Стратегия поведения в проблемной ситуации – —

Конфликтные ситуации. 5 стратегий поведения

В этой статье мы будем с Вами рассматривать стратегии поведения в конфликтной ситуации. Для чего это нужно? Думаю это нужно для того, чтобы

 

  1. Распознать свою стратегию поведения в конфликтной ситуации
  2. Иметь возможность сменить стратегию, когда наступит очередной конфликт

 

Думаю, это поможет Вам избежать множество проблем: на работе, в общении с друзьями, в отношении с любимым человеком. Я не перестаю дивиться тому, что почти каждый человек в одних и тех же ситуациях реагирует абсолютно одинаково. И как всегда происходит это не осознано. Да, трудно изменить себя, но порой, это необходимо. Если Вы постоянно конфликтуете со своими близкими людьми, то не пора ли призадуматься и выбрать себе другой тип поведения, другую стратегию во время возникновения очередного конфликта? Возможно, Вам подойдёт наиболее

«суровый» тип поведения. Прежде, чем мы это будем делать, сначала рассмотрим стратегии поведения в конфликтной ситуации.

 

Психолог К. Томас смог выделить все способы поведения в конфликтной ситуации и классифицировал их по двум критериям:

 

  • Стремления человека отстаивать собственные интересы
  • Стремления человека учитывать интересы другого человека

 

На основании этих двух критериев, К. Томас смог выделить 5 способов поведения человека в конфликтной ситуации. Чтобы нам было наглядней представить это, мы каждую стратегию будем ассоциировать с образами животных. И так, вот эти стратегии:

 

  1. Соревнование (конкуренция) – «акула»
  2. Приспособление (улаживание) – «плюшевый мишка»
  3. Избегание (усиление) –
    «черепаха»
  4. Сотрудничество – «сова»

 

Стоит сразу отметить, что каждая стратегия имеет свои плюсы и минусы. Всё зависит от конфликтной ситуации.

 

1.Соревнование

 

Соревнование – это такая позиция в конфликте, где человек стремиться добиться удовлетворения исключительно своих интересов нанеся при этом ущерб интересам другого. Человек, который занимает данную позицию, убеждён в том, что победителем может быть только один. Человек с данной стратегией будет настаивать на своём до конца, и интересы другого – будет воспринимать в «штыки».

 

Плюсы и минусы данной стратегии: такая стратегия поможет одержать вверх над интересами другого человека и позволит повысить свою самооценку и уверенность в себе, но если брать во внимании длительные отношения

(дружеские или отношения с любимым человеком), то данная стратегия неприемлема. Дело в том, что длительные отношения могут оставаться таковыми только тогда, когда учитываются интересы и желания обоих сторон. И проигрыш одного человека будет означать проигрышем другого участника. В длительных отношениях возможны элементы соревнования, если они проводятся по определённым правилам и результаты его – не окажут посильного влияния на отношения участников. В этом случае соревнование будет полезна для оживления обстановки и желания участников добиваться цели.

 

Данная стратегия должна быть необходимой только тогда, когда лицо обличенная властью должна навести порядок для общего блага. Вот как раз ради этого и следует применять данную позицию в конфликтной ситуации. Однако эта стратегия редко бывает долгосрочной, так как другая сторона может не поддержать решение и даже принять попытки саботировать его.


 

Тактика поведения «акулы»:

 

— постоянное давление на противника всеми возможными способами

 

— использует уловки и хитрости

 

— провоцирование противника на необдуманные действия

 

— нежелание слушать противника, так как полностью уверен в своей правоте

 

Качество личности:

 

— властность и авторитетность

 

— боязнь критики по отношению к своему стилю поведения

 

— инакомыслие

 

— игнорирование мнений и оценок в принятии решений других участников

 

 

 

2.Приспособление

 

Приспособление – это такая позиция человека при котором, участник конфликта готов всеми возможными способами пожертвовать своими интересами другой стороне, ради того чтобы избежать противостояния. Такую стратегию используют люди с низкой самооценкой, которые считают, что их интересы могут особо-то не приниматься во внимании.

 

Плюсы и минусы данной стратегии: если предмет спора не имеет важного значения, а значение имеет: сохранить хорошие взаимоотношения с другим человеком, то пойти на уступки и дать ему самоутвердиться, является весьма хорошим стилем поведения. Но если же конфликт затрагивает важные вопросы, то данная стратегия вряд ли можно назвать продуктивной, так как уступивший будет испытывать злость, обиду, разочарование. В длительных и долгосрочных отношениях  это вызовет потерю взаимопонимания и доверии.

 

Главный принцип этого поведения: «Всё, что Вы хотите – только давайте жить дружно». Но у всех людей имеется инстинкт самосохранения и даже эта стратегия может быстро и не осознано смениться на другую. Данная стратегия – стратегия улаживания может быть разумным способом тогда, когда разногласия в конфликтной ситуации незначительны, и другая сторона не желает вступать в диалог. Позиция «Плюшевая мишка» ведёт к разрешениям конфликтов за счёт дружеских отношений. То есть, иными словами конфликт просто разрешается самим собой и о нём уже никто не вспоминает. Но если конфликт задевает важные вопросы, то поведение «Плюшевого мишки» не приводит к разрешениям споров и конфликт остаётся неразрешённым.

 

 

 

 

Тактика поведения «Плюшевого мишки»:

 

— постоянное соглашательство с требованиями противника

 

— лесть

 

— потакание противнику (не препятствовать)

 

— демонстрация не притязания на серьёзное сопротивление

 

Качество личности:

 

— желание всем угодить

 

— бесхребетность – отсутствие своего мнения в различных (чаще сложных) ситуациях

 

— легко манипулируем, идёт на поводу у других

 

 

 

    3. Избегание

       

      Нередко люди стремятся избежать конфликтной ситуации и откладывают вопросы «на потом». В этом стиле поведении человек не отстаивает интересы ни свои, не другой стороны.

       

      Плюсы и минусы данной стратегии: эта стратегия полезна тогда, когда предмет конфликта не имеет особого значения («Если Вы не можете договориться, какую программу по телевизору смотреть, Вы всегда можно заняться другим делом» — пишет американский психолог С. Кови). Второй вариант приемлемости этой стратегии, когда стороны конфликтной ситуации не стремятся поддержать длительность отношений (не имеют таковой цели).  Но в долгосрочных отношениях важно рассматривать причины споров и неразрешённых вопросов, или иначе ситуация будет иметь следующий исход: неудовлетворённость и напряжение.

       

      Эту стратегию можно сравнивать с поведением черепахи, которая в моменты опасности – прячется в панцирь. Данная стратегия –

      бездействие. Позиция такого поведения привлекательна для сочувствия и поддержки со стороны других участников, но если вопрос носит серьёзный характер, то «черепаха» не в состоянии, что-то изменить.

       

      Стратегия «черепаха» приводит к тому, что причины и конфликт загоняются внутрь и остаётся там. Далее всё становиться сложнее. Неразрешимый конфликт опасен тем, что он остаётся в подсознании, нарастает и может вызывать некоторые болезни.


       

      Тактика поведения «Черепахи»:

       

      — отрицание серьёзности конфликтных вопросов

       

      — отказ от вступления в диалогах

       

      — избегание

       

      — медлительный процесс принятия решений

       

      Качество личности:

       

      — застенчивость и робость

       

      — неприязнь к критике – воспринимается как атака, даже если критика носит в себе положительный характер

       

      — нерешительность в сложных ситуациях

       

       

       

        4. Компромисс

           

          Компромисс – это неполное (частичное) удовлетворение интересов обеих сторон конфликта.

           

          Плюсы и минусы данной стратегии: эта стратегия наиболее справедливая, так как учитываются интересы и той и другой стороны. Но компромисс рассматривается как промежуточный этап разрешения конфликтной ситуации, и ведётся поиск решений, при котором обе стороны могли бы полностью быть удовлетворенны.

           

          Для данной стратегии подходит тип поведения «лисы», так как именно здесь, в этой стратегии сочетаются хитрость и осторожность. Сбалансированность, взвешенность – главная установка данного типа поведения. Стремление к нормализации отношений, стратегия «лиса» сложно использовать по отношению с «акулой». В основном, поведение «лисы» зависит от уступок стороны противника. Здесь предполагается умение и навыки вести переговоры, чтобы каждый участник смог чего-то добиться. Принцип «лисы» — «Я уступлю в том случае, если уступите и мне».

           

          Положительная сторона этой стратегии рассматривается в том, что она является справедливой. Равноправие – это как оптимальное достижение цели для обеих сторон. Отрицательная сторона стратегии заключается в том, что одна из сторон может увеличить «объём» претензии, чтобы потом показать своё великодушие. Результатом будет: ни одна из сторон не примет решение, если оно их не удовлетворяет.  Компромисс – это оптимальный способ разрешения конфликтных ситуаций.


           

          Тактика поведения «Лисы»:

           

          — использует лесть, обман

           

          — любит торговаться

           

          — ориентирована на равенство в дележе

           

          Качества личности:

           

          — осторожность в оценках, критике, мнениях, обвинениях (элементы высокой культуры)

           

          — нежелание слушать людей с ярко-выраженными и открытыми мыслями

           

          — ожидания красивых слов и мягких формулировок

           

           

           

          5.Сотрудничество

           

          Это стратегия подразумевает в себе, чтобы все участники конфликта оказались в выигрышном положении. Они учитывают свои интересы и позиции, но и стремятся, чтобы и другая сторона оказалась удовлетворённой.

           

          Плюсы и минусы данной стратегии: выслушать другого человека, стремление понять его, найти выход из сложившейся ситуации – залог успеха любых долгосрочных отношений. Такой стиль поведения формирует в себе уважение, понимания, доверие, и в результате создаются прочные и долгосрочные отношения. Этот подход является конструктивным, если формирование долгосрочных отношений — важно. Но следует также отметить, что найти решение, которое смогло бы удовлетворить обе стороны иногда трудно, особенно тогда, когда одна из сторон отказывается от сотрудничества. Тогда процесс разрешения конфликтной ситуации может быть длительным.

           

          Стратегия «сова» направлена на работу с возникшей проблемой, а не избегании её, так как уважает другую сторону.  «Сова» всегда ожидает от противника обоюдного сотрудничества. Результатом будет то, что при использовании этой стратегии, стороны становятся партнёрами, а не противниками. Здесь, конечно же, формируются длительные, и иногда даже, выгодные отношения.


           

          Тактика поведения «Совы»:

           

          — собирает всю необходимую информацию о конфликте, проблеме, противнике

           

          — конфликт обсуждает открыто без всякой боязни

           

          — принимает разумные и здравые решения другой стороны

           

          Качества личности:

           

          — принимает конкретные решения, а не обвиняет участника споров

           

          — умело использует свои навыки для достижения целей

           

          — критикует «по делу», а не обижает

           

          —  имеет положительный настрой

           

          Теперь Вы можете смело вспомнить себя в какой либо конфликтной ситуации и Ваш тип поведения (стратегия). Но основе этой информации Вы можете сделать конкретные выводы о себе или о человек в целом. Надеюсь, это статья была для Вас полезной. Вы смело можете её прокомментировать.

          JavaScript is disabled!
          To display this content, you need a JavaScript capable browser.

           

           

           

          Комментарии:



          Следующие материалы:

          Предыдущие материалы:


          www.raduga-schastie.ru

          Стратегии поведения в конфликтной ситуации

          Как вести себя в конфликтной ситуации

          В современном обществе проблема стилей поведения в конфликтной ситуации и эффективного разрешения конфликтов весьма актуальна. Все, кто в процессе своей деятельности находится в тесном взаимодействии с окружающими людьми сталкивается с конфликтами. Конфликт является закономерной естественной характеристикой социальных отношений.

          Конфликтами можно и нужно управлять. Грамотное управление конфликтом приводит к максимальным позитивным конструктивным возможностям при минимальных деструктивных последствиях.  

          Для эффективного управления конфликтом необходимо знать основные стратегии поведения в конфликтной ситуации, особенности взаимодействия с оппонентами, а также приемы поведения, о которых подробно написано в статье «Приемы поведения в конфликтной ситуации» ЗДЕСЬ.

          Как вести себя в конфликтной ситуации?

          В любом конфликте, споре каждый из участников оценивает и соотносит свои интересы и интересы оппонента, задавая себе вопросы: «Что я выиграю? Что я потеряю? Какое значение для оппонента имеет предмет спора?». На основе подобного анализа человек сознательно выбирает ту или иную стратегию поведения. Часто отражение подобных интересов происходит неосознанно и тогда поведение конфликтующих сторон насыщено мощным эмоциональным напряжением и носит спонтанный характер.

          {module [57]}

          Сотрудничество — одна из конструктивный стратегий поведения в конфликтной ситуации

          Стратегия сотрудничества направлена на наиболее полное удовлетворение потребностей и интересов обеих сторон конфликта. 

