Теория психосоциального развития личности э эриксона: Теория развития личности Эриксона. Психосоциальное развитие

1. Концепции стадиальности личностного развития Э. Эриксона Концепция развитие личности А. В. Петровского Реферат С


Скачать 132 Kb.

страница1/4
Дата04.07.2018
Размер132 Kb.
#38918
ТипРеферат

  1   2   3   4

Реферат С


Содержание
Введение

1. Концепции стадиальности личностного развития Э. Эриксона

2. Концепция развитие личности А. В. Петровского

Заключение

Список литературы
Введение
Формирование научного знания об этапах развития личности в на­стоящее время находится в стадии становления. Первоначально учёные определяли этапы развития личности на основе биологического возрас­та. Далее, находя характерные черты каждого этапа, учёные начали опре­делять этапы развития личности по существенным характеристикам, от­казавшись от исключительно возрастной периодизации.

Предполагается, что каждый этап биологически-возрастного разви­тия личности характеризуется своими особыми свойствами сознания, своими интересами и системой ценностей, и, в некоторой степени, не ограни­чен строгими возрастными рамками. Большинство теорий развития в едином процессе формирования человека выделяют как относительно самостоятельные следующие виды развития:



  • индивидуальное,

  • социальное,

  • психическое,

  • социально-психологическое,

  • психосоциальное,

  • аксиологическое,

  • когнитивное,

  • моральное,

  • субъектное,

  • ценностно-мотивационное,

  • эмоциональное и тому подобное.

Человек в течение жизни проходит через несколько универсальных для всего человечества стадий.
Осознание всей сложности и многогранности психического развития человека и стремление ученых объяснить его содержание привели к разработке ряда теорий человеческого развития. В современное время существует много попыток построения иерархических уровней развития человека, но наибольшее влияние на развитие возрастной психологии имеет концепции стадиальности личностного развития А.В. Петровского и Э. Эриксона.

Поэтому целью данной работы является изучение концепции стадиальности личностного развития А.В. Петровского и Э. Эриксона.

Скачать 132 Kb.


Поделитесь с Вашими друзьями:

  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©dogmon.org 2023
обратиться к администрации

    Главная страница

Автореферат

Анализ

Анкета

Биография

Глава

Диплом

Дипломная работа

Диссертация

Доклад

Задача

Закон

3.

3. Эго-теория развития личности (Э. Эриксон) . Психология и педагогика

Эрик Эриксон (1902–1994) исследовал, как происходит формирование и развитие сознания человека, его «ЭГО», и каким образом общество, окружающие люди влияют на «ЭГО». Теория Эриксона возникла из практики психоанализа, он трактует структуру личности так же, как и Фрейд (как состоящую из «ОНО», «Я», «СВЕРХ-Я»; стадии развития личности, открытые Фрейдом, не отвергаются Эриксоном, а усложняются. Но Эриксон считал, что не столько бессознательное «ОНО», сколько именно сознание – «ЭГО» составляет основу поведения и функционирования человека, а направлением развития «ЭГО» является достижение социальной адаптации.

Психосоциальная концепция развития личности, разработанная Эриксоном, показывает тесную связь психики человека и характера общества, в котором он живет. В каждой культуре имеется особый стиль воспитания детей – он всегда принимается матерью как единственно правильный. Этот стиль определяется тем, что ожидает от ребенка общество, в котором он живет.

Эриксон ввел понятие групповая идентичность, которая формируется с первых дней жизни, ребенок ориентирован на включение в определенную социальную группу, начинает понимать мир, как эта группа. Но постепенно у ребенка формируется и эгоидентичность — чувство устойчивости и непрерывности своего «Я». Формирование эгоидентичности – длительный процесс, включает ряд стадий развития личности. Каждой стадии развития человека соответствуют свои, присущие данному обществу, ожидания, которые человек может оправдать или не оправдать, и развитие его личности может пойти по негативному или позитивному направлению. По мнению Эриксона, человек на протяжении жизни переживает восемь
психосоциальных кризисов,
специфических для каждого возраста, благоприятный или неблагоприятный исход которых определяет возможность последующего развития личности.

Например, на первой стадии раннего детства, в младенчестве, без тесного эмоционального контакта, без любви, внимания и заботы нарушается социализация ребенка, возникает задержка психического развития, развиваются различные заболевания, у ребенка появляется агрессивность, а в будущем различные проблемы, связанные с взаимоотношениями с другими людьми. Так, эмоциональное общение младенца со взрослыми является ведущей, главной деятельностью на этом возрастном этапе, влияющей на развитие его человеческой психики и обусловливающий положительный или негативный исход. Результат его развития на этом этапе: позитивный результат – у младенца формируется

базальное[13] доверие к миру, людям, оптимизм; негативный результат – формируется недоверие к миру, людям, пессимизм, даже агрессивность.

Вторая стадия раннего детства связана с формированием автономии и независимости, ребенок начинает ходить, обучается контролировать себя при выполнении актов дефекации; общество и родители приучают ребенка к аккуратности, опрятности, начинают стыдить за мокрые штанишки. Ребенок чувствует социальное неодобрение, возможность наказания, формируется чувство стыда. В конце стадии должно быть равновесие автономии и стыда. Это соотношение будет положительно благоприятным для развития ребенка, если родители не будут подавлять желания ребенка, не будут бить за провинности.

На третьей стадии, в возрасте трех-пяти лет, ребенок уже убежден, что он личность, так как он бегает, умеет говорить, расширяет область овладения миром, у ребенка формируется чувство предприимчивости, инициативы, которое закладывается и формируется в игре ребенка. Игра является ведущей деятельностью на данном возрастном этапе, она очень важна для развития творческих задатков ребенка, ребенок осваивает отношения между людьми посредством игры, развивает свои психические возможности: волю, память, мышление и пр. Но если родители очень подавляют ребенка, не уделяют внимания его играм, то это отрицательно влияет на развитие ребенка, ведет к закреплению пассивности, неуверенности, чувству вины.

На четвертой стадии, в младшем школьном возрасте, ребенок уже исчерпал возможности развития в рамках семьи, и теперь школа приобщает ребенка к знаниям о будущей деятельности, к культуре общества. Ведущей деятельностью на данной возрастной стадии является учеба.

Если ребенок успешно овладевает знаниями, новыми навыками, он верит в свои силы, уверен, спокоен, но неудачи в школе приводят к появлению, а порой и к закреплению чувства своей неполноценности, неверия в свои силы, отчаяния, потери интереса к учебе. При неполноценности ребенок как бы снова возвращается в семью, она для него убежище, если родители с пониманием стараются помочь ребенку преодолеть трудности в учебе. В случае если родители лишь ругают и наказывают его за плохие оценки, чувство неполноценности у ребенка закрепляется порой на всю жизнь. В зависимости от царящей в школе атмосферы и принятых методов воспитания у ребенка развивается вкус к работе или же, напротив, чувство неполноценности как в плане использования средств и возможностей, так и в плане собственного статуса среди товарищей.

На пятой стадии, в подростковом возрасте, формируется центральная форма эгоидентичности. Бурный физиологический рост, половое созревание, озабоченность тем, как он выглядит перед другими, необходимость найти свое профессиональное призвание, способности, умения – вот вопросы, которые встают перед подростком, и это уже есть требования общества к подростку о самоопределении.

Ведущей деятельностью, более всего влияющей на развитие личности подростка, является его общение со сверстниками. На этой стадии заново встают все критические прошедшие моменты. Если на ранних стадиях у ребенка сформировалась автономия, инициатива, доверие к миру, уверенность в своей полноценности, значимости, то подросток успешно создает целостную форму эгоидентичности, находит свое «Я», признание себя со стороны окружающих. В противном случае происходит диффузия идентичности, подросток не может найти свое «Я», не осознает своих целей и желаний, происходит возврат, регрессия к инфантильным, детским, иждивенческим реакциям, появляется смутное, но устойчивое чувство тревоги, чувство одиночества, опустошенности, появляется постоянное ожидание чего-то такого, что может изменить жизнь, но сам человек активно ничего не предпринимает, появляется страх перед личным общением и неспособность эмоционально воздействовать на лиц противоположного пола, враждебность, презрение к окружающему обществу, чувство непризнания себя со стороны окружающих людей.
Таким образом, пятый кризис переживают подростки обоего пола в поисках идентификаций (усвоения образцов поведения значимых для подростка других людей). Неспособность подростка к идентификации или связанные с ней трудности могут привести к ее распылению или же к путанице ролей, которые подросток играет или будет играть в аффективной, социальной и профессиональной сферах.
Эриксон считает подростковый период центральным в формировании психологического и социального благополучия человека.

В юношеском возрасте (16 лет – 22 года) происходит профессиональное самоопределение, формирование собственного мировоззрения и закрепление устойчивых отношений (дружеских, любовных) с другими людьми. Но при негативном варианте развития у юноши может наблюдаться размытая идентичность (не имеет профессиональных интересов, нет жизненных планов, сам не знает, что хочет), неустойчивость мнений, либо преждевременная идентичность (другие люди, чаще всего родители, приняли за юношу все решения по выбору его профессии, даже порой выбора семейного партнера, а сам юноша не имеет собственных мнений, своего целостного «ЭГО»), поверхностность отношений с людьми, сексуальная неразборчивость, одиночество.

Зрелость разделяют на ряд стадий и кризисов. Стадия ранней зрелости, или молодость, (с 20–23 лет до 30–33 лет) соответствует вступлению человека в интенсивную личную жизнь и профессиональную деятельность. Это период становления, самоутверждения себя в любви, сексе, карьере, семье, обществе.

На шестой стадии, молодость, для человека актуальным становится поиск спутника жизни, тесное сотрудничество с людьми, укрепление связей со своей социальной группой, появляется чувство близости, единства, сотрудничества, интимности с определенными людьми. Однако, если диффузия идентичности переходит и на этот возраст, человек замыкается, закрепляется изоляция, одиночество.

Седьмая, центральная, стадия — этап развития зрелой личности. Развитие идентичности идет всю жизнь под воздействием со стороны других людей, особенно собственных детей, они подтверждают, что ты им нужен. Положительные симптомы этой стадии: личность вкладывает себя в любимый труд и заботу о детях, удовлетворена собой и жизнью. Если не на кого излить свое «Я» (нет любимой работы, семьи, детей), то человек опустошается, намечается застой, косность, психологический и физиологический регресс.

В зрелые годы выделяются свои кризисные периоды: кризис 33–35 лет, когда достигнув определенного социального и семейного положения, человек с тревогой начинает думать: «Неужели это все, что может дать мне жизнь? Неужели нет ничего лучшего?» И некоторые начинают лихорадочно менять что-то в своей жизни: работу, супруга, место жительства, хобби и т.д. Затем наступает недолгий период стабилизации – от 35 до 40–43 лет, когда человек закрепляет все то, чего он достиг, человек уверен в своем профессиональном мастерстве, в своем авторитете, имеет приемлемый уровень успеха в карьере и материального достатка, нормализуется здоровье, положение в семье, сексе.

Вслед за периодом стабильности наступает критическое десятилетие – 45–55 лет, когда человек начинает чувствовать приближение среднего возраста, когда появляются первые признаки ухудшения здоровья, потери красоты и физической формы, отчуждения в семье и в отношениях с повзрослевшими детьми, приходит опасение, что уже ничего лучшего не получишь в жизни, в карьере, в любви, в результате возникает чувство усталости от надоевшей действительности, депрессивные настроения, от которых человек прячется либо в мечтах о новых любовных победах, либо в реальных попытках доказать свою молодость через любовные интриги, или взлет карьеры. Завершающий период зрелости длится с 55 до 65 лет — период физиологического и психологического равновесия, снижения сексуального напряжения, постепенного отхода человека от активной трудовой и социальной жизни.

О возрасте с 65 до 75 лет говорят как о первой старости. На этой восьмой стадии человек переосмысливает всю свою жизнь, осознает свое «Я» в духовных раздумьях о прожитых годах, и либо принимает свою жизнь как неповторимую судьбу, которую не надо переделывать, либо осознает, что жизнь прошла неверно, зря, что поставленные ранее цели были ошибочные и уже ничего невозможно исправить. Достижение человеком цельности основывается на подведении им итогов своей прошлой жизни и осознании ее как единого целого, в котором уже ничего нельзя изменить. Если человек не может свести свои прошлые поступки в единое целое, он завершает свою жизнь в страхе перед смертью и в отчаянии от невозможности начать жизнь заново.

Результаты первых четырех стадий психосексуального развития почти полностью обусловлены влиянием окружающей среды (влияние родителей, культуры, типа общества), а разрешение последующих кризисов больше зависят от «ЭГО» человека, и меньше зависят от внешних факторов. Развитию личности нет пределов – оно происходит на протяжении всего жизненного цикла: человек решает все новые проблемы, приобретает новые качества «ЭГО» и меняется.

Стадии развития личности и положительные-отрицательные выходы из каждой стадии приведены на рис. 3.2.

Рис. 3.2. Психосоциальная концепция развития личности Э. Эриксона

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Стадии психосоциального развития Эриксона

Каковы стадии психосоциального развития Эриксона?

Вы когда-нибудь задумывались, почему некоторые люди кажутся более уверенными и независимыми, в то время как другим не хватает доверия и близости? Ответ может лежать в теории психосоциального развития Эрика Эриксона.

Теория Эриксона предполагает, что люди проходят восемь стадий развития, каждая из которых имеет свои уникальные проблемы и решения. Понимание этих этапов может помочь нам лучше понять себя и других и с большей легкостью справляться с жизненными трудностями.

В этой статье мы рассмотрим теорию психосоциального развития Эриксона, восемь стадий и то, как они влияют на нашу жизнь.

Немецкий психолог Эрик Эриксон предложил психосоциальную теорию, показывающую, что люди проходят через восемь стадий из психосоциальной борьбы за свою жизнь. Эта психосоциальная борьба способствует развитию личности людей на протяжении всего их развития.

Восемь психосоциальных стадий, предложенных Эриксоном, следующие: доверие или недоверие (младенчество), автономия или стыд и сомнение (детство), инициатива или вина (дошкольный возраст), трудолюбие или неполноценность (школьный возраст), идентичность. против ролевой путаницы (подростковый возраст), близости против изоляции (молодой взрослый возраст), генеративности против стагнации (средний взрослый возраст) и целостности эго против отчаяния (поздний взрослый возраст).

Каждый этап включает в себя определенную психосоциальную борьбу, которую необходимо решить, чтобы перейти к следующему этапу. Успех или неудача в этой борьбе способствует развитию личности и самосознания человека.

Ознашивший Эрик Эрикссоны Психосоциальная теория

В его психосоциальной теории, связанной с 8 Стари.0003 психологическое как , а также социальное развитие. Структура мышления Эриксона проверяет природу отношений в жизни людей на определенных этапах жизни.

В основе теории Эриксона лежит концепция чувства независимости. Он считал, что у людей в ранние годы развивается чувство независимости, и что это чувство продолжает расти и развиваться на протяжении всей их жизни.

По мере того, как люди проходят этапы психосоциального развития, они сталкиваются с различными проблемами, которые помогают им развить большее чувство независимости и автономии. Например, в раннем возрасте дети должны научиться отстаивать свою независимость, все еще полагаясь на поддержку и руководство своих опекунов.

В более позднем возрасте люди могут столкнуться с проблемами, связанными с карьерой, отношениями и личной идентичностью, и все это способствует их чувству независимости и самодостаточности.

Социальные отношения являются ключевым аспектом психосоциальной теории Эриксона. На подростковом этапе люди начинают формировать близкие отношения за пределами своей семьи, что может способствовать их чувству идентичности и принадлежности.

По мере того, как они становятся взрослыми, эти отношения становятся еще более важными, поскольку люди налаживают романтические отношения, дружбу и профессиональные связи. Согласно теории Эриксона, способность формировать и поддерживать здоровые социальные отношения имеет решающее значение для общего психосоциального развития.

  Теория восьми стадий развития Эрика Эриксона предполагает, что эго-идентичность людей растет на протяжении всей их жизни в течение следующих конкретных стадий:

Младенчество — недоверие против базового доверия;

Малыш – Сомнение и стыд против автономии;

Дошкольный возраст – Вина против инициативы;

Школьный возраст – Неполноценность против трудолюбия;

Подростковый возраст – Путаница идентичности против идентичности;

Молодость – Изоляция против близости;

Средний возраст – Застой против генеративности;

Старость – Отчаяние против честности.

Eriksons Психосоциальные стадии

Психосоциальные этапы развития как строительные блоки

Каждое Психосоциальное Стадия развития — это здание, необходимое для созревания на протяжении всей жизни. Эрик Эриксон считает, что ни один из этих этапов не заканчивается одним и не начинается другим. Но каждый из них может пересекаться.

Если человек не овладел определенной стадией жизни, он может перейти на любую другую стадию позже. Например, если малыш не может преодолеть неуверенность в себе и стыд, его чувства будут продолжать влиять на его развитие по мере того, как он будет проходить другие этапы детства.

Тем временем он продолжит продвигаться по более поздним стадиям психосоциального развития.‌

Дети на пятой стадии психосоциального развития Эриксона, которая происходит в подростковом возрасте, сосредоточены на развитии чувства идентичности. Они могут экспериментировать с различными ролями и поведением, пытаясь понять, кто они и где они вписываются. отношения и поиск цели в жизни.

Стадия подросткового возраста является следующим строительным блоком в теории психосоциального развития Эриксона. На этом этапе люди сталкиваются с проблемой развития чувства независимости и автономии, а также формирования сильного чувства идентичности.

Это может быть трудным временем для многих подростков, поскольку они пытаются справиться с социальным давлением и познать себя. Однако успешное прохождение этого этапа может привести к прочной основе для последующих этапов развития.

Психосоциальные результаты Эриксона

Понимание различных психосоциальных стадий

Стадия 1 — Матча

На стадии младшего возраста , психосоциальное развитие ребенка.0003 возникновение или отсутствие доверия . Стадия младенчества начинается с рождения и в основном продолжается до достижения ребенком возраста 18 месяцев, что связано с изучением младенцами окружающей их среды.

В младенчестве ребенок полностью зависит от заботы о нем других. Когда маленького ребенка не кормят или он плачет, а его потребности удовлетворяются кормлением и уходом за ним, возникает чувство доверия. С течением времени ребенок узнает, что он может доверять своим опекунам в выполнении своих требований.

Однако, если потребности ребенка не удовлетворяются или ими пренебрегают, развивается чувство недоверия. Неудача в построении доверия на этом этапе приведет к невозможности установить доверие позже. Из-за этого он может чувствовать себя безнадежно в случае любой сложной жизненной ситуации.

 

Стадия 2 — Детский возраст

Стадия Детский возраст начинается в 18 месяцев и продолжается до 2–3 лет. На этом этапе развитие малыша сосредоточено на чувстве самостоятельности и чувстве стыда. или сомнения. В дошкольном возрасте ребенок учится делать что-то самостоятельно.

Благодаря похвале они закладывают основу для чувства автономии и веры в себя. Если малышу не разрешают работать самостоятельно или его обескураживают, он может оставаться сомневающимся, обескураженным и стыдиться своих способностей.

 

Этап 3 — Дошкольный

Развитие человека на дошкольном этапе вращается вокруг чувства вины и инициативы. Дошкольный этап начинается, когда ребенок достигает 3-летнего возраста, и продолжается до 5-летнего возраста. На этом этапе дети дошкольного возраста обращают внимание на то, чтобы делать что-то самостоятельно, и стараются сформировать представление о целях и задачах.

Когда детей дошкольного возраста поощряют, они чувствуют себя более склонными проявлять инициативу и действовать самостоятельно. У них появляется чувство цели в жизни. Если опекун ребенка обескураживает или критикует ребенка, у него скорее разовьются чувства вины и отчаяния.

 

Стадия 4 — Ранние школьные годы

В ранние школьные годы стадия развития личности вращается вокруг трудолюбия и неполноценности, которая начинается в возрасте шести лет и продолжается до одиннадцати лет.

На этом этапе у ребенка формируется понимание своей уникальности или индивидуальности. Ребенок наблюдает за достижениями в спорте и школе и ищет поддержки и похвалы у окружающих.‌ Ребенок чувствует себя продуктивным и компетентным, если сверстники, воспитатели и учителя дают ему сильное чувство выполненного долга и поддержку.

Однако отсутствие положительного поощрения достижений детей может вызвать у них чувство неполноценности и некомпетентности.

 

Стадия 5 — Подростковый возраст

На этапе Подростковый возраст основное внимание в развитии уделяется смешению ролей и идентичности. Стадия подросткового возраста начинается почти в 12 лет и продолжается до восемнадцати лет. Это этап, когда начинается кризис идентичности. В подростковом возрасте люди пытаются развить свою личность и определить цели и приоритеты своей будущей жизни.

Они развивают свое положение в мире. Если на этом этапе они получат много обязанностей, у них может развиться психосоциальный кризис, и они не смогут развить сильное чувство идентичности, что приводит к хаосу в отношении их целей и задач.

 

Стадия 6 — Молодость

На этой психосоциальной стадии в центре развития остается изоляция и близость. Стадия взросления начинается в возрасте 19 лет и продолжается до сорока лет. На шестом этапе психосоциального развития люди создают и строят отношения. Люди могут чувствовать необходимость строить значимые, а также близкие отношения с друзьями, семьей и другими людьми. Молодые люди, скорее всего, будут чувствовать себя одинокими и изолированными, если у них проблемы с отношениями.

 

Стадия 7 — Средняя взрослость

Рост на седьмой стадии связан с эгоцентризмом или застоем и генеративностью . Стадия средней взрослости начинается в возрасте 40 лет и продолжается до 65 лет. Чувство ответственности и заботы называется генеративностью.

Люди обращают внимание на окружающих и хотят передать детям то, чему они научились. Однако, если человек не может выступать в качестве наставника на каком-то уровне, у него может развиться чувство неадекватности и чувства горечи и разочарования.

Это приводит к одиночеству, чувству одиночества и беспокойству со стороны его друзей, семьи и сообщества. целостность эго против отчаяния. Стадия поздней взрослости начинается в возрасте 65 лет и продолжается всю оставшуюся жизнь.

Целостность против отчаяния означает, что если человек доволен своей жизнью, он будет стареть изящно. Чувство целостности означает, что он будет испытывать чувство гордости за то, чего он достиг, и будет делиться своими знаниями с другими.‌

Если человек не испытывает чувства достижения в своей прошлой жизни, ему может быть грустно. В этой ситуации человек склонен к развитию чувства вины и проводит остаток своей жизни в сожалениях.

 

Эриксоновские этапы развития личности

Заключительные мысли о теории психосоциального развития Эриксона

В отличие от стратегии психоанализа, предложенной Фрейдом, Эриксон дает более полное и широкое представление о человечестве. Одна из основных сильных сторон теории психосоциального развития заключается в ее способности связывать значительное психосоциальное развитие на протяжении всей жизни человека.

Еще одна сильная сторона теории психосоциального развития Эрика Х. Эриксона заключается в том, что она определяет поздние и средние этапы взрослой жизни как важные и активные этапы развития личности, в то время как существует несколько теорий, которые считают обе эти стадии бессмысленными.

Однако Теория Эриксона также не лишена критики. Огромная слабость теории психосоциального развития Эриксона заключается в том, что сам Эриксон упомянул, что эта теория неспособна продемонстрировать причину возникновения каждой стадии психосоциального развития.

Кроме того, некоторые критики утверждают, что теория уделяет слишком много внимания роли культуры и общества в формировании развития человека и недостаточно — роли биологии и генетики.

Другие утверждают, что теория слишком сосредоточена на ранних годах жизни и не принимает во внимание постоянное развитие, которое происходит на протяжении всей жизни человека.

Наконец, некоторые критики утверждают, что теория слишком широка и не дает достаточно конкретных рекомендаций для родителей, педагогов и других специалистов, работающих с людьми на разных стадиях развития.

Учебник Houghton Mifflin — дополнительные сведения

Психосоциальные стадии Эриксона

Исследователи личности часто приписывают Эрику Эриксону смену акцента в теориях Фрейда с биологических на социальные факторы. Например, первая стадия развития Эриксона, доверие против недоверия, отражает оральную стадию Фрейда, но вместо того, чтобы подчеркивать биологический акт кормления, подчеркивает межличностные отношения между младенцем и теми, кто несет ответственность за его заботу.

Психосоциальные стадии Эриксона

Исследователи личности часто отдают должное Эрику Эриксону за изменение акцента в теориях Фрейда с биологических факторов на социальные. Например, первая стадия развития Эриксона, доверие против недоверия, отражает оральную стадию Фрейда, но вместо того, чтобы подчеркивать биологический акт кормления, подчеркивает межличностные отношения между младенцем и теми, кто несет ответственность за его заботу. Эриксоновская теория стадий развития также гораздо шире охватывает продолжительность жизни, чем теория Фрейда. В то время как Фрейд считал, что личность по существу «устанавливается» в детстве, Эриксон предположил, что личность может значительно измениться в более позднем возрасте в зависимости от того, как люди справляются с кризисами, с которыми они сталкиваются в молодом, среднем и более позднем возрасте.

Интересно поразмышлять о том, каким образом культурные или демографические переменные могут влиять на опыт и время этапов развития Эриксона. Например, в некоторых культурах в некоторые моменты времени продолжительность жизни может быть короче, чем в других. Эриксон, кажется, предполагает долгую жизнь (его последний этап начинается в 65 лет), но такая продолжительная продолжительность жизни не является универсальной. Если человек рассчитывает умереть к 60 годам, проходит ли он или она через каждую из эриксоновских стадий быстрее? Некоторые этапы усекаются или вообще пропускаются? Подобные вопросы могут возникнуть у человека, который узнает, что у него неизлечимая болезнь. Если они рассчитывают умереть в течение определенного периода времени, сколько из этого времени они проводят на каждом из оставшихся этапов? Переходят ли они сразу к финальной стадии, целостности эго против отчаяния, независимо от возраста?

Что касается культуры и демографии, этапы развития Эриксона могут потребовать пересмотра для членов некоторых групп. Критики теории личности Эриксона описали ее как наиболее подходящую для мужчин в западных культурах и менее подходящую для других групп. Например, они указывают, что кризисы многих эриксоновских стадий в той или иной степени связаны с проблемой продуктивности. Стадии, определяемые автономией и стыдом и сомнением, инициативой и виной, трудолюбием и неполноценностью, продуктивностью и застоем, означают, что достижение цели является важной задачей для данного периода жизни человека. Некоторые утверждают, что для многих женщин такой акцент может быть неуместным; вместо этого акцент на взаимосвязанности и отношениях может быть более сильной темой на протяжении всей жизни.

Эндрю М. Померанц, доктор философии
Southern Illinois University Edwardsville

Вопросы критического мышления:

  1. Если бы вы были практикующим психотерапевтом, какие виды проблем или диагнозов вы ожидали бы чаще всего видеть от людей, находящихся на разных стадиях теории развития Эриксона?
  2. Выберите определенную культурную группу на основе пола, этнической принадлежности, возраста или другой важной переменной. Как можно изменить этапы Эриксона, чтобы лучше применить их к этой группе?
  3. Выберите одну из психосоциальных стадий Эриксона и предложите некоторые изменения в социальной политике или социальных ценностях, которые приведут к лучшим возможностям для достижения добродетели на этой стадии.

Веб-ссылки:
http://www.ship.edu/~cgboeree/erikson.html
Подробная статья о жизни и теориях Эриксона. С веб-сайта доктора К. Джорджа Бори.

http://www.psychology.about.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *