Терапия искусством: проблемы науки и практики //Психологическая газета
проблемы науки и практики //Психологическая газета
На II Международной конференции по консультативной психологии и психотерапии «Консультативная психология: вызовы практики», посвященной памяти Федора Ефимовича Василюка, состоялась секция «Искусство-терапия: проблемы науки и практики».
С докладом «Арт-терапия: межпредметные связи и отношения с консультативной психологией и психотерапией» выступил Александр Иванович Копытин, доктор медицинских наук, профессор кафедры психологии Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования, доцент кафедры психотерапии и сексологии Северо-Западного государственного медицинского университета им. И.И. Мечникова, заведующий кафедрой арт-терапии Института практической психологии «Иматон», руководитель программы дополнительного профессионального образования «Арт-терапия в образовании, медицине и бизнесе».
Неоднократно представители зарубежного арт-терапевтического сообщества, где арт-терапия и другие родственные направления представлены в качестве самостоятельных профессий, сетовали на то, что их мир оказывается несколько обособленным, отчасти развивающимся по своим законам — в отличие от мира «большой» психологии, психотерапии.
Каким образом определяется место арт-терапии в отношениях с искусство-терапией, с консультативной психологией и психотерапией?
В странах английского языка, откуда пришло слово «арт-терапия», есть понятия «art therapy» и «arts therapies». Последнее переводится на русский язык по-разному, я в своих работах иногда перевожу как «терапия искусством». Около семи лет назад на русском языке вышла книга латышских коллег — Мартинсона и соавторов, которые впервые использовали понятие «искусство-терапия», имея в виду более широкий круг явлений, связанных с использованием разных искусств. Искусство-терапия опирается на использование разных искусств: визуального искусства, хореографии, музыки, ролевой игры, — которые лежат в основе мономодальных подходов, обозначаемых понятиями «арт-терапия», «танцевально-двигательная терапия», «музыкальная терапия», «драма-терапия». Арт-терапия в этом контексте подразумевает преимущественно использование изобразительного искусства. Таким образом, международное использование этого понятия предполагает более узкий смысл, чем в него вкладывают в русскоязычных публикациях.
Я хотел бы обратить ваше внимание на то, что арт-терапия и искусство-терапия имеют разный статус в разных странах. Например, в США и Великобритании они существуют в статусе самостоятельных парамедицинских профессий, узких специализаций, связанных с использованием этих техник в контексте лечебно-профилактической деятельности. Это связано с историей развития данных направлений: впервые они начали использоваться в деятельности лечебных учреждений. Соответственно, их регистрация как самостоятельных парамедицинских профессий произошла с учетом этого контекста, хотя, конечно, на сегодняшний день эти направления далеко шагнули за пределы психиатрических клиник и медицинских учреждений и все более активно используются в системе образования, социальной сфере, учреждениях культуры.
Подчеркивание мной различного статуса искусство-терапии и арт-терапии, в частности, связано с пониманием того, что это отнюдь не психологическое консультирование и психотерапия. Хотя есть в истории многочисленные примеры того, как специалисты в области психотерапии, психологической помощи прокладывали дорогу развитию арт-терапии, используя определенные виды искусства, включая их в процесс аналитической терапии. Например, это было характерно для Юнга, для Дональда Виннекота, они использовали невербальные средства, понимая, что это дает дополнительные возможности для исследования внутреннего мира пациентов, проходящих аналитическую терапию. Если пациентами были дети, люди с нарушением развития, речевых функций, с расстройствами аутистического спектра, то возникала необходимость более активно использовать невербальные средства установления контакта, общения. Соответственно, мы можем говорить, что историческая связь терапии искусством с консультативной психологией, психотерапией, психоанализом прослеживается, но тем не менее становление искусство-терапии за рубежом было ознаменовано тем, что решающую роль в становлении направления все же сыграли представители мира искусства.
Я также должен напомнить о существовании полимодального подхода в терапии искусствами, который представляет Варвара Сидорова. Это направление требует от специалиста весьма широких компетенций, связанных с использованием разных искусств, а не только одного, как характерно для мономодальных подходов…
Также на секции «Искусство-терапия: проблемы науки и практики» выступили:
- Сидорова В.В., канд. психол. наук, REAT, доцент кафедры индивидуальной и групповой терапии искусствами факультета клинической и консультативной психологии МГППУ, руководитель программы профпереподготовки «Интермодальная терапия экспрессивными искусствами» при МГППУ, руководитель центра терапии искусствами «АртДом», Президент Ассоциации интермодальной терапии искусствами (Россия), приглашенный преподаватель European Graduate School (Швейцария), — с докладом «Культур-ориентированная терапия экспрессивными искусствами: использование традиционных арт-форм в контексте современной интермодальной терапии экспрессивными искусствами»;
- Сироткина И. Е., канд. психол. наук, PhD, ведущий научный сотрудник Института истории естествознания и техники РАН, — с докладом «Тело онлайн: телесно-двигательные практики в эпоху пандемии»;
- Мастнак В. (Mastnak W.), профессор Пекинского педагогического университета — Исследовательского центра терапии искусством, 10-я Народная больница Университета Тунцзи (Шанхай, Китай), профессор Мюнхенского университета музыки и драмы, член Европейской академии наук и искусств (Нью-Йорк, США), — с докладом «Музыкальное консультирование (Music counselling)»;
- Торопова А.В., доктор психол. наук, доктор пед. наук, профессор, ведущий научный сотрудник ПИ РАО, профессор кафедры психологии развития личности МПГУ, Президент межрегиональной Ассоциации музыкальных психологов и психотерапевтов (Москва – СПб), руководитель научно-образовательного центра «Психология искусства» МПГУ, — с докладом «Интонированное переживание: от антропопрактики к психотехнике музыкальной терапии».
Терапия искусством
- Информация о материале
- Терапия
- Просмотров: 6261
- Предыдущая статья Когнитивно-поведенческая терапия — эффективные техники
- Следующая статья Песочная анимация для детей
Настроить шрифт
- Размер
- Стиль
- Режим чтения
Арт-терапия занимает важное место среди различных видов лечения. Ведь никто не станет спорить, что аромотерапия или лечение звуками природы намного приятнее, чем медикаментозная терапия.
С помощью инъекций нельзя повлиять на наше подсознание. Арт-терапия в виде изобразительного искусства, музыкотерапии, танцевальной и драматерапии, библиотерапии, а также куклотерапии способна открыть внутренний мир человека и мягко воздействовать на его психоэмоциональное состояние.
Сущность метода
С помощью искусства можно выражать и изучать состояние пациента, его эмоции, а также чувства. В этом и состоит ценность использования искусства с терапевтической целью. Методика такого лечения основывается на убеждении, что внутренний мир человека каждый раз отражается в зрительных образах, создаваемых им. Это приходит во время рисования, написания картины и лепки скульптуры. В процессе этих занятий происходит гармонизация его психического состояния.
Задачи терапии искусством
К задачам терапии искусством относятся:
- концентрирование внимания пациента на его чувствах, а также ощущениях;
- избавление пациента от накопившихся негативных чувств или агрессии социально приемлемым путем;
- проработка подавленных чувств или мыслей;
- развитие самоконтроля;
- получение необходимого материала для проведения психодиагностики пациента;
- повышение самооценки, а также развитие творческих способностей.
Консультация психолога поможет пациенту преодолеть его психоэмоциональные проблемы. В каждом конкретном случае используется тот или иной вид терапии искусством. Например, танцевальная терапия, без общепринятых заученных танцевальных движений, поможет человеку раскрыться, раскрепоститься и самовыразиться.
Виды арт-терапии
К видам лечения искусством относятся:
- рисуночная терапия, базирующаяся на изобразительном искусстве;
- драматерапия;
- музыкотерапия;
- танцевальная терапия;
- библиотерапия (включающая сказкотерапию) подразумевающая литературное сочинение, а также творческое воспроизведение литературного произведения;
- куклотерапия.
Очень важно, чтобы занятие любым видом арт-терапии происходило спонтанно, чтобы пациент без всяких условностей, стереотипов лепил, рисовал, занимался музыкой или танцами. Художников, скульпторов, музыкантов и других творческих людей заставляют забыть их навыки и, занимаясь таким видом терапии произвольно изображать те линии, цвета, звуки, лепить те формы и танцевать те движения, которые в них получаются неосознанно и неосмысленно.
- Предыдущая статья Когнитивно-поведенческая терапия — эффективные техники
- Следующая статья Песочная анимация для детей
Арт-терапия в действии — Американская ассоциация арт-терапии
Изучение уникальной силы арт-терапии, помогающей людям улучшать когнитивные и сенсомоторные функции, повышать самооценку и самосознание, развивать эмоциональную устойчивость, способствовать проницательности, улучшать социальные навыки , уменьшать разрешение конфликтов и страданий, а также способствовать социальным и экологическим изменениям.
ПОДРОСТКИ
С БРЮСОМ МУНОМ И ПРИСИЛЛОЙ ФРАНК
Доктор Брюс Мун, ATR-BC, HLM и Присцилла Франк из Huffington Post исследуют, как арт-терапия может помочь подросткам обратиться к темам самовыражения и идентичности.
РАССТРОЙСТВО АУТИЧЕСКОГО СПЕКТРА
С ДОННОЙ БЕТТС И ДЖОРДАНОМ ПОТЭШ
Донна Беттс, доктор философии, ATR-BC присоединяется к коллеге-арттерапевту доктору Джордану Поташу, чтобы обсудить, как арт-терапия может действовать как переходный инструмент, социальная поддержка, и средство самовыражения для людей с диагнозом расстройство аутистического спектра.
ДЕТИ В БОЛЬНИЧНЫХ НАСТРОЙКАХ
С ТРЕЙСИ КАНСИЛЛ И ПРИСИЛЛОЙ ФРАНК
youtube.com/embed/Jcn4FCUF2uY» frameborder=»0″ allowfullscreen=»allowfullscreen»>Присцилла Франк из Huffington Post берет интервью у Трейси Каунсил, Массачусетс, ATR-BC о своей арт-терапевтической работе с детьми, не страдающими раком, и их семьями -коммерческая организация, Дети Трейси.
КУЛЬТУРА И СООБЩЕСТВО
С ЛИНН КАПИТАН И ПРИСИЛЛОЙ ФРАНК
Линн Капитан, доктор философии, ATR-BC, HLM рассказывает о кросс-культурных проектах и укреплении групповых отношений посредством своей арт-терапевтической работы с сообществами в Никарагуа.
РАССТРОЙСТВА ПИЩЕВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
С МИШЕЛЬ ДИН И ДЖУЛЬЕТТ КИНГ
Мишель Л. Дин, Массачусетс, ATR-BC, LPC, CGP беседует с арт-терапевтом Джульет Кинг о преобразующем потенциале арт-терапии для людей с расстройствами пищевого поведения и роль терапевта в поддержке их выздоровления.
ЛГБТ-СООБЩЕСТВО
С ДЭНИЭЛЬ БЛАУЗИ, РАКЕЛЬ ФАРРЕЛ-КИРК И ПРИСИЛЛА ФРАНК The Huffington Post, чтобы ответить на вопросы о том, как арт-терапия может помочь людям изучить гендерную идентичность, сексуальную ориентацию и самовыражение.
МЕДИЦИНА
С ИРЕН РОЗНЕР ДЭВИД И ДЭВИД ГУССАК
Ирен Рознер Дэвид, доктор философии, ATR-BC, LCAT, HLM, обсуждает эволюцию арт-терапии в медицине и работе с людьми в больницах.
УХОД ЗА ПАМЯТЬЮ
С АНГЕЛОМ ДАНКАНОМ И ПРИСИЛЛОЙ ФРАНК
Присцилла Франк из Huffington Post беседует с Энджелом Дунканом из Cognitive Dynamics, MA-MFT, ATR, чтобы обсудить, как арт-терапия и личные связи могут восстановить семейные связи в жизнь тех, кто заботится о памяти.
ВОЕННЫЕ СЛУЖАЩИЕ И ВЕТЕРАНЫ
С МЕЛИССОЙ УОКЕР И ПРИСИЛЛОЙ ФРАНК
Мелисса Уокер, Массачусетс, ATR обсуждает, как программа арт-терапии в Национальном центре передового опыта помогает им общаться (NICoE) и ориентироваться при переходе от развертывания к жизни дома.
НЕЙРОНАУКИ
С ДЖУЛЬЕТ КИНГ И ДЭВИДОМ ГАССАКОМ неврология.
ТЮРЬМЫ И ДРУГИЕ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ
С ДЕЙВОМ ГАССАКОМ И ПРИСИЛЛОЙ ФРАНК
Арт-терапевт Дэвид Гусак, доктор философии, ATR-BC рассказывает о своей работе в тюрьмах, где искусство может стать средством самовыражения и самовыражения саморегуляция, предоставляющая уникальную возможность направлять эмоции и развивать личность. Кирк, ATR-BC, чтобы подчеркнуть важность исследований в области арт-терапии и изложить последние результаты арт-терапии с ветеранами вооруженных сил, пережившими травму.
СОЦИАЛЬНАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ
С КЭТРИН ХАЙЛАНД МУН И ДЖОРДАНОМ ПОТАШЕМ
Арт-терапевт Кэтрин Хайланд Мун, магистр искусств, ATR-BC, исследует арт-терапию через призму социальной справедливости, инклюзивности и понимания человеческого и группового взаимодействия .
ТОГДА И СЕЙЧАС
С ДЖУДИ РУБИН И ПРИСИЛЛОЙ ФРАНК
Джуди Рубин, доктор философии, ATR-BC, HLM делится своим опытом в качестве пионера арт-терапии и обсуждает изменения в профессии с течением времени.
ТРАВМА
С ШЕРИЛ ДОБИ-КОПЕЛАНД, ГРЕТХЕН МИЛЛЕР И ДЖУЛЬЕТТ КИНГ
Шерил Доби-Коупленд, доктор философии, ATR-BC, LPC, LMFT и Гретхен Миллер, ATR-BC, обсуждение того, как арт-терапия может обсуждать, как арт-терапия может обсуждать помочь людям или семьям, которые пережили травму, безопасно рассказать о том, через что они прошли, и рассказать свои истории без необходимости говорить.
[ИНТЕРВЬЮ] «Добро пожаловать в мир арт-терапии»
Ким Сон Хён, профессор Медицинского колледжа Вонджу Университета Ёнсе / Предоставлено Ким Сон Хён |
Профессор верит в «силу искусства» для лечения людей вплетены в каждую картину. Поэтому, когда картина захватывает ваш взгляд, вы должны прислушаться к своему внутреннему голосу и понять, что эта привлекательность говорит вам о вашем текущем эмоциональном состоянии. Это может быть цвет или структура, которые вам нравятся, или, возможно, они вызывают детские воспоминания. Независимо от причины, это форма самопознания, которая может привести к внутреннему миру и лучшему пониманию себя.
Это суть арт-терапии, по словам Ким Сун Хён, профессора Медицинского колледжа Вонджу Университета Ёнсе и президента Всемирной конференции по арт-терапии. Ким, который также возглавляет Корейскую ассоциацию травм, известен как первопроходец в продвижении арт-терапии в Корее. Ее карьера насчитывает более двух десятилетий.
Картина французского художника Анри Руссо «Спящая цыганка» 1897 года была использована в качестве обложки для книги Ким Сон Хёна 2022 года «Сила шедевра 2». Предоставлено Ким Сон Хён |
«Например, картина французского художника Анри Руссо «Спящая цыганка» 1897 года, на которой изображена измученная цыганка, спящая под лунным светом, и лев, размышляющий над ней, несет людям ободряющее послание, говоря им, что даже свирепый хищник не решается напасть на уставшего от костей человека», — сказала Ким во время недавнего интервью The Korea Times в своем офисе в центре Сеула. «Похоже, он защищает ее от других угроз».
Сегодня большинству людей хорошо известны терапевтические эффекты искусства. Но еще в конце 19В 90-е годы, когда Ким училась в колледже по специальности керамика, мало кто интересовался этой областью.
Профессор Ким Сун Хён читает лекцию об арт-терапии в Университете Цинхуа в Китае. Предоставлено Ким Сун Хён |
Книга профессора Ким Сон Хён «Почему мои глаза задерживаются на этой картине?» (2023) / Предоставлено Ким Сон Хён |
«Арт-терапии почти не было места в Корее, — вспоминает Ким. «Но я был уверен, что искусство способно исцелять людей. Я встречал так много людей, которые говорили, что их жизнь изменилась к лучшему после знакомства с искусством. Однажды я посоветовал застенчивому ребенку, который раньше рисовал только крошечные объекты, рисовать больше. вещи с использованием более ярких цветов. Удивительно, но этот простой подход заставил его стать ярче и энергичнее в своей реальной жизни».
Карьера Ким стала поворотным моментом в 2006 году, когда она стала первым в Корее профессором медицины, специализирующимся на арт-терапии в Медицинской школе Университета CHA. Зная, что арт-терапии еще предстоит пройти долгий путь в Азии, она организовала конференцию с участием Кореи, Китая и Японии и начала публиковать серию книг для широкой публики, таких как «Сила шедевра» (2015) и «Почему Задерживаются ли мои глаза на этой картине?» (2023).
«В моих книгах представлены картины, которые действительно оказывали терапевтический эффект в клинических условиях», — объяснила Ким. «Они могут помочь людям снять стресс, вызванный любовью, дружбой и работой. На самом деле, люди могут найти комфорт и утешение, просто ценя их, поскольку произведения искусства могут положительно стимулировать наш мозг».
Профессор Ким Сон Хён позирует с детьми, которые участвовали в ее недавнем сеансе арт-терапии. Предоставлено Ким Сон Хён |
В то же время у нее было беспокойное время, консультируя людей, которые сильно пострадали от травмирующих событий и бедствий. Она протянула руку помощи «женщинам для утех» — жертвам секс-рабынь, которых принуждали служить японским солдатам в период японской оккупации 1910–1945 годов, — жертвам катастрофы парома «Севол» в 2014 году, в результате которой погибло 304 человека, а также тем, кто впал в депрессию из-за к пандемии COVID-19.
«Что касается женщин для утех, то они выглядели беспомощными и скучающими, когда я впервые встретил их», — сказала Ким. «Им нечего было делать, кроме как смотреть телевизор. Поэтому я связал их с миром искусства, надеясь, что они смогут провести остаток своей жизни, занимаясь чем-то значимым и интересным. Я позволял им рисовать то, что они хотели, и они придумали картины, отражающие их собственный опыт и историю Кореи».
Она добавила: «Я также консультировала детей, которые были вынуждены оставаться дома в течение последних нескольких лет из-за глобального кризиса в области здравоохранения. Для них особенно важно общаться с разными людьми на ранней стадии, чтобы они могли улучшить свои социальные навыки и выучить язык. Но они не могли этого сделать. Что еще хуже, некоторые из них стали жертвами жестокого обращения с детьми и пренебрежения, потому что их родители все еще должны были ходить на работу и зарабатывать на жизнь. Поэтому я подумал, что должен помогите им. Я слушал их внутренний голос через их картины, анализировал их эмоциональное состояние и давал им советы».
Профессор Ким Сон Хён во время сеанса арт-терапии / Предоставлено Ким Сон Хён |
Когда ее пациенты посещают ее, Ким сначала предлагает им выбрать картину, которая им нравится больше всего. Затем она спрашивает их о причинах их предпочтения, помогает им исследовать их внутренний мир и рекомендует некоторые картины, которые могут принести положительную энергию. Иногда она позволяла своим пациентам рисовать собственные картины или создавать произведения искусства.
«Нет побочных эффектов, связанных с арт-терапией, но это может делать только тот, кто прошел соответствующую подготовку», — подчеркнул Ким.