Темперамента по русалову: Недопустимое название — Psylab.info

Содержание

Структура темперамента по в.М.Русалову

Предметно-ориентированная активность

Эмоциональность

1. Эргичность

2. Пластичность

3. Скорость (темп)

1. Эмоциональность

Афферентный синтез

Программирование

Исполнение

Обратная связь

5. Социальная эргичность

6. Социальная пластичность

7. Социальная скорость (темп)

8. Социальная эмоциональность

Субъектно-ориентированная активность

Эмоциональность

Охарактеризуем кратко среднюю строку таблицы. Первый блок (афферентный синтез) описывает степень напряженности взаимодействия организма со средой. Второй отражает степень трудности переключения с одних программ поведения на другие. Третий показывает степень быстроты исполнения той или иной программы поведения. Четвертый блок отражает обратную связь – чувствительность к возможному несовпадению реального результата действия с тем, который предвосхищался (акцептором).

В жизни нашему наблюдению доступны не физиологические процессы, поддающиеся исследованию только в лаборатории, а поведение, конкретная деятельность людей. Согласно И.П. Павлову, именно те аспекты поведения, в которых проявляются свойства нервных клеток, составляют темперамент.

Характерные особенности типов темперамента:

Холерик это человек, нервная система которого определяется преобладанием возбуждения над торможением. Вследствие этого он очень быстро, причем часто необдуманно, реагирует на внешнее воздействие. Холерик нетерпелив, и если увлечется, то его трудно остановить. Ожидание способно вывести его из себя. Он проявляет порывистость, резкость движений и необузданность.

Вспомним, как Пушкин характеризовал Петра I — холерика по темпераменту — накануне сражения: «…он весь как божия гроза» (в любую минуту готов сорваться с места и куда-то мчаться).

Сила нервной системы позволяет холерику в критические моменты работать долго и неудержимо. В это время его способность к концентрации сил очень высока.

Неуравновешенность нервных процессов холерика предопределяет цикличность в смене его активности и бодрости: увлекшись каким-нибудь делом, он страстно, с полной отдачей работает, но, как только силы истощаются, холерик дорабатывается до того, что ему все невмоготу. Появляются раздражение, плохое настроение, упадок сил, вялость. Чередование положительных циклов подъема настроения и энергичности с отрицательными циклами спада, депрессии обусловливают неровность поведения и самочувствия, повышенную подверженность невротическим срывам и конфликтам. Вообще непостоянство — характерная черта холерика. То он чересчур разговорчив — не остановить, то слишком молчалив. Предсказать, как поведет себя холерик в новой обстановке, очень трудно.

Сангвиник человек с сильной, уравновешенной, подвижной нервной системой. Он обладает быстрой скоростью реакции, его поступки обдуманны. Сангвиник жизнерадостен, благодаря чему ему свойственна высокая сопротивляемость трудностям жизни. Он любит шутку, часто становится заводилой, душой компании. Подвижность нервной системы обусловливает изменчивость его чувств, привязанностей, интересов, взглядов, высокую приспособляемость к новым условиям. Это общительный человек, легко вступающий в контакт с новыми людьми, и поэтому у него широкий круг знакомств. Сангвиник — продуктивный деятель, но лишь тогда, когда много интересных ему дел, т.е. при постоянном возбуждении. В противном случае он становится скучным, вялым, отвлекается. Сангвиник легко переключается с одного дела на другое. В стрессовой ситуации проявляет «реакцию льва», т.е. действует активно, сохраняет самообладание.

Флегматик человек с сильной, уравновешенной, но инертной нервной системой. Вследствие этого на внешнее воздействие реагирует медленно, неразговорчив. Эмоционально уравновешен, его трудно рассердить, развеселить. Настроение стабильное, ровное. Даже при серьезных неприятностях флегматик остается внешне спокойным. Флегматик обладает высокой работоспособностью, хорошо сопротивляется сильным и продолжительным раздражителям, но не способен быстро реагировать в неожиданных трудных ситуациях. Он предпочитает завершить одно дело и только потом браться за другое. Флегматик — стратег, поэтому он постоянно сверяет свой действия с перспективой. Флегматик прочно запоминает все усвоенное; с трудом отказывается от выработанных навыков и стереотипов; не любит менять привычки, распорядок жизни, работу и друзей. Он трудно и медленно приспосабливается к новым условиям; нередко долго колеблется, принимая решение, но, в отличие от меланхолика, обходится без посторонней помощи.

Меланхолик — человек со слабой нервной системой, обладающий повышенной чувствительностью даже к слабым раздражителям, а сильный раздражитель может вызвать срыв, «стопор», растерянность, «стресс кролика». Именно поэтому в стрессовых ситуациях (экзамен, соревнование, опасность) результаты деятельности меланхолика могут ухудшаться по сравнению со спокойной привычной обстановкой. Его повышенная чувствительность приводит к быстрому утомлению и падению работоспособности (требуется довольно продолжительный отдых). Даже незначительный повод может вызвать обиду, слезы. Его настроение очень изменчиво, но обычно меланхолик старается скрыть, внешне не проявлять свои чувства, не рассказывать о своих переживаниях, хотя и склонен отдаваться им.

Он часто грустен, подавлен, неуверен в себе, тревожен; у него могут возникнуть невротические расстройства. Обладая высокой чувствительностью нервной системы, меланхолики нередко имеют ярко выраженные художественные и интеллектуальные способности.

Диагностические опросники.

