Сюжетная – СЮЖЕТНЫЙ — это… Что такое СЮЖЕТНЫЙ?

СЮЖЕТНЫЙ — это… Что такое СЮЖЕТНЫЙ?

  • сюжетный — фабульный Словарь русских синонимов. сюжетный прил., кол во синонимов: 1 • фабульный (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин …   Словарь синонимов

  • сюжетный — СЮЖЕТ, а, м. В литературном или сценическом произведении Ч последовательность и связь описания событий; в произведении изобразительного искусства Ч предмет изображения. Увлекательный с. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949… …   Толковый словарь Ожегова

  • -сюжетный — ая, ое. premier sujet. устар. Вторая часть сложного слова. Отн. к сюжету (актеру, актрисе обычно на первых ролях). Первосюжетным артисткам шьются обыкновенно новые костюмы.., второстепенным приходится довольствоваться одеждою с чужого плеча. М.… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • сюжетный — ая, ое. sujet m. Отн. к сюжету <произведения>. Сюжетное развитие повести. БАС 1. Сюжетные элементы. Сюжетная структура романа. Уш. 1940. || Такой, который имеет сюжет (обычно острый, занимательный). БАС 1. Основоположником русской… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • Сюжетный — прил. 1. соотн. с сущ. сюжет, связанный с ним 2. Свойственный сюжету, характерный для него. 3. разг. Такой, который имеет сюжет. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • сюжетный — сюжетный, сюжетная, сюжетное, сюжетные, сюжетного, сюжетной, сюжетного, сюжетных, сюжетному, сюжетной, сюжетному, сюжетным, сюжетный, сюжетную, сюжетное, сюжетные, сюжетного, сюжетную, сюжетное, сюжетных, сюжетным, сюжетной, сюжетною, сюжетным,… …   Формы слов

  • сюжетный — сюж етный …   Русский орфографический словарь

  • сюжетный — ая, ое. 1. к Сюжет. С ые линии романа. С ое развитие. 2. Такой, который имеет сюжет (обычно острый, занимательный). С. фильм …   Энциклопедический словарь

  • сюжетный — ая, ое. 1) к сюжет С ые линии романа. С ое развитие. 2) Такой, который имеет сюжет (обычно острый, занимательный) Сюже/тный фильм …   Словарь многих выражений

  • сюжетный — сюжет/н/ый …   Морфемно-орфографический словарь

  • dic.academic.ru

    сюжетный — это… Что такое сюжетный?

  • сюжетный — фабульный Словарь русских синонимов. сюжетный прил., кол во синонимов: 1 • фабульный (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин …   Словарь синонимов

  • СЮЖЕТНЫЙ — СЮЖЕТНЫЙ, сюжетная, сюжетное (лит.). прил. к сюжет в 1 знач. Сюжетные элементы. Сюжетная структура романа. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова

  • сюжетный — СЮЖЕТ, а, м. В литературном или сценическом произведении Ч последовательность и связь описания событий; в произведении изобразительного искусства Ч предмет изображения. Увлекательный с. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949… …   Толковый словарь Ожегова

  • -сюжетный — ая, ое. premier sujet. устар. Вторая часть сложного слова. Отн. к сюжету (актеру, актрисе обычно на первых ролях). Первосюжетным артисткам шьются обыкновенно новые костюмы.., второстепенным приходится довольствоваться одеждою с чужого плеча. М.… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • сюжетный — ая, ое. sujet m. Отн. к сюжету <произведения>. Сюжетное развитие повести. БАС 1. Сюжетные элементы. Сюжетная структура романа. Уш. 1940. || Такой, который имеет сюжет (обычно острый, занимательный). БАС 1. Основоположником русской… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • Сюжетный — прил. 1. соотн. с сущ. сюжет, связанный с ним 2. Свойственный сюжету, характерный для него. 3. разг. Такой, который имеет сюжет. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • сюжетный — сюжетный, сюжетная, сюжетное, сюжетные, сюжетного, сюжетной, сюжетного, сюжетных, сюжетному, сюжетной, сюжетному, сюжетным, сюжетный, сюжетную, сюжетное, сюжетные, сюжетного, сюжетную, сюжетное, сюжетных, сюжетным, сюжетной, сюжетною, сюжетным,… …   Формы слов

  • сюжетный — сюж етный …   Русский орфографический словарь

  • сюжетный — ая, ое. 1. к Сюжет. С ые линии романа. С ое развитие. 2. Такой, который имеет сюжет (обычно острый, занимательный). С. фильм …   Энциклопедический словарь

  • сюжетный — ая, ое. 1) к сюжет С ые линии романа. С ое развитие. 2) Такой, который имеет сюжет (обычно острый, занимательный) Сюже/тный фильм …   Словарь многих выражений

  • сюжетный — сюжет/н/ый …   Морфемно-орфографический словарь

  • dic.academic.ru

    Сюжеты мировой литературы и сюжетные архетипы

    Текст про сюжетные архетипы. Здесь вы найдете классификации сюжетов и тем мировой классической литературы от Хорхе Луиса Борхеса, Кристофера Букера, Жоржа Польти. А также теорию мультисюжетности русской классики и список тем, вызывающих интерес читателя.

    Сюжетные архетипы

           Сюжеты мировой литературы ограничены. История великой любви, рассказанная тысячами авторов на разный лад – это всего лишь одна и та же история великой любви. То же можно сказать и о других темах, звучащих как в произведениях новичков, так и в канонических текстах мэтров. Меняются действующие лица, повороты сюжета, но тема остается неизменной. Любовь, дружба, смерть, борьба за свободу, месть, война и подвиг, поиски справедливости – это вечные темы, вечные сюжеты мировой литературы, которые вне зависимости от времени вызывают интерес читателя. Такие темы зовутся сюжетными архетипами.

            Термин «архетип» предложил психолог Карл Густав Юнг в XX веке. Архетип – это «прообраз, собранный на основе человеческого опыта, передаваемый от поколения к поколению. Архетип характеризуется общими признаками и свойствами, позволяющими довольно четко определять его».
            Архетип – это шаблон, который автор берет для создания образа героя или сюжета, наделяя то и другое новыми чертами, если того требует авторский замысел, а если не требует – оставляет в неизменном виде.
           Мы все сталкиваемся с сюжетными архетипами и архетипами героев: например, открываешь книгу, и понимаешь, что это новый пересказ истории на тему «Из грязи в князи», так, кстати, любимый американским авторами и кинематографом. И если перед нами текст достойного литературного качества, произведение нисколько не проигрывает от того, что в его основе лежит «вечный» сюжет.

    4 сюжета Хорхе Луиса Борхеса

            Известный писатель Хорхе Луис Борхес заявлял, что существует всего четыре сюжета и, соответственно, четыре героя, которых он и описал в новелле «Четыре цикла».

    1. Осада. Самая старая история ‑ история об осажденном городе, который штурмуют и обороняют герои. Защитники знают, что город обречен и сопротивление бесполезно. Это история о Трое, и главный герой — Ахилл, знает, что погибнет, так и не увидев победы. Герой-мятежник, сам факт существования которого — вызов окружающей реальности. Кроме Ахилла, героями этого сюжета являются Зигфрид, Геракл, Сигурд и др. 

    2. Возвращение. История Одиссея, скитавшегося по морям десять лет в попытке вернуться домой. Герой этих историй ‑ человек отверженный обществом, блуждающий в попытках найти себя, такой, как Дон Кихот, Беовульф.

    3. Поиск. Эта история чем-то похожа на вторую («Возвращение»), но в данном случае герой не является отверженным и не противопоставляет себя обществу. Наиболее известный пример такого героя ‑ Ясон, плывущий за золотым руном.

    4. Самоубийство Бога. Атис калечит и убивает себя, Один жертвует собой Одину, самому себе, девять дней вися на дереве, пригвожденный копьем, римские легионеры распинают Христа. Герой «гибели богов» ‑ теряющий или обретающий веру, находящийся в поиске веры – Андрей Болконский («Война и мир»), Заратустра, Мастер («Мастер и Маргарита»).

    7 сюжетов Кристофера Букера

           Английский писатель и журналист Кристофер Букер в 2004 году выпустил книгу «Семь основных сюжетов: почему мы рассказываем истории» («The Seven Basic Plots: Why We Tell Stories»), в которой описал семь базовых сюжетов, на основе которых, по его мнению, написаны все книги в мире:
    1. «Из грязи в князи». Название говорит само за себя, самый яркий пример, знакомый всем с детства – конечно же, Золушка. Герои такой истории ‑ обыкновенные люди, открывающие в себе что-то необычное, благодаря собственным усилиям или по стечению обстоятельств оказывающиеся «на вершине».
    2. «Приключение». Трудное путешествие в поисках труднодостижимой цели. По мнению Букера, сюда попадают и Одиссей, и Ясон, кроме того, в эту категорию попадают и «Копи царя Соломона», и «Вокруг света за восемьдесят дней».  

    3. «Туда и обратно». В основе сюжета – стремление героя, вырванного из привычного мира, вернуться домой. Это и «Робинзон Крузо», и «Алиса в зазеркалье».
    4. «Комедия». Это история, основанная на путанице, недопонимании, которые приводят к конфликту. В конце концов, все разрешается благополучно: отрицательные персонажи получают по заслугам или разоблачаются, а положительные наоборот – награждаются, и все возвращается на свои места. В эту категорию попадают романы Джейн Остин, комедии Аристофана и Мольера.
    5. «Трагедия». Главный герой – отрицательный персонаж, который терпит крах, разоблачается или даже гибнет, то есть оказывается побежденным. Такой герой может быть одержим любовной страстью или жаждой власти. Он может раскаяться, но раскаяние не спасает его от справедливого возмездия. Это, прежде всего, «Макбет», «Король Лир» и «Фауст».
    6. «Воскресение». Герой этой истории находится под властью проклятия или темных сил, и из этого состояния его выводит чудо. Яркий пример этого сюжета также знаком всем с детства — спящая красавица, пробужденная поцелуем принца. 
    7. «Победа над чудовищем». Герой произведения сражается с монстром, побеждает его и получает награду: власть, сокровища или любовь. Примеры: Дракула, Давид и Голиаф.

    36 сюжетов Жоржа Польти

            Больше столетия назад, в 1895 г., драматург Жорж Польти опубликовал работу «36 драматических ситуаций», в которой предложил свой список сюжетов из тридцати шести пунктов. Жорж Польти проанализировал тысячу двести литературных произведений, выделив повторяющиеся драматические ситуации. Тридцать шесть сюжетов Польти охватывают, в основном, драматургию и трагедии. На наш взгляд, список несколько перегружен частными «подсюжетами», которые можно было бы объединить в одну категорию.
    1. Мольба. Элементы ситуации: 1) преследователь, 2) преследуемый и умоляющий о защите, помощи, убежище, прощении и т. д., 3) сила, от которой зависит оказание защиты и т. д., при этом сила, не сразу решающаяся на защиту, колеблющаяся, неуверенная в себе, поэтому и приходится её умолять (повышая тем самым эмоциональное воздействие ситуации), чем больше она колеблется и не решается оказать помощь. Примеры: 1) спасающийся бегством умоляет кого-нибудь, могущего его спасти от врагов, 2) умоляет об убежище, чтобы в нём умереть, 3) потерпевший кораблекрушение просит приюта, 4) просит власть имущего за дорогих, близких людей, 5) просит одного родственника за другого родственника и т. д. 

    2. Спасение. Элементы ситуации: 1) несчастный, 2) угрожающий, преследующий, 3) спаситель. Эта ситуация отличается от предыдущей тем, что там преследуемый прибегал к силе колеблющейся, которую нужно было умолять, а здесь спаситель появляется неожиданно и спасает несчастного не колеблясь. Примеры: 1) развязка известной сказки о Синей бороде. 2) спасение приговорённого к смертной казни или вообще находящегося в смертельной опасности и т. д. 

    3. Месть, преследующая преступление. Элементы ситуации: 1) мститель, 2) виновный, 3) преступление. Примеры: 1) кровная месть, 2) месть сопернику или сопернице или любовнику, или любовнице на почве ревности. 

    4. Месть за другого близкого человека. Элементы ситуации: 1) живая память о нанесенном другому близкому человеку обиде, вреде, о жертвах, понесенных им ради своих близких, 2) мстящий родственник, 3) виновный в этих обидах, вреде и т. д. — родственник. Примеры: 1) месть отцу за мать или матери за отца, 2) месть братьям за своего сына, 3) отцу за мужа, 4) мужу за сына и т. д. Классический пример: месть Гамлета своему отчиму и матери за своего убитого отца. 

    5. Преследуемый. Элементы ситуации: 1) содеянное преступление или роковая ошибка и ожидаемая кара, расплата, 2) укрывающийся от кары, расплаты за преступление или ошибку. Примеры: 1) преследуемый властями за политику (например, «Разбойники» Шиллера, история революционной борьбы в подполье), 2) преследуемый за разбой (детективные истории), 3) преследуемый за ошибку в любви («Дон Жуан» Мольера, алиментные истории и т. п.), 4) герой, преследуемый превосходящей его силой («Прикованный Прометей» Эсхила и т. д.). 

    6. Внезапное действие. Элементы ситуации: 1) враг-победитель, появляющийся самолично; или вестник, приносящий ужасную весть о поражении, крахе и т. п., 2) поверженный победителем или сраженный известием властитель, могущественный банкир, промышленный король и т. п. Примеры: 1) падение Наполеона, 2) «Деньги» Золя, 3) «Конец Тартарена» Анфонса Додэ и т. д. 

    7. Жертва (т. е. кто-нибудь, жертва какого-нибудь другого человека или людей или же жертва каких-нибудь обстоятельств, какого-либо несчастья). Элементы ситуации: 1) тот, кто может повлиять на судьбу другого человека в смысле его угнетения или какое-либо несчастье. 2) слабый, являющийся жертвой другого человека или несчастья. Примеры: 1) разорённый или эксплуатируемый тем, кто должен был заботиться и защищать, 2) ранее любимый или близкий, убеждающийся, что его забыли, 3) несчастные, потерявших всякую надежду и т. д. 

    8. Возмущение, бунт, мятеж. Элементы ситуации: 1) тиран, 2) заговорщик. Примеры: 1) заговор одного («Заговор Фиеско» Шиллера), 2) заговор нескольких, 3) возмущение одного («Эгмонд» Гете), 4) возмущение многих («Вильгельм Телль» Шиллера, «Жерминаль» Золя) 

    9. Дерзкая попытка. Элементы ситуации: 1) дерзающий, 2) объект, т. е. то, на что дерзающий решается, 3) противник, лицо противодействующее. Примеры: 1) похищение объекта («Прометей — похититель огня» Эсхила). 2) предприятия, связанные с опасностями и приключениями (романы Жюль Верна, и вообще приключенческие сюжеты), 3) опасное предприятие в связи с желанием добиться любимой женщины и т.д. 

    10. Похищение. Элементы ситуации: 1) похититель, 2) похищаемый, 3) охраняющий похищаемого и являющийся препятствием для похищения или противодействующий похищению. Примеры: 1) похищение женщины без её согласия, 2) похищение женщины с её согласия, 3) похищения друга, товарища из плена, тюрьмы и т. д. 4) похищение ребёнка. 

    11. Загадка (т. е. с одной стороны формулирование загадки, а с другой — выспрашивание, стремление разгадать загадку). Элементы ситуации: 1) задающий загадку, скрывающий что-нибудь, 2) стремящийся разгадать загадку, узнать что-нибудь, 3) предмет загадки или незнания (загадочное) Примеры: 1) под страхом смерти нужно найти какого-нибудь человека или предмет, 2) разыскать заблудившихся, потерявшихся, 3) под страхом смерти разрешить загадку (Эдип и Сфинкс), 4) заставить всяческими хитростями человека открыть то, что он хочет скрыть (имя, пол, душевное состояние и т. д.) 

    12. Достижение ситуации. Элементы ситуации: 1) стремящийся чего-нибудь достигнуть, домогающийся чего-нибудь, 2) тот, от чего согласия или помощи зависит достижение чего-нибудь, отказывающий или помогающий, посредничающий, 3) может быть ещё третья — противодействующая достижению сторона. Примеры: 1) стараться получить у владельца вещь или какое-нибудь иное жизненное благо, согласие на брак, должность, деньги и т. д. хитростью или силой, 2) стараться получить что-либо или добиться чего-либо с помощью красноречия (прямо обращенного к владельцу вещи или — к судье, арбитрам, от которых зависит присуждение вещи) 

    13. Ненависть к близким. Элементы ситуации: 1) ненавидящий, 2) ненавидимый, 3) причина ненависти. Примеры: 1) ненависть между близкими (например, братьями) из зависти, 2) ненависть между близкими (например, сын, ненавидящий отца) из соображений материальной выгоды, 3) ненависть свекрови к будущей невестке, 4) тёщи к зятю, 5) мачехи к падчерице и т. д. 

    14. Соперничество близких. Элементы ситуации: 1) один из близких — предпочитаемый, 2) другой — пренебрегаемый или брошенный, 3) предмет соперничества (при этом, по-видимому, возможна перипетия сначала предпочитаемый оказывается потом пренебрегаемым и наоборот) Примеры: 1) соперничество братьев ( «Пьер и Жан» Мопассана), 2) соперничество сестёр, 3) отца и сына — из-за женщины, 4) матери и дочери, 5) соперничество друзей («Два Веронца» Шекспира) 

    15. Адюльтер (т. е. прелюбодеяние, супружеская измена), приводящий к убийству. Элементы ситуации: 1) один из супругов, нарушающий супружескую верность, 2) другой из супругов — обманутый, 3) нарушение супружеской верности (т. е. кто-то третий — любовник или любовница). Примеры: 1) убить или позволить своему любовнику убить своего мужа («Леди Макбет Мценского уезда» Лескова, «Тереза Ракен» Золя, «Власть тьмы» Толстого) 2) убить любовника, доверившего свою тайну («Самсон и Далила») и др. 

    16. Безумие. Элементы ситуации: 1) впавший в безумие (безумный), 2) жертва впавшего в безумие человека, 3) реальный или мнимый повод для безумия. Примеры: 1) в припадке безумия убить своего любовника («Проститутка Элиза» Гонкура), ребёнка, 2) в припадке безумия сжечь, разрушить свою или чужую работу, произведение искусства, 3) в пьяном виде выдать тайну или совершить преступление. 

    17. Роковая неосторожность. Элементы ситуации: 1) неосторожный, 2) жертва неосторожности или потерянный предмет, к этому иногда присоединяется 3) добрый советчик, предостерегающий от неосторожности, или 4) подстрекатель, или же тот и другой. Примеры: 1) из-за неосторожности быть причиной собственного несчастья, обесчестить себя («Деньги» Золя), 2) из-за неосторожности или легковерия вызвать несчастье или смерть другого человека, близкого (Библейская Ева) 

    18. Невольное (по неведению) преступление любви (в частности кровосмешение). Элементы ситуации: 1) любовник (муж), любовница (жена), 3) узнавание (в случае кровосмешения), что они находятся в близкой степени родства, недопускающей любовных отношений согласно закону и действующей морали. Примеры: 1) узнать, что женился на своей матери («Эдип» Эсхила, Софокла, Корнеля, Вольтера), 2) узнать, что любовница — сестра («Мессинская невеста» Шиллера), 3) очень банальный случай: узнать, что любовница — замужем. 

    19. Невольное (по незнанию) убийство ближнего. Элементы ситуации: 1) убийца, 2) неузнанная жертва, 3) разоблачение, узнавание. Примеры: 1) невольно способствовать убийству дочери, из ненависти к её любовнику («Король веселится» Гюго, пьеса, по которой сделано оперы «Риголетто», 2) не зная своего отца, убить его («Нахлебник» Тургенева с тем, что убийство заменено оскорблением) и т. д. 

    20. Самопожертвование во имя идеала. Элементы ситуации: 1) герой, жертвующий собой, 2) идеал (слово, долг, вера, убеждение и т. д.), 3) приносимая жертва. Примеры: 1) пожертвовать своим благополучием ради долга («Воскресение» Толстого), 2) пожертвовать своею жизнью во имя веры, убеждения… 

    21. Самопожертвование ради близких. Элементы ситуации: 1) герой, жертвующий собой, 2) близкий, ради которого герой жертвует собой, 3) то, что герой приносит в жертву. Примеры: 1) пожертвовать своим честолюбием и успехом в жизни ради близкого человека («Братья Земгано» Гонкура), 2) пожертвовать своей любовью ради ребёнка, ради жизни родного человека, 3) пожертвовать своим целомудрием ради жизни близкого или любимого («Тоска» Сорду), 4) пожертвовать жизнью ради жизни родного или любимого и т. д. 

    22. Пожертвовать всем ради страсти. Элементы ситуации: 1) влюблённый, 2) предмет роковой страсти, 3) то, что приносится в жертву. Примеры: 1) страсть, разрушающая обет религиозного целомудрия («Ошибка аббата Муре» Золя), 2) страсть, разрушающая могущество, власть («Антоний и Клеопатра» Шекспира), 3) страсть, утолённая ценой жизни («Египетские ночи» Пушкина). Но не только страсть к женщине, или женщины к мужчине, но также страсть к бегам, карточной игре, вину и т. д. 

    23. Пожертвовать близким человеком в силу необходимости. Элементы ситуации: 1) герой, жертвующий близким человеком, 2) близкий, который приносится в жертву. Примеры: 1) необходимость пожертвовать дочерью ради общественного интереса («Ифигения» Эсхила и Софокла, «Ифигиния в Тавриде» Эврипида и Расина), 2) необходимость пожертвовать близкими или своими приверженцами ради своей веры, убеждения («93 год» Гюго) и т. д. 

    24. Соперничество неравных (а также почти равных или же равных). Элементы ситуации: 1) один соперник (в случае неравного соперничества — низший, более слабый), 2) другой соперник (высший, более сильный), 3) предмет соперничества. Примеры: 1) соперничество победительницы и её заключённой («Мария Стюарт» Шиллера), 2) соперничество богатого и бедного. 3) соперничество человека, которого любят, и человека, не имеющего права любить («Эсмеральда» В. Гюго) и т. д. 

    25. Адюльтер (прелюбодеяние, нарушение супружеской верности). Элементы ситуации: те же, что в адюльтере, приводящем к убийству. Не считая адюльтер способным создать ситуацию — сам по себе, Польти рассматривает его как частный случай кражи, усугублённой предательством, при этом указывает на три возможных случая: 1) любовник(ца) более приятен, чем обманутый(ая) супруг (а), 2) любовник(ца) менее симпатичен, чем обманутый(ая) супруг(а), 3) обманутый(ая) сугтруг(а) мстит. Примеры: 1) «Мадам Бовари» Флобера, «Крейцерова соната» Л. Толстого. 

    26. Преступление любви. Элементы ситуации: 1) влюблённый(ая), 2) любимый(ая). Примеры: 1) женщина, влюблённая в мужа дочери («Федра» Софокла и Расина, «Ипполит» Эврипида и Сенеки), 2) кровосмесительная страсть доктора Паскаля (в одноимённом романе Золя) и т. д. 

    27. Узнавание о бесчестии любимого или близкого (иногда связанная с тем, что узнавший вынужден произнести приговор, наказать любимого или близкого). Элементы ситуации: 1) узнающий, 2) виновный любимый или близкий, 3) вина. Примеры: 1) узнать о бесчестии своей матери, дочери, жены, 2) открыть, что брат или сын убийца, изменник родины и быть вынужденным его наказать, 3) быть вынужденным в силу клятвы об убийстве тирана — убить своего отца и т. д. 

    28. Препятствие любви. Элементы ситуации: 1) любовник, 2) любовница, 3) препятствие. Примеры: 1) брак, расстраивающийся из-за социального или имущественного неравенства, 2) брак, расстраивающийся врагами или случайными обстоятельствами, 3) брак, расстраивающийся из-за вражды между родителями с той и другой стороны, 4) брак, расстраивающийся из-за несходства характеров влюблённых и т. д. 

    29. Любовь к врагу. Элементы ситуации: 1) враг, возбудивший любовь, 2) любящий врага, 3) причина, почему любимый является врагом. Примеры: 1) любимый — противник партии, к которой принадлежит любящий, 2) любимый — убийца отца, мужа или родственника той которая его любит («Ромео и Джvльeттa»,) и т. д. 

    30. Честолюбие и властолюбие. Элементы ситуации: 1) честолюбец, 2) то, чего он желает, 3) противник или соперник, т. е. лицо противодействующее. Примеры: 1) честолюбие, жадность, приводящая к преступлениям («Макбет» и «Ричард 3» Шекспира, «Карьера Ругонов» и «Земля» Золя), 2) честолюбие, приводящее к бунту, 3) честолюбие, которому противодействуют близкий человек, друг, родственник, свои же сторонники и т. д. 

    31. Богоборчество (борьба против бога). Элементы ситуации: 1) человек, 2) бог, 3) повод или предмет борьбы. Примеры: 1) борьба с богом, пререкание с ним, 2) борьба с верными богу (Юлиан отступник) и т. д. 

    32. Неосознаваемая ревность, зависть. Элементы ситуации: 1) ревнивец, завистник, 2) предмет его ревности и зависти, 3) предполагаемый соперник, претендент,4) повод к заблуждению или виновник его (предатель). Примеры: 1) ревность вызвана предателем, которого побуждает ненависть («Отелло») 2) предатель действует из выгоды или ревности («Коварство и любовь» Шиллера) и т. д. 

    33. Судебная ошибка. Элементы ситуации: 1) тот, кто ошибается, 2) жертва ошибки, 3) предмет ошибки, 4) истинный преступник Примеры: 1) судебная ошибка спровоцирована врагом («Чрево Парижа» Золя), 2) судебная ошибка спровоцирована близким человеком, братом жертвы («Разбойники» Шиллера) и т. д.

    34. Угрызения совести. Элементы ситуации: 1) виновный, 2) жертва виновного (или его ошибка), 3) разыскивающий виновного, старающийся его разоблачить. Примеры: 1) угрызения совести убийцы («Преступление и наказание»), 2) угрызения совести из-за ошибки любви («Мадлен» Золя) и т. д. 

    35. Потерянный и найденный. Элементы ситуации: 1) потерянный 2) находимый(ое), 2) нашедший. Примеры: 1) «Дети капитана Гранта» и т. д. 

    36. Потеря близких. Элементы ситуации: 1) погибший близкий человек, 2) потерявший близкого человека, 3) виновник гибели близкого человека. Примеры: 1) бессильный что-нибудь предпринять (спасти своих близких) — свидетель их гибели, 2) будучи связанным профессиональной тайной (врачебной или тайной исповеди и т. д.) он видит несчастье близких, 3) предчувствовать смерть близкого, 4) узнать о смерть союзника, 5) в отчаянии от смерти любимого(ой) потерять всякий интерес к жизни, опуститься и т. д.

    Мультисюжетность классики

             Если обратиться к русской классике, окажется, что подчас довольно сложно выделить одну тему в произведении. Например, в «Евгении Онегине», «Капитанской дочке», «Войне и мире», «Белой гвардии». Такие произведения относятся к категории мультисюжетных, то есть в таких текстах автор развивает несколько тем/сюжетов одновременно. Разумеется, если не брать в расчет романы-эпопеи, в любом произведении можно выделить генеральный сюжет или тему и множество сопутствующих. Однако эти сопутствующие сюжеты будут так же необходимы для полноценного раскрытия авторского замысла. Например, основная тема/сюжет повести Пушкина «Капитанская дочка» — великая жертвенная любовь. Подтемы, сопутствующие сюжеты – это классические «борьба за справедливость», а также «приключение», «туда и обратно» в чистом виде. Основная тема/сюжет «Мастера и Маргариты» — все та же жертвенная любовь, а сопутствующая – «борьба за справедливость». Ради тренировки предлагаем попробовать определить тему/сюжет в «Герое нашего времени», «Преступлении и наказании», «Отцах и детях» по классификации Борхеса, Буера и Польти. Получатся удивительные результаты.

    P.S. Если вы знаете, как написать книгу и придумать удивительную историю, расскажите об этом своим коллегам в комментариях.


    pishi.pro

    Что значит сюжетный — Значения слов

    Примеры употребления слова сюжетный в литературе.

    Стилизуя повествование под автобиографии беглых рабов и пользуясь сюжетными клише авантюрного романа, Хилдрет стремится в беллетризованной форме осудить феномен рабства с моральной и экономической точек зрения.

    Нестабильность вселенной способна возбудить автоколебания близлежащих сюжетных линий, возникает резонанс, затем система схлопывается и.

    Пушкин, та внутренняя свобода, которую призывал не утратить молодых писателей Константин Паустовский, которую только и считает подлинной свободой Андрей Амальрик в письме к Анатолию Кузнецову, здесь доведена до своего

    сюжетного и психологического завершения.

    Все эти обряды также транспонировались в литературу, придавая символическую глубину и амбивалентность соответствующим сюжетам и сюжетным положениям или веселую относительность и карнавальную легкость и быстроту смен.

    Напомним, что Книга Даниила делится на две части, написанные двумя различными авторами в разные периоды времени: на очень популярное сюжетное сказание и на пророчество, выдержанное в стиле апокалипсического откровения.

    В карнавализованной литературе площадь, как место сюжетного действия, становится двупланной и амбивалентной: сквозь реальную площадь как бы просвечивает карнавальная площадь вольного фамильярного контакта и всенародных увенчаний — развенчаний.

    Историю продвижения аббата Фожа Золя связывает с другой сюжетной линией романа — драмой, которая разыгралась в доме Муре.

    Они позволили соеди-нить киноочевидность, зримую реальность кадра со свободой от автоматизма обыденной жизни, дали кине-матографу возможность ставить героя в положения, невозможные в фотографируемом объекте, сделали последовательность и сочетание сюжетных эпизодов актом художественного выбора, а не автоматической власти техники.

    В более аристократической Ферраре, пытавшейся возродить некоторые рыцарские обычаи, Боярдо и Ариосто слили сюжетную схему каролингских поэм с композицией и колоритом бретонских романов и, введя в фабулу античные мотивы, создали на этой сложной основе новые, оригинальные произведения.

    Константный грим и костюм, константные приемы актерской игры, типовые сюжетные ситуации и отнесенность к некоторому единому человеческому типу в действительности позволяют говорить о единстве этого образа, который может рассматриваться в качестве целостной художественной структуры, Однако Мукаржовский обратил внимание на то, что единство образа не отменяет, а подразумевает его двойственность.

    Произведения Лагерквиста нередко сюжетно прикреплены к прошедшим эпохам, но это почти всегда только условность: история интересует его как подсобный материал, помогающий разобраться в острых, больных вопросах сегодняшнего дня.

    Но если маскообразный грим героя означал бы только его сумасшествие, то он просто тавтологически повторял бы значение, которое уже сообщили зрителю сам сюжетный поворот и слова других персонажей.

    Там томятся всю мучительную вечность выброшенные из повествования персонажи, неудачные сюжетные повороты, недозревшие идеи и коррумпированные агенты беллетриции.

    Влияние версификации и импрессионистической манеры стихов Верлена наряду с сюжетным воздействием парнасца Лапрада заметно в стихотворении Рембо начала 1871 г.

    Андрея, в который нечаянно вплетается отзвук далекой итальянской мелодии, скрестится с пугающим сновидением музыканта — двойничество проступит сквозь сюжетную ткань,— и сон перейдет в полуявь итальянского наваждения.

    Источник: библиотека Максима Мошкова

    xn--b1algemdcsb.xn--p1ai

    сюжетный — это… Что такое сюжетный?

  • СЮЖЕТНЫЙ — СЮЖЕТНЫЙ, сюжетная, сюжетное (лит.). прил. к сюжет в 1 знач. Сюжетные элементы. Сюжетная структура романа. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова

  • сюжетный — СЮЖЕТ, а, м. В литературном или сценическом произведении Ч последовательность и связь описания событий; в произведении изобразительного искусства Ч предмет изображения. Увлекательный с. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949… …   Толковый словарь Ожегова

  • -сюжетный — ая, ое. premier sujet. устар. Вторая часть сложного слова. Отн. к сюжету (актеру, актрисе обычно на первых ролях). Первосюжетным артисткам шьются обыкновенно новые костюмы.., второстепенным приходится довольствоваться одеждою с чужого плеча. М.… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • сюжетный — ая, ое. sujet m. Отн. к сюжету <произведения>. Сюжетное развитие повести. БАС 1. Сюжетные элементы. Сюжетная структура романа. Уш. 1940. || Такой, который имеет сюжет (обычно острый, занимательный). БАС 1. Основоположником русской… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • Сюжетный — прил. 1. соотн. с сущ. сюжет, связанный с ним 2. Свойственный сюжету, характерный для него. 3. разг. Такой, который имеет сюжет. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • сюжетный — сюжетный, сюжетная, сюжетное, сюжетные, сюжетного, сюжетной, сюжетного, сюжетных, сюжетному, сюжетной, сюжетному, сюжетным, сюжетный, сюжетную, сюжетное, сюжетные, сюжетного, сюжетную, сюжетное, сюжетных, сюжетным, сюжетной, сюжетною, сюжетным,… …   Формы слов

  • сюжетный — сюж етный …   Русский орфографический словарь

  • сюжетный — ая, ое. 1. к Сюжет. С ые линии романа. С ое развитие. 2. Такой, который имеет сюжет (обычно острый, занимательный). С. фильм …   Энциклопедический словарь

  • сюжетный — ая, ое. 1) к сюжет С ые линии романа. С ое развитие. 2) Такой, который имеет сюжет (обычно острый, занимательный) Сюже/тный фильм …   Словарь многих выражений

  • сюжетный — сюжет/н/ый …   Морфемно-орфографический словарь

  • dic.academic.ru

    Сколько сюжетов в мировой литературе?

    В конце XIX века считалось, что в мировой литературе существует всего 36 сюжетов: совсем немного для тысяч книг, написанных за много веков существования письменности. Но через сто лет писатель Хорхе Луис Борхес пошел еще дальше — он сказал, что историй всего 4 и каждая новая книга только пересказывает на свой манер одну из этих историй. Какие же сюжеты великие писатели и теоретики назвали вечными?

    «Нет ничего нового под Солнцем» — провозгласил Ветхий Завет еще за несколько веков до начала нашей эры. Потом Николай Карамзин переделал цитату в известное нам: «Ничто не ново под Луной», а теоретики литературы начали разговор о неких «вечных», «бродячих» сюжетах, на основе которых строятся абсолютно все литературные произведения. В конце XIX века специалисты насчитывали 36 универсальных драматических ситуаций, а во второй половине XX столетия великий писатель Хорхе Луис Борхес и вовсе сократил количество мировых сюжетов до четырех, каждый из которых действительно появился задолго до написания Ветхого Завета (так что царь Соломон был прав, когда утверждал, будто на Земле ничего не меняется). Так сколько же сюжетов существует в мировой литературе и что это за вечные истории?

    4 сюжета Борхеса

    «Историй всего четыре. И сколько бы времени нам ни осталось, мы будем пересказывать их – в том или ином виде», — так заканчивает свое емкое эссе писатель Хорхе Луис Борхес. Всего половина страницы понадобилась одному из самых образованных людей своего времени, чтобы обобщить все необъятные литературные знания, которые он накопил за 70 лет жизни. Тысячи книг на десятке доступных ему языков (и еще столько же — в переводах) открыли Борхесу неожиданную истину — за всю историю своего существования человечество придумало всего 4 истории, и все 4 — задолго до начала нашей эры. Все остальные сочинения, устные рассказы, фантазии — всего лишь вариации на одну из четырех смыслообразующих, по-настоящему вечных историй. Что же это были за сюжеты?

    Снова обратимся к эссе (или микрорассказу — как кому угодно) «4 цикла»: «Одна, самая старая [история] – об укрепленном городе, который штурмуют и обороняют герои». Борхес отсылает читателей к легенде о Троянской войне, отмечая, что Гомер был не первым, кто ее рассказал, а значит, сюжету этому около 3 тысяч лет. Актуальна ли эта история сейчас? Конечно, и речь идет не только о военных фильмах и книгах. Вспомните любое произведение, где молодой человек завоевывает внимание девушки или главный герой борется, чтобы получить работу мечты, — чем не завоевание? Так что по Борхесу, «Иллиада», «Гордость и предубеждение» и фильм «Социальная сеть» будут в одной группе, хотя по смыслу и сюжету эти произведения разительно отличаются друг от друга.

    «Вторая, связанная с первой, – о возвращении». Очевидно, что это история об Одиссее, который 20 лет скитался по опасным морям и землям, чтобы наконец вернуться домой. Вариацию этого сюжета — историю о поиске (легенда о золотом руне) — мастер вынес отдельным пунктом. В древности истории о поиске заканчивались счастливо: герои получали заслуженную награду и благополучно возвращались домой, а писатели нового времени чаще всего приводили своих героев к поражению: капитан Ахав гибнет из-за кита, которого пытался поймать всю жизнь, а персонажам Кафки не суждено найти выход из лабиринта абсурда и моральных терзаний. Фильм «Титаник» о любви — скажете вы. Фильм «Титаник» о неудачном поиске себя — сказал бы Борхес.

    И наконец последний, самый неожиданный, сюжет — история о самоубийстве Бога. Обитатели Олимпа жертвуют собой ради возлюбленных, Один пригвождает себя к дереву, чтобы получить мудрость, а Иисус позволяет римским солдатам распять себя на кресте. Самоубийство Бога глубоко въелось в наш культурный код — отсюда и любовь к комиксам, в которых тоже есть место божественной жертве.

    6 вечных сюжетов: выбор ученых

    Действительно, приложив немного умственных усилий, мы сможем поместить любое произведение мировой культуры в одну из четырех борхесовских групп, но иногда полезнее посмотреть на предмет с другой точки зрения, например проследить, по каким схемам может меняться динамика произведения. Американские ученые проанализировали тысячи текстов, чтобы узнать, как меняется их настроение от завязки до кульминации и развязки. 6 получившихся схем они назвали самыми глубокими литературными архетипами — или шестью смыслообразующими, вечными историями, как сказал бы Борхес. Исследование проходило так: книги загружались в компьютер и машина определяла процентное соотношения слов с отрицательной и положительной коннотацией в разных частях произведения. Затем все данные сводились в графики.

    Первый сюжет — о герое, который выбрался «из грязи в князи». В произведениях, построенных по этой схеме, слова в первой части повествования будут носить более отрицательный характер, чем слова из второй части. Самый яркий, буквальный пример — «Божественная комедия» Данте. Сюжетная линия в таком виде историй предельно пряма: со дна к вершине, без всяких отклонений, взлетов и падений.

    Второй тип истории прямо противоположен первому — это трагедия, в которой герой теряет все. Пример, который приводят ученые, — роман Гюстава Флобера «Госпожа Бовари». Начинается повествование с картин роскошной жизни героини, а заканчивается ее постыдным самоубийством и несчастной судьбой ее дочери. Этот сюжет тоже не подразумевает сложных сюжетных поворотов: мастерство автора раскрывается в психологии персонажей.

    Третий сюжет исследователи назвали «историей Икара», поскольку его герои так же быстро взлетают и затем стремглав падают вниз. Пример — «Ромео и Джульетта». Главная интрига пьесы закручивается на удивление быстро: герои, едва встретившись, влюбляются друг в друга без памяти. Но они понимают, что вражда между их семьями не позволит им быть вместе, потому так же стремительно совершают самоубийство, хотя читатель понимает, что этой развязки можно было избежать. Размеренности и неизбежности первых двух историй тут нет и в помине.

    Всеми любимый роман «Гордость и предубеждение» исследователи посчитали отличным представителем сразу двух схем: истории Золушки (взлет, падение, снова взлет) и сюжета о человеке в беде (падение, взлет). Главная героиня на протяжении всего повествования находится в самых разных положениях: иногда она выходит победителем из сложных ситуаций благодаря своему характеру, а иногда становится беспомощной жертвой обстоятельств и человеческих пороков, но в итоге все заканчивается благополучно. С точки зрения интриги это самые интересные сюжеты.

    Последняя схема — история Эдипа — во многом похожа на вторую. По сути она представляет собой бесконечное падение героя, которое лишь один раз за повествование сменяется коротким счастливым эпизодом, чтобы затем окончательно рухнуть вниз. По такой схеме построен «Франкенштейн» Мэри Шелли. Мы понимаем, что чудовищного героя не ждет ничего хорошего в конце романа, но писательница дает ему мнимую надежду в середине повествования, чтобы затем уничтожить окончательно. Примерно то же самое любят делать все русские классики.

    36 драматических ситуаций

    Схемы Борхеса и американских исследователей имеют философский, но не практический интерес. Если вы писатель или сценарист, то вряд ли вам поможет информация, что любая придуманная вами история в конце концов сведется к Одиссею или Ахиллу. Гораздо полезнее окажется система 36 драматических ситуаций, придуманная французским театроведом Жаном Польти. Он без помощи компьютеров проанализировал 1200 книг, проследил за судьбами 8000 героев и пришел к выводу, что двигателем сюжета всегда выступала одна из 36 выделенных им драматических ситуаций. Вот их полный список:

    • Мольба
    • Спасение
    • Месть, преследующая преступление
    • Месть близкому за близкого
    • Затравленный
    • Внезапное несчастье
    • Жертва кого-нибудь
    • Бунт
    • Отважная попытка
    • Похищение
    • Загадка
    • Достижение
    • Ненависть между близкими
    • Соперничество между близкими
    • Адюльтер, сопровождающийся убийством
    • Безумие
    • Фатальная неосторожность
    • Невольное кровосмешение
    • Невольное убийство близкого
    • Самопожертвование во имя идеала
    • Самопожертвование ради близких
    • Жертва безмерной радости
    • Жертва близким во имя долга
    • Соперничество неравных
    • Адюльтер
    • Преступление любви
    • Бесчестие любимого существа
    • Любовь, встречающая препятствия
    • Любовь к врагу
    • Честолюбие
    • Борьба против бога
    • Неосновательная ревность
    • Судебная ошибка
    • Угрызения совести
    • Вновь найденный
    • Потеря близких

    Подобрать примеры для каждой из представленных ситуаций не составляет труда. Попробуйте сами: возьмите несколько фильмов со сложным сюжетом (например, из нашей подборки) и разбейте их на драматические ситуации. Умение выделять их в тексте обязательно для любого профессионального сценариста. Есть даже такая шутка: авторы всевозможных мыльных опер перед написанием идеи вытаскивают из шляпы одну из 36 классических ситуаций и создают сценарий по ней (хотя, кто знает, может, это и не шутка).

    Как оказалось, типичными являются не только все на свете истории, но и все на свете персонажи. Филолог Владимир Пропп выделил 31 функцию действующих лиц в сказке, которые легко переносятся на любой литературный материал. Вот некоторые из них: отлучка, запрет, нарушение запрета, борьба с врагом, погоня, возвращение и так далее. Зная 36 стандартных историй и 31 стандартную функцию, опытный писатель, сценарист или режиссер может предсказать развитие сюжета и финал любой истории — давно существующей или только что написанной.

    kto-chto-gde.ru

    Сюжет произведения. Элементы сюжета

    Сюжет – это система событий и отношений между героями, развивающаяся во времени и пространстве. При этом события не всегда в произведении располагаются в причинно-следственной и временной последовательности.

    Сюжет как сложное целое состоит из элементов. Каждый из которых имеет свою функцию. Элементами сюжета являются экспозиция, завязка, развитие действия и кульминация, развязка и эпилог.

    Экспозиция – сведения о жизни персонажей до начала движения событий. Это изображение тех обстоятельств, которые составляют фон действия. Экспозиция может быть прямой, т.е. следовать до завязки, или задержанной, т.е. идти после развязки.

    Завязка – событие, с которого обостряются или возникают противоречия, ведущие к конфликту. В комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» завязкой являются несколько событий: получение городничим письмо о приезде ревизора, сон городничего и рассказ городских сплетников Бобчинского и Добчинского об «инкогнито из столицы».

    Развитие действия – это выявление связей и противоречий между персонажами, раскрытие их характеров.

    Момент высшего напряжение действия называется кульминацией. В кульминации особенно ярко проявляются цели и характеры героев. В романе «Евгений Онегин» кульминация действия в эпизоде дуэли Онегина и Ленского. В «Ревизоре» высшая точка напряжения – сватовство Хлестакова и празднование его помолвки с Марьей Антоновной.

    Кульминация непосредственно предшествует развязке. Развязка – это момент разрешения конфликта, завершения связанных с ним событий. В комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» развязкой служит  известие о приезде настоящего ревизора и разоблачение Хлестакова.

    В некоторых произведениях в сюжете могут быть пролог и эпилог. Прологом обычно открывается произведение. Пролог – это вступление к основному развитию сюжета, в котором раскрываются первопричины событий, изображённых в произведении.

    Эпилог – изображение того, что произошло через некоторое время после завершения событий, т.е. следствие, вытекающее из этих событий («Война и мир» Л.Н. Толстой).

    Не обязательно, чтобы в произведении были все элементы сюжета. В современной литературе. Как правило, нет пролога и эпилога, может быть несколько затушевана кульминация и даже отсутствовать развязка.

    Знание элементов сюжета поможет Вам понять идею произведения.  Если у Вас возникнут вопросы или Вы захотите проверить свои знания, Вы всегда сможете обратиться на tutoronline.ru!

    Желаем удачи!

    © blog.tutoronline.ru, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

    blog.tutoronline.ru