Субкультурные группы: какие существуют, список современных с описанием, особенности

«Молодежные субкультуры»

15 февраля состоялся единый классный час для студентов 1 курса «Молодежные субкультуры».
Подростки во все времена составляли особую социально-демографическую группу, но в наше время сложилась специфическая подростковая культура, которая, наряду с другими социальными факторами, играет большую роль в развитии современного подростка.
Молодежная субкультура- система ценностей, и норм поведения, вкусов, форм общения, отличная от культуры взрослых и характеризующая жизнь подростков, молодежи примерно от 10 до 20 лет.
Субкультура молодежи, являясь одним из институтов, фактором социализации школьников, играет противоречивую роль и оказывает неоднозначное влияние на подростков. С одной стороны, она отчуждает, отделяет молодежь от общей культуры общества, с другой способствует освоению ценностей, норм, социальных ролей.
В молодежной субкультуре отсутствует избирательность в культурном поведении, преобладают стереотипы и групповой конформизм (соглашательство). Молодежная субкультура обладает своим языком, особой модой, искусством и стилем поведения. Все больше она становится неформальной культурой, носителями которой выступают неформальные подростковые группы. Молодежная субкультура во многом носит суррогатный характер — она полна искусственными заменителями реальных ценностей. Социологи сегодня бьют тревогу: на первом месте среди авторитетных источников информации у молодых людей — телевизор, на втором — компьютер. И лишь затем — школа, причем, как среда обитания, а не место общения. В конце списка — семья.
Культуру молодежи отличает и наличие молодежного языка — сленга, который тоже играет неоднозначную роль в воспитании подростков, создает барьер между ними и взрослыми.
Одним из проявлений молодежной культуры являются неформальные молодежные объединения, своеобразная форма общения и жизни подростков, общества, группы сверстников, объединенных интересами, ценностями, симпатиями. Неформальные группы возникают обычно не в классе, не в деловых отношениях, а наряду с ними и вне школы. Они играют важную роль в жизни подростков, удовлетворяют их информационные, эмоциональные и социальные потребности: дают возможность узнать то, о чем не так просто говорить со взрослыми, обеспечивают психологический комфорт, учат выполнению социальных ролей.
Для многих подростков объединение в неформальные группы и асоциальный образ жизни являются одной из форм протеста против привычного уклада жизни, опеки со стороны старших. Подростковая группа представляет собой новый специфический вид эмоциональных контактов, невозможных в семье.
Неформальные группы в большинстве своем немногочисленны, объединяют подростков различного возраста, пола и социальной принадлежности и функционируют, как правило, вне контроля взрослых. Структура их зависит от многих факторов, но главным образом, от устойчивости (стабильности), функциональной направленности и взаимоотношений между членами.
С возрастом подростковая конформность снижается, авторитарное влияние группы уменьшается, и тогда уже выбор жизненного пути зависит от личностных качеств юноши и социальной среды за пределами группы.
Отношения в субкультуре строятся не на основе симпатий или антипатий, а на основе определенного положения, занимаемого его членами в системе. Потребность в положительной оценке окружающими людьми, является ведущей потребностью в подростковом возрасте. Именно поэтому подросток испытывает острую нужду в положительной оценке своей личности. Этим объясняется острота потребности в признании достойного положения подростка в группе сверстников. В этой связи становятся понятными факты девиантного, а то и противоправного поведения внешне вполне благополучных подростков из «хороших» семей.
Были освещены субкультуры анимэшки, диггеры, ванильки, эмо, экологисты, хипстеры, сталкеры.

Школьников хотят проверить на интерес к деструктивным субкультурам: зачем это нужно

03 марта 2023, 10:30

Эксклюзив

Елена Григорьева

Фото: pressfoto/Freepik

Российских школьников предложили проверить на интерес к «ЧВК Редан» и провести в учреждениях отдельный урок «Разговоров о важном» о потенциально опасных субкультурах. Однако, чтобы профилактика деструктивного поведения сработала, к ней необходимо подключить не только учителей, но и родителей, считают специалисты.

Не дать воспользоваться

С предложением проверить школьников на интерес к деструктивным субкультурам к Минпросвещения обратились эксперты мониторингового центра «Безопасность 2.0». Специалисты считают, что для начала нужно составить перечень внешних атрибутов и сетевого сленга субкультуры, сообщили «Известия».

Кроме этого, общественники хотят создать межведомственную комиссию по мониторингу, анализу и оперативному реагированию на опасную для подростков информацию в интернете и отслеживать группы риска. А также затронуть тему субкультур на уроках «Разговоры о важном».

Фото: Amir Hosseini/Unsplash

«Мы все были свидетелями, как сообщения про «ЧВК Редан» в считанные дни распространились по всей стране, и даже те подростки, которые не находятся в зоне риска, заинтересовались и стали изучать информационное пространство. Этой технологией могут без труда воспользоваться различные злоумышленники или политические силы», — заявила первый зампредседателя правления Российского фонда мира и члена Общественной палаты Елена Сутормина.

Задача учителей

Разговаривать со школьниками о деструктивных субкультурах необходимо, считает уполномоченный по правам ребенка Республики Татарстан Ирина Волынец. В беседе с «Ямал-Медиа» она отметила, что дети сейчас очень зависят от интернета и всего, что там происходит.

Волынец считает, что информация о субкультурах должна соответствовать возрасту детей. В идеале такие уроки должны проводить профессионалы, которые разбираются в современных движениях и безопасности в Сети. Однако это могут делать и школьные учителя с помощью специальной методички, добавила она.

Фото: National Cancer Institute/Unsplash

«У классных руководителей есть инструкции (как реагировать на причастность школьника к субкультуре — прим. ред.). Субкультура не является предметом для того, чтобы ребенка ставить на учет. Если субкультура признана экстремистской, то нужно сообщать в полицию. Если это просто молодежная субкультура, желательно, чтобы учителя в этом разбирались и реагировали на все изменения в поведении ребенка», — пояснила Волынец.

Школьники могут прислушаться к советам учителей, считает детский психолог и сказкотерапевт Дарья Дугенцова. Но это произойдет только в том случае, если педагоги будут не просто читать методички перед всем классом, а действительно озаботятся безопасностью детей и возьмут на себя долю ответственности за них.

Психолог рассказала «Ямал-Медиа», что учителям необходимо включить в «Разговоры о важном» какие-то истории из жизни. «Это больше повлияет на то, что ребенок в будущем выберет <…>, чем лекции под отчет», — считает она.

Какие-то дети прислушаются. Просто процент будет небольшой, к сожалению, а какие-то дети все равно находятся в зоне риска. Опять же это («Разговоры о важном» — прим. ред.) не помешает. Но спасет ли это большое количество детей от таких социальных групп? Нет.

Дарья Дугенцова

психолог

Дело в родителях

Инициатива общественников полезная, считает Дарья Дугенцова. Однако на выбор ребенка к какой социальной группе примкнуть она мало повлияет. Все в руках родителей.

«Если они (родители — прим. ред.) интересуются, чем ребенок занимается, то тогда все возможно еще поменять. Но если родители не обращают внимания, что ребенок любит, чем он увлекается, то это практически невозможно», — подчеркнула специалист.

Психолог считает, что родителям самим необходимо объяснить, как правильно говорить с ребенком на сложные темы. Обычно взрослые в такие моменты допускают ошибки, например, начинают поучать и говорить «что хорошо, а что плохо», добавил Дугенцова. Гораздо эффективнее задавать наводящие на размышления вопросы. Так ребенок сам придет к верному решению.

Родителей действительно нужно подключить к профилактике деструктивного поведения, отметила Волынец. Она рассказала, что в Госдуме уже предложили проводить «Разговоры о важном» и со взрослыми.

Фото: gpointstudio/Freepik

Спешить нельзя

Член СПЧ Кирилл Кабанов призвал не торопиться обсуждать с подростками «ЧВК Редан». По его мнению, опасность этой группы могли переоценить.

«Пока мы не можем утверждать, но есть ощущение, что это некая искусственно созданная страшилка, которая не соответствует реакции на нее», — добавил он.

Кабанов считает, что перед тем, как наказывать всех причастных к субкультуре, необходимо все взвесить. В противном случае это может вызвать ответную волну агрессии со стороны молодежных движений.

Самые актуальные новости — в нашем телеграм-канале «Ямал-Медиа».


ПодросткиМинпросвещенияШколыОбщественники

Информация для студентов и преподавателей

«Мы предоставляем надежные, доступные и точные рецензируемые учебные пособия, которые отражают мнение экспертов — все на языке, понятном студентам университета!»


Крис Дрю, доктор философии
Основатель и главный редактор

О курсе «Уверенность в написании эссе»

Что говорят мои ученики

«ЛЮБОВЬ, ЛЮБОВЬ, ЛЮБОВЬ Крис. Один из лучших учителей, которые у меня когда-либо были. Мне нравится его легкий и понятный стиль преподавания».


Джессика Т.
Студент социальных наук

«Я был так впечатлен поддержкой и присутствием Криса. Крис такой вовлеченный, поддерживающий и энергичный. Я бы не учился так же хорошо, как в университете, без его замечательного руководства и энтузиазма».


Салли Р.
Бакалавр педагогических наук Студент

«Крис поддерживает и очень эффективно учит. У него отличный способ объяснить суть и разбить все на мелкие кусочки. Он изо всех сил старается помочь своим ученикам стать лучше».


Кристин С.
Молодежная студентка

«Крис выходит за рамки любого другого учителя, которого я когда-либо имел, очень доступный и в курсе всех мельчайших деталей. Большое спасибо Крису».


Джеймс Л.
Бакалавр гуманитарных наук Студент

Take the Essay Writing Course

As Featured In

The Economist

Readers Digest

Times Higher Education

eLearn Magazine

Browse the Site


Academic Writing Навыки

Поиск


Советы по учебе в колледже

Поиск


Руководства по тематическому исследованию

Поиск


Поиск руководств по изучению

Top Academic Writing Ride

Практические советы о том, как написать введение для вашего следующего эссе.

Как избежать прокрастинации во время учебы

Вот 11 научно обоснованных советов о том, как не отвлекаться от учебы.

Как начать эссе (если не знаешь, что написать)

Иногда первое предложение самое сложное. Вот ваше решение.

Как найти научные источники в Интернете (бесплатно)

Простое руководство по поиску научных источников, необходимых для вашей следующей статьи.

Моя идеальная формула структуры абзаца

Это один из моих самых больших и лучших приемов для написания потрясающих глубоких эссе.

Должны ли вы получить Grammarly? Вот мое мнение.

Я смотрю на аргументы с обеих сторон этой темы.

Как перефразировать как профессионал, чтобы получить высшие оценки

Перефразировать сложно, но с помощью этой простой формулы я превратил это в искусство.

Как отредактировать эссе, чтобы получить на 13% более высокие оценки

Исследования показывают, что правильное редактирование повысит вашу оценку на 13%.