Структура сюжетно ролевой игры схема: Характеристика и Компоненты детских игр
Характеристика и Компоненты детских игр
Содержание
- 1 Сюжетные игры как способ постижения окружающего мира
- 1.1 Цель сюжетно ролевой игры
- 2 Характеристика сюжетно ролевой игры в дошкольном возрасте
- 2.1 Особенности и функции
- 3 Структура сюжетно ролевой игры в дошкольном возрасте
- 4 Значение сюжетно ролевых игр в жизни дошкольников
Ролевые игры вплетены в повседневную жизнь каждого человека любого возраста. Что говорить о дошкольниках, для которых сюжетно ролевая игра является основным видом деятельности и условием познания окружающего мира. С помощью сюжетных игр ребенок расширяет кругозор, изучает сферу человеческих взаимоотношений, развивает коммуникативные навыки.
Сюжетные игры как способ постижения окружающего мира
Что нужно для того, чтобы лучше разобраться в каком-либо деле, научиться полезным действиям, осознать отношения? Самый эффективный способ — включиться в деятельность и потренироваться, прочувствовать себя в конкретной роли.
Подобным тренировочным полем удачно выступает сюжетная игра. И что самое важное, сюжетно-ролевая игра доступна личности с дошкольного детства.
В сюжетно ролевой игре отдельные действия объединяются темой, которая раскрывается в определенной последовательности событий. Обыгрывая эти события, участники берут на себя роль, соответствующую своим интересам или склонностям.
Не важно, сколько лет исполнителю. Уже в 3-4 года дети понимают, как нужно вести себя в рамках роли.
Девочка, вообразив себя мамой, убаюкивает свою куклу и журит, что та не хочет засыпать. Мальчик, став на время фотографом, требует, чтобы ему позировали в соответствии с его указаниями.
Выполняя различные роли, ребенок временно принимает разные точки зрения. Ролевые действия и взаимоотношения помогают дошкольнику понять другого человека, прислушаться к его желанием. Практическое включение в сюжет дает возможность получить новые навыки: например, осознать правила поведения за столом для детей, научиться делать покупки в магазине и пр.
Исполнение роли учит ребенка разделять переживания окружающих людей. Воссоздаются не только принятые действия, но и эмоциональное содержание, к которому обязывает роль. Если сюжет игры предусматривает поздравления с днем рождения, принято радоваться. Если дошкольник выбирает роль учителя, он обязательно демонстрирует строгость.
Цель сюжетно ролевой игры
Сюжетно ролевая игра в дошкольном возрасте преследует одновременно несколько целей. Одна из них лежит на поверхности и заключается в вовлечении детей в интересное полезное занятие.
Следующая цель очевидна воспитателям и психологам, но о ней редко задумываются не связанные с педагогикой взрослые. Между тем, эта цель является главной.
Игровой процесс создает условия для ориентирования в том, как строятся отношения в социуме, как представлена деятельность человека в реальности. Соответственно, цель ролевой игры – включить ребенка в реальные общественные отношения.
Ролевые игры всегда имеют определенную тему. Чаще всего, дошкольники выбирают «дочки-матери», «больницу», «магазин» или «супермаркет», «школу», «парикмахерскую» и подобные общеизвестные темы. При этом дети ведут игру с соблюдением всех известных им правил поведения в тех ситуациях, из которых состоит игра. Из этих фактов вытекает еще одна важная цель сюжетных игр – быть безопасной тренировочной площадкой для постижения новых знаний и для проявления эмоций.
Характеристика сюжетно ролевой игры в дошкольном возрасте
Выполняя в воображаемых ситуациях функции взрослого, дошкольник невольно включает в систему своих познаний внутреннюю и внешнюю стороны жизни человека. Ролевая игра в этом отношении более информативна для ребенка, чем любые другие виды деятельности в дошкольном возрасте.
Развитие сюжетно ролевой игры в дошкольном возрасте обеспечивает существенные изменения игрового формата от младшего к старшему дошкольному возрасту. Для детей 3-4 лет доступны бытовые роли с одной-двумя задачами. Рассмотрим, какие этапы развития проходят ролевые игры до наступления школьного возраста:
- Повторение одной и той же игры с незначительными изменениями (убаюкивание кукол, «варка» каши, «рулить, как водитель»). В правилах такие игры не нуждаются. Каждый ребенок выбирает свободно понравившуюся ему роль и выполняет ровно столько, сколько длится интерес. Данный уровень соответствует принципу «играть рядом» (а не вместе).
- Второй уровень все еще не требует соблюдения правил, но дети в игре ориентируются на реальность и немного распределяют роли. Если один ребенок «варит суп», то второй «делает салат». И на двоих «водителей» уже найдется инспектор, а не третий шофер.
- Новая ступень игровой деятельности наполняется содержанием: распределением ролей и соблюдением логики действий. Взявшись причесывать кукол, девочка худо-бедно манипулирует с прической каждой из них, так как куклы сидят в очереди к парикмахеру, и всех их нужно обслужить. «Водитель» не просто рулит, а подъезжает к остановке, ждет всех пассажиров и «везет» их по назначению. На этом уровне дошкольники играют вместе.
- На четвертом уровне основным содержанием становятся действия, включенные в отношения с другими. Дошкольники начинают играть с соблюдением всех правил, их персонажи обязательно общаются по сюжету, а ролевые функции многозадачны.
Примерно в среднем дошкольном возрасте появляются особенные переживания, спровоцированные сюжетной линией игры или реальными отношениями с партнерами по игре. Чувства и переживания постепенно осмысливаются, и дошкольник в какой-то степени учится их контролировать, осознанно проявлять или сдерживать.
Особенности и функции
Важной особенностью игровой деятельности является ее желанность для ребенка. Дошкольник играет тогда, когда он хочет играть. Сюжет игры он также выбирает самостоятельно. В крайнем случае, согласовывает с такими же детьми, как и сам.
Значимая роль сюжетно ролевой игры в развитии детей дошкольного возраста определяется следующими функциями:
- Знакомит с общественными отношениями и реальной деятельностью.
- Развивает воображение и символическую функцию замещения (моделируются ситуации, используются предметы-заместители).
- Является подходящим местом для проявления сдерживаемых чувств и эмоций (можно поиграть в «сердитого папу» или убегать от страшной Бабы Яги).
- Создает условия для усвоения нравственных норм и правил поведения.
- Развивает способность к сопереживанию и пониманию других людей.
Все перечисленные функции актуальны для дошкольника. Дети взаимодействуют друг с другом, используя ролевые фразы и игровые действия, но получают реальный опыт.
Структура сюжетно ролевой игры в дошкольном возрасте
В любой ролевой игре дошкольников можно выделить структурные компоненты:
- сюжет и содержание;
- роли;
- правила;
- игровые действия;
- набор используемых предметов.
Сюжет – это частичка реальной жизни. В дошкольном периоде он прогрессирует от бытовых до социальных, от коротких до развернутых, от непосредственно возникающих до планируемых. Сюжет игры старших дошкольников значительно наполняется в сравнении с младшим возрастом.
Содержание – выделение наиболее важных отношений в сюжете. Например, выбрав сюжет посещения магазина, дети могут обыгрывать взвешивание продуктов, или обслуживание кассиром, или же подбор предметов гардероба. В каждом из этих случаев содержание будет отличаться характером отношений между действующими лицами.
Роль – главная «нагрузка» ребенка в игре. Выбрав себе персонажа, дошкольник понимает, что нужно говорить и действовать не в соответствии со своим желанием, а с позиции роли.
Вызвавшись быть «врачом», нужно внимательно обслуживать «пациента». А переместившись на роль пациента, стоит рассказывать о самочувствии.
Правила – основной регламент, которому нужно следовать, чтобы игра состоялась. Младшие дошкольники их легко нарушают, поэтому их игры непродолжительны и просты.
В старшем дошкольном возрасте дети придают правилам огромное значение и следят, чтобы их не нарушали партнеры. В отношении себя они не столь строги. Если нарушат договоренность, ищут обоснование этой вольности.
Игровые предметы, наоборот, крайне важны малышам. Каждому реальному предмету они находят заместитель. Они не умеют играть «в доктора», если не подберут палочку или карандаш в качестве градусника. Старшие дети к предметам-заместителям относятся гораздо лояльнее. Часто им проще выполнить символические движения, чем искать подходящий атрибут.
Значение сюжетно ролевых игр в жизни дошкольников
В данной статье перечислены цели и функции, которые реализуются посредством сюжетных игр. Очевидно, что все они направлены на развитие личности ребенка. Приобретения дошкольника благодаря исполнению различных ролей многогранны. Это не только новые знания и осознание реальных отношений. Например, игра «В театре» позволяет изучить правила поведения в театре для детей.
Сюжетно ролевая игра решает главное противоречие дошкольного возраста, которое заключается в остром желании быть как взрослый и в невозможности этого в реальности. Зато в игровом контексте ребенок может побыть в роли взрослого, сказочного персонажа или любого другого героя.
Разворачивая сюжетные диалоги, дети развивают связную речь. Общаясь в игре, они развивают коммуникативные навыки. Причем, если одному ребенку достаточно почувствовать себя в новой роли, чтобы уже выстраивать коммуникацию, то другому важно увидеть образец, что говорить и как поступать. И эти образцы обязательно есть, поскольку дети наблюдают за другими игроками.
В ролевых играх дошкольники нарабатывать полезные шаблоны социального поведения, которые потом применяют в повседневных отношениях (см. Чему учит ребенка игра).
Ребенок не только знакомится с правилами поведения, но и начинает осознавать их важность для поддержания хороших отношений с окружающими. Таким образом, в сюжетно ролевых играх осуществляется естественная социализация детей дошкольного возраста.
В МАДОУ № 9 мастер-класс по организации сюжетно-ролевых игр в группах старшего дошкольного возраста
Консультационный центр
Положение о консультационном центре
Специалисты консультационного центра
***
График работы:
Каждый первый вторник месяца с 16:00 до 18:00
***
Запись по телефону:
212-53-19
- Подробности
- Категория: Новости
- Просмотров: 598
Особое место в жизни дошкольников занимают игры, которые создаются самими
Сюжетно-ролевая игра – это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. В этих играх дошкольники воспроизводят в ролях всё то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых.
Характеризуя ее, Сергей Леонидович Рубинштейн, советский психолог и философ, подчеркнул, что эта игра наиболее спонтанное проявление ребенка и вместе с тем она строится на взаимодействии ребенка с взрослыми. Ей присущи основные черты: эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество.
В структуру сюжетно-ролевой игры входят: сюжет, ролевое поведение, роль, игровое действие, воображаемая ситуация.
Для того чтобы игра, возникнув, перешла на более высокий этап развития, необходимо ее грамотно организовать.
В МАДОУ № 9 прошел мастер-класс по организации сюжетно-ролевых игр в группах старшего дошкольного возраста.
Цель: повышение педагогического мастерства, творческого подхода педагогов в организации сюжетно-ролевых игр в группах старшего дошкольного возраста.
В мастер-классе приняли участие 3 группы:
- группа «Жар-птица» — сюжетно-ролевая игра «Почта»;
- группа «Серебряное копытце» — сюжетно-ролевая игра «Кафе «Снежинка»»,
- группа «Малахитовая шкатулка» — сюжетно-ролевая игра «Магазин «Канцелярии»».
Педагоги всех трех групп рассказали коллегам, какая предварительная работа была проведена с детьми при организации игры. Представили оборудование и игровой материал для своих игр, познакомили с игровыми ролями, которые дети принимали на себя во время игр, выполняя определенные действия, в соответствии с взятой на себя ролью.
Большой вклад внесли родители в изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм.
Делать атрибуты для своих детей, а потом смотреть с каким удовольствием они играют, всегда интересно! Поэтому представленный педагогами материал на мастер-классе был разнообразным, ярким.
В рамках мастер-класса педагог группы «Малахитовая шкатулка» Федотова Н.А. провела практическое занятие для коллег. Наталья Анатольевна рассказала, как в доступной форме научить детей изготавливать блокнот в технике оригами для сюжетно-ролевой игры «Магазин канцелярских товаров».
Спасибо коллегам за творческий подход, интересный рассказ, за новые идеи, которые можно использовать при организации сюжетно-ролевой игры для дошкольников.
Презентация Сазанова Т В Федотова Н А Сюжетно ролевая игра Магазин канцелярярских товаров
Последние новости
Работники МАДОУ № 9 участники Всероссийского форума «Дошкольное воспитание. Новые ориентиры. Нижневартовск»
Подробнее…
МАДОУ № 9 участник торжественного подведения итогов профессиональных конкурсов 2023
Подробнее. ..
«ПЕДАГОГИКА 21 ВЕКА» «100 лучших сайтов»
Вверх
Вниз
14 декабря 2007 г.
Очень хорошо поставленный пост Джон, действительно информативный. Я думаю, что Леви в своей модели пытается отразить идею о том, что игра меняется со временем, но на диаграмме этого не видно. И вы правы, я еще не видел модели, которая бы действительно подчеркивала игру как текучий непрерывный процесс и не показывала бы моментальный снимок отдельного игрового момента. Возможно, одной из проблем является тенденция смешивать «систему» в одну отдельную сущность, что также вызывает суету в дебатах «система (не) имеет значения». Можно было бы наблюдать, как группа играет в AD&D, а другая играет в Vampire LARP, и предположить, что они совершенно не связаны между собой. Не только в формах, но и в тоне игры и характере игроков. Итак, поощряет ли система определенный стиль игры (не только большую модель CA, но и общий социальный климат) или определенные типы людей тяготеют к играм, которые соответствуют их стилю игры? Я бы сказал, что это элементы обоих. Я хочу сказать, что, возможно, система имеет значение, поскольку механика и контекст, связанные с системой, могут проникать на все уровни среды, от социального пространства до общего воображаемого пространства. (Ответ) (Поток)
|