Стадии психосоциального развития по эриксону: Восемь стадий развития личности по Эрику Эриксону. Теория психосоциального развития.
Стадии психосоциального развития ⇒ Статьи по психологии от практикующих специалистов на ⋙ Qui.help
Автор: Наталья Володимирова , 4/9/2021 5:55:59 PM 4/9/2021 5:55:59 PM (628 просмотр)
Самоопределение, Личностное развитие
О вопросе идентичности, стадиях психосоцеального развития с позиции аналитика Эрика Эриксона
Изложение “восьми стадий” психосоциального развития принадлежит Эрику Хомбергеру Эриксону.
Эрик Эриксон родился 15 июня 1902 во Франкфурте. «Общая история была в том, что его мать и отец разошлись до его рождения, он был ребенком своей матери от внебрачного союза.
Его молодая еврейская мать воспитала Эрика одна, какое-то время прежде, чем жениться на враче, докторе Теодоре Хомбергере (детский врач который лечил его в три года)
Факт, что Хомбергер не был биологическим отцом, этот факт много лет скрывался от Эрика.
Когда он, наконец, узнал правду, он остался с чувством заблуждения о том, кто он был на самом деле.
Этот ранний опыт помог зажечь его интерес в формировании личности.
Его интерес в идентичности был далее развит на событиях, которые происхоили с ним в школе.
В его школе-храме другие дети дразнили «скандинавом», потому что он был высоким, белокурым, и голубоглазым.
В средней школе он был отклонен из-за его еврейского происхождения.
Эти ранние события помогли подогреть его интерес в формировании идентичности и продолжили влиять на его работу в течение его жизни.
Эриксон был первым кто систематически использовал термин идентичность.
Эриксон считался художником, молодой художник который хочет найти себя, преподавал живопись в школе, познакомился с Анной Фрейд, прошел у нее личный анализ, стал наблюдать за детьми с психоаналитической точки зрения.
Эриксон проводит различие между понятием “идентичность” и “идентификация”.
“Идентичность”- результат процесса уподобания.
“Идентификация” это психологический механизм, и как механизм имеет определенные ограничения. Никакие детские идентификации, не могут вылиться в нормально функционирующую личность, задача психотерапии – замещение болезненных и чрезмерных идентификаций другими” более желательными” на ранних этапах развития дети идентифицируют себя с теми аспектами окружающих людей, которые производят на них наибольшее впечатление в реальности или в воображении. Их идентификация с родителями сосредоточена на определенных переоцененных или болезненно воспринимаемых частях тела, способностях и внешних атрибутах роли. Эти аспекты для идентификации отвечают природе детских фантазии. Судьба детских идентификаций зависит от того, насколько удовлетворительным является взаимодействие с представителями семьи разных поколений.
Формирование идентичности начинается там, где идентификация становится непригодной.
По мнению Э.Эриксона, одной из координат идентичности, является жизненный цикл, который состоит из последовательных стадий развития. На каждой стадии жизненного цикла, возникают специфические для каждой стадии проблемы, с которыми человек должен справиться. На пути развития человек переживает кризисы и находит их разрешение. Под словом “кризис”, надо понимать период повышенной уязвимости.
Индивид развивает предпосылки своего психического роста, умственного созревания и социальной ответственности на протяжении всей жизни. Э. Эриксон дает систематическое изложение “восьми стадий человека” (психосоциальные стадии) и говорит о кризисах человеческой личности на каждой стадии.
Формы, в которых переживаются и преодолеваются кризисы в разных культурах различные.
Что подразумевается под кризисом?
что психосоциальное развитие происходит посредством критических шагов — «критических» в смысле поворотных пунктов.
Поворотные пункты — моменты выбора между прогрессией и регрессией, интеграцией и задержкой.
На каждой стадии развития, Эриксон говорит о социальных модальностях и их основных конфликтах. При разрешении конфликта, эго приобретает новое качество, новый критерий накопленной человеческой силы.
Разрешение кризисов, является задачей ЭГО.
Эриксон использует термин «чувство» (такие «чувства» пронизывают нас от поверхности до самых глубин, наполняют собой сознание и бессознательное).
Чувства одновременно выступают в трех измерениях
- способами переживания опыта
- способами поведения,доступными наблюдению других,
- и бессознательными внутренними состояниями,выявляемыми посредством тестов и психоанализа.
Эриксон считает, что самое раннее чувство идентичности, порождается встречей младенца с матерью. От этого опыта первой встречи зависит то, что в последствии проявится в любви, в способности восхищаться, может быть названо чувством “ благословенного присутствия”, потребность в котором на протяжении всей жизни остается у каждого человека. И каждая следующая стадия имеет связь с этой потребностью, поэтому первая стадия так важна.
Преобладание базисного доверия над недоверием, так называется первая стадия, есть первый шаг в психосоциальной адаптации (дальше будет).
Статья уже набрала 0 лайков
- Вход
- Психологам
- Найти психолога
- Статьи
- UA / RU
[email protected]
© qui.help — все права защищены
Периодизация психосоциального развития Эрика Эриксона
Статьи
Периодизация психосоциального развития Эрика Эриксона
Возрастная периодизация Эриксона — учение о психосоциальном развитии личности, разработанное германо-американским психологом. В ней он описывает 8 стадий, делая основной акцент на развитии «Я-индивида». В своей теории он уделял большое внимание понятию Эго. Когда теория развития Фрейда ограничивалась только детским возрастом, Эриксон считал, что личность продолжает развиваться на протяжении всей своей жизни. Причем каждая стадия этого развития отмечается специфическим конфликтом, только при благоприятном разрешении которого происходит переход на новый этап.
Таблица Эриксона
Возрастную периодизацию Эриксон сводит к таблице, в которой обозначает стадии, возраст, в котором они наступают, добродетели, благоприятный и неблагоприятный выход из кризиса, базовые антипатии, перечень значимых взаимоотношений.
