Теория типов личности айзенка: Ганс Айзенк: теория типов личности
Теория типов личности Г. Айзенка
Айзенк утверждал, что каждый из выделенных им типов отвечает этим четырем критериям идентификации личностных характеристик.
Во-первых, есть строгие психометрические доказательства существования каждого фактора, особенно это относится к факторам E и N.
Фактор Р (психотизм) появился в работах Айзенка позже, чем первые два, и для него пока еще нет столь же достоверных подтверждений со стороны других ученых. Экстраверсия и нейротизм (или тревожность) – основные типы или суперфакторы почти во всех факторно – аналитических исследованиях свойств личности.
Во-вторых, Айзенк доказывал, что существует строгая биологическая основа каждого из этих трех суперфакторов. В то же время он заявлял, что такие черты, как социальное соответствие и совестливость, входящие в «Большую пятерку» таксономии, не имеют под собой биологической основы.
В-третьих, все три типа, особенно E и N, имеют смысл теоретически. Юнг, Фрейд и другие теоретики отмечали, что такие факторы, как экстраверсия / интроверсия и тревожность / эмоциональная стабильность, оказывают значительное влияние на поведение.
Айзенк предполагает, что люди, чьи характеристики располагаются ближе к здоровому краю P-шкалы, будут устойчивы по отношению к психотическим срывам даже в периоды сильного стресса. С другой стороны, у тех, кто ближе к нездоровому краю, даже минимальный стресс может вызвать психотическую реакцию. Иными словами, чем выше показатель психотизма, тем менее сильное стрессовое воздействие необходимо для возникновения психотической реакции.
В-четвертых, Айзенк неоднократно демонстрировал, что его три типа связаны с такими социальными вопросами, как наркотики, сексуальное поведение, преступность, профилактика рака и сердечных болезней и творчество.
Все три суперфактора – экстраверсия, нейротизм и психотизм – в большой степени зависят от генетических факторов. Айзенк утверждал, что примерно три четверти вариации каждого из трех суперфакторов объясняется наследственностью и только около одной четверти – условиями окружающей среды. Он собрал множество доказательств значительности биологического компонента в формировании личности. Во-первых, почти идентичные факторы были обнаружены у людей по всему миру. Во-вторых, доказано, что положение человека относительно трех измерений личности имеет тенденцию сохраняться длительное время. И в-третьих, изучение пар близнецов показало, что однояйцевые близнецы демонстрируют значительно более близкие характеристики, чем разнояйцевые близнецы одного пола, выросшие вместе, что может служить подтверждением определяющей роли генетических факторов в проявлении индивидуальных различий между разными людьми.
1.3 Нейрофизиологические основы черт и типов
Наиболее увлекательным аспектом теории Айзенка является его попытка установить нейрофизиологическую основу для каждой из трех суперчерт или типов личности. Интроверсия-экстраверсия тесно связана с уровнями корковой активации, как это показано электроэнцефалографическими исследованиями. Айзенк использует термин «активация» для обозначения степени возбуждения, меняющей свою величину от нижнего предела (например, сон) до верхнего (например, состояние паники). Он полагает, что интроверты чрезвычайно возбудимы и, следовательно, в высшей степени чувствительны к поступающей стимуляции – по этой причине они избегают ситуаций, чрезмерно сильно действующих на них. И наоборот, экстраверты недостаточно возбудимы и поэтому нечувствительны к поступающей стимуляции; соответственно, они постоянно выискивают ситуации, которые могут их возбудить.
Айзенк предполагает, что индивидуальные различия по стабильности – нейротизму отражают силу реакции автономной нервной системы на стимулы. В особенности он связывает этот аспект с лимбической системой, которая оказывает влияние на мотивацию и эмоциональное поведение. Люди с высоким уровнем нейротизма обычно реагируют на болезненные, непривычные, вызывающие беспокойство и иные стимулы быстрее, чем более стабильные личности. У таких лиц обнаруживаются также более длительные реакции, продолжающиеся даже после исчезновения стимулов, чем у лиц с высоким уровнем стабильности.
Что касается исследований, посвященных выявлению основы психотизма, то они находятся в стадии поиска.
Однако в порядке рабочей гипотезы Айзенк увязывает этот аспект с системой, продуцирующей андрогены (химические вещества, вырабатываемые железами внутренней секреции, которые при попадании в кровь регулируют развитие и сохранение мужских половых признаков). Однако проведено слишком мало эмпирических исследований в этой области, чтобы подтвердить гипотезу Айзенка о связи между половыми гормонами и психотизмом.Нейрофизиологическая интерпретация аспектов поведения личности, предложенная Айзенком, тесно связана с его теорией психопатологии. В частности, различные виды симптомов или расстройств могут быть отнесены на счет комбинированного влияния черт личности и функционирования нервной системы. Например, у человека с высокой степенью интроверсии и нейротизма очень высок риск развития болезненных состояний тревоги, таких как обсессивно-компульсивные расстройства, а также фобии. И наоборот, человек с высоким уровнем экстраверсии и нейротизма подвержен риску психопатических (антисоциальных) расстройств.
являются дискретными что большинство людей не подпадает под крайние категории.
Айзенк видит лишь два главных типа (субчерты), лежащих в основе структуры личности: интроверсия-экстраверсия, стабильность-нейротизм. Рассмотрены явные особенности поведения, являющиеся результатом комбинаций этих двух типов. Например, люди, являющиеся одновременно интровертами и стабильными, имеют тенденцию контролировать свои поступки, в то время как экстраверты, отличающиеся стабильностью, склонны вести себя беззаботно.
Айзенк утверждает, что индивидуальные различия по этим двум субчертам, тесно связаны с нейрофизиологическими особенностями человеческого организма. Айзенк придает генетическому фундаменту черт личности гораздо большее значение, чем другие персонологи.Айзенк, помимо опросника EРi, еще несколько опросников для оценки основных субчерт, лежащих в основе его иерархической модели личности.
Теории личности, основанные на факторном анализе, отражают современный интерес психологии к количественным методам и, в свою очередь, находят отражение в огромном количестве специально организованных исследований личности.
В огромном числе прикладных исследований, которые Айзенк провел для доказательства своей теории, чаще всего вместе со специалистами в соответствующих областях, была показана важность различий по этим факторам в статистике преступности, при душевных заболеваниях, в предрасположенности к несчастным случаям, в выборе профессий, в выраженности уровня достижений, в спорте, в сексуальном поведении и т.
Неустанные усилия Айзенка создать целостную картину личности достойны восхищения. Многие психологи считают его первоклассным специалистом, чрезвычайно плодотворным в своих попытках создать научно обоснованную модель структуры и функционирования личности. Во всех работах Айзенк постоянно подчеркивал роль нейрофизиологических и генетических факторов в объяснении индивидуальных поведенческих различий. Кроме того, он утверждает, что точная процедура измерения является краеугольным камнем построения убедительной теории личности. Следует также отметить его вклад в исследования в области криминологии, образования, психопатологии и изменения поведения. В целом, кажется логичным заключить, что популярность теории Айзенка еще возрастет и будут продолжаться попытки ученых совершенствовать и расширять его теорию черт личности как на теоретическом, так и на эмпирическом уровне.
Список использованных источников
Грановская Р.М. Элементы практической психологии [Текст] / Р. М. Грановская – 3-е изд., с изм. и доп. – СПб.: Свет, 1997 – 608 с. – ISBN – 5–9268–0184–2
Данилова Н.Н., Физиология высшей нервной деятельности [Текст] / Н.Н. Данилова, А.Л. Крылова – М.: Учебная литература, 1997. – 432 с. ISBN 5–7567–0220
Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология [Текст] / Е.П. Ильин – СПб.: Питер, 2001. – 464 с. ISBN: 933–5–04–126534–3
Кречмер Э. Строение тела и характер [Текст]/Э. Кречмер Пер. с нем. / Послесл., коммент. С.Д. Бирюкова. – М.: Педагогика-Пресс, 1995. – 607 с. ISBN: 978–5–04–006635–3
Крупнов А.И. Динамические черты активности и эмоциональности темперамента [Текст] / А.И. Крупнов // Психология и психофизиология активности и саморегуляции поведения и деятельности человека. – Свердловск, 1989 ISBN 81–7305–192–5.
Морозов А.В. Деловая психология [Текст] / А.В. Морозов: Курс лекций: Учебник для высших и средних специальных учебных заведений. – СПб.: Издательство Союз, 2000. – 576 с. ISBN.: 5–8291–0670–1
Психологическая диагностика [Текст]: Учебное пособие / Под ред. К.М. Гуревича и Е.М. Борисовой. – М.: Изд-во УРАО, 1997. – 304 с. ISBN. 9785699300235
Райгородский Д.Я. (редактор-составитель). Практическая психодиагностика [Текст] / Д.Я. Райгородский: Методики и тесты. Учебное пособие. – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ», 1998. – 672 с. ISBN.: 978–5–94648–062–8.
Русалов В.М. Опросник структуры темперамента [Текст]/ В.М. Русалов: Методическое пособие. – М., 1990. ISBN 5–89314–063-Х
Хьелл Л., Теории личности (Основные положения, исследования и применение) [Текст]/ Л. Хьелл, Д. Зиглер. – СПб. Питер Пресс, 1997. – 608 с. ISBN.: 5–88782–412
Шевандрин Н.И.
1 Грановская Р.М. Элементы практической психологии [Текст] / Р.М. Грановская – 3-е изд., с изм. и доп. – СПб.: Свет, 1997 – 608 с
1 Ильин Е.П. Дифференциальная
1 Кречмер Э. Строение тела и характер [Текст]/Э. Кречмер Пер. с нем. / Послесл., коммент. С.Д. Бирюкова. – М.: Педагогика-Пресс, 1995. – 607
1 Психологическая диагностика [Текст]: Учебное пособие / Под ред. К.М. Гуревича и Е.М. Борисовой. – М.: Изд-во УРАО, 1997. – 304 с
1 Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности[Текст]/ Н.И. Шевандрин. – М.: ВЛАДОС, 1998. – 512
1 Русалов В.М. Опросник структуры темперамента [Текст]/ В.М. Русалов: Методическое пособие. — М., 1990
Теория типов личности Г. Айзенка
Предварительные исследования были проведены с использованием перечня из 261 вопроса, заимствованного из разных опросников. По результатам, полученным по шкале ратимии и циклоидной эмоциональности, были выделены (отдельно среди мужчин и женщин) две группы. Затем провели разделение на группы с высокими и низкими показателями. В итоге получили две группы вопросов, ответы на которые наиболее различались. На их основе построили две шкалы — экстра—интроверсии и нейротизма — по 24 вопроса в каждой. С помощью установленных ранее «ключей» сравнили результаты исходных групп. Для отдельных вопросов были рассчитаны коэффициенты интеркорреляции, подвергнутые затем факторному анализу. Два выделенных фактора соответствовали первоначально предположенным — экстра—интроверсии и нейротизму. [7]
Коэффициент надежности МРІ, определенный путем расщепления, для шкалы нейротизма составлял 0,85-0,90, для шкалы экстра—интроверсии — 0,75-0,85, коэффициенты надежности ретестовой — 0,83 и 0,81 соответственно. Валидность обеих шкал МРІ устанавливали способами, которые признаны многими исследователями методически несостоятельными, поэтому она не доказана. Обнаружена корреляция между шкалами экстра—интроверсии и нейротизма с коэффициентом 0,15-0,40, что противоречит исходному положению Г. Айзенка о независимости данных измерений личности. Разработан сокращенный вариант МРI из 12 вопросов. Коэффициенты корреляции с полным опросником составляют по шкале нейротизма 0,86, по шкале экстра—интроверсии — 0,87. [7]
Практическое использование МРІ показало значительные расхождения между получаемыми данными и теоретическими предсказаниями автора (особенно в клинических группах). Г. Айзенк не смог убедительно опровергнуть высказанные во многих зарубежных работах замечания, однако, несмотря на критику, MPI долгое время применяли в зарубежных психодиагностических исследованиях. Сведений об использовании в СНГ нет.
На основе дальнейших исследований Г. Айзенка, направленных на анализ составляющих экстра—интроверсии и нейротизма как базисных личностных измерений, был предложен новый опросник, получивший название «Айзенка личностный опросник» (ЕРІ). Опубликован в 1963г., состоит из 48 вопросов, предназначенных для диагностики экстра— интроверсии и нейротизма, а также 9 вопросов, составляющих «шкалу лжи», по которой определяется наличие у обследуемого тенденции представить себя в лучшем свете. Ответы, совпадающие с «ключом», оцениваются в 1 балл (ответы только «да» или «нет»). Разработаны две эквивалентные формы опросника — А и В. [3]
Число обследованных в ходе разработки EPI превышает 30 000 человек. Испытуемые были разделены на группы в зависимостии от проявлений диагносцируемых характеристик. Изучались ответы лиц, отнесенных компетентными экспертами в группы экстравертов или интровертов, нейротиков или эмоционально уравновешенных. На основе полученных данных определялась дискриминативная возможность каждого вопроса. В ходе разработки ЕРІ было установлено, что экстраверсия является фактором высшего порядкаа, и, следовательно, в вопросах должны быть в более или менее равной доле представлены факторы низшего порядка. Прежде всего речь идет о таких выделенных Г. Айзенком компонентах экстраверсии, как «импульсивность» и «общительность».
Коэффициенты надежности ретестовой EPI для фактора экстра—интроверсии составляют 0,82-0,85, для фактора нейротизма — 0,81-0,84, коэффициент надежности методом расщепления — 0,74-0,91. [7]
В 1969 г. Г. Айзенк и С. Айзенк публикуют новый опросник под названием «Айзенка личностный опросник» (ЕРQ), который предназначен для диагностики нейротизма, экстра—интроверсии и психотизма. Так же как и в ЕРІ, в него включена «шкала лжи». Опросник состоит из 90 вопросов (по шкале нейротизма — 23, по шкале экстра—интроверсии — 21, по шкале психотизма — 25, по «шкале лжи» — 21). Однако обычно используют вариант, состоящий из 101 вопроса (из них 11 вопросов — «буферные», ответы на которые не учитываются). [6]
Изучение валидности личностного измерения «психотизм» осуществлялось обычным для исследований Г. Айзенка путем — поиском экспериментальных коррелятов психотизма, сравнением результатов, полученных в группах здоровых и больных. Полученные данные спорны. Коэффициенты надежности ретестовой (месячный интервал) опросника в различных группах по шкале психотизма составляют 0,51-0,86, по шкале экстра—интроверсии 0,80-0,92, по шкале нейротизма — 0,74-0,92, по «шкале лжи» 0,61-0,90. Разработан вариант опросника для обследования детей и подростков (от 7 до 15 лет).
Во многих
зарубежных исследованиях аргументированно
доказывается, что введение такого личностного
измерения, как психотизм, не имеет научного
обоснования, экспериментальные данные
противоречивы, а использование шкалы
психотизма на практике может способствовать
появлению ложных диагностических ориентиров.[6]
3. Апробация метода.
3.1 Описание процедуры проведения теста — опросника Г. Айзенка.
Краткое описание методики:
Тест, созданный английским психологом Г. Айзенком, является одним из самых распространенных методик для изучения темперамента. Основан на следующих теоретических представлениях: всю совокупность описывающих человека черт можно представить посредством 2 главных факторов: экстраверсии (интроверсии) и нейротизма.
Первый из этих факторов биополярен и представляет характеристику индивидуально-психологического склада человека, крайние полюса которой соответствуют ориентации личности либо на мир внешних объектов (экстраверсия), либо на субъективный внутренний мир (интроверсия).
Второй фактор — нейротизм — описывает некоторое свойство — состояние, характеризующее человека со стороны эмоциональной устойчивости, тревожности, уровня самоуважения и возможных вегетативных расстройств. Фактор этот также биполярен и образует шкалу, на одном полюсе которой находятся люди, характеризующиеся чрезвычайной устойчивостью, зрелостью и прекрасной адаптированностью, а на другом — чрезвычайно нервозный, неустойчивый и плохо адаптированный тип.
Пересечение этих 2 биполярных характеристик позволяет получать неожиданный и довольно любопытный результат — достаточно четкое отнесение человека к одному из четырех 4 темперамента. Кон
Инструктирование испытуемой:
Вам предлагается вопросы, касающиеся Вашего поведения и чувств. При положительном ответе на вопрос («да») поставьте знак «+» в столбце «Ответ». При отрицательном ответе на вопрос («нет») поставьте знак «–» в столбце «Ответ». Работайте быстро, не затрачивая много времени на обдумывание, так как необходимо зафиксировать Вашу первую реакцию, а не результат долгих раздумий. Помните, что отвечать надо на каждый вопрос. Здесь не может быть хороших или плохих ответов. Это не испытание Ваших способностей, а лишь выяснение особенностей Вашего поведения.
Полученные данные:
Показатель по шкале «Искренность»:
Числовой показатель | Интерпретация |
3 | Откровенный |
Интерпретация показателей по шкалам «Экстравертированность» и «Невротизм:
Численный показатель | 15-18 (16) | 7-10 (10) |
Интерпретация
для шкалы « | Потенциальный экстраверт | — |
Интерпретация для шкалы «Невротизм» | — | Потенциальный конкордант |
3. 2
Интерпретация результатов
Испытуемого можно охарактеризовать как человека изначально ориентированного на внешний мир, он строит свой внутренний мир в соответствии с внешним, отличается повышенной активностью и вниманием к тому, что происходит вокруг него. Он живо откликается на соответствующие события и как бы ими живет.
Будучи отнесенным к типу
Согласно
классификации темперамента, на основании
пересечения двух характеристик – нейротизма
и экстраверсии, респондента можно скорее
отнести к сангвиникам. Обладая сильной нервной системой, а значит,
и хорошей работоспособностью, он легко
переходит к другой деятельности, к общению
с другими людьми. Испытуемая стремится
к частой смене впечатлений, легко и быстро
отзывается на происходящие события, сравнительно
легко переживает неудачи. В целом
характеризуется непринужденностью, жизнерадостностью,
склонностью к лидерству.
3.3 Психологический портрет личности.
Личность испытуемой достаточно гармонична, отличается уверенностью в себе, настойчивостью в достижении цели. В целом человек довольно оптимистично настроенный и жизнерадостный, как правило, выступает против излишней драматизации ситуации.
Инициативна и энергична, предприимчива, заинтересована многими сферами деятельности, разносторонне развита. Предпочитает спонтанность, подвижна, легка на подъем. Испытывает неприязнь к однообразной работе, не терпит рутины, часто демонстрирует гибкость в подходах к чему-либо, болезненно реагирует на посягательства, касающиеся ее свободы. Легко ориентируется в ситуации неопределенности, приспосабливается к новой обстановке, быстро принимает решения, ориентирована на настоящее и будущее.
Амбициозна, обладает для нее характерна высокая мотивация достижения в значимых областях (например, в работе), стремится к лидерству, любит побеждать, ориентирована на результат, требовательна к себе и окружающим, самолюбива, ярко выражено чувство собственного достоинства. Решительна и настойчива в достижении поставленных целей. Готова к риску и склонна к авантюрам, азартна.
Важно удовлетворение социальных потребностей и потребности в самовыражении, реализации творческих способностей.
Характеризуется легкостью вступления в контакт, общительностью. Не редко придерживается активной доминирующие позиции в разговоре, требует внимания к собственной персоне, но при этом способна выслушать другого, позволить ему отстаивать свою точку зрения, поэтому стиль межличностный отношений скорее демократический.
Отзывчива, внимательна к друзьям, проявляет искренний интерес к их жизни, обладает развитым чувством юмора, порой прибегает и к самоиронии.
Чувства
легко возникают и сменяются, эмоциональные
переживания, как правило, неглубоки. Мимика
богатая, подвижная, выразительная. Несколько
непоседлива, нуждается в новых впечатлениях,
недостаточно регулирует свои импульсы,
не умеет строго придерживаться выработанного
распорядка жизни, системы в работе. Порой
может испытывать трудности выполнением
дела, длительного и методичного напряжения,
усидчивости, устойчивости внимания, терпения. Часто
действует под влиянием момента, импульсивна,
вспыльчива, но беззаботна, оптимистична,
добродушна, весела. Предпочитает движение
и действие, имеет тенденцию к агрессивности.
Чувства и эмоции не имеют строгого контроля,
склонна к рискованным поступкам.
Список
литературы:
1. Айзенк Г., Г.Вильсон Как измерить личность М., 2000.
2. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. Киев: Наукова Думка, 1989.
3. Головин С. Ю. Словарь практического психолога. Минск: Харвест, 1998.
4. Мадди С. Теории личности. Сравнительный анализ. СПб.: Речь, 2002.
5. Хьелл А., Зиглер Д. Теории личности. Основные положения, исследования и применение. СПб.: Питер, 2001.
6. http://www.psylist.net/slovar/
7. http://vsetesti.ru/285/
8. http://psy.1september.ru/2000/
Психология, личность, теоретики черт | OERTX
Теоретики черт считают, что личность можно понять, исходя из того, что все люди обладают определенными чертами или характерными способами поведения. Вы склонны быть общительным или застенчивым? Пассивный или агрессивный? Оптимистично или пессимистично? Капризный или уравновешенный? Ранние теоретики черт пытались описать все черты человеческой личности. Например, один теоретик черт, Гордон Олпорт (Allport & Odbert, 1936), нашел в английском языке 4500 слов, которые могли бы описать людей. Он разделил эти черты личности на три категории: основные черты, центральные черты и второстепенные черты. Кардинальная черта — это черта, которая доминирует над всей вашей личностью и, следовательно, над всей вашей жизнью, например, жадность Эбенезера Скруджа или альтруизм Матери Терезы. Кардинальные черты не очень распространены: у немногих людей в личности доминирует какая-то одна черта. Вместо этого наши личности обычно состоят из нескольких черт. Центральные черты — это те, которые составляют нашу личность (например, лояльность, доброта, покладистость, дружелюбие, подлость, дикость и ворчливость). Второстепенные черты — это те, которые не так очевидны и не так постоянны, как центральные черты. Они присутствуют при определенных обстоятельствах и включают в себя предпочтения и установки. Например, один человек злится, когда его пытаются пощекотать; другой может спать только на левой стороне кровати; а еще один всегда заказывает ей заправку для салата. И вы, хотя обычно не тревожный человек, нервничаете перед тем, как выступить перед своим классом английского языка.
В попытке сделать список признаков более управляемым, Рэймонд Кеттелл (1946, 1957) сузил список примерно до 171 признака. Однако утверждение, что черта либо присутствует, либо отсутствует, не совсем точно отражает уникальность человека, потому что все наши личности на самом деле состоят из одних и тех же черт; мы различаемся только степенью выраженности каждого признака. Кеттелл (1957) определил 16 факторов или параметров личности: теплота, разумность, эмоциональная стабильность, доминирование, живость, сознание правил, социальная смелость, чувствительность, бдительность, абстрагированность, конфиденциальность, опасения, открытость к изменениям, уверенность в себе, перфекционизм. и натяжение (таблица). Он разработал оценку личности на основе этих 16 факторов, названную 16PF. Вместо того, чтобы черта присутствовала или отсутствовала, каждое измерение оценивается по континууму, от высокого к низкому. Например, ваш уровень теплоты описывает, насколько вы теплы, заботливы и милы с другими. Если вы набираете низкие баллы по этому индексу, вы, как правило, более отстранены и холодны. Высокий балл по этому индексу означает, что вы поддерживаете и утешаете.
Коэффициент | Низкая оценка | Рекорд |
---|---|---|
Тепло | Зарезервировано, отдельно | Исходящая, поддерживающая |
Интеллект | Конкретный мыслитель | Аналитический |
Эмоциональная устойчивость | Капризный, раздражительный | Стабильный, спокойный |
Агрессивность | Послушный, покорный | Контроль, доминанта |
Живость | Мрачный, благоразумный | Авантюрный, спонтанный |
Исполнение долга | Ненадежный | Добросовестный |
Социальная уверенность | Застенчивый, сдержанный | Раскрученный, полужирный |
Чувствительность | Стойкий | Чувствительный, заботливый |
Паранойя | Доверчивый | Подозрительный |
Абстрактность | Обычный | Воображаемый |
Интроверсия | Открытый, прямой | Рядовой, проницательный |
Беспокойство | Уверенный | Опасения |
Открытость | Закрытое, традиционное | Любопытный, экспериментальный |
Независимость | Исходящие, социальные | Автономный |
Перфекционизм | Неорганизованный, случайный | Организованный, точный |
Напряжение | Расслабленный | Стресс |
Перейдите по этой ссылке, чтобы перейти к оценке, основанной на опроснике Кеттелла 16PF, чтобы увидеть, какие личностные черты доминируют в вашей личности.
Психологи Ганс и Сибил Айзенк были теоретиками личности (рисунок), которые сосредоточились на темперамент , врожденные, генетически обусловленные различия личности, которые вы изучали ранее в этой главе. Они считали, что личность во многом определяется биологией. Айзенки (Eysenck, 1990, 1992; Eysenck & Eysenck, 1963) рассматривали людей как обладающих двумя специфическими чертами личности: экстраверсией/интроверсией и невротизмом/стабильностью.
Ганс и Сибил Айзенк считали, что наши личностные черты зависят от нашего генетического наследия. (кредит: «Сирсвиндон»/Wikimedia Commons)Согласно их теории, люди с высоким уровнем экстраверсии общительны, общительны и легко находят общий язык с другими, в то время как люди с высоким уровнем интроверсии имеют более высокую потребность в одиночестве, ведут себя в одиночестве и ограничивают свои взаимодействия с другими людьми. другие. В измерении невротизм/стабильность люди с высоким уровнем невротизма склонны к тревоге; у них, как правило, сверхактивная симпатическая нервная система, и даже при небольшом стрессе их тела и эмоциональное состояние имеют тенденцию переходить в реакцию «беги или сражайся». Напротив, люди с высокой стабильностью, как правило, нуждаются в большей стимуляции, чтобы активировать реакцию «бей или беги», и считаются более эмоционально стабильными. Основываясь на этих двух измерениях, теория Айзенка делит людей на четыре квадранта. Эти квадранты иногда сравнивают с четырьмя темпераментами, описанными греками: меланхоликом, холериком, флегматиком и сангвиником (рис.).
Айзенки описали два фактора, объясняющих различия в наших личностях: экстраверсия/интроверсия и эмоциональная стабильность/нестабильность.Позже Айзенки добавили третье измерение: психотизм против контроля супер-эго (Eysenck, Eysenck & Barrett, 1985). В этом измерении люди с высоким уровнем психотизма, как правило, мыслят независимо, холодны, нонконформисты, импульсивны, антисоциальны и враждебны, тогда как люди с высоким уровнем контроля Супер-Эго, как правило, имеют высокий уровень контроля импульсов — они более альтруистичны, эмпатичны, склонны к сотрудничеству. и обычные (Айзенк, Айзенк и Барретт, 1985).
В то время как 16 факторов Кеттелла могут быть слишком широкими, двухфакторная система Айзенка подвергалась критике за слишком узкую. Другая теория личности, названная Пятифакторной моделью , эффективно занимает золотую середину, с ее пятью факторами, называемыми чертами личности Большой пятерки. На сегодняшний день это самая популярная теория в психологии личности и наиболее точное приближение к основным измерениям черт (Funder, 2001). Пять черт — это открытость опыту, добросовестность, экстраверсия, покладистость и невротизм (рисунок). Полезный способ запомнить черты — использовать мнемонику ОКЕАН.
В Пятифакторной модели у каждого человека есть каждая черта, но они проявляются в спектре. Открытость опыту характеризуется воображением, чувствами, действиями и идеями. Люди с высокими показателями этой черты, как правило, любопытны и имеют широкий круг интересов. Добросовестность характеризуется компетентностью, самодисциплиной, вдумчивостью и стремлением к достижению (целенаправленному поведению). Люди с высокими показателями этой черты трудолюбивы и надежны. Многочисленные исследования выявили положительную корреляцию между добросовестностью и успеваемостью (Akomolafe, 2013; Chamorro-Premuzic & Furnham, 2008; Conrad & Patry, 2012; Noftle & Robins, 2007; Wagerman & Funder, 2007). Экстраверсия характеризуется общительностью, напористостью, поиском острых ощущений и эмоциональным выражением. Людей с высокими показателями этой черты обычно называют общительными и теплыми. Неудивительно, что люди с высокими показателями экстраверсии и открытости с большей вероятностью будут участвовать в приключениях и рискованных видах спорта из-за своей любознательности и стремления к азарту (Tok, 2011). Четвертая черта — покладистость, то есть склонность быть приятным, готовым к сотрудничеству, заслуживающим доверия и добродушным. Людей с низким уровнем покладистости, как правило, описывают как грубых и несговорчивых, однако одно недавнее исследование показало, что мужчины с низкими баллами по этому признаку на самом деле зарабатывали больше денег, чем мужчины, которых считали более покладистыми (Judge, Livingston, & Hurst, 2012). Последней чертой Большой пятерки является невротизм, то есть склонность испытывать негативные эмоции. Люди с высоким уровнем невротизма, как правило, испытывают эмоциональную нестабильность и характеризуются гневом, импульсивностью и враждебностью. Уотсон и Кларк (1984) обнаружили, что люди, сообщающие о высоком уровне невротизма, также склонны сообщать о чувстве беспокойства и несчастья. Напротив, люди с низким уровнем невротизма, как правило, спокойны и уравновешены.
