Структура деятельности человека в психологии: Суть психологической деятельности и ее структура

Содержание

18. СТРУКТУРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Шпаргалка по общей психологии

18. СТРУКТУРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В структуре деятельности прежде всего выделяют цели и мотивы.

Под целью понимается то, ради чего действует человек, в тоже время под мотивом понимается то, почему действует человек.

У каждого человека есть на это какие-то свои собственные побудительные причины, мотивы.

Обычно деятельность человека обусловливается не каким-нибудь одним мотивом и одной целью, в целом системой целей и мотивов – ближайших, более отделенных и общих. Важно, чтобы человек видел не только ближайшие, но и отдаленные перспективы, цели, это придает силы для преодоления препятствий.

Деятельность оценивается по уровню мотивации и по ее направленности (общественные или узколичные мотивы). Лучше всего, когда общественные мотивы приобретают личностный смысл.

Любой вид деятельности неразрывно связан с движениями, независимо от того, будет ли это мускуль-но-мышечное движения руки при письме, труде или движение речевого аппарата при произнесении слов.

Принято различать действие и движение.

Действие – элемент деятельности, направленный на выполнение одной простой текущей задачи. Движение – составная часть действия.

Несмотря на внешнее многообразие, все движения человека складываются, как правило, из трех простых элементов – «взять», «переместить», «отпустить» – в сочетании со вспомогательными движениями корпуса, ног, головы. В разных видах движений эти элементы отличаются своей траекторией, длительностью, силой, скоростью, темпом и тем, какими частями тела они выполняются.

С точки зрения качества движения характеризуются точностью, меткостью, ловкостью и коорди-нированностью.

Кроме предметных движений, в деятельности человека участвуют движения, обеспечивающие установку тела и сохранение позы, перемещение и коммуникацию. К средствам коммуникации относят выразительные движения (мимика и пантомимика), смысловые жесты, наконец, речевые движения.

С точки зрения физиологии все движения человека могут быть разделены на две группы:

– врожденные (безусловно-рефлекторные) движения;

– приобретенные (условно-рефлекторные) движения.

Подавляющее количество движений человек осваивает с жизненным опытом. Лишь очень немногие движения (крик, моргание) являются врожденными. Например, новорожденный не может говорить, читать, писать – это именно те движения, которые он получает с опытом.

Двигательные способности у людей различны. Они тесно связаны с двигательными задатками. У артистов балета, спортсменов, певцов, актеров двигательные способности доводятся до такой степени совершенства, что они становятся объектом эстетического восприятия.

Таким образом, в любой деятельности можно выделить следующие компоненты (составные части, этапы):

– постановка цели (осознание конкретной задачи), планирование работы; выполнение, осуществление деятельности;

– проверка результатов, исправление ошибок, сопоставление полученных результатов с запланированными;

– подведение итогов деятельности и ее оценка.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

1. Структура и функционирование деятельности учения

1. Структура и функционирование деятельности учения Учение является деятельностью там, где действия человека управляются сознательной целью усвоить определенные умения, знания, навыки.Исходным моментом в учении является потребностно-мотивационный аспект.

ПОТРЕБНОСТИ В СПОСОБАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (В НАВЫКАХ), ПОТРЕБНОСТИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ДЕЯТЕЛЬНОМ СОСТОЯНИИ (В НАПРЯЖЕННОСТИ)

ПОТРЕБНОСТИ В СПОСОБАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (В НАВЫКАХ), ПОТРЕБНОСТИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ДЕЯТЕЛЬНОМ СОСТОЯНИИ (В НАПРЯЖЕННОСТИ) Второе направление, в котором осуществляется формирование приобретенных потребностей, представляет собой становление потребностей в навыках

2.