Отдельно психолог отмечает, что любые качества личности нельзя трактовать как хорошие или плохие. При этом выделяются сильные стороны в возрастной периодизации по Эриксону, которыми он называет качества, помогающие человеку решать поставленные перед ним задачи. К слабым относит те, которые ему мешают. Когда человек по итогам очередного периода развития приобретает слабые качества, делать следующий выбор ему становится значительно труднее, но все равно возможно.
Стадии | Возраст | Сильные стороны | Слабые стороны | Значимые взаимоотношения |
Младенчество | до 1 года | Базисное доверие | Базисное недоверие | Личность матери |
Детство | 1-3 года | Автономия | Сомнение, стыд | Родители |
Дошкольный возраст | 3-6 лет | Предприимчивость, инициативность | Чувство вины | Семья |
Школа | 6-12 лет | Трудолюбие | Неполноценность | Школа, соседи |
Юность | 12-20 лет | Идентичность | Ролевой беспорядок | Разные модели лидерства, группа сверстников |
Молодость, ранняя зрелость | 20-25 лет | Интимность | Изоляция | Партнеры по сексу, друзья, сотрудничество, конкуренция |
Зрелость | 26-64 года | Производительность | Застой | Ведение домашнего хозяйства и разделение труда |
после 65 лет | Интеграция, целостность | Безвыходность, отчаяние | «Свой круг», человечество |
Младенчество
Самая первая стадия в возрастной периодизации Э. Эриксона — младенчество. Она продолжается от рождения человека до первого года его жизни. Именно на ней появляются основы здоровой личности, появляется искреннее чувство доверия.
В возрастной периодизации Эриксона отмечается, что если у младенца складывается это основополагающее чувство базового доверия, то он начинает воспринимать свое окружение как предсказуемое и надежное, что очень важно. При этом он в состоянии переносить отсутствие матери без чрезмерных тревог и страданий по поводу отделения себя от нее. Главный ритуал на этом этапе его развития в возрастной периодизации Э. Эриксона — взаимное узнавание. Оно сохраняется на всю жизнь, определяя отношения с окружающими.
Примечательно, что методы обучения подозрительности и доверию отличаются в зависимости от культуры. При этом универсальным остается метод, в результате которого человек доверяет окружающим, в зависимости от того, как он относился к своей матери. Ощущение страха, недоверия и подозрительности возникает в том случае, если мать подозрительна, отвергает ребенка, проявляя свою несостоятельность.
В этот период возрастной периодизации Эриксона формируется начальное положительное качество для развития нашего Эго. Это вера в лучшее, основанная на отношении к культурной среде. Приобретается она в случае успешного разрешения конфликта, основанного на доверии или недоверии.
Раннее детство
Раннее детство — вторая стадия периодизации возрастного развития Эриксона, которая развивается от одного до трех лет. Ее можно в точности соотнести с анальной фазой в теории Фрейда. Происходящее биологическое созревание дает основу для проявления самостоятельности ребенка в самых разных областях — передвижении, еде, процессе одевания. В своей периодизации возрастного развития Э. Эриксон отмечал, что столкновение с нормами и требованиями общества происходит не только на этапе приучения к горшку. Родители должны расширять и поощрять самостоятельность малыша, развивать у него чувство самоконтроля. Разумная дозволенность способствует формированию его автономии.
Важной на этом этапе становится критическая ритуализация, которая опирается на конкретные примеры зла и добра, плохого и хорошего, запрещенного и разрешенного, безобразного и красивого. При успешном развитии ситуации у человека развивается самоконтроль, воля, а при негативном исходе — слабоволие.
Дошкольный возраст
Следующий этап в периодизации возрастного развития Эриксона — дошкольный возраст, который он еще называет возрастом игры. С трех до шести лет малыши активно интересуются всевозможными трудовыми занятиями, пробуют что-то новое, устанавливают контакт со сверстниками. Социальный мир в это время настаивает, чтобы ребенок вел себя активно, важным становится приобретение навыков решения определенных задач. Возникает принципиально новая ответственность за домашних животных, младших детей в семье, самого себя.
Появляющаяся в этом возрасте инициативность связывается с предприимчивостью, ребенок начинает испытывать радость от самостоятельных действий и движений. Легко поддается воспитанию и обучению, охотно идет на контакт с другими людьми, ориентируется на конкретную цель.
В возрастной периодизации Эрика Эриксона на этом этапе у человека формируется Суперэго, появляется новая форма самоограничения. Родителям рекомендуется признавать его права на фантазию и любознательность, самостоятельные начинания. Это должно развивать его творческие способности, границы независимости.
Если вместо этого дети охвачены чувством вины, в будущем они не будут способны к продуктивной деятельности.
Школьный возраст
Давая описание кратко возрастной периодизации Эриксона, остановимся на каждом из этапов. 4-й этап развивается в возрасте от шести до двенадцати лет. Здесь уже появляется противостояние с отцом или матерью (в зависимости от пола), ребенок выходит за пределы семьи, приобщаясь к технологической стороне культуры.
Главными терминами этой стадии теории возрастной периодизации Э. Эриксона становятся «вкус к работе», «трудолюбие». Дети поглощены познанием окружающего мира. Эго-идентичность человека выражается в формуле «Я — то, чему я научился». В школе они приобщаются к дисциплине, развивают трудолюбие, стремление к достижениям. На этой стадии ребенку предстоит научиться всему, что его может подготовить к продуктивной взрослой жизни.
У него начинает формироваться чувство компетентности, если его хвалят за достигнутые результаты, у него появляется уверенность в том, что он сможет научиться чему-то новому, появляются таланты к техническому творчеству. Когда взрослые видят в его стремлении к деятельности только баловство, возникает вероятность выработки чувства неполноценности, сомнения в собственных способностях.
Юность
Не менее важна в возрастной периодизации Э. Эриксона стадия развития юность. Она продолжается с 12 до 20 лет, считаясь основным периодом в психосоциальном развитии человека.
