Темперамент характеристика: Типы темперамента и их характеристика
ТЕМПЕРАМЕНТ • Большая российская энциклопедия
Авторы: В. М. Русалов
ТЕМПЕРА́МЕНТ (от лат. temperamentum – надлежащее соотношение частей), характеристика индивида со стороны динамич. особенностей его психич. деятельности, т. е. темпа, ритма, интенсивности отдельных психич. процессов и состояний.
В истории учения о Т. можно выделить три осн. системы взглядов на факторы, обусловливающие проявления Т. в поведении. Древнейшими из них являются гуморальные теории, связывающие Т. со свойствами тех или иных жидких сред организма, напр. в учении Гиппократа – с соотношением между четырьмя жидкостями (греч. ϰρᾶσις – смесь, сочетание, в лат. пер. temperamentum), циркулирующими в человеческом организме, – кровью, жёлчью, чёрной жёлчью и слизью (лимфой, флегмой). Гипотетич. преобладание этих жидкостей в организме и дало названия осн. типам Т.: сангвиник, холерик, меланхолик и флегматик. В Новое время психологич. характеристика этих типов Т. была систематизирована И. Кантом («Антропология с прагматической точки зрения», 1798): сангвинический Т. отличается быстрой сменой эмоций при малой их глубине и силе; холерический – горячностью, вспыльчивостью, порывистостью поступков; меланхолический – глубиной и длительностью переживаний; флегматический – медлительностью, спокойствием и слабостью внешнего выражения чувств. Однако в своих толкованиях Кант допустил смешение черт Т. и характера. Органич. основой Т. Кант считал качественные особенности крови.
Попытка разработать морфологич. теорию Т. принадлежит Э. Кречмеру, который определял Т. через осн. конституциональные типы телосложения: так, астеническому типу конституции соответствует шизотимический Т., а пикническому – циклотимический. В концепции амер. психолога У. Шелдона выделяется три осн. типа соматич. конституции («соматотипа») в зависимости от развития трёх осн. тканей человека – эндоморфный, мезоморфный и эктоморфный, с которыми соотносятся соответственно Т. висцеротонический, соматотонический и церебротонический.
Теоретич. и эксперим. обоснование ведущей роли ЦНС в динамич. особенностях поведения впервые дал И. П. Павлов. Он выделил три осн. свойства нервной системы: силу, уравновешенность и подвижность возбудительного и тормозного процессов, связывая с разл. комбинацией этих свойств тот или иной тип Т. В отличие от Павлова, в школе Б. М. Теплова и В. Д. Небылицына был предложен др. подход к изучению биологич. основ Т., основанный на изучении не типов, но общих свойств нервной системы. «Регулятивная» теория Т. польск. учёного Я. Стреляу в своём подходе наиболее близка к пониманию Т. в школе Теплова – Небылицына.
Развёрнутое определение Т. дал В. Д. Небылицын, выделивший три ведущих компонента Т.: общую психич. активность индивида (тенденция личности к самовыражению, эффективному освоению и преобразованию внешней действительности), его моторику, двигательные проявления (быстрота, сила, резкость, ритм, амплитуда и т. п.) и его эмоциональность (впечатлительность, импульсивность, эмоциональная лабильность). В пермской школе В. С. Мерлина Т. рассматривается как независимый «психодинамический» уровень в структуре индивидуальности.
Нейрофизиологич. интерпретацию осн. измерений Т. предложил Х. Ю. Айзенк (разл. высота порога активации ретикулярной формации по шкале «экстраверсия-интроверсия» и др.). В русле т. н. факторного подхода получили известность 13-факторная структура Т., разработанная Дж. Гилфордом и его последовательницей К. Лоуэлл, и особенно концепция Х. Ю. и М. Айзенк, опирающаяся на огромный эксперим. материал, подтвердивший существование таких фундам. черт Т. (личности – по терминологии Айзенк), как экстраверсия-интроверсия, нейротицизм (эмоциональная устойчивость-неустойчивость) и психотизм. По мнению Айзенк, именно эти три измерения Т. являются универсальными и могут быть положены в основу его типологии.
В психогенетич. исследованиях индивидуальности (И. В. Равич-Щербо) была установлена наследств. природа таких характеристик Т., как активность, эмоциональность, социабельность (общительность).
Понимание Т. как стиля поведения, в отличие от содержания и мотивации деятельности, характерно для амер. психологов А. Томаса и С. Чесс, проводивших лонгитюдное исследование Т. у детей начиная с двухмесячного возраста и до подросткового возраста, а также Р. Пломина, разработавшего совм. с А. Бассом (США) спец. опросник для оценки разл. черт темперамента.
Для «психобиологич.» подхода М. Ротбарта (США) центральными в характеристике Т. выступают «реактивность» нервной системы и «саморегуляция» этой реактивности, показателями их являются степень моторной активности, мимич. реакции, особенности вокализации и эмоциональной реакции, а также интенсивность реакций, их порог, латентный период возникновения и т. д. Клинич. типология Т. была предложена в нем. школе К. Леонгардта.
