Темперамент характеристика: Типы темперамента и их характеристика

ТЕМПЕРАМЕНТ • Большая российская энциклопедия

Авторы: В. М. Русалов

ТЕМПЕРА́МЕНТ (от лат. temperamen­tum – над­ле­жа­щее со­от­но­ше­ние час­тей), ха­рак­те­ри­сти­ка ин­ди­ви­да со сто­ро­ны ди­на­мич. осо­бен­но­стей его пси­хич. дея­тель­но­сти, т. е. тем­па, рит­ма, ин­тен­сив­но­сти от­дель­ных пси­хич. про­цес­сов и со­стоя­ний.

В ис­то­рии уче­ния о Т. мож­но вы­де­лить три осн. сис­те­мы взгля­дов на фак­то­ры, обу­слов­ли­ваю­щие про­яв­ле­ния Т. в по­ве­де­нии. Древ­ней­ши­ми из них яв­ля­ют­ся гу­мо­раль­ные тео­рии, свя­зы­ваю­щие Т. со свой­ст­ва­ми тех или иных жид­ких сред ор­га­низ­ма, напр. в уче­нии Гип­по­кра­та – с со­от­но­ше­ни­ем ме­ж­ду че­тырь­мя жид­ко­стя­ми (греч. ϰρᾶσις – смесь, со­че­та­ние, в лат. пер. temperamentum), цир­ку­ли­рую­щи­ми в че­ло­ве­че­ском ор­га­низ­ме, – кро­вью, жёл­чью, чёр­ной жёл­чью и сли­зью (лим­фой, флег­мой). Ги­по­те­тич. пре­об­ла­да­ние этих жид­ко­стей в ор­га­низ­ме и да­ло на­зва­ния осн. ти­пам Т.: сан­гви­ник, хо­ле­рик, ме­лан­хо­лик и флег­ма­тик. В Но­вое вре­мя пси­хо­ло­гич. ха­рак­те­ри­сти­ка этих ти­пов Т. бы­ла сис­те­ма­ти­зи­ро­ва­на И. Кан­том («Ан­тро­по­ло­гия с праг­ма­ти­чес­кой точ­ки зре­ния», 1798): сан­гви­ни­че­ский Т. от­ли­ча­ет­ся бы­ст­рой сме­ной эмо­ций при ма­лой их глу­би­не и си­ле; хо­ле­ри­че­ский – го­ряч­но­стью, вспыль­чи­во­стью, по­ры­ви­сто­стью по­ступ­ков; ме­лан­хо­ли­че­ский – глу­би­ной и дли­тель­но­стью пе­ре­жи­ва­ний; флег­ма­ти­че­ский – мед­ли­тель­но­стью, спо­кой­ст­ви­ем и сла­бо­стью внеш­не­го вы­ра­же­ния чувств. Од­на­ко в сво­их тол­ко­ва­ни­ях Кант до­пус­тил сме­ше­ние черт Т. и ха­рак­те­ра. Ор­га­нич. ос­но­вой Т. Кант счи­тал ка­че­ст­вен­ные осо­бен­но­сти кро­ви.

По­пыт­ка раз­ра­бо­тать мор­фо­ло­гич. тео­рию Т. при­над­ле­жит Э. Креч­ме­ру, ко­то­рый оп­ре­де­лял Т. че­рез осн. кон­сти­ту­цио­наль­ные ти­пы те­ло­сло­же­ния: так, ас­те­ни­че­ско­му ти­пу кон­сти­ту­ции со­от­вет­ст­ву­ет ши­зо­ти­ми­че­ский Т., а пик­ни­че­ско­му – цик­ло­ти­ми­че­ский. В кон­цеп­ции амер. пси­хо­ло­га У. Шел­до­на вы­де­ля­ет­ся три осн. ти­па со­ма­тич. кон­сти­ту­ции («со­ма­то­ти­па») в за­ви­си­мо­сти от раз­ви­тия трёх осн. тка­ней че­ло­ве­ка – эн­до­морф­ный, ме­зо­морф­ный и эк­то­морф­ный, с ко­то­ры­ми со­от­но­сят­ся со­от­вет­ст­вен­но Т. вис­це­ро­то­ни­че­ский, со­ма­то­то­ни­че­ский и це­реб­ро­то­ни­че­ский.

