Теория психосоциального развития – Теория психосоциального развития личности э. Эриксона

Содержание

Википедия — свободная энциклопедия

Избранная статья

Первое сражение при реке Булл-Ран (англ. First Battle of Bull Run), также Первое сражение при Манассасе) — первое крупное сухопутное сражение Гражданской войны в США. Состоялось 21 июля 1861 года возле Манассаса (штат Виргиния). Федеральная армия под командованием генерала Ирвина Макдауэлла атаковала армию Конфедерации под командованием генералов Джонстона и Борегара, но была остановлена, а затем обращена в бегство. Федеральная армия ставила своей целью захват важного транспортного узла — Манассаса, а армия Борегара заняла оборону на рубеже небольшой реки Булл-Ран. 21 июля Макдауэлл отправил три дивизии в обход левого фланга противника; им удалось атаковать и отбросить несколько бригад конфедератов. Через несколько часов Макдауэлл отправил вперёд две артиллерийские батареи и несколько пехотных полков, но южане встретили их на холме Генри и отбили все атаки. Федеральная армия потеряла в этих боях 11 орудий, и, надеясь их отбить, командование посылало в бой полк за полком, пока не были израсходованы все резервы. Между тем на поле боя подошли свежие бригады армии Юга и заставили отступить последний резерв северян — бригаду Ховарда. Отступление Ховарда инициировало общий отход всей федеральной армии, который превратился в беспорядочное бегство. Южане смогли выделить для преследования всего несколько полков, поэтому им не удалось нанести противнику существенного урона.

Хорошая статья

«Хлеб» (укр. «Хліб») — одна из наиболее известных картин украинской советской художницы Татьяны Яблонской, созданная в 1949 году, за которую ей в 1950 году была присуждена Сталинская премия II степени. Картина также была награждена бронзовой медалью Всемирной выставки 1958 года в Брюсселе, она экспонировалась на многих крупных международных выставках.

В работе над полотном художница использовала наброски, сделанные летом 1948 года в одном из наиболее благополучных колхозов Советской Украины — колхозе имени В. И. Ленина Чемеровецкого района Каменец-Подольской области, в котором в то время было одиннадцать Героев Социалистического Труда. Яблонская была восхищена масштабами сельскохозяйственных работ и людьми, которые там трудились. Советские искусствоведы отмечали, что Яблонская изобразила на своей картине «новых людей», которые могут существовать только в социалистическом государстве. Это настоящие хозяева своей жизни, которые по-новому воспринимают свою жизнь и деятельность. Произведение было задумано и создано художницей как «обобщённый образ радостной, свободной творческой работы». По мнению французского искусствоведа Марка Дюпети, эта картина стала для своего времени программным произведением и образцом украинской реалистической живописи XX столетия.

Изображение дня

Рассвет в деревне Бёрнсте в окрестностях Дюльмена, Северный Рейн-Вестфалия

ru.wikipedia.green

Теория психосоциального развития Э. Эриксона



Психосоциальное развитие — теория психосоциального развития личности, созданная Эриком Эриксоном, в которой им описывается 8 стадий развития личности и делается акцент на развитии Я индивида. В отличии от Фрейда, уделявшего основное внимание детству человека, Эриксон утверждал, что человек развивается всю жизнь.
Основная идея Эриксона – на каждой стадии психосоциального развития у человека происходит кризис. Разрешение этого кризиса может быть благоприятным и неблагоприятным. Если конфликт разрешается благополучно, то человек переходит на следующую стадию с хорошими предпосылками для преодоления кризиса. Если конфликт разрешается неблагополучно, человек всё равно переходит на следующую стадию, но нерешенные проблемы переходят вместе с ним, вызывая у личности внутренние переживания.

Периодизация психического развития по Эриксону:

 

0-1 год
В этом раннем возрасте формируется важное качество — способность доверять людям. Если младенец не дополучал достаточно любви и внимания, может сформироваться недоверчивая, замкнутая личность.

 

1-3 года
В трехлетнем возрасте дети часто становятся капризными и склонными настаивать на своем. И это неудивительно: в это время формируется важное качество человека — воля. При благополучном разрешении из этого кризиса маленький человек выходит самостоятельным и уверенным в себе.

 

3-5 лет
С 3 до 5 лет дети заняты в основном игрой со сверстниками, постигая при этом основные социальные законы. В этом возрасте формируются активность, инициативность, целеустремленность ребенка, его готовность к общению. Если ребёнку не позволяли активно познавать мир, ограждая его от всевозможных «опасностей», его родители были чрезмерно «заботливы», из этого кризиса может выйти достаточно «ленивая» личность.

 

5-11 лет
Начинается продуктивный период в жизни ребёнка — учеба (самый первый труд). В это время человек начинает понимать ценность жизненных достижений, необходимость прилагать усилия для того, чтобы получить желаемое, в том числе и уважение окружающих.

 

11-20 лет
В этом возрасте формируется представление о собственной уникальности. Человек начинает искать себя, задает себе важные вопросы, пытается определиться с жизненным направлением. Именно в это время закладываются основы мировоззрения, становится осознанной и яркой картина мира.

 

20-40 лет
Это тот период в жизни человека, когда он пересматривает представления о жизни, осознаёт ценность и значимость окружающих людей. Этот кризисный момент человек обязан пройти самостоятельно.

 

40-60 лет
Это возраст, когда особенно просыпается творческое начало человека, происходит взрыв духовной и внутренней активности. Человек начинает продуктивно работать над собой и готов помогать другим. И из этого последнего кризиса выходит уже не просто человек — выходит Учитель, который готов поделиться своим знанием с окружающими.

 

Теория развития личности Эриксона в более кратком и удобном виде также представлена на картинке.

psychology-for-me.ru

Психосоциальное развитие — Википедия

Психосоциальное развитие, теория — теория психосоциального развития личности, созданная Эриком Эриксоном, в которой он описывает 8 стадий развития личности и делает акцент на развитии Я индивида.

Хотя Эриксон всегда настаивал, что является фрейдистом, критики считали его «Эго-психологом», поскольку, в то время как консервативный фрейдизм в центр внимания ставил Ид, Эриксон акцентировал важность Эго. Если теория развития Фрейда ограничивается только детством, то по мнению Эриксона развитие продолжается всю жизнь, причём каждая из стадий развития отмечается специфичным для неё конфликтом, благоприятное разрешение которого приводит к переходу на новый этап:

Стадии теории психосоциального развития

Младенчество

От рождения до года — первая стадия, на которой закладываются основы здоровой личности в виде общего чувства доверия. Главным условием выработки чувства доверия к людям является способность матери так организовать жизнь своего маленького ребёнка, чтобы у него возникло ощущение последовательности, преёмственности и узнаваемости переживаний.

Младенец со сложившимся чувством базового доверия воспринимает своё окружение как надёжное и предсказуемое. Он может переносить отсутствие матери без чрезмерного страдания и тревоги по поводу «отделения» от неё. Главный ритуал — взаимное узнавание, который сохраняется всю последующую жизнь и пронизывает все отношения с другими людьми.

Способы обучения доверию или подозрительности в разных культурах не совпадают, но универсален сам принцип: человек доверяет окружающему миру, исходя из меры доверия к матери. Чувство недоверия, страха и подозрительности появляется, если мать ненадёжна, несостоятельна, отвергает ребёнка. Недоверие может усилиться, если ребёнок перестает быть для матери центром её жизни, когда она возвращается к оставленным ранее занятиям (возобновляет прерванную карьеру или рожает следующего ребёнка).

Надежда, как оптимизм в отношении своего культурного пространства — это первое положительное качество Эго, приобретаемое в результате успешного разрешения конфликта доверие/недоверие.

Раннее детство

Вторая стадия продолжается от одного до трёх лет и соответствует анальной фазе в теории Зигмунда Фрейда. Биологическое созревание создаёт основу для появления самостоятельных действий ребёнка в целом ряде областей (передвигаться, умываться, одеваться, есть). С точки зрения Эриксона, столкновение ребёнка с требованиями и нормами общества происходит далеко не только при приучении ребёнка к горшку, родители должны постепенно расширять возможности самостоятельного действия и реализации самоконтроля у детей.

Разумная дозволенность способствует становлению автономии ребёнка. В случае постоянной чрезмерной опеки или завышенных ожиданий у него возникает переживание стыда, сомнение и неуверенность в себе, приниженность, слабоволие. Важным механизмом на этом этапе является критическая ритуализация, опирающаяся на конкретные примеры добра и зла, хорошего и плохого, разрешённого и запрещённого, красивого и безобразного. Идентичность ребёнка на этой стадии может быть обозначена формулой: «Я сам» и «Я — то, что я могу».[1]

При удачном разрешении конфликта Эго включает в себя волю, самоконтроль, а при негативном исходе — слабоволие.

Возраст игры, дошкольный возраст

Третий период — «возраст игры», от 3 до 6 лет. Дети начинают интересоваться различными трудовыми занятиями, пробовать новое, контактировать со сверстниками. В это время социальный мир требует от ребёнка активности, решения новых задач и приобретения новых навыков, у него появляется дополнительная ответственность за себя, за более младших детей и домашних животных. Это возраст, когда главным чувством идентичности становится «Я — то, что я буду».

Складывается драматическая (игровая) составляющая ритуала, с помощью которой ребёнок воссоздает, исправляет и научается предвосхищать события. Инициативность связана с качествами активности, предприимчивости и стремлением «атаковать» задачу, испытывая радость от самостоятельного движения и действия. Ребёнок легко идентифицирует себя со значимыми людьми, с готовностью поддается обучению и воспитанию, ориентируясь на конкретную цель. На этой стадии в результате принятия социальных норм и запретов формируется Супер-Эго, возникает новая форма самоограничения.

Родители, поощряя энергичные и самостоятельные начинания ребёнка, признавая его права на любознательность и фантазию, способствуют становлению инициативности, расширению границ независимости, развитию творческих способностей. Близкие взрослые, жёстко ограничивающие свободу выбора, чрезмерно контролирующие и наказывающие детей, вызывают у них слишком сильное чувство вины. Дети, охваченные чувством вины — пассивны, скованны и в будущем мало способны к продуктивному труду.

Школьный возраст

Четвёртый период соответствует возрасту от 6 до 12 лет и хронологически сходен с латентным периодом в теории Фрейда. Соперничество с родителем своего пола уже преодолено, происходит выход ребёнка за пределы семьи и приобщение к технологической стороне культуры. В это время ребёнок привыкает к систематическому обучению, учится завоевывать признание, занимаясь полезным и нужным делом.

Термин «трудолюбие», «вкус к работе» отражает основную тему данного периода, дети в это время поглощены тем, что стремятся узнать, что из чего получается и как оно действует. Эго-идентичность ребёнка теперь выражается так: «Я — то, чему я научился». Обучаясь в школе, дети приобщаются к правилам осознанной дисциплины, активного участия. Школа помогает ребёнку развить чувство трудолюбия и достижения, тем самым подтверждая чувство личностной силы. Связанный со школьными порядками ритуал — совершенство исполнения.

Построив на ранних стадиях чувства доверия и надежды, автономности и «силы желания», инициативности и целеустремлённости, ребёнок теперь должен научиться всему, что может подготовить его к взрослой жизни. Наиболее важные умения, которые он должен приобрести — это аспекты социализации: кооперация, взаимозависимость и здоровое чувство соревнования.

Если ребёнка поощряют мастерить, рукодельничать, готовить, разрешают довести начатое дело до конца, хвалят за результаты, тогда у него формируется чувство компетентности, «умелости», уверенность в том, что он может освоить новое дело, развиваются способности к техническому творчеству.

Если же родители или учителя видят в трудовой деятельности ребёнка одно баловство и помеху для «серьезных занятий», то появляется опасность выработки у него чувства неполноценности и некомпетентности, сомнения в своих способностях или в статусе среди сверстников. На этой стадии у ребёнка может развиться комплекс неполноценности, если ожидания взрослых завышены или занижены.

Вопрос, на который отвечают на этом этапе: Способен ли я?

Юность

Юность, пятая стадия в схеме жизненного цикла Эриксона от 12 до 20 лет, считается самым важным периодом в психосоциальном развитии человека: «Юность — это возраст окончательного установления доминирующей позитивной идентичности. Именно тогда будущее, в обозримых пределах, становится частью сознательного плана жизни». Это вторая важная попытка развития автономности, и она требует бросить вызов родительским и общественным нормам.

Подросток сталкивается с новыми социальными ролями и связанными с ними требованиями. Подростки оценивают мир и отношение к нему. Они размышляют об идеальной семье, религии, общественном устройстве мира. Осуществляется стихийный поиск новых ответов на важные вопросы: Кто он есть и кем он станет? Ребёнок он или взрослый? Как его этническая, расовая принадлежность и религия влияют на отношение людей к нему? В чём будет его истинная подлинность, истинное тождество как взрослого человека? Такие вопросы часто вызывают у подростка болезненную озабоченность тем, что другие думают о нём и что он сам должен думать о себе. Ритуализация становится импровизационной, в ней выделяется идеологический аспект. Идеология предоставляет молодым людям упрощённые, но четкие ответы на главные вопросы, связанные с конфликтом идентичности.

Задача подростка состоит в том, чтобы собрать воедино все имеющиеся к этому времени знания о самом себе (какие они сыновья или дочери, студенты, спортсмены, музыканты и т.д.) и создать единый образ себя (эго-идентичность), включающий осознание как прошлого, так и предполагаемого будущего.

Переход от детства к взрослому состоянию вызывает как физиологические, так и психологические изменения. Психологические изменения проявляются как внутренняя борьба между стремлением к независимости, с одной стороны, и желанием сохранить зависимость от тех людей, которые о тебе заботятся, желанием быть свободным от ответственности за то, что ты взрослый человек, — с другой. Сталкиваясь с такой путаницей в своем статусе, подросток всегда ищет уверенность, безопасность, стремясь быть похожим на других подростков своей возрастной группы. У него развиваются стереотипные поведение и идеалы. Группы «равных» очень важны для восстановления самотождественности. Разрушение строгости в одежде и поведении присуще этому периоду.

Положительное качество, связанное с успешным выходом из кризиса периода юности, — это верность себе, способность сделать свой выбор, найти путь в жизни и оставаться верным взятым на себя обязательствам, принять общественные устои и придерживаться их.

Резкие социальные изменения, неудовлетворённость общепринятыми ценностями Эриксон рассматривает как фактор, мешающий развитию идентичности, способствуя возникновению чувства неопределённости и неспособности выбрать карьеру или продолжить образование. Отрицательный выход из кризиса выражается в плохой самоидентичности, чувстве своей бесполезности, душевного разлада и бесцельности, иногда подростки кидаются в сторону делинквентного поведения. Чрезмерная идентификация со стереотипными героями или представителями контркультуры подавляет и ограничивает развитие идентичности.

Молодость

Шестая психосоциальная стадия продолжается от 20 до 25 лет и обозначает формальное начало взрослой жизни. В целом это период получения профессии, ухаживания, раннего брака, начала самостоятельной семейной жизни. Интимность (достижение близости) — как поддержание взаимности в отношениях, слияние с идентичностью другого человека без опасения потерять самого себя.

Способность быть вовлеченным в любовные отношения включает в себя все предыдущие задачи развития:

  • человеку, который не доверяет другим, будет трудно довериться самому;
  • в случае сомнений и неуверенности, будет тяжело позволить другим пересечь свои границы;
  • человеку, который чувствует себя неадекватно, будет трудно сближаться с другими и проявлять инициативу;
  • отсутствие трудолюбия приведёт к инертности в отношениях, а непонимание своего места в обществе — к душевному разладу.

Способность к близости становится совершенной, когда человек способен построить близкие партнёрские отношения, даже если они требуют значительных жертв и компромиссов. Способность доверять и любить другого, получать удовлетворение от зрелого сексуального опыта, поиск компромиссов в общих целях — все это свидетельствует об удовлетворительном развитии на стадии молодости.

Положительное качество, которое связано с нормальным выходом из кризиса «интимность/изоляция» — это любовь. Эриксон подчеркивает важность романтической, эротической, сексуальной составляющих, но рассматривает истинную любовь и близость шире — как способность вверять себя другому человеку и оставаться верным этим отношениям, даже если они потребуют уступок или самоотречения, готовность разделить вместе все трудности. Этот тип любви проявляется в отношениях взаимной заботы, уважения и ответственности за другого человека.

Опасность данной стадии — избегание ситуаций и контактов, которые ведут к близости. Избегание опыта близости из боязни «потерять независимость» приводит к самоизоляции. Неспособность устанавливать спокойные и доверительные личные отношения ведёт к чувству одиночества, социального вакуума и изоляции.

Вопрос на который отвечают: Могу ли я иметь интимные отношения?

Зрелость

Седьмая стадия приходится на средние годы жизни от 26 до 64 лет, её основная проблема — выбор между продуктивностью (генеративность) и инертностью (стагнация). Важным моментом этой стадии является творческая самореализация.

«Зрелая взрослость» приносит более последовательное, менее неустойчивое чувство себя. «Я» проявляется, давая больше отдачи в человеческих взаимоотношениях: дома, на работе и в обществе. Уже есть профессия, дети стали подростками. Чувство ответственности за себя, других и мир становится более глубоким. В общем, эта стадия включает продуктивную рабочую жизнь и воспитывающий стиль родительства. Развивается способность интересоваться общечеловеческими ценностями, судьбами других людей, задумываться о грядущих поколениях и будущем устройстве мира и общества.

Продуктивность выступает как забота старшего поколения о тех, кто придет им на смену, — о том, как помочь им упрочиться в жизни и выбрать верное направление. Если у взрослых людей способность к продуктивной деятельности настолько выражена, что преобладает над инертностью, то проявляется положительное качество данной стадии — забота.

Трудности в «производительности» могут включать: навязчивое желание псевдоинтимности, сверхидентификация с ребёнком, желание протестовать, как путь решения застоя, нежелание отпускать от себя собственных детей, обеднение личной жизни, самопоглощённость.

Те взрослые люди, кому не удается стать продуктивными, постепенно переходят в состояние поглощённости собой, когда основной предмет заботы — их собственные, личные потребности и удобства. Эти люди не заботятся ни о ком и ни о чём, они лишь потворствуют своим желаниям. С утратой продуктивности прекращается функционирование личности как деятельного члена общества, жизнь превращается в удовлетворение собственных нужд, обедняются межличностные отношения. Это явление, как кризис среднего возраста выражается в чувстве безнадёжности и бессмысленности жизни.

Вопросы, на которые отвечают: Что значит моя жизнь к сегодняшнему дню? Что я собираюсь делать с оставшейся жизнью?

Старость

Восьмая стадия, старость, начинающаяся после 60-65 лет — это конфликт цельности и безнадёжности. В кульминации здоровое саморазвитие достигает целостности. Это подразумевает принятие себя и своей роли в жизни на самом глубинном уровне и понимание собственного личностного достоинства, мудрости. Основная работа в жизни закончилась, настало время размышлений и забав с внуками.

Человек, который испытывает недостаток целостности, часто хочет прожить свою жизнь ещё раз. Он может рассматривать свою жизнь как слишком короткую, чтобы полностью достичь определённых целей и поэтому может переживать безысходность и недовольство, испытывать отчаяние оттого, что жизнь не сложилась, а начинать все сначала уже поздно, возникает ощущение безнадёжности и страх смерти.

Здоровое решение выражается в принятии собственной жизни и судьбы. Мудрость и принятие жизни взрослого и младенческое доверие к миру глубоко схожи и называются у Эриксона одним термином — integrity (целостность, полнота, чистота).

Характерные черты стадий психосоциального развития Э.Эриксона

Приобретаемые черты вследствие разрешения конфликтов называются добродетелями («virtues»). Названия добродетелей в порядке их поэтапного приобретения: надежда, воля, цель, уверенность, верность, любовь, забота и мудрость. Хотя Эриксон и привязал свою теорию к хронологическому возрасту, каждая стадия зависит не только от возрастных изменений человека, а также от социальных факторов: учёба в школе и институте, рождение детей, выход на пенсию и т.п.

СтадииВозрастБлагоприятный выход из кризисаДобродетелиВыход из кризиса в минусеСущественные патологии: базовые антипатииРадиус значимых взаимоотношенийВопросы
I. Младенчестводо 1Базисное довериеНадежда и энергияБазисное недовериеЗамкнутостьЛичность материНадежен ли мир?
II. Раннее детство1—3АвтономияВоляСтыд, сомненияПринуждениеРодителиЯ — о’kей?
III. Дошкольный возраст3—6Инициативность, предприимчивостьНамерениеЧувство виныТорможениеСемьяКак много я могу сделать?
IV. Школьный возраст6—12ТрудолюбиеКомпетентностьНеполноценностьИнерцияСоседи, школаСпособен ли я?
V. Юность12—20ИдентичностьВерностьРолевой беспорядокОтрицаниеГруппа сверстников и другие модели лидерстваКто я есть?
VI. Ранняя зрелость, молодость20—25ИнтимностьЛюбовьИзоляцияИсключительностьПартнёры в дружбе, сексе, конкуренция, сотрудничествоМогу ли я иметь интимные отношения?
VII. Зрелость26—64Генеративность (производительность)ЗаботаСтагнация (застой)Неприятие окружающей средыРазделение труда и ведения домашнего хозяйстваЧто значит моя жизнь к сегодняшнему дню? Что я собираюсь делать с оставшейся жизнью?
VIII. Старостьпосле 65Целостность, интеграцияМудростьОтчаяние, безвыходностьПренебрежениеЧеловечество, «свой круг»Имела ли моя жизнь смысл?

Примечания

  1. И.В. Шаповаленко. Возрастная психология. — 2007. — 352 с. — ISBN 978-5-8297-0176-5.

wikipedia.green

Психосоциальное развитие — Википедия. Что такое Психосоциальное развитие

Психосоциальное развитие, теория — теория психосоциального развития личности, созданная Эриком Эриксоном, в которой он описывает 8 стадий развития личности и делает акцент на развитии Я индивида.

Хотя Эриксон всегда настаивал, что является фрейдистом, критики считали его «Эго-психологом», поскольку, в то время как консервативный фрейдизм в центр внимания ставил Ид, Эриксон акцентировал важность Эго. Если теория развития Фрейда ограничивается только детством, то по мнению Эриксона развитие продолжается всю жизнь, причём каждая из стадий развития отмечается специфичным для неё конфликтом, благоприятное разрешение которого приводит к переходу на новый этап:

Стадии теории психосоциального развития

Младенчество

От рождения до года — первая стадия, на которой закладываются основы здоровой личности в виде общего чувства доверия. Главным условием выработки чувства доверия к людям является способность матери так организовать жизнь своего маленького ребёнка, чтобы у него возникло ощущение последовательности, преёмственности и узнаваемости переживаний.

Младенец со сложившимся чувством базового доверия воспринимает своё окружение как надёжное и предсказуемое. Он может переносить отсутствие матери без чрезмерного страдания и тревоги по поводу «отделения» от неё. Главный ритуал — взаимное узнавание, который сохраняется всю последующую жизнь и пронизывает все отношения с другими людьми.

Способы обучения доверию или подозрительности в разных культурах не совпадают, но универсален сам принцип: человек доверяет окружающему миру, исходя из меры доверия к матери. Чувство недоверия, страха и подозрительности появляется, если мать ненадёжна, несостоятельна, отвергает ребёнка. Недоверие может усилиться, если ребёнок перестает быть для матери центром её жизни, когда она возвращается к оставленным ранее занятиям (возобновляет прерванную карьеру или рожает следующего ребёнка).

Надежда, как оптимизм в отношении своего культурного пространства — это первое положительное качество Эго, приобретаемое в результате успешного разрешения конфликта доверие/недоверие.

Раннее детство

Вторая стадия продолжается от одного до трёх лет и соответствует анальной фазе в теории Зигмунда Фрейда. Биологическое созревание создаёт основу для появления самостоятельных действий ребёнка в целом ряде областей (передвигаться, умываться, одеваться, есть). С точки зрения Эриксона, столкновение ребёнка с требованиями и нормами общества происходит далеко не только при приучении ребёнка к горшку, родители должны постепенно расширять возможности самостоятельного действия и реализации самоконтроля у детей.

Разумная дозволенность способствует становлению автономии ребёнка. В случае постоянной чрезмерной опеки или завышенных ожиданий у него возникает переживание стыда, сомнение и неуверенность в себе, приниженность, слабоволие. Важным механизмом на этом этапе является критическая ритуализация, опирающаяся на конкретные примеры добра и зла, хорошего и плохого, разрешённого и запрещённого, красивого и безобразного. Идентичность ребёнка на этой стадии может быть обозначена формулой: «Я сам» и «Я — то, что я могу».[1]

При удачном разрешении конфликта Эго включает в себя волю, самоконтроль, а при негативном исходе — слабоволие.

Возраст игры, дошкольный возраст

Третий период — «возраст игры», от 3 до 6 лет. Дети начинают интересоваться различными трудовыми занятиями, пробовать новое, контактировать со сверстниками. В это время социальный мир требует от ребёнка активности, решения новых задач и приобретения новых навыков, у него появляется дополнительная ответственность за себя, за более младших детей и домашних животных. Это возраст, когда главным чувством идентичности становится «Я — то, что я буду».

Складывается драматическая (игровая) составляющая ритуала, с помощью которой ребёнок воссоздает, исправляет и научается предвосхищать события. Инициативность связана с качествами активности, предприимчивости и стремлением «атаковать» задачу, испытывая радость от самостоятельного движения и действия. Ребёнок легко идентифицирует себя со значимыми людьми, с готовностью поддается обучению и воспитанию, ориентируясь на конкретную цель. На этой стадии в результате принятия социальных норм и запретов формируется Супер-Эго, возникает новая форма самоограничения.

Родители, поощряя энергичные и самостоятельные начинания ребёнка, признавая его права на любознательность и фантазию, способствуют становлению инициативности, расширению границ независимости, развитию творческих способностей. Близкие взрослые, жёстко ограничивающие свободу выбора, чрезмерно контролирующие и наказывающие детей, вызывают у них слишком сильное чувство вины. Дети, охваченные чувством вины — пассивны, скованны и в будущем мало способны к продуктивному труду.

Школьный возраст

Четвёртый период соответствует возрасту от 6 до 12 лет и хронологически сходен с латентным периодом в теории Фрейда. Соперничество с родителем своего пола уже преодолено, происходит выход ребёнка за пределы семьи и приобщение к технологической стороне культуры. В это время ребёнок привыкает к систематическому обучению, учится завоевывать признание, занимаясь полезным и нужным делом.

Термин «трудолюбие», «вкус к работе» отражает основную тему данного периода, дети в это время поглощены тем, что стремятся узнать, что из чего получается и как оно действует. Эго-идентичность ребёнка теперь выражается так: «Я — то, чему я научился». Обучаясь в школе, дети приобщаются к правилам осознанной дисциплины, активного участия. Школа помогает ребёнку развить чувство трудолюбия и достижения, тем самым подтверждая чувство личностной силы. Связанный со школьными порядками ритуал — совершенство исполнения.

Построив на ранних стадиях чувства доверия и надежды, автономности и «силы желания», инициативности и целеустремлённости, ребёнок теперь должен научиться всему, что может подготовить его к взрослой жизни. Наиболее важные умения, которые он должен приобрести — это аспекты социализации: кооперация, взаимозависимость и здоровое чувство соревнования.

Если ребёнка поощряют мастерить, рукодельничать, готовить, разрешают довести начатое дело до конца, хвалят за результаты, тогда у него формируется чувство компетентности, «умелости», уверенность в том, что он может освоить новое дело, развиваются способности к техническому творчеству.

Если же родители или учителя видят в трудовой деятельности ребёнка одно баловство и помеху для «серьезных занятий», то появляется опасность выработки у него чувства неполноценности и некомпетентности, сомнения в своих способностях или в статусе среди сверстников. На этой стадии у ребёнка может развиться комплекс неполноценности, если ожидания взрослых завышены или занижены.

Вопрос, на который отвечают на этом этапе: Способен ли я?

Юность

Юность, пятая стадия в схеме жизненного цикла Эриксона от 12 до 20 лет, считается самым важным периодом в психосоциальном развитии человека: «Юность — это возраст окончательного установления доминирующей позитивной идентичности. Именно тогда будущее, в обозримых пределах, становится частью сознательного плана жизни». Это вторая важная попытка развития автономности, и она требует бросить вызов родительским и общественным нормам.

Подросток сталкивается с новыми социальными ролями и связанными с ними требованиями. Подростки оценивают мир и отношение к нему. Они размышляют об идеальной семье, религии, общественном устройстве мира. Осуществляется стихийный поиск новых ответов на важные вопросы: Кто он есть и кем он станет? Ребёнок он или взрослый? Как его этническая, расовая принадлежность и религия влияют на отношение людей к нему? В чём будет его истинная подлинность, истинное тождество как взрослого человека? Такие вопросы часто вызывают у подростка болезненную озабоченность тем, что другие думают о нём и что он сам должен думать о себе. Ритуализация становится импровизационной, в ней выделяется идеологический аспект. Идеология предоставляет молодым людям упрощённые, но четкие ответы на главные вопросы, связанные с конфликтом идентичности.

Задача подростка состоит в том, чтобы собрать воедино все имеющиеся к этому времени знания о самом себе (какие они сыновья или дочери, студенты, спортсмены, музыканты и т.д.) и создать единый образ себя (эго-идентичность), включающий осознание как прошлого, так и предполагаемого будущего.

Переход от детства к взрослому состоянию вызывает как физиологические, так и психологические изменения. Психологические изменения проявляются как внутренняя борьба между стремлением к независимости, с одной стороны, и желанием сохранить зависимость от тех людей, которые о тебе заботятся, желанием быть свободным от ответственности за то, что ты взрослый человек, — с другой. Сталкиваясь с такой путаницей в своем статусе, подросток всегда ищет уверенность, безопасность, стремясь быть похожим на других подростков своей возрастной группы. У него развиваются стереотипные поведение и идеалы. Группы «равных» очень важны для восстановления самотождественности. Разрушение строгости в одежде и поведении присуще этому периоду.

Положительное качество, связанное с успешным выходом из кризиса периода юности, — это верность себе, способность сделать свой выбор, найти путь в жизни и оставаться верным взятым на себя обязательствам, принять общественные устои и придерживаться их.

Резкие социальные изменения, неудовлетворённость общепринятыми ценностями Эриксон рассматривает как фактор, мешающий развитию идентичности, способствуя возникновению чувства неопределённости и неспособности выбрать карьеру или продолжить образование. Отрицательный выход из кризиса выражается в плохой самоидентичности, чувстве своей бесполезности, душевного разлада и бесцельности, иногда подростки кидаются в сторону делинквентного поведения. Чрезмерная идентификация со стереотипными героями или представителями контркультуры подавляет и ограничивает развитие идентичности.

Молодость

Шестая психосоциальная стадия продолжается от 20 до 25 лет и обозначает формальное начало взрослой жизни. В целом это период получения профессии, ухаживания, раннего брака, начала самостоятельной семейной жизни. Интимность (достижение близости) — как поддержание взаимности в отношениях, слияние с идентичностью другого человека без опасения потерять самого себя.

Способность быть вовлеченным в любовные отношения включает в себя все предыдущие задачи развития:

  • человеку, который не доверяет другим, будет трудно довериться самому;
  • в случае сомнений и неуверенности, будет тяжело позволить другим пересечь свои границы;
  • человеку, который чувствует себя неадекватно, будет трудно сближаться с другими и проявлять инициативу;
  • отсутствие трудолюбия приведёт к инертности в отношениях, а непонимание своего места в обществе — к душевному разладу.

Способность к близости становится совершенной, когда человек способен построить близкие партнёрские отношения, даже если они требуют значительных жертв и компромиссов. Способность доверять и любить другого, получать удовлетворение от зрелого сексуального опыта, поиск компромиссов в общих целях — все это свидетельствует об удовлетворительном развитии на стадии молодости.

Положительное качество, которое связано с нормальным выходом из кризиса «интимность/изоляция» — это любовь. Эриксон подчеркивает важность романтической, эротической, сексуальной составляющих, но рассматривает истинную любовь и близость шире — как способность вверять себя другому человеку и оставаться верным этим отношениям, даже если они потребуют уступок или самоотречения, готовность разделить вместе все трудности. Этот тип любви проявляется в отношениях взаимной заботы, уважения и ответственности за другого человека.

Опасность данной стадии — избегание ситуаций и контактов, которые ведут к близости. Избегание опыта близости из боязни «потерять независимость» приводит к самоизоляции. Неспособность устанавливать спокойные и доверительные личные отношения ведёт к чувству одиночества, социального вакуума и изоляции.

Вопрос на который отвечают: Могу ли я иметь интимные отношения?

Зрелость

Седьмая стадия приходится на средние годы жизни от 26 до 64 лет, её основная проблема — выбор между продуктивностью (генеративность) и инертностью (стагнация). Важным моментом этой стадии является творческая самореализация.

«Зрелая взрослость» приносит более последовательное, менее неустойчивое чувство себя. «Я» проявляется, давая больше отдачи в человеческих взаимоотношениях: дома, на работе и в обществе. Уже есть профессия, дети стали подростками. Чувство ответственности за себя, других и мир становится более глубоким. В общем, эта стадия включает продуктивную рабочую жизнь и воспитывающий стиль родительства. Развивается способность интересоваться общечеловеческими ценностями, судьбами других людей, задумываться о грядущих поколениях и будущем устройстве мира и общества.

Продуктивность выступает как забота старшего поколения о тех, кто придет им на смену, — о том, как помочь им упрочиться в жизни и выбрать верное направление. Если у взрослых людей способность к продуктивной деятельности настолько выражена, что преобладает над инертностью, то проявляется положительное качество данной стадии — забота.

Трудности в «производительности» могут включать: навязчивое желание псевдоинтимности, сверхидентификация с ребёнком, желание протестовать, как путь решения застоя, нежелание отпускать от себя собственных детей, обеднение личной жизни, самопоглощённость.

Те взрослые люди, кому не удается стать продуктивными, постепенно переходят в состояние поглощённости собой, когда основной предмет заботы — их собственные, личные потребности и удобства. Эти люди не заботятся ни о ком и ни о чём, они лишь потворствуют своим желаниям. С утратой продуктивности прекращается функционирование личности как деятельного члена общества, жизнь превращается в удовлетворение собственных нужд, обедняются межличностные отношения. Это явление, как кризис среднего возраста выражается в чувстве безнадёжности и бессмысленности жизни.

Вопросы, на которые отвечают: Что значит моя жизнь к сегодняшнему дню? Что я собираюсь делать с оставшейся жизнью?

Старость

Восьмая стадия, старость, начинающаяся после 60-65 лет — это конфликт цельности и безнадёжности. В кульминации здоровое саморазвитие достигает целостности. Это подразумевает принятие себя и своей роли в жизни на самом глубинном уровне и понимание собственного личностного достоинства, мудрости. Основная работа в жизни закончилась, настало время размышлений и забав с внуками.

Человек, который испытывает недостаток целостности, часто хочет прожить свою жизнь ещё раз. Он может рассматривать свою жизнь как слишком короткую, чтобы полностью достичь определённых целей и поэтому может переживать безысходность и недовольство, испытывать отчаяние оттого, что жизнь не сложилась, а начинать все сначала уже поздно, возникает ощущение безнадёжности и страх смерти.

Здоровое решение выражается в принятии собственной жизни и судьбы. Мудрость и принятие жизни взрослого и младенческое доверие к миру глубоко схожи и называются у Эриксона одним термином — integrity (целостность, полнота, чистота).

Характерные черты стадий психосоциального развития Э.Эриксона

Приобретаемые черты вследствие разрешения конфликтов называются добродетелями («virtues»). Названия добродетелей в порядке их поэтапного приобретения: надежда, воля, цель, уверенность, верность, любовь, забота и мудрость. Хотя Эриксон и привязал свою теорию к хронологическому возрасту, каждая стадия зависит не только от возрастных изменений человека, а также от социальных факторов: учёба в школе и институте, рождение детей, выход на пенсию и т.п.

СтадииВозрастБлагоприятный выход из кризисаДобродетелиВыход из кризиса в минусеСущественные патологии: базовые антипатииРадиус значимых взаимоотношенийВопросы
I. Младенчестводо 1Базисное довериеНадежда и энергияБазисное недовериеЗамкнутостьЛичность материНадежен ли мир?
II. Раннее детство1—3АвтономияВоляСтыд, сомненияПринуждениеРодителиЯ — о’kей?
III. Дошкольный возраст3—6Инициативность, предприимчивостьНамерениеЧувство виныТорможениеСемьяКак много я могу сделать?
IV. Школьный возраст6—12ТрудолюбиеКомпетентностьНеполноценностьИнерцияСоседи, школаСпособен ли я?
V. Юность12—20ИдентичностьВерностьРолевой беспорядокОтрицаниеГруппа сверстников и другие модели лидерстваКто я есть?
VI. Ранняя зрелость, молодость20—25ИнтимностьЛюбовьИзоляцияИсключительностьПартнёры в дружбе, сексе, конкуренция, сотрудничествоМогу ли я иметь интимные отношения?
VII. Зрелость26—64Генеративность (производительность)ЗаботаСтагнация (застой)Неприятие окружающей средыРазделение труда и ведения домашнего хозяйстваЧто значит моя жизнь к сегодняшнему дню? Что я собираюсь делать с оставшейся жизнью?
VIII. Старостьпосле 65Целостность, интеграцияМудростьОтчаяние, безвыходностьПренебрежениеЧеловечество, «свой круг»Имела ли моя жизнь смысл?

Примечания

  1. И.В. Шаповаленко. Возрастная психология. — 2007. — 352 с. — ISBN 978-5-8297-0176-5.

wiki.sc

Психосоциальная теория развития личности — Студопедия.Нет

Эпигенетическая теория жизненного пути личности) Э. Эриксона

Эрик Эриксон пришел к выводу о значительном влиянии культуры и социального окружения ребенка на его развитие. Главными для него становятся положения о роли среды, цельности личности и о необходимости постоянного развития и творчества личности в процессе ее жизни. Эриксон считал, что развитие личности продолжается всю жизнь, фактически до са­мой смерти человека. Влияют на этот процесс не только родите­ли и близкие к ребенку люди, но и друзья, рабо­та, общество в целом. Сам этот процесс Эриксон называл форми­рованием идентичности, подчеркивая важность сохранения и под­держания цельности личности, цельности Эго, которое является главным фактором устойчивости к неврозам.

На основании материалов, полученных в своих исследова­ниях, Эриксон пришел к выводу, что структура идентичности включает в себя три части: 1) соматическую идентичность, так как организм стремится сохранить свою целостность при взаимо­действии с внешним миром; 2) личностную идентичность, кото­рая интегрирует внешний и внутренний опыт человека; 3) со­циальную идентичность, которая заключается в совместном со­здании и поддержании людьми определенного порядка, стабиль­ности. Обостренно переживаемый кризис идентичности подтал­кивает человека к решению не только своих собственных, но и социально-исторических проблем.

Он выделил восемь основных этапов в развитии идентичнос­ти, в течение которых ребенок переходит от одной стадии осозна­ния себя к другой. Эти стадии представляют собой серию крити­ческих периодов, которые должны быть преодолены в течение всей жизни. При этом конкретный этап не только формирует новое, необходимое для социальной жизни качество, но и подго­тавливает ребенка к следующему жизненному этапу. Каждая стадия дает возможность формирования противоположных ка­честв и черт характера, которые осознает в себе человек и с кото­рыми он начинает себя идентифицировать.

Рассмотрим подробнее выделенные Эриксоном психосоциальные стадии развития личности.

Первая стадиямладенчество: «базальное доверие или базальное недоверие» (до года). В этот период закладываются основы здоровой личности в виде общего чув­ства доверия, «уверенности», «внутренней определенности». Главным условием выработки чувства доверия к людям Эриксон считает качество материнской заботы — способность матери так организовать жизнь своего маленького ребенка, чтобы у него возникло ощущение последовательности, преемственности, узнаваемости переживаний.

В это время развитие детермини­руется в основном близкими людьми, родителями, которые фор­мируют у ребенка чувство базового доверия или недоверия, т.е. открытости к миру или настороженности, закрытости к ок­ружающему.

Вторая стадияраннее детство: «автономия или стыд и сомнение» — с года до трех лет. В это время у детей развивается чувство автономности или зависимости от окружаю­щих, которое связано с тем, как взрослые реагируют на первые попытки ребенка добиться самостоятельности. Биологическое созревание создает ос­нову для появления новых возможностей самостоятельного дейст­вия ребенка в целом ряде областей (например, стоять, ходить, ка­рабкаться, умываться, одеваться, есть). Идентичность ребенка на этой стадии может быть обозначена формулой: «Я сам» и «Я — то, что я могу».

Разумная дозволенность способствует становлению автономии ребенка. В случае постоянной чрезмерной опеки или же, напротив, когда родители ожидают от ребенка слишком многого, того, что лежит за пределами его возможностей, у него возникает переживание стыда, сомнение и неуверенность в себе, приниженность, слабо­волие.

Таким образом, при удачном разрешении конфликта Эго вклю­чает в себя волю, самоконтроль, а при негативном исходе — сла­боволие. Важным механизмом на этом этапе является критиче­ская ритуализация, опирающаяся на конкретные примеры добра и зла, хорошего и плохого, разрешенного и запрещенного, красивого и безобразного.

Третья стадиявозраст игры: «инициативность или вина» (с трех до шести лет). В это время у детей развивается либо чувство инициативы, либо чувство вины. Раз­витие этих чувств связано с тем, насколько благополучно проте­кает процесс социализации ребенка, насколько строгие правила поведения ему предлагаются и насколько жестко взрослые конт­ролируют их соблюдение. В этот период ребенок учится соотно­сить свои желания с нормами, принятыми в обществе, реализовывать собственную активность в заданных обществом русле и нормах. Дети начинают интересоваться различными трудовыми занятиями, про­бовать новое, контактировать со сверстниками. В это время соци­альный мир требует от ребенка активности, решения новых задач и приобретения новых навыков, у него появляется дополнительная ответственность за себя, за более младших детей и домашних животных. Это возраст, когда главным чувством идентичности становится «Я — то, что я буду».

Родители, поощряя энергичные и самостоятельные начинания ребенка, признавая его права на любознательность и фантазию, способствуют становлению инициативности, расширению границ независимости, развитию творческих способностей. Близкие взрослые, жестко ограничивающие свободу выбора, чрезмерно контролирующие и наказывающие детей, вызывают у них слишком сильное чувство вины. Дети, охваченные чувством вины, пассивны, скованны и в будущем мало способны к продуктивному труду.

Четвертая стадияшкольный возраст: «трудолюбие или неполноценность»(с шести до 14 лет), в течение которой у ребенка развивается либо трудолюбие, либо чувство неполно­ценности. В этот период школа, учителя и одноклассники играют доминирующую роль в процессе самоидентификации. От того, насколько успешно ребенок начинает учиться, как у него скла­дываются отношения с учителями и как они оценивают его успе­хи в учебе, зависит развитие данных качеств личности.

Универсальным в концепции Эриксона признается именно стрем­ление и восприимчивость к обучению чему-то, что значимо в рамках данной культуры. Термин «трудолюбие», «вкус к работе» отражает основную тему данного периода, дети в это время поглощены тем, что стре­мятся узнать, что из чего получается и как оно действует. Эго-идентичность ребенка теперь выражается так: «Я — то, чему я нау­чился».

Обучаясь в школе, дети приобщаются к правилам осознанной дисциплины, активного участия. Связанный со школьными поряд­ками ритуал — совершенство исполнения. Опасность этого перио­да состоит в появлении чувства неполноценности, или некомпетент­ности, сомнения в своих способностях или в статусе среди сверстников.

Пятая стадияюность: «эго — идентичность или ролевое смеше­ние» (с 14 до 20 лет). Эта стадия связана с формированием у подростка чувства ролевой идентичности или неопределеннос­ти. На этой стадии главным фактором являются общение со свер­стниками, выбор профессии, способа достижения карьеры, т.е. фактически выбор путей построения своей дальнейшей жизни. Вот почему в это время для человека большое значение имеет адекватное осознание себя, своих способностей и своего предназначения, в русле которых он и строит свои ролевые отноше­ния с окружающими.

Юность считается самым важным периодом в психосоциальном развитии человека. Эриксон уделил очень большое внимание подростковому и юношескому возрасту, считая его центральным в формировании психологического и социального благополучия человека. Уже не ре­бенок, но еще и не взрослый, подросток сталкивается с новыми соци­альными ролями и связанными с ними требованиями. Подростки оценивают мир и отношение к нему. Они размышляют, могут при­думывать идеальную семью, религию, философскую систему, обще­ственное устройство.

Осуществляется стихийный поиск новых ответов на важные во­просы: «Кто я?», «Куда я иду?», «Кем я хочу стать?». Задача под­ростка состоит в том, чтобы собрать воедино все имеющиеся к этому времени знания о самих себе и создать единый образ себя (эго-идентичность), включающий осознание как прошлого, так и предполагаемого будущего.

Резкие социальные, политические и технологические изменения, неудовлетворенность общепринятыми социальными ценностями Эриксон рассматривает как фактор, который также может серьезно мешать развитию идентичности, способствуя возникновению чувст­ва неопределенности, тревоги и разрыва связей с миром. В случае негативного разрешения кризиса возникает «ролевое сме­шение», расплывчатость идентичности у индивидуума. Кризис идентичности, или ролевая спутанность, приводит к неспособности выбрать карьеру или продолжить образование, иногда к сомнениям в собственной половой идентичности.

 

Шестая стадия — молодость: «достижение близости или изоляция» (с 20 до 35 лет) — связана с развитием близ­ких, интимных отношений с окружающими, особенно с людьми противоположного пола. Эриксон использует термин интимность (достижение близо­сти) как многоплановый, но главное при этом — поддержание вза­имности в отношениях, слияние с идентичностью другого человека без опасения потерять самого себя. Именно этот аспект интимности Эриксон рассматривает как необходимое условие прочного брака.

Шестая психосоциальная стадия обозначает формальное нача­ло взрослой жизни. В целом это период получения профессии («устройства»), ухаживания, начала самостоятель­ной семейной жизни.

Главная опасность на этой стадии заключается в излишней поглощенности собой или в избегании межличностных отношений. Неспособность устанавливать спокойные и доверительные личные отношения ведет к чувству одиночества, социального вакуума и изоляции. Положительное качество, которое связано с нормальным выходом из кризиса «близость или изоляция» — это любовь.

Седьмая стадиязрелость: «продуктивность или инертность» (с 35 до 60-65 лет) — одна из важнейших, по мнению Эриксона, так как она связана либо со стремлением человека к постоянному развитию, творчеству, либо со стремле­нием к постоянству, покою и стабильности. В этот период боль­шое значение имеет работа, тот интерес, который она вызывает у человека, его удовлетворение своим статусным местом, а также его общение со своими детьми, воспитывая которых человек так­же может развиваться и сам. Желание стабильности, отвержение и боязнь нового останавливают процесс саморазвития и гибель­ны для личности, считал Эриксон.

Восьмая стадия старость: «целостность эго или отчаяние» наступает после 60-65 лет, когда человек пересматривает свою жизнь, подводя определенные ито­ги прожитым годам. В это время формируется чувство удовлет­ворения, осознания идентичности, целостности своей жизни, при­нятие ее в качестве своей. В противном случае человеком овла­девает чувство отчаяния, жизнь кажется сотканной из отдель­ных, не связанных между собой эпизодов и прожитой зря. Есте­ственно, что такое чувство является гибельным для личности и ведет к ее невротизации.

По убеждению Эриксона, для этой последней фазы жизни характерен не столько новый психосоциальный кризис, сколько суммирование, интеграция и оценка всех прошлых стадий развития Эго. Эриксон полагает, что только в старости приходит настоящая зрелость и полезное чувство «мудрости прожитых лет».

Модель психосоциального развития личности представляет значительный интерес для психологии личности и возрастной пси­хологии. Несмотря на некоторую абстрактность основных поня­тий и положений теории, идеи Эриксона получили широкую из­вестность, дали толчок многим эмпирическим исследованиям, нашли практическое применение в области индивидуального и профес­сионального консультирования, в сфере образования и социаль­ной работы (Райс Ф., 1999).

 

Вопросы для самопроверки:

1. Какие существуют принципиальные позиции по проблеме детерминации психического развития человека?

2. Опишите структуру личности и ее развитие в процессе онтогенеза по З.Фрейду.

3. В чем сущность биогенетического закона?

4. Какова, на ваш взгляд, роль наследственности и роль среды в психическом развитии человека?

5. Почему концепцию Э.Эриксона называют эпигенетической?

6. За счет каких механизмов осуществляется влияние средств массовой информации на поведение человека? Приведите примеры, для анализа которых используйте основные понятия теории социального научения.

7. Разъясните понятия в концепции Пиаже: ассимиляция, аккомодация, схема, операция.

8. «Мораль» и «нравственность» — различны или схожи?

Рекомендуемая литература

 

1. Анциферова Л.И. Эпигенетическая концепция развития личности Э. Эриксона // Принцип развития в психологии. М., 1978.

2. Боулби Дт. Детям — любовь и заботу // Психология развития: Хрестоматия. СПб., 2001.  

3. Бочаров В.В. Антропология возраста. СПб., 2001.

4. Бюлер К. Очерк духовного развития ребенка. – М., 1930.

5. Валлон А. Психическое развитие ребенка. М., 1967.

6. Гальперин П.Я., Эльконин Д.Б. К анализу теории Ж. Пиаже о развитии детского мышления // Жан Пиаже: теория, эксперименты, дискуссии.

7. Гезелл А. Педология раннего возраста. М., 1932.

8. Ждан А.Н. История психологии: от античности до наших дней. М., 1990.

9. Кон И.С. Ребенок и общество. М., 1988.

10. Крайг Г. Психология развития. СПб., 2000.

11. Марцинковская Т.Д. История детской психологии. М., 1998.

12. Mид M. Культура и мир детства. М., 1988.

13. Пиаже Ж. Психология интеллекта // Избр. психологические труды. М.,
1994.

14. Торндайк Э. Принципы обучения, основанные на психологии. М., 1930.

15. Уотсон Д. Психология как наука о поведении. — Одесса, 1925.

16. Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы. М., 1993.

17. Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции. М., 1991.

18. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). М., 2005.

19. Штерн В. Психология раннего детства. П., 1922.

20. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М.,1996.

 

studopedia.net

Содержание теории психического развития

Изучив данный материал, Вы узнаете о содержании основных зарубежных теорий психического развития, а также о сущности деятельностного и культурно-исторического подходов в отечественной психологии. Рассмотрите специфику понятийного аппарата основных психологических теорий и овладеете навыками анализа разных ситуаций со стороны различных психологических теорий.

Эта статья поможет Вам научиться производить самостоятельный анализ психологических подходов, их практической значимости на этапе современного развития психологической практики и науки. Помимо этого Вы сможете рассмотреть современные проблемы в области детской психологии со стороны ключевых теорий психического развития.

Сегодня нет единой теории психического развития, которая смогла бы дать полное представление о развитии психики ребенка. Только при рассмотрении основных идей нескольких теорий, мы может получить в определенной мере полную картину развития ребенка. Речь идет о психоаналитической, когнитивной, бихевиористской и гуманистической теории.

Психоаналитическая теория развития психики ребенка

Зигмунд Фрейд (1856-1939), австрийский психиатр заложил основу психоаналитического подхода в раскрытии вопроса развития психики человека. По мнению Фрейда психическое развитие является последовательным созреванием и взаимодействием трех составляющих личности: либидо – «Ид», которое представляет психическую энергию, которая лежит в основе сексуального удовольствия, это – «Я», которое является компонентом психического аппарата, который отвечает за принятие решений, и супер-эго – «Сверх-Я», который предстает в совокупности моральных устоев общества.

Биологический фактор, в частности либидо, а также опыт раннего семейного общения играют основную роль в развитии. Фрейд создал периодизацию психического развития. В основе ее лежит удовлетворение инстинктивных влечений ребенка, а также связь сексуальной энергии эрогенных зон. Исходя из этого, Фрейд выделил пять стадий психосексуального развития человека:

  • оральная стадия, от 0 до 2 лет;
  • анальная стадия, от 2 до 3 лет;
  • фаллическая стадия, от 4 до 5 лет;
  • латентная стадия, от 6 до 12 лет;
  • генитальная стадия, от 12 до 18 лет.

З. Фрейл считал, что при благополучном прохождении оральной, анальной и фаллической стадий, личность будет сформирована психически здоровой. При возникновении трудностей на данных стадиях, возможны различные психологические проблемы во взрослом состоянии.

Идеи Зигмунда Фрейда продолжила Анна

zaochnik.com

автономия / стыд и сомнение.

Этот период продолжается от одного до трех лет и соответствует анальной стадии, по Фрейду. Биологическое созревание создает основу для появления новых возможностей самостоятельного действия ребенка в целом ряде областей (например, стоять, ходить, карабкаться, умываться, одеваться, есть). С точки зрения Эриксона, столкновение ребенка с требованиями и нормами общества происходит далеко не только при приучении ребенка к горшку, родители должны постепенно расширять возможности самостоятельного действия и реализации самоконтроля у детей. Идентичность ребенка на этой стадии может быть обозначена формулой: «Я сам» и «Я — то, что я могу». Разумная дозволенность способствует становлению автономии ребенка. В случае постоянной чрезмерной опеки или же, напротив, когда родители ожидают от ребенка слишком многого, того, что лежит за пределами его возможностей, у него возникает переживание стыда, сомнение и неуверенность в себе, приниженность, слабоволие. Таким образом, при удачном разрешении конфликта Эго включает в себя волю, самоконтроль, а при негативном исходе — слабоволие. Важным механизмом на этом этапе является критическая ритуализация, опирающаяся на конкретные примеры добра и зла, хорошего и плохого, разрешенного и запрещенного, красивого и безобразного.

3. Возраст игры: инициативность / вина.В дошкольном периоде, который Эриксон называл «возрастом игры», от 3 до 6 лет, разворачивается конфликт между инициативой и виной. Дети начинают интересоваться различными трудовыми занятиями, пробовать новое, контактировать со сверстниками. В это время социальный мир требует от ребенка активности, решения новых задач и приобретения новых навыков, у него появляется дополнительная ответственность за себя, за более младших детей и домашних животных. Это возраст, когда главным чувством идентичности становится «Я — то, что я буду». Складывается драматическая (игровая) составляющая ритуала, с помощью которой ребенок воссоздает, исправляет и научается предвосхищать события. Инициативность связана с качествами активности, предприимчивости и стремлением «атаковать» задачу, испытывая радость от самостоятельного движения и действия. На этой стадии ребенок легко идентифицирует себя со значимыми людьми (не только с родителями), с готовностью поддается обучению и воспитанию, ориентируясь на конкретную цель. На этой стадии в результате принятия социальных запретов формируется Супер-Эго, возникает новая форма самоограничения. Родители, поощряя энергичные и самостоятельные начинания ребенка, признавая его права на любознательность и фантазию, способствуют становлению инициативности, расширению границ независимости, развитию творческих способностей. Близкие взрослые, жестко ограничивающие свободу выбора, чрезмерно контролирующие и наказывающие детей, вызывают у них слишком сильное чувство вины. Дети, охваченные чувством вины, пассивны, скованны и в будущем мало способны к продуктивномутруду.

4. Школьный возраст: трудолюбие / неполноценность.Четвертый психосоциальный период соответствует латентному периоду в теории Фрейда. Соперничество с родителем своего пола уже преодолено. В возрасте от 6 до 12 лет происходит выход ребенка за пределы семьи и начинается систематическое обучение, в том числе приобщение к технологической стороне культуры. Универсальным в концепции Эриксона признается именно стремление и восприимчивость к обучению чему-то, что значимо в рамках данной культуры (умению обращаться с инструментами, оружием, ремесленничеству, грамоте и научным знаниям). Термин «трудолюбие», «вкус к работе» отражает основную тему данного периода, дети в это время поглощены тем, что стремятся узнать, что из чего получается и как оно действует. Эгоидентичность ребенка теперь выражается так: «Я — то, чему я научился». Обучаясь в школе, дети приобщаются к правилам осознанной дисциплины, активного участия. Связанный со школьными порядками ритуал — совершенство исполнения. Опасность этого периода состоит в появлении чувства неполноценности, или некомпетентности, сомнения в своих способностях или в статусе среди сверстников.

5. Юность: эго — идентичность / ролевое смешение.Юность, пятая стадия в схеме жизненного цикла Эриксона, считается самым важным периодом в психосоциальном развитии человека: «Юность — это возраст окончательного установления доминирующей позитивной идентичности Эго. Именно тогда будущее, в обозримых пределах, становится частью сознательного плана жизни». Эриксон уделил очень большое внимание подростковому и юношескому возрасту, считая его центральным в формировании психологического и социального благополучия человека. Уже не ребенок, но еще и не взрослый (от 12—13 лет до примерно 19—20 в американском обществе), подросток сталкивается с новыми социальными ролями и связанными с ними требованиями. Подростки оценивают мир и отношение к нему. Они размышляют, могут придумывать идеальную семью, религию, философскую систему, общественное устройство. Осуществляется стихийный поиск новых ответов на важные вопросы: «Кто я? », «Куда я иду? », «Кем я хочу стать? ». Задача подростка состоит в том, чтобы собрать воедино все имеющиеся к этому времени знания о самих себе (какие они сыновья или дочери, студенты, спортсмены, музыканты и т.д.) и создать единый образ себя (эго-идентичность), включающий осознание как прошлого, так и предполагаемого будущего. Восприятие себя молодым человеком должно подтверждаться опытом межличностного общения.

Ритуализацйя становится импровизационной. Кроме того, в ней вычленяется идеологический аспект. Согласно Эриксону, идеология — это неосознанный набор ценностей и посылок, отражающий религиозное, научное и политическое мышление той или иной культуры. Идеология предоставляет молодым людям упрощенные, но четкие ответы на главные вопросы, связанные с конфликтом идентичности. Резкие социальные, политические и технологические изменения, неудовлетворенность общепринятыми социальными ценностями Эриксон рассматривает как фактор, который также может серьезно мешать развитию идентичности, способствуя возникновению чувства неопределенности, тревоги и разрыва связей с миром. Подростки испытывают пронзительное чувство своей бесполезности, душевного разлада и бесцельности, иногда кидаются в сторону «негативной» идентичности, делинквентного (отклоняющегося) поведения. В случае негативного разрешения кризиса возникает «ролевое смешение», расплывчатость идентичности у индивидуума. Кризис идентичности, или ролевая спутанность, приводит к неспособности выбрать карьеру или продолжить образование, иногда к сомнениям в собственной половой идентичности. Причиной этого может быть и чрезмерная идентификация с популярными героями (кинозвездами, суператлетами, рок-музыкантами) или представителями контркультуры (революционные лидеры, «бритоголовые», делинквентные личности), вырывающая «расцветающую идентичность» из ее социального окружения, тем самым подавляющая и ограничивающая ее. Положительное качество, связанное с успешным выходом из кризиса периода юности, — это верность, т.е. способность сделать свой выбор, найти свой путь в жизни и оставаться верным взятым на себя обязательствам, принять общественные устои и придерживаться их.

studfile.net