3. Деятельность. Структура деятельности. Виды деятельности

2.3. Деятельность. Структура деятельности. Виды деятельности Деятельность – это активное взаимодействие человека со средой, в котором он достигает сознательно поставленной цели, возникшей в результате появления у него определенной потребности, мотива.Мотивы и цели

18. СТРУКТУРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

18. СТРУКТУРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В структуре деятельности прежде всего выделяют цели и мотивы.Под целью понимается то, ради чего действует человек, в тоже время под мотивом понимается то, почему действует человек.У каждого человека есть на это какие-то свои собственные

32. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ИНТЕРИОРИЗАЦИЯ И ЭКСТЕРИОРИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

32. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ИНТЕРИОРИЗАЦИЯ И ЭКСТЕРИОРИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Выделяют три основных вида деятельности: игра, учение, труд. Специфическая особенность игры состоит в том, что ее целью является сама игра как деятельность, а не те практические результаты,

Методика «Структура мотивации трудовой деятельности»

Методика «Структура мотивации трудовой деятельности» Методика разработана К. Замфир. Структура мотивации трудовой деятельности включает три компонента: внутреннюю мотивацию (ВМ), внешнюю положительную мотивацию (ВПМ) и внешнюю отрицательную мотивацию (ВОМ).

§ 2. Структура волевой регуляции деятельности

§ 2. Структура волевой регуляции деятельности Деятельность осуществляется системой действий. Действие — структурная единица деятельности. Различаются перцептивные, умственные, мнемические и практические действия. В каждом действии можно выделить ориентировочную,

1.

2 Первобытное стадо. Структура иерархии и набор стадных инстинктов. Структура межполовых отношений

1.2 Первобытное стадо. Структура иерархии и набор стадных инстинктов. Структура межполовых отношений Женщины говорят о любви и молчат о любовниках. Мужчины — наоборот. Марина Цветаева Пока наши предки были еще относительно низкоразвиты, не обладали эффективными

1.5 Первобытное племя. Функциональная структура. Структура иерархии. Структура межполовых отношений

1.5 Первобытное племя. Функциональная структура. Структура иерархии. Структура межполовых отношений Даже самые примитивные народы живут в условиях культуры, отличной от первичной, во временном отношении такой же старой, как и наша, и также соответствующей более поздней,

1.2 Первобытное стадо. Структура иерархии и набор стадных инстинктов. Структура межполовых отношений

1. 2 Первобытное стадо. Структура иерархии и набор стадных инстинктов. Структура межполовых отношений Женщины говорят о любви и молчат о любовниках. Мужчины – наоборот. Марина Цветаева Пока наши предки были еще относительно низкоразвиты, не обладали эффективными

1.5 Первобытное племя. Функциональная структура. Структура иерархии. Структура межполовых отношений

1.5 Первобытное племя. Функциональная структура. Структура иерархии. Структура межполовых отношений Даже самые примитивные народы живут в условиях культуры, отличной от первичной, во временном отношении такой же старой, как и наша, и также соответствующей более поздней,

Деятельность: структура, виды, характеристики | Психотерапевт в Санкт-Петербурге / Консультация психолога, сексолога

Главная › Дополнительная информация › Основы психологии

Деятельность — динамическая система взаимодействий субъекта с миром, в процессе которых происходят возникновение и воплощение в объекте психического образа и реализация опосредованных им отношений субъекта в предметной действительности.

Деятельность — внутренняя (психическая) и внешняя (физическая) активность человека, регулируемая сознаваемой целью.

Структура деятельности.

Состоит из нескольких уровней:

• психофизиологические функции;

• операции;

• действия;

• деятельности особенные, или особые виды деятельности.

В деятельности выделяют движения и действия. Действие — каждый относительно законченный элемент деятельности, направленный на выполнение одной простой текущей задачи. Выполнение движения контролируется и корректируется сопоставлением его результатов с конечной целью действия. Выполнение предметного действия не ограничивается осуществлением определенной системы движений. Оно включает сенсорный контроль и корректировку движений в соответствии с их текущими результатами и свойствами объектов действия.

В отношении человека с другими людьми осуществляется его деятельность, т.е. в ней выражается личность человека и одновременно она формирует его личность. Возникновение видов деятельности у человека представляет длительный процесс.

В течение первого года на основе развития исследовательского поведения ребенок узнает и знакомится с миром. Затем начинается практическое поведение. Далее развивается коммуникативное поведение — средство, благодаря которому ребенок может удовлетворить свои потребности и желания.

Виды деятельности:

1) игра. Связь игровой деятельности с энергетическим обменом организма объясняет возникновение побуждений к игре. Особенность игрового поведения — его целью является сама «деятельность», а не практические результаты, которые достигаются с ее помощью. У ребенка игра — форма реализации активности, т.е. она доставляет ему удовольствие;

2) учение. Научение, или освоение опыта — главный фактор развития ребенка. Деятельность направлена на усвоение определенной информации, форм поведения, но учение возможно только тогда, когда человек сам нацелен на усвоение определенных знаний, умений, навыков;

3) труд — деятельность, направленная на производство определенных общественно-полезных продуктов — материальных или идеальных. Трудовая деятельность человека — видовое поведение, которое обеспечивает его выживание, использование им сил и веществ природы.

Основные характеристики деятельности — предметность и субъектность.

В развитой форме предметность свойственна лишь человеческой деятельности. Проявляется в социальной обусловленности деятельности человека, в ее связи со значениями, в понятиях языка, в ценностях, в ролях и социальных нормах.

Субъектность деятельности выражается в обусловленности психического образа прошлым опытом, потребностями, установками, эмоциями, целями и мотивами, определяющими направленность и избирательность деятельности.




Имя*
Возраст
E-mail*
Телефон
Сообщение*
Защита от спама*

Иерархия человеческой деятельности [Теория деятельности]

Теория деятельности или «Культурно-историческая теория деятельности (ЧАТ)» представляет собой междисциплинарную философскую основу для изучения как индивидуальных, так и социальных аспектов человеческого поведения. С точки зрения теории деятельности человеческая деятельность или «то, что люди делают» представляет собой основную единицу анализа при изучении человеческого поведения. Наиболее важным аспектом теории деятельности является понимание как индивидуальных, так и коллективных аспектов человеческой деятельности с культурной и исторической точек зрения.

In 2012, Kaptelinin and Nardi summarized five basic principles of Leontiev’s activity theory:

  • Object-orientedness
  • Hierarchical structure of activity
  • Mediation
  • Internalization and externalization
  • Development

Иерархическая структура деятельности первоначально была сформулирована А. Н. Леонтьевым (1978). Следует отметить, что целью Леонтьева была разработка психологической теории на индивидуальном уровне с понятием Деятельности. Таким образом, мы увидим, что три уровня деятельности соответствуют трем уровням психологических представлений.

Давайте сначала посмотрим на схему. Я нашел следующую диаграмму из книги Виктора Каптелинина и Бонни А. Нарди Действуя с помощью технологий (2006, стр. 64). Три уровня деятельности: активность, действия и операции. Три уровня психологических понятий: мотив, цели и условия.

Источник: Виктор Каптелинин и Бонни А. Нарди («Действуя с помощью технологии», 2006, с.64)

По Леонтьеву, «Отдельные конкретные виды деятельности могут различаться между собой по различным признакам: по своей форме, по их выполнения в соответствии с их эмоциональной интенсивностью, в соответствии с их потребностями во времени и пространстве, в соответствии с их физиологическими механизмами и т. д. Главное, что отличает одну деятельность от другой, однако, это различие их объектов . Именно предмет деятельности придает ей определенное направление». (1978, с.98)

Итак, что является объектом деятельности?

Ответ Леонтьева — мотив деятельности. Леонтьев утверждал: «По предложенной мною терминологии предмет деятельности есть ее истинный мотив. Подразумевается, что мотив может быть как материальным, так и идеальным, либо присутствовать в восприятии, либо исключительно в воображении или в мысли. Главное, чтобы за деятельностью всегда стояла потребность, чтобы она всегда отвечала той или иной потребности». Он также добавил примечание о термине мотив: «Такое ограниченное понимание мотива как того объекта (материального или идеального), который вызывает и направляет деятельность на себя, отличается от общепринятого понимания» (19).78, с.98)

Определив уровень «деятельность — мотив», Леонтьев перешел на его подуровень: уровень «действие — цель». Он говорил: «Мы называем процесс действием, если он подчинен представлению о результате, который должен быть достигнут, т. е. если он подчинен сознательной цели. Точно так же, как понятие мотива связано с понятием деятельности, понятие цели связано с понятием действия». (1978, стр. 99)

Леонтьев также взаимозаменяемо использовал термины «целенаправленные процессы» и «действия». Например, он говорил: «Мы называем процесс действием, если он подчинен представлению о результате, который должен быть достигнут, т. е. если он подчинен сознательной цели. Точно так же, как понятие мотива связано с понятием деятельности, понятие цели связано с понятием действия» (19).78, p.99)

Грегори З. Бедни и Стивен Р. Харрис утверждали, что существуют проблемы перевода терминов, связанных с теорией деятельности. Например, они указывали: «Точного эквивалента английскому слову «цель» в русском языке не существует, а понятия цель и цель несут в деятельностно-теоретической психологии четко дифференцированные значения… Слово «цель» может быть переведено как цель и намерение как намерение или цель. Советские теоретики деятельности приложили большие усилия для выяснения различий и сходств между этими представлениями и, в частности, для различения целеобразность’ , — целеустремленность, целенаправленное поведение — от целенаправленность , ‘намерение достичь осознанной цели… Вследствие этих различных соображений мы считаем понятие «цель» открытым для неверного толкования , и поэтому не может одобрить его использование в качестве базовой концепции в AT-HCI». (2008)

Думаю, поэтому на диаграмме для среднего уровня показано «действие — цель», а не «действие — цель».

Третий уровень относится к «работе — состоянию». По Леонтьеву, «всякая цель, даже такая, как «достижение точки N », объективно достигается в определенной объективной ситуации. Конечно, для сознания субъекта цель может выступать в абстракции от этой ситуации, но его действие не может быть абстрагировано от нее. По этой причине, , несмотря на свой интенциональный аспект (что должно быть достигнуто), действие также имеет свой оперативный аспект (как, какими средствами этого можно достичь), что определяется не целью самой по себе, а предметно-предметными условиями ее достижения. Другими словами, выполняемое действие адекватно поставленной задаче; тогда задача представляет собой цель, поставленную в конкретных обстоятельствах. По этой причине действие имеет специфическое качество, специфически «формулирующее» его и особенно способы, которыми оно совершается. Я называю способы совершения действий операциями» (19).78, с.102)

Схему этой трехуровневой структуры деятельности Леонтьев не привел. Приведенная выше диаграмма была разработана другими. Проблема диаграммы — это стрелка с одним направлением, которая указывает на одностороннее отношение между тремя уровнями. Однако теоретики деятельности так не понимают. Леонтьев (1978), Каптелинин и Нарди (2006) и другие четко указали, что это двусторонние отношения.

Ниже приведена более точная диаграмма, которую я нашел в книге 2013 года Лаборатория изменений: инструмент для совместного развития работы и образования (Virkkunen, J. & Newnham, D.S., 2013)

Источник: Лаборатория изменений (2013, стр. 37)

Согласно Леонтьеву, «Человеческая деятельность не существует, кроме как в форме действия или цепи действий. Например, трудовая деятельность существует в трудовых действиях, учебная деятельность — в школьных действиях, социальная деятельность — в действиях (актах) общества и т. д. Если из нее мысленно вычесть действия, составляющие деятельность, то от деятельности не останется ровно ничего. Это можно выразить и иначе: когда перед нами происходит конкретный процесс, внешний или внутренний, то с точки зрения его отношения к мотиву он выступает как человеческая деятельность, но когда он подчинен цели, затем оно предстает как действие или совокупность цепочки действий… Кроме того, действие и действие представляют собой подлинную и несовпадающую реальность. Одно и то же действие может совершать различные виды деятельности и может переходить из одной деятельности в другую, проявляя таким образом свою относительную самостоятельность. Очевидно и обратное, а именно, что тот или иной мотив может получить конкретное выражение в различных целях и, соответственно, вызвать различные действия». (1978, с.100)

Каптелинин и Нарди (2006) указывали на трансформацию между действиями и операциями: «Уровни деятельности могут переходить один в другой. Автоматизация является примером преобразований между действиями и операциями. В ходе практики действия могут стать автоматическими операциями. Противоположный процесс — «деавтоматизация», превращение рутинных операций в осознанные действия. Такое преобразование может иметь место, например, когда автоматизированная операция не дает желаемого результата, и человек размышляет о причинах неудачи и о том, как можно «исправить» операцию. которое сначала осуществляется как сознательное действие, а затем становится операцией» (2006, с. 63–64)

Хотя целью Леонтьева является разработка новой психологической теории, многие исследователи приняли эту трехуровневую модель в качестве аналитического инструмента для эмпирических исследовательских проектов.