В работах В. М. Русалова развивается подход к Т. как целостному психобиологич. образованию, с опорой на концепцию П. К. Анохина об интегративной деятельности мозга была разработана системная модель Т., описывающая формально-динамич. аспекты разл. сфер индивидуального поведения – психомоторного, интеллектуального, коммуникативного и эмоционального. Выделяются 12 шкал и 9 типов темперамента.
Для оценки разл. аспектов и типов Т. разработан ряд объективных и полуобъективных методов: хронометрических и анкетных (опросники) с учётом возрастных особенностей людей. Широко распространёнными опросниками являются ЛОА (EPI, EPQ – личностные опросники Г. и М. Айзенк), опросник Я. Стреляу (PTS – Павловская структура Т.), опросник А. Томаса и С. Чесс, опросник К. Леонгардта, опросники В. М. Русалова (ОСТ – опросник структуры Т. и ОФДСИ – опросник формально-динамич. свойств индивидуальности).
Девять черт темперамента: приближение/уход
Кайли Риманович, Расширение Мичиганского государственного университета —
Понимание того, как ваш ребенок подходит к вам и как он отстраняется, может помочь вам понять и поддержать своего ребенка.
ТемпераментТемперамент относится к чертам личности, которые определяют, как человек реагирует на мир. Они тихие или шумные? Спокойный или опасливый? Черты темперамента — это в основном врожденные черты, с которыми мы рождаемся, хотя на них может влиять семья, культура или опыт человека. Стиль темперамента человека играет роль в том, как он ведет себя и как взаимодействует с другими людьми и в своем мире.
Существует девять различных черт темперамента. В этой статье мы рассмотрим черту приближения/ухода.
Приближение/удалениеПриближение и удаление относится к тому, насколько быстро и легко человек приспосабливается к изменениям или новым ситуациям. Некоторым людям может быть легко адаптироваться к новым ситуациям, и они, вероятно, прыгнут и познакомятся с новыми людьми или попробуют что-то новое. Другим, чей стиль замкнут, как правило, требуется больше времени, чтобы подготовиться к новым ситуациям; они могут отступить, прежде чем присоединиться.
ПриближениеПриближение Дети взволнованы и готовы исследовать новые вещи, людей и ситуации. Они могут без колебаний бежать исследовать новую игровую площадку, и часто им требуется очень мало времени, чтобы приспособиться к новым ситуациям.
Замкнутых детейЗамкнутых детей также называют «медленно согревающимися». Им нужно дополнительное время, чтобы приспособиться к новым ситуациям, и они могут медлить, прежде чем исследовать или присоединиться к ней. Они могут колебаться в новой социальной ситуации вместо того, чтобы сразу присоединиться к ней.
Воспитание и приближение/удалениеПриближающиеся дети, скорее всего, сразу же прыгнут в новые ситуации и быстро и без проблем приспособятся к изменениям. Родители могут поддержать этих детей, предоставив им возможность исследовать окружающую среду и познакомиться с новыми людьми, например, присоединиться к игровой группе или пойти в парк.
Самоустраняющиеся дети нуждаются в дополнительном времени, понимании и поддержке в новых или новых ситуациях. Родители могут предоставить им место и разрешение оставаться на семейном собрании или в первый день в школе, пока они не почувствуют себя комфортно.
Изменение вашего ежедневного графика и ваших ожиданий в соответствии с подходом/отстранением вашего ребенка может предотвратить конфликты и стресс и позволить вашему ребенку удовлетворять свои потребности таким образом, чтобы использовать его сильные стороны и опираться на его природный темперамент.
Для получения дополнительной информации о детях и темпераменте ознакомьтесь с другими статьями этой серии:
- Девять черт темперамента
- Девять черт темперамента: уровень активности
- Девять черт темперамента: биологические ритмы
- Девять черт темперамента: Чувствительность
- Девять черт темперамента: Интенсивность реакции
- Девять черт темперамента: приспособляемость
- Девять черт темперамента: настойчивость
- Девять черт темперамента: отвлекаемость
- Девять черт темперамента: настроение
Дополнительные статьи о развитии детей, успехах в учебе, воспитании детей и развитии жизненных навыков можно найти на веб-сайте Michigan State University Extension .
Чтобы узнать о положительном влиянии программ расширения MSU на детей и семьи, ознакомьтесь с нашим отчетом о воздействии за 2016 год. Дополнительные отчеты о воздействии, освещающие еще больше способов положительного воздействия программ Michigan 4-H и MSU Extension на отдельных лиц и сообщества в 2016 году, можно загрузить на сайте Michigan 4-H.
