Стратегии поведения: Стратегия поведения в конфликтных ситуациях
4 стратегии поведения
АЛЕКСЕЙ МОЛЧАНОВ
4 стратегии поведения
Целенаправленная работа с ресурсным состоянием. Правила успеха или как привлечь чудеса в жизнь.
Алексей Молчанов
СЕО тренинг-консалтинговой компании «Business and Business»
Серийный предприниматель, автор книг, эксперт в области обучения и экологии изменений.
Время стремительно бежит вперёд. Где-то мы бежим в ногу с ним, где-то опережаем, а где-то отстаём. Почему так происходит? Постоянно появляются какие-то проблемы и задачи, которые нужно решать. Кто-то успешно с ними справляется, а кто-то «тонет» под этим грузом. Что определяет наше поведение в жизни? И можно ли стать успешнее, управляя этими процессами?
Есть несколько стратегий поведения при возникновении проблем:
«Отрицание»
Игнорируется любая проблема, вплоть до отрыва от действительности. Человек убеждает себя в том, во что хочет верить. Например, «я здоров», «мне достаточно этих денег», «хуже точно не будет», «какая проблема?»
«Откладывание»
Мы признаемся себе в том, что проблема есть. И мы готовы заниматься ей, но… позже. Это позже может не наступить никогда. А может и наступить. Просто часто решение ситуации спустя какое-то время стоит «дороже», либо бессмысленно. Мы просто устраняем последствия.
«Решение-Действие»
Мы все усилия прилагаем к устранению проблемы. Как правило, стремимся вернуть изменившуюся ситуацию в первоначальное положение. Фокус в работе с проблемой на прошлом и настоящем.
«Использование»
Мы стремимся от возникшей проблемы получить максимальную выгоду. Фокус в работе с проблемой на настоящем и будущем.
У каждого человека есть ведущая стратегия. И, если пристально на неё посмотреть, становится видно, что эта стратегия четко показывает нам средний уровень ресурсного состояния человека по жизни. Ведь от ресурсного состояния напрямую зависит наше поведение.
Что такое ресурсное состояние?
Это уровень жизненных сил. Представьте себе, что у человека есть аккумулятор. Как в телефоне. И у этого аккумулятора есть несколько характеристик. Мы рассмотрим с вами две: заряд и ёмкость.
Заряд нашего жизненного аккумулятора позволяет осуществлять действия с определённой интенсивностью. Но часто так бывает, что даже при высоком заряде, если ёмкость аккумулятора маленькая, человек не может долго справляться с серьезными нагрузками. Как телефон — два часа поговорил по нему и надо ставить на подзарядку.
Ёмкость нашего аккумулятора позволяет с определённой силой и на протяжении определённого времени осуществлять действия. Бывает так, что даже при небольшом заряде, но высокой ёмкости, человек легко справляется с возникающими перед ним проблемами, задачами, делами. Например, есть туристические телефоны с высокой ёмкостью батареи. И отправляясь в поход, ты понимаешь, что даже при 10% заряде батареи, ты можешь в течении 3−4 дней спокойно по нему разговаривать.
Как уровень жизненных сил — ресурсное состояние влияет на нашу стратегию поведения?
Нет жизненных сил и человек стремится избегать ситуаций, требующих дополнительного расхода энергии.
Есть жизненные силы, но их немного и хватает только на то, чтобы построить планы. Уже хорошо, но не достаточно, чтобы менять жизнь.
Жизненных сил в достатке и появляется четкое ощущение управления собственной жизнью.
Жизненных сил в избытке и хватает не только для того, чтобы устранять проблемы. Но и для того, чтобы создавать своё будущее из этих проблем.
Любая стратегия имеет свои плюсы и минусы. Человек не может быть всегда на пике формы. Но есть инструменты, которые позволяют даже в отсутствии ресурсного состояния «выжать по максимуму» из сложившейся ситуации. Давайте посмотрим, как это можно сделать?
Стратегия «Отрицание» или как продолжать развиваться с минимальным запасом жизненных сил.
Конечно, когда энергии мало, вокруг видятся одни «минусы». Тяжело увидеть «плюсы». И тем не менее они есть. Например:
«Отваливается» шелуха ненужных дел
Энергии мало и ее хватает только на самое нужное. Приходится расставлять приоритеты. Это очень жесткий фильтр, который позволяет взглянуть на мир и на себя без «розовых очков».
Человек много времени проводит с собой
Энергии хватает только на себя. Поэтому большинство стремится к одиночеству. Часто, именно в этом состоянии, мы многое понимаем про себя.
Рядом остаются только самые близкие
Отсутствие энергии (как впрочем и здоровья, денег, настроения) — это мощнейший фильтр, который как сито пропускает к вам только близких людей.
Другими словами, минимальный запас жизненных сил — это состояние «очистки» или «обнуления». Генеральная уборка в вашей жизни.
Какие инструменты помогают нарастить результат и эффективность в этом состоянии?
Запишите свои приоритеты (1,2,3. ..). Только самое главное. Сделайте напоминалки, чтобы эти приоритеты были постоянно перед глазами и даже небольшое количество драгоценной энергии не было потрачено впустую.
Определите гигиенический минимум дел — что вам необходимо делать в любом состоянии (чистить зубы, пить таблетки, навещать маму…). Это первоочерёдные дела. Сделайте календарик-пинарик и галочками отмечайте выполненные действия.
Ни в коем случае не уходите в отпуск, молчание — продолжайте свою обычную жизнь. Иначе вы не сможете полноценно «почиститься». Искусственное «выпадение из жизни» лишь усугубляет ситуацию.
Начните маленькие шаги по набору ресурсного состояния. Это должно быть что-то понятное и простое. Например, ежедневные небольшие прогулки, медитация, ухаживание за домашними растениями, просмотр любимого сериала и прочее. Все, что позволяет нам улучшить своё физическое, эмоциональное и интеллектуальное состояние.
Начните заботиться о ком-то другом. О том, кто нуждается в этой помощи и где ваш небольшой вклад будет действительно значим.
Итак, план действий в стратегии «Отрицание» прост:
Записываем свои приоритеты
Определяем гигиенический минимум дел
Продолжаем свою обычную жизнь
Начинаем маленькие шаги по набору ресурсного состояния
Заботимся о ком-то, кому это действительно нужно
Стратегия «Откладывание» или как запустить маховик сделанных дел при незначительном запасе жизненных сил.
Многие люди, когда возникают какие-то проблемы и дела, откладывают их решение на потом. Почему?
Не хватает мотивации — желания решать вопросы именно сейчас. Мотивация напрямую связана с ресурсным состоянием, уровнем жизненных сил. Таким образом мозг просто экономит для нас энергию. В чем плюсы этой стратегии?
Все дела проходят фильтр на значимость
Все дела проходят серьёзный фильтр на «важность/значимость». Пока ещё сохраняется «гигиенический минимум» — мы тратим ограниченный ресурс только на самое важное.
Признаем наличие проблем
Здесь мы уже признаем наличие проблем и дел. И можем работать со списками целей.
Настроение «скачет»
Настроение скачет от мега-вдохновения до неприятия. Но… у нас появляется настроение. Пусть даже эпизодически.
Что стоит делать в этот момент? На что в первую очередь обратить внимание?
Продолжайте наращивать ресурсное состояние. Хорошим показателем здесь является настроение. Заведите дневник эмоционального состояния, где по пятибальной шкале отмечайте уровень своего настроения.
Работайте со списками целей, ориентируясь на свои приоритеты. Оцифровывайте, детализируйте, визуализируйте.