Это вторая попытка развить автономность. Подросток бросает вызов общественным и родительским нормам, узнает о существовании незнакомых ранее социальных ролей, размышляет о религии, идеальной семье, устройстве окружающего мира. Все эти вопросы нередко вызывают у него чувство озабоченности. Идеология представляется в слишком упрощенном виде. Его главная задача на этом этапе в теории возрастной периодизации Эриксона — собрать все имеющиеся к тому моменту знания о самом себе, воплотить в образ себя, сформировав Эго-идентичность. Он должен включать осознанное прошлое и предполагаемое будущее.
Появляющиеся изменения проявляются в виде борьбы между желанием сохранить зависимость от заботы близких и стремлением к собственной независимости. Сталкиваясь с подобной неразберихой, юноша или девушка стремится стать похожим на своих сверстников, у него развиваются стереотипные идеалы и модели поведения. Возможно разрушение строгих норм в поведении и одежде, увлечение неформальными движениями.
Неудовлетворенность общественными ценностями, резкие социальные изменения ученый рассматривает как фактор, который мешает развитию идентичности, появлению чувства неопределенности и неспособности продолжить образование, выбрать карьеру.
Отрицательный выход из кризиса может быть выражен в плохой самоидентичности, ощущении своей ненужности, бесцельности. Подростки кидаются в сторону делинквентного поведения. Из-за чрезмерной идентификации с представителями контркультуры и стереотипными героями подавляется развитие их идентичности.
Молодость
В периодизации возрастной психологии Эриксона шестая стадия — молодость. В возрасте от 20 до 25 обозначается фактический старт настоящей взрослой жизни. Человек получает профессию, начинается самостоятельная жизнь, возможен ранний брак.
Способность участвовать в любовных отношениях включает в себя большинство из предыдущих стадий развития. Не доверяя другим, человеку будет сложно довериться самому себе, из-за неуверенности и сомнений ему будет сложно позволять окружающим пересекать свои границы. Чувствуя себя неадекватно, станет трудно сближаться с окружающими, самому проявлять инициативу. А при отсутствии трудолюбия возникнет инертность в отношениях, душевный разлад может вызвать проблемы с определением места в обществе.
Совершенным становится способность к близости, когда у человека получается строить партнерские отношения, даже если для этого требуются значительные компромиссы и жертвы.
Положительным разрешением этого кризиса становится любовь. Среди основных принципов возрастной периодизации по Эриксону на этой стадии — эротическая, романтическая и сексуальная составляющая. Близость и любовь могут рассматриваться как возможность начать верить другому человеку, оставаться самому верным в отношениях, даже если ради этого предстоит идти на самоотречение и уступки. Данный тип любви проявляется во взаимном уважении, заботе, ответственности за другого человека.
Стремиться избежать близости человек может из-за боязни потерять независимость. Это грозит самоизоляцией. Неумение выстраивать доверительные и спокойные личные отношения приводит к чувству социального вакуума, одиночества и изоляции.
Период ранней зрелости
Взрослый человек сталкивается с вопросом близости или интимности. Как раз на этой стадии дает о себе знать настоящая сексуальность. При этом человек готов не только к физической, но и к социальной близости. По окончании поисков и окончательного утверждения своего я он идет на то, чтобы слиться с идентичностью любимого человека. Сохранность близких отношений с друзьями или любимыми требует того, чтобы индивидуум был верным, готовым жертвовать и быть нравственно сильным.
При этом зрелый человек не боится потерять себя в этих отношениях. Он становится готовым к созданию семьи.
Эриксон описывает эротический, романтический и нравственный смысл этого периода. Брак рассматривается как способ проявить заботу, уважение и желание взять на себя ответственность за любимого человека. Если на этом этапе человек не способен на любовь и установление доверительных отношений с другими – рано или поздно он познает всю полноту изоляции и чувства одиночества.
Зрелость
Крайне продолжительная возрастная стадия. Самую важную роль играет то, какое отношение личность сформировала к результатам своего труда и к своим отпрыскам, к способам реализации имеющихся возможностей передачи опыта представителям следующего поколения. Эриксон обращает внимание на то, что старшее поколение в семье часто зависит от младшего. При этом зрелый человек остро ощущает потребность в том, чтобы быть нужным.
Если продуктивность отсутствует, как и потребность заботиться о ком-то, будь то люди, дела или идеи, может возникнуть безразличие ко всему, и тогда личность будет сосредоточена только на себе. Эгоисты, балующие себя как ребенка, смогут получить лишь застои и довольно бедную личную жизнь.
Поздняя зрелость
На последней стадии под названием «поздняя зрелость» происходит значительная по масштабам интеграция, поскольку в эту пору человек пожинает плоды всех предыдущих стадий развития личности. Индивидуум осознает необходимость принять пройденные им дороги как должное и обрести целостность своей личности. Только на этом этапе возникает жизненная мудрость. Бросив взгляд в прошлое, человек может высказать удовлетворение прожитым. А поскольку все жизненные достижения человек теперь понимает как свое продолжение, он перестает бояться смерти.
Если человек недоволен своим опытом и воспринимает жизнь только в качестве цепочки ошибок и утраченных возможностей, он не сможет осознать свою целостность. Изменить что-либо уже невозможно, это раздражает, а потому человек начинает грызть себя изнутри и в итоге впадает в отчаяние.
Старость
После 65 лет начинается финальная стадия — старость. Для нее характерен конфликт безнадежности и цельности. Это может означать принятие себя и собственной роли в мире, осознание человеческого достоинства. К этому времени основная работа в жизни позади, приходит время для забав с внуками и размышлений.
При этом человек начинает представлять собственную жизнь как слишком короткую, чтобы достичь всего, что было запланировано. Из-за этого может появляться чувство недовольства и безысходности, отчаяние от того, что жизнь сложилась не так, как хотелось, а начинать что-либо сначала уже поздно. Появляется страх смерти.
Психологи в отзывах о теории психосоциального развития Эрика Эриксона постоянно сравнивают его работу с классификацией Зигмунда Фрейда, которая включает в себя только пять этапов. На всех этапах развития современной науки к идеям Эриксона относились с повышенным вниманием, так как предложенная им схема позволяла более детально изучить развитие человеческой личности.
Основные претензии были связаны с тем, что развитие человека продолжается и во взрослом возрасте, а не только в детстве, как утверждал Фрейд. С этим связаны главные сомнения, которые высказывали критики работ Эриксона.Эриксон принял основные положения теории Фрейда. Хотя Фрейд сосредоточил внимание на сексуальных факторах как движущей силе психологического развития, Эриксон считал, что социальные факторы также играют жизненно важную роль.
В отличие от Фрейда, который утверждал, что личность формируется к 5 годам, Эриксон считал, что человек продолжает развивать свою личность и в подростковом возрасте, и даже на протяжении всей взрослой жизни.
Этапы психосоциального развития по Э. Эриксону — Студопедия
Стадии | Психосоциальная стадия | Предмет конфликта развития | Социальные условия | Психосоциальный исход |
Стадия 1 (от рождения до 1 года) | Младенчество (орально-сен- сорная стадия) | Могу ли я доверять миру? | Поддержка, удовлетворение основных потребностей, преемственность. Отсутствие поддержки, депривация, непоследовательность | Доверие — не- доверие |
Стадия 2 (от 2 до 3 лет) | Ранний возраст (мышечно- анальная стадия) | Могу ли я управ лять собствен- ным поведением? | Разумная дозволенность, поддержка. Гиперопека, отсутствие поддержки и доверия | Автономия - сомнения |
Стадия 3 (от 4 до 5 лет) | Возраст игры (лакомоторно- генитальная стадия) | Могу ли я стать независимым от родителей и исследовать границы своих возможностей? | Поощрение активности, наличие возможностей. Отсутствие возможностей, неодобрение активности | Инициатива - вина . |
Стадия 4 (от 6 до 11 лет) | Школьный возраст (латентная стадия) | Могу ли я стать настолько умелым, чтобы выжить и приспособиться к миру? | Систематическое обучение и воспитание, наличие хороших примеров для подражания. Плохое обучение, отсутствие руководства и поддержки | Трудолюбие - чувство неполноценности. |
Стадия 5 (от 12 до 18 лет) | Отрочество и юность | Кто я? Каковы мои убеждения, взгляды и позиции? | Внутренняя устойчивость и преемственность, наличие четко определенных половых моделей для подражания и положительная обратная связь. Неясность цели, нечеткая обратная связь, неопределенные ожидания | Идентичность — Смещение ролей |
Стадия 6 (ранняя взрослость) | Молодость | Могу ли я полностью отдать себя другому человеку? | Душевная теплота, понимание, доверие. Одиночество, остракизм | Близость - изоляция |
Стадия 7 (взрослость) | Взрослость | Что я могу предложить будущим поколениям? | Целеустремленность, продуктивность. Обеднение личной жизни, регрессия | Генеративность — стагнация. |
Стадия 8 (зрелость) | Поздняя зрелость | Доволен ли я прожитой жизнью? | Чувство завершенности жизненного пути, осуществление планов и целей, полноты и целостности. Отсутствие завершенности, неудовлетворенность прожитой жизнью | Целостность эго — отчаяние |
6. Близость или изоляция. В поздней юности и ранней взрослости центральным противоречием развития является конфликт между близостью и изоляцией. В описании Эриксона близость включает в себя нечто большее, чем сексуальная близость. Это способность отдать часть себя другому человеку любого пола, не боясь потерять собственную идентичность. Успех при установлении такого рода близких отношений зависит от того, как были разрешены пять предыдущих конфликтов.
Интервал между юностью и взрослым состоянием, когда молодой человек стремится (путем проб и ошибок) найти свое место в обществе, Э. Эриксон назвал «психическим мораторием». Острота этого кризиса зависит как от степени разрешенности более ранних кризисов (доверия, независимости, активности и др.), так и от всей духовной атмосферы общества. Непреодолимый кризис ведет к состоянию острой диффузии идентичности, составляет основу специальной патологии юношеского возраста. Синдром патологии идентичности, по Э.Эриксону: регрессия к инфантильному уровню и желание как можно дольше отсрочить обретение взрослого статуса; смутное, но устойчивое состояние тревоги; чувство изоляции и опустошенности; постоянное пребывание в состоянии чего-то такого, что сможет изменить жизнь; страх перед личным общением и неспособность эмоционально воздействовать на лиц другого пола; враждебность и презрение ко всем признанным общественным ролям.
7. Генеративность или стагнация. Во взрослости, после того как предыдущие конфликты частично разрешены, мужчины и женщины могут уделить больше внимания и оказать помощь другим людям. Родители иногда находят себя, помогая своим детям. Некоторые люди могут бесконфликтно направить свою энергию на разрешение социальных проблем. Но неудача при разрешении предыдущих конфликтов часто приводит к чрезмерной поглощенности собой: излишней озабоченности своим здоровьем, стремлению непременно удовлетворить свои психологические потребности, уберечь свой покой и т. п.
8. Целостность эго или отчаяние. На последних этапах жизни люди обычно пересматривают прожитую жизнь и по-новому оценивают ее. Если человек, оглядываясь на свою жизнь, испытывает удовлетворение, потому что она была наполнена смыслом и активным участием в событиях, то он приходит к выводу, что жил не зря и полностью реализовал то, что было ему отпущено судьбой. Тогда он принимает свою жизнь целиком, какая она есть. Но если жизнь кажется ему напрасной тратой сил, у него возникает чувство отчаяния. Очевидно, что то или иное разрешение этого последнего в жизни человека конфликта зависит от совокупного опыта, накопленного в ходе разрешения всех предыдущих конфликтов.