Тео­ре­тич. и экс­пе­рим. обос­но­ва­ние ве­ду­щей ро­ли ЦНС в ди­на­мич. осо­бен­но­стях по­ве­де­ния впер­вые дал И. П. Пав­лов. Он вы­де­лил три осн. свой­ст­ва нерв­ной сис­те­мы: си­лу, урав­но­ве­шен­ность и под­виж­ность воз­бу­ди­тель­но­го и тор­моз­но­го про­цес­сов, свя­зы­вая с разл. ком­би­на­ци­ей этих свойств тот или иной тип Т. В от­ли­чие от Пав­ло­ва, в шко­ле Б. М. Те­п­ло­ва и В. Д. Не­бы­ли­цы­на был пред­ло­жен др. под­ход к изу­че­нию био­ло­гич. ос­нов Т., ос­но­ван­ный на изу­че­нии не ти­пов, но об­щих свойств нерв­ной сис­те­мы. «Ре­гу­ля­тив­ная» тео­рия Т. польск. учё­но­го Я. Стре­ляу в сво­ём под­хо­де наи­бо­лее близ­ка к по­ни­ма­нию Т. в шко­ле Те­п­ло­ва – Не­бы­ли­цы­на.

Раз­вёр­ну­тое оп­ре­де­ле­ние Т. дал В. Д. Не­бы­ли­цын, вы­де­лив­ший три ве­ду­щих ком­по­нен­та Т.: об­щую пси­хич. ак­тив­ность ин­ди­ви­да (тен­ден­ция лич­но­сти к са­мо­вы­ра­же­нию, эф­фек­тив­но­му ос­вое­нию и пре­об­ра­зо­ва­нию внеш­ней дей­ст­ви­тель­но­сти), его мо­то­ри­ку, дви­га­тель­ные про­яв­ле­ния (бы­ст­ро­та, си­ла, рез­кость, ритм, ам­пли­ту­да и т. п.) и его эмо­цио­наль­ность (впе­чат­ли­тель­ность, им­пуль­сив­ность, эмо­цио­наль­ная ла­биль­ность). В перм­ской шко­ле В. С. Мер­ли­на Т. рас­смат­ри­ва­ет­ся как не­за­ви­си­мый «пси­хо­ди­на­ми­че­ский» уро­вень в струк­ту­ре ин­ди­ви­ду­аль­но­сти.

Ней­ро­фи­зио­ло­гич. ин­тер­пре­та­цию осн. из­ме­ре­ний Т. пред­ло­жил Х. Ю. Ай­зенк (разл. вы­со­та по­ро­га ак­ти­ва­ции ре­ти­ку­ляр­ной фор­ма­ции по шка­ле «экс­т­ра­вер­сия-ин­тро­вер­сия» и др.). В рус­ле т. н. фак­тор­но­го под­хо­да по­лу­чи­ли из­вест­ность 13-фак­тор­ная струк­ту­ра Т., раз­ра­бо­тан­ная Дж.  Гил­фор­дом и его по­сле­до­ва­тель­ни­цей К. Лоу­элл, и осо­бен­но кон­цеп­ция Х. Ю. и М. Ай­зенк, опи­раю­щая­ся на ог­ром­ный экс­пе­рим. ма­те­ри­ал, под­твер­див­ший су­ще­ст­во­ва­ние та­ких фун­дам. черт Т. (лич­но­сти – по тер­ми­но­ло­гии Ай­зенк), как экс­т­ра­вер­сия-ин­тро­вер­сия, ней­ро­ти­цизм (эмо­цио­наль­ная ус­той­чи­вость-не­ус­той­чи­вость) и пси­хо­тизм. По мне­нию Ай­зенк, имен­но эти три из­ме­ре­ния Т. яв­ля­ют­ся уни­вер­саль­ны­ми и мо­гут быть по­ло­же­ны в ос­но­ву его ти­по­ло­гии.

В пси­хо­ге­не­тич. ис­сле­до­ва­ни­ях ин­ди­ви­ду­аль­но­сти (И. В. Ра­вич-Щер­бо) бы­ла ус­та­нов­ле­на на­следств. при­ро­да та­ких ха­рак­те­ри­стик Т., как ак­тив­ность, эмо­цио­наль­ность, со­циа­бель­ность (об­щи­тель­ность).

По­ни­ма­ние Т. как сти­ля по­ве­де­ния, в от­ли­чие от со­дер­жа­ния и мо­ти­ва­ции дея­тель­но­сти, ха­рак­тер­но для амер. пси­хо­ло­гов А. То­ма­са и С. Чесс, про­во­дивших лон­ги­тюд­ное ис­сле­до­ва­ние Т. у де­тей на­чи­ная с двух­ме­сяч­но­го воз­рас­та и до под­ро­ст­ко­во­го воз­ра­ста, а так­же Р.  Пло­ми­на, раз­ра­бо­тав­ше­го совм. с А. Бас­сом (США) спец. оп­рос­ник для оцен­ки разл. черт тем­пе­ра­мен­та.

Для «пси­хо­био­ло­гич.» под­хо­да М. Рот­бар­та (США) цен­траль­ны­ми в ха­рак­те­ри­сти­ке Т. вы­сту­па­ют «ре­ак­тив­ность» нерв­ной сис­те­мы и «са­мо­ре­гу­ля­ция» этой ре­ак­тив­но­сти, по­ка­за­те­ля­ми их яв­ля­ют­ся сте­пень мо­тор­ной ак­тив­но­сти, ми­мич. ре­ак­ции, осо­бен­но­сти во­ка­ли­за­ции и эмо­цио­наль­ной ре­ак­ции, а так­же ин­тен­сив­ность ре­ак­ций, их по­рог, ла­тент­ный пе­ри­од воз­ник­но­ве­ния и т. д. Кли­нич. ти­по­ло­гия Т. бы­ла пред­ло­же­на в нем. шко­ле К. Ле­он­гард­та.

В ра­бо­тах В. М. Ру­са­ло­ва раз­ви­ва­ет­ся под­ход к Т. как це­ло­ст­но­му пси­хо­био­ло­гич. об­ра­зо­ва­нию, с опо­рой на кон­цеп­цию П. К. Ано­хи­на об ин­те­гра­тив­ной дея­тель­но­сти моз­га бы­ла раз­ра­бо­та­на сис­тем­ная мо­дель Т., опи­сы­ваю­щая фор­маль­но-ди­на­мич. ас­пек­ты разл. сфер ин­ди­ви­ду­аль­но­го по­ве­де­ния – пси­хо­мо­тор­но­го, ин­тел­лек­ту­аль­но­го, ком­му­ни­ка­тив­но­го и эмо­цио­наль­но­го. Вы­де­ля­ют­ся 12 шкал и 9 ти­пов тем­пе­ра­мен­та.

Для оцен­ки разл. ас­пек­тов и ти­пов Т. раз­ра­бо­тан ряд объ­ек­тив­ных и по­лу­объек­тив­ных ме­то­дов: хро­но­мет­ри­че­ских и ан­кет­ных (оп­рос­ни­ки) с учё­том воз­раст­ных осо­бен­но­стей лю­дей. Ши­ро­ко рас­про­стра­нён­ны­ми оп­рос­ни­ка­ми яв­ля­ют­ся ЛОА (EPI, EPQ – лич­но­ст­ные оп­рос­ни­ки Г. и М. Ай­зенк), оп­рос­ник Я. Стре­ляу (PTS – Пав­лов­ская струк­ту­ра Т.), оп­рос­ник А. То­ма­са и С. Чесс, оп­рос­ник К. Ле­он­гард­та, оп­рос­ни­ки В. М. Ру­са­ло­ва (ОСТ – оп­рос­ник струк­ту­ры Т. и ОФДСИ – оп­рос­ник фор­маль­но-ди­на­мич. свойств ин­ди­ви­ду­аль­но­сти).

Девять черт темперамента: приближение/уход

Кайли Риманович, Расширение Мичиганского государственного университета —

Понимание того, как ваш ребенок подходит к вам и как он отстраняется, может помочь вам понять и поддержать своего ребенка.

Темперамент

Темперамент относится к чертам личности, которые определяют, как человек реагирует на мир. Они тихие или шумные? Спокойный или опасливый? Черты темперамента — это в основном врожденные черты, с которыми мы рождаемся, хотя на них может влиять семья, культура или опыт человека. Стиль темперамента человека играет роль в том, как он ведет себя и как взаимодействует с другими людьми и в своем мире.

Существует девять различных черт темперамента. В этой статье мы рассмотрим черту приближения/ухода.

Приближение/удаление

Приближение и удаление относится к тому, насколько быстро и легко человек приспосабливается к изменениям или новым ситуациям. Некоторым людям может быть легко адаптироваться к новым ситуациям, и они, вероятно, прыгнут и познакомятся с новыми людьми или попробуют что-то новое. Другим, чей стиль замкнут, как правило, требуется больше времени, чтобы подготовиться к новым ситуациям; они могут отступить, прежде чем присоединиться.

Приближение

Приближение Дети взволнованы и готовы исследовать новые вещи, людей и ситуации. Они могут без колебаний бежать исследовать новую игровую площадку, и часто им требуется очень мало времени, чтобы приспособиться к новым ситуациям.

Замкнутых детей

Замкнутых детей также называют «медленно согревающимися». Им нужно дополнительное время, чтобы приспособиться к новым ситуациям, и они могут медлить, прежде чем исследовать или присоединиться к ней. Они могут колебаться в новой социальной ситуации вместо того, чтобы сразу присоединиться к ней.

Воспитание и приближение/удаление

Приближающиеся дети, скорее всего, сразу же прыгнут в новые ситуации и быстро и без проблем приспособятся к изменениям. Родители могут поддержать этих детей, предоставив им возможность исследовать окружающую среду и познакомиться с новыми людьми, например, присоединиться к игровой группе или пойти в парк.

Самоустраняющиеся дети нуждаются в дополнительном времени, понимании и поддержке в новых или новых ситуациях. Родители могут предоставить им место и разрешение оставаться на семейном собрании или в первый день в школе, пока они не почувствуют себя комфортно.

Изменение вашего ежедневного графика и ваших ожиданий в соответствии с подходом/отстранением вашего ребенка может предотвратить конфликты и стресс и позволить вашему ребенку удовлетворять свои потребности таким образом, чтобы использовать его сильные стороны и опираться на его природный темперамент.

Для получения дополнительной информации о детях и темпераменте ознакомьтесь с другими статьями этой серии:

  • Девять черт темперамента
  • Девять черт темперамента: уровень активности
  • Девять черт темперамента: биологические ритмы
  • Девять черт темперамента: Чувствительность
  • Девять черт темперамента: Интенсивность реакции
  • Девять черт темперамента: приспособляемость
  • Девять черт темперамента: настойчивость
  • Девять черт темперамента: отвлекаемость
  • Девять черт темперамента: настроение

Дополнительные статьи о развитии детей, успехах в учебе, воспитании детей и развитии жизненных навыков можно найти на веб-сайте Michigan State University Extension .

Чтобы узнать о положительном влиянии программ расширения MSU на детей и семьи, ознакомьтесь с нашим отчетом о воздействии за 2016 год. Дополнительные отчеты о воздействии, освещающие еще больше способов положительного воздействия программ Michigan 4-H и MSU Extension на отдельных лиц и сообщества в 2016 году, можно загрузить на сайте Michigan 4-H.

Эта статья была опубликована Мичиганского государственного университета Extension . Для получения дополнительной информации посетите https://extension.msu.edu. Чтобы получить сводку информации, доставленную прямо в ваш почтовый ящик, посетите https://extension.msu.edu/newsletters. Чтобы связаться с экспертом в вашем регионе, посетите https://extension.msu.edu/experts или позвоните по телефону 888-MSUE4MI (888-678-3464).

Была ли эта статья полезной для вас?


Черты темперамента и на чем они основаны – Атлас Науки

Семьи с двумя и более детьми знают, что эти дети были другими с самого рождения, и есть что-то биологическое, фундаментальное, что отличает их. Эти биологические различия называются темпераментом . Темперамент – это не то же самое, что личность, так как личность развивается по мере установления детьми социальных отношений, приобщения их к семейным и культурным ценностям, установкам и навыкам. Однако темперамент наблюдается у очень маленьких детей до всякого культурного влияния, а также у животных. Животноводы это хорошо знают. Вопрос в том, из каких черт состоит темперамент и каковы их биологические основы? Теория функционального ансамбля темперамента (FET) исходит из психофизиологии и нейрохимии, и этот темперамент имеет 12 компонентов (черт), связанных с тем, как люди ориентируются, инициируют и поддерживают свои действия, а также с их эмоциональной регуляцией (рис. 1). Традиционно психологи выделяют признаки, относящиеся к энергетическим («деятельностным») аспектам (способы построения действия, верхние 3 строки, 9черты) и к Эмоциональности (способы реакции, нижний ряд, 3 черты).

Рис. 1. Модель функционального ансамбля темперамента связей между чертами темперамента и нейромедиаторными системами. Текст, затененный жирным шрифтом, выделяет названия черт темперамента. Синим шрифтом выделены нейротрансмиттерные системы. Примечание: 5-НТ: серотонин; ДА: дофамин; НЭ: норадреналин; АХ: ацетилхолин; ГР: гормон роста; СОМ: соматостатин; ПРЛ: пролактин; OXY: окситоцин; SubP: вещество P; NPY: нейропептид Y; KOPr, MOPr, DOPr: каппа-, мю- и дельта-опиоидные рецепторы соответственно.

Эти 12 черт темперамента или аспектов поведения были связаны с определенными химическими системами в мозге («нейротрансмиттерами»), которые регулируют, насколько энергичны, эмоциональны, сосредоточены, гибки, склонны к риску или эмпатичны люди. в их поведении. Важно отметить, что производство, обмен и расщепление нейротрансмиттеров являются основными способами, с помощью которых мозг регулирует наше поведение. В мозгу нет ничего, что было бы свободно от этой нейрохимии. Если мы хотим узнать, что заставляет людей по-разному выполнять одно и то же действие в одной и той же ситуации, мы должны изучить различия в нейрохимии их мозга. Оказывается, в мозгу есть много типов нейротрансмиттеров, гормонов и нейропептидов, которые особым образом влияют на наше поведение. Что усложняет изучение этих систем, так это то, что эти нейротрансмиттеры не имеют схемы «1 химическое вещество = 1 признак», как считалось изначально. Наоборот, это комбинация нейротрансмиттеров, чьи «командные действия» проявляются как черта темперамента, и эти команды перекрываются и взаимодействуют друг с другом в регуляции нескольких черт. Вот почему теория FET использует слово «ансамбль» и группирует признаки в матрицу 3 x 4, показывая, какой нейротрансмиттер возглавляет команды в каждом столбце. Более того, расположение различных нейротрансмиттерных систем в мозгу влияет на то, как они регулируют наше поведение. Например, черты темперамента, регулирующие наше поведение в сложных ситуациях, требующие умственного контроля и интеллекта (топ-3 черты в модели FET), основаны на областях мозга, расположенных в лобной коре, а черты, регулирующие наше автоматическое поведение или действия в известных ситуациях , основаны на нейротрансмиттерных системах среднего мозга (3 физических признака в модели FET).

Слабый дисбаланс в этих нейрохимических системах вызывает у людей то, что мы называем «особыми характерами» или темпераментами. Однако эти дисбалансы могут быть довольно большими и затруднять регулирование поведения: человек может чувствовать себя слишком слабым, или слишком жестким, или неспособным сосредоточиться и чувствовать любовь и привязанность, или может быть слишком тревожным, слишком импульсивным или слишком самоуверенным и рискованным. Когда эти дисбалансы настолько сильны, что люди не могут работать или учиться, или у них возникают проблемы в личной жизни, то речь идет о психических расстройствах и возможной потребности в лекарствах для восстановления этих дисбалансов. В этом смысле темперамент и психическое заболевание основаны на одних и тех же нейротрансмиттерных системах, но представляют разную степень дисбаланса. Темперамент встречается практически у всех здоровых людей, просто в разных «ароматах» устойчивых поведенческих различий; психические заболевания встречаются только у небольшой части населения и отражают сильный дисбаланс в нейрохимии мозга.