При работе с целями используйте вопрос Лакейна: «Что может случиться, если я этого делать не буду?». Отсекайте из списка целей незначимые и неважные.
Продолжайте вести календарик-пинарик для своих значимых дел, обеспечивающих гигиенический минимум.
Начните реализовывать список целей по принципу «от простого к сложному». То есть начните выполнять самые простые и незначительные дела, фиксируя выполнение.
Для фиксации уже достигнутых целей заведите «Доску побед/достижений» в удобной форме. Это может быть электронный файл, страница в ежедневнике или небольшая пробковая доска. Главное, чтобы наши достижения фиксировались и накапливались. И постепенно нарастал уровень этих достижений.
Продолжайте заботиться о ком-то другом, кто нуждается в нашей помощи.
Стратегия «Откладывание» — это самое ценное время для работы с целями. Ещё нет глобальной погружённости в действия и сохраняется фокус на приоритеты. Время строить эффективные планы.
Итак, план действий в стратегии «Откладывание» прост:
Продолжаем наращивать ресурсное состояние.
Работаем со списками целей. Оцифровываем, детализируем, визуализируем.
При работе с целями используем вопрос Лакейна.
Продолжаем вести календарик-пинарик для своих значимых дел, обеспечивающих гигиенический минимум.
Начинаем реализовывать список целей по принципу «от простого к сложному».
Для фиксации уже достигнутых целей заводим «Доску побед/достижений».
Продолжаем заботиться о ком-то другом, кто нуждается в нашей помощи.
Как взять по максимуму от своего ресурсного состояния или работа в стратегии «Решение-Действие».
Нам кажется, что когда мы в ресурсом состоянии, всё будет происходить само собой. Мы набираемся жизненных сил и… часто «сливаем» свою энергию в никуда. Как избежать этого? На что в первую очередь обратить внимание?
Плюсы ресурсного состояния очевидны. Но, чтобы эффективно управлять хорошим автомобилем, нужно понимать как он устроен и, до некоторой степени знать, как он работает. Что даёт нам качественное ресурсное состояние:
Быстрая реакция на принятые решения
Сразу в дело. Любое решение предполагает немедленные возможные действия.
Хорошая стрессоустойчивость
Меньшее количество событий начинает влиять на наше эмоциональное состояние и мы гораздо быстрее восстанавливаемся.
Требуется меньше усилий для той же работы
Действия сделанные из ресурсного состояния более качественные.
Казалось бы — бери и пользуйся. Но есть несколько «подводных камней», на которые очень часто попадает «неопытный пловец», находящийся в ресурсном состоянии:
Энергии настолько много, что она начинает негативно влиять на мышление — начинает страдать анализ. В таком состоянии излишек энергии подталкивает к действиям и зачастую они являются необдуманными.
Высокая «скорость движения» обеспечивает минимальное внимание к деталям.
В хорошем ресурсном состоянии тяжело удерживать ритм. Марафонцы знают, что при забеге на длительные дистанции важно держать и плавно менять ритм. Избыток энергии заставляет разгоняться и разгоняться, а это приводит к повышенному расходу жизненных сил.
На что стоит обратить внимание для наращивания эффективности, если вы находитесь в хорошем ресурсном состоянии?
Продолжайте заниматься ресурсным состоянием. Здесь можно немножко сократить усилия, но гигиенический минимум по ресурсному состоянию должен соблюдаться. Это как с ездой на велосипеде: разогнавшись, можно какое-то время не трогать педали. Но… все равно время от времени ими нужно будет работать.
Ведите календарик-пинарик по своему гигиеническому минимуму.
Держите список целей всегда под рукой. И ставьте отметки о достижении. Я обычно использую «систему светофора»: красный цвет — ещё не приступал к действиям, желтый — всё в процессе реализации, зелёный — цель достигнута.Продолжайте вести «Доску побед/достижений». Оформите её наглядно и обеспечьте к ней легкий доступ.
Продолжайте заботиться о ком-то другом, кто нуждается в помощи.
И самое главное — действуйте!!!
При этом в своих действиях стремитесь работать с ритмом дел. Удерживайте комфортный для вас ритм, плавно разгоняйтесь и замедляйтесь — управляйте!
Хорошее ресурсное состояние — это самое удачное время для реализации ваших целей. Это время для дела!
Итак, план действий в стратегии «Решение — действие» следующий:
Поддерживаем гигиенический минимум действий по ресурсному состоянию.
Продолжаем вести календарик-пинарик.
Держим список целей всегда под рукой. Ставим отметки о достижении целей.
Продолжаем вести «Доску побед/достижений».
Продолжаем заботиться о ком-то другом, кто нуждается в нашей помощи.
Действуем!
Осознанно управляем ритмом наших действий.
На что ещё стоит обратить внимание в этом состоянии:
1. Когда мы находимся в ресурсном состоянии, не надо принимать жизненно важных решений, а только текущие. Это время действий. Наша задача — удерживать стратегические ориентиры.
2. Используйте энергию грамотно, вкладывайте её в главное. Для этого постоянно наводите фокус.
3. Исследуйте свой ритм в делах. Грамотный подбор ритма и его удержание очень сильно влияют на конечный результат и эффективность.
Стратегия «Использование» или что такое на самом деле «состояние потока».
Многие задаются вопросом, что же такое «состояние потока»? И часто путают это состояние с хорошим ресурсным состоянием, которое предполагает использование стратегии «Решение-Действие».
Какие основные признаки у мега-ресурсного состояния?
Расслабленность
Ум пластичен и текуч. Нет никакого напряжения ни в теле, ни в эмоциональном и интеллектуальном плане.
Естественность и принятие
События происходят. Человек спокойно принимает происходящее, ничего эмоционально не окрашивая.
Действий мало и они носят «точечный» характер
Нет сопротивления в действиях. Есть небольшие действия, направляющие развитие событий в нужную сторону.
Вереница чудес
Самым непонятным и непостижимым способом начинают происходить важные вещи. Стоило только подумать — человек позвонил, стоило пожелать и событие случилось.
Большинство людей, попадая в это состояние, даже не успевают его заметить. Оно пролетает очень быстро и у большинства людей длится от нескольких десятков минут до нескольких часов.
Что же сделать для того, чтобы продлить это состояние? И как его максимально использовать?
Развивайте гигиенический минимум по ресурсному состоянию. Добавляйте действия. В этот период любой, даже незначительный, приток дополнительной энергии обеспечивает потрясающий результат.
Ведите календарик-пинарик. Отслеживайте регулярность действий. Как только вы увидите, что ритм начинает сбиваться — это означает, что ресурсное состояние пошло на спад.
Держите список целей всегда под рукой. Отмечайте выполнение задач.
Ведите «Доску побед/достижений». Наслаждайтесь накопленным объёмом побед. Празднуйте каждую свою новую победу.
Продолжайте заботиться о ком-то другом. Расширяйте зону своей ответственности, круг своего влияния. Берите на себя дополнительные обязательства.
Мечтайте о самом сокровенном и несбыточном. Наращивайте масштаб своих целей, возможностей. Здесь иногда полезно «умножать существующие победы». Достигнув определённого уровня дохода, представьте, что бы было, если умножить его в два, три… десять раз.
Итак, план действий в стратегии «Использование» следующий:
Развиваем гигиентический минимум по ресурсному состоянию.
Ведём календарик-пинарик
Держим список целей под рукой.
Ведём «Доску побед/достижений». Празднуем каждую новую победу.
Продолжаем заботиться о ком-то другом. Расширяем зону ответственности. Берём на себя дополнительные обязательства.
Мечтаем о сокровенном и несбыточном. Наращиваем масштаб целей.
Это самое благодатное время для прорыва, для выхода на новый уровень. Причём, обратите внимание, это происходит не через напряжение, а через расслабление и внутренний покой.
Чем больше времени вы находитесь в этом состоянии, тем более качественных результатов вы достигаете в жизни.
Как мы видим, соблюдая достаточно простые правила в жизни, можно значительно повысить ее качество. Для этого необходимо знания перевести в навыки.
Что нужно для этого сделать?
Определите свой текущий уровень ресурсного состояния и текущую стратегию. Это можно сделать очень просто, путём наблюдения.
Проведите небольшой анализ инструментов, которые вы используете в этот момент. Насколько он полон и соответствует необходимому списку.
Устраните дефицит инструментов.
Получайте удовольствие от текущего ресурсного состояния. Начните работать с принятием его. И учитесь получать удовольствие в любой момент вашей жизни.
Научись быть первым!
Стратегии поведения в конфликтных ситуациях людей зрелого возраста
Литвинцева Алиса Евгеньевна, Студентка ФГБОУ ВПО «ПИ ИГУ»,факультет прикладной психологии, г. Иркутск
Научный руководитель –Смык Юлия Викторовна,
доцент, кандидат психологических наук[email protected]
Стратегии поведения в конфликтных ситуацияхлюдей зрелоговозраста
Аннотация.Статья посвящена вопросам изучения выбора стратегий поведения в конфликтных ситуациях людей позднего зрелого возраста. Представленсравнительный анализ стратегий поведенияв конфликтах работающих и неработающих лицпозднего зрелого возраста.
Ключевые слова: стратегии поведения, конфликт, зрелый возраст.
Конфликты –неотъемлемая часть жизни каждого человека и человеческого общества в целом. Огромный интерес к проблемам возникновения и эффективного разрешения конфликтов проявляют сегодня психологи, социологи, политики, педагоги, руководители, административноуправленческий персонал, поскольку все эти специалисты связаны с проблемами взаимодействия людей.
В настоящее время наблюдается определенный дефицит теоретических и практических исследований в области конфликтовзрелых людей, особенно в возрастных границах от 55 до 65лет. При большом количестве публикаций, посвященных конкретноприкладным аспектам конфликтологии, практически невстречается работ, в которых бы анализировались глубинные причины возникновения конфликтов и стратегии поведения именно среди лиц зрелого возрастаи их влияние на жизнь общества,в целом, и индивида, вчастности. Вместе с тем, проблематика конфликта носит сугубо прикладной характер. Она пользуется широким спросом при решении вполне конкретных ситуаций, в которых наблюдается столкновение интересов двух или большего числа сторон.
Целью нашего исследованияявилосьизучениестратегийповедения в конфликтных ситуациях у людей позднего зрелого возраста,в возрастных границах 5565лет.На основаниипоставленной цели была выдвинута гипотеза о том, что существуют различия в стратегиях поведенияв конфликтеу работающих и неработающих лицпозднего зрелого возраста.Объектомисследованиявыступилконфликт как социальнопсихологический феномен.Предмет исследования–особенности поведения в конфликтных ситуациях людей 5565лет.Теоретический анализ литературыпозволяет говорить, что впсихологии на сегодняшний день не сложилось общепризнанного понимания сущности конфликта. Часть авторов(Анцупов А.Я,Шипилов А.И)трактует его как столкновение,противодействие, противоречие. Иногда конфликт понимаетсякак вид общения, ситуационная несовместимость, ситуация ненайденного выхода, тип конкурентного взаимодействия. (Л. Козер, Гришина Н.В, Т.Томас.)Среди сущностных черт конфликта выделяютналичие противоречия между субъектами,их противодействиеинегативныеэмоции по отношению друг к другу1.
Так же мы опирались на идеи К. Томаса, который в основании типологии конфликтного поведениявыделяет два стиля: кооперация,связанныйсвниманием человека к интересам других людей, вовлеченных в конфликт; и напористость,для которогохарактерен акцент на защите собственных интересов 4.Соответственно этим двум основным измерениям К.Томас выделяет следующие способы реагирования в конфликтной ситуации:Соперничество:наименее эффективный, но наиболее часто используемый способ поведения в конфликтах, выражается в стремлении добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому. Человек, использующий стиль соперничества, не заинтересован в сотрудничестве с другими и достигает цели, используя свои способности доминировать, принуждать их принимать нужное ему решение проблемы.Приспособление:означает, в противоположность соперничеству, принесение в жертву собственных интересов ради другого. При использовании этого стиля имеет место участие в ситуации и согласие делать то, чего хочет другой.
В социальном плане в России границы 55 лет у женщин и 60 лет у мужчин относятся к пенсионному возрасту. В психологическом же плане это возраст поздней зрелости.Согласно Э. Эриксону в поздней зрелости наблюдается резкое расхождение разных линий онтогенеза, различия егосодержания в зависимости от индивидуальноличностностных особенностей человека.
Стратегии поведения в конфликтных ситуациях у людей пожилого возраста изучались нами с помощью методики выявления типичных форм поведения личности в конфликтных ситуациях К. Томаса (адаптация Н.В. Гришиной)итестомопросником на выявление уровня конфликтности личности6.Кроме этого нами была составлена анкета для работающих и неработающих лицпозднего зрелого возраста, с целью расширения информации о факторах способныхвлиять на выбор стратегии поведения в конфликте. Анкета включалав себя вопросы такого характера:«Общий стаж работы?»,«Сколько по времени вы уже не работаете?», «Оцените по пятибалльной шкале вашу удовлетворённость от прежней работы?», «Оцените по пятибалльной шкале вашу удовлетворённость от нахождения на пенсии?», «Хотели бы вы вернуться снова на работу?», «Есть ли у вас хобби?».
Вопросы для работающих пенсионеровдублировались, но некоторые из нихбыли видоизменены: «Оцените по пятибалльной шкале удовлетворённость от вашей работы?», «Хотели бы вы перестать работать?»В исследовании приняли участие 30 человек, средний возраст которых составил 60,1лет. Из них 15 человек были работающими пенсионерами и 15 человек неработающими. В каждой из групп было по 6 мужчин и 9 женщин. Всреднем,общийстажработыуработающихпенсионеровсоставил35,7лет,унеработающих35,2года.Привопросеоценитьпопятибалльнойшкалеудовлетворенностьотнынешнейработы,респондентывсреднемпоставили3,8балла.Неработающиепенсионерыоценилисвоюудовлетворённостьотпрежнейработына4балла.Вданномслучаеэтоможетсвидетельствоватьотом,чтотакойфакторкакудовлетворенностьотработыдлялюдейпозднегозрелоговозраставданнойвыборкенебудетопределяющимпривыборестратегииповедениявконфликте.Полученные в результате анкетирования данные, говорят нам о том, что 53% работающих пенсионеров не хотели бы уходитьс работы, а 47%с удовольствием бы покинули её.Рис.1.Распределениеответовнавопрос:«Хотели бы вы перестать работать?»уработающихпенсионеров.
Тем не менее, на вопрос «Хотели бы вы снова вернуться на работу?» 80% неработающихпенсионеровответили отрицательно.
Рис.2.Распределениеответовнавопрос:«Хотелибывысновавернутьсянаработу?» унеработающихпенсионеров.Да47%Нет53%Хотели бы вы перестать работать?Да20%Нет80%Хотели бы вы снова вернуться на работу?Данные результаты у неработающих пенсионеров мы можем связать с тем, что на вопрос анкеты «Ваше хобби?» у группы исследуемых были более разнообразные ответы, нежели у работающих пенсионеров. На аналогичный вопрос в анкете 45% работающих пенсионеров написали, что у них нет хобби.
