни один читатель этой статьи не отождествлял себя с четвертым уровнем. Как только вы достигли этой точки, у вас есть два варианта: выйти или снова зафиксировать. Выгорание распространилось на всю вашу жизнь, бросая вызов вашему личному благополучию и вашим профессиональным целям. Четвертый уровень — это чистый режим выживания, побуждающий учителей принять решение покинуть класс (или перейти в другую школу) или копнуть глубже и восстановить свою первоначальную страсть к преподаванию.

Следующие признаки являются признаками четвертого уровня:

  • Чувство усталости каждый день (включая праздники и лето)
  • Резкое увеличение количества дней по болезни/психического здоровья
  • Отсутствие оптимизма в отношении карьеры и личной жизни
  • Необычно частые физические симптомы (простуда/грипп, болезни, вызванные стрессом, госпитализации)

Вся надежда не потеряна на четвертом уровне, но очень важно принять меры, прежде чем ваше здоровье ухудшится еще больше. На этом этапе расстановка приоритетов и поиск цели — две невероятно полезные стратегии.

Бороться с выгоранием никогда не рано. Где бы вы ни находились на этой шкале, попробуйте применить эти стратегии, чтобы защитить свое здоровье и свою карьеру.

4 стадии выгорания учителей и как с ними справиться: благополучие 101 —

2020 и 2021 годы были годами большого развития в обучении, а также годами, когда так много учителей сломались под давлением онлайн-обучения . Выгорание учителей сильно ударило по всем нам.

Чтобы начать эту статью, я должен поделиться отказом от ответственности:

Я обычно пишу больше академических статей, уделяя особое внимание методологии и даю практические примеры, но эта статья будет включать в себя другое содержание, потому что я знаю, что многие люди могут понять.

Я преподаю онлайн уже 6 лет и чувствую, что могу преподавать онлайн. Я провел много тренингов для учителей, и я видел, как многие учителя утопают в задачах, методиках, инструментах и, что не менее важно, тонут в страхе . Это лучшая фраза, которую я могу придумать, чтобы описать, что значил 2020 год для многих педагогов.

Мне, как человеку с опытом, было ужасно тяжело, почти мучительно наблюдать за тем, как коллеги-преподаватели теряются во всей информации, паникуют и просто не преуспевают в дистанционном обучении. Просто стоять как посторонний, пытаясь помочь, но в конечном итоге совершенно не в силах что-либо изменить. Требуется так много времени, чтобы научиться использовать различные приложения и концепции дистанционного обучения. На это могут уйти годы, и никому не было предоставлено достаточно времени или поддержки для обучения и практики.

Основная идея, которую каждый педагог должен понимать и повторять как мантру каждый божий день:

Дистанционное обучение в чрезвычайных ситуациях — это не то же самое, что дистанционное обучение.

Дистанционное обучение в чрезвычайных ситуациях — это не то же самое, что дистанционное обучение.

СРОЧНОЕ ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ — ЭТО НЕ ТОЖЕ ТОЖЕ, ЧТО ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ.

Ни от кого не следует ожидать, что он полностью изменит свои методы обучения за одну ночь.

4 стадии выгорания

Теперь поговорим о самочувствии, а главная причина плохого самочувствия – эмоциональное выгорание.

Есть некоторые признаки сильного выгорания, и есть некоторые вещи, которые вы можете попытаться сделать, чтобы хотя бы свести к минимуму эффект выгорания, потому что на данный момент выгорание уже здесь, и оно не исчезнет в ближайшее время.

Согласно Veninga and Spradley (1981) (в этой статье используется адаптированная версия с 4 стадиями), существует 5 стадий эмоционального выгорания.

Самая важная часть нашего благополучия — осознание того, на какой стадии выгорания мы находимся, пока не стало слишком поздно. Обычно мы замечаем это, когда достигаем дна, и с этого этапа гораздо труднее вернуться к своему обычному состоянию.

Этап 1 и знаки

Фаза медового месяца — На этом этапе мы с энтузиазмом относимся к стоящим перед нами задачам, мы очень хотим проявить себя, мы полны решимости, продуктивны и довольны. Мы также настроены оптимистично и с готовностью берем на себя ответственность. Вы, наверное, думаете сейчас: Это не выгорание! Это первый шаг к выгоранию, потому что именно здесь давление всех взятых на себя обязательств начинает рушиться на вас. Если вы разработаете механизмы преодоления и начнете уделять приоритетное внимание своему психическому здоровью, вы можете навсегда остаться на этом этапе. Не так много людей, что подводит нас к этапу 2.

Средства первой стадии : да, эта фаза выгорания учителя также требует предотвращения
  • Научитесь говорить «нет» своему руководителю . Вежливо объясните, что у вас уже слишком много задач, повторив их все, или покажите какой-нибудь результат вашей работы (материалы, планы уроков и все, что вам нужно было создать или сделать в этот день или неделю). Когда вы отличник, люди предполагают, что могут просто навалить на вас больше работы.
  • Научитесь говорить нет родителям своих учеников. Если родители свяжутся с вами вне вашего свободного времени, не отвечайте. Повторяйте этот ответ на их сообщения, пока они не начнут уважать ваши границы и пока не вспомнят, что у вас тоже есть семья.
  • НАУЧИТЕСЬ ГОВОРИТЬ СЕБЕ НЕТ . Это самое сложное, чего может достичь каждый, но это возможно. Заставьте себя провести черту, где заканчивается ваш долг. Каждый учитель любит своих учеников, но мы можем сделать так много. Не пытайтесь быть героем за счет собственного здоровья.
Этап 2 и знаки

На втором этапе мы обычно начинаем понимать, что некоторые дни тяжелее других. Мы начинаем отмечать конец дня как праздник, а не просто время прекратить работу. Общие симптомы включают беспокойство, пренебрежение собой, раздражительность, трудности с концентрацией внимания, снижение продуктивности, забывчивость и уклонение от принятия решения.