Концепция Э. Эриксона называется эпигенетической концепцией жизненного пути личности. Как известно, эпигенетический принцип используется при изучении эмбрионального развития. Согласно этому принципу, все, что растет, имеет общий план. Исходя из этого общего плана развиваются отдельные части. Причем каждая из них имеет наиболее благоприятный период для преимущественного развития. Так происходит до тех пор, пока все части, развившись, не сформируют функциональное целое. Эпигенетические концепции в биологии подчеркивают роль внешних факторов в возникновении новых форм и структур и тем самым противостоят преформистским учениям. С точки зрения Э.Эриксона, последовательность стадий — результат биологического созревания, но содержание развития определяется тем, что ожидает от человека общество, к которому он принадлежит. По Э. Эриксону, любой человек может пройти все эти стадии, к какой бы культуре он не принадлежал, все зависит от того, какова продолжительность его жизни.
Значение концепции Э. Эриксона заключается в том, что он впервые дал характеристику этапам всего жизненного цикла и ввел поздние возрасты в область интересов возрастной психологии. Он создал психоаналитическую концепцию об отношениях Я и общества и сформулировал ряд важных для практической психологии понятий «групповой идентичности», «эгоидентичности», «психического моратория» [11].
Erickon’s Psychosocial Stages of Development
| 65+ |
Доверие и недоверие — это первый этап теории психосоциального развития Эрика Эриксона. Эта стадия начинается с рождения и продолжается примерно до 18-месячного возраста. На этом этапе младенец не уверен в мире, в котором он живет, и смотрит на своего основного опекуна за стабильностью и последовательностью ухода.
Если забота, которую получает младенец, постоянна, предсказуема и надежна, у него разовьется чувство доверия, которое перенесет его в другие отношения, и он сможет чувствовать себя в безопасности, даже когда ему угрожают.
Если эти потребности не удовлетворяются постоянно, могут развиться недоверие, подозрительность и тревога.
Если уход был непоследовательным, непредсказуемым и ненадежным, у младенца может развиться чувство недоверия, подозрительности и беспокойства. В этой ситуации у младенца не будет уверенности в окружающем мире или в своих способностях влиять на события.
Успех на этом этапе приведет к добродетели надежде . Развивая чувство доверия, младенец может иметь надежду на то, что по мере возникновения новых кризисов существует реальная возможность того, что другие люди окажутся рядом в качестве источника поддержки. Неспособность приобрести добродетель надежды приведет к развитию страха.
Этот младенец перенесет основное чувство недоверия в другие отношения. Это может привести к беспокойству, повышенной неуверенности и чрезмерному чувству недоверия к окружающему миру.
В соответствии со взглядами Эриксона на важность доверия исследование Боулби и Эйнсворт показало, как качество раннего опыта привязанности может повлиять на отношения с другими людьми в дальнейшей жизни.
2. Автономия против стыда и сомнения
Автономия против стыда и сомнений — вторая стадия психосоциального развития Эрика Эриксона. Эта стадия происходит в возрасте от 18 месяцев до примерно 3 лет. По словам Эриксона, дети на этом этапе ориентированы на развитие чувства личного контроля над физическими навыками и чувства независимости.
Успех на этом этапе приведет к добродетели будет . Если детей на этом этапе поощрять и поддерживать в их растущей независимости, они становятся более уверенными и уверенными в своей способности выживать в этом мире.
Если детей критикуют, чрезмерно контролируют или им не дают возможности самоутвердиться, они начинают чувствовать себя неадекватными в своей способности выживать, а затем могут стать чрезмерно зависимыми от других, терять чувство собственного достоинства и испытывать чувство стыда или сомнения в своих силах.
Что происходит на этом этапе?
Ребенок развивается физически и становится более подвижным, а также обнаруживает, что у него есть много навыков и способностей, таких как одевание и обувь, игра с игрушками и т. д. Такие навыки иллюстрируют растущее чувство независимости и автономии ребенка. .
Например, на этом этапе дети начинают отстаивать свою независимость, уходя от матери, выбирая, с какой игрушкой играть, и делая выбор в отношении того, что им нравится носить, есть и т. д.
Что могут родители Делать, чтобы поощрить чувство контроля?
Эриксон утверждает, что очень важно, чтобы родители позволяли своим детям исследовать пределы своих способностей в благоприятной среде, терпимой к неудачам.
Например, вместо того, чтобы надевать на ребенка одежду, поддерживающий родитель должен иметь терпение и позволять ребенку пробовать до тех пор, пока он не добьется успеха или не попросит о помощи. Таким образом, родители должны поощрять ребенка становиться более независимым, в то же время защищая ребенка, чтобы избежать постоянных неудач.
От родителя требуется тонкий баланс. Они должны стараться не делать все за ребенка, но если ребенок не справляется с определенной задачей, они не должны критиковать ребенка за неудачи и несчастные случаи (особенно при приучении к туалету).
Целью должен быть «самоконтроль без потери чувства собственного достоинства» (Gross, 1992).
3. Инициатива против вины
Инициатива против вины — это третий этап теории психосоциального развития Эрика Эриксона. На стадии «инициатива-вина» дети чаще самоутверждаются.
Это особенно яркие, бурно развивающиеся годы в жизни ребенка. По словам Би (1992), это «время энергичных действий и поведения, которое родители могут расценивать как агрессивное».
В этот период ребенок регулярно общается с другими детьми в школе. Центральное место на этом этапе занимает игра, поскольку она дает детям возможность исследовать свои навыки межличностного общения посредством инициирующих действий.
Дети начинают планировать занятия, придумывать игры и инициировать занятия с другими. Если предоставляется такая возможность, дети развивают чувство инициативы и чувствуют себя уверенно в своей способности руководить другими и принимать решения.
И наоборот, если эта склонность подавляется посредством критики или контроля, у детей развивается чувство вины. Ребенок часто переступает черту в своей настойчивости, и опасность заключается в том, что родители склонны наказывать ребенка и слишком сильно ограничивать его инициативу.
Именно на этом этапе ребенок начнет задавать много вопросов по мере роста его тяги к знаниям. Если родители относятся к вопросам ребенка как к тривиальным, раздражающим или смущающим, а другие аспекты их поведения как к угрожающим, то у ребенка может возникнуть чувство вины за то, что он «причиняет неудобства».
Слишком сильное чувство вины может замедлить взаимодействие ребенка с другими людьми и помешать его творчеству. Некоторая вина, конечно, необходима; иначе ребенок не умел бы владеть собой или иметь совесть.
Важен здоровый баланс между инициативой и чувством вины. Успех на этом этапе приведет к добродетели цели , а неудача приведет к чувству вины.
4. Трудолюбие против неполноценности
Четвертый психосоциальный кризис Эриксона, включающий трудолюбие (компетентность) против неполноценности, происходит в детстве в возрасте от пяти до двенадцати лет.
Дети находятся на этапе, когда они будут учиться читать и писать, считать, делать что-то самостоятельно. Учителя начинают играть важную роль в жизни ребенка, обучая его конкретным навыкам.
Именно на этом этапе группа сверстников ребенка приобретет большее значение и станет основным источником самооценки ребенка. Теперь ребенок чувствует потребность завоевать одобрение, демонстрируя определенные компетенции, которые ценятся обществом, и у него начинает развиваться чувство гордости за свои достижения.
Если детей поощряют и поощряют за их инициативу, они начинают чувствовать себя трудолюбивыми (компетентными) и чувствуют уверенность в своих способностях достигать целей. Если эта инициатива не поощряется, если она ограничивается родителями или учителем, то ребенок начинает чувствовать себя неполноценным, сомневаться в своих силах и поэтому может не реализовать свой потенциал.
Если ребенок не может развить определенный навык, которого, по его мнению, требует общество (например, быть спортивным), у него может развиться чувство неполноценности.
Некоторые неудачи могут быть необходимы, чтобы ребенок смог развить некоторую скромность. Опять же, необходим баланс между компетентностью и скромностью. Успех на этом этапе приведет к достоинству компетентности .
5. Идентичность против смешения ролей
Пятая стадия теории психосоциального развития Эрика Эриксона – это идентичность против смешения ролей, и это происходит в подростковом возрасте, примерно с 12-18 лет. На этом этапе подростки ищут ощущение себя и личной идентичности посредством интенсивного изучения личных ценностей, убеждений и целей.
В подростковом возрасте наиболее важен переход от детства к взрослой жизни. Дети становятся более независимыми и начинают смотреть в будущее с точки зрения карьеры, отношений, семьи, жилья и т. д. Индивидуум хочет принадлежать обществу и вписаться в него. психосоциальная стадия между детством и взрослой жизнью, а также между моралью, усвоенной ребенком, и этикой, которую должен развить взрослый (Эриксон, 19 лет).63, с. 245)
Это важный этап развития, на котором ребенок должен усвоить роли, которые он будет играть во взрослом возрасте. Именно на этом этапе подросток пересматривает свою личность и пытается точно выяснить, кто он или она. Эриксон предполагает, что задействованы две идентичности: сексуальная и профессиональная.
Согласно Би (1992), в конце этой стадии должно произойти «реинтегрированное ощущение себя, того, что человек хочет делать или кем он хочет быть, и своей соответствующей половой роли». На этом этапе образ тела подростка меняется.
Эриксон утверждает, что подросток может какое-то время чувствовать себя некомфортно в своем теле, пока не сможет адаптироваться и «врасти» в изменения. Успех на этом этапе приведет к добродетели верности .
Верность предполагает способность посвятить себя другим на основе принятия других, даже когда могут быть идеологические различия.
В этот период они изучают возможности и начинают формировать свою личность на основе результатов своих исследований. Неспособность установить чувство идентичности в обществе («Я не знаю, кем хочу стать, когда вырасту») может привести к путанице ролей. Путаница ролей предполагает, что человек не уверен в себе или своем месте в обществе.
В ответ на смешение ролей или кризис идентичности подросток может начать экспериментировать с другим образом жизни (например, работать, учиться или заниматься политической деятельностью).
Также давление на кого-то в идентичности может привести к бунту в форме установления негативной идентичности, и вдобавок к этому чувству несчастья.
6. Близость против изоляции
Близость против изоляции — шестой этап теории психосоциального развития Эрика Эриксона. Этот этап происходит в молодом взрослом возрасте в возрасте примерно от 18 до 40 лет.
В этот период основные конфликты сосредоточены на формировании близких, любовных отношений с другими людьми.
В этот период мы начинаем более тесно делиться собой с другими. Мы исследуем отношения, ведущие к долгосрочным обязательствам с кем-то, кроме члена семьи.
Успешное завершение этого этапа может привести к счастливым отношениям и чувству приверженности, безопасности и заботы в отношениях.
Избегание близости, боязнь обязательств и отношений может привести к изоляции, одиночеству, а иногда и к депрессии. Успех на этом этапе приведет к добродетели любовь .
7. Генерация против застоя
Генерация против застоя — седьмой из восьми этапов теории психосоциального развития Эрика Эриксона. Этот этап происходит в середине взрослой жизни (в возрасте от 40 до 65 лет).
Генеративность означает «оставлять свой след» в мире, создавая или взращивая вещи, которые переживут человека.
Люди испытывают потребность создавать или развивать вещи, которые переживут их, часто имея подопечных или создавая позитивные изменения, которые принесут пользу другим людям.
Мы приносим пользу обществу, воспитывая наших детей, продуктивно работая и участвуя в общественной деятельности и организациях. Благодаря генеративности мы развиваем ощущение того, что являемся частью более широкой картины.
Успех приводит к ощущению полезности и достижения, а неудача приводит к неглубокой вовлеченности в мир.
Не сумев найти способ внести свой вклад, мы становимся застойными и чувствуем себя непродуктивными. Эти люди могут чувствовать себя оторванными или оторванными от своего сообщества и общества в целом. Успех на этом этапе приведет к добродетели уход .
8. Целостность эго против отчаяния
Целостность эго против отчаяния — это восьмой и последний этап поэтапной теории психосоциального развития Эрика Эриксона. Эта стадия начинается приблизительно в возрасте 65 лет и заканчивается смертью.
Именно в это время мы размышляем о своих достижениях и можем развить честность, если видим, что ведем успешную жизнь.
Эриксон описал целостность эго как «принятие своего единственного жизненного цикла как чего-то, что должно было быть» (19).50, с. 268), а затем как «чувство согласованности и цельности» (1982, с. 65).
По мере того, как мы становимся старше (65+ лет) и становимся пожилыми гражданами, мы склонны снижать нашу производительность и исследовать жизнь как пенсионеры.
Эрик Эриксон считал, что если мы считаем свою жизнь непродуктивной, чувствуем вину за свое прошлое или чувствуем, что не достигли своих жизненных целей, мы становимся неудовлетворенными жизнью и впадаем в отчаяние, что часто приводит к депрессии и безнадежности.
Успех на этом этапе приведет к добродетели мудрость . Мудрость позволяет человеку оглянуться на свою жизнь с чувством завершенности и полноты, а также принять смерть без страха.
Мудрые люди не характеризуются постоянным состоянием целостности эго, но они испытывают как целостность эго, так и отчаяние. Таким образом, поздняя жизнь характеризуется как целостностью, так и отчаянием как чередующимися состояниями, которые необходимо уравновешивать.
Расширяя понятие развития личности на всю жизнь, Эриксон описывает более реалистичную перспективу развития личности (McAdams, 2001).
Основываясь на идеях Эриксона, психология переосмыслила то, как рассматриваются более поздние периоды жизни. Средняя и поздняя взрослость больше не считаются несущественными, благодаря Эриксону, они теперь считаются активными и важными периодами личностного роста.
Теория Эриксона имеет хорошую внешнюю валидность. Многие люди обнаруживают, что могут относиться к его теориям о различных стадиях жизненного цикла через собственный опыт.
Однако Эриксон довольно расплывчато о причинах развития. Какой опыт должен быть у людей, чтобы успешно разрешать различные психосоциальные конфликты и переходить с одной стадии на другую? Теория не имеет универсального механизма выхода из кризиса.
Действительно, Эриксон (1964) признает, что его теория представляет собой скорее описательный обзор человеческого социального и эмоционального развития, который не объясняет адекватно, как и почему это развитие происходит. Например, Эриксон явно не объясняет, как результат одной психосоциальной стадии влияет на личность на более поздней стадии.
Однако Эриксон подчеркивал, что его работа была «инструментом для размышлений, а не фактическим анализом». Таким образом, ее цель состоит в том, чтобы предоставить основу, в которой можно рассматривать развитие, а не проверяемую теорию.
Одной из сильных сторон теории Эриксона является ее способность связать воедино важное психосоциальное развитие на протяжении всей жизни.
Хотя существует поддержка стадий развития личности Эриксона (McAdams, 1999), критики его теории приводят доказательства, свидетельствующие об отсутствии дискретных стадий развития личности (McCrae & Costa, 1997).
Как сослаться на эту статью:McLeod, SA (3 мая 2018 г.). Этапы психосоциального развития Эрика Эриксона . Просто психология. https://www.simplypsychology.org/Erik-Erikson.html
Ссылки на стиль APAБи, Х.Л. (1992). Развивающийся ребенок . Лондон: ХарперКоллинз.
Эриксон, Э. Х. (1950). Детство и общество . Нью-Йорк: Нортон Эриксон, EH (1958). Молодой человек Лютер: исследование психоанализа и истории . Нью-Йорк: Нортон.
Эриксон, Э. Х. (1963). Молодежь: измениться и бросить вызов . Нью-Йорк: основные книги.
Эриксон, Э. Х. (1964). Проницательность и ответственность . Нью-Йорк: Нортон.
Эриксон, Э. Х. (1968). Личность: юность и кризис . Нью-Йорк: Нортон.
Эриксон Э. Х . (1982). Жизненный цикл завершен . Нью-Йорк: WW Нортон и компания.
Эриксон, Э. Х. (1959). Психологические проблемы . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: International University Press
Фрейд, С. (1923). Эго и Ид . СЭ, 19: 1-66.
Гросс, Р. Д., и Хамфрис, П. (1992). Психология: наука о разуме и поведении . Лондон: Ходдер и Стоутон.
МакАдамс, Д. П. (2001). Психология жизненных историй. Review of General Psychology , 5(2), 100.
McCrae, R.R., & Costa Jr, PT (1997). Структура черт личности как человеческая универсалия. American Psychologist, 52(5) , 509.
Краткий обзор психосоциальных стадий
Подобно Фрейду и многим другим, Эрик Эриксон утверждал, что личность развивается в заранее определенном порядке и опирается на каждую предыдущую стадию. Это называется эпигенетическим принципом.
Эриксон выделяет восемь стадий психосоциального развития: Доверие и недоверие. Эта стадия начинается с рождения и продолжается примерно до года.
У младенца развивается чувство доверия, когда взаимодействие обеспечивает надежность, заботу и привязанность.
Недостаток этого приведет к недоверию. Самостоятельность против стыда и сомнения Эта стадия происходит в возрасте от 18 месяцев до примерно двух-трех лет.
У младенца развивается чувство личного контроля над физическими навыками и чувство независимости.
Эриксон утверждает, что очень важно, чтобы родители позволяли своим детям исследовать пределы своих способностей в благоприятной среде, терпимой к неудачам.
Успех ведет к чувству самостоятельности, неудача вызывает чувство стыда и сомнения. Инициатива против вины Эта стадия происходит в дошкольном возрасте, в возрасте от трех до пяти лет.
Ребенок начинает контролировать и контролировать свое окружение, планируя деятельность, выполняя задания и сталкиваясь с трудностями. Успех на этом этапе приводит к ощущению цели.
Если инициатива отвергается или обескураживает посредством критики или контроля, у детей развивается чувство вины. Трудолюбие против неполноценности Эта стадия происходит в детстве в возрасте от пяти до двенадцати лет.
Именно на этом этапе группа сверстников ребенка приобретет большее значение и станет основным источником самооценки ребенка. Ребенок справляется с новыми учебными и социальными требованиями.
Успех ведет к ощущению компетентности, а неудача – к ощущению неполноценности. Идентичность и путаница ролей Пятая стадия наступает в подростковом возрасте, примерно в 12-18 лет.
Подростки исследуют, кто они как личности, и стремятся установить чувство собственного достоинства, и могут экспериментировать с различными ролями, действиями и поведением.
По словам Эриксона, это важно для процесса формирования сильной идентичности и развития чувства направления в жизни. Близость или изоляция Этот этап происходит в юношеском возрасте в возрасте приблизительно от 19 до 40 лет. , основной конфликт сосредоточен на формировании близких, любовных отношений с другими людьми. Успех приводит к крепким отношениям, а неудачи приводят к одиночеству и изоляции. Генеративность и застой Этот этап происходит в середине взрослой жизни, в возрасте примерно от 40 до 65 лет.
Люди испытывают потребность создавать или развивать вещи, которые переживут их, часто имея подопечных или создавая позитивные изменения, которые принесут пользу другим людям.
Успех приводит к ощущению полезности и достижения, а неудача приводит к поверхностному вовлечению в мир. Целостность эго против отчаяния Этот этап наступает после 65 лет и включает в себя размышления о своей жизни и либо переход к чувству удовлетворения и счастья своей жизнью, либо чувство глубокого сожаления.
Успех на этом этапе приводит к чувству мудрости, а неудача вызывает сожаление, горечь и отчаяние.
Psychologist Erik Erikson’s Stages of Psychosocial Development
By: Adam Cash and
Updated: 03-26-2016
Cognitive Psychology For Dummies
Explore Book Buy On Amazon
Psychologist Erikson viewed personality as a продукт социальных взаимодействий и выбора, который человек делает в жизни. Он представил эго «в развитии» как личную идентичность, сформированную и сформированную индивидуальным опытом. Другими словами, когда вы взаимодействуете с другими людьми, вы проходите серию из восьми стадий, целью которых является развитие связного самоощущения, твердое осознание того, кто вы есть.
Каждый этап представляет собой вызов или кризис, в котором вы идете в том или ином направлении. Когда вы достигаете развилки на дороге, ваш выбор оказывает сильное влияние на то, кто вы есть.
Вот стадии психосоциального развития Эриксона:
Базовое доверие против недоверия: В первый год жизни (если только человек не зациклен на определенном этапе или не застрял на нем) базовый опыт взаимодействия с внимательным, последовательным, предсказуемым и заслуживающим доверия опекуном превращается в базовое доверие мира. Это базовое доверие включает в себя доверие к себе и знание того, что, когда опекуны недоступны, вы можете позаботиться о себе.
Если ребенку постоянно не хватает чуткой заботы и его потребности не удовлетворяются должным образом, он может никогда не научиться доверять своему окружению. Непоследовательный или прерывистый уход также может привести к отсутствию доверия. В любом случае, когда чувство базового доверия у ребенка подорвано, это может привести к замкнутости, а иногда даже к полному отгораживанию от отношений.
Автономия против стыда и сомнений: Когда ребенку от 13 до 36 месяцев, его быстро растущие способности могут перерасти в чувство независимости от опекунов или в чувство стыда, неуверенности в себе и незащищенности.
Если мама и папа слишком властны, постоянно говорят детям в этом возрасте не трогать вещи, не разговаривать и не примерять на себя новообретенную уверенность, у детей может развиться чувство стыда и сомнения в себе.
Инициатива против чувства вины: Эта стадия характеризуется постоянным расширением чувства независимости человека посредством направленного, целеустремленного и ответственного поведения. Действия содержат меньше чувства бунта и больше чувства собственной инициативы. В этот период, который наступает, когда человеку от 3 до 6 лет, появляются уникальные детские желания, которые действительно начинают определять его маленькие личности.
Трудолюбие против неполноценности: «Время формироваться!» — это то, что, по словам Эриксона, люди чаще всего слышат в возрасте от 6 до подросткового возраста. Играть и экспериментировать с окружающей средой больше нельзя. Родители ожидают, что ребенок чего-то достигнет, когда он или она будет заниматься какой-либо деятельностью. Цвет внутри линий.
Если ребенок рассматривает игру как возможность расслабиться и отдохнуть от давления школьного дня, движется ли он к неполноценности? Нет, использование игрового времени для расслабления является целеустремленным и важным. Но если в поведении ребенка большую часть времени наблюдается явное отсутствие целенаправленности, то чувство бездельника или бесцельности может привести к ощущению неполноценности.
Идентичность против путаницы в идентичности: В подростковом возрасте подростки экспериментируют с новой идентичностью и взглядами на самих себя. В этом возрасте есть потребность узнать, кто вы на самом деле и что вы собой представляете. Эриксон назвал это кризисом идентичности .
Если подросток успешно преодолевает бездонные воды подростковой путаницы в самоидентификации, он выходит из него с более твердым чувством собственного достоинства и более ясной идентичностью. Если не . . . колодец, определить путаницу состояние неразрешенного кризиса идентичности. Иногда подростки теряются в сбивающих с толку поисках подлинной идентичности; некоторые из этих детей замыкаются в себе и никогда по-настоящему не чувствуют себя.
Близость против изоляции: Согласно Эриксону, дикие одинокие дни должны закончиться, и способность находить и развивать близость становится первоочередной задачей развития личности. После того, как кто-то узнает, кто она такая, она начинает развивать близкие отношения с другими людьми, которые знают, кто они такие. Цель этого этапа — близость.
Генерация против стагнации: В какой-то момент человеку нужно быть нужным и чувствовать, что он ведет следующее поколение.