Структура темперамента по русалову: Недопустимое название — Psylab.info

Содержание

ОСОБЕННОСТИ ЧЕРТ И СТРУКТУРЫ ТЕМПЕРАМЕНТА МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ РАЗНЫХ КУЛЬТУР

CORE

🇺🇦   make metadata, not war

Publication date
May 24, 2019

Publisher
‘Science and Innovation Center’

Doi
DOI:10.12731/2658-6649-2019-11-2-12-23

Abstract

Background. The aim of the study was to identify the features of the manifestation of traits and structure of temperament and its typological characteristics in young Russians and Tajiks.Method of research. The methodological basis of the study is the idea of the biological conditionality of the formal-dynamic properties of individual human behavior. To identify the characteristics of temperament were used for the study Questionnaire of Formal-Dynamic Properties of Individual (QFDPI) V.M. Rusalova.Results. It is shown that almost half of the Tajik boys exhibit the properties of the medium-emotional type of temperament, among girls only one in three belongs to this type; in Russian these indicators have the opposite character. It is revealed that the number of parameters significantly different from the indicators of Russian respondents in the group of tajik boys is greater than in the group of girls. The most noticeable differences among girls in the degree of expression of activity, plasticity and speed of manifestation of behavioral manifestations in the communicative sphere of activity and boys in the subject area.Conclusion. Most young Tajiks inherent in the so-called “mixed type of temperament.”Among young Tajiks in the type and structure of temperament revealed significant gender differences. Girls are more emotional but less active than boys.The results of the study demonstrate the presence of ethnic features, as individual traits of temperament and structure of formal and dynamic properties of personality in representatives of Russian and Tajik ethnic groups.The results of this study can be used in the field of medical psychology, psychosomatic medicine, as well as in other areas of science and practice related to physiology and psychophysiology, where knowledge of the temperament of representatives of different ethnic groups is in demand. Цель. Целью исследования – явилось выявление особенностей проявления свойств темперамента и его типологических характеристик у молодых русских и таджиков.Метод исследования. Методологической основой исследования опирается на представления И.П. Павлова, Б.М. Теплова, В.М. Русалова о биологической обусловленности формально-динамических свойств индивидуального поведения человека. Для выявления особенностей темперамента был использован опросник для изучения формально-динамических свойств индивидуума (ОФДСИ) В.М. Русалова.Результаты. Показано, что почти половина таджикских юношей проявляют свойства среднеэмоционально среднеактивного типа темперамента, среди девушек к этому типу относится лишь каждая третья, у русских эти показатели имеют обратный характер.Выявлено, что количество параметров, значимо отличающихся от показателей респондентов – русских в группе таджикских юношей больше, нежели в группе девушек. Наиболее заметны различия среди девушек в степени выраженности активности, пластичности и скорости проявления поведенческих проявлений в коммуникативной сфере деятельности, у юношей в предметной сфере. Выводы. Большинству молодых таджиков присущ так называемый «смешанный тип темперамента».Среди молодых таджиков в типе и структуре темперамента выявлены существенные гендерные различия. Девушки более эмоциональны, но менее активны чем юноши.Результаты. Исследования демонстрируют наличие этнических особенностей, как отдельных черт темперамента, так и структуры формально-динамических свойств личности у представителей русской и таджикской этнических групп.Практическое значимость. Результаты данного исследования могут быть использованы в области медицинской психологии, психосоматической медицине, а также в иных областях науки и практической деятельности, связанных с физиологией и психофизиологией, где востребовано знание темперамента представителей разных этносов а также при психологической помощи мигрантам

Similar works

Темперамент в структуре индивидуальности человека. Дифференциально-психофизиологические и психологические исследования

Научное творчество Владимира Михайловича Русалова – ближайшего ученика Б. М. Теплова и В. Д. Небылицына – широко известно психологам не только в нашей стране, но и далеко за ее пределами. В настоящей книге автор обобщил огромный теоретический и эмпирический материал, накопленный им за многие годы работы в области дифференциальной психофизиологии и психологии индивидуальных различий и индивидуальности человека.

Книга содержит материалы работ, выполненных лично автором, а также исследования, проведенные им совместно с его ближайшими коллегами и учениками. Многие работы были опубликованы ранее в различных научных журналах, коллективных монографиях, а также в сборниках научных трудов Института психологии РАН.

Включенные в данную книгу работы дают общее представление об основных проблемах, которые разрабатывал автор уже после выхода в свет его известной монографии «Биологические основы индивидуально-психологических различий» (1979). Ведущий специалист в области дифференциальной психофизиологии Владимир Михайлович Русалов, развивая логику исследования своих учителей Б. М. Теплова и В. Д. Небылицына, предложил принципиально новый подход к изучению общих свойств нервной системы как важнейших природных предпосылок (задатков) индивидуально-психологических свойств человека. В сферу его научных интересов входили не только вопросы нейрофизиологической природы общих свойств нервной системы, но и вопросы их проявления в формально-динамических показателях индивидуального поведения человека.

Книга состоит из четырех логически связанных глав и приложения. Каждая глава отражает определенный аспект в научной биографии Владимира Михайловича.

Первая глава книги посвящена анализу достижений и проблем, стоящих перед дифференциальной психофизиологией. Глава начинается с анализа проблемы темперамента в работах В. Д. Небылицына. Эту работу Владимир Михайлович специально посвятил своему учителю Владимиру Дмитриевичу Небылицыну. В работе показана преемственность теоретических взглядов учителя и ученика. По мнению автора, дифференциальная психофизиология должна объяснить закономерности порождения, становления и развития далеко не всех, а лишь отдельных классов (типов) индивидуально-психологических различий, в частности темперамента, в результате влияния устойчивых, генетически детерминированных факторов развития человека. Автор разрабатывает оригинальную концепцию темперамента, в которой темперамент рассматривается как важнейшая подсистема индивидуальности человека. Индивидуальность, в свою очередь, выступает как система многомерных и многоуровневых связей, охватывающих всю совокупность условий и устойчивых факторов в индивидуальном развитии человека.

В первой главе книги автор подводит итоги, анализирует достижения, ставит задачи и освещает перспективы дифференциально-психофизиологических и дифференциально-психологических исследований. В работе «Дифференциальная психофизиология: основные достижения и перспективы изучения индивидуальности человека» автор уточняет предмет дифференциальной психофизиологии как зону пересечения двух окружностей, одна из которых символизирует наши знания об индивидуальных вариациях психики, а другая – об индивидуальных вариациях биологической организации человека в широком смысле этого слова. Важное место в этой главе уделено психологии и психофизиологии индивидуальных различий с точки зрения единого подхода к изучению индивидуальности, анализируются итоги и ближайшие задачи системных исследований. Автор убедительно показывает, что дифференциальная психофизиология, опирающаяся на широкий набор объективно регистрируемых биологических показателей, уже не может обойтись без учета внутренних личностных структур человека. Игнорирование личностных особенностей лишает исследователя осмысленного понимания той огромной роли, которую играют психофизиологические характеристики в реальной жизнедеятельности человека. Владимир Михайлович не только ставит, но и успешно решает важнейшую конкретную задачу – объединить дифференциальную психофизиологию и дифференциальную психологию в единую науку, изучающую индивидуальность человека. С этой целью автор разрабатывает специальную концептуальную модель, которая объединяет в единое целое внутренние, «содержательные» свойства личности и внешние, биологически обусловленные, формально-динамические особенности поведения человека.

Вторая глава книги посвящена теоретико-методологическим проблемам дифференциальной психофизиологии и дифференциальной психологии. Глава открывается работой, посвященной теоретическим проблемам построения специальной теории индивидуальности. Эта работа принесла автору большую известность. В ней излагаются пять основных положений строения индивидуальности человека. Выдвинутые автором положения объясняют механизмы возникновения формально-динамических свойств (или темперамента) в структуре индивидуальности, показывают место и роль формально-динамических свойств и их соотношение с содержательными свойствами психики человека.

Согласно первому положению, только формально-динамические свойства психики могут быть соотнесены с биологическими свойствами, которые, по мнению автора, «включены» в систему формально-динамических характеристик человека.

Второе положение гласит, что в основе формально-динамических характеристик индивидуальной психики человека лежит не отдельная биологическая подсистема, а интегрированная совокупность всех биологических свойств человека. Автор утверждает, что в основании темперамента лежат свойства не той или иной отдельной, частной биологической подсистемы, а общая конституция человеческого организма. Однако элементы биологической подсистемы человека не являются равнозначными и равноценными в детерминации формально-динамических свойств. Решающая роль принадлежит центральной нервной системе.

Третье положение теории касается механизмов, которые объясняют процесс «включения» биологических свойств в формирование формально-динамических характеристик психики человека. Основной смысл этого положения заключается в том, что формально-динамические свойства психики человека формируются как новое системное качество интеграции биологических свойств, оптимально сопряженных с деятельностью субъекта.

Четвертое положение раскрывает взаимосвязь между формально-динамическими образованиями психики и другими, более организованными, содержательными структурами индивидуальности. Формально-динамические свойства психики, включаясь в более организованные психические структуры, в частности в интеллект и характер, являются необходимыми компонентами динамических свойств этих структур.

И наконец, пятое положение касается роли формально-динамических характеристик психики в деятельности человека. Суть этого положения состоит в том, что формально-динамические особенности психики могут определять конечные результаты самой деятельности.

В работе «Индивидуальность: этапы созревания и развития» Владимир Михайлович пытается подойти к проблеме индивидуальности человека с более широких позиций, сохраняя логику основных положений специальной теории индивидуальности. Его интересуют не только проблемы созревания и развития того или иного уровня индивидуальности, но и фундаментальные проблемы психологии – проблемы соотношения субъекта, индивидуальности, личности и индивида. Автор предлагает оригинальную импликативную модель свойств человека, которая предполагает «вхождение» свойств более низкого уровня в состав свойств более высокого уровня. Наиболее общим свойством человека, по мнению автора, является «субъект» как наивысшая характеристика развития психики человека, при этом субъекту присущи все свойства нижележащих уровней. Субъект стоит над индивидуальностью, над личностью, над индивидом. Индивидуальность, личность, индивид – всего лишь, как следует из модели Владимира Михайловича, внутренние средства, ресурсы, инструменты для реализации жизненных траекторий субъекта. На стыке субъекта и индивидуальности формируются так называемые «субъектно-содержательные» свойства человека – морально-нравственные и волевые качества, смыслы и цели жизни. Понятие «индивидуальность» значительно шире и богаче, чем понятие «личность». На стыке индивидуальности и личности образуются характер и интеллект. На стыке личности и индивида формируются формально-динамические свойства человека, или темперамент.

В эту главу книги автор включил также важнейшую теоретическую работу о проблемах индивидуальности в становлении профессионала. По мнению автора, профессионал формируется как продукт взаимодействия между природными предпосылками конкретного человека, с одной стороны, и системой обучения и тренировки – с другой. Более того, сама система обучения и тренировки должна, по мнению автора, обязательно учитывать индивидуальные особенности конкретного человека. Анализируя многочисленные исследования на эту тему, автор показывает, что индивидуальные различия между людьми могут быть настолько значительными, что некоторые индивиды, несмотря на хорошее здоровье и активное стремление овладеть определенной профессией, фактически не могут достигнуть необходимого уровня профессионального мастерства. Не каждый человек может быть профессионалом в определенной области, и, следовательно, нет смысла обучать определенным профессиям любого человека, например профессиям, связанным с высоким риском. Особое внимание автор уделяет именно биологически обусловленным, врожденным свойствам человека – свойствам нервной системы и темпераменту как важнейшим факторам успешного освоения профессии. В то же самое время автор никоим образом не сводит становление профессионала только к биологическим факторам. Владимир Михайлович утверждает, что в экстремальных ситуациях черты морально-нравственного и социального облика человека, его характерологические особенности могут оказывать существенное влияние на успешность работы человека в тяжелых и необычных условиях. Поэтому не учитывать эти качества индивидуальности при отборе персонала, в частности, для выполнения тех функций, которые связаны с опасностью и с возникновением непредвиденных ситуаций, было бы неправильно. Указанные субъектно-содержательные свойства индивидуальности автор считает обязательными для любого профессионала.

 

В работе «Природные предпосылки индивидуального поведения как фактор становления индивидуальности человека» Владимир Михайлович пытается ответить на вопросы, что такое индивидуально-психологические различия и какие именно различия изучает дифференциальная психофизиология. Следуя традиции своих учителей – Б. М. Теплова и В. Д. Небылицына – к индивидуально-психологическим различиям автор относит не все вариации психического, а только те различия в психике и поведении людей, которые являются биологически детерминированными, устойчивыми и не зависят или зависят минимально от условий наблюдения и ситуации. Такие индивидуально-психологические различия касаются, прежде всего, формально-динамических свойств индивидуальности, или темперамента. В работах «О природе темперамента и его месте в структуре индивидуальных свойств человека» и «Темперамент: основные теории и проблемы» автор подробно описывает природу темперамента, раскрывает его место и значение в структуре индивидуальных свойств человека. Темперамент – это не изолированный признак, а система формально-динамических характеристик, сложная психобиологическая категория, включающая и обобщающая свойства морфологической, биохимической, нейрофизиологической и других биологических подсистем конкретного человека.

Третья глава книги посвящена последовательной реализации принципов, лежащих в основе специальной теории индивидуальности, в конкретных эмпирических исследованиях. На больших репрезентативных выборках, используя современные математико-статистические методы обработки данных, автор убедительно доказывает правомерность сформулированных им положений специальной теории индивидуальности о роли темперамента в структуре индивидуальности. Исходя из этой теории, автор обосновывает роль темперамента как природной предпосылки в функционировании, прежде всего, когнитивной системы личности.

В работе о роли темперамента в детерминации своеобразия когнитивной системы человека показано, что формально-динамические свойства индивидуальности, т. е. свойства темперамента, могут быть исходными «примитивными» конструктами, лежащими в основе развития более сложных конструктов, определяющих своеобразие когнитивной системы личности.

В работах «Темперамент и интеллект: факторы развития» и «Интеллектуальные шкалы темперамента» приводятся убедительные доказательства того, что формально-динамические параметры темперамента, а именно интеллектуальные шкалы по опроснику ОФДСИ, значимо сопряжены с интеллектуальными показателями, объективно измеряющими уровень умственного развития. С помощью факторного и дисперсионного анализа показано, что лица с более высокими показателями интеллектуальной эргичности и интеллектуальной скорости характеризуются более высоким уровнем общего интеллекта, по сравнению с лицами, имеющими более низкие значения указанных формально-динамических свойств.

В работе о роли темперамента в развитии творческих способностей было установлено, что интеллектуальная эргичность и интеллектуальная пластичность значимо связаны с показателями креативности (по Торренсу): более эргичные и более пластичные испытуемые отличаются более высокой склонностью к креативному (творческому) поведению.

Сопоставляя темперамент с особенностями мотивационной сферы человека, в работе «Темперамент и мотивация» В. М. Русалов впервые ставит вопрос об их глубинной внутренней связи. Им было экспериментально выявлено, что преобладание темпераментальной активности в одной из сфер поведения служит важным фактором мотивации выбора будущей профессии. Лица с преобладанием психомоторной активности предпочитают спортивные профессии, лица с преобладанием интеллектуальной активности – интеллектуальные профессии, лица с преобладанием коммуникативной активности – социальные профессии (например, психологию, юриспруденцию и др.). Автор показывает, что более эргичные лица (по традиционной терминологии – сангвиники и холерики) в своей мотивации выбора профессии ориентируются преимущественно на «ценность» будущей профессии, в то время как менее эргичные (меланхолики, флегматики) – на ее «доступность».

В эту главу автор также включил работу, посвященную анализу взаимосвязи темперамента и характера человека. Экспериментально удалось доказать, что темперамент действительно участвует в формировании характера человека. Было показано, что каждой черте характера соответствует строго определенная совокупность темпераментальных качеств, при этом характер не сводится к темпераменту. Темперамент обеспечивает лишь энергодинамическую основу характера. В нормальных условиях жизнедеятельности на первый план выступают темпераментальные особенности человека: типичный способ и уровень расходования энергии, типичная скорость переключения с одних видов деятельности на другие, типичный темп индивидуального поведения, типичная чувствительность (обратная связь) к ошибкам поведения. Однако в экстремальных условиях проявление темперамента блокируется. В этом случае ведущее место принадлежит характеру, в котором обобщен личный опыт (позитивный и негативный) в преодолении новых, экстремальных, стрессовых, психотравмирующих и подобных ситуаций. В характере находят свое отражение устойчивые способы социализации, стереотипы поведения, стили мышления, привычки, способы взаимоотношений с окружающими и т.  д. Важную роль в формировании характера играют и представления о самом себе, так называемые «атрибутивные стили». Этой теме Владимир Михайлович посвятил специальное исследование – «Характер и атрибутивные стили».

О важности пятого положения специальной теории индивидуальности свидетельствуют работы, посвященные анализу взаимосвязи свойств темперамента и деятельности. В работе «Типы психической деятельности в различных моделях темперамента» показатели эффективности различных типов психической деятельности достоверно коррелируют с характеристиками темперамента. Более того, показано, что модель темперамента, разработанная автором, по сравнению с другими моделями темперамента, дает большую возможность в изучении энергодинамических основ различных типов психической деятельности.

В работе о взаимоотношении свойств темперамента и эффективности индивидуальной и совместной деятельности автор убедительно показывает, что темперамент выступает не только в роли предпосылок и условий деятельности, не только влияет на динамику, своеобразие и стиль деятельности, но также может определять и конечные результаты как индивидуальной, так и совместной деятельности.

Отдельно стоит упомянуть работу «Темперамент и половые различия», которую автор поместил в эту же главу книги. В этой работе сопоставляются особенности темперамента у мужчин и у женщин. Проблема половых различий в структуре темперамента является важнейшей для дифференциальной психофизиологии и психологии. Владимир Михайлович рассматривает данную проблему в эволюционном аспекте, опираясь на известную концепцию В. А. Геодакяна. В данной работе автор экспериментально доказывает, что в сфере темперамента наблюдаются отчетливые половые различия, обусловленные преимущественно биологическими факторами. Выявленные различия в структуре темперамента у мужчин и у женщин имеют устойчивый характер и, по мнению автора, должны обязательно учитываться в различных сферах общественной практики.

Четвертая глава книги посвящена методическим проблемам дифференциальной психофизиологии и психологии. Разработанные автором методы позволяют наиболее полно и точно оценивать как отдельные формально-динамические свойства индивидуальности, так и их устойчивые комплексы и типы. Данные методы не имеют зарубежных аналогов. Наиболее известные из них – опросник структуры темперамента (ОСТ), опросник формально-динамических свойств индивидуальности (ОФДСИ) и опросник черт характера (ОЧХ). В книге приведено содержание шкал, указаны нормативные данные и ключи. Созданные автором совместно с коллегами тест-опросники являются надежными и валидными измерительными инструментами в дифференциальной психофизиологии и психологии.

Последние годы автор увлекся разработкой новой исследовательской парадигмы, которую он назвал «идиодинамической». Эта парадигма позволила автору подняться на новый уровень в изучении индивидуальности человека. Если раньше индивидуальность рассматривалась чисто статистически как профиль (или срез) значений по определенным шкалам психологических свойств в определенной конкретной популяции, с которой сравнивался конкретный человек, то предлагаемый Владимиром Михайловичем подход позволяет изучать «истинную» индивидуальность конкретного отдельного человека без сопоставления с популяцией. Автор не только предложил новый концептуальный подход, но и разработал новые оригинальные методы, объективно измеряющие психологические свойства отдельного человека, отдельной индивидуальности. Новый подход проиллюстрирован в работе «Идиодинамическая парадигма: новый метод исследования индивидуальности человека». В работе описывается метод парных сравнений, который позволяет надежно измерять иерархическую структуру психологических свойств любого уровня отдельной индивидуальности – от темперамента до морально-нравственных установок и фиксировать уникальную для каждого человека иерархическую пирамиду свойств. Надеемся, что автор обобщит результаты своих новейших поисков в специальной монографии.

Приложение к книге содержит словарь терминов, наиболее часто употребляемых в дифференциальной психофизиологии. Словарь имеет огромное научное и педагогическое значение. Публикуется впервые.

В целом настоящая книга дает целостное представление о важнейших научных взглядах одного из известных представителей современной отечественной дифференциальной психофизиологии и психологии – Владимира Михайловича Русалова. Закономерно то, что данная монография издается в научной серии ИП РАН «Достижения в психологии».

Член-корреспондент РАН А. Л. Журавлев

Профессор, доктор психологических наук М. А. Холодная

Кандидат психологических наук С. И. Дудин

Структура опросника темперамента | Энциклопедия MDPI

Опросник структуры темперамента (STQ) представляет собой тест для измерения 12 индивидуальных различий, основанных на биологических и нейрохимических факторах.

1. Назначение и формат

Опросник структуры темперамента (STQ) представляет собой опросник, который заполняется самостоятельно (для взрослых) или заполняется наблюдателем (для детей), измеряя 12 биологических характеристик поведения. Эти характеристики являются наиболее постоянными аспектами поведения человека на протяжении всей его жизни и относительно не зависят от содержания ситуации. Первоначально все версии STQ были апробированы на выборках взрослых и были разработаны для целей организационной, образовательной и клинической психологии. Теперь существуют детские версии Short и Compact STQ для администрирования наблюдателями и опекунами соответствующего ребенка. Пункты во всех версиях STQ даны в форме утверждения с ответом в формате шкалы Лайкерта: «полностью не согласен (1)», «не согласен (2),» «согласен (3)», «полностью согласен». (4)».

2. Экспериментальная основа моделей STQ

STQ основан на восточноевропейской традиции экспериментов по изучению типов и свойств нервной системы. Эта традиция является самой продолжительной (110 лет) среди всех традиций исследования темперамента. Она началась с обширных экспериментов на нескольких видах млекопитающих, а затем продолжилась на взрослых и детях человека в Павловском институте высшей нервной деятельности (Павлов, 1941, 1957). Затем она была продолжена в Лаборатории дифференциальной психофизиологии и дифференциальной психологии (Институт психологии РАН) под руководством Бориса Теплова (1963), затем Владимир Небылицын (1972), а затем Владимир Русалов. [1] STQ имеет несколько версий, в основе которых лежат две модели структуры темперамента: модель Русалова и модель Трофимовой. Все версии STQ основаны на специфическом для деятельности подходе к исследованию темперамента. Этот подход различает черты, связанные с 3 аспектами поведения: социально-вербальным, физическим и психическим. Все модели и все современные версии STQ имеют 12 шкал темперации.

2.1. Варианты STQ Русалова

Существуют две версии Опросника структуры темперамента, основанные на модели Русалова: расширенный STQ (STQ-150) и краткий STQ (STQ-26) [2] [3] Обе версии используют 12 шкал, сгруппированных по 3 видам деятельности и 4 формально-динамическим аспектам деятельности, и шкалу достоверности:

Модель Русалова STQ. https://handwiki.org/wiki/index.php?curid=1184825

Расширенный STQ представляет собой тест самоотчета из 150 пунктов, в котором 144 пункта относятся к 12 шкалам темперамента (по 12 пунктов в каждой), 1 шкале валидности (6 пунктов) и 6 индексов, объединяющих эти шкалы. Значения по каждой из шкал темперамента варьируются от 12 до 48. Шкала валидности предназначена для измерения тенденции социальной желательности. Значение по этой шкале варьируется от 6 до 24, и протоколы, имеющие по этой шкале балл выше 17, считаются недействительными.

Тестирование с помощью STQ-150 занимает 30 минут.

Также существовала начальная версия модели Русалова, STQ-105, [4] , в которой использовались те же элементы и шкалы, что и в 8 шкалах версии STQ-150 (расширенная), за исключением трех шкал, связанных к интеллектуальным сторонам деятельности (интеллектуальная эргоничность, интеллектуальная пластичность, интеллектуальный темп, интеллектуальная эмоциональность). Русалов модернизировал свою модель до 12 (4 x 3) компонентов, реализованных в его Extended STQ в середине 19-го века.90-е. [2]

Версия STQ Русалова измеряет 12 черт, относящихся к 4 аспектам поведения (эргоничность (выносливость), пластичность, темп и эмоциональность), которые сгруппированы по трем аспектам поведения: двигательно-физическому, социально-вербальному и интеллектуальный.

Эта модель была включена в расширенный опросник «Структура темперамента». Факторный анализ данных, полученных на русской, австралийской, американской, канадской, урду-канадской, польско-канадской и китайской выборках, подтвердил разделение факторов, связанных с этими тремя аспектами поведения. [2] [3] [5] [6] [7] [8]

Администрирование расширенного STQ на практике занимало довольно много времени, поэтому Русалов и Трофимова согласились разработать более короткие и компактные версии STQ, которые больше подходят для целей скрининга в клинических, организационных, профессиональных и образовательных учреждениях. Для этих версий были выбраны элементы с наивысшей корреляцией между элементами и общим количеством. Русалов разработал Короткую версию STQ, а Трофимова разработала Компактную версию STQ (STQ-77). Краткий STQ (STQ-26) состоит из 2 из 12 пунктов по каждой шкале расширенного STQ, включая шкалу достоверности.

Эта версия была адаптирована для оценки взрослых, подростков, детей дошкольного и младшего школьного возраста. [9]

2.2. Компактная версия STQ (STQ-77)

В ходе исследований психометрических свойств Расширенной STQ и отбора наиболее валидных заданий для Компактной версии STQ Трофимова предложила альтернативную структуру темперамента и отразила эту структуру в Компактная версия STQ (STQ-77). STQ-77 состоит из 12 шкал темперамента (по 6 пунктов в каждой) и шкалы валидности (5 пунктов), т.е. всего 77 пунктов. STQ-77 имеет взрослую и несколько пилотных версий для детей.

Тестирование с помощью STQ-77 занимает 12-15 минут.

В STQ-77 измерения темперации распределяются по функциональным группам иначе, чем в STQ-150 (сравните два рисунка). Подобно STQ-150 Русалова, STQ-77 различает черты, регулирующие моторно-физические, социально-вербальные и ментально-вероятностные аспекты поведения.

[3] [10] [11] [12] [13]

Различия между моделями темперамента Трофимовой и Русалова (и структурами их версий STQ):

  • группировка черт темперамента по трем динамическим аспектам (выносливость, скорость интеграции действий и ориентация), представленная на рисунке в виде трех столбцов;
  • наличие ориентировочных признаков в модели Трофимовой, не вошедших в модель Русалова. Эти черты описывают три типа поведенческой направленности человека с предпочтением определенных видов подкрепления: ощущения (Поиск ощущений), состояния других людей (Эмпатия) или знания о причинах природных процессов (черта, называемая Чувствительность к вероятностям).
  • иная структура черт, связанных с эмоциональностью. FET рассматривает черты эмоциональности как системы, усиливающие три динамических аспекта поведения, представленных в трех столбцах модели. Усиление ориентировочных аспектов проявляется в черте невротизма; усиление скорости интеграции (т.е. незрелая интеграция) проявляется как Импульсивность, а усиление субъективного ощущения энергетических возможностей проявляется как черта Уверенности в себе.

Таким образом, STQ-77 частично основан на модели STQ-150 Русалова, а также на работе Лурии, описывающей функциональность трех нейрофизиологических систем: «сенсорно-информационный блок», «программный блок» и «энергетический блок», регулирующий человеческое поведение. Преобразование шкал STQ в шкалы STQ-77 также было основано на анализе общих черт между ведущими европейскими и американскими моделями темперамента и последних данных нейрофизиологии и нейрохимии. Поддержка архитектуры STQ-77 была недавно подкреплена обзором исследований в области нейрохимии, в результате которого была разработана нейрохимическая модель функционального ансамбля темперамента (FET), которая отображает взаимодействие между основными системами нейротрансмиттеров и чертами темперамента

[14] [15]

2.3. Описание шкал темперамента STQ-77

  • Умственная выносливость, или внимание (ERI): способность концентрироваться на отдельных характеристиках объектов с подавлением поведенческой реактивности на другие характеристики
  • Двигательно-физическая выносливость (ERM): способность человека поддерживать длительную физическую активность с использованием четко определенных поведенческих элементов
  • Социально-вербальная выносливость (коммуникабельность, ERS): способность человека поддерживать продолжительную социально-вербальную деятельность с использованием четко определенных поведенческих элементов
  • Пластичность (PL): способность быстро приспосабливаться к изменениям ситуации, менять программу действий и переключаться между разными задачами
  • Моторно-физический темп (ТММ): скорость интеграции физических манипуляций с объектами по заранее заданным сценариям действий
  • Социально-вербальный темп (ТМС): предпочтительная скорость речи и способность понимать быструю речь на известные темы, чтение и сортировка известного вербального материала
  • Чувствительность к вероятностям (PRO): стремление собирать информацию об уникальности, частоте и ценности объектов/событий, различать их специфические черты, проецировать эти особенности на будущие действия
  • Поиск ощущений (SS): поведенческая ориентация на четко определенные и существующие сенсационные объекты и события, недооценка результатов рискованного поведения
  • Эмпатия (ЭМП): поведенческая ориентация на эмоциональные состояния/потребности других (от эмпатической глухоты при аутизме и шизофрении до социальной зависимости)
  • Нейротизм (НЭУ): тенденция избегать новизны, непредсказуемых ситуаций и неопределенности.
    Предпочтение известных мест и людей неизвестным и потребность в одобрении и отзывах окружающих.
  • Импульсивность (IMP): инициирование действий, основанное на непосредственной эмоциональной реакции, а не на планировании или рациональном мышлении
  • Уверенность в себе (SLF): чувство безопасности, доминирования, самоуважения и во многих случаях право на признание со стороны других. Несмотря на оптимизм в отношении результатов своей деятельности, респондент может проявлять небрежность в деталях

3. Версии на других языках и проверка

3.1. История валидации STQ-105 и STQ-150

Расширенная версия (STQ-150) адаптирована для пяти языков: английского, русского, китайского, польского и урду. [3]

Доказательства конструктной, параллельной и дискриминационной валидности STQ-105 и STQ-150 были продемонстрированы посредством значительной корреляции со следующими показателями:

Модель Трофимовой: Опросник структуры темперамента – Компакт, STQ-77 («Функциональный ансамбль темперамента»).

https://handwiki.org/wiki/index.php?curid=1305180

  • Воздействие алкоголя. [16]
  • Слуховая и зрительная чувствительность [1] [17] [18] [19]
  • Слуховое внимание [20]
  • Опросник Большой пятерки (NEO-PI) [21] [22] [23]
  • Вызванные потенциалы мозга [20]
  • Тест 16 личностных факторов Кеттелла (16PF). [18] [23] [24] [25] [26]
  • Меры когнитивной сложности [17] [27] [28]
  • Дембо-Хоппе Уровень притязаний [24]
  • Шкала диссоциативных переживаний [29] [30]
  • DOTS-R (тест на темперамент) [30]
  • Данные ЭЭГ. [1] [31] [32] [33] [34] [35]
  • Личностный опросник Айзенка (EPQ) [4] [16] [20] [24] [36]
  • IQ-тест Gotshield [19] [37]
  • Liri Тест межличностных отношений [18] [24] [27]
  • Техника мотивации достижений/стремления [26] [27] [38]
  • Мера мотивации профессионального выбора [39]
  • Двигательная реакция на слуховые раздражители [17] [18] и моторная ригидность [19]
  • Павловское исследование темперамента (PTS) [17] [20] [33] [40] [41] [42]
  • Скорость чтения и гибкость
    [19]
    [37]
  • Шкала адаптивности Роджерса [27]
  • Тест Розенцвейга [24]
  • Шкала локуса контроля Роттера (LOC) [38]
  • Меры саморегулирования и уровень удовлетворенности [25] [26] [27]
  • Классы школы/колледжа [27]
  • Школьный тест интеллектуального развития (STID) [17] [43]
  • IQ-тест Шепарда [37]
  • Скорость вербальной обработки [19] [37] [42]
  • Опросник состояния тревоги по Спилбергу (STAI) [44] [45]
  • Психогенетические исследования [19] [23] [46] [47] [48]
  • Шкала манифестной тревоги Тейлора (MAS) [24] [27] [45]
  • Адаптированный тест темперамента Thomas & Chess [49]
  • Невербальный тест творческого мышления Торранса [50]
  • Вербальные задания. [19] [37] [51] [52] [53] [54]
  • IQ-тест Векслера (WAIS) [17] [37] [43]
  • 25 мер подвижности и пластичности [19] [32] [33]

3.2. Факторная структура STQ-150

Факторный анализ русскоязычной версии STQ-150 последовательно выявил четыре фактора: Двигательно-физическая активность (включающая Моторную эргоничность, Двигательную пластичность, Темп двигателя), Социально-речевая активность (включающая Социальную Эргоничность, социальная пластичность, социальный темп), интеллектуальная активность (включая интеллектуальную эргоничность, интеллектуальную пластичность, интеллектуальный темп) и эмоциональность (3 шкалы эмоциональности) [2] [3] [9] [26] [37]

Применение английской версии STQ к выборкам из эта версия аналогична русскоязычной версии, а англоязычная версия обладает хорошей надежностью и внутренней согласованностью, [3] [5] [6] [7] [8] [55 ]

Китайский (STQ-C), урду (STQ-U) и польский (STQ-P) Расширенные версии STQ, проведенные среди соответствующих групп населения, показали коэффициенты надежности в диапазоне диапазон 0,42-0,73, и все версии продемонстрировали устойчивые структуры факторов, аналогичные структурам исходной версии 9. 0011 [3] [5]

3.3. Валидация STQ-77

Версия Compact (STQ-77) была адаптирована для трех языков: английского, русского и китайского. [3] Кроме того, доказательства конструкционной, параллельной и дискриминационной валидности STQ-77 были продемонстрированы посредством значительных корреляций со следующими показателями:

  • Коморбидная глубокая депрессия и симптомы генерализованной тревоги [57] [58]
  • Пятифакторный личностный тест (NEO-FFI) [11]
  • Генерализованные симптомы тревоги [56] [58]
  • Инвентаризация депрессии Гамильтона (HDI) [59]
  • классы средней школы [12]
  • Опросник импульсивности I7 (Eysenck, S. et al., 1985) (I-7) [12]
  • Симптомы глубокой депрессии [58] [59]
  • Шкала мотивации достижений/уровня стремления [10] [13]
  • Павловское исследование темперамента (PTS) [10] [13]
  • Опросник оценки личности [60]
  • Шкала локуса контроля Роттера [10] [12] [13]
  • быстрота умственной деятельности [10] [12]
  • скорость вербальной обработки [13] [54]
  • Опросник состояний тревоги (STAI) [56]
  • Контрольный список симптомов (SCL-90) [59]
  • Задания на вербальную классификацию [10] [54]
  • Шкалы поиска ощущений Цукермана (SSS) [11]
  • Клинические валидационные исследования, проведенные с использованием шкалы STQ-77, показали, что ее шкалы намного лучше, чем другие модели темперамента, соответствуют структуре симптомов психических расстройств, описанных в основных классификациях DSM-V, МКБ, и способны дифференцировать тревожность и депрессия [56] [57] [59] [60]

    Подтверждение структуры STQ-77 было успешным благодаря сравнению с основными результатами нейрохимии. В результате такого сравнения шкалы STQ-77 были привязаны к ансамблевым взаимодействиям между основными нейротрансмиттерными системами (представленными в виде модели нейрохимического функционального ансамбля темперамента) [14] [15] [61]

    3.4. Фактор Структура STQ-77

    Подтверждающий факторный анализ компактного STQ (STQ-77) с использованием данных канадской выборки показывает удовлетворительное соответствие традиционной 4-факторной модели STQ для конкретной деятельности, сгруппировав шкалы по факторам двигательной, социальной, интеллектуальной активности. и Эмоциональность и наличие 2 коррелированных остатков (от новой шкалы чувствительности к ощущениям до шкал импульсивности и нейротизма) с CFI > 0,90, RMSEA < 0,07 и RMSR < 0,06. [3] [11]

    STQ-77 разделяет параметры темперации на 12 компонентов иначе, чем в STQ-150 (см. и сравните два рисунка). Структура STQ-77 основана на проверенных нейрохимических биомаркерах и расширяет грубую 4-факторную структуру, полученную в результате факторного анализа. Подобно STQ-150 Русалова, STQ-77 различает признаки, регулирующие моторно-физические, социально-вербальные и ментально-вероятностные аспекты поведения [3] [10] [11] [12] [13]

    3.5. Языковые версии

    Начиная с 2017 года STQ-77 предлагается бесплатно для некоммерческого использования (исследование и личное тестирование) на 21 языке: китайский (упрощенный), китайский (традиционный), голландский, английский, эстонский, финский, французский, итальянский. , иврит, индуистский, корейский, японский, норвежский, шведский, немецкий, польский, португальский, русский, сербский, испанский и урду. [3] Существуют версии для скрининга детского темперамента на английском и русском языках для возрастов 0–3, 4–7, 8–11 и 12–16 лет, которые находятся в свободном доступе на сайте разработчиков тестов. Есть также несколько дочерних версий на других языках.

    Батарея поведенческих тестов в соответствии с 12 компонентами STQ-77/FET была разработана для взрослых и возрастных групп 12-15 лет на английском, русском и португальском языках в сотрудничестве с Майклом Араки (Бразилия). Батареи поведенческих тестов предназначены для индивидуального и группового (классового) тестирования.

    Расширенный STQ-150 был адаптирован для 6 языков: английский (с использованием США, [6] [7] [8] Австралийский [55] и канадский [3] [5] образцов), китайский упрощенный, [3] русский, [2] [3] [5] [9] польский, [3] [5] [41] Урду [3] [5] и немецкий. [40] [41] STQ-150 имеет старую, менее эффективную структуру шкалы по сравнению с STQ-77 и поэтому не рекомендуется для дальнейших переводов.