1. Опросники темперамента Г.Айзенка – определяет интроверсию, экстраверсию нейротизм (эмоциональная неустойчивость – тревога, волнение, нервность, беспокойство). Существует 3 взрослых и 1 детский вариант.

2. Тест-опросник Я.Стреляу – диагностика основных характеристик типов ВНД, силы процессов возбуждения и торможения, уровня подвижности нервных процессов и степени уравновешенности.

3. Опросник формально динамических свойств индивидуальности Русалова – применяется для взрослых и юношей, определяет типы темперамента – 4 основных и 5 смешанных.

4. Опросник Смирнова Б.Н.- диагностика экстраверсии, интроверсии, эмоциональной возбудимости, эмоциональной уравновешенности, темпа реакций, активности, ригидности.

5. Опросник Кадырова – определение соотношения двух сигнальных систем, эмоциональности и воли, динамических особенностей.

Психолого-педагогические рекомендации для проведения урока с учетом особенностей темперамента младших школьников.

Знание черт темперамента детей позволяет правильнее понимать некоторые особенности их поведения, дает возможность варьировать нужным образом приемы воспитательных воздействий.

Прежде всего, нужно отметить, что очень важно умение учителя конкретизировать приемы организации внимания школьников с учетом индивидуальных особенностей их темперамента.

Уже в начале урока учитель должен организовать внимание школьников, создать готовность их к серьезной умственной работе. Зная, что внимание сангвиника отличается подвижностью, учитель с первых минут урока должен стараться держать такого ученика в поле зрения и направлять его сосредоточенность на учебную работу. На парте не должно быть ничего постороннего. Для переключения внимания школьников- холериков необходимо найти соответствующие данной ситуации приемы быстрого вовлечения в учебную работу. Определенное знание здесь имеют обращения учителя к ученику с такими вопросами, как: «Что было задано на дом?», «Какие трудности были при подготовке к уроку?» ; привлечение школьников к раздаче классных тетрадей, к помощи учителю в подготовке к пользованию на уроке приборами, наглядными пособиями. Не стоит обращаться с такими детьми резко. Для детей меланхолического темперамента показательно медленное сосредоточение внимания в начале урока. Устный опрос, контрольная работа, новый вид занятий– являются для них сильными раздражителями, вызывающими повышенное переживание. Зная это, учитель должен стремиться отвлечь внимание школьника от его эмоционального состояния и направить его на учебную работу, чему будет способствовать создание в классе спокойной обстановки. При изложении нового материала имеет значение быстрота сообразительности учащегося и стойкость его сосредоточенности.

У школьников холерического темперамента при правильной организации учителем урока в большинстве случаев наблюдаем ярко выраженную устойчивость внимания. В организации внимания таких детей особенно важно увлечь работой, подчеркнуть важность изучаемого вопроса. Для поддержания сосредоточенности сангвиника следует привлекать их к ответу на вопросы по ранее известному материалу. Учащиеся флегматического темперамента при слушании нового материала в случаях, когда требуется быстрота, сообразительность, не всегда успевают следить за ходом мысли учителя. В таких случаях следует излагать материал более размеренным темпом, стараться проверить усвоение нового. От индивидуального подхода к детям разных темпераментов во многом зависит и выполнение на уроке самостоятельных работ. У холерика не редко не хватает выдержки в преодолении встретившихся трудностей. Нужно побуждать ученика к проявлению уравновешенности в поведении, настойчивости и терпеливости в работе. Некоторые учащиеся сангвинистического темперамента часто отвлекаются от работы или выполняют ее слишком поспешно.
Это приводит к ошибкам, которых можно было бы избежать. Таких школьников важно побуждать к самоконтролю в работе. Внимание школьника- меланхолика обычно неустойчиво, ребенок не уверен в своих знаниях, постоянно сомневается. Учителю следует с самого начала данного вида работы поддерживать в ребенке чувство уверенности в себе. Во время устного вопроса и закрепления знаний также необходимо обращать внимание на эмоциональное состояние меланхоликов. У некоторых учителей не хватает выдержки ждать, пока ученик сосредоточится и начнет отвечать. Уравновешенность особенно следует соблюдать при общении с детьми холерического темперамент. Причиной сильного возбуждения холерика во многих случаях является незнание или непонимание, какого- либо вопроса. Снижению возбудимости будет способствовать спокойное разъяснение учителем вопроса. Школьники же с сильным развитием флегматических черт обычно говорят медленно, вяло. Стремление учителя поторопить таких детей не всегда приводит к положительным результатам. Активизации памяти и мышления учащихся сангвинистического темперамента в значительной степени помогает разнообразие приемов закрепления нового материала и опроса. Учителю необходимо обращать внимание и на тон, которым делается замечание. По отношению к школьникам- сангвиникам положительное значение имеет твердость в тоне замечания, на холерика имеют воздействие замечания, сделанные спокойным, но требовательным тоном. В тоне замечаний детям- меланхоликам должна быть мягкость и предупредительность. Резкий тон общения на таких детей действует тормозящим образом. Оценочные замечания нередко вызывают у них слезы. Осуществление учителем педагогически оправданного подхода к школьникам с различными типами темперамента – важная психологическая предпосылка успешности их учебных занятий и внеклассной деятельности.

Читать книгу: «Темперамент в структуре индивидуальности человека. Дифференциально-психофизиологические и психологические исследования»

Научное творчество Владимира Михайловича Русалова – ближайшего ученика Б. М. Теплова и В. Д. Небылицына – широко известно психологам не только в нашей стране, но и далеко за ее пределами. В настоящей книге автор обобщил огромный теоретический и эмпирический материал, накопленный им за многие годы работы в области дифференциальной психофизиологии и психологии индивидуальных различий и индивидуальности человека.

Книга содержит материалы работ, выполненных лично автором, а также исследования, проведенные им совместно с его ближайшими коллегами и учениками. Многие работы были опубликованы ранее в различных научных журналах, коллективных монографиях, а также в сборниках научных трудов Института психологии РАН.

Включенные в данную книгу работы дают общее представление об основных проблемах, которые разрабатывал автор уже после выхода в свет его известной монографии «Биологические основы индивидуально-психологических различий» (1979). Ведущий специалист в области дифференциальной психофизиологии Владимир Михайлович Русалов, развивая логику исследования своих учителей Б. М. Теплова и В. Д. Небылицына, предложил принципиально новый подход к изучению общих свойств нервной системы как важнейших природных предпосылок (задатков) индивидуально-психологических свойств человека. В сферу его научных интересов входили не только вопросы нейрофизиологической природы общих свойств нервной системы, но и вопросы их проявления в формально-динамических показателях индивидуального поведения человека.

Книга состоит из четырех логически связанных глав и приложения. Каждая глава отражает определенный аспект в научной биографии Владимира Михайловича.

Первая глава книги посвящена анализу достижений и проблем, стоящих перед дифференциальной психофизиологией. Глава начинается с анализа проблемы темперамента в работах В. Д. Небылицына. Эту работу Владимир Михайлович специально посвятил своему учителю Владимиру Дмитриевичу Небылицыну. В работе показана преемственность теоретических взглядов учителя и ученика. По мнению автора, дифференциальная психофизиология должна объяснить закономерности порождения, становления и развития далеко не всех, а лишь отдельных классов (типов) индивидуально-психологических различий, в частности темперамента, в результате влияния устойчивых, генетически детерминированных факторов развития человека. Автор разрабатывает оригинальную концепцию темперамента, в которой темперамент рассматривается как важнейшая подсистема индивидуальности человека. Индивидуальность, в свою очередь, выступает как система многомерных и многоуровневых связей, охватывающих всю совокупность условий и устойчивых факторов в индивидуальном развитии человека.

В первой главе книги автор подводит итоги, анализирует достижения, ставит задачи и освещает перспективы дифференциально-психофизиологических и дифференциально-психологических исследований. В работе «Дифференциальная психофизиология: основные достижения и перспективы изучения индивидуальности человека» автор уточняет предмет дифференциальной психофизиологии как зону пересечения двух окружностей, одна из которых символизирует наши знания об индивидуальных вариациях психики, а другая – об индивидуальных вариациях биологической организации человека в широком смысле этого слова. Важное место в этой главе уделено психологии и психофизиологии индивидуальных различий с точки зрения единого подхода к изучению индивидуальности, анализируются итоги и ближайшие задачи системных исследований. Автор убедительно показывает, что дифференциальная психофизиология, опирающаяся на широкий набор объективно регистрируемых биологических показателей, уже не может обойтись без учета внутренних личностных структур человека. Игнорирование личностных особенностей лишает исследователя осмысленного понимания той огромной роли, которую играют психофизиологические характеристики в реальной жизнедеятельности человека. Владимир Михайлович не только ставит, но и успешно решает важнейшую конкретную задачу – объединить дифференциальную психофизиологию и дифференциальную психологию в единую науку, изучающую индивидуальность человека. С этой целью автор разрабатывает специальную концептуальную модель, которая объединяет в единое целое внутренние, «содержательные» свойства личности и внешние, биологически обусловленные, формально-динамические особенности поведения человека.

Вторая глава книги посвящена теоретико-методологическим проблемам дифференциальной психофизиологии и дифференциальной психологии. Глава открывается работой, посвященной теоретическим проблемам построения специальной теории индивидуальности. Эта работа принесла автору большую известность. В ней излагаются пять основных положений строения индивидуальности человека. Выдвинутые автором положения объясняют механизмы возникновения формально-динамических свойств (или темперамента) в структуре индивидуальности, показывают место и роль формально-динамических свойств и их соотношение с содержательными свойствами психики человека.

Согласно первому положению, только формально-динамические свойства психики могут быть соотнесены с биологическими свойствами, которые, по мнению автора, «включены» в систему формально-динамических характеристик человека.

Второе положение гласит, что в основе формально-динамических характеристик индивидуальной психики человека лежит не отдельная биологическая подсистема, а интегрированная совокупность всех биологических свойств человека. Автор утверждает, что в основании темперамента лежат свойства не той или иной отдельной, частной биологической подсистемы, а общая конституция человеческого организма. Однако элементы биологической подсистемы человека не являются равнозначными и равноценными в детерминации формально-динамических свойств. Решающая роль принадлежит центральной нервной системе.

Третье положение теории касается механизмов, которые объясняют процесс «включения» биологических свойств в формирование формально-динамических характеристик психики человека. Основной смысл этого положения заключается в том, что формально-динамические свойства психики человека формируются как новое системное качество интеграции биологических свойств, оптимально сопряженных с деятельностью субъекта.

Четвертое положение раскрывает взаимосвязь между формально-динамическими образованиями психики и другими, более организованными, содержательными структурами индивидуальности. Формально-динамические свойства психики, включаясь в более организованные психические структуры, в частности в интеллект и характер, являются необходимыми компонентами динамических свойств этих структур.

И наконец, пятое положение касается роли формально-динамических характеристик психики в деятельности человека. Суть этого положения состоит в том, что формально-динамические особенности психики могут определять конечные результаты самой деятельности.

В работе «Индивидуальность: этапы созревания и развития» Владимир Михайлович пытается подойти к проблеме индивидуальности человека с более широких позиций, сохраняя логику основных положений специальной теории индивидуальности. Его интересуют не только проблемы созревания и развития того или иного уровня индивидуальности, но и фундаментальные проблемы психологии – проблемы соотношения субъекта, индивидуальности, личности и индивида. Автор предлагает оригинальную импликативную модель свойств человека, которая предполагает «вхождение» свойств более низкого уровня в состав свойств более высокого уровня. Наиболее общим свойством человека, по мнению автора, является «субъект» как наивысшая характеристика развития психики человека, при этом субъекту присущи все свойства нижележащих уровней. Субъект стоит над индивидуальностью, над личностью, над индивидом. Индивидуальность, личность, индивид – всего лишь, как следует из модели Владимира Михайловича, внутренние средства, ресурсы, инструменты для реализации жизненных траекторий субъекта. На стыке субъекта и индивидуальности формируются так называемые «субъектно-содержательные» свойства человека – морально-нравственные и волевые качества, смыслы и цели жизни. Понятие «индивидуальность» значительно шире и богаче, чем понятие «личность». На стыке индивидуальности и личности образуются характер и интеллект. На стыке личности и индивида формируются формально-динамические свойства человека, или темперамент.

В эту главу книги автор включил также важнейшую теоретическую работу о проблемах индивидуальности в становлении профессионала. По мнению автора, профессионал формируется как продукт взаимодействия между природными предпосылками конкретного человека, с одной стороны, и системой обучения и тренировки – с другой. Более того, сама система обучения и тренировки должна, по мнению автора, обязательно учитывать индивидуальные особенности конкретного человека. Анализируя многочисленные исследования на эту тему, автор показывает, что индивидуальные различия между людьми могут быть настолько значительными, что некоторые индивиды, несмотря на хорошее здоровье и активное стремление овладеть определенной профессией, фактически не могут достигнуть необходимого уровня профессионального мастерства. Не каждый человек может быть профессионалом в определенной области, и, следовательно, нет смысла обучать определенным профессиям любого человека, например профессиям, связанным с высоким риском. Особое внимание автор уделяет именно биологически обусловленным, врожденным свойствам человека – свойствам нервной системы и темпераменту как важнейшим факторам успешного освоения профессии. В то же самое время автор никоим образом не сводит становление профессионала только к биологическим факторам. Владимир Михайлович утверждает, что в экстремальных ситуациях черты морально-нравственного и социального облика человека, его характерологические особенности могут оказывать существенное влияние на успешность работы человека в тяжелых и необычных условиях. Поэтому не учитывать эти качества индивидуальности при отборе персонала, в частности, для выполнения тех функций, которые связаны с опасностью и с возникновением непредвиденных ситуаций, было бы неправильно. Указанные субъектно-содержательные свойства индивидуальности автор считает обязательными для любого профессионала.

В работе «Природные предпосылки индивидуального поведения как фактор становления индивидуальности человека» Владимир Михайлович пытается ответить на вопросы, что такое индивидуально-психологические различия и какие именно различия изучает дифференциальная психофизиология. Следуя традиции своих учителей – Б. М. Теплова и В. Д. Небылицына – к индивидуально-психологическим различиям автор относит не все вариации психического, а только те различия в психике и поведении людей, которые являются биологически детерминированными, устойчивыми и не зависят или зависят минимально от условий наблюдения и ситуации. Такие индивидуально-психологические различия касаются, прежде всего, формально-динамических свойств индивидуальности, или темперамента. В работах «О природе темперамента и его месте в структуре индивидуальных свойств человека» и «Темперамент: основные теории и проблемы» автор подробно описывает природу темперамента, раскрывает его место и значение в структуре индивидуальных свойств человека. Темперамент – это не изолированный признак, а система формально-динамических характеристик, сложная психобиологическая категория, включающая и обобщающая свойства морфологической, биохимической, нейрофизиологической и других биологических подсистем конкретного человека.

Третья глава книги посвящена последовательной реализации принципов, лежащих в основе специальной теории индивидуальности, в конкретных эмпирических исследованиях. На больших репрезентативных выборках, используя современные математико-статистические методы обработки данных, автор убедительно доказывает правомерность сформулированных им положений специальной теории индивидуальности о роли темперамента в структуре индивидуальности. Исходя из этой теории, автор обосновывает роль темперамента как природной предпосылки в функционировании, прежде всего, когнитивной системы личности.

В работе о роли темперамента в детерминации своеобразия когнитивной системы человека показано, что формально-динамические свойства индивидуальности, т. е. свойства темперамента, могут быть исходными «примитивными» конструктами, лежащими в основе развития более сложных конструктов, определяющих своеобразие когнитивной системы личности.

В работах «Темперамент и интеллект: факторы развития» и «Интеллектуальные шкалы темперамента» приводятся убедительные доказательства того, что формально-динамические параметры темперамента, а именно интеллектуальные шкалы по опроснику ОФДСИ, значимо сопряжены с интеллектуальными показателями, объективно измеряющими уровень умственного развития. С помощью факторного и дисперсионного анализа показано, что лица с более высокими показателями интеллектуальной эргичности и интеллектуальной скорости характеризуются более высоким уровнем общего интеллекта, по сравнению с лицами, имеющими более низкие значения указанных формально-динамических свойств.

В работе о роли темперамента в развитии творческих способностей было установлено, что интеллектуальная эргичность и интеллектуальная пластичность значимо связаны с показателями креативности (по Торренсу): более эргичные и более пластичные испытуемые отличаются более высокой склонностью к креативному (творческому) поведению.

Сопоставляя темперамент с особенностями мотивационной сферы человека, в работе «Темперамент и мотивация» В. М. Русалов впервые ставит вопрос об их глубинной внутренней связи. Им было экспериментально выявлено, что преобладание темпераментальной активности в одной из сфер поведения служит важным фактором мотивации выбора будущей профессии. Лица с преобладанием психомоторной активности предпочитают спортивные профессии, лица с преобладанием интеллектуальной активности – интеллектуальные профессии, лица с преобладанием коммуникативной активности – социальные профессии (например, психологию, юриспруденцию и др.). Автор показывает, что более эргичные лица (по традиционной терминологии – сангвиники и холерики) в своей мотивации выбора профессии ориентируются преимущественно на «ценность» будущей профессии, в то время как менее эргичные (меланхолики, флегматики) – на ее «доступность».

В эту главу автор также включил работу, посвященную анализу взаимосвязи темперамента и характера человека. Экспериментально удалось доказать, что темперамент действительно участвует в формировании характера человека. Было показано, что каждой черте характера соответствует строго определенная совокупность темпераментальных качеств, при этом характер не сводится к темпераменту. Темперамент обеспечивает лишь энергодинамическую основу характера. В нормальных условиях жизнедеятельности на первый план выступают темпераментальные особенности человека: типичный способ и уровень расходования энергии, типичная скорость переключения с одних видов деятельности на другие, типичный темп индивидуального поведения, типичная чувствительность (обратная связь) к ошибкам поведения. Однако в экстремальных условиях проявление темперамента блокируется. В этом случае ведущее место принадлежит характеру, в котором обобщен личный опыт (позитивный и негативный) в преодолении новых, экстремальных, стрессовых, психотравмирующих и подобных ситуаций. В характере находят свое отражение устойчивые способы социализации, стереотипы поведения, стили мышления, привычки, способы взаимоотношений с окружающими и т.  д. Важную роль в формировании характера играют и представления о самом себе, так называемые «атрибутивные стили». Этой теме Владимир Михайлович посвятил специальное исследование – «Характер и атрибутивные стили».

О важности пятого положения специальной теории индивидуальности свидетельствуют работы, посвященные анализу взаимосвязи свойств темперамента и деятельности. В работе «Типы психической деятельности в различных моделях темперамента» показатели эффективности различных типов психической деятельности достоверно коррелируют с характеристиками темперамента. Более того, показано, что модель темперамента, разработанная автором, по сравнению с другими моделями темперамента, дает большую возможность в изучении энергодинамических основ различных типов психической деятельности.

В работе о взаимоотношении свойств темперамента и эффективности индивидуальной и совместной деятельности автор убедительно показывает, что темперамент выступает не только в роли предпосылок и условий деятельности, не только влияет на динамику, своеобразие и стиль деятельности, но также может определять и конечные результаты как индивидуальной, так и совместной деятельности.

Отдельно стоит упомянуть работу «Темперамент и половые различия», которую автор поместил в эту же главу книги. В этой работе сопоставляются особенности темперамента у мужчин и у женщин. Проблема половых различий в структуре темперамента является важнейшей для дифференциальной психофизиологии и психологии. Владимир Михайлович рассматривает данную проблему в эволюционном аспекте, опираясь на известную концепцию В. А. Геодакяна. В данной работе автор экспериментально доказывает, что в сфере темперамента наблюдаются отчетливые половые различия, обусловленные преимущественно биологическими факторами. Выявленные различия в структуре темперамента у мужчин и у женщин имеют устойчивый характер и, по мнению автора, должны обязательно учитываться в различных сферах общественной практики.

Четвертая глава книги посвящена методическим проблемам дифференциальной психофизиологии и психологии. Разработанные автором методы позволяют наиболее полно и точно оценивать как отдельные формально-динамические свойства индивидуальности, так и их устойчивые комплексы и типы. Данные методы не имеют зарубежных аналогов. Наиболее известные из них – опросник структуры темперамента (ОСТ), опросник формально-динамических свойств индивидуальности (ОФДСИ) и опросник черт характера (ОЧХ). В книге приведено содержание шкал, указаны нормативные данные и ключи. Созданные автором совместно с коллегами тест-опросники являются надежными и валидными измерительными инструментами в дифференциальной психофизиологии и психологии.


Стань русалкой, и мы расскажем тебе о твоей лучшей черте характера

«»

Изображение: Buena Vista Images/DigitalVision/Getty Images

Если вы одержимы культовым диснеевским фильмом «Русалочка», то, возможно, вы тайно переодетая русалка! В конце концов, в океане есть живые морские существа, красивые кораллы и множество подводных пещер для исследования. Итак, прежде чем вы пройдете этот водный тест, давайте сначала окунемся в мифологию русалок!

Русалки известны своей красотой и широко представлены в таких рассказах, как «Русалочка», «Сирены» и «Русалочка» (последний из которых был написан Гансом Христианом Андерсоном в 1837 году). В то время как многие русалки кажутся забавными, игривыми и заботливыми существами, у других может быть злая сторона их личности. Некоторые известны тем, что гипнотизируют моряков своей красотой и чарующим певческим голосом (что в конечном итоге приводит этих моряков к гибели). Но по большей части русалки — экзотические и дружелюбные существа, которые хотят дружить с людьми и другими морскими животными. Итак, спросите себя: какой бы вы были в роли русалки? Вы бы плавали с акулами и охотились бы на более мелкую рыбу или исследовали бы глубины океана в одиночку? Каким бы ни был ваш ответ, пришло время узнать свою истинную природу русалки с помощью этой мерцающей викторины!

«»

Ронни Кауфман/DigitalVision/Getty Images

Теперь, когда ты русалка, какое у тебя будет новое имя?

Мелодия

ПРОКРУТИТЕ К СЛЕДУЮЩЕМУ ВОПРОСУ

Реклама

Реклама

«»

Фотография Норы Кэрол / Moment / Getty Images

В каком океане вы будете плавать больше всего?

Тихий океан

Северный Ледовитый океан

Индийский океан

Атлантический океан

ПРОКРУТИТЕ К СЛЕДУЮЩЕМУ ВОПРОСУ

Реклама

«»

Маттео Коломбо/DigitalVision/Getty Images

Какой аксессуар вы будете носить в волосах?

Ракушки

Цветы

Морская звезда

Жемчуг

ПРОКРУТИТЕ К СЛЕДУЮЩЕМУ ВОПРОСУ

Реклама

Реклама

«»

Фото Джорджа Карбуса / Cultura / Getty Images

Что бы вы сделали для развлечения в роли русалки?

Плавание с дельфинами

Загар под солнцем

Поиск артефактов

Подружиться с людьми

ПРОКРУТИТЕ К СЛЕДУЮЩЕМУ ВОПРОСУ

Реклама

Реклама

«»

CleliaMichelini. com/Moment/Getty Images

Хотели бы вы выбрать потрясающую суперсилу русалки?

Очень быстро плавать

Всегда дышать под водой

Общение с животными

Быть очень красивым

ПРОКРУТИТЕ К СЛЕДУЮЩЕМУ ВОПРОСУ

Реклама

Реклама

«»

Танит Вираван/ Момент / Getty Images

Хотели бы вы, чтобы ваш хвост был супер блестящим?

Да, пожалуйста!

Нет, спасибо

Не слишком блестящий

Небольшой мерцающий эффект подойдет!

ПРОКРУТИТЕ К СЛЕДУЮЩЕМУ ВОПРОСУ

Реклама

Реклама

«»

Родриго Фришионе/Cultura/Getty Images

Кто из этих морских существ станет вашим новым лучшим другом?

Дельфин

Осьминог

Большая белая акула

ПРОКРУТИТЕ К СЛЕДУЮЩЕМУ ВОПРОСУ

Реклама

Реклама

«»

Николамаргарет/ E+ / Getty Images

Вы тайно переодетая злая русалка?

Да, ты меня понял.

Не думаю.

Тсс…

Конечно нет!

ПРОКРУТИТЕ К СЛЕДУЮЩЕМУ ВОПРОСУ

Реклама

Реклама

«»

городской/ E+ / Getty Images

Где бы ты спал ночью?

Сон для слабаков.

На приятном теплом песке

В таинственной пещере

Там, где спят другие рыбы

ПРОКРУТИТЕ К СЛЕДУЮЩЕМУ ВОПРОСУ

Реклама

Реклама

«»

proxyminder/E+/Getty Images

Как долго ты хотела бы прожить русалкой?

Навсегда

100 лет или менее

300 лет

500 лет

ПРОКРУТИТЕ К СЛЕДУЮЩЕМУ ВОПРОСУ

Реклама

Реклама

«»

Малорный/Момент/Getty Images

Что бы вы ели, будучи русалкой?

Понятия не имею.

Морские водоросли

Другая рыба

Надеюсь, я найду несколько подводных ресторанов.

ПРОКРУТИТЕ К СЛЕДУЮЩЕМУ ВОПРОСУ

Реклама

Реклама

«»

Гэри Йоуэлл/DigitalVision/Getty Images

Какое время дня требует купания?

Вечерние часы

Все три

Послеобеденные часы

Утренние часы

ПРОКРУТИТЕ К СЛЕДУЮЩЕМУ ВОПРОСУ

Реклама

Реклама

«»

Фото Джорджа Карбуса / Cultura / Getty Images

Хотели бы вы когда-нибудь снова стать человеком?

Вероятно, нет

Да, в конце концов

Я не уверен.

Да, сразу!

ПРОКРУТИТЕ К СЛЕДУЮЩЕМУ ВОПРОСУ

Реклама

Реклама

«»

Гэри Йоуэлл/DigitalVision/Getty Images

Как бы вы оценили свои нынешние навыки плавания?

Эксперт

Начинающий

Продвинутый

Средний

ПРОКРУТИТЕ К СЛЕДУЮЩЕМУ ВОПРОСУ

Реклама

Реклама

«»

ShotPrime/ Момент / Getty Images

Собираетесь ли вы оставаться у поверхности или плыть в глубины океана?

Понемногу

Пока не решил.

В глубины иду!

Поверхность безопаснее.

ПРОКРУТИТЕ К СЛЕДУЮЩЕМУ ВОПРОСУ

Реклама

Реклама

«»

мкуртбас/E+/Getty Images

Вы слышите странный звук, приближающийся к вам! Что ты будешь делать сейчас?

Наслаждайся последними мгновениями моей жизни в роли русалки

Остановись и послушай

Плыви на звук

ПРОКРУТИТЕ К СЛЕДУЮЩЕМУ ВОПРОСУ

Реклама

Реклама

«»

Одри Симпер Фото/ Момент / Getty Images

Как бы вы описали свой характер русалки одним словом?

Общительный

Любопытный

Игривый

ПРОКРУТИТЕ К СЛЕДУЮЩЕМУ ВОПРОСУ

Реклама

Реклама

«»

Ребекка Хэндлер/DigitalVision/Getty Images

Вы замечаете еще одну русалку, которая кажется потерянной. Вы собираетесь им помочь?

Нет, это звучит опасно.

Да, но я бы с ними поостерегся.

Я не совсем уверен.

Конечно!

ПРОКРУТИТЕ К СЛЕДУЮЩЕМУ ВОПРОСУ

Реклама

Реклама

«»

Мутлу Куртбас/ E+ / Getty Images

Что было бы самым красивым в вас как в русалке?

Мои глаза

Мои длинные волосы

Мое лицо

Мое тело

ПРОКРУТИТЕ К СЛЕДУЮЩЕМУ ВОПРОСУ

Реклама

Реклама

«»

Изабель Павия/ Момент / Getty Images

Как бы вы пересекли океан?

Я бы совсем потерялся.

С помощью моих морских друзей

С помощью моих инстинктов

С картой

ПРОКРУТИТЕ К СЛЕДУЮЩЕМУ ВОПРОСУ

Реклама

Реклама

«»

Колин Бейкер/ Момент / Getty Images

Насколько вы предприимчивы по шкале от 1 до 5?

ПРОКРУТИТЕ К СЛЕДУЮЩЕМУ ВОПРОСУ

Реклама

Реклама

«»

Робби Гудолл/ Момент / Getty Images

Вы тайно принцесса русалка?

Сильно в этом сомневаюсь.

Да, конечно!

Может быть, я…

ПРОКРУТИТЕ К СЛЕДУЮЩЕМУ ВОПРОСУ

Реклама

Реклама

«»

xefstock/E+/Getty Images

Что бы вы сделали, если бы нашли в океане 20-долларовую купюру?

Проплыть мимо него

Закопать в песок

Оставить, может пригодится

Попробовать найти хозяина

ПРОКРУТИТЕ К СЛЕДУЮЩЕМУ ВОПРОСУ

Реклама

Реклама

«»

МБ Фотография/Момент/Getty Images

С каким из этих элементов вы бы связались как русалка?

ПРОКРУТИТЕ К СЛЕДУЮЩЕМУ ВОПРОСУ

Реклама

Реклама

«»

Yuri_Arcurs/E+/Getty Images

Как вы думаете, вам было бы одиноко, как русалке?

Иногда да

Нет, потому что иногда я люблю побыть один.

Наверное

Нет, у меня было бы много друзей.

ПРОКРУТИТЕ К СЛЕДУЮЩЕМУ ВОПРОСУ

Реклама

Реклама

«»

ShawnRayHarris/E+/Getty Images

Какие украшения вы бы носили в образе русалки?

Браслеты

Ожерелья

Серьги

ПРОКРУТИТЕ К СЛЕДУЮЩЕМУ ВОПРОСУ

Реклама

Реклама

«»

Абстрактное искусство с воздуха / DigitalVision / Getty Images

Как бы пах океан для вас?

ПРОКРУТИТЕ К СЛЕДУЮЩЕМУ ВОПРОСУ

Реклама

Реклама

«»

Имгортанд/E+/Getty Images

Как вы думаете, у вас хороший певческий голос?

Не уверен.

Все в порядке.

Не совсем

Да, я так думаю.

ПРОКРУТИТЕ К СЛЕДУЮЩЕМУ ВОПРОСУ

Реклама

Реклама

«»

Walt Disney Pictures/ Walt Disney Feature Animation/ Silver Screen Partners IV

С каким персонажем из «Русалочки» вы бы хотели объединиться?

Себастьян

Камбала

Обломки

Скаттл

ПРОКРУТИТЕ К СЛЕДУЮЩЕМУ ВОПРОСУ

Реклама

Реклама

«»

SinghaphanAllB/ Момент / Getty Images

Как согреться холодными ночами?

Пожалуй, я просто замерзну.

В океане есть одеяла?

Оборачиваясь водорослями

Оставаясь у поверхности океана

ЗАВЕРШЕНИЕ ВИКТОРИНЫ

Реклама

Реклама

Вы получили:

Что на самом деле говорит о вас тест на оптическую иллюзию рыбы или русалки

Хотя бесплатные тесты личности в Интернете ни в коем случае не являются точным показателем того, кто вы есть как личность, тем не менее, они оказались увлекательными.

Существует так много различных черт, составляющих личность, что делает каждого человека таким уникальным. Однако быть объективным в отношении собственных личностных качеств может быть сложно, потому что мы не всегда видим себя такими, какими нас видят другие.

Интернет-тесты личности позволяют весело и легко обнаружить маленькие скрытые части себя, которые могут дать вам некоторое представление о том, кто вы есть.

Нельзя недооценивать тот факт, что эти типы личностных тестов предназначены исключительно для развлекательных целей и не предназначены для точного анализа вашего психологического состояния или самочувствия — факт, продемонстрированный одним особенно популярным личностным тестом, который распространяется в Интернете. недавно.

В приведенном ниже популярном меме говорится, что то, что вы видите первым в оптической иллюзии, показывает, правое у вас или левое полушарие мозга.

Мем предполагает, что двусмысленная фигура является либо русалкой, либо рыбой, и то, как вы ее интерпретируете, предположительно дает представление о доминирующей стороне вашего мозга.

Согласно мему, если вы видите рыбу, у вас правое полушарие, а если вы видите русалку, у вас левое полушарие.

Однако многие люди, поделившиеся изображением в Твиттере, в том числе автор Гарри Поттера Дж. К. Роулинг, сказали, что вместо рыбы или русалки они видели либо осла, либо тюленя.

Но это осел. pic.twitter.com/a60ccFCQ2G

— Дж.К. Роулинг (@jk_rowling) 19 марта 2022 г.

СВЯЗАННЫЕ С: Только люди, которые видят, как эта лошадь движется назад, находятся в здравом уме

Означает ли, что, увидев рыбу, русалку, тюленя или осла в этой оптической иллюзии, вы остались- или правое полушарие?

На самом деле то, что вы видите на этом оптическом изображении, скорее всего, не имеет ничего общего с левым или правым полушарием мозга.

Как оказалось, это конкретное изображение было впервые представлено в 1968 в журнале «Восприятие и психофизика» в качестве примера неоднозначных фигур, созданных для использования психологами в различных экспериментах.

Изображение было снова перепрофилировано для исследования 2008 года в Корнельском университете, которое не имело никакого отношения к лево- или правостороннему полушарию мозга, а скорее рассматривало, как «мотивационные состояния людей — их желания и предпочтения — влияют на их обработку зрительных стимулы».

Исследователи Эмили Балчетис и Дэвид Даннинг хотели выяснить, будет ли объективно неоднозначное изображение восприниматься участниками по-разному, если они почувствуют мотивацию увидеть ту или иную фигуру.

Участникам были показаны черно-белые рисунки животных. Половине участников сказали, что вид сельскохозяйственных животных приносит положительные баллы, а вид морских — отрицательные, а другой половине сказали обратное.

Каждый участник накапливал баллы в зависимости от своего выбора, и их баллы определяли, что они будут потреблять после выполнения задачи изображения: ноль баллов приравнивается к воде, положительные баллы приравниваются к конфетам, а отрицательные баллы приравниваются к банке бобов.

Последним изображением, использованным для определения их общего количества баллов, было это неоднозначное изображение, которое исследователи назвали «неоднозначной фигурой лошади-тюленя».:

Фото: Journal of Personality and Social Psychology, 2006 Vol. 91, № 4, 616

Исследователи обнаружили, что в надежде увидеть сельскохозяйственное животное 66,7% участников видели лошадь и 33,3% — тюленя. Между тем, в надежде увидеть морское животное только 27,3% видели лошадь и 72,7% — тюленя.

Желая съесть конфету вместо консервированной фасоли, «участники, как правило, видели интерпретацию фигуры, которую они хотели видеть, а не ту, которую они хотели избежать», — заключает исследование.

Это означает, что когда вы мотивированы видеть что-то определенным образом, вы с большей вероятностью увидите это именно таким.

СВЯЗАННЫЕ С: Тест личности, который вы видите первым на этой картинке, выявляет ваши доминирующие черты

Итак, что это значит, если вы увидели рыбу, русалку, осла, лошадь или тюленя в этой оптической иллюзии?

Без какой-либо явной мотивации, такой как заявленная награда, наиболее вероятно, что животное, которое вы увидели первым, представляет ценности и черты характера, которые вы считаете благоприятными или выгодными.

Вот что первое, что вы можете сказать на этом изображении о том, что вы считаете важным, основываясь на символике, обычно ассоциируемой с каждым из них.

1. Если первое, что вы увидели, была лошадь…

Лошади — престижные животные, известные как символ свободы, выносливости, величия, духа, решимости и отваги.

Если вы видите лошадь на этом изображении, вы воплощаете вольную природу лошади. Вы особенно решительный человек, который не боится столкнуться с трудностями.

2. Если первое, что вы увидели, было тюленем…

Тюлени, обладающие общими чертами элементов Воды и Земли, являются символами игривости, интуитивности, гармонии и счастья.

Если вы видите на этом изображении тюленя, вы расслаблены и тяготеете к приключениям. Точно так же, как тюленю комфортно на суше и в воде, вам легко приспособиться к новым ситуациям и плыть по течению.

Похожие истории от YourTango:

Мужчины с этими 10 недостатками характера никогда не будут относиться к вам так, как вы того заслуживаете

Что ваш цвет глаз говорит о вашей личности

Ваши доминирующие черты личности, основанные на 5 основных элементах природы

3.

Если первое, что вы увидели, была рыба…

Рыбы символизируют возрождение, плодородие , удачи, перемен, здоровья и эмоций. Связанные с водой, рыбы также известны как символы спокойствия и равновесия.

Если вы видите на этом изображении рыбу, значит, вы хорошо понимаете свои эмоции и не боитесь их выражать. У вас сильная интуиция, и вы можете хорошо адаптироваться практически в любой ситуации.

4. Если первое, что вы увидели, была русалка…

Русалки — символы красоты, нонконформизма и женственности.

Если вы видите русалку на этом изображении, вы тот, кто всегда остается верен себе. Так же, как русалок нельзя приручить, так и те, кто видят русалку в этом образе, упиваются своей уникальностью.

5. Если первым, что вы увидели, был осел…

Ослы — символы чести, роста, служения и интуиции.

Если вы видите на этом изображении осла, вы трудолюбивый человек с сильным чувством ответственности. Вы также лояльны, но ваша сильная интуиция удерживает вас от слепой лояльности.