Становление и развитие отечественной психологии: 25. Становление и развитие отечественной психологии
6.Становление и развитие отечественной психологии
Пионером психологии как науки, предметом которой является не душа и даже не сознание, а психически регулируемое поведение, можно по праву считать ИМ. Сеченова (1829—19.05), а не американца Дж. Уотсона, поскольку первый еще в 1863 г. в трактате «Рефлексы головного мозга» пришел к выводу о том, что саморегуляция поведения организма посредством сигналов является предметом психологического исследования. Позднее И.М. Сеченов стал определять психологию как науку о происхождении психической деятельности, к которой относил восприятие, память, мышление. Он считал, что психическая деятельность строится по типу рефлекса и включает в себя вслед за восприятием среды и его переработкой в головном мозгу ответную работу двигательного
аппарата. В работах Сеченова впервые в истории психологии предмет этой науки стал охватывать не только явления и процессы сознания и бессознательной психики, но и весь цикл взаимодействия организма с миром, включая его внешние телесные действия.
Сеченовские идеи оказали влияние на мировую науку, но в основном они получили развитие в России в учениях И.П. Павлова (1849-1936) и В.М. Бехтерева (1857-1927), трудами которых был утвержден приоритет рефлексологического подхода.
В советский период российской истории в первые 15—20 лет советской власти обнаружился необъяснимый, на первый взгляд, феномен — невиданный взлет в целом ряде научных областей — физике, математике, биологии, лингвистике, в том числе и в психологии. Например, только в 1929 г. в стране вышло около 600 названий книг по психологии. Возникают новые направления: в области психологии обучения — педология, в области психологии трудовой деятельности — психотехника, проводились блестящие работы по дефектологии, судебной психологии, зоопсихологии.
В 30-е гг. по психологии были нанесены сокрушительные удары постановлениями ЦК ВКП(б) и почти все основные психологические концепции и психологические исследования вне рамок марксистских установок были запрещены. Исторически психология сама способствовала подобному отношению к исследованиям в области психики. Психологи — сначала в теоретических исследованиях и стенах лабораторий — как бы отодвигали на второй план, а затем и вовсе отрицали у человека право на бессмертную душу и духовную жизнь. Затем на смену теоретикам пришли практики и стали обращаться с людьми как с бездушными объектами. Этот приход был не случайным, а подготовленным предыдущим развитием, в котором свою роль сыграла и психология.
К концу 50-х — началу 60-х гг. сложилась ситуация, когда психологии была отведена роль раздела в физиологии высшей нервной деятельности и комплекса психологических знаний в марксистско-ленинской философии. Психология понималась как наука, изучающая психику, закономерности ее появления и развития. Понимание психики базировалось на ленинской теории отражения. Психика определялась как свойство высокоорганизованной материи — мозга отражать действительность в форме психических образов.
Даже в этих условиях советскими психологами, такими, как СЛ. Рубинштейн (1889-1960), Л.С Выготский (1896-1934), А.Н. Леонтьев (1903-1979), Д.Н. Узнадзе (1886-1950), А.Р. Лурия (1902—1977), был сделан немалый вклад в мировую психологию.
В постсоветскую эпоху перед отечественной психологией открылись новые возможности и встали новые проблемы. Развитие отечественной психологии в современных условиях уже не соответствовало жестким догмам диалектико-материалистической философии, что, безусловно, предоставляет свободу творческого поиска.
В настоящее время в отечественной психологии существует несколько ориентации:
Марксистски — ориентированная психология. Хотя эта ориентация перестала быть доминирующей, единственной и обязательной, однако долгие годы сформировали парадигмы мышления, которые определяют психологические исследования.
Западнически — ориентированная психология представляет собой ассимиляцию, адаптацию, подражание западным течениям в психологии, которые были отторгаемы предыдущим режимом. Обычно на путях подражания продуктивные идеи не возникают. К тому же основные течения западной психологии отражают психику западноевропейского человека, а не русского, китайца, индуса и т.д. Поскольку универсальной психики не существует, теоретические схемы и модели западной психологии универсальностью не обладают.
Духовно — ориентированная психология, направленная на восстановление «вертикали человеческой души», представлена именами психологов Б.С. Братуся, Б. Ничипорова, Ф.Е. Василюка, В.И. Слободчикова, В.П. Зинченко и В.Д. Шадрикова. Духовно ориентированная психология опирается на традиционные духовные ценности и признание реальности духовного бытия.
Литература
Основная
1.Островский Э.В., Чернышова Л.И. Психология и педагогика:Учебное пособие /Под ред.Э.В.Островского.- М.: Вузовский учебник, 2008. – 384 стр.
Дополнительная
1. Годфруа Ж. Что такое психология. В 2-х т. Т. 1 / Пер. с фр. — М.: Мир, 1996.
2.НемовР. С.Психология: Учебник для студентов высших педагогических заведений. В 2-х кн. Кн. 1. — М.: Просвещение — Вла-дос, 1994.
3.Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. — М.: Академия, 1998.
4.Психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. — М.: Педагогика-Пресс, 1999.
5.
6.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. — СПб.: Питер, 1999.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Становление и основные тенденции развития отечественной психологии |
Лекции и практикум по психологии — История психологии |
Вопросы для обсуждения: Основные понятия и термины: педология, установка, культурноисторическая концепция, высшие психические функции, онтогенез, зона ближайшего развития, принцип единства «аффекта и интеллекта», нейропсихология, деятельностный подход в психологии, интериоризация, экстериоризация.
7. Как проявляется взаимосвязь обучения и развития по Л.С.Выготскому?. 8. Понятие о высшей психической функции в теории культурно-исторического развития. 9. Роль общения со взрослым для психического развития ребенка в теории Л.С. Выготского? 10. Исследования в области нейропсихологии А. Р. Лурии. 11. В чем суть идеи С. Л. Рубинштейна о том, что процесс, деятельность являются основными способами существования психического? 12. В чем выражается взаимосвязь между психическими процессами и деятельностью, поведением человека, согласно точке зрения С.Л. Рубинштейна? 13. О каких двух подходах к анализу деятельности в психологии упоминает А.Н. Леонтьев? Опишите их содержание. 14. Какое определение понятию «деятельность» дает А.Н. Леонтьев и как он определяет его структуру?
Основатель российской психотехники С.Н. Шпильрейн активно исследовал вопросы профотбора, профконсультации, оптимизации психологии производства. Теоретической основой педологии стала интеграция педагогики, психологии и физиологии как попытка создания единой науки о воспитании, обучении ребенка. Основные представители педологии — М.Я. Басов, П.П. Блонский, Л.С. Выготский. Для отечественной психологии первых лет ее развития (после революции 1917 года) было характерно пристальное внимание к достижениям мировой психологической науки. Из зарубежных концепций внимание отечественных психологов-педологов привлекали гештальтпсихология, персонализм В. Штерна, психотехника и тестология, психоанализ З. Фрейда. Педологи начинают использовать зарубежные тесты, издается журнал «Педология». Постановлением ЦК ВКПБ «О педологических извращениях в системе НАРКОМПРОСА» (1936) педология, в частности, психология вообще, были запрещены. Многие педологи были впоследствии репрессированы.
Источник: Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине |
Последствия воздействия домашнего насилия на детей: метаанализ и критика
Боренштейн, М., и Ротштейн, Х. (1999). Комплексный метаанализ: компьютерная программа для синтеза исследований . Энглвуд, Нью-Джерси: Биостат.
Google Scholar
Сотрудничество Кэмпбелл. (н.д.). Что помогает? Что вредит? На основании каких доказательств? Получено 15 апреля 2003 г. с http://www.campbellcollaboration. org/Fra/About.html 9.0007
Кристопулос, К., Кон, Д. А., Шоу, Д. С., Джойс, С., Салливан-Хэнсон, Дж., Крафт, С. П., и Эмери, Р. Э. (1987). Дети подвергшихся насилию женщин. I: Корректировка во время проживания в приюте. Журнал брака и семьи , 49 , 611–619.
Google Scholar
Коэн, Дж. (1977). Статистический анализ мощности для поведенческих наук (4-е изд.) . Нью-Йорк: Академическая пресса.
Google Scholar
Конрад, М., и Хаммен, К. (1989). Роль материнской депрессии в восприятии детской дезадаптации. Журнал клинической и консультационной психологии , 57 , 663–667.
Google Scholar
Койн, Дж. Дж., Барретт, П. М., и Даффи, А. Л. (2000). Бдительность к угрозе у детей-свидетелей домашнего насилия: экспериментальное исследование с использованием парадигмы неоднозначных ситуаций. Journal of Child and Family Studies , 9 , 377–388.
Google Scholar
ДюРант, Р. Х., Каденхед, К., Пендерграст, Р. А., Славенс, Г., и Линдер, К. В. (1994). Факторы, связанные с применением насилия среди городских чернокожих подростков. Американский журнал общественного здравоохранения , 84 , 612–617.
Google Scholar
Эдлесон, Дж. Л. (1995). Матери и дети: понимание связи между избиением женщин и жестоким обращением с детьми . Документ представлен на семинаре Национального института юстиции по стратегическому планированию насилия в отношении женщин, Вашингтон, округ Колумбия. Получено 12 февраля 2003 г. с сайта www.mincava.umn.edu
Edleson, JL (1999). Дети становятся свидетелями домашнего насилия взрослых. Журнал межличностного насилия , 14 , 839–870.
Google Scholar
Эдлесон, Дж. Л., Мбилиньи, Л. Ф., Биман, С. К., и Хагемейстер, А. К. (2003). Как дети вовлечены в насилие в семье: результаты телефонного опроса в четырех городах. Журнал межличностного насилия , 18 , 18–32.
Google Scholar
Эль-Шейх, М., и Харгер, Дж. (2001). Оценка супружеского конфликта и адаптации детей, здоровья и психологической реактивности. Психология развития , 37 , 875–885.
Google Scholar
Фантуццо, Дж. В., Де Паола, Л. М., Ламберт, Л., Мартино, Т., Андерсон, Г., и Саттон, С. (1991). Влияние межродительского насилия на психологическую адаптацию и компетенции маленьких детей. Journal of Consulting and Clinical Psychology , 59 , 258–265.
Google Scholar
Фантуццо, Дж. В., и Линдквист, К. У. (1989). Влияние наблюдения за супружеским насилием на детей: обзор и анализ методологии исследования. Журнал семейного насилия , 4 , 77–94.
Google Scholar
Фантуццо, Дж. В., и Мор, В. К. (1999). Распространенность и последствия воздействия домашнего насилия на детей. Будущее детей , 9 , 21–32.
Google Scholar
Грэм-Берманн, С.А. (1996). Семейные тревоги: оценка межличностной тревожности у детей из агрессивных и ненасильственных семей. Журнал клинической детской психологии , 25 , 280–287.
Google Scholar
Грич, Дж. Х., Финчем, Ф. Д., Джурилес, Э. Н., и Макдональд, Р. (2000). Межродительский конфликт и приспособление ребенка: проверка посреднической роли оценок в когнитивно-контекстной структуре. Развитие ребенка , 71 , 1648–1661.
Google Scholar
Грич, Дж. Х., Джурилес, Э. Н., Суонк, П. Р., Макдональд, Р., и Норвуд, В. Д. (2000). Модели приспособления детей женщин, подвергшихся побоям. Журнал консультирования и клинической психологии , 68 , 84–94.
Google Scholar
Хершорн М. и Розенбаум А. (1985). Дети супружеского насилия: более пристальный взгляд на непреднамеренных жертв. Американский журнал ортопсихиатрии , 55 , 260–266.
Google Scholar
Холден, Г.В., и Ричи, К.Л. (1991). Связь крайних семейных разногласий, воспитания детей и проблем с поведением детей: данные женщин, подвергшихся побоям. Развитие ребенка , 62 , 311–327.
Google Scholar
Хольцворт-Манро, А., и Стюарт, Г. (1994). Типологии мужчин-насильников: три подтипа и различия между ними. Психологический бюллетень , 116 , 476–497.
Google Scholar
Хьюз, Х. М. (1988). Психологические и поведенческие корреляты семейного насилия у детей-свидетелей и жертв. Американский журнал ортопсихиатрии , 58 , 77–90.
Google Scholar
Хьюз, Х.М., Паркинсон, Д., и Варго, М. (1989). Быть свидетелем жестокого обращения с супругом и подвергаться физическому насилию: «двойной удар»? Журнал семейного насилия , 4 , 197–209.
