Теория шелдона – Уильям Шелдон: конституциональная теория темперамента

Уильям Шелдон: конституциональная теория темперамента

Уильям Герберт Шелдон — американский психолог и нумизмат, автор конституциональной теории темперамента и системы оценки сохранности монет.

В основе представлений Шелдона, чья конституциональная типология близка к концепции Кречмера, лежит предположение о том, что структура тела определяет темперамент, выступающий его функцией. Но эта зависимость замаскирована благодаря сложности нашего организма и психики, и потому раскрыть связь между физическим и психическим возможно при выделении таких физических и психических свойств, которые в наибольшей степени демонстрируют подобную зависимость.

У. Шелдон исходил из гипотезы о существовании основных типов телосложения, которые он описал, пользуясь специально разработанной фотографической техникой и сложными антропометрическими измерениями. Оценивая каждое из 17 выделенных им измерений по 7-балльной шкале, автор пришел к понятию соматотипа (типа телосложения), который можно описать с помощью трех основных параметров. Заимствуя термины из эмбриологии, он назвал данные параметры следующим образом: эндоморфия, мезоморфия и эктоморфия. В зависимости от преобладания какого-либо из них (оценка в 1 балл соответствует минимальной интенсивности, 7 баллов - максимальной).

Типы телосложения по Шелдону:

Уильям Шелдон: конституциональная теория темперамента
1. Эндоморфный (7-1-1). Название связано с тем, что из эндодермы образуются преимущественно внутренние органы, а у людей такого типа как раз наблюдается их чрезмерное развитие. Телосложение относительно слабое, с избытком жировой ткани.
2. Мезоморфный (1-7-1). У представителей данного типа хорошо развита мускульная система, которая образуется из мезодермы. Стройное крепкое по функциям определенных органов тело: противоположное мешковатому и дряблому телу эндоморфа. Мезоморфный тип обладает большой психической устойчивостью и силой.
3. Эктоморфный (1-1-7). Из эктодермы развивается кожа и нервная ткань. Организм хрупок и тонок, грудная клетка уплощена. Относительно слабое развитие внутренних органов и телосложения. Конечности длинные, тонкие, со слабой мускулатурой. Нервная система и чувства относительно плохо защищены.

Если отдельные параметры выражены одинаково, автор относил данного индивида к смешанному (среднему) типу, оценивая его как 4-4-4.

Уильям Шелдон: конституциональная теория темперамента
Сходство этих соматотипов с типами телосложения Кречмера очевидно. Преобладающий эндоморф соответствует пикническому типу Кречмера, в то время как преобладающие мезоморф и эктоморф представляют собой соответственно атлетический и лептосомный типы.

В результате многолетних исследований здоровых, нормально питающихся людей различного возраста У. Шелдон пришел к выводу, что этим типам телосложения соответствуют определенные типы темперамента.

Он изучил 60 психологических свойств, причем его основное внимание было обращено на такие свойства, которые связаны с характеристиками экстраверсии - интроверсии. Они оценивались, как и в случае соматотипа, по 7-балльной шкале. С помощью корреляции были выделены три группы свойств, названные по функциям определенных органов тела:

  • висцеротония (лат. viscera - «внутренности»),
  • соматотония (греч. soma - «тело»),
  • церебротония (лат. сечевчит - «мозг»).

По мнению У. Шелдона, у каждого человека имеются все три названные группы физических и психических свойств. Преобладанием же тех или иных и определяются различия между людьми. Как и Э. Кречмер, У. Шелдон утверждает, что между типом телосложения и темпераментом имеется большое соответствие. Так, у лиц с доминирующими качествами эндоморфного телосложения выражены свойства темперамента, относящиеся к висцеротонии. Мезоморфный тип коррелирует с соматотоническим типом, а эктоморфный - с церебротоническим.

Три компонента телосложения и соответствующие им особенности темперамента можно описать следующим образом:

Телосложение Темперамент
1. Эндоморфное — с преобладанием мягких округлостей; чрезмерное развитие органов пищеварения. 1. Висцеротонический — склонный к релаксации, к физическому комфорту, к получению удовольствия от еды, к социальным контактам.
2. Мезоморфное — с преобладанием костей, мускулов и соединительной ткани; тяжелое, сильное, прямоугольное телосложение. 2. Соматотонический — склонный к настойчивости, энергичный, ценящий силу, риск и мужество.
3. Эктоморфное — с преобладанием высокого роста и хрупкости относительно массы своего тела; обладает хорошо развитыми органами чувств, самым большим мозгом и развитой нервной системой. 3. Церебротонический — склонный к сдержанности, к интроверсии, к уединению и одиночеству, подавленности.

В то же время корреляционный анализ связей психомоторных, познавательных и личностных свойств с конституциональными особенностями, проведенный Т. П. Зинченко и Е. И. Кишко на выборке детей (1999), не позволил им однозначно признать или отвергнуть представления о психологических характеристиках соматотипов, к которым пришли Э. Кречмер, У. Шелдон и другие авторы. Наиболее тесно с морфологическим типом телосложения оказались связаны некоторые личностные свойства, исследованные по опроснику Кеттелла.

С одной стороны, во всех возрастных группах (диапазон от 6 до 17 лет) эндоморфы характеризуются низким самоконтролем и высокой эмоциональной неустойчивостью, а эктоморфы - обратными качествами, и это подтверждает данные Э. Кречмера, полученные на взрослых. С другой стороны, авторам не удалось выявить связей соматической конституции с познавательными и психомоторными качествами, за исключением когнитивного стиля - интерференции, характеризующегося низкой автоматизацией действий и высоким самоконтролем. Этот стиль больше выражен у эктоморфов. Следовательно, эктоморфы добросовестнее, старательнее и аккуратнее при выполнении заданий, а эндоморфы, наоборот, отличаются более низким самоконтролем, менее склонны к порядку, не способны к напряженной работе и подчиняют свою жизнь получению удовольствий. Это также соответствует характеристике данных конституциональных типов, данной Э. Кречмером.

Однако типологии Э. Кречмера и У. Шелдона были подвергнуты критике даже со стороны приверженцев конституциональных концепций темперамента. Критики указывали на их чрезмерную статичность и игнорирование изменений во взамосвязях между психикой и строением тела; подчеркивали непоследовательность в делении на типы и, наконец, обращали внимание на то, что указанные теории не давали удовлетворительного объяснения зависимости между телосложением и темпераментом.

psychojournal.ru

Типы темперамента по Шелдону - Психологос

В телосложении У.Г.Шелдон различает эндоморфный, мезоморфный и эктоморфный тип, а компоненты темперамента - висцеро - сомато - и церебротония.

Эндоморф (пищеварительный тип, висцеротоники) - слабое телосложение с избытком жировой ткани. Характеризуется округлостью, пухлостью, наличием большого живота, жира на плечах и бедрах, круглой головой, неразвитыми мышцами. Психологические черты - любовь к комфорту, пристрастие к еде, любовь к дружеским пирушкам, приветливость к людям, ориентация на общественное мнение, терпимость, хороший сон. Аналог Пикника по Кречмеру.

Мезоморф (мышечный тип, соматотоники) – с широкими плечами и грудной клеткой, крепкими руками и ногами, массивной головой. Это люди склонные к физической деятельности, энергичные, склонные к риску, отличающиеся смелостью, шумным поведением и пониженной сенситивностью. Аналог Атлетика по Кречмеру.

Эктоморф (мозговой тип, церебротоники) – с вытянутым лицом, с высоким лбом, длинными конечностями, узкой грудной клеткой и животом, отсутствием подкожного жира. Для таких лиц характерна склонность к уединению, к рассуждениям, социофобия, тихий голос и нестандартное поведение. Многие из этих черт отражают сверхчувствительный характер данного темперамента (физиологическую сверхреактивность, сверхвнимательность, тревожность, сопротивление привычкам и непредсказуемость установки), в то время как другие связаны с торможением и стремлением отгородиться от людей такими способами, как сдержанность в движениях, скрытность, социофобия, подавление способности к общению. Аналог Астеника по Кречмеру.

Церебротония достигает своего максимального выражения в шизоидном типе характера, соматотония находит свой максимум в психопатическом, а висцеротония максимально связана с маниакально-депрессивным типом.

Шелдон и Кречмер

Теория характера Э.Кречмера и типы темпераментов по У.Г.Шелдону очень похожи. Эндоморф - аналог Пикника, Мезоморф - аналог Атлетика, Эктоморф - аналог Астеника. Смотри Теория характера Кречмера

Статус, авторитет, влияние

www.psychologos.ru

Конституциональная теория Шелдона - это... Что такое Конституциональная теория Шелдона?


Конституциональная теория Шелдона
(Sheldon, 1940) - теория личности, основанная на предположении о наличии глубокой и рано возникающей связи между типом телосложения и темпераментом. В.Шелдон различает 3 типа телосложения (обусловленных преимущественным развитием одной из трёх эмбриональной клеточной ткани – эктодеры, мезодермы и эндодермы): 1. эндоморфный (от энтодермы, дающей начало развитию внутренних органов), 2. мезоморфный (от мезодермы, дающей начало развитию опорно-двигательного аппарата и кроветворных органов) и 3. эктоморфный (от эктодермы, дающей начало развитию нервной системы, кожи и её придатков). Соответственно различается 3 типа темперамента: 1. висцеротония (любовь, спокойствие, общительность), 2. соматотония (предприимчивость, энергичность, спортивность) и 3. церебротония (сдержанность, застенчивость, тревожность).

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. 2013.

  • Конституциональная теория Пенде
  • Конституциональная теория

Смотреть что такое "Конституциональная теория Шелдона" в других словарях:

  • КОНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ — Общий термин, применяемый для обозначения любой из нескольких теорий личности, в которых основное значение придавалось наследуемым аспектам, особенно тем характеристикам морфологии и физиологии, которые являются органическими, генетическими и… …   Толковый словарь по психологии

  • Шелдон, Уильям Герберт — Уильям Герберт Шелдон William Herbert Sheldon Дата рождения: 19 ноября 1898(1898 11 19) Место рождения: Уорик Дата смерти: 17 сен …   Википедия

  • ЛИЧНОСТЬ — Один из классических заголовков главы в психологии. То есть термин настолько сложный для определения и имеющий настолько широкую область употребления, что мудрый автор использует его как название главы и затем свободно пишет об этом, не принимая… …   Толковый словарь по психологии

  • Телосложение (конституция) — – структура и организация тела (обычно, но не обязательно только человека). Представляет немалый интерес в связи с гипотезой Э.Кречмера (1921), согласно которой тип телосложения и тип темперамента соответствуют друг другу. «Люди, указывает… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • ПСИХОЛОГИЯ — наука о психической реальности, о том, как индивид ощущает, воспринимает, чувствует, мыслит и действует. Для более глубокого понимания человеческой психики психологи исследуют психическую регуляцию поведения животных и функционирование таких… …   Энциклопедия Кольера

  • темперамент — (от лат. temperamentum надлежащее соотношение частей, соразмерность) характеристика индивида со стороны его динамических особенностей: интенсивности, скорости, темпа, ритма психических процессов и состояний. Два компонента Т. активность и …   Большая психологическая энциклопедия

psychology_pedagogy.academic.ru

Вопрос 2. Теория УИЛЬЯМА X. ШЕЛДОНА — Студопедия.Нет

Шелдон родился в 1899 году в Уорвике, Род Айленд, где рос в фермерской обстановке. Сельская атмосфера ранних лет его жизни, тесные отношения с отцом, натуралистом и животноводом, во многом определили его ценности и взгляды на человеческое поведение. Даже сегодня его работы выдают его интерес к животному миру, и многие его идеи относительно детерминант человеческого поведения вырастают, как представляется, из близкого знакомства со способами разведения животных. Он получил образование в государственной школе и поступил в Университет Брауна, где в 1919 году получил степень бакалавра. Впоследствии он получил степень магистра в университете Колорадо и докторскую степень по психологии в Чикагском университете в 1926 году. В 1933 году он получил степень доктора медицины — также в Чикагском университете. С 1924 по 1926 год он преподавал психологию в Чикагском университете, а затем был в течение года ассистентом и в Чикагском университете, и в Северо-западном университете. Затем, с 1927 по 1931 год, был ассистентом в Висконсинском университете. После получения медицинской степени он прошел интернатуру в детской больнице в Чикаго и завоевал положение, давшее возможность двухгодичного заграничного обучения в области психиатрии. В этот период много времени он провел в Цюрихе с Карлом Юнгом, но, помимо этого, нанес визиты Фрейду и Кречмеру. По возвращении в свою страну в 1936 году он начал работу в качестве профессора психологии Чикагского университета. В 1938 году он перешел в Гарвардский университет, где оставался в течение ряда лет и где возникло его сотрудничество с выдающимся экспериментальным психологом С. С. Стивенсом (Stevens, S. S.). Вслед за службой в армии во время войны Шелдон в 1947 году занял пост руководителя лаборатории по исследованию конституции медико-хирургического колледжа Колумбийского университета, где работал до своего ухода. На этом посту он сменил Джорджа Дрейпера (George Draper), пионера конституциональной медицины; и, подобно Дрейперу, он изучал отношения между органическим заболеванием и структурой телосложения.

Профессиональные труды Шелдона представляют единый поток. За исключением двух любопытных отклонений, они отражают попытку определить и описать основные компоненты человеческого тела («.The varieties of human physique», 1940), основные компоненты темперамента («The varieties of temperament», 1942) и применение этих открытий к проблемам делинквентности («Varieties of delinquent youth», 1949). Шелдон вернулся к проблемам описания телосложения в своем «Atlas of men» (1954) и в нескольких публикациях, отражающих совершенствование его метода соматотипизации (Sheldon, 1969). Первая его работа («Psychology and the Promethean will», 1936) — вызывающее эссе о роли религии в современной жизни. В этой работе он подчеркивает и то, что считает главным источником конфликтов среди современных людей. Другой книгой, не связанной тесно с конституциональной психологией, является его работа по таксономии монет («Early American cents, 1793-1814», 1949), в которой Шелдон проявляет себя как адепт классифицирования старых монет, подобно человеческому телосложению.

Широта образования Шелдона не дает возможности точно определить те отдельные фигуры, которые повлияли на его профессиональное развитие. Однако и в своих письменных трудах, и в исследованиях он показывает, что в долгу перед предшественниками на поприще конституциональной психологии, особенно Кречмером и Виолой. Далее, хотя он и высказывал едкие замечания относительно фрейдовского вклада в психологию, есть данные о некотором влиянии с этой стороны и со стороны работ Карла Юнга. Работы Уильяма Джеймса, крестного отца Шелдона, оказали на него явное влияние. Медицинское образование Шелдона к его ранние интересы в области животноводства явно отражены в его подходе к биологическим и наследственным факторам поведения. Наконец, изощренность Стивенса в области измерительных процедур повлияла на Шелдона в период их сотрудничества.

В теории Шелдона ярко и энергично выражена идея о том, что структура тела играет важнейшую роль как первичная детерминанта поведения. Кроме того он определяет ряд объективных переменных, которые могут служить плацдармом для описания телосложения и поведения. В область, где использование типов — то, что Уайтхед назвал «домом на полпути к измерению»,— было правилом, Шелдон вводит и отстаивает представление о непрерывных переменных. Более того, его техники измерения структурных характеристик тела предполагают использование стандартных фотографий и гораздо более тщательно разработанных и воспроизводимых процедур, чем у его предшественников.

За этим вниманием к телосложению и его измерению стоит глубокое убеждение, что наследственные биологические факторы имеют огромное значение в детерминации поведения, и вера в то, что загадка человека будет разрешаться, только углублением знаний об этих факторах. Полноценная психология не может существовать в биологическом вакууме. Таким образом, в психологическом мире, фиксированном на проблемах транзакций в среде, мы обнаруживаем Шелдона, отворачивающегося от внешнего мира и вглядывающегося вместо этого в телесные структуры, стоящие за всеми поведенческими феноменами. Его допущение состоит в том, что именно здесь, в телосложении, психолог может найти константы, прочные субструктуры, столь необходимые, чтобы в изучение человеческого поведения внести регулярность и согласованность, Это обозначено в следующем утверждении: «Становилось все более ясно, что ситуация взывает к биологически ориентированной психологии или же такой, которая в качестве операциональной системы координат берет обоснованное описание структуры, (вместе с поведением) самого человеческого организма. Наверное, равносильно сказать, что психология нуждается для своей поддержки в конституциональной антропологии, сформулированной в терминах компонентов, или переменных, которые могут быть измерены и квантифицированы и со структурной, и с поведенческой стороны — антропологической и психологической стороны — структурно-поведенческого континуума, составляющего человеческую личность» .

Шелдон — ученый, любящий крайние утверждения и умеющий подбирать словесные образы, чтобы их отстоять. Таким образом, мы имеем комбинацию неутомимого исследователя и полемически ориентированного индивида, отстаивающего позицию, бедно представленную в современной американской психологии.

Одна из привлекательных сторон теории Шелдона — в ее простоте и обстоятельности. В отличие от многих теорий личности, которые оставляют неограниченное количество «незаполненных чеков», которые могут быть заполнены для создания запутанных поведенческих уравнений, Шелдон определяет ограниченное количество переменных, относящихся к телосложению и темпераменту, которые имеют первичное значение для репрезентации человеческого поведения. Впрочем, он оставляет свободу для дальнейшей разработки и совершенствования и не выступает безумным апологетом идеи плодотворности этих переменных в настоящем.

В соответствии с подходом большинства других конституциональных психологов, Шелдон пытается определить удобные критерии для описания физических компонентов человеческого тела. Важно понять, что он не просто ищет средство классификации или описания внешности. Он претендует на большее — дать «ярлык биологической идентификации». Он допускает, что генетические и другие биологические детерминанты играют важнейшую роль в развитии индивида. Он полагает также, что возможно получить некоторую репрезентацию этих факторов посредством системы измерений, базирующихся на внешнем облике. С его точки зрения, существует гипотетическая биологическая структура (морфоге-нотип), стоящая за внешним, наблюдаемым сложением (фенотип) и играющая важную роль не только в детерминировании физического развития, но и в оформлении поведения. Соматотип представляет попытку оценки морфогенотипа, хотя должен идти к этой цели не прямо, и его выведение во многом основано на измерении фенотипа (сложения).

Сейчас мы рассмотрим подход Шелдона к измерению внешних параметров индивида, вслед за чем обсудим его попытку определить наиболее важные компоненты, стоящие за поведением.

Измерение телосложения

Хотя Шелдон прекрасно знал о попытках своих предшественников типо-логизировать или измерить внешний облик, он начал действовать индуктивно. Первая проблема, с которой он столкнулся,— обеспечение большого количества «внешностей», которые можно было бы подвергнуть многократному исследованию. Чтобы сделать эту процедуру практичной и эффективной, он создал фотографическую технику, предполагавшую изображение индивидов на стандартном фоне спереди, сбоку и сзади.

Эта процедура была названа «Тест представления соматотипа» и детально описана в шелдоновском «Atlas of men» (1954).

В первом значительном своем исследовании человеческого телосложения Шелдон получил около четырех тысяч стандартных фотографий мужчин — студентов колледжа. Эти изображения были затем внимательно изучены несколькими судьями с целью выделения главных переменных, отвечающих за физические различия или составляющих их основу. Если данная характеристика предположительно была первичной, она оценивалась по следующим критериям: (1) Возможно ли классифицировать все четыре тысячи субъектов на основании этой характеристики? (2) Могли ли различные судьи независимо достичь согласия в классификации внешности с точки зрения этой характеристики? (3) Нельзя ли рассмотреть эту переменную в терминах уже выделенных переменных?

 

Первичные компоненты телосложения

После значительного периода исследований и обсуждений этих изображений Шелдон и его сотрудники заключили, что, получив три компонента, они исчерпали возможности выделения новых. Эти три параметра стали сердцевиной техники измерения внешней структуры тела, и следующая стадия исследований Шелдона была посвящена тщательному описанию и измерению.

Первый компонент — эндоморфность. Индивид, чьи показатели по этому компоненту высоки, а по двум другим — низки, характеризуется мягкостью и округлостью форм. С мягкостью и округлостью согласуется недоразвитие костей и мышц и относительно низкий коэффициент отношения поверхности и массы. У таких индивидов низкий удельный вес и высокая плавучесть. Тот факт, что у них сильно развиты пищеварительные органы и то, что функциональные элементы этих структур изначально развиваются из эндодермального эмбрионального слоя, определяет использование термина «эндоморфность».

Второй компонент обозначается как мезоморфность. При высоком развитии этого компонента и низком развитии двух других телосложение крепкое и прямоугольное, с преобладанием костей и мускулов. Мезоморфное тело сильное, крепкое, обладает сопротивляемостью к повреждениям, в целом «оснащено» для напряженной и тяжелой деятельности. Атлет, авантюрист, профессиональный солдат должны быть наделены этим типом сложения. Доминирующая часть этого сложения выводится в первую очередь из мезодермального эмбрионального слоя, отсюда и термин «мезоморфный».

Третий компонент был обозначен как эктоморфность. Индивид, у которого этот компонент более выражен, чем два других, тонок, высок и хрупок, с плоской грудью и узким телом. Обычно он худ и со слабо развитой мускулатурой. Относительно массы площадь поверхности тела у эктоморфа больше, чем у других типов; поверхность преобладает над массой. Он обладает также — в пропорции к размерам — наибольшим мозгом и центральной нервной системой. Из этого Шелдон заключает, что его сложение определяется — более, чем у других,— тканями, производными от эктодермального эмбрионального слоя. Эктоморф, в связи с большей относительной поверхностью, сверхоткрыт внешней стимуляции. Это — тип сложения, слабо «оснащенный» для соревновательной деятельности или длительной физической активности.

Между общим определением первичных компонентов и конечным определением соматотипа лежат тонкости объективной техники измерения. Подходящая измерительная процедура была выведена из сложной смеси рейтинговых оценок или классификаций, сделанных судьями, и разработанной системы измерений телосложения. Каждый из четырех тысяч субъектов был оценен с точки зрения каждого из первичных компонентов. Было возможно получить многочисленные антропометрические показатели — по большей части диаметры различных частей тела — и определить, насколько различались эти параметры у индивидов, получивших у судей высокие или низкие оценки по каждому компоненту. Те физические показатели, которые различались у субъектов, по-разному оцененные судьями с точки зрения трех первичных компонентов, были оставлены, остальные — отвергнуты. В итоге была сохранена группа из семнадцати антропометрических показателей, каждый из которых представлял отношение диаметра той или иной части тела к росту индивида. Вскоре было обнаружено, что эти диаметры могут быть измерены по фотографии не менее точно, чем при работе с телом субъекта. Таким образом, технические показатели, полученные по стандартной фотографии, заменили показатели, полученные на основании непосредственного измерения тела.

Все четыре тысячи субъектов были оценены судьями по тому, насколько в их внешнем облике присутствовал каждый из трех первичных компонентов. Кроме того, каждый субъект получил оценку от одного до семи баллов по каждому компоненту. Таким образом, для каждого рейтинга или оценки по каждой переменной существовал ряд конкретных иллюстраций в виде индивидов, оригинальных моделей, которым был

приписан этот рейтинг. Кроме того, для каждого индивида существовал набор физических показателей, по которым, как было показано, различались индивиды с различным рейтингом по трем компонентам. Теперь для Шелдона оказалось возможным разработать процедуру, посредством которой, имея семнадцать показателей, можно было объективно получить рейтинг по каждому из трех компонентов. В один из моментов исследования сотрудничавший с Шелдоном С. С. Стивене создал аппарат, который, хотя и нуждался в человеке-операторе, сводил приписывание оценок к относительно простому, хотя и многочисленному, набору манипуляций. С использованием оператора, не знакомого с процедурой соматотипизации за исключением инструкций, необходимых для работы с аппаратом, оказалось возможным показать для одной сотни случаев корреляцию 0.94 между рейтингами, данными машиной, и теми, что были получены более первичным методом наблюдения. Шелдон сообщает (1954), что индивиды, привычные к соматотипизации группы из колледжа, обычно обнаруживали корреляцию около 0.90 или выше между своими независимыми оценками.

Физические измерения не только привели к общей картине каждого компонента; они дали возможкостърейтинга этих компонентов для пяти различных областей тела: голова-шея, грудь-туловище, руки, живот-туловище и ноги. Полное описание процесса соматотипизации мужского тела содержится в Шелдоновском «Atlas of men» (1954), включающем репрезентативные фотографии более тысячи мужчин, взятых из общего набора из 46 000 фотографий.

Хотя создание машины вычисления соматотипа было полезно с точки зрения демонстрации, Шелдон счел, что такой подход к соматотипу слишком медлителен, механистичен и негибок. На практике процедура выявления соматотипа обычно начинается с таблиц распределения известных соматотипов по различным отношениям, выведенным путем деления роста субъекта на кубический корень его веса. Таким образом, если мы знаем рост, вес и возраст субъекта, мы можем подойти к соответствующей таблице, где мы обнаружим незначительное число соматотипов (обычно, не более четырех-пяти) как наиболее типичных. Затем возможно выбирать подходящий саматотип, изучив актуальные физические показатели или же простым осмотром. Этот процесс осмотра облегчен рядом фотографий из «Atlas of men», где изображения упорядочены так, чтобы пользователь мог быстро находить фотографии желательного соматотипа.

С тех пор Шелдон разработал метод приписывания соматотипичес-ких оценок, который можно считать почти полностью объективным. Этот метод объективно учитывает три переменные и почти во всех случаях дает статистически выверенную оценку соматотипа. Три используемые переменные: соматотипический индекс веса (рост/кубический корень веса), индекс тела (отношение верхней части тела (грудь) к нижней (живот)), выводимый в первую очередь из фронтального изображения на стандартной соматотипической фотографии, рост во взрослом возрасте. Еще до полного описания метода он был использован в нескольких эмпирических исследованиях (Livson & Mcneil, 1962; McNeil & Livson, 1963). Эти исследователи сообщают, что корреляции между старым и новым методом оценки соматотипа превышают 0.70.

В главной публикации последних лет (Sheldon, Lewis & Tenney, 1969) Шелдон представил полное обсуждение этих базовых соматотипических переменных, сопроводив серией таблиц («Базовые таблицы для объективной соматотипизации»), позволяющих точно установить соматотип на основании оценок по трем переменным.

Соматотип индивида — это паттернирование первичных компонентов телосложения, выраженный тремя числовыми показателями, выведенными на основании семнадцати вышеупомянутых измерений или некоторой эквивалентной системы операций, с учетом адекватной истории индивида. Первый из этих показателей всегда относится к эндомор-фности, второй — к мезоморфности и третий — к эктоморфности. Показатели варьируют от 1 до 7, где 1 представляет абсолютный минимум компонента, 7 — максимально возможную выраженность. Таким образом, индивид, получивший оценку-7-1-1 имеет исключительно высокий показатель эндоморфности и очень низкие — по мезоморфности и эктоморфности. Индивид, получивший оценку 4-6-1 имеет средний показатель эндоморфности, очень высокий — мезоморфности и при этом явно дифициентен по эктоморфности.

Помимо трех полярных, или крайних, телосложений, где полностью доминирует один компонент, мы представляем несколько вариантов более типичных или сбалансированных телосложений. Большинство индивидов подпадает под один из относительно сбалансированных соматотипов.

Многим читателям могло показаться, что в ранних работах Шелдона предполагается, что соматотип можно адекватно установить на основе единственного набора соматотипических фотографий. Позже, однако, он ясно указал, что для более точного измерения соматотипа нужно иметь информацию относительно того, как меняется вес человека и, в идеале, серию фотографий, сделанных в разное время (Sheldon, 1949, 1954). Эти последующие ограничения, как представляется, связаны с более подробным анализом проблемы морфогенотипа. Как уже указывалось, со-матотип рассматривается как средство оценки или приближения к базовым и неизменным биологическим детерминантам поведения (морфогено-типу) через показатели, относящиеся в основном к внешне наблюдаемому телу (фенотипу). Шелдон пишет: «Принципиальная проблема конституциональной психологии — пролить предварительный таксономический свет на действие морфогенотипа в человеке. Но невозможно иметь дело непосредственно с морфогенотипом. Все, что вы можете увидеть, потрогать, измерить, взвесить — это фенотип. Фенотип — это живое тело, как оно представлено чувственному восприятию в данный момент. У фенотипа, по определению, нет четвертого измерения, нет временной продолжительности. Но работать с генотипом невозможно, поскольку в данный момент он всего лишь концептуальная абстракция. Поэтому было необходимо ввести новое понятие — сомато-тип — который не является ни фенотипом, ни генотипом, но есть отражение непрерывности, которая явно существует между этими двумя аспектами органической жизни... Выявлять соматотип — это пытаться бросить свет на фиксированный край континуума посредством многократной записи его изменчивого края, доступного чувствам в последовательных исследованиях фенотипа».

Таким образом, соматотип — это компромисс между морфогенотипом и фенотипом. Это более, чем индивидуальное телосложение в настоящее время, но явно менее, чем биологически детерминированная структура тела, независимая от влияни"й среды. Шелдон полагает, что если мы серьезно заинтересованы в лучшей оценке морфогенотипа, нам, в идеале следует не только иметь полную историю индивида, но и летопись его предков и потомков. Кроме того, соматотипические фотографии следует получать через регулярные промежутки времени на протяжении жизни индивида, в дополнение к возможно большему количеству биологических тестов. Обычный соматотип, разумеется, далек от этого идеала; но предположительно он движется к нему от простого статистического описания телосложения в настоящее время. С этим согласуется данное Шел-доном определение соматотипа: «По определению, соматотип есть предсказание будущих последовательностей фенотипов, которые явит живой индивид при условии, что питание останется постоянным или будет варьировать в нормальных пределах. Более формально мы определяем соматотип как траекторию или путь, по которому пойдет живущий организм при стандартных условиях питания и в отсутствии серьезной патологии».

В четырех тысячах первоначально изученных Шелдоном случаев он смог идентифицировать 76 отчетливых соматотипических паттернов. Он допускал возможность открытия дополнительных паттернов, но не полагал, что их количество существенно приблизится к 343 теоретически возможным. Его проницательность в этом случае подтверждается тем, что после изучения телосложения более сорока тысяч мужчин он смог сообщить лишь о 88 различных соматотипах. Однако картина драматическим образом изменилась с появлением нового метода определения соматотипов, и он сообщил о 267 наблюдаемых соматотипах (Sheldon, Lewis & Теппеу, 1969).

Шелдон отчетливо осознает, насколько соматотип предполагает абстрагирование от огромной сложности любого конкретного телосложения. Первичные компоненты служат тому, чтобы поставить пределы классификации телосложений, но внутри каждой классификации соматотипов все же есть «комнатка» для отклонения. Это отклонение отсекается или приписывается ряду вторичных компонентов. Шелдон считает, что первичные компоненты дают возможность адекватной классификации, но остаются дополнительные измерения, которыми должен интересоваться исследователь, желающий более полно описывать телосложения. К этим дополнительным компонентам мы и обратимся.

Вторичные компоненты

Один из важнейших вторичных компонентов — дисплазия. Заимствуя этот термин у Кречмера, Шелдон использует его для обозначения «любой рассогласованности или неодинакового смешения трех первичных компонентов в различных частях тела» (1940, с. 68). Так, показателем дисгармонии является, например, принадлежность головы и шеи к одному соматотипу, а ног — к другому. Показатель дисплазии мы получаем, сравнивая соматотипические оценки пяти областей тела и суммируя различия по каждому компоненту среди этих пяти регионов. Иными словами, он представляет меру противоречивости каждого компонента между пятью областями тела. Можно вывести показатели дисплазии как отдельно по каждому компоненту, так и общий показатель. Предварительные открытия показывают, что дисплазия больше связана с экто-морфным компонентом, чем с любым из двух других, кроме того, в женском телосложении дисплазия наблюдается в большей степени, чем в мужском. Шелдон (1940) сообщает также, что среди психотиков дисплазия больше распространена, чем среди студентов колледжа.

Другой вторичный компонент — гинандоморфность. Он репрезентирует то, насколько телосложение обладает характеристиками, обычно связанными с противоположным полом, и обозначается как «г-индекс». Мужчина с высокими показателями по этому компоненту имеет мягкое тело, широкий таз и бедра, а также другие женские признаки, включая длинные ресницы и мелкие черты лица. Эта переменная варьирует от 1 (отсутствие характеристик противоположного пола) до 7, что означает гермафродитизм. В исследовании делинквентности Шелдон (1949) различает первичную и вторичную гинандоморфность. Первичный показатель представляет внешность так, «как она видится издали» или на со-матотипической фотографии. Вторичный показатель выводится из физического изучения или прямого наблюдения человека, включая движения, голос, выражение лица.

Возможно, самый важный из вторичных компонентов — и самый неуловимый — аспект текстуры. Шелдон убежден в огромной важности этого компонента и уподобляет человека с высокими показателями в этом отношении чистопородному животному. Он пишет: «Внутри каждого соматотипа есть четкая градация от очень грубой до очень утонченной физической текстуры... есть высокая корреляция между т-ин-дексом и тонкостью волос на голове... грубость текстуры может коррелировать с толщиной покрова различных частей тела...». В позднейшей публикации он полагает, что это просто мера «эстетической приятности», и, пытаясь ответить на вопрос «приятности для кого», говорит: «Высокий 771-компонент — это структура, приятная для любого человека со средне развитым эстетическим восприятием или обычной оценкой красоты форм и пропорций. За пределами этого простого утверждения объективация дефиниции "т" трудна по той же, возможно, причине, по которой трудно определение делинквентности. В конечном итоге, именно вас расстраивает делинквентность... и именно вам высокое "т" должно доставлять удовольствие».

Шелдон рассуждает о том, что «от»-компонент представляет оценку «эстетического успеха того биологического эксперимента, результатом которого является сам индивид» (1949, с. 21) и полагает, что этот тип оценивания людей не должен игнорироваться обществом, которое стремится выжить, или общественной наукой, стремящейся иметь дело с важнейшими социальными проблемами.

Есть важное различие между первичным и вторичным т-компонентом, соответствующее выше обозначенному различию между первичной и вторичной гинандоморфностью. Первичный показатель т выводится из фотографии соматотипа, вторичный — на основе тесного и прямого контакта с индивидом. Автор дает иллюстрации (1954) сома-тотипов, по убыванию показателей в каждой категории от 1 до 6 и для тестурального аспекта, и для гинандоморфности. Ни в одном наблюдавшемся случае сложение не заслужило высших оценок по этим переменным.

Мы обозначили не все вторичные компоненты — лишь те, которые были описаны как наиболее важные. Этого будет достаточно, чтобы читатель получил представление о том, каким образом Шелдон может дополнить и обогатить описание телосложения, построенное на основе первичных компонентов.

Соматотипизаиия женшин

Первоначальный объем работы по измерению телосложения был проделан Шелдоном в отношении мужчин. Очевидно, что в нашем обществе санкции против изучения обнаженного тела жестче в случае женского тела, чем в случае мужского. Соответственно, вполне естественно, что работа в этой области должна была осуществляться с мужчинами. В первой книге о телосложении (1940) Шелдон утверждает, что доступные данные указывают на те же семьдесят шесть соматотипов у женщин, что и у мужчин, хотя встречаются они, вероятно, с другой частотой. Он утверждает также, что эндоморфность, как и комбинация эндоморфнос-ти с эктоморфностью, более обычны для женщин, тогда как для мужчин более обычны мезоморфность и мезоморфность в сочетании с эндомор-фностью.

Шелдон сообщает (1954) о значительной работе в области соматоти-пизации женщин и о том, что в будущем будет опубликован «Атлас женщин». Более экстенсивные открытия, которыми он располагает сейчас, подтверждают его предыдущее наблюдение относительно того, что телосложение женщин более эндоморфично, чем мужское. Он указывает также, что женщины демонстрируют меньше вариаций в компонентах, чем мужчины, хотя есть незначительное число женских сомато-типов, которым нет параллелей у мужчин.

Постоянство соматотипа

Один из пунктов расхождения между здравым смыслом и обобщениями теоретика — отношение к тому, насколько описание или классификация, основанная на объективных измерениях телосложения, константны. Обычные измерения, связанные с возрастом или диетой, большинству людей представляются свидетельствами изменчивости соматотипов. Однако Шелдон в своих ранних работах, как и другие конституциональ-ные психологи, твердо убежден в том, что «никакое питание, и это очевидно, не может привести к тому, что показатели одного соматотипа перерастут в показатели другого» (1944, с. 540). Возможно, фактор питания повлияет на отдельные показатели, но это не изменит актуального соматотипа. Это обобщение представлено Шелдоном после осуществления измерений до и после изменений веса обследуемых примерно на сто фунтов. Он подводит итог:

«...мы имели возможность отследить развитие нескольких сотен индивидов на протяжении примерно двенадцати лет, и, хотя многие показали значительные флуктуации по весу, мы не обнаружили ни единого случая, убеждающего в изменении соматотипа. Чтобы изменился соматотип, должен измениться скелет, а также форма головы, костная структура лица, шеи, запястий, лодыжек, голеней, предплечий, должны вырасти те места, где не скапливается жир. Отложение или уменьшение жира не меняет соматотипа, ибо не меняет существенно ни одного показателя, за исключением относящихся к местам скопления жира... Можно сказать, что до сей поры не было случая, чтобы нарушения питания привели к тому, что телосложение стало невозможно распознать или стимулировало бы другой соматотип настолько, чтобы возникла достойная внимания путаница».

Шелдон полагает, что так же, как отощавший мастиф не становится пуделем, так и похудевший мезоморф не станет эктоморфом. Структура тела меняется лишь при определенных болезнях, типа акромегалии или мышечного истощения, но такие заболевания легко идентифицируются в обследовании и не приводят к неожиданным изменениям соматотипа. Постоянство соматотипа — вещь настолько общая, что, по утверждению Шелдона, с изменением веса не флуктуирует даже индекс дисплазии.

Один тип сложения, часто ведущий к представлению о том, что соматотип может драматическим образом меняться — ПШП, или Практическая Шутка Пикника. Здесь мы имеем дело с индивидуумом с оценкой, скажем, 4 по эндоморфному компоненту и немного более высокой по мезоморфному компоненту—скажем, 5. Наделенный таким сложением индивид скорее всего будет худым и атлетичным в позднем отрочестве и ранней взрослости, но по истечении лет первый компонент утверждается, и шутка становится явной, поскольку человек становится очень тяжелым и округлым. Несмотря на антропометрические изменения, соматотип остается тем же. Другим фактором, затрудняющим точную оценку постоянства соматотипа, заключается в том, что для измерения соматотипа в позднем отрочестве и ранней взрослости требуется гораздо большее искусство. Соматотип живо раскрывается к тридцатилетнему возрасту, но в более ранние годы требуется более изощренный наблюдатель, хотя все признаки объективно присутствуют.

Определенным подтверждением гипотезы о константности соматотипа является сходство в распределении типов соматотипов в различных возрастных группах. Например, Шелдон (1940) сообщает, что среди мужчин сорока лет частота встречаемости различных соматотипов примерна та же, что среди студентов колледжа. Представляется вероятным, что если бы возрастные изменения приводили к соматотипическим, то в различных возрастных группах наблюдалась бы различная частота встречаемости различных соматотипов.

Впоследствии Шелдон (1954) модифицировал или по крайней мере развил свои взгляды относительно постоянства соматотипов. Как мы уже отмечали, последнее определение соматотипа включает условие постоянства питания, равно как отсутствие патологии; более того, особо подчеркивается важность адекватной истории индивида, внимание к весу в процессе развития, особенно непосредственно перед половым созреванием, для адекватной соматотипизации. Таким образом, впечатление о со-матотипе, выведенное на основе трех стандартных фотографий, не отражающих изменения среды было заменено более общей и эксплицитной концепцией, утверждающей, что соматотип может быть выведен на основе последовательных фотографий в соединении с историей индивида, и оставляющей открытым вопрос о том, насколько этот соматотип может изменяться. Позиция Шелдона по этому вопросу выражена в следующем высказывании:

«Есть ли в практически выявляемых соматотипах какая-то степень надежности (или предсказуемости)? Скажем так: когда нам приходится полагаться лишь на две-три фенотипические репрезентации во взрослом возрасте и хорошую историю, может ли быть приписан соматотип, который "останется"? Некоторые предпочтут ответить категорически утвердительно, опасаясь, что любой иной ответ может вызвать нездоровое самодовольство среди сторонников "детерминации средой", некоторые из которых подошли к представлению о том, что соматотип, как они провозглашают, "есть не более, чем питание". Но лишь хорошее лонгитюдное исследование, по меньшей мере на протяжении одной человеческой жизни, позволит дать обоснованный ответ» (1954, с. 20).

Относительно недавно он представил краткие описания ряда разнообразных исследований (Sheldon, Lewis & Теппеу, 1969), показывающих замечательную стабильность индекса туловища. Учитывая центральную роль ИТ в определении соматотипа по модифицированной процедуре Шелдона, неудивительно, что он еще раз заявил о неизменной природе соматотипа.

АНАЛИЗ ПОВЕДЕНИЯ (ЛИЧНОСТЬ)

Вооруженный средствами измерения внешних аспектов человеческого строения, конституциональный психолог должен создать или заимствовать некоторые методы оценки поведения — для того, чтобы исследовать отношения между телосложением и личностью. Шелдон начал с допущения о том, что, несмотря на то, что существует множество поверхностных измерений или переменных, в терминах которых возможно описывать поведение, в основе их лежит небольшое число компонентов, которые, как можно ожидать, ответственны за всю внешнюю сложность и многообразие. Он намеревался создать средство для измерения этих базовых компонентов, заимствуя при этом мудрые мысли предшествовавших исследователей личности и сочетая их с собственным знанием, полученным в клинике, и собственным индуктивным опытом.

 

Оценка темперамента

Вначале была внимательно изучена литература, посвященная личности, и был составлен перечень из 650 черт. К этому перечню были добавлены переменные, выведенные на основе собственного опыта исследователя, после чего он был редуцирован посредством комбинирования перекрывающих друг друга параметров и упразднения тех, которые не представлялись существенными. В конце концов, Шелдон и его сотрудники получили 50 черт, которые, как им представлялось, репрезентировали все специфические феномены, с которыми соотносились изначальные 650 черт.

Следующим шагом был отбор группы из тридцати трех молодых людей, по большей части студентов-выпускников и педагогов, которые изучались в течение года посредством наблюдения в ежедневной профессиональной деятельности и на основе клинического интервью. Каждый субъект оценивался исследователем по семибалльной шкале по каждой из пятидесяти черт, и итоговые оценки интеркоррелировались с целью выявления кластеров положительно коррелирующих черт, относительно которых можно было предположить, что они репрезентируют одну и ту же стоящую за ними переменную. Произвольно было решено, что для того, чтобы черта была включена в кластер или компонент, она должна положительно коррелировать по крайней мере на уровне .60 с каждой из других черт кластера и отрицательно коррелировать по крайней мере на уровне — 30 со всеми чертами, обнаруженными в других кластерах.

studopedia.net

что за эксперименты проводили Шелдон Купер и Леонард Хофстедтер из «Теории большого взрыва»

Американский ситком «Теория большого взрыва» наверняка знают многие. Герои сериала - молодые физики, которые на протяжении 12 сезонов не могут справиться с повседневными рядовыми проблемами. Зато проводят какой-нибудь сложнейший опыт и делают новое научное открытие.

Самих открытий и опытов создатели сериала не показывают. А многие зрители так до конца и не поняли, чем конкретно занимаются Шелдон Купер и его друзья. Зрители не поняли, а спросить некого.

Дмитрий Зуев, аспирант кафедры технической физики Института космических исследований и высоких технологий СибГУ им. М.Ф. Решетнева Фото: соцсети

Дмитрий Зуев, аспирант кафедры технической физики Института космических исследований и высоких технологий СибГУ им. М.Ф. РешетневаФото: соцсети

Ученые СибГУ имени М.Ф. Решетнева тоже познакомились с сериалом. И с позиции телезрителей определили 5 вопросов, которые так и просятся, чтобы их задали. Отвечает на них аспирант кафедры технической физики Института космических исследований и высоких технологий СибГУ им. М.Ф. Решетнева, лауреат премии главы города молодым талантам, неоднократный победитель конкурсов Краевого фонда науки Дмитрий Зуев. (Скажем честно – ученые попытались рассказать это простыми словами, насколько удалось, судить вам, - мы, журналисты, кардинально переписывать коллегиально не решились – точно, наляпаем ошибок). Но для поклонников сериала, наверняка, интересно будет «покопаться» в оборотах и терминах. Но ход, в любом случае, нетривиальный. Одним словом, мы «за что купили, за то и продаем»). Итак:

В чем суть теории струн, которым в начале сериала занимался Шелдон?

Кадр из сериала «Теория большого взрыва», канала CBS TV

Кадр из сериала «Теория большого взрыва», канала CBS TV

Суть в том, чтобы описать все элементарные частицы (бозоны, фермионы) и их взаимодействия между собой как результат колебаний и взаимодействий ультрамикроскопических квантовых струн на масштабах порядка планковской длины 10−35 м.

Теория струн потенциально позволяет объединить квантовую механику с теорией относительности. Изначально многообещающая теория струн захватила умы физиков и была популярна, однако в процессе ее разработки возникло множество проблем: огромное количество вариантов теории, чрезмерная математическая сложность и самое главное: невозможность на данный момент провести экспериментальную проверку основных результатов. А без проверки экспериментов непонятно, куда нужно двигаться.

Шелдон сначала занимался бозонной теорией струн, потом перешел в гетеротическую. В чем принципиальная разница между ними?

Кадр из сериала «Теория большого взрыва», канала CBS TV

Кадр из сериала «Теория большого взрыва», канала CBS TV

- Бозонная теория струн – первый вариант теории, разработанный на рубеже 60х-70х годов ХХ века. Она описывает взаимодействие только бозонных частиц (фотоны, глюоны и другие). Бозоны – это хорошо, но есть еще и фермионы (кварки, протоны, нейтроны, лептоны). Гетеротическая теория струн описывает уже и бозоны, и фермионы.

С Раджем Шелдон работал над теорией струн под действием гамма-лучей от аннигиляции темной материи и рассматривал метод оптимизации 500 ГэВ детектора частиц в этом направлении. Что это значит?

Кадр из сериала «Теория большого взрыва», канала CBS TV

Кадр из сериала «Теория большого взрыва», канала CBS TV

Тут налицо не совсем корректный перевод с английского. По всей видимости, они пытались с помощью теории струн описать процесс аннигиляции темной материи (встреча двух частиц темной материи с последующим их превращением в другие частицы). И далее регистрировать гамма излучение с энергией 500 ГэВ (гигаэлектровольт), которое гипотетически должно появляться при аннигиляции. Задача регистрации следов аннигиляции темной материи косвенно бы подтвердила ее существование. Но последние эксперименты (например, изучение гамма-излучения 495 галактик телескопом Ферми в течение 8 лет) не обнаружили следов аннигиляции. Стоит отметить, что телескоп работал в диапазоне энергий от 502 МэВ до 251 ГэВ.

Шелдон и Леонард вместе написали статью о том, что пространство можно описать с помощью уравнений для сверхтекучей жидкости. Насколько это приближено к реальности?

Кадр из сериала «Теория большого взрыва», канала CBS TV

Кадр из сериала «Теория большого взрыва», канала CBS TV

В современной физике есть 2 больших теории: квантовая механика и общая теория относительности. Первая работает в микромире – на масштабах, сравнимых с размером элементарной частицы. Вторая описывает гравитацию и пространство-время на макромасштабах – космосе. И эти две вещи очень плохо совмещаются между собой. Общая теория относительности считает, что пространство-время является гладким и только большие массы могут его искажать. В квантовой механике наоборот, мельчайшие частицы на микромасштабах постоянно и непредсказуемо флуктуируют.

Единая теория взаимодействия – это теория, которая должна описывать все 4 фундаментальных взаимодействия: гравитационное, электромагнитное, слабое ядерное и сильное ядерное. Теория струн является одной из попыток создать подобную теорию. Это актуально, задача построения единой теории взаимодействия решается уже более 100 лет.

Суть работы Шелдона и Леонарда в том, чтобы представить пространство-время, как движение жидкости с нулевой вязкостью (сверхтекучей жидкости). Сверхтекучесть гелия при температурах менее 2 Кельвинов (менее 271 градуса по Цельсию) была открыта в 1938 году советским физиком П.Л. Капицей. Сверхтекучей является жидкость, которая может протекать бесконечно без потери энергии. Сложность в том, что для передачи энергии требуется среда – звуковые волны перемещаются в воздухе, тепло перемещается через металлы и другие вещества. А электромагнитные волны двигаются в пустом пространстве, что вызывает вопросы. Это и послужило предпосылкой для создания этой теории около полувека назад.

Шелдон презрительно относится к инженерии и инженерам, называя инженеров «благородные многоквалифицированые рабочие» и «умпа-лумпы науки». Что, на ваш взгляд, сложнее – инженерия или фундаментальная/прикладная наука?

www.msk.kp.ru

Кто такой Шелдон Купер? Мемы с Шелдоном Купером

Шелдон Купер — персонаж сериала «Теория большого взрыва» (The Big Bang Theory). Высокий худощавый фзик-теоретик, считает себя гением, с трудом сходится с людьми. Мемы с Шелдоном строятся на основе забавной мимики и жестов актера Джима Парсонса, а также ярких реплик персонажа.

Происхождение

Ситком «Теория большого взрыва» вышел на канале CBS 24 сентября 2007 года. Его герои — физики-теоретики Шелдон Купер и Леонард Хофстедер, которые снимают квартиру вместе, их друзья и коллеги Говард и Раджеш, а также соседка Пенни. Парни — типичные гики, и сериал содержит множество отсылок к комиксам, играм, кино и сериалам.

Шелдон Купер — самый экстравагантный из всех героев. У него проблемы с эмпатией и социальными ролями, Шелдон маниакально следует своему расписанию, любит привычную еду и садится только на одно конкретное место на диване. Также он маниакально следит за чистотой и порядком, очень уверен в себе и своем интеллекте и ненавидит проигрывать.


Роль Шелдона Купера стала ключевой в карьере актёра Джима Парсонса. За эту роль он получил четыре премии «Эмми» как лучший актер комедийного сериала и «Золотой глобус» за лучшую мужскую роль в комедии или мюзикле.


С 2007 года вышло 11 сезонов «Теории большого взрыва». 24 сентября 2018 года состоится премьера завершающего, 12-го сезона. Ситком завершится в мае 2019 года.

Значение

Шелдон Купер стал мемом из-за яркой мимики и забавных фраз. В основном, по интернету гуляют кадры с персонажем и его репликами, а также разные фан-арты. Многие фразочки Шелдона стали довольно популярными интернет-цитатами, которые используются безотносительно к персонажу. Например: «Извините, опоздал. Я не хотел приходить» и «В мире не хватит ромашкового чая, чтобы успокоить ярость в моей груди!»

Материал дополнен редакцией. Хочешь попасть в Мемфис? Регистрируйся на сайте и делись своими находками из интернета. Лучшие материалы попадут на главную страницу сайта.

Галерея

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

memepedia.ru

«Теория большого взрыва»: гик-коллекции Шелдона и компании | Geek Lifestyle

Сериал «Теория большого взрыва» когда-то рассказал всему миру, как круто быть настоящим гиком. А настоящего гика можно узнать с первого взгляда, если вы внезапно оказались у него в гостях. Гики коллекционируют предметы, связанные со своими увлечениями, поэтому по жилищу такого человека можно сделать безошибочные выводы о его предпочтениях.

Шелдон, Леонард, Радж и Говард — настоящие гики, и их дома — настоящие гик-сокровищницы. Давайте хоть одним глазком глянем на их самые ценные экспонаты.

Слева от доски — картина Майкла Саула «Роботы исследуют пустыню». Ракета – это космический корабль «Восток», а рядом с ним — модель грузового самолета Douglas DC-7

Слева от доски — картина Майкла Саула «Роботы исследуют пустыню». Ракета – это космический корабль «Восток», а рядом с ним — модель грузового самолета Douglas DC-7

Чаще всего ребята собираются в гостиной квартиры 4а, и именно здесь представлено больше всего образцов их огромных коллекций. Недаром это место называют «Ботанораем». В квартире 4а живут Леонард и Шелдон, и начнём мы именно с доктора Купера, поскольку он, заселившись в квартиру гораздо раньше соседа, внёс больший вклад в оформление.

Слева от двери — постер «Капитана будущее». Ниже комода — коробка от далека из «Доктора Кто». Справа от головы Леонарда — модель шаттла «Атлантис». А среди фигурок — Джонатан и Марта Кент, Чудо-женщина и Бэтмен

Слева от двери — постер «Капитана будущее». Ниже комода — коробка от далека из «Доктора Кто». Справа от головы Леонарда — модель шаттла «Атлантис». А среди фигурок — Джонатан и Марта Кент, Чудо-женщина и Бэтмен

Самой дорогостоящее хобби Шелдона — коллекционирование фигурок. Основу его коллекции составляют герои из Лиги справедливости. Ребята вообще страстные фанаты вселенной DC, но Купер не забывает и о других франшизах. В его спальне стоят бюст Леголаса и фигурка коммандера Коди из «Звездных войн», в гостиной можно углядеть далека из «Доктора Кто» и шлем Мастера Чифа из Halo. А в пятом сезоне Шелдон и Леонард покупают реплику меча Джона Сноу из «Игры престолов».

Чтобы собрать подобную коллекцию, придется изрядно раскошелиться. Некоторые экземпляры выпускались крайне ограниченным тиражом, и теперь их цена на Ebay и других подобных аукционах может достигать сотен долларов. Например, за эту сладкую парочку придется выложить 300 баксов. А такой герой Восстания, украшающий книжную полку Шелдона, стоит все 600.

В сериале меч обошелся парням всего в 200 баксов. В реале за подобный реквизит пришлось бы выложить около 2000 долларов

В сериале меч обошелся парням всего в 200 баксов. В реале за подобный реквизит пришлось бы выложить около 2000 долларов

Среди экспонатов «Ботанорая» не только фигурки, но и модели реальных космических кораблей – «Востока», на котором летал Гагарин, и шаттла «Атлантис». А еще тут есть цепочка ДНК, несколько роботов и два динозавра – ти-рекс и паразауролоф.

Стены обклеены плакатами, на большинстве из которых — фотографии, сделанные космическим телескопом «Хаббл», но хватает и постеров к классическим фантастическим фильмам, книгам и комиксам. Нашлось место и изображениям на научную тематику, и картинам современных художников.

Слева – постер моста «Золотые ворота» и фигурка Хана Соло в штурмовой броне (ограниченное издание). На стене справа – картина Эрика Джойера «Последний удар»

Слева – постер моста «Золотые ворота» и фигурка Хана Соло в штурмовой броне (ограниченное издание). На стене справа – картина Эрика Джойера «Последний удар»

На стене уборной долго висел плакат фильма «Запретная планета» — фантастической картины 1956 года, где снялся еще молодой и серьезный Лесли Нильсен. А возле входной двери — постер с «Капитаном Будущее», героем бульварных журналов 1940-х.

Шелдон — счастливый обладатель огромной коллекции комиксов. Она еженедельно пополняется новыми экземплярами, однако Шелдон помнит её наизусть. Он в курсе событий текущих серий, но в первую очередь увлекается комиксами Серебряного века. Большинство изданий в квартире — либо оригиналы, вышедшие в 1950-70-е годы, либо их более поздние переиздания.

Хотя ребята ходят в магазин комиксов каждую среду, первым делом они идут к стенду с подержанными изданиями

Хотя ребята ходят в магазин комиксов каждую среду, первым делом они идут к стенду с подержанными изданиями

Большую часть коллекции Шелдона составляет продукция DC, а вот комиксы Marvel тут редки. Но при этом Шелдон без труда перечислит все выходящие серии о Человеке-пауке, помнит любой эпизод из биографии Росомахи и хранит дома шлем Железного человека и перчатки Халка. У этого парадокса нет объяснения в рамках вселенной сериала.

А вот если перенестись в наш мир, можно вспомнить, что права на «Теорию большого взрыва» принадлежат компании Warner Bros., которая владеет издательством DC Comics. Так что то ли Warner не хотят пиарить конкурента, то ли с Marvel не вышло договориться, то ли съемочной группе проще доставать реквизит со складов DC. Хотя герои регулярно вспоминают Человека-паука, Тора и Железного человека, в кадре не мелькает ни одного комикса про этих персонажей. Доходит до смешного: когда герои все-таки видят комикс от Marvel, его почти всегда либо показывают сзади, либо и вовсе оставляют за кадром.

Стэн Ли – единственная связь с Marvel на этой фотографии

Стэн Ли – единственная связь с Marvel на этой фотографии

Наряжать Стэна в халат с эмблемой DC создатели не решились. А было бы забавно

Наряжать Стэна в халат с эмблемой DC создатели не решились. А было бы забавно

Но и из правила есть исключения. В некоторых сериях в кадре мелькали номера «Фантастической четверки» и выпуск Journey into Mystery, где впервые появляется Тор. А когда в магазине комиксов ребята поспорили о юности Росомахи, Шелдон в доказательство своей правоты притащил номер Wolverine: Origin.

Пенни заметила комикс с Тором. Но вам его не покажет

Пенни заметила комикс с Тором. Но вам его не покажет

Шелдон и Леонард — страстные геймеры. В их квартире несколько приставок и портативных консолей, включая раритетные модели. Коллекция игр тоже заслуживает уважения: за девять сезонов в кадре засветились Halo, Call of Duty, Rock Band, Final Fantasy, The Legend of Zelda, World of Warcraft и Lineage II.
На книжных полках в основном научные труды: по физике, астрономии, биологии, медицине, психологии, социологии, химии и математике. Круг тем, интересующих Шелдона, довольно широк — от вопросов современной физики до психологии человеческого эго. Встречаются и настоящие раритеты, издававшиеся небольшим тиражом в университетских типографиях.

На окне — несколько снимков телескопа «Хаббл»

На окне — несколько снимков телескопа «Хаббл»

Не менее примечательна и небольшая подборка художественной литературы. В первую очередь бросается в глаза, что на полках нет фантастики. Парни почему-то отдают предпочтение историческим приключенческим романам, детективам, триллерам и биографиям писателей и журналистов.

Но звание самой необычной книги Шелдона получает роман баронессы Эммы Орцы «Алый Первоцвет». Написанная в 1908 году книга повествует о приключениях английского дворянина Перси Блейкни во время Французской революции. Днем Перси вел жизнь изнеженного денди, а по ночам под псевдонимом Алый Первоцвет спасал французских аристократов от гильотины. Благородный герой в маске породил много подражателей и вдохновил создателей Зорро и Бэтмена.

Шелдон и Леонард играют в 3D-шахматы из «Звездного пути»

Шелдон и Леонард играют в 3D-шахматы из «Звездного пути»

Справа от Леонарда – фигурки Хана Соло и Чубакки. Их суммарная стоимость – тысяча долларов

Справа от Леонарда – фигурки Хана Соло и Чубакки. Их суммарная стоимость – тысяча долларов

Тон спальне доктора Хофстедера задаёт мини-галерея картин и плакатов над изголовьем кровати. Их тематика такая же, как у постеров в гостиной, и это наводит на мысль, что стены в квартире оклеивал именно Леонард. В спальне он повесил несколько научных плакатов, постеры МКС, «Звездных войн» и «Запрещенной планеты» (переехал из гостиной) и несколько картин современного американского художника Эрика Джойнера.

Леонард выбрал две самых примечательных работы художника. Just Another Day in L.A. — настоящая мешанина из фантастических вселенных: на одном полотне Эрик разместил Годзиллу, Кинг-Конга, «Энтерпрайз», летающие тарелки и своих фирменных роботов и пончики. А Caught Again показывает шайку роботов, в очередной раз пойманных на месте преступления. Противостояние роботов и гигантских пончиков – центральная тема творчества Джойнера. Они сталкиваются друг с другом на разных полотнах автора, причем многие роботы кочуют из картины в картину.

Две картины Эрика Джойнера – Line up и Just Another day in LA

Две картины Эрика Джойнера – Line up и Just Another day in LA

Леонард хранит в спальне комиксы и небольшую коллекцию фигурок, из которых выделяются бюст Арагорна, Супермен, капитан Кирк, Чубакка и Хан Соло в броне штурмовика. Леонард, похоже, никак не может определиться с расположением своих сокровищ и часто проводит в комнате перестановки.

sheldons

Спальня Шелдона – настоящее царство педанта, где каждому предмету определено свое место. На полках хранятся комиксы, на комоде стоит модель поезда, а на стенах развешана неплохая коллекция плакатов, посвященных увлечениям хозяина.

Шелдон обожает мост «Золотые ворота». По всей квартире висят плакаты с видом моста, в спальне есть его миниатюрная копия, фотографии и плакат с его чертежами. Другая страсть доктора Купера – поезда. Его любовь к ним выражается во всем, начиная от плакатов, моделей и игрушек и заканчивая тем, что даже в Сан-Франциско ребята ездят поездом, хотя на самолете было бы быстрее и дешевле.

Шелдон – большой фанат поездов

Шелдон – большой фанат поездов

В кладовке Шелдон хранит неприкосновенный запас на случай апокалипсиса: провизию на восемь дней, арбалет, второй сезон «Звездного пути» на флешке и другие сокровища. Доктор Купер не допускает мысли, что катастрофа может лишить человечество USB-портов или электричества, – ибо зачем вообще жить в таком мире?

Слева вверху – еще один поезд. Справа — бюст Леголаса, на полке ниже — коллекция комиксов. В шкафу справа — переиздания комиксов DC 1960-70-х, в том числе коллекция работ легендарного Джека Кирби

Слева вверху – еще один поезд. Справа — бюст Леголаса, на полке ниже — коллекция комиксов. В шкафу справа — переиздания комиксов DC 1960-70-х, в том числе коллекция работ легендарного Джека Кирби

Именно в спальне Шелдон держит свой огромный гардероб футболок, которые носит поверх водолазок с длинным рукавом. Рисунки на футболках отражают весь спектр увлечений хозяина. Шелдон, похоже, собрал полную коллекцию маек, посвященных героям Лиги справедливости. Другие его наряды ссылаются на квантовую физику, сериалы, роботов и динозавров.

Гардероб Шелдона обрел такую популярность среди фанатов, что в интернете ему посвящён отдельный сайт. Там можно заказать любую футболку, если доктор Купер в ней хоть раз засветился на экране.

Коллекция футболок Шелдона потрясает

Шелдон и Леонард даже ванную оформили по-гиковски. Впрочем, она маленькая, так что ребята ограничились лишь парой плакатов. Но основной тон ванной задаёт шторка с таблицей Менделеева.

Слева – постер онлайн-игры City of Heroes. А на занавеске напечатана периодическая таблица

Слева – постер онлайн-игры City of Heroes. А на занавеске напечатана периодическая таблица

Жилище Раджа разглядывать не очень интересно. Не считая пары телескопов, магнитиков NASA на холодильнике, набора разноцветного криптонита, модели шаттла, пары роботов и истребителя из «Звездных войн», в «Радж-Махале» нет ничего примечательного.

Радж собирает те же вещи, что и его друзья, но в ограниченном количестве

Радж собирает те же вещи, что и его друзья, но в ограниченном количестве

А вот Говард умудрился на небольшом пространстве разместить максимум всякой всячины. Главное его богатство – фигурки. Воловиц — фанат вселенной DC, причем собирает исключительно супергероинь – у него есть фигурки Чудо-женщины, Черной канарейки, Женщины-кошки, Затанны, Бэтгёрл и других девушек. Супермен и Марсианский охотник на этом фоне смотрятся неуместно, но вряд ли возражают против соседства.

Помимо DC, Говард обожает сильных женщин из «Звездных войн» — по сторонам его кровати стоят принцесса Лея и бюст Дарт Талон из серии комиксов «Наследие». А над кроватью висят световые мечи Люка Скайуокера, которые Говард включает при помощи дистанционного пульта.

На полках — Шелковый призрак (Хранители), Чудо-женщина, Черная канарейка, принцесса Лея, ракеты «Восток» и «Сатурн-05» и шаттл «Дискавери». Над постелью — световые мечи

На полках — Шелковый призрак (Хранители), Чудо-женщина, Черная канарейка, принцесса Лея, ракеты «Восток» и «Сатурн-05» и шаттл «Дискавери». Над постелью — световые мечи

Другие страсти Воловица – музыка и космос. Прямо возле входной двери расположились барабанная установка и коллекция гитар из игры Rock Band 3, а на прикроватной тумбочке размещен целый флот – ракета «Сатурн-5», космический корабль «Восток» и шаттл «Дискавери».

Слева от Леи появилась Эйла Секура, а справа от Дарт Талон - Старфаер

Слева от Леи появилась Эйла Секура, а справа от Дарт Талон — Старфаер

Леонард, я ошибался. Рай существует, и он находится в подвале у уролога, живущего в Шерман-Оукс.

Шелдон Купер

Вы думали, после знакомства с коллекциями главных героев «Теории большого взрыва» вас уже ничто не удивит? Герои тоже так считали, пока не познакомились с известным урологом (и гиком) доктором Оливером Лорвисом. Надеясь произвести впечатление на девушек и пользуясь «тесным контактом» со знаменитостями, Оливер стал собирать различные гиковские (и не очень) коллекционные предметы в своем подвале, своего рода Крепости Одиночества, куда он… сбегает от своего обычного одиночества.

The Misinterpretation Agitation

Самый необычный экспонат его коллекции – почечные камни Джеймса Кэмерона. Но для нас наибольший интерес, пожалуй, представляют оригинальный макет Терминатора (Кэмерон подарил его Лорвису в благодарность за избавление от камней), оригинальный тазер из «Звездного пути» (Джин Родденберри решил сделать вазектомию), игровой автомат с Donkey Kong и револьвер Хеллбоя (никаких историй о яичках Рона Перлмана — куплен на аукционе!).

fortress2

***
За девять сезонов «Теории большого взрыва» в кадре промелькнуло столько сокровищ , что, если рассказывать о каждом, статья будет бесконечной. Поэтому мы постарались отметить то, что больше всего запомнилось нам. А вам какие сокровища Шелдона и компании сильнее всего запали в память?

www.mirf.ru