В Пятифакторной модели у каждого человека есть пять черт, каждая из которых оценивается по континууму от высокого к низкому. Обратите внимание, что в центральной колонке первая буква каждой черты обозначает мнемоническое слово ОКЕАН.Каждый из личностных факторов Большой пятерки представляет собой диапазон между двумя крайностями. В действительности большинство из нас склонны находиться где-то посередине континуума каждого фактора, а не на полярных концах. Важно отметить, что черты Большой пятерки относительно стабильны на протяжении всей нашей жизни, с некоторой тенденцией к незначительному увеличению или уменьшению черт. Исследователи обнаружили, что добросовестность возрастает в юношеском и зрелом возрасте, когда мы становимся более способными управлять своими личными отношениями и карьерой (Donnellan & Lucas, 2008). Доброжелательность также увеличивается с возрастом, достигая пика между 50 и 70 годами (Terracciano, McCrae, Brant, & Costa, 2005). С возрастом невротизм и экстраверсия несколько снижаются (Donnellan & Lucas; Terracciano et al.). Кроме того, было показано, что черты «большой пятерки» существуют в разных этнических группах, культурах и возрастах и могут иметь существенные биологические и генетические компоненты (Jang, Livesley, & Vernon, 19).96; Джанг и др., 2006 г.; Маккрей и Коста, 1997; Шмитт и др., 2007).
Чтобы узнать о своем характере и о том, какое место вы занимаете в «Большой пятерке», перейдите по этой ссылке и пройдите тест личности «Большой пятерки».
Большая пятифакторная теория личности Айзенка
Большая пятифакторная теория личности Айзенка, также известная как PEN-модель, представляет собой выдающуюся теорию черт личности, разработанную Гансом Айзенком в середине 20 века. Эта теория предполагает, что существует три основных измерения личности: психотизм, экстраверсия и невротизм, которые обычно обозначаются аббревиатурой PEN.
Айзенк считал, что эти параметры можно использовать для описания и различения личностей людей, и что эти черты имеют биологическую основу, то есть они присущи людям и не могут быть легко изменены. Далее он развил свою теорию, включив в нее два дополнительных фактора — доброжелательность и добросовестность, которые широко известны как черты личности «большой пятерки».
Пять аспектов личности в теории Айзенка описаны ниже:
1. Психозизм : Психозизм – это степень склонности человека к агрессии, импульсивности и недостатку эмпатии. Людей с высокими показателями психотизма часто описывают как упрямых, агрессивных и даже безжалостных. Они также могут быть склонны к нарушению правил и риску.
2. Экстраверсия: Экстраверсия – это степень, в которой человек ищет социальную стимуляцию и получает удовольствие от общения с людьми. Людей с высокими показателями экстраверсии часто называют общительными, общительными и разговорчивыми. Они часто заряжаются социальным взаимодействием и могут искать новый опыт.
3. Нейротизм: Нейротизм — это степень, в которой человек испытывает негативные эмоции, такие как тревога, страх и печаль. Людей с высокими показателями невротизма часто описывают как эмоционально нестабильных и подверженных стрессу. Они могут быть склонны к беспокойству и размышлениям.
4. Приятие: Приятие — это степень готовности человека к сотрудничеству, сопереживания и заботы о других. Людей с высокими показателями приятности часто называют теплыми, дружелюбными и сострадательными. Они могут с большей вероятностью помогать другим и избегать конфликтов.
5. Добросовестность: Добросовестность – это степень надежности, ответственности и организованности человека. Людей с высокими показателями добросовестности часто называют самодисциплинированными, трудолюбивыми и надежными. Они также могут быть более сосредоточены на достижении своих целей и следовании правилам.
Айзенк считал, что эти пять факторов универсальны и могут быть обнаружены в разных культурах и этнических группах. Он также предположил, что эти факторы имеют биологическую основу и что генетика играет важную роль в их формировании. По словам Айзенка, эти черты были в значительной степени стабильными с течением времени, а это означает, что личность человека останется относительно неизменной на протяжении всей его жизни.
Теория Айзенка оказала влияние на психологию личности, а пятифакторная модель стала одной из наиболее широко принятых моделей личности. Однако теория подвергалась некоторой критике, особенно в отношении того, как она измеряет личность. Некоторые исследователи предположили, что использование анкет для самоотчетов для оценки личностных качеств может быть не совсем точным, поскольку люди могут быть не совсем честными в своих ответах или на них может влиять предвзятость социальной желательности.