Методика бойко – Методика исследования эмоционального выгорания (В. Бойко)
№ | Утверждение | Ответ | |
да | нет | ||
1 | Организационные недостатки на работе постоянно заставляют нервничать, переживать, напрягаться | ||
2 | Сегодня я доволен своей профессией не меньше, чем в начале карьеры | ||
3 | Я ошибся в выборе профессии или профиля деятельности (занимаю не свое место) | ||
4 | Меня беспокоит то, что я стал хуже работать (менее продуктивно, качественно, медленнее) | ||
5 | Теплота взаимодействия с партнерами очень зависит от моего настроения — хорошего или плохого | ||
6 | От меня как профессионала мало зависит благополучие партнеров | ||
7 | Когда я прихожу с работы домой, то некоторое время (часа 2–3) мне хочется побыть наедине, чтобы со мной никто не общался | ||
8 | Когда я чувствую усталость или напряжение, то стараюсь поскорее решить проблемы партнера (свернуть взаимодействие) | ||
9 | Мне кажется, что эмоционально я не могу дать партнерам того, что требует профессиональный долг | ||
10 | Моя работа притупляет эмоции | ||
11 | Я откровенно устал от человеческих проблем, с которыми приходится иметь дело на работе | ||
12 | Бывает, я плохо засыпаю (сплю) из-за переживаний, связанных с работой | ||
13 | Взаимодействие с партнерами требует от меня большого напряжения | ||
14 | Работа с людьми приносит все меньше удовлетворения | ||
15 | Я бы сменил место работы, если бы представилась возможность | ||
16 | Меня часто расстраивает то, что я не могу должным образом оказать партнеру профессиональную поддержку, услугу, помощь | ||
17 | Мне всегда удается предотвратить влияние плохого настроения на деловые контакты | ||
18 | Меня очень огорчает, если что-то не ладится в отношениях с деловым партнером | ||
19 | Я настолько устаю на работе, что дома стараюсь общаться как можно меньше | ||
20 | Из-за нехватки времени, усталости или напряжения часто уделяю внимание партнеру меньше, чем положено | ||
21 | Иногда самые обычные ситуации общения на работе вызывают раздражение | ||
22 | Я спокойно воспринимаю обоснованные претензии партнеров | ||
23 | Общение с партнерами побудило меня сторониться людей | ||
24 | При воспоминании о некоторых коллегах по работе или партнерах у меня портится настроение | ||
25 | Конфликты или разногласия с коллегами отнимают много сил и эмоций | ||
26 | Мне все труднее устанавливать или поддерживать контакты с деловыми партнерами | ||
27 | Обстановка на работе мне кажется очень трудной, сложной | ||
28 | У меня часто возникают тревожные ожидания, связанные с работой: что-то должно случиться, как бы не допустить ошибки, смогу ли сделать все, как надо, не сократят ли и т. п. | ||
29 | Если партнер мне не приятен, я стараюсь ограничить время общения с ним или меньше уделять ему внимания | ||
30 | В общении на работе я придерживаюсь принципа: «не делай людям добра — не получишь зла» | ||
31 | Я охотно рассказываю домашним о своей работе | ||
32 | Бывают дни, когда мое эмоциональное состояние плохо сказывается на результатах работы (меньше делаю, снижается качество, случаются конфликты) | ||
33 | Порой я чувствую, что надо проявить к партнеру эмоциональную отзывчивость, но не могу | ||
34 | Я очень переживаю за свою работу | ||
35 | Партнерам по работе отдаешь внимания и заботы больше, чем получаешь от них признательности | ||
36 | При мысли о работе мне обычно становится не по себе, начинает колоть в области сердца, повышается давление, появляется головная боль | ||
37 | У меня хорошие (вполне удовлетворительные) отношения с непосредственным руководителем | ||
38 | Я часто радуюсь, видя, что моя работа приносит пользу людям | ||
39 | Последнее время (или как всегда) меня преследуют неудачи в работе | ||
40 | Некоторые стороны (факты) моей работы вызывают глубокое разочарование, повергают в уныние | ||
41 | Бывают дни, когда контакты с партнерами складываются хуже, чем обычно | ||
42 | Я разделяю деловых партнеров (субъектов деятельности) на «хороших» и «плохих» | ||
43 | Усталость от работы приводит к тому, что я стараюсь сократить общение с друзьями и знакомыми | ||
44 | Я обычно проявляю интерес к личности партнера помимо того, что касается дела | ||
45 | Обычно я прихожу на работу отдохнувшим, со свежими силами, в хорошем настроении | ||
46 | Я иногда ловлю себя на том, что работаю с партнерами автоматически, без души | ||
47 | По работе встречаются настолько неприятные люди, что невольно желаешь им чего-нибудь плохого | ||
После общения с неприятными партнерами у меня бывает ухудшение физического или психического самочувствия | |||
49 | На работе я испытываю постоянные физические или психологические перегрузки | ||
50 | Успехи в работе вдохновляют меня | ||
51 | Ситуация на работе, в которой я оказался, кажется безысходной (почти безысходной) | ||
52 | Я потерял покой из-за работы | ||
53 | На протяжении последнего года была жалоба (были жалобы) в мой адрес со стороны партнера(ов) | ||
54 | Мне удается беречь нервы благодаря тому, что многое из происходящего с партнерами я не принимаю близко к сердцу | ||
55 | Я часто с работы приношу домой отрицательные эмоции | ||
56 | Я часто работаю через силу | ||
57 | Прежде я был более отзывчивым и внимательным к партнерам, чем теперь | ||
58 | В работе с людьми руководствуюсь принципом: не трать нервы — береги здоровье | ||
59 | Иногда иду на работу с тяжелым чувством — как все надоело, никого бы не видеть и не слышать | ||
60 | После напряженного рабочего дня я чувствую недомогание | ||
61 | Контингент партнеров, с которым я работаю, очень трудный | ||
62 | Иногда мне кажется, что результаты моей работы не стоят тех усилий, которые я затрачиваю | ||
63 | Если бы мне повезло с работой, я был бы более счастлив | ||
64 | Я в отчаянии из-за того, что на работе у меня серьезные проблемы | ||
65 | Иногда я поступаю со своими партнерами так, как не хотел бы, чтобы поступали со мной | ||
66 | Я осуждаю партнеров, которые рассчитывают на особое снисхождение, внимание | ||
67 | Чаще всего после рабочего дня у меня нет сил заниматься домашними делами | ||
68 | Обычно я тороплю время: скорей бы рабочий день кончился | ||
69 | Состояния, просьбы, потребности партнеров обычно меня искренне волнуют | ||
70 | Работая с людьми, я обычно как бы ставлю экран, защищающий от чужих страданий и отрицательных эмоций | ||
71 | Работа с людьми (партнерами) очень разочаровала меня | ||
72 | Чтобы восстановить силы, я часто принимаю лекарства | ||
73 | Как правило, мой рабочий день проходит спокойно и легко | ||
74 | Мои требования к выполняемой работе выше, чем то, чего я достигаю в силу обстоятельств | ||
75 | Моя карьера сложилась удачно | ||
76 | Я очень нервничаю из-за всего, что связано с работой | ||
77 | Некоторых из своих постоянных партнеров я не хотел бы видеть и слышать | ||
78 | Я одобряю коллег, которые полностью посвящают себя людям (партнерам), забывая о собственных интересах | ||
79 | Моя усталость на работе обычно мало сказывается (никак не сказывается) в общении с домашними и друзьями | ||
80 | Если предоставляется случай, я уделяю партнеру меньше внимания, но так, чтобы он этого не заметил | ||
81 | Меня часто подводят нервы в общении с людьми на работе | ||
82 | Ко всему (почти ко всему), что происходит на работе, я утратил интерес, живое чувство | ||
83 | Работа с людьми плохо повлияла на меня как профессионала — обозлила, сделала нервным, притупила эмоции | ||
84 | Работа с людьми явно подрывает мое здоровье |
hr-portal.ru
Диагностика эмоционального выгорания (В.В. Бойко)
По мнению В.В. Бойко, эмоциональное выгорание — это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия. Эмоциональное выгорание представляет собой стереотип эмоционального, чаще всего профессионального проведения. «Выгорание» отчасти функциональный стереотип, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. В то же время могут возникать и дисфункциональные следствия, когда «выгорание» отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности и отношениях с субъектами профессиональной деятельности.