Эта статья была опубликована Мичиганского государственного университета Extension . Для получения дополнительной информации посетите https://extension.msu.edu. Чтобы получить сводку информации, доставленную прямо в ваш почтовый ящик, посетите https://extension.msu.edu/newsletters. Чтобы связаться с экспертом в вашем регионе, посетите https://extension.msu.edu/experts или позвоните по телефону 888-MSUE4MI (888-678-3464).
Была ли эта статья полезной для вас?
Черты темперамента и на чем они основаны – Атлас Науки
Семьи с двумя и более детьми знают, что эти дети были другими с самого рождения, и есть что-то биологическое, фундаментальное, что отличает их. Эти биологические различия называются темпераментом . Темперамент – это не то же самое, что личность, так как личность развивается по мере установления детьми социальных отношений, приобщения их к семейным и культурным ценностям, установкам и навыкам. Однако темперамент наблюдается у очень маленьких детей до всякого культурного влияния, а также у животных. Животноводы это хорошо знают. Вопрос в том, из каких черт состоит темперамент и каковы их биологические основы? Теория функционального ансамбля темперамента (FET) исходит из психофизиологии и нейрохимии, и этот темперамент имеет 12 компонентов (черт), связанных с тем, как люди ориентируются, инициируют и поддерживают свои действия, а также с их эмоциональной регуляцией (рис. 1). Традиционно психологи выделяют признаки, относящиеся к энергетическим («деятельностным») аспектам (способы построения действия, верхние 3 строки, 9черты) и к Эмоциональности (способы реакции, нижний ряд, 3 черты).
Рис. 1. Модель функционального ансамбля темперамента связей между чертами темперамента и нейромедиаторными системами. Текст, затененный жирным шрифтом, выделяет названия черт темперамента. Синим шрифтом выделены нейротрансмиттерные системы. Примечание: 5-НТ: серотонин; ДА: дофамин; НЭ: норадреналин; АХ: ацетилхолин; ГР: гормон роста; СОМ: соматостатин; ПРЛ: пролактин; OXY: окситоцин; SubP: вещество P; NPY: нейропептид Y; KOPr, MOPr, DOPr: каппа-, мю- и дельта-опиоидные рецепторы соответственно.
Эти 12 черт темперамента или аспектов поведения были связаны с определенными химическими системами в мозге («нейротрансмиттерами»), которые регулируют, насколько энергичны, эмоциональны, сосредоточены, гибки, склонны к риску или эмпатичны люди. в их поведении. Важно отметить, что производство, обмен и расщепление нейротрансмиттеров являются основными способами, с помощью которых мозг регулирует наше поведение. В мозгу нет ничего, что было бы свободно от этой нейрохимии. Если мы хотим узнать, что заставляет людей по-разному выполнять одно и то же действие в одной и той же ситуации, мы должны изучить различия в нейрохимии их мозга. Оказывается, в мозгу есть много типов нейротрансмиттеров, гормонов и нейропептидов, которые особым образом влияют на наше поведение. Что усложняет изучение этих систем, так это то, что эти нейротрансмиттеры не имеют схемы «1 химическое вещество = 1 признак», как считалось изначально. Наоборот, это комбинация нейротрансмиттеров, чьи «командные действия» проявляются как черта темперамента, и эти команды перекрываются и взаимодействуют друг с другом в регуляции нескольких черт. Вот почему теория FET использует слово «ансамбль» и группирует признаки в матрицу 3 x 4, показывая, какой нейротрансмиттер возглавляет команды в каждом столбце. Более того, расположение различных нейротрансмиттерных систем в мозгу влияет на то, как они регулируют наше поведение. Например, черты темперамента, регулирующие наше поведение в сложных ситуациях, требующие умственного контроля и интеллекта (топ-3 черты в модели FET), основаны на областях мозга, расположенных в лобной коре, а черты, регулирующие наше автоматическое поведение или действия в известных ситуациях , основаны на нейротрансмиттерных системах среднего мозга (3 физических признака в модели FET).
Слабый дисбаланс в этих нейрохимических системах вызывает у людей то, что мы называем «особыми характерами» или темпераментами. Однако эти дисбалансы могут быть довольно большими и затруднять регулирование поведения: человек может чувствовать себя слишком слабым, или слишком жестким, или неспособным сосредоточиться и чувствовать любовь и привязанность, или может быть слишком тревожным, слишком импульсивным или слишком самоуверенным и рискованным. Когда эти дисбалансы настолько сильны, что люди не могут работать или учиться, или у них возникают проблемы в личной жизни, то речь идет о психических расстройствах и возможной потребности в лекарствах для восстановления этих дисбалансов. В этом смысле темперамент и психическое заболевание основаны на одних и тех же нейротрансмиттерных системах, но представляют разную степень дисбаланса. Темперамент встречается практически у всех здоровых людей, просто в разных «ароматах» устойчивых поведенческих различий; психические заболевания встречаются только у небольшой части населения и отражают сильный дисбаланс в нейрохимии мозга.