Рис.3.Распределениеответовнавопрос«Есть ли у вас хобби?».Помимоанкетынамибыл,проведёттестопросник,выявляющийуровеньконфликтностиличности,которыйдалнамследующиерезультаты:высокийуровеньконфликтностибылобнаружентолькоуработающихпенсионеров,которыйсоставил20%отобщегочислаответов,среднийуровеньконфликтностиуработающихпенсионеровсоставил47%,унеработающих–60%инизкийуровеньпоказало33%работающихи40%неработающихпенсионеров. Вцеломможнопредположить,чтоуровеньконфликтностивышеуработающихпенсионеров,чтообъясняетсяболеевысокойихсоциальнойактивностьюпосравнениюсгруппойнеработающих.Спорыиконфликтывероятнывбольшейстепениутех,кточащевзаимодействуетсдругимилюдьми.
Рис.4.Уровеньконфликтностиуработающихинеработающихпенсионеров.
Для того чтобы в данной выборке определить ведущие стратегии поведения в конфликте, которыеиспользуют люди позднего зрелоговозраста,была проведена методика выявления типичных форм поведения личности в конфликтных ситуациях К. Томаса в адаптации Н.В. Гришиной. 0%10%20%30%40%50%60%70%80%90%100%Работающие пенсионерыНеработающие пенсионерыНет хоббиСад, огород, земледелиеРукоделие, вязание, шитьеОхота, рыбалка, путешествия0102030405060Работающие пенсионерыНеработающие пенсионерыВысокийСреднийНизкийРезультаты, приведённые на рис. 5, говорят о том, что выбор стратегии поведения в конфликтной ситуации у работающих и неработающих людей позднего зрелого возраста различен. Самой часто используемой стратегией поведения в конфликте у работающих пенсионеров стала стратегия «компромисс», что составляет 47% от общего числа ответов, далее идёт сотрудничество (14%). Реже работающие пенсионерыориентируются на соперничество, приспособлениеи избегание(по 13%).Такое соотношение ответов, предположительно, можно связать с тем, что работающие пенсионеры постоянно находятся в той позиции, которая обязывает их общаться с людьми, налаживать контакты и поддерживать положительные взаимоотношения с коллегами. В этом отношении выбор стратегии поведения играет определяющую роль. Компромисс и сотрудничество –одни из самых эффективных социально ориентированных стратегий поведения в конфликте. Позиции сторон в конфликте в данном случае приравниваются к позициям союзников и партнеров, поэтому возможно ожидать конструктивное разрешение конфликта. Так же результатывыбора стратегий поведения в конфликте у группы работающих людей позднего зрелого возраста мы связали сотсутствием хобби у большинства респондентов этой группы. Возможно, это говорит о том, что люди в данной выборке больше сконцентрированы на улучшении социальных связей на работе, а всякого рода хобби отходят на второй план. Совершенно противоположные результаты в нашей выборке показали неработающие пенсионеры. Лидирующие позиции здесь занимает стратегия поведения в конфликте по типу «избегание» (45%), далее идут приспособление (28%), соперничество (20%)и компромисс (7%).Действия в конфликте направлены на сохранение или восстановление благоприятных отношений с оппонентом путем сглаживания разногласий за счет собственных интересов. Такое поведение в конфликте используется, если ситуация не особенно значима, если важнее сохранить хорошие отношения с оппонентом, чем отстаивать собственные интересы.Если же результатысоотнести с ответами на вопрос анкеты о наличиихобби(в данной группе оно было у всех испытуемых), то выбор избегания,как стратегии поведения в конфликте,при достаточной увлечённости своими интересами вполне очевиден. Если человек сконцентрирован на хобби,возможно,он в меньшей мере будет склонен к выяснению социальных конфликтов.
Рис.5.РаспределениеответовпометодикивыявлениятипичныхформповеденияличностивконфликтныхситуацияхК. Томаса(адаптацияН.В.Гришиной)05101520253035404550Работающие пенсионерыНеработающие пенсионерыТаким образом, как показало исследование, в выборе стратегии поведения в конфликтных ситуациях присутствуют множество факторов: социальный статус человека, круг его интересов и хобби, удовлетворенность от текущего положения дел, уровень конфликтности личности. Исходная гипотеза о том, что существуют различия в стратегиях поведенияв конфликте у работающих и неработающих людей позднего зрелого возрастана данной выборке подтвердилась. В нашем случае,испытуемые, которые относились к категории работающих,ориентировались на «копромисс» как главную стратегию поведения в конфликте, а группа неработающих респондентов –на «избегание».
Следует понимать, что в контексте данного исследования были учтены далеко не все факторы, которые влияют на выбор стратегии поведения в конфликтах у людей позднего зрелого возраста и существует большое пространство для последующего изучения данной проблемы.
Ссылки на источники1. Анцупов, А. Я. Конфликтология / А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов. –3е изд. –СПб. : Питер, 2008. –496 с.2. Боулдинг К. Теория конфликта. –Л. : Флинта, Наука, 2009. –168 с.3. Бертон Дж. Конфликт и коммуникации. Использование контролируемой коммуникации в международных отношениях. –М.,2010. –С.134 144.4. Гришина Н. В. Психология конфликта / Н. В. Гришина. –2е изд. –СПб. : Питер, 2012. –544с. 5. АбрамоваГ.С. Возрастнаяпсихология. Учеб. пособие для студ. вузов, 4е изд., стереотип. –М.: Издательский центр «Академия», 2011. –672 с. 6.Сборник психологических тестов / Составители: Л.А.Богатова,В.В.Герасимова, Л.А.Кудряшова, И.А.Радчук.Казань: КНПО ВТИ, 2007. –64 стр.
Стратегии поведения в конфликте
Одной из самых популярных и широко используемых как в бизнесе, так и в переговорной сфере, является концепция Томаса — Киллмена, в которой выделяется пять основных стратеги человеческого поведения в конфликтной ситуации.
Основанием для выделения указанных стратегий поведения является динамика соотношения между степенью настойчивости в удовлетворении своих интересов (ось Y) и степенью готовности пойти навстречу другому в удовлетворении его интересов (ось X).
1. В начале осей находится нулевая точка, в которой не происходит удовлетворения ничьих интересов. Эта точка соответствует стратегии избегания, или ухода. Такая стратегия означает, что человек игнорирует конфликтную ситуацию, делает вид, что ее не существует, и не предпринимает никаких шагов по ее разрешению или изменению.
В некоторых случаях именно такая стратегия оптимальна. К ним можно отнести ситуации, которые не особенно значимы для нас и не стоят того, чтобы тратить свои силы и материальные ресурсы на их разрешение. Иногда лучше«не связываться», так как наши шансы что-то улучшить близки к нулю.
Например, родители предпочитают не поднимать вопрос о том, с какой прической ходит их сын, хотя она им и не нравится, полагая, что это не такая уж важная проблема, которая, возможно, со временем разрешится сама собой.
С другой стороны, нередко невмешательство может приводить к эскалации конфликта, так как проблема не решается и интересы участников конфликта остаются неудовлетворенными. В результате вполне разрешимая поначалу ситуация порой превращается в неразрешимую.
В ходе приватизации администрация поставила своей целью получить максимальное количество акций, не обращая внимания на признаки недовольства трудового коллектива. Помимо достижения личных целей, руководители надеялись реализовать планы развития предприятия. Однако коллектив посчитал, что его обманули. В результате предприятие в течение долгого времени практически не работало, оказалось на грани банкротства, и его акции утратили свою ценность.
2. Вертикальная ось выражает стремление удовлетворить только свой интерес, не принимая в расчет интересов партнера. Чем выше по этой оси расположена точка, тем большему упорству в стремлении добиться максимального удовлетворения своих интересов она соответствует. Будем называть такую линию поведения стратегией соперничества. Соперничество позволяет добиваться необходимого результата, стимулирует развитие, способствует прогрессу. В ряде ситуаций наличие соперничества является их движущей силой и сутью, например, спортивные соревнования, артистические состязания, многие случаи устройства на работу, поступления в учебное заведение по конкурсу и другие.
В то же время соперничество требует приложения всех сил, что может приводить к их истощению, болезни. Соперничество, как правило, нарушает отношения между людьми, причем не только с Непосредственными конкурентами. У человека часто просто не хватает сил на личные отношения. Баланс сил может измениться, и тогда бывшие проигравшие будут стараться не поддержать, а «утопить» прежнего победителя. Соперничество создает искушение выиграть любой ценой, вплоть до применения нечестных и жестоких методов.
Вот пример: Поставщик, знавший о своей выгодной позиции, пользовался ею при переговорах с представителями фирмы-потребителя, разговаривал с ними несгибаемо и неуважительно. Он настоял на своих условиях, но в результате потерял клиентов: теперь ему не доверяют и предпочитают не иметь с ним дела.
Умелые участники переговоров, обладающие сильной позицией, склонны проявлять снисходительность к оппонентам. С другой стороны, люди, обладающие силой, склонны переоценивать свои возможности и недостаточно быстро реагируют на изменения силы позиции партнера. Нередко соперничество выбирается автоматически, без долгих раздумий, просто как эмоциональная реакция на неблагоприятное воздействие.
Банковские диспетчеры-кассиры после деноминации рубля нередко слышали претензии по поводу выдачи денег металлическими монетами или крупными купюрами. Часто их реакцией на эти несправедливые, с их точки зрения, претензии было ответное нападение: «У нас, что тут, печатный станок?!» В результате недовольные клиенты писали жалобы на грубость, и кассиры имели многие, в том числе и материальные, неприятности.
3. Горизонтальная ось, направленная по нарастанию уступчивости оппоненту, демонстрирует стратегию приспособления к оппоненту вплоть до полной капитуляции перед его требованиями. Чем большее значение координаты X имеет точка, тем сильнее проявляется тенденция уступить требованиям партнера.
Уступки могут демонстрировать добрую волю и служить позитивной поведенческой моделью для оппонента. Нередко уступка становится переломным моментом в напряженной ситуации, меняющим ее течение на более благоприятное. Такая стратегия позволяет сохранить ресурсы до более благоприятного момента. Если баланс сил складывается явно не в нашу пользу, капитуляция может оказаться наилучшим выходом. Иногда мы уступаем, поскольку признаем правоту оппонента.
Например, работник выступает против своего перевода на более низкооплачиваемую должность при полном сохранении прежнего объема работ. Начальник объясняет работнику, что не может сохранить его прежнее положение, поскольку в пришедшем «сверху» новом штатном расписании старой должности нет. Работник уступает, не желая портить отношения с начальником и понимая, что спорить бесполезно, тем более, что это может кончиться в данных условиях увольнением. Он заручается обещанием со стороны начальника подумать о возможности материальной компенсации в будущем.
Однако, уступка может сослужить нам и плохую службу. Она может быть воспринята оппонентом как проявление слабости и привести к эскалации его давления и требований. Мы можем обмануться, ожидая ответных уступок со стороны оппонента. В конце концов, уступая, мы не достигаем желаемого результата и не удовлетворяем свои интересы.
Одна из абитуриенток университета не смогла устоять перед просьбами своих соседей по экзаменационной скамье помочь решить их задачи во время вступительного экзамена по математике. Из-за этого она не успела полностью выполнить свой вариант, хотя была хорошо подготовлена. В результате менее знающие абитуриенты поступили в университет, а она — нет.
4. В центральной части пространства между осями располагается множество точек возможного компромисса. Идеальным компромиссом можно считать удовлетворение интересов каждой из сторон наполовину.
Иногда компромисс является единственно возможным и наилучшим мирным вариантом разрешения проблемы. Каждая из сторон получает что-то устраивающее ее, вместо того, чтобы продолжать войну и, возможно, потерять все.
Жена не собиралась давать развод своему мужу. Однако, она поняла, что он настроен решительно, тем более, что, как оказалось, у него была «другая женщина». Жена не хотела разменивать квартиру и отдавать мужу что-либо из имущества. В то же время ей стало известно, что по закону он имеет право на половину совместно нажитого. Муж не хотел обострять отношения из-за детей, а также затягивать процесс развода в случае сопротивления жены. В результате они договорились о взаимных имущественных уступках, и муж согласился на вариант размена, обеспечивающий жене двухкомнатную квартиру, а ему — комнату в «коммуналке».
Однако компромисс часто служит лишь временным выходом, поскольку ни одна из сторон не удовлетворяет свои интересы полностью, и основа для конфликта сохраняется. Если же компромисс не является равным для обеих сторон, а одна из них уступает больше, чем другая, то риск возобновления конфликта становится еще выше.
Слушатели курсов повышения квалификации попросили преподавателя отпустить их на два часа раньше с послеобеденных занятий в предпраздничный день, так как у них были определенные планы на это время. Преподаватель счел возможным закончить занятие на час раньше. В результате он не успел полностью дать запланированный материал, а слушатели смогли реализовать свои планы лишь частично. Позднее слушатели имели значительные сложности при сдаче зачета этому преподавателю, и к тому же он получил замечание от куратора по поводу преждевременного окончания занятия.
5. Наконец, еще одна стратегия поведения в конфликтной ситуации выражается точками, имеющими одновременно высокие значения координат X и Y. Это стратегия сотрудничества. Она отличается стремлением достигнуть максимально возможного удовлетворения и своих интересов, и интересов партнера. Часто люди считают такой вариант желательным, но в данной конкретной ситуации конфликта нереальным. Однако во многих случаях ситуация кажется тупиковой только из-за того, что каждый из оппонентов выдвигает требования, которые явно находятся в противоречии с требованиями другого, и не ищет иных вариантов удовлетворения своих интересов. В отличие от компромисса, для сотрудничества необходим переход от отстаивания своих позиций к более глубокому уровню, на котором обнаруживается совместимость и общность интересов.
Сотрудничество привлекательно прочностью разрешения проблемы, партнерским характером отношений в его ходе. Это единственный способ выхода из конфликта, который позволяет одновременно достичь искомого результата и не нарушить отношения между партнерами. Успешное сотрудничество способствует улучшению отношений и желанию продолжать взаимодействие в будущем.
Корнем самого слова «сотрудничество» является «труд». Это отражает реальную необходимость приложения интеллектуальных, эмоциональных и других усилий для осуществления сотрудничества. Нередко эта стратегия требует и времени для ее успешного осуществления.
Ценный сотрудник настаивал на немедленном повышении оклада, которое было давно ему обещано. В этот момент начальник не имел возможности выполнить обещание, а сотрудник категорически не хотел ждать. При обсуждении проблемы выяснилось, что срочность вызвана необходимостью закупки материалов и достройки дачного дома до начала осени. Используя свои связи, начальник обеспечил работнику возможность покупки более дешевых материалов и найма строительной бригады по льготной цене. Оба полностью удовлетворили свои интересы.
В то же время сотрудничество не всегда возможно. Для него необходимо взаимное желание разрешать проблему совместно, с учетом истинных интересов всех сторон.
Ни одну из вышеприведенных стратегий поведения в конфликте нельзя назвать однозначно «хорошей» или «плохой». Каждая из них может быть оптимальной и обеспечить наилучший эффект в зависимости от конкретных условий возникновения и развития конфликта. В то же время именно сотрудничество в наибольшей степени соответствует современным представлениям о конструктивном долгосрочном взаимодействии между людьми.
Удовлетворение интересов всех конфликтующих сторон приводит к тому, что почва, на которой базировался этот конфликт, исчезает, и риск возникновения постконфликтных осложнений сводится к минимуму. Часто люди предпочитают не тратить время на сотрудничество и, например, решают проблему с позиции силы. Но в дальнейшем они оказываются вынужденными потратить гораздо больше времени, нервов и денег на преодоление возникших последствий (например, на судебное разбирательство).
Выбирая стратегию своего поведения в конфликте, целесообразно в каждом конкретном случае исходить из того, насколько важно достижение результата, с одной стороны, и сохранение хороших отношений с оппонентом, с другой. Если ни то, ни другое не представляет большой ценности, то, видимо, оптимальным будет уход. Если результат принципиально важен, а отношения не являются значимыми, стоит добиваться своего с помощью соперничества. Если отношения важнее всего, то, наверное, лучше уступить (приспособление). Если же и отношения, и результат существенно важны, то стоит приложить усилия и потратить время на достижение сотрудничества.
Когда человек пользуется, в основном, стратегией соперничества, он сильно рискует в полном смысле этого слова. Он может утратить партнеров, близких, здоровье, саму жизнь. Как только баланс сил изменится, соперники не преминут этим воспользоваться. Соперничество требует постоянного напряжения сил и точной информации. Но руководитель, следующий этой стратегии, вряд ли будет иметь достаточную обратную связь и реалистичное представление о состоянии дел.
Все время уступающий не имеет возможности самореализоваться, добиться чего-либо. С ним не считаются, на нем «ездят». Такой человек склонен к комплексу неполноценности и депрессии со всеми вытекающими последствиями. Согласно исследованиям, люди с низкой самооценкой, как правило, воспринимают несправедливость пассивно. Они больше озабочены сохранением хороших отношений, чем защитой своих интересов.
Практикующий преимущественно стратегию ухода оказывается в социальной изоляции, материально и личностно прозябает. У такого человека велик риск алкоголизма, наркомании или другого неблагоприятного варианта ухода от реальных сложностей жизни.
Использующий, главным образом, компромисс может восприниматься как скользкий беспринципный человек, с которым надо держать «ухо востро».
Тяготеющий в подавляющем большинстве ситуаций к сотрудничеству рискует оказаться в роли кота Леопольда, безуспешно призывающего: «Ребята, давайте жить дружно». Он может восприниматься как бесхарактерный, занудный, не способный постоять за себя человек.
Как известно, коту Леопольду помогло то, что он принял «озверин». Аналогично этому, человек, способный продемонстрировать разные формы поведения — от настойчивости, жесткости до великодушия и гибкости, будет восприниматься с уважением, с ним будут действительно считаться.
Большинство людей склонны использовать лишь одну-две из описанных пяти стратегий поведения в конфликтных ситуациях. Например, в нашей культуре с ее богатым тоталитарным прошлым типичен выбор либо соперничества, либо капитуляции перед власть имущим. Соперничество расцветает в нынешних условиях борьбы за существование, например, в виде «разборок». Распространенным у нас типом стратегии является также уход, отраженный в пословице: «Моя хата с краю». Компромисс, заклейменный при советской власти позором мелкобуржуазного приспособленчества, с трудом начинает завоевывать позиции. Очень часто способность к его достижению считается верхом мастерства в разрешении проблемных ситуаций. Пожалуй, реже других стратегий во всех сферах нашей жизни встречается пока что сотрудничество.
М. Винер и К. Рей , разрабатывая идею продуктивного взаимодействия между людьми, выделяют несколько групп факторов, способствующих успешному сотрудничеству:
Факторы, связанные с окружающим миром —
1. История сотрудничества или кооперации в обществе.
2. Сотрудничающие группы, которые являются лидерами в этой области в глазах общества.
3. Благоприятный политико-социальный климат.
Факторы, относящиеся к членам сотрудничества —
4. Взаимное уважение, понимание и доверие.
5. Подходящие контакты членов сотрудничества.
6. Участники сотрудничества видят в нем свои интересы.
7. Способность к взаимным уступкам.
Факторы, связанные с процессом и структурой сотрудничества —
8. Члены сотрудничества разделяют как сам процесс, так и результат.
9. Многоуровневость принятия решения.
10. Гибкость позиций.
11. Развитие конкретных ролей и политики.
12. Приспособляемость.
Факторы коммуникации —
13. Открытые и частые встречи.
14. Организация информирования и формальных коммуникационных связей.
Факторы цели —
15. Конкретные цели и объекты, стремления.
16. Общая точка зрения.
17. Особая задача, цель.
Факторы ресурсов —
18. Доступность финансирования, материальное обеспечение.
19. Опытные, умелые руководители.
Модели развития конфликтов согласно Гришиной
Согласно Н. Гришиной, существуют три основных модели развития конфликтов в трудовом коллективе . Их основные черты могут рассматриваться и как типичные характеристики динамики конфликтного поведения в самых разных сферах. Модели расположены по степени нарастания деструктивных тенденций и сложности разрешения проблемы:
- Трудовой спор. Для этой модели характерно наличие разногласий по какому-то отдельному вопросу, но вместе с тем — сотрудничество, основанное на обоюдной заинтересованности в общем деле, и уверенность в возможности достижения соглашения. Партнеры сохраняют хорошие личные отношения, проявляют доброжелательность друг к другу. Воздействие на партнера производится посредством аргументации, убеждения. Вероятность благополучного исхода конфликта высока.
- Формализация отношений. На этом уровне зона разногласий более широка — существует рассогласование по целому ряду вопросов. У оппонентов возникают сомнения в возможности достичь согласия. Общение между ними ограничивается, из него уходят личные, неформальные аспекты взаимодействия. Иногда при этом они отказываются обсуждать спорные вопросы, избегая возможного обострения отношений, и предлагают обратиться к официальным формам принятия решения («как решит руководство», «пусть решают члены коллектива» и т. д.). Исход такого конфликта неоднозначен, возможен его переход в другие варианты.
- Психологический антагонизм. При данном развитии событий зона разногласий неопределенна и имеет тенденцию к расширению. Оппоненты склонны преувеличивать существующие между ними расхождения, проявляют нежелание искать согласия. Их отношения становятся неприязненными, общение сводится к минимуму. Попытки взаимодействия если и предпринимаются, то скорее в духе враждебности. Взаимное психологическое неприятие обостряет конфликтную ситуацию. В этих условиях существует высокая вероятность деструктивного исхода конфликта.
Стратегии позитивного поведения в классе
Стратегии позитивного поведения основаны на фактических данных, упреждающие подходы к изменению проблемного поведения учащихся. Некоторыми примерами позитивных поведенческих стратегий являются предварительная коррекция, подсказки и невербальные сигналы.
Есть над чем подумать, когда дело доходит до обучения. Вы планируете и проводите уроки в соответствии с учебным планом. Вы корректируете планы уроков в соответствии с потребностями учащихся. Вдобавок ко всему, вы управляете поведением учеников.
Вы не одиноки, если считаете, что управление поведением иногда мешает обучению. Вот тут-то и появляются стратегии позитивного поведения. Эти стратегии также известны как поддержка позитивного поведения или PBS.
Зачем использовать стратегии позитивного поведения?
Стратегии позитивного поведения побуждают вас рассматривать поведение как форму общения. Каждое поведение посылает сообщение о том, что нужно ученику. Некоторые сообщения легко читаются. Некоторые нуждаются в дополнительной расшифровке. (В таких случаях может помочь специалист по поведению, школьный психолог или другие коллеги.)
Как только вы поймете смысл поведения, вы сможете лучше поддерживать учащихся. Как сказал Джером Шульц, доктор философии, «если вы можете понять потребность, вы можете ее удовлетворить».
Вместо того, чтобы реагировать на вызывающее поведение, вы можете заранее уменьшить его. Использование стратегий позитивного поведения может помочь вам:
Построить доверительные отношения между учителями, учащимися и семьями.
Вместо того, чтобы рассматривать поведение как проблему, вы проявите сочувствие, глядя на учеников с сострадательным любопытством. С помощью этого представления вы можете переключить свое внимание с «исправления» учеников на их понимание. Вы также можете развить более тесные отношения сотрудничества со студентами, работая вместе, чтобы понять, когда и при каких обстоятельствах происходит то или иное поведение.
Обучайте и закрепляйте новые навыки.
Как только вы поймете, почему учащийся ведет себя определенным образом, вы сможете реагировать более эффективно. Вы можете научить новому поведению, которое служит той же цели. Многие программы социально-эмоционального обучения включают определенные стратегии обучения поведению, например, как следовать указаниям или игнорировать отвлекающие факторы сверстников.
Предлагает рассмотреть несколько причин поведенческих проблем.
Учащиеся могут не иметь языковых или коммуникативных навыков, чтобы выразить то, что им нужно. Или такое поведение может быть способом избежать трудной ситуации или задачи. Некоторые ученики ведут себя негативно, чтобы привлечь внимание или получить то, что они хотят. В других случаях они могут реагировать на окружающую среду, которая не способствует их обучению. Или может быть культурная разница. Это может подтолкнуть вас к культурно-чувствительному подходу к анализу поведения и вашей реакции на него.
Как школьный учитель, у вас может не быть времени, инструментов или подготовки для более глубокого изучения поведения учащихся. Вы можете работать с другими сотрудниками школы над оценкой функционального поведения (FBA). Специалист, который проводит FBA, может работать с учителями над созданием соответствующего плана вмешательства в поведение.
Как выглядят стратегии позитивного поведения?
Изучите примеры стратегий позитивного поведения:
- Когда-тогда
- Предварительная коррекция и подсказка0052
- Уважительное перенаправление
- Невербальные сигналы
- Перелом мозгов
Чтобы увидеть стратегию позитивного поведения в действии, посмотрите это классное видео от Edutopia.
Как применять стратегии позитивного поведения на практике?
Проблемы с поведением могут вызывать разочарование. Используйте эту таблицу, чтобы подумать о том, где вы находитесь в своей практике и на чем вы могли бы сосредоточить свои следующие усилия.
Практики, поддерживающие позитивное поведение | С чего начать |
---|---|
Создайте макет класса, поддерживающий учащихся. |
|
Опубликовать и определить положительные ожидания поведения. |
|
Явно обучайте ожидаемому поведению. |
|
Наличие систем, реагирующих на поведение. |
|
Сотрудничайте с семьями. |
|
Как семьи могут поддержать это дома?
Поведенческие ожидания дома могут отличаться от поведения в школе. Семьям важно знать, что ожидается в вашем классе. Поговорите с семьями о поведенческих ожиданиях в классе и о языке, который вы используете, чтобы говорить о поведении.
Это поможет семьям понять новые фразы, которые они слышат, или изменения в поведении, которые они видят. Кроме того, семьи могут захотеть использовать те же ожидания дома. Поделитесь с ними этими соглашениями о поведении родителей и детей, чтобы начать.
Как использовать стратегии позитивного поведения во время дистанционного обучения?
- Планируйте регулярные встречи со студентами и их семьями.
- Явно обучайте и анализируйте ожидания и процедуры для дистанционного обучения.
- Обучайте стратегиям и предоставляйте гибкую поддержку для организации, планирования и саморегулирования.
- Помогите учащимся разработать стратегии преодоления стресса и беспокойства, в том числе с помощью дистанционного обучения, позволяющего расслабиться во время уроков в прямом эфире.
- Узнайте больше об обучении с учетом травм и стратегиях поддержки социальных и эмоциональных потребностей учащихся.
Дополнительные ресурсы и исследования
- «Поддержка позитивного поведения: стратегии для учителей», из Intervention in School and Clinic
- ”, из Предотвращение отстранения от занятий и исключения из школы в дошкольных учреждениях
Связанные темы
School Supports
Позитивные стратегии поведения в классе
Позитивные стратегии поведения являются основанными на доказательствах, пропрещенных подходах к изменению поведения студентов. Некоторыми примерами позитивных поведенческих стратегий являются предварительная коррекция, подсказки и невербальные сигналы.
Есть над чем подумать, когда дело доходит до обучения. Вы планируете и проводите уроки в соответствии с учебным планом. Вы корректируете планы уроков в соответствии с потребностями учащихся. Вдобавок ко всему, вы управляете поведением учеников.
Вы не одиноки, если считаете, что управление поведением иногда мешает обучению. Вот тут-то и появляются стратегии позитивного поведения. Эти стратегии также известны как поддержка позитивного поведения или PBS.
Зачем использовать стратегии позитивного поведения?
Стратегии позитивного поведения побуждают вас рассматривать поведение как форму общения. Каждое поведение посылает сообщение о том, что нужно ученику. Некоторые сообщения легко читаются. Некоторые нуждаются в дополнительной расшифровке. (В таких случаях может помочь специалист по поведению, школьный психолог или другие коллеги. )
Как только вы поймете смысл поведения, вы сможете лучше поддерживать учащихся. Как сказал Джером Шульц, доктор философии, «если вы можете понять потребность, вы можете ее удовлетворить».
Вместо того, чтобы реагировать на вызывающее поведение, вы можете заранее уменьшить его. Использование стратегий позитивного поведения может помочь вам:
Построить доверительные отношения между учителями, учащимися и семьями.
Вместо того, чтобы рассматривать поведение как проблему, вы проявите сочувствие, глядя на учеников с сострадательным любопытством. С помощью этого представления вы можете переключить свое внимание с «исправления» учеников на их понимание. Вы также можете развить более тесные отношения сотрудничества со студентами, работая вместе, чтобы понять, когда и при каких обстоятельствах происходит то или иное поведение.
Обучайте и закрепляйте новые навыки.
Как только вы поймете, почему учащийся ведет себя определенным образом, вы сможете реагировать более эффективно. Вы можете научить новому поведению, которое служит той же цели. Многие программы социально-эмоционального обучения включают определенные стратегии обучения поведению, например, как следовать указаниям или игнорировать отвлекающие факторы сверстников.
Предлагает рассмотреть несколько причин поведенческих проблем.
Учащиеся могут не иметь языковых или коммуникативных навыков, чтобы выразить то, что им нужно. Или такое поведение может быть способом избежать трудной ситуации или задачи. Некоторые ученики ведут себя негативно, чтобы привлечь внимание или получить то, что они хотят. В других случаях они могут реагировать на окружающую среду, которая не способствует их обучению. Или может быть культурная разница. Это может подтолкнуть вас к культурно-чувствительному подходу к анализу поведения и вашей реакции на него.