Теория Леонтьева об иерархической структуре человеческой деятельности

деятельность, согласно теории деятельности, представляет собой целостную единицу целенаправленных действий в общественной жизни человека. Люди организуют свою социальную жизнь посредством деятельности, тем самым развивая свои знания, способности, сознание и личность. Посредством деятельности люди меняют себя по мере изменения обстоятельств. Таким образом, сама такая деятельность может быть названа «субстанцией», порождающей наше сознание (Леонтьев, 19).77, с. 202). Мы не осуществляем деятельность, основанную на нашем сознании; скорее, мы осуществляем деятельность, и на этой основе возникает наше сознание. То есть наша совместная деятельность порождает наше общее сознание.

В этом смысле можно сказать, что деятельность соответствует «единице анализа», получившей наибольшее значение в качестве исследовательской методологии в основной работе Выготского « Мышление и речь». Согласно Выготскому (1934/1987, с. 46-47), метод «разбиения целого на его единицы» не предполагает «разложения целого на его элементы», а скорее находит наименьшую «единицу», которая еще сохраняет «все основные характеристики целого».

Например, при объяснении свойств воды «ее молекула и ее молекулярные движения» становятся единицей анализа, а при исследовании основных характеристик жизни, присущих живому организму, «живая клетка» рассматривается как единица анализа. анализ (Выготский, 1934/1987, стр. 46). В « Мышление и речь, » Выготский утверждает, что «значение слова» (внутренняя сторона слова) является единицей анализа человеческого сознания (с. 47). По его мнению, «значение слова» есть единица, «обладающая характеристиками, присущими целостному явлению словесного мышления и не поддающаяся дальнейшему разложению» (с. 47). С другой стороны, рассматриваемое здесь понятие деятельности пытается уловить основные характеристики действительных жизненных процессов людей, лежащих в основе этого сознания, и может быть названо расширенной единицей анализа (см. , 1978, с. 50).

Как указано в главе 1, разделе 3, в теории деятельности это понятие деятельности происходит от понятия «чувственная человеческая деятельность, практика», предложенного К. Марксом (1976, с. 3) в «Тезисах о Фейербахе. ” Эта чувственная человеческая деятельность предполагает практическую связь людей с окружающим их внешним миром и является основной формой жизни человека (Леонтьев, 1978, с. 12). Таким образом, деятельность в этом смысле изначально «социальна»; таким образом, «в каких бы условиях и формах ни происходила человеческая деятельность, какую бы структуру она ни принимала, ее нельзя рассматривать изолированной от общественных отношений, от жизни общества» (с. 51). Оно развивается только «в условиях сотрудничества и участия людей», которое само включено в «систему взаимоотношений с другими людьми» (с. 59).).

Таким образом, понятие деятельности теоретически связывает, опосредует и наводит мосты через сегрегацию или разрыв между индивидуумом и обществом, или между субъектом и объектом. Все действия субъекта (индивида или группы) опосредованы исторически накопленными социальными ограничениями и культурными смыслами. Концепция деятельности представляет собой попытку понять агентивный, созидательный потенциал людей для создания своей собственной жизни и будущего, активно воздействуя на такую ​​среду и социальные условия и пытаясь их преобразовать.

В 1930-е годы Леонтьев начал формулировать основные положения теории деятельности как основу для анализа развития такой социальной практической

Теория деятельности как новая основа для образовательных исследований 25 деятельности и для получения структурного понимания человеческой деятельности; Таким образом, теория деятельности исторически развивалась на этой основе. Выготский выстроил идеи, ставшие краеугольным камнем леонтьевского (1978) структурного понимания практической деятельности как исторически развивающейся при посредничестве культуры. Он сообщает следующее:

Идея анализа деятельности как метода научной психологии человека была предложена… в ранних работах Л. С. Выготского. Были введены понятие орудийных («орудийных») операций, понятие целей, а позднее понятие мотива («мотивационная сфера сознания»). Однако прошли годы, прежде чем удалось описать с первого подхода общую структуру человеческой деятельности и индивидуального сознания.