На этом этапе начинают проявляться некоторые медицинские симптомы, которые влияют на ваше тело, и они включают усталость, головные боли, учащенное сердцебиение, высокое кровяное давление, ухудшение качества сна, отсутствие аппетита или чрезмерный аппетит.

Средства второй стадии : предотвращение эмоционального выгорания учителя, пока еще есть время
  • Примите решение в тот же день, не ложитесь спать, думая об этом. Если вы продолжаете откладывать и не принимать решения, это будет задерживаться в вашем уме, пока вы пытаетесь заснуть, и это приводит к бессонным ночам.
  • Дайте себе время расслабиться, занимаясь любимым делом . Да, вы имеете право на отдых даже посреди хаоса. Расслабляясь и занимаясь любимым делом, вы освежаетесь и получаете больше мотивации для продолжения работы.
  • Разделите свою работу с членами семьи, коллегами или друзьями. Например, оценка стандартного теста или вырезание карточек. Эти вещи может делать любой, пока вы отдыхаете.
  • Избавьтесь от стрессовой ситуации, если чувствуете, что стресс влияет на ваше тело. Если в данный момент что-то слишком, извинитесь, скажите, что плохо себя чувствуете, и попросите продолжить это в другой раз, когда другой человек тоже успокоится. К ним относятся родители, коллеги и ваши руководители.
Стадия 3 и признаки

На стадии 3 симптомы второй стадии начинают усиливаться и длятся дольше. Новые симптомы включают гнев и агрессивное поведение, цинизм, отрицание проблем на работе или дома, ощущение угрозы, паники, давления или потери контроля. Другие признаки включают несоблюдение сроков и/или целей работы, постоянную усталость по утрам, физические заболевания, прокрастинацию, обидчивость, социальную изоляцию от друзей и/или семьи.

Способы устранения стресса на этапе 3 : еще несколько идей по предотвращению эмоционального выгорания учителей
  • Начните вести дневник стресса . Совершенно очевидно, почему дневники могут успокаивать. Я больше люблю альбомы для вырезок, поэтому я делала альбомы для вырезок, когда была моложе.
  • Вздремнуть – ДА, Вздремнуть ПОМОГАЕТ КАЖДЫЙ РАЗ! ПРОСТО ВСПАТЬСЯ, ПОВЕРЬТЕ МНЕ!
  • Если вы чувствуете, что вас атакуют , поговорите об этом с другом/коллегой/членом семьи.
  • Внесите радикальные изменения — от покраски волос до того, чтобы попробовать еду, которую вы никогда раньше не пробовали. Поможет все, что может вызвать положительные эмоции.
  • Проведите некоторое время на природе или, по крайней мере, на свежем воздухе, если вокруг вас нет естественной среды.
Стадия 4 и признаки

На четвертой стадии выгорания симптомы становятся критическими. Когда мы говорим о выгорании, мы обычно думаем об этой фазе. На этом этапе мы можем испытывать изменения в поведении, хронические головные боли, проблемы с желудком или кишечником, пренебрежение личными потребностями, продолжение или усиление эскапистской деятельности, желание «выпасть» из общества, необходимость уйти от работы или друзей/семьи. , ощущение пустоты внутри, зацикленность на проблемах на работе или в жизни, пессимистический взгляд на работу и жизнь и неуверенность в себе.

Способы устранения Этапа 4 : последние советы по предотвращению выгорания учителя
  • Полностью отключить – отключить все электронные устройства и перестать отвечать на электронные письма и сообщения.
  • Осознайте свой переломный момент и постарайтесь больше к нему не возвращаться – проанализируйте свою ситуацию, обсудите ее с кем-нибудь и определите момент, когда все рухнуло.
  • Запланируйте свободное время в своем календаре – полностью закройте выходные. Не приближайтесь к компьютеру! Используйте компьютер только в том случае, если вы не используете его на работе и хотите поиграть в видеоигры или заняться чем-нибудь расслабляющим.
  • Найдите время для хобби – какими бы маленькими они ни были, стоит потратить время на то, что заставляет вас чувствовать себя цельным.
  • Попробуйте медитировать – мне это не подходит, но многим это приносит пользу, и сегодня вы можете найти так много бесплатных руководств и приложений, которые помогут вам.
  • Обратитесь за профессиональной помощью , если у вас бессонница или проблемы с привычками питания.
В ЗАКЛЮЧЕНИЕ: подход «три Р» к восстановлению

Восстановление после эмоционального выгорания — долгий процесс, но мы можем упростить его с помощью подхода «три Р».

  • Распознайте – помните о предупредительных признаках эмоционального выгорания.
  • Реверс — работайте над минимизацией ущерба, обращаясь за поддержкой и находя способы справиться со стрессом.
  • Стойкость — повышайте свою стойкость, инвестируя в себя эмоционально и ментально, потому что, в конце концов, ВЫ ИМЕЕТЕ БОЛЬШЕЕ ЗНАЧЕНИЕ.

У вас может быть много или всего несколько симптомов, но, пожалуйста, никогда не игнорируйте их. Не бойтесь говорить с кем-то о своих чувствах, но в то же время не ждите, что волшебная палочка решит эту проблему, потому что, в конечном счете, единственный человек, который может вам помочь, — это вы сами. Иногда это может казаться невозможным, но вы контролируете свою жизнь, поэтому не позволяйте школе, родителю, администратору или любой преподавательской должности заставлять вас чувствовать себя несчастным — это того не стоит. Есть так много вещей, которые можно сделать, и всегда сосредотачивайтесь на предотвращении эмоционального выгорания учителя, а не на устранении последствий.