    Представления о терроризме у молодых людей с разным индивидуальным психическим ресурсом

    Реферат

    В современном обществе проблема терроризма становится все более актуальной. Эта проблема изучалась с разных точек зрения: экономической, политической, социальной, военной, религиозной, психологической и других. Имплицитное представление широких масс населения о терроризме, особенно молодежи, еще не было предметом целенаправленного исследования. Возникает вопрос, различаются ли взгляды молодых людей с разным психическим ресурсом на терроризм. Статья посвящена выявлению взаимосвязи между особенностями организации концепта «терроризм» как коррелята индивидуальной картины мира и показателей психических ресурсов человека. В нашем исследовании применялся множественный дизайн, включающий оценку (а) организации понятия «терроризм» (направленный ассоциативный эксперимент) и оценку (б) индивидуальных психических ресурсов: 1) темперамента, 2) основных черт личности, 3) характера. черты, 3) когнитивные стили, 4) интеллект и 5) мотивация. Участниками стали добровольцы в возрасте 17-35 лет (449 человек).лиц). Обсуждаются результаты сравнительного анализа индивидуальных психических ресурсов и организации понятия «терроризм» у молодежи с разными индивидуальными психическими ресурсами. Показано, что молодые люди с высокой адаптивностью, интеллектом, мотивацией значимости профессиональной деятельности, толерантностью, рефлексивностью имеют более детальное и сложно организованное представление о терроризме. Полученные данные позволят разработать методику и предложить принципы целенаправленной подготовки молодежи, направленной на выработку «антитеррористического иммунитета» (сопротивления) к подобного рода социогенным катастрофам, вызываемым терроризмом.

    Ключевые слова: Понятие терроризмамолодежьиндивидуальные психические ресурсы

    Введение

    Современный терроризм способен развиваться на принципах сетевой организации и расширяться до бесконечности. Он проникает в любую сферу и приспосабливается практически к любым социальным условиям. Именно поэтому проблема терроризма становится все более актуальной. Эта проблема изучается с разных точек зрения: экономической, политической, социальной, военной, религиозной, психологической и других. Следует отметить, что, несмотря на юридическую силу термина «терроризм», его определение остается довольно расплывчатым (Dershowitz, 2002; Marsaveski, 2013; Pipes, Blumenfeld, 2014). Исследователи рассматривают генезис терроризма (Атран, 2003), сущностные характеристики (Хоффман, 1998) и типология терроризма (Соснин, Нестик, 2008; Марсден, Шмид, 2011), методы и формы терроризма, факторы его формирования.

    Исследование Башкировой (2000) показывает, что социальной основой формирования терроризма является разрушение проверенных веками жизненных установок и ценностей.

    Любарский (2010) отмечает, что активность терроризма резко возрастает в точке бифуркации, когда развитие социальной системы становится несбалансированным и неустойчивым. Терроризм определяется как отклонение показателей социальной системы от нормального развития. Такое колебание показателей имеет резонансный эффект и может изменить вектор развития общества (Любарский, 2010).

    Психологи изучают глубинные основы террористического поведения, особенности личности осужденных, причастных к террористической деятельности, взаимоотношения между членами террористической группы, мотивацию вступления в террористические группы (Атран, 2003; Белокуров, 2008; Бонгар Б. и др., 2007; Гофман, 1998; Ильясов, 2008; Коновалов, 2007; Марин, Касперович, 2012; Ольшанский, 2002; Шоу, 1986; Соснин, Нестик, 2008; Зинченко, 2007). Показано, что существенную роль в поведении террориста играют невротические комплексы, чрезмерная сосредоточенность на защите собственного Я, недостаточная личностная идентичность, неадекватная самооценка, склонность проецировать на общество причины своих неудач, утраты жизненной перспективы, стремление самоутвердиться благодаря возможности применения насилия по отношению к другим, нетерпимость к инакомыслию, отрицание общечеловеческих ценностей, особая трансформация страха смерти.

    Исследователи обращаются к характеристике представлений о терроризме в кругах революционеров и либеральной оппозиции (Рудь, 2008), официальных кругах и обывателях (Носков, 2011), представлениях о терроризме в студенческой среде (Миллер, 2010), кросс-культурных особенностях отношения молодежи к терроризму в современной России (Пейсахов, 2006). Однако возникает вопрос, различаются ли взгляды людей с разным психическим ресурсом на терроризм?

    Постановка задачи

    Молодежь находится в центре процесса социализации, процесса усвоения человеком ценностей, норм, ролей и статусов, существующих в определенном обществе. Взаимодействие семьи и социальных институтов необходимо для успешной социализации молодежи. Отсутствие целенаправленной молодежной государственной политики, законодательно определяющей права и обязанности молодежи, а также институтов, ответственных за ее социализацию, превращение школы в оказание образовательных услуг приводит к формированию среды, в которой терроризм не встречает никакого сопротивления, а, наоборот, находит положительный отклик в нерешенных многих острых проблемах. Излишне подробное описание теракта и личности террориста в СМИ порождает диссонанс между неприятием терроризма и сочувственным отношением к террористам. В наиболее активном возрасте несоциализированная молодежь становится склонной к асоциальным явлениям. Как показало исследование отношения молодежи к терроризму и нравственным принципам, не все молодые люди считают террориста преступником, более того, некоторые молодые люди были бы готовы совершить террористическую акцию для достижения своей цели (Кичкин, 2016). Следует отметить, что вопрос о том, как особенности индивидуальных психических ресурсов молодежи определяют ее представления о терроризме, остается практически неизученным. Как правило, в качестве основных методов исследования используются социологический опрос, анкетирование и психологическое тестирование. Эти методы не позволяют раскрыть имплицитное представление молодежи о терроризме и не свободны от социальной желательности. Мы считаем, что решение этой проблемы возможно на стыке психологических и психолингвистических исследований. В частности, данные ассоциативного эксперимента позволяют отслеживать скрытое явление. Дело в том, что ассоциации с концептом в памяти респондентов часто возникают спонтанно и выявляют неосознаваемые ценностно-смысловые элементы. Как Уфимцева (1996) показал, что ассоциативный ряд – это отражение словесной памяти человека, его мотивов и оценок и, следовательно, его культурных стереотипов, фрагмент его образа мира, в котором присутствует сам человек, его/ее включаются ее действия и состояния (Леонтьев, 1977).

    Индивидуальные умственные ресурсы

    Психические ресурсы – психические образования, обеспечивающие положительное развитие человека. Важнейшей функцией психических ресурсов является регуляция поведения и деятельности, направленных на достижение успеха в сложной ситуации. Следует подчеркнуть, что не все свойства индивидуальности относятся к конструкту психических ресурсов, а только те, которые оцениваются человеком как полезные для достижения положительного результата.

    Система психических ресурсов начинает свое формирование как иерархия, но в процессе возрастного развития выстраивается в иерархию, определяющую существование и взаимодействие разных видов психических ресурсов во взаимодополняющих отношениях, позволяющих человеку гибко адаптироваться в соответствии с требованиям жизни. Имеются индивидуальные различия в использовании отдельных психических ресурсов — гармоничного, экономного, накопительного и затратного (Хазова, 2013).

    Развитие психических ресурсов достигает максимума в возрасте 18-20 лет. До 30–35 лет происходит стабилизация взаимодействий гетеархического и иерархического компонентов в структуре психических ресурсов в результате формирования наиболее удачных и устойчивых сочетаний для преодоления трудных жизненных ситуаций (Волкова, 2016). .

    Понятия являются основой понятийного мышления, которые играют ключевую роль в структуре психических ресурсов человека, определяя процессы концептуализации, благодаря им происходит анализ ситуации, выявление причинно-следственных связей, интерпретация происходящего, выявление ресурсные функции различных характеристик индивидуальности, окружающего мира, межличностных взаимодействий и управления.

    Концептуальное мышление

    Концепт – основа понятийного мышления, единица психических ресурсов, отражающая понятийный опыт человека (Холодная, Волкова, 2016), операциональная, содержательная единица памяти, ментального лексикона, понятийной системы и мозгового языка, целостная картина мир, отраженный в психике человека (Кубрякова, 1996). Концепт отражает как коллективный опыт народа (предметный, этнический менталитет; общезначимые признаки), так и индивидуальный опыт его отдельного представителя (субъективный менталитет; индивидуально-значимые признаки) (Ефремов, 2009). Итак, особенности концептуализации, процесса формирования понятий обусловлены как культурно-историческими условиями жизнедеятельности человека, так и его индивидуально-психологическими особенностями. Первые достаточно хорошо отражены в психолингвистических исследованиях, вторые, область психологии индивидуальных различий, крайне слабо представлены в литературных источниках.

    Исследовательские вопросы

    Различаются ли взгляды молодых людей с разным ментальным ресурсом на терроризм?

    Цель исследования

    Цель исследования — выявить взаимосвязь между особенностями организации концепта терроризма как коррелята индивидуальной картины мира и показателей психических ресурсов человека.

    Методы исследования

    Психологическое исследование было организовано в соответствии с общепринятыми этическими нормами. Участниками были волонтеры. Они заполняли анкеты в большой аудитории после занятий во время второй недели весеннего семестра. Исследователи помогали студентам, если возникали вопросы. Тестирование было анонимным.

    Участники

    Участниками эксперимента были россияне. В исследовании приняли участие 449 студентов разных специальностей из Москвы, Калуги, Екатеринбурга и Перми в возрасте 19,43±1,83 года (76,6% женского пола). Большинство из них были психологами (28,3%), географами (25,7%), медиками (19,2%), журналистами (9,1%) и юристами (5,4%).

    Меры

    В нашем исследовании применялся множественный дизайн, включающий оценку (а) организации понятия «Терроризм» (направленный ассоциативный эксперимент) и оценку (б) индивидуальных психических ресурсов: 1) темперамента, 2) основных черт личности, 3) черт характера 3) когнитивные стили, 4) интеллект и 5) мотивация.

    • Для оценки полевой структуры понятия «терроризм» учащимся было предложено написать как можно больше прилагательных, соответствующих слову «терроризм». Время выполнения задания 2 минуты. При обработке данных учитывалась только первая реакция на слово-стимул, поскольку многие исследователи указывали, что первая реакция наиболее свободна от социальной желательности и позволяет выявить имплицитные представления об изучаемом объекте.

    • Интеллект (уровень IQ) измерялся скоростью и точностью решения простых логических задач (SLP, Volkova, Rusalov & Nilopets, 2016).

    • Свойства темперамента измерялись с помощью сокращенной версии Опросника структуры темперамента (STQ-S, Русалов и Трофимова, 2007).

    • Основные параметры личности оценивались с помощью российской модифицированной, валидированной и сокращенной версии PEN-опросника Айзенка (Слободская, Князев, Сафронова, 2006).

    • Черты характера оценивались по сокращенной версии опросника (Волкова, Русалов, Нилопец, 2018).

    • Когнитивные стили оценивались с помощью сокращенной версии Опросника когнитивных стилей личности (CPS-Q-S, Волкова, Русалов, 2016).

    • Мотивацию оценивали по показателю мотивации достижения, мотивации доступности (ориентация на доступность профессиональной деятельности) и ценностной мотивации (ориентация на личностную ценность профессиональной деятельности) (Волкова, Русалов, Нилопец, 2018).

    Тип вопроса Анкеты (темперамент, черты характера, когнитивные стили, мотивация) – самооценка собственных психических ресурсов. Человек должен как можно быстрее оценить выраженность своих индивидуальных особенностей по 5-балльной шкале Лайкерта.

    5.3. Анализ

    Математическая обработка данных проводилась с помощью IBM SPSS Statistics 22. Методы статистической обработки эмпирических данных включали описательную статистику, параметрические методы выявления различий (T-критерий независимых выборок) и взаимосвязей (метод Уорда для иерархического кластерного анализа).

    Находки

    Для выявления связи между особенностями организации концепта «Терроризм» и показателями психических ресурсов человека нами были выделены три однородные группы на основе иерархического кластерного анализа (метод Уорда, z-показатели по переменной). Средние значения показателей основных параметров личности по группам представлены в таблице. 1 . Достоверность различий показателей между группами респондентов колеблется от 0,000 до 0,037.

    Таблица 1 — Посмотреть полный размер >

    Первый кластер объединил молодых людей с ярко выраженным показателем экстраверсии/интроверсии. Экстраверты общительны, радостны и жизнерадостны. Им нравится быть в больших компаниях. Однако они часто ненадежны и часто меняют друзей, половых партнеров. Им надоедает неинтересная и тяжелая работа.

    Во второй кластер вошли респонденты с сильным показателем нейротизма/эмоциональной устойчивости. Невротики эмоционально неустойчивы. Для них характерны такие черты, как низкая самооценка, депрессия, тревога, чувство вины.

    Респонденты третьего кластера имеют более высокие показатели психотизма/мягкости. Психотикам присущи такие поведенческие признаки, как агрессивность, упрямство, целеустремленность, манипулирование, поиск острых ощущений, догматизм и мужественность.

    6.1. Представления о терроризме у респондентов с разными фундаментальными размерами личности

    Таблица 2 — Посмотреть полный размер >

    Частотный анализ ассоциаций (первых реакций) показал преобладание негативных эмоциональных характеристик в структуре представлений о терроризме. Значительное количество периферийных признаков свидетельствовало о непонимании молодежью терроризма.

    Категориальный анализ ассоциаций выявил пять категорий признаков концепта Терроризм, охватывающих 89-94% всех ответов участников (табл. 3 ).

    Таблица 3 — Посмотреть полный размер >

    Экстраверты и психотики чаще всего описывают характеристики, указывающие на опасность терроризма. Невротики больше сосредоточены на чувствах страха и ужаса. Наиболее сильные реакции, общие для всех групп респондентов:

    • Опасность: опасная, смертельная, убийственная, кровавая, разрушительная и жестокая.

    • Страх: ужасный, ужасный.

    • Террорист: жестокий, злой, агрессивный, бесчеловечный и больной.

    • Виды терроризма: взрывной, военный и религиозный.

    • Отношение к терроризму: плохое, бессмысленное и неправильное.

    Экстраверты видят опасность терроризма в неуправляемости, непобедимости, продуманности и скрытности. Невротики обращают внимание на такие аспекты опасности терроризма, как его подготовленность и предусмотрительность, психотики — на ложь и непредсказуемость.

    Психотики лучше осведомлены о видах терроризма. Они выражают более негативное отношение к терроризму, чем невротики и экстраверты.

    6.2. Взаимосвязь между психическими ресурсами человека и его представлением о терроризме

    Сравнительный анализ индивидуальных психических ресурсов у респондентов с разными фундаментальными чертами личности выявил достоверные различия в показателях темпераментов, когнитивных стилей и мотивации.

    Экстраверты более активны и адаптируются к окружающей среде. Они легко анализируют сложные воздействия внешней среды (гибкость когнитивного контроля, р<0,001). Вероятно, именно эта черта личности может определять преобладание признаков опасности в структуре концепта Терроризм. Однако экстраверты открыты для противоречивой информации (толерантность к нереальному опыту, р<0,05) и склонны к выходу за рамки инструкций (абстрактное осмысление, р<0,01). Этим можно объяснить, почему в структуре концепта мы наблюдаем лишь несколько признаков негативного отношения к терроризму.

    Невротики — крайне эмоциональные личности (эмоциональность, р<0,001). Они высокочувствительны к нюансам (узкий диапазон эквивалентности, р<0,003) и больше доверяют внешним впечатлениям (полезависимость, р<0,001). Вероятно, поэтому в структуре концепта Терроризм доминирует признак страха и ужаса.

    Психотики полагаются только на собственные знания и опыт (поленезависимость, p<0,001). Для них характерны спонтанность и высокий темп принятия решений в сложных ситуациях (импульсивность, р<0,001). Именно поэтому высокая осведомленность о видах терроризма и их опасности коррелирует с ярко выраженным негативным отношением к терроризму.

    Заключение

    Анализ всех предложенных ассоциаций по элементам зоны ядра позволил выделить в качестве основных категорий представлений о терроризме негативные эмоциональные проявления. Преобладание эмоциональных характеристик в структуре представлений о терроризме, большое количество подвижных периферийных элементов свидетельствует о недостаточной сформированности концепта. Молодые люди с высокой адаптивностью, интеллектом, мотивацией значимости профессиональной деятельности, толерантностью, рефлексивностью имеют более детальное и сложно организованное представление о терроризме.

    Следует отметить, что вышеописанные группы респондентов условно называют экстравертами, невротиками или психотиками. Более подробный анализ (табл. 1 , 2 и 3 ) позволяет предположить, что сочетание средних значений показателей экстраверсии, нейротизма и психотизма может определять «антитеррористический иммунитет», т. е. устойчивую устойчивость к террористической угрозе.

    Благодарности

    Авторы выражают благодарность Калугину Алексею Юрьевичу, Куваевой Ирине Олеговне и Горбачевой Елене Игоревне за помощь в сборе данных.

    Ссылки

    1. Атран, С. (2003). Генезис терроризма смертников. Наука, 299, 1534-1539.
    2. Башкирова Е. (2000). Трансформация ценностей российского общества. Политика, 4. [Трансформация ценностей российского общества]
    3. Белокуров Г.И. (2008). Мотивационная направленность личности террориста. Юридическая психология, 2. [Белокуров Г.И. Мотивационная направленность личности террориста]
    4. Бонгар, Б. (2007). Психология терроризма: Определение необходимости и описание целей. В Б. Бонгар, Л. М. Браун, Л. Э. Бейтлер, Дж. Н. Брекенридж и П. Г. Зимбардо (ред.), Психология терроризма (стр. 3-12). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.
    5. Дершовиц, А. (2002). Почему терроризм работает: понимание угрозы, ответ на вызов. Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета.
    6. Ефремов В.А. (2011). Гендерные стереотипы как элемент концептуализации. Известия Юго-Западного государственного университета, 2(35), 149-158. [Гендерные стереотипы как элемент концептуализации]
    7. Хоффман Б. (1998). Внутренний терроризм. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: издательство Колумбийского университета.
    8. Ильясов Ф.Н., (2008). Терроризм: мотивы, цели, противодействие. Государственная служба (Nota Bene), № 1. [Терроризм: мотивы, цели, противодействие].
    9. Хазова С.А. (2013) Копинг-ресурсы субъекта: основные направления и перспективы исследования. Педагогика и психология. Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова, д. 5.
    10. Холодная, М. А. и Волкова, Е. В. (2016). Концептуальные структуры, концептуальные способности и продуктивность когнитивного функционирования: онтологический подход. Труды социальных и поведенческих наук, 217, 914-922. Получено из doi: 10.1016/j.sbspro.2016.02.040
    11. Кычкин П. П. (2016). Отношение молодежи к терроризму и моральные устои. В кн.: Инновационный потенциал молодежи: глобализация, политика, интеграция: сборник статей участников Междунар. молодежи Науч.-исслед. конф. Екатеринбург, 25–26 октября 2016 г. Екатеринбург: Изд-во Урал. Университетская, 298-302. Отношение молодежи к терроризму и моральным принципам // Инновационный потенциал молодежи: глобализация, политика, интеграция : сборник статей участников Междунар. молодежн. науч.-исслед. Конф]].
    12. Коновалов И.В. (2007). Психология терроризма. Юридическая психология, 4. [Психология терроризма].
    13. Кубрякова, Е. С. (1996). Концептуализация. Краткий словарь когнитивных терминов. Е. С. Кубрякова (ред.) Москва: Филол. Факультет МГУ им. М. В. Ломоносова. (Концептуализация. Краткий словарь когнитивных терминов]
    14. Леонтьев А.А. (1977). Основы психолингвистики. Москва: Значение. [Основы психолингвистики].
    15. Любарский Е. С. (2010). Терроризм в глобализирующемся мире: методологический аспект. Неопубликованная докторская диссертация, Москва. Получено с http://www.dissercat.com/content/terrorizm-v-usloviyakh-globaliziruyushchegosya-mira-metodologicheskiy-aspekt [Терроризм в условиях глобализирующегося мира: методологический аспект]
    16. Марин М.И., Касперович Ю.В. Г. (2012) Психология смертников. Психопедагогика в правоохранительных органах, 1(48). Получено с https://cyberleninka.ru/article/n/psihologiya-terroristov-smertnits
    17. Марсавельский, А. (2013). Преступление терроризма и право на революцию в международном праве. Коннектикутский журнал международного права, 28, 246.
    18. Марсден, С., и Шмид, А. (2011). Типологии терроризма и политического насилия. В AP Schmid (Ed.), Справочник Routledge по исследованию терроризма. Лондон: Рутледж.
    19. Миллер, Н. Н. (2010). Восприятие терроризма студенческой молодежью: некоторые функциональные зависимости. Получено с http://pglu.ru [Восприятие терроризма студенческой молодежи: некоторые функциональные зависимости].
    20. Носков, М. А. (2011). Российский терроризм начала ХХ века в общественном сознании. Неопубликованная докторская диссертация, Москва. Получено с http://www.dissercat.com/content/rossiiskiy-terrorizm-nachala-xx-veka-v-obshchestvennom-vospriyatii [Российский терроризм начала XX века в общественном восприятии].
    21. Ольшанский Д.В. (2002). Психология терроризма. СПб.: Питер [Психология терроризма].
    22. Пейсахов Т.А. (2006). Кросскультурные особенности отношения молодежи к терроризму в условиях современной России. Неопубликованная докторская диссертация, Москва. Получено с http://www.dissercat.com/content/krosskulturnye-osobennosti-otnosheniya-molodezhi-k-terrorizmu-v-usloviyakh-sovremennoi-rossi [Кросскультурные особенности отношения молодежи к терроризму в условиях современной России].
    23. Пайпс, Д., и Блюменфельд, Т. (2014). Терроризм не поддается определению. Вашингтон Таймс, 24 октября.
    24. Русалов В.М., Трофимова И.Н. (2007). Структура темперамента и ее измерение. Торонто, Канада: Издательство психологических служб.
    25. Слободская, Х. Р., Князев, Г. Г., и Сафронова, М. В. (2006). Краткая форма личностного опросника Айзенка и его использование для оценки риска злоупотребления психоактивными веществами. Психологический журнал, 3, 94–105.
    26. Рудь М.Ю. (2008). Политический терроризм в восприятии российской либеральной общественной мысли начала ХХ века. Общество и право, 3. [Политический терроризм в восприятии русской либеральной общественной мысли в начале XX в].
    27. Соснин В. А., Нестик Т. А. (2008). Современный терроризм. Социально-психологический анализ. Москва: Изд-во «Институт психологии РАН». [Современный терроризм: социально-психологический анализ. М.: Издательство «Институт психологии Российской академии наук».
    28. Шоу, Э. Д. (1986). Политические террористы: опасности диагностики и альтернатива модели психопатологии. Международный журнал права и психиатрии, 8, 359–68.
    29. Волкова, Е. В. (2016). Технология развития психических ресурсов. Москва: Изд-во «Институт психологии РАН». Технологии развития ментальных ресурсов. Москва: Издательство «Институт психологии Российской академии наук».
    30. Волкова, Е. В., и Русалов, В. М. (2016). Когнитивные стили и личность. Личность и индивидуальные различия, 99, 266–271.
    31. Волкова, Е. В., Русалов, В. М., и Нилопец, М. Н. (2018). Экспертная система оценки психических ресурсов человека: холистический и развивающий подход. Конференция по интеллектуальным системам 2017 г., IntelliSys 2017.
    32. Зинченко Ю.В. П. (2007). Психологический портрет терроризма: истоки терроризма как социальной формы идентичности. Психологический портрет терроризма: источники терроризма как социальной формы. Вестник Московского университета, 4.
    33. Уфимцева Н.В. (1996). Россияне: опыт другого самопознания. В Этнокультурная специфика языкового сознания. Москва: Изд-во «Ин-т языкознания РАН», (с.144-1620). [Русские: опыт еще одного самопознания.