Структура личности по эриксону: Эрик Эриксон: эго-теория личности

Содержание

результат развития психоанализа. Теории личности

Эго — психология: результат развития психоанализа

Теоретические формулировки Эриксона касаются исключительно развития эго. Хотя он неизменно настаивал на том, что его идеи не более, чем дальнейшее систематическое развитие концепции Фрейда о психосексуальном развитии в свете новых открытий в социальных и биологических науках, Эриксон решительно отошел от классического психоанализа по четырем важным пунктам. Во — первых, в его работе отчетливо виден решительный сдвиг акцента от ид к эго, что сам Фрейд лишь частично признавал в последние годы своей деятельности. С позиции Эриксона, скорее именно эго составляет основу поведения и функционирования человека. Он рассматривал эго как автономную структуру личности, основным направлением развития которой является социальная адаптация; параллельно идет развитие ид и инстинктов. Подобный взгляд на природу человека, названный эго — психологией, радикально отличается от раннего психодинамического мышления тем, что эго — психология описывает людей как более рациональных и поэтому принимающих осознанные решения и сознательно решающих жизненные проблемы.

В то время как Фрейд считал, что эго борется, пытаясь разрешить конфликт между инстинктивными побуждениями и моральными ограничениями, Эриксон доказывал, что эго — это автономная система, взаимодействующая с реальностью при помощи восприятия, мышления, внимания и памяти. Уделяя особое внимание адаптивным функциям эго, Эриксон считал, что человек, взаимодействуя с окружением в процессе своего развития, становится все более и более компетентным.

Во — вторых, Эриксон развивает новый взгляд относительно индивидуального взаимоотношения с родителями и культурным контекстом, в котором существует семья. Если Фрейда интересовало влияние родителей на становление личности ребенка, то Эриксон подчеркивает исторические условия, в которых формируется эго у ребенка. Он основывается на результатах наблюдений за людьми, принадлежащими к различным культурам, чтобы показать: развитие эго неизбежно и тесно связано с меняющимися особенностями социальных предписаний и системой ценностей.

В — третьих, теория развития эго охватывает все жизненное пространство индивидуума (то есть от младенчества до зрелости и старости). Фрейд, напротив, ограничился влиянием ранних детских переживаний и не уделял внимания вопросам развития за пределами генитальной стадии.

И наконец, в — четвертых, у Фрейда и Эриксона различные взгляды на природу и разрешение психосексуальных конфликтов. Целью Фрейда было раскрытие сущности и особенностей влияния на личность неосознаваемой психической жизни, а также объяснение того, как ранняя травма может привести к психопатологии в зрелости. Эриксон, наоборот, видел свою задачу в том, чтобы привлечь внимание к способности человека преодолевать жизненные трудности психосоциального характера. Его теория ставит во главу угла

качества эго, то есть его достоинства, раскрывающиеся в различные периоды развития. Возможно, это последнее различие является ключевым для понимания концепции Эриксона об организации и развитии личности. Фрейдовскому фаталистическому предупреждению о том, что люди обречены на социальное угасание, если отдадутся своим инстинктивным стремлениям, противостоит оптимистическое положение о том, что каждый личный и социальный кризис представляет собой своего рода вызов, приводящий индивидуума к личностному росту и преодолению жизненных препятствий. Знание того, как человек справлялся с каждой из значимых жизненных проблем или как неадекватное разрешение ранних проблем лишило его возможности справляться с дальнейшими проблемами, составляет, по мнению Эриксона, единственный ключ к пониманию его жизни.

Пока мы касались только основных теоретических расхождений между Эриксоном и Фрейдом. Однако стоит отметить, что существуют и вопросы, по которым между ними существует согласие. Например, оба теоретика сходятся в том, что стадии развития личности предопределены, и порядок их прохождения является неизменным. Эриксон также признает биологические и сексуальные основы всех более поздних мотивационных и личностных диспозиций, а также принимает фрейдовскую структурную модель личности (ид, эго, суперэго). Однако, несмотря на наличие сходных положений, многие персонологи считают, что теоретические посылки Эриксона отличаются от таковых в классическом психоанализе.

2.

 Дифференциальная психология. Возникновение тестирования как результат практических запросов медицины, педагогики и индустриализации производства

2. Дифференциальная психология. Возникновение тестирования как результат практических запросов медицины, педагогики и индустриализации производства Дифференциальная психология стала еще одним источником развития психодиагностики. Вне представлений об

Александр Григорьевич Асмолов Психология личности. Культурно-историческое понимание развития человека

Александр Григорьевич Асмолов Психология личности. Культурно-историческое понимание развития человека Быть может, прежде губ родился шепот, И в бездревесности кружилися листы, И те, кому мы посвящаем опыт, До опыта приобрели черты. Осип Мандельштам Никому не

14. ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ И САМОАКТУАЛИЗАЦИИ: ОСНОВНЫЕ ДОПУЩЕНИЯ

14. ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ И САМОАКТУАЛИЗАЦИИ: ОСНОВНЫЕ ДОПУЩЕНИЯ Когда меняется философия человека (его природы, его целей, его возможностей, его самоосуществления), тогда меняется все, а не только философия политики, экономики, этики и аксиологии, философия межличностных

IV. Психоанализ как психология развития

IV. Психоанализ как психология развития Как становятся самим собой. Ф. Ницше. Ecce homo 1. Обзор В главе II в рамках изложения истории психоаналитических идей были представлены различные психоаналитические модели развития. Теперь мы попытаемся сравнить эти модели с другими

Психология формирования и развития личности[47] . Л. И. Анциферова

Психология формирования и развития личности[47]. Л. И. Анциферова Развитие личности – это прежде всего ее социальное развитие. Социальное развитие ведет за собой психическое развитие. Но это последнее оказывает сильнейшее влияние на социальное развитие психики,

ЛЕКЦИЯ № 1. Психология развития как отрасль психологии

ЛЕКЦИЯ № 1. Психология развития как отрасль психологии Психология развития – раздел психологии, который изучает возрастную динамику развития человеческой психики, онтогенез психических процессов и психологических качеств личности. Психологию развития можно назвать

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ЗНАНИЙ, МЕХАНИЗМОВ ИХ ПРИМЕНЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ОБЩИХ СВОЙСТВ ЛИЧНОСТИ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ЗНАНИЙ, МЕХАНИЗМОВ ИХ ПРИМЕНЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ОБЩИХ СВОЙСТВ ЛИЧНОСТИ Доказано, что помимо общих закономерностей развития детей в процессе обучения, важно учитывать и конкретные педагогические условия, специфические для разных сторон

3.

1.3. Психодинамическая ориентация в периодизации развития личности (з. Фрейд, э. Эриксон)

Психоаналитическая теория З. Фрейда основывается на двух предпосылках:

•   первая, или генетическая – что переживания раннего детства играют критическую роль в формировании взрослой личности;

•   вторая – что человек рождается с определенным количеством сексуальной энергии ( либидо ), которая затем проходит в своем развитии несколько

психосексуальных стадий , коренящихся в инстинктивных процессах организма.

Таблица 29

Психосексуальные стадии развития личности по З. Фрейду

Психосексуальные стадии развития

Название стадии

Возрастной диапазон

 

Оральная

0 мес. – 18 мес.

Прегенитальные

Анальная

18 мес. – 3 года

Стадии

Фаллическая

3–6 лет

 

Латентная

6–12 лет

Генитальные стадии

Генитальная

12 лет и более

По З. Фрейду, психосексуальные стадии развития имеют решающее значение не только для сексуального поведения, но и для развития целостной личности (см. табл. 14; 29). Если на какой-либо из этих психосексуальных стадий развития дети испытывают слишком сильную фрустрацию или слишком большое удовлетворение, может произойти фиксация на потребностях этой стадии.

Кроме того, реакции родителей на любой из этих прегенитальных стадий могут оказать глубокое воздействие на развитие личности ребенка.

Э. Эриксон считал, что развитие каждого человека проходит несколько этапов, во многом соответствующих стадиям развития по З. Фрейду. Однако Э. Эриксон полагал, что личность вырастает из результатов разрешения социального конфликта, возникающего при взаимодействиях в узловых точках развития. Модель развития Э. Эриксона психосоциальна (табл. 30).

Стадии психосоциального развития (по Э. Эриксону) Таблица 30

Стадия, возраст в годах

Область отношений

Результаты развития

Полярности механизмов приспособ-ляемости

Обществен-ные полярности в личности

Орально-сенсорная

0 1 год

Мать или заместитель

Энергия и жизненная радость

Приобрести — дать

Доверие — недоверие,

надежда — безнадежность

Мышечно-анальная

1 3 года

Родители

Контроль над собой и стремление к власти

Обладать — отказаться

Автономия — сомнения, стыд

Локомоторно-генитальная

3 6 лет

Родители, братья, сестры

Целеустремленность

Стараться — притворяться

Инициативность — пассивность

Латентная

6 12 лет

Школа, соседи

Овладение методами и умениями

Соревноваться   –  

конструировать

Умелость — неполноценность

Подростковая

12 19 лет

Группы сверстников

Преданность и верность

Быть самим собой — быть принужденным к одиночеству

Идентичность – непризнание

Ранняя зрелость

20 25 лет

Друзья

Аффиляция и любовь

Потерять и найти себя в других

Сотрудничество –

отчуждение, изоляция

Средняя зрелость

26 64 года

Профессия, родной дом

Творчество и заботы

Создать из себя нечто, заботиться о ком-нибудь

Дружность — изолированность

Поздняя зрелость

65 лет смерть

Человечество ближние

Отрешенность, мудрость

Черпать из прошлого, сопротивляться небытию

Формируется качество индивидуальности

По мнению Э.  Эриксона, развитие личности по своему содержанию определяется:

•   ожиданиями общества;

•   ценностями и идеалами общества;

•   задачами, ставящимися на разных возрастных этапах.

Основания периодизации Э. Эриксона:

•   постулирование восьми стадий, фокусирующих в себе общие для всех людей условия развития, в которые попадает каждый человек на протяжении своей жизни;

•   последовательность стадий развития зависит от биологического начала; ребенок, созревая, с необходимостью проходит ряд следующих друг за другом стадий;

•   на каждой стадии индивид приобретает определенное качество ( личностное новообразование ), которое фиксируется в структуре личности и сохраняется в последующей жизни;

•   главное ядерное образование личности – идентичность ; идентичность – условие психического здоровья, характеристика достаточно зрелой личности;

•   процесс развития определяется воспитанием ребенка, а затем и широким социальным окружением;

•   каждая стадия характеризуется психосоциальным конфликтом, который должен быть разрешен;

•   для развития личности характерна кризисность – «поворотные пункты», моменты выбора между прогрессом и регрессом (табл. 31).

Таблица 31

Структура психосоциальных кризисов по Э. Эриксону  

 

 

 

 

 

За 60 лет

Цельность жизни или отчаяние

 

 

 

 

 

30-60 лет

Генеративность или застой

 

 

 

 

Около 20 лет

Близкие отношения или изоляция

 

 

 

12 18 лет

Идентификация или спутанность ролей

 

 

7 12 лет

Работа или чувствование неполноценности

 

 

3 6 лет

Инициативность или вина

 

2 3 года

Автономия или стыд и сомнения

1 год

Доверчивость или подозрительность

Глава 5.

4: Эго-психология Эрика Эриксона

Эрик Эриксон не обучался у Зигмунда Фрейда и не имел докторской степени в уважаемом университете. На самом деле он не имел формального образования, как подавляющее большинство его психодинамических коллег. Хотя его родители настаивали на поступлении в медицинскую школу, Эриксон считал себя художником и провел свою юность, скитаясь по Европе, живя жизнью художника. В 1927 году он устроился работать с детьми пациентов и друзей Фрейда. Школа подошла к развитию психоаналитически, и вскоре Эриксон овладел этой теорией и начал разрабатывать свои собственные теории, касающиеся развития личности. Два его основных вклада в психодинамическую мысль включают переоценку эго и расширенный взгляд на стадии развития.

Новое Эго

Эрик Эриксон считал, что эго, описанное Фрейдом, было гораздо большим, чем просто посредником между Супер-Эго и Ид. Он рассматривал эго как положительную движущую силу человеческого развития и личности. Таким образом, он считал, что основная задача эго заключается в установлении и поддержании чувства идентичности. Человек с сильным чувством идентичности — это тот, кто знает, где он находится в жизни, принял эту позицию и имеет осуществимые цели для изменений и роста. У него есть чувство уникальности, а также чувство принадлежности и целостности.

Те, у кого более слабое эго, те, кто переживает трудные времена, или те, у кого плохо развитое эго, попадают в ловушку так называемого кризиса идентичности. По Эриксону, кризис идентичности — это период в жизни человека, когда ему не хватает направления, он чувствует себя непродуктивным и не ощущает сильного чувства идентичности. Он считал, что у всех нас в тот или иной момент жизни бывают кризисы идентичности, и что эти кризисы не обязательно представляют собой негатив, но могут быть движущей силой к позитивному разрешению.

Стадии психосоциального развития Эриксона

Подобно Фрейду и многим другим, Эрик Эриксон утверждал, что личность развивается в заранее определенном порядке. Однако вместо того, чтобы сосредоточиться на сексуальном развитии, его интересовало, как дети социализируются и как это влияет на их самоощущение. Он считал, что личность развивается на протяжении всей жизни, и рассматривал кризисы идентичности в качестве фокуса каждой стадии человеческого развития.

Теория психосоциального развития Эриксона имеет восемь отдельных стадий, каждая из которых имеет два возможных результата. Согласно теории, успешное завершение каждого этапа приводит к здоровой личности и успешному взаимодействию с другими людьми. Неспособность успешно завершить этап может привести к снижению способности проходить дальнейшие этапы и, следовательно, к более нездоровой личности и самоощущению. Эти этапы, однако, могут быть успешно решены в более позднее время.

Доверие против недоверия

В возрасте от рождения до года дети начинают учиться доверять другим на основе постоянства их опекунов. Если доверие развивается успешно, ребенок обретает уверенность и безопасность в окружающем мире и способен чувствовать себя в безопасности даже в случае угрозы. Неудачное завершение этого этапа может привести к неспособности доверять и, следовательно, к чувству страха перед противоречивым миром. Это может привести к беспокойству, повышенной неуверенности и чрезмерному чувству недоверия к окружающему миру.

Автономия против стыда и сомнения

В возрасте от одного до трех лет дети начинают отстаивать свою независимость, уходя от матери, выбирая, с какой игрушкой играть, и выбирая, что им нравится носить, чтобы есть и т. д. Если детей на этом этапе поощрять и поддерживать в их растущей независимости, они становятся более уверенными и уверенными в своей способности выживать в этом мире. Если детей критикуют, чрезмерно контролируют или им не дают возможности самоутвердиться, они начинают чувствовать себя неадекватными в своей способности выживать и затем могут стать чрезмерно зависимыми от других, терять чувство собственного достоинства и испытывать чувство стыда или сомнения. в собственных способностях.

Инициатива или чувство вины

В возрасте от трех до шести лет дети чаще самоутверждаются. Они начинают планировать действия, придумывать игры и инициировать действия с другими. Если предоставляется такая возможность, дети развивают чувство инициативы и чувствуют себя уверенно в своей способности руководить другими и принимать решения. И наоборот, если эта тенденция подавляется посредством критики или контроля, у детей развивается чувство вины. Они могут чувствовать себя неприятными для других и поэтому останутся последователями, лишенными собственной инициативы.

Трудолюбие против неполноценности

В возрасте от шести лет до полового созревания у детей начинает развиваться чувство гордости за свои достижения. Они инициируют проекты, доводят их до завершения и довольны достигнутыми результатами. В это время учителя играют повышенную роль в развитии ребенка. Если детей поощряют и поощряют за их инициативу, они начинают чувствовать себя трудолюбивыми и уверенными в своей способности достигать целей. Если эта инициатива не поощряется, если она ограничивается родителями или учителем, то ребенок начинает чувствовать себя неполноценным, сомневаться в собственных силах и поэтому может не реализовать свой потенциал.

Идентичность и путаница ролей

В подростковом возрасте наиболее важен переход от детства к взрослой жизни. Дети становятся более независимыми и начинают смотреть в будущее с точки зрения карьеры, отношений, семьи, жилья и т. д. В этот период они изучают возможности и начинают формировать свою собственную идентичность на основе результатов своих исследований. Это чувство того, кто они есть, может быть затруднено, что приводит к замешательству («Я не знаю, кем я хочу быть, когда вырасту») относительно себя и своей роли в мире.

Близость или изоляция

В юношеском возрасте мы начинаем более тесно делиться собой с другими. Мы исследуем отношения, ведущие к долгосрочным обязательствам с кем-то, кроме члена семьи. Успешное завершение может привести к комфортным отношениям и чувству приверженности, безопасности и заботы в отношениях. Избегание близости, боязнь обязательств и отношений может привести к изоляции, одиночеству, а иногда и к депрессии.

Генерация против стагнации

В зрелом возрасте мы начинаем свою карьеру, налаживаем отношения, создаем собственные семьи и развиваем ощущение того, что являемся частью более широкой картины. Мы приносим пользу обществу, воспитывая наших детей, продуктивно работая и участвуя в общественной деятельности и организациях. Не достигая этих целей, мы становимся застойными и чувствуем себя непродуктивными.

Целостность эго против отчаяния

По мере того, как мы становимся старше и становимся пожилыми людьми, мы склонны снижать нашу продуктивность и исследовать жизнь как пенсионеры. Именно в это время мы размышляем о своих достижениях и способны развивать честность, если видим себя ведущими успешную жизнь. Если мы считаем свою жизнь непродуктивной, чувствуем вину за свое прошлое или чувствуем, что не достигли своих жизненных целей, мы становимся неудовлетворенными жизнью и впадаем в отчаяние, что часто приводит к депрессии и безнадежности.

Эрик Эриксон | Теория психосоциального развития

Кем был Эрик Эриксон?

Эрик Эриксон был известным психоаналитиком, который предположил, что дети являются продуктом ожиданий, предрассудков и запретов общества. Его самая известная работа — это его теория о том, что каждый этап жизни связан с определенной психологической борьбой, которая способствует развитию одного из основных аспектов личности. Его основная концепция развития, в которой исследовалось влияние конфликта в контексте отношений, а также его концепция кризиса идентичности, внесли значительный вклад в изучение развития ребенка.1

Несмотря на большое влияние теории Зигмунда Фрейда о структуре личности, Эриксон сосредоточился на том, как личность развивается в результате социальных кризисов, которые влияют на жизнь человека на протяжении всей его жизни. С этим сдвигом в мышлении от теории Фрейда о том, что личность формируется к пяти годам, Эриксон предположил, что дальнейший рост и развитие личности могут быть затронуты и во взрослом возрасте, с большим упором на подростковый период, который, по его мнению, был решающий этап для развития личности человека.2

Эриксон родился 15 июня 1902 года во Франкфурте, Германия. Его молодая мать-еврейка из Дании вырастила его одна, прежде чем выйти замуж за врача доктора Теодора Хомбергера. В течение многих лет Эриксон считал, что Хомбергер был его биологическим отцом, и когда он, наконец, узнал правду, у него осталось чувство замешательства по поводу того, кем он был на самом деле. Тайна, окружающая его фактическое биологическое происхождение, повлияла на его более поздний интерес к формированию личности. Когда он учился в еврейской храмовой школе, его дразнили за то, что он высокий, голубоглазый и светловолосый. В государственной школе его не приняли из-за его еврейского происхождения. Эти детские переживания пробудили в нем интерес к тому, что стало делом всей его жизни.3

Эриксон никогда не получал степени в области медицины или психологии. Ему не нравилось формальное образование, и он решил в течение года путешествовать по Европе, а не учиться в колледже. Он поступил в художественную школу и несколько лет спустя преподавал искусство и другие предметы в прогрессивной школе в Вене, Австрия, детям американцев, которые изучали теории Фрейда в Венском психоаналитическом институте. Анна Фрейд, подруга основателя прогрессивной школы, вдохновила его также на формальное изучение психоанализа. Он получил сертификаты Монтессори, а также Венского психоаналитического института. Он стал пациентом Анны Фрейд и заявил: «Мой анализ, который дал мне самосознание, заставил меня не бояться быть собой… процесс самосознания, временами болезненный, возникал в освобождающей атмосфере».

В 1930 году он женился на коллеге-преподавателе своей школы, и в 1933 году они переехали в Соединенные Штаты, где ему предложили должность преподавателя в Гарвардской медицинской школе, несмотря на отсутствие формальной степени. У него также была частная практика детского психоанализа во время преподавания в Гарварде.5

Позже он занимал должности в других учреждениях, включая Йельский университет, Беркли и Фонд Меннингера. Он также работал в Центре перспективных исследований в области поведенческих наук в Пало-Альто, Калифорния, а затем в больнице Маунт-Сион в Сан-Франциско, где он был клиницистом и психиатром-консультантом.

У Эриксона был широкий круг интересов. Он изучал боевые кризисы у проблемных американских солдат во время Второй мировой войны, методы воспитания детей у сиу в Южной Дакоте и юрок на Тихоокеанском побережье, игры детей с нарушениями и нормальными, разговоры проблемных подростков, страдающих кризисом идентичности, и социальные проблемы. поведение в Индии. Его беспокоили быстрые социальные изменения в Америке, и он писал о проблемах разрыва между поколениями, расовой напряженности, преступности среди несовершеннолетних, смене сексуальных ролей и опасностях ядерной войны в 19-м веке.50-х и 60-х годов.6 Он был удостоен Пулитцеровской премии и национальной книжной премии за свою книгу «Правда Ганди, об истоках воинствующего ненасилия» , опубликованную в 1969 году.7

Эриксоновская теория психосоциального развития

имеет восемь стадий. На каждом этапе происходит определенный кризис, который включает в себя психологические потребности человека, противоречащие потребностям общества. Он считал, что личность развивается в этом предопределенном порядке, и каждая стадия строится на предыдущей. Успешное завершение каждого этапа приводит к здоровой личности и приобретению основных добродетелей, которые помогают человеку преодолевать последующие кризисы. Неспособность успешно завершить этап может привести к снижению способности завершать последующие этапы. Эриксон считал, что нездоровые черты личности можно преодолеть в более позднем возрасте.

доверие против недоверия

Первый психосоциальный кризис, который возникает в течение первого года жизни или около того, называется доверие против недоверия. Когда младенец получает постоянный и предсказуемый уход, у него разовьется чувство доверия к тем, кто за ним ухаживает, и он сможет чувствовать себя в безопасности, когда ему угрожают. Это приведет к добродетели надежды. Если уход за младенцем суров или непоследователен, у него разовьется чувство недоверия и страха. Это может привести к чувству беспокойства, повышенной неуверенности и общему чувству недоверия к окружающему миру.

Автономия против стыда и сомнений

Автономия против стыда и сомнений — вторая стадия, которая возникает в возрасте от 18 месяцев до трех лет. По мере того, как ребенок становится более подвижным, он начинает отстаивать свою самостоятельность. Он исследует свое окружение и самостоятельно выбирает, что ему нравится есть, носить и с чем играть. Он обнаруживает, что у него есть новые способности, и исследует свои пределы. Если ему позволить попробовать что-то новое, он разовьет силу воли и станет уверенным и уверенным в своих способностях к самоконтролю. Если ребенка чрезмерно контролируют или критикуют, он может чувствовать себя неадекватным в отношении своих способностей и может стать чрезмерно зависимым от других, испытывать недостаток самоуважения и испытывать чувство стыда или сомнения в своих способностях.

В возрасте от трех до пяти лет дети становятся еще более напористыми и активными. Третий этап, «Инициатива против вины», описывает период, когда дети больше взаимодействуют с другими детьми, а их игровое время дает возможность исследовать свои социальные навыки посредством инициирующих действий. Если ребенку разрешено планировать деятельность, придумывать игры и инициировать игру с другими, у него разовьется чувство инициативы, и он будет уверен в своей способности руководить другими и принимать решения. Это приведет к добродетели цели. Опять же, если его опекуны чрезмерно контролируют или критикуют его действия, он может чувствовать себя неприятным для других и испытывать чувство вины. Слишком сильное чувство вины может привести к тому, что ребенок будет медленно взаимодействовать с другими людьми и может подавить его творческие способности.

трудолюбие против неполноценности

трудолюбие против неполноценности — четвертая стадия для детей в возрасте от 5 до 12 лет. На этом этапе самооценка ребенка во многом зависит от его сверстников. Он чувствует потребность завоевать одобрение, демонстрируя компетентность в том, что они ценят, и он будет испытывать чувство гордости за свои достижения. При поддержке он будет чувствовать себя трудолюбивым и уверенным в своей способности достичь своих целей. Если инициатива ребенка не поощряется или ограничивается взрослыми, он начинает чувствовать себя неполноценным, сомневаясь в своих силах. Некоторая неудача необходима для развития смирения, но необходим баланс, чтобы привести к добродетели компетентности.

В подростковом возрасте от 12 до 18 лет переход от детства к взрослой жизни является важным этапом развития. Спутанность идентичности и роли — это пятая стадия, на которой ребенок пересматривает свою идентичность и пытается понять, кто он такой и как он вписывается в общество. Это время личных исследований и формирования собственной личности. Успех на этом этапе приводит к добродетели верности, которая включает в себя способность брать на себя обязательства перед другими на основе их принятия, даже с идеологическими различиями. Если ребенок неуверен в себе и своем месте в обществе, у него разовьется путаница ролей, он может начать экспериментировать с разными образами жизни и стать бунтарем.

близость или изоляция

близость или изоляция — это этап, на котором молодые люди в возрасте от 18 до 40 лет начинают исследовать отношения, ведущие к долгосрочным обязательствам с кем-то, кроме члена семьи. Успех на этом этапе ведет к добродетели любви, наслаждению комфортными отношениями и чувству приверженности, безопасности и заботы в отношениях. Страх обязательств и избегание близости может привести к изоляции, одиночеству и депрессии.

Генерация против стагнации

Те, кто находится в середине взрослой жизни в возрасте от 40 до 65 лет, вступают в стадию Генерации и Стагнации. По мере того, как взрослые строят свою карьеру, вступают в отношения и создают семьи, у них развивается ощущение того, что они являются частью более широкой картины. Если они будут вовлечены в жизнь своего сообщества и преуспеют в воспитании детей и в своей работе, они почувствуют, что приносят пользу обществу, и разовьют добродетель заботы. Если им не удается добиться успеха в жизни, они становятся застойными и чувствуют себя непродуктивными.

Целостность эго против отчаяния

Заключительный этап посвящен пожилым людям от 65 лет и старше. По мере того, как они становятся менее продуктивными в жизни, выходя на пенсию, их оценка жизненных достижений рассматривается, и если они считают себя успешными в жизни, они будут развивать целостность.