Методика «Диагностика эмоционального выгорания личности» (В.В. Бойко) позволяет диагностировать ведущие симптомы «эмоционального выгорания» и определить, к какой фазе развития стресса они относятся: «напряжения», «резистенции», «истощения». Оперируя смысловым содержанием и количественными показателями, подсчитанными для разных фаз формирования синдрома «выгорания», можно дать достаточно объемную характеристику личности, оценить адекватность эмоционального реагирования в конфликтной ситуации, наметить индивидуальные меры
Методика состоит из 84 суждений, позволяющих диагностировать три симптома «эмоционального выгорания»: напряжение, резистенция и истощение. Каждая фаза стресса, диагностируется на основе четырех, характерных для нее симптомов.
Инструкция:
Прочитайте суждения и ответьте «да» или «нет». Примите во внимание, что, если в формулировках опросника идет речь о партнерах, то имеются в виду субъекты вашей профессиональной деятельности, с которыми вы ежедневно работаете, общаетесь.
1. Организационные недостатки на работе постоянно заставляют нервничать, переживать, напрягаться.
2. Сегодня я доволен своей профессией не меньше, чем в начале карьеры.
3. Я ошибся в выборе профессии или профиля деятельности (занимаю не свое место).
4. Меня беспокоит то, что я стал хуже работать (менее продуктивно, качественно, медленнее).
5. Теплота взаимодействия с партнерами зависит от моего настроения — хорошего или плохого.
6. От меня как профессионала мало зависит благополучие партнеров.
7. Когда я прихожу с работы домой, то некоторое время (часа 2-3) мне хочется побыть наедине, чтобы со мной никто не общался.
8. Когда я чувствую усталость или напряжение, то стараюсь поскорее решить проблемы партнера (свернуть взаимодействие).
9. Мне кажется, что эмоционально я не могу дать партнерам того, что требует профессиональный долг.
10. Моя работа притупляет эмоции.
11. Я откровенно устал от человеческих проблем, с которыми приходится иметь дело на работе.
12. Бывает, я плохо засыпаю (сплю) из-за переживаний, связанных с работой.
13. Взаимодействие с партнерами требует от меня большого напряжения.
14. Работа с людьми приносит все меньше удовлетворения.
15. Я бы сменил место работы, если бы представилась возможность.
16. Меня часто расстраивает то, что я не могу должным образом оказать партнеру профессиональную поддержку, услугу, помощь.
17. Мне всегда удается предотвратить влияние плохого настроения на деловые контакты.
18. Меня очень огорчает, если что-то не ладится в отношениях с деловым партнером.
19. Я настолько устаю на работе, что дома стараюсь общаться как можно меньше.
20. Из-за нехватки времени, усталости или напряжения часто уделяю внимание партнеру меньше, чем положено.
21. Иногда самые обычные ситуации общения на работе вызывают раздражение.
22. Я спокойно воспринимаю обоснованные претензии партнеров.
23. Общение с партнерами побудило меня сторониться людей.
24. При воспоминании о некоторых коллегах по работе или партнерах у меня портится настроение.
25. Конфликты или разногласия с коллегами отнимают много сил и эмоций.
26. Мне все труднее устанавливать или поддерживать контакты с деловыми партнерами.
27. Обстановка на работе мне кажется очень трудной, сложной.
28. У меня часто возникают тревожные ожидания, связанные с работой: что- то должно случиться, как бы не допустить ошибки, смогу ли сделать все, как надо, не сократят ли и т. п.
29. Если партнер мне не приятен, я стараюсь ограничить время общения с ним или меньше уделять ему внимания.
30. В общении на работе я придерживаюсь принципа: «не делай людям добра, не получишь зла».
31. Я охотно рассказываю домашним о своей работе.
32. Бывают дни, когда мое эмоциональное состояние плохо сказывается на результатах работы (меньше делаю, снижается качество, случаются конфликты).
33. Порой я чувствую, что надо проявить к партнеру эмоциональную отзывчивость, но не могу.
34. Я очень переживаю за свою работу.
35. Партнерам по работе отдаешь внимания и заботы больше, чем получаешь от них признательности.
36. При мысли о работе мне обычно становится не по себе, начинает колоть в области сердца, повышается давление, появляется головная боль.
37. У меня хорошие (вполне удовлетворительные) отношения с непосредственным руководителем.
38. Я часто радуюсь, видя, что моя работа приносит пользу людям.
39. Последнее время меня преследуют неудачи в работе.
40. Некоторые стороны моей работы вызывают глубокое разочарование, повергают в уныние.
41. Бывают дни, когда контакты с партнерами складываются хуже, чем обычно.
42. Я разделяю деловых партнеров (субъектов деятельности) на «хороших» и «плохих».
43. Усталость от работы приводит к тому, что я стараюсь сократить общение с друзьями и знакомыми.
44. Я обычно проявляю интерес к личности партнера помимо того, что касается дела.
45. Обычно я прихожу на работу отдохнувшим, со свежими силами, в хорошем настроении.
46. Я иногда ловлю себя на том, что работаю с партнерами автоматически, без души.
47. По работе встречаются настолько неприятные люди, что невольно желаешь им чего-нибудь плохого.
48. После общения с неприятными партнерами у меня бывает ухудшение физического или психического самочувствия.
49. На работе я испытываю постоянные физические или психологические перегрузки.
50. Успехи в работе вдохновляют меня.
51. Ситуация на работе, в которой я оказался, кажется безысходной (или почти безысходной).
52. Я потерял покой из-за работы.
53. На протяжении последнего года были жалобы в мой адрес со стороны партнеров.
54. Мне удается беречь нервы благодаря тому, что многое из происходящего с партнерами я не принимаю близко к сердцу.
55. Я часто с работы приношу домой отрицательные эмоции.
56. Я часто работаю через силу.
57. Прежде я был более отзывчивым и внимательным к партнерам, чем теперь.
58. В работе с людьми руководствуюсь принципом, не трать нервы, береги здоровье.
59. Иногда иду на работу с тяжелым чувством — как все надоело, никого бы не видеть и не слышать.
60. После напряженного рабочего дня я чувствую недомогание.
61. Контингент партнеров, с которым я работаю, очень трудный.
62. Иногда мне кажется, что результаты моей работы не стоят тех усилий, которые я затрачиваю.
63. Если бы мне повезло с работой, я был бы более счастлив.
64. Я в отчаянии из-за того, что на работе у меня серьезные проблемы.
65. Иногда я поступаю со своими партнерами так, как не хотел бы, чтобы поступали со мной.
66. Я осуждаю партнеров, которые рассчитывают на особое снисхождение, внимание.
67. Чаще всего после рабочего дня у меня нет сил заниматься домашними делами.
68. Обычно я тороплю время: скорей бы рабочий день кончился.
69. Состояния, просьбы, потребности партнеров обычно меня искренне волнуют.
70. Работая с людьми, я обычно как бы «ставлю экран», защищающий от чужих страданий и отрицательных эмоций.
71. Работа с людьми (партнерами) очень разочаровала меня.
72. Чтобы восстановить силы, я часто принимаю лекарства.
73. Как правило, мой рабочий день проходит спокойно и легко.
74. Мои требования к выполняемой работе выше, чем то, чего я достигаю в силу обстоятельств.
75. Моя карьера сложилась удачно.
76. Я очень нервничаю из-за всего, что связано с работой.
77. Некоторых из своих постоянных партнеров я не хотел бы видеть и слышать.
78. Я одобряю коллег, которые полностью посвящают себя людям (партнерам), забывая о собственных интересах.
79. Моя усталость на работе обычно мало сказывается в общении с домашними и друзьями.
80. Если предоставляется случай, я уделяю партнеру меньше внимания, но так, чтобы он этого не заметил.
81. Меня часто подводят нервы в общении с людьми на работе.
82. Почти ко всему, что происходит на работе, я утратил интерес, живое чувство.
83. Работа с людьми плохо повлияла на меня как профессионала — обозлила, сделала нервным, притупила эмоции.
84. Работа с людьми явно подрывает мое здоровье.
Обработка и интерпретация результатов теста:
- определяется сумма баллов отдельно для каждого из 12 симптомов «выгорания»,
- подсчитывается сумма показателей симптомов для каждой из трех фаз формирования «выгорания»,
- находится итоговый показатель синдрома эмоционального «выгорания» — сумма показателей всех 12 симптомов.