Как школьный учитель, у вас может не быть времени, инструментов или подготовки для более глубокого изучения поведения учащихся. Вы можете работать с другими сотрудниками школы над оценкой функционального поведения (FBA). Специалист, который проводит FBA, может работать с учителями над созданием соответствующего плана вмешательства в поведение.
Как выглядят стратегии позитивного поведения?
Изучите примеры стратегий позитивного поведения:
- Когда-тогда
- Предварительная коррекция и подсказка0052
- Уважительное перенаправление
- Невербальные сигналы
- Перелом мозгов
Чтобы увидеть стратегию позитивного поведения в действии, посмотрите это классное видео от Edutopia.
Как применять стратегии позитивного поведения на практике?
Проблемы с поведением могут вызывать разочарование. Используйте эту таблицу, чтобы подумать о том, где вы находитесь в своей практике и на чем вы могли бы сосредоточить свои следующие усилия.
Практики, поддерживающие позитивное поведение | С чего начать |
---|---|
Создайте макет класса, поддерживающий учащихся. |
|
Опубликовать и определить положительные ожидания поведения. |
|
Явно обучайте ожидаемому поведению. |
|
Наличие систем, реагирующих на поведение. |
|
Сотрудничайте с семьями. |
|
Как семьи могут поддержать это дома?
Поведенческие ожидания дома могут отличаться от поведения в школе. Семьям важно знать, что ожидается в вашем классе. Поговорите с семьями о поведенческих ожиданиях в классе и о языке, который вы используете, чтобы говорить о поведении.
Это поможет семьям понять новые фразы, которые они слышат, или изменения в поведении, которые они видят. Кроме того, семьи могут захотеть использовать те же ожидания дома. Поделитесь с ними этими соглашениями о поведении родителей и детей, чтобы начать.
Как использовать стратегии позитивного поведения во время дистанционного обучения?
- Планируйте регулярные встречи со студентами и их семьями.
- Явно обучайте и анализируйте ожидания и процедуры для дистанционного обучения.
- Обучайте стратегиям и предоставляйте гибкую поддержку для организации, планирования и саморегулирования.
- Помогите учащимся разработать стратегии преодоления стресса и беспокойства, в том числе с помощью дистанционного обучения, позволяющего расслабиться во время уроков в прямом эфире.
- Узнайте больше об обучении с учетом травм и стратегиях поддержки социальных и эмоциональных потребностей учащихся.
Дополнительные ресурсы и исследования
- «Поддержка позитивного поведения: стратегии для учителей», из Intervention in School and Clinic
- ”, из Предотвращение отстранения от занятий и исключения из школы в дошкольных учреждениях
Связанные темы
School Supports
Позитивные стратегии поведения в классе
Позитивные стратегии поведения являются основанными на доказательствах, пропрещенных подходах к изменению поведения студентов. Некоторыми примерами позитивных поведенческих стратегий являются предварительная коррекция, подсказки и невербальные сигналы.
Есть над чем подумать, когда дело доходит до обучения. Вы планируете и проводите уроки в соответствии с учебным планом. Вы корректируете планы уроков в соответствии с потребностями учащихся. Вдобавок ко всему, вы управляете поведением учеников.
Вы не одиноки, если считаете, что управление поведением иногда мешает обучению. Вот тут-то и появляются стратегии позитивного поведения. Эти стратегии также известны как поддержка позитивного поведения или PBS.
Зачем использовать стратегии позитивного поведения?
Стратегии позитивного поведения побуждают вас рассматривать поведение как форму общения. Каждое поведение посылает сообщение о том, что нужно ученику. Некоторые сообщения легко читаются. Некоторые нуждаются в дополнительной расшифровке. (В таких случаях может помочь специалист по поведению, школьный психолог или другие коллеги. )
Как только вы поймете смысл поведения, вы сможете лучше поддерживать учащихся. Как сказал Джером Шульц, доктор философии, «если вы можете понять потребность, вы можете ее удовлетворить».
Вместо того, чтобы реагировать на вызывающее поведение, вы можете заранее уменьшить его. Использование стратегий позитивного поведения может помочь вам:
Построить доверительные отношения между учителями, учащимися и семьями.
Вместо того, чтобы рассматривать поведение как проблему, вы проявите сочувствие, глядя на учеников с сострадательным любопытством. С помощью этого представления вы можете переключить свое внимание с «исправления» учеников на их понимание. Вы также можете развить более тесные отношения сотрудничества со студентами, работая вместе, чтобы понять, когда и при каких обстоятельствах происходит то или иное поведение.
Обучайте и закрепляйте новые навыки.
Как только вы поймете, почему учащийся ведет себя определенным образом, вы сможете реагировать более эффективно. Вы можете научить новому поведению, которое служит той же цели. Многие программы социально-эмоционального обучения включают определенные стратегии обучения поведению, например, как следовать указаниям или игнорировать отвлекающие факторы сверстников.
Предлагает рассмотреть несколько причин поведенческих проблем.
Учащиеся могут не иметь языковых или коммуникативных навыков, чтобы выразить то, что им нужно. Или такое поведение может быть способом избежать трудной ситуации или задачи. Некоторые ученики ведут себя негативно, чтобы привлечь внимание или получить то, что они хотят. В других случаях они могут реагировать на окружающую среду, которая не способствует их обучению. Или может быть культурная разница. Это может подтолкнуть вас к культурно-чувствительному подходу к анализу поведения и вашей реакции на него.
Как школьный учитель, у вас может не быть времени, инструментов или подготовки для более глубокого изучения поведения учащихся. Вы можете работать с другими сотрудниками школы над оценкой функционального поведения (FBA). Специалист, который проводит FBA, может работать с учителями над созданием соответствующего плана вмешательства в поведение.
Как выглядят стратегии позитивного поведения?
Изучите примеры стратегий позитивного поведения:
- Когда-тогда
- Предварительная коррекция и подсказка0052
- Уважительное перенаправление
- Невербальные сигналы
- Перелом мозгов
Чтобы увидеть стратегию позитивного поведения в действии, посмотрите это классное видео от Edutopia.
Как применять стратегии позитивного поведения на практике?
Проблемы с поведением могут вызывать разочарование. Используйте эту таблицу, чтобы подумать о том, где вы находитесь в своей практике и на чем вы могли бы сосредоточить свои следующие усилия.
Практики, поддерживающие позитивное поведение | С чего начать |
---|---|
Создайте макет класса, поддерживающий учащихся. |
|
Опубликовать и определить положительные ожидания поведения. |
|
Явно обучайте ожидаемому поведению. |
|
Наличие систем, реагирующих на поведение. |
|
Сотрудничайте с семьями. |
|
Как семьи могут поддержать это дома?
Поведенческие ожидания дома могут отличаться от поведения в школе. Семьям важно знать, что ожидается в вашем классе. Поговорите с семьями о поведенческих ожиданиях в классе и о языке, который вы используете, чтобы говорить о поведении.
Это поможет семьям понять новые фразы, которые они слышат, или изменения в поведении, которые они видят. Кроме того, семьи могут захотеть использовать те же ожидания дома. Поделитесь с ними этими соглашениями о поведении родителей и детей, чтобы начать.
Как использовать стратегии позитивного поведения во время дистанционного обучения?
- Планируйте регулярные встречи со студентами и их семьями.
- Явно обучайте и анализируйте ожидания и процедуры для дистанционного обучения.