Google Scholar
Инголдсби, Э. М., Шоу, Д. С., Оуэнс, Э. Б., и Уинслоу, Э. Б. (1999). Продольное исследование межличностных конфликтов, эмоциональной и поведенческой реактивности и проблем адаптации дошкольников в семьях с низким доходом. Журнал аномальной детской психологии , 27 , 343–356.
Google Scholar
Джаффе, П.Г., Лемон, Н., и Пуассон, С. (2003). Насилие в семье и споры об опеке над детьми: решение основных клинических и юридических вопросов . Тысяча дубов, Калифорния: Sage.
Google Scholar
Джаффе, П.Г., Пуассон, С.Е., и Каннингем, А. (2001). Насилие в семье и конфликтный развод: разработка нового поколения исследований для детей. В SA Graham-Bermann & JL Edleson (Eds.), Насилие в семье в жизни детей: будущее исследований, вмешательства и социальной политики . Вашингтон, округ Колумбия: Американская психологическая ассоциация.
Google Scholar
Джаффе П., Вулф Д. и Уилсон С. (1990). Дети женщин, подвергшихся побоям . Ньюбери-Парк, Калифорния: Сейдж.
Google Scholar
Джаффе П., Вулф Д., Уилсон С. и Зак Л. (1986). Сходства в поведенческой и социальной дезадаптации среди детей-жертв и свидетелей семейного насилия. Американский журнал ортопсихиатрии , 56 , 142–146.
Google Scholar
Джаффи, С. Р., Моффит, Т.Е., Каспи, А., Тейлор, А., и Арсено, Л. (2002). Влияние домашнего насилия со стороны взрослых на проблемы интернализации и экстернализации детей: экологически информативное исследование близнецов. Журнал Американской академии детской и подростковой психиатрии , 41 , 1095–1103.
Google Scholar
Джорилес, Э. Н., Барлинг, Дж., и О’Лири, К. Д. (1987). Прогнозирование проблем поведения ребенка в воинственно-насильственных семьях. Журнал аномальной детской психологии , 15 , 165–173.
Google Scholar (19)98). Ножи, оружие и межродительское насилие: Отношения с проблемами поведения ребенка. Журнал семейной психологии , 12 , 178–194.
Google Scholar
Джорилес, Э. Н., Мерфи, К. М., и О’Лири, К. Д. (1989). Межсупружеская агрессия, семейные разногласия и детские проблемы. Журнал консультирования и клинической психологии , 57 , 453–455.
Google Scholar
Джорилес, Э. Н., Норвуд, В. Д., Макдональд, Р., Винсент, Дж. П., и Махони, А. (1996). Физическое насилие и другие формы супружеской агрессии: связи с проблемами поведения детей. Журнал семейной психологии , 10 , 223–234.
Google Scholar
Джорилес, Э. Н., Спиллер, Л. К., Стивенс, Н., Макдональд, Р., и Суонк, П. (2000). Изменчивость в адаптации детей женщин, подвергшихся побоям: роль детских оценок межродительского конфликта. Когнитивная терапия и исследования , 24 , 233–249.
Google Scholar
Кемптон Т., МакКомбс-Томас А. и Форхенд Р. (1989). Размеры межродительского конфликта и подросткового функционирования. Журнал семейного насилия , 4 , 297–307.
Google Scholar
Кериг, П. К. (1998). Модераторы и посредники влияния межродительского конфликта на детскую адаптацию. Журнал аномальной детской психологии , 26 , 199–212.
Google Scholar
Килпатрик, К.Л., Литт, М., и Уильямс, М. (1997). Посттравматическое стрессовое расстройство у детей-свидетелей домашнего насилия. Американский журнал ортопсихиатрии , 67 , 639–644.
Google Scholar
Китцманн, К.М., Гейлорд, Н.К., Холт, А.Р., и Кенни, Э.Д. (2003). Дети-свидетели домашнего насилия: метааналитический обзор. Журнал консультирования и клинической психологии 71 , 339–352.
Google Scholar
Колбо, Дж. Р. (1996). Риск и устойчивость среди детей, подвергшихся насилию в семье. Насилие и жертвы , 11 , 113–128.
Google Scholar
Леманн, П. (1997). Развитие посттравматического стрессового расстройства (ПТСР) у детей, свидетелей жестокого обращения с матерью. Журнал семейного насилия , 12 , 241–257.
Google Scholar
Левендоски, А. А., Хат-Бокс, А. С., Семел, М. А., и Шапиро, Д. Л. (2002). Симптомы травмы у детей дошкольного возраста, подвергшихся домашнему насилию. Журнал межличностного насилия , 17 , 150–164.
Google Scholar
Литровник А., Ньютон Р., Хантер В. М., Инглиш Д. и Эверсон М. Д. (2003). Подверженность насилию в семье у детей раннего возраста из групп риска: продольный взгляд на последствия виктимизации и свидетелей физической и психологической агрессии. Журнал семейного насилия , 18 , 59–73.
Google Scholar
Марголин Г. и Гордис Э. (2000). Влияние семейного и общественного насилия на детей. Ежегодные обзоры психологии , 51 , 445–479.
Google Scholar
Мартин, С.Э., и Клементс, М.Л. (2002). Маленькие дети реагируют на межродительский конфликт: ассоциации с супружеской агрессией и приспособлением ребенка. Journal of Child and Family Studies , 11 , 231–244.
Google Scholar
Матиас Дж. Л., Мертин П. и Мюррей А. (1995). Психологическое функционирование детей на фоне домашнего насилия. Австралийский психолог , 30 , 47–56.
Google Scholar
Макклоски, Л. А., Саутвик, К., Фернандес-Эскер, М. Э., и Локк, К. (1995). Психологические последствия политического и домашнего насилия для матерей и детей иммигрантов из Центральной Америки и Мексики. Журнал общественной психологии , 23 , 95–116.
Google Scholar
Макдональд, Р. , Джурилес, Э. Н., Норвуд, В., Уэр, Х. С., и Эзелл, Э. (2000). Насилие в браке со стороны мужей и проблемы адаптации детей, направленных в клинику. Поведенческая терапия , 31 , 649–665.
Google Scholar
Макги, Р. А., Вулф, Д. А., и Уилсон, С. К. (1997). Множественный опыт жестокого обращения и проблемы с поведением подростков: взгляды подростков. Развитие и психопатология , 9 , 131–149.
Google Scholar
Моррель, Т. М., Дубовиц, Х., Керр, М. А., и Блэк, М. М. (2003). Влияние материнской виктимизации на детей: перекрестное исследование. Журнал семейного насилия 18 , 29–41.
Google Scholar
Мюллер, Р. Т., Гебель-Фаббри, А. Э., Даймонд, Т., и Динклэйдж, Д. (2000). Социальная поддержка и взаимосвязь между семейным и общественным насилием и психопатологией среди подростков с высоким риском. Жестокое обращение с детьми и безнадзорность , 24 , 449–464.
Google Scholar
Оддоне-Паолуччи, Э., Генуис, М.Л., и Виолато, К. (2001). Метаанализ опубликованных исследований последствий сексуального насилия над детьми. Журнал психологии , 135 , 17–36.
Google Scholar
О’Брайен, М., Джон, Р.С., Марголин, Г., и Эрел, О. (1997). Надежность и диагностическая эффективность отчетов родителей о подверженности детей супружеской агрессии. Насилие и жертвы , 9 , 45–52.
Google Scholar
О’Киф, М. (1995). Предикторы жестокого обращения с детьми в брачно-насильственных семьях. Журнал межличностного насилия , 10 , 3–25.
Google Scholar
Ософски, Дж. Д., Веверс, С., Ханн, Д. М., и Фик, А. С. (1993). Хроническое насилие в обществе: что происходит с нашими детьми? Психиатрия , 56 , 36–45.
Google Scholar
Портер, Б., и О’Лири, К.Д. (1980). Семейный разлад и проблемы поведения в детстве. Журнал аномальной детской психологии , 8 , 287–295.
Google Scholar
Роджерс, М.Дж., и Холмбек, Г.Н. (1997). Влияние межродительской агрессии на адаптацию детей: сдерживающая роль когнитивной оценки и преодоления. Журнал семейной психологии , 11 , 125–130.
Google Scholar
Розенталь, Р. (1995). Написание метааналитических обзоров. Психологический бюллетень , 118 , 183–192.
Google Scholar
Раттер, М., и Сроуф, Л. А. (2000). Психопатология развития: концепции и проблемы. Развитие и психопатология , 12 , 265–296.
Google Scholar
Самерофф, А. Дж. (2000). Системы развития и психопатология. Развитие и психопатология , 12 , 297–312.