          В процессе спора оппоненты находят взаимоприемлемое решение проблемы с учетом законных интересов друг друга. Для принятия общего взаимовыгодного решения обсуждается и учитывается мнение каждой из сторон.

          Сотрудничество развивается на прошлом позитивном опыте участников, основанного на отсутствии разногласий в прошлом, либо на их успешном преодолении.

          Для достижения результата в разговоре используются убеждения, аргументы, доказательства. 

          Сотрудничество способствует сохранению длительных взаимоотношений, на основе уважительного отношения друг к другу. 

          Компромисс — менее конструктивная стратегия поведения в конфликте

          Компромисс характеризуется принятием  одной стороны до некоторой степени точки зрения другой стороны. Стороны идут на взаимные уступки, в следствии чего принимаются «половинчатые» приемлемые для обеих сторон решения. В ходе компромисса интересы сторон удовлетворяются частично. 

          Часто компромисс  дает возможность  быстро разрешить спор, снимает накопившееся напряжение.

          Однако данная стратегия поведения на ранней стадии развития конфликта сокращает время поиска альтернативного, наиболее правильного решения проблемы, при этом ущемляются интересы одной или обеих сторон.

          Игнорирование (уклонение, уход) конфликта

          Игнорирование (уход, уклонение)  — это стратегия поведения, подразумевающая стремление человека  уклониться от конфликта сознательно или бессознательно.

          Позиция человека, избравшего стратегию ухода в конфликтной ситуации — не попадать в ситуации, провоцирующие возникновение конфликта. Он уклоняется от обсуждения вопросов, чреватых разногласиями.  Субъект не желает прилагать усилий для разрешения конфликта, не видит смысла идти на встречу оппоненту.

          Бессознательный уход от конфликта является защитным механизмом личности, обеспечивающем охрану психики человека.

          Интересные статьи:

          питание беременной женщины: какие продукты обязательно должны входить в рацион питания беременной женщины.

          ребёнок кусается что делать: советы психолога.

          Соперничество (принуждение)

          В ходе конфликтной ситуации субъект ставит свои интересы превыше интересов оппонента, полностью игнорируя его мнение и доводы. Он настойчиво и агрессивно добивается своей цели. Заставляет всевозможными способами принять свою точку зрения. Для принуждения  использует свою власть и  положение.

          Соперничество как стиль будет эффективен там, где руководитель в силу своих знаний  имеет большую власть над подчиненными.

          Вероятность того, что будет принято неверное решение велика. Так как представлена только одна точка зрения другие даже не обсуждаются.

          Соперничество как стиль поведения в конфликтной ситуации может  вызвать возмущение у более образованного и опытного персонала.

          Приспособление (уступчивость, сглаживание)

          Стратегия приспособления в конфликтной ситуации предполагает изменение своей позиции, отказ от борьбы и своих интересов.

          При таком стиле человек убежден, что не стоит ссорится, сердиться, потому что все мы — одна дружная команда и не следует «раскачивать лодку». Его цель — не разрешение конфликта, а сохранение дружеских отношений с оппонентом.

          Такой «сглаживатель» стремится подавить признаки конфликта.  Если пойти на поводу у такого человека проблема, лежащая в основе конфликта забывается, наступает мир и покой. Но проблема остается  и рано или поздно напомнит о себе.

          Как вести себя в конфликтных ситуациях

           

          Правильно выбранные и применяемые приемы поведения в конфликте помогают снизить эмоциональную напряженность, оптимизировать социально-психологический климат в коллективе и найти оптимальное решение проблемы.

          Интересные статьи:

          Причины выпадения волос у женщин — средства лечения: причины, профилактика, лечение, как вернуть волосы.

          Каким образом можно избавиться от целлюлита?: методы и приемы.

          Компьютер и дети – контролировать или нет время детей за компьютером: причины ухода ребенка в компьютер, как разговаривать с «компьютерными»подростками. 


           

          sad-sosenka.ru

          «Конфликт. Стратегия поведения в конфликтной ситуации»

          Технологическая карта урока

          Дисциплина: «Основы деловой культуры»

          Тема урока: Конфликт. Стратегия поведения в конфликтной ситуации.

          Цели урока:

          Образовательная: Систематизировать теоретические знания о конфликте. Изучить источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов. Формировать представления о различных вариантах общения при конфликтной ситуации. Способствовать формированию активной жизненной позиции и профессиональных качеств, будущих специалистов – социальных работников. Содействовать развитию профессионального интереса и творческой инициативы.

          Развивающая: Способствовать развитию у студентов мыслительной ориентации. Развивать навыки коллективной и индивидуальной работы. Развивать умение принимать решения, отстаивать свою позицию и правильность принятия решений. Развитие навыков анализа собственного поведения в ситуациях выбора; разрешение внутриличностных противоречий.

          Воспитательная: Воспитывать чувство ответственности, товарищества, аккуратность, усидчивость.

          Тип: Комбинированный

          Методы: Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, практический

          Формы: Фронтальная , групповая, индивидуальная.

          Дидактические средства: Презентация, тест для актуализации знаний, раздаточный материал

          Характеристика этапов урока.

          п.п.

          Этапы урока

          Содержание этапа урока

          Деятельность преподавателя

          Деятельность обучающегося

          Формы работы

          результат

          1

          Организационный момент

          Проверка присутствующих, готовность к занятию. Психологический настрой на работу.

          Приветствие обучающихся проверяет готовность к уроку.

          Приветствие преподавателя

          Фронтальная

          самоопределение.

          2

          Актуализация знаний

          Выполнение тестового задания.

          Предлагает выполнить тестовые задания по ранее изученному материалу. Контролирует процесс работы.

          Выполняют тестовые задания, меняются работой, производят взаимоконтроль.

          Фронтальная. Индивидуальная, работа в парах.

          взаимоконтроль, осознание того, что было усвоено и что еще нужно усвоить. Формирование мыслительных операций, анализ, сравнение.

          3

          Изучение нового материала

          1.Постановка проблемы.

          слайд 1

          Читает отрывок из басни Крылова. Организует диалог. Задает вопрос обучающимся: Разногласия во взглядах, интересах и убеждениях к чему могут привести?

          Обучающие воспринимают информацию на слух.

          К конфликтам

          Фронтальная

          Формирование УУД: волевая саморегуляция в ситуации затруднения; учатся работать по предложенному преподавателю плану.

          2. обсуждение и обмен мнениями Слайд 2

          Преподаватель задает вопросы обучающимся

          Обучающиеся отвечают на вопросы преподавателя

          фронтальная

          Умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, умение слушать и понимать речь других

          Слайд 3 Формулирование темы урока

          Сформулируйте, мне пожалуйста тему урока.

          Обучающиеся формулируют тему урока. Записывают тему урока в тетрадь.

          Фронтальная индивидуальная.

          Умение ставить и формулировать проблему с помощью преподавателя. Формирование познавательной инициативы.

          Слайд 4

          По окончанию урока вы должны найти для себя ответы на 2 вопроса. Преподаватель просит записать вопросы на которые нужно ответить в конце урока.

          Обучающиеся записывают вопросы в тетрадь

          Фронтальная индивидуальная

          Умение находить и выделять необходимую информацию, умение делать предположение и обосновывать их.

          Слайд 5

          Познакомить обучающихся с философами изучающими проблему конфликта.

          Обучающие составляют конспект, делают соответствующие записи.

          Фронтальная, индивидуальная

          Формирование познавательной инициативы

          Слайд 6 Понятие конфликта, конфликтогена. Типы конфликта.

          Давайте вместе с вами сейчас попробуем определить, что такое конфликт? Как вы его понимаете, буквально по одному слову от каждого обучающегося. Преподаватель записывает ответы на доске. Конечно, каждый ответ правильный. Но ведь эти разногласия откуда-то появляются. Какие чувства у вас возникают при слове “конфликт”? Дать понятие конфликта. Познакомить с понятием «конфликтогены» Разобрать типы конфликта

          Предполагаемые ответы обучающихся: Конфликт – разногласие, ссора, спор, столкновение.

          Обучающие составляют конспект, делают соответствующие записи.

          Фронтальная, индивидуальная

          Формирование познавательной инициативы

          Слайд 7 Слайд 8

          Типы конфликта

          Преподаватель предлагает обучающимся изучить типы конфликтов.

          Обучающие составляют таблицу и заполняют ее.

          Фронтальная, индивидуальная

          Формирование познавательной инициативы Умение находить и выделять необходимую информацию.

          Слайд 9 Причины конфликта

          Слайд 10

          Слайд 11

          Преподаватель предлагает рассмотреть причины конфликта

          Преподаватель читает стихи Саади Муслихитддина (шейх, поэт, персидский мыслитель). Преподаватель задает вопрос обучающимся: Как можно избежать конфликтной ситуации? Жизнь не прожить без конфликтов, но разумный, культурный человек всегда сможет эффективно уладить споры и разногласия, гибко используя различные стратегии. Преподаватель предлагает рассмотреть способы разрешения конфликтов

          Причины конфликта обучающиеся заносят в тетрадь в виде схемы

          Фронтальная, индивидуальная

          Формирование познавательной инициативы

          Закрепление изученного (решение ситуационных задач)

          Слайд12 Стратегия поведения в конфликтной ситуации

          Преподаватель предлагает изучить стратегию поведения в конфликтной ситуации. В психологии выделяют пять стратегий: Соперничество (конкуренция) – стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому. достоинства : Все твои интересы соблюдены. Недостатки: Репутация скандалиста и неприятного человека

          Сотрудничество – поиск решения, учитывающего интересы обеих сторон. Достоинства: Учтены интересы обеих сторон Недостатки: Требует много сил и времени.

          Компромисс — урегулирование разногласий через взаимные уступки. Достоинства: Часть интересов обеих сторон соблюдена. Недостатки: Получил лишь часть того, на что рассчитывал, и надо строго соблюдать условия договора.

          Избегание — стремление выйти из конфликтной ситуации, не решая её, не уступая противнику, но и не настаивая на своей точке зрения.

          Достоинства: Выигрываешь время Недостатки: Проблема не решена, негативные эмоции не исчезли, а загнаны внутрь. Приспособление — стремление сохранить или наладить благоприятные отношения, обеспечить интересы партнёра путём сглаживания разногласий. Достоинства: Не испорчены отношения с человеком, так как его интересы соблюдены Недостатки: Твои интересы остались без внимания.

          Раздать группам

          задания 1 Избежав конфликта, ни одна из сторон не достигнет успеха, так же и в случаях соперничества, приспособления и компромисса, т. к. один из участников оказывается в выигрыше, а другой проигрывает, или оба проигрывают, потому что оба идут на компромиссные уступки. И только в ситуации сотрудничества обе стороны оказываются в выигрыше.

          Обучающиеся воспринимают информацию на слух и зрительно работая с раздаточным материалом

          Обучающиеся решают задачи

          Фронтальная индивидуальная

          Формирование познавательной инициативы

          Слайд13-15 Правила поведения в конфликтах

          Слайд 14

          Преподаватель знакомит обучающихся с правилами поведения в конфликтной ситуации.

          Преподаватель знакомит обучающихся с этапами разрешения конфликта.

          Обучающиеся внимательно воспринимают информацию зрительно и на слух.

          Фронтальная групповая

          Формирование познавательной инициативы Умение находить и выделять необходимую информацию

          4

          Закрепление знаний, формирование умений. Практическая работа.

          Самостоятельная работа обучающихся

          Упражнение «С улыбкой»

          Преподаватель предлагает обучающимся выполнить задание и закрепить изученный материал. 2.Здание:самостоятельно составить правила поведения в конфликтной ситуации. (раздать таблицы на каждую группу).

          3.Задание: — Для того чтобы научиться разрешать конфликтную ситуацию, нужно научиться осознавать масштабы разногласий и открыто обсуждать их. Сейчас вы попытаетесь дать решение житейским конфликтным ситуациям. 3.Задание: решение ситуационных задач Увольнение. Сейчас мы с вами попробуем отстоять свою точку зрения, но так чтобы не обидеть и не задеть взглядов и мнений другого человека. Кого первого уволите Вы? Какими критериями Вы руководствуетесь?

          Можно обойти конфликт, если ответить улыбкой. Люди с чувством юмора редко конфликтуют, а уж если спорят, то всегда приятно, с шуткой, улыбкой (не с сарказмом, злой иронией, а с доброй, остроумной шуткой).

          Разыграем ситуации, где необходимо улыбнуться, пошутить, не дать спору стать конфликтом.

          Обучающиеся делятся на три группы и выполняют самостоятельную работу.

          Через 5-7 минут группы представляют свои варианты решения конфликтов.

          А теперь давайте обсудим ваши решения «об увольнении»:

          Обучающиеся выбирают ситуацию сами.

          Работа в группах

          Формирование познавательной инициативы Умение находить и выделять необходимую информацию. Оценка, контроль

          Умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, умение слушать и понимать речь других.

          5

          Рефлексия

          Домашнее задание

          Подведение итогов урока

          Преподаватель предлагает обучающимся ответить на вопросы которые были заданы в начале урока.

          Выставление оценок за работу на уроке.

          Какая стратегия поведения в конфликте характерна для вас? Какие правила поведения в конфликте вы можете взять себе на вооружение?

          Раздать индивидуальные задания (решение задач)

          Обучающиеся отвечают на вопросы.

          Записывают задание

          Фронтальная

          Умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, умение слушать и понимать речь других.

          Приложение

          Задание 1(решение ситуационных задач)

          А. Ты зовешь друга (подругу) на дискотеку, а он (она) хочет в это время смотреть фильм по телевизору.

          Б. Родители отправляют тебя в магазин за хлебом, а ты хочешь играть в компьютерные игры.

          В. Бабушка сердится, когда ты громко слушаешь музыку. Она сказала тебе, что ей нужна тишина. Но ты не можешь без музыки.

          Г. У тебя плохое настроение, и ты сидишь дома, слушаешь музыку. К тебе приходят друзья и зовут гулять.

          Д. У твоего друга серьезные проблемы с физикой, поэтому он постоянно просит у тебя списать домашнее задание, и ты даешь. Но однажды преподаватель заметила, что у тебя и твоего друга совершенно одинаковые записи в тетради. Она сказала, что если еще раз ты дашь своему другу списать домашнее задание, у тебя будут большие неприятности

          Задание 2

          Правила поведения в конфликтной ситуации

          Задание 3 (решение задач)

          1.  Ты хочешь сегодня подольше гулять, а родители не разрешают, между вами возникла конфликтная ситуация.

          2.  На одной из перемен к тебе подошел старшекурсник, попросил посмотреть твой мобильный телефон и без разрешения начал с него звонить, из-за чего и возник конфликт.

          3.  Твой младший брат изрисовал ручкой твои лекции и конспекты.

          4.  Перед сном ты часто сидишь в Интернет сети. Это занятие настолько захватывает тебя, что ты не можешь оторваться и лечь, наконец-то, спать. Из-за этого у тебя возникают конфликты с родителями.

          5.  Преподаватель при всех требует у Вас контрольную работу, которую Вы не выполнили. Вы начинаете, что-то объяснять…, но слышите в ответ злобным громким голосом следующую фразу: «Меня не интересуют Ваши оправдания! Вы к нам пришли учиться!»

          Задание 4

          Вы являетесь руководителем малого предприятия. В связи с тяжелой экономической и социальной ситуацией, сложившейся на предприятии необходимо уволить трех человек. Другие варианты неоднократно рассматривались, они не подходят. Выход один – увольнение трех сотрудников. Это может спасти ситуацию. Кто будут этими людьми? Какими критериями вы будете руководствоваться? Решить надо самостоятельно. Какой процедурой воспользоваться это ваше право. Категорически запрещается бросать жребий. При этом учтите, что законы, принятые в современном обществе не действуют в этой игре. Все работники профессионально равны и находятся на идентичных должностях:

          Беременная одинокая девушка, 25 лет, 2 года на предприятии, 5 крупных контрактов за последние полгода.

          Мужчина, 57 лет, крепкий профессионал, стаж работы на предприятии – 35 лет.

          Женщина, 33 года, стаж — 10 лет, преданна делу, содержит престарелых родителей.

          Молодой человек, 23 года, блестящее образование, предприятие заплатило за его обучение 20 000 долларов.

          Мужчина, 40 лет, хороший надежный работник, семья, больной сын, половина заработной платы уходит на медикаменты.

          Мужчина, 30 лет, отличный работник, ингуш, был заложником в Беслане.

          Женщина, 37 лет, родственница мэра.

          Упражнение «С улыбкой»

          Ситуация 1. Вы получаете записку с вашим именем: “А + В= Любовь”. Ваша реакция… Реплика должна быть с улыбкой.

          Ситуация 2. Вам очень смешно на уроке. Преподаватель делает вам замечание. Вы оправдываетесь (с улыбкой). Что скажете?

          Ситуация 3. В автобусе ты нечаянно наступила на ногу рядом стоящему парню. Твои действия?

          infourok.ru