Напряжение
1. Переживание психотравмирующих обстоятельств: +1(2), +13(3), +25(2), -37(3), +49(10), +61,(5), -73(5)
2. Неудовлетворенность собой: -2(3), +14(2), +26(2), -38(10), -50(5), +62(5), +74(3),
3. «Загнанность в клетку»: +3(10), +15(5), +27(2), +39(2), +51(5), +63(1), -75(5)
4. Тревога и депрессия: +4(2), +16(3), +28(5), +40(5), +52(10), +64(2), +76(3)
Резистенция
1. Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование: +5(5), -17(3), +29(10), +41(2), +53(2), +65(3), +77(5)
2. Эмоционально-нравственная дезориентация: +6(10), -18(3), +30(3), +42(5), +54(2), +66(2), -78(5)
3. Расширение сферы экономии эмоции: +7(2), +19(10), -31(2), +43(5), +55(3), +67(3), -79(5)
4. Редукция профессиональных обязанностей: +8(5), +20(5), +32(2), -44(2), +56(3), +68(3), +80(10)
Истощение
1. Эмоциональный дефицит: +9(3), +21(2), +33(5), -45(5), +57(3), -69(10), +81(2)
2. Эмоциональная отстраненность: +10(2), +22(3), -34(2), +46(3), +58(5),+70(5), +82(10)
3. Личностная отстраненность (деперсонализация): +11(5), +23(3), +35(3), +47(5), +59(5), +72(2), +83(10)
4. Психосоматические и психовегетативные нарушения: +12(3), +24(2), +36(5), +48(3), +60(2), +72(10), +84(5)
Предложенная методика дает подробную картину синдрома эмоционального «выгорания». Прежде всего надо обратить внимание на отдельно взятые симптомы. Показатель выраженности каждого симптома колеблется в пределах от 0 до 30 баллов:
- 9 и менее баллов — не сложившийся симптом,
- 10-15 баллов — складывающийся симптом,
- 16 и более — сложившийся.
Симптомы с показателями 20 и более баллов относятся к доминирующим в фазе или во всем синдроме эмоционального «выгорания».
Методика позволяет увидеть ведущие симптомы «выгорания» Существенно важно отметить, к какой фазе формирования стресса относятся доминирующие симптомы и в какой фазе их наибольшее число.
Дальнейший шаг в интерпретации результатов опроса — осмысление показателей фаз развития стресса — напряжение, резистенция и истощение. В каждой из них оценка возможна в пределах от 0 до 120 баллов. Однако сопоставление баллов, полученных для фаз, неправомерно, ибо не свидетельствует об их относительной роли или вкладе в синдром. Дело в том, что измеряемые в них явления существенно разные — реакция на внешние и внутренние факторы, приемы психологической защиты, состояние нервной системы. По количественным показателям правомерно судить только о том, насколько каждая фаза сформировалась, какая фаза сформировалась в большей или меньшей степени:
- 36 и менее баллов — фаза не сформировалась;
- 37-60 баллов — фаза в стадии формирования;
- 61 и более баллов — сформировавшаяся фаза.
Оперируя смысловым содержанием и количественными показателями, подсчитанными для разных фаз формирования синдрома «выгорания», можно дать достаточно объемную характеристику личности и, что не менее важно, наметить индивидуальные меры профилактики и психокоррекции. Освещаются следующие вопросы:
- какие симптомы доминируют;
- какими сложившимися и доминирующими симптомами сопровождается истощение;
- объяснимо ли истощение (если оно выявлено) факторами профессиональной деятельности, вошедшими в симптоматику «выгорания», или субъективными факторами;
- какой симптом (какие симптомы) более всего отягощают эмоциональное состояние личности;
- в каких направлениях надо влиять на производственную обстановку, чтобы снизить нервное напряжение;
- какие признаки и аспекты поведения самой личности подлежат коррекции, чтобы эмоциональное «выгорание» не наносило ущерба ей, профессиональной деятельности и партнерам.
Источник: Диагностика эмоционального выгорания личности (В.В.Бойко) / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. — М., Изд-во Института Психотерапии. 2002.
world-psychology.ru
Методика В. В. Бойко «Диагностика уровня эмпатии»
Методика В. В. Бойко «Диагностика уровня эмпатии»
В структуре эмпатии В. В. Бойко выделяет несколько каналов.
Рациональный канал эмпатии. Характеризует направленность внимания, восприятия и мышления субъекта, выражающего эмпатию, на существо иного человека — на его состояние, проблемы, поведение. Это спонтанный интерес к другому, открывающий шлюзы эмоционального и интуитивного отражения партнера. В рациональном компоненте эмпатии не следует искать логику или мотивацию интереса к другому. Партнер привлекает внимание своей бытийностью, что позволяет выражающему эмпатию непредвзято выявлять его сущность.
Эмоциональный канал эмпатии. Фиксируется способность субъекта эмпатии эмоционально резонировать с окружающими — сопереживать, соучаствовать. Эмоциональная отзывчивость в данном случае становится средством «вхождения» в энергетическое поле партнера. Понять его внутренний мир, прогнозировать поведение и эффективно воздействовать возможно только в том случае, если произошла энергетическая подстройка к тому, кому адресована эмпатия.
Интуитивный канал эмпатии. Балльная оценка свидетельствует о способности респондента видеть поведение партнеров, действовать в условиях дефицита исходной информации о них, опираясь на опыт, хранящийся в подсознании. На уровне интуиции замыкаются и обобщаются различные сведения о партнерах. Интуиция, надо полагать, менее зависит от оценочных стереотипов, чем осмысленное восприятие партнеров.
Установки, способствующие или препятствующие эмпатии, соответственно облегчают или затрудняют действие всех эмпатических каналов. Эффективность эмпатии, вероятно, снижается, если человек старается избегать личных контактов, считает неуместным проявлять любопытство к другой личности, убедил себя спокойно относиться к переживаниям и проблемам окружающих. Подобные умонастроения резко ограничивают диапазон эмоциональной отзывчивости и эмпатического восприятия. Напротив, различные каналы эмпатии действуют активнее и надежнее, если нет препятствий со стороны установок личности.
Проникающая способность в эмпатии расценивается как важное коммуникативное свойство человека, позволяющее создавать атмосферу открытости, доверительности, задушевности. Каждый из нас своим поведением и отношением к партнерам способствует информационно-энергетическому обмену или препятствует ему. Расслабление партнера содействует эмпатии, а атмосфера напряженности, неестественности, подозрительности препятствует раскрытию и эмпатическому постижению.
Идентификация — еще одно непременное условие успешной эмпатии. Это умение понять другого на основе сопереживаний, умение поставить себя на место партнера. В основе идентификации — легкость, подвижность и гибкость эмоций, способность к подражанию.
Инструкция
Если вы согласны с данными утверждениями, ставьте рядом с их номерами знак «+», если не согласны — знак «-».
Текст опросника
1. У меня есть привычка внимательно изучать лица и поведение людей, чтобы понять их характер, наклонности, способности.
2. Если окружающие проявляют признаки нервозности, я обычно остаюсь спокойным.
3. Я больше верю доводам своего рассудка, чем интуиции.
4. Я считаю вполне уместным для себя интересоваться домашними проблемами сослуживцев.
5. Я могу легко войти в доверие к человеку, если потребуется.
6. Обычно я с первой же встречи угадываю «родственную душу» в новом человеке.
7. Я из любопытства обычно завожу разговор о жизни, работе, политике со случайными попутчиками в поезде, самолете.
8. Я теряю душевное равновесие, если окружающие чем-то угнетены.
9. Моя интуиция — более надежное средство понимания окружающих, чем знания или опыт.
10. Проявлять любопытство к внутреннему миру другой личности бестактно.
11. Часто своими словами я обижаю близких мне людей, не замечая того.
12. Я легко могу представить себя каким-либо животным, ощутить его повадки и состояния.
13. Я редко рассуждаю о причинах поступков людей, которые имеют ко мне непосредственное отношение.
14. Я редко принимаю близко к сердцу проблемы своих друзей.
15. Обычно за несколько дней я чувствую: что-то должно случиться с близким мне человеком, и ожидания оправдываются.
16. В общении с деловыми партнерами обычно стараюсь избегать разговоров о личном.
17. Иногда близкие упрекают меня в черствости, невнимании к ним.
18. Мне легко удается, подражая людям, копировать их интонацию, мимику.
19. Мой любопытный взгляд часто смущает новых партнеров.