(стр. 62)

Правда ли, что в последней главе «Мышление и речь»? работе, посвященной формированию вербального мышления, Выготский (1934/1987, с. 282) уподобляет мысль «парящему облаку, извергающему словесный дождь» и рассматривает «ветер, приводящий облако в движение», т. е. , «побудительная сфера», как конечная проблема мышления и сознания. Он считает, что «мотивирующая сфера сознания, сфера, включающая в себя наши склонности и потребности, наши интересы и побуждения, наши аффекты и эмоции», или «аффективно-волевая тенденция» (с. 282), лежит за самым глубоким местом, где зарождается словесное мышление.

Приводя в качестве примера театр, который он любил с юности, Выготский (1934/1987) утверждает: «За каждой чертой характера стоит желание, направленное на осуществление определенной волевой задачи» (с. 282). Следовательно, мышление не может быть отделено от эмоций, а также «[а] детерминистический анализ психической жизни не может начинаться с приписывания мысли магической способности определять человеческое поведение, способности определять поведение через одну из собственных внутренних систем индивида» (с. 50).

На заключительных этапах своего обучения, прерванных его ранней смертью, Выготский (1934/1987, с. 282-283) нашел ключ к «самому сокровенному внутреннему плану словесного мышления» в «его мотивации», или попеременно, «его реальная, аффективно-волевая основа». Леонтьев (1978) интерпретирует великое проникновение Выготского в человеческое сознание следующим образом: «У Выготского оставался незыблемым противоположный тезис: не смысл, не сознание лежит за жизнью, а жизнь стоит за сознанием» (с. 62).

Каким же образом эта концепция мотива стала краеугольным камнем теории деятельности?

Теория деятельности, установленная Леонтьевым, есть теория предметной деятельности. Основным ее принципом является прежде всего «предметность деятельности». Эта фундаментальность человеческой деятельности, как подробно рассмотрено в главе 1, разделе 3, тесно связана со способом диалектического взаимообразования субъекта и объекта в предметной деятельности. Леонтьев (1978) указывает такие взаимные переходы между субъектом и объектом:

В деятельности происходит перевод предмета в его субъективную форму, в образ; также в деятельности осуществляется перевод деятельности в ее объективные результаты, в ее продукты. С этой точки зрения деятельность предстает как процесс, в котором совершаются взаимные переходы между полюсами «субъект-объект».

(стр. 50)

Возвратно-поступательное движение совершается в предметной деятельности человека, в которой участвуют «две противоположные «метаморфозы» — формы деятельности и формы вещей в их диалектически противоречивых взаимных превращениях» (Ильенков, 19).77, с. 99). Более того, идеальность вещей порождается и существует только в этом движении человеческой деятельности» — идеальном.

Леонтьев (1978) характеризует такой объект как решающий ключевой фактор, стимулирующий субъекта к деятельности следующим образом:

Главное, что отличает одну деятельность от другой… это различие их объектов. Именно объект деятельности придает ей определенное направление. Согласно предложенной мною терминологии, предмет деятельности есть ее истинный мотив. … Подразумевается, что мотив может быть как материальным, так и идеальным, либо присутствующим в восприятии, либо исключительно в воображении или в мысли. Главное, чтобы за деятельностью всегда стояла потребность, чтобы она всегда отвечала той или иной потребности.

Таким образом, понятие деятельности необходимо связано с понятием мотива.

(стр. 62-63)

Деятельность не может происходить без предмета, то есть мотива. Другими словами, не бывает «немотивированной» деятельности; если бы были, то это была бы деятельность с «субъективно и объективно скрытым мотивом» (Леонтьев, 1978, с. 63). «Мотив, действующий в действительности», т. е. предмет деятельности, — это забота, побуждающая субъекта к деятельности, и внимание, усилие, смысл субъекта возникают на основе этого фокуса.

По поводу такой предметной деятельности Леонтьев (1981) приводит конкретный пример, когда «студент, готовясь к экзамену, читает книгу по истории» (с. 400). В этом примере рассматривается, что произойдет, если друг навестит студента и скажет ему, что книга, которую он или она читает, совершенно не нужна для подготовки к экзамену. Если учащийся перестает читать и немедленно откладывает книгу в сторону, мотивом, побудившим учащегося к чтению, было не «содержание книги».0118 как таковой , а только необходимость сдать экзамен» (с. 400). В этом случае можно было бы сказать, что деятельность студента заключалась не в самом чтении, а в подготовке к экзамену.

Далее, что означает для ученика этот тип чтения, при котором деятельность готовится к экзамену? Важную роль в выяснении этого играет трехуровневая иерархическая структура человеческой деятельности, предложенная Леонтьевым.

Пионерским вкладом Леонтьева в создание теории деятельности явилось выяснение им иерархической структуры человеческой деятельности, включающей три уровня коллектива: «деятельность», индивидуальное «действие» и автоматическая «операция» (рис. 2.1). Согласно этому представлению деятельность, направленная на предмет (цель или мотив), осуществляется через структуру, в которой множественные «целенаправленные действия» (действия а, б, в…») образуют цепь.

Например, в «первобытной коллективной охоте», которую в качестве примера приводит Леонтьев (1981), разным участникам в зависимости от целей и задач отводились связанные роли и действия, такие как роль загонщика, отпугивающего стадо животных и отправка их к другим охотникам, прячущимся в засаде, и последний акт убийства дичи. Деятельность коллективной охоты формировалась выполнением этой цепочки действий (с. 210). Другими словами, коллективная деятельность, характеризующаяся такими элементами, как «разделение труда» и «сотрудничество», осуществляется в коллективном измерении в контексте более высокого порядка, чем индивидуальные действия участников. В случае «первобытной коллективной охоты» такая деятельность стимулируется и ориентируется на мотив, разделяемый участниками в коллективном измерении, такой как выживание за счет добывания пищи и одежды.

Кроме того, в предыдущем примере с чтением книги для подготовки к экзамену чтение само по себе не мотивирует студента. Следовательно, активность не является чтением. Иными словами, чтение в данном случае является деятельностью, целью которой является сдача экзамена, истинным мотивом учащегося; это одно из действий, составляющих деятельность по подготовке к экзамену.

Уровень «операции» деятельности — «способ совершения действия» (Леонтьев, 1981, с. 406). Операция не тождественна действию. Даже одно и то же действие может выполняться разными операциями. И наоборот, одна и та же операция может выполнять разные действия. Операции относятся к окружающим «условиям», которые не поддаются контролю субъекта, и определяются ими. Например, акт запоминания стихов можно выполнить

Блок анализа

Ориентирующий фактор

Актер

Деятельность

Объект’социальный мотив

Коллектив или сообщество

:

:

Действие

Цель ограничена определенной мелодией и местом

Индивидуальный или групповой

т

$

Маршрут операции

Условия (включая инструменты)

Люди и машины, которые действуют регулярно

Рисунок 2. 1 Трехуровневая иерархическая структура деятельности человека (по Леонтьеву, 1978)

различными операциями, такими как их запись сидя дома или многократное повторение их в других условиях (стр. 407).

Как описано выше, теория структуры деятельности Леонтьева дает очень важный взгляд на развитие человека. Эта теория утверждает, что развитие индивидов есть не что иное, как изменение структуры их деятельности, служащее созданию новых отношений с действительностью.

Леонтьев (1978, с. 180-183), например, приводит детский «авиационный кружок», проводимый в внешкольном учреждении. В этом задании дети с большим увлечением работали над изготовлением моделей самолетов, но не проявляли достаточного интереса к физическим знаниям и теории, на которые направлен вопрос: «Почему самолет остается в воздухе?» Однако введение описанного ниже задания значительно подкорректировало интересы детей. Это задание проходило в форме конкурса, в котором детям предлагалось построить модель с целью как можно быстрее «пролететь» ее на определенное расстояние по прямой.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *