Теория психосоциального развития: Теория развития личности Эрика Эриксона
Теория развития личности Эрика Эриксона
Эрик Эриксон
Теория развития личности Эрика Эриксона утверждает:
- Социум для ребенка не антагонистичен.
- Личность развивается от рождения до смерти.
- Личность развивается через последовательные этапы жизни.
- Этапы жизни, как стадии развития личности, одинаковы для всех.
- В развитии человека восемь стадий.
- Каждую стадию своего развития человек может пройти как благополучно, так и нет.
- Переход от одной стадии к следующей является личностным кризисом.
- В кризисе теряется эго-идентичность, задача психотерапевта — ее вернуть.
Подробнее.
Социум для ребенка не антагонистичен
В концепции психоанализа Я и социум, Ид и Супер-Эго, представлены как враждебные, антагонистические друг другу начала. Эриксон стал различать ритуалы и ритуализмы и утверждал, что отношения личности и общества могут быть отношениями сотрудничества, обеспечивающими гармоничное развитие личности. См.→
Личность развивается от рождения до смерти
Личность развивается через последовательные этапы жизни
Согласно Эрику Эриксону, в развитии личности есть некоторые обязательные и следующие друг за другом ступени, которые должен пройти каждый в своем развитии. Как парадигма развития, это — лестница. Единственный ли это возможный взгляд на развитие личности? Нет. Другие исследователи считают, что личность может развиваться и по типу сот, и по типу короны. См.→
Этапы жизни, как стадии развития личности, одинаковы для всех
Теория Эрика Эриксона — это эпигенетическая теория. Эпигенез — наличие целостного врожденного плана, определяющего основные стадии развития. Обсуждение этого см. →
В развитии человека восемь стадий
По мнению Эриксона развитие продолжается всю жизнь, причём каждая из стадий развития отмечается специфичным для неё конфликтом, благоприятное разрешение которого приводит к переходу на новый этап:
- Первый этап — от рождения до года, конфликт между доверием и недоверием;
- Второй этап — от года до двух, конфликт между автономией и сомнением;
- Третий этап — от трёх до шести лет, конфликт между предприимчивостью и неадекватностью;
- Четвёртый этап — соответствует фрейдовскому «латентному периоду», конфликт между творчеством и комплексом неполноценности;
- Пятый этап — юность, идентификация личности и путаница ролей;
- Шестой этап — ранний взрослый период, конфликт между близостью и одиночеством;
- Седьмой этап — поздний взрослый период, конфликт производительности и застоя;
- Восьмой этап — конфликт цельности и безнадежности.
Благоприятные разрешения конфликтов называются «Добродетелями» («virtues»).
Каждую стадию своего развития человек может пройти как благополучно, так и нет
Благополучное прохождение определяется обычно тем, насколько благополучно прошел человек предыдущие стадии своего развития, а также благополучностью социальной обстановки. Войны, социальные кризисы и другие удары судьбы мешают человеку удачно пройти очередной этап своего жизненного пути.
Эрик Эриксон не работал с людьми, занимающимся активным личностным ростом и развитием, развивающим себя по плану и сознательно. Эриксон описывал то, что происходит в стихийном развитии личности, включая элементы личностной деградации. И если развитый человек может строить себя осознанно, быть автором своей жизни, то с пациентами Эриксона благополучное прохождение очередной стадии только случалось — либо не случалось, либо повезло, либо нет — и тогда, уважаемые жертвы, вам направление к психотерапевту.
Психотерапевт помогал человеку строить свой очередной этап жизни более активно и более сознательно, хотя Эрик Эриксон никогда не ставил себе задачу становиться личным коучем.Переход от стадии к следующей стадии является личностным кризисом
Представление о развитии как о последовательности психосоциальных кризисов — как минимум, неочевидно. Да, на каком-то этапе жизни человеком оказываются альтернативные пути развития, и в зависимости от его выбора личностное развитие может оказаться как позитивным и гармоничным, так и негативным, с нарушениями развития и расстройствами эмоционально-личностной и познавательной сфер. Позитивное разрешение кризиса способствует формированию позитивного новообразования или сильного свойства личности; негативное — деструктивного новообразования, препятствующего формированию эго-идентичности.
Вопрос, почему наличие важной альтернативы в развитии следует называть кризисом? Согласно Википедии, кризис – это перелом, при котором неадекватность средств достижения целей рождает непредсказуемые проблемы.
В кризисе теряется эго-идентичность, задача психотерапевта — ее вернуть
Для Эрика Эриксона, главное в жизни человека — быть в согласии с самим собой, но одновременно развиваться. Эго-идентичность обозначает целостность развивающейся личности; тождественность и непрерывность нашего Я, несмотря на те изменения, которые происходят с нами в процессе роста и развития. «Я развиваюсь, но я— тот же самый». См.→
Концепция Эрика Эриксона напрямую не ставит перед собой педагогических, обучающих или развивающих задач, она констатирует существующее положение как норму и отмечает неудачные, неадаптивные, нежелательные варианты развития. Концепция Эрика Эриксона – пособие скорее для психотерапевтической деятельности, а не специалистов по развитию личности. См.→
Теория психосоциального развития Э. Эриксона
25.10.2011
Эрик Эриксон (1902-1994) считается неофрейдистом, потому что его ис-следование развития личности отталкивается от теории Фрейда, но в дальнейшем развилось в самостоятельное научное направление. Эрик-сон, начинавший свою научную деятельность под руководством Анны Фрейд, разработал теорию, которая не вступала в прямое противоречие с классическим психоанализом, но придавала эго-функциям (осознаваемому) гораздо большее значение, чем бессознательным силам. Эриксон концентрировался, главным образом, на роли социальных взаимодействий в формировании личности, поэтому его подход назван теорией психосоциального развития. Еще одно отличие основывающейся на анализе индивидуальных случаев и на наблюдениях за людьми в различных культурах теории Эриксона от традиционного психоанализа Фрейда состоит в том, что представленные в ней стадии развития охватывают всю человеческую жизнь, а не заканчиваются вступлением ребенка в пубертат.
Стадии развития по Эриксону
Эриксон разочаровался в психоаналитической теории, поскольку считал, что она имеет дело только с крайними формами поведения. Хотя он соглашался с тем, что развитие каждого человека проходит несколько стадий и выделяемые им ранние стадии соответствовали предлагавшимся Фрейдом, в его исследованиях особое значение придавалось способу разрешения социальных «кризисов» или конфликтов в каждый такой период. Это значительно отличается от выделяемого Фрейдом психосексуального созревания в качестве первичного детерминанта развития личности. Хотя Эриксон и соглашался с Фрейдом в том, что ранний опыт имеет исключительное значение, он рассматривал развитие личности как динамический процесс, продолжающийся от рождения до смерти.
Ключевым понятием теории Эриксона является эго-идентичность — основное чувство понимания того, кто мы, выражаемое в терминах Я-концепции и образа Я. Некая особая часть каждого из нас базируется на культуре, в которой мы растем. Ее началом становятся наши взаимоотношения с теми, кто заботится о нас в младенчестве, а продолжением — взаимодействия с другими людьми вне дома по мере нашего роста и взросления. Хотя теория Эриксона также остается описательной, она отличается меньшей субъективностью, чем классический психоанализ. В своем повышенном внимании к социальным отношениям она предлагает то, что родители и другие люди могут реально сделать для обеспечения здорового развития ребенка, а также то, что мы можем сделать для себя.
Ключевые слова: Эриксон, Развитие
Материалы по теме |
---|
Стадии психосоциального развития по Эриксону . .. |
Причины общего недоразвития речи Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б., Логопедия |
Социальная ситуация развития дошкольника Палагина Н.Н., Психология развития и возрастная психология |
Закономерности психического развития в онтогенезе Слободчиков В.И., Психология развития человека |
Современные представления об этапах развития психики, понятие о сознании Кураев Г.А., Пожарская Е.Н., Психология человека |
Влияние природных особенностей на психическое развитие человека И.Т. Кавецкий, Т.Л. Рыжковская, И.А. Коверзнева, В.Г. Игнатович, Н.А. Лобан, С.В…. |
Этапы формирования умственных действий и понятий Мандель Б. Р., Педагогическая психология |
Развитие личности младшего школьника Аверин В. А., Психология детей и подростков |
8 стадий психосоциального развития Эриксона | Образование, общество и учащийся K-12 |
Эрик Эриксон (1902–1994) был теоретиком сцены, который взял спорную теорию психосексуального развития Фрейда и модифицировал ее как психосоциальную теорию. Эриксон подчеркивал, что эго вносит положительный вклад в развитие, овладевая установками, идеями и навыками на каждой стадии развития. Это мастерство помогает детям стать успешными и полезными членами общества. На каждой из восьми эриксоновских стадий возникает психологический конфликт, который необходимо успешно преодолеть, чтобы ребенок превратился в здорового, уравновешенного взрослого человека.
Эрик Эриксон
Эриксон разработал свои восемь стадий психосоциального развития на основе психосексуальной теории Фрейда.
Стадии психосоциального развития Эриксона основаны на психосексуальной теории Фрейда (и расширяют ее). Эриксон предположил, что нас мотивирует необходимость достичь компетентности в определенных областях нашей жизни. Согласно психосоциальной теории, мы проходим восемь стадий развития на протяжении всей жизни, от младенчества до поздней взрослой жизни. На каждом этапе есть кризис или задача, которую нам нужно решить. Успешное выполнение каждой задачи развития приводит к ощущению компетентности и здоровой личности. Неспособность справиться с этими задачами приводит к чувству неадекватности.
Эриксон также добавил к стадиям Фрейда, обсудив культурные последствия развития; некоторым культурам может потребоваться пройти этапы по-разному в зависимости от их культурных потребностей и потребностей выживания.
Доверие против недоверия
С рождения до 12 месяцев младенцы должны понимать, что взрослым можно доверять. Это происходит, когда взрослые удовлетворяют основные потребности ребенка для выживания. Младенцы зависят от своих опекунов, поэтому опекуны, чутко реагирующие и чуткие к потребностям своего младенца, помогают ребенку развить чувство доверия; их ребенок увидит мир как безопасное и предсказуемое место. Неотзывчивые опекуны, которые не удовлетворяют потребности своего ребенка, могут вызывать чувство беспокойства, страха и недоверия; их ребенок может видеть мир непредсказуемым. Если с младенцами обращаются жестоко или их потребности не удовлетворяются должным образом, они, скорее всего, вырастут с чувством недоверия к людям в этом мире.
Автономия или стыд/сомнение
Когда малыши (в возрасте 1–3 лет) начинают исследовать свой мир, они узнают, что могут контролировать свои действия и воздействовать на окружающую среду для достижения результатов. Они начинают проявлять явные предпочтения к определенным элементам окружающей среды, таким как еда, игрушки и одежда. Основная задача малыша — решить проблему автономии против стыда и сомнений , работая над установлением независимости. Это стадия «Я делаю это». Например, мы можем наблюдать зарождающееся чувство автономии у двухлетнего ребенка, который хочет сам выбирать себе одежду и одеваться. Хотя ее наряды могут не соответствовать ситуации, ее вклад в такие базовые решения влияет на ее чувство независимости. Если ему будет отказано в возможности воздействовать на свое окружение, он может начать сомневаться в своих способностях, что может привести к низкой самооценке и чувству стыда.
Инициатива против вины
Как только дети достигают дошкольного возраста (возраст 3–6 лет), они способны инициировать деятельность и утверждать контроль над своим миром посредством социальных взаимодействий и игр. По Эриксону, дети дошкольного возраста должны решить задачу инициатива против вины. Научившись планировать и достигать целей, взаимодействуя с другими, дети дошкольного возраста могут справиться с этой задачей. Инициатива, чувство амбиций и ответственности возникают, когда родители позволяют ребенку исследовать в определенных пределах, а затем поддерживают выбор ребенка. Эти дети разовьют уверенность в себе и почувствуют целеустремленность. У тех, кто потерпел неудачу на этом этапе — их инициатива дала осечку или задушена чрезмерно контролирующими родителями — может развиться чувство вины.
Трудолюбие против неполноценности
На этапе начальной школы (в возрасте 6–12 лет) дети сталкиваются с задачей трудолюбия против неполноценности. Дети начинают сравнивать себя со своими сверстниками, чтобы понять, на что они способны. У них либо развивается чувство гордости и достижений в учебе, спорте, общественной деятельности и семейной жизни, либо они чувствуют себя неполноценными и неполноценными, потому что чувствуют, что не соответствуют им. Если дети не учатся ладить с другими или имеют негативный опыт дома или со сверстниками, комплекс неполноценности может развиться в подростковом и взрослом возрасте.
Идентичность и путаница ролей
В подростковом возрасте (12–18 лет) дети сталкиваются с задачей идентичности и смешения ролей. По Эриксону, главная задача подростка — развить чувство собственного достоинства. Подростки борются с такими вопросами, как «Кто я?» и «Что я хочу делать со своей жизнью?» Попутно большинство подростков примеряют множество разных «я», чтобы понять, какое из них подходит; они исследуют различные роли и идеи, устанавливают цели и пытаются открыть себя «взрослым». Подростки, добившиеся успеха на этом этапе, обладают сильным чувством идентичности и способны оставаться верными своим убеждениям и ценностям перед лицом проблем и точек зрения других людей. Когда подростки апатичны, не занимаются сознательным поиском идентичности или вынуждены соответствовать представлениям своих родителей о будущем, у них может развиться слабое чувство собственного достоинства и спутанность ролей. Они не будут уверены в своей личности и будут смущены будущим. Подростки, которые изо всех сил пытаются принять положительную роль, скорее всего, будут изо всех сил пытаться «найти» себя во взрослой жизни.
Близость или изоляция
Люди в раннем взрослом возрасте (от 20 до 40 лет) обеспокоены близостью и изоляцией. После того, как в подростковом возрасте мы развили чувство собственного достоинства, мы готовы поделиться своей жизнью с другими. Однако, если другие этапы не были успешно преодолены, у молодых людей могут возникнуть проблемы с развитием и поддержанием успешных отношений с другими людьми. Эриксон сказал, что мы должны иметь сильное чувство собственного достоинства, прежде чем мы сможем развивать успешные интимные отношения. Взрослые, у которых в подростковом возрасте не формируется позитивная самооценка, могут испытывать чувство одиночества и эмоциональной изоляции.
Генерация против стагнации
Когда люди достигают 40-летнего возраста, они вступают в период, известный как средняя взрослость, которая продолжается до середины 60-х годов. Социальная задача зрелого возраста — генеративность против стагнации. Генеративность включает в себя поиск работы в своей жизни и содействие развитию других посредством такой деятельности, как волонтерство, наставничество и воспитание детей. На этом этапе взрослые среднего возраста начинают вносить свой вклад в следующее поколение, часто рожая детей и заботясь о других; они также занимаются значимой и продуктивной работой, которая вносит положительный вклад в общество. Те, кто не справляется с этой задачей, могут испытывать застой и чувствовать, что они не оставляют значимого следа в мире; они могут иметь мало связей с другими и мало интересоваться продуктивностью и самосовершенствованием.
Целостность против отчаяния
С середины 60-х годов и до конца жизни мы находимся в периоде развития, известном как поздняя взрослость. Задача Эриксона на этом этапе называется « честность против отчаяния». Он сказал, что люди в позднем взрослом возрасте размышляют о своей жизни и испытывают либо чувство удовлетворения, либо чувство неудачи. Люди, которые гордятся своими достижениями, чувствуют себя цельными и могут оглядываться на свою жизнь с небольшим сожалением. Однако люди, которые не добились успеха на этом этапе, могут чувствовать, что их жизнь прошла впустую. Они фокусируются на том, что «было бы», «должно было быть» и «могло бы быть». Они встречают конец своей жизни с чувством горечи, депрессии и отчаяния.
Вернуться к оглавлению
8 стадий психосоциального развития Эриксона – объяснение
Эрик Эриксон был психологом, занимающимся вопросами развития, и психоаналитиком, внесшим свой вклад в изучение развития, предоставив нам этапы психосоциального развития. Он считал, что личность человека развивается через 8 стадий, от младенчества до взрослой жизни.
Каждая стадия включает в себя кризис, когда человек преуспевает или терпит неудачу, что приводит к дальнейшему развитию. Эти кризисы называются психосоциальными, потому что они представляют собой психологические потребности, которые сталкиваются с социальными потребностями.
Фрейд и Эриксон
Фрейд и Эриксон выдвинули две важные теории развития личности. Эриксон был вдохновлен стадиями развития личности Фрейда. Фрейд выделял психосексуальные стадии, сосредоточенные на удовольствии и сексуальных аспектах развития. Эриксон также выделил психосоциальные этапы, ориентированные на развитие личности на протяжении всей жизни.
Разница между стадиями Фрейда и Эриксона
S. № | Стадии Фрейда | Сцены Эриксона |
---|---|---|
1. | Он сосредоточился на важности кормления и удовольствия в младенчестве. | Он говорил о важности заботы и заботы воспитателя о ребенке. |
2. | Его теория была сосредоточена на либидо в детстве. | Его теория сосредоточена на социальных и родительских взаимодействиях в детстве. |
3. | Его теория охватывает период от детства до взрослой жизни и утверждает, что большая часть личности развивается в раннем детстве. | Эриксон предложил подход продолжительности жизни, от младенчества до старости, отмечая развитие на всех стадиях. |
4. | Теория Фрейда придавала большое значение сферам удовольствия и не включала все возрастные и социальные сферы жизни. | Теория Эриксона была более обширной, включала социальные взаимодействия и придавала значение каждому возрасту и стадии. |
Стадия 1: Доверие против недоверия
Эта стадия является первой и наиболее важной из психосоциальных стадий Эриксона. На этой стадии развитие происходит от рождения до 1 года. На этом этапе человек является младенцем и, таким образом, зависит от своих опекунов в плане безопасности и заботы.
Важную роль здесь играет доверие, которое формируется в зависимости от качества и надежности лиц, осуществляющих уход. Здесь младенец во всем полагается на родителя, включая еду, безопасность, любовь и заботу.
Если потребности младенца удовлетворены, он или она сможет доверять опекуну. Это будет означать успех на данном этапе. Если потребности не удовлетворены, он или она не сможет доверять опекуну. Это будет означать неудачу на данном этапе.
Если доверие развито, люди смогут доверять другим в своем окружении и будут чувствовать себя в безопасности. Недоверие, сформировавшееся из-за ненадежности опекунов, может привести к страху перед окружающей средой и ненадежным представлениям о мире.
Ни один ребенок не будет развиваться в условиях полного доверия или полного страха. По словам Эриксона, идеальный баланс был бы идеальным. У людей будет надежда, но в идеальных случаях они также будут знать о потенциальных опасностях.
Стадия 2: Автономия или стыд
Это вторая стадия развития, которая происходит в раннем детстве. Личный контроль и автономия являются основными моментами этого этапа. Здесь дети становятся самостоятельными, самостоятельно выполняя основные обязанности, например, выбирая одежду или чистя зубы.
Воспитатели могут помочь, позволяя своим детям выполнять эти основные действия самостоятельно. Позволяя им делать этот выбор, воспитатели поощряют автономию, что приводит к тому, что дети чувствуют себя в безопасности и уверенно. Это будет означать успех на данном этапе.
Когда опекуны стыдят или винят детей, когда они не справляются с этими функциями, это может привести к отсутствию личного контроля или автономии, что приводит к стыду или сомнениям. Это будет означать неудачу на данном этапе.
Эриксон заявил, что идеальный баланс между автономией и стыдом привел бы к воле, которая относится к действию с контролем и намерением, но в пределах и с осторожностью.
Кроме того, на этом этапе также проводится приучение к горшку, так как это основная функция и навык, которым дети учатся заниматься самостоятельно. По Эриксону, развитие этой функции приводит к ощущению контроля и автономии.
Стадия 3: Инициатива или чувство вины
Это третья стадия психосоциального развития, которая происходит в дошкольном возрасте. Основное внимание на этом этапе уделяется действию и инициативе. На этом этапе дети участвуют в игре и контролируют свои социальные взаимодействия. На этом этапе они используют власть и влияние, чтобы направлять социальные взаимодействия.
Успех на этом этапе приводит к ощущению способности и цели, а неудача на этом этапе приводит к чувству вины или сомнения. Когда дети используют слишком много власти, они могут столкнуться с неодобрением или небрежностью, что может привести к чувству вины. Это будет означать неудачу на данном этапе.
По словам Эриксона, здоровый баланс между двумя чувствами ведет к цели. Цель здесь означает волю и способность действовать и принимать решения.
Стадия 4: трудолюбие против неполноценности
Это четвертая стадия психосоциального развития, которая происходит в возрасте 5-11 лет, в основном в раннем школьном возрасте. Эти годы наполнены академическими требованиями и социальными ролями. Если дети успешно справляются с этими ролями, они чувствуют себя компетентными, а если они терпят неудачу, может ощущаться чувство неполноценности.
Социальные взаимодействия и развитие могут заставить детей гордиться своими достижениями и достижениями. Получение признательности или признания за эти достижения со стороны воспитателей или учителей может помочь детям почувствовать себя компетентными. Это будет означать успех на данном этапе.
С другой стороны, недооценка или обильная критика могут привести к чувству неполноценности. Это будет означать неудачу на данном этапе.
По словам Эриксона, здоровый баланс между двумя компонентами может привести к компетентности, которая относится к вере в выполнение поставленных перед ними задач.
Стадия 5: Идентичность или замешательство:
Это пятая стадия психосоциального развития, которая происходит в подростковом возрасте. На этом этапе основное внимание уделяется развитию идентичности или самоощущения. Этот этап потенциально может повлиять на всю оставшуюся жизнь. Здесь идентичность относится к убеждениям или мнениям, которые определяют жизнь человека. Эта идентичность формируется опытом человека и влиянием вокруг него.
Эта личность помогает направлять действия, поведение и мысли. Успех на этом этапе ведет к верности, которая относится к жизни в соответствии с ожиданиями общества, а неудача приводит к замешательству или отсутствию чувства собственного достоинства. Подростки развивают чувство собственного достоинства через изучение интересов или хобби.
Поощрение со стороны опекунов может привести к надлежащему личному исследованию и самоконтролю. Когда люди не могут исследовать или сформировать личные убеждения, это может привести к неуверенности и замешательству в отношении себя.
Кроме того, эго-идентичность — это концепция, предложенная Эриком Эриксоном. Это относится к самоощущению, которое люди развивают посредством социального общения, и является неотъемлемой частью этого этапа. Новый опыт и убеждения могут изменить и сформировать эго-идентичность. Проблемы могут помочь в росте или повреждении эго-идентичности.
Стадия 6: Близость или изоляция
Это шестая стадия психосоциального развития, которая происходит в раннем взрослом возрасте. Личные отношения находятся в центре внимания на этом этапе. Молодые люди, как правило, развивают любящие, близкие отношения с другими людьми в течение своей жизни.
По словам Эриксона, важно развивать крепкие отношения с другими людьми. Успех на этом этапе выглядит как формирование крепких, длительных отношений, а неудача — как изоляция. Любовь достигается, когда люди преуспевают на этом этапе. На этом этапе отмечаются значимые отношения и длительные связи.
Кроме того, Эриксон заявил, что чувство собственного «я» или идентичности (предыдущий этап психосоциального развития) необходимо для формирования здоровых, крепких отношений.
Стадия 7: Генерация против стагнации
Это седьмая стадия психосоциального развития, которая происходит во взрослом возрасте. Развитие семьи и карьеры находится в центре внимания на этом этапе. Успех на этом этапе характеризуется ощущением полезности, а неудача на этом этапе может привести к ощущению отстраненности и отдаленности от мира.
Этот этап характеризуется воспитанием детей в активной общественной деятельности. Успех на этом этапе включает в себя добродетель заботы, которая заключается в чувстве связи с партнером или семьей и гордости за свои достижения.
Стадия 8: Целостность против отчаяния
Это последняя стадия психосоциального развития, наступающая в пожилом возрасте. Этот этап отмечен оглядыванием на жизнь и чувством удовлетворения или сожаления. Успех на этом этапе выглядит как чувство мудрости, а неудача на этом этапе приводит к сожалению или отчаянию.
Когда люди оглядываются на свою жизнь и чувствуют удовлетворение, они обретают покой. Когда люди оглядываются назад и чувствуют себя неудовлетворенными, они могут бояться покончить с собой, не добившись ничего великого. Эта мысль принесет отчаяние и горечь. Когда люди оглядываются назад и чувствуют удовлетворение, они обретают целостность и мудрость, даже находясь на грани смерти.
Applications of Psychosocial Development Theory:
- В контексте психического здоровья на психосоциальных стадиях Эриксона было проведено множество клинических шкал и исследований.
- Эти этапы можно использовать для лечения клиентов, у которых были проблемы с адаптацией или изменениями в их жизни.
- Его можно использовать, чтобы помочь людям с запутанной идентичностью, гендерными проблемами и тем, кто не может обрести чувство собственного достоинства.
Критика теории психосоциального развития:
- Основная критика, с которой сталкиваются эти этапы, заключается в том, что они были разработаны с учетом потребностей и личностей европейских или американских мужчин. Это может сделать теорию менее применимой к другим группам населения.
- В теории есть путаница, поскольку Эриксон не уточнил, необходимо ли завершение одного этапа для перехода к следующему этапу или нет.
- Этапы основаны на социальных нормах, которые могут быть актуальны не для каждой культуры.
Сводная таблица
Этапы | Возраст | Психосоциальный кризис | Задача развития | Достоинство/Результат |
---|---|---|---|---|
Доверие против недоверия | Год рождения 1 | Могу ли я доверять своему окружению/миру вокруг меня? | Воспитатели должны быть доступны для ребенка в случае необходимости. | Надежда |
Автономия против стыда | 1-3 | Могу ли я самостоятельно выполнять важные базовые задачи? | Воспитатели должны позволять ребенку делать некоторые вещи самостоятельно. Приучение к горшку также происходит на этом этапе. | Воля |
Инициатива против чувства вины | 3-5 | Могу ли я сам проявить инициативу? | Ребенок должен делать что-то и принимать решения самостоятельно. На этом этапе можно принять план или инициативу и реализовать их. | Назначение |
Трудолюбие против неполноценности | 5-11 | Правильно ли я исполняю свои социальные и академические роли? | Здесь ребенок сосредотачивается на академических обязанностях и больше участвует в социальном взаимодействии. |