Теории личности фрейда: Структура личности по Фрейду

Содержание

Структура личности по Фрейду

Можно с уверенностью утверждать, что у истоков современной психологии стоят взгляды выдающегося австрийского психоаналитика Зигмунда Фрейда. Его по праву называют “отцом” современной психологии. Центральным в раннем описании личности во взглядах З. Фрейда являлась концепция неосознаваемых психических процессов. Однако в начале 20-х годов Фрейд пересмотрел свою концептуальную модель психической жизни и ввел в анатомию личности три структуры: ид, эго и суперэго.

Ид. Слово “ид” происходит от латинского “оно” и, по Фрейду, означает исключительно примитивные, инстинктивные и врожденные аспекты личности. Ид полностью функционирует в бессознательном и тесно связано с первичными потребностями (еда, сон, дефекация ), которые наполняют наше поведение энергией. Согласно Фрейду, ид — нечто темное, биологическое, хаотичное, не знающее законов, не подчиняющееся правилам. Ид сохраняет свое центральное значение для индивидуума на протяжении всей его жизни. Являясь самой старой исходной структурой психики, ид выражает первичный принцип всей человеческой жизни — немедленный выплеск психической энергии, производимой биологически обусловленными побуждениями (особенно сексуальными и агрессивными). Немедленная разрядка напряжения получила название принцип удовольствия. Ид следует из этого принципа, выражая себя в импульсивной, себялюбивой манере, не обращая внимания на последствия для других и вопреки самосохранению. Иначе говоря, ид можно сравнить со слепым королем, чья брутальная власть и авторитет заставляют подчиняться, но, чтобы реализовать власть, он вынужден опираться на своих подданных.

Фрейд описал два механизма, посредством которых ид избавляет личность от напряжения: рефлекторные действия и первичные процессы. В первом случае ид отвечает автоматически на сигналы возбуждения и, таким образом, сразу снимает напряжение, вызываемое раздражителем. Примеры подобных врожденных рефлекторных механизмов — кашель в ответ на раздражение верхних дыхательных путей и слезы, когда в глаз попадает соринка. Однако надо признать, что рефлекторные действия не всегда снижают уровень раздражения или напряжения. Так, ни одно рефлекторное движение не даст голодному ребенку достать пищу. Когда рефлекторное действие не может снизить напряжение, вступает в действие другая функция ид, называемая первичным процессом представления. Ид формирует психический образ объекта, первоначально связанного с удовлетворением основной потребности. В примере с голодным ребенком данный процесс может вызвать образ материнской груди или бутылочки молока. Другие примеры первичного процесса представления обнаруживаются в сновидениях, галлюцинациях или психозах.

Первичные процессы — нелогичная, иррациональная и фантазийная форма человеческих представлений, характеризующаяся неспособностью подавлять импульсы и различать реальное и нереальное, “себя” и “не-себя”. Сложность поведения в соответствии с первичным процессом заключается в том, что индивидуум не может проводить различия между актуальным объектом, способным удовлетворять потребность, и его образом. Например, между водой и миражом воды для человека, бредущего по пустыне. Поэтому, утверждал Фрейд, для младенца является невыполнимой задача научиться откладывать удовлетворение своих первичных потребностей. Способность к отсроченному удовлетворению впервые возникает, когда маленькие дети понимают, что, помимо их собственных нужд и желаний, есть еще и внешний мир. С появлением этого знания возникает вторая структура личности, эго.

Эго (от лат. “ego” — “Я”) — это компонент психического аппарата, ответственный за принятие решений. Эго стремится выразить и удовлетворить желания ид в соответствии с ограничениями, налагаемыми внешним миром. Эго получает свою структуру и функцию от ид, эволюционирует из него и заимствует часть энергии ид для своих нужд, чтобы отвечать требованиям социальной реальности. Таким образом, эго помогает обеспечить безопасность и самосохранение организма. Например, голодный человек в поисках еды должен различать образ пищи, возникающий в представлении, и образ пищи в реальности. То есть человек должен научиться доставать и потреблять пищу прежде, чем напряжение снизится. Эта цель заставляет человека учиться, думать, рассуждать, воспринимать, решать, запоминать и т.п. Соответственно эго использует когнитивные и перцептивные процессы в своем стремлении удовлетворять желания и потребности ид. В отличии от ид, природа которого выражается в поиске удовольствия, эго подчиняется принципу реальности, цель которого — сохранение целостности организма путем отсрочки удовлетворения инстинктов до того момента, когда будет найдена возможность достичь разрядки подходящим способом или будут найдены соответствующие условия во внешней среде.

Для того, чтобы человек эффективно функционировал в обществе, он должен иметь систему ценностей, норм и этики, разумно совместимых с теми, что приняты в его окружении. Все это приобретается в процессе “социализации”; на языке структурной модели психоанализа — посредством формирования суперэго (от лат. “super” — “сверх” и “ego” — “Я”).

Суперэго последний компонент развивающейся личности. С точки зрения Фрейда, организм не рождается с суперэго. Скорее, дети должны обретать его, благодаря взаимодействию с родителями, учителями и другими “формирующими” фигурами. Будучи морально-этической силой, суперэгоявляется следствием продолжительной зависимости ребенка от родителей. Оно начинает проявляться, когда ребенок начинает различать “правильно” и “неправильно” (примерно в возрасте от 3 до 5 лет).

Фрейд разделил суперэго на две подсистемы: совесть и эго-идеал. Совесть приобретается посредством родительских наказаний. Она связана с такими поступками, которые родители называют “непослушным поведением” и за которые ребенок получает выговор. Совесть включает в себя способность к критической самооценке, наличие моральных запретов и возникновение чувства вины. Поощрительный аспект суперэго — это эго-идеал. Он формируется из того, что значимые люди одобряют или высоко ценят. И, если цель достигнута, вызывает чувство самоуважения и гордости.

Суперэго считается полностью сформированным, когда родительский контроль сменяется самоконтролем. Суперэго, пытаясь полностью затормозить любые общественно осуждаемые импульсы со стороны ид, пытается направлять человека к абсолютному совершенству в мыслях, словах и поступках. То есть, оно пытается убедить эго в преимуществе идеалистических целей над реалистичными.

Зигмунд Фрейд — Статьи о кокаине

Пять статей о кокаине и кокаинизме великого австрийского психолога и психиатра, основоположника психоанализа Зигмунда Фрейда….

Зигмунд Фрейд — О психоанализе. Леонардо да Винчи

Работы выдающегося австрийского ученого Зигмунда Фрейда «О психоанализе» и «Леонардо да Винчи. Этюд по теории психосексуальности» прекрасно дополняют друг друга. В первой из них излагаются основные принципы психоанализа, а вторая…

Зигмунд Фрейд — Болезнь культуры

Почему войны неизбежны? Отчего возник кризис культуры в современной Европе? Возможно ли реконструировать личность Моисея – реального человека, а не библейского героя? Юмор – каков механизм возникновения этого чувства? В сборник. ..

Биологическое и социальноев структуре личности

Биологическое и социальное — два класса устойчивых компонентов (подструктур), составляющих структуру человека как целостной системы. Цель, задачи, предмет и объект исследования. Индивид как биосоциальный феномен. Представления о…

Основные положения психоанализа

Термин «психоанализ» имеет три значения: 1) теория личности и психопатологии, 2) метод терапии личностных расстройств и 3) метод изучения неосознанных мыслей и чувств индивидуума. Это соединение теории с терапией и с оценкой…

Теория личности по Зигмунду Фрейду

Основные идеи психоанализа

Модели личности по Фрейду

Фрейдистская структура личности

Структура Фрейда имеет три компонента

Типология личности по Фрейду

Как повлияло учение Фрейда на соционику

Зигмунд Фрейд известен во всем мире. Его работы по психоанализу оказали огромное влияние на такие науки, как психология, социология, антропология. Он даже после смерти остается одним из самых оспариваемых ученых.

Свою теории Фрейд подвергал многократным переработкам. Он считал личность человека продуктом, формирующимся под влиянием борьбы с требованиями окружающего мира и внутренними конфликтами. Фрейд считал, что человеческая личность пребывает под влиянием социальных факторов, которые могут помогать либо мешать внутренней борьбе.

И теория личности Зигмунда Фрейда дала толчок к рождению психоанализа, которое стало новым направлением в психологии.

Основные идеи психоанализа

Методы психоанализа базируются на концепции теории Фрейда, они изучают:

  • поведение человека, его психику, которые находятся в зависимости от сексуального влечения, которое бессознательно влияет на личность.
  • психологические расстройства и проблемы. Все это может быть вызвано конфликтами между сознанием и желаниями, диктуемыми бессознательным.
  • защитные механизмы человеческой психики, которые препятствуют осознанию установок и содержимого бессознательного.

Коррекция психологических расстройств легла в основу концепции личности Фрейда. Она подразумевает понимание причинивших травмы человеку воспоминаний. Таким образом можно намного облегчить состояние конфликта бессознательного и сознательного. Пациент при помощи психоаналитика погружается в бессознательное, и там уже видит все травмы, вызывающие противоречия.

По сути, психоанализ работает с травмами в несколько этапов:

  • проживание травмы, которую высвобождают из бессознательного.
  • проведение анализа травмы с подключением сознательного.
  • принятие болезненного опыта.

Модели личности по Фрейду

Фрейдом были предложены пять моделей описания личностей, которые взаимосвязаны.

Благодаря моделям личности можно понять, как работает психика человека.

Топографическая. Наш ум по Фрейду схож с айсбергом, с вершиной, связанной с воспоминаниями и сознанием, средний – подсознанием и опять-таки воспоминаниями и подводной частью – бессознательным с тревожными, травмирующими эмоциями и мыслями.

Динамическая. Здесь Фрейд говорил о конфликте между поисками удовольствий человеком и защитными механизмами психики. Благодаря чему появляется психическая динамика, при помощи которой человеку можно адаптироваться в обществе, развиваться.

Экономическая. Здесь в основе модели лежит драйв, побуждающий к действию людей. У Фрейда было их два – жизненный Эрос, основанный на стремлении к развитию отношений, самозащите и смертельный Танатос, базирующийся на саморазрушении.

Генетическая. В этой модели Фрейд говорил о том, что у человека есть эрогенные зоны и в разном возрасте он получает от них удовлетворение. В младенчестве и до 1,5 года есть оральная, потом до 4 лет – анальная, до 7 лет – фаллическая, до 12 лет — латентная и дальше генитальная. И в зависимости от удовлетворенности или разочарованности на этих стадиях, формируются  типы личности по Фрейду.

Структурная. В рамках этой модели разум разделен на 3 части, где есть место идентификатору или Оно, Я или Эго и сверх – Я или супер-Эго.

Фрейдистская структура личности

Структура личности по Фрейду вызвала в свое время массу споров, кто-то считал ее революционной, кто-то называл ученого шарлатаном. Согласно мнению Фрейда в психике человека есть сознательное и бессознательное. И между ними есть постоянное противостояние. Но более сильная сторона – бессознательное, которое и рулить жизнью человека.

 Структура Фрейда имеет три компонента

  1. бессознательное или Оно, которое представляет собою накопленный опыт в процессе эволюции человека, получаемый каждый при появлении на свет автоматически. Здесь можно говорить о примитивных инстинктах, потребностях в еде, сне, безопасности и пр.
  2. Эго или Я, где также речь идет о врожденном образовании, расположенным между сознательным и бессознательным, влияющим на них. Там как раз протекают интеллектуальные процессы.
  3. сознательное или Сверх-Я, формирующийся во время жизни человека, куда входят ценности человека, нормы морали и этики, понятие хорошего и плохого.

Подсознательное в этой структуре на лидирующих позициях. И здесь важную роль играют такие инстинкты как смерть и жизнь. И они также находятся в постоянном противоречии друг другу. При чем, подсознательное сильно влияет на личность человека.

И если человек занимается творчеством, работает над своей самореализацией, то согласно Фрейду он сублимирует свою неудовлетворенную сексуальность.

Супер – Эго не позволяет нам сравняться с приматами, стать дикими, а также влияние социума. При чем оно еще находиться между страдающих от противоречий сознательного и бессознательного. Это как канат, который тянут на себя две команды. И Фрейд дает не слишком утешительный прогноз относительно возможности человеком быть счастливым из-за этого.

Типология личности по Фрейду

Психоанализе предлагает деление на типы согласно фиксации сексуального влечения, его удовлетворения на разных стадиях развития. При полученной травме на каком-то из этапов или при ярком удовлетворении, оказывается влияние и на тип характера.

Согласно Фрейду есть четыре типа личности.

  1. Оральный. Представители этого типа очень восприимчивы, склонны к курению, алкоголизму, перееданию. Они могут быть излишне болтливыми, вербально проявлять агрессию, злословить. При этом у таких людей часто меняется настроение, у них есть склонность к эйфории и депрессии, а также, к жадности. Люди орального типа имеют мышление, направленное на удовлетворение желаний.
  2. Анальный. Здесь могут быть два проявления, которые связаны с функциями ануса — выталкиванием и удержанием. Первый случай: человек уступчив, расточителен, слишком щедр, может быть неряшлив. Второй – человек скупой, упрямый, излишне педантичен.
  3. Фаллический. Данный тип личности очень активный, неразборчив в связях, имеет склонность к доминированию, садизму.
  4. Генитальный. Фрейд считал, что такие люди отличаются стойкой психикой, легкой адаптацией к миру. И все благодаря защитному механизму – сублимации.

Прошло более столетия с момента появления теории психоанализа, и можно увидеть пробелы ее и слабые места. Но, как бы там ни было, идеи Фрейда положили основы в изучении человеческой личности, а также, дали нам представления о внутреннем мире человека.

Как повлияло учение Фрейда на соционику

Фрейд с его теорией о работе человеческой психики имел последователя – Карла Юнга, хотя последний немного и расходился с ним в некоторых вопросах. Юнг развил идею об Эго, супер — Эго и их делению по психологическим функциям.  И о нем часто говорят, как об основоположнике теории психологических типов, которая стала использоваться в дальнейшем и в соционике.

К.Юнг предложил деление психотипов по структуре относительно экстраверсии/интроверсии, рациональности/иррациональности, эмоций/мышления и ощущений/интуиции. Он предложил деление на 8 типов личности согласно ведущей функции.

И уже потом Аушра Аугустинавичюте, а также, И.Майерс-Бриггс предложили классификацию из 16 типов, основанных на информационном метаболизме. Так была разработана MBTI – типология, известная во всем мире.

Шестнадцать психотипов делят на квадры. Название каждый психотип по Майерс-Бриггс получил в виде кода из четырех букв, которые обозначают одну из четырех элементов структуры. Эти же психотипы у Аушры названы в честь известных личностей, к примеру, полководцев, артистов.

Соционика предлагает человеку возможности, о которых он может даже не догадываться. Плюс, она позволяет понять сильные/слабые стороны, и сделать правильный выбор на основе имеющихся талантов. А также, научит правильно выстраивать отношения с партнером, коллегами и окружающими людьми. Поэтому соционику успешно применяют в процессе психотерапии и психодиагностики.

Поделиться

Психодинамические взгляды на личность | безграничная психология |

Фрейдистская психоаналитическая теория личности

Согласно психоаналитической теории Фрейда, развитие личности проходит ряд стадий, каждая из которых характеризуется определенным внутренним психологическим конфликтом.

Цели обучения

Обобщите теории Фрейда о человеческой личности и стадиях психосексуального развития, а также распространенную критику его теорий

Ключевые выводы

Ключевые моменты
  • Психоаналитическая теория личности Зигмунда Фрейда утверждает, что человеческое поведение является результатом взаимодействия между тремя составными частями разума: Ид, Эго и Супер-Эго.
  • Эта «структурная теория» личности придает большое значение тому, как конфликты между частями разума формируют поведение и личность. Эти конфликты в основном бессознательны.
  • Согласно Фрейду, личность развивается в детстве и критически формируется через ряд пяти психосексуальных стадий, которые он назвал своей психосексуальной теорией развития.
  • На каждом этапе ребенок сталкивается с конфликтом между биологическими влечениями и социальными ожиданиями; успешное преодоление этих внутренних конфликтов приведет к овладению каждой стадией развития и, в конечном счете, к полностью зрелой личности.
  • Идеи Фрейда с тех пор были встречены критикой, отчасти из-за его особого внимания к сексуальности как главному движущему фактору развития человеческой личности.
Ключевые термины
  • невроз : Психическое расстройство, характеризующееся тревогой или страхом; менее тяжелый, чем психоз, потому что не связан с отрывом от реальности (например, с галлюцинациями).
  • психосексуальный : Относящийся как к психологическим, так и к сексуальным аспектам.

Зигмунд Фрейд : Фрейд разработал психоаналитическую теорию развития личности, которая утверждала, что личность формируется в результате конфликтов между тремя фундаментальными структурами человеческого разума: ид, эго и суперэго.

Психоаналитическая теория личности Зигмунда Фрейда утверждает, что человеческое поведение является результатом взаимодействия между тремя составными частями разума : ид, эго, и суперэго . Эта теория, известная как структурная теория личности Фрейда, уделяет большое внимание роли бессознательных психологических конфликтов в формировании поведения и личности. Считается, что динамические взаимодействия между этими фундаментальными частями разума проходят через пять различных психосексуальных стадий развития. Однако за последнее столетие идеи Фрейда подверглись критике, отчасти из-за его особого внимания к сексуальности как главному движущему фактору развития человеческой личности.

Структура человеческого разума Фрейда

Согласно Фрейду, наша личность развивается в результате взаимодействия между тем, что он назвал тремя фундаментальными структурами человеческого разума: ид, эго и суперэго. Конфликты между этими тремя структурами и наши попытки найти баланс между тем, чего «желает» каждая из них, определяют наше поведение и отношение к миру. Какой баланс мы находим в той или иной ситуации, определяет, как мы будем разрешать конфликт между двумя всеохватывающими поведенческими тенденциями: нашими биологическими агрессивными влечениями и поиском удовольствий против нашего социализированного внутреннего контроля над этими влечениями.

Конфликт в разуме : Согласно Фрейду, задача эго состоит в том, чтобы уравновесить агрессивные и стремящиеся к удовольствиям побуждения Ид моральным контролем Суперэго.

Идентификатор

id , самая примитивная из трех структур, связана с мгновенным удовлетворением основных физических потребностей и побуждений. Он действует совершенно бессознательно (вне сознательного мышления). Например, если ваш идентификатор пройдет мимо незнакомца, который ест мороженое, он, скорее всего, возьмет мороженое себе. Он не знает и не заботится о том, что грубо брать что-то, принадлежащее кому-то другому; его волнует только то, что ты хочешь мороженого.

Суперэго

Суперэго занимается социальными правилами и моралью — подобно тому, что многие люди называют своей «совестью» или своим «моральным компасом». Он развивается по мере того, как ребенок узнает, что его культура считает правильным и неправильным.

Если ваше суперэго пройдет мимо того же незнакомца, оно не возьмет его мороженое, потому что будет знать, что это будет грубо. Однако, если и ваш идентификатор , и ваше суперэго были вовлечены, и ваше идентификатор было достаточно сильным, чтобы преодолеть беспокойство вашего суперэго, вы все равно взял бы мороженое, но после этого вы, скорее всего, почувствовали бы вину и стыд за свои действия.

Эго

В отличие от инстинктивного ид и морального суперэго, эго является рациональной, прагматичной частью нашей личности. Он менее примитивен, чем Ид, и частично сознателен, частично бессознателен. Это то, что Фрейд считал «я», и его задача состоит в том, чтобы сбалансировать требования Ид и Супер-Эго в практическом контексте реальности. Итак, если вы еще раз пройдете мимо незнакомца с мороженым, ваше эго станет посредником в конфликте между вашим ид («Я хочу это мороженое прямо сейчас») и суперэго («Нехорошо брать чужое мороженое») и решили пойти купить себе мороженое.

Хотя это может означать, что вам придется подождать еще 10 минут, что расстроит ваше ид, ваше эго решает пойти на эту жертву как часть компромисса — удовлетворить ваше желание мороженого, а также избежать неприятной социальной ситуации и потенциального чувства стыда.

Фрейд считал, что Ид, Эго и Супер-Эго находятся в постоянном конфликте и что взрослая личность и поведение уходят корнями в результаты этой внутренней борьбы в детстве. Он считал, что человек с сильным эго имеет здоровую личность и что дисбаланс в этой системе может привести к неврозам (то, что мы теперь называем тревогой и депрессией) и нездоровому поведению.

Ид, Эго и Супер-Эго : Согласно структурной модели Фрейда, личность делится на Ид, Эго и Супер-Эго. На этой диаграмме меньшая часть над водой обозначает сознательный разум, а гораздо большая часть под водой иллюстрирует бессознательный ум.

Психосексуальные стадии развития

Фрейд считал, что природа конфликтов между Ид, Эго и Супер-Эго меняется со временем по мере того, как человек превращается из ребенка во взрослого. В частности, он утверждал, что эти конфликты проходят серию из пяти основных стадий, каждая из которых имеет свою направленность: оральную, анальную, фаллическую, латентную и генитальную. Он назвал свою идею психосексуальной теорией развития, в которой каждая психосексуальная стадия напрямую связана с различным физическим центром удовольствия.

На этих пяти стадиях ребенок сталкивается с различными конфликтами между его биологическими влечениями (ИД) и его социальным и моральным сознанием (суперрегионал0), поскольку его биологические потребности в поиске удовольствий сосредоточены на различных областях тела (то, что Фрейд называл «эрогенными влечениями»). зоны»). Способность ребенка разрешать эти внутренние конфликты определяет его будущую способность справляться и функционировать во взрослом возрасте. Неспособность разрешить стадию может привести к тому, что человек зациклится на этой стадии, что приведет к нездоровым чертам личности; успешное разрешение стадий приводит к здоровому взрослому.

Критика теорий Фрейда

Хотя у теорий Фрейда есть много преимуществ, которые помогли расширить наше психологическое понимание личности, они не безграничны.

Узкофокусный

Делая акцент на структуре человеческого разума, Фрейд почти не обращал внимания на влияние окружающей среды, социологии или культуры. Его теории были сильно сосредоточены на патологии и в значительной степени игнорировали «нормальное», здоровое функционирование. Его также критиковали за его близорукий взгляд на человеческую сексуальность, исключающий другие важные факторы.

Нет научной основы

Многие критики отмечают, что теории Фрейда не подкреплены никакими эмпирическими (экспериментальными) данными. На самом деле, когда исследователи стали более научно рассматривать его идеи, они обнаружили, что некоторые из них были неподдерживаемыми  : для того, чтобы теория была научно обоснованной, должна быть возможность ее опровергнуть («фальсифицировать»). с экспериментальными данными, и многие из представлений Фрейда не поддаются фальсификации.

Женоненавистничество

Феминистки и современные критики были особенно критичны ко многим теориям Фрейда, указывая на то, что предположения и подходы психоаналитической теории глубоко патриархальны (доминируют мужчины), антифеминистские и женоненавистнические (антиженские). Карен Хорни, психолог, последовавшая за Фрейдом, считала господствующий фрейдистский подход основанным на «мужском нарциссизме». Феминистка Бетти Фридан назвала фрейдовскую концепцию «зависти к пенису» чисто социальным предубеждением, типичным для викторианской эпохи, и показала, как эта концепция сыграла ключевую роль в дискредитации альтернативных представлений о женственности в начале и середине двадцатого века.

Неофрейдистская психоаналитическая теория личности

Неофрейдистские подходы к изучению личности одновременно расширяли оригинальные теории Фрейда и противоречили им.

Цели обучения

Проанализируйте вклад известных теоретиков-неофрейдистов в область психологии личности

Ключевые выводы

Ключевые положения
  • На протяжении многих лет Фрейд привлекал множество последователей, которые адаптировали и модифицировали его психоаналитические теории для создания новых теорий личности. Эти другие теоретики стали известны как неофрейдисты.
  • Неофрейдисты, такие как Адлер, Хорни, Юнг и Эриксон, соглашались с Фрейдом в том, что детские переживания имеют значение; однако они расширили идеи Фрейда, сосредоточив внимание на важности социологических и культурных влияний в дополнение к биологическим влияниям.
  • Альфред Адлер был первым, кто исследовал и разработал всеобъемлющую социальную теорию психодинамической личности и ввел идею «комплекса неполноценности».
  • Эрик Эриксон предложил психосоциальную теорию развития, которая предполагала, что личность человека развивается на протяжении всей его жизни на основе изменения акцента на различных социальных отношениях.
  • Двумя основными вкладами Карла Юнга были его идеи коллективного бессознательного и персоны .
  • Теории Карен Хорни были сосредоточены на «бессознательной тревоге», которая, по ее мнению, возникла из-за неудовлетворенных потребностей, одиночества и/или изоляции в раннем детстве.
Ключевые термины
  • патология : Любое отклонение от здорового или нормального состояния; нарушение.
  • психодинамический : Относится к подходу к психологии, который делает упор на систематическое изучение психологических сил, лежащих в основе человеческого поведения, чувств и эмоций, и того, как они могут быть связаны с ранними переживаниями.

Неофрейдистские подходы к личности

Хотя Зигмунд Фрейд внес большой вклад в область психологии благодаря своей психоаналитической теории личности, его работа не осталась без внимания. Многие критиковали его теории за чрезмерную сосредоточенность на сексуальности; За годы, прошедшие после его работы, многие другие теоретики адаптировали и опирались на его идеи, чтобы сформировать новые теории личности. Эти теоретики, которых называли неофрейдистами, в целом соглашались с Фрейдом в том, что детские переживания важны, но они уменьшали его акцент на сексе и сексуальности. Вместо строго биологического подхода к развитию личности (как это сделал Фрейд, сосредоточившись на индивидуальных эволюционных побуждениях), они более целостно сосредоточились на том, как социальная среда и культура влияют на развитие личности.

Фрейд и его последователи : Несколько психологов, изучавших теории Фрейда, работали непосредственно с самим Фрейдом в Университете Кларка. На этой фотографии Карл Юнг (в первом ряду справа) с Фрейдом (в первом ряду слева) и другими коллегами.

Известные неофрейдисты

Многие психологи, ученые и философы внесли существенные дополнения в психоаналитическое изучение личности. Четверо особенно известных неофрейдистов — это Альфред Адлер, Эрик Эриксон, Карл Юнг и Карен Хорни.

Альфред Адлер

Альфред Адлер был первым, кто исследовал и разработал всеобъемлющую социальную теорию психодинамической личности. Он основал школу психологии под названием индивидуальная психология, которая фокусируется на нашем стремлении компенсировать чувство неполноценности. Адлер предложил концепцию комплекса неполноценности, которая описывает чувство человека, что он ничего не стоит и не соответствует стандартам других или общества. Он также верил в важность социальных связей, рассматривая детское развитие как возникающее через социальное развитие, а не через сексуальные стадии, описанные Фрейдом. Исходя из этих идей, Адлер определил три фундаментальные социальные задачи, которые все мы должны решать: профессиональные задачи (карьера), социальные задачи (дружба) и любовные задачи (поиск интимного партнера для долгосрочных отношений).

Эрик Эриксон

Эрик Эриксон оказал влияние на то, что предложил психосоциальную теорию развития, которая предполагает, что личность человека развивается на протяжении всей жизни на основе ряда социальных отношений, что является отходом от взглядов Фрейда, более ориентированных на биологию. В своей психосоциальной теории Эриксон подчеркивал важность социальных отношений на каждом этапе развития личности, в отличие от того, что Фрейд делал акцент на сексе. Эриксон выделил восемь стадий, каждая из которых представляет собой конфликт или задачу развития. Развитие здоровой личности и чувства компетентности зависит от успешного выполнения каждой задачи.

Карл Юнг

Карл Юнг пошел по стопам Адлера, разработав теорию личности, названную аналитической психологией. Одним из основных вкладов Юнга была его идея коллективного бессознательного , , которое он считал «универсальной» версией личного бессознательного Фрейда, содержащего психические паттерны или следы памяти, общие для всех нас (Jung, 1928). Эти воспоминания предков, которые Юнг назвал архетипами , представлены универсальными темами, выраженными в литературе и искусстве различных культур, а также в мечтах людей. Юнг также предложил концепцию персона , относящаяся к своего рода «маске», которую мы принимаем на основе как нашего сознательного опыта, так и нашего коллективного бессознательного. Юнг считал, что эта личность служит компромиссом между тем, кто мы есть на самом деле (нашим истинным я), и тем, что общество ожидает от нас; мы прячем за этой маской те части себя, которые не соответствуют ожиданиям общества.

Карен Хорни

Карен Хорни была одной из первых женщин, получивших образование фрейдистского психоаналитика. Теории Хорни были сосредоточены на «бессознательной тревоге», которая, по ее мнению, возникла из-за переживаний неудовлетворенных потребностей, одиночества и / или изоляции в раннем детстве. Она выдвинула теорию о трех стилях преодоления, которые дети используют в отношении беспокойства: движение к людям, удаление от людей и движение против людей.

Хорни также оказал влияние на развитие феминизма в области психодинамики. Фрейда широко критиковали за его почти исключительное внимание к мужчинам и за то, что некоторые воспринимают как снисходительность по отношению к женщинам; например, Хорни не соглашался с фрейдистской идеей о том, что девушки испытывают «зависть к пенису» и завидуют мужским биологическим особенностям. По словам Хорни, любая ревность, скорее всего, связана с большими привилегиями, которые часто предоставляются мужчинам, а это означает, что различия между мужскими и женскими личностями обусловлены динамикой культуры, а не биологией. Далее она предположила, что у мужчин есть «зависть к матке», потому что они не могут рожать.

Фрейд и психодинамическая перспектива

Цели обучения

К концу этого раздела вы сможете:

  • Описывать предположения психодинамической точки зрения на развитие личности
  • Дайте определение и опишите природу и функции ид, эго и суперэго
  • Дайте определение и опишите защитные механизмы
  • Дайте определение и опишите психосексуальные стадии развития личности

 

Зигмунд Фрейд (1856–1939), вероятно, самый неоднозначный и неправильно понятый теоретик психологии. Читая теории Фрейда, важно помнить, что он был врачом, а не психологом. В то время, когда он получил образование, не было такой вещи, как степень в области психологии, что может помочь нам понять некоторые споры по поводу его теорий сегодня. Тем не менее, Фрейд был первым, кто систематически изучал и теоретизировал работу бессознательного в той манере, которую мы связываем с современной психологией.

В первые годы своей карьеры Фрейд работал с Йозефом Брейером, венским врачом. В это время Фрейд был заинтригован историей одной из пациенток Брейера, Берты Паппенгейм, которую называли под псевдонимом Анна О. (Launer, 2005). Анна О. ухаживала за своим умирающим отцом, когда у нее появились такие симптомы, как частичный паралич, головные боли, нечеткость зрения, амнезия и галлюцинации (Launer, 2005). Во времена Фрейда эти симптомы обычно называли истерией. Анна О. обратилась за помощью к Брейеру. Он провел 2 года (1880–1882), леча Анну О., и обнаружил, что предоставление ей возможности рассказать о своем опыте, по-видимому, приносит некоторое облегчение ее симптомов. Анна О. назвала его лечение «лечением разговором» (Launer, 2005). Несмотря на то, что Фрейд никогда не встречался с Анной О., ее история послужила основой для 1895 книга, Исследования истерии , которую он написал в соавторстве с Брейером. Основываясь на описании Брейером лечения Анны О., Фрейд пришел к выводу, что истерия была результатом сексуального насилия в детстве и что эти травматические переживания были скрыты от сознания. Брейер не согласился с Фрейдом, из-за чего их совместная работа вскоре прекратилась. Однако Фрейд продолжал работать над совершенствованием разговорной терапии и построением своей теории личности.

Чтобы объяснить концепцию сознательного и бессознательного опыта, Фрейд сравнил разум с айсбергом ([ссылка]). Он сказал, что только одна десятая часть нашего разума сознательна, а остальная часть нашего разума бессознательна. Наше бессознательное относится к той умственной деятельности, о которой мы не знаем и к которой не имеем доступа (Фрейд, 19).23). Согласно Фрейду, неприемлемые побуждения и желания удерживаются в нашем бессознательном посредством процесса, называемого вытеснением. Например, иногда мы говорим вещи, которые не собираемся говорить, непреднамеренно заменяя то слово, которое мы имели в виду, другим словом. Вы, наверное, слышали об оговорке по Фрейду, термин, используемый для описания этого. Фрейд предположил, что оговорки на самом деле являются сексуальными или агрессивными побуждениями, случайно выскальзывающими из нашего бессознательного. Подобные речевые ошибки встречаются довольно часто. Рассматривая их как отражение бессознательных желаний, современные лингвисты обнаружили, что оговорки, как правило, происходят, когда мы устали, нервничаем или не достигаем оптимального уровня когнитивных функций (Motley, 2002).

Фрейд считал, что мы осознаем лишь небольшую часть деятельности нашего разума и что большая ее часть остается скрытой от нас в нашем бессознательном. Информация в нашем бессознательном влияет на наше поведение, хотя мы этого не осознаем.

Согласно Фрейду, наша личность развивается в результате конфликта между двумя силами: нашими биологическими агрессивными влечениями и стремлением к удовольствиям против нашего внутреннего (социализированного) контроля над этими влечениями. Наша личность является результатом наших усилий уравновесить эти две конкурирующие силы. Фрейд предположил, что мы можем понять это, представив три взаимодействующие системы в нашем сознании. Он назвал их ид, эго и суперэго ([ссылка]).

Работа эго, или самости, состоит в том, чтобы сбалансировать агрессивные/ищущие удовольствия побуждения Ид с моральным контролем Суперэго.

Бессознательное Ид содержит наши самые примитивные побуждения или побуждения и присутствует с рождения. Он направляет импульсы голода, жажды и секса. Фрейд считал, что Оно действует по тому, что он называл «принципом удовольствия», согласно которому Оно стремится к немедленному удовлетворению. Через социальные взаимодействия с родителями и другими людьми в окружении ребенка развиваются эго и суперэго, помогающие контролировать ид. Суперэго развивается по мере того, как ребенок взаимодействует с другими, изучая социальные правила правильного и неправильного. Суперэго действует как наша совесть; это наш моральный компас, который говорит нам, как мы должны себя вести. Он стремится к совершенству и оценивает наше поведение, вызывая чувство гордости или — когда мы не в идеале — чувство вины. В отличие от инстинктивного ид и суперэго, основанного на правилах, эго является рациональной частью нашей личности. Это то, что Фрейд считал самостью, и это часть нашей личности, которую видят другие. Его работа состоит в том, чтобы сбалансировать требования ид и суперэго в контексте реальности; таким образом, он действует на основе того, что Фрейд называл «принципом реальности». Эго помогает Ид реалистично удовлетворять свои желания.

Ид и Суперэго находятся в постоянном конфликте, потому что Ид хочет мгновенного удовлетворения независимо от последствий, но Суперэго говорит нам, что мы должны вести себя социально приемлемым образом. Таким образом, задача эго состоит в том, чтобы найти золотую середину. Это помогает удовлетворить желания Ид рациональным способом, который не приведет нас к чувству вины. Согласно Фрейду, человек с сильным эго, способным уравновесить потребности Ид и Супер-Эго, обладает здоровой личностью. Фрейд утверждал, что дисбаланс в системе может привести к неврозам (склонность испытывать отрицательные эмоции), тревожным расстройствам или нездоровому поведению. Например, человек, над которым доминирует его Ид, может быть самовлюбленным и импульсивным. Человек с доминирующим Супер-Эго может находиться под контролем чувства вины и отказывать себе даже в социально приемлемых удовольствиях; и наоборот, если суперэго слабое или отсутствует, человек может стать психопатом. Чрезмерно доминирующее супер-эго можно увидеть у чрезмерно контролируемого человека, чье рациональное понимание реальности настолько сильно, что он не осознает своих эмоциональных потребностей, или у невротика, который чрезмерно обороняется (чрезмерно использует защитные механизмы эго).

Фрейд считал, что чувство тревоги возникает из-за неспособности Эго опосредовать конфликт между Ид и Супер-Эго. Когда это происходит, Фрейд считал, что эго стремится восстановить равновесие с помощью различных защитных мер, известных как защитные механизмы ([ссылка]). Когда определенные события, чувства или стремления вызывают индивидуальную тревогу, человек желает уменьшить эту тревогу. Для этого подсознание человека использует механизмы защиты эго, бессознательные защитные действия, направленные на уменьшение беспокойства. Эго, обычно сознательное, прибегает к бессознательным усилиям, чтобы защитить эго от подавления тревогой. Когда мы используем защитные механизмы, мы не осознаем, что используем их. Кроме того, они действуют различными способами, которые искажают действительность. Согласно Фрейду, все мы используем защитные механизмы эго.

Защитные механизмы — это бессознательные защитные действия, направленные на уменьшение беспокойства.

Хотя все используют защитные механизмы, Фрейд считал, что чрезмерное их использование может быть проблематичным. Например, предположим, что Джо Смит — школьный футболист. В глубине души Джо испытывает сексуальное влечение к мужчинам. Его сознательное убеждение состоит в том, что быть геем аморально и что, если бы он был геем, его семья отреклась бы от него, и он подвергся бы остракизму со стороны сверстников. Следовательно, существует конфликт между его сознательными убеждениями (быть геем неправильно и приведет к изгнанию) и его бессознательными побуждениями (влечением к мужчинам). Мысль о том, что он может быть геем, вызывает у Джо чувство беспокойства. Как он может уменьшить свою тревогу? Джо может обнаружить, что ведет себя как «мачо», отпускает гейские шутки и придирается к школьному сверстнику-гею. Таким образом, бессознательные импульсы Джо еще больше подавляются.

Существует несколько различных типов защитных механизмов. Например, при вытеснении вызывающие тревогу воспоминания из сознания блокируются. В качестве аналогии предположим, что ваша машина издает странный шум, но поскольку у вас нет денег, чтобы ее починить, вы просто включаете радио, чтобы больше не слышать странный шум. В конце концов, вы забываете об этом. Точно так же в человеческой психике, если воспоминание слишком подавляющее, чтобы с ним можно было справиться, оно может быть вытеснено и, таким образом, удалено из сознательного понимания (Фрейд, 19). 20). Эта подавленная память может вызывать симптомы в других областях.

Другим защитным механизмом является формирование реакции, при которой человек выражает чувства, мысли и поведение, противоположные его склонностям. В приведенном выше примере Джо высмеивал сверстника-гомосексуалиста, в то время как сам испытывал влечение к мужчинам. При регрессии человек действует намного моложе своего возраста. Например, четырехлетний ребенок, который возмущается появлением новорожденного брата или сестры, может вести себя как младенец и снова пить из бутылочки. В проекции человек отказывается признавать свои бессознательные чувства и вместо этого видит эти чувства в ком-то другом. Другие защитные механизмы включают рационализацию, замещение и сублимацию.

 

Ссылка на обучение

На этом сайте вы можете проверить свои знания о защитных механизмах Фрейда, играя в игру на соответствие.

Фрейд считал, что личность развивается в раннем детстве: детские переживания формируют нашу личность, а также наше поведение во взрослом возрасте. Он утверждал, что в детстве мы развиваемся через ряд стадий. Каждый из нас должен пройти через эти этапы детства, и если у нас не будет надлежащего воспитания и воспитания на каком-то этапе, мы застрянем или зациклимся на этом этапе, даже будучи взрослыми.

На каждой психосексуальной стадии развития стремления ребенка к удовольствию, исходящие из Ид, фокусируются на другой области тела, называемой эрогенной зоной. Стадии: оральная, анальная, фаллическая, латентная и генитальная ([ссылка]).

Теория психосексуального развития Фрейда весьма противоречива. Чтобы понять истоки теории, полезно ознакомиться с политическим, социальным и культурным влиянием эпохи Фрейда в Вене на рубеже 20-го века. В ту эпоху климат сексуального подавления в сочетании с ограниченным пониманием и образованием, касающимся человеческой сексуальности, сильно повлиял на точку зрения Фрейда. Учитывая, что секс был запретной темой, Фрейд предположил, что негативные эмоциональные состояния (неврозы) возникают в результате подавления бессознательных сексуальных и агрессивных побуждений. Для Фрейда его собственные воспоминания и интерпретации переживаний и сновидений пациентов были достаточным доказательством того, что психосексуальные стадии были универсальными событиями в раннем детстве.

Стадии психосексуального развития Фрейда
Сцена Возраст (лет) Эрогенная зона Крупный конфликт Пример фиксации для взрослых
Оральный 0–1 Рот Отлучение от груди или бутылочки Курение, переедание
Анал 1–3 Анус Приучение к туалету Аккуратность, беспорядок
Фаллический 3–6 Гениталии Комплекс Эдипа/Электры Тщеславие, чрезмерное честолюбие
Задержка 6–12 Нет Нет Нет
Генитальный 12+ Гениталии Нет Нет

Оральная сцена

На оральной стадии (от рождения до 1 года) удовольствие сосредоточено на рту. Прием пищи и удовольствие, получаемое от сосания (соски, пустышки и большого пальца), играют большую роль в первый год жизни ребенка. Примерно в возрасте 1 года младенцев отлучают от бутылочки или груди, и этот процесс может вызвать конфликт, если опекуны не справятся с ним должным образом. Согласно Фрейду, взрослый, который курит, пьет, переедает или грызет ногти, фиксируется на оральной стадии своего психосексуального развития; она могла быть отнята от груди слишком рано или слишком поздно, что привело к этим тенденциям фиксации, которые все стремятся ослабить тревогу.

Анальная сцена

После прохождения оральной стадии дети вступают в то, что Фрейд назвал анальной стадией (1–3 года). На этом этапе дети испытывают удовольствие от движений кишечника и мочевого пузыря, поэтому вполне логично, что конфликт на этом этапе связан с приучением к туалету. Фрейд предположил, что успех на анальной стадии зависит от того, как родители относятся к приучению к туалету. Родители, которые хвалят и вознаграждают, поощряют положительные результаты и могут помочь детям почувствовать себя компетентными. Жесткие родители в приучении к туалету могут вызвать у ребенка фиксацию на анальной стадии, что приведет к развитию анально-удерживающей личности. Анально-сохраняющая личность скупа и упряма, имеет навязчивую потребность в порядке и аккуратности и может считаться перфекционистом. Если родители слишком снисходительны в приучении к туалету, ребенок также может зациклиться и проявить анально-изгнание. Анально-изгнательная личность неряшлива, небрежна, неорганизованна и склонна к эмоциональным вспышкам.

Фаллическая сцена

Третьей стадией психосексуального развития Фрейда является фаллическая стадия (3–6 лет), соответствующая возрасту, когда дети осознают свое тело и узнают различия между мальчиками и девочками. Эрогенной зоной на этом этапе являются половые органы. Конфликт возникает, когда ребенок испытывает влечение к родителю противоположного пола, а также ревность и ненависть к родителю своего пола. У мальчиков это называется Эдиповым комплексом, включающим стремление мальчика к своей матери и его стремление заменить своего отца, который рассматривается как соперник за внимание матери. При этом мальчик боится, что отец накажет его за чувства, поэтому переживает страх кастрации . Эдипов комплекс успешно разрешается, когда мальчик начинает идентифицировать себя со своим отцом как косвенный способ иметь мать. Неспособность разрешить Эдипов комплекс может привести к фиксации и развитию личности, которую можно охарактеризовать как тщеславную и чрезмерно амбициозную.

На фаллической стадии девочки переживают аналогичный конфликт — комплекс Электры. Комплекс Электры, который часто приписывают Фрейду, на самом деле был предложен протеже Фрейда Карлом Юнгом (Jung & Kerenyi, 19).63). Девушка жаждет внимания отца и хочет занять место матери. Юнг также сказал, что девочки сердятся на мать за то, что она не дала им пенис — отсюда термин зависть к пенису . Хотя изначально Фрейд рассматривал комплекс Электры как параллель Эдипову комплексу, позже он отверг его, тем не менее, он остается краеугольным камнем теории Фрейда, отчасти благодаря ученым в этой области (Freud, 1931/1968; Scott, 2005).

Период ожидания

За фаллической стадией психосексуального развития следует период, известный как латентный период (6 лет до полового созревания). Этот период не считается стадией, потому что сексуальные чувства дремлют, поскольку дети сосредотачиваются на других занятиях, таких как школа, дружба, хобби и спорт. Дети обычно участвуют в мероприятиях со сверстниками того же пола, что способствует закреплению гендерно-ролевой идентичности ребенка.

Генитальная стадия

Заключительной стадией является генитальная стадия (начиная с полового созревания). На этой стадии происходит сексуальное пробуждение, когда вновь всплывают инцестуозные побуждения. Молодой человек перенаправляет эти побуждения на других, более социально приемлемых партнеров (которые часто напоминают родителя другого пола). Люди на этой стадии имеют зрелые сексуальные интересы, что для Фрейда означало сильное влечение к противоположному полу. Люди, которые успешно завершили предыдущие стадии, достигнув генитальной стадии без фиксаций, считаются уравновешенными, здоровыми взрослыми.

Хотя большинство идей Фрейда не нашли поддержки в современных исследованиях, мы не можем сбрасывать со счетов тот вклад, который Фрейд внес в область психологии. Именно Фрейд указал, что большая часть нашей психической жизни находится под влиянием переживаний раннего детства и происходит вне нашего сознательного понимания; его теории проложили путь другим.

Зигмунд Фрейд представил первую всеобъемлющую теорию личности. Он также был первым, кто осознал, что большая часть нашей психической жизни протекает вне нашего сознательного восприятия. Фрейд также предложил три компонента нашей личности: ид, эго и суперэго. Работа эго состоит в том, чтобы сбалансировать сексуальные и агрессивные побуждения Ид с моральным идеалом Суперэго.