Google Scholar
Сондерс, BE (2003). Понимание детей, подвергшихся насилию: на пути к интеграции пересекающихся областей. Журнал межличностного насилия , 18 , 356–376.
Google Scholar
Шипман К., Россман Б. и Уэст Дж. (1999). Сосуществование супружеского насилия и жестокого обращения с детьми: концептуальные последствия. Жестокое обращение с детьми , 4 , 93–102.
Google Scholar
Спаккарелли, С., Сандлер, И. Н., и Руса, М. (1994). Насилие супруга в отношении матери в анамнезе: связанные риски и уникальные последствия для психического здоровья ребенка. Журнал семейного насилия , 9 , 79–98.
Google Scholar (1993). Влияние домашнего насилия на проблемы поведения детей и депрессию. Психология развития , 29 , 44–52.
Google Scholar
Штраус, М. (1979). Измерение внутрисемейного конфликта: шкалы Conflict Tactics (CT). Журнал брака и семьи , 41 , 75–88.
Google Scholar
Тан, К.С. (1997). Психологическое воздействие жестокого обращения с женой: опыт китайских женщин и их детей. Журнал межличностного насилия , 12 , 466–478.
Google Scholar
Танненбаум Л., Соседи Б. и Форхенд Р. (1992). Уникальный вклад четырех материнских стрессоров в подростковое функционирование. Журнал раннего подросткового возраста 12 , 314–325.
Google Scholar (2001). Проблемы поведения среди детей в приютах для женщин, подвергшихся побоям: распространенность и стабильность материнских сообщений. Журнал семейного насилия 16 , 291–307.
Google Scholar
Волак, Дж., и Финкельхор, Д. (1998). Дети, подвергающиеся насилию со стороны партнера. В J. Jasinski & LM Williams (Eds.), Насилие со стороны партнера: всесторонний обзор 20-летних исследований . (стр. 73–112). Тысяча дубов, Калифорния: Sage.
Google Scholar
Вольф, Ф. М. (1986). Метаанализ: количественные методы синтеза исследований. Количественные приложения в серии социальных наук 07–059 . Беверли-Хиллз, Калифорния: Sage.
Google Scholar
Вулф, Д. А., Джаффе, П. Дж., Уилсон, С., и Зак, Л. (1985). Дети подвергшихся побоям женщин: связь детского поведения с насилием в семье и материнским стрессом. Journal of Consulting and Clinical Psychology , 53 , 657–665.
Google Scholar
Вулф, Д. А., Зак, Л., Уилсон, С., и Джаффе, П. (1986). Дети становятся свидетелями насилия между родителями: критические вопросы поведенческой и социальной адаптации. Журнал аномальной детской психологии , 14 , 95–104.
Google Scholar
Скачать ссылки
Что такое психология?
Слово психология происходит от греческого слова psyche , что означает жизненное дыхание/человеческая душа (от греческого богини Психэ, богини души). Американская психологическая ассоциация (АПА) определяет психологию просто как изучение человеческого разума и поведения.
Психология охватывает все аспекты человеческого опыта, а изучение психологии охватывает все элементы, связанные с пониманием поведения, а точнее, факторы, которые мотивируют поведение.
Психология изучает психические процессы, поведение и отношения между ними. Психические процессы в психологии относятся, среди прочего, к обучению, мотивации, рассуждениям и эмоциям. Другими словами, изучение психологии включает в себя изучение того, как люди думают, чувствуют, учатся, взаимодействуют, воспринимают и понимают, в одиночестве или при взаимодействии с другими людьми или окружающей средой.
Психология — это одновременно и естественная наука, изучающая врожденные факторы и первичные побуждения, соответствующие законам природы, и социальная наука, изучающая поведение, чувства и мысли, а также факторы окружающей среды, которые им способствуют.
В отличие от других дисциплин, которые обычно имеют дело только с физически осязаемым, психология связана с мыслями, эмоциями, воспоминаниями и восприятиями, привнося уникальный уровень нюансов и сложности в психологические исследования, исследования и практику.
Психология — это область, чаще всего связанная с консультированием и вмешательством в области психического здоровья, однако APA быстро указывает, что эта дисциплина также является многогранной наукой, основанной на исследованиях — наукой о поведении, наукой о познании и наукой об эмоциях.
