Термин личность в психологии определяется как: Вопрос: Термин «личность» в психологии определяется как: : Смотреть ответ
Понятие личности в психологии, в философии, в социологии
Понятие личности находит свое определение во многих сферах жизни и науках, даже каждый человек, не владеющий академическими знаниями, может сформулировать собственное обозначение этого понятия. Но все-таки для того, чтобы грамотно использовать любой термин, необходимо разобраться в его значении. Научное определение выглядит так: личность — это отображение волевой природы человека, ее социальные и личностные роли, стойкая система определенных характеристик человека, выражающихся в первую очередь в социальной сфере жизни. Если выражаться популярной речью, то можно сформулировать определение так: личность — это человек, который обладает набором сильных и стойких качеств, умеет использовать их для достижения целей, уверенный в себе, умеет использовать полученный опыт, способен контролировать жизнь и отвечать за свои поступки перед обществом, и всегда его поступки соотносятся с его словами.
Часто можно услышать, что в одном контексте используют понятие индивид личность индивидуальность, поскольку многие считают их тождественными. На самом деле это не так, и нужно разобраться, в чем же разница.
Индивид — это представитель человеческого рода, единица человечества. То есть человек, который пока еще не вырос и ни начал социализироваться и примерять на себя какие-либо социальные роли и маски.
Понятие индивид и личность, разные в той степени, что индивид может так и не стать личностью.
Индивидуальность – это неповторимая система психологических характерологических особенностей человека (темперамент, стиль общения, ведущие черты характера, способности, специфичность психических процессов), определяющая его, как уникального человека со своеобразным стилем поведения. То есть те качества, которые отличают одну персону от другой.
Понятие личность и индивидуальность немного близки, ведь оба отображают систему качеств, но только в личности эти качества более стойкие и говорят не так о ее уникальности, как о стойкости характера.
Понятие индивид личность индивидуальность имеют разные значения, но, по сути, они все составляют структуру человека.
Понятие человек индивид личность соотносятся так: человек сначала рождается индивидом, потом познавая мир и людей, и научившись воспринимать социум, он приобретает индивидуальность, то есть у него уже сложились определенные паттерны поведения. Когда человек взрослеет дальше, с ним случаются разные ситуации, происшествия и он начинает учиться, как с ними справляться, искать пути решения проблем, контролировать эмоции и нести ответственность за поступки, пройдя все это, человек становится личностью.
У всех людей становление личности происходит в разной возрастной категории. Одни люди и в 45 лет не могут отвечать за свои поступки, действовать осознанно и самостоятельно, особенно когда ими кто-то чрезмерно опекается. Они боятся выйти из зоны своего комфорта. Не нужно надеяться на такого человека в серьезном деле. От них часто можно услышать «да, я это сделаю обязательно, даже сегодня же начну». Но, ни завтра, ни даже через месяц они не сделают обещанного. Очень часто эти люди ленивы, трусливы, у них может быть как заниженная самооценка, так и высокая самооценка.
Бывает, что человек становится личностью, еще не выходя из детского возраста. В основном так скоро индивидуальностью становятся дети, лишенные опеки, которые брошены на произвол судьбы и им приходится выживать, а для этого нужно иметь сильный характер и железную волю.
Здесь понятие личность и индивидуальность пересекаются, ведь человек, обладая сильно выраженными уникальными свойствами характера, приобретенными в процессе проблемы неблагополучного детства – быстро становится личностью, чем закрепляет эти черты. Также бывает, когда есть несколько детей в семье, тогда самый старший ребенок тоже будет отличаться волевыми, стойкими качествами характера.
Понятие личности в психологии
В психологии личность рассматривается, как качество индивида, приобретающее им в своей предметной деятельности и характеризующее социальные аспекты его жизни.
Индивид, как личность свободно выражает свое отношение ко всему внешнему миру, и поэтому определяются его характерологические особенности. Главными из всех отношений человека являются взаимоотношения, то есть то, каким образом личность выстраивает связи с другими людьми.
Личностная натура всегда создает свои взгляды на разные предметы действительности осознанно, основываясь на своем опыте уже имеющихся связей с этим объектом, эти знания и будут влиять на выражение эмоций и реакций по отношению к определенному предмету.
В психологии характеристика личностной натуры связана с ее направленностью к какому-то предмету деятельности, сфере жизни, интересам, развлечениям. Направленность выражается, как интерес, установка, желание, страсть, идеология и все эти формы есть мотивами личности, то есть направляющими ее деятельности. То насколько развита мотивационная система характеризует личность человека, показывая, на что она способна и как ее мотивы трансформируются в деятельность.
Существовать, как личность, значит – действовать, как субъект предметной деятельности, быть субъектом своей жизнедеятельности, строящим социальные связи с миром, а это невозможно без включенности индивида в жизнь других. Изучение данного понятия в психологии интересно тем, что это динамичное явление. Человеку приходится все время бороться с самим собой, утолять свои определенные желания, сдерживать инстинкты, находить способы, как достигнуть компромисса для внутренних противоречий и при этом удовлетворять потребности, так, чтобы это было сделано без угрызений совести и из-за этого он постоянно пребывает в непрерывном развитии, самосовершенствовании.
Понятие личности в социологии
Понятие личности в социологии ее сущность и структура представляют собой отдельный интерес, поскольку индивид в основном оценивается как субъект социальных связей.
Понятие личности в социологии кратко можно излить в некоторых категориях. Первая — это социальный статус, то есть занимающее место человека в социуме, и в связи с этим определенные обязательности и права. Таких статусов у одного человека может быть несколько. Это зависит от того, есть ли у него семья, родственники, друзья, коллеги, работа, благодаря которым человек социализируется. Так, например, один человек может быть сыном, мужем, отцом, братом, коллегой, работником, участником команды и так далее.
Иногда множество социальных статусов демонстрируют социальную активность человека. Также все статусы разделяют, в зависимости от их значения для самого индивида. Например, для одного важнейшим является статус работника фирмы, для другого – статус мужа. В первом случае человек может не иметь семьи, поэтому для него самым важным есть работа и он себя идентифицирует с ролью трудоголика. В другом случае личность, которая осознает себя в первую очередь мужем, другие сферы жизни, он откладывает на второй план. Есть также статусы генеральные, они несут в себе большую социальную значимость и определяют основную деятельность (президент, директор, врач), и также вместе с генеральным могут присутствовать и не генеральные статусы.
Когда человек пребывает в социальном статусе, то соответственно она выполняет определенные действия, прописанные моделью поведения, то есть социальной ролью. Президент должен руководить страной, повар – готовить блюда, нотариус – заверять бумаги, дети – слушаться родителей и так далее. Когда личность каким-то образом не выполняет должным образом все прописанные правила, она ставит под угрозу свой статус. Если на человеке лежит слишком много социальных ролей – он подвергает себя ролевым конфликтам. Например, молодой мужчина, отец-одиночка, работающий допоздна, чтобы прокормить себя и ребенка очень скоро может эмоционально сгореть от перенасыщения действиями, надиктованных социальными ролями.
Личность, как система социально-психологических особенностей имеет уникальную структуру.
По теории психолога З. Фрейда составляющими структуры личности являются три компонента. Базовой есть бессознательная инстанция Ид (Оно), которая совмещает в себе природные стимулы, инстинкты и гедонические стремления. Ид наполнено мощной энергией и возбуждением, поэтому оно плохо организованное, беспорядочное и безвольное. Над Ид есть следующая структура – Эго (Я), оно рациональное, и по сравнению с Ид контролируется, оно и есть само сознание. Наивысшим конструктом является Супер-Эго (Сверх-Я), оно отвечает за чувство долга, меры, совесть, исполняет нравственный контроль над поведением.
Если в личности гармонично взаимодействуют все эти три структуры, то есть Ид не выходит за рамки позволенного, контролируется Эго, которое понимает, что удовлетворение всех инстинктов может быть социально непринятым действием, и когда в человеке развито Супер-Эго, благодаря которому он руководится моральными принципами в своих поступках, то такая личность заслуживает уважение и признание в глазах социума.
Поняв, что собой представляет данное понятие в социологии ее сущность и структура, можно сделать вывод, что не может она осуществиться, как такова, если она не является социализированной.
Понятие личности в социологии кратко можно описать, как совокупность социально значимых свойств индивида, которые обеспечивают его связь с окружающим миром.
Понятие личности в философии
Понятие личности в философии можно обозначить, как сущность ее в мире, ее предназначение и смысл жизни. Философия большое значение придает именно духовной стороне человека, ее нравственности, человечности.
Личностью в понимании философов человек становиться тогда, когда понимает, зачем он пришел в эту жизнь, какая его конечная цель и чему он посвящает свою жизнь. Человека философы оценивают, как индивидуальность, если он способен на свободное самовыражение, если его взгляды непоколебимы, и он добрый, творческий человек, который в своих поступках руководится морально-этическими принципами.
Существует такая наука, как философская антропология, именно она занимается изучением сущности человека. В свою очередь в антропологии есть отрасль, которая более узко изучает человека – это персонализм. Персонализм интересуется широтой внутренней свободы человека, его возможностями внутреннего роста. Сторонники персонализма считают, что нельзя, каким-то образом измерить личность, структурировать ее, или загонять в социальные рамки. Ее можно просто принять такую, какой она есть перед людьми. Также они считают, что не каждому дано стать личностью, некоторые так и остаются индивидами.
Сторонники гуманистической философии в отличие от персонализма, считают, что личностью есть каждый человек независимо от каких-либо категорий. Гуманисты утверждают, что независимо от психологических особенностей, черт характера, прожитой жизни, достижений каждый есть личностью. Даже новорожденное дитя они считают личностью, потому что у него был опыт рождения.
Понятие личности в философии кратко можно описать, пройдясь по основным временным периодам. В античные времена под личностью понималась особа, которая выполняла какую-то определенную работу, личностью называли маски актеров. Они как бы понимали что-то насчет существования личности, но понятия как такого в обиходе не было, только позже в ранней христианской эпохе начали применять этот термин. Средневековые философы отождествляли личность с Богом. Новоевропейская философия приземлила этот термин до обозначения гражданина. Философия романтизма разглядывала личность, как героя.
Понятие личности в философии кратко звучит так – личность может осуществиться, когда она владеет достаточно развитыми волевыми способностями, способна преодолеть социальные барьеры и выдержать все испытания судьбы, даже выйти за рамки конечности жизни.
Понятие личности преступника в криминологии
В криминологии огромную роль играет психология. Люди, занимающиеся следствиями должны обязательно иметь знания в области психологии, они должны уметь проанализировать ситуацию с разных сторон, исследовать все возможные варианты развития событий и вместе с тем натуры преступников, совершивших злодеяние.
Понятие и структура личности преступника есть основным предметом исследований криминальных психологов. Проводя наблюдения и исследования преступников, возможно, составить личностный портрет потенциального преступника, это в свою очередь, даст возможность предупредить следующие преступления. В таком случае человек рассматривается всестороннее – его психологические особенности (темперамент, акцентуации, склонности, способности, уровень тревожности, самооценка), материальное благополучие, изучается его детство, отношения с людьми, наличие семьи и близких знакомых, место работы и другие аспекты.
Если в психологии о личности говорят, как о единице, то есть характеристике индивида, то в криминологии это скорей абстрактное понятие, которое не дается отдельному преступнику, а создает его общий образ, состоящий из определенных свойств.
Человек попадает под характеристику «личности преступника» с того момента, когда он совершил свое злополучное действие. Хотя некоторые склонны считать, что еще раньше, задолго до того, как совершилось само преступление, то есть когда в человеке родилась идея, и он стал вынашивать ее. Сложней сказать о том, когда же человек перестает быть таким. Если человек осознал свою вину и чистосердечно раскаивается в содеянном, и искреннее жалеет о совершившемся и его неотвратимости, он уже как бы вышел за рамки понятия преступной личности, но факт остается фактом, и человек понесет наказание.
Также он может понять, что совершил ошибку во время отбывания наказания. Может и не понять никогда. Есть люди, которые никогда не откажутся от того факта, что совершили злополучное действие, даже понеся мучительное наказание, они не будут раскаиваться. Или есть также рецидивисты, которые отсидев один строк, выйдя на свободу, снова совершают преступление и так до конца жизни могут туда-сюда мотаться. Это чистой воды преступные натуры, они походят один на другого и попадают под общее описание преступника.Структура личности преступника представляет собой систему социально существенных характеристик, негативных свойств, которые вместе со сложившейся в тот момент ситуацией влияют на совершение проступков. Вместе с негативными свойствами у преступника имеют место и позитивные качества, но они могли деформироваться в процессе жизнедеятельности.
Понятие и структура личности преступника должны быть определенно ясными для криминалистов, чтобы в первую очередь суметь защитить граждан от угрозы.
Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.
Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»
Тест по теме »Психология личности» — Психология, Прочее
#1. В европейских языках насчитывается некоторое число слов, обозначающих многообразие черт личности, а именно
A. от двух тысяч до восемнадцати
A. от двух тысяч до восемнадцатиB. тысяча пятьсот
B. тысяча пятьсотC. пятьсот
C. пятьсот#2. Главным направлением развития психики индивида является
A. мышление
A. мышлениеB. социализация
B. социализацияC. онтогенез личности
C. онтогенез личности#3. Движущими факторами личности, которые побуждают поведение и определяют его направленность, в теории Фрейда считаются
A. внутренние конфликты
A. внутренние конфликтыB. потребности
B. потребностиC. инстинкты
C. инстинкты#4. Самоуверенный, напористый человек, обладающий незначительным социальным интересом, проявляющий превосходство над окружающими, не озабоченный благополучием других людей, решающий во враждебной манере основные задачи – это тип личности
A. антисоциальный
A. антисоциальныйB. берущий
B. берущийC. управляющий
C. управляющий#5. Тест как метод изучения личности в психологии
A. опросный листок, который выявляет специфические наклонности личности
A. опросный листок, который выявляет специфические наклонности личностиB. задание, которое выявляет показатель совершенствования психических функций человека
C. перечень вопросов, на которые дают ответы психологи
C. перечень вопросов, на которые дают ответы психологи#6. Волевые качества личности в психологии
A. сильные стороны характера индивида, позволяющие ему хладнокровно реагировать на жизненные трудности
A. сильные стороны характера индивида, позволяющие ему хладнокровно реагировать на жизненные трудностиB. свойства, сформировавшиеся в ходе жизненного опыта, связанные с преодолением препятствий и выработки силы воли
B. свойства, сформировавшиеся в ходе жизненного опыта, связанные с преодолением препятствий и выработки силы волиC. способность к стрессоустойчивости в сложных жизненных ситуациях
C. способность к стрессоустойчивости в сложных жизненных ситуациях#7.
Если подкрепление усиливает то поведение, которое уменьшает вероятность появления неприятных ощущений, то оно называетсяA. негативным
A. негативнымB. дифференцировочным
B. дифференцировочнымC. позитивным
C. позитивным#8. Психические свойства С.Л. Рубинштейн объединил в две группы
A. побудительные и инструментальные
A. побудительные и инструментальныеB. целевые и процессуальные
B. целевые и процессуальныеC. характерологические свойства и способности
C. характерологические свойства и способности#9. Движущими факторами личности, которые побуждают поведение и определяют его направленность, в теории Фрейда считаются
A. внутренние конфликты
A. внутренние конфликтыB. потребности
B. потребностиC. инстинкты
C. инстинкты#10. Психология личности изучает
A. взаимодействие индивида с социумом
A. взаимодействие индивида с социумомB. этапы взросления человека
B. этапы взросления человекаC. личность и ее индивидуальные процессы
C. личность и ее индивидуальные процессы#11. Человек, который убежден, что он ничего не получит из внешнего мира, что нужно беречь то, что есть и добывать как можно больше благ, – этот человек является представителем характера
A. эксплуатирующего
A. эксплуатирующегоB. рецептивного
B. рецептивногоC. накопительского
C. накопительского#12. Психические свойства С.Л. Рубинштейн объединил в две группы
A. побудительные и инструментальные
A. побудительные и инструментальныеB. целевые и процессуальные
B. целевые и процессуальныеC. характерологические свойства и способности
C. характерологические свойства и способности#13. В европейских языках насчитывается некоторое число слов, обозначающих многообразие черт личности, а именно
A. от двух тысяч до восемнадцати
A. от двух тысяч до восемнадцатиB. тысяча пятьсот
B. тысяча пятьсотC. пятьсот
C. пятьсот#14. Социальный интерес конкретизируется в человеческих
A. целях
A. целяхB. потребностях
B. потребностяхC. знаниях
C. знаниях#15. Движущими факторами личности, которые побуждают поведение и определяют его направленность, в теории Фрейда считаются
A. внутренние конфликты
A. внутренние конфликтыB. потребности
B. потребностиC. инстинкты
C. инстинкты#16. Направленность личности в психологии
A. наклонная прямая жизненных целей индивида
A. наклонная прямая жизненных целей индивидаB. свойство личности, в котором продемонстрирована совокупность стремлений к деятельности
B. свойство личности, в котором продемонстрирована совокупность стремлений к деятельностиC. установка для достижения определенных результатов
C. установка для достижения определенных результатов#17.
Тип личности, для экзопсихики которого характерны идеализация могущества и силы, а для эндопсихики – развитая активная воля, настойчивость, энергия и самообладание, характерен, по Лазурскому, для типа личностиA. эстетического
A. эстетическогоB. властного
B. властногоC. религиозного
C. религиозного#18. Психические свойства С.Л. Рубинштейн объединил в две группы
A. побудительные и инструментальные
A. побудительные и инструментальныеB. целевые и процессуальные
B. целевые и процессуальныеC. характерологические свойства и способности
C. характерологические свойства и способности#19. Термин личность в психологии определяется как
A. индивид, имеющий заслуги в определенной сфере деятельности
A. индивид, имеющий заслуги в определенной сфере деятельностиB. рассмотрение человека как субъекта социума, носителя индивидуального начала, которое раскрывается в ходе функционирования в общественной жизни
B. рассмотрение человека как субъекта социума, носителя индивидуального начала, которое раскрывается в ходе функционирования в общественной жизниC. человек во всех своих проявлениях
#20. Человек, который чувствует, что источник благ находится вовне, и полагает, что единственный способ иметь эти блага — получить их из внешнего источника, – это представитель социального характера
A. накопительского
A. накопительскогоB. рецептивного
B. рецептивногоC. эксплуатирующего
C. эксплуатирующегоПоказать результаты
Оцените тест после прохождения!
Нажмите на звезду, чтобы оценить!
Средняя оценка 5 / 5. Количество оценок: 1
Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.
Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!
Позвольте нам стать лучше!
Расскажите, как нам стать лучше?
Что такое личность в психологии: определение и теории?
- Автор сообщения: РАЗИЯ РАШИД
- Сообщение опубликовано: 18 июня 2020 г.
- Категория сообщения: личность
В общепринятом языке личность определяется по-разному. Это может означать известного человека или знаменитость или может относиться к физическим характеристикам человека. Например, когда мы видим красивого человека, мы часто говорим о том, что он/она обладает очаровательной личностью. В психологии под личностью понимают качества, характеристики человека, которые помогают ему реагировать на людей и ситуации. Гордон Олпорт дал самое известное определение личности. В своем определении Олпорт не только фокусируется на внутренних качествах и поведении человека, но и подчеркивает внутренние качества. Определение следующее:
Откуда Слово Личность происходит от м?Личность – это динамическая организация внутри индивидуума тех психофизических систем, которые определяют его уникальное приспособление к окружающей среде.
Гордон Олпорт, 1937
Личность происходит от латинского слова persona , обозначающего маску, которую в основном использовали актеры римского театра для смены грима на лице. Маска определяет роли, которые актеры собираются исполнять, а также качество или характеристики роли. Однако люди не всегда ведут себя на основе ярлыков, которые мы им даем, например, застенчивые, интроверты, чувствительные. Поведение людей меняется в соответствии с требованиями внешней ситуации. Чтобы они лучше приспосабливались к окружающей среде. Это потому, что люди делают то, что от них требуется, чтобы гарантировать их выживание.
Особенности личности в психологии
Личность – это уникальные и устойчивые качества, характеризующие поведение человека в различных ситуациях на протяжении определенного времени. Например, честный человек, скорее всего, останется честным независимо от ситуации. Таким образом, поведение, последовательное в разных ситуациях и периодах, характеризует личность. Личность имеет следующие черты:
- Она имеет как физическое, так и психологическое измерение.
- Основные черты личности постоянны и устойчивы.
- Иногда некоторые особенности поведения человека меняются в зависимости от ситуации, то есть для адаптации к окружающей среде.
- Выражение личности уникально для каждого человека.
Что такое теории личности?
Личность можно понять с помощью теорий, разработанных психологами разных школ. Некоторые теории объясняют происхождение и состав личностей. Другие сосредотачиваются на одном или двух вопросах, таких как влияние наследственности. Все теории личности подразделяются на подходы, составляющие основу теории личности. 9Теории личности Теория черт личности фокусируется на конкретных психологических атрибутах , по которым люди имеют тенденцию последовательно и стабильно различаться.
Различные теории личности в психологии
Вот список теорий личности, которые мы изучаем в психологии личности:
Заключение:
Понимание личности людей помогает нам предсказывать их поведение в различных обстоятельствах. Это также помогает нам вести себя с людьми лучше и приемлемым образом. Например, если мы знаем, что ребенок чувствителен или не уверен в себе. Более приемлемым способом обращения с такими детьми является обращение с ними иначе и более бережно, чем с другими детьми.
Теги: Личность, личность и автобиографические воспоминания, теории личности
РАЗИЯ РАШИД
Разия Рашид — основательница Psychology To Safety и фрилансер. Она интересуется изучением психологии, женщинами в конфликте и миростроительством.
Личность в психологии: определение и типы
Это не просто клише: важна личность.
Он влияет на то, как другие относятся к нам, и как мы относимся к ним. Наш интеллект и относительные привилегии могут привести нас далеко в жизни, но выдающаяся личность приведет нас к общему успеху. Люди уделяют много внимания личности, даже говоря о тесте индикатора типа Майерс-Бриггс (MBTI), описывая себя.
Как мы развиваем нашу личность? И что происходит, когда наша личность немного не в себе?
- Что такое личность?
- Какие основные теории личности в психологии?
- Каковы характеристики личности?
Множество людей, среди которых выделяется один улыбающийся, pixabay.com
Определение личности в психологии
Что такое личность и как она развивается?
Индивидуальность — это набор повторяющихся характеристик, которые создают в ком-либо индивидуальность и постоянство. Уникальное и индивидуальное поведение и наши устойчивые реакции в различных ситуациях составляют нашу личность.
Когда метро остановилось на 20 минут из-за отключения электроэнергии, вы, возможно, посмеялись, написали смс своему боссу и полезли в телефон за новостями или развлечениями. Однако другой пассажир, возможно, раздражался и раздражался до конца дня. То, как мы реагируем на определенные ситуации или раздражители, является частью нашей личности.
Теории личности в психологии
Понимание развития личности в психологии породило несколько влиятельных теорий.
Психоаналитическая теория личности Фрейда
Фрейд считал, что наша личность находится под влиянием нашего детского сексуального развития и наших бессознательных желаний, конфликтов и мотиваций. Усилия нашего разума выражать наши поиски удовольствий или агрессивные побуждения приемлемым и свободным от чувства вины способом являются основой нашей личности.
Фрейд считал, что большая часть нашего разума скрыта от нас. Его представление о разуме можно сравнить с айсбергом. Часть айсберга, которая находится над водой, — это сознательный разум. Это то, что мы полностью осознаем. Прямо под водой находится предсознание, туманная область, где мы можем восстановить мысли или эмоции, которые находятся за пределами нашего сознания. Оставшаяся часть айсберга, уходящая глубоко в воду, — это наше бессознательное, где хранятся наши желания, воспоминания и побуждения.
Неофрейдистские теории личности
Хотя идеи Фрейда оставили неизгладимый след в области психологии, они подвергались резкой критике в свое время и остаются таковыми по сей день. Тем не менее Фрейд продолжал вдохновлять многих важных мыслителей. Его работы легли в основу психодинамических, или неофрейдистских, теорий личности, а также работ таких психологов, как Карл Юнг, Карен Хорни и Альфред Адлер.
Неофрейдисты соглашались с важностью опыта раннего детства и бессознательного и поддерживали такие фундаментальные концепции, как ид, эго и суперэго. Однако они не придавали такого большого значения сексуальным мотивам, ссылаясь на социальные отношения и окружение как на сильные мотивирующие элементы. У них также было гораздо более богатое представление о бессознательном, поскольку они считали, что оно содержит больше, чем подавление и фрустрацию.
Гуманистическая теория личности
Вместо того, чтобы сосредоточиться на управлении нашими темными желаниями, как это делал Фрейд, гуманистическая теория личности сосредоточилась на самореализации и нашем внутреннем желании совершенствоваться и расти. Согласно этой теории, нами движет иерархия потребностей .
Иерархия потребностей по сути представляет собой пирамиду. Внизу находятся наши основные, физиологические потребности. Как только они удовлетворены, мы можем двигаться вверх по лестнице к таким потребностям, как безопасность, общение, карьера и личный потенциал.
Самоактуализация и самопревосхождение — цели гуманистической теории. Мы удовлетворяем потребность в самореализации, реализуя свой потенциал. Мы достигаем самопреодоления, когда реализуем нашу цель за пределами себя.
Я-концепция является важной чертой гуманистической теории. Если мы определяем себя негативно, у нас часто негативное представление о мире. Если у нас есть позитивная самооценка, мы часто также позитивно воспринимаем мир.
Теория черт личности
Теория черт занимается моделями поведения и мотивации, называемыми чертами . Он утверждает, что люди состоят из индивидуализированного коктейля черт, и на нашу личность влияет то, где мы находимся по шкале каждой черты. Двумя важными чертами личности в ранних исследованиях теории черт были интроверсия-экстраверсия и стабильность-нестабильность. Однако сегодняшние исследователи установили более широкий базовый набор, называемый «большой пятеркой факторов»: добросовестность, доброжелательность, невротизм, открытость и экстраверсия. Эти факторы сохраняются в разных культурах и встречаются у людей разного происхождения.
Большая пятерка характеристик личности согласно теории черт:
- Добросовестность — куда мы попадаем по шкале дисциплинированности, организованности и импульсивности.
- Доброжелательность — наш уровень готовности помочь, сотрудничества и доверия.
- Нейротизм — где мы попадаем по шкале беспокойства, удовлетворения и безопасности.
- Открытость — насколько мы изобретательны, практичны или независимы.
- Экстраверсия — наш уровень общительности или скрытности.
Теория черт хорошо предсказывает чью-то среднюю добросовестность или покладистость в разных ситуациях, но не может точно предсказать, как человек поведет себя в конкретной ситуации. По этой причине тесты, предназначенные для измерения личностных качеств, вызывают некоторую критику.
Социально-когнитивная теория личности
Эта теория сосредоточена на поведении и мыслях в социальном контексте. Он рассматривает личность как частично продукт обусловленности, а частично как нашу врожденную реакцию и интерпретацию данного события или ситуации. Наш прошлый опыт, воспоминания и предсказания работают вместе, чтобы произвести наше поведение. Наше познание или то, как мы интерпретируем прошлый опыт, — это то, как мы можем предсказывать поведение в подобных ситуациях в будущем.
Прошлый опыт общения с агрессивным коллегой (опыт) вызывает у человека чувство страха (воспоминание). Это вызывает у них опасения во взаимодействии с будущими коллегами (прогноз).
Развитие личности в психологии
Давайте посмотрим, как каждая теория интерпретирует различные факторы, влияющие на развитие личности в психологии.
Стадии психосексуального развития Фрейда
Фрейд считал, что личность развивается на протяжении пяти стадий психосексуального развития; оральная, анальная, фаллическая, латентная и генитальная стадии. У каждого этапа есть связанная с ним эрогенная зона, из которой проистекает наша мотивация. Эрогенные зоны — это области повышенного возбуждения или стимуляции в теле. Если наши потребности остаются неудовлетворенными или чрезмерно удовлетворяются, мы можем в конечном итоге зациклиться на определенной стадии развития.
Оральная стадия сосредоточена во рту, который получает удовольствие, пищу и информацию, сосая или кусая.
Анальная стадия сосредоточена на кишечнике и направлена на поиск приемлемых способов удовлетворения наших биологических потребностей.
Фаллическая стадия сосредоточена на гениталиях, особенно на половом члене. На этом этапе ребенок мужского пола должен управлять своим желанием матери и обидой на отца, что приводит к «эдипову комплексу» и «тревожности кастрации», т. Е. Страху наказания за эти противоречивые желания. Говорят, что дети женского пола испытывают пенису завидуют на этом этапе.
Латентная стадия сосредоточена на бездействии сексуальных чувств. Здесь дети сосредотачиваются на развитии знаний, отношений, ценностей и навыков за пределами семьи.
Стадия гениталий сосредоточена на гениталиях и растущем сексуальном интересе. У человека развивается зрелый сексуальный интерес и растущая забота о благополучии других и общества.
Гуманистическая теория личности
Гуманистическая теория подчеркивает важность окружающей среды для развития личности. Во враждебной или антагонистической среде мало или совсем нет средств для удовлетворения наших больших или даже основных потребностей. Те, кто вырос в зонах конфликта, по-прежнему будут озабочены удовлетворением своих основных потребностей в еде, сне и достаточном жилье, прежде чем они смогут перейти к рассмотрению образования, отношений или карьеры. Если мы растем в семье, где нас оскорбляют, мы можем вырасти боязливыми или пессимистичными в наших личных отношениях. Однако теоретики-гуманисты утверждали, что люди в основе своей хороши и естественным образом стремились бы к самореализации, если бы окружающая среда поддерживала их потребности.
Теория черт личности
Теория черт предлагает потенциальный биологический элемент в развитии личности. Изучая черту экстраверсии по сравнению с интроверсией, исследователи обнаружили, что лобные доли менее активны у людей с более экстравертным типом личности. Были также доказательства более высокого уровня активности дофамина в мозгу экстравертов. Исследования показали, что люди с более высокой реактивностью нервной системы, как правило, были более тревожными, застенчивыми и замкнутыми, а те, у кого большие лобные доли, были более добросовестными.
Теоретики черт также считают, что наша личность продолжает развиваться и стабилизироваться во взрослой жизни.
Социально-когнитивная теория личности
Эта теория подчеркивает важность окружения и предыдущего опыта в развитии личности. Большая часть нашего поведения отражает то, как мы обрабатывали предыдущий опыт, и то, чему мы научились благодаря обусловленности. Это включает в себя то, чему мы научились благодаря нашей семейной ячейке, сообществу и культуре.
Социально-когнитивные теоретики также предполагают взаимодействие генов и окружающей среды, утверждая, что наши генетически или биологически обусловленные черты могут быть уменьшены или усилены природой нашей окружающей среды.