20. Чужой смех обычно заражает меня.
21. Часто, действуя наугад, я тем не менее нахожу правильный подход к человеку.
22. Плакать от счастья глупо.
23. Я способен полностью слиться с любимым человеком, как бы растворившись в нем.
24. Мне редко встречались люди, которых я понимал бы без лишних слов.
25. Я невольно или из любопытства часто подслушиваю разговоры посторонних людей.
26. Я могу оставаться спокойным, даже если все вокруг меня волнуются.
27. Мне проще подсознательно почувствовать сущность человека, чем понять его, «разложив по полочкам».
28. Я спокойно отношусь к мелким неприятностям, которые случаются у кого-либо из членов семьи.
29. Мне было бы трудно задушевно, доверительно беседовать с настороженным, замкнутым человеком.
30. У меня творческая натура — поэтическая, художественная, артистичная.
31. Я без особого любопытства выслушиваю исповеди новых знакомых.
32. Я расстраиваюсь, если вижу плачущего человека.
33. Мое мышление больше отличается конкретностью, строгостью, последовательностью, чем интуицией.
34. Когда друзья начинают говорить о своих неприятностях, я предпочитаю перевести разговор на другую тему.
35. Если я вижу, что у кого-то из близких плохо на душе, то обычно воздерживаюсь от расспросов.
36. Мне трудно понять, почему пустяки могут так сильно огорчать людей.
Обработка результатов
Ниже приводятся 6 шкал с номерами определенных утверждений. Подсчитыва-ется число ответов, соответствующих «ключу» каждой шкалы (каждый совпавший ответ, с учетом знака, оценивается одним баллом), а затем определяется их общая сумма.
Рациональный канал эмпатии: +1, +7, — 13, +19, +25, — 31. Эмоциональный канал эмпатии: — 2, +8, — 14, +20, — 26, +32. Интуитивный канал эмпатии: — 3, +9, +15, +21, +27, — 33. Установки, способствующие эмпатии: +4, — 10, — 16, — 22, — 28, — 34. Проникающая способность в эмпатии: +5, — 11, — 17, — 23, — 29, — 35. Идентификация в эмпатии: +6, +12, +18, — 24, +30, — 36.
Анализируются показатели отдельных шкал и общая суммарная оценка уровня эмпатии. Оценки по каждой шкале могут варьироваться от 0 до 6 баллов и указывают на значимость конкретного параметра (канала) в структуре эмпатии. Они выполняют вспомогательную роль в интерпретации основного показателя — уровня эмпатии. Суммарный показатель теоретически может изменяться в пределах от 0 до 36 баллов.
Выводы
Если в сумме по всем шкалам 30 баллов и выше — у человека очень высокий уровень эмпатии; 29–22 — средний; 21–15 — заниженный; менее 14 баллов — очень низкий.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
psy.wikireading.ru
Методика диагностики уровня эмоционального выгорания
Методика диагностики уровня эмоционального выгорания (В.В.Бойко)
Во время работы педагог находится далеко не в комфортных условиях. Здесь имеются в виду не только физиологические факторы, связанные с нездоровыми условиями труда: гиподинамия, повышенная нагрузка на слуховой и голосовой аппарат и т. д. Прежде всего, речь идет о психологических и организационных трудностях, связанных с преподаванием, а именно: необходимость постоянно «быть в форме», невозможность эмоциональной разрядки, неравномерность временной занятости, непостоянство возрастного состава учащихся и т. д. Все они могут привести к «эмоциональному выгоранию»
По мнению автора методики (В. В. Бойко), эмоциональное выгорание — это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия.
Эмоциональное выгорание представляет собой стереотип эмоционального, чаще всего профессионального проведения. «Выгорание» отчасти функциональный стереотип, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. В го же время могут возникать и дисфункциональные следствия, когда «выгорание» отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности и отношениях с партнерами. Под термином «партнер» понимается субъект профессиональной деятельности. В педагогической деятельности это учащиеся.
Методика позволяет диагностировать ведущие симптомы «эмоционального выгорания» и определить, к какой фазе развития стресса они относятся: «напряжения», «резистенции», «истощения». Оперируя смысловым содержанием и количественными показателями, подсчитанными для разных фаз формирования синдрома «выгорания», можно дать достаточно объемную характеристику личности, оценить адекватность эмоционального реагирования в конфликтной ситуации, наметить индивидуальные меры
Методика состоит из 84 суждений, позволяющих диагностировать три симптома «эмоционального выгорания»: напряжение, резистенция и истощение. Каждая фаза стресса, диагностируется на основе четырех, характерных для нее симптомов.
- Фаза стресса
№
СИМПТОМ
НАПРЯЖЕНИЕ
1
Переживание психотравмирующих обстоятельств
2
Неудовлетворенность собой
3
«Загнанность в клетку»
4
Тревога и депрессия
РЕЗИСТЕНЦИЯ
1
Неадекватное эмоциональное реагирование
2
Эмоционально-нравственная дезориентация
3
Расширение сферы экономии эмоций
4
Редукция профессиональных обязанностей
ИСТОЩЕНИЕ
1
Эмоциональный дефицит
2
Эмоциональная отстраненность
3
Личностная отстраненность (деперсонализация)
4
Психосоматические и психовегетативные нарушения
Инструкция. Прочтите суждения и, в случае согласия отвечайте «Да», а в случае несогласия — «Heт».
Текст опросника
Организационные недостатки на paботе постоянно заставляют нервничать, переживать, напрягаться.
Сегодня я доволен своей профессией не меньше, чем в начале карьеры.
Я ошибся в выборе профессии или профиля деятельности (занимаю не свое место).
Меня беспокоит то, что я стал хуже работать (менее продуктивно, качественно, медленнее).
Теплота взаимодействия с партнерами очень зависит or моего настроения — хорошего или плохого.
От меня как профессионала мало зависит благополучие партнера.
Когда я прихожу с работы домой, то некоторое время (часа 2-3) мне хочется побыть наедине, чтобы со мной никто не общался.
Когда я чувствую усталость или напряжение, то стараюсь поскорее решить проблемы партнера (свернуть взаимодействие).
Мне кажется, что эмоционально я не могу дать партнерам того, что требует профессиональный долг.
Моя работа притупляет эмоции.
Я откровенно устал от человеческих проблем, с которыми приходится иметь дело на работе.
Бывает, я плохо засыпаю (сплю) из-за переживаний, связанных с работой.
Взаимодействие с партнерами требует от меня большого напряжения.
Работа с людьми приносит мне все меньше удовлетворения.
Я бы сменил место работы, если бы представилась возможность.
Меня часто расстраивает то, что я не могу должным образом оказать партнеру профессиональную поддержку, услугу, помощь.
Мне всегда удается предотвратить влияние плохого настроения на деловые контакты.
Меня очень огорчает, если что-то не ладится в отношениях с деловым партнером.
Я настолько устаю на работе, что дома стараюсь общаться как можно меньше.
Из-за нехватки времени, усталости или напряжения часто уделяю внимание партнеру меньше, чем положено.
Иногда самые обычные ситуации общения на работе вызывают раздражение.
Я спокойно воспринимаю обоснованные претензии партнеров.
Общение с партнерами побудило меня сторониться людей.
При воспоминании о некоторых коллегах по работе или партнерах у меня портится настроение.
Конфликты или разногласия с коллегами отнимают много сил и эмоций.
Мне все труднее устанавливать или поддерживать контакты с деловыми партнерами.
Обстановка на работе мне кажется очень трудной, сложной
У меня часто возникают тревожные ожидания, связанные с работой: что-то должно случиться, как бы не допустить ошибки, смогу ли я сделать все как надо, не сократят ли и т. д.
Если партнер мне неприятен, я стараюсь ограничить время общения с ним или меньше уделять ему внимания.
В общении не работе я придерживаюсь принципа: «не делай людям добра, не получишь зла».
Я охотно рассказываю домашним о своей работе.
Бывают дни, когда мое эмоциональное состояние плохо сказывается на результатах работы (меньше делаю, снижается качество, случаются конфликты).
Порой я чувствую, что надо проявить к партнеру эмоциональную отзывчивость, но не могу.
Я очень переживаю за свою работу
Партнерам по работе отдаешь внимания и заботы больше, чем получаешь oт них признательности.
При мысли о работе мне обычно становится не по себе начинает колоть в области сердца, повышается давление, появляется головная боль.
У меня хорошие (вполне удовлетворительные) отношения с непосредственным руководителем.
Я часто радуюсь, видя, что моя работа приносит пользу людям.
Последнее время (или как всегда) меня преследуют неудачи на работе.
Некоторые стороны (факты) моей работы вызывают глубокое разочарование, повергают в уныние.
Бывают дни, когда контакты с партнерами складываются хуже, чем обычно.
Я разделяю деловых партнеров (субъектов деятельности) на приятных и неприятных.
Усталость от работы приводит к тому, что я стараюсь сократить общение с друзьями и знакомыми.
Я обычно проявляю интерес к личности партнера помимо того) что касается дела.
Обычно я прихожу на работу отдохнувшим, со свежими силами, в хорошем настроении.
Я иногда ловлю себя на том, что работаю с партнерами автоматически, без души.
На работе встречаются настолько неприятные люди, что невольно желаешь им чего-нибудь плохого.
После общения с неприятными партнерами у меня бывает ухудшение психического и физического самочувствия.
На работе я испытываю постоянные физические и психические перегрузки.
Успехи в работе вдохновляют меня.
Ситуация на работе, в которой я оказался, кажется безысходной.
Я потерял покой из-за работы.
На протяжении последнего года были жалобы (была жалоба) в мой адрес со стороны партнеров.
Мне удается беречь нервы благодаря тому, что многое происходящее с партнерами я не принимаю близко к сердцу.
Я часто с работы приношу домой отрицательные эмоции.
Я часто работаю через силу.
Прежде я был более отзывчивым и внимательным к партнерам, чем теперь.
В работе с людьми руководствуюсь принципом: не трать нервы, береги здоровье.
Иногда иду на работу с тяжелым чувством: как все надоело, никого бы не видеть и не слышать.
После напряженного рабочего дня я чувствую недомогание.
Контингент партеров, с которыми я работаю, очень трудный.
Иногда мне кажется, что результаты моей работы не стоят тех усилий, которые я затрачиваю
Если бы мне повезло с работой, я был бы более счастлив
64 Я в отчаянии оттого, что на работе у меня серьезные проблемы.
Иногда я поступаю со своими партнерами так, как не хотел бы, чтобы поступали со мною.
Я осуждаю партеров, которые рассчитывают на особое снисхождение, внимание.
Чаще всего после рабочего дня у меня нет сил заниматься домашними делами.
Обычно я тороплю время: скорей бы рабочий день кончился.
Состояния, просьбы, потребности партнеров обычно меня искренне волнуют.
Работая с людьми, я обычно как бы ставлю экран, защищающий меня от чужих страданий, и отрицательных эмоций.
Работа с людьми (партнерами) очень разочаровала меня.
Чтобы восстановить силы, я часто принимаю лекарства.
Как правило, мой рабочий день проходит спокойно и легко.
Мои требования к выполняемой работе выше, чем то, чего я -достигаю в силу обстоятельств.
Моя карьера сложилась удачно.
Я очень нервничаю из-за всего, что связано с работой.
Некоторых из своих постоянных партнеров я не хотел бы видеть и слышать.
Я одобряю коллег, которые полностью посвящают себя людям (партнерам), забывая о собственных интересах.
Моя усталость на работе обычно мало сказывается (никак не сказывается) в общении с домашними и друзьями.
Если предоставляется случай, я уделяю партнеру меньше внимания, но так, чтобы он этого не заметил.
Меня часто подводят нервы в общении с людьми на работе.
Ко всему (почти ко всему), что происходит на работе, я утратил интерес, живое чувство.
Работа с людьми плохо повлияла на меня как профессионала — обозлила, сделала нервным, притупила эмоции.
Работа с людьми явно подрывает мое здоровье.
Обработка и интерпретация данных
(лист обработки лежит здесь)
1. Определите сумму баллов, раздельно для каждого из 12 симптомов «выгорания». Для этого выпишите название четырех шкал по каждому из симптомов. Обнаружив совпадение ответов с ключом, оцените тем количеством баллов, которое указано рядом с номером вопроса в графе «Б». Каждая шкала включает семь вопросов и максимальное количество баллов равно 30.
2. Подсчитайте сумму показателей симптомов для каждой из 3-х фаз формирования симптома «выгорания». Для этого сложите результаты по четырем шкалам каждой фазы в отдельности.
3. Найдите итоговый показатель синдрома «эмоционального выгорания», подсчитав сумму показателей всех 12 симптомов.
Ключ
НАПРЯЖЕНИЕ
- Переживание психотравмирующих обстоятельств
№
Б
№
Б
№
Б
№
Б
№
Б
№
Б
№
Б
1+
2
13+
3
25+
2
37-
3
49+
10
61+
5
73-
5
Неудовлетворенность собой
2–
3
14+
2
26+
2
38-
10
50-
5
62+
5
74+
3
«Загнанность в клетку»
3+
10
15+
5
27+
2
39+
2
51+
5
63+
1
75-
5
Тревога и депрессия
4+
2
16+
3
28+
5
40+
5
52+
10
64+
2
76+
3
РЕЗИСТЕНЦИЯ
- Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование
№
Б
№
Б
№
Б
№
Б
№
Б
№
Б
№
Б
5+
5
17-
3
29+
10
41 +
2
53+
2
65+
3
77+
5
Эмоционально-нравственная дезориентация
6+
10
18-
3
30+
3
42+
5
54+
2
66+
2
78-
5
Расширение сферы экономии эмоций
7+
2
19+
10
31-
2
43+
5
55+
3
67+
3
79-
5
Редукция профессиональных обязанностей
8 +
5
20+
5
32+
2
44-
2
56+
3
68+
3
80+
10
ИСТОЩЕНИЕ
- Эмоциональный дефицит
№
Б
№
Б
№
Б
№
Б
№
Б
№
Б
№
Б
9+
3
21+
2
33 +
5
45-
5
57 +
3
69-
10
81+
2
Эмоциональная отстраненность
10 +
2
22 +
3
34-
2
46+
3
58 +
5
70+
5
82+
5
Личностная отстраненность (деперсонализация)
11 +
5
23 +
3
35+
3
47+
5
59+
5
72+
2
83 +
10
Психосоматические и психовегетативные нарушения
12+
3
24 +
2
36+
5
48 +
3
60+
2
72+
10
84+
5
Предложенная методика дает подробную картину синдрома «эмоциональною выгорания» Показатель выраженности каждого симптома колеблется в пределах от 0 до 30 баллов
9 баллов и меньше — не сложившийся симптом,
10-15 баллов — складывающийся симптом,
16 и более — сложившийся симптом
Симптомы с показателями 20 и более баллов относятся к доминирующим в фазе или всем синдроме «эмоционального выгорания»
В каждой стадии стресса возможна оценка от 0 до 100 баллов. Однако, сопоставление полученных баллов по фазам не правомерно, так как не свидетельствует об их относительной роли или вкладе в синдром. Дело в том, что измеряемые в них явления существенно разные — реакция на внешние и внутренние факторы, приемы психологической защиты, состояние нервной системы
По количественным показателям правомерно судить только о том, несколько каждая фаза сформировалась в большей или меньшей степени
36 и менее баллов фаза не сформировалась,
37-60 баллов — фаза в стадии формирования,
61 и более баллов — сформировавшаяся фаза
При интерпретации результатов можно рассмотреть следующие вопросы
какие симптомы доминируют;
какими сложившимися и доминирующими симптомами сопровождается «истощение»,
объяснимо ли «истощение» (если оно выявлено) факторами профессиональной деятельности, вошедшими в симптоматику «выгорания», или субъективными факторами,
в каких направлениях надо влиять на производственную обстановку, чтобы снизить нервное напряжение;
какие признаки и аспекты поведения самой личности подлежат коррекции, чтобы «эмоциональное выгорание» не наносило ущерба ей, профессиональной деятельности и партнерам.
infourok.ru
Материал на тему: Методика диагностики уровня эмоционального выгорания
Методика диагностики уровня эмоционального выгорания
(модификация методики В.В. Бойко).
Эмоциональное выгорание – это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия. Эмоциональное выгорание – приобретенный стереотип эмоционального поведения, который отрицательно сказывается на исполнении профессиональных обязанностей и ухудшает отношения с окружающими.
Инструкция по заполнению теста. На листе бумаги выписываются в столбик числа от 1 до 84. На вопросы даются ответы только «да» и «нет» без раздумий.
Обращение к педагогам. Примите во внимание, что если в формулировках опросника идет речь о партнерах, то имеются в виду субъекты вашей профессиональной деятельности – это люди, с которыми вы ежедневно работаете.
Тест.
- Недостатки на работе постоянно заставляют нервничать, переживать, напрягаться.
- Сегодня я доволен результатами своей выбранной профессии не меньше, чем в начале пути.
- Я ошибся в выборе профессии.
- Меня беспокоит то, что я стал менее продуктивно, некачественно, медленнее работать.
- Теплота взаимодействия с партнерами очень зависит от моего настроения – хорошего или плохого.
- От меня мало зависит благополучие партнеров.
- Когда я прихожу домой, то некоторое время (часа 2-3) мне хочется побыть наедине, чтобы со мной никто не общался.
- Когда я чувствую усталость или напряжение, то стараюсь поскорее решить проблемы партнеров (свернуть взаимодействие).
- Мне кажется, что эмоционально я не могу дать партнерам того, что они от меня ждут.
- Моя работа притупляет эмоции.
- Я откровенно устал от проблем, с которыми приходится иметь дело.
- Бывает, я плохо засыпаю (сплю) из-за переживаний, связанных с работой.
- Взаимодействие с партнерами требует от меня большого напряжения.
- Работа с людьми приносит все меньше удовлетворения.
- Я бы сменил место работы, если бы представилась возможность.
- Меня часто расстраивает то, что я не могу должным образом оказать партнеру поддержку, услугу, помощь.
- Мне всегда удается предотвратить влияние плохого настроения на деловые контакты.
- Меня очень огорчает, если что-то не ладится в отношениях с партнерами.
- Я настолько устаю на работе, что дома стараюсь общаться как можно меньше.
- Из-за нехватки времени, усталости или напряжения часто уделяю внимания партнерам меньше, чем положено.
- Иногда самые обычные ситуации общения на работе вызывают раздражение.
- Я спокойно воспринимаю обоснованные претензии партнеров.
- Общение с партнерами побудило меня сторониться людей.
- При воспоминании о некоторых партнерах у меня портится настроение.
- Конфликты или разногласия с коллегами отнимают много сил и эмоций.
- Мне все труднее устанавливать или поддерживать контакты с партнерами.
- Обстановка на работе мне кажется очень трудной, сложной.
- У меня часто возникают тревожные ожидания, связанные с работой: что-то должно случиться, как бы не допустить ошибки, смогу ли сделать все, как надо и т.п.
- Если партнер мне неприятен, я стараюсь ограничить время общения с ним или меньше уделять ему внимания.
- В общении на работе я придерживаюсь принципа: «Не делай людям добра – не получишь зла».
- Я охотно рассказываю домашним о своей работе.
- Бывают дни, когда мое эмоциональное состояние плохо сказывается на результатах работы.
- Порой я чувствую, что надо проявить к партнерам эмоциональную отзывчивость, но не могу.
- Я очень переживаю за свою работу.
- Партнерам по работе отдаешь внимания и заботы больше, чем получаешь от них признательности.
- При мысли о работе мне обычно становится не по себе: начинает колоть в области сердца, повышается давление, появляется головная боль.
- У меня хорошие отношения с непосредственным руководителем.
- Я часто радуюсь, видя, что моя работа приносит пользу людям.
- Последнее время меня преследуют неудачи в работе.
- Некоторые стороны моей работы вызывают глубокое разочарование, повергают в уныние.
- Бывают дни, когда контакты с партнерами складываются хуже, чем обычно.
- Я оцениваю деятельность партнеров хуже, чем обычно.
- Усталость от работы приводит к тому, что я стараюсь сократить общение с друзьями и знакомыми.
- Я обычно проявляю интерес к личности партнеров помимо того, что касается дела.
- Обычно я прихожу на работу отдохнувшим, со свежими силами, в хорошем настроении.
- Я иногда ловлю себя на том, что работаю автоматически, без души.
- На работе встречаются настолько неприятные люди, что невольно желаешь им чего-нибудь плохого.
- После общения с неприятными людьми у меня бывает ухудшение физического или психического самочувствия.
- На работе я испытываю постоянные физические или психологические перегрузки.
- Успехи в работе вдохновляют меня.
- Ситуация на работе, в которой я оказался, кажется безысходной (почти безысходной).
- Я потерял покой из-за работы.
- На протяжении последнего года была жалоба (были жалобы) в мой адрес со стороны партнеров.
- Мне удается беречь нервы благодаря тому, что многое из происходящего с партнерами я не принимаю близко к сердцу.
- Я часто с работы приношу домой отрицательные эмоции.
- Я часто работаю через силу.
- Прежде я был более отзывчивым и внимательным к партнерам, чем теперь.
- В работе с людьми руководствуюсь принципом: «Не трать нервы, береги здоровье».
- Иногда иду на работу с тяжелым чувством: как все надоело, никого бы не видеть и не слышать.
- После напряженного рабочего дня я чувствую недомогание.
- Контингент партнеров, с которыми я работаю, очень трудный.
- Иногда мне кажется, что результаты моей работы не стоят тех усилий, которые я затрачиваю.
- Если бы мне повезло с работой, я был бы более счастлив.
- Я в отчаянии из-за того, что на работе у меня серьезные проблемы.
- Иногда я поступаю со своими партнерами так, как не хотел бы, чтобы поступали со мной.
- Я осуждаю партнеров, которые рассчитывают на особое снисхождение, внимание.
- Чаще после рабочего дня у меня нет сил заниматься домашними делами.
- Обычно я тороплю время: скорей бы рабочий день кончился.
- Состояния, просьбы, потребности партнеров обычно меня искренне волнуют.
- Работая с людьми, я обычно как бы ставлю экран, защищающий от чужих страданий и отрицательных эмоций.
- Работа с людьми очень разочаровала меня.
- Чтобы восстановить силы, я часто принимаю лекарства.
- Как правило, мой рабочий день проходит спокойно и легко.
- Мои требования к выполняемой работе выше, чем то, чего я достигаю в силу обстоятельств.
- Моя жизнь сложилась удачно.
- Я очень нервничаю из-за всего, что связано с работой.
- Некоторых из своих постоянных партнеров я не хотел бы видеть и слышать.
- Я одобряю людей, которые полностью посвящают себя людям, забывая о собственных интересах.
- Моя усталость на работе обычно мало сказывается в общении с домашними и друзьями.
- Если представляется случай, я уделяю партнерам меньше внимания, но так, чтобы они этого не заметили.
- Меня часто подводят нервы в общении с людьми на работе.
- Ко всему, что происходит на работе, я утратил интерес, живое чувство.
- Работа с людьми плохо повлияла на меня – обозлила, сделала нервным, притупила эмоции.
- Работа с людьми явно подрывает мое здоровье.
Ключ к методике. Код +1 (2) означает – 2 балла за ответ «да» на 1 вопрос.
Анализ итогов теста.
Фаза 1. «Напряжение».
- Глубокое переживание психотравмирующих обстоятельств: +1 (2), +13 (3), +25 (2), -37 (3), +49 (10), +61 (5), -73 (5).
- Неудовлетворенность собой: -2 (3), +14 (2), +26 (2), -38 (10), -50 (5), +62 (5), +74 (3).
- «Загнанность в клетку»: +3(10), +15(5), +27(2), +39(2), +51(5), +63(1), -75(5).
- Тревога и депрессия: +4(2), +16(3), +28(5), +40(5), +52(10), +64(2), +76(3).
Фаза 2. «Резистенция».
- Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование: +5(5), -17(3), +29(10), +41(2), +53(2), +653), +77(5).
- Эмоционально-нравственная дезориентация: +6(10), -18(3), +30(3), +42(5), +54(2), +66(2), -78(5).
- Расширение сферы экономии эмоций: +7(2), +19(10), -31(2), +43(5), +55(3), +67(3), -79(5).
- Редукция профессиональных обязанностей: +8(5), +20(5), +32(2), -44(2), +56(3), +68(3), +80(10).
Фаза 3. «Истощение».
- Эмоциональный дефицит: +9(3), +21(2), +33(5), -45(5), +57(3), -69(10), +81(2).
- Эмоциональная отстраненность: +10(2), +22(3), -34(2), +46(3), +58(5), +70(5), +82(10).
- Личностная отстраненность от проблем других людей: +11(5), +23(3), +35(3), +47(5), +59(5), +72(2), +83(10).
- Психосоматические и психовегетативные нарушения: +12(13), +24(2), +36(5), +48(3), +60(2), +72(10), +84(5).
Показатель выраженности каждого симптома в структуре фаз эмоционального выгорания:
9 и менее баллов – не сложившийся симптом;
10-15 баллов – складывающийся симптом;
16 и более – сложившийся симптом.
Показатель сформированности фаз развития стресса:
36 и менее баллов – фаза не сформировалась;
37-60 – фаза в стадии формирования;
61 и более баллов – сформировавшаяся фаза.
nsportal.ru
Психологические материалы — Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В. В. Бойко
онлайн версия теста В. В. Бойко
Эмоциональное выгорание — это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмиругощие воздействия.
Эмоциональное выгорание представляет собой приобретенный стереотип эмоционального, чаще всего профессионального, поведения. «Выгорание» отчасти функциональный стереотип, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. В то же время, могут возникать его дисфункциональные следствия, когда «выгорание» отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности и отношениях с партнерами.
Если вы являетесь профессионалом в какой-либо сфере взаимодействия с людьми, вам будет интересно увидеть, в какой степени у вас сформировалась психологическая защита в форме эмоционального выгорания. Читайте суждения и отвечайте «да» или «нет». Примите во внимание, что, если в формулировках опросника идет речь о партнерах, то имеются в виду субъекты вашей профессиональной деятельности — пациенты, клиенты, потребители, заказчики, учащиеся и другие люди, с которыми вы ежедневно работаете.
Тест методики эмоционального выгорания
1. Организационные недостатки на работе постоянно заставляют нервничать, переживать, напрягаться.
2. Сегодня я доволен своей профессией не меньше, чем в начале карьеры.
3. Я ошибся в выборе профессии или профиля деятельности (занимаю не свое место).
4. Меня беспокоит то, что я стал хуже работать (менее продуктивно, качественно, медленнее).
5. Теплота взаимодействия с партнерами очень зависит от моего настроения — хорошего или плохого.
6. От меня как профессионала мало зависит благополучие партнеров.
7. Когда я прихожу с работы домой, то некоторое время (часа 2-3) мне хочется побыть наедине, чтобы со мной никто не общался.
8. Когда я чувствую усталость или напряжение, то стараюсь поскорее решить проблемы партнера (свернуть взаимодействие).
9. Мне кажется, что эмоционально я не могу дать партнерам того, что требует профессиональный долг.
10. Моя работа притупляет эмоции.
11. Я откровенно устал от человеческих проблем, с которыми приходится иметь дело на работе.
12. Бывает, я плохо засыпаю (сплю) из-за переживаний, связанных с работой.
13. Взаимодействие с партнерами требует от меня большого напряжения.
14. Работа с людьми приносит все меньше удовлетворения.
15. Я бы сменил место работы, если бы представилась возможность.
16. Меня часто расстраивает то, что я не могу должным образом оказать партнеру профессиональную поддержку, услугу, помощь.
17. Мне всегда удается предотвратить влияние плохого настроения на деловые контакты.
18. Меня очень огорчает, если что-то не ладится в отношениях с деловым партнером.
19. Я настолько устаю на работе, что дома стараюсь общаться как можно меньше.
20. Из-за нехватки времени, усталости или напряжения часто уделяю внимание партнеру меньше, чем положено.
21. Иногда самые обычные ситуации общения на работе вызывают раздражение.
22. Я спокойно воспринимаю обоснованные претензии партнеров.
23. Общение с партнерами побудило меня сторониться людей.
24. При воспоминании о некоторых коллегах по работе или партнерах у меня портится настроение.
25. Конфликты или разногласия с коллегами отнимают много сил и эмоций.
26. Мне все труднее устанавливать или поддерживать контакты с деловыми партнерами.
27. Обстановка на работе мне кажется очень трудной, сложной.
28. У меня часто возникают тревожные ожидания, связанные с работой: что-то должно случиться, как бы не допустить ошибки, смогу ли сделать все, как надо, не сократят ли и т. п.
29. Если партнер мне неприятен, я стараюсь ограничить время общения с ним или меньше уделять ему внимания.
30. В общении на работе я придерживаюсь принципа: «не делай людям добра, не получишь зла».
31. Я охотно рассказываю домашним о своей работе.
32. Бывают дни, когда мое эмоциональное состояние плохо сказывается на результатах работы (меньше делаю, снижается качество, случаются конфликты).
33. Порой я чувствую, что надо проявить к партнеру эмоциональную отзывчивость, но не могу.
34. Я очень переживаю за свою работу.
35. Партнерам по работе отдаешь внимания и заботы больше, чем получаешь от них признательности.
36. При мысли о работе мне обычно становится не по себе: начинает колоть в области сердца, повышается давление, появляется головная боль.
37. У меня хорошие (вполне удовлетворительные) отношения с непосредственным руководителем.
38. Я часто радуюсь, видя, что моя работа приносит пользу людям.
39. Последнее время (или как всегда) меня преследуют неудачи в работе.
40. Некоторые стороны (факты) моей работы вызывают глубокое разочарование, повергают в уныние.
41. Бывают дни, когда контакты с партнерами складываются хуже, чем обычно.
42. Я разделяю деловых партнеров (субъектов деятельности) хуже, чем обычно.
43. Усталость от работы приводит к тому, что я стараюсь сократить общение с друзьями и знакомыми.
44. Я обычно проявляю интерес к личности партнера помимо того, что касается дела.
45. Обычно я прихожу на работу отдохнувшим, со свежими силами, в хорошем настроении.
46. Я иногда ловлю себя на том, что работаю с партнерами автоматически, без души.
47. По работе встречаются настолько неприятные люди, что невольно желаешь им чего-нибудь плохого.
48. После общения с неприятными партнерами у меня бывает ухудшение физического или психического самочувствия.
49. На работе я испытываю постоянные физические или психологические перегрузки.
50. Успехи в работе вдохновляют меня.
51. Ситуация на работе, в которой я оказался, кажется безысходной (почти безысходной).
52. Я потерял покой из-за работы.
53. На протяжении последнего года была жалоба (были жалобы) в мой адрес со стороны партнера(ов).
54. Мне удается беречь нервы благодаря тому, что многое из происходящего с партнерами я не принимаю близко к сердцу.
55. Я часто с работы приношу домой отрицательные эмоции.
56. Я часто работаю через силу.
57. Прежде я был более отзывчивым и внимательным к партнерам, чем теперь.
58. В работе с людьми руководствуюсь принципом: не трать нервы, береги здоровье.
59. Иногда иду на работу с тяжелым чувством: как все надоело, никого бы не видеть и не слышать.
60. После напряженного рабочего дня я чувствую недомогание.
61. Контингент партнеров, с которым я работаю, очень трудный.
62. Иногда мне кажется, что результаты моей работы не стоят тех усилий, которые я затрачиваю.
63. Если бы мне повезло с работой, я был бы более счастлив.
64. Я в отчаянии из-за того, что на работе у меня серьезные проблемы.
65. Иногда я поступаю со своими партнерами так, как не хотел бы, чтобы поступали со мной.
66. Я осуждаю партнеров, которые рассчитывают на особое снисхождение, внимание.
67. Чаще всего после рабочего дня у меня нет сил заниматься домашними делами.
68. Обычно я тороплю время: скорей бы рабочий день кончился.
69. Состояния, просьбы, потребности партнеров обычно меня искренне волнуют.
70. Работая с людьми, я обычно как бы ставлю экран, защищающий от чужих страданий и отрицательных эмоций.
71. Работа с людьми (партнерами) очень разочаровала меня.
72. Чтобы восстановить силы, я часто принимаю лекарства.
73. Как правило, мой рабочий день проходит спокойно и легко.
74. Мои требования к выполняемой работе выше, чем то, чего я достигаю в силу обстоятельств.
75. Моя карьера сложилась удачно.
76. Я очень нервничаю из-за всего, что связано с работой.
77. Некоторых из своих постоянных партнеров я не хотел бы видеть и слышать.
78. Я одобряю коллег, которые полностью посвящают себя людям (партнерам), забывая о собственных интересах.
79. Моя усталость на работе обычно мало сказывается (никак не сказывается) в общении с домашними и друзьями.
80. Если предоставляется случай, я уделяю партнеру меньше внимания, но так, чтобы он этого не заметил.
81. Меня часто подводят нервы в общении с людьми на работе.
82. Ко всему (почти ко всему), что происходит на работе я утратил интерес, живое чувство.
83. Работа с людьми плохо повлияла на меня как профессионала — обозлила, сделала нервным, притупила эмоции.
84. Работа с людьми явно подрывает мое здоровье.
Обработка данных (ключ) методики выгорания
Каждый вариант ответа предварительно оценен компетентными судьями тем или иным числом баллов — указывается в «ключе» рядом с номером суждения в скобках. Это сделано потому, что признаки, включенные в симптом, имеют разное значение в определении его тяжести. Максимальную оценку — 10 баллов получил от судей признак, наиболее показательный для симптома.
В соответствии с «ключом» осуществляются следующие подсчеты: 1) определяется сумма баллов раздельно для каждого из 12 симптомов «выгорания», 2) подсчитывается сумма показателей симптомов для каждой из 3-х фаз формирования «выгорания», 3) находится итоговый показатель синдрома «эмоционального выгорания» — сумма показателей всех 12-ти симптомов.
« НАПРЯЖЕНИЕ »
1. Переживание психотравмирующих обстоятельств: +1(2), +13(3), +25(2), -37(3), +49(10), +61(5), -73(5)
2. Неудовлетворенность собой: -2(3), +14(2), +26(2), -38(10), -50(5), +62(5), +74(3)
3. «Загнанность в клетку»: +3(10), +15(5), +27(2), +39(2), +51(5), +63(1), -75(5)
4. Тревога и депрессия: +4(2), +16(3), +28(5), +40(5), +52(10), +64(2), +76(3)
« РЕЗИСТЕНЦИЯ »
1. Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование: +5(5), -17(3), +29(10), +41(2), +53(2), +65(3), +77(5)
2. Эмоционально-нравственная дезориентация: +6(10), -18(3), +30(3), +42(5), +54(2), +66(2), -78(5)
3. Расширение сферы экономии эмоций: +7(2), +19(10), -31(2), +43(5), +55(3), +67(3), -79(5)
4. Редукция профессиональных обязанностей: +8(5), +20(5), +32(2), -44(2), +56(3), +68(3), +80(10)
« ИСТОЩЕНИЕ »
1. Эмоциональный дефицит: +9(3), +21(2), +33(5), -45(5), +57(3), -69(10), +81(2)
2. Эмоциональная отстраненность: +10(2), +22(3), -34(2), +46(3), +58(5), +70(5), +82(10)
3. Личностная отстраненность (деперсонализация): +11(5), +23(3), +35(3), +47(5), +59(5), +72(2), +83(10)
4. Психосоматические и психовегетативные нарушения: +12(3), +24(2), +36(5), +48(3), +60(2), +72(10), +84(5)
Интерпретация результатов методики выгорания Бойко В. В.
Предложенная методика дает подробную картину синдрома «эмоционального выгорания». Прежде всего надо обратить внимание на отдельно взятые симптомы. Показатель выраженности каждого симптома колеблется в пределах от 0 до 30 баллов:
9 и менее баллов — не сложившийся симптом,
10-15 баллов— складывающийся симптом,
16 и более— сложившийся.
Симптомы с показателями 20 и более баллов относятся к доминирующим в фазе или во всем синдроме «эмоционального выгорания».
Методика позволяет увидеть ведущие симптомы « выгорания». Существенно важно отметить, к какой фазе формирования стресса относятся доминирующие симптомы и в какой фазе их наибольшее число.
Дальнейший шаг в интерпретации результатов опроса — осмысление показателей фаз развития стресса — «напряжение», «резистенция» и «истощение». В каждой из них оценка возможна в пределах от 0 до 120 баллов. Однако сопоставление баллов, полученных для фаз, не правомерно, ибо не свидетельствует об их относительной роли или вкладе в синдром. Дело в том, что измеряемые в них явления существенно разные — реакция на внешние и внутренние факторы, приемы психологической защиты, состояние нервной системы. По количественным показателям правомерно судить только о том, насколько каждая фаза сформировалась, какая фаза сформировалась в большей или меньшей степени:
36 и менее баллов — фаза не сформировалась;
37-60 баллов— фаза в стадии формирования;
61 и более баллов — сформировавшаяся фаза. Оперируя смысловым содержанием и количественными показателями, подсчитанными для разных фаз формирования синдрома «выгорания», можно дать достаточно объемную характеристику личности и, что не менее важно, наметить индивидуальные меры профилактики и психокоррекции. Освещаются следующие вопросы:
-какие симптомы доминируют;
-какими сложившимися и доминирующими симптомами сопровождается «истощение»;
— объяснимо ли «истощение» (если оно выявлено) факторами профессиональной деятельности, вошедшими в симптоматику «выгорания», или субъективными факторами;
— какой симптом (какие симптомы) более всего отягощают эмоциональное состояние личности;
— в каких направлениях надо влиять на производственную обстановку, чтобы снизить нервное напряжение;
— какие признаки и аспекты поведения самой личности подлежат коррекции, чтобы эмоциональное «выгорание» не наносило ущерба ей, профессиональной деятельности и партнерам.
test-metod.ru
Модифицированная методика диагностики уровня эмоционального выгорания В. В. Бойко
В выборе вида корпоративного отдыха, а точнее тренингов по командообразованию, важна не только их содержательная сторона, но и время проведения, а точнее их необходимость. Если люди прекрасно ладят друг с другом, знают как сильные, так и слабые стороны своих коллег, эффективно сотрудничают, чувствуют поддержку и взаимопонимание, при этом эмоционально не выгорая на работе, то с корпоративными мероприятиями можно и повременить. Дело обстоит совсем иначе, если люди выбились из сил, допускают серьезные ошибки на работе, вступают в конфликтные взаимоотношения и не отождествляют свой коллектив с единой дружной командой. Именно тогда руководителю организации следует всерьез призадуматься о проведении корпоративного отдыха. И вот тут на помощь всегда придут психологические тесты, которые точно укажут на безотлагательную необходимость или неактуальность совместного отдыха рабочего коллектива.
Инструкция: Прочитав суждения, отвечайте «да» или «нет». Примите во внимание, что если в формулировках теста идет речь о партнерах, то имеются в виду субъекты вашей профессиональной деятельности, с которыми вы ежедневно работаете.
1 | Организационные недостатки на работе постоянно заставляют нервничать, переживать, напрягаться. | |
2 | Я ошибся в выборе профессии (занимаю не свое место). | |
3 | Меня беспокоит то, что я стал хуже работать (менее продуктивно, качественно, медленнее). | |
4 | Когда я прихожу с работы домой, то некоторое время (часа 2-3) мне хочется побыть наедине с собой, ни с кем не общаясь. | |
5 | Моя работа притупляет эмоции. | |
6 | Бывает, я долго засыпаю и плохо сплю из-за переживаний, связанных с работой. | |
7 | Я бы сменил место работы, если бы представилась такая возможность. | |
8 | Иногда самое обыденное общение на работе вызывает раздражение. | |
9 | При воспоминании о некоторых коллегах по работе или партнерах у меня портится настроение. | |
10 | Конфликты или разногласия с коллегами отнимают много сил и эмоций. | |
11 | Обстановка на работе мне кажется очень сложной и напряженной. | |
12 | У меня часто возникают тревожные предчувствия, связанные с работой: что-то должно случиться, как бы не допустить ошибки, смогу ли сделать все. | |
13 | Я очень переживаю за свою работу. | |
14 | При мысли о работе мне обычно становится не по себе: начинает колоть в области сердца, повышается давление, появляется головная боль. | |
15 | У меня хорошие (вполне удовлетворительные) отношения с непосредственным руководителем. | |
16 | Последнее время меня преследуют неудачи на работе. | |
17 | Усталость от работы приводит к тому, что я стараюсь сократить общение с друзьями и знакомыми. | |
18 | На работе я испытываю постоянные физические или психологические нагрузки. | |
19 | Я часто работаю через силу. | |
20 | Обычно я тороплю время: скорей бы рабочий день закончился. |
Подсчитайте количество утвердительных ответов и определите уровень эмоционального выгорания (каждый утвердительный ответ — 1 балл).
Уровни:
- 20-14 баллов — высокий уровень эмоционального выгорания;
- 13-7 баллов — средний уровень эмоционального выгорания;
- 6-0 баллов — низкий уровень эмоционального выгорания.
hr-portal.ru