Кто такой психолог?
Психологи — это ученые, исследователи, терапевты и клиницисты, чьи исследования человеческого поведения помогают решать многие современные проблемы, связанные с межличностными отношениями, общественным здравоохранением, преступностью и терроризмом, образованием, экономикой и здравоохранением, и это лишь некоторые из них. Согласно APA, психология играет большую роль в здоровье, благополучии, индивидуальной и организационной эффективности.
Проще говоря, сегодняшние психологи в их различных ролях работают для:
- Проведения фундаментальных и прикладных исследований
- Служения консультантами для сообществ и организаций
- Диагностика и лечение людей
- Обучение будущих психологов
- Тестирование интеллекта10
Изучая взаимосвязь между функциями мозга и поведением, окружающей средой и поведением, психологи находят способы улучшить наше понимание окружающего мира. Психологи приносят очень реальную и измеримую пользу современному обществу:
- Организации общественного здравоохранения теперь используют инструменты психологических исследований для оценки программ, политики и организаций общественного здравоохранения, тем самым повышая их эффективность.
- Теперь врачи и психологи лучше понимают уникальные потребности в области психического здоровья наших солдат, ветеранов и их семей.
- Федеральное правительство смогло получить ценную информацию о террористических угрозах с точки зрения социальных и поведенческих наук, чтобы сформулировать стратегии по снижению риска.
Несмотря на нюансы и тонкости психологии, специалисты утверждают, что она не так уж сильно отличается от других наук. В то время как другие науки используют материальные данные, человеческое поведение само по себе является необработанными данными, которые используют психологи. Хотя психологи не могут непосредственно наблюдать за разумом, они могут изучать наши действия, чувства и мысли — все они находятся под влиянием нашего функционирующего разума.
APA признает пять навыков профессиональной психологии:
- Психофармакология
- Лечение расстройств, связанных с алкоголем и другими психоактивными веществами
- Спортивная психология
- Обследование и лечение серьезных психических заболеваний
- Оценка личности
Но на этом широкие возможности психологии не заканчиваются. На самом деле существует не менее 54 подразделений и групп по интересам психологии, организованных членами АПА. Многие подразделения представляют собой субдисциплины психологии, в то время как другие сосредоточены на актуальных проблемах, таких как травма или старение. Психологи изучают и часто сосредотачивают свою карьеру на широком спектре современных тем, таких как:
- Зависимости
- Аутизм
- Биполярное расстройство
- Запугивание
- Расстройства пищевого поведения
- Этика
- Преступления на почве ненависти 9030 Дети 90 СМИ и права человека 90 10
- Лесбиянки, геи, бисексуалы, трансгендеры
- Раса
- Социально-экономические статус
- Подростки
- Стресс
- Насилие
НАЙТИ ШКОЛЫ
Рекламный контент
Специальности в профессиональной психологии, признанные APA
Изучение и практика психологии основаны на ряде дисциплин, включая медицину, социологию, биологию, антропологию и лингвистику, среди прочих, поэтому существует так много разных типов психологической карьеры. Американская психологическая ассоциация признает следующие специальности в профессиональной психологии:
- Клиническая нейропсихология
- Клиническая психология здоровья
- Психоанализ в психологии
- Школьная психология
- Клиническая психология
- Клиническая детская психология
- Консультативная психология
- Производственно-организационная психология
- Поведенческая и когнитивная психология
- Судебная психология
- Семейная психология0 Геропсихология 3 3 Психология полиции и общественной безопасности
- Психология сна
- Реабилитационная психология
Некоторые из специальностей профессиональной психологии, которым уделяется наибольшее внимание в 21 ст века:
Клиническая психология
Клиническая психология объединяет науку и теорию с практикой. Психология на клиническом уровне включает в себя применение научных открытий в попытке понять, предсказать и облегчить дистресс или дисфункцию у пациентов, чтобы способствовать их благополучию и личностному развитию. Клиническая психология исследует все аспекты человеческой деятельности, включая биологические, психологические, интеллектуальные, эмоциональные и поведенческие аспекты и факторы.
Клиническая психология включает в себя психологическую оценку и психотерапию, хотя клиницисты могут также поделиться своим опытом в судебно-медицинской экспертизе, исследованиях и обучении, среди прочего.
Работа клинических психологов включает:
- Рассмотрение любого количества диагнозов и вмешательств
- Понимание психопатологии и проблем психического здоровья на протяжении всей жизни
- Оценка пациентов путем интеграции данных со стандартными методами оценки
- Консультации со специалистами в области психопатологии
- Участие в исследованиях и анализ научных данных и психологических исследований
Психология развития (клиническая детская психология)
Психология развития включает в себя психологические изменения, которые происходят на протяжении всей жизни, от рождения до смерти, хотя изначально эта область психологии была сосредоточена главным образом на младенчестве и детстве. Сфера психологии развития охватывает психологические факторы, которые меняются в течение жизни, такие как двигательные навыки, решение проблем, овладение языком и формирование личности, среди прочего.
Психологи развития могут изучать, как ментальные структуры влияют на обучение, как факторы окружающей среды влияют на развитие или эволюцию характеристик человека. В более широком масштабе психология развития пытается объяснить изменения в культурах или популяциях с течением времени.
Исследования психологов развития имеют далеко идущие последствия, включая такие темы, как:
- Нейробиологическое развитие
- Эмоциональное и социальное развитие
- Когнитивно-интеллектуальное развитие
- Овладение языком
Психологи, занимающиеся вопросами развития, часто работают, среди прочего, в академических учреждениях, клиниках, школах и больницах.
Когнитивная психология
Когнитивная психология исследует, среди прочего, то, как мы учимся, как мы общаемся и как мы думаем. Таким образом, эта дисциплина психологии включает в себя понимание внутренних психических процессов, таких как
- Восприятие
- Рассуждение
- Язык
- Принятие решений
- Память
- Концептуальное развитие
В основе когнитивной психологии лежит изучение интеллекта или того, как люди получают, обрабатывают и хранят информацию. Современное изучение когнитивной психологии предполагает рассмотрение мозга как сложной вычислительной системы.
Судебная психология
Судебная психология – одна из наиболее быстро развивающихся областей психологии. Это включает в себя применение психологических принципов к уголовному расследованию и закону. Судебные психологи практикуют свое мастерство в уголовных и гражданских судах, работая вместе с адвокатами, правонарушителями, семьями и свидетелями, а также в таких учреждениях, как реабилитационные центры, тюрьмы и полицейские управления.
Судебные психологи могут также сосредоточить свою работу на исследованиях, работая в колледжах, университетах и правительственных учреждениях, где они изучают взаимодействие человеческого поведения в криминологии и правовой системе.
Работа судебных психологов часто включает:
- Дача свидетельских показаний в суде
- Проведение психологической экспертизы
- Проведение экспертизы по решению суда
- Удовлетворение потребностей заключенных в области психического здоровья (скрининг, терапевтические группы, стационарные обходы и т. д.)
- Консультации с тюремным персоналом, адвокатами заключенных, судебными органами и судебными адвокатами
- Предоставление консультаций или услуг по урегулированию кризисных ситуаций для отделений полиции
Психология труда (производственно-организационная психология)
Психология труда ) психология) изучает, как функционируют организации и как люди в этих организациях ведут себя и работают. Конечной целью психологии труда является обеспечение оптимальной эффективности и удовлетворенности рабочих или групп рабочих.
Профессиональные психологи обычно предоставляют свои услуги крупным компаниям или организациям. Владельцы компаний и администраторы высокого уровня часто обращаются за помощью к профессиональным психологам, обычно в качестве консультантов, для решения конкретных или общих проблем, связанных с удержанием сотрудников, моральным духом компании или общей эффективностью.
Бизнес-лидеры могут обратиться за помощью по любому количеству соответствующих деловых вопросов, таких как организационное развитие или обучение лидерству, или они могут использовать опыт профессиональных психологов в периоды перемен, например, во время слияния или поглощения.
FIND SCHOOLS
Рекламный контент
Клиническая нейропсихология
Нейропсихология специализируется на обследовании и лечении пациентов с заболеваниями или травмами головного мозга. Нейропсихологи имеют глубокое понимание мозга, включая анатомию мозга и неврологические заболевания. Это сделало нейропсихологию особенно актуальной для понимания и попыток устранения психо-поведенческих последствий черепно-мозговых травм, которые стали слишком распространенными среди солдат и